Эвристические методы

Эвристический метод. Формы эвристического обучения

Частично-поисковый (эвристический метод обучения) – это организация активного поиска решения познавательных задач, выдвинутых в процессе обучения или самостоятельно сформулированных под руководством учителя или на основе эвристических указаний и программ. При этом мыслительный процесс приобретает продуктивный характер, но обязательно контролируется и направляется самими учащимися или педагогом. Эвристический метод необходим для постепенной подготовки учащихся к самостоятельной постановке и решению поставленной проблемы.

Деятельность педагога

Эвристическое обучение заключается в подведении обучаемых к постановке проблемы, при этом показывается, как нужно находить доказательства, после делать выводы из полученных фактов, строить план их проверки и т. д. Эвристическая беседа широко применяется при этом методе обучения, в процессе нее преподаватель задает несколько взаимосвязанных вопросов, являющихся шагами к решению проблемы. Эвристический метод предполагает, что ученики активно участвуют в подобных беседах, овладевая приемами анализа нового учебного материала с целью постановки какой-либо проблемы и поиска путей ее разрешения и т. д. Но учащиеся не всегда способны к самостоятельному решению сложной учебной задачи от начала и до конца, они могут попытаться частично разобраться в ней. Учитель пытается привлечь детей к выполнению отдельных шагов. Какую-то часть знаний дает взрослый, часть ученики ищут самостоятельно, отвечают на заданные вопросы или разрешают проблемные задания.

Эвристический метод обучения – это организация процесса овладения знаниями, при которой не все сведения детям даются в готовом виде, частично их необходимо добывать самостоятельно. Деятельность педагога подразумевает оперативное управление процессом решения проблемных задач.

Методы и формы

Главной задачей форм и методов эвристического обучения является создание обучающимися новых образовательных результатов: сочинений, идей, поделок, исследований, художественных произведений, конкурсов и др.

Эвристический метод предполагает следующие формы занятий:

  1. Олимпиады. При помощи них оценивают не правильность решения задач, а степень творчества учеников, которое проявляется при создании ими продуктов.
  2. Эвристические уроки предполагают выполнение заданий учащимися, направленные на их творчество (например, изобрести свои цифры, сочинить рассказ, составить игру и др.).
  3. Деловая игра позволяет приблизиться к реальным, производственным или научным условиям. При такой форме обучения в игровой форме моделируется работа организации по решению какой-либо проблемы.
  4. Интерактивные формы обучения реализуются при помощи компьютерных программ.
  5. Дистанционные и очные проекты. С помощью дистанционной формы обучения (E-mail, сеть Интернет) организуются между школами эвристические олимпиады, творческие проекты, исследования.
  6. Творческие работы. Ученикам дается задание творческого характера, которое они способны выполнить в течение урока. Или над заданием нужно потрудиться пару дней, а возможно, и пару месяцев (экзаменационные, итоговые работы, которые оформляются специальным образом).
  7. Погружение. При такой форме обучения в течение некоторого времени происходит погружение, например, в определенное историческое событие или эпоху, в физическую теорию, в творчество писателя. При этом обеспечивается личностное познание культурного, природного или другого образовательного объекта.
  8. Метод «вживания». Ученик пытается вжиться в объект изучения, познать и почувствовать его изнутри (например, стать цветком).
  9. Метод символического видения. Ученики наблюдают какой-либо объект с целью понять и изобразить его символ в любой форме (графической, словесной).
  10. Метод образного видения. Учащиеся смотрят, например, на горящую свечу и пытаются увидеть и нарисовать те образы, которые они увидели.
  11. Метод придумывания. При этом создается новый, неизвестный ранее продукт. Например, додумывается сказка, в которой произошел неожиданный поворот (Курочка Ряба снесла не 1, а 3 золотых яйца).
  12. Метод «Если бы…». Учащиеся рисуют или устно описывают картину о том, что случится, если в мире что-нибудь изменится (например, исчезнут слова, все люди переселятся на Марс, начнут говорить животные и др.).
  13. Метод эвристических вопросов. Задаются 7 ключевых вопросов: «Кто? Что? Где? Зачем? Как? Чем? Когда?» для того, чтобы найти сведения о каком-либо объекте или событии.
  14. Метод гиперболизации. Происходит уменьшение или увеличение объекта познания, его отдельных частей или качеств (придумывается самое длинное число, изображаются кролики с большими головами или двумя ногами).
  15. Метод агглютинации. Учащимся предлагают соединить несоединимые в действительности свойства, качества, части объектов и изобразить вершину пропасти, соленый сахар, черный свет, квакающую собаку.
  16. Мозговой штурм – это сбор как можно большего количества мыслей, идей в ходе обсуждения.
  17. Метод морфологического ящика. При этом происходит поиск новых, неожиданных идей с помощью составления комбинаций неизвестных и известных элементов.
  18. Метод инверсии. Применяются принципиально противоположные альтернативные решения взамен стереотипных приемов.

Преимущества

Эвристическое обучение эффективно, так как:

  • увеличивается роль самостоятельности в образовательном процессе, повышается инициативность;
  • появляется положительная внутренняя мотивация в процессе поиска решения проблем;
  • формируется творческий подход к решению задач, применяются полученные умения и знания в новых, нетипичных ситуациях;
  • при групповой организации работы учеников происходит укрепление межличностных отношений, развивается взаимодействие в коллективе;
  • повышается самооценка детей;
  • эвристические методы принятия решений дают возможность самореализации обучаемых в процессе обучения:
  • повышается уровень усвоения нового учебного материала.

Недостатки

Эвристический метод требует большей затраты времени, если сравнивать его с сообщением готовых знаний. Вот почему преподаватель не имеет возможности на всех уроках его использовать. Вообще применение метода напрямую зависит от уровня развития и обученности учащихся, а особенно от того, сформированы ли у них познавательные умения.

Таким образом, эвристические методы нужно использовать в разумных пределах, нейтрализуя их недостатки с помощью разных приемов. Необходимо помочь тем ученикам, которые не смогли решить на уроках поставленные задачи. Нужно попытаться сформировать у детей умения и навыки, которые пригодятся им для самостоятельного решения проблемы.

Эвристические приемы и методы применимы не только в обучении, но и в профессиональной деятельности.

Эвристический анализ

Эвристические методы анализа – это группа приемов сбора и обработки информации, которая опирается на суждения группы специалистов. Их еще называют креативными.

Эвристические методы являются основой для экспертных оценок, рассматриваемых операций, процессов, результатов. Все выводы, которые получены при анализе на основе этих методов, всегда имеют логическое обоснование и могут быть выражены в форме прямой оценки (неприемлемо, приемлемо, вредно, полезно); определения предположений (выбор наиболее удачных или первоочередных решений); отбора мероприятий для конкурентной проработки.

При эвристическом анализе применяются следующие методики: метод контрольных вопросов, коллективный блокнот, деловая игра, комиссии и конференции, метод аналогии, метод сценариев, целевая оценка, банк идей, метод «паутина», мозговой штурм, активный социологический тестированный анализ и контроль, SWOT-анализ.

Эвристическое прогнозирование

Эвристические методы прогнозирования являются необходимыми и важными инструментами предвидения будущего, их роль велика там, где использование других методов пока не представляется возможным.

Достоинством эвристического прогнозирования считается то, что оно применимо для прогнозирования любых процессов, вне зависимости от их природы и уровня знаний, а также отсутствия или наличия какой-либо информации. Большой эффект эвристическое прогнозирование способно дать при определении новых направлений дальнейшего развития и их возможностей.

Эвристические методы управленческих решений

Эвристический метод принятия решений необходим при поиске новых управленческих идей. Прошлый опыт не отвергается, его пытаются объединить с новыми идеями. В результате этого есть возможность решить старые задачи, которые не было возможности решить при помощи других методов, а также новые задачи, которые возникают при управлении инновационной деятельностью. В реализации данного метода выделяется 2 необходимых элемента: инсайт и мыслительные усилия для решения управленческих задач.

Метод эвристических приемов

Не имеет однозначного определения понятие эвристического приема. Под ним понимается элемент эвристического метода и преобразующее действие, которое позволяет составить алгоритм решения проблемной задачи.

Педагогика

Особое место в системе различных методов проблемного обучения занимает эвристическая беседа. Принято считать, что ее создал Сократ, поэтому иногда такую беседу называют сократической. Ее история началась 2 тысячи лет назад, но наиболее продуктивно эвристическую беседу стали изучать с середины пятидесятых годов ХХ века, когда разрабатывалась концепция проблемного обучения. В результате исследований различными педагогами была определена сущность, структура, функции, типы эвристической беседы, затем была разработана система методических приемов, которая позволяет учителю реализовать ее в педагогической деятельности.

Итак, эвристическая беседа это вопросно-ответная форма обучения, когда учитель вместо сообщения ученикам готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам. Осуществляется это путем правильно поставленных вопросов со стороны учителя и задействования учениками своего опыта, имеющихся знаний и наблюдений.

Характерной особенностью такой беседы является выдвижение проблемы, которая требует решения. Для этого учитель задает ученикам серию взаимосвязанных вопросов, которые вытекают один из другого. Каждый из подвопросов представляет собой небольшую проблему, но в совокупности они ведут к решению основной проблемы, поставленной учителем. Вопрос здесь играет очень важную продуктивно-познавательную функцию.

Примером такой беседы может быть вопрос о природе степи. Учитель задает вопрос «Какая зима в степи» и когда получает короткий ответ, например, «Зима короткая и теплая», учитель начинает задавать подвопросы. Это необходимо, поскольку такой короткий ответ, во-первых, является недостаточным, а во-вторых, не дает возможности ученику его обосновать. К примеру, учитель спрашивает о расположении степи на карте по отношению к лесам и тундре, при этом уточняя, в каком регионе теплее и почему. Затем расширяет «горизонт» вопроса, спрашивая о том, одинакова ли зима на всей территории степи, подводит к изначальному вопросу, на который дети уже смогут дать не только более развернутый ответ, но и обосновать его.

Характеристики эвристической беседы

В результате логически взаимосвязанных вопросов, когда беседа принимает постепенно развертывающийся характер, они сопровождаются цепочкой ответов. Соединены вопросы между собой не механически, они расположены таким образом, что каждый последующий вытекает из ответа на предыдущий вопрос. А ответ выступает как отдельная мыслительная ступенька, которая является частью решения задачи.

Подытожив все это, можно выделить основные характеристики эвристической беседы:

  • Каждый из поставленных вопросов является логическим шагом поиска;
  • Вопросы взаимосвязаны;
  • Поиск ответов и решения осуществляется учениками при частичном руководстве учителя самостоятельно: учитель направляет – ученики решают шаги целостной задачи;
  • Такой поиск ориентирован на способы получения знаний или на доказательство их истинности;
  • В успехе поиска большую роль играет запас уже имеющихся знаний.

Чтобы лучше понять природу эвристической беседы нужно рассмотреть ее структурно-функциональные особенности. Основными структурными элементами выступают вопросы и ответы, вопрос является ведущим элементом. Цепь вопросов предполагает ответы на каждый из них, в результате они приводят к определенному общему выводу. Каждый вопрос и ответ на него формируют отдельный шаг. При эвристической беседе движение к следующему шагу возможно только когда завершен предыдущий шаг, то есть новый вопрос задают только после ответа на предыдущий.

Внутри каждого шага и между ними учитель может высказывать корректирующие замечания или разъяснений, к примеру, «покажи на карте», «проанализируй поступок», «отыщите», «вспомни», «прочтите и скажите» и так далее. Замечания играют вспомогательную роль и являются, по сути, вопросами, выраженными не в вопросительной форме.

Как видим, эвристическая беседа не имеет жесткие рамки последовательных и чередующихся вопросов и ответов, в нее включены высказывания учеников, оценочные суждения, цепи вопросов могут быть поставлены таким образом, чтобы ответ на них был объединяющим.

Вопрос и ответ

В ходе анализа структуры эвристической беседы и установления, что вопрос это ее основной элемент, необходимо уточнить его специфику в такой беседе. Вопрос представляет собой сложное взаимодействие различных отношений: предметного, психологического, логического и синтаксического характера, он является обязательным компонентом беседы, выступающей в роли общепедагогической категории.

В эвристической беседе назначение вопроса следующее: он выступает в качестве несущего противоречивое отношение между двумя видами знаний (знание о незнании и знание сущности), при этом вопрос выполняет функцию побуждения к тому, чтобы знания о незнании превратились в знание сущности. В эвристической беседе вопрос является тем первым шагом выхода за пределы знаний, которые уже имеются, без которых неосуществимо познавательное и направленное движение мышления, поскольку форма вопроса свидетельствует о наличии проблемы и устанавливает ее. Вопрос выступает мыслительной задачей, после решения которой ученикам открывается путь к последующему поиску истины. Вопрос позволяет мысли ученика найти выход, когда ему казалось что найти новое решение уже невозможно. Поэтому в эвристической беседе каждый вопрос является шагом по направлению мысли к достижению определенной цели. Каждый раз постановка нового вопроса побуждает учеников искать выход, а это побуждает актуализировать прежние знания материала, который необходим для ответа на вопрос.

Вопросы и ответы имеют несколько точек соприкосновения и органически связанны между собой, и это несмотря на их совершенно противоположные функции: вопросы определяют предмет искомого, а ответы определяют найденное содержание предмета. Ответ в эвристической беседе является не только представлением результата знаний, но и процессом овладения ими. Каждый вопрос указывает на то, что знания ученика имеют некоторую незаконченность, поэтому он выражает побуждение их пополнить. Ответ в качестве структурного элемента эвристической беседы является собственным ответом ученика, поскольку он не видел их в учебнике, не слышал их в рассказе педагога. Его ответ выработался при мыслительной деятельности, на основе тех фактов и обобщений, которые имеются у ученика и при помощи своих усилий.

Специфика структуры эвристической беседы

В результате, анализ структуры эвристической беседы позволяет понять и полнее выявить природу ее сущности. Но поскольку вопрос и ответ являются присущими элементами любой беседы, следует обозначить специфику структуры эвристической беседы. Первым этапом в ней является искомое, а в реализации эвристической беседы первым этапом становится подведение к искомому, его постановка, выраженная в проблеме. Что касается понятия проблема, то она является осознанием того, что еще не познано и должно быть познано. При этом учебная проблема является осознанием учениками познавательного вопроса, решение которого невозможно на базе уже имеющихся знаний, но решить его необходимо, чтобы преодолеть возникшее затруднение (учебное или практическое). Но отождествить проблему с вопросом нельзя, несмотря на существующую между ними связь (проблемы часто ставят в форме вопроса и нередко они совпадают с ним). Таким образом, проблему можно представить в качестве некой разновидности вопроса.

Искомое основано на противоречии материала, который имеется у учеников и материала, который предстоит найти. Противоречивость данных порождает процесс мышления, который направлен на их устранение. При этом тот запас знаний, который заложен в противоречии, не указывает само решение, а побуждает ученика к его поиску, направляет на путь нахождения новых знаний. В эвристической беседе такой путь поиска, началом которого является постановка искомого, а окончанием нахождение ответа, существует. Сами по себе имеющиеся знания не указывают такой путь, поэтому единственным выходом является пройти путь решения или найти его самостоятельно. Из этого следует, что второй структурный элемент эвристической беседы – способ решения. Ответ, найденный на вопрос, часто оказывается недостаточным, поэтому появляется необходимость проводить проверку решения каждый раз, чтобы установить, удовлетворяет ли полученный ответ. Из этого следует что проверка значимости ответа является последним элементом структуры эвристической беседы. Таким образом, структуру эвристической беседы можно представить так:

  1. искомое;
  2. способ решения;
  3. самое решение и выстраивание учителем шагов поиска и выполнение учениками этих шагов;
  4. результат решения.

Функции и типы

Проявляется структура такой беседы в ее функциях: побудительной, образовательной, воспитательной, развивающей и контрольно-коррекционной. Эти функции относятся к общепедагогическим, а специфическими функциями эвристической беседы являются:

  1. Обучение различным способам решения проблемы и руководство познавательной деятельности учеников, которое осуществляется через раскрытие и показ пути поиска, его стимулирование и доказательство его истинности, формирование умения выстроить систему доказательств.
  2. формирование познавательной самостоятельности;
  3. формирование диалектического мышления.

Достичь этих целей помогает выявление типов, роли и места в учебном процессе эвристической беседы. Так, основными типами такой беседы можно назвать эвристическую беседу, которая направлена на поиск ответа, когда ученики знают способ; эвристическую беседу, которая направлена на поиск способа, когда ученики знают ответ и эвристическую беседу, которая направлена на поиск ответа и способа.

При беседах первого типа воедино сливается и определение пути поиска, и его прохождение. Познавательная деятельность в этом случае сводится к следующему: система вопросов, поставленных учителем указывает на этапы поиска, а поиск ответа на подвопросы ученики осуществляют самостоятельно, а значит, ученики привлекаются к участию в поиске по элементам.

Второй тип эвристической беседы предполагает раскрытие пути поиска решений, доказательство истинности знаний, другими словами выявление способа. Структура познавательной деятельности в этом случае заключается в следующем: учитель упорядочивает воспроизведение знаний учеников в необходимой для построения знаний при поиске ответа последовательности. Система вопросов позволяет учителю актуализировать знания учеников, а поиск при этом не осуществляется.

Третий тип эвристической беседы характеризует направленность деятельности учеников на поиск ответа, обоснование этапов поиска, которое позволяет найти способ решения. Этот тип является промежуточным между первым и вторым типом.

Таким образом, можно выделить формы эвристической беседы: жесткая вопросно-ответная (компонентами выступают вопрос учителя, ответ ученика) и свободная форма, в которой при вопросе учителя ученики дают цепочку ответов, которые следуют друг за другом без промежуточных вопросов.

Эвристическая беседа выполняет такие задачи как получение глубоких и прочных знаний, побуждение к установке связей и закономерностей, способствует проникновению в сущность материала, помогает найти в нем причинно-следственные связи, опровергнуть ошибочные суждения и обосновать свои, подходить к фактам критически. При этом она развивает высокую активность, сознательность учеников, формирует познавательную самостоятельность.

  • Ольга

Эвристические методы

Что такое эвристические методы?

Эвристические методы — методы рождения новых идей (Эврика – от греч. «нашел»). Эвристические методы – последовательность предписаний или процедур обработки информации, выполняемая с целью поиска более рациональных и новых конструктивных решений.

Эвристические методы решения творческих задач — это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса творческих задач.

Эвристические методы обычно противопоставляют формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели. В психологической и кибернетической литературе под эвристическими методами понимаются любые методы, направленные на сокращение перебора, или индуктивные методы решения задач.

Впервые учение об эвристических методах разработано и введено в практику Сократом. Архимед в «Учении о методах механики» подробно описал способы рассмотрения и решения новых задач. От него искусство решения трудных проблем получило свое название «Эвристика».

Известно несколько десятков эвристических методов, использование которых позволяет решать самые различные проблемные задачи, возникающие в человеческой деятельности и общении. Существует множество методов поиска идей. С некоторой степенью условности их можно разделить на три группы:

  1. Методы психологической активизации мышления.
  2. Методы систематизированного поиска.
  3. Методы направленного поиска.

Каждый из методов имеет целью облегчить поиск решения творческой задачи по сравнению, с так называемым, методом «проб и ошибок», которым обычно пользуется человек. Целесообразность применения метода, принадлежащего к той или иной группе, в частности, зависит от сложности решаемой задачи. Для решения сравнительно простых задач целесообразно использовать методы, относящиеся к двум первым группам. Методы направленного поиска специально создавались для решения сложных задач и, несмотря на сложность этих методов, их применение в данном случае оказывается оправданным. Применение же методов направленного поиска для простых задач может оказаться нецелесообразным из-за того, что сложность самих методов будет выше сложности решаемой задачи или по причине непригодности этих методов для решения таких задач.

Методы психологической активизации творческого мышления направлены на устранение, так называемой психологической инерции мышления, препятствующей нахождению изобретательских решений и новых бизнес идей, мешающей более всестороннему рассмотрению проблемы. Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса. Однако, для решения сложных изобретательских и нестандартных задач, в основе которых заложены противоречия, эти методы малоэффективны.

Мозговой штурм

Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности при недостатке информации.

Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.

Правила проведения мозгового штурма

  • Количество идей предпочтительнее качества.
  • Критика идей на этапе «штурма» запрещена.
  • В группе генерации идей не должно быть начальства.
  • Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи.
  • Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.
  • Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей.
  • Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников от скованности.
  • Идеи излагайте кратко.
  • Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются.
  • При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются.

План действий

  • Ознакомить участников с правилами мозгового штурма.
  • Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников.
  • Строго выполнять правила мозгового штурма.

Этапы мозгового штурма

  1. Подготовка
  • Назначение ведущего.
  • Обучение и инструктаж участников.
  • Обеспечение деятельности участников.
  • Выдвижение идей
    • Уточнение задачи.
    • Генерация (штурмование) идей.
    • Объединение, уточнение и редактирование списка идей.
  • Оценка и отбор идей
    • Определение критериев оценки.
    • Классификация и оценка идей.
    • Развитие идей на основе анализа.

    Достоинства

    • Легкость освоения и простота в обращении.
    • Незначительные затраты времени на проведение.
    • Универсальность метода.
    • Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.

    Недостатки

    • Решение относительно простых задач.
    • Отсутствие критериев, дающих приоритетные направления выдвижения идей.
    • Нет гарантии нахождения сильных идей.

    Теневая мозговая атака

    Теневая мозговая атака – метод организации коллективного генерирования новых идей, являющийся разновидностью мозгового штурма (мозговой атаки) и разработанный преимущественно для использования в целях обучения и тренинга творческих способностей.

    Теневая мозговая атака позволяет вовлечь в процесс коллективного творчества всех участников процесса без ограничений. Во время проведения теневой мозговой атаки в аудитории формируется группа активных генераторов идей из нескольких человек, которая работает по правилам обычного мозгового штурма. Из остальных участников учебного процесса формируется одна или несколько групп «теневого кабинета» (между ними может быть организовано соревнование). Генераторы «теневого кабинета» следят за ходом работы активных генераторов, воспринимая и фиксируя выдвигаемые ими идеи и решения, но не высказывая своих предложений вслух.

    «Теневые» и активные генераторы идей во время проведения теневой мозговой атаки могут находиться в одном или различных помещениях (в последнем случае «теневой кабинет» следит за ходом работы активных генераторов по видеомонитору).

    При анализе результатов и развитии выдвинутых идей привлекают известные методы. Данная модель нашла широкое применение в школах изобретательства, она может быть использована в любой аудитории.

    Карты Проппа

    Характерной чертой гения Леонардо является то, что он, впервые в истории, стал рассматривать машину не как нечто органически цельное, а как сочетание более простых устройств. Леонардо да Винчи «расчленил» машины на отдельные элементы – «функции». Например, он специально изучил «функцию» трения, что позволило ему сконструировать подшипник, шариковый и конусный.

    Нечто подобное леонардовскому расчленению механических устройств на «функции» проделал с народными сказками советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфология сказки» и в своем исследовательском труде «Трансформации волшебных сказок».

    Проанализировав структуру народной сказки, причем особенно тщательно – ее русский вариант (являющийся в значительной мере частью индоевропейского наследия) В.Я. Пропп сформулировал следующие три принципа:

    1. «Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются».
    2. «Число функций, известных волшебной сказке, ограниченно».
    3. «Последовательность функций всегда одинакова».

    Согласно системе Проппа, этих функций — тридцать одна:

    1. Отлучка кого-либо из членов семьи
    2. Запрет, обращенный к герою
    3. Нарушение запрета
    4. Выведывание
    5. Выдача
    6. Подвох
    7. Невольное пособничество
    8. Вредительство (или недостача)
    9. Посредничество
    10. Начинающееся противодействие
    11. Герой покидает дом
    12. Даритель испытывает героя
    13. Герой реагирует на действия будущего дарителя
    14. Получение волшебного средства
    15. Герой переносится или приводится к месту нахождения предмета поисков
    16. Герой и антагонист вступают в борьбу
    17. Героя метят
    18. Антагонист побежден
    19. Беда или недостача ликвидируется
    20. Возвращение героя
    21. Герой подвергается преследованиям
    22. Герой спасается от преследования
    23. Герой не узнанным прибывает домой или в другую страну
    24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания
    25. Герою предлагается трудная задача
    26. Задача решается
    27. Героя узнают
    28. Ложный герой или антагонист изобличается
    29. Герою дается новый облик
    30. Враг наказывается
    31. Герой вступает в брак.

    Разумеется, не во всех сказках наличествуют все функции; строгая последовательность функций может и нарушаться, возможны перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой или с двенадцатой, но – если, конечно, сказка достаточно старинная – вряд ли она будет возвращаться вспять, восстанавливать пропущенные куски.

    Функция, именуемая «отлучкой» и поставленная Проппом на первое место, может осуществляться любым персонажем. Это может быть принц, отправляющийся на войну, купец, собравшийся в дальний путь по делам, один из родителей, уходящий на работу (наказав детям – это и есть «запрет» – никому не открывать дверь или не притрагиваться к какому-нибудь предмету) и т.п.

    На этом мы свои наблюдения над «пропповскими функциями» закончим; посоветуем лишь – тем, у кого появится охота, – сравнить приведенный перечень с сюжетом любого приключенческого фильма; удивительно, как много совпадений вы обнаружите. Что и говорить традиция сказки живет в нашей культуре!

    Нас эти функции интересуют потому, что на их основе мы можем строить бесконечное множество рассказов, подобно тому, как можно сочинять сколько угодно мелодий, располагая двенадцатью нотами.

    Разбейте лист ватмана на десять квадратов, в каждом из которых обозначена определенная функция и приведен пример к ней. Это позволит ученикам быстро понять назначение каждой функции. С целью закрепления и апробации можно предложить ученикам придумать сказку о классе и попросить сделать зарисовки того, как они представляют сюжеты каждой карты. Таким образом, вы получите коллективный комикс.

    1. Отлучка кого — либо из членов семьи.

    Жила-была старая коза. Было у нее семеро козлят, и она их так любила, как может любить только мать. Раз собралась она идти в лес, корму принести…

    «Волк и семеро козлят». Братья Гримм

    2. Запрет, обращенный к герою.

    — Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек…

    «Гуси-лебеди». Русская народная сказка

    3. Нарушение запрета.

    В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашел там лягушачью кожу и бросил ее в печь, сжег на огне…

    «Царевна-лягушка». Русская народная сказка

    4. Вредительство (или недостача).

    Пошел волк на реку, опустил хвост в прорубь, сидит и приговаривает:

    — Ловись, рыбка, и мала и велика
    Ловись, рыбка, и мала и велика!
    А лисица ходит около волка и приговаривает:

    — Ясни, ясни на небе звезды,
    Мерзни, мерзни, волчий хвост!…

    «Лиса и волк». Русская народная сказка

    5. Получение волшебного средства (даритель).

    Вытащила его наверх ведьма, и вот он опять на дороге, только теперь карманы его, и сапоги, и ранец, и кивер полны денег.
    — На что тебе огниво? — спросил солдат.
    — Не твое дело! — отвечала ведьма. -Получил свое — отдавай мое! Ну же!
    — Как бы не так! — сказал солдат. — Сей же час говори, на что оно тебе, не то саблю из ножен — и голова с плеч!
    — Не скажу! — упорствовала ведьма.

    «Огниво». Ганс Христиан Андерсен

    6. Начинающееся волшебное действие.

    Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:
    — По щучьему веленью,
    По моему хотенью
    Ну-ка, печь, поезжай к царю.

    Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю..

    «По щучьему веленью». Русская народная сказка

    7. Беда ликвидируется.

    Открылись ворота, и когда девушка оказалась под ними, вдруг пошел сильный золотой дождь, и все золото осталось на ней, так что вся она была сплошь покрыта золотом.
    — Это тебе за то, что ты так хорошо работала, — сказала госпожа Метелица и вернула ей также и веретено, упавшее в колодец.

    «Госпожа Метелица». Братья Гримм

    8. Возвращение героя.

    — Что невесел, муж дорогой? — спрашивает Василиса Премудрая.
    — Ах, жена моя любимая, видел я во сне отца с матерью, дом родной, сад большой, а по саду детки бегают. Может, то братья мои да сестры милые, а я их наяву и не видывал.
    Опустила голову Василиса Премудрая:
    — Вот когда беда пришла! Если уйдем мы, будет за нами погоня великая. Сильно разгневается морской царь, лютой смерти нас предаст. Да делать нечего надо ухитряться.

    «Василису Премудрая». Русская народная сказка

    9. Герою предлагается трудная задача.

    Стало на сердце попа веселее,
    Начал он глядеть на Балду посмелее.
    Вот он кричит: «Поди-ка сюда,
    Верный мой работник Балда.
    Слушай: платить обязались черти
    Мне оброк до самой смерти;
    Лучшего б не надобно дохода,
    Да есть на них недоимки за три года.
    Как наешься ты своей полбы,
    Собери-ка с чертей оброк мне полный».

    «Сказка о попе и работнике его Балде». А.С.Пушкин

    10. Победа, подарок, радость.

    Сыграли свадьбу царевны с Иванушкой и сделали пир на весь мир.

    «Сивка-бурка». Русская народная сказка

    Метод фокальных объектов

    Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, и для тренировки воображения.

    Цель метода. Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.

    Суть метода. Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.

    План действий

    • Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (Фокальный объект), уточнить цель.
    • Выбрать 3-4 случайных объектов.
    • Выписать для каждого из них несколько характерных признаков.
    • Полученные признаки перенести на фокальный объект – получить новые сочетания.
    • Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
    • Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации.

    Результат

    Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.

    Достоинства

    • Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.
    • Нешаблонность выдвигаемых идей.
    • Универсальность метода.

    Недостатки

    • Непригодность при решении сложных задач.
    • МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.
    • Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.

    Пример применения МФО:

    Совершенствуемый объект

    Фонарик.

    Случайные объекты

    Очки, валенок, парашют.

    Характерные свойства или признаки случайных объектов

    1. Очки: солнечные, защитные, модные.
    2. Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
    3. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

    Новые сочетания

    1. Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
    2. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
    3. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

    Новые идеи

    1. Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
    2. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.

    Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

    Метод «Шесть шляп мышления»

    Назначение метода

    Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

    Цель метода

    Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

    Суть метода

    Шесть шляп мышления — простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

    План действий

    1. Пройти обучение принципам и применению метода, что позволяет запомнить правила, научиться использовать и сознательно применять их на практике.
    2. После этого использовать определенные «режимы мышления» для осознания, контроля и приспособления образа мышления при решении конкретных проблем.
    3. Надевая, снимая, сменяя шляпу мышления или только называя «шляпу», чтобы просто обозначить свое мышление, мы принимаем на себя определенную роль, на которую эта шляпа указывает.

    Особенности метода

    В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную печать. Метод шести шляп — это применение того же принципа в мышлении: попытка научиться уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз. В результате сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном объеме.

    Шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления. Большее число шляп было бы громоздким и запутывающим. Меньшее — не адекватным.

    Шесть шляп мышления предназначены для творческого и конструктивного мышления, которые дополняют оценочное и аналитическое.

    Правила использования шляп

    1. Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
    2. Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.
    3. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
    4. Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею , не нападая на человека, предложившего ее.

    Шесть шляп мышления

    Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

    Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

    Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа — это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

    Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа — это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

    Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

    Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

    Дополнительная информация:

    1. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.
    2. До 90% ошибок в мышлении (в нетехнических областях) — это ошибки восприятия. Логические ошибки очень редки.
    3. Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. однако если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает.

    Достоинства метода

    • Наглядность, простота освоения и применения.
    • Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.
    • Позволяет отстранить свое эго от мышления.

    Недостатки метода

    • Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.
    • Большая психологическая нагрузка.

    Ожидаемый результат

    Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.

    Метод эвристического диалога (МЭД)

    Метод эвристического диалога (МЭД).

    Происходящие в современном обществе изменения обуславливают необходимость модернизации образования в направлении развития личности учащегося, раскрытия его внутреннего потенциала, подготовке к активной жизненной позиции. Эта важнейшая педагогическая задача определяет приоритет, стратегию и основные направления исследований в разработке методов обучения, помогающих учащимся не только ориентироваться в сложном мире, но и владеть методами самостоятельного извлечения новых знаний.

    В настоящее время ситуация в образовательной системе такова, что практически отсутствуют методы, которые целенаправленно формируют умения воспитуемого по поиску новой учебной информации.

    Как следствие, в школьной практике практически отсутствует возможность объединения двух составляющих процесса воспитания: во-первых, целенаправленное, а не стихийное, т.е мы обучаем учащегося задавать вопросы учителю или воспитателю с целью приобретения знаний; во-вторых, количественная и качественная оценка эффективности «вопрошающей» деятельности учащихся.

    В настоящее время диалог осуществляется в том ключе и в той последовательности, какими их видит воспитатель или учитель. Обучаемый вынужден отвечать на вопросы педагога и при этом не может раскрыть перед ним свой круг интересов в изучаемом конкретном вопросе. Процесс же воспитания и обучения будет эффективным в том случае, если воспитатель поможет раскрыть и расширить эту сферу интересов воспитанника, что возможно только в том случае, если он будет видеть горизонты этой сферы и будет знать, в чем именно заинтересован учащийся. Для выполнения данного условия необходимо, чтобы обучаемый сам задавал вопросы своему преподавателю, и таким образом, диалог осуществлялся бы в «обратном» направлении, не переставая быть, естественно, самим диалогом.

    Метод воспитания, в котором инициатива в задавании вопросов принадлежит ученику, является методом эвристического диалога (МЭД).

    Практика применения этого метода показывает, что вопрос учащегося выступает в качестве инструмента познания, и от того, насколько учащийся владеет данным инструментом, зависит эффективность самостоятельного приобретения им новых знаний, поскольку существует взаимосвязь умения задавать с уже усвоенными знаниями и умениями. Это позволяет рассматривать метод эвристического диалога как сущностную характеристику эвристического обучения.

    Важнейшим преимуществом метода является потребность (мотивация) ученика самостоятельно задавать вопросы учителю.

    Во-первых, внешняя мотивация меняется за счет изменения стимулирующей деятельности учителя. Если в традиционной эвристической беседе и других диалогических методах эвристического обучения приоритетным является стимулирование ответной деятельности учащихся, поскольку основной движущий фактор здесь – это система вопросов и заданий, которые ставятся учителем перед учащимися, то при применении метода эвристического диалога приоритетным является стимулирование вопрошающей деятельности ученика. Однако важно выделить и внутреннее стремление ученика к задаванию вопросов, то есть внутренний мотив его вопрошающей деятельности. Он возникает при отсутствии «давления» на ученика со стороны учителя, доминирования его логики, мнения, авторитета в познании учеником нового. Таким образом, мотивация метода эвристического диалога является приоритетом внутреннего побуждения над внешним стимулом.

    ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МЕТОДА ВОПРОШАНИЯ (ТРИАДА ВОПРОСОВ)

    В методе эвристического диалога также реализуется принцип обратной связи: умения учащегося задавать вопросы учителю неразрывно связаны с эффективностью усвоения им новых знаний. Деятельность учителя направлена на разъяснение ученику алгоритма поиска учебной информации и поддержании его вопрошающей активности в «нужном русле», в соответствии с заданным алгоритмом. Работа же ученика определяется базисной триадой вопросов, проецирующей научное познание на учебный и воспитательный процесс. Ответим на два вопроса: Что из себя представляет базисная триада вопросов? И, на второй: Как научить ученика задавать логически правильные вопросы для доказательства или опровержения задания учителя?

    Научное познание любого объекта имеет три основные стадии. На первой стадии объект выделяется среди других объектов окружающего мира, изучаются его свойства, характеристики. На этом этапе он рассматривается преимущественно со своей внешней стороны, доступной живому созерцанию. Вычленение внешней стороны объекта в целом кореллируется постановкой вопроса «Что?». Вторая, следующая стадия исследования требует описания свойств выделенного объекта или явления. Проникая вглубь объекта, наше мышление расчленяет целое на части, исследует каждую из них в отдельности. Этой стадии познания соответствует постановка вопросов «Как?». Последняя, третья, стадия познавания нового заключается в необходимости сделать вывод об изученных ранее свойствах, найти объяснение закономерным связям между выделенными свойствами, выявить причины и следствия. Подобный синтез отождествляется с вопросом «Почему?». Подобные три логические стадии при познании нового выделял еще выдающийся философ и мыслитель, логик, И.Кант, однако их реализация становится возможной только в эвристическом диалоге, когда воспитанник задает вопрос воспитателю для приобретения новых знаний. Проекция трех логически взаимосвязанных стадий научного познания на учебный диалог представляет из себя базисную триаду вопросов (Рис1).

    Рис. 1. Базисная триада вопросов

    Базисная триада эвристических вопросов задает стратегию творческого поиска воспитуемого при изучении тем, стимулирует эвристические функции мышления. В нее введены вопросительные слова, которые являются «диалогическими узлами», способствующими последовательно познавать новое. Использование триады в диалогическом взаимодействии позволяет соединить в единое целое две составляющие мышления: мышление логическое (вопросы первого и второго уровней) и мышление образное (третья группа вопросов триады).

    Например, на уроке географии, который подробно будет рассмотрен нами ниже, учитель говорит ученикам, что:

    «Вопросы целесообразно разделить на три группы. Первая группа включает в себя вопросы, которые вы должны задать мне, чтобы получить лишь начальные сведения об объекте познания, выяснить содержание ключевых понятий. Такие вопросы могут начинаться со слов: «Что?» «Что такое?» (пишет на доске). Это своеобразный фундамент, на котором будет строиться здание ваших дальнейших рассуждений.

    Вопросы второй группы целесообразно задавать только после того, когда вы уже знаете смысл основных терминов и понятий первой группы. Они начинаются с вопросов: «Как?» «Каким образом?» Здесь ваша задача узнать у меня связь между ключевыми понятиями.

    Далее, вы уже осмысливаете проблему творчески и задаете любые вопросы, которые, в конечном итоге, должны привести к ответу на поставленную проблему.

    Третья группа вопросов начинается вопросами «Почему?», «Если…, то?». Нельзя начинать вопрошающую деятельность сразу с этих вопросов, не имея первоначальных представлений о предмете обсуждения. Если кто-либо из вас будет нарушать приведенную последовательность вопросов, я буду вынужден отвечать встречным вопросом, то есть вопросом на вопрос. Для воспитаннико важно (например в ходе классного часа) кто больше всех задаст вопросов по теме, и кто получит меньше встречных вопросов».

    В методе эвристического диалога вопрос ученика является продуктом творческой, образовательной деятельности воспитанника.

    К примеру, вопрос: «Существуют ли примеры парадоксальной логики в истории западной мысли?» следует отнести к интенсивному, направленному «вглубь» изучаемой темы, предмета и т.д. В тоже время вопрос: «Можно ли уравнение гармонических колебаний использовать в отношении исторических эпох, государств?» объединяет как минимум два учебных предмета.

    Отметим, что выделенные типы вопроса как критерия оценивания творчества учащегося согласуются с важной мыслью представителей школы диалога культур о том, что каждая культура имеет свой диалог. Так, интенсивные вопросы, направленные на дифференциацию цельного знания, углубление науки отражают западноевропейские традиции познавания и преобразования внешнего мира. Экстенсивные вопросы, направленные на создание целостного образа знаний, соответствуют духу античного мироощущения. Синкретические (креативные) вопросы соответствуют сфере христианской религии.

    Сочетание интенсивного и экстенсивного компонентов в вопросе характеризуют степень «вопросного» творчества, что находит выражение в креативном вопросе вопитанников. Если когнитивный вопрос отражает динамичность. По сути, креативный вопрос – это вопрос, направленный «вглубь» междисциплинарного знания. Например, «Можно ли утверждать, что характер угасания культуры народа носит экспоненциальный характер?».

    Синкретический вопрос в своей основе представляет собой сравнение разнокомпонентных знаний. Он обладает как знаниевым объемом, так и эмоциональным объемом, т.е. выполняет времясберегающую и нравственно-формирующую функции эвристического диалога.

    Синкретические вопросы учащегося, которые не просто интегрируют знания, а, прежде всего, интегрируют познавательную активность с цельным нерасчлененным знанием – важный показатель нравственности.

    Чем больший объем знания приобретает воспитанник единичным вопросом, т.е., чем выше удельный вес вопроса ученика, тем выше нравственный коэффициент вопроса. выделяют следующие компоненты вопросов, характеризующие временной фактор эвристического диалога:

    ЗОВ – знаниевый объем вопроса (количество информации, приобретаемой единичным вопросом учащегося).

    – эмоциональный объем вопроса.

    – коэффициент нравственности.

    Возрастание (символ «») знаниевого объема вопроса, неразрывно связанное с возрастанием эмоционального объема вопроса, означает возрастание коэффициентов времясбережения и нравственности, которые зависят от подготовленности аудитории и учителя, учета возраста учащегося и др.

    Термин «эвристика» происходит от греческого слова «эврика» — нашел, открыл (это высказывание приписывают Архимеду — его он выкрикнул, когда нашел решение заказанной ему задачи). Самоопределение эвристика формулируется (наиболее коротко и четко) как наука о том, как делать открытия».

    Такое определение вывел Джордж Пойа (известный математик и педагог, автор книги «Математическое открытие»). Зародилась эвристика предположительно тогда, когда древнегреческими философами был сформулирован вопрос:

    «Каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то зачем нам это искать?»

    Что такое эвристика

    Определение 1

    В современном мире эвристика понимается как наука о продуктивном мышлении или наука о закономерностях организации процессов творческого/продуктивного мышления.

    Определение 2

    Из этого определения следует, что между эвристическими и творческими решениями имеется непосредственная связь. Если взять за основу то, что центром творчества является озарение («инсайт»), связанное с поиском оригинального решения проблемы, то эвристика — это наука об организации творческой деятельности, методах, приемах и правилах, лежащих в основе творческого процесса.

    Подобная трактовка эвристики имеет непосредственную связь с сущностью педагогического процесса. Для того, чтобы понять каким образом и в соответствии с какими принципами организовывается творческий процесс решения задач, нужно взять за основу то, что это познание является набором рекомендаций, необходимых для построения творческого педагогического процесса. Такая обучающая процедура может именоваться эвристической педагогикой — педагогикой, основанной на принципах и правилах эвристики.

    Прообразом эвристики многие считают майевтику. Такая аналогия была проведена на основании «сократических бесед» — бесед/споров, на протяжении которых Сократ (древнегреческий философ) приводил собеседника к правильному выводу посредством искусно подобранных вопросов, позволяя ему создавать новое (для собеседника) знание. Можно сказать, что Сократ выполнял функцию педагога, умело управляющего процессом познавательной деятельности обучаемого. При этом он не только управлял, но и показывал в момент бесед пример творческого решения задач.

    Принципы эвристических решений

    Пример 1

    Рассмотреть принципы определения эвристического решения задачи можно на примере, описанном в книге Пойа (47а, 85-88). Там говорится о том, что Карл Фридрих Гаусс (ставший впоследствии «королем математиков»), будучи еще мальчиком решал задачу, заключающуюся в сложении ряда чисел от 1 до 20. Эта довольно сложная задача была задана их учителем, который захотел немного отдохнуть. Но малыш Гаусс справился с ней гораздо раньше остальных учеников (практически сразу). При этом его решение оказалось единственным верным.

    Автор книги обращает внимание на то, что мы не можем точно знать (и никогда не узнаем), как маленький Гаусс смог это сделать. Но если положиться на помощь воображения, можно предположить довольно правдоподобный ответ на этот вопрос. Гаусс скорее всего «видел» задачу глубоко и под нестандартным углом в отличие от других. Точнее — он смог увидеть, что каждая пара чисел, которые равноудалены от концов ряда 1, 2…19, 20, будучи сложенной вместе, дает неизменную сумму 21, поэтому общая сумма ряда будет равняться 10 × 21 = 21.

    Этот пример наглядно показывает сущность эвристики и ее проблем. Для получения результатов есть множество путей, которые основываются на начальных условиях и знаниях, которыми обладает человек. Задача Гаусса помимо более длительного «лобового» пути, который как бы навязывается самой ситуацией, имеет множество других путей решения. При этот вариант, предложенный Гауссом, является не самым очевидным. Чтобы его реализовать необходимо сконцентрировать внимание сразу на двух концах ряда и увидеть симметрию его составляющих относительно середины и произвести попарное суммирование.

    Если распределить все этапы решения в виде пути на графе потенциально возможных решений, то можно понять как много существует вариантов решения этой задачи.

    На этой графе, которая представлена в виде лабиринта, имеется вход, расположенный в точке А и выход, размещенный в точке Б. Чтобы найти путь выхода из него необходимо перебрать множество вариантов. При этом и перебор, и время, затраченное на решение, могут резко сократиться при имении дополнительной информации: например, навыки в составлении карт и работы с компасом или знание того, куда нужно повернуть на развилке лабиринта.

    Такие проблемы возникают при решении практически любой интеллектуальной задачи, будь то игра в шахматы, решение головоломки или планирование/решение творческих задач. Перебор всех имеющихся вариантов решения при неимении направляющих, принципиально важных идей или информации довольно быстро заканчивается «переборным взрывом».

    Пример 2

    Допустим, некто занят поиском шифра на кодовом замке сейфа. Если у этого человека нет абсолютно никакой информации, даже об общих принципах построения этого шифра, то он вряд ли сможет найти верное решение. Количество комбинаций будет лавинообразно увеличиваться при каждом повороте барабана.

    Определение 3

    Основываясь на подобном анализе большого количества прочих примеров можно определить понятие эвристического решения как решения, которое связано с резким уменьшением перебора вариантов возможных решений.

    Рассмотрим в качестве примера шахматную игру. В набор самых элементарных эвристических рекомендаций входят следующие:

    • контроль четырех центральных клеток поля;
    • обеспечение безопасности короля;
    • предотвращение вскрытия собственных вертикалей;
    • защита фигур и многое другое.

    Стоит отметить то, что все эти рекомендации не являются точными алгоритмами, это всего лишь направляющие действий шахматистов, которые способны существенно уменьшить количество потенциально верных решений. Если рассмотреть более тонкие шахматные эвристики, можно прийти к выводу, что они также не являются точными алгоритмами действий, которые способны привести к цели. Для эвристических правил характерна многозначность промежуточных результатов, поэтому категоричная точность рекомендаций не допускается (51:109-114). Эвристические рекомендации для шахмат представляют собой некие правила: например, наивысшее предпочтение отдается шаху, при помощи которого король противника отойдет от своей базы или хотя бы просто сдвинется.

    Вывод

    Проанализировав подобные факты можно сделать вывод, что эвристичностью обладают суждения, являющиеся правдоподобными, которые повышают вероятность приближения к правильному решению. Такие рассуждения не точны, но их стратегия основывается в сужении всей области перебора до некоей зоны и направлении мышления на работу с узким классом понятий/фактов, базирующихся в ней. При этом нужно отметить, что эвристики не являются способом нахождения точных решений внутри этой зоны. Если охарактеризовать их по спортивной аналогии, то дело эвристик — это «закинуть шайбу в зону», но отнюдь не провести ее в ворота.

    Примеры эвристических принципов

    Законы эвристики являются скорее принципами, чем правилами, имеющими четкими границами условий применения. Возможно, более точно будет провести аналогию с понятием установки, которая имеет вид общего предписания к действию и считать эвристики мыслительными установками. Яркими примерами таких правил служат пословицы, афоризмы и поговорки. Например, «Сто раз отмерь, один раз отрежь», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», «Вода по каплям кувшин наполняет» и прочие — они указывают явное направление, но не дают точных предписаний к действию в конкретной ситуации.

    В книге Пойа «Как решать задачу» (476: 99-103) приводится система английских пословиц, которая подбиралась автором в качестве иллюстраций основных этапов решения задач. Например, «Кто плохо понимает, тот плохо отвечает» — аналога этому нет в русском языке, но она очень точно формулирует классическое педагогическое высказывание «Прежде чем начинать решение задачи — пойми ее условия». Прочие пословицы, например, «Мудрый меняет свое решение, дурак — никогда», «Усердие — мать удачи», «Дуб валится с одного удара», «Где есть желание, найдется путь!» и им подобные содержат лишь общие рекомендации о направлении действий. Они побуждают к поиску личной заинтересованности в процессе/результате, проявлению настойчивости, продумыванию текущей ситуации с самых разных сторон.

    Наиболее интересно рассмотрение правил поведения человека в обществе: в семье, коллективе, на производстве. Анализ известной книги Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (27:84-93) ясно показывает, что почти все «правила Карнеги» являются эвристическими рекомендациями. Их смысл можно сформулировать как свод наставлений о том, какие правила следует использовать для достижения кратчайшего пути к завоеванию положения в обществе или достижения вершины карьеры, большого количества денег или любви окружающих. Чтобы наглядно доказать эвристичность и полезность этих рекомендаций, стоит привести их итоговую систему, которая называется «Девять способов изменить мнение людей, не вызывая при этом обиды или негодования (поведение руководителя на производстве):

    1. Беседу стоит начинать с искреннего восхищения и похвалы.
    2. Не стоит прямо говорить человеку о допущенных им ошибках.
    3. Перед критикой другого сначала указать на свои ошибки.
    4. Вместо раздачи приказаний нужно задавать вопросы.
    5. Всегда стоит давать возможность сохранить свою репутацию другому.
    6. Нужно хвалить других даже за малейшие достижения, при этом это нужно делать искренно и не скупясь на похвалы.
    7. Человеку нужно создать хорошую репутацию, которую он мог бы оправдать.
    8. Нужно прибегать к поощрениям, стараясь показать оппоненту, что ту ошибку, которую он совершил, легко исправить или то, что от него требуется легко осуществимо.
    9. Нужно поступать так, чтобы человек был счастлив выполнить предложенное.

    Определение 4

    Эвристические методы обучения или методы педагогической эвристики — это различные приемы/способы, которые использует педагог в процессе обучения умению находить творческие нестандартные решения как простых, так и нетривиальных задач.

    Но чем же можно объяснить тот факт, что методы эвристики не дают возможности использовать точные правила, которые могут напрямую привести к решению задачи. Частично на это можно ответить на примере модели семантических сетей. Например, творческое решение задачи можно представить в виде перехода от одного узла знаний к другому. При этом переход, который проводится в трехмерной среде, служащей имитацией мозга или при помощи связи, которая имеет малый приоритет/редко используется, либо посредством построения новой связи. Тогда в пределах самой модели становится очевидным то, что является точной рекомендацией равнозначной решению. В обратном случае рекомендация способна только указывать направление решения, что делает ее эвристической.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *