Факторы влияющие на здоровье детей

Факторы, негативно влияющие на здоровье

Наше самочувствие состоит из физической и психологической компоненты, неразрывно связанных между собой. Когда мы болеем, ухудшается наше психологическое состояние, и наоборот, негативные проявления на физиологическом уровне могут быть вызваны психосоматическими причинами. Рассмотрим основные факторы, ухудшающие физический и психологический тонус.

Состояние окружающей среды и воздуха с каждым годом ухудшается. Заводы, огромное количество машин загрязняют воздух вредными веществами, которые нам приходится вдыхать. Это ключевой фактор, негативно влияющий на наше здоровье. Нивелировать его действие можно, для этого нужно регулярно выбираться за город, в лесные или парковые зоны, чтобы насытить организм кислородом.

Постоянный стресс – когда организм подвергается влиянию хронического стресса, то начинает вырабатывать гормон кортизол. Это вещество провоцирует быстрый набор веса, разрушает мышцы. Кстати, точно таким же эффектом обладает и недосыпание. Потому старайтесь тщательно планировать свой график и вовремя ложиться спать. Конечно же, стресс негативно влияет не только на фигуру, но и на общее состояние – мы чувствуем себя подавленными, уставшими, опустошенными. Не принимайте близко к сердцу невзгоды, не вступайте в конфликты.

Неправильное питание – много жареной и жирной пищи, консервированных продуктов постепенно нарушают обменные процессы. Просто введите в рацион свежие овощи и фрукты, мясо, рыбу, крупы, чтобы насытить все органы и системы питательными элементами.

Недоедание – этим грешат современные молодые люди, у которых нет времени на завтрак, потом на обед. Остается только устроить обильный ужин и отправиться спать с полным желудком. Во-первых, отсутствие полноценного завтрака неблагоприятно влияет на все системы организма, нарушает процессы метаболизма. Во-вторых, такой несбалансированный график питания приводит к резкому набору веса. Спланируйте свой день, еще с вечера, чтобы у вас хватало времени покушать. Пусть это будут хлопья быстрого приготовления и вареное яйцо, но ваш организм уже получит необходимую энергию.

Вредные привычки – не будем в очередной раз напоминать, как влияет на здоровье курение. Если вы заботитесь о своем здоровье, то приложите все усилия, чтобы избавиться от такой неприятной привычки. Алкоголь также не лучший друг нашего здоровья. Хотя врачи утверждают, что красное вино положительно влияет на организм, нужно помнить – это должно быть качественное вино, и в небольших количествах.

Сексуальное напряжение – отказ от интимных ласк, не приводит к резко негативным последствиям, но зачастую приносит изрядное количество дискомфорта. Длительное воздержание может приводить к тревожности, раздражительности. Если вы испытываете сильное напряжение по причине воздержания, с ним помогут справиться вибраторы. Эти изобретения идеально подходят для использования в одиночку, помогают раскрыть все секреты собственного тела. Они помогают доставлять себе удовольствие самостоятельно, без повышенных ожиданий. Отметим, что осознанное временное воздержание помогает многим женщинам лучше узнать свое тело.

Психологические факторы

К этой группе относятся негативные эмоции, которые мы проживаем в определенные моменты жизни. В зависимости от силы и интенсивности, эмоции по-разному отбиваются на нашем состоянии. К примеру, гнев, довольно сильная эмоция, возникающая как ответная реакция на угрозу, боль, предательство. Если научиться выражать гнев правильно, он не повредит здоровью. Однако, зачастую эта эмоция подтачивает здоровье, негативно сказывается на логических способностях.

Гнев сужает кровеносные сосуды, повышает кровяное давление, сильно учащает сердечный ритм. Если человек часто переживает приступы гнева, быстрее изнашиваются стенки кровеносных сосудов. Исследования доказывают, что спустя два часа после вспышки гнева в 8.5 раз повышается риск инфаркта.

Беспокойство – если мы испытываем его часто, оно может спровоцировать серьёзные проблемы со здоровьем. Эмоция плохо влияет на селезенку и желудок. Если мы часто беспокоимся, в организме вырабатываются вещества, ослабляющие желудок, вызывающие расстройства пищеварения.

Печаль ослабляет дыхательную систему, нарушает естественный поток дыхания, провоцируют сужение легких и бронхов. Если мы испытываем сильную тоску или печаль, это может вызвать развитие болезней бронхов или даже приступы астмы.

При всем это, нужно помнить: подавлять эмоции нельзя, поскольку это может привести к развитию психических заболеваний. Вредные эмоции нужно прорабатывать и преобразовывать. К примеру, гнев можно направить на то, чтобы искоренить черты характера, которые нас не устраивают: забывчивость, несобранность. Если вы постоянно испытываете чувство тревоги, страха, важно найти их источник и проработать эмоции.

Библиотека Гумер — Педагогика

1.3 ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ФАКТОРЫ РИСКА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

В компетенцию педагога входят коррекция и развитие отклоняющихся
от нормы проявлений, состояний, форм поведения здорового ребенка. (Гово-
ря об аномалии, мы будем иметь в виду нарушения развития, которые явля-
ются типичными для психически здоровых детей. Это осложнения психиче-
ского и личностного развития ребенка, которые являются лишь отклонением
от нормы, а не симптомом психического заболевания.) В психологической
литературе такие нарушения иногда называют факторами риска (Г. С. Аб-
рамова).
В дошкольном возрасте факторами риска названы следующие особен-
ности поведения ребенка:
8
• выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки тор-
мозных реакций и запретов, соответствующих возрасту; трудности организа-
ции поведения даже в игровых ситуациях;
• склонность ребенка к «космической» лжи — приукрашиванию ситуации, в
которой он находится, а также к примитивным вымыслам, которые он ис-
пользует как средство выхода из затруднительного положения или конфлик-
та; ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения, «все дурное
к нему так и липнет», он имитирует отклонения в поведении сверстников,
более старших детей и взрослых;
• инфантильные эмоциональные проявления с двигательными разрядками,
громким настойчивым плачем и криком;
• импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость,
которая обусловливает ссоры и драки даже по незначительному поводу;
• прямое неподчинение и негативизм с озлобленностью, агрессией в ответ на
наказания, замечания, запреты, побеги как реакции ответного протеста и др.
В младшем школьном возрасте факторами риска являются следующие
особенности поведения:
• сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, ко-
торые противоречат нарастающим требованиям к социальной роли школьни-
ка;
• неуменьшающаяся моторная бестормозность, которая сочетается с эйфори-
ческим настроением;
• повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и
бездумным впечатлениям;
• акцентуация компонентов влечений: интерес к ситуациям, включающим аг-
рессию, жестокость;
• наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтности, взрыв-
чатости, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты;
• отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных
«неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как защитная
реакция;
• реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от за-
нятий по самоподготовке; намеренное невыполнение домашних заданий на-
зло взрослым; гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на
себя внимание грубостью, злобными шалостями, невыполнением требований
учителя;
• выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких
пробелов по основным разделам программы; невозможность усвоения даль-
нейших разделов программы вследствие слабого интеллекта и отсутствия ин-
тереса к учебе;
• нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием
более старших детей и взрослых;
• дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой ав-
торитарности, асоциального поведения членов семьи.
9
Для подросткового возраста факторами риска, оказывающими влияние
на психическое развитие, оказываются:
• инфантильность суждений, крайняя зависимость от ситуации, неспособ-
ность воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, сла-
бость реакции на порицание; неспособность к волевым усилиям, слабость
функции самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированно-
сти основных образований подросткового возраста;
• сложности поведения, обусловленные сочетанием инфантильности с аф-
фективной возбуждаемостью;
• ранние проявления половых влечений, повышенный интерес к сексуальным
проблемам; у мальчиков — склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжни-
честву;
• сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов,
отрицательным отношением к учебе;
• переориентация интересов на внешкольное окружение; стремление к ими-
тации асоциальных форм взрослого образа жизни (ранние сексуальные экс-
цессы, упорное стремление к курению, алкоголизации и пр.);
• неблагоприятные микросредовые условия (семейные), асоциальное поведе-
ние как основа реакции имитации либо протеста;
• неадекватные условия обучения, препятствующие усвоению программы (К.
С. Лебединская, Г. С. Абрамова).
Как определить, является ли поведение ребенка лишь отклонением от
нормы или симптомом психического заболевания?
Каковы возрастные особенности проявления отклонений?
Несмотря на сложность проблемы, существуют подходы к ее решению.
Богатый эмпирический материал, накопленный в клинической психологии,
лечебной педагогике, психиатрии, дает возможность дифференцировать от-
клоняющееся от нормы поведение от поведения патологического, несмотря
на общность проявлений этих нарушений.
Нарушения развития, по данным психоневрологов, детских психиат-
ров, специалистов в области лечебной педагогики, наиболее резко проявля-
ются в эмоционально-волевой сфере ребенка и его характере (А. Ф. Лазур-
ский, В. П. Кащенко, М. И. Буянов, А. И. Захаров, А. Е. Личко и др.). В лите-
ратуре выделяются различные характерологические и поведенческие откло-
нения ребенка. Перечислим наиболее типичные из них.
Расторможенность, гиперактивность, двигательная растормо-
женность может сочетаться с другими отклонениями. Наиболее часто рас-
торможенность сочетается с психической незрелостью, которую называют
инфантилизмом (М. И. Буянов).
Повышенная эмоциональная возбудимость (аффективностъ). Аффек-
тивное поведение — не медицинский диагноз, а склонность Детей к частым,
острым и разрушительные эмоциональным состояниям. Проявляется в по-
10
вышенной обидчивости, необузданности эмоций смеха и плача, капризах,
упрямстве, остро выраженных симпатиях и антипатиях к людям, импульсив-
ности поступков и побуждений ребенка. Могут быть заторможенность, стра-
хи и асоциальное поведение.
Застенчивость, пугливость, наличие болезненных страхов (фобий),
пассивность свойственны не только ребенку, но и подростку. Они Могут
быть выражены в разной степени и разных формах.
Пессимизм (уныние, безнадежность, склонность видеть во всем только
плохое) в юношеском возрасте — тоже аномалия, так же как и его противопо-
ложность — чрезмерная постоянная веселость. Постоянное недовольство со-
бой и окружением создает множество проблем в общении, решении жизнен-
ных задач.
Особую группу составляют дети с аутичным поведением (ауто —
погружение в себя, отчужденность от окружения). Такие дети относятся к ка-
тегории «трудных», поскольку обычные способы взаимодействия и воспита-
тельные воздействия не всегда ими принимаются.
С нарушениями в развитии волевых процессов у человека связывается
и такое явление, как импульсивность. Она проявляется в том, что действие
непроизвольно вырывается у субъекта, он не может сознательно регулиро-
вать свои намерения, взвешивать и обдумывать их. Иногда это может прини-
маться за решительность. Однако сильное импульсивное необдуманное дей-
ствие быстро ослабевает, как только встречается с противодействием, тре-
бующим длительного усилия.
Восприимчивость к отрицательным влияниям связана с повышенной
внушаемостью — некритической податливостью действию внушения, готов-
ностью подчиняться внушающим воздействиям окружающих, рекламы и пр.
Негативизм проявляется в немотивированном сопротивлении любому
влиянию, исходящему от других. Негативизм возникает как защитная реак-
ция на воздействия, которые противоречат потребностям человека. Отказ от
выполнения требования есть своеобразный способ выхода из конфликта. В
психологической литературе называются две формы негативизма — пассив-
ный, выражающийся в отказе выполнять предъявляемые требования, и актив-
ный, при котором совершаются противоположные действия. Негативные ре-
акции при длительном эмоциональном неблагополучии ребенка могут стать
качествами его личности.
Жестокость, деспотизм, агрессивность выражаются в драках, разру-
шительном отношении к вещам, оскорблениях, брани, стремлении мучить
11
слабого или животных. Агрессия может быть физическая и вербальная, пря-
мая и косвенная.
Бесцельная ложь – когда ребенок не знает причины своей не-
правдивости и не связывает ее с каким-либо умыслом. Это непреднамеренная
ложь, от которой ребенок не может воздержаться.
Бесцельное воровство – зачаточная форма явления, которое спе-
циалисты называют клептоманией. Ребенок может коллекционировать самые
необычные предметы, и мотивация на первый взгляд остается неясной. На-
пример, правонарушение, совершенное подростком, оказалось полной не-
ожиданностью для его родителей. По характеристике мамы, это был спокой-
ный и незлобивый мальчик, имел хобби – коллекционировал трубки от улич-
ных таксофонов.
Страсть к бродяжничеству – может быть патологическим влечением
психопатических или истерических личностей, но может быть и привычкой
при отсутствии болезненного предрасположения. В.П.Кащенко констатирует,
что страсть к бродяжничеству развивается иногда в раннем детстве и начина-
ется с того, что ребенок неоднократно после уроков не возвращается домой и
до ночи где-нибудь бродит. Постепенно бродяжничество становится привыч-
кой со всеми сопутствующими ему явлениями — нищенством, кражами и т.п.
Лень – как состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности
тоже имеет разную природу и может быть «нормальной» и патологической.
Чаще всего она проявляется в школьном возрасте. По свидетельству врачей,
большинство ленивых школьников – совершенно здоровые люди. Но у неко-
торых учащихся лень есть одно из проявлений патологии. Основными при-
знаками являются малоподвижность, низкая работоспособность, расстрой-
ство воли, равнодушие к жизни, высокая подчиняемость другим. Частой при-
чиной такого состояния бывает «соматогенная астения, т. е. физическая и
психическая слабость, вызванная соматическим заболеванием». Она вполне
преодолевается благодаря щадящему режиму. У здоровых же школьников
чаще всего причиной лени, как замечает классик отечественной педагогики
К. Д. Ушинский, является прямое нерасположение к той деятельности, к ко-
торой взрослый призывает ребенка. Причины такого нерасположения тоже
различны, но в них, говорит педагог, виновато само воспитание. Так, нередки
случаи, когда ребенку предъявляются требования и на него обрушивается
множество обязанностей, нисколько для него не интересных, к выполнению
которых он не готов, но которые он должен выполнить как долг. Постоянное
внушение ребенку его обязанностей, требований долга может вызвать обрат-
ное действие.
12
В целом нарушения в развитии проявляются в устойчивой низкой ус-
певаемости или неуспеваемости ребенка; «трудновоспитуемости», асоциаль-
ном поведении.

Обратно в раздел Педагогика

Школьные факторы риска

К школьным факторам риска, которые негативно сказываются на развитии и здоровье, а следовательно, на психологической безопасности детей, относятся следующие:

  • 1) педагогическая тактика, провоцирующая возникновение стресса у детей, связанная с ростом психологического насилия в образовательной среде (психологическое насилие проявляется в публичном унижении: оскорблениях, высмеивании, обидных обзываниях, угрозах и т.д.);
  • 2) интенсификация учебного процесса;
  • 3) несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  • 4) нерациональная организация школьной деятельности;
  • 5) функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  • 6) отсутствие системы работы по формированию понимания ценности здоровья и здорового образа жизни, в том числе, по профилактике вредных привычек и зависимостей, по половому воспитанию и сексуальному просвещению и т.п.

В качестве фактора риска для учащихся можно также выделить сам процесс обучения в школе (ухудшение состояния здоровья детей от начала обучения в школе к его концу, снижение порога жизненной устойчивости, выносливости, жизненной устойчивости человека).

Факторами риска в образовательной среде могут быть:

недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами; недостаточная материально-техническая база;

низкая активность учащихся и педагогов;

несформированность у них социальных и практических навыков, умений и опыта;

низкий уровень воспитания и культуры;

личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса;

несформированность представлений и недостаточность профилактики психического и физического здоровья.

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.

Необходимо отметить также, что угрозу психологической безопасности может представлять и информационно-психологическое воздействие на личность человека. В качестве психологической угрозы выделяют влияние на поведение человека средств массовой информации, чаще всего в виде упоминаний о неблагополучии общества, рассказах о насилии и убийствах как обыденности. Можно добавить к основным средствам информационно-психологического воздействия на человека Интернет, литературу, искусство, образование, воспитание и личное воздействие.

В условиях реформирования общества и выдвижения отношения соревновательности, конкуренции борьбы на ведущее место в системе социальных отношений источниками угроз могут выступать любые субъекты любого уровня, начиная с государственного и заканчивая уровнем межличностного взаимодействия.

Угрозу психологической безопасности образовательной среды также может представлять неудовлетворенное состояние психического здоровья ее участников. В психологии понятие «здоровье» рассматривается как «психическое здоровье» — оптимальное в соответствии с возрастными психологическими нормами психического развития ребенка.

Забота о здоровье нации — одна из задач социальной безопасности, включающей в себя и психологическую безопасность.

На сегодняшний день наблюдается рост таких нервно-психических расстройств у школьников, как неврозы, связанных с внутриличностными и межличностными конфликтами. Рассматривая влияние на здоровье факторов среды, специалисты отмечают негативное воздействие факторов школьной среды на здоровье учащихся. При этом следует учитывать, что факторы школьной среды действуют комплексно в течение всего периода обучения, поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов их суммарное воздействие велико.

Снижению уровня психологического здоровья школьников способствует несоблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям обучения, физическая цена которых — утрата здоровья, а психологической — проявление уже в начальной школе отклоняющегося поведения, повышенной тревожности, агрессивности, неуверенности, страхов, сложностей в обучении.

К опасностям и угрозам здоровья школьников можно отнести несоответствие уровня требования учебного предмета возможностям ученика, трудности контакта ученика и учителя в учебной деятельности, пассивную позицию учащихся в процессе обучения, отсутствие интеграции между различными предметами и трудности учащихся при выполнении домашних заданий. Все это может быть результатом обучения, ориентированного не на личность как на приоритет обучения, воспитания и развития, а на передачу знаний.

образовательное учреждение педагогический риск

Одним из показателей психологической безопасности образовательной среды школы, обеспечивающим состояние психического здоровья ее участников, является защищенность от насилия во взаимодействии.

Психологическое насилие по отношению к ребенку может выражаться в неприятии и критике ребенка, в публичных оскорблениях и унижении его достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, преднамеренной физической или социальной изоляции, предъявлении чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям.

К сожалению, сегодня констатируется учащение возникновения случаев насилия в педагогической среде. Боязнь насилия — один из наиболее часто встречающихся страхов и опасений у детей и их родителей; она может служить причиной школьных неврозов, дезадаптации, повышенной тревожности и негативного отношения к среде школы. Насилие, особенно психологическое, не так ярко выражено и его последствия не всегда очевидны в воспитании, образовании и каждодневном общении, однако в действительности они могут быть весьма разрушительными.

Психологические последствия насилия сказываются на всех уровнях функционирования личности и снижают продуктивность психической деятельности в целом, проявляются в виде тревожных и депрессивных переживаний и экстраполируются в будущее, провоцируют определенные паттерны поведения (вплоть до суицидов) и формируют негативные представления, отражающиеся на поведении и взаимодействии с другими людьми, приводят к стойким личностным изменениям.

Рост насилия в педагогической среде связан с возрастанием насилия и агрессивности в обществе в целом и с низким культурным уровнем и моральным (этическим) воспитанием, а иногда отсутствием такового в частности. Сегодняшняя социокультурная ситуация дает нам многочисленные примеры негативного влияния внешних условий на становление личности человека. Разновидности насильственных действий по отношению к детям достаточно распространены в современном мире. Если ситуация открытых физических насильственных действий является предметом однозначно осуждаемым и идет интенсивный поиск средств противодействия им, то психологическое насилие лишь становится предметом обсуждения, как в общественном мнении, так и в научных исследованиях. Особую актуальность приобретает проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды в школе.

Поэтому необходимо отметить, что в современной школе должны создаваться такие условия, чтобы психологическая безопасность образовательной среды была ориентирована на личностно-доверительные отношения, защиту личности от негативных воздействий и прогнозирование возможных угроз, с целью предупреждения нарушений психологической безопасности образовательной среды.

1. Охрана и антитеррористическая защищенность школы.

Ежегодно учебно-воспитательный процесс начинается после подписания акта о готовности школы представителями органов Роспотребнадзора, Госпожнадзора. К актам прилагаются протоколы замеров сопротивления изоляции, функциональности тревожной кнопки, системы автоматического обнаружения пожара и оповещения людей о ЧС, и др. В школе с 08. 00-20. 00 часов осуществляется контрольно пропускной режим (служба вахтера), имеется журнал регистрации посетителей при входе, в ночное время — сторож.

Устанавливаются тревожные кнопки — (1 стационарная, 2 переносные)

По периметру 1го этажа школы — защитные решетки на окнах.

Все двери по 1 этажу (входные) — металлические.

Территория освещена и огорожена.

На территории ОУ и в помещениях школы (поэтажно) ведется видеонаблюдение.

Создана нормативно-правовая база, в которую входят приказы, инструкции, положения, паспорт безопасности и другие локальные акты.

2. Пожарная и электробезопасность. ГО и ЧС

Обеспечение мер электробезопасности осуществляется в соответствии с «Правилами устройства электроустановок». Светильники надежно укреплены к потолку и имеют светорассеивающие плафоны. Розетки и выключатели промаркированы знаком «220 В». Разработана и утверждена «Программа по энергосбережению», имеется «Энергетический паспорт». В школе создана комиссия по проверке знаний электротехнического и электротехнологического оборудования персоналом по энергосбережению.

Организационные и технические мероприятия, направленные на обеспечение пожарной безопасности (ПБ) в школе:

Помещения школы оснащены автоматической пожарной сигнализацией (АПС) и системой оповещения людей при пожаре. Заключен договор на обслуживание АПС.

Кабинеты и помещения школы снабжены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями)

Четыре раза в год проводятся противопожарные тренировки по эвакуации из здания школы, охватывающие 100% учащихся и персонала.

На каждом этаже школы, а так же в кабинетах находятся планы эвакуации людей.

В каждом кабинете на стенде имеется «Инструкция о порядке действий персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре».

На первом этаже школы, в доступном для работников и учащихся школы месте, вывешены стенды по противопожарной тематике и с правилами пользования первичными средствами пожаротушения.

Педагоги систематически проводят с детьми классные часы и профилактические беседы по противопожарной безопасности и правилам поведения при ЧС или их угрозе.

В учебный план школы традиционно включены уроки, на которых проводится обучение учащихся безопасному поведению и формированию культуры безопасной жизнедеятельности всех участников образовательного процесса — «Окружающий мир» (1-4 классы) и Основы Безопасной Жизнедеятельности (5-11).

3. Охрана труда и техника безопасности.

Администрация школы, комиссия по охране труда один раз в четверть проводят проверки по соблюдению требований охраны труда на рабочих местах.

Во всех специализированных кабинетах имеются инструкции по охране труда, правила по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, укомплектованы аптечки, алгоритмы действий педагогических работников при несчастных случаях с учащимися по время УВП, кабинеты обеспечены планами эвакуации. В школе организовано дежурство учителей и учащихся. Установлены видеокамеры с фиксаторами. В системе проводятся родительские собрания, педагогические совещания. С учащимися школы — уроки ОБЖ, учебные тренировки, классные часы, беседы, тематические вечера, конкурсы, инструктажи. Разрабатываются методические рекомендации «Памятки безопасности» для классных руководителей, родителей и учащихся при проведении мероприятий.

4. Профилактика правонарушений.

Еще одно приоритетное направление деятельности школы по вопросам безопасности — это организация деятельности по профилактике вредных зависимостей, профилактике зависимого поведения детей и подростков. Ежегодно для родителей проходят, совместно подготовленные с социальными партнерами, тематические собрания, беседы, лекции на темы «Ресурсы здоровья», «Физическое и психическое здоровье школьников», «Профилактика зависимостей», «Роль семьи в формировании личности», «Безопасность детей в школе и дома» и др.

В школе функционирует Воспитательная служба сопровождения, Совет по профилактике и «Служба здоровья», в состав которых входят: социальный педагог, психолог, логопед, классные руководители, педагоги дополнительного образования, учителя-предметники и представители Совета старшеклассников.

Взаимодействие всех субъектов профилактики района со школой позволяет осуществлять раннюю профилактику и эффективно организовать работу по данному направлению, предупреждать правонарушения несовершеннолетних.

5. Информационная безопасность.

В проведении политики информационной безопасности школы принимают участие все заинтересованные в этом лица: педагоги, учащиеся, их родители. Документально политика использования ресурсов сети Интернет зафиксирована в «Правилах использования сети Интернет в школе».

Все компьютеры объединены в локальную сеть. На всех компьютерах школы установлен контентный фильтр.

В школе создан Регламент доступа к информации в Интернете, в состав которого входят представители администрации школы, учителя, учащиеся, родители.

В помощь классным руководителям, для проведения классных часов и родительских собраний, разработаны:

  • 1. Памятка учащимся «О чем надо знать при работе в Интернете»
  • 2. Памятка родителям «Управление безопасностью детей в Интернете»

В помощь учителям-предметникам разработаны методические рекомендации:

  • 1. Памятка по оформлению методических материалов для размещения на сайте;
  • 2. Памятка по составлению мультимедийной презентации.
  • 6. Психологическая безопасность и сохранение здоровья учащихся.

С целью создания условий для сохранения здоровья и комфортного пребывания учащихся в школе, постоянно совершенствуется материально-техническая база: приобретен инвентарь для спортивных залов, пополнен медицинский кабинет специальным оборудованием, медикаментами экстренной и противошоковой помощи, проведена частичная замена школьной мебели и технологического оборудования в школьной столовой в соответствии СанПиНами. Таким образом, в нашем образовательном учреждении созданы условия в соответствии с нормативными требованиями, обеспечивающие комфортность и безопасность пребывания обучающихся и педагогов.

МБОУ
гимназия №3

Факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся

Дезадаптационные состояния учащихся:

  • часто отвечает не по существу, не может выделять главное;
  • долго переживает неудачи в течение урока;
  • с трудом настраивается на занятия после физкультуры, перемены, подвижной игры;
  • при неожиданном вопросе учителя часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо;
  • долго выполняет любое задание, часто отвлекаясь;
  • требует к себе постоянного внимания со стороны учителя;
  • по малейшему поводу отвлекается от выполнения задания;
  • с трудом усаживается для выполнения домашнего задания;
  • заметно не любит урок, томится, оживает только напеременах;
  • не умеет прилагать усилия, если что-то не получается, прекращает работу, ищет какие-то оправдания;
  • почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, если требуется проявить сообразительность;
  • после объяснения учителя с трудом выполняет аналогичные задания; затрудняется применять ранее усвоенные понятия, не имеет навыков.

Состояния соматического дискомфорта
Причиной простуженного состояния учащихся может быть несоблюдение температурного режима в классах и в школе, сквозняки, нарушения гигиенических требований к проведению уроков физкультуры. Причиной «першения» в горле, периодического покашливания может быть не только простуда, но и сухость воздуха в классах. Жалобы отдельных школьников на резь в глазах часто связаны с напряжением зрения на уроках (например, у учащихся, которым прописаны очки, но они их не носят), неправильным выбором парты (места в классе) и с вредной привычкой тереть глаза руками.
Если учитель своевременно обратит внимание на эти проявления у своих воспитанников, особенно тех, кто безответственно относится к своему здоровью, беспечных, с низким уровнем культуры и интеллекта, живущих в неблагополучных семьях и т.п., он поможет им уберечься от развития в последующем многих тяжелых заболеваний. При значительном числе учащихся, пребывающих на уроках в подобных состояниях, необходимо интенсифицировать работу медицинского кабинета, провести специальные медико-педагогические и гигиенические исследования.
Гигиенические условия, вызывающие состояние физического дискомфорта

  • нарушение температурного режима в помещении: неоптимальная температура воздуха в классе (слишком жарко или слишком прохладно);
  • повышенная сухость воздуха, возникающая обычно в зимнее время при недостаточной вентиляции воздуха и раскаленных батареях парового отопления или электрических обогревателях;
  • неблагоприятный состав воздуха в классе: снижение содержания кислорода, в частности от работы электрических обогревателей; накопление в воздухе веществ, обусловленных антропогенным фактором, т.е. обычными выделениями человеческого тела — то, что называется плохо проветренным помещением;
  • нежелательные по направленности и интенсивности воздушные потоки, когда при неправильной организации вентиляции (школы, класса) в классные помещения затягивается воздух из туалетов, возникают сквозняки, в токе которых длительное время могут находиться некоторые учащиеся (особенно отвечающие у доски) и учитель;
  • воздействие шума, посторонних звуков, хронически мешающих проведению урока, отвлекающих учащихся, вызывающих, при длительном воздействии, снижение порога наступления состояния утомления (например, жужжание ламп дневного света); — недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное);
  • физический дискомфорт от неудобного положения тела, длительно фиксируемой позы, что обычно возникает при несоответствии размера парты (стола и стула) росту и комплекции учащегося и при авторитарной педагогической тактике учителя и дисциплинарных требованиях, когда дети «боятся пошевелиться» (обычно в начальной школе и детских садах);
  • длительное выполнение учащимися однообразной и напряженной работы (например, при проведении контрольной работы на спаренных уроках).

Основные «школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся
Активно обсуждаемые и изучаемые:

  • перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
  • несовершенство учебных программ и технологий;
  • авторитарный стиль преподавания;
  • отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
  • использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;
  • недостаток двигательной активности учащихся;
  • неправильное питание учащихся;
  • несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
  • недостаточное финансирование школы.

Недостаточно обсуждаемые и изучаемые:

  • дидактогенная организация образовательного процесса;
  • недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса;
  • недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;
  • низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
  • слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни;
  • неблагополучное состояние здоровья учителей;
  • недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).

Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:

  • стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;
  • несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;
  • несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.

Причины, вызывающие утомление учащихся

  • профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;
  • негативные особенности традиционной системы школьного обучения;
  • перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса;
  • переполненность классов учащимися (более 20 человек) затрудняющая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса;
  • несоблюдение гигиенических условий в школе и классах; нарушения организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса и т.п.

Признаки переутомления

  • Резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания;
  • Расстройства невротического характера (нарушение сна, чувство страха, плаксивость, раздражительность и т.п.);
  • Стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония, различные функциональные расстройства);
  • Снижение иммунитета.

Причины переутомления

  • учебные перегрузки, т.е. необходимость в ограниченное время изучить, усвоить, запомнить значительный объем информации из разных областей знаний, что превышает возможности детского организма, если не вводить его в форсированный режим деятельности, т.е. в состояние психофизиологического перенапряжения;
  • невозможность (или ограниченные возможности) индивидуализировать интенсивность и качественные характеристики учебной нагрузки на учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, способностей, возможностей, состояния здоровья;
  • неоптимально составленное расписание уроков, постоянно усиливающее утомление школьников к концу рабочего дня, рабочей недели;
  • недостаточная продолжительность перемен, во время которых не происходит полноценного восстановления работоспособности школьников; обучение во вторую смену, что особенно часто вызывает состояния переутомления у учащихся пятых классов и школьников, относящихся к типу «жаворонков».

Неблагоприятные природные факторы как один из компонентов природной окружающей среды

Природные факторы — это любой элемент среды, оказывающий прямое или косвенное влияние на живые организмы хотя бы на протяжении одной из фаз их развития.

Среда — одно из основных понятий экологии. Под средой подразумевается комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях. Понятие окружающая среда идентично общему понятию, но подразумевает непосредственный контакт организма с субъектами или объектами.

Различают природную среду (совокупность естественных и антропогенных факторов живой и неживой природы, проявляющих эффект воздействия на живые организмы); среду абиотическую (все силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов); среду биотическую (силы и явления природы, обязанные своим происхождением жизнедеятельности ныне живущих организмов). Более конкретное пространственное понимание среды — это среда обитания.

Природная среда — это ресурсы самой природы, необходимые для маркетинговой деятельности или оказывающие на нее влияние.

Вредные факторы: запыленность и загазованность воздуха; шум; вибрации; электромагнитные поля; ионизирующие излучения; повышенные и пониженные атмосферные параметры (температура, влажность, подвижность воздуха, давление); недостаточное и неправильное освещение; монотонность деятельности; тяжелый физический труд; токсичные вещества; загрязненные вода и продукты питания и др.

Погода — состояние воздушной среды, формирующиеся под воздействием циркулирующих процессов в атмосфере, солнечного света и подстилки земной поверхности в каждый конкретный момент времени. Изменения погоды не одинаково сказываются на самочувствии разных людей. У здорового человека при изменении погоды происходит своевременное подстраивание физиологических процессов в организме к изменившимся условиям окружающей среды. В результате усиливается защитная реакция, и здоровые люди практически не ощущают отрицательного влияния погоды. У больного человека приспособительные реакции ослаблены, поэтому организм теряет способность быстро подстраиваться. Влияние погодных условий на самочувствие человека связано также с возрастом и индивидуальной восприимчивостью организм

Климат — многолетний режим погоды в данной местности. Изменения климата в сочетании с его изменчивостью могут оказывать различные виды влияния на здоровье населения. Климатические факторы получили большое распространение в профилактике и лечении заболеваний сердечнососудистой системы не только в южных, но также в средних и северных районах страны.

На человека действуют метеорологические, геофизические и гелиофизические факторы. Отдельно составляются и прогнозы всех этих факторов. На самом деле все эти факторы являются проявлением единого физического процесса, который начинается на Солнце и заканчивается на Земле (и даже в ее недрах).

Изменению погоды предшествует изменение атмосферного электричества, которое и чувствуют метеолабильные люди за много часов до изменения погоды. Величина и знак электрического поля являются не менее важными показателями внешней среды, чем атмосферное давление и температура.

Таким образом, для того, чтобы прогнозировать изменение атмосферного электричества, необходимо учитывать не только прогноз солнечной и магнитосферной активности, но и влияние промышленного загрязнения воздуха, которое ветром может разноситься на большие удаления от источников загрязнения.

Давно решается проблема предсказания изменения условий во внешней среде. Но она распалась на части, которые считались независимыми друг от друга. Метеорологи считали, что изменение солнечной активности никак не связано с изменением погоды. Но исследования последних десятилетий показали, что это не так. Нельзя составить достоверный прогноз погоды без учета солнечной активности, условий в межпланетном пространстве, возмущенности магнитосферы и характера атмосферного электричества.

Как известно, в последние десятилетия происходит интенсивное изменение окружающей среды за счет резкого расширения промышленного производства роста количества отходов, загрязняющих окружающую среду. Все это непосредственно влияет на здоровье населения, наносит огромный ущерб экономике, резко уменьшает трудовые ресурсы, а также потенциально создает канцерогенную и мутагенную опасность не только для здоровья настоящих, но и будущих поколений.

Неблагоприятные факторы окружающей среды:

А. Климатические условия. К неблагоприятным климатическим условиям относятся высокая влажность воздуха, резкие перепады температуры и атмосферного давления. Несмотря на то, что чувствительность к этим факторам индивидуальна, неблагоприятные климатические условия в целом отрицательно влияют на течение аллергических заболеваний, особенно бронхиальной астмы.

Б. Загрязнение воздуха. Степень загрязнения воздуха промышленным смогом оценивают по содержанию окиси углерода, взвешенных частиц и двуокиси серы. При сильном загрязнении воздуха учащаются приступы бронхиальной астмы. Это обусловлено совместным действием всех компонентов промышленного смога. В зданиях с закрытыми вентиляционными системами приток внешнего воздуха отсутствует, что приводит к повышению концентрации в воздухе загрязняющих веществ — дыма от угольных и газовых обогревателей систем центрального воздушного отопления, каминов, бытовых керосиновых и электрообогревателей, а также паров растворителей, например формальдегида, входящего в состав клея для напольных покрытий. Пассивно вдыхаемый табачный дым вызывает гораздо более выраженные, чем предполагалось раньше, нарушения дыхания, особенно у детей младшего возраста.

В. Вирусы и бактерии. Доказательств того, что вирусы и бактерии могут вызывать аллергические реакции, нет. Однако хорошо известно, что они способствуют развитию аллергических заболеваний и осложняют их течение. Так, синусит может спровоцировать бронхиальную астму и в то же время стать ее осложнением.

Виды антропогенного загрязнения окружающей природной среды в результате хозяйственной деятельности человека многообразны. Они обусловливают химическое, физическое, механическое, акустическое, тепловое, ароматическое и визуальное изменения качества природной среды, превышающие установленные нормативы вредного воздействия. В итоге создается угроза здоровью населения, а также состоянию растительного, животного мира и накопленным материальным ценностям.

Химические загрязнители

Наиболее изучено воздействие на здоровье человека химических факторов окружающей среды — около 80 химических элементов необходимо для построения определенных компонентов собственных клеток, построения гормонов, ферментов, для поддержания нормального обмена веществ и т.д. Проблема химического загрязнения объектов биосферы рассматривается как проявление глобального экологического кризиса.

Оксиды, взвешенные частицы

В атмосферном воздухе повсеместно присутствуют твердые взвешенные частицы, оксиды серы, азота, углерода, фенол, формальдегид. Оксиды серы SO2, SO3, азота NO, NO2, монооксид углерода СО — «кислые» газы со специфическим, относительно однотипным характером влияния на органы дыхания. Вследствие образования слабых кислот при соприкосновении со слизистыми оболочками дыхательных путей они раздражают и прижигают слизистые, вызывая тем самым начальные морфологические повреждения эпителия и угнетение местного иммунитета.

Постоянное воздействие на население оксидов углерода, серы, азота и других загрязнителей создает предпосылки для снижения общей работоспособности и в целом к хроническому популяционному утомлению, особенно в крупных промышленных городах.

Диоксины

Это обширная группа высокотоксичных полихлорпроизводных соединений, стойких и широко распространенных загрязнителей окружающей среды. Источниками диоксинов являются многие отрасли народного хозяйства: химическая, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная, металлургическая промышленность, производство трансформаторов, конденсаторов, теплообменников, пестицидов и пр. Диоксины образуются при высокотемпературных процессах переработки хлорсодержащей продукции. Они отличаются термической устойчивостью, резистентностью к химическому разложению, слабой растворимостью в воде. Расширение масштабов производства ряда химических соединений, их использование в военных целях сопровождается опасностью воздействия диоксинов не только на лиц, профессионально контактирующих с ними, но и на население.

Значение воды для поддержания здоровья населения на высоком уровне обусловлено той ролью, которую она играет для удовлетворения физиологических и гигиенических потребностей, а также для рекреационных целей. Основными источниками загрязнения гидросферы являются промышленные сточные воды, дренажные воды с орошаемых земель, организованный и неорганизованный сток с территорий населенных пунктов и промышленных площадок, сельскохозяйственных полей и крупных животноводческих комплексов, а также водный транспорт. Водным путем передается большинство кишечных инфекций: брюшной тиф, дизентерия, паратифы, сальмонеллезы, холера и др.

Влияние шума на здоровье человека

Одним из наиболее распространенных и значимых факторов окружающей среды, негативно влияющих на здоровье человека, является шум, что обусловлено главным образом ростом промышленного производства, развитием городского строительства, транспортного движения и т.д.

Заболеваемость — наиболее характерная, официально регистрируемая реакция на вредное воздействие окружающей среды, которая отражает как длительное, так и хроническое действие загрязнителя.

Проблемы повышенного естественного радиационного фона.

Все живое на Земле тысячелетиями подвергается воздействию природной радиации, формируемой излучением, исходящим из космического пространства и от естественных радионуклидов земной коры, рассеянных в породах, почвах, воздухе, воде, а также в пище и в теле человека.

За последние несколько десятков лет естественный радиационный фон, формировавшийся миллионы лет, стал повышаться за счет радиации в результате деятельности человека. Создается она либо искусственно (новые, несвойственные для биосферы Земли радионуклиды), либо формируется вследствие антропогенных нарушений земной оболочки, сопровождаемых перераспределением и концентрированием естественных радионуклидов, а также других изменений окружающей среды и веками сложившихся способов обитания Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): Учебник / С.В. Белов — 2-е изд., испр. и доп. — М.:Издательство Юрайт, 2011. — С.91.

Электромагнитные излучения

Жизнь на Земле возникла, развивалась и продолжается в условиях воздействия относительно слабых электромагнитных полей естественного происхождения, источниками которых являются излучение солнца и космоса, магнитные свойства Земли, грозовые разряды и пр. Эти поля с изменяющимися уровнями интенсивности, являясь постоянно действующим экологическим фактором, оказывают определенное влияние на жизнедеятельность человека, животных, растений Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): Учебник / С.В. Белов — 2-е изд., испр. и доп. — М.:Издательство Юрайт, 2011. — С.121.

социальные природные факторы здоровье

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *