ФГОС детей с ОВЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт для обучения детей с ОВЗ

Елена Алекова
Федеральный государственный образовательный стандарт для обучения детей с ОВЗ

Введение

Актуальность составления и реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ по ФГОС обусловлено тем что, в России насчитывается более полумиллиона детей-инвалидов, которые нуждаются в получении начального или общего образования в пределах своих возможностей по адаптированным программам.

Федеральный государственный образовательный стандарт и адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ – это специальная программа, которая позволяет получать образование определенным категориям лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам.

Целью адаптированной программы является преодоление несоответствия между процессом обучения учащегося с ОВЗ и его реальными возможностями с учетом структуры нарушений, познавательных возможностей и потребностей.

Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с выраженными нарушениями развития. От ребёнка, способного при специальной поддержке успешно обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формировании элементарных жизненных навыков, на протяжении всего школьного возраста. При этом столь выраженный к моменту поступления в школу диапазон различий в развитии наблюдается не только по группе детей с ОВЗ в целом, но и внутри каждой входящей в неё категории детей. Именно вследствие неоднородности состава группы обучающихся с ОВЗ диапазон различий в требуемом им уровне и содержании образования тоже должен быть максимально широким – от основного общего и среднего общего образования, сопоставимого по уровню и срокам овладения с образованием здоровых сверстников, до возможности обучения на протяжении всего школьного возраста основным жизненным навыкам.

Грамотно составленная адаптированная образовательная программа позволяет обеспечить личностное развитие ребенка, его социализацию и усвоение учебного материала.

ФГОС начального общего образования детей с ОВЗ утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598. В нем закреплены обязательные требования к структуре, условиям и результатам реализации адаптированных программ в образовательных организациях.

Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС разрабатывается специалистами с согласия родителей ребенка с ОВЗ и утверждается руководителем образовательной организации. Разработка программы ведется с учетом особенностей развития, индивидуальных возможностей и способностей.

I.Виды образовательных программ для детей с ОВЗ.

Различают следующие виды образовательных программ для детей с ОВЗ:

-для групп детей со сходными проблемами (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слабовидящие, слепые, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями аутистического спектра, множественными нарушениями развития);

-для групп детей со сходными образовательными потребностями, которые дифференцируются в группах детей со сходными проблемами.

Для каждой из выделенных групп следует разработать по 2–4 варианта образовательной программы со своими особенностями, которые определяются ФГОС. Выбор варианта адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ производится, основываясь на рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, которые формулируются после комплексного обследования обучающегося. Если у ребенка есть инвалидность, то нужно учитывать индивидуальную программу реабилитации, а также мнение родителей.

При освоении образовательной программы существует возможность перехода на другую. Этот переход может осуществляться на основании комплексной оценки результатов освоения программы, рекомендаций ПМПК и с учетом мнения родителей.

Нормативно определены требования ко всем видам образовательным программам для детей с разными ОВЗ: глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью, с нарушениями аутистического спектра.

С 1 сентября 2016 года федеральными государственными образовательными стандартами предусматриваются обязательные коррекционные курсы. Они могут дополняться самостоятельно образовательной организацией с учетом ИПР и на основе рекомендаций ПМПК.

Для детей с ОВЗ, которые проходили обучение в 2016–2017 учебном году во втором и последующих классах вместе со сверстниками адаптированная образовательная программа разрабатывается на базе основной программы для начального, основного или среднего общего образования.

Дети с ОВЗ, которые проходили обучение в 2016–2017 учебном году во втором и последующих классах отдельно от сверстников, обучение должно происходить по АООП начального, основного или среднего образования, разработанной по требованиям ФГОС для начального, основного или среднего общего образования. Поскольку образовательный процесс в школе регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, то разработку АОП целесообразно вести на учебный год и при необходимости корректировать в ходе реализации.

Существуют варианты примерных АООП НОО, которые разработаны для отдельных категорий детей с ОВЗ: для глухих – четыре варианта; для слабослышащих и позднооглохших – три варианта; для слепых – четыре варианта; для слабовидящих – три варианта; для детей с тяжелыми нарушениями речи – два варианта; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – четыре варианта; для детей с задержкой психического развития – два варианта; для детей с расстройством аутистического спектра – четыре варианта.

Варианты предназначены:

вариант 1 – для детей, не имеющих интеллектуальных нарушений, способных получить начальное общее образование, которое по содержанию и по срокам освоения соответствует образованию сверстников;

вариант 2 – для детей без интеллектуальных нарушений, которые вынуждены в более длительные сроки получать начальное общее образование, по качеству и содержанию соответствующее образованию сверстников без ОВЗ;

вариант 3 – для обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере, которые не позволяют им получить начальное общее образование по качеству и содержанию соответствующее образованию сверстников даже в более длительные сроки;

вариант 4 – для детей с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, которые не способны получить начальное общее образование даже в пролонгированные сроки.

II.Структура АООП для детей с ОВЗ и ее основные разделы

Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ в школе составляется по определенной структуре и включает такие обязательные элементы,как:

-пояснительная записка;

-запланированные результаты освоения АООП детьми с ОВЗ;

-система оценки результатов освоения АООП; учебный план;

-программы по отдельным учебным предметам; программа коррекционной работы; программа духовно-нравственного развития; программа формирования УУД;

-программа воспитания экологической культуры, приучения к здоровому и безопасному образу жизни; программа внеурочной деятельности;

-условия реализации АООП.Разделы программы можно объединять в блоки: целевой, содержательный, организационный.

В целевом разделе адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по ФГОС размещается пояснительная записка, планируемые результаты и система оценки их достижения.

Пояснительная записка содержит:

-подходы и принципы формирования АООП НОО;

-психолого-педагогическую характеристику детей, для которых разрабатывалась программа;

-особые потребности учеников с ОВЗ, для которых разрабатывалась программа.

Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, отражают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.

Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.

В содержательный раздел включаются рабочие программы учебных предметов и коррекционной работы, программы формирования УУД, духовно-нравственного воспитания, формирования ЗОЖ и экологической культуры, внеурочной деятельности.

Рабочие программы для учебных предметов и коррекционных курсов включают:

-пояснительную записку;

-характеристику учебного предмета или коррекционного курса, описание их места в учебном плане;

-планируемые результаты;

-содержание учебного предмета или коррекционного курса;

-тематическое планирование и определение видов учебной деятельности;

-описание необходимой материально-технической базы для обеспечения образовательного процесса.

Программа формирования универсальных учебных действий предполагает деятельностный подход к обучению, призвана развивать УУД у детей с ОВЗ, которые позволяют совершенствовать умение учиться.

Программа духовно-нравственного развития предполагает учебную, внеучебную, воспитательную, социально значимую деятельность ребенка с ОВЗ, которая формирует систему духовных ценностей и приоритетов.

Программа формирования ЗОЖ и экологической культуры позволяет привить детям установки, личностные ориентиры и нормы поведения, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, как физического, так и психологического.

Программа внеурочной деятельности призвана создать дополнительные условия для развития детей с ОВЗ и организации их свободного времени.

Программа коррекционной работы по ФГОС начального общего образования необходима для распознания особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, оказания психолого-медико-педагогической помощи.

В отличие от коррекционно-развивающих курсов программа коррекционной работы разрабатывается индивидуально для обучающегося с ОВЗ. При разработке вариантов 3 и 4 содержательного раздела АООП следует помнить, что вместо программы формирования УУД разрабатывается программа базовых учебных действий, вместо программы духовно-нравственного воспитания – программа нравственного развития. В организационный раздел АООП НОО включается учебный план, условия реализации программы, а также план внеурочной деятельности.

Учебный план следует разрабатывать на основе варианта примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ. Он состоит из обязательной части и части, которая формируется участниками образовательных отношений.

Содержание обязательной части определяется,исходя из варианта:

-для первого варианта состав обязательной части повторяет учебный план ООП НОО;

-для второго, третьего и четвертого вариантов следует учитывать рекомендации к составу учебных предметов и образовательных областей, изложенные в примерной АООП.

Недельная нагрузка рассчитывается исходя из рекомендаций, изложенных в п. 8.4 СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 10 июля 2015 г. № 26.

Формируемая участниками образовательных отношений часть учебного плана отражается в основном блоке и блоке внеурочной деятельности. В основном блоке она включает выбранные курсы, которые организуются, чтобы углубленно изучить обязательные учебные предметы и удовлетворить особые образовательные потребности. Соотношение обязательных предметов и выбранных курсов повторяет соотношение в учебном плане ООП НОО.

Формируемая часть в блоке внеурочной деятельности включает внеурочные мероприятия и коррекционно-развивающие курсы. Коррекционно-развивающие курсы, включенные в адаптированную образовательную программу в школе, отличаются в зависимости от группы ОВЗ и призваны корректировать индивидуальные психофизические недостатки развития детей. На такие курсы отводится не менее 5 часов в неделю из 10, выделенных на внеурочную деятельность.

Заключение

И так, адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС призвана наиболее эффективно организовать работу педагогов, чтобы обеспечить детям с особыми потребностями благоприятную среду для личностного, социального, интеллектуального развития с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

Документы по ФГОС детей с ОВЗ

Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Примерные адаптивные основные общеобразовательные программы:

— для глухих детей

для слабослышащих и позднооглохших детей

для слепых детей

для слабовидящих детей

для детей с тяжелыми нарушениями речи

— для детей в нарушением опорно-двигательного аппарата

— для детей с задержкой психического развития

— для умственно отсталых детей

— для детей с расстройствами аутистического спектра

Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена):

— для глухих детей

— для слабослышащих и позднооглохших детей

— для слепых детей

— для слабовидящих детей

— для детей с тяжелыми нарушениями речи

— для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

— для детей с задержкой психического развития

— для умственно отсталых детей

— для детей с расстройствами аутистического спектра

Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья (проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015)

Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 31.12.2015 № 2425 «Об утверждении плана работы Координационного совета по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области на 2016 год»

Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 31.12.2015 № 2424 «О внесении изменений в Положение о Координационном совете по вопросам организации экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области»

Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 20.05.2015 № 1023 «Об утверждении регионального плана («дорожная карта») по обеспечению введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 31.12.2014 № 2544 «Об утверждении плана-графика по реализации комплекса мер по экспериментальному переходу на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области в 2015 году».

Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 31.12.2014 № 2545 «Об утверждении плана работы Координационного совета по вопросам организации экспериментального введения федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области на 2015 год»

Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 31.12.2014 № 2546 «О деятельности Региональных стажировочных площадок по экспериментальному переходу на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области»

Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 24.11.2014 № 2191 «О внесении изменений в состав Координационного совета по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ Министерства образования и науки Мурманской области, Министерства здравоохранения Мурманской области, Министерства труда и социального развития Мурманской области от 14.11.2014 № 2152/560/535 «Об утверждении Положения о службе раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области»

Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 13.11.2014 № 2031 «О несении изменений в план-график по реализации комплекса мер по экспериментальному переходу на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области в 2014 году»

Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 15.05.2014 № 1008 «О присвоении статуса «Региональная пилотная площадка по эксперементальному переходу на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области»

Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 13.05.2014 № 995 «О проведении мониторинга готовности пилотных площадок к экспериментальному переходу на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области»

Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 10.02.2014 № 218 «Об утверждении состава Координационного совета по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области»

Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 31.01.2014 № 150 «Об утверждении плана-графика по реализации комплекса мер по экспериментальному переходу на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области в 2014 году»

Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 31.01.2014 № 142 «Об утверждении Положения о Координационном совете по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области»

Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Мурманской области, на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ (в редакции 19 октября 2015 года)

Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ФГОС образования детей с ОВЗ

Перечень нормативных документов, регламентирующих введение ФГОС образования детей с ОВЗ:

Концепция ФГОС для обучающихся с ОВЗ.pdf

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.pdf

Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).pdf

Федеральный компонент:

Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации.doc.pdf

Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образов.pdf

Письмо Министерства образования и науки РФ О коррекционном и инклюзивном образовании детей.pdf

Письмо Министерства образования и науки РФ О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья .pdf

Письмо Министерства образования и науки РФ Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .pdf

Письмо Министерства образования и науки РФ Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ .pdf

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.pdf

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).pdf

Приказ Минобрнауки России Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи .pdf

Региональный компонент:

Приказ Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области № 899 о внесении изменений в приказ Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области № 123.pdf

Приказ Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РЕГЛАМЕНТАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВ.pdf

Приказ Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области Об утверждении Примерного учебного плана индивидуального обучения на дому лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих общеобразова.pdf

Реестр примерных программ является государственной информационной системой, которая ведётся на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими её совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями. (Часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).

Согласно Части 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Примерные основные образовательные программы включаются в реестр примерных основных образовательных программ.

Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы:

  • для глухих детей.pdf
  • для слабослышащах и позднооглохших детей.pdf
  • для слепых детей.pdf
  • для слабовидящих детей.pdf
  • для детей с тяжелыми нарушениями речи.pdf
  • для детей с нарушения опорно-двигательного аппарата.pdf
  • для детей с задержкой психического развития.pdf
  • для детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями).pdf
  • для детей с растройствами аутистического спектра.pdf

Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена):

  • для глухих детей.pdf
  • для слабослышащих и позднооглохших детей.pdf
  • для слепых детей.pdf
  • для слабовидящих детей.pdf
  • для детей с тяжелыми нарушениями речи.pdf
  • для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.pdf
  • для детей с задержкой психического развития.pdf
  • для умственно отсталых детей.pdf
  • для детей с расстройствами аутистического спектра.pdf

Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).pdf

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *