ФГОС в образовании

Для дошкольников

ФГОС в дошкольном образовании.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и включает в себя требования к:

результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования (далее — основная образовательная программа) ;

структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему;

условиям реализации основной образовательной программы, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим психолого-педагогическим и иным условиям.

Требования к структуре основной образовательной программы, к результатам ее освоения и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности воспитанников на уровне дошкольного образования, включая образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Семейного кодекса Российской Федерации, обеспечивает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных и др. особенностей народов Российской Федерации.

3. Стандарт направлен на обеспечение:

формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности.

сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека;

равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса;

становления основ российской гражданской идентичности детей дошкольного возраста;

формирования социокультурной среды дошкольного детства;

развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

вариативности дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей развития, интересов и образовательных потребностей воспитанников (включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов) ;

преемственности дошкольного и начального уровней общего образования;

4. В основе Стандарта лежат положения культурно-исторической концепции и деятельностного подхода, которые определяют:

необходимость организации образовательной работы с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и принципов развивающего образования;

важность учета специфики организации образовательной работы с дошкольниками через решение образовательных задач в процессе всей жизнедеятельности детей в образовательной организации;

обязательность организации детских видов деятельности и создания условий для развития самостоятельности детей в этих деятельностях;

приоритет в образовательной деятельности задач развития личностных качеств и способностей детей дошкольного возраста;

обязательность реализации педагогами личностного подхода в образовании.

5. Стандарт является основой для:

разработки примерных основных образовательных программ дошкольного образования;

организации образовательного процесса в образовательных организация, реализующих основные образовательные программы, дошкольного образования независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;

разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций, формирования государственного (муниципального) задания для образовательной организации;

осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательной организации;

организации деятельности работы методических служб;

аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;

организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

6. Стандарт является ориентиром для родителей (законных представителей) , обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

7. Стандарт определяет требования к итоговым интегративным результатам освоения основной образовательной программы.

8. Интегративные результаты освоения основной образовательной программы являются характеристиками целостного развития ребенка и его общей культуры, и включают в себя:

показатели сохранности и укрепления здоровья детей;

физические качества и личностные качества, обусловливающие возможности самореализации ребенка в детских видах деятельности;

предпосылки учебной деятельности;

8.1. Физические качества отражают:

развитие скорости, силы, гибкости, выносливости и координации движений;

приобретение опыта и развитие двигательной деятельности в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазании и др.) , а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх.

8.2. Личностные качества отражают:

8..2.1. Любознательность и активность:

проявление интереса к новому, неизвестному в окружающем мире (мире предметов, людей, отношений) ;

инициативность в организации детских видов деятельности, в том числе в исследовании объектов окружающего мира и экспериментировании с ними;

8.2.2. Эмоциональную развитость:

способность адекватно откликаться на эмоциональные переживания близких людей, сопереживать значимым персонажам произведений искусства;

умение использовать выразительные средства для передачи эмоций и чувств;

развитие эмоционального восприятия мира искусства и природы;

8.2.3. Самостоятельность:

развитие саморегуляции (целеполагания, планирования и организации действий по достижению конкретной поставленной цели) в самостоятельной деятельности, при взаимодействии со взрослыми и сверстниками в процессе деятельностей;

возможность самостоятельно осуществлять детские виды деятельности;

преобразовывать освоенные способы и средства деятельности в зависимости от ситуации;

способность прогнозировать и учитывать последствия собственных действий и изменять свое поведение с учетом этих последствий;

8.2.4. Способность общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками:

готовность взаимодействовать со взрослыми и детьми, изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации, учитывать элементарные общепринятые нормы и правила поведения, первичные ценностные представления о том «что такое хорошо и что такое плохо»;

овладение различными формами и средствами общения со взрослыми и сверстниками и их адекватное использование;

овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (умение договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве) ;

8.3. Предпосылки учебной деятельности:

способность создавать и воплощать собственный замысел в детских видах деятельности;

умение действовать по правилу, образцу или с помощью схемы;

умение слушать взрослого и последовательно выполнять его инструкции;

овладение необходимыми умениями и навыками для осуществления детских видов деятельности;

8.4. Первичные (допредметные) представления:

о себе, других людях, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях) , их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и других) , планете Земля как общем доме людей, особенностях ее природы, многообразии стран и народов;

о нормах и правилах поведения человека в социуме, основах здорового образа жизни и безопасности;

9. Планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы подразделяются на итоговые, которые дошкольник может приобрести в результате освоения им основной образовательной программы, и промежуточные, раскрывающие динамику развития ребенка в процессе освоения основной образовательной программы на протяжении дошкольного возраста.

Планируемые промежуточные результаты устанавливаются основной образовательной программой.

10. Оценка результатов освоения основной образовательной программы осуществляется образовательной организацией в виде мониторинга с целью:

обеспечения социальной успешности каждого ребенка;

выявления и минимизации трудностей освоения воспитанниками основной образовательной программы;

выявления индивидуальных особенностей и потребностей детей для уточнения планирования содержания психолого-педагогической работы по реализации основной образовательной программы;

своевременной корректировки форм, методов и условий реализации основной образовательной программы;

раннего выявления и осуществления квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

построения продуктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам развития ребенка;

формирования реалистичных ожиданий родителей (законных представителей) в отношении достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

обеспечения преемственности при переходе ребенка на следующий уровень общего образования.

11. Освоение основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников.

III. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

12. Основная образовательная программа разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с требованиями, установленными Стандартом, с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

13. Основная образовательная программа определяет цели, задачи программы, планируемые результаты освоения образовательной программы, содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования и направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечивающих социальную успешность каждого ребенка, в том числе на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Формы организации образовательного процесса в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательная организация.

14. Основная образовательная программа формируется в соответствии с принципами:

возрастной адекватности, предполагающего учет биологического и психологического возраста воспитанников;

развивающего образования, согласно которому правильно организованные воспитание и обучение являются основным средством разностороннего полноценного развития ребенка;

сочетания полноты (направленности на разностороннее развитие ребенка и реализацию его индивидуальных возможностей) , необходимости и достаточности (определения средств, способных обеспечить полноценное развитие ребенка и реализацию его индивидуальных возможностей) ;

интеграции содержания психолого-педагогической работы, обеспечивающей целостность образовательного процесса;

комплексно-тематического построения, обеспечивающего создание структурно-смысловой основы реализации содержания дошкольного образования;

учета гендерной специфики;

учета особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

преемственности с основной образовательной программой начального общего образования.

15. Основная образовательная программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

15.1. Обязательная часть основной образовательной программы:

обеспечивает выполнение требований Стандарта по достижению воспитанниками необходимого и достаточного уровня развития для успешного освоения ими основных образовательных программ начального общего образования;

включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции нарушений развития;

реализуется во всех образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также вне образовательных организаций в форме семейного образования.

15.2. Часть основной образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, отражает специфику потребностей участников образовательных отношений, условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.) , в которых осуществляется образовательный процесс, а также ориентацию на преобладающие виды детской деятельности.

15.3. Образовательные организации оказывают родителям (законным представителям) воспитанников, получающих дошкольное образование в форме семейного образования, методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь по реализации основной образовательной программы.

15.4. Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования составляет не менее 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — не более 20% от общего объема основной образовательной программы.

Общий объем основной образовательной программы и ее частей определяется объемом решаемых задач психолого-педагогической работы.

16. Структура основной образовательной программы состоит из трех основных разделов: целевого, содержательного, организационного, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

16.1. Целевой раздел включает в себя:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

16.2. Содержательный раздел определяет общее содержание психолого- педагогической работы по реализации основной образовательной программы, обеспечивающее разностороннее полноценное развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, и включает в себя:

программу развития детской деятельности;

программу первичной ценностной ориентации и социализации;

программу развития первичных представлений.

Для обеспечения коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы содержательный раздел включает в себя программу коррекционной работы.

16.3. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации положений основной образовательной программы и включает в себя:

описание образовательного процесса;

систему мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

17. Требования к разделам основной образовательной программы:

17.1. Целевой раздел основной образовательной программы:

17.1.1. Пояснительная записка должна раскрывать:

цели и задачи реализации основной образовательной программы;

значимые для разработки и реализации основной образовательной программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности воспитанников образовательной организации, их специальные образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.) осуществления образовательного процесса и др.;

принципы и подходы к формированию основной образовательной программы.

17.1.2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы должны:

уточнять и конкретизировать требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников, их особых образовательных потребностей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

соотноситься с требованиями стандарта начального общего образования.

являться основой для определения содержания психолого-педагогической работы, формирования системы мониторинга освоения основной образовательной программы.

17.2. Содержательный раздел основной образовательной программы:

17.2.1. Программа первичной ценностной ориентации и социализации должна обеспечивать:

становление основ российской гражданской идентичности, в том числе формирования чувства принадлежности и уважительного отношения к своей семье, малой и большой родине;

формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе) ;

овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностных представлений о том «что такое хорошо и что такое плохо»;

овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) ;

формирование гендерной идентичности;

развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы.

17.2.2. Программа развития детской деятельностидолжна быть направлена на при

  • О детском саде

Подробней на сайте edu.tatar.ru

Структура образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

Пятница, 11 Апрель 2014 10:07

2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы

Пояснительная записка должна раскрывать:

— цели и задачи реализации Программы;

— принципы и подходы к формированию Программы;

— значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья)

Содержательный

2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей

Содержательный раздел Программы должен включать:

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

– специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

– выбор тех парциальных образовательных программ и форм организацииработы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

– сложившиеся традиции Организации или Группы.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями) , должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно

Организационный

2.11.3. Устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы

Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы

Дополнительный

2.13. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

2) используемые Примерные программы;

3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная школа № 41».

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения

Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Раздел ФГОС

Сайт Департамента образования мэрии г. Ярославля

Сайт Городского центра развития образования г. Ярославля

План мероприятий по созданию условий для введения и реализации федерального государственного стандарта основного общего образования в МОУ СОШ № 41 г. Ярославля на 2013-2015 гг.

Приказ № 01-05/189 от 30.08.2013 г. «О присвоении статуса муниципальной базовой площадки, муниципального ресурсного центра на 2013/2014 учебный год»

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2011-2015 гг.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2011-2015 гг. (просмотр)

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ ООШ № 41 (просмотр)

5. Приказ от 31.08.2011 года № 01-02/190-09 «О переходе МОУ СОШ № 41 на обучение по ФГОС НОО

Что нужно знать родителям о ФГОС

С 1 сентября 2014 года обучающиеся 5 класса начнут обучение по новым федеральным образовательным стандартам. Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. ФГОС ООО утверждён приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)»

Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием Статьи 7 Закона «Об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобнауки России: nttp://www.edu/ru/dbmon/Data/d_09/m373.htm|.

Какие требования выдвигает новый ФГОС?

Стандарт выдвигает три группы требований:

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Особенности ФГОС начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт (стандарт второго поколения) для начальной школы — это название отличает его от стандарта 2004 года, был зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22 декабря 2009 года и должен вступить в силу 1 сентября 2011 года по всей стране.

В основе стандарта лежит все лучшее, что появилось в системе образования за прошлые годы. Это продолжение многих достойных, проверенных теорий и идей в новых социально-экономических условиях. Следует подчеркнуть, что все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребёнку, сколько органам власти всех уровней, руководителям системы образования, директорам школ, учителям.

Если прежний стандарт прописывал содержание образования: т.е., тот минимум, которым должны были овладевать ученики, то новый стандарт фиксирует не объем запоминаемой информации, а базовые требования к условиям, в которых будет проходить процесс обучения, к структуре образовательных программ, по которым будет проходить обучение, к количеству часов, выделяемых на изучение того или иного предмета, во избежание перегрузки школьников, а также требования к результату обучения. Это первое важное отличие нового стандарта.

Необходимо отметить еще одну важную особенность нового стандарта от предыдущего – отныне стандарт рассматривается как общественный договор между семьей, обществом и государством, т.е. фиксируется распределение взаимных обязательств между ними. И если профессиональное сообщество озабочено набором знаний и умений по отдельным предметам, то семья ждет от образования возможностей личностного и карьерного успеха. Общество ставит вопрос о социальной мобильности и формировании модели адекватного социального поведения молодежи, а государство заинтересовано в воспитании ответственных и законопослушных граждан и в обеспечении безопасности. Все эти интересы согласованы в рамках нового стандарта образования.

Новый ФГОС заявляет о новых целях общего образования. Одна из основных – воспитание гражданина, патриота. Причем не на словах, а в действии, в ходе реализации общественно-полезных трудовых дел, социальных практик, исследовательских проектов. Разумеется, что в этом вопросе педагоги должны сотрудничать с семьей.

Системообразующей составляющей стандарта являются «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» – это своеобразный социальный и государственный заказ системе образования, в соответствии с которым она должна строить свою деятельность. «Требования…» содержат наиболее общую характеристику наиболее существенных результатов, достижения которых ждут от системы образования ученики и их семьи, общество и государство.

Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ являются планируемые результаты начального общего образования. Они ориентируют учителя как в объеме учебного материала и ожидаемых достижениях выпускников начальной школы, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса.

В стандарте описываются также требования – к информационному пространству (что является новым), к материально-техническому обеспечению, к учебному оборудованию, к кадровым, финансовым условиям образовательного учреждения. Особенно важны требования к кадрам. Конечно же, в школах работают и будут работать мастера своего дела, использующие инновационные методики. Поэтому для одних учителей нужны методические пособия, позволяющие работать на достижение результатов, а для других – ресурсы, позволяющие самостоятельно моделировать образовательный процесс. В школе все педагоги, работающие в начальных классах по новым ФГОС прошли повышение квалификации на базе Института развития образования Ярославской области.

В качестве методологической основы разработки стандартов заложен деятельностный подход. В связи с этим в нашем лексиконе появляется новое понятие – универсальные учебные действия, т.е действия, которые обеспечивают умение учиться, а именно это умение считается ключевой задачей системы образования.

Значимая роль во всестороннем развитии детей отводится внеурочной деятельности. Она будет регламентироваться по более понятным правилам. Теперь нужно понимать, что результаты, которые должны продемонстрировать ученики на выходе из школы, зависят, в том числе и от внеклассной работы. Внеурочная деятельность становится теперь неотъемлемой частью учебного плана и на ее организацию предусмотрено по 10 часов в неделю на каждого ученика. Эти часы школы наполняют конкретным содержанием. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Прочитав стандарт, родитель поймет, каким будет их ребенок по окончании начальной школы, чему его научат. И речь опять же идет не о том, какие литературные произведения он прочитает и какие математические формулы запомнит. Для родителей гораздо более понятно, какими качествами, какими умениями он должен обладать, а стандарт именно это и определяет. Может показаться, что ввести новый стандарт – это как начать с чистого листа абсолютно новую жизнь. На самом деле это процесс продолжения всего лучшего, что накоплено системой образования за прошлые годы.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу начального обучения.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «Общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа — программа формирования универсальных учебных действий (УУД).

Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникативных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ — компетентности.

Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную образовательную программу, учитывая в том числе, запросы и ожидания родителей учащихся.

Требования к результатам обучающихся, установленные Стандартом.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

Личностным, включающим готовность и способность обучающихся саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Предметным, включающим освоенный обучающими в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систем основополагающих элементов научного знания лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться…», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствие для перевода его на следующую степень образования.

Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и составлять план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Тесты для педагогических работников по реализации проекта «Внедрение ФГОС»

Тестирования педагогических работников в рамках мероприятий по реализации проекта «Введение в ФГОС.»

1. Как расшифровывается аббревиатура СФГОС НОО?

а) Специальный Федеральный государственный основной стандарт начального общего образования;

б) Федеральный гражданский образовательный стандарт начального общего образования;

в) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

г) Федеративный гражданский основной стандарт начального общего образования.

2. Дата принятия последнего » Закона об образовании» РФ?

а) Декабрь 1992г;

б) декабрь 2010г;

в) Январь 2013г;

г) Декабрь 2012г.

3. Как называется национальная образовательная инициатива Президента РФ?

а) » Современная школа «;

б) » Наша новая школа «;

в) » Новая школа России ;

г) » Новая школа 2020 «.

4. Сколько групп требований выдвигает ФГОС?

а) 1;

б) 2;

в) 3;

г) 4.

5. Что является основной особенностью нового стандарта?

а) деятельностный характер обучения;

б) информационный характер обучения;

в) информационно- деятельностный характер обучения;

г) проблемно- поисковый характер обучения.

6. Что является ядром нового стандарта?

а) достижение высоких результатов знаний программного объема;

б) формирование универсальных учебных знаний;

в) формирование универсальных учебных достижений;

г) всестороннее развитие личности ребенка.

7. Какие группы требований устанавливает стандарт к результатам обучающихся?

а) личностные, предметные, общеобразовательные;

б) предметные, нравственные, идеологические, личностные;

в) предметные, метапредметные, идеологические;

г) личностные, предметные, метапредметные.

8. Какой метод широко применяется в новом стандарте образования?

а) информационный;

б) проектный;

в) частично- поисковый;

г) здоровьесберегающий.

9. Что понимают под БУД?

а) общеучебные умения, общие способы действия, надпредметные действия;

б) комплексные знания, метапредметные действия, универсальные умения;

в) базовые учебные действия;

г) комплексные знания, умения, навыки.

10. Существует ли отдельная программа по БУД?

а) да;

б) нет.

11. Что является важным элементом формирования БУД обучающихся на ступени начального общего образования?

а) углубление знаний школьной программы;

б) формирование ИКТ- компетентности обучающихся;

в) базовый объём знаний, умений и навыков;

г) умение готовить проекты разной направленности.

12. Что изучают с использованием ИКТ?

а) основные предметы гуманитарного цикла;

б) основные предметы естественно- научного цикла;

в) предметы, используемые во внеурочной деятельности;

г) все предметы образовательной программы (как урочные, так и внеурочные).

13. Что такое информационно-образовательная среда?

а) возможность взаимообщения между учителем и учеником дистанционно, с использованием интернета;

б) возможность ученика использовать интернет при выполнении домашних заданий;

в) необходимость учителя использовать интернет при подготовке к урокам;

г) возможность взаимообщения между учителем и родителями с использованием интернета.

14. Каким документом определяется общий объем нагрузки для учащихся?

а) образовательной программой учреждения;

б) учебным планом образовательного учреждения;

в) уставом образовательного учреждения;

г) ФГОС НОО.

15. Какой основной документ реализует образовательная организация при введении ФГОС?

а) программа развития образовательной организации (ПРОО);

б) программа деятельности образовательной организации (ПДОО);

в) адаптированная основная образовательная программа (АООП);

г) рабочая программа учебных дисциплин (РПУУД)

Ключ к тестам.

1) а 6) в 11) в

2) г 7) г 12) г

3) б 8) б 13) а

4) в 9) в 14) б

ФГОС – что это такое простыми словами

Что такое ФГОС и для чего они нужны?

Людям, далеким от образовательной сферы, определение ФГОС мало о чем скажет, хотя упоминается довольно часто. Между тем это важный и неотъемлемый элемент, который оказывает важное влияние на весь образовательный процесс.

Без него не было бы полноценного и комплексного образования, которое получают российские школьники.

Аббревиатуру ФГОС можно расшифровать как Федеральные Государственные Стандарты Образования. Они представляют собой свод правил и требований, которые Министерство образования предъявляет к любому образовательному учреждению, хоть высшему, хоть начальному.

Соблюдение ФГОС необходимо для получения лицензии, которая разрешает право совершать ту или иную профессиональную деятельность.

В чем заключается важность образовательных стандартов?

Начать стоит с того, что ФГОС популярны далеко не во всех западных государствах. Хоть они и гордятся своим демократичным подходом к получению образования, но некая единая система все равно должна быть в наличии.

Между тем в большинстве американских и канадских школ по-прежнему существую различные учебные курсы, а школьники сами вправе выбирать дисциплины, которые считают нужными.

Но дети не понимают, что нужны не только гуманитарные дисциплины, или посещение только узконаправленных предметов вроде математики и химии. Они получают образование, основываясь на своих склонностях, а это не всегда должно приветствоваться.

Потому что ближе к окончанию школы проверки показывают, что у западных школьников имеются существенные пробелы в большинстве предметов.

Единые стандарты образования не просто бюрократическая прихоть, в них действительно есть необходимость. Они призваны создать единое учебную систему, которая будет понятна школьнику или студенту из разных стран.

И тогда при возможном переезде на постоянное место жительство в другое государства у обучающихся не будет проблем. Ведь дисциплины будут схожи и не надо будет дополнительных занятий или тестов.

Также переход от начальной ступени образования к более высшей станет более простым и понятным для бывших младшеклассников. В школьной программе уже будет предусмотрена постепенная замена более легких предметов чуть более сложными дисциплинами. Не будет такой колоссальной интеллектуальной нагрузки, которая вызывает стресс у ребенка.

Требования к образовательным стандартам

Важно учесть и такой момент, что с 2009 года старые ФГОС были изменены и до сегодняшнего дня постоянно дополнялись и корректировались. В целом на данный момент существует три группы требований, которые выдвигают образовательные стандарты.

  • Комплексное обучение – должен быть соблюден разумный баланс гуманитарных дисциплин и точных наук, чтобы школьник имел широкий кругозор. Нельзя обходить внимание и внеучебную деятельность, чтобы правильно развивать художественные таланты обучающихся
  • Учебная программа должна содержать не только сухую теорию, но и достаточно количество практических занятий. Школьники должны сами научиться добывать нужную информацию и учиться анализировать полученные знания
  • в обязательном порядке прописываются условия, которые должны соблюдаться в любом образовательном учреждении. Указывается нужное финансирование, которые отводится той или иной школе, есть перечень стандартной материально-технической базы, а также прописываются санитарные нормы и обстановка в классе для комфортных условий обучения.

ФГОС простыми словами

Родителям, которым небезразличен уровень образования, которое получают их дети, советуем внимательно изучить существующие образовательные стандарты. Достаточно знать следующие ключевые моменты:

  • Дети, имеющие отклонения в развитии, имеют право учиться наравне с другим детьми в обычных общеобразовательных школьных учреждениях, если этого желают их родители. Конечно, понадобятся дополнительные справки от врачей, разрешающие посещение обычной школы;
  • в любом образовательном учреждении должно отводиться время на внеучебную деятельность, чтобы личность школьника формировалась через посещение театров, выставок и других просветительных учреждений;
  • должность проводиться применение теоретических знаний через создание проектов и привлечения школьников и студентов к научно-исследовательской деятельности;
  • в обучении должны использоваться передовые информационные технологии и материал подаваться в форме видеолекций, онлайн-уроков, презентаций;
  • должны иметься электронные доски, которые помогут преподавателям более наглядно отражать теоретический материал;
  • каждая школа должна получать достаточное финансирование на свои научные проекты.

Также ФГОС разработаны с таким учетом, что в конце обучения школьник в идеале должен соответствовать следующим параметрам:

  • иметь способность к саморазвитию;
  • уметь организовать самостоятельное изучение предмета;
  • выработано толерантное отношение к чужим религиям и представителям других народов;
  • сформированы правильные моральные ценности и уважение к родной стране;
  • патриотическое воспитание является неотъемлемой частью личности выпускника.

Консультация для педагогов «Что такое ФГОС дошкольного образования?»

марина малюкова
Консультация для педагогов «Что такое ФГОС дошкольного образования?»

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Что такое ФГОС дошкольного образования?

ФГОС устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Что является отличительной особенностью Стандарта?

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

В настоящее время дошкольное образование населению Российской Федерации предоставляется в различных моделях и формах, значительно различающихся и по условиям осуществления образовательного процесса, и по содержанию дошкольного образования. Вариативность дошкольного образования имеет ряд негативных последствий (осуществление образовательного процесса в условиях, не адекватных возрасту детей дошкольного возраста. ФГОС ДО осуществляет нормативно-правовое регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме, обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Т. е. стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы.

Что является основными целями ФГОС ДО?

• обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

• сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

Каковы основные принципы устанавливает ФГОС ДО?

• поддержки разнообразия детства;

• сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

• полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

• создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Какие требования выдвигает ФГОС ДО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

1. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;

2. Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования,которые включают в себя:

2.1. требования к психолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:

2.2. к развивающей предметно-пространственной среде;

• предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

•Доступность среды предполагает:

— доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

— свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

2.3. к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

2.4. к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

2.5. к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3. Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

Содержание Программы должно охватывать следующие ОО:

1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

2. Познавательно-речевое развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

3. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

4. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

5.Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

В Стандарт заложены требования к содержанию, которые будут ориентирами для разработчиков программ. Требования к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

«В Стандарте нет ничего о ЕГЭ для дошкольников, ничего о контроле и тестировании дошкольных учреждений; он не сводится к школьным формам жизни, — подчеркнул Александр Асмолов, руководитель рабочей группы по подготовке Стандарта. По его словам, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок — выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Цель детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *