Филимоновская игрушка история

Доклад-сообщение Филимоновская игрушка 2, 3, 5 класс кратко

Филимоновская игрушка относится к разновидностям художественного промысла. Название игрушки произошло от населенного пункта в Тульской области – деревни Филимоново. В этом регионе находятся залежи специфической глины, из которой изготавливали посуду и различные игрушки. Среди археологов нет единого мнения о возрасте этого промысла: ему от 700 до тысячи лет. По преданию сама деревня получила название от Филимона, обнаружившего залежи глины и начавшего делать из нее горшки.

Изготовлением игрушек занимались целыми семьями, передавая тонкости мастерства следующим поколениям. Взрослые члены семьи чаще занимались посудой и производством киприча, а девочки под руководством бабушек изготавливали и расписывали свистульки. Деньги, собранные от продажи изделий, копились девушками как приданое.

В 19 веке глиняные игрушки стали основным источником дохода местных жителей, свистульки были известны далеко за пределами Тульской области. В начале 20 века производство филимоновской игрушки пошло на спад, но во второй половине 20 века промысел был восстановлен. В 2009 году был основан музей филимоновской игрушки в Тульской области в пгт.Одоев. Коллекции свистулек есть во многих музеях России. А с 2013 года стали проводить Одоевский фестиваль, посвященный глиняной игрушке и гончарному искусству.

Филимоновские игрушки выполняются в виде людей (всадников, барынь), а также животных, как реальных, так и мифических. У людей всегда узкое тело, а у зверей – тонкая шея, мелких деталей практически нет. Это из-за особенностей глины. Она не жирная и из нее можно вытягивать тонкие элементы без страха, что они потрескаются. Во время высушивания изделия серого оттенка, а после обжига при высоких температурах (около 1000 градусов) в особых печах игрушки становятся белыми. Поэтому предварительная грунтовка им не нужна, им можно расписывать сразу.

Для росписи современных изделий используют краски на основе акрила. Традиционные цвета филимоновских свистулек: розовый (малиновый), насыщенный желтый и ярко-зеленый. Часто, особенно фигурки зверей украшены разноцветными полосками, а на одежде людей присутствует орнамент. Барышни и их кавалеры всегда одеты в яркие наряды, украшенные еловыми веточками, солнцем, ромбами. Двух одинаковых игрушек не существует. Свисток в человеческих фигурках не делали, его размещали в тех предметах или животных, которые человек держал в руках.

Современная игрушка стала крупнее, теперь она достигает в высоту 20 см. Кроме одиночных персонажей появились целые композиции.

Доклад №2

Филимоновская игрушка — самодельная игрушка на Древней Руси, которая имеет корни в деревне Филимоново. Эксперты не могут сказать точное время возникновения такого вида промысла, но ориентируются на 1000-1300 годы. Изготавливались они из особой глины, которая находилась недалеко от деревни. Из этой глины лепили, в основном, лишь посуду, для продажи на базарах. Сами же игрушки изготавливали маленькие девочки с бабушками, в качестве приданого.

Разновидностей филимоновских игрушек достаточно много: от фигурок животных до изображений человека. Изображения людей довольно простые, без особых деталей, близки к старинным фигуркам. Зачастую мастерицы делали игрушки-свистульки, чтобы развлечь детвору. Так же эти произведения были достаточно популярны на различных ярмарках. Что приносило немало славы о Тульской области.

Изготавливались игрушки в несколько этапов: формовка, обжиг и раскраска. В формировке гилине придавали желаемый вид. Обжигали поделки в печи при температуре 700-1000 градусов, после чего серый цвет глины полностью исчезал и становился белым. При росписи игрушки использовались 3 основных цвета: красный, желтый и зеленый. Несмотря на это, игрушки получались достаточно красочными.

К сожалению, примерно в 1960 годах мастера Филимоновских игрушей исчезли. И только в 2009 в Тульской области открывается первый музей Филимоновских фигурок. Это говорит о том, что даже в наши дни данные произведения интересуют жителей нашей страны и не только. Иногда даже проходят фестивали данных игрушек, которые приковывают к себе большое внимание со стороны туристов.

2, 3, 5 класс кратко

Филимоновская игрушка

Популярные темы сообщений

  • Пушкин Александр Сергеевич

    Каждого человека при имени Пушкина пронзает мысль о русском национальном поэте. В нем заключилось все богатство и красота русского языка. Мы все живем в мире великолепных стихов, прозы и сказок об отзывчивой и красивой царевне и завистливой

  • Владимир: Золотого кольца России

    Золотое кольцо России — это замечательный туристический маршрут, который проходит через несколько городов страны. Именно в них смогли до сегодняшнего дня сохраниться уникальные памятники и различные достопримечательности культуры и истории России.

  • Деловой этикет

    Это такие правила поведения, которые должны соблюдать люди участвующее в деловых встречах. От выполнений этих правил будет завесить карьера и статус человека.

Современная мода – это скорость, быстрая сменяемость и мощная эксплуатация мотивов прошлого. Совсем другое дело искусство, протяженностью в столетия: концептуальное, самобытное, хрупкое. Пример такого творчества – филимоновская роспись. Об исторической подоплеке промысла, о самых интересных технических моментах росписи и об уникальности местной игрушки читайте далее.

История ремесла

В Тульской области, в Одоевском районе началась история одного промысла – в селе Филимоново мастерицы стали делать игрушки с интересной фактурой и необычной росписью. Гончарное дело развивалось в Филимоново веками, а все благодаря жирной, очень пластичной глине. Природный ее цвет темно-синий, отчего местные называли ее «синькой». После обжига глина становилась белой или чуть розоватой. Мужчины делали посуду, а женщины – игрушки-свистульки.

Согласно одной легенде в селе появился беглый преступник Филимон: он и научил местных делать глиняные фигурки. Он был первым или нет, узнать точно нельзя, но очевидно, что в середине 19-ого столетия здесь начали делать глиняные игрушки. Промыслом занималась вся семья: у мужчин ловко получалась посуда, жены и невестки помогали им, а девочки и бабушки «специализировались» на лепке и росписи игрушек.

Возникновение промысла в 19 веке – это, скорее, не его начало, а новый виток, пик популярности. По сведениям ученых филимоновский промысел насчитывает не меньше семи столетий. И сегодня петушок, коник, барыня, собачка в данном художественном направлении легко узнаваемы: вытянутые фигурки с ярким, геометрически ориентированным узором ни с чем не спутать. Разве что схожи с ними игрушки, представляющие дымковский промысел.

Филимоновская роспись

Одоевские мастерицы подарили художественной культуре страны вытянутые, тонкие игрушки с изящными формами. Во время сушки местная глина могла трескаться, ломаться, потому мастерицы разглаживали и выравнивали работы мокрыми руками. От этого изделия и вытягивались, становились немного непропорциональными. Но такой нюанс стал брендом, и сегодня описание росписи филимоновской игрушки невозможно без акцента на непривычной форме изделия.

Особенности техники росписи

Грунтовать игрушку не приходилось, ведь при обжиге глина давала ровный цвет.

Мастера использовали анилиновые краски ярких, выразительных цветов. Колористика не самая широкая – красный, желтый да зеленый. Но при этом рисование тройкой цветов (плюс/минус оттенки) в итоге давало пеструю, веселую картинку.

Учиться технике изображения элементов филимоновской росписи можно с малых лет: краски художник наносит последовательно, никогда их не смешивает. Пока не высохнет элемент одного цвета, мастер не перейдет к другому.

Значение цветов:

  • желтый – это солнце, сама жизнь и свет всего мироздания;
  • зеленый цвет означает молодость, возрождение жизни;
  • красный – символизирует землю и огонь, сакральные понятия для человека.

Художницы старались изображать игрушки столь яркими и пестрыми, словно хотели говорить ими о счастье жить, об изначальной установке человека проживать судьбу в радости и благодарности миру.

Образцы, сюжеты, символизм

В основном мастерицы изображали людей, животных, птиц и небольшие композиции.

Типы расписных игрушек:

  • Люди. Барыни и кавалеры всегда с готовой историей: у первых в руках дети или птицы, у мужчин – музыкальные инструменты (часто кавалер представал верхом на лошади). Деталей мало, голова сочленена с шеей, на персонаже – яркий головной убор.
  • Животные. Преимущественно это домашний скот – бараны, коровы, лошади. Все животные с вытянутыми фигурами, тонкошеие, часто отличить зверей друг от друга можно только по форме рогов.
  • Птицы. Также преимущественно домашние – утка, петух, курица, павлин. Шеи у них длинные, конусообразные, головки маленькие.
  • Композиции. Изображались мастерами сюжеты свидания, чаепития, карусели. Чаще это были сцены повседневности, простой жизни. Но встречались и знаковые композиции – например, Георгий со змеей.

Практически все игрушки – свистульки. Музыкальным даром «обделены» только индюки и петухи.

Традиционные узоры и элементы росписи филимоновской игрушки

Элементам росписи филимоновской игрушки присуща символичность, в этом смысле она совпадает с другими народными промыслами России.

Орнаменты просты и незатейливы, но при этом узоры глубоко символичны. Их корни, как несложно догадаться, в язычестве – в искусстве язычество особенно долго сопутствовало христианству.

Изображения:

  • круги с лучами, кольцевые орнаменты с треугольничками – это символы солнца, добра, радости, благоденствия;
  • схематичные веточки и елочки в филимоновой (как еще могут именовать роспись) означают древо жизни, т.е. связь поколений и неустанное развитие.

Птица означала счастье, добрые вести, конь – это богатство, барыня отождествлялась с берегиней и хранительницей очага, всадник – это защитник или землепашец.

Животных традиционно расписывали яркими разноцветными полосочками. Солнышки и растительный орнамент преобладали в росписи, работы часто ассоциировали с детским стилем, но в этой наивности и простоте их прелесть.
Филимоновский промысел в наше время

Филимоновский промысел в наше время

В Тульской области, в поселке Одоеве десять лет назад открылся музей Филимоновской игрушки. Шесть лет назад здесь же стартовал творческий проект – фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки. С каждым годом «Сказки деда Филимона» собирают все больше участников. Да и музей привлекает новых туристов: а посмотреть есть на что, аутентичных игрушек, созданных руками мастеров из разных стран мира в экспозиции больше 2000!

Удивительно, что многовековая история промысла, что прославившая Филимоново роспись удостоилась музея только в 2009 году. Но благодаря музею и фестивалю самобытное народное творчество живет и развивается, находит новых почитателей, а также получается новые способы отображения. Узнаваемые элементы, цвета, орнаменты появляются уже не только на глиняных игрушках, но и в принтах канцелярской продукции, тканей и т.д.

Стоящая в одном ряду с дымковской, богородской, каргопольской игрушкой, филимоновская – это не только промысел предков, а одухотворенная культура русского народа. Она запечатлела быт, верования, традиции народа. Потому глиняные свистульки часто становятся домашним оберегом, талисманом, хранителем семейного благополучия – в маленькой игрушке так много любви, примиряющей простоты и лаконичной творческой осмысленности.

Комментарии 8


На уроках я часто рассказываю детям о народных промыслах. В первую очередь нас интересуют глиняные игрушки.

Филимоновская игрушка – одна из старейших в России. Родина промысла – деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. Предание рассказывает о гончаре Филимоне, который в давние времена жил в деревне, делал глиняные горшки и игрушки. От него будто и название деревни пошло и гончарное дело зародилось. В районе Одоева гончарную посуду производили с XVI века. В XIX веке промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Как и в большинстве промыслов, работали целыми семьями. При этом посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистулечницами».

Внешний облик игрушки связан со свойствами очень пластичной, жирной местной глины – «синики». Во время сушки она деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится часто заглаживать мокрой рукой. В результате фигурка вытягивается, утончается, приобретая удивительно изящную форму: упругие тела, высокие ноги и непомерно длинные шеи с маленькими головками. Одно животное от другого позволяют отличить только форма головы, рога, уши.

Из традиционных персонажей для филимоновской игрушки характерны барыни и солдаты, всадники, реже – крестьянки. Все они удлиненных пропорций и увеличенных размеров (до 20сантиметров). У барынь обычны высокие юбки колоколом. По сравнению с юбкой верхняя часть туловища кажется маленькой. На голове барыни – шляпка с высоким верхом, иногда и с настоящим куриным пером.

Почти все филимоновские игрушки, независимо от сюжета, – свистульки, не свистят только петухи и индюки. Как правило, свисток расположен сзади, в хвосте зверей и птиц. У барынь и солдат – свистулька в виде курицы под мышкой.

После сушки и обжига иссиня-черная глина приобретает белый, чуть розовато-желтоватый цвет. Прямо по нему и наносится роспись. В ней три главных цвета – малиново-красный, зеленый и желтый, иногда еще синий или фиолетовый. Роспись выполняют яркими анилиновыми красками, растертыми на яичной эмульсии. Животных, как правило, разрисовывают поперечными полосами – красными, желтыми и зелеными. Яркими мазками оттеняют рога.

На человеческих фигурках кофты окрашивают одним тоном – красным, малиновым, фиолетовым, желтым. Поверхность юбок и передников расписывается узорами, составленными из крестов, точек, полос, кругов, овалов, треугольников, звезд.

Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века. В музеях старые филимоновскиеигрушки датируются 1920-1930-ми годами. Производство заметно оживилось и обновилось в 1960-е годы. Внимание и интерес к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Старые мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.

Сегодня в Филимонове игрушку не лепят, но традиции народных мастеров продолжают в Одоеве и Туле. В Одоевской школе искусств детям преподают лепку филимоновской игрушки и гончарное мастерство. Также в Одоеве есть музей «Филимоновская игрушка».

Филимоновская глиняная игрушка

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

История промысла

Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.

Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.

К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.
Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.

Виды филимоновских игрушек

Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

(Барыня)

Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.

(Петушок)

Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.

Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.

Технология изготовления

Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

Поэтапная технология создания:

1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.

2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.

3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

Роспись филимоновской игрушки

Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.

Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

Изучаем филимоновскую игрушку с детьми

Игры имеют не только развлекательное, но и воспитательное значение. Для детей дошкольного возраста полезно ознакомление с филимоновской игрушкой и изготовление аналогичной поделки. Это яркий представитель народного художественного промысла – чудная, самобытная, с искрящимися узорами. Глиняная свистулька очаровывает! Занятия с ней побуждают ребенка проявить свою индивидуальность в творчестве, формируют вкус и эстетическое отношение к окружающему.

История

Филимоновская игрушка – один из видов древнерусского народного ремесла. История возникновения берет начало в Тульской области, в деревне Филимоново Одоевского района. Испокон веков для промысла местные жители использовали глину, залежи которой находились неподалеку, у берегов реки Упы. Мужчины и женщины на гончарном круге делали посуду, а девочки и девушки – яркие свистульки-игрушки. Затем изделия продавали на базаре или сдавали перекупщикам.

О давности зарождения промысла нет единого мнения. Часто называют дату – средина XX века. Тогда после череды революций и войн начали возрождать разные виды народных промыслов. Однако языческие мотивы и сакральные росписи на филимоновской игрушке указывают на ее древние, еще дохристианские корни. Некоторые найденные археологами старинные свистульки насчитывают 700-1000 лет.

Особенности

В большинстве своем филимоновские игрушки – это традиционные свистульки в форме животных (петушок, лошадка, корова, медведь) и крестьян (мужики и барыни). Простые формы напоминают древние глиняные игрушки. Кавалеры верхней частью туловища похожи на барынь, только первые одеты в расписные штаны и сапоги, а вторые – в неширокую юбку-колокол. Голова у фигурок маленькая, лицо плоское, часто есть головной убор, напоминающий колпак.

Примечателен пестрый вид игрушки. Филимоновские узоры незамысловаты, это преимущественно разноцветные тонкие полосы, солнышки, елочки. Они указывают на гармонию людей с природой. Каждая фигурка, узор, даже цвет – это символ. Например, барыня – это хранительница очага, медведь – хозяин леса и тотемный предок. Корова символизирует благополучие, птица – весну и посредника между людьми и небесами.

Существует мнение, что свистульки делали для языческого обряда «свистопляски». В определенный день все жители выходили на улицу и свистели, чтобы уважить почивших родственников. После можно было просить любви, достатка, хорошей торговли – всего, чего желала душа.

Отличие от других промысловых игрушек

Филимоновская игрушка легко узнаваема. Ее отличает от других видов промыслов буквально все:

  • орнамент с языческими мотивами;
  • простые, даже несколько условные формы (похожа на петушка, лошадку);
  • вытянутость и худоватость фигурок;
  • отсутствие шеи у барынь и мужчин – туловище плавно переходит в голову;
  • использование только 3 основных цветов: красного, зеленого, желтого.

Черно-синяя глина, из которой изготавливают фигурки, пластичная, поэтому игрушки из нее вытягивают, а не собирают по частям. Она дает большую усадку при лепке и сушке, что объясняет худые силуэты. Есть отличия и в самой технике изготовления. Местная глина «синька» при обжиге приобретает равномерный светлый цвет, поэтому ее не белят, а сразу приступают к росписи.

Филимоновскую игрушку делают из черной глины. Она хорошо вытягивается, что позволяет создавать монолитные фигуры. Внутри формируется полость, а сзади – уплотнение (свисток). Также продавливается в правильном месте отверстие, чтобы при прохождении воздуха получался свист. Если образуются трещинки, они легко заглаживаются влажной рукой. Готовые фигурки сохнут и приобретают светло-серый цвет. Обжиг производится в муфельной печи при температуре около 1000 градусов. После игрушки становятся белыми и без грунтовки отправляются на роспись.

Филимоновские узоры в картинках

Разноцветные полосы и круги имеют не случайное расположение, как может показаться на первый взгляд. Круги означают защиту от сил зла, елочки – древо жизни, плодородие. Изображения солнца являются своеобразным прошением об урожае, тепле, благополучии.

Зигзаги с точками – это засеянные поля, дуги – небесные воды, которые дарят земле плодородие.

Имеет значение и цвет. Красный символизирует силу духа, землю, огонь, красоту, желтый – воздух и солнце, зеленый – листву и жизнь.

Первое знакомство и занятия для детей

Изучать народные промыслы с детьми лучше всего в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет). На фоне современных интегративных игрушек и игр художественные глиняные расписные свистульки покажутся необычными и обязательно заинтересуют малышей.

Занятия проводятся в детском саду или дома в несколько этапов и в игровой форме.

  1. Взрослый рассказывает историю филимоновской игрушки в сказочном варианте. Дальше детям показывают разные расписные фигурки. Следует обратить внимание на цвета и силуэты. В конце урока детям интересно будет посвистеть в них.
  2. Следующий урок следует посвятить филимоновским узорам. Взрослый обращает внимание на цвета, характер линий, рассказывает, что они символизируют. Затем для раскрашивания детям предлагается бумажная игрушка. Картинки можно распечатать в виде раскраски (для работы с карандашами) либо от руки нарисовать контур филимоновской свистульки и предложить ребенку нанести узоры красками.
  3. Последующие 2-3 урока отводятся под изучение объемных форм, лепку и роспись красками. Если глины нет, можно попробовать организовать занятие с пластилином. Вместе со взрослым дети делают филимоновского петушка, барыню, лошадку.
  4. В заключение проводится ярмарка или выставка поделок. Хорошо стилизовать событие под старину: с самоваром, баранками, стихами и плясками.

Как нарисовать филимоновскую игрушку?

Впервые ребенку 5-7 лет будет тяжело нарисовать филимоновскую фигурку от начала и до конца. Взрослому следует нарисовать контур на бумаге или вырезать игрушку из белого картона, а также предоставить пример – напечатанную картинку или настоящую игрушку. Непосредственно для работы ребенку понадобятся тонкие кисточки, стаканчик с водой и краски: желтая, красная, зеленая.

Как нарисовать филимоновского петушка?

    1. Взрослый показывает пример расписанного петушка и просит назвать виды узоров. Обращает внимание, как раскрашены голова, шея, хвост птицы.
    2. Детям выдают шаблоны игрушки.
  1. Начинается раскрашивание с желтого цвета. Наносятся круги, полоски.
  2. Следующий цвет – красный. Им раскрашивают гребень и клюв петушка, рисуют узоры.
  3. Последней берут зеленую краску и завершают рисунок.

А вот пример, как поэтапно раскрасить филимоновскую лошадку:

Изучение промысловых игрушек развивает интерес к творчеству у детей, воспитывает любовь и уважение к труду, позволяет узнать историю своей Родины. Их образы просты и понятны. Занятия рекомендуется проводить в старшей группе детского сада и начальных классах школы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *