Фитбол упражнения для детей

Это раньше было нормой, когда младенец лежал неподвижно в манеже, упакованный в пеленки с ног до головы. Сейчас педиатры и продвинутые мамы рекомендуют полную свободу движений с самого рождения. Фитбол для грудничков обеспечит гармоничное физическое развитие, удовольствие и радость как для мамы, так и для малыша.

В вашей семье еще нет гимнастического мяча? Очень жаль! Срочно приобретайте и наслаждайтесь новым видом общения с вашими детьми!

Содержание

Польза фитбола для грудничка

Фитбол был изобретен в Швейцарии еще в 50-х годах прошлого века врачом-физиологом Сюзан Кляйн-Фогельбах. Она использовала его для своих пациентов с травмами и заболеваниями позвоночника. Как оказалось, чудо-мяч отлично справлялся и с проблемами в работе центральной нервной системы.

В наше время этот надувной мячик стал отличным тренажером, который мягко воздействует на мышечную и костную систему человека. Его используют очень широко как в лечебных целях, так и для занятий спортом.

Вы готовитесь стать мамой или недавно родили чудного малыша? Обязательно вместе с манежем, коляской и детскими вещичками приобретите гимнастический мяч. Заниматься с ребенком с его помощью можно практически с рождения. В чем же польза и каковы достоинства этой гимнастики?

Занятия на фитболе с грудничком позволят:

  • расслабить мышцы и снять их тонус. Детки после рождения имеют повышенное напряжение мышц, это обусловлено позой эмбриона еще в утробе. Наверняка вы замечали сжатые кулачки и согнутые ножки, дрожащий подбородок при плаче? К трем месяцам тонус практически исчезает, нервная система приспосабливается к условиям вне маминого животика. Но мы в силах помочь малышу адаптироваться гораздо быстрее;
  • укрепить и развить мышцы. Ножки и ручки, спинка и пресс должны начать работать как можно раньше. Позвоночник станет гибким, младенец уверенно будет удерживать головку. Опорно-двигательный аппарат окрепнет, и малыш раньше времени сможет сидеть, ползать, ходить. Крепкие мышцы спины обеспечат хорошую осанку;
  • улучшить пищеварительные процессы. Давление на животик расслабляюще действуют на желудок и кишечник, вашего ребенка не будут мучить газы, колики и запоры. Занятия на мяче массажирует внутренние органы. Увеличивается кровообращение, а значит, все будет работать как часики;
  • развить координацию движений. Тренировка вестибулярного аппарата позволит ориентироваться в пространстве и не терять равновесие. Ребенка в будущем не будет укачивать в транспорте.

Ранние занятия на фитболе укрепят нервную систему и станут прекрасной профилактикой различных заболеваний. А в комплексе с массажем, закаливанием, плаваньем вырастет здоровый и активный малыш.

С какого возраста можно выполнять гимнастику на фитболе?

Заниматься с малышом на мяче можно начинать постепенно, начиная с рождения. Буквально несколько минут принесут ощутимую пользу для нервной системы ребенка. Полноценные занятия будут возможны после полного заживления пупочной ранки. Как правило, это происходит через три недели после рождения.

Первые упражнения начинаются с покачивания на мяче. Это поможет новорожденному адаптироваться в нашем мире, успокоит и подарит хорошее настроение, ведь плавные движения напоминают мамин живот, в котором было тепло и уютно.

Правила выбора мяча

Вы решили приобрести мяч для занятий с грудничком? Не знаете, какой выбрать? Здесь нет ничего сложного. Ориентируйтесь на то, что ребенок быстро развивается и с возрастом «перерастет» маленький мячик. Чтобы не покупать новый, выбирайте сразу большой диаметром 75 сантиметров, и вы сможете заниматься на фитболе всей семьей.

У мяча могут быть ручки или рожки – это оптимальный вариант для занятий с ребенком. Во-первых, они создают своеобразный упор, и малыш не соскользнет с мяча на пол. Во-вторых, за эти ручки он в один прекрасный момент схватится, а хватательный рефлекс очень важен для полноценного развития.

Мяч может быть гладким или иметь рифленую поверхность. Пупырышки более эффективно массажируют, но не должны сильно выступать. Проследите при покупке, чтобы не было деформаций и грубых швов, способных натереть кожу. Нипель для насоса не должен выходить на поверхность.

Особое внимание обратите на запах. Гимнастический мяч должен быть выполнен из качественной резины и не пахнуть. Не забывайте, что дети до года познают мир на вкус. Не минует это и фитбол, поэтому он должен быть гипоаллергенный, изготовлен из безопасных материалов.

Хороший мяч выдерживает вес до 300 кг, имеет приглушенный цвет, не взрывается при повреждениях, а тихо сдувается. Покупайте его только в специализированных спортивных магазинах. Выбирая мячик для младенца, вы делаете подарок всей семье.

Основные упражнения

Для занятий на гимнастическом мяче существует множество упражнений и видеоинструкций в интернете. Осваивайте их постепенно. Выберите те, которые понравятся вам и вашему малышу. Многие из них станут любимыми и будут доставлять море радости и удовольствия. Через некоторое время вы вместе сможете придумывать упражнения для тренировки. Дерзайте, и все у вас получится!

Для детей младше 3 месяцев

Первые упражнения на мяче для грудничков заключаются в легких покачиваниях вперед-назад, влево-вправо. Сначала ребенок лежит на спине, позже, после заживления пупка, его можно укладывать и на животик. Обращайте внимание, чтобы головка не запрокидывалась, когда малыш лежит на спинке. Не держите за кисти и стопы – они очень хрупкие и их можно повредить при неловком движении.

  1. «Люлька» – многие мамы используют фитбол в качестве колыбели, укачивая малыша.
  2. «Пружинка» – придерживая ножки легко нажимайте на попку, заставляя мяч пружинить вверх-вниз.
  3. «Футбол» – ребенок лежит на спине на твердой поверхности, например, на диване. Подносите мяч к ножкам, малыш будет толкать его от себя. Прекрасная тренировка ног для юных футболистов.
  4. «Вокруг света» – медленно поворачивайте мяч с ребенком по и против часовой стрелки.
  5. «Попрыгунчик» – одно из самых любимых упражнений для детей, уверенно держащих головку. Возьмите ребенка подмышки и поставьте ножками на мяч. Тут же ноги пойдут в «пляс», вызывая смех и радость.

Во время занятий ласково разговаривайте с крохой или включите спокойную музыку.

Для детей 3-6 месяцев

Комплекс упражнений для деток до полугода усложняется и становится более разнообразным. Это связано с тем, что ребенок уже уверенно держит голову, опирается на предплечья, может держаться за ручку мяча. Он осмысленно занимается и даже может показать, какие упражнения ему по душе.

С этого возраста можно не придерживать малыша за спинку или животик, можно ограничиться голенями и предплечьями.

  1. «Тачка» – уложите кроху на живот, крепко возьмитесь за голеностопы и толкайте мячик вперед-назад, как тачку или коляску.
  2. «Рыбалка» – ребенок на животе, мама держит его за ножки. Наклоняем так, чтобы ручками малыш смог подобрать игрушку с пола. Можно «наловить рыбки» много и получить удовольствие.
  3. «Качаем пресс» – грудничок лежит на спинке. Придерживая за предплечья, медленно поднимаем малыша до состояния сидя, так же аккуратно возвращаемся в исходное положение.
  4. «Самолет» – из положения на животе переворачиваем на бочок, держась за предплечье и голень. Массируем бок с помощью движений вперед-назад. Повторяем с другой стороной.

Для детей старше 6 месяцев

К комплексу упражнений можно добавить еще более сложные.

  1. «Закатушки» – поставьте малыша с противоположной стороны мяча и потяните его за ручки, чтобы он закатился на мячик. Теперь толкайте его от себя до исходного положения.
  2. «Перетягивание каната» – это упражнение нужно выполнять с помощью второго взрослого. Положите ребенка на мяч на живот. Катайте его, держа за предплечья и голени так, чтобы на поверхности мяча были только ручки или ножки, а спинка зависала в воздухе. Это прекрасно укрепляет спинные мышцы и делает позвоночник сильным и гибким.
  3. «Пружиним сидя» – усадите ребенка на фитбол и покажите ему, как пружинящими движениями малыш может подпрыгивать. Это хорошее упражнение для пресса.
  4. «Равновесие» – посадите малыша на мяч и добейтесь устойчивого положения, придерживая за корпус. После этого опустите руки на коленки. Ребенок будет балансировать, чтобы сохранить равновесие.

Когда ребенок научится ходить и стоять, покажите, как приятно хлопать по поверхности мяча ладошками и толкать его ручками.

Для мамы и ребенка

Заниматься на фитболе может и мама, причем вместе с малышом. Ведь женщине необходимо восстановить форму после родов, а щадящие упражнения на мяче позволят это сделать быстро, не подвергая себя повышенным физическим нагрузкам.

Сядьте на мяч, держа ребенка на руках и мягко пружиньте вверх-вниз. Это упражнение хорошо напрягает область ягодиц и бедер, расслабляет позвоночник. Малыш в это время засыпает – отличный способ укачивания, ведь в обычном положении сильно устают руки и напрягается спина.

При кормлении грудью можно поставить ступни на мяч и отдохнуть, здоровое кровообращение в ногах и расслабление, что еще нужно?

Пока малыш спит, мама с удовольствием может повторить упражнения грудничка, покачиваясь на животе или спине. Вот так незаметно и приятно фигура вернет былую упругость.

Занимаемся правильно

Упражнения на фитболе для грудничков желательно начинать после консультации с педиатром. Необходимо исключить возможные противопоказания.

Самые первые занятия начинайте постепенно, чтобы ребенок привык к мячу. Перед занятиями можно раздеть малыша, так он будет принимать воздушные ванны. Подкладывайте пеленку, чтобы холодная поверхность не напугала и было приятно касаться голой кожей.

Лучше всего проводить занятия утром, обязательно при хорошем настроении малыша, через час после еды.

Если младенец расплакался или испугался, не настаивайте на продолжении упражнений – это может надолго отбить охоту.

Время занятий увеличивайте постепенно. Движения должны быть плавными, без резких толчков. Обязательно придерживайте тельце, чтобы малыш не соскользнул.

Занимайтесь перед зеркалом, деткам очень нравится наблюдать за собой и мамой.

Комната во время занятий должна быть хорошо проветрена.

Имеются ли противопоказания к занятиям

Конечно же имеются не только показания к занятиям, но и противопоказания.

  1. Не спешите, все должно быть вовремя. Не начинайте занятия, выкладывая ребенка на животик, если пупочная ранка не зажила полностью. Комплекс упражнений выполняйте по возрасту. Ведь опорно-двигательный аппарат должен окрепнуть.
  2. Если ребенок заболел, простыл или просто не в настроении – не следует заниматься.
  3. При неврологических проблемах или заболеваниях опорной системы занятия должны проводиться под наблюдением специалиста хотя бы первое время. Комплекс упражнений выполняет лечебные функции, поэтому должен быть составлен индивидуально.

Совместные занятия помогают родителям и детям стать еще ближе эмоционально друг к другу. Гимнастика превращается в веселую игру, приносящую радость и удовольствие маме и крохе. Обязательно подключайте к веселой физкультуре папу.

После занятий малыш хорошо кушает и крепко спит, ведь он тоже трудился. Совмещайте полезное с приятным, и вы увидите, как ваш малыш окрепнет на глазах. Фитбол для грудничков – это «круто»!

Занятия на фитболе с новорожденным ребенком (+ очень много видео инструкций)

К счастью, уже закончились времена, когда считалось, что до 4-6 месяцев ребенок большую часть дня должен неподвижно лежать в туго затянутой пеленке. Современные доктора придерживаются мнения, что для гармоничного физического развития ребенку нужна не только свобода движений с рождения, но и специальные упражнения. Кроме стандартной программы тренировок, которую все мамы получают в «Кабинете здорового ребенка», очень не лишним будет упражнения на специальном мяче – фитболе для грудничков.

Какая польза от фитбола

В доме, где появился малыш, мяч фитбол пригодится и для здоровья, и для развлечений. Подросшие дети очень любят поскакать на нем, как на прыгуне, а с новорожденными детьми на фитболе можно делать гимнастику. Занятия на фитболе полезны не только детям с неврологическими проблемами, как часто думают молоды мамы. Для здоровых детей такая зарядка необходима по многим причинам.

  1. Способствует снятию мышечного гипертонуса, характерного для новорожденных.
  2. Укрепляет и развивает мышцы конечностей, спины, брюшного пресса.
  3. Оказывает массажное действие и стимулирует работу внутренних органов.
  4. Улучшает пищеварение и предотвращает появление колик.
  5. Помогает научиться координировать движения и развивает вестибулярный аппарат.

Гимнастика на фитболе имеет такое количество плюсов и настолько эффективна, что пренебрегать ее будет просто не разумно. Для того, чтобы упражнения приносили радость маме и малышу, нужно соблюсти некоторые условия.

  • Лучше всего делать гимнастику в утреннее время, пока малыш на пике активности и в хорошем настроении.
  • Перед началом упражнений убедитесь, что малыш спокоен и ничто не причиняет ему неудобства.
  • С момента кормления до упражнений нужно выдержать паузу минимум на 1,5 часа.
  • Если малыш капризничает и сопротивляется – не настаивайте. Не все дети сразу с энтузиазмом воспринимают упражнения на фитболе. Дайте ребенку освоится и привыкнуть.
  • Первые тренировки должны быть недолгими, 4-5 минут, а затем время занятий постепенно увеличивается.

Существуют основные упражнения на фитболе для новорожденных грудничков. Освоение зарядки на чудо-мяче лучше начинать с них, а затем можно дать волю своему телу и вместе с ребенком придумывать разные способы заниматься на фитболе.

Упражнения на фитболе для малышей

Итак, накрываем фитбол мягкой пеленкой, чтобы малышу было приятно касаться его голенькими ручками-ножками или щечкой, и приступаем.

Упражнение 1. Качаемся на животике

Укладываем малыша на фитбол животиком вниз. Одну руку кладем ему на спинку, другой придерживаем обе ножки и начинаем осторожно покачивать вперед-назад, вправо-влево.

Упражнение 2. Качаемся на спинке

По своей сути это упражнение повторяет предыдущее, только ребенок лежит на спинке. Выполняя это упражнение, нужно следить, чтобы головка малыша не запрокидывалась.

Упражнение 3. Пружиним

Укладываем малыша на животик и, надавливая на животик или попу, заставляем фитбол пружинить под тельцем крохи. Во время выполнения этого упражнения важно придерживать ножки. По аналогии с качанием, пружинить малыш может не только лицом вниз, но и перевернувшись на спину.

Упражнение 4. Толкаемся

Малыш лежит на спинке на диване или столике. Подносим фитбол к ногам и немного надавливаем. Ребенок инстинктивно начинает отталкивать мячик ногами.

Упражнение 5. Попрыгунчик

Сидя на полу, зажимаем фитбол между ног так, чтоб он не мог укатиться. Ставим малыша на фитбол, и, придерживая со стороны спины, показываем, как можно пружинить и прыгать. Обычно это упражнение вызывает много смеха и радости.

Упражнение 6. Катим тачку

Малыша укладываем на фитбол животом вниз, чтобы он уперся ручками в мяч. Берем ребенка за ножки так, как будто катим тачку, и слегка покачиваем вперед-назад.

Упражнение 7. Достаем игрушку

Малыш лежит на животике. Придерживая за ножки, наклоняем малыша вперед так, чтобы он мог достать ручками до пола. Это упражнение становится гораздо интереснее, если на полу перед крохой разложить игрушки, которые можно легко захватить ручкой.

Упражнение 9. Качаем пресс

Малыша кладем на спинку. Придерживая за предплечия, поднимаем кроху до положения сидя, а затем опускаем обратно.

Упражнение 10. Учимся стоять

Хороший способ тренировки прямохождения для детей, которые уже умеют вставать у опоры. Собственно и суть упражнения в том, чтоб дать ребенку постоять с опорой на фитбол, обязательно подстраховывая его.

Для детского организма фитбол это два в одном: динамичный тренажер и расслабляющий массаж. Одни и те же упражнения, выполняемые с разной интенсивностью, могут активизировать или успокаивать. Многие мамы пользуются успокоительным эффектом даже для укачивания малыша перед сном.

Какой фитбол выбрать

Фитбол можно купить и в магазине с детскими товарами, и в специальном спортивном отделе. Для того, чтобы решить, какой фитбол лучше всего выбрать, нужно понять, чем они отличаются.

В первую очередь фитболы имеют разный размер от 45 до 75 см. в диаметре. Самым универсальным является мяч 75 см., потому что он может использоваться и детьми, и взрослыми. Если же у взрослых нет планов на гимнастику, можно выбрать мяч меньшего диаметра. Для детей есть хороший вариант гимнастического мяча с рожками или ручкой.

Поверхность фитбола может быть гладкой, а может быть покрыта шипами. Для упражнений с новорожденным определенно нужна гладкая поверхность без всякого рельефа.

фитбол с рожками

Показатель качественного фитбола – наличие антиразрывной функции. Узнать о том, что мяч обладает этой функцией, можно по маркировке ABS (Anti-Burst System) или BRQ (Burst Resistant Quality).

Зная, как выбрать фитбол, вы не растеряетесь перед полкой в магазине. Хорошим бонусом к мячу является насос, особенно если фитбол большого размера. Почти всегда он имеется в комплекте, но если его нет – лучше найти возможность его приобрести. Это заметно сократит время на надувание мяча, да и работает насос эффективнее.

Стоимость фитбола в основном зависит от бренда производителя и размера. На мяч самого популярного размера 75 см. цена колеблется от 490р. до 1000р. Покупать фитбол лучше в специализированном магазине. Там меньше шансов нарваться на некачественную вещь.

Выбрать фитбол, почитать описания и отзывы можете в интернет магазине

Читаем далее:

  • Динамическая гимнастика
  • Закаливание новорожденного.
  • Массаж ребенку в 1-3 месяца.

Упражнения. Смотреть видео инструкции. Часть 1:

Видео инструкции. Часть 2

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Комплекс упражнений на фитболах для детей дошкольного возраста

Ольга Веникова
Комплекс упражнений на фитболах для детей дошкольного возраста

«И сколько хочешь радуйся, играй на все лады»

Веникова Ольга Владимировна,

воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 4»

Уважаемые родители!

Помните стихотворение А. Барто «Веревочка»? его героиня Лидочка, преодолев многочисленные трудности, научилась прыгать через скакалку. Главная из этих трудностей, и не только для литературной героини, запрет взрослых.

Удивительно,но факт: взрослые знают – дети любят бегать, прыгать, кувыркаться, и в то же время самые расхожие замечания,которые они им адресуют: «Не бегай!», «Сядь, посиди!», «Успокойся, сколько можно прыгать!»

А сегодня давайте отменим эти замечания и предложим ребенку гимнастический мяч – фитобол. Это очень эффективный, доступный и эмоциональный тренажер.

Во – первых, это нестабильная опора, постоянно вынуждающая ребенка, в целях сохранения равновесия уже в простом седее на мяче включать в работу те или иные группы мышц. Сознательно включать в работу нужные мышцы ребенок, в силу своих возрастных особенностей, пока не может. Работа на подвижном, постоянно «желающих его уронить» мяче усложняется тем, что ребенок вынужден балансировать, играя с мячом, пытаясь на нем удержаться. Немаловажную роль здесь играет и эмоциональный компонент: мяч – это игрушка, он партнер, он красив и, главное, подвижен, т. е. взаимодействует с ребенком. Упражнение с использованием фитоболов также позволяют добиться хорошего мышечного расслабления и могут быть использованы для тренировки сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

При выборе мячей для детей следует помнить,что их оптимальные размеры должны быть следующими:

• Диаметр 45 см – для детей 3-4 лет

• Диаметр 50 см – для детей 5-6 лет

• Диаметр 55 см – для детей 7-8 лет

Поддерживать равновесие на большом мяче сложно, поэтому продолжительность выполнения упражнения, сидя на мяче,должна быть:

• Для детей 3-5 лет не более 3-4 минут

• Для детей 5-7 лет не более 5-7 минут

А сейчас мы представим вашему вниманию комплекс упражнений на фитоболах:

1. «Правильная осанка»

Исходное положение: сидя на мяче, стопы поставить на пол, руки на бедрах, спина прямая.

Выполнение: сохранять правильную осанку, голову не опускать (10 секунд)

2. «Перекаты»

И. п.: то же

Выполнение: перекаты стопами с пяток на носки и наоборот (15 секунд)

3. «Часики»

И. п.: Сидя на мяче, руки на поясе.

Выполнение: 1-наклон вправо (влево); 2-и. п. (2-3 раза).

4. «Буратино»

И. п.: сидя на мяче, руки на бедрах.

5. «Незнайка»

И. п.: сидя на мяче, руки опустить.

Выполнение: 1-2 – подъем плеч, руки скользят вдоль мяча вверх; 3- и. п. (7 раз)

6. «Ленивец»

И. п.: сидя на пятках пере мячом, руки положить на мяч, одна ладонь на другой, подбородок на ладони.

Выполнение: покачивание на мяче вперед – назад (5 раз)

7. «Силач»

И. п.: сидя на пятках, держать мяч руками.

Выполнение: 1 – встать на колени, поднять мяч вверх, посмотреть на него; 2-и. п. (5 раз).

8. «Покажи пяточки»

И. п.: лежа на животе на мяче, опору делать на стопы и на ладони.

Выполнение: 1- поднять прямые ноги; 2 и. п. (5 раз).

9. «Черепашка»

И. п.: лежа на животе на мяче с опорой на стопы и ладони.

Выполнение: 1-медленно поднять правую (левую) ногу; 2 – и. п. (3 раза).

10. «Весы»

И. п.: лежа (животом) на мяче, опираясь на ладони и стопы.

Выполнение: 1-4 медленно согнуть руки, наклонившись вперед, ноги приподнять с пола; 5 – и. п. (6 раз).

11. «Посмотри на ладошки»

И. п.: лежа (на спине) на мяче, руки опустить, ноги согнуть в коленях.

Выполнение: 1-поднять руки, посмотреть на ладошки; 2 – и. п. (8 раз).

12. «Мячики»

И. п.: сидя на мяче, руки опустить.

Выполнение: 1 – легкие подпрыгивания на мяче с движениями рук в стороны – вверх с хлопком, с подъемом поочередно колен; 2 – и. п. (30 секунд)

Картотека упражнений на фитболе для детей дошкольного возраста

АИСТ

Белый аист не устанет

На одной ноге стоять,

Но когда весна настанет,

Он захочет полетать.

Крылья-паруса расправит,

Улетит под небеса,

Все его за это хвалят,

Вот такие чудеса.

Исходное положение

Стоя на правой ноге, левую согнуть в коленном суставе и приподнять, стопу левой

ноги прижать к го­лени правой, мяч в опущенных руках.

На первые две строчки медленно поднимать мяч над головой, сохраняя равновесие. На третью строч­ку потянуться вверх и приподняться на носках, на последнюю строчку вернуться в исходное положение. Выполняется медленно поочередно на каждой ноге.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение тренирует чувство равновесия, разви­вает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы нижних конечностей.

При выполнении упражнения добиваться самовы­тяжения. Если ребенок не может медленно выполнить упражнение с подъемом на носки, можно в трениро­вочном варианте разрешить выполнять упражнение в более быстром темпе, поднимая руки только до уров­ня плеч, не приподнимаясь при этом на носки.

БАБОЧКА

Бабочка летает

Летом на ветру

Бабочка играет

С солнышком в саду.

За бабочкой капризной

Мне не уследить,

Крыльев жест волшебный

Мне не повторить.

Исходное положение

Сидя на мяче, руки, согнутые в локтевых суставах, поднять вертикально вверх — «крылья».

Сведение и разведение предплечий перед грудью, касаясь ладонями друг друга. В первой строфе хлопки на каждое первое слово, соответственно четыре раза; во второй строфе — на каждый слог (16 раз).

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение развивает силу грудных мышц, трени­рует навык правильной осанки.

Необходимо добиваться правильной посадки на мяче с ровной спиной и

приподнятой головой. Упраж­нение выполняется активно с четким хлопком и ак­

центом. Следить, чтобы локти были параллельны полу, а не «провисали».

БЕГ

Я бегу, бью по мячу,

Футболистом быть хочу, —

Больше всех голов забить,

Как Пеле — великим быть

Исходное положение

Стоя, мяч в опущенных руках.

Бег на месте на носках с захлестыванием голени. Мяч отбивать поочередно то правой, то левой рукой.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение совершенствует навык бега и трени­рует координацию

движений.

При выполнении упражнения многим детям будет непосильно совмещать

отбивание и бег. В этом слу­чае полезно выучить упражнение поэлементно:

снача­ла отбивание в ритм с музыкой, затем ритмичный бег и только после

этого выполнить упражнение целиком

ВЕТОЧКА

Веточка пушистая,

Пышный куст сирени.

До чего душистая,

Что ломать не смеем.

Веточка нарядная

На ветру качалась,

Песенка веселая

Пелась, не кончалась.

Исходное положение

Сидя на мяче, ноги на ширине плеч в опоре стопа­ми на пол, руки опущены

вниз.

Сидя на мяче выполняются наклоны вправо и вле­во. Руки подняты вверх «веточка качается», ладони обращены друг к другу. Упражнение выполняется мед­ленно, по четыре на каждую строфу, с фиксацией ту­ловища в центральной позиции.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение на боковые мышцы туловища.

Следите за выполнением наклонов строго во фрон­тальной плоскости.

ГУСЕНИЦА

Медленно гусеница

По листку ползет,

Из пушинок путаницу

На спине везет.

Исходное положение

Лежа на животе, мяч между стоп.

На первую строчку ползание по-пластунски вперед;

  • на вторую строчку выполнить поворот вокруг сво­ей оси, не выпуская мяч из стоп («бревнышком»);

  • на третью строчку ползание по-пластунски назад;

  • на четвертую строчку выполнить поворот вокруг своей оси, не выпуская мяч из стоп («бревныш­ком») и вернуться в исходное положение.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение развивает подвижность позвоночни­ка во всех отделах, действует на

прямые, косые мышцы живота, боковые мышцы туловища, разгибатели спины,

мышцы верхних и нижних конечностей.

При выполнении упражнения ползание выполня­ется с попеременным движением

рук

ЕЛОЧКА

Маленькая елочка

Росла без печали,

Буйны ветры елочку

Ласково качали.

Закружили елочку

Зимние метели,

Каждую иголочку

В серебро одели

Исходное положение

Сидя на мяче, напряженные руки в стороны — «елочка».

В первом куплете — выполнение поворотов туло­вища вправо и влево. Напряженные руки в первом куплете находятся при этом в четырех положениях:

  • на первую строчку — в стороны — вниз;

  • на вторую — в стороны;

  • на третью — в стороны — вверх;

  • на четвертую — вверх.

Во втором куплете руки мягкие, пластичные так­же находятся в четырех положениях, но поворот ту­ловища (скручивание позвоночника) начинается из положения руки вверх, причем к последней строчке руки переходят в исходное положение.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение увеличивает подвижность в грудопоясничном отделе

позвоночника, укрепляет косые мышцы живота.

Руки необходимо удерживать в изометрическом напряжении в первом куплете и

дать ребенку возмож­ность почувствовать противоположные ощущения, когда

руки опускаются без напряжения во втором куплете.

ЗАЙЧИК

Скачет зайчик на опушке,

Он живой, а не игрушка,

Дайте зайке лист капустный,

Самый лакомый и вкусный.

Исходное положение

Стоя, мяч перед собой в руках.

Выполнить прыжки на носках на месте, удержи­вая мяч перед грудью. В усложненном варианте ребе­нок сначала прыгает 4 раза вперед, затем 4 раза назад, затем прыжки с поворотом на 90 градусов.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение укрепляет своды стоп, тренирует на­вык прыжков, развивает

координацию движений.

ЗМЕЯ

По делам змея ползет.

Говорят, ей не везет.

Все в лесу ее боятся,

Лучше вовсе не встречаться.

Исходное положение

Сед на коленях, мяч перед собой, руки на мяче сверху.

На первую строчку лечь грудью на мяч, руки в за­мок за спиной, голову опустить;

  • на вторую — потянуть руки назад, отводя плечи назад и поднимая голову;

  • на третью строчку — повороты головы вправо и влево;

  • на четвертую строчку — вернуться в исходное положение.

В усложненном варианте на первую строчку про­катить мяч вперед, руки в упоре на полу, голову опус­тить. Выполнять все так же, как в первом куплете из исходного положения лежа на мяче.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение укрепляет разгибатели спины в шей-но-грудном отделе, тренирует

мышцы плечевого пояса

Голова не должна запрокидываться назад (затылок и позвоночник должны

составлять одну прямую ли­нию), сохранять вытяжение в шейном отделе позво­

ночника (движение головой вперед); следить, чтобы повороты головы

выполнялись в медленном темпе.

КАЧЕЛИ

Качаются качели,

Вверх-вниз летят они.

До неба долетели,

Попробуй, догони!

Исходное положение

Сидя на мяче, руки опущены вниз.

Прокатываясь на мяче вперед, поставить ноги на носки, одновременно подняв руки вверх, затем про­катываясь на мяче назад, поставить ноги на пятки, руки при этом максимально отвести назад, а тулови­ще одновременно с этими движениями наклонить вперед («Качаются качели»). Упражнение выполняет­ся в быстром темпе, с большой амплитудой движения, энергично.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение развивает чувство ритма, координа­цию движений, укрепляет

мышцы плечевого пояса, рук, предупреждает плоскостопие.

Следить за перекатом стопы с пяток на носки, дви­жение рук должно быть

свободным, раскрепощенным; руки являются своего рода «утяжелителями»

при рас­качивании.

КНИГА

Книги мальчики листают,

Книги девочки читают,

Книги дети берегут,

Ну а мышки их жуют.

Исходное положение

Лежа на спине на полу, мяч в вытянутых руках за головой.

В первом куплете на первую строчку поднять ноги и достать стопами мяч («книга закрылась»);

  • на вторую строчку вернуться в исходное поло­жение («книга открылась»);

  • на третью строчку поднять мяч над головой, сесть и прокатить мяч по ногам до стоп;

□ на четвертую — вернуться в исходное положение. Во втором куплете на каждую строчку выполнить

переход в положение сидя, одновременно поднимая ноги, доставая ими до мяча.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение укрепляет мышцы передней брюшной стенки и развивает

координацию движений.

При выполнении упражнения не задерживать ды­хания. При разучивании

упражнения можно выпол­нять только движения первого куплета. После того, как

ребенок достаточно уверенно будет выполнять более простые элементы, можно

перейти к выполне­нию усложненного варианта.

КОЛЕЧКО

У меня колечко,

А на нем сердечко,

Я его храню,

Я его люблю.

Выйду на крылечко,

Брошу в сад колечко;

Пусть дружок найдет

И скорей придет

Исходное положение

Сидя на мяче, руки опущены вниз. На первую строчку поднять руки «колечком» пе­ред собой, затем вверх;

  • на вторую строчку опустить руки в исходное по­ложение вниз ладонями;

  • на третью и четвертую строчки быстро поднять руки и сцепить их вверху, посмотреть глазами на ладошки и «спрятать» колечко, опустив руки и сцепив их за спиной. Выполнить по два раза. Во втором куплете повторить движения первого.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение увеличивает подвижность в плечевых суставах, вырабатывает чувство ритма и пространства.

Сидя на мяче, необходимо постоянно следить за правильной осанкой.

Упражнение осуществляется при постоянной вибрации на мяче. Следить за

дыха­нием ребенка.

ЛИСИЧКА

Рыжая лисичка

По лесу бежала,

Хитрая сестричка

Хвостиком махала.

А за ней собаки,

Злые забияки, —

Хвостиком вильнула,

Собак обманула.

Исходное положение

Стоя, мяч на полу перед собой.

В первом куплете на первую строчку в исходном положении стоя в полуприседе, одной рукой придер­живая мяч, другую максимально отвести назад, «по­казывая хвостик». Повторить то же в другую сторону противоположной рукой. Выполняется по два раза в каждую сторону.

Во втором куплете на первые три строчки три раза прокатить мяч от себя, выполняя при этом наклон ту­ловища вперед, затем вернуться в исходное положе­ние, на четвертую строчку повторить наклон вперед и «спрятаться» за мяч.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение увеличивает подвижность туловища и укрепляет мышцы

плечевого пояса.

При выполнении поворотов важно, чтобы ребенок глазами проследил за

рукой, которая «показывает хво­стик». В этом случае выполнение упражнения

будет более продуктивным и полезным. Во втором куплете при наклонах

следить, чтобы плечи и голова ребенка были в одной плоскости с туловищем

ЛЯГУШКА

Красота на озере,

Лилии цветут,

В лягушачьей опере

Сто певцов поют

Квакали лягушки:

Песенку свою

Я с моей подружкой

Тоже подпою.

Исходное положение

Лежа на мяче на животе, обхватив мяч согнутыми в коленях ногами, руки на

полу.

В первом куплете толчком сделать толчок ногами перекат мяча вперед с упором на руки, затем вернуть­ся в исходное положение. Выполнить 3 раза и на чет­вертую строчку перейти в положение сидя ноги скре­стно, мяч перед собой.

Во втором куплете выполнить покачивание бедер вверх-вниз, сохраняя правильную осанку.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение увеличивает подвижность в тазобед­ренных суставах,

корригирует деформацию стоп, фор­мирует навык правильной осанки.

Голову и спину при выполнении упражнения не­обходимо держать ровно и в

положении некоторого вытяжения.

МАЯТНИК

Качаться я весь день подряд

Для вас, ребята, очень рад.

Я — маятник-трудяга,

Хоть и устал, бедняга

Исходное положение

Стоя, мяч перед собой в вытянутых руках. На первые две строчки мяч в

вытянутых руках впра­во, затем влево. Выполнять по два раза в каждую

сторону.

На вторые две строчки, мяч в руках над головой, — наклоны туловища

вправо и влево. Выполнить по два раза в каждую сторону.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение увеличивает подвижность позвоноч­ника во фронтальной

плоскости, укрепляет мышцы верхних конечностей.

При выполнении упражнения мяч, руки и спина ребенка находятся в одной

плоскости. При наклонах следить, чтобы туловище было фиксировано, ноги

МЕДВЕЖОНОК

Медвежонок косолап,

Ходит вперевалку,

От его когтистых лап

Ульи все вповалку.

Медвежонку снится сон

Сладкий и душистый,

Черный нос свой видит он

Липким, золотистым.

Исходное положение

Стоя, мяч в согнутых руках перед собой.

В первом куплете ходить в разных направлениях на наружном своде стоп с правильной осанкой, об­хватив мяч рукам, и «как медведь держит улей».

Во втором куплете в полуприседе опустить голову к мячу и вернуться в исходное положение («нюхает мед»).

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение укрепляет внутренний продольныйский свод стоп, межлопаточную область, формирует пра­вильную осанку.

МЕСЯЦ

Месяц, месяц — мой дружок.

Позолоченный рожок,

Освещая ночью путь,

Ты про нас не позабудь.

Месяц звездам командир,

Пусть не носишь ты мундир,

Оставайся молодой,

Самой яркою звездой.

Исходное положение

Стоя на правом колене, левая нога вытянута в сто­рону, правая рука лежит

на мяче.

На первый куплет выполнять наклоны- к мячу, левая рука при этом поднимается через сторону вверх, касаясь мяча. Повторить по два раза в каж­дую сторону.

На второй куплет из положения лежа на мяче на боку, одна нога в упоре на колене, перейти в положе­ние лежа на боку с выпрямленными ногами.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение развивает координацию движений, увеличивает подвижность

позвоночника, улучшает осанку во фронтальной плоскости.

При выполнении упражнения рука должна подни­маться к мячу не перед лицом ребенка, а точно через сторону вверх.

МУРАВЕЙ

Муравьишка-труженик

Строит муравейник,

День клонится к ужину,

Завтра понедельник

Длится, не кончается

День погожий летний,

Муравей старается,

Домик все заметней.

Исходное положение

Стоя, мяч перед собой на полу.

В первом куплете глубокие приседания на носках, колени в стороны, руки на мяче. Во втором куплете глубокие приседания в среднем темпе, колени вмес­те, мяч на вытянутых руках перед собой.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение укрепляет мышцы нижних конечно­стей и плечевого пояса.

При выполнении упражнения надо сохранять пра­вильную осанку

НОСОРОГ

Очень страшен носорог:

У него огромный рог.

Только он достойный,

Добрый и спокойный.

Исходное положение

Сед, руки на мяче.

На первые две строчки прокатить мяч вперед, руки в упоре на полу. «Шагать» руками по полу в ритм слов вперед-назад; на третью и четвертую — отжимания от пола, лежа на мяче.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение укрепляет разгибатели спины в шей-но-грудном отделе, тренирует мышцы плечевого пояса.

Голова не должна запрокидываться назад (затылок и позвоночник должны составлять одну прямую линию), сохранять вытяжение в шейном отделе по­звоночника (движение головой вперед).

ОРЕШЕК

Наш орешек не простой,

Он волшебный, золотой,

Исполняет все желанья,

Выполняет все заданья.

Мы орешек покатаем,

Мы орешек постучим,

Мы с орешком поиграем,

Никому не отдадим.

Исходное положение

Сидя на полу, «обнимая» мяч руками и ногами — «орешек».

В первом куплете выполнить покачивание тулови-ща из стороны в сторону, голова лежит на мяче.

Во втором куплете на первые две строчки сжимать мяч обеими руками, на вторые две строчки сжимать мяч согнутыми в коленях ногами.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение увеличивает подвижность в тазобед­ренных суставах, укрепляет мышцы тазового дна, фор­мирует навык правильной осанки.

При сжимании мяча руками локти отвести строго в стороны. Ребенокдолжсн приложить максимальные усилия, чтобы почувствовать сопротивление мяча

ПАУЧОК

Паучок в углу сидит,

Из угла на мух глядит,

Ожидая ужина,

Доплетает кружево.

Исходное положение

Присед на одной ноге, другая нога вытянута в сто­рону, руки опираются на мяч.

Перенести вес тела с одной ноги на другую, при­няв исходное положение на другой ноге. Выполнить в каждую сторону по два раза.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение увеличивает подвижность в тазобед ренных суставах.

При выполнении упражнения ребенок должен со­хранять правильную осанку, держать спину прямо, только незначительно опираясь на мяч.

ПТИЦА

Птицу в клетку не сажай,

Отпусти ее на волю,

Добрым словом провожай,

Пусть летает в поле.

Исходное положение

Выполнять маховые движения обеими руками од­новременно — «большие крылья».

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение увеличивает подвижность в плечевых суставах и формирует навык правильной осанки.

Обратить внимание на постоянную вибрацию на мяче в ритм движений руками. Особое внимание об­ратить на выполнение этого упражнения мальчика­ми, так как для них задания на пластичность бывают наиболее сложными.

ПТИЧКА

Мохнатая пчелка

Крыльями жужжит,

Над цветком душистым

Медленно кружит,

Целый день летает,

Мёд собирает

Исходное положение

Сидя на мяче, руки согнуты в локтевых суставах («маленькие крылышки»).

На первые четыре строчки отведение и приведе­ние согнутых рук к туловищу («пчелка машет крылыш­ками»), на последние две строчки руки через стороны вверх, одновременно работая кистями рук.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение повышает гибкость в плечевых и лучезапястных локтевых суставах, увеличивает силовую выносливость мышц плечевого пояса.

Локти и туловище ребенка должны находиться в одной фронтальной плоскости.

РАК

Рак в воде речной живет,

Ходит задом наперед,

Кто его не знает,

Пусть не проверяет.

Исходное положение

Лежа на спине, мяч в согнутых руках перед грудью.

На первые две строчки — скольжение спиной по полу вперед ногами. На вторые две строчки — в об­ратном направлении.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение укрепляет мышцы спины, брюшного пресса, растягивает и расслабляет грудные мышцы.

При выполнении упражнения нельзя запрокиды­вать голову назад

РЫБКА

В колыбельке рыбка,

Колыбелька — зыбка,

На волне качается,

В сети попадается.

Исходное положение

Лежа на животе, мяч в вытянутых руках. На первую строчку поднять ноги;

  • на вторую строчку поднять плечи и руки с мячом;

  • на третью и четвертую строчки покачивающие движения туловищем вперед-назад.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение укрепляет разгибатели спины.

При выполнении упражнения не запрокидывать голову назад и не лордозировать поясничный отдел позвоночника

ХОДЬБА

Мы дружно в ряд шагаем,

И петь не забываем

Смотри, не отставай

И песню подпевай.

Прошли все косогоры,

А дальше топать в гору,

Но не смутить ребят,

Поют все песню в лад.

Исходное положение

Сидя на полу, мяч перед собой в руках. Выполнять «ходьбу на ягодицах». Ребенок продви­гается сначала вперед, затем назад.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение развивает координацию движений и подвижность в суставах нижних конечностей, способ­ствует регуляции тонуса мышц малого таза.

При выполнении необходимо следить за правиль­ной осанкой.

УЛИТКА

Улитка, улитка, ты куда ползешь?

Зачем хрупкий домик на спинке несешь?

Иду на угощение во зеленый бор,

Домик на спине несу, чтоб не забрался вор

Исходное положение

Лежа на животе, мяч прижат пятками к ягодицам.

Ползание лежа на животе вперед и назад с одно­временным движением рук.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение развивает силу мышц плечевого по­яса и мышцы задней поверхности бедер.

ЯЩЕРИЦА

Ящерица — не тужи,

Где пропал твой хвост, скажи,

Мы тебя жалеем,

Обижать не смеем.

Исходное положение

Лежа на спине на полу, вытянутые ноги на мяче. В первом куплете приподнять таз и удерживать его в соответствии с музыкальной или стихотворной фразой Во втором куплете прокатить мяч к ягодицам стопами и вернуться в исходное положение. Выполнить 2 раза.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение укрепляет мышцы спины, живота и брюшного пресса.

При выполнении упражнения не отрывать лопат­ки от пола.

УДАВ

Удав кольцом свернулся

И медленно ползет,

То хвост свой перегонит,

То все наоборот.

Удаву интересно

С хвостом своим гулять,

Ах, это так приятно

С самим собой играть.

Исходное положение

Лежа на боку, мяч в вытянутых вверх руках.

На первые две строчки сделать группировку, то есть мяч прижать к коленям, затем вернуться в исходное положение. Выполнить два раза.

На следующие две строчки сделать поворот «брев­нышком» вправо, то есть полный оборот вокруг сво­ей оси. Во втором куплете все то же, только с поворо том влево.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение укрепляет мышцы брюшного пресса и плечевого пояса.

При выполнении упражнения руки и ноги долж­ны быть вытянуты, создавая единую плоскость.

ЗАМОК

Замочек, дверь открой,

Где ключик золотой?

Скажи секрет друзьям:

Ему, и ей, и нам.

Исходное положение

Сед с упором руками сзади, ноги согнуты в коленных суставах, мяч между стоп.

Обхватить руками приподнятые с мячом ноги в максимальной группировке.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение укрепляет мышцы брюшного пресса, передней поверхности бедер, развивает координацию движений.

КОШЕЧКА

Киска Маркизка

Кланяется низко,

Лезет под забор,

За сметаной вор

Исходное положение

Стоя на коленях, руки на мяче.

Кошечка «ласковая» — прогнуть спину, кошечка «сердитая» — выгнуть спину дугой, при этом откаты­вая мяч вперед.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение формирует естественные физиологи­ческие изгибы, укрепляет мышцы брюшного пресса и тазового дна.

ЛОШАДКА

У нас в саду площадка,

Стоит на ней лошадка

Очень боевая,

Ну совсем живая.

Лошадка скок-поскок,

Копытцами цок-цок,

Не ходит, а летает,

Деток всех катает.

Исходное положение

Стоя, мяч перед собой

В ритм музыки выполнить бег с высоким подни­манием бедра.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение укрепляет мышцы передней поверх­ности бедер, увеличивает подвижность в тазобедрен­ных и коленных суставах.

При выполнении упражнения колено должно ка­саться мяча.

КУНИЦА

Куница не птица,

Хищница куница,

Хоть красавица на вид,

От нее не счесть обид

Исходное положение

Сед на пятках, мяч находится справа от ребенка. На первые две строчки встать на колени, мяч в вытя­нутых руках перед собой, затем вернуться в исходное положение, мяч перекатить слева от ребенка. Выпол­нить по одному разу в обе стороны. На последние две строчки прокатить мяч вокруг себя сначала вправо, затем влево.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение укрепляет косые мышцы живота, бо­ковые мышцы туловища, мышцы бедер.

При перекладывании мяча ребенок должен встать на колени и мяч переложить вправо или влево на вы­тянутых перед собой руках. Прокатывание мяча так­же выполняется стоя на коленях.

СТРЕКОЗА

Стрекоза, как вертолет,

Комаров нещадно бьет,

Крыльями стрекочет

С вечера до ночи.

Исходное положение

Стоя на коленях, мяч справа от ребенка. Прокатить мяч вперед, при этом

одновременно правая нога отводится назад, а правая рука с мячом отводится в

сторону, затем прикатить мяч к себе и вернуться в исходное положение.

Выполнить как правой, так и левой ногой.

В усложненном варианте движения те же, но из исходного положения стоя.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнения развивают координацию движений силу ног, рук и спины.

При выполнении упражнения следить за тем, чтобы отведенные ноги и руки были прямыми и максимально напряженными.

СТРАУС

Страус всех смелее —

раз, два, три.

Страус всех умнее —

посмотри.

Он в любой погоде

знает толк.

Ну а гром лишь грянет —

голову в песок.

Исходное положение

Сидя на мяче, руки опираются на колени.

На первые две строчки поднимать и опускать надплечия. На последние две строчки выполнить наклон вперед, обхватив руками мяч.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение увеличивает подвижность плечевого пояса, расслабляет верхнюю порцию трапециевидной мышцы.

ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ

Ну посмотри, как я хороша,

Есть когти, крылья — добрая душа.

Ночью летаю, днем тихо сплю,

Кошек уважаю, но их не люблю.

Исходное положение

Сед за мячом, руки на мяче. Из исходного положения, прокатываясь по мячу, перейти в упор руками на полу, тогда как ноги нахо­дятся на мяче. Затем вернуться в исходное положение. Повторить четыре раза.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение тренирует разгибатели спины, раз­вивает координацию движений

МОСТИК

Журчит вода, ручей журчит.

О чем сказать он нам спешит?

Поможет мостик перейти

Через ручей друзьям в пути.

Исходное положение

Сидя на мяче, руки вниз.

Сидя на мяче, переступая ногами вперед, лечь спи­ной на мяч, руки в стороны, затем, переступая ногами вернуться в исходное положение. Повторить четыре раза.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение укрепляет мышцы брюшного пресса, увеличивает гибкость грудного отдела позвоночника.

При выполнении упражнения следить за тем, что­бы не было переразгибания в шейном отделе и сколь­жения ступнями по полу

ГОРКА

Нам про край все знать пора —

Вот долина, вот гора.

Между этих грозных гор

Уместился косогор.

Нам узнать охота:

Где же здесь болото?

Исходное положение

Лежа на спине на полу, прямые ноги на мяче.

Прокатить стопами мяч к ягодицам и приподнять таз, затем вернуться в исходное положение.

Терапевтиче­ский эффект

Упражнение укрепляет мышцы брюшного пресса, тазового дна, нижних конечностей.

При выполнении упражнения поясничный отдел позвоночника не должен прогибаться.

Как правильно проводить занятия на фитболе с грудничком: примеры упражнений и польза гимнастики

Мышцы только появившегося на свет малыша слабые. Со временем они укрепляются. Тогда у ребенка получается держать головку, сидеть с прямой спиной, ходить.

Бывает, что физическое развитие отстает от нормативных сроков. Чтобы обеспечить правильное становление младенца, необходимо с ним заниматься. В периоды бодрствования полезно проводить занятия на фитболе с грудничком.

Польза гимнастики на фитболе для малыша

В советский период считалось, что грудничок должен лежать туго запеленатым: тогда у него будут ровные руки и ноги. Сегодня же педиатры советуют давать малышу больше свободы, делать ему массаж и выполнять физические упражнения.

Особенно считается полезной гимнастика на фитболе для грудничков. Это большой мяч, выполненный из плотной резины. Он является абсолютно безопасным, не взрывается при любых обстоятельствах. Это идеальный вариант для выполнения упражнений для новорожденных и грудных детей.

Занятия на гимнастическом мяче дают следующее:

  • улучшают пищеварение;
  • укрепляют мышцы всего тела;
  • предупреждают появление колик;
  • стимулируют кровообращение;
  • улучшают дыхательную функцию;
  • способствуют развитию внутренних органов;
  • устраняют мышечный гипертонус, от которого страдают новорожденные;
  • предупреждают развитие кривошеи;
  • делают ребенка более выносливым;
  • улучшают обменные процессы;
  • развивают вестибулярный аппарат;
  • снимают психоэмоциональное напряжение и стабилизируют работу нервной системы;
  • развивают координацию;
  • являются профилактикой нарушения осанки;
  • укрепляют иммунную систему.

Особенно показаны упражнения на фитболе детям, у которых имеются такие проблемы:

  • запоры;
  • повышенная нервная возбудимость;
  • колики;
  • сильная прибавка в весе;
  • дисплазия тазобедренных суставов;
  • задержка физического развития;
  • гипертонус.

Как и сколько нужно заниматься на гимнастическом мяче?

Родители, узнав о пользе гимнастического мяча, начинают интересоваться, когда можно приступать к занятиям. Педиатры разрешают тренировки после того, как полностью заживет пупочная ранка. Это примерно 3-4 неделя жизни.

Также к этому времени должен быть налажен режим сна и питания. Перед тем, как начать заниматься на фитболе, его нужно тщательно вымыть. Важно, чтобы грудничок не переутомлялся.

Первая тренировка не должна быть дольше 5 минут. Постепенно малыш привыкает к нагрузке. Тогда время занятия увеличивают, вводят новые посильные для ребенка упражнения. Как правило, уже спустя неделю продолжительность тренировки составляет 15 минут. Лучше выполнять комплекс на фитболе утром: с 7:00 до 11:00.

В это время гимнастика действует на детский организм более благотворно. Дети в эти часы обычно активны и пребывают в хорошем настроении. Но, если утром не получается выполнить ряд упражнений на фитболе, тогда можно перенести занятие на другое подходящее для малыша и родителей время.

Матери, которые ни разу не выполняли упражнения на фитболе, интересуются тем, как должна проходить тренировка. Рекомендуется посмотреть обучающее видео.

Если же имеются сомнения в собственных силах, присутствует страх нанести вред ребенку, тогда рекомендуется пригласить домой инструктора. Специалист расскажет и покажет, какие следует выполнять упражнения новорожденным и грудным детям.

Во время тренировки рекомендуется включать классическую инструментальную музыку. Это создаст приятную атмосферу, поспособствует расслаблению малыша. Если занятия на фитболе проводятся в вечернее время, то следует сочетать их с массажем и купанием.

Сначала рекомендуется провести мануальное воздействие: поглаживание, растирание, разминание тела ребенка. Далее можно приступать к выполнению упражнений на фитболе. После этого младенца купают. Такой комплекс позволит укрепить физическое состояние, не нагрузив при этом нервную систему.

Детские гимнастические шары

Комплексы упражнений для новорожденных и грудничков

Существуют разные виды упражнений для детей на фитболе. Их перечень и уровень сложности зависит от возраста малыша. Некоторое время после рождения тело находится в состоянии гипертонуса. Поэтому упражнения в этот период должны быть направлены на расслабление мускулатуры.

Комплекс на гимнастическом мяче для новорожденных двухнедельного возраста приведен ниже:

  • «Раскрываем ладоши». Взять ручку младенца и постучать ею легонько о фитбол. Повторить с другой верхней конечностью. Спустя время ребенок станет стараться раскрыть ладонь и постучать ею по мячу;
  • «Пружиним на мяче». Уложить ребенка на фитбол животом вниз. Придерживая за спину, начать совершать легкие давящие движения. Мяч под телом малыша должен пружинить. То же самое проделать, но в положении лежа на спине. В этом случае, нужно следить за головкой: она должна лежать на фитболе;
  • «Расслабляем стопы». Обхватить ногу новорожденного и постучать ею по фитболу. Аналогичное действие проделать со второй конечностью.

С двухмесячного возраста при проведении занятий надо делать акцент на укреплении мышц спины и шеи, развитии вестибулярного аппарата. Это ускорит наступление того момента, когда ребенок сможет держать головку, сидеть с прямой спиной.

Упражнения на фитболе для грудничков с двух месяцев:

  • «Покачиваем вперед-назад». Уложить малыша животом на гимнастический мяч. Начать раскачивать его в разные стороны, придерживая ребенка за подмышки и в области ягодиц. Со временем амплитуду движений следует увеличивать. Аналогичные покачивания можно выполнять в положении лежа на спине;
  • «Катаем по кругу». Уложить младенца животом на фитбол. Придерживая его тело, начать раскачивать мяч по кругу (по, а затем против часовой стрелки). Это способствует формированию вестибулярного аппарата.

Комплекс для детей старше четырех месяцев:

  • «Учим ползать». Уложить ребенка животом на фитбол. Одной рукой придерживать малыша за спину. Второй конечностью обхватить голень. Начать двигать ногу вперед, сгибая в колене. Повторить движение со второй нижней конечностью малыша. Это снимает гипертонус мышц, учит младенца ползать;
  • «Качаем пресс». Уложить грудничка спиной на мяч. Взять его за руки и аккуратно потянуть на себя, чтобы младенец присел;
  • «Массажируем живот». Уложить ребенка животом на фитбол. Одной рукой взять нижние, а второй – верхние конечности младенца. Начать катать вперед-назад;
  • «Пинаем мяч». Уложить грудничка на спину на твердую поверхность. Подкатить к стопам фитбол. Малыш инстинктивно должен оттолкнуть его. Это упражнение хорошо тренирует мышцы ног, подготавливает ребенка к ходьбе.

Малышам 6 месяцев полезно развивать моторику рук, укреплять мышцы ног, поэтому для детей такого возраста подойдет следующий комплекс упражнений:

  • «Хватаем игрушку». Уложить малыша животом на мяч. Перед фитболом поставить игрушку таким образом, чтобы ребенок мог ее схватить в момент движения вперед. Спустя время игрушку можно располагать сбоку от младенца;
  • «Тачка». Уложить малыша животом на мяч, дав ему возможность упереться руками. Поднять за ноги и начать аккуратно раскачивать фитбол вперед-назад. Желательно выполнять такое упражнение со вторым родителем: стоит страховать ребенка, чтобы он не упал;
  • «Прыжки». Удерживая малыша за подмышки, поставить его ногами на фитбол. Дать ему возможность попрыгать, отталкиваясь от мяча;
  • «Самолетик». Положить грудничка боком на мяч. Придерживая его за правую голень и предплечье, начать раскачивать вперед-назад, в стороны.

Зарядка на шаре как разновидность массажа

Упражнения на фитболе сочетают в себе гимнастику и массаж. Вибрации, которые мяч передает младенцу, положительно влияют на его внутренние органы, стимулируют их работу. Также они оказывают легкий обезболивающий и расслабляющий эффект.

Существуют специальные массажные мячи. В отличие от обычных их поверхность покрыта мелкими пупырышками.

Они увеличивают массажный эффект. Но поначалу лучше использовать гладкие мячи.

Меры предосторожности во время занятий

Важно проводить гимнастику на фитболе правильно. В противном случае можно травмировать ребенка. Необходимо знать меры предосторожности, которые уберегут малыша от падений, обеспечат психологический комфорт.

Специалисты дают следующие рекомендации:

  • пока младенцу не исполнится 3 месяца, мяч требуется застилать пеленкой. Кожа малыша очень чувствительная, поэтому резина может вызвать ее раздражение;
  • упражнения на мяче стоит выполнять спустя час после кормления;
  • перед занятием ребенка лучше полностью раздевать, оставляя лишь подгузник;
  • во время упражнений нужно разговаривать с младенцем. Он должен чувствовать внимание мамы;
  • укладывать грудничка необходимо ножками в сторону родителей;
  • перед мячом рекомендуется разложить яркие игрушки, картинки. Это отвлечет внимание малыша, занятие пройдет интересно и весело;
  • во время гимнастики следить за выражением лица малыша. Это даст матери понять, комфортно ли ребенку;
  • надо обеспечить в помещении, где проходит занятие, оптимальную температуру и влажность;
  • нельзя малыша оставлять на фитболе без поддержки и присмотра;
  • начинать тренировку нужно с самых легких упражнений;
  • если ребенок устал, а комплекс еще не закончен, то занятие стоит завершить;
  • если какое-то упражнение дается с трудом, то надо его повторять при следующих тренировках. Важно проработать мышцу;
  • нельзя сильно тянуть младенца за руки и ноги.

Противопоказаны упражнения на фитболе в таких случаях:

  • ребенок заболел, плохо себя чувствует, у него повышена температура;
  • поствакцинальный период;
  • малыш плачет и не хочет заниматься на гимнастическом мяче;
  • у мамы плохое настроение;
  • не зажила пупочная ранка.

Видео по теме

Пример занятия с грудничком на фитболе в видео:

Таким образом, занятия на фитболе очень полезны для новорожденных и грудных детей. Они развивают младенца в физическом плане, тренируют вестибулярный аппарат, снимают психоэмоциональное напряжение. Важно выполнять упражнения соответственно возрасту и способностям малыша. Повысить эффективность гимнастики можно, сочетая ее с массажем и купанием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *