Физминутки 4 класс

Физкультминутки в детском саду. картотека на тему

Физкультминутки в детском саду.

Что такое физкультминутка ?

Значение физкультминутки для здоровья детей.

Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между ООД, а также в процессе ООД, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи,рисование, математика и др.).
Вся жизнь ребёнка протекает в игре. В игре он учится, в процессе игры мы его воспитываем и развиваем.

Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей.
Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин. Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния. Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой подвижной игры малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова. Важно, учитывать индивидуальные особенности нервной системы каждого ребенка. Легко возбудимому ребёнку необходимо предлагать спокойные упражнения в среднем темпе, для заторможенного малыша пригодны упражнения, активизирующие его мышечную систему.

Что же это такое — физкультминутки для дошкольников? Это время для веселья, стихов и движения. Чтобы детишки хорошо росли и развивались, им просто необходимы такие чудесные подвижные физкультурные минутки.

1.Физкультминутка «Большой — маленький».

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

2.Физкультминутка «По ровненькой дорожке».

По ровненькой дорожке, (Дети идут шагом,)

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам, (прыгают на двух ногах,)

По камешкам, по камешкам…

В яму — бух! (приседают на корточки)

3.Физкультминутка «Раз-два».

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

Раз-два — поднялись,

Раз-два — руки вниз.

4.Физкультминутка «Клен».

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз — наклон

И два наклон.

Зашумел листвою клен. Руки подняты вверх, движения по тексту.

5.Физкультминутка «Три медведя».

Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочку

Папа был большой-большой. Поднять руки над головой, потянуть вверх.

Мама с ним поменьше ростом, Руки на уровне груди.
А сынок — малютка просто. Присесть.
Очень маленький он был, Присев, качаться по-медвежьи.
С погремушками ходил. Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. Дети имитируют игру с погремушками.

6.Физкультминутка «Зайка».

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки. Движения по тексту стихотворения.

7.Физкультминутка «Один, два, три, четыре, пять».

Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,

Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,

Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

8.Физкультминутка «Аист»

(И.п. Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают.)

—Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.

(Аист отвечает.)

—Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой. Движения по тексту стихотворения.

9.Физкультминутка «А над морем — мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками.)

10.Физкультминутка «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз..

Раз, два, три, четыре –

Вот летит ракета ввысь!

(1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)

11. Физкультминутка «А теперь на месте шаг»

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!(Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания —руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

  1. Физкультминутка «А часы идут, идут».

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

  1. Физкультминутка «Бабочка».

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

  1. Физкультминутка «Бегут, бегут со двора».

Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)

Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)

Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)

Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)

Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)

Индкж-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)

Свинка-толстоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)

Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)

Баран — крутороган-чики -брыки, (Хлопаем в ладоши.)

Корова-комола-тпруки-муки, (Топаем ногами.)

Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)

  1. Физкультминутка «Белки»

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Забираются нередко

Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

Тематическая картотека физминуток для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Тематическая

картотека

физминуток

Младший и средний дошкольный возраст

Составитель:

инструктор по физической культуре

ГБДОУ № 91 Ершова О. А.

ЗАДАЧИ:

Развивать двигательную память ребенка, научить соотносить движения в соответствии с текстом.

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удер­жать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагруз­ку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти

рабо­тающей руки.

Исходя из этого, для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыха­ние и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5-2 минут.

Еженедельно комплексы физкультминуток обновляются, обогащаются новыми движениями, либо заменяются полностью.

Дети дошкольного возраста, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание. Стихотворные физкультминутки помогают решить эти проблемы. Чтобы научить детей правильно дышать при выполнении упражнений, предложите им при опускании рук вниз, при приседа­ниях, наклонах, произносить звуки или слова.

Тема «Транспорт»

Самолеты

Самолёты загудели, Вращение перед грудью

согнутыми в локтях руками

Самолёты полетели. Руки в стороны, поочерёдные

наклоны влево и вправо

На полянку тихо сели, Присесть, руки к коленям

Да и снова полетели. Руки в стороны, «летим» по

У-у-у-у-у-у.. кругу.

Автобус

Мы в автобус дружно сели Приседают на корточки.

И в окошко посмотрели. Делают повороты

головой вправо, влево.

Наш шофер педаль нажал, Одной ногой нажимают

на воображаемую педаль.

И автобус побежал. Бегут по кругу, в руках

«руль».

Тема «Транспорт»

Теплоход

От зеленого причала Дети встали.

Оттолкнулся теплоход.

Он шагнул назад сначала Шаг назад.

Раз, два,

А потом шагнул вперёд, Шаг вперёд.

Раз, два,

И поплыл, поплыл по речке, Волнообразное движение

руками.

Набирая полный ход. Ходьба на месте.

Тема «Зима»

Снежинки

Закружились, завертелись Покружиться на месте.

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей Поднять руки.

Легкие пушинки. Покружиться на носках.

Чуть затихла злая вьюга — Опустить руки, встать

прямо.

Улеглись повсюду. Присесть, руки к полу.

Заблистали, словно жемчуг, Встать, руки вперёд.

Все дивятся чуду. Развести руки в

стороны.

Тема «Зима. Дикие животные зимой»

Весь засыпан снегом лес

Весь засыпан снегом лес. Повернулись вправо,

правую руку отвели

назад, повернулись

влево, левую руку

отвели назад.

Здесь по снегу скачет зайка. Прыгаем.

Там синичек села стайка. Машем руками, как

крыльями.

Здесь лисичка за кустом. Приседаем, смотрим

направо.

Там в дупле бельчонка дом. Встаём, поднимаем руки

вверх)

Тема «Зима»

С неба падают снежинки

С неба падают снежинки, Дети поднимают руки

Как на сказочной картинке. над головой и делают

Будем их ловить руками хватательные

И покажем дома маме. движения, словно ловят

снежинки.

А вокруг лежат сугробы, Потягивания — руки в

Снегом замело дороги. стороны.

Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте, колени

Поднимаем выше ноги. высоко поднимаются.

Вон лисица в поле скачет, Прыжки на месте.

Словно мягкий рыжий мячик.

Ну, а мы идём, идём Ходьба на месте.

И к себе приходим в дом. Дети садятся.

Тема «Зима. Зимние развлечения»

Зимняя игра

Посмотри, как блестит, Поднимают руки вверх и

плавно качают кистями.

Под ногами хрустит Топают ногами.

Беленький снежок, Постепенно опускаются на Легкий, как пушок. корточки, показывая

руками, как идет снег.

Одевайся живей, «Надевают» шапочку,

шарфик.

Побежим веселей Бегут на месте.

Бегать и играть,

И снежки кидать. «Лепят и кидают

снежок».

Тема «Зима. Новый год»

Мороз Красный нос

Ой, Мороз Красный нос, Хлопки в ладоши.

Мы тебя все знаем.

И тебя, Дед Мороз, Руки на поясе, наклоны

Радостно встречаем. туловища вперед.

Ой, Мороз Красный нос, Хлопки в ладоши.

Песню запеваем.

И тебя в хоровод Приседания.

К детям приглашаем.

Ой, Мороз Красный нос, Хлопки в ладоши.

Бей сильней в ладоши!

А у нас веселей Прыжки на месте.

Затанцуют ножки!

Тема «Осень»

Дружно по лесу гуляем

Дружно по лесу гуляем Шаги на месте.

И листочки собираем Наклоны вперед.

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! Прыжки на месте, с

хлопками в ладоши.

Мы дорожки подметаем

Мы дорожки подметаем Имитация движений.

Листья в кучи собираем Наклониться,

имитировать движение.

Чтоб гуляя, малыши Подскоки на месте.

Веселились от души!

Ох, устали, «Обтереть пот со лба».

Отдохнем, Присесть.

И домой скорей пойдем. Шаги на месте.

Тема «Осень»

Листочки

Мы листики осенние, Плавное покачивание руками

На ветках мы сидим. вверху над головой.

Дунул ветер — полетели. Руки в стороны.

Мы летели, мы летели Присели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал Плавное покачивание руками

И листочки все поднял. вверху над головой.

Закружились, полетели Дети садятся по местам.

И на землю снова сели.

Тема «Цветы»

В поле я гуляю

В поле я гуляю, Ходьба на месте с высоким

Ноги поднимаю. подниманием колена.

Наклонюсь к цветам поближе Наклониться.

Красоту их всю увижу,

Нежный чудный аромат Сделать несколько вдохов

Ощутить я тоже рад! носом.

Рвать не буду я цветы, Выпрямиться, повороты

головы вправо – влево.

Много будет красоты. Развести руки.

Тема «Цветы»

На лугу растут цветы

На лугу растут цветы Потягивания — руки в Небывалой красоты. стороны.

К солнцу тянутся цветы. Потягивания — руки вверх.

С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда, Дети машут руками,

Только это не беда. изображая ветер.

Наклоняются цветочки, Наклоны.

Опускают лепесточки.

А потом опять встают. Принять положение

правильной осанки.

Тема «Цветы»

Наши алые цветки

Наши алые цветки Плавно поднимаем руки вверх.

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, Качание руками влево-вправо.

Лепестки колышет.

Наши алые цветки Присели, спрятались.

Закрывают лепестки,

Головой качают, Движения головой влево-вправо.

Тихо засыпают.

Тема «Наш детский сад. Игрушки»

Матрешки

Мы веселые милашки Руки на пояс раскачиваться

в стороны.

Чудо – куклы, неваляшки Продолжать

раскачиваться.

Мы танцуем и поем, Приседание.

Очень весело живем. Прыжки на месте.

Тема «Наш детский сад. Игрушки»

Ванька-встанька

Ванька-встанька, Прыжки на месте.

Приседай-ка. Приседания.

Непослушный ты какой! Хлопки в ладоши.

Нам не справиться с тобой!

Кукла

Поднимает кукла руки, Поднимать и опускать руки

Вверх-вниз, вверх-вниз! вверх.

А потом она танцует, Повороты вокруг себя.

Покружись, покружись!

После танца всем ребятам Наклоны вперед.

Поклонись, поклонись!

Тема «Наш детский сад. Игрушки»

Спрячем куклу

Спрячем нашу куклу, Педагог прячет куклу

за спину.

Спрячем куклу Машу. Все хлопают в ладоши.

Таня к кукле подойдет, Называют девочку по

имени.

Таня куколку возьмет. Девочка идет и берет

куклу.

С куклой нашей Танечка Пляшет в кругу.

попляшет.

Хлопнем все в ладошки, Все хлопают и говорят.

Пусть попляшут ножки.

Тема «Насекомые»

Кузнечик

Я гуляю по дорожке, Шаги на месте.

А кузнечик скачет рядом. Прыжки на месте.

Наклонюсь, возьму в ладошки Наклониться «взять

кузнечика».

Здесь скакать ему не надо Погрозить пальчиком.

Пусть сидит он лучше в травке Шаги на месте,

ладошки «держат

кузнечика».

Там с ним будет все в порядке. Наклониться

«отпустить

кузнечика».

Тема «Насекомые»

Бабочка

Бабочка летала, Медленный бег на носочках,

Над цветком порхала. руки делают взмахи вверх-

вниз.

Села, посидела Присесть, покачать головой

И нектар поела. вниз – вверх.

Два своих больших крыла Встать опустить и

Опустила, подняла. поднять выпрямленные

руки.

Полетела дальше, Медленный бег на

Чтобы мир был краше. носочках, руки делают

взмахи вверх-вниз.

Тема «Птицы»

Птички

Маленькие птички, Машем руками, как

Птички-невелички, крылышками.

По лесу летают,

Песни распевают.

Буйный ветер налетел, Руки вверх, раскачиваемся

Птичек унести хотел. из стороны в сторону.

Птички спрятались в дупло, Приседаем на корточки,

Там уютно и тепло. закрываем голову руками.

Тема «Деревья. Кустарники»

Ветер тихо клен качает

Ветер тихо клен качает, Ноги на ширине плеч,

Вправо, влево наклоняет: руки за голову.

Раз — наклон и два — наклон, Наклоны туловища Зашумел листвою клен. вправо и влево.

Выросли деревья в поле

Выросли деревья в поле. Потягивания — руки в

Хорошо расти на воле! стороны.

Каждое старается, Потягивания — руки

К небу, к солнцу тянется. вверх.

Вот подул весёлый ветер, Дети машут руками.

Закачались тут же ветки,

Даже толстые стволы Наклоны вперёд.

Наклонились до земли.

Тема «Деревья. Кустарники»

Липы

Вот полянка, а вокруг Широким жестом развести

руки в стороны.

Липы выстроились в круг. Округленные руки сцепить

над головой.

Липы кронами шумят, Руки вверху, покачать ими

из стороны в сторону.

Ветры в их листве гудят Наклониться вперед.

Вниз верхушки пригибают, Наклонившись вперед,

И качают их, качают. покачать туловищем

из стороны в сторону.

После дождика и гроз Выпрямиться, руки

поднять.
Липы льют потоки слёз. Плавно опустить руки,

перебирая пальцами.
Каждый листик по слезинке Руки вниз, энергично Должен сбросить на тропинки. потряхивать кистями.

Кап и кап, кап и кап — Хлопать в ладоши.
Капли, капли, капли, — кап!

До чего же листик слаб! «Уронить» руки.
Он умоется дождём, Погладить сначала

одну, потом другую руку.

Будет крепнуть с каждым днём. Сжать кулаки.

Тема «Домашние птицы»

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг, Шагаем.

Кря-кря-кря!

Пролетел веселый жук, Машем руками-

Ж-ж-ж! крыльями.

Гуси шеи выгибают, Круговые вращения

Га-га-га! шеей.

Клювом перья расправляют. Повороты туловища

влево-вправо.

Петух

Шел по берегу петух, Ходьба по площадке,

махи руками в

стороны.

Поскользнулся, в речку Сесть, руки вниз.

— бух!

Будет знать петух, что впредь Голову опустить.

Надо под ноги смотреть.

Тема «Домашние птицы»

Петушиная семья

Вот идет петушок, Ходят с высоким подъемом

Гордо поднял гребешок. ноги, оттягивая носок

Красная бородка, вниз. Корпус держат

Важная походка. прямо. Голова слегка

поднята. Прямые руки

слегка отведены назад.

Во время движения

ритмично поднимают и

опускают руки.

Вышла курочка гулять, Ходят на носках, руки

Свежей травки пощипать, опущены вниз, кисти

держат перпендикулярно

корпусу.

А за ней ребятки — Легкий бег, руки согнуты

Желтые цыплятки. к плечам.

Тема «Грибы»

Гриша шел

Гриша шел — шел — шел, Шагаем на месте.

Белый гриб нашел. Хлопки в ладоши.

Раз — грибок, Наклоны вперед.

Два — грибок,

Три — грибок,

Положил их в кузовок. Шагаем на месте.

Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.

По грибы

Утром дети в лес пошли Шагают, высоко поднимая

ноги.

И в лесу грибы нашли. Размеренно приседают.

Наклонялись, собирали, Наклоняются вперед и

ритмично разводят руки в

стороны.

По дороге растеряли. Хватаются руками за

голову и качают головой.

Тема «Грибы»

Боровик

По дорожке шли, Маршировать.

Боровик нашли. Наклониться.

Боровик боровой Руки над головой в «замке».

В мох укрылся с головой,

Мы его пройти могли — Ходьба на месте.

Хорошо, что тихо шли.

Тема «Явления природы»

Дождь

Дождь! Дождь! Надо нам Шагаем на месте.

Расходиться по домам!

Гром! Гром, как из пушек. Прыжки на месте.

Нынче праздник для лягушек.

Град! Град! Сыплет град, Присели, хлопки в

Все под крышами сидят. ладоши.

Только мой братишка в луже Шагаем на месте.

Ловит рыбу нам на ужин.

Тема «Человек. Части тела»

Долго, долго

Долго, долго мы лепили, Руки сцеплены в замок;

круговые вращения

руками.

Наши пальцы утомились. Встряхивание кистями

рук.

Пусть немножко отдохнут Поглаживание каждого

И опять лепить начнут. пальчика по очереди.

Дружно руки разведем Развели руки в стороны.

И опять лепить начнем. Хлопаем в ладоши.

Мы ногами топ-топ

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели — встали, сели — встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Тема «Космос»

Космонавт

В небе ясном солнце светит, Потягивания — руки Космонавт летит в ракете. вверх.

А внизу леса, поля — Низкий наклон вперёд, Расстилается земля. руки разводятся в

стороны.

Тема «Семья»

Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, Хлопаем в ладоши.

Кто живет у нас в квартире? Шагаем на месте.

Раз, два, три, четыре, пять Прыжки на месте.

Всех могу пересчитать: Шагаем на месте.

Папа, мама, брат, сестра, Хлопаем в ладоши.

Кошка Мурка, два котенка, Наклоны туловища

влево-вправо.

Мой сверчок, щегол и я — Повороты туловища

влево-вправо.

Вот и вся моя семья. Хлопаем в ладоши.

Тема «Семья. Мама»

Мамам дружно помогаем

Мамам дружно помогаем: Наклоны вперёд,

Сами в тазике стираем. движения руками,

И рубашки, и носочки имитирующие полоскание

Для сыночка и для дочки.

Через двор растянем ловко Потягивания — руки в

Для одежды три верёвки. стороны.

Светит солнышко-ромашка, Потягивания —руки

Скоро высохнут рубашки. вверх.

Тема «Дикие животные весной»

Мишка вылез из берлоги

Мишка вылез из берлоги, Повороты влево и вправо.

Огляделся на пороге.

Потянулся он со сна: Потягивания — руки вверх.

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил, Вращения головой.

Головой медведь крутил.

Наклонился взад-вперёд, Наклоны вперёд-назад.

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки Ходьба на месте.

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки —

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся Дети садятся.

И на брёвнышке уселся.

Тема «Защитники Отечества»

На параде

Как солдаты на параде, Ходьба на месте.

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой — раз, правой — раз,

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладошки — Хлопки руками.

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки Прыжки на месте.

Громче и быстрей!

Тема «Весна»

Пришла Весна

Улыбаются все люди — Дети поднимают руки над

Весна, весна, весна! головой и ритмично

хлопают.

Она везде, она повсюду Делают ритмичные

Красна, красна, красна. повороты туловища.

По лугу, лесу и полянке Ритмично шагают на

Идет, идет, идет. месте.

На солнышке скорей Взмахивают обеими

погреться руками к себе.

Зовет, зовет, зовет.

Тема «Овощи»

Овощи

На огород мы побежим, Бегут по кругу.

Что растет там, поглядим.

Под листочками на грядке Наклоняют туловище Огурцы играют в прятки. вправо-влево.

Дождик мой водить

начнет —

Всех заметит, всех польет.

Тыква глянула хитро: Наклоняют голову—Надо было брать вправо-влево.

ведро!
Я уже большою стала —Для поливки лейки

мало.

И зеленая стрела Встают на носки,

Очень быстро подросла. поднимая руки вверх.

Жаль, нельзя взлететь стреле — Крепко держит лук в земле.

Смотрит с грядки грустно-грустно Приседают. Белоснежная капуста: Целый месяц солнце грело, А она не загорела.

Тема «Фрукты»

Компот

Будем мы варить компот. Маршировать на месте.

Фруктов нужно много. Вот. Показать руками —

«много».

Будем яблоки крошить, Имитировать, как крошат,

Грушу будем мы рубить, рубят, отжимают, кладут,

Отожмем лимонный сок, насыпают песок.

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот, Повернуться вокруг себя.

Угостим честной народ. Хлопать в ладоши.

Тема «Зима. Новый год»

Подарки Деда Мороза

Дед Мороз, Дед Мороз Пружиня ногами, выполняют Через дуб перерос. повороты корпуса вправо-

Через дуб перерос, влево, протягивая вперед руки.

Прикатил подарков воз: Рисуют в воздухе обеими

руками большой круг.

Морозы трескучие, Скрестив руки на груди,

похлопывают ладонями по

плечам.

Снега сыпучие, Взмахивают кистями сверху

вниз.

Ветры завьюжные, Качают руками над головой.

Метели дружные. Постепенно опускают руки

вниз, вращая кистями.

Тема «Зима. Новый год»

Наша елка

Наша елка велика, Делают круговые движения

руками.

Наша елка высока, Встают на носки, подняв

руки вверх.

Выше мамы, выше папы, Приседают, руки вперед, и

встают на носки.

Достает до потолка. Тянутся вверх.

Будем весело плясать, Выставляют поочередно Будем песни распевать, ноги на пятку, разводя руки в Чтобы елка захотела стороны и ставя их на пояс.

В гости к нам прийти опять!

Тема «Обувь»

Сапожки

Вот они, сапожки. Стоят по кругу.

Этот – с левой ножки. Выставляют вперед левую

ногу.

Тот – с правой ножки. Выставляют вперед правую

ногу.

Если дождичек пойдет, Прыгают на месте.

Наденем калошки.

Тема «Обувь»

Обуваемся

Я умею обуваться, Топать ногами.

Если только захочу, Руки перед грудью,

Я и маленького братца показывают «маленького

Обуваться научу. братца».

Вот они, сапожки, Наклон вперед.

Этот с правой ножки, Выставить правую ногу на

пятку.

Этот с левой ножки. Выставить правую ногу на

пятку.

Тема «Домашние животные и их детеныши»

Теленок

Бу-бу, я рогатый. Делают два прыжка, ставят на

голове «рожки» из пальцев.

Бу-бу, я хвостатый. Делают два прыжка, «хвостик»

из руки – за спину.

Бу-бу, я ушастый. Делают два прыжка, «ушки» из

ладошек – на голову.

Бу-бу, очень страшный. Сделав «рожки» на голове,

Бу-бу, испугаю. бодаются.

Бу-бу, забодаю.

Тема «Домашние животные и их детеныши»

Бычок

Маленький бычок, Присели, встали.

Желтенький бочок, Наклоны в сторону.

Ножками ступает, Топаем.

Головой мотает. Мотаем головой.

-Где же стадо? Му-у-у Поворот туловища

направо, правую, прямую

руку в сторону, затем

налево и левую руку в

сторону.

Скучно одному-у-у-! Наклонились вниз и

помахали вытянутыми

руками.

Тема «Дикие животные и их детеныши»

Веселые зайчата

Ну-ка, дружно все присели, Стоя по кругу,

приседают на корточки.

Друг на друга поглядели. Глядят друг на друга.

И похлопали в ладошки: Хлопают в ладоши.

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.

— Что у зайцев на макушке? Ставят руки на голову,

— Пляшут весело там ушки. словно ушки.

Раз подскок, два подскок — Прыгают на месте.

Поскакали все в лесок. Скачут врассыпную.

Тема «Дикие животные»

Обезьянки

Рано утром на полянке Хлопаем.

Так резвятся обезьянки:

Правой ножкой топ, топ! Топают ногами.

Левой ножкой топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх! Встаем на носочки и

Кто поднимет выше всех? тянемся вверх.

Тема «Мебель»

Много мебели в квартире

Раз, два, три, четыре, Хлопают в ладоши.

Много мебели в квартире. Прыгают на месте.

В шкаф повесим мы рубашку, Делают повороты

вправо-влево.

А в буфет поставим чашку. Поднимают руки вверх и

потягиваются.

Чтобы ножки отдохнули, Трясут каждой ногой.

Посидим чуть-чуть на стуле. Приседают на корточки.

Тема «Одежда»

Гномики-прачки

Жил-были в домике Идут по кругу.

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики,

Чики, Микки.

Раз, два , три, четыре, пять, Прыгают на месте.

Стали гномики стирать: Наклонившись вперед, Токи – рубашки, делают движения,

Пики – платочки, напоминающие стирку.

Лики – штанишки,

Чики – носочки.

Микки умничка был, Идут по кругу.

Всем водичку носил.

Тема «Зимующие птицы»

Птички

Птички в гнездышке сидят Дети садятся на

корточки.

И по сторонам глядят. Поворачивают голову

в стороны.

Погулять они хотят «Разлетаются»,

И тихонько все летят. машут руками.

Налетались, утомились Опять занимают

И обратно возвратились. прежние места и

усаживаются на

корточки.

Тема «Зимующие птицы»

Ворона

Вот под елочкой зеленой Прыжки на двух ногах

Скачут весело вороны, руки вдоль туловища,

ладони в стороны.

Целый день они летали Присесть ,имитация

И добычу добывали. добывания корма.

Только к ночи умолкают Прыжки на двух ногах,

руки в стороны или бег.

И все вместе засыпают. Присесть, имитация сна.

Тема «Перелетные птицы»

Ласточки

Ласточки летели, Бегут по кругу, машут руками,

Все люди глядели. изображая полет птиц.

Ласточки садились, Приседают, руки заводят за

Все люди дивились. спину, как бы складывают

крылья.

Сели, посидели, Бегут по круг, машут руками.

Взвились, полетели.

Полетели, полетели,

Песенки запели.

Тема «Лето»

Будем летом мы играть

Раз, два, три, четыре, пять, Скачут по кругу.

Будем летом мы играть,

Будем плавать и качаться, «Плывут».

Будем прыгать и кататься. Прыгают.

Будем бегать, загорать Бегают по группе.

И цветочки собирать.

Тема «Профессии»

Шофер

Качу, лечу во весь опор. Бегут по кругу, крутят

Я сам – шофер, воображаемый руль.

Я сам – мотор.

Нажимаю на педаль — Останавливаются,

И машина мчится в даль. нажимают на

воображаемую педаль

правой ногой, бегут по

кругу.

Тема «Профессии. Строители»

Гномы строят новый дом

Динь-дон, дин-дон, Наклоны из стороны в сторону,

руки на поясе.

Гномы строят новый дом, Стучим кулаком об кулак.

Красят стены, крышу, пол, Руками «красим» сбоку,

вверху, внизу.

Прибирают всё кругом. «Метём» метлой.

Мы к ним в гости придём Шаги на месте.

И подарки принесём. Руки вперёд, ладонями

вверх.

Тема «Дикие животные»

Хитрые зайчата

Напала лисица на заячий след. Ходьба на носках,

Мечтает лисица: руки за спиной.

«Вот будет обед!..»

Но зайки, приметив Прыжки на двух

Под елкой лису, ногах, руки вперед

Рассыпались стайкой перед грудью,

И скрылись в лесу. согнутые в локтях.

Весёлые физминутки в стихах и картинках для начальных классов

Шортандинский район

Степная Средняя школа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗМИНУТОК

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

(Из опыта работы учителя начальных классов

Кучальской Ирины Николаевны)

Составитель: Кучальская И. Н., учитель начальных классов Степной средней школы

Рецензенты: Заведующая методическим отделом Шортандинского районного отдела образования А. Хапур, заместитель директора по учебно- воспитательной работе Б. К. Тынысбекова

Данное пособие содержит физминутки, используемые учителем начальных классов Кучальской И. Н. Физминутки носят развивающий характер, является средством снятия напряжения и переутомления школьников.

Пособие рекомендовано учителям начальных классов. Физкультурная минутка помогает ребенку отдохнуть от статического напряжения, умственной деятельности, переключится с учебной задачи на движение. Физминутки – это весело, полезно и интересно! Выполнять движения совсем просто, а веселые картинки, сопровождающие наш материал помогут выучить слова с ребенком и он будет проговаривать текст вместе с вами.

Данный сборник рассмотрен на заседании школьной предметной кафедры учителей начальных классов (пр.№ 2 от 09.11.12г.) и рассмотрен на заседании ШМО учителей начальных классов (пр. № 2 от 25.12.12г.)

«Учение, основанное только на интересе,

не дает окрепнуть самообладанию и воле

ученика, так как не все в учении интересно

и придет многое, что надобно будет взять

силой воли».

Д. Ушинский

Д. Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника. Игра, физминутки, являясь одной из ведущих видов деятельности младших школьников, понятной и естественной деятельностью для них, должна использоваться в учебном процессе. Использование игр и игровых приёмов, физкультурных минуток на уроках помогает создать доброжелательную обстановку в классе, снять психологический барьер, повысить мотивацию к изучению. В игре наиболее полно проявляются способности ребёнка, его характер.

Методическая типология физминуток разнообразна так же как и их предназначение. В своей работе я хочу выделить следующие физминутки, которые можно использовать на уроках в младших классах.

Киска

То прогнет,

То выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед —

Это делает зарядку

Наш Маркиз —

Пушистый кот.

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит.

Котята

Пушистые комочки

Умыли лапкой щечки,

Умыли лапкой носик,

Умыли лапкой глазки –

Правый глазик, левый глазик.

Умыли лапкой ушки –

Правое ушко, левое ушко.

А ушки у котят, как домики стоят.

Звериная зарядка.

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть

(движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый

(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало – начинает все сначала.

Мишки

Мишки по лесу гуляли,

(идем вперевалочку)

Мишки ягоды искали.

Вот так, вот так

(ставим одну руку на бочок – это «корзинка»)

Мишки ягодки искали.

Сладку ягодку малинку

Положили всю в корзинку

Вот так, вот так.

(собираем ягоды и складываем в «корзинку»)

Положили всю в корзинку.

Как малинкой угостились,

Все на травке развалились.

Вот так, вот так

(гладим себя по животику)

Все на травке развалились.

А потом Мишки плясали

Лапки кверху поднимали

Вот так, вот так

(выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх)

Дикие животные

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

Пингвины

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)

Птички и ветер

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают,

(машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел,

(руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло

(приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто.

Попугай

Жил на свете попугай.

Крылья шире расправляй.

(руки в стороны, влево, вправо)

Он любил летать всех выше,

Выше пальм, жирафов выше.

(потянуться на носках, руки вверх)

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал,

(делать приседания)

Прыгал, кланялся, шалил,

(наклоны головы или туловища вперед)

С малышами говорил.

***

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

А потом гулять пойдем.

***

1, 2, 3, 4, 5

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два! – выше голова,

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сядь.

Разминка

Все движения разминки

повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе – хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

****

Раз – руки вверх махнули

И при том вздохнули

Два – три нагнулись. пол достали

А четыре – прямо встали и сначала повторяем.

Воздух сильно мы вдыхаем

При наклонах выдох дружный

Но колени гнуть не нужно.

Чтобы руки не устали,

Мы на пояс их поставим.

Прыгаем как мячики

Девочки и мальчики

****

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Хватит.

Выдохнуть, вдохнуть,

Потянуться, отдохнуть.

***

Руки к солнцу поднимаю

И вдыхаю, и вдыхаю.

Ну, а руки опускаю,

Воздух тихо выдыхаю.

Это очень хорошо.

Что сегодня дождик шел!

(поднимаем ручки через стороны вверх,

делая вдох через нос.

Через стороны опускают руки и тихо

произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)

Индюк

Ходит по двору индюк

(шаги на месте)

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача

(остановиться, удивленно посмотреть вниз)

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал

(потопать ногами)

Крыльями захлопал

(руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар

(руки на поясе)

Или медный самовар

(сцепить округленные руки перед грудью)

Затряс бородою

(помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк)

Понесся стрелою. Бег на месте

***

Кто за кем идет

Цыпленок на цыпочках

(дети крадучись идут на носках)

Крался за кошкой.

А кошка на цыпочках

Шла за Антошкой.

Антошка на цыпочках

Двигался к дому.

Теперь повернемся,

Пойдем по-другому.

(развернуться в другую сторону)

На пятках за кошкой

Плетется Антошка.

(идти на пятках)

За бедным цыпленком —

Усатая кошка.

Цыпленок от страха

Забрался в корзину.

(присесть, руки — к полу)

Сердитая кошка

Выгнула спину.

(не отрывая рук от пола, выпрямить ноги, выгнуть спину)

Котята

Все котятки мыли лапки:

Вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки:

Вот так, вот так!

том они устали,

Сладко, сладко засыпали:

Вот так, вот так!

Гусак-физкультурник

Наш гусак встает на зорьке,

(дети потягиваются, руки за голову)

Он к реке сбегает с горки.

Он гусиную зарядку (маршируют)

Любит делать по порядку.

Для начала – бег на месте, (бегут на месте)

Крылья врозь, а лапки вместе.

(разводят руки в стороны)

Упражнения для шеи,

(движения головой вниз, вперед, назад)

Чтоб росла еще длиннее,

Тренировка для хвоста, (приседают)

А потом – бултых с моста. (прыгают вперед)

Он плывет на середину,

(плавно раздвигает руки)

Чистит лапки, моет спину.

(отводят руки за спину)

Крикнул селезень: кряк – кряк!

Физкультурник наш гусак!

С добрым утром!

– С добрым утром, глазки!

(поглаживают веки глаз)

– Вы проснулись?

(смотрим в бинокль)

– С добрым утром, ручки!

(поглаживаем)

– Вы проснулись?

(хлопаем)

– С добрым утром, ножки!

– Вы проснулись?

(топают)

– С добрым утром, солнце!

(раскрывают руки навстречу солнцу)

Робот

Стоит робот на дороге,

У него не гнутся ноги,

Может он махать руками,

Может он моргать глазами,

Может головой кивать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Листочки

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели

****

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложили назад.

***

Приплыли тучи дождевые

Лей дождик — лей!

(руки вытянуты, ладоши вниз)

Дождинки пляшут,

(потрясти руками, потопать ногами)

Как живые,

Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт, пьёт

А тёплый дождик неугомонный

Льёт, льёт, льёт!

(наклониться, присесть)

***

Зайки, где вы пропадали?

Мы в капусте отдыхали

(трясутся от страха)

А капусту вы не ели?

Только носиком задели.

Вас бы надо наказать.

Так попробуй нас догнать!

***

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

(присесть)

Дунул ветер — полетели,

Мы летели, мы летели

(легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели.

(присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(присесть)

***

Мы играли, мы играли,

(круговые движения кистями рук)

Наши пальчики устали.

(движения кисти вверх-вниз)

А теперь мы отдохнём

(имитация движения волны)

И опять играть начнём

(круговые движения кистями рук)

****

Открывай скорее книжку!

В книжке мошка, мышка, мишка,

В книжке мячик круглый бок:

вверх-вниз, прыг=скок.

В книжке зонт, открой и пой,

Лупит дождь, а ты сухой!

Киска в книжке близко-близко.

На цветной картинке киску

Долго глажу я рукой-

Ведь у киски мех такой!

***

Буратино потянулся,

(руки поднять через стороны вверх,

потянуться, поднявшись на носочки)

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

(наклоны корпуса вперед)

Руки в сторону развел,

(руки развести в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

(повороты вправо и влево)

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(руки на поясе, подняться на носочки)

***

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп

хлопки над головой

Мы топаем ногами, топ, топ

высоко поднимаем колени

Качаем головой

головой вперед назад подвигать

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем

руки поднять, опустить

Мы низко приседаем и прямо мы встаем

присесть и подпрыгнуть

Руки вниз, на бочок.

Разжимаем- в кулачок

Руки вверх и в кулачок

Разжимаем на бочок

На носочки поднимайся

Приседай и выпрямляйся

Ноги вместе. ноги врозь

****

Раз — руки вверх махнули

И при том вздохнули

Два — три нагнулись. пол достали

А четыре — прямо встали и сначала повторяем.

Воздух сильно мы вдыхаем

При наклонах выдох дружный

Но колени гнуть не нужно.

Чтобы руки не устали,

Мы на пояс их поставим.

Прыгаем как мячики

Девочки и мальчики

Поясниетльная записка …………………………………………… 3

Физминутки …………………………………………………………….

Киска ……………………………………………………………………….. 4

Котята…………………………………………………………………………… 4

Звериная зарядка…….………………………………………………….. 4

Мишки………………………………………………………………………….. 5

Дикие животные………………………………………………………….. 5

Пингвины……………………………………………………………………… 6

Птички и ветер…………………………………………………………….. 6

Попугай………………………………………………………………………… 6

Мы к лесной полянке вышли………….………………………….. 7

1, 2, 3, 4, 5..…………………………………………………………………… 7

Разминка………………….………………………………………………….. 7

Раз – руки вверх махнули.………………………………………….. 8

Мы ладонь к глазам приставим..……………………………….. 8

Руки к солнцу поднимаю..…………………………………………… 8

Индюк…………….…………………………………………………………….. 9

Кто за кем идет..…………………………………………………………… 9

Котята ……………………………………………………………………….. 10

Гусак-физкультурник…………………………………………………… 10

С добрым утром……….………………………………………………….. 10

Робот…………………………………………………………………………….. 11

Листочки…………..………………………………………………………….. 11

Руки подняли и покачали.…………………………………………… 11

Приплыли тучи дождевые ………………………………………….. 11

Зайки, где вы пропадали……………………………………………… 12

Мы листики осенние………….………………………………………… 12

Мы играли, мы играли…………………………………………………. 12

Открывай скорее книжку…………………………………………….. 12

Буратино потянулся.………………………………………………..….. 13

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп..…………………………… 13

Раз — руки вверх махнули……………….…………………………… 13

Картотека физминуток для младших школьников

Картотека

физминуток

для младших школьников

Используемая литература

Пояснительная записка

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

В. А. Сухомлинский

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый обучающийся имеет хроническую патологию, у половины обучающихся отмечаются функциональные отклонения. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Во время образовательного процесса обучающиеся могут испытывать излишнее напряжение, усталость. Для того чтобы снять излишнее статистическое напряжение, на физических минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, корпуса). Физические упражнения, подвижные игры, дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Введение в структуру самоподготовки в ГПД физических минуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

Данный комплекс ф/м содержит: динамичные упражнения, подвижные игры на динамических переменах, гимнастика для глаз, гимнастика для улучшения слуха, гимнастика для рук, дыхательная гимнастика, алфавитные физические минутки.

Задачи:

  • ускорить вхождение организма в активную учебную работу;

  • достичь оздоровительного и закаливающего эффекта;

  • воспитать правильную осанку, координацию движений, чувство ритма, способность эстетического восприятия движений;

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

  1. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

  2. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

  3. Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ РУК И ПАЛЬЦЕВ

Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?
1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.
2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”
3. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.
4. Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.

Также есть большое количество стихотворных упражнений, которые помогают расслабить кисти рук:
Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.
Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.
Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!

ФИЗМИНУТКИ ОБЫКНОВЕННЫЕ

Зайчик беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.

Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно
Клювиком почистил пух
И опять за парту — плюх!

В огороде рос подсолнух
Вот такой, вот такой!
В огороде рос подсолнух
С ярко-жёлтой головой.
Головою он вертел,
Всё увидеть сам хотел.
Что подсолнух видел там
Он сейчас расскажет нам.

— А теперь все тихо встали…
— А сейчас мы в лес пойдём…
— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Мы маленькие зайки
Скакали на полянке.
Прыгали, скакали,
В школу прибежали.
За парты тихо скок
И продолжим наш урок.

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали
И дальше пошли.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ФИЗМИНУТКИ

ФИЗМИНУТКИ (разное)

* * *

Пчёлы в ульях сидят. (Присесть на носках около парты, спина прямая.)
И в окошко глядят. (Руками изобразить окошки)
Порезвиться захотели. (Встать)
Друг за другом полетели. (Произвольные взмахи руками)

* * *

* * *

Руки к верху поднимаем, (Руки вверх)
А потом их опускаем, (Руки вниз)
А потом их разведём (Руки в стороны)
И к себе скорей прижмём, (Руки вниз прижать к бёдрам)
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей (Хлопки в ладоши)

* * *

Наше поле опустело. (Руки вперёд в стороны)
Опустел и лес, и сад (Повороты головы слева направо.)
Гуси серые летят (Произвольные взмахи руками).

* * *

* * *

В прятки пальчики играли,
И головки убирали
Вот так, вот так
Так головки убирали.
(Сжимание и разжимание кистей)

* * *

На уроке отдохнём –
На рыбалку мы пойдём!
Накопаем мы червей,
Удочку возьмём скорей,
И вприпрыжку побежим –
Порыбачить мы хотим.
В воду удочку закинем,
Посидим тихонько.
Рыбка, кажется, клюёт?
Вытащим легонько.
Ах, какая красота –
Рыбка небольшая.
Пусть живёт себе в реке,
Выпущу тебя я!
Быстро в школу побежим –
Вот такой у нас режим.

* * *

* * *

Перестанем мы считать –
Будем вместе отдыхать.
Голову мы повернём,
И друг другу подмигнём.
Мы поднимем руки вверх,
Хлопнем мы в ладоши,
Скажем дружно другу мы:
“Ты такой хороший!”
А теперь все руки вниз
Плавно мы опустим.
Никакую хворь и боль
Мы к себе не пустим!

* * *

Свежий воздух мы вдохнём –
За грибами все пойдём:
Друг за другом по тропинке,
А в руках у нас корзинки.
Вот болотце впереди
Как же нам его пройти?
Встанем на носочки,
Прыгнем мы на кочку.
На полянке у реки
Мы увидели грибы.
Их в корзинку соберём
И в обратный путь пойдём!

Мы веселые матрешки

Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки,
На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки.

Мишка лапки подними

Мишка лапки подними
Мишка лапки опусти
Мишка, Мишка покружись
А потом земли коснись
И животик свой потри
Раз, два, три — раз, два, три!

Ветер дует нам в лицо

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» — присесть. На словах «выше, выше» — встать и вытянуть руки вверх.

Вот мы руки развели

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.

На лужайке по ромашкам жук летал

в цветной рубашке

Счет 1-4

Солнышко, солнышко

Солнышко, солнышко,
загляни в окошко.
Загляни в окошко,
разбуди Сережку.
Чтоб денек чуть- чуть был дольше,
чтобы мы узнали больше,
чтоб игрушки не скучали,
а с Сереженькой играли.

Сидя за партой

Руки внизу

Раз, два, три, четыре, пять, топаем ногами

Ноги врозь

Не под окном

Самолёты загудели

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.

Руки к плечам

Меж еловых мягких лап

Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят:
Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)
Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)
Где сучёк давно засох,
Серый мох-мох-мох. (Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки)
Кто нашёл его друзья? (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)
Это я, я, я!

Широка река

Широка река,
Высоки берега.
На первой строчке руки в стороны, на второй строчке потянуться руками вверх.

Наша ёлка велика

А теперь всем детям встать

А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.

Елочки зеленые на ветру качаются

Елочки зеленые на ветру качаются,
На ветру качаются, низко наклоняются.
Сколько елочек зеленых, столько сделайте наклонов.
Приседайте столько раз, сколько бабочек у нас.
Сколько беленьких кружков, столько сделайте прыжков.

Буратино потянулся

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видимо нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.

Мы топаем ногами

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.

Радуга-дуга-дуга

Дети вместе с учителем произносят:
Радуга-дуга-дуга,
Унеси меня в луга,
На травушку шелковую,
На речку бирюзовую,
На желтенький песок!

Мы проснулись

Мы проверили осанку

Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишко,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.

Вот помощники мои

Вот помощники мои, их как хочешь поверни.
По дорожке белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок, чок-чок-чок, скачет резвый табунок.

Сидя за партой

И.п.: сидя за партой, руки на парте ладонями вниз. 1-4 – поочередное продвижение вперед то левой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев. Выполнить 2-4 раза. Темп медленный.

Сидя за партой

Мой будильник поутру

Мой будильник поутру
Сам гуляет по двору.
А когда вставать мне нужно,
В первый класс идти пора,
Мой будильник непослушный убегает со двора!

На болоте две подружки

На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт-привет!

Мы поставили пластинку

Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
Бег на месте, на предпоследней строчке остановится, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.

Стоя спиной к соседу по парте

Руки за спину

Стойка ноги врозь

Дикие животные

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

Пингвины

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)

Птички и ветер

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают, (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто.

Попугай

Жил на свете попугай.

Крылья шире расправляй.

(руки в стороны, влево, вправо)

Он любил летать всех выше,

Выше пальм, жирафов выше.

(потянуться на носках, руки вверх)

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал,

(делать приседания)

Прыгал, кланялся, шалил,

(наклоны головы или туловища вперед)

С малышами говорил.

****

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

А потом гулять пойдем.

Физкультминутка

для улучшения мозгового кровообращения

2. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 -поворот головы налево, 4 — и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку занести через

правое плечо, голову повернуть налево, 2 — и.п., 3-4 — то же правой рукой.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Физкультминутка

для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх, 2 — переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

4. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо, 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Физкультминутка для младших школьников

на уроках с элементами письма

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

2. Упражнения для снятия утомления

с мелких мышц кисти

3. Упражнения для снятия утомления

с мышц туловища

И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо, 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания

Физкультминутка для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  1. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Дыхательная гимнастика

(по Стрельниковой)

Правила выполнения упражнений.

1. Во время выполнения дыхательных упражнений необходимо дышать только через нос.

2. Вдох делается одновременно с движением.

3. Все вдохи-движения делаются в режиме строевого шага, т.е. 55 — 60 вдохов движений в минуту.

4. Гимнастика выполняется под счет на восемь. ( Учащиеся считают только про себя: «и» — вдох, «цифра» — выдох)

5. Минимальное количество упражнений — три.

6. Применяется без возрастных ограничений с 3-4 лет, стоя, сидя и лежа.

7. Гимнастика носит как лечебный, так и профилактический характер.

Комплексы упражнений.

1. «Ладошки»

И.п. — встать прямо, руки согнуты в локтях, локти вниз, ладони от себя; Производятся короткие, ритмичные вдохи носом и одновременное сжимание ладоней в кулаки. Выдохи происходят самостоятельно без выталкивания с помощью мышц. Делается 4 вдоха с последующей пауза 3 -4 секунды. Норма 24 раза по 4 вдоха. (Может появиться легкое головокружение от большого количества свежего воздуха).

2. «Погончики».

И.п. — встать прямо, кисти рук сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. В момент вдоха резкий толчок кулаками вниз, после чего кисти рук возвращаются в и.п. с одновременным выдохом. Кисти рук выше пояса не поднимать. Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений, с перерывами между 8-ю — 3-4 секунды. Выполняется стоя, сидя, лежа.

3. «Кошка»

И.п. — встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. На вдохе делается полуприседание с одновременным поворотом туловища влево или вправо. Руки делают хватательные движения на уровне пояса. Спина прямая.

4. «Насос»

И.п. — встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки вдоль туловища.

На вдохе делается легкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его. На выдохе слегка выпрямляться, но не выходить в основную стойку. Спина круглая, голова опущена. Ограничения: травмы головы, позвоночника, повышенное давление.

5. «Обними плечи»

И.п. — встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч.

Бросить руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи с одновременным глубоким вдохом. Руки идут параллельно друг другу. При возвращении в и.п. — пассивный выдох Ограничения: врожденный порок сердца.

6. «Большой маятник»

И.п. — встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. Наклон вперед, руки тянутся к полу — вдох. Слегка прогнувшись в пояснице наклон назад, руки обнимают плечи и тоже вдох. Выдох происходит при смене позиций. Ограничения: травмы позвоночника, остеохондроз, смещение межпозвоночных дисков.

7. «Повороты головы»

И.п. — встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. Поворот головы вправо — шумный короткий вдох. Поворот головы влево — шумный короткий вдох. Посередине голова не останавливается, шея не напрягается. Выдох через рот во время смены позиций.

8. «Маятник головой»

И.п. — встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. Опустить голову вниз, резкий короткий вдох. Поднять голову вверх — тоже вдох. Выдох происходит пассивно при смене позиций.

Ограничения: травмы головы, вегето-сосудистая дистония, эпилепсия, повышенное давление, остеохондроз.

9. «Цветочный магазин»

И.п. — стоя.

Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок (ребра расширяются, низ живота подтягивается). Выдох медленный и плавный. Выполнять 3 -4 раза.

10. Свеча.

Взять узкую полоску бумаги, представив себе, что это свеча. Делать медленный выдох в её направлении. Выдыхаемая струя должна быть без резких колебаний. Бумага контролирует ровность воздуха. «Задуть» 3-5 воображаемых свечей на выдохе. Вдох должен быть максимально глубоким.

11. «Проколотый мяч»

Сделайте глубокий вдох. При выдохе сымитировать свист воздуха из проколотого мяча.

12. «Звукоподражание»

Воспроизведите различные звуки из живой природы и окружающей жизни: свист ветра, писк комара, рокот мотора и т.п..

Гимнастика для глаз

Ах, как долго мы писали.

Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали.

{Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево — вправо.) Ах, как солнце высоко.

{Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем,

{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх — влево.) Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. {Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

Бабочка.

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся,

(Поморгат ь глазами.) Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел.

{Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

Руки за спину, головки назад.

Руки за спину, головки назад.

{Закрыть глаза, расслабиться.) Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головки опустим — на парту гляди.

{Вниз.) И снова наверх — где там муха летит?

{Вверх.) Глазами повертим, поищем ее.

{По сторонам.) И снова читаем. Немного еще.

Игра «Буратино».

Буратино своим блинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

«Солнышко» — мягкие движения носом по кругу.

«Морковка» — повороты головы вправо влево, носом «рисуем» морковку.

«Дерево» — наклоны вперед — назад, носом «рисуем» дерево.

Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний — в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемо квадрата.

Буратино.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от1 до 8, следят за уменьшением носика.

Упражнение для глаз

П.п. — сидя за партой.

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Движения глазными яблоками.

— глаза вправо — вверх.

— глаза влево — вверх.

— глаза вправо — вниз, -глаза влево — вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 сек.

  1. Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держхгть 1 сек. Ладони на стол. Открыть глаза.

Упражнения для развития мелкой

моторики с предметами

1.Ребенок катает грецкий орех между ладонями, приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

2.Расчертить лист бумаги в клетку 2*2см Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками по клеткам, на каждый ударный слог делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками.

В зоопорке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.

3.»Клювик» Собрать спички и теми же пальцами рук: двумя указательными, двумя средними и т.д. (подушечками)

Клювов длиннее не видывал я,

Чем клювы у аиста и журавля.

4.Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку:

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

5.Не слишком тугой бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно). После 1-го двустишия – смена рук.

Кусается больно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

6. Упражнение с горохом или с любой крупой.Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет еще одну и так набирает целую горсть. Можно это делать одной или двумя руками. Каждая горошина берется на ударный слог.

Зернышки все, что хозяйка давала,

Курочка клювом по штучке склевала.

7.Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательным и средним пальцами встают в них «как ноги». Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

Холодной зимы!

8.Ребенок комкает, начиная с уголка предмет прямоугольной формы (носовой платок, кусок полиэтилена, тетрадный лист бумаги) так, чтобы он весь уместился в его кулачке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *