Фольклор русский народный

17. Сказка: Общая характеристика. История собирания и изучения.

Общая характеристика сказки. Самый яркий, интересный жанр фольклора. «Ядро ф.»

Не существует единого, окончательного определения жанра.

Сказка – устный прозаический рассказ необычайного содержания с установкой на вымысел. Именно установка на вымысел делает сказку сказкой.

Установка на вымысел показывает, как носители фольклора относились к сказке:

— внешняя сторона.Носители фольклора не верили в реальность сказки. К середине XIX века происходит крушение веры в мифологических существ.

— внутренняя сторона. «Не хочешь – не слушай, а врать не мешай» (народ)

«Сказка – ложь, да в ней намёк» (А.С. Пушкин)

«В сказке работает установка на вымысел» (Э.В. Померанцева)

Ложь в сказке – художественная, она не старается, в отличие от вульгарной лжи, выдать себя за правду. С точки зрения эстетической: установка на вымысел – установка на фантастику. (см. ответ на вопрос №32).

Собирание сказок. Сказки на Руси известны с давних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные.

В рукописях XVI-XVII веков сохранились записи нескольких сказок.

В XVIII веке кроме рукописных сборников сказок стали появляться и печатные издания, в которых обычно народные сказки подвергались переделке. Многие русские дворяне первой половины XIX века слушали сказки крепостных крестьян, так называемых дворовых. Важное общественное и научное значение получил сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» — общерусский сборник: в него входят сказки, бытовавшие во многих краях России.

После Октябрьской революции выделяют два типа сборников:

— областные – включают в себя тексты многих сказочников.

— индивидуальные – включают в себя тексты только одного сказочника.

1911 – Анти Арне – первый систематический указатель сказочных сюжетов (сказки о животных, собственно сказки, анекдоты). (СУС)

1929 — Андреев перевел указатель Аарне, дополнил русским материалом (СУС – сравнительный указатель сюжетов).

Изучение. «Морфология сказки» В.Я. Проппа положила начало структуралистскому подходу к жанру сказки. В основе была мысль об изучении функции (действий) персонажей.

В русской сказке выделяют три главных жанра:

— сказки о животных (мнемонистические)

— волшебные сказки (собственно сказки)

— сатирические (социально-бытовые)

18. Сказка «Медведь на липовой ноге» и вопрос о происхождении сказок о животных.

В центре сказки о животных – ситуация встречи персонажей.

Около 50-90 сюжетов сказок о животных.

Возникают в глубокой древности. Источники:

— зооморфные мифы

— новая социальная действительность

«Медведь на липовой ноге»

Загадочность сюжета, печальный финал, атмосфера страха и ужаса – нетипично для русского фольклора. В основе зооморфный миф о медведе. Поверие: зашел медведь в деревню – случится беда. Но пребывание медведя в губе изгоняет чертей. «Медвежий культ» существовал по всей Земле там, где жил этот зверь. Медведь – зозяин тайги → мифологический хозяин. Медведь – священное животное (может прогонять нечистую силу), самые священные части медведя – голова и лапы. Женщинам запрещалось прикасаться к голове и лапам медведя. Скорее всего шаман племени делал себе костюм, в основе которого были голова и лапы медведя – символическое возвращение медведя в природу. «Натурный макет медведя»

Миф о наказании за причинение вреда медведю – отправная точка реконструкции.

Миф

Новая социальная действительность

Миф – обряд о наказании обидчика медведя

Первый тип вариантов

Второй тип вариантов

Третий тип вариантов

На месте перехода от мифа к новой социальной действительности рушится вера в миф.

Первый тип вариантов – «Медведь на липовой ноге». Медведь сильнее человека. Плохой финал. Атмосфера страха. Трагедия.

Второй тип вариантов – медведь, хоть и опасное, но обычное животное. Хороший финал. Комедия.

Третий тип вариантов – новый сказочный мотив – «Вершки и корешки». Медведь, как и человек, должен работать, чтобы жить. Под маской животного прячется человек.

Собирание, изучение и издание детского фольклора

Интерес к фольклору проявился в первой половине XIX века в связи с общим интересом к духовной культуре народа, когда, по словам В. Белинского, «народность сделалась альфою и омегою нашего времени».

Классическим источником изучения русской народной сказки стал знаменитый сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки».

Владимир Иванович Даль широко известен как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Художественное его творчество в основном осталось предметом исследования литературоведов за исключением сказок. В 1832 году вышел первый сборник его сказок под названием «Русские сказки, из предания изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским».

В обработанные сказки он ввел рассказчика. Благодаря этому сказочный вымысел сочетается с реалистическим планом (сказка «Ведьма»).

В 1846 году появилась книга «Повести, сказки и рассказы Казака Лагунского». По мнению Белинского, В.Даль «так глубоко проник в склад ума русского человека, до того овладел его языком, что сказки его — ­настоящие русские сказки».

Их сказочно — бытовая стихия была близка Белинскому, усмотревшему в этих повествованиях яркое отражение «народного ума», «взгляда на вещи», «народного быта».

В.И. Даль писал не только сказки на фольклорной основе, но и рассказы для детей («Елка в деревне», «Дурачок», «Нянина молодость»).

Лев Николаевич Толстой- крупнейший мыслитель, писатель — реалист. Значение его творчества для русской и мировой культуры огромно.

Работая в Яснополянской школе, Толстой начал писать произведения для детей. В них отразилось его общение с учениками, а также изучение фольклора. Создавал эти произведения в противовес «официальной» детской литературе.

В 1872 году вышла «Азбука» Толстого в 4-х книгах — результат 14-летнего труда. Критика встретила этот труд столь сурово, что писатель снова начал работать — для исправленного переиздания. Труд был завершен в 1875 году, причем для него было создано более 100 новых рассказов и сказок. «Новая азбука» и «Русские книги для чтения» выдержали много изданий. «Новая азбука», например, только при жизни писателя выходила около тридцати раз.

Основное место в учебных книгах Толстого занимают вольные переложения русских, индийских, персидских, турецких, немецких сказок, переделки басен Эзопа.

Алексей Михайлович Ремизовимел у современников славу чудака и при этом отменного прозаика. Его уникальное восприятие мира и владение речью были восприняты сказками кормилицы, простонародным московским говором, а также древнерусскими рукописями и церковными книгами, наконец, русской классической прозой. Жанры, выбранные Ремизовым, были необычны для современной литературы — апокрифы, сказки, грамоты и пр.

Дебютом писателя явился сборник сказок «Посолонь» — самая светлая, жизнеутверждающая из книг писателя. Книга выстроена как путешествие по временам года, по Солнцу, отсюда и слово «посолонь». Начинается год весной, как встарь, оканчивается «Медвежьей колыбельной песней» — ­глубокой зимой. Основой сюжетов служат детские игры, песенки и сны, взрослые обряды, приметы, поверья, загадки, пословицы и поговорки (сказки «Красочки», «Кошки и мышки», «Гуси — лебеди»). Особое место занимает сказка «Зайка»: в ней появляются герои, которые перейдут потом в цикл ­- продолжение «К Морю — Океану».

Современный автору русский фольклор стал материалом для сказок ­- переложений, вошедшихв сборник «Докука и балагуры».

В 10-х годах ХХ века Ремизов стал осваивать фольклор народов Сибири, Кавказа, Тибета. В дальнейшем география его интересов расширилась. В большую рукописную книгу «Павлиньим пером» он постепенно собрал «переговоренные» русскими ладами сказки и назидательные истории Востоко-монгольские, тибетские, арабские, татарские.

А.М. Ремизов, несомненно, оказал влияние на дальнейшее развитие сказочного жанра.

J Подумайте!

  1. Охарактеризуйте основные виды народных сказок, назовите несколько бытовых, волшебных и сказок о животных. В чем их художественное своеобразие.
  2. Перечислите древнейшие сюжеты волшебных сказок.
  3. Изобразите Кощея, Бабу Ягу, Василису Премудрую, царевну-лягушку, Змея Горыныча и др. (на выбор). Охарактеризуйте.
  4. Назовите темы бытовых сказок. Образы. Идеи.
  5. Перечислите сказки о животных. Установите их связь с мифами.

ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

Народная и литературнаясказка

Народная Литературная
Автор – коллективный (народ) Автор – конкретное лицо
Есть исполнители сказок – сказители Исполнителя как такового нет
Существует в устной форме Создается в письменной форме
Текст вариативен – каждая сказка существует в нескольких вариантах (сказитель может вносить изменения) Текст каноничен (не допускается произвольное внесение произвольных изменений)
Образ героя предельно типизирован (персонаж характеризуется его функцией в сказке: герой, вредитель, даритель, искомый персонаж) Образ героя предельно индивидуализирован
Набор сюжетов ограничен определенными мотивами Сюжет не ограничен набором каких-либо мотивов (число вариантов ничем не ограничено)
Поэтика традиционна, используется ограниченный набор изобразительно-выразительных средств Поэтика определяется творческой манерой автора
Время создания определить невозможно; по отдельным признакам можно установить время бытования сказки Время создания сказки или известно, или определяется с высокой степенью точности по приметам времени в тексте

Сказитель –отличается от писателя тем, что стремится не создать сказку, а передать услышанное от кого-то. Необходимость запоминать большой по объему текст побуждали к разработке системы традиционных изобразительно-выразительных средств (оригинальные художественные находки были бы неизбежно утрачены при устной передаче «из рук в руки»).

Сказка — утверждается в энциклопедическом словаре, — один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Лучшие сборники сказок (арабские – «Тысяча и одна ночь», индийские «Панчатантра», немецкие – братьев В. и Я. Гримм, русские – А.Н. Афанасьева), наряду с классическими литературные сказки Х.К. Андерсена, В. Хауфа, А.С. Пушкина вошли в мировую культуру.

Сначала были сказки народные, безымянные, передаваемые изустно, тогда еще и письменности не было. Потом сказки записали, объединили в сборники.

В.А.Жуковский старался сгладить острые углы, облагородить народные сюжеты. Он, подобно Пушкину, перелагал стихами, превращая сказку в поэму («Сказка о царе Берендее…», «Спящая красавица»).

Петр Павлович Ершов известен не только как собиратель сибирских сказок и непревзойденный их знаток, но и как автор сказки «Конек-Горбунок». Ершов использует в «Коньке-Горбунке» сюжеты сказок об Иванушке-Дураке и Сивке-Бурке. Встречаются в «Коньке-Горбунке» Ершова отголоски сатирической народной сказки о Ерше Щетинникове.

А.С.Пушкин делал сказку более содержательной, ярко выражающей суть народного творчества, поднимал ее на более высокую ступень («Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» и др.)

Сюжеты сказок Шарля Перро по большей части заимствованы. Что-то взято из сказок народных, что-то пришло из высокой литературы. Книга, объединившая все сказки, написанные Перро, вышла в 1697 году сразу в Париже и Гааге. Называлась она «Сказки моей матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен с моральными поучениями». На русском языке появились в 1768 году. И с тех пор, дети с удовольствием погружаются в мир сказок Шарля Перро («Синяя борода», «Спящая красавица», «Господин Кот, или Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»).

Братья Гримм были профессиональными учеными, выпустили в свет множество научных сочинений. Тем не менее, собирая немецкие народные сказки, братья Гримм действовали не только как фольклористы. Они хотели продемонстрировать всему миру самобытность и богатство немецкой культуры («Золушка», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Бременские уличные музыканты» и др.)

Сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.
Сказки бывают разные. В одних главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных.
В других главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще веего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях Ивана-царевича или Ивана-дурака, обязательно связанных с волшебством. Это — волшебные сказки.

Читать все русские народные сказки.Полный список.

И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это — социально-бытовые сказки.
Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.

Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Ветер, вырывавший с корнями деревья, черные тучи, проливавшие на землю потоки воды, оглушительньш гром и ослепительные молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и глубоких оврагах, — все это наводило на него страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, двигается, имеет свой разум. И человек отождествлял себя и природу. Он считал, что животные могут разговаривать между собой, деревья — двигаться; он думал, что солнце, луна, тучи, ручьи и реки — живые существа. А раз так, значит, они могли принести ему и вред и пользу. Будучи бессильным перед природой, он стал поклоняться кажущимся ему живыми воде, огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, такой грозной и всесильной, он искал у нее защиты и стремился защититься от нее.
Древний человек поклонялся и своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой для него, загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек, в представлении древних, — это живой человек, но обладающий в силу необычности своего состояния сверхъестественной силой. Так возник культ предков, требовавший поклонения умершим.
Все сказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке „Сивка-бурка» умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Учеными установлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.

Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок, их неправдоподобного содержания. Нельзя не обратить внимания на то, что в сказках речь идет не о вере человека в сверхъестественность предметов и явлений природы, а прежде всего о самых насущных, жизненно важных для человека реальных проблемах. Формированию веры человека в сверхъестественные существа и явления природы способствовали другие устные рассказы, по своему содержанию не имевшие ничего общего со сказками. Эти рассказы учили почитать зверя, учили доброму, внимательному обращению с ним и т. д.
В русском фольклоре имеется сказка, напоминающая такие древние рассказы. Она называется „Медведь на липовой ноге». Страшная история! Старик по желанию старухи отрубил медведю лапу, и медведь мстит за это: он превращает старуху в медведицу. Наверное, в далекие времена наши предки рассказывали молодежи такие страшные истории в назидание: вот что будет с тем, кто поднимет руку на зверя, которому поклоняется род, племя! Но проходило время, человек познавал природу, и страшное становилось смешным, прежде ужасные истории превращались в героические. Тот же рассказ о медведе, у которого отрубили лапу, записан и с другим концом: пришедший в деревню отомстить за причиненное ему зло медведь погибает от рук старика и старухи… И многие сказки показывают нам победу человека над животными. Прочитайте, например, сказки „Старая хлеб-соль забывается» или „Мужик, медведь и лиса», и вы убедитесь в этом.»
Итак, фантастика, невероятность событий, о которых говорится в сказках, появились на основе древних рассказов о чудесном, сверхъестественном, волшебном в природе. Но сами сказки — более позднее явление. Использовав фантастику рассказов древнего человека, сказочники, по существу, говорили не о природе, не о взаимоотношениях с ней человека, а о жизни человека в обществе, о нем самом. И если мы повнимательнее присмотримся к сказкам, то без особых усилий узнаем приметы вполне определенной эпохи.

Круглов Ю. Г. Русские народные сказки: Кн. для самост. чтения. 4 — 6 кл. Сост., автор предисл., примеч., словаря Ю. Г. Круглов. — М.: Просвещение, 1983. — 320 с, ил. — (Школ. б-ка).
Аннотация: Сборник содержит сто наиболее известных народных сказок. Сказки отобраны и адаптированы с учетом возрастных особенностей учащихся 4—6 классов.

LiveInternetLiveInternet

История возникновения русских народных сказок ( Детские народные сказки )

Итак, сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.

Сказки бывают разные. В одних главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных.

В других главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще веего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях Ивана-царевича или Ивана-дурака, обязательно связанных с волшебством. Это — волшебные сказки.

И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это — социально-бытовые сказки.

Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.

Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. (Данный материал поможет Вам к подготовке и сдаче ЕГЭ 2012 по литературе и русскому языку, а также грамотно написать сочинение на тему и по теме История возникновения русских народных сказок. Краткое содержание ( Детские народные сказки ) не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Ветер, вырывавший с корнями деревья, черные тучи, проливавшие на землю потоки воды, оглушительньш гром и ослепительные молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и глубоких оврагах, — все это наводило на него страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, двигается, имеет свой разум. И человек отождествлял себя и природу. Он считал, что животные могут разговаривать между собой, деревья — двигаться; он думал, что солнце, луна, тучи, ручьи и реки — живые существа. А раз так, значит, они могли принести ему и вред и пользу. Будучи бессильным перед природой, он стал поклоняться кажущимся ему живыми воде, огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, такой грозной и всесильной, он искал у нее защиты и стремился защититься от нее.

Древний человек поклонялся и своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой для него, загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек, в представлении древних, — это живой человек, но обладающий в силу необычности своего состояния сверхъестественной силой. Так возник культ предков, требовавший поклонения умершим.

Все сказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке „Сивка-бурка» умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Учеными установлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.

Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок, их неправдоподобного содержания. Нельзя не обратить внимания на то, что в сказках речь идет не о вере человека в сверхъестественность предметов и явлений природы, а прежде всего о самых насущных, жизненно важных для человека реальных проблемах. Формированию веры человека в сверхъестественные существа и явления природы способствовали другие устные рассказы, по своему содержанию не имевшие ничего общего со сказками. Эти рассказы учили почитать зверя, учили доброму, внимательному обращению с ним и т. д.

В русском фольклоре имеется сказка, напоминающая такие древние рассказы. Она называется „Медведь на липовой ноге». Страшная история! Старик по желанию старухи отрубил медведю лапу, и медведь мстит за это: он превращает старуху в медведицу. Наверное, в далекие времена наши предки рассказывали молодежи такие страшные истории в назидание: вот что будет с тем, кто поднимет руку на зверя, которому поклоняется род, племя! Но проходило время, человек познавал природу, и страшное становилось смешным, прежде ужасные истории превращались в героические. Тот же рассказ о медведе, у которого отрубили лапу, записан и с другим концом: пришедший в деревню отомстить за причиненное ему зло медведь погибает от рук старика и старухи… И многие сказки показывают нам победу человека над животными. Прочитайте, например, сказки „Старая хлеб-соль забывается» или „Мужик, медведь и лиса», и вы убедитесь в этом.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *