Форма для воспитателей детского сада

Профессиональный дресс-код воспитателя

Елена Меркулова
Профессиональный дресс-код воспитателя

Воспитатель — это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

В связи с этим особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Усложнение задач образования придаёт особую значимость изучению роли имиджа, как одного из профессионально важных качеств современного педагога, воспитателя. Современные условия, в которых мы живем и трудимся, принципиально отличаются от тех, какие были раньше. А в новых условиях нам следует вести себя и жить по-другому, соразмерно иным моделям поведения.

Имиджелогия и имидж – что это? Наука или искусство?

Часто имиджелогию сводят к советам о цвете галстука и носков. Это неверный подход, потому что без общей стратегии не имеет смысла ни один из предлагаемых советов, ведь заботясь о красоте педагога, нужно начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет.

Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых и, прежде всего, у любимых воспитателей и заботливых «нянечек» правильно одеваться.В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. В детском саду есть своя специфика одежды и обуви, которая прописана в должностной инструкции и в правилах по технике безопасности.

Культуру человека в первую очередь подчеркивает его одежда. Со вкусом подобранная одежда и опрятный вид делают человека уверенным, собранным, энергичным и, в конце концов, более привлекательным для окружающих.

Имидж воспитателя – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Современный дошкольный воспитатель должен сочетать в себе как черты собственно воспитателя (опека, замена матери) так и черты учителя.

Выделим основные составляющие имиджа воспитателя:

— визуальная привлекательность;

— вербальное поведение;

— невербальное поведение;

— манеры, этикет;

— обаяние.

В ДОУ существуют следующие правила:

1) Волосы должны быть чистыми, аккуратно уложенными.

2) Макияж должен быть сдержанным.

3) Особое внимание уделяется рукам. Ногти должны быть чистыми, ухоженными.

4) Обувь должна соответствовать правилам по технике безопасности, классической формы. Хождение в шлепках не допускается.

5) Не допускается использование приторных запахов парфюмерии, короткие юбки, обтягивающие брюки, шорты — слишком вызывающе для сотрудников ДОУ.

6) В младших группах не допускается длинная бижутерия, кольца с камнями (в целях безопасности).

7) Спортивная форма используется воспитателями только при проведении занятий по физической культуре и утренней гимнастики

Имидж воспитателя – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Современный дошкольный воспитатель должен сочетать в себе как черты собственно воспитателя (опека, замена матери) так и черты учителя.

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом. Воспитатель своим внешним обликом располагает к себе детей и взрослых. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых и, прежде всего, у любимого воспитателя правильно одеваться.

В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть — значит проявлять уважение к окружающим людям. Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают воспитателю улучшить свой профессиональный имидж, добиться успеха

В беседе с родителями о значении обаятельного имиджа воспитателямы слышали следующие мнения: «Обаятельный воспитатель порождает симпатию, через которую устанавливаются доверительные отношения с ребёнком, а это очень важно», «Обаятельный воспитатель необходим в детском саду и детям и родителям, он вселяет чувство доверия и уверенности за ребёнка», «Обаятельный воспитатель вызывает желание к сотрудничеству и определяет дальнейшее отношение к детскому саду».

Таким образом, дошкольному воспитателю необходимо быть обаятельным. Обаяние — неотъемлемое качество имиджа воспитателя. На лице и во всём внешнем виде у обаятельного воспитателя отражается радость, возбуждаемая видом и обществом детей, ярко светится открытое для них сердце, всегда готовая возвышенная любовь и кротость, соединённая с нравственной силой, способной всё укротить, всё покорить, всё увлечь за собой

Практика показала, что в группах, где воспитатели одеваются ярко, проявляют себя эмоционально, адаптация детей сокращается в разы.

Попытаемся спрогнозировать, какие воспитательные задачи может решить воспитательтолько через свой образ:

Крупные бусы или яркий цветок на блузке соберёт, сконцентрирует и активизирует непроизвольное внимание детей. У детей развивается интерес к обследованию и желание общаться.

Подтверждающих влияние цвета и формы на психику человека, и, бесспорно, их следует учитывать при организации психолого-педагогического пространства детского сада.

Яркие красные цвета в одежде воспитателя повышают скорость мыслительных операций у ребёнка, а фиолетовые и синие — зарождают сомнение, неуверенность в своих силах.

Преобладание в одежде чёрного цвета для воспитателя не желательно, так как тёмные цвета побуждаю к собранности, активизации произвольности, а ребёнок нейрофизиологически к этому не готов. Дети испытывают внутреннее напряжение и быстро утомляются, становятся рассеянными, могут проявляться гиперактивность и агрессия.

Белые и очень светлые тоны одежды вызываю у ребёнка некоторую рассеянность, растерянность, ожидание инструкций, указаний, способствуют снижению инициативы, самостоятельности.

Блестящие, сверкающие элементы в одежде вызывают у ребёнка восторг, восхищение, доверие, притягивают ребёнка к воспитателю. У ребёнка улучшается настроение, он испытывает состояние радости. В такой одежде воспитателю легко расположить к себе ребёнка, вызвать доверие и управлять его действиями, добиться послушания и признания.

В настоящее время много исследований и методик в психологии, подтверждающих влияние цвета и формы на психику человека, и, бесспорно, их следует учитывать при организации психолого-педагогического пространства детского сада.

До сих пор многим профессия воспитателя представляется как работа по присмотру за детьми

Не каждый знает, что воспитательский труд включает в себя не только обязанность заниматься воспитанием, образованием и оздоровлением детей, но и вести работу с родителями, создавать предметно-развивающую среду, оформлять документацию

Но, в первую очередь, воспитатель — это человек, любящий детей (это просто залог выживания в данной профессии). Общество, порождая требования к профессиональному имиджу воспитателя, влияет на его содержание.

Но из поколения в поколение неизменным остаются такие, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда. В этой связи, имиджу дошкольного воспитателя, принадлежит не последняя роль.

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ – раздел физиологии изучающий функции нервной системы, обеспечивающий мозговую организацию внимания.

Дресс-код воспитателя

Профессия воспитателя подразумевает не только любовь к детям и умение найти подход к каждому из малышей, но и чувство стиля. Работа в детском саду — это движение, поэтому одежда должна не только соответствовать учебному заведению, но и быть удобной.

Внешний вид педагога волнует не только руководство. Имидж воспитателя должен быть безупречен, и в первую очередь его оценят дети и родители. Каждый детский сад имеет собственные требования к вешнему виду и этикету сотрудников, но существуют незыблемые правила дресс кода воспитателя, одинаковые для всех ДОУ:

Прическа

Само собой, что голова должна быть чистой; длинные волосы заплетены, а короткие аккуратно уложены.

Макияж

Вызывающий макияж недопустим: никаких ярких теней, длинных стрелок и смелых оттенков губной помады. Идеальный вариант- неброский дневной макияж в спокойных тонах.

Руки

Аккуратный маникюр, средняя длина ногтей; крайне нежелательны наращенные ногти с инкрустацией стразами, поскольку есть риск нанести травму ребенку.

Парфюм

Под запретом резкие ароматы и обильное нанесение духов или туалетной воды.

Бижутерия

Воспитателю ясельных и младших групп в целях соблюдения техники безопасности желательно отказаться от длинных бус и цепочек с кулонами, а также от колец с крупными камнями.

Одежда

В идеале — максимально приближенный к классическому стиль. Конечно, брюки со стрелками и пиджак в детском саду — не самая удобная одежда, но существует альтернатива.Средней длины юбка, юбка-шорты, брюки, бриджи или капри не будут сковывать движения, но сохранят презентабельный вид. В качестве «верха» подойдут блузы, кофты, водолазки поло с неброским принтом. Подойдет и платье либо сарафан длины чуть выше колена.

Следует избегать слишком яркой, агрессивной цветовой гаммы в одежде, а также черных тонов. Дети очень чувствительны к цвету, и неправильно выбранные педагогом тона могут вызвать у них рассеянность, напряженность или даже агрессию. Лучше отдать предпочтение спокойным оттенкам синего, зеленого, коричневого, красного.

Белый цвет непрактичен; к тому же специалистами цветотерапии доказано, что цвет влияет на психику детей: светлые, блёклые оттенки понижают самостоятельность, а фиолетовый и вовсе зарождает неуверенность в себе.Категорически недопустимы как длинные юбки (в том числе с большим разрезом), так и мини, короткие шорты, обтягивающие брюки, глубокое декольте и майки на тонких бретелях.

Обувь

Удобные туфли на невысоком каблуке, слипоны или балетки будут практичны в любых ситуациях. Высокие каблуки, шлепанцы и сланцы не подходят для воспитателя во время работы.Спортивный стиль допускается только во время проведения спортивных мероприятий.

Акценты

Психологами доказано, что адаптация детей к новому месту проходит быстрее и легче, если внешний вид воспитателя привлекает к себе внимание яркой деталью: дети легче идут на контакт, когда испытывают интерес или любопытство. В качестве акцента подойдет принт на одежде, яркая брошь или заколка для волос, цветной шарфик и умеренно яркая одежда.

Подбирая гардероб для работы, следует не только основываться на том, насколько одежда соответствует классическому образу сотрудника дошкольного учреждения, но и позаботиться о собственном комфорте. Сложно оставаться доброжелательным и уделять внимание каждому из малышей вокруг, если туфли жмут или одежда врезается в тело.

Поэтому дресскод для воспитателя, одинаковый для детских садиков, — это близкий к классическому стиль, собственный комфорт и, конечно, улыбка и доброжелательность вне зависимости от настроения и погоды.

Специальная одежда для воспитателя: составляющая в воспитательном процессе

Здравствуйте, мои дорогие читатели. На связи Татьяна Сухих и сегодня я хочу поговорить о проблемах, которые волнуют моих коллег, а именно какая специальная одежда воспитателя рекомендуется законом РФ.

До сих пор нам трудно свыкнуться, что еще 5 лет назад правительством было решено переодеть воспитателей в хлопчатобумажные халаты. Объяснялось это гигиеническими требованиями, которые выдвигаются к работникам ДОУ. Но при этом не было учтено мнение психологов, как впрочем и родителей наших с вами воспитанников.

В результате на повестке дня по сей день остается открытым вопрос о том, как должен выглядеть воспитатель детского сада. Сегодня попробуем на него ответить.

Официальная сторона вопроса

Новые санитарные нормы и правила обсуждались руководителями Роспотребнадзора еще в 2013 году. Их мнение было сформулировано четко и понятно: однотонные хлопчатобумажные халаты должны сделать работу педагога более эстетичной и гигиеничной. То есть такая специальная одежда должна исключить возможность загрязнения игрушек, мебели и детской посуды. И в результате в 2014 году закон о «смене имиджа» воспитателей был утвержден.

Младших воспитателей, если мне не изменяет память, а также помощников воспитателя, переодели немного раньше. Также некоторые частные детские садики уже давно придерживаются правил dress code для воспитателей детского сада. Однако их инструкции не настолько консервативны. Впрочем, культура во внешности педагога присутствовала всегда и везде. А как должна заботиться о себе женщина любой профессии и выглядеть на все 100% можно узнать в этой статье.

От воспитателей ДОУ требовалось следующее:

  • волосы воспитателя должны быть чистыми и аккуратно уложенными в сдержанную прическу;
  • педагог не должен носить вызывающий макияж;
  • руки воспитателя всегда должны быть аккуратными, без отращённых ногтей или очень короткий маникюр;
  • обувь должна соответствовать правилам техники безопасности. Запрещалось носить шлепки или туфли на высоком каблуке;
  • исключались резкие запахи духов;
  • воспитатель не должен был носить коротких юбок, обтягивающих джинсов или шорт;
  • в группах младшего дошкольного возраста воспитатель не носил длинной бижутерии, перстней или колец с крупными камнями в целях безопасности детей;
  • спортивная форма допускалась только на занятиях физкультурой.

Средства и фасон спецодежды

Согласно ст.212 Трудового Кодекса РФ обеспечивать униформой воспитателей должно руководство ДОУ. То есть уполномоченные лица должны купить спецодежду и осуществить выдачу воспитателю. Также руководство детских учреждений имеют право выбрать фасон такого специального убранства, опираясь на рекомендации Роспотребнадзора. А он в свою очередь, как уже было сказано, советует выбирать халаты однотонные, при этом светлых тонов. Фото такой спецодежды воспитателя не составит труда найти в Интернете.

Ежегодно дошкольным учреждениям должны выделяться средства на приобретение специальной одежды, обуви и средств защиты. Нормы выдачи одежды предполагают, что для младших воспитателей должно существовать 3 комплекта такой униформы. 1-й на смену, 2-й – в запас, 3-й на себе. Если же педагог не соблюдает законные требования, выдвигаемые к внешним стандартам нового образца, то по закону он и его руководство должны нести ответственность за свои действия.

И возможно безопасность такого решения и вправду соблюдена, но повлияет ли перемена во внешности воспитателя на развитие детей? В этом вопросе мнение государственных чинов и детских психологов разделилось.

Как воспринимают халат дети?

Однако после принятия закона о введении униформы воспитателя, как, впрочем, и до этого стали вестись жаркие споры о том, как смена имиджа повлияет на развитие детей? Ведь совсем юные малыши берут пример с тех, кто их постоянно окружает. В нашем случае воспитатель в детском саду и мама с папой главные составляющие образа и формирования вкуса!

Мало того, своим внешним видом педагог должен суметь расположить к себе малышей, как, впрочем, и самих родителей. Имиджевые специалисты, к примеру, утверждают, что выглядеть красиво – значит проявлять уважение по отношению к окружающим тебя людям. А в отношении детей, правильно подобранная специальная одежда сможет расположить и установить доверительные отношения, что является большой вероятностью успеха в обучении малыша.

По мнению психологов, дети в 4-х летнем возрасте больше заняты общением друг с другом, а вот к 5-ти годам они все больше интересуются внешностью и поведением взрослых, а именно специальная одежда воспитателей интересует их в большей степени любопытства. То есть берут пример с них, считают, что именно так и нужно выглядеть.

Не стоит при этом забывать, что обычные халаты, напоминающие спецодежду медицинского персонала, вполне могут вызвать у ребенка только негативное восприятие. Ведь среди дошкольников сложно найти тех, кто любит уколы или другие медицинские процедуры. Отношение к человеку в халате возникает на инстинктивном уровне и этих нюансов специалисты Роспотребнадзора и не учли.

Какой выбрать цвет одежды

Исследование в области влияния цвета и форм на психику человека ведутся уже давно и на сегодняшний день можно смело утверждать о влиянии некоторых из аксессуаров или предметов одежды на ребенка:

  • К примеру, крупные бусы или красивая брошь на одежде воспитателя вызовет интерес дошкольника. Такая деталь, словно магнитом притягивает внимание малыша, располагает к общению.

  • Яркие цвета, особенно красный, улучшают работу мозга и мыслительные процессы дошкольника. В то время как синий и фиолетовый цвет вызывают у детей чувство неуверенности в себе, зарождают сомнения.

  • Строгий черный цвет отталкивают малыша – он еще не готов быть консервативным и сдержанным, его мир воображения и фантазии не приемлет таких тонов. Черный цвет быстро утомляет ребенка и даже способен вызвать раздражение.

  • Белый цвет спецодежды воспитателя, как ни странно, тоже влияет негативно на развитие детей. Человек в белом вызывает чувство неуверенности, подавляет инициативность ребенка, его самостоятельность. Он будто ждет следующих указаний к действию.

  • А вот блестящие украшения или ткани одежды могут вызвать у малыша только восхищение. Поэтому ребенок в присутствие воспитателя в такой одежде пребывает в радостном, хорошем настроении. Он открыт к общению, доверяет педагогу, готов его слушаться, и признает, как главного.

  • Мягкие трикотажные ткани, вязаные кофты делают дошкольника более ласковым и спокойным.

Специальная одежда на любой вкус

Какие бы нормы и правила не были установлены инструкцией детского дошкольного учреждения, возникает вопрос, где приобрести одежду для воспитателя детского сада, соответствующую требованиям Роспотребнадзора? Я продолжаю рекомендовать самые удобные способы приобретения — через Интернет-магазины. Отличный выбор, как специализированной формы, так и любой другой одежды предлагает следующий онлайн-маркет. Здесь также с легкостью можно подобрать инвентарь для работы в ДОУ, конкретно игрушки и некоторые виды техники.

Следующим, заслуживающим, по моему мнению, сайтом является Lacywear. Приемлемая цена на одежду в этом магазине, зачастую становится главными критериями выбора одежды.

Также отличный онлайн-шоппинг вы можете совершить, если заглянете на эту страничку kupivip.ru. Здесь представлены фото самых разных моделей на любой вкус. Ну и, наконец, не стоит забывать, что специальная одежда нам нередко требуется в праздничные дни, когда в детском саду просто необходимы карнавальные костюмы, как взрослым, так и детям.

На такой оптимистичной ноте я завершаю свою публикацию. Пишите, пожалуйста, свое мнение о специальной одежде для воспитателей и о том, как решился данный вопрос в вашем дошкольном учреждении. Уверена, что смогу прочесть различные мнения от своих коллег! Так что давайте обсудим рабочую жизнь в халатах))

Не забывайте подписываться на обновления блога и приглашать на эту страничку своих друзей.

С вами была Татьяна Сухих, до новых встреч!

Костюмы и Халаты для детского сада

  • Робототехника и конструкторы LEGO Education
    • Раннее математическое развитие
    • Раннее языковое развитие
    • Социально-эмоциональное развитие
    • Роботы LEGO — Технология, информатика и окружающий мир
    • Творческое и познавательное развитие
    • Дополнительные ресурсы и аксессуары
    • Робототехника
    • Система хранения
    • Ремкомплекты
    • Комплект учебных материалов
  • Музыкальные инструменты
    • Шумовые инструменты
    • Наборы музыкальных инструментов
    • Духовые инструменты
    • Клавишные инструменты
    • Струнные инструменты
    • Ударные инструменты
    • Музыкальные диски
  • Интерактивное оборудование
    • Экраны
    • Интерактивные доски
    • Интерактивные панели
    • Интерактивный столы
    • Интерактивные, игровые комплексы
    • Интерактивные комплекты
    • Микроскопы цифровые
    • Интерактивные песочницы
    • Интерактивные Пособия
    • Документ Камеры
    • Аксессуары для интерактивного оборудования
    • 3D Ручки
  • Игрушки
    • Водный транспорт
    • Военная техника
    • Воздушный транспорт
    • Транспортные средства до 20 см
    • Транспортные средства от 20 до 40 см
    • Транспортные средства от 40 см
    • Игровые наборы
    • Гаражи, парковки, гоночные треки
    • Домики для кукол
    • Мебель для домиков
    • Набор продуктов
    • Посудка для кукол
    • Резиновые игрушки
    • Игровые коврики
    • Игрушки-забавы
    • Каталки
    • Наборы животных, людей, сказочных персонажей
    • Кроватки, Качели, Стульчики
    • Детское оружие
    • Коляски для кукол
    • Железные дороги
    • Куклы до 30 см
    • Куклы от 31 до 38 см
    • Куклы от 40 до 45 см
    • Куклы от 50
    • Куклы этнические
    • Куклы по профессиям
  • Летний ассортимент
    • Наборы для игр с песком, водой
    • Лопатки, грабли, совки, ведра
    • Наборы для игр с песком
    • Тачки и тележки
  • Уличное оборудование
    • Песочницы
    • Горки для детских площадок
    • Игровые комплексы
    • Качели, Качалки, Пружины
    • Столики, Скамейки
    • Спортивное оборудование
    • Ограждения, урны
    • Лазы
    • Веранды, Беседки
    • Домики
    • Игровые модули
    • Спортивные комплексы
    • Метеоплощадки
  • ПДД
    • Оборудование для оформления городка
    • Жилетки и костюмы
    • Знаки, светофоры
    • Машинки, Каталки
    • Игры
  • Мягкий инвентарь
    • Комплекты постельного белья
    • Наволочки
    • Пододеяльник
    • Простыня
    • Покрывало
    • Мешок для белья
    • Одеяло
    • Подушка
    • Матрас
    • Наматрасник
    • Пеленка
    • Полотенце, салфетки, скатерть
    • Костюмы и Халаты
    • Косынки, фартуки, нарукавники
    • Обувь
  • Театрализованная деятельность
    • Карнавальные костюмы для детей
    • Матрешки-сказки для театра, Матрешки
    • Настольный театр
    • Пальчиковые театры
    • Кукольный театры перчаточные (Би-ба-бо)
    • Ростовые куклы
    • Театр теней
    • Игровые жилеты фрукты и овощи
    • Карнавальные костюмы для взрослых
    • Атрибуты для нового года
    • Шапочки и береты
    • Костюмы сюжетно — ролевые
    • Ширмы
  • Сюжетно — ролевые игры
    • Набор супермаркет, магазин
    • Набор стилиста, парикмахера
    • Наборы хозяйки, няни, садовника
    • Набор доктора, ветеринара
    • Набор кухни, бистро
    • Бытовая техника
    • Наборы для мальчиков
    • Наборы для сюжетно-ролевых игр
  • Транспорт для детей
    • Велосипеды, самокаты
    • Каталки, качалки и толокары
  • Творчество и обучение
    • Рисование
    • Гончарная мастерская
    • Детские вязальные машины
    • Кинетический песок
    • Аппликация
    • Лепка
  • Доступная среда
    • Оборудование для детей с ДЦП
    • Оборудование для незрячих людей
  • Мебель
    • Мебель из пластика
    • Стулья
    • Шкафы для одежды
    • Банкетки
    • Столы
    • Кровати
    • Скамейки
    • Стеллажи
    • Стенки для игрушек и пособий
    • Полки
    • Уголки тематические
    • Дидактические столы
    • Игровые зоны
    • Полотенечницы
    • Горшечницы
    • Кухонные модули для группы
    • Бескаркасная мебель
    • Детская мягкая мебель
    • Стенды для детского сада
    • Доски Магнитно-маркерные, Меловые
    • Системы хранения
  • Печатная продукция
    • Говорящие и поющие книжки
    • Демонстрационный материал
    • Дидактические карточки
    • Загадки
    • Книжки для малышей
    • Настольно-печатные игры
    • Плакаты простые и звуковые
    • Программа «Детство»
    • Программа «От Рождения до школы»
    • Программа по ФГОС «Преемственность»
    • Программа по ФГОС «Радуга»
    • Программа по ФГОС «Успех»
    • Прописи
    • Раскраски
    • Рассказы и сказки
    • Стихи и басни
    • Читаем по слогам
    • Ширмочки-раскладушки
    • Энциклопедии
    • Программа «Мозаика»
  • Конструкторы
    • Конструкторы пластиковые
    • Конструкторы магнитные
    • Конструкторы деревянные
    • Конструкторы музыкальные
    • LEGO
    • Конструкторы мягкие
    • Конструкторы металлические
    • Конструкторы электронные
    • Конструкторы Полидрон
  • Физкультурное оборудование
    • Мячи
    • Спортивный инвентарь
    • Комплекты лыжные, ботинки
    • Бассейн
    • Массажные мячи, коврики, дорожки
    • Гимнастическое оборудование
    • Батуты
    • Тоннели
    • Тренажеры
    • Спортивные игры
    • Маты
  • Экспериментальная деятельность
    • Микроскопы, телескопы
    • Опыты
    • Наборы для исследования
    • Плакаты
  • Игрушки от Bondibon
    • Игры Bondibon
    • Игры для бассейна Bondibon
    • Конструкторы Bondibon
    • Опыты и эксперименты Bondibon
    • Творчество Bondibon
  • Игровые комнаты
    • Сухой бассейн
    • Оборудование для игровых комнат
    • Домики
    • Конструкторы
    • Зимний сад
    • Кубики
    • Дидактические игрушки и пано
    • Комплекты для игровых комнат
    • Мебель для игровых комнат
    • Мягконабивные напольные игрушки
    • Световые столы для рисования песком
    • Столы для аква-анимации
  • Кабинет Логопеда
    • Интерактивные логопедические столы
    • Игры для логопедических занятий
    • Учебные пособия в кабинет логопеда
    • Специализированное оборудование для кабинета логопеда
    • Оборудование для кабинета логопеда
  • Развивающие игрушки
    • Бизиборды, производство «Академия детства»
    • Игровой набор «Дары Фребеля»
    • Игры Монтессори
    • Антропоморфные животные
    • Головоломки
    • Домино, лото
    • Игры на липучках и магнитах
    • Игры настольные
    • Игры настольные спортивные
    • Игры Никитина
    • Кубики
    • Лабиринты
    • Мозаика
    • Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша
    • Пирамидки
    • Рамки-вкладыши. Пазлы. Разрезные картинки
    • Сортеры и шнуровки
    • Счетный материал, Азбука, Геометрия, Математика
    • Тактильные игровые пособия
    • Шашки и шахматы
    • Дидактические панели

Выдача санитарной одежды и СИЗ работникам детского сада

В соответствии с действующим законодательством в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм должны выполняться санитарно-гигиенические требования, а также требования трудового законодательства. В статье мы поговорим об обеспечении работников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) санитарной одеждой и СИЗ.

О санитарных требованиях к персоналу и санитарной одежде в ДОУ

Согласно ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Во исполнение требований данной статьи Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 утверждены СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее — СанПиН 2.4.1.3049-13).

Как следует из разд. XIX данного документа:

  1. Персонал дошкольных образовательных организаций проходит (п. 19.1):
  • предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в установленном порядке <1>;
  • аттестацию на знание настоящих санитарных норм и правил не реже одного раза в два года, для персонала пищеблока, а также лиц, участвующих в раздаче пищи детям, — не реже одного раза в год;
  • вакцинацию в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям.

<1> См. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

  1. Каждый работник дошкольных образовательных организаций должен иметь личную медицинскую книжку, в которую должны быть внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе (п. 19.2).
  2. Ежедневно перед началом работы проводится осмотр работников, связанных с приготовлением и раздачей пищи. Результаты осмотра вносятся в журнал здоровья. При наличии у работников пищеблока порезов, ожогов они могут быть допущены к работе при условии их работы в перчатках (п. 19.3).
  3. Работники пищеблока должны быть обеспечены специальной одеждой (халатом, колпаком или косынкой) — не менее трех комплектов на одного человека (п. 19.5).
  4. Воспитатели и помощники воспитателя обеспечиваются спецодеждой (халатами светлых тонов) (п. 19.6).
  5. У помощника воспитателя дополнительно должны быть фартук, колпак или косынка для раздачи пищи, фартук для мытья посуды и специальный (темный) халат для уборки помещений (п. 19.8).

Таким образом, работодатель обязан во исполнение вышеприведенных норм обеспечить своевременное прохождение медицинских осмотров и приобретение санитарной одежды для персонала детского сада. При этом следует учесть, что санитарная одежда — это не средства индивидуальной защиты, порядок выдачи которых регулируется трудовым законодательством.

О выдаче средств индивидуальной защиты работникам ДОУ

Согласно ст. 209 ТК РФ под СИЗ работников понимаются технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

СИЗ выдаются, если посредством проведения специальной оценки условий труда <2> установлено наличие вредных и (или) опасных для здоровья факторов (см. ст. 212 ТК РФ). Если такое обнаружено, то дополнительно к санитарной одежде работникам выдаются СИЗ.

<2> Порядок ее проведения регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Требования к приобретению, выдаче, применению, хранению специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ и уходу за ними установлены Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н (далее — Правила N 290н).

Как следует из п. 14 Правил N 290н, при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.

Для справки. Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности утверждены Приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н (далее — Типовые нормы).

Так, в силу п. 122 Типовых норм повару (его помощнику) полагаются следующие средства индивидуальной защиты:

  • костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (одна штука на год);
  • фартук из полимерных материалов с нагрудником (две штуки на год);
  • нарукавники из полимерных материалов (пока не износятся).

В соответствии с п. 23 Типовых норм дворнику, уборщику территорий работодатель должен выдать:

  • костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (одна штука на год);
  • фартук из полимерных материалов с нагрудником (две штуки на год);
  • сапоги резиновые с защитным подноском (одна пара на год);
  • перчатки с полимерным покрытием (шесть пар на год).

При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики. При отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах — типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ (см. Письмо Минтруда России от 16.03.2016 N 15-2/ООГ-1049).

Дополнительно к СИЗ, указанным в Типовых нормах, а также в случае отсутствия в Типовых нормах наименования профессии и должности работника СИЗ могут выдаваться по результатам проведения специальной оценки условий труда (Письмо Минтруда России от 20.09.2016 N 15-2/ООГ-3388).

При этом обращаем внимание, что работодатель не вправе уменьшать нормы выдачи СИЗ, предусмотренные Типовыми нормами. За несоблюдение данных требований учреждение может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. В качестве примера приведем Решение Свердловского областного суда от 16.01.2018 по делу N 72-7/2018. В нем МАДОУ «Детский сад «Гармония» не обеспечило в полном объеме сторожа и дворника всеми средствами индивидуальной защиты (в частности, не были выданы перчатки). Кроме того, выданные валенки с резиновым низом не соответствуют требованиям технического регламента. В связи с этим на учреждение был наложен штраф в размере 55 000 руб.

Выдача санитарной одежды и СИЗ

Как было отмечено выше, санитарная одежда и СИЗ — это не одно и то же. Порядок выдачи СИЗ регламентирован трудовым законодательством, в частности ст. 212 ТК РФ, Правилами N 290н. Санитарная одежда выдается в соответствии с санитарным законодательством РФ — СанПиН 2.4.1.3049-13.

Порядок выдачи санитарной одежды может быть таким же, как и порядок выдачи СИЗ. Соответствующие положения должны быть закреплены во внутреннем локальном акте ДОУ.

Напомним, что согласно п. 12 Правил N 290н выдаваемая работникам ДОУ санитарная одежда должна соответствовать их полу, росту, размерам одежды, характеру и условиям выполняемой работы.

Детская дошкольная образовательная организация должна организовать надлежащий учет и контроль выдачи работникам санитарной одежды в установленные сроки. Напомним, что сроки использования санитарной одежды и СИЗ исчисляются со дня их фактической выдачи работникам.

Выдача работникам и сдача ими санитарной одежды фиксируются записью в личной карточке учета выдачи такой одежды. При этом можно использовать форму, которая приведена в Приложении к Правилам N 290н.

Пунктом 4 Правил N 290н предусмотрено, что работодатель обязан приобретать и выдавать спецодежду, которая прошла в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия. Должна ли санитарная одежда также быть сертифицирована?

Как отметил Минтруд России в Письме от 11.01.2016 N 15-1/В-9, в настоящее время действует ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878, который устанавливает на единой таможенной территории Таможенного союза единые обязательные для применения и исполнения требования к СИЗ.

В соответствии с нормами указанного Технического регламента требования к санитарной одежде не установлены. В этой связи правовой статус санитарной одежды в качестве СИЗ не определен. Поэтому полагаем, что в данном случае наличие сертификата необязательно, поскольку нормативными актами это не предусмотрено.

Бухгалтерский учет санитарной одежды и СИЗ

Бухгалтерский учет санитарной одежды и обуви, а также СИЗ осуществляется по правилам, установленным Инструкцией N 157н <3>. Напомним, что для учета имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением применяется забалансовый счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» (п. 385 Инструкции N 157н).

<3> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Принятие к учету (снятие с учета) объектов имущества осуществляется на основании первичного учетного документа по балансовой стоимости.

Аналитический учет по забалансовому счету 27 ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) в разрезе пользователей имущества, мест его нахождения, по видам имущества, его количеству и стоимости.

Пример 1. Детский сад «Березка», имеющий статус бюджетного учреждения, приобрел за счет средств субсидии, выделенной на госзадание, санитарную одежду (халаты) для воспитателей, помощников воспитателей, поваров на сумму 16 000 руб. Один халат стоимостью 1 200 руб. выдан сотруднику. Ранее выданная специальная одежда стоимостью 800 руб. была списана с забалансового учета по истечении срока носки и из-за ее непригодности к дальнейшему использованию. Расходы на приобретение специальной одежды учитываются в составе прямых затрат.

Расходы на приобретение санитарной одежды отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и относятся на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ (Указания N 65н <4>). Отметим, поскольку приобретение санитарной одежды установлено требованиями санитарного законодательства, ее покупка возможна как за счет КВФО 2, так и за счет КВФО 4.

<4> Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

Согласно нормам, изложенным в п. 102 Инструкции N 157н, санитарная одежда принимается к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, то есть в сумме всех затрат, связанных с ее приобретением. При ее поступлении на склад она подлежит маркировке. Маркировка осуществляется материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета и с указанием наименования учреждения, а при выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с отражением года и месяца выдачи их со склада (п. 118 Инструкции N 157н).

Обращаем внимание, что согласно официальной позиции стоимость специальной одежды и обуви не является объектом обложения НДФЛ при условии, что они выдаются для производственной деятельности и не переходят в собственность работников. Минфин России в Письме от 16.01.2017 N 03-04-06/1222 указал на установленную ст. 22 ТК РФ обязанность работодателя обеспечивать работников средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. Чиновники разъясняют, что если специальная одежда и обувь выдаются сотрудникам организации только для осуществления производственной деятельности и не переходят в их собственность, то стоимость названных специальной одежды и обуви не может быть признана экономической выгодой (доходом) сотрудников и, соответственно, являться объектом обложения НДФЛ.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией N 174н <5> указанные операции будут отражены следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приобретена санитарная одежда у поставщика

4 105 35 340

4 302 34 730

16 000

Перечислены денежные средства поставщику за поставленную санитарную одежду

4 302 34 830

4 201 11 610

16 000

Выдана сотруднику в личное пользование санитарная одежда

4 109 60 272

4 105 35 440

1 200

Одновременно принята санитарная одежда к забалансовому учету по балансовой стоимости

1 200

Списана санитарная одежда, пришедшая в негодность

<5> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Поскольку речь в данной статье идет не только о санитарной одежде, но и о СИЗ, необходимо отметить следующее. Если санитарную одежду учреждение вправе приобретать по КВФО 4 и 2, то СИЗ возможно приобрести за счет страховых взносов от несчастных случаев на производстве (см. Приказ Минтруда России от 10.12.2012 N 580н, которым утверждены соответствующие Правила <6>). Данные разъяснения приведены в Письмах Минфина России от 08.11.2016 N 02-05-11/65288, от 29.12.2016 N 02-07-10/79030, от 23.12.2016 N 02-07-10/77807.

<6> Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Как следует из п. 2 Правил, объем средств, направляемых работодателем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году. Для того чтобы воспользоваться данным правом, учреждению-страхователю (в нашем случае — ДОУ) нужно обратиться в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (п. 4 Правил).

Пример 2. Автономное учреждение «Детский сад «Солнышко» закупило для поваров средства индивидуальной защиты на сумму 4 500 руб. Закупка произведена по КВФО 2. Предположим, что в октябре 2018 года учреждение получило от ФСС средства на возмещение затрат на приобретение СИЗ в полном объеме.

Отметим, что если учреждение получает от ФСС возмещение расходов, направленных на предупреждение травматизма и профзаболеваний (в данном случае — на приобретение СИЗ), то указанные средства являются доходом автономного учреждения от компенсации понесенных им затрат. Они подлежат отражению по подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ (Указания N 65н).

Согласно п. 221 Инструкции N 157н расчеты по компенсации затрат учреждения показываются на счете 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат».

В соответствии с Инструкцией N 183н <7> в учете сделаны следующие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *