Форма занятия

Типы занятий в дополнительном образовании

Прежде чем приступить к анализу форм занятий в дополнительном образовании, следует прояснить, что конкретно отличает его от основного. Если процесс фундаментального опорного обучения направлен на приобретение ребенком определенного комплекса знаний, то дополнительное призвано решать задачи воспитания и развития его личности. ДО в меньшей степени формализовано, его рамки значительно шире. Этими различиями и продиктованы особенности форм.

В формате дополнительного образования ребенок самостоятельно выбирает наиболее интересный для него вид занятий. Педагог-наставник не только предлагает учащемуся освоить определенный комплекс знаний и навыков, но и способствует более гармоничному формированию его личности.

Создавая на занятиях атмосферу творческого партнерства, преподаватель оказывает на детскую аудиторию серьезное субъективное влияние. Это требует от наставника полного профессионального и морального соответствия возложенной на него миссии.

Каким критериям должно соответствовать дополнительное образование

Образовательный процесс должен:

  • иметь ярко выраженный развивающий характер и основываться на выявлении природных способностей и интересов ребенка;
  • включать разнообразные формы и типы;
  • опираться на существующие сертифицированные программы образования;
  • использовать развивающие методики в работе с детьми;
  • принимать во внимание потребности общества;
  • учитывать региональные и национальные традиции.

Для преподавателя, работающего в области дополнительного образования, недостаточно владеть знанием предмета – он должен также обладать практическими навыками в педагогической психологии.

Какие существуют формы занятий

Уроки могут быть организованы по привычным и нетрадиционным моделям.

К классическим видам относятся:

  • лекции — изложение преподавателем предметной информации;
  • семинары и коллоквиумы — заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение;
  • дискуссии — постановка спорных вопросов с целью отработки умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
  • конференции — совещания для обсуждения различных тем и выработки решений;
  • экскурсии, научные экспедиции — поездки с ознакомительными и информационными задачами;
  • туристические походы — выработка спортивных и познавательных навыков, оздоровление;
  • обучающие игры — моделирование различных жизненных обстоятельств с дидактической целью.

К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести:

  • презентацию — публичное представление определенной темы или предмета;
  • защиту проекта — обоснование проделанной работы;
  • круглый стол — неформальное обсуждение выбранной тематики;
  • мозговую атаку — коллективное решение нестандартных задач;
  • ролевые игры — предложение стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.

Нестандартные формы предполагают множество интересных вариантов занятий — все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Можно организовать День добрых дел, интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» и т. д. Перед педагогом стоит непростая задача выбора самой уместной и эффективной формы проведения учебного занятия в зависимости от сложности преподносимого материала, возраста детской аудитории и уровня ее подготовки.

Какие существуют типы занятий

В настоящее время в дополнительном образовании принята следующая классификация занятий:

  • комбинированные — изложение материала, проверка домашнего задания и изученного, закрепление полученных знаний;
  • подача нового материала;
  • повторение и усвоение пройденного — контрольные и проверочные работы, анализ полученных результатов;
  • закрепление знаний, умений и навыков — постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;
  • применение полученных знаний и навыков — прикладная деятельность ребенка, использующего на практике приобретенные знания.

Преподаватель должен умело применять психологические методики, которые помогут ему ориентироваться в потребностях, желаниях и интересах детского коллектива. Для этого педагог может использовать анкетирование, психологические тесты, учебное моделирование различных жизненных ситуаций, деловые и ролевые игры.

План-конспект занятия

Составление плана-конспекта занятия — обязательное требование. Без тщательной разработки процесса обучения нельзя достичь желаемого результата. В плане-конспекте педагог должен отразить следующие важные моменты:

  • цели и задачи занятия;
  • методы и приемы работы с детьми;
  • задания, вопросы, наглядные пособия, которые будут использованы;
  • структура занятия;
  • список необходимой литературы, дополнительные обучающие материалы;
  • ожидаемые трудности и способы их преодоления;
  • проверка эффективности занятия и анализ его результатов.

«Типы и структура учебных занятий детских объединений в учреждении дополнительного образования детей»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества «Ровесник» города Евпатории Республики Крым»

Семинар для педагогов дополнительного образования

«Основные требования к современному учебному занятию в учреждении дополнительного образования детей»

12.12.2017 года

Типы и структура учебных занятий детского объединения

в учреждении дополнительного образования детей»

(Маркелова И.Н., методист МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»)

В системе дополнительного образования детей основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие.

Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми знаний, формирование и развитие умений и навыков.

На учебном занятии главное для педагога – не просто занять досуг ребенка, а дать ему знания, умения и навыки и научить применять их на практике. Успех учебного занятия и в целом учебного процесса, организованного педагогом, во многом зависит от того, какой тип занятия выберет педагог и как он построит занятие.

Для этого нужно четко знать типы занятий и их структуру.

Выделяются 5 типов занятия, различных по своей структуре.

1. Занятие сообщения и усвоения новых знаний.

2. Занятие повторения и обобщения полученных знаний.

3. Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков.

4.Занятие применения знаний, умений и навыков.

5. Комбинированное занятие.

1. Занятие сообщения и усвоения новых знаний.

Главная цель такого типа занятия – усвоение новых знаний, овладение теоретическим материа­лом.

Структура занятия состоит из следующих элементов:

— организационная часть;

— сообщение темы, цели, задач занятия;

— подготовка к изучению нового материала через повторение опорных знаний, мотивация учебной деятельности;

— изложение нового материала и его закрепление;

— подведение итогов занятия.

2. Занятие повторения и обобщения полученных знаний.

Без занятий повторения и обобщения полученных знаний и умений, называ­емых также занятиями обобщающего повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. Главная его цель – повторить учебный материал и обобщить полученные учащимися знания.

Структура этого типа занятия:

— организационная часть,

— постановка цели;

— обобщение и систематизация понятий, знаний;

— их применение при выполнении практических заданий, предложенных педагогом;

— анализ и оценка результатов работы, исправление ошибок.

— подведение итогов.

3. Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Основная дидактическая цель такого типа занятия — закрепление знаний, выработка определенных умений и навыков.

Данный тип занятия состоит из основных элементов:

— организационная часть,

— сообщение темы, цели и задач занятия;

— повторение изученного материала, взаимосвязь с содержанием предстоящей практической работы;

— сообщение о предстоящей практической работе, инструкции по выполнению;

— самостоятельная практическая работа учащихся под руководством педагога;

— обобщение и оценка выполненной работы;

— подведение итогов занятия.

4. Занятие применения знаний, умений и навыков.

Главная его цель – применить знания, умения и навыки на практике. Основными элементами этого типа занятия являются:

— организационная часть;

— определение и разъяснение целей занятия;

— установление связи с ранее изученным материалом;

— инструктаж и самостоятельное выполнение учащимися практических заданий;

— оценка результатов выполненных заданий;

— подведение итогов.

  1. Комбинированное занятие.

Комбинированное занятие – тип занятия, который характеризуется сочетанием различных целей и видов учебной работы при его проведении. Традиционная структура комбинированного занятия:

— организационная часть,

— ознакомление с темой занятия, постановка его целей и задач;

— проверка знаний учащихся по пройденному материалу и выполнение домашнего задания,

— изложение нового материала,

— закрепление новых знаний, применение их на практике.

Указанные типы занятий отличаются по поставленной цели, но имеют общую дидактическую структуру, которая характеризуется следующими компонентами:

— актуализация имеющихся знаний и способов действий;

— формирование новых знаний и способов действий;

— применение, т.е. формирование умений.

Знание особенностей каждого из этапов, владение методиками их организации позволяют педагогу дополнительного образования целенаправленно конструировать различные по своей структуре и назначению занятия.

Структура комбинированного занятия:

1 часть — Организационная

  1. Организационный этап: Организация начала занятия.

  1. Проверочный этап: Проверка домашнего задания (если такое задание было).

  2. Подготовительный этап: Сообщение темы занятия и постановка цели и задач занятия, знакомство с планом занятия.

Каждое занятие начинается с организационного этапа, т.е. с приветствия и посадки детей, настроя их на работу, концентрации внимания. На проверочном этапе проверяются готовность детей к занятию, наличие каких-либо материалов для работы, выполнение домашнего задания и т.д. Затем следует подготовительный этап – сообщение темы и целей, знакомство с планом занятия.

2 часть – Основная

Основная часть занятия состоит из нескольких этапов.

1. Этап актуализации имеющихся у детей знаний:

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

2. Этап работы по новому материалу:

Объяснение нового материала, изучение нового материала.

3.Этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков: Закрепление знаний, т.е. закрепление изученного на данном занятии материала и раннее пройденного, связанного с новым (в том числе практическая работа).

Главное в основной части – это работа по новому материалу, во время которой идет процесс усвоения учащимися новых знаний и способов практических действий. Работу по новому материалу эффективно начать с актуализации уже имеющихся у детей знаний по данной теме. Актуализация опорных знаний — это подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала или введение в предлагаемый образовательный материал или информацию.

Далее следует этап знакомства с новым материалом.

Изложение нового материала или информации предлагается учащимся в любой форме, например, в форме рассказа, который сопровождается наглядными пособиями и материалами, вопросами аналитического содержания.

Если данная тема изучается уже не одно занятие, то целесообразно начать основной этап с повторения материала, пройденного на прошлом занятии. Педагог проводит краткий обзор предыдущего занятия, предлагая детям вспомнить тему и основную мысль предыдущей встречи, сделанные выводы.

Лучшим способом закрепления теоретического материала служит этап его практического использования в ходе выполнения творческой практической работы.

3 часть — Заключительная

В заключительной части педагог совместно с детьми подводит итог занятия. Подведение итогов занятия состоит из этапов:

    1. Обобщающий этап: Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостного представления знаний по теме.

    2. Рефлексивный этап: Самооценка детьми результативности своей работы. Оценивание знаний или выполненной работы.

    3. Контрольный этап: Контроль усвояемости знаний на занятии.

    4. Информационный этап: Домашнее задание (при необходимости). Информация о предстоящем занятии.

На обобщающем этапе педагог обобщает и систематизирует полученные знания. Далее с целью мобилизации самооценки предлагает детям самим оценить работу на занятии — это рефлексивный этап занятия. Далее следует контрольный этап: С целью контроля усвояемости знаний педагог задает контрольные вопросы по ходу всего занятия, но на контрольном этапе педагог может выявить уровень усвоения учащимися темы или раздела дополнительной общеобразовательной программы и уровень выполнения поставленных вначале занятия целей и задач.

На информационном этапе сообщается домашнее задание по необходимости, детям сообщаются сведения о предстоящем занятии, о том, что необходимо подготовить, какие материалы или инструменты иметь и т.д.

Важное место в ходе занятия имеет этап релаксации или физкультминутка. Этап релаксации планируется, если деятельность детского объединения предполагает физическую нагрузку (хореографический, спортивный коллектив) или 2-х или 3-х часовое статичное положение учащихся (коллективы изобразительного, декоративно-прикладного и технического творчества). Педагог сам определяет место и время физкультурной паузы, обосновывая свой выбор спецификой деятельности детского объединения в целом и учебной деятельности детей на данном занятии в частности. С целью сохранения здоровья детей педагогу необходимо проводить целый комплекс мероприятий по повышению двигательной активности (например, пальчиковую гимнастику и общую ритмическую зарядку), упражнения для глаз, игры, например, «Послушаем тишину». Проведение релаксационных пауз повышает активность детей, увеличивает их физические ресурсы, помогает преодолеть усталость и способствует созданию здоровьесберегающей среды на занятии.

Мы рассмотрели 5 типов занятий, их структуру, но проведение занятия – это творческий процесс. В каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Самое главное для педагога при построении структуры – это логика и последовательность действий. Педагог должен четко видеть цель и последовательно идти к этой цели, планируя учебные занятия не как отдельные, разовые, не связанные между собой, а выстраивая систему обучения, которая обязательно обеспечит высокую результативность как учебного занятия, так и образовательного процесса в целом.

Маркелова И.Н., методист

МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»

Методы и формы организации урока

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся

Для решения определённых задач урока и раскрытия творческого потенциала на уроках учителю необходимо использовать различные методы, средства и формы организации деятельности обучающихся.

Под методом обучения следует понимать способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка. Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать следующим образом:

  1. Методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности

а) по источнику материала: словесные, наглядные, практические.

б) по характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.

в) по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.

г) по степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.

  1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

  1. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

а)методы устного контроля и самоконтроля

б) методы письменного контроля и самоконтроля

в)методы практического контроля и самоконтроря

Словесные методы:

• объяснение — это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);

• рассказ — это форма изложения учебного материала, которая
носит преимущественно описательный характер (сюжетный,
иллюстративный, информационный);

• работа с печатным словом (с книгой) — это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;

• изложение — это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности,
а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;

• повествование — это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;

• описание — вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;

• рассуждение — вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;

• проблемное изложение — это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем;

• беседа — форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. В беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.

К наглядным методам относятся: демонстрация, показ образца, иллюстрация.

К практическим методам относятся:

Наблюдение — это целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Опыты — самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений и обращаться с различным оборудованием.

Практические методы учения – это вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).

Упражнения — это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.

Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.

Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

Методы проблемного обучения: проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность, учитель ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;

• частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;

• исследовательские методы — способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.

  • Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

  • Кейс-метод. Ученики исследуют ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности), предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.

  • Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.

  • Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения.

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др.). «Средства обучения» имеет и более широкий смысл и трактуется как совокупность компонентов, способствующая достижения целей образования, т.е. комплекс методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Под специальными средствами обучения понимаются технологии обучения.

Дидактические средства для эффективного достижения целей образования: стандарты образования, основные и дополнительные источники информации, индивидуальные средства учащихся, такие как учебники, тетради, дополнительные источники информации и т.д. Все средства можно разделить на: вербальные (учебники, рабочие тетради, тетради контрольных и проверочных работ) и наглядные (картины, схемы, таблицы, видео, слайды, мультимедиа, опыт, натуральные объекты, плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).

Выбор формы организации урока в начальной школе должен быть разнообразным. Чаще всего используется фронтальная работа. Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Умение держать в поле зрения весь класс, видеть работу каждого школьника, ввести в атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся. Учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока.

Групповая форма. Главными признаками групповой работы учащихся являются: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 3 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы. В. В. Котов, исследовавший групповую деятельность учащихся на уроке, выделил составляющие:

1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

3. Работа по выполнению учебного задания.

4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

7. Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.

Групповая работа

Необычная форма урока урок-театр

Коллективная форма работы. Предполагает: «обучаю каждого, и каждый обучает всех». «При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, – то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого».

Работа в парах. Один из активно применяемыми формами организации урока для меня это работа в парах. Здесь общее задание делится между партнерами. Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь, потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить и вести дискуссию. Таким образом, деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своего товарища по учебной работе.

Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. По индивидуальной форме организации работы ученик выполняет упражнение, рассказ, задачу, проводит опыт, пишет сочинение, реферат, доклад и т.д. Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности. Однако индивидуальная форма имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат этих усилий, его оценка касаются и интересуют только ученика и учителя.

Индивидуальная работа с детьми

Средства организации деятельности учащихся

языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи;

произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература);

средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.);

учебные компьютерные программы по теме урока;

Интернет;

уровень квалификации и внутренней культуры учителя;

формы организации учебной деятельности на уроке.

  • отдельные тексты из учебника, пособий, книг, справочников;

  • отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов;

  • тестовый материал;

  • средства наглядности (предметы, действующие макеты, модели);

  • технические средства обучения;

На уровне предмета

  • система условных обозначений различных дисциплин:

  • искусственная среда для накопления навыков по данному предмету;

  • учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения по предмету.

  • учебники и учебные пособия;

  • дидактические материалы;

  • методические разработки (рекомендации) по предмету;

  • книги-первоисточники;

  • справочники, словари.

При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса к учебе.

Все перечисленные методы и формы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Ребята в процессе обучения овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебном процесс, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ в системе дополнительного образования детей

Методические

рекомендации

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

в системе дополнительного образования детей

Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но в тоже время подчинена основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.

Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом:

  • возрастных психологических особенностей учащихся;

  • цели и задач образовательной программы;

  • специфики предмета и других факторов.

Наиболее общими в дополнительном образовании

могут быть следующие формы:

  • защита проекта – занятию предшествует «мозговой штурм», в ходе которого рассматривается тематика возможных проектов, затем учащиеся, разбившись на микрогруппы, определяют проблемы, которые предстоит решить в процессе проектирования (при этом на всех этапах самостоятельной работы группы педагог выступает в качестве консультанта или помощника), цели, направление и содержание деятельности и исследований, структуру проекта. На последнем этапе проходит открытая защита проекта, результатом защиты становится награждение разработчиков наилучших проектов;

  • занятие-экспедиция – смысл проведения малых познавательных экспедиций в том, чтобы в короткие сроки достигнуть нескольких целей: создать реальную ситуацию для этического, эстетического, эмоционального и познавательного включения обучающихся в процесс коллективного и индивидуального взаимодействия с живой и рукотворной действительностью;

  • занятие – пресс-конференция – это занятие обычно завершает изучение темы и проводится двумя способами:

  • несколько учащихся готовятся к проведению пресс-конференции, группа задает им вопросы, специальное жюри выставляет баллы за каждый вопрос и каждый ответ;

  • учащиеся задают вопросы педагогу, жюри проставляет баллы учащимся и педагогу за вопросы и ответы;

  • занятие – лекция – необходимо учитывать, что большинство учащихся не в состоянии сосредоточенно слушать длительное время, поэтому в ходе занятия важно решить задачи активизации мыслительной, познавательной, практической деятельности. С этой целью педагогу рекомендуется использовать следующие приемы:

  • педагог в ходе лекции допускает 10 существенных ошибок, обучающиеся обнаружившие ошибки, будут вознаграждены;

  • каждые 5 минут в ходе лекции обучающимся задаются краткие устные или письменные экспресс-задания;

  • учащимся выдаются листы с кратким изложением текста лекции, где пропущены основные понятия, даты, имена, принципы и т. д.; по ходу лекции учащиеся должны вставить пропущенные сведения;

  • педагог предлагает учащимся по ходу лекции составить тезисы;

  • педагог оставляет в конце лекции несколько минут, объявив об этом заранее, и проводит викторину по основным понятиям, затронутым в ходе лекции;

  • занятие – игра – привлечение учащихся к игре позволяет достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться. Педагогу необходимо учитывать основные принципы организации игрового взаимодействия:

  • педагог должен предлагать гибкую систему игры, подходящую для каждого обучающегося;

  • ребенок должен иметь право выбора и самостоятельного решения;

  • игра должна быть доступна всем участникам, предоставлять равные возможности;

  • игра должна дать воспитаннику возможность для исследования, понимания, познания окружающего мира;

  • занятие-викторина – викторина составляется так, чтобы учащиеся показали знание и понимание терминов, событий, процессов, норм, правил и т.д.; вопросы могут быть розданы учащимся заранее или содержаться в тайне;

  • занятие – тестирование – проводится с помощью компьютера или обычным способом, каждый обучающийся получает карточки с заданиями с вариантами ответов (необходимо выбрать правильный ответ);

  • занятие – соревнование (конкурс, турнир) – учебные, познавательные конкурсы основываются на принципах соревновательности, интереса, быстрой реакции; в ходе занятия группа делится на две команды, которые соревнуются между собой. Судейская бригада ставит баллы командам (оцениваются теоретические знания, реакция, полнота и оригинальность ответов, приобретенные практические умения и навыки);

  • занятие – дискуссия – обучающимся предлагаются темы для дискуссии, или они сами предлагают их. Педагог в ходе дискуссии выполняет роль организатора обсуждения и консультанта, как правило, он не высказывает свою точку зрения до заключительного этапа дискуссии, чтобы не влиять на ход и результат дискуссии раньше времени. Для активизации дискуссии несколько учащихся до ее проведения получают задание подобрать конкретные фактические материалы, которые могут быть зачитаны в процессе обсуждения. Из обучающихся создается группа по ролевой оценке, которая в конце занятия выступает с анализом позиций и с оценкой роли участников;

  • занятие – сказка – дети объединяются по 2-3 человека, сочиняют сказки на заданную тему и затем показывают их группе; сказки могут быть подготовлены заранее, в них могут принять участие родители, педагоги, они могут сопровождаться музыкой, художественным оформлением.

Обучающиеся дошкольного

и младшего школьного возраста

Обучающиеся среднего школьного возраста

Обучающиеся

старшего школьного возраста

беседа с игровыми элементами, сказка,

сюжетно-ролевая игра,

игра-путешествие, соревнование и т.д.

лекция,

учебная игра, творческий проект, заочная экскурсия, тематические задания по подгруппам и т.д.

проблемная лекция, семинар,

пресс-конференция, тематическая дискуссия, защита творческой работы,

деловая игра, презентация вида деятельности,

персональная выставка и т.д.

Несмотря на многообразие типов занятий, все они подчинены определенным требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения:

  • каждое занятие должно иметь тему, цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-воспитательного процесса;

  • каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим;

  • на занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной форм работы;

  • педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.

Превратить учебное занятие в интересный, увлекательный и познавательный для детей маршрут помогают:

  • подача педагогом учебного материала на высоком уровне, а организация работы детей – на доступном для них уровне и в приемлемом темпе;

  • четкое, структурное, поэтапное объяснение учебного материала или обучение практической операции;

  • установка не на запоминание учебного материала, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;

  • обязательная организация «обратной связи»;

  • создание оптимальных условий для самообразования, развития творческого потенциала ребенка, реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение цели, возможностей, творческого потенциала каждого учащегося на основе знания его потребностей, способностей, склонностей).

Основные требования к построению современного учебного занятия:

  • создание и поддержка высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

  • целесообразное расходование времени занятия;

  • применение разнообразных методов и средств обучения;

  • высокий положительный уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

  • практическая значимость полученных знаний и умений.

Виды, методы и формы обучения в дополнительном образовании.

Общая психология, педагогика

Вопросы экзамена (первый вопрос билета)

1. Предмет и задачи педагогики дополнительного образования детей.

2. Виды, методы и формы обучения в дополнительном образовании.

3. Закономерности и принципы обучения.

4. Современные педагогические технологии: понятие, сущность, классификация.

5. Процесс развития личности. Деятельность как фактор развития личности.

6. Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, педагогическая деятельность.

7. Воспитание как фактор развития личности. Личностно-ориентированное воспитание.

8. Принципы воспитания и социализации учащихся в системе дополнительного образования.

9. Методы обучения. Классификация методов обучения.

10. Предмет, задачи, методы психологии.

11. Психические процессы, сущность, классификация.

12. Функции, виды, свойства внимания.

13. Воображение, понятие и виды. Память, виды, свойства.

14. Понятие и виды мышления. Основные признаки мышления. Функции мышления.

15. Эмоционально-волевые психические процессы.

16. Понятие, свойства и типы темперамента. Учет типа темперамента при организации учебно-воспитательной работы.

17. Способности, сущность и классификация. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность.

18. Психология общения, виды и функции. Вербальная и невербальная коммуникация.

19. Понятие, виды и причины конфликтов. Профилактика конфликтов в детском коллективе.

20. Особенности социального воспитания в учреждении дополнительного образования детей.

21. Сущность взаимодействия общего и дополнительного образования.

(Ответы на экзаменационные вопросы (1-й вопрос в билете)

Предмет и задачи педагогики дополнительного образования детей.

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения и образования.

Объекты педагогической науки — воспитание, обучение и развитие человека.

Воспитание – целенаправленное, планомерное и организованное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных качеств и личностных диспозиций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, успешной деятельности и жизни в социуме.

Обучение – планомерное, целенаправленное и организованное воздействие на человека с целью формирования у него системы знаний, умений и навыков. Обучение = учение + преподавание. Исследует закономерности процесса обучения — дидактика Предметом дидактики является процесс обучения, его закономерности. Дидактику определяют как общую теорию образования и обучения, поскольку она исследует общие закономерности познавательной деятельности человека, происходящей как под руководством преподавателя, так и самостоятельно, путем самообразования.

Развитие характеризуется как процесс становления личности, который происходит под влиянием управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов. Выделяют: биологическое развитие, психическое развитие, социальное развитие, духовное развитие.

Образование – это процесс и результат овладения человеком системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

Задачи педагогики:

1.Исследование сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание.

2. Изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта.

3.Развитие понятийно-категориального аппарата, организация фундаментальных, прикладных и практико-ориентированных исследований.

4. Совершенствование содержания, форм, методов воспитания и обучения.

5. Создание новых эффективных педагогических технологий.

6.Разработка конкретных рекомендаций, направленных на эффективное функционирование учебно-воспитательного процесса.

7. Реформирование системы образования.

Виды, методы и формы обучения в дополнительном образовании.

Обучение – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-воспитательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Задачи, которые необходимо решать в процессе обучения:

§ стимулировать учебно-познавательную активность обучающихся;

§ развивать творческие способности, мышление, память;

§ выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

§ совершенствование учебных умений и навыков.

Все современные виды обучения могут быть классифицированы по следующим основаниям:

1. По непосредственности (опосредованности) взаимодействия обучающего и обучаемого: контактное и дистанционное обучение – это обучение на расстоянии при помощи специальных взаимодействующих на выходе и входе технических средств.

2. По основанию взаимосвязи образования и культуры: обучение, основой которого является проекция образа культуры в образовании и формирование проектной деятельности обучающихся (теория проектного обучения), и обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе (традиционное обучение).

3. По объекту осознания обучающимися в процессе обучения:

· традиционное обучение – осознаются правила, средства;

· программированное обучение – осознание программ (линейных и разветвленных);

· проблемное обучение – осознание проблемы, задачи, для решения которой необходимо освоение средств, способов, приемов;

· обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий, – осознание действий, подчиненных определенным правилам;

· развивающее обучение – осознание собственного развития в процессе обучения;

· модульное обучение – осознание системы, модуля (логически завершенной части учебного материала, обязательно сопровождаемой контролем знаний и умений учащихся).

Метод обучения – способ обучающей работы педагога и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач.

Для решения каждой задачи используются определенные методы. Понятие «метод обучения» характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса.

Классификация методов обучения.

1. Словесные, наглядные, практические.

2. Методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

3. Объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично поисковый; исследовательский.

Форма обучения – организованное взаимодействие педагога и обучающихся в ходе получения ими знаний.

Выделяют формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, экскурсия, семинар, практическое занятие, конкурсы и другие.

При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса (группы, творческого объединения), работающего над единой задачей.

При групповых формах обучения педагог управляет учебно-познавательной деятельностью группы обучающихся.

В процессе индивидуального обучения педагог обучает каждого ученика отдельно, когда существует непосредственный контакт с учеником; возможность понять ученика, прийти на помощь, исправить ошибки.

Экскурсия – это коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, прогулка с образовательной, научной, спортивной целью.

Семинар – это форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством педагога.

Практическое занятие — целенаправленная форма организации педагогического процесса, направленная на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных учебных действий в данной сфере науки.
Практические занятия предназначены для углубленного изучения учебных дисциплин и играют важную роль в выработке обучающихся умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с педагогом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *