Формирование читательской компетенции

Сущность понятия «читательская самостоятельность» статья по чтению по теме

Сущность понятия «читательская самостоятельность»

Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Также «чтение» — это способность воспринимать, понимать информацию записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами.

Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиций теории формирования читательской самостоятельности?

Важнейшие компоненты системы понятий науки о читателе таковы:

  • книга-собеседник
  • метод: чтение-рассматривание
  • цель чтения-общения: искать и найти что-то или кого-то, чтобы “вглядевшись, вдумавшись в чужой опыт, найти себя”
  • учебная цель обучения чтению – формирование квалифицированного читателя
  • квалифицированный читатель – это ребёнок или взрослый, который обладает читательской самостоятельностью, то есть, умеет, привык видеть в любой книге собеседника
  • знание книг

Основной принцип обучения чтению – обучаясь читать, дети должны сразу овладевать типом правильной читательской деятельности.

Читательская деятельность-это мотивированное раскодирование чужой печатной речи с целью её понимания. Она, читательская деятельность, характеризуется тремя группами основных качеств:

  1. техника чтения(правильность, беглость, осознанность, выразительность);
  • Правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов.
  • Беглость —это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
  • Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств.
  • Выразительность – умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого текста.
  1. уровень самостоятельности;
  2. читательский кругозор.

С точки зрения современной науки о формировании читателя, основное качество процесса чтения- это уровень самостоятельности, к которому подготовлен читатель и при выборе книги- собеседника, и при озвучивании чужой речи.

С точки зрения современной науки о формировании читателя, основное качество процесса чтения- это уровень самостоятельности, к которому подготовлен читатель и при выборе книги- собеседника, и при озвучивании чужой речи.

Обучение чтению — что это такое? С профессиональной точки зрения ответ однозначен — это массовое обучение и самообучение людей любого возраста индивидуальной творческой деятельности, специально нацеленной на развитие у них стремления и способности, общаясь на языке книги сначала с возможно более широким, а затем с избранным кругом себе подобных и «присваивая» в процессе обучения уже накопленный ими опыт, творить самих себя. А поскольку чтение — деятельность речевая, то в ней всегда участвуют только два индивидуума: передающий свой опыт говорящий и внимающий ему слушающий. Эту простую истину надо непременно понять и принять, так как пренебрежение ею (по невниманию, по незнанию или умышленное) чревато для учителя неспособностью кого бы то ни было обучать чтению, а для учеников — равнодушием или явным нежеланием обучаться «чтение-общение для читателя — это всегда процесс, во-первых, творческий: читатель вступает в общение с книгой и тогда непременно творит, т.е. создает в воображении и собеседника, и тот мир, который создан «говорящим» и куда тот мысленно вводит своего «слушателя» как соучастника событий, мыслей, душевных движений и следующих за этим намерений или поступков. Во-вторых, чтение-общение — процесс для читателя-слушателя спонтанный, т.е. самопроизвольный, так как вызван для него не внешними влияниями, а внутренними причинами: ведь, если я не хочу слушать и «расслы­шать» своего собеседника, никто не заставит меня этого сделать .

Для любого из нас — взрослого или ребенка — результативность чтения-общения всегда сугубо индивидуальна. Она зависит от наличия у субъекта-слушателя двух качеств: стремления расслышать собеседника-книгу и читательского таланта.

Приведенное определение, точно обозначившее назначение чтения в судьбе каждого человека, принадлежит, как известно, русскому методисту В.А. Флерову.

Относительно второго из названных качеств — читательского таланта — в современной науке пока нет единого мнения. Одни специалисты считают, что читательский талант задается природой: он у человека либо есть, либо его нет и никакими упражнениями его нельзя развить. Другие полагают, что задатки читательского таланта, т.е. способности к творческому чтению-общению есть у каждого обучаемого, поскольку только в общении и формируется сам человек как личность и индивидуальность. Они могут и должны быть развиты средствами обучения и воспитания, хотя уровень восприятия речи собеседника в процессе чтения-общения, конечно же, у каждого читателя свой, а адекватность восприятия «чужой речи» в процессе чтения-общения — действительно явление уникальное. Учителю, который организует процесс обучения детей чтению-общению, т.е. помогает каждому ребенку в меру его индивидуальных задатков и возможностей «учить самого себя учиться читать» (это меткое определение принадлежит М.С. Шагинян), надо иметь в виду феномен читательского таланта. Но ориентироваться он должен на формирование у всех детей стремления всегда слушать и слышать собеседника-книгу в процессе чтения-общения, так как только это умение (и привычка) и даст возможность в конце концов каждому из них найти (выделить из мира книг) круг книг-собеседников для себя, т.е. тех, в ком ты нуждаешься и кого хочешь слушать и слышать, так как их опыт тебе необходим.

Что нужно учителю, чтобы методически правильно влиять на процесс включения книги-собеседника в жизнь младшего школьника и не подменять книгу-собеседника собой, сейчас досконально известно. Прежде всего, ему нужны хорошие и разные книги-собеседники, доступные детям определенного возраста и уровня подготовки, в 1995-1999 гг. В виде «Библиотечки младшего школьника» и знание учителем определенных законов.

В ходе почти 50-летнего исследования Н.Н. Светловской были сформулированы законы формирования читателя.

Закон — это объективно, т.е. независимо от человека, существующая необходимая и существенная связь предметов и явлений реального мира или какой-то его отдельной сферы, области, в данном случае сферы (области) формирования квалифицированного читателя. К настоящему времени в методике обучения чтению открыты и сформулированы три первых и основных закона: Закон знания книг, Закон деятельностного формирования читательской культуры и Закон провоцирования обучением нежелания читать.

Закон знания книг. Это базовый закон формирования квалифицированного читателя в любом возрасте. Формулируется он так: «Знание книг всегда и безусловно есть полноценная основа, надежная гарантия и объективный показатель читательской самостоятельности». Формулировка этого закона отражает устойчивые существенные связи двух явлений из области формирования читателя (знания книг и читательской самостоятельности) и указывает, что связь эта проявляется без всяких ограничений (везде и всегда!). Другими словами, Закон знания книг утверждает, что, если читатель знает книги, то у него обязательно обнаруживается читательская самостоятельность. И наоборот, если читатель обнаруживает читательскую само­стоятельность, то он непременно знает книги из доступного круга чтения Как видим, в формулировке Закона знания книг присутствуют два понятия, Первое из них — знание книг. Содержание этого понятия отражает сущность соответствующего объективно существующего в сфере читательской деятельности явления. Действительно, одни читатели знают книги из доступного круга чтения, другие их не знают, хотя вроде бы и читали, третьи знают кое-что и кое-как, но это уже не знание книг, потому что содержание понятия «знание книг» в науке о формировании читателя строго определено и зафиксировано. Оно таково: «Знание книг — это владение системной группировкой возможного для субъекта круга чтения… Внешнее проявление этого качества — способность читателя воспроизводить по памяти или безошибочно находить и оценивать применительно к себе в непосредственном книжном окружении любую его нужную часть или конкретный объект (книгу)»

Второй закон — Закон деятельностного формирования читательской культуры.

Он отражает существенные устойчивые связи, определяющие уровень эффективности организационно-методической сферы обучения чтению при разном соотношении включенных в нее вербальных и деятельностных средств. Формулируется он так: «Гарантированно основы читательской культуры фор­мируются только путем непосредственной целенаправленной деятельности с книгой и среди книг». Из формулировки данного закона следует установка обучающего на предметно-деятельностный, а не вербальный характер формирования основ читательской культуры у учащихся и, как следствие, формирования у них личностного свойства, обозначенного в науке термином «читательская самостоятельность

Третий закон — Закон провоцирования обучением нежелания читать Формулируется этот закон так: «Нежелание читать есть объективное следствие обучения младших школьников отдельным читательским умениям без одновременной установки на пробуждение и формирование у них читательской самостоятельности».

Н. Н. Светловская определяет читательскую самостоятельность как «личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков дающих ему возможность с наименьшей затратой сил и времени, реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью». Объективным показателем того, что читательская самостоятельность сформирована, следует считать устойчивую потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя в процессе чтения все знания, умения и навыки, которыми читатель располагает к моменту деятельности с книгой. Читательская самостоятельность – надёжная основа непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития

Самостоятельность чтения обеспечивается:

  • умением желанием и привычкой читателя обращаться к книгам с разными целями и всякий раз осознавать свою цель;
  • умением находить нужные книги, соответственно сознательно поставленной цели, затрачивая на это минимум времени;
  • умением найти нужную книгу и освоить ее содержание на максимально доступном ему уровне с наименьшей затратой времени и оптимально высоким для него на данный момент результатом;
  • умение извлекать из книги при чтении максимум того, что заложено автором.

Уровень овладения перечисленными умениями зависит от возраста читателя, от уровня его речевого, интеллектуального и личностного развития, от степени сформированности мотивов читательской деятельности.

Итак, цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования самостоятельного и грамотного читателя.

Литература:

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВЕСЕЛКОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА –учитель начальных классов

Формирование компетентностей учеников является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из- за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации подлежащей усвоению.

Составляющими элементами понятия «компетентность», являются

  • Знания — это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания — более широкое понятие, чем навыки.
  • Навыки — это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Общим для навыков является их конкретность.
  • Способность — врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.
  • Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители.
  • Усилия — это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.

Таким образом, компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Ключевые компетенции младших школьников включают в себя сформированные организационные (способность организовать свою деятельность), интеллектуальные (способность результативно мыслить и работать с информацией), оценочные (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор), коммуникативные (способность общаться и взаимодействовать с людьми) умения.

В конце обучения начальной школы 4 классники должны владеть, следующими видами образовательных компетенций, которые представлены в таблице ниже, каждая из которых имеет свой результат.

Вид образовательной компетенции

Результаты обучения

Ценностно –

смысловые

Владеть способами самоопределения выбора на основе собственных позиций,

Уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия.

Учебно – познавательные

Ставит цель и организовывать ее достижение, уметь пояснять свою цель,

Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей УПД,

Задавать вопросы, ставить познавательные задачи,

Описывать результаты, формулировать выводы.

Социокультурные

владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;

владеть эффективными способами организации свободного вре­мени;

иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, много­культурном, многоконфесеиональном обществе;

владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др

Коммуникативные

уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;

выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения;

Информационные

владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет,

самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

владеть навыками использования информационных устройств,

применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии; аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Природоведческие и здоровье сберегающие

иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);

знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;

знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;

владеть способами оказания первой медицинской помощи;

Непосредственное вовлечение обучаемых в учебно — познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщённое название методов активного обучения. Для активного обучения важным является принцип индивидуальности — организация учебно — познавательной деятельности с учётом индивидуальных способностей и возможностей.

Активность обучаемых возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место приобретает мотивация учебно – познавательной деятельности. Важным фактором мотивации является поощрение.

Возрастные и психологические особенности младших школьников указывают на
необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного
процесса. Поощрение, способствует развитию памяти, мышления, формирует познавательный интерес.

Все поощрения можно классифицировать по средствам выражения: мимические и пантомимические, словесные, материализованные, деятельностные.

Успех обучения зависит от средств наглядности: таблицы, опорные схемы, дидактический и раздаточный материал, индивидуальные средства обучения. Это обеспечивает вовлечение детей в активный процесс обучения, они становятся активными участниками учебного процесса, активизируют внимание, мышление детей.

Существует в педагогическом процессе много активных методов обучения. Сейчас мы подробно познакомимся с активными методами обучения на уроках математики и логики в начальной школе и предшколе.

Для эффективности учебно- познавательной деятельности учеников и формирования у них ключевых компетенций, предлагаем, советы по формированию ключевых образовательных компетенций младших школьников.

  • Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, кото­рую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  • На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сего­дняшний активный ученик — завтрашний активный член общества.
  • Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
  • Необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей явля­ется обязательным условием развивающего обучения.
  • Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  • Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  • Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще прак­тикуйте творческие задачи.
  • Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.
  • Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы зна­ний.
  • В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
  • Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
  • Поощряйте исследовательскую работу учеников.
  • Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  • Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизнен­ных планов.

Проверка читательской компетентности. 3 класс

3 класс

Прочитай текст

«Морским судам быть!» Эти слова принадлежат Петру Первому. При нем Россия превратилась в морскую державу. В то время стране пришлось вести длительную войну со Швецией. Россия в ней победила и получила выход к Балтийскому морю.

А началось все так. Петра заинтересовал бот (судно), доставленный из Англии по приказу его деда — царя Михаила Федоровича. Он был отремонтирован и спущен на воду в Москве на реке Яузе. Но Яуза оказалась слишком мала. Тогда 16-летний Петр, увлеченный новой затеей. Перебрался на более глубокое Плещеево озеро (близ города Переславля — Залесского). Здесь началась постройка первых судов «потешной» флотилии.

Но навсегда Петр «заболел» корабельным делом после поездки на берега Белого моря в Архангельск. Здесь царь впервые увидел море, настоящие морские суда, первый раз совершил морское плавание.

С этого времени царь утвердился в мысли, что России необходим собственный морской флот. И закипела работа. Верфи работали без устали. Иностранцам, жившим в то время в России, быстрота, с которой строились корабли, казалась невероятной. Они удивлялись: «Как только спускается на воду один корабль, так на верфи уже строится другой».

Выполни задания теста

  1. Прочитав текст, ты узнал, что

а) Россия воевала с Англией за выход к Балтийскому морю.

б) Россия победила Швецию и получила выход Балтийскому морю.

в) Российский флот состоял из иностранных судов.

2. При чтении тебе встретились слова, которые употребляются редко, но их

значение в тексте вполне понятно. Для каждого слова из первого столбца

найди из второго столбца его верное толкование (объяснение).

Ответ:

3. Как ты думаешь, почему Петр Первый стремился к тому, чтобы в России был собственный морской флот?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Свободный ответ из 1-2 предложений)

4. Подбери наиболее точный заголовок к тексту.

а) Петр Первый.

б) «Морским судам быть!»

в) Поездка в Архангельск.

5. Ты прочитал текст, в котором в основном говорится

а) о войнах, которые вела Россия.

б) о путешествиях Петра.

в) о создании российского флота.

6. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что

а) благодаря Петру Первому Россия стала сильной морской державой

б) Петр Первый хотел удивить иностранцев

в) Петр Первый строил морские суда на Белом море

7. Чтобы пересказать текст своему другу и ничего не упустить, надо соста-

вить план. Для этого расположи пункты плана в правильной последова-

тельности.

  • Закипела работа.

  • Выход к Балтийскому морю.

  • «Потешная» флотилия.

  • Первое морское плавание.

8. Прочитав текст, ты понял, что с постройки первых судов «потешной»

флотилии

а) началась осуществляться мечта юного Петра о собственном морском

флоте

б) начались детские увлечения Петра

в) началось царствование Петра Первого

9. Пользуясь текстом, заполни таблицу. Слева записаны события в жизни

царя Петра Первого, а в справа запиши, какое значение они имели для

России.

10. Если ты захочешь побольше узнать о жизни Петра Первого, какую кни-

гу тебе следует взять в библиотеке?

а) Былины о русских богатырях.

б) Рассказы о замечательных людях.

в) Русские народные сказки.

г) Толковый словарь.

С внедрением федерального государственного стандарта начального общего образования одной из важных проблем обучения школьников, требующей своевременного решения, является массовость детского чтения. Так как эта проблема была и остается актуальной, над ее решением необходима организованная, целенаправленная работа. Целью уроков литературного чтения в начальной школе, согласно примерной программе по учебным предметам, является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания .

Долгие годы в педагогике и психологии ведутся поиски эффективных путей приобщения младших школьников к литературе, к искусству слова. В то же время задача учителя состоит не в том, чтобы изобретать новейшие методы и приемы работы на уроке литературного чтения, а в том, чтобы выработать общий методический подход, направленный на формирование и воспитание личности ребенка, приобщение его к искусству слова и азам читательской деятельности .

Развитие читательской деятельности школьников определено в качестве одного из главных планируемых результатов освоения основной образовательной программы в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения: «Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования… подготовки к трудовой и социальной деятельности» .

Рассмотрим понятие «читательской деятельности» в работах разных авторов.

Таблица 1

Сущность понятия «читательская деятельность»

Автор

Суть взглядов

К. Ушинский

Читательская деятельность – это способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его

Н. Рубакин

Читательская деятельность – это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью

Г. Наумчук

Читательская деятельность – это способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации

О. Джежелей

Читательская деятельность – это умение и желание вкладывать в чтение «труд души», размышление над книгой еще до чтения, восприятие содержания, обдумывание прочитанного, когда книга уже закрыта

С. Дорошенко

Читательская деятельность включает в себя сформированность техники чтения, умения слушать, воспринимать и осознавать прочитанное

Анализ авторских позиций позволяет сделать вывод о том, что читательская деятельность представляет личностное свойство школьника, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности младших школьников по чтению. Читательская деятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки.

Читательская деятельность, выступая видом речевой деятельности, также характеризуется трехфазностью своего строения. Первая фаза представлена сложным взаимодействием потребностей, мотивов и цели чтения. По содержанию эта фаза читательской деятельности – потребностно-мотивационно-целевая.

Вторая фаза читательской деятельности – ориентировочно-исследовательская, на которой реализуется отбор средств и способов для воссоздания чужой мысли, сформированной и сформулированной кем-то и организованной в письменной форме языковыми средствами.

На этой фазе ученик на основе имеющихся знаний выстраивает программу действий работы с текстом, определяет необходимые стратегии чтения.

Третья фаза – исполнительно-контрольная. На этой фазе осуществляется собственно процесс чтения и работа с текстовой информацией .

Т.А. Разуваева понимает под читательской деятельностью «активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловливаемый поставленными учебными задачами процесс восприятия, осмысления, интерпретации и оценки прочитанной текстовой информации». При этом если особенности и характер речевой деятельности зависят от языковых способностей человека (А.Н. Леонтьев), то и выполняемая читательская деятельность (как вид речевой деятельности) зависит от его читательских способностей .

Под читательскими способностями (опираясь на положения Б.М. Теплова, С.Д. Смирнова) Т.А. Разуваева понимает индивидуально-психологические особенности личности, которые проявляются в динамике приобретения знаний и умений, необходимых для осуществления читательской деятельности, и предопределяют характер и успешность выполнения данной деятельности.

Таким образом, она определяет ЧК как потенциальную способность личности к осуществлению читательской деятельности, то есть к восприятию, осмыслению, интерпретаций и оценке прочитанной текстовой информации .

Формирование читательской деятельности во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг. Чаще всего используются этапы, выделенные С. Л. Вальтгардом, которые представлены в таблице №2 .

Таблица 2

Этапы читательской деятельности

Компоненты читательской деятельности

Этапы

до чтения

в процессе чтения

после чтения

Цель

прогнозирование тематики, характера, количества и специфики произведений.

на основе оценки книги, возникших образов и представлений ставить конкретную цель чтения.

достижение понимания смысла, извлечение всей полезной информации.

Способы читательской деятельности

прогнозирование по внешним показателям содержания (средства текстовой и внетекстовой информации: название, подзаголовок, предисловие, послесловие, оглавление, иллюстрации).

— запоминание;

— воссоздание картин;

— анализ;

-перечитывание;

— творческая интерпретация;

— восприятие художественного слова (речи);

— смысловое чтение (ознакомительное, выборочное, изучающее).

-обобщение;

— оценка;

-выразительное чтение;

-творческие задания;

— обращение к новым книгам;

-проектная деятельность.

Таким образом, первый этап на пути приобщения младших школьников к чтению наступает уже в дошкольном возрасте, затем и в 1 классе, когда дети ещё не овладели самим навыком. Этот этап заключается в слушании литературных произведений, которые читает ему взрослый. Именно чтение детям вслух, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения.

Второй этап направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения. Под навыком чтения подразумевают:

• умение правильно прочитывать слова;

• понимать смысл текста;

• выразительно читать;

• выдерживать оптимальный темп чтения (Решетникова С.В).

Полное овладение навыком чтения подразумевает начало работы над читательской самостоятельностью- это индивидуальное, без непосредственной помощи учителя, родителей, товарищей, библиотекаря и т.д.

Г.В. Митина полагает, что опыт самостоятельной читательской деятельности состоит из двух компонентов: деятельностный (что и как надо делать) и мотивационный (почему надо действовать так, а не иначе).

Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность» . Таким образом, любая деятельность носит творческий характер. Читательская деятельность не является исключением.

Творческий характер читательской деятельности подчеркивали классики отечественного и зарубежного книговедения — Н.А. Рубакин, М.Н. Куфаев, П. Отле и др. Российская педагогика ставит своей задачей как разработку научных основ руководства чтением уже в общеобразовательной школе, так и внедрение их в практику классного и внеклассного чтения, другими словами — воспитание творческого читателя .

Творческим работам на уроках литературного чтения традиционно отводится значительное место.

В современной методике литературного чтения накоплено большое количество видов и разновидностей творческих работ. Основные из них, выделенные Л. Д. Мали – это иллюстрирование, драматизация (инсценирование), пересказ. Рассмотрим каждый из них.

Термин «иллюстрирование» восходит к понятию «иллюстрация». «Иллюстрация – это рисунок, иллюстрирующий (поясняющий) текст. Иллюстрирование – это приём создания иллюстраций к тексту произведения .Этот приём широко используется на уроках литературного чтения. В зависимости от средств, с помощью которых создаётся иллюстрация, в методике различают три основных вида иллюстрирования: словесное (связный рассказ учащихся о том, какую картину они нарисуют к тексту произведения), графическое (выполнение картины красками, карандашами, а также аппликация) и музыкальное (подбор звуковых иллюстраций к тексту произведения).

Драматизация (инсценирование) – это приём, основанный на перевоплощении в художественный образ, это разыгрывание произведения в лицах, воспроизведение прочитанного в виде мини-спектакля .

Пересказом в методике принято называть устную передачу содержания какого-либо прозаического произведения, В зависимости от способа передачи образцового текста различают следующие виды пересказа:

Все виды творческих работ, используемых на уроках чтения, характеризует прежде всего то, что они являются продуктом творческой деятельности, а это означает, что все основные черты процесса творчества им внутренне присущи.

Это, во-первых, наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется перевод известного содержания (в данном случае, текста художественного произведения) в новую форму (иллюстрацию, рассказ-импровизацию, сценку).

Во-вторых, при выполнении всех перечисленных видов творческих работ от учащихся требуется умение представить, воссоздать в воображении прочитанное. При выполнении творческой работы учащиеся должны оформить то представление, которое возникло в их воображении по мере восприятия текста: это может быть представление обстановки действия, портрета персонажа, иллюстрации к прочитанному и т. д.

Для всех видов творческих работ, используемых на уроках чтения, характерно то, что они выполняются в связи с изучением художественного произведения, и само произведение выступает в качестве основы творческой работы.

Список литературы

Проект Портфель читателя

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 28»

Педагогическийпроект по продвижению чтения

«Портфель читателя»»

Ульяновск

Аннотация проекта.

«Портфель читателя» — проект, посвящённыйпроблемам реализации метапредметных программ, предназначен для методической поддержки учителей, родителей, школьных библиотекарей. Проект ориентирован на приобщениешкольников к культуре чтения и формированию читательской компетенции школьниковв условиях учебной деятельности. «Портфель читателя» — инструмент педагогического сопровождения формированиячитательской активности учащегося на уроках «Час чтения» и уроках внеклассного чтения.

Пояснительная записка.

В настоящее время в России на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования пришла личностно-ориентированная модель. Основой непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития школьника является его читательская самостоятельность Чтение — основа успешности обучения в школе. Но ещё важнее,что хорошо развитый читательский навык — это средство самореализации и гарантия продуктивной работы с информацией. Хорошие книги вдохновляют и мотивируют, чтение делает жизньинтереснее и богаче, и чем раньше человек это поймёт, тем лучшедля него. Хорошие читатели имеют большой объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью, точнее формулируют и свободнее пишут. Такие люди более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении, способны схватывать целое и выявлять взаимосвязи явлений.

Читательская самостоятельность школьника способствует его социализации, развивает эрудицию и общую культуру. Современное общество нуждается в высококультурных, высоконравственных и социально активных гражданах, для которых умение и стремление учиться являются устойчивыми качествами их личности.

Чтение – это и освоение письменной информации. Именно поэтому новый ФГОС вновь ставит задачу формирования и развития основ читательской компетентности.

Планируя результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, разработчики Стандарта включили чтение в составуниверсальных учебных действий (личностных, метапредметных, предметных), указывая на стратегию смыслового чтения, с помощью которой обучающиеся «будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче»

«Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире»–одни из первых указанных предметных результатов с учётом общих требований Стандарта освоения основной образовательной программы по литературе.

Чтение – учебнаядеятельность, являющаяся обязательной для любого школьного предмета. Проблема в том,что дети не любят читать, посещение библиотек перестало быть потребностью. С каждым годом растет процент школьников, для которых чтение — тяжкая повинность. В результате ослабевает орфографическая зоркость детей, чтение приобретает эпизодический характер, понижается уровень культуры чтения юного читателя.

Как же разнообразить учебную деятельность, с помощью каких технологий, форм и методов сделать так, чтобы процесс чтения стал значимым и обязательным компонентом образования?

Одно из направлений – внедрениеновыхформ приобщения учащихся к чтению. Для решения проблемыдетского чтенияв Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №28» города Ульяновскабыл разработан и реализован педагогический проект «Портфель читателя».

Цель проекта:популяризация и продвижение книги и чтения среди школьников, формирование и развитие основ читательской компетентности, формирование информационно-образовательных потребностей учащихся, раскрытие творческого потенциала читателей школьного информационно-библиотечного центра.

Задачи:

1.Повысить рост читательской активности.

2.Возродить интерес к чтению и книге.

3.Развивать читательскую компетентность учащихся через выполнениетворческих заданий Портфеля читателя, а также через организацию литературных игр, конкурсов, занятий с элементами театрализации.

4. Активизировать работу с книгой во внеурочной деятельности «Час чтения»

Основное содержание проекта.

«Портфель читателя» — разработка, посвящённаяпроблемам реализации метапредметных программ, предназначена для методической поддержки учителей, родителей, школьных библиотекарей, ориентированных на приобщениешкольников к культуре чтения и формирование читательской компетенции школьниковв условиях учебной деятельности, а для младших школьников, кроме этого ,- в кругу семьи и дополнительногообразования второй половиныдня.

Портфель читателя поможеторганизовать самостоятельное чтение детей, и работу детей на уроках «Час чтения», развивать у учащихся универсальные учебные действияприработе схудожественными и информационными текстами,выведет чтение из рамок предметного обучения на уровень личностной ценности и фактора социального успеха.

Методический аппарат «Портфеля читателя» определяет организацию деятельности по формированию культурной компетенции и читательских навыков учащихся МБОУ СОШ № 28. Портфель читателя учащегося (далее Портфель) – это один из способов организации накопительной системы выполненных учащимся творческих заданий, списка прочитанных художественных и научно-популярных книг по разным областям знания, является перспективной формой представления индивидуальных достижений учащегося в познавательной сфере.

Портфель является одной из составляющих «портрета» ученика и играет важную роль для определения вектора егоразвития и обучения в Школе.

Портфель имеет следующую структуру:

— титульный лист, который оформляется учащимся ( в начальной школе совместно с его родителем (законным представителем) и содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, наименование образовательного учреждения, класс, контактную информацию и фото ученика (по желанию родителей и ученика);

— основная часть.

Основная часть состоит из комплектовдидактических материалов, разработанных для каждой параллели начальной школы, средней и старшей школы. В их состав включенысамостоятельные творческие задания разного уровня.

Задания когнитивного типа:

Исследование объекта (слово, текст, литературные явления). Применение разнонаучных подходов к исследованию одного и того же объекта.

Задания креативного типа:

Создание словесного продукта в различных жанрах: составление словарей, сочинение современных видов текста (синквейн,реклама).

Сочинение сказки, пословицы, поговорки,стихотворения, сюжета. Созданиепрезентации, кластера,буктрейлера.

Портфель читателя ведет и заполняеткаждый ученик школы в течение учебного года. В школе разработано и принято Положение о Портфеле читателя, в котором четко прописаны цели, задачи, порядок ведения и заполнения Портфеля, обязанности участников формирования Портфеля.

Руководители проекта:

Зам. директора по ИБР Дятлова Валентина Васильевна,

учитель русского языка и литературыЛомовцева Людмила Михайловна, учитель начальных классов Аверина Наталья Евгеньевна.

Ресурсы.

1. Фондинформационно-библиотечного центраМБОУ СОШ №28.

2. Домашние библиотеки учащихся.

3. Сайт информационно-библиотечного центраМБОУ СОШ №28.

4. Официальный сайт МБОУ СОШ №28

5.Материально-технические ресурсы Школы.

Партнеры:

Учителя-предметники, родители.

Городская библиотека №8,

Детская городская библиотека №25

Целевая аудитория.

Учащиеся, родители (законные представители), классные руководители,библиотекарь, учителя-предметники.

План реализации проекта.

п/п

Мероприятия проекта

Сроки проведения

Участники

Ответственные

Создание творческой группы для разработки Портфеля читателя

Апрель2013

Учителя литературы, учителя нач. классов

Зам. директора по информационно-библиотечной работе

Разработка заданий Портфеля читателя для каждой ступени обучающихся

Апрель-май

2013г

Учителя литературы, учителя нач. классов

Руководители проекта

Представление Портфеля читателя учащимся и инструктаж по работе с ним.

Сентябрь 2013г

Учащиеся 1-11 классов

Классные руководители, учителя — предметники

Представление проекта «Портфель читателя» родительской общественности.

Сентябрь 2013г

Родители учащихся

Руководители проекта; Классные руководители

Разработка Положения о Портфеле читателя

Октябрь

2013г

Руководители проекта

Зам. директора по НМР

Работа по оформлению Портфеля читателя, выполнение заданий

В течение учебного года

Учащиеся 1-11 классов

Классные руководители

Контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфеля;

В течение учебного года

Учащиеся 1-11 классов

Классные руководители, зам директора по ИБР

Презентация Портфеля на классных часах, на уроках внеклассного чтения, на библиотечных уроках

В конце каждой четверти

Учащиеся 1-11 классов, родители учащихся

Классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь

Ожидаемые результаты.

1.В практику работыШколы будет внедрена инновационная технология работы с книгой «Портфель читателя»

2.Заполняя Портфель читателя, учащиеся приобретут навыки работы с книгой, научатся:

— находить нужную информацию и понимать прочитанное;

— преобразовывать и интерпретировать информацию;

— оценивать информацию.

2. Повысится читательская активность и мотивация к чтению.

3. В процессе работы раскроютсятворческие способности учащихся.

4.Внедрение проекта будет способствовать формированию читательской компетенции обучающихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности, сформируются информационно-образовательные потребности учащихся.

5. В процессе работы над заданиями Портфеля читателя получат дальнейшее развитие универсальные учебные действия учащихся: личностные, познавательные регулятивные, коммуникативные.

Перспектива дальнейшего развития проекта.

Проект долгосрочный. Задания Портфеля читателя усложняются при переходе учащегося из класса в класс, изменяетсярекомендательной список литературы, но структура Портфеля читателя остается неизменной. Таким образом, сохраняется преемственность в обучении. В перспективепредусмотрена работанад электроннымПортфелемчитателя через сайт информационно-библиотечного центра и локальную сеть МБОУ СОШ №28.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *