Формы дистанционного обучения

Реферат «Дистанционные технологии в образовании»

ООО

«Инфоурок»

Реферат по дисциплине:

«Информационные технологии в управлении образовательной организацией»

По теме:

«Дистанционные технологии в образовании»

Исполнитель:

Мигонькина Зиля Раисовна

Смоленск 2020 год

Введение…………………………………………………………………….

История развития дистанционного обучения…………………………….

Виды и типы дистанционного обучения………………………………….

Преимущества и недостатки дистанционного обучения…………………

Системы и сервисы дистанционного обучения. Их плюсы и минусы….

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы и дополнительных источников……………………..

Введение

Дистанционное обучение – это обучение с помощью технологий, позволяющих получать образование на расстоянии. 6 мая 2005 года был издан приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, который гласит: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии педагогического работника и обучающегося…»

Объективность появления дистанционного обучения (ДО) вызвана необходимостью обеспечения качественного, массового индивидуализированного образования. С экономической и организационной точки зрения известные существующие формы обучения не позволяют реализовать это на практике, однако ДО, которое базируется на широком использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), решает эту проблему. Обучение по интернет-технологии .

Дистанционное обучение — совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя, осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникаций и телевидения. Основными дистанционными образовательными технологиями являются: кейсовая (портфельная) технология, интернет-технология, телевизионно-спутниковая технология. Допускается сочетание технологий . Дистанционное обучение — это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, протекающий в педагогической системе дистанционного обучения.

Качественно и наглядно такое явление как ДО, его существо и особенности можно представить себе, если описать это явление на повествовательном языке на примере одной из моделей ДО, а именно интернет-обучении. Действительно, если пять-семь лет назад получение знаний с доставкой на дом — через Интернет казалось многим учащимся привилегией иностранцев, то сегодня практически каждая отечественная образовательная организация, учреждение (вуз, школа, учреждения дополнительного образования) готовы предоставить своим учащимся такую возможность. .

В настоящее время развитие Интернета и быстрое снижение стоимости предоставляемых ими услуг создают условия, когда дистанционное образование становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой получения образования для все большей части граждан, поскольку позволяет людям получать необходимый им уровень общей и профессиональной подготовки в достаточно престижных образовательных учреждениях, не прекращая других видов своей деятельности. Дистанционное обучение открывает широкие возможности для образования и повышения квалификации инвалидов, женщин, воспитывающих маленьких детей, лиц, не имеющих возможности прервать свою основную работу, а также для жителей, проживающих в удаленных от образовательных центров районах. Таким образом, развитие системы дистанционного образования представляет для нашей страны важную и актуальную социально-технологическую проблему, которая тесно связана с проблемой информатизации сферы образования .

История развития дистанционного обучения

В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.

Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.

Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток — у учащегося не было возможности получить обратную связь.

В 1969г. в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования – Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University of South Africa,1946. FernUniversitдt in Hagen (Германия, 1974). Национальный технологический университет (США, 1984) (программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.

В конце 80-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр. В 1988 был реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта».

Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация «Знание» и её коллективный член Современная гуманитарная академия.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения .

Виды и типы дистанционных технологий

Технологии, применяемые в дистанционном обучении, насчитывают три вида:

  1. Дистанционное обучение, которое проходит на основе бумажных и аудио носителях. Сюда входят аудио- и видеокассеты, учебно-методические пособия, учебники и прочее. Как правило, в данной форме обучения со студентом работает преподаватель, который и проверяет работы, присланные по почте, а также консультирует и отвечает на вопросы по телефону. Кроме того, иногда проводятся занятия в специальных учебных центрах;

  2. Дистанционное обучение посредством телевизора. Так называемая, телевизионно-спутниковая технология. Она пользуется малым спросом, поскольку является дорогой и сложной;

  3. Дистанционное обучение с помощью интернет-технологий. Интернет-обучение пользуется всё большим спросом и становится наиболее актуальным, по мере плотного и повсеместного внедрения Интернета в нашу жизнь. Данная технология включает в себя все вышеназванные формы в разных пропорциях.

Можно выделить следующие типы дистанционных технологий: Кейсовая технология (портфельная) — технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов (на бумажных носителях и компакт-дисках) и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения (от английского case, suitcase — портфель). Кейсовая технология (тренинговая) — технология, основанная на применении ситуационно-тренинговых методов обучения (от английского case — случай, ситуация). Телевизионная технология — технология обучения с использованием телевизионных средств .

Интернет-сетевая технология — технология, базирующаяся на использовании сети Интернет для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения. Локально-сетевая технология — технология, базирующаяся на использовании локальных сетей для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения.

Информационно-спутниковая сетевая технология — технология, реализующая телевизионное обучение, а также пополнение и обновление информации в локальных сетях через спутниковые каналы связи.

Учебно-вахтовая технология — технология, предусматривающая выезд преподавателей в учебные центры для проведения занятий.

Аттестационно-вахтовая технология — технология, предусматривающая выезд аттестационных комиссий в учебные центры для проведения аттестации студентов. Могли бы также рассматриваться такие технологии как: корреспондентская (письма), радиофицированная (радиопередачи), но этих технологии не применяют ввиду их малой эффективности .

Преимущества и недостатки дистанционного обучения

Дистанционные технологии расширили возможности получения образования для людей, которые по тем или иным причинам не могут посещать занятия в аудитории. При этом дистанционное обучение имеет и множество других плюсов:

  • более комфортные условия для самовыражения обучающихся;

  • гибкость – пройти обучение могут люди, имеющие проблемы со здоровьем, живущие в удаленных районах и т.д.

  • более активная роль учащегося в получении образования, постановке целей, выборе форм и интенсивности занятий;

  • возможность общаться с профессионалами, экспертами высокого уровня, преподавателями и сокурсниками, находящимися даже на другом конце света (групповые проекты, онлайн-дискуссии);

  • экономическая выгода.

Наряду с преимуществами дистанционное обучение обладает и некоторыми недостатками:

  • Отсутствие личного общения с преподавателем (близкого контакта с использованием всех возможностей вербального и невербального общения), а также общения с другими студентами. С другой стороны, в настоящее время это решается довольно просто – электронная почта, телефон, icq, программы видеоконференций. Иногда не обязательно находиться рядом, чтобы иметь возможность общаться лично;

  • Необходимость у обучающегося сильной мотивации, чтобы обучаться продуктивно при отсутствии жёсткого контроля со стороны педагога. Но, в то же время, дистанционное обучение – это зачастую обдуманный и взвешенный шаг, на который идёт взрослый человек, который платит за это собственные деньги. И это уже 80% необходимой мотивации. В случае, когда за дистанционное обучение платит компания, которая повышает квалификацию своего специалиста, то роль «надзирателя» выполняет уже она.

  • Технический аспект – учащиеся не всегда могут иметь необходимое техническое оборудование: компьютер или доступ в интернет.

Тем не менее, дистанционное обучение имеет большие перспективы в развитии, потому что оправдывает себя и является действительно удобным .

Системы и сервисы дистанционного обучения. Их плюсы и минусы

Обзор сервисов дистанционного обучения (сокращено— СДО).

  1. Moodle – это одна из наиболее популярных систем дистанционного обучения в Росси.

Moodle полностью бесплатен – его можно свободно скачивать, устанавливать, изменять и т.д. Он относиться к Open Source системам, т.е. системам с открытым исходным кодом, что позволяет многим программистам создавать дополнительные, очень полезные расширения или модули.

Moodle подходит для организации дистанционного обучения любого уровня – от персональной ДО, или системы электронного обучения крупного образовательного учреждения. Даже если вы частный репетитор – вы можете использовать Moodle. Стоит отметить, что многие крупные вузы РФ используют Moodle в своей работе. Moodle отлично справляется с задачами дистанционного обучения.

Преимущества Moodle:

  • полностью бесплатная система, готовая к внедрению;

  • создание качественных курсов для дистанционного обучения;

  • широкие возможности управления курсами;

  • содержит мощный аппарат тестирования;

  • включает разнообразие учебных элементов;

  • позволяет реализовать дифференцированное обучение;

  • поддерживает разнообразные педагогические сценарии и образовательные стратегии (программирование, модульное, индивидуальное, социальное обучение);

  • содержит настройки вариантов управления доступа пользователей к курсу – запись только учителем, по кодовому слову, модерация и т.д.);

  • отслеживания прогресса учащихся посредством визуализации;

  • возможность публикации учебного контента различного формата – аудио, видео, текст, флэш и т.д.

Учебные элементы Moodle делятся на относительно пассивные, например, простая страница, файл, папка, которая объединяет несколько файлов, так и активные, например:

  • вики – инструмент для совместной работы (примером вики является не безызвестная Википедия);

  • глоссарий (учащиеся сами могут создавать глоссарий);

  • разнообразное количество форм тестовых заданий, включая графические; также стоит отметить различные стратегии проведения тестирования – контролирующее, обучающее, адаптирующее и т.д.;

  • традиционные задания и нетрадиционные задания, основаны на критериях (напоминают часть С ЕГЭ); кроме того, есть задания с использованием взаимопроверки;

  • лекции с техникой обратной связи, которая позволяет реализовать программированное обучение – после изучения небольшого фрагмента теории следует тестовое задание на выявление степени освоения учебного материала) и ряд других;

  • дифференцированные стратегии обучения.

Возможности дифференциации обучения в Moodle:

Как уже говорилось, Moodle позволяет реализовать различные педагогические сценарии дифференцированного обучения. Дифференциация может осуществляться двумя механизмами. Первый – создание групп и для каждой группы можно задать свой контент, свой учебный материал. Второй способ – задав зависимости доступа к тому или иному учебному элементу от выполнения другого учебного элемента. Например, не выполнив тестирование по теме 1 нельзя будет перейти к лекции темы 2. «Программировать» можно не только доступ к отдельным учебными активности, но к целой группы учебных элементов.

Плагины (дополнения): Так как Moodle – программа с открытым исходным кодом, то огромное пользовательское сообщество работает над улучшением функционала Moodle. Другими словами, создаётся большое количество плагинов или дополнений к системе.

Такие дополнения, как правило, бесплатны, их можно просто скачать и установить для своей системы. Примерами таких плагинов являются:

  • Модули видеоконференции

  • Аудио видео чаты

  • Массовая рассылка сообщений

  • Средства проектной работы

  • Электронного портфолио и др.

недостатки этой системы дистанционного обучения:

  • Система бесплатная, но её нужно где-то устанавливать (нужен сервер или хостинг, доменное имя и т.д.); всё это может оказаться непосильной и дорогостоящей задачей для школы или частного репетитора.

  • Moodle очень требователен к серверу (показательно, что бесплатный хостинг позволяет установить только старые версии этой СДО).

  • Потребляет много ресурсов, что может увеличить финансовые затраты.

  • Слишком громоздкий – многие инструменты Moodle не используются даже в вузе.

  • Требует серьезного изучения – метод «научного тыка» не пройдет.

Этапы внедрения Moodle:

Внедрить Moodle сразу и целиком вряд ли удастся, нужна последовательная смена определенных этапов, постепенное включение ДО в образовательный процесс. Можно порекомендовать следующую дорожную карту:

  1. Обучение педагогического коллектива навыкам работы в этой СДО; в этом отношении вам может помощь бесплатный курс на udemy.

  2. Внедрение тестирования – практика показывает, что тестирование – наиболее понятный и принимаемый элемент ДО).

  3. Организация самостоятельной работы – можно разместить дополнительные учебные материалы (что-то почитать, выполнить совместный или индивидуальный проект).

  4. Внедрение ДОТ со всеми фишками дифференциации, модульности и т.д.

  1. MoodleCloud — облачный сервис от разработчика, если есть желание посмотреть или разобраться в этой СДО, но нет возможности установить Моодл, то можно предложить попробовать – MoodleCloud.

Преимущества такого способа:

  • не надо ничего устанавливать – регистрируетесь и получаете готовую к работе систему;

  • есть бесплатный тариф;

  • есть поддержка русского языка;

  • есть плагин видеоконференции;

  • автоматическое обновление (мелочь, а приятно).

недостатки облачного сервиса:

  • домен третьего уровня, который трудно запомнить учениками;

  • только 50 зарегистрированных пользователей (для школы это очень мало);

  • нет возможности установить свои модули;

  • есть реклама, которую отключить нельзя.

В целом, MoodleCloud можно порекомендовать как персональную систему дистанционного обучения или отличную возможность изучить и попрактиковаться создавать курсы в Moodle.

  1. Система дистанционного обучения Edmodo

Это web-приложение Edmodo, т.к. специальный сервис в сети интернет, который не надо нигде устанавливать. Edmodo позиционирует себя как социальная сеть для обучения или Facebook для обучения – он построен по принципу социальных образовательных сетей, да и интерфейс напоминает внешний вид Facebook.

Характеристика Edmodo

Логика работы в данном приложении следующая: учитель создаёт группу (на самом деле это электронный курс). Группа имеет свою уникальную ссылку и код, которые нужно сообщить другим участникам образовательного процесса. Группа может иметь такие учебные элементы, как записи (в виде теста или файлов), тесты, задания и опросы. Можно импортировать контент с других сервисов, например, новостные ленты со школьного сайта, видео с YouTube, контент с других сервисов.

Особых «наворотов» в Edmodo нет, но есть простые и нужные элементы – календарь (для фиксации учебных событий, журнал для выставления оценок, возможность проверки домашнего задания и т.д.).

Преимущества и недостатки Edmodo

преимущества сервиса:

  • бесплатен;

  • нет рекламы;

  • простая регистрация;

  • пользователи делятся на три группы: учителя, ученики, родители (у каждой группы своя отдельная регистрация, свой код для доступа).

недостатки:

  • отсутствие русского языка – хотя интерфейс простой и понятный, английский язык может служить серьезным препятствием для внедрения;

  • группы Edmodo нельзя объединять, т.е. у учащегося будет куча неудобных (а они неудобные) ссылок, с кучей кодов;

  • в целом арсенал учебных элементов хоть и достаточен, но относительно беден – те же тесты не содержат дополнительных стратегий, нет тематических тестов и т.д.

У Edmodo есть некие инструменты администратора. Возможно они позволят создать единую электронную среду школы на базе данного приложения, что может значительно облегчить внедрение ДО в образовательном учреждении.

  1. Google Classroom

Система дистанционного обучения Google Classroom завершает обзор бесплатных сервисов для обучения – приложение от одного из лидеров ИТ-индустрии. Здесь следует отметить, что Google ранее в своем арсенале имел большое количество инструментов для образования. На каком-то этапе Google решил все эти инструменты объединить в некую платформу, что и вылилось в создание Google Classroom. Поэтому Classroom вряд ли можно назвать классической системой дистанционного обучения, это скорее лента совместной работы – тот же Google для образования, только собранный в одном месте. Поэтому Google Classroom неэффектен, им нельзя как-то особо удивить, а организация по-настоящему эффективной совместной работы требует, на мой взгляд, большого усилия от педагога и самое главное – значительной перестройки учебного процесса.

Ранее у Google Classroom была относительно сложная система регистрации и доступа пользователей к курсу, но примерно полгода назад Google открыл свободную регистрацию и теперь доступ к Classroom такой же простой, как и к Facebook.

Из других особенностей Google можно отметить:

  • использование только инструментов Google (Google диск, Google докс и т.д.);

  • у участников образовательного процесса на Google диск создается общая папка «Класс»;

  • папка «Класс» доступна как для отдельного обучающегося, так и для класса в целом.

преимущества решения от Google:

  • поддержка русского языка (тот же Edmodo существует дольше и интерфейс у него лучше, но он так и не стал популярен из-за отсутствия поддержки великого и могучего);

  • бесплатен;

  • бренд – Google знают все и использование продуктов мирового лидера выглядит солидно;

  • Google создавался именно для школ, в отличии от Moodle который больше подходит для вузов;

  • традиционные функции у Google реализованы хорошо: есть возможность публиковать теоретический материал, задания, выставлять оценки в журнале, есть календарь.

недостатки такого решения:

  • очень бедный арсенал учебных элементов. Один из самых бедных наборов учебных элементов. С другой стороны, если рассматривать как ленту совместной работы, то главным в Google будет именно организация совместной работы, а не контролирующие элементы, такие как тесты (которых, кстати в Google нет);

  • ссылки на Classroom не удобные;

  • интерфейс оставляет желать лучшего.

Тесты в Google Classroom

Тестов в Google нет, поэтому многие создают тесты на основе Google Forms. Он предназначен для создания опросов, но, проявив определённую долю воображения, опросы легким движением руки ….. превращаются в тесты. Можно попробовать OnLineTestPad – самостоятельный интернет сервис для создания тестов.

  1. OnLineTestPad

Это бесплатный сервис для проведения тестирования через интернет. Сетевой характер тестирования означает, что у вас хранятся все данные о попытках учащихся, все их оценки, все их правильные и неправильные ответы.

Особенности OnLineTestPad:

  • у сервиса большое количество форм тестовых заданий (нет только графических вопросов); гибкие настройки (есть обучающие стратегии тестирования, есть случайные (тематические) вопросы, различные ограничения и т.д.);

  • главный недостаток – огромное количество рекламы. Можно попытаться ее отключить «законными» действиями, но это требует дополнительных трудозатрат.

  • данный сервис вызывает положительные отклики у преподавателей и учителей, является одним из лучших сервисов для организации тестирования.

  1. iSpring Online

iSpring Online — система для организации дистанционного обучения.

Она позволяет в краткие сроки реализовать принципы дистанционного обучения в образовательном учреждении, предоставляя возможности по регистрации, хранению и сбору информации в режиме Online. Кроме того, облако iSpring Cloud – это универсальное место для хранения созданного учебного материала.

Система работает через интернет. Ее не нужно скачивать, устанавливать на сервер и настраивать. Чтобы начать обучение, достаточно создать аккаунт, загрузить материалы и назначить сотрудников. Управлять системой может один человек.

Преимущества iSpring Online:

  • Безлимитное хранилище. В систему можно загрузить неограниченное количество учебных материалов: курсов, видеороликов, книг, презентаций.

  • Мобильное обучение. Курсы можно открыть на компьютере, планшете, смартфоне даже офлайн, например, в поезде или самолете.

  • Полный контроль за успеваемостью обучающихся. У iSpring Online есть мощный сервис аналитики и 23 типа отчетов. Вы всегда будете в курсе, как часто студенты заходят на портал, сколько времени тратят на обучение, сколько курсов прошли, какие ошибки в тестах допустили.

  • Быстрая техподдержка. Служба поддержки быстро ответит на ваше обращение по работе с платформой по телефону, в чате или почте.

  • Портал в вашем стиле. Вы можете оформить учебный портал по вашему усмотрению: изменить цвета, загрузить логотип и поменять URL-адрес.

  • Вебинары. Можно демонстрировать рабочий стол, презентацию или видео, писать в общий и личный чат. Система автоматически отправляет участникам напоминание о ближайшей онлайн-встрече и сообщает об изменении в расписании — писать каждому лично не придётся. Записи вебинаров сохраняются.

Недостатки:

  • iSpring Online — платная система. Стоимость обучения одного пользователя стоит 97 рублей в месяц.

  • Минимальное число пользователей — 50.

  1. Getcourse.ru

Getcourse – платформа для обучения и продажи онлайн-курсов . Работает через интернет. Больше подойдет репетиторам и тренерам.

Преимущества:

  • создание сайта по готовым шаблонам;

  • интеграция популярных платёжных систем для настройки приёма платежей: Яндекс.Касса, Paypal, Webmoney;

  • брендирование учебного портала: можно загрузить свой логотип, выбрать нужные цвета;

  • возможность настройки обучения в форме уроков, тренингов, курсов;

  • система вебинаров;

  • автоматические Email-рассылки по клиентской базе.

Недостатки:

  • Стоимость: сразу — от 4000 рублей + каждый месяц — от 2000 рублей.

  • Техническая поддержка осуществляется преимущественно через соцсети.

  1. Antitreningi.ru

Antitreningi – cервис для удаленного обучения студентов, сотрудников и клиентов.

Преимущества:

  • Пошаговые курсы. Можете создавать онлайн-курсы с теорией, автоматическими тестами, практикой и с домашними заданиями.

  • Вебинары. Можно демонстрировать экран компьютера, проводить голосования. Все записи сохраняются. Приглашения на вебинар рассылаются автоматически через почту и смс.

  • Геймификация. За каждый пройденный курс пользователь получает баллы и значки.

  • Защита от пиратов. Защита от скачивания, водяные знаки, привязка к телефону, отслеживание точек входа.

  • Брендирование. Стильный кабинет на своем домене с логотипом и в любимых цветах

Недостатки:

  • Стоимость обучения в месяц от 2 000 тысяч рублей. За эту цену вы сможете обучать одновременно 20 учеников.

Онлайн-обучение применяют не только в образовании, но и компании для обучения линейного персонала, инфобизнесмены и бизнес-тренеры для продажи своих образовательных продуктов. К сожалению, на рынке нет единственного решения, которое бы закрывало все бизнес-задачи. В блогеispring можно найти обзор платформ для организации обучения, в котором описаны наиболее популярные сервисы для среднего и малого бизнеса и онлайн-школ .

Заключение

Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось в начале 20-го столетия. Сегодня заочно можно получить высшее образование, изучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в вуз и т.д.

Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современном этапе — это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать:

  • доставку обучаемым основного объёма изучаемого материала;

  • интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;

  • предоставление обучающимся возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала;

  • оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.

Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:

  • предоставление учебников и другого печатного материала;

  • пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;

  • дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;

  • видеоплёнки;

  • трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям;

  • кабельное телевидение;

  • голосовая почта;

  • двусторонние видеотелеконференции;

  • односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;

  • электронные (компьютерные) образовательные ресурсы.

В настоящее время активно развивается система дистанционного обучения в самых различных областях образования. Теперь уже не является проблемой получение полноценного образования практически по любому предмету дистанционно в условиях нехватки времени. Но, как любое другое обучение, оно имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Список литературы и дополнительных источников

Какие бывают виды дистанционного образования

Прежде чем начать разговор о видах дистанционного обучения, не лишним будет отметить, что удаленное образование стоит выбирать целеустремленным людям, имеющим высокую степень мотивации или же тем, кто по каким-то причинам не может учиться в университете или на курсах очно. Особенно эффективно такое обучение, если вы уже обладаете азами профессии или специализации и просто хотите повысить свою квалификацию.

Современные формы удаленного обучения

Для обеспечения учебного процесса могут быть задействованы самые различные виды дистанционного образования:

  • видеоконференции (обмен видеоизображением, которое сопровождает звук);
  • аудиоконференции (обмен звуковой информацией на цифровых и аналоговых средствах связи);
  • компьютерные телеконференции;
  • видеолекции;
  • занятия в чате;
  • веб-уроки;
  • радиосвязь;
  • телевизионные каналы.

Виды дистанционного обучения могут использоваться как по отдельности, так и комплексно в зависимости от оснащенности образовательного учреждения техническими средствами (ТСО) и специфики программы. От выбора ТСО во многом зависят характер и эффективность учебы: например, использование радио и телевидения не предполагает получения персонифицированной информации, а предусматривает лишь преподнесение общей.

Для преподавания каждой из дисциплин могут применяться любые виды дистанционного обучения, их успешное сочетание позволяет сделать процесс познания нового менее монотонным и более интересным и продуктивным.

Видеоконференции

Обеспечивают двустороннюю аудио- и видеосвязь между преподавателем и студентами и довольно часто используются в программах дистанционного обучения. Главным преимуществом такой формы виртуального общения является наличие визуального контакта в режиме реального времени.

Это большой плюс, так как, видя ученика, преподаватель может контролировать степень понимания предмета, корректировать заинтересованность, задавая вопросы и наблюдая за языком жестов. Ощущение вовлеченности – важный психологический аспект, который повышает эффективность процесса обучения.

Видеоконференции охватывают самое большое количество участников образовательного процесса и создают единую среду, что особенно эффективно при корпоративном обучении. К недостаткам этой формы можно отнести ее относительную дороговизну.

Аудиоконференции

Это вид электронной конференции, в ходе которой ее участники используют телефоны либо оборудование, специально разработанное для голосового общения. Такие сеансы связи могут проводиться один на один с учеником и применяться при работе с группой студентов.

Аудиоконференция – достаточно доступный вид обучения благодаря отсутствию сложностей в ее техническом обеспечении. С помощью этого вида дистанционного образования можно организовывать практические занятия, семинары и проводить лекции.

Компьютерные телеконференции

Это видеоконференции, которые проводятся с применением ПК, подключенных к высокоскоростному Интернету и оснащенных микрофонами и цифровыми видеокамерами. Для компьютерных телеконференций используется двух- или многоканальное видео и аудио.

Основные недостатки этого вида дистанционного обучения – обязательное наличие хорошей скорости интернет-соединения, которое не всегда может быть технически обеспечено в некоторых регионах, и необходимость закупать специальное оборудование.

Отметим также, что успешность применения компьютерных телеконференций напрямую зависит от творческих навыков преподавателя. Особенно эффективно используется потенциал этой формы при организации коллективной работы учеников, а также в тех случаях, когда в дистанционном обучении задействуются методы ролевых игр и интеллектуальных конкурсов.

Видеолекции в дистанционном образовании

Видеолекции уверенно становятся неотъемлемым видом дистанционного обучения. Цифровые файлы могут храниться на индивидуальном электронном носителе или веб-сервере. Как правило, на экране транслируется запись выступления лектора, иногда его замещает аватар (виртуальный двойник), озвучивающий письменный материал преподавателя.

Максимально эффективными в дистанционном обучении из-за хорошей скорости запоминания признаны видеолекции с динамичным изображением: показом кинофрагментов, анимации, таблиц. Демонстрацию сопровождают закадровые комментарии преподавателя.

Неоспоримое преимущество этой формы подачи учебного материала перед традиционной офлайновой «начиткой» состоит в том, что студент может самостоятельно регулировать ход видеолекции, сколько угодно раз возвращаться к предыдущим разделам и сложным моментам.

Занятия в чате

Это уроки, которые проводятся с использованием чатов – электронной системы общения, в которой два и более имеющих подключение к сети Интернет собеседника в режиме реального времени обмениваются отправленными с компьютеров текстовыми сообщениями, которые видят все участники группы.

Веб-уроки

Это дистанционные семинары, конференции и другие формы учебной деятельности, которые проводятся с использованием телекоммуникационных средств и прочих ресурсов Интернета. Обычно для организации веб-занятий применяются форумы. Они представляют собой один из видов совместной работы учащихся по изучению определенной тематики, разбору проблемы. В ходе обсуждения слушатели делают записи на сайте, доступные к прочтению и комментированию остальными участниками курса.

Большим плюсом веб-уроков признана возможность многодневного (а не только доступного в ходе краткосрочного сеанса связи) общения учеников и преподавателей и асинхронный характер взаимодействия: записи на сайте можно читать и оставлять в любое удобное время.

Методы радио- и телекоммуникации

Радиосвязь – традиционный вид дистанционного обучения, который в наше время используется не как единственный канал обмена информацией, а в комплексе с остальными формами.

К преимуществам радиотрансляций при реализации программ удаленного образования можно отнести их доступность широкой аудитории. Недостаток применения этой технологии состоит в том, что она не может гарантировать достаточную мотивацию к учебе и требует высокой самоорганизации учащегося.

Телевидение как отдельный вид дистанционного обучения тоже проигрывает таким более продвинутым вариантам, как видеоконференции. Однако благодаря визуальному контакту с учащимся или аудиторией этот метод очевидно эффективнее, чем радиотрансляции.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что инновационные виды дистанционного образования практически полностью вытеснили радио и телевидение, а их использование оправданно только при изучении иностранных языков посредством просмотра прямых включений новостных передач и live-репортажей.

Любой вид дистанционного обучения предполагает контроль знаний. В основном он проводится с помощью тестов, так как такой способ не требует присутствия учащегося в учебном заведении, а при грамотном составлении проверочных заданий отражает реальные знания студентов программы.

Что такое дистанционное обучение

Обыкновенный человек в качестве примеров образования на расстоянии назовет кучу обучающих мероприятий. Но мало кто сможет назвать его «изюминки». Об этих вещах должен иметь представление каждый. Потому что сегодня проще и дешевле получать знания дистанционным способом.

В статье мы расскажем, что значит дистанционное обучение. Будьте готовы изменить свои понятия об образовании, поскольку вы узнаете еще и популярные мифы о нем.

Что означает дистанционное обучение

Оно представляет собой передачу знаний от педагога к ученику посредством онлайн-платформ, мессенджеров и других технологий.

Сейчас в сети можно организовывать занятия, проводить лекции и многое другое. Все эти мероприятия могут посетить сотни тысяч людей, которые будут воспринимать информацию дистанционно.

Теперь не нужно ездить в другие города или страны для участия в семинарах, нет необходимости каждый день посещать интересующие курсы. Получая дистанционное образование, вы сохраняете драгоценное время и узнаете массу полезной информации.

Что могут задействовать учителя при данном обучении?

  1. Интернет-технологии.
  2. Социальные сети и онлайн-мессенджеры.
  3. Обучающие онлайн-платформы.
  4. Массу различных программ, сервисов, картинок и видео. Они сделают занятие более интересным, захватывающим и интерактивным.

Каждый может воспользоваться огромной информационной базой в интернете и «прокачать» знания в любой сфере. Именно сейчас дистанционная форма обучения набирает популярность и становится актуальной.

Преимущества образования на расстоянии и его характерные черты

Возникает вопрос: «Как эта дистанционная форма обучения сможет заменить живые лекции и семинары?» В качестве ответа на него привели список неоспоримых достоинств дистанционного образования:

  • экономия ценного времени. Студенты тратят на поездки в университеты уйму времени, которое можно потратить на более важные дела. Обучаясь дома, вы аналогичным образом общаетесь с учителем и выполняете его задания. Комфортная обстановка придает уверенности, а упражнения уже не кажутся такими сложными;
  • снижение денежных затрат на организацию мероприятий. Лекторам не нужно арендовать залы и аудитории. Им достаточно просто установить связь с учениками по интернету и подготовить интерактивный материал;
  • могут одновременно принимать участие десятки тысяч человек. На одном вебинаре, не мешая друг другу, может находиться большое количество людей;
  • интерактивное обучение и мгновенный доступ к информационной базе данных.

Образование на расстоянии не только предоставляет лекции, но и увлекательно объясняет их содержимое.

Почему подобное образование становится популярным? Да потому, что студентам нравится такой подход. Они чувствуют интерес, азарт и жадно тянутся за новыми знаниями.

Многие считают, что образование на расстоянии лишь изолирует ученика от учителя и сокурсников. Но каждый участник обучающей программы может без проблем связаться с ними в любое время.

Получая знания на расстоянии, вы должны помнить, что всегда получите необходимую поддержку со стороны. В любой момент можно получить необходимую консультацию или ответ на интересующий вопрос. Перейдем к формам подобного обучения.

Виды дистанционного образования

Ранее мы уже говорили, что данный способ обучения отличается от обычного — функциональной составляющей. Далее разберем широкий спектр вариантов доставки знаний ученику на расстоянии:

  • чат-занятие — учебное мероприятие, которое проводится таким образом, чтобы и ученики, и учителя, и организаторы имели прямой доступ к общему чату. Именно по такому принципу устроены чат-школы;
  • веб-занятие — на расстоянии можно проводить любые семинары, лекции, уроки и даже практические работы. Эта дистанционная форма обучения может проводиться в абсолютно любом режиме;
  • телеконференция — в зале собирается аудитория, и лектор начинает рассказывать тему, прибегая к помощи иллюстраций на крупном экране. Все это время из зала ведется прямая трансляция, которую смотрят еще тысячи человек. Российские обучающие платформы его активно используют.

Подведем небольшой итог. Дистанционное обучение может быть синхронным, т. е. ученик и педагог взаимодействуют между собой в одно время.

Но также существуют и асинхронные формы обучения. Их преимущество в том, что участники процесса могут изучать программу и выполнять задания в любое удобное им время.

3 распространенных мифа о дистанционном обучении

Обсудим некоторые ошибочные представления:

1. Низкий уровень обучения. Данный миф появился после возникновения дешевых и коротких обучающих курсов, участие в которых было направлено только на получение отличных баллов. Но немногим известно, что посредством обучения на расстоянии можно получить диплом об окончании Гарварда или Калифорнийского университета.

2. Низкая значимость диплома. Поскольку данный вид образования появился в России недавно, то для многих работодателей до сих пор остается загадкой понятие об обучении на расстоянии.

Однако при устройстве на работу начальник не особо смотрит на дипломы и другие бумажки. Работодателей больше интересуют навыки и способности, умственные качества, умение быстро соображать и т. д. Запомните, что не дипломы решают судьбу, а только вы сами.

3. Учиться можно в любое время. Не думайте, что сможете пропускать домашние задания или выполнить их тогда, когда захочется. Да, ученики могут планировать выполнение уроков в течение дня, но они должны придерживаться учебного графика, составленного преподавателем.

Подобных ошибочных суждений существует еще довольно много. Мы остановились на самых основных.

В статье подробно рассказали о том, что такое это дистанционное обучение. Теперь вы в полной мере осведомлены о важности данного типа образования. Помните о мифах, поскольку эти ложные выражения запутывают людей и сталкивают их с истинного пути. Любите знания, но берите лишь самые необходимые.

Дистанционное обучение: проблемы и перспективы

Дистанционное обучение: проблемы и перспективы

(выступление на педагогическом совете школы зам. директора по ВР )

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования.

Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Большинство современных школьников активно используют компьютер и Интернет в своей жизни и образовании.

В современном обществе при бурном информационном росте специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хватало на всю жизнь. Сегодня идея «образования через всю жизнь» приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения.

Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Она была изобретена в Великобритании и сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 000 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Традиционное дистанционное обучение подразумевает, что обучающийся получает учебные материалы (печатные или электронные ) и изучает их самостоятельно в удобном для него режиме.

В конференции обучающийся общается с преподавателем он-лайн, электронной почтой или в скайпе, задает ему вопросы, может получить консультацию по непонятому разделу, высылает задания. Преподаватель оценивает знания обучающегося.

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, по сети Интернет, e-mail имеет следующие формы занятий.

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

Телеприсутствие:. Например дистанционное присутствие с помощью робота R. Bot 100. Сейчас в Москве в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах, он может так же общаться со своими одноклассниками. Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту, по внедрению, такого метода дистанционного обучения по всей России.

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения

Дистанционное обучение претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).

В современном мире все большее количество людей предпочитают дистанционное обучение.

Достоинства дистанционного обучения

· Технологичность — обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.

Развитие Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использование мультимедийных технологий, звука, видео делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными.

· Доступность и открытость обучения — возможность учиться, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.

· Как правило, дистанционное обучение дешевле обычного обучения, в первую очередь за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижению расходов на организацию самих курсов. «Дистанционные» обучающиеся не занимают классы, за аренду которых надо платить; «дистанционные» обучающиеся не бьют стекла, не вырезают на партах математические формулы, не крадут мышки из компьютерного класса, не портят нервы учителю; «дистанционные» обучающиеся больше времени занимаются самостоятельно, и учебное заведение экономит на зарплатах преподавателей.

· Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения, оно более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы. Интенсивность и продолжительность занятий тоже можно регулировать самостоятельно, и это тоже немаловажно. Дело в том, что способности у всех разные, и на то, чтобы освоить один и тот же материал, может потребоваться разное количество времени. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет ученика заниматься самостоятельно и получать им навыки самообразования.

· Человек может учиться дистанционно инкогнито, в силу различных причин (возраст, положение, должность, стеснительность и т. д.)

· Дистанционное обучение в первую очередь может быть удобно людям, страдающим физическими недугами, которые не позволяют им посещать занятия в «реальных» классах, пенсионерам и инвалидам. Современные технологии ДО позволяют им изучать любой предмет, не покидая собственной комнаты (и не вставая с инвалидного кресла). По состоянию здоровья ограничений очень мало — если человек видит изображение на мониторе и способен работать с клавиатурой и мышью — его можно обучать с помощью ДО.

Взрослые люди, обремененные семьями, детьми, работами, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, считают, что ДО — единственно возможный способ приобрести новые знания и навыки, так необходимые на стремительно эволюционирующем рынке труда.

· Использование Интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для повышения квалификации, непрерывного обучения специалистов и переучивания специалистов, получения второго образования, делает обучение более доступным.

· Внедрение дистанционного обучения уменьшает нервозность обучаемых при сдаче зачета или экзамена. Не секрет, что волнение и боязнь преподавателя не позволяют некоторым ученикам показать полностью свои знания. Снимается субъективный фактор оценки. Снимается психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или успеваемостью ученика по другим предметам.

· Использование современных Интернет технологий и дистанционного обучения позволяет легко формировать различные виртуальные профессиональные сообщества (например сообщества учителей), общаться учителям между собой, обсуждать проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией и т. д.

· Преимуществами ДО являются сокращение сроков обучения, возможность параллельного обучения в российском и зарубежном вузах, независимость студента от географического расположения вуза.

· Еще одно преимущество ДО — ваша оценка будет более объективная, если вы учитесь дистанционно. Дело в том, что при дистанционном обучении не возникает личных симпатий и антипатий преподавателя к студенту. Преподаватель не знает, кто ваш папа; преподаватель не видит ваших ярко-зеленых ногтей или кольца в носу. Более того, нередко контрольные работы поступают на проверку … анонимно, под регистрационными номерами, что гарантирует непредвзятость оценки.

Получение дистанционного образования одновременно и увлекательно, и проблематично.

Недостатки дистанционного обучения:

· Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Сложно создать творческую атмосферу в группе обучающихся.

· Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения.

· Одним из ключевых вопросов дистанционного обучения остается проблема подтверждения личности пользователя при проверке знаний. Невозможно сказать, кто на другом конце провода. В ряде случаев это является проблемой и требует специальных мер, приемов и навыков у преподавателей – тьюторов. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения. Поэтому, стараясь компенсировать этот недостаток, учебные заведения, практикующие ДО, включают в программу и обязательную очную сессию, которую обучающиеся ДО сдают, например, в компьютерном классе. Зарубежные учебные заведения, использующие ДО довольно давно, создали по стране сеть уполномоченных лиц, которые имеют право свидетельствовать, что экзамен сдавал именно тот человек, который был заявлен, и таким образом решают эту проблему. В нашей стране такая сеть только начинает развиваться.

· Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.

· Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.

· Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов: т. к. уроки и консультации представлены не только в печатном(электронном) виде, но и а аудиовизуальном — с демонстрацией слайдов, видеоклипов. Многостраничные главы традиционных учебников в электронном виде абсолютно неприемлемы при дистанционном обучении.

· Недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения, многое преподаватели и ученики еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию.

· Недостаточная развитость информационно-коммуникационных инфраструктуры в России. Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много. Мало методических материалов по подготовке и проведению дистанционного обучения.

· Проблема поиска специалистов, требуется высокая квалификация разработчиков. Для создания качественного учебно-материального обеспечения ДО необходимы совместные усилия специалиста — предметника, художника, программиста методиста, знакомого с интернет-технологиями, технологиями других электронных изданий, компьютерными коммуникациями, а также с современными педагогическими, психологическими теориями, современными педагогическими технологиями. В идеале функции специалиста — предметника и методиста должен сочетать один человек. На практике это пока остается голубой мечтой.

· Проблема подготовки кадров. Очень важно уметь осуществлять дифференциацию обучения, рефлексию. В отличие от очных форм обучения преподавателю дистанционного обучения необходимо уметь на расстоянии определять психологический настрой и пситхологические особенности своих учеников, чтобы больше внимания уделять, например, интровертам, стимулируя их к активной деятельности в форумах, чатах, сдерживать пыл экстравертов и т. д. Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях. Все это требует от педагога достаточно сложных знаний и умений, специальной и достаточной подготовки.

· Недостаточная интерактивность современных курсов дистанционного обучения. В настоящее время содержательную основу курсов составляют лекции в виде текстовых материалов и простейших графических объектов (рисунки, фото), блоки контроля знаний в виде тестовых заданий.

Перспективы развития дистанционного обучения в России

Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет продолжаться и совершенствоваться по мере развития Интернет технологий и совершенствования методов дистанционного обучения.

Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения предполагают обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем, — вот к этому и следует стремиться. Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения. Дальнейшее совершенствование курсов дистанционного обучения связано со следующими факторами:

ü Мультимедийность — озвученные видео — и слайдфильмы, анимация, графика;

ü Насыщенная интерактивность, включая математические модели процессов и явлений;

ü Использование потокового аудио и видео.

ü Многообразие контрольных и тестовых заданий;

ü Большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа легко усваивается;

ü Общение слушателей между собой;

ü Использование комбинированных методов доставки курсов: Интернет, Интранет, программы на CD-ROM и т. д.

В сетевом сообществе учителей «Открытый класс» в форуме был задан вопрос

Дистанционное обучение получило широкое распространение в современном обучении школьников. Насколько оно необходимо? Можно ли считать ДО обучением будущего?

Вот несколько ответов учителей:

ü У нас в школе учащиеся 10-11х классов занимались дистанционно. Я собирала списки, закончила курсы тьютера. Мои наблюдения.

Мотивы, побуждающие обучающихся к этой форме обучения:

1. интерес к такой форме общения;

2. интерес поучаствовать в чём — то новом;

3. интерес к самообразованию;

Только у малого количества обучающихся интерес к самообразованию перешёл на первое место.

Причины

1. не хватает терепения;

2. не хватает упорства;

3. не хватает знаний.

ü ДО это хорошая форма обучения, а для определённой категории, возможно и единственная, я имею в виду детей-инвалидов. Для детей, которые удалены от крупных центров, не имеющие возможности очно посещать курсы, для поступающих., в школах, в школах, где не ведётся тот или иной предмет.

ü Возможно, ДО — это обучение будущего. Но сегодня мы понимаем, что учителя в школе никто заменить не сможет. Роль непосредственных контактов с учителем по-прежнему очень высока.

ü Дистанционное обучение – это новое в школе, а все новое – интересно. Полностью же заменить традиционное обучение дистанционное не в силах, но может служить хорошим дополнением. Положительные моменты ДО — обучение детей, которые не имеют возможности ходить в школу (спортсмены, дом. обучение), живут далеко и т. д. Отрицательные — компьютер не в состоянии заменить общение с учителем.

ü Сама идея дистанционного обучения хороша прежде всего тем, что даёт возможность получить образование детям-инвалидам (а их немало), детям, пропустившим занятия по той или иной причине и имеющим пробелы в знаниях, дополнительное образование взрослым. Но проблема в том, что чаще всего дети, нуждающиеся в дистанционном обучении, не имеют такой возможности по техническим причинам: дома нет компьютера или интернета, а в школе в компьютерные классы очередь. О замене учителя компьютером не может быть и речи: мы должны воспитать человека, а не машину, Образование получить можно — вырастить Человека вряд ли.

ü Дистанционное обучение должно стать обязательной частью учебного процесса, и тому ест несколько причин. Большинство современных школ, за исключением узкопрофильных лицеев и гимназий, работает по стандартной схеме обучения. Данную схему считаю не вполне эффективной, т. к. к 9-10 классу большая часть учащихся уже определяется с профилем дальнейшего обучения, но из-за существующей схемы обучения вынуждена рассеивать свое внимание на многие предметы, вместо концентрации на нескольких, необходимых им. Поэтому я считаю, что ДО помогает им восполнить пробелы в обучении и углубить свои знания в определенной области без отрыва от учебного процесса.

В нашей школе дистанционное обучение (на примитивном уровне: получить по электронке задание, выполнить его, проработать теоретический материал, выполнить контрольные работы, тесты и отослать их на проверку учителю) тоже может стать частью учебного процесса.

Для взрослых людей, обремененных семьями, детьми, работами; женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, ДО — иногда единственно возможный способ приобрести новые знания и навыки, получить среднее образование.

Некоторые учителя нашей школы в 2010 году прошли дистанционное обучение. Своим опытом хочет поделиться Ольга Владимировна Казакова.

Мифы о дистанционном обучении:

Миф 1. Качество знаний, полученных при дистанционном образовании ниже, чем при очном обучении. Это зависит от квалификации преподавателя и качества учебных программ. Качество дистанционного обучения достигается за счет удобного индивидуального графика и темпа обучения, прекрасно отработанных методических материалов — возможности ИНДИВИДУАЛЬНО выполнять лабораторные работы и практические задания. На сетевых курсах в вашем распоряжении виртуальные сети любой сложности!

Миф 2. Дистанционное обучение = заочное обучение. Заочное образование основывается на том, что человек занимается полностью самостоятельно. Обучаясь дистанционно, Вы присутствуете в классе виртуально: в конференции в течение 24 часов (в on-line чате) для Вас on-line лекция — поддержка преподавателя.

Миф 3. Недостаточный контакт с преподавателем. На занятиях мы используем он-лайн чат. Полностью «живое» общение с преподавателем доступно при обучении в режиме вебинара.

Миф 4. Только эксперты в компьютерной области могут заниматься дистанционно. Достаточно элементарных навыков работы с компьютером: умения включить его и выйти в Интернет.

Обучение может быть как полностью дистанционным, так и частично. Например, лекции и контрольные работы проходят в дистанционной форме, а лабораторные работы — в очной. Или занятия у одной части преподавателей очные, а у других — дистанционные. Или все занятия очные, а все консультации — дистанционные. Или… Но лучше вы придумаете сами.

Дистанционное и заочное обучение — это одно и то же?

Важно знать, что это не так.

Заочное обучение подразумевает общую для всех учебную программу и общий для всех учебный план, общие сроки сдачи контрольных и курсовых работ, а также экзаменов. В дистанционном же образовании легко реализуется обучение по индивидуальной программе и индивидуальному графику (В том числе экстернат).

Тем не менее, следует помнить, что на сегодняшний день законодательство РФ определяет дистанционное обучение как форму проведения занятий. Но поправки к законам «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в которых ДО уравнивается в правах с традиционными формами обучения 25.12.2002 успешно прошли третье, окончательное чтение в Госдуме.

Электронные образовательные технологии

Понятие и элементы электронных образовательных технологий

Определение 1

Электронные образовательные технологии – это технологии обучения, основанные на использовании информационных технологий, интернет-ресурсов, различной вычислительной техники с целью оптимизации образовательного процесса.

Внедрение в процесс обучения электронных образовательных технологий подразумевает обязательное наличие в учебном заведении необходимого оборудования и возможности выхода в глобальную сеть Интернет. Использование электронных образовательных технологий не только повышает эффективность процесса обучения, но способствует повышению интереса и мотивации учащихся к учебе. Электронные технологии позволяют педагогу предоставить учащимся учебный материал в интересной и доступной форме, и значительно облегчает осуществление контроля за учащимися, на всех этапах педагогического процесса.

В настоящее время качество образования во многом зависит от того в каком виде и с использованием каких способов доставляется информация. Значительно упрощает работу внедрение электронных образовательных технологий, а именно использование информационных коммуникативных технологий (ИКТ) внутри образовательного заведения. ИКТ позволяют подключаться к информационным сетям библиотек, искать информацию в сети Интернет и т.д.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Важными элементами, определяющими готовность современных образовательных организаций, к внедрению электронных технологий являются:

  • наличие в учебном заведении локальной сети с выходом в Интернет;
  • наличие электронных учебных и методических комплексов;
  • разработанные и апробированные задания для промежуточной и итоговой аттестации по предметам;
  • система автоматической проверки заданий;
  • наличие электронных тренажеров (задач, упражнений, лабораторных и практических работ и т.д.);
  • наличие системы, способной обеспечить виртуальное интерактивное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса.

Необходимо отметить, что важным элементом электронных образовательных технологий является умение учащихся работать самостоятельно с учебным материалом и методической литературой.

Преимущества электронных образовательных технологий

Образовательный процесс, в который были внедрены электронные образовательные технологии, имеет ряд существенных преимуществ:

  1. Гибкость системы образования. Данное преимущество заключается в том, что при наличии в учебном заведении системы ИКТ учащиеся имеют возможность изучить учебный материал без посещения учебного заведения (например, в случае заболевания, карантина и т.п.). Помимо этого учащиеся могут получать дополнительную информацию, сверх той, что «заложена» в учебном плане.
  2. Модульность программ. Электронные образовательные технологии предусматривают изучение учебной дисциплины модулями (блоками), каждый из которых логически завершен. Модули насыщены различными практическими заданиями, которые способствуют не только усвоению темы, но и развитию у учащихся творческих способностей, которые они проявляют в процессе выполнения заданий.
  3. Параллельность и дальность действий (территориальный охват). Данное преимущество основано на том, что учащиеся могут получать знания, работать с учебными продуктами не только в рамках образовательного заведения, но и в домашних условиях.
  4. Рентабельность. Одним из самых важный преимуществ является то, что учащиеся могут пользоваться не только учебными продуктами, которые имеются на базе учебного заведения, но учебными продуктами других образовательных организаций, в рамках сотрудничества. Особенно актуально это для выпускников школ, которые могут для подготовки к поступлению пользоваться ресурсами библиотеки ВУЗа.

Виды электронных образовательных технологий в обучении

Внедрение в систему образования электронных образовательных технологий способствовало развитию такого вида образования как дистанционное.

Определение 2

Дистанционное образования – это возможность получать знания посредством использования ИКТ, без посещения учебного заведения и прямого контакта с преподавателем.

Дистанционное образование реализуется в рамах государственной программы доступности образования для всех слоев населения.

В настоящее время выделяют следующие виды обучения, реализуемых посредством внедрения электронной образовательной технологии:

  1. Обучение на основании «кейс-технологий» и средств ИКТ. При данном виде обучения используются специально разработанные задания, представленные в виде комплекса учебных материалов, практических работ и заданий. В результате изучения материалов и выполнения всех заданий происходит усвоение знаний и получение навыков их применения в практической деятельности.
  2. Вебинары (вещательные курсы). В данном случае используются специально записанные аудио-и видеолекции, преподавателями ведущих вузов. Прослушивание лекций способствует получению новых знаний, расширению кругозора.
  3. Учебные видеоконференции. Чаще всего используются телеконференции и видеоконференции по определенно заданной теме. На конференциях учащиеся имеют возможность представить свои работы, обсудить научные вопросы и т.д.
  4. Курсы на основе компьютерных обучающих систем. Данный вид обучения предусмотрен для тех, кто уже имеет образование, работает по специальности, но ему достаточно сложно пройти очные курсы повышения квалификации, так как это требует временных и денежных затрат. Электронные курсы позволяют повысить квалификацию без отрыва от рабочего места, в удобное время. Реализуются за счет изучения электронных учебников, прослушивания лекция, выполнения комплекса заданий. Главное условие – это наличие выхода в Интернет.
  5. Интернет-курсы. В данном случае дистанционное обучение организовано в среде Интернет с использованием интерактивных Web-учебников, электронной почты, списков рассылки, чатов и телеконференций для осуществления обратной связи, компьютерных моделей и симуляций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *