Формы контроля и оценки результатов урока

Формы и методы контроля и оценки знаний на уроке математики с учетом требований ФГОС

Формы и методы контроля и оценки знаний на уроке математики

с учетом требований ФГОС.

Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание. Но для математиков так было всегда. Такое обучение встроено в наш предмет. Так что, по сути, ФГОС проецирует методы обучения математике на остальные предметы. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Всему этому ученик может научиться на уроке.

Урок главная часть учебного процесса, где сосредотачивается учебная деятельность учителя и учащегося. Урок это – познание, открытие, деятельность, развитие, самопознание, самореализация, мотивация, инициативность, уверенность, потребность.

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:

  • уроки изучения нового учебного материала (1-й тип);

  • уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока);

  • уроки обобщения и систематизации (3-й тип),

  • комбинированные уроки (4-й тип);

  • уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

На одном из них мне хочется остановиться. Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Для выяснения роли контроля в процессе обучения математике рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую. В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля:

  • Индивидуальная (каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.)

  • Групповая (класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п. )

  • Фронтальная (задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала).

Типы контроля.

В этой связи различают три типа контроля:

  • внешний контроль преподавателя за деятельностью учащихся,

  • взаимоконтроль

  • самоконтроль учащихся.

Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае осознается правильность своих действий учащимся, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

Формы контроля:

  • Устный опрос (позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета.)

  • Письменный контроль (позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.)

  • Зачет. (проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.

Долголетний опыт работы показал, что начиная с 5 класса, необходима проверка теоретической части изучаемых тем. Как правило, обучающиеся не доучивают формулировки правил, тем самым не все видят применение их на практике. Для осуществления обратной связи «ученик — учитель» уже, начиная с пятого класса, в практику внедряем теоретические зачеты. Среди вопросов предлагаемых нами для зачета, есть вопросы, которые требуют поиска дополнительной информации.

Для того, чтобы научить работать с различными источниками информации, начиная с 5 класса, ведем отдельную тетрадь по теории, называем ее конспектами. В конспектах краткое изложение теоретического материала и примеры. По некоторым темам предлагаем самим составлять конспект по теме, находить материал по теме, не входящей в программный материал, составлять презентацию, таблицу, в которой обобщается материал по определенной теме, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать информацию на зачете.

На устных зачетах школьники учатся общаться друг с другом (работа в группах), с учителем, могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы.

После изучения нескольких связанных тем, классу предлагаются вопросы к зачету (10 — 20 вопросов). Например в 5 классе, по теме «Натуральные числа и шкалы» был предложен зачет состоящий из 15 вопросов. Заранее выбирается группа из 5 человек, которые ответили учителю все вопросы на «отлично», каждый из них выбирает себе по несколько ребят из класса, у которых они будут принимать зачет по всем вопросам. Результат заносится консультантами в зачетную таблицу.

п/п

Ф.

И.

консультант

оценка

По истечении определенного времени (3-4 дня), проводится опрос учителем по любым пяти вопросам. Оценка может соответствовать той, которую поставил консультант, быть выше или ниже. Такая форма опроса нравится обучающимся и каждый из них стремится стать консультантом. Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников. Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.

Я считаю зачетную систему контроля эффективным средством, способствующим повышению качества обучения, у детей возрастает интерес к учебной работе, возрастает активность.

Перед слабым учеником зачет ставит посильную для него цель: показать умение, решать конкретные задачи. Тем самым обеспечивать спокойные, деловые отношения между учеником и учителем. Сильным ученикам зачет тоже полезен, так как подстраховывает их, защищая от пренебрежения элементарными навыками. Многие ученики быстро овладевают материалом на уровне обязательной подготовки, им предлагаются более сложные задания самого разного содержания.

Зачет проявляет и воспитательное значение, развивает у детей самостоятельность, аккуратность, интерес к предмету, уверенность в собственных силах. Хорошо успевающие учащиеся помогают отстающим ученикам.

Методы, применяемые на уроках физической культуры

На уроках физкультуры применяются традиционные дидактические методы:

— словесные

— наглядные

— практического упражнения

1. В словесных методах часто используются

— объяснения, когда идет сообщение нового материала или дополнения к технике элементов.

— пояснения и комментарии при выполнении студентами отдельных элементов техники, для исправления ошибок и неточностей.

Главное требование: конкретность и точность пояснений.

При правильном выполнении упражнений комментарий играет роль поощрения интереса к занятию, повышения мотивации на учебу.

— Рассказ, беседа проводится при изучении инструкции по технике безопасности. Диалог помогает активизации студентов на освоение данного материала.

— Лекции проводятся при сообщении теоретических сведений.

Неимитационные методы активного обучения лекция-диалог. Она предполагает подачу материала через серию вопросов, на которые студенты должны получить ответы в ходе лекции. Например, при изучении темы «Профилактические и реабилитационные мероприятия по ФК» студентам дается выбор средств восстановления после тренировок или травм, а они решают какие подходят лучше к конкретному случаю.

— Для повышения активности деятельности студентов на занятиях применяются следующие словесные методы:

1) команды: для перестроений и построений, движений по залу.

2) указания(методические и организационные)

3) подсчет: для проведения упражнений разминки на месте и в ходьбе.

Чтобы повысить эмоциональность занятий дается музыкальное сопровождение при проведении разминки.

— Метод проблемного обучения применяется как на теоретических занятиях, так и на практических. Например, на практическом занятии ставится задача: развитие двуглавой мышцы плеча(бицепс), а студенты должны сами выбрать средства её тренировки из предложенных на выбор упражнений.

2. Наглядные методы даются с использование непосредственного и опосредованного показа. Кроме выполнения упражнений преподавателем на уроках физкультуры применяется показ наглядных пособий: карточек, кинограмм, DVD, и видео материалов.

Показ на уроках физкультуры играет особую роль, так как студенты запоминают не то, что слышат, а то, что видят. Поэтому необходимо соблюдать требования к непосредственному показу. Он должен быть правильным, точным и даваться с нужными пространственно-временными характеристиками. Показ преподавателя часто сопровождается словесными комментариями.

3.Очень большая и важная группа методов – это практическое выполнение упражнений. Сколько бы студент не знал и не видел упражнений, если он не будет его выполнять сам, то никогда его не освоит. Все движения нужно прочувствовать через своё тело и только при неоднократном повторении упражнения происходит их заучивание.

Методы практического выполнения упражнений проводятся:

— целостным методом: строго регламентированного упражнения, частично регламентированного упражнения.

— расчлененным упражнение

— игровым методом

-соревновательным методом

Все эти методы применяются нами на уроках физической культуры.

Отличительной чертой является индивидуальный подход к студентам. Это объясняется прежде всего различными уровнями здоровья студентов, их физическими и психическими способностями. Разным уровнем развития физических качеств и техники движений.

Контроль и оценка результатов обучения младших школьников

ВВЕДЕНИЕ

Обучение младших дошкольников – это ответственное мероприятие для педагога, так как именно в этом возрасте формируются первые представления о школе, занятиях, предметах обучения. Поэтому от того насколько правильно будет разработан педагогический процесс, будут зависеть результаты обучения младших дошкольников. Следует, отметь, что одним из главных компонентов педагогического процесса является контроль и оценка результатов обучения младших дошкольников.

Контроль, как и другие компоненты учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Актуальность данной темы заключается в том, что общество постоянно развивается, вводятся новые подходы к педагогическому процессу, тем самым необходимо постоянно совершенствовать контроль и оценку результатов обучения.

Цель работы – изучить, используемые методы контроля и оценки результатов обучения в обучении младших школьников.

Объект исследования – процесс контроля и оценки результатов обучения младших школьников.

Предмет исследования – методы контроля и оценки в процессе обучения младших школьников.

Гипотеза исследования – контроль и оценка, как учебное действие осуществляется не только как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, но и как способ диагностики деятельности учителя, его профессиональности и компетентности как педагога.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  2. Выявить особенности педагогического контроля и оценки знаний в процессе обучения младших школьников;
  3. Описать методы и формы контроля;
  4. Рассмотреть параметры оценочной деятельности.

Методы исследования:

  • Дидактический метод;
  • Опрос;
  • Беседа;
  • Анкетирование.

Контроль в образовательном процессе начальной школы

Виды контроля

Контроль — это элемент процесса обучения, с помощью которого можно определить результаты учебной деятельности, обеспечивающий обратную связь и являющийся средством корректировки учебного процесса.

  1. I. Текущий контроль, самый распространенный вид проверки знаний. Его основная цель — анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Данный вид контроля позволяет своевременно выявить недочеты в процессе получения знаний, определить их причины, и возможность быстро их устранить. Данный контроль в первую очередь важен для учителя, так как позволяет своевременно внести корректировки в свою деятельность, внести изменения в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости. Школьники младшего возраста, как правило, допускают большое количество ошибок, поэтом учитель должен совместно с учащимися провести анализ учебных действий и устранить недочеты. Что позволит учителю более объективно оценить знания учеников.
  2. II. Тематический контроль – это контроль который состоит из проверки усвоенного материала по каждой крупной теме тематического плана, а оценка фиксирует результат. Специфика тематического контроля:

1) Учитель дает возможность школьникам младшего возраста пересдать (исправить), полученную оценку, также ученики могут рассчитывать на дополнительное время при выполнении заданий.

2) После выставления отметки учитель ориентируется на итоговые отметки по определенной теме, при это не учитывая средний балл, что делает контроль более объективным;

3) Учитель дает возможность ученикам получить более высокую оценку своих знаний, при этом уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

III. Итоговый контроль — это оценка результатов обучения за определенный период обучения, например, четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год. При выставлении оценок за учебный год учитывается средняя оценка по результатам итоговых оценок за учебные четверти.

  • Методы и формы контроля

К методам контроля относятся:

1) устный,

2) письменный,

3) практический (лабораторный),

4) машинный контроль

5) самоконтроль учащихся.

К формам контроля относятся: индивидуальная форма и фронтальная.

Устный индивидуальный контроль дает учителю возможность выявить уровень успеваемости каждого отдельного учащегося. Ученик отвечает на поставленный вопрос, после ответа на который, ему необходимо ответить на ряд вопросов, связанных с основным но более конкретных.

При проведении данного вида контроля учащийся, как правило, вызывается к доске. При необходимости, то есть при не полном ответе на основной вопрос, учитель может уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникают колебания при выставлении отметки.

Устный фронтальный контроль состоит из логически связанных между собой вопросов, по конкретному материалу. При фронтальном опросе ученики отвечают на поставленные вопросы кратко и лаконично с места. Данный контроль применяется с целью повторения и закрепления учебного материала, пройденного за короткий промежуток времени. По отношению к индивидуальному опросу фронтальный имеет свои плюсы и минусы. Фронтальный опрос активизирует работу всего класса, дает возможность ответить большему количеству учеников, позволяет определить уровень усвоения материала младшими школьниками. При фронтальном опросе учащиеся охотно участвуют в педагогическом процессе, при этом им предоставляется возможность дополнить, уточнить или исправить ответ предыдущего ученика. Недостатки фронтального опроса очевидны: он не проверяет глубину знаний; возможны случайные удачные ответы учащихся.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников! Рассчитать стоимость

Письменный контроль предполагает, ситуацию, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные работы по математике, русскому языку (диктанты, изложения, сочинения) и т.п. Фронтальные и индивидуальные работы могут проводиться в течении всего урока или его части. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, составления карточек (например, при систематизации растений).

Для проведения письменного индивидуального контроля, применяются различные дидактические материала. Такие формы контроля, например, применяются при работе с учениками, которые пропустили занятия из за болезни (чтоб не отрывать от учебного процесса весь класс), или для учеников, которые стесняются выступать на публике.

Практический или лабораторный контроль позволяет оценить уровень развития, не только умственных способностей учеников, но и их физическое развитие (бег, приседание, мелкая моторика рук). В старших классах он осуществляется на лабораторных занятиях. По математике это связано с измерительными работами, на других уроках, например уроках физики, с проверкой умения пользоваться приборами типа амперметр, вольтметр, микрометр и др. Другими словами, этот метод контроля необходим, для того чтобы выявить какие элементы учебного процесса, даются ученикам тяжелее всего. Следовательно, и применяется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы.

С развитием информационных технологий в обучении все чаще применяются различные способы использования компьютерной техники, что позволило на данном этапе использовать машинный контроль. При таком виде контроля наиболее популярным является возможность ученикам отвечать на поставленный вопрос, выбрав верный из представленных вариантов. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Тем не менее он имеет свои минусы, так как данный контроль не выявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок, которые педагог замечает при устном и письменном контроле.

Применение различных контролирующих устройств в процессе обучения велико. Эффективность применения данного вида контроля, напрямую зависит от того, насколько учитель позволит работать ученикам самостоятельно, не вмешиваясь в процесс. Это позволит увеличить возможность самоконтроля учениками. Самоконтроль с применением машин сходен с контролем по окончательному результату, который должен сочетаться с самоконтролем по ходу выполнения задания. Школьников младшего возраста необходимо научить самоконтролю, то есть самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять обнаруженные пробелы в знаниях.

Различное сочетание методов контроля называется комбинированным, или уплотненным контролем. Обычно это сочетание устного и письменного опроса. Данный метод контроля имеет свои особенности, например, учитель может вызвать к доске не одного учащегося, а сразу несколько, при это один из них отвечает устно, а остальные готовятся к ответу на классной доске, или же часть выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе. Основным преимуществом комбинированного метода является, проведение основательной проверки знаний не одного учащегося, а нескольких за короткий промежуток времени.

Наиболее простым и эффективным методом контроля в обучении младших школьников является тестирование. В настоящее время тестирование стало одной из популярных форм контроля процесса усвоения ЗУН учениками в школе (зачеты, ЕГЭ), использование тестирования в начальной школе позволяет выявить недочеты в образовательном процессе.

Параметры оценочной деятельности учителя

Оценка — это определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:

— качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

— степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

— степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.)

— уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.

Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные — словесными суждениями (характеристиками ученика). Следует обратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных интересов и самостоятельностью обучающегося.

Требования к оцениванию

Прежде чем приступать к оценке результатов младших дошкольников, необходимо учитывать психологические особенности учеников данного возраста:

— неумение объективно оценить результаты своей учебной деятельности,

— слабый контроль и самоконтроль,

— неадекватность принятия оценки, учителя и др.

Следует отметить, что проверка знаний должна соответствовать и исходить из ранее изученного материала и основываться на общем уровне развития детей. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся. Необходимо наиболее объективно оценивать учеников, аргументировать поставленную оценку. Межличностные отношения между учителем и учениками, не должны отражаться в процессе обучения и тем более на оценке. Это особенно важно потому, что нередко педагог делит детей на отличников, хорошистов, троечников и, невзирая на конкретный результат работы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику — завышает, а троечнику — занижает.

Каждый школьник, по своему, реагирует на поставленную ему отметку. Кто-то будет рад четверки, а кто- то из учеников наоборот расстроится. Все будет зависеть от сформированности самооценки. Но, как бы, не реагировал ученик на оценку, учитель должен пояснить, аргументировать результат оценивания. Объективность оценки, поможет снизить уровень недопонимания как между учителем и учениками, так и между самими школьниками. Не объективность в оценивании знаний учащихся показывает не компетентность учителя, более того такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка — проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.

Следует помнить, что деятельность учителя по оценке знаний учеников, полученных в результате учебной деятельности, состоит в формировании, у школьников младшего возраста умений оценивать свои результаты, видеть ошибки и самостоятельно их устранять. Учитель должен создать определенное общественное мнение в классе, например, все ли согласны с оценкой, или что необходимо сделать, чтобы исправить ошибки, какое общее впечатление от работы? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.

В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается, прежде всего, умения и желания осуществлять самоконтроль. Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с другими учениками, результаты обучения которых выше; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.

Объективный контроль и оценка результатов обучения младших школьников оказывает большое влияние на дальнейшее отношение школьника к учебной процессу и школе в целом. При таком подходе ученик становится равноправным участником образовательного процесса, который стремится к проверке своих знаний, к постановке целей, которых он бы хотел достичь в процессе обучения. Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.

Характеристика цифровой отметки и словесной оценки

Следует отметить, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Следует не допускать тенденции формального «накопления» отметок, ориентировку на «среднюю» отметку, выведанную путем арифметических подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость. Например, школьник получил за диктант по русскому языку «2», так как допустил грубые ошибки при применении пройденных правил орфографии. Но в последующей своей работе он усвоил эти правила и в следующем диктанте их не нарушил. Такое положение означает, что первая «2» недействительна, исправлена и не учитывается при выведении итоговой отметки.

Таким образом, следует бороться за объективность отметки как единственного средства формирования прилежного поведения и мотивов учения, и поощрять отказ от выведения среднеарифметической оценки. Необходимо совершенствовать, прежде всего, методику текущего контроля, усиливать значение воспитательной функции. Еще одной важной проблемой деятельности оценивания являются разные подходы к использованию отметки в первом класс». Необходимо отказаться от выставления отметок учащимся 1-го класса в течение всего первого года. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники узнают основные характеристики разных отметок (в каком случае ставится «5», в каких случаях отметка снижается). До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке.

Отметкой оценивается результат определенного этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы чтения, письма, счета, пока не достигнуты сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка больше оценивает процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует неустоявшиеся умения и неосознанные знания. Исходя из этого, оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно.

Ответ в течение 5 минут! Без посредников! Сделать расчет

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка «1»). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно».

Виды и формы организации контроля в физическом воспитании

Виды и формы организации контроля в физическом воспитании

Контроль является частью общей системы физического воспитания школьников. В его основе лежит контроль за местом занятий физической культурой, объемом и интенсивностью физических нагрузок в соответствии с физическим и функциональным состоянием школьников. Только правильно организованный учебно-тренировочный процесс обеспечит расширение физиологических и функциональных резервов организма и сделает его более устойчивым и выносливым как к эмоционально-информационным перегрузкам, которым подвергаются школьники, так и к внешним неблагоприятным условиям внешней среды. Расширение физиологических резервов позволит укреплять здоровье школьников и поддерживать их умственную и физическую работоспособность на должном уровне.

Контроль в управлении процессом обучения в школе осуществляется в виде предварительного, текущего, оперативного и итогового учета успеваемости.

Предварительный контроль имеет целью определение исходного состояния объекта управления. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала. Такой контроль в форме учета реализуется задолго до начала изучения нового раздела программы, в начале учебного года, семестра. Предметом контроля могут быть показатели уровня фактической обученности по итогам предыдущего учебного года в виде знаний, навыков и умений ранее изученных действий; показатели общей физической подготовки, которые имеют определенное значение в предстоящем учебном году. Материалы предварительного учета используются для конкретизации целей и задач соответствующих циклов технологии учебно-воспитательного процесса. Они могут быть использованы и для определения сдвигов в уровне фактической обученности школьников в учебной четверти, семестре, году.

Показатели предварительного учета, будучи факторами конкретизации целевой ориентации цикла технологии, используются для обоснования содержания, форм и методов подготовительного этапа обучения. С подобными материалами следует ознакомить и учащихся. Им должны быть известны их учебные возможности. К примеру, учитель дал контрольное задание, связанное с лазаньем по канату, обнаружил, что некоторые учащиеся владеют техникой выполнения данного упражнения способом «в три приема». Это обстоятельство позволит дифференцировать содержание деятельности учителя и коллектива класса на подготовительном и последующих этапах обучения. В частности, тем учащимся, которые уже умеют выполнять данную двигательную задачу, не нужен не только подготовительный этап, но и этап формирования умения выполнить изучаемое двигательное действие по общей схеме. Появляется возможность использовать этих учащихся в качестве помощников и подготовить для них индивидуальные задания, пересмотреть ранее намеченные формы организации их деятельности на уроке. Соответственно должна быть скорректирована работа и со слабыми и средними учащимися.

Таким образом, контроль, нацеленный на выявление возможностей учащихся для усвоения того или иного раздела программы, реализуемый в виде предварительного учета, крайне необходим. Без него невозможны правильное построение процесса обучения на уроках физической культуры и управление им.

Материалы предварительного учета могут представить большой интерес и для руководителей педагогических коллективов школ.

Текущий контроль проводится на каждом уроке и представляет собой основную форму контроля. Он реализуется в виде поурочного учета успеваемости как компонент управления процессом обучения. Текущий учет нацелен на повышение эффективности учебного процесса. На основе материалов текущего контроля используются такие методы, как наблюдение, вызов-опрос, контрольные испытания. Учащихся могут предупреждать о том, что их действия (называют, какие именно) будут оценивать. В любом случае им сообщают результаты контроля. Оценка учителя достигает желаемых результатов только тогда, когда обучаемый внутренне согласен с ней. В действительности же учащиеся не всегда согласны с оценкой учителя, самостоятельно оценивают свои успехи, и лишь в 50 % случаев их самооценка совпадает с оценкой педагога. У хорошо успевающих школьников совпадение самооценки и оценки учителя бывает в 46 %, а у слабоуспевающих — в 11 % случаев.

Оценка успеваемости по физической культуре, как и по другим предметам, выставляется по пятибалльной системе. Иногда и процессе текущего контроля применяется десятибалльная шкала оценок и последующий их перевод в пятибалльную систему. Важно объяснять, за что ставится соответствующий балл, за что снижается оценка, т.е. должны быть сформированы единые оценочные суждения, их критерии, эталоны, как об этом уже говорилось. Учитель и учащиеся должны знать эталон техники изучаемых двигательных действий.

Эталон техники должен быть адаптирован к возрастным возможностям учащихся, их подготовленности к восприятию и осознанию критериев эталона. Поэтому необходима предварительная разработка учителем критериев оценки техники в баллах; только тогда он сможет аргументирование обосновать свои контрольно — оценочные суждения, их объективность, и они приобретут статус объективных критериев для контроля учебной деятельности для учащихся.

Оперативный, или периодический, контроль — это такая разновидность контрольной деятельности учителя, которая нацелена на обеспечение промежуточных целей и задач функционирования процесса обучения на отдельных этапах управленческих микроциклов, т. е. учебного года. Его можно сравнивать со срезовым контролем, проводимым министерством образования.

Задачи оперативного контроля:

— выявить характер усвоения учащимися отдельных разделов программы: гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр (баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол и др.), плавания, лыжной подготовки и др.;

— определить характер воздействия учебного процесса на сдвиги в уровнях физического развития и физической подготовленности;

— определить подготовленность учащихся к выполнению норм и требований программы.

Оперативный контроль проводится, таким образом, после изучения логически законченной части раздела программы или в конце определенного этапа годичного цикла обучения. Этот вид контроля имеет целью проверку учебной деятельности учащихся и учителя по освоению большего объема программного материала.

Результаты оперативного контроля могут быть выражены в оценках показателей физической подготовленности (м, с, масса, количество повторений и т.д.).

При анализе и интерпретации результатов оперативного контроля должны быть использованы материалы предварительного и текущего контроля для сопоставления, сравнения исходного, текущего и достигнутого на данном этапе состояния объекта управления.

В итоге желательно в присутствии классного руководителя и представителей родительской общественности должны быть определены позитивные и негативные стороны учебного процесса, причины, которые их обусловили, обоснованы рекомендации по улучшению объекта управления, приведения его в состояние, наиболее соответствующее закономерностям функционирования и, конечно, по обеспечению решения поставленных задач и цели.

Оперативный контроль существует как в управленческой деятельности самого учителя, так и на вышестоящих уровнях управления. Он позволяет своевременно заметить и устранить негативные моменты обучения.

Итоговый контроль проводится в конце определенного этапа, периода (четверть, семестр) учебного процесса.

Цель итогового контроля — выявление результатов обучения, определение качества приобретенных знаний, сформированных двигательных умений, навыков, умения использовать системы знаний и навыков в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Итоговый контроль на завершающих этапах отдельных периодов учебного года заключается в сопоставлении плановых и реально достигнутых показателей успешности усвоения учащимися программного материала на промежуточных отрезках годичного учебного процесса. По итогам такого анализа выявляются позитивные и негативные стороны достижений, определяются факторы, обусловившие успехи и негативные проявления, обосновываются коррекционные воздействия педагога, нацеленные на устранение выявленных недостатков на последующих этапах учебного года.

Контрольная деятельность может быть реализована в фронтальной, групповой, индивидуальной, комбинированной формах и самоконтроле.

Фронтальная форма рекомендуется в тех случаях, когда контролю подлежит сравнительно небольшой по объему материал. К примеру, в вводной или заключительной части урока учитель решил определить сформированность знаний по тем или иным темам. Для этого он обратился к классу с вопросом, требующим кратких ответов. Такие ответы могут быть даны учащимися прямо в строю. Всему классу или группе учащихся может быть предложено выполнить какой-либо элемент техники ранее изученного двигательного действия. Наблюдение за его выполнением дает учителю нужную информацию в кратчайшее время. Так, во время разминочного медленного бега учитель предлагает по его сигналу выполнить остановку прыжком и фиксировать баскетбольную стойку.

При умелом применении фронтальный метод позволяет проверить усвоение техники двигательных действий значительной частью учащихся за сравнительно небольшое время.

Групповая форма контроля используется в тех случаях, когда на уроке решаются 2 — 3 педагогические задачи и учащиеся организованы по группам.

Возникает возможность проверить итоги учебной работы или ход реализации двигательной задачи частью учащихся класса, получивших групповое задание.

Задачи ставятся перед этой группой, и в их решении принимают участие все учащиеся группы.

Групповая форма может быть использована для контроля знаний, умений, навыков, уровня физической подготовленности, сформированности умений, самостоятельных занятий физическими упражнениями и т.д.

Индивидуальная форма контроля применяется для более глубокого выявления уровня подготовленности учащихся, их знаний, умений, навыков, количественных показателей. В этих целях используют вызов — опрос или организуют деятельность учащихся в индивидуально-групповой форме.

Самоконтроль учащихся обеспечивает внутреннюю обратную связь в учебном процессе, получение учащимися информации о правильности решения двигательной задачи, о сформированности знаний, умений и навыков, о трудностях и недостатках. Формирование навыков самоконтроля — важнейшая часть умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями (9).

Предмет контроля не должно ограничиваться только медицинскими осмотрами, инструментальными исследованиями, оно значительно шире и включает в себя широкий комплекс мероприятий, а именно:

  • контроль за состоянием здоровья и общим развитием занимающихся физической культурой и спортом;

  • врачебно-педагогические наблюдения на уроках физкультуры, в процессе тренировочных занятий, соревнований;

  • диспансерное обследование занимающихся в школьных секциях;

  • медико-санитарное обеспечение школьных соревнований;

  • профилактика спортивного травматизма на уроках физкультуры и на соревнованиях;

  • профилактика и текущий санитарный контроль мест и условий проведения занятий и соревнований;

  • врачебные консультации по вопросам физической культуры и спорта.

Важным участком работы учителя физкультуры и школьных медицинских работников является врачебно-педагогический контроль за занимающимися, который должен охватывать все формы физического воспитания в школе – уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, самостоятельные игры на большой перемене и т. д. И главное – определение влияния занятий физкультурой на организм школьника.

Учитель физкультуры и школьный врач (или медицинская сестра) определяют интенсивность урока физкультуры (по пульсу, частоте дыхания и внешним признакам утомления), достаточна ли разминка, соблюдены ли принципы распределения детей на медицинские группы (иногда детей с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья отстраняют от занятий, но еще хуже, когда они занимаются вместе со здоровыми детьми).

Врач (медсестра) следит за соблюдением ограничений в занятиях того или иного школьника, имеющего отклонения в физическом развитии (нарушение осанки, плоскостопие и др.).

Важным направлением врачебно-педагогических наблюдений является проверка выполнения санитарно-гигиенических правил в отношении условий и мест проведения занятий физкультурой (температура, влажность, освещение, покрытие, готовность спортивного инвентаря и т. п.), соответствия одежды и обуви, достаточности страховки (при выполнении упражнений на спортивных снарядах).

Кроме того, учитель физкультуры и врач (медсестра) перед допуском к занятиям должны тестировать школьников, перенесших те или иные заболевания.

В соответствии с “Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом” учащиеся и студенты, занимающиеся по государственным программам физического воспитания, проходят медицинское обследование по установленной форме не реже одного раза в течение одного года у врачей, обслуживающих учебные заведения. На основании данных о состоянии здоровья и физическом развитии их распределяют на медицинские группы по физическому воспитанию.

Главным содержанием контроля являются наблюдения за собственными действиями в процессе выполнения физических упражнений, а в связи с этим — проверка полноценности восприятий и представлений, предпринимаемых на их основе самостоятельных решений; выявлении недочетов (или достижений) в координации и других показателях качества движений, определение степени их соответствия требованиям, предъявляемым педагогом. При этом учитываются также состояние организма и психики, изменения в поведении и др. Данная сторона самоконтроля во многом сходна с внешним контролем педагога за учебным процессом и существенно дополняет его. Она имеет большое воспитательное и образовательное значение для занимающихся. Осмысливая и оценивая воспринимаемое, уточняя свои мысли путем вопросов к педагогу и соответствующих разъяснений с его стороны, занимающиеся глубже проникают в суть выполняемого, сознательно, активно и инициативно реализуют задания преподавателя, овладевают высокой культурой учебной деятельности и приобретают более полноценные знания, умения и навыки. Особенно ценным является то, что они осознают необходимость контролировать себя, приучаются проверять и критически оценивать действия и поступки, самостоятельно находить способы их улучшения и проявлять волю к осуществлению своих решений. Контролю необходимо обучать, воспитывая правильное к нему отношение и развивая значимые для контрольных функций способности и качества (наблюдательность, тонкое «мышечное чувство», самостоятельность и критичность мышления, нетерпимость к недостаткам, стремление к самоусовершенствованию и др.).

Обычно работу занимающихся комментирует и оценивает педагог, объясняя при этом допускаемые ими ошибки, давая указания о способах их устранения. В определенной мере такая информация нужна и полезна, но вместе с тем необходимо вызывать у занимающихся потребность самим добывать ее, осуществлять анализ и делать выводы. Вовлекая в разбор и коллективное (или индивидуальное) обсуждение учебной работы, надо побуждать учеников к контролю и оценке учебных действий и движений товарищей, а затем и собственных. Необходимо учить фиксировать внимание как на удачах, так и на недостатках, искать причины их возникновения, определять путем соответствующих суждений задачи дальнейших действий. При этом важно терпеливо и тактично направлять и корректировать самонаблюдения, самооценки и познавательное мышление занимающихся.

Условно можно выделять следующие разновидности контроля в процессе учебной, спортивно-тренировочной и соревновательной деятельности:

— профилактический;

— коррекционный;

— констатирующий.

Профилактический контроль позволяет предупредить возникновение некоторых ошибок во время выполнения заданий. Его суть заключается в том, что, прежде чем выполнить физическое упражнение, высказать суждение, ответить на вопрос педагога, проверяется готовность к этому (например, устанавливается наличие ясного представления о структуре и характере предстоящего движения, понимания обсуждаемого явления или факта, четкости формулировки знаний и т.п.).

Коррекционный контроль осуществляется в процессе выполнения задания и служит самостоятельному оперативному корректированию учебных, соревновательных и других действий. Связанные с коррекционным контролем самонаблюдения и самооценки, а также самостоятельные поиски причинно-следственных связей, творческое определение средств и приемов корректирования дальнейших усилий, по существу, подобны аналогичным действиям педагога. Однако некоторые из них нуждаются в дополнениях и поправках, другие, наоборот, отличаются большей информативностью или практической значимостью (например, у высококвалифицированных спортсменов). Поэтому умение педагога сочетать собственные контрольные данные с результатами самоконтроля обеспечивает достижение более значительного эффекта в области самой двигательной подготовленности.

Констатирующий контроль отличается тем, что ограничен лишь выявлением и оценкой отдельных фактов, собственно учебной, спортивно-тренировочной и соревновательной деятельности, ее обстановки и условий. Он лишен элементов оперативного и методического развития. Типичной формой констатирующего самоконтроля является проверка и констатация достижений (например, степени овладения техникой движения на отдельном уроке или серии уроков; уровня развития скоростных качеств на определенном этапе тренировки и т.п.). Во многих случаях эта разновидность самоконтроля является составной частью коррекционного, причем выявленные данные либо становятся основанием оперативных суждений, выводов и действий, либо остаются в резерве, либо отбрасываются. В первом случае констатирующий самоконтроль преобразуется в коррекционный (регулирующий), во втором — остается в характерных собственных рамках.

Рассмотренные разновидности контроля должны осуществляться на занятиях как под руководством преподавателя, так и при его отсутствии. В последнем случае они приобретают особое значение, поскольку от них зависит полноценность выполняемых упражнений. По этой причине большую роль играет самоконтроль в процессе соревнований. Систематический самоконтроль в условиях занятий, особенно при направленном стимулировании со стороны педагога, способствует усвоению ряда знаний и умений, совершенствованию способностей, накоплению опыта, имеющих значение для профессионально-педагогической деятельности. Этим достигается усиление и конкретизация в определенном направлении связи учебно-воспитательного процесса с жизнью. Так, постепенно вводя элементы педагогической деятельности в учебные занятия (например, поручая отдельным лицам контроль за действиями товарищей, оценку и помощь; выдвигая наиболее достойных на роль групповодов и т.п.), педагог создает условия повышенных требований к самоконтролю и самооценке, способствует самовоспитанию потенциальных или уже действующих активистов массовой оздоровительной и спортивной работы.

Данные контроля необходимо систематически фиксировать в индивидуальном дневнике. В воспитательных целях дневниковые записи должны систематически анализироваться педагогом, а иногда и врачом.

Самоконтроль школьников на уроках физической культуры отнесенных по состоянию здоровья в подготовительные и специальные медицинские группы

Навойцева Людмила Владимировна, учитель физической культуры ГБОУ СОШ №213 с углубленным изучением английского языка

Самоконтроль — это метод самонаблюдения за состоянием своего организма

в процессе занятий физическими упражнениями. Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения складывается из учета субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей (веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления, динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во время занятий физическими упражнениями и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха.

При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Наиболее удобная форма самоконтроля — это ведение специального дневника. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы — субъективные и объективные. К субъективным показателям можно отнести самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам.

Как правило, при систематических занятиях физкультурой сон хороший, с быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после сна. Применяемые нагрузки должны соответствовать физической подготовленности и возрасту. Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Есть сразу после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая. При ухудшении самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки, а при повторных нарушениях — обратиться к врачу.

Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима. Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии. В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности.

К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной ёмкостью лёгких, весом, мышечной силой, спортивными результатами.

Общепризнанно, что достоверным показателем тренированности является пульс. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки — за Х., например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после — 20 ударов. После нехитрых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%.

Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается. Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле

ИК=Д/П, где Д — минимальное давление, а П — пульс.

У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечнососудистой системы он становится большим или меньшим единице.

Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи, с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких — объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин — 2,5-4 литра.

Использование методов, стандартов, антропометрических индексов, упражнений-тестов для оценки физического состояния организма и физической подготовленности.

Для оценки физического состояния организма человека и его физической подготовленности используют антропометрические индексы, упражнения-тесты и т.д.

К примеру, о состоянии нормальной функции сердечнососудистой системы можно судить по коэффициенту экономизации кровообращения, который отражает выброс крови за 1 минуту. Он вычисляется по формуле

(АДмакс. — АДмин.) * П. , где АД — артериальное давление,

П. — частота пульса.

У здорового человека его значение приближается к 2600. Увеличение этого коэффициента указывает на затруднения в работе сердечнососудистой системы.

Существуют две пробы для определения состояния органов дыхания — ортостатическая и клипостатическая. Ортостатическая проба проводится так. Физкультурник лежит на кушетке в течение 5 минут, затем подсчитывает частоту сердечных сокращений. В норме при переходе из положения, лёжа в положение, стоя отмечается учащение пульса на 10-12 ударов в минуту. Считается, что учащение его до 18 ударов в минуту — удовлетворительная реакция, более 20 — неудовлетворительная. Такое увеличение пульса указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечнососудистой системы.

Ещё есть один довольно простой метод самоконтроля «с помощью дыхания» — так называемая проба Штанге (по имени русского медика, представившего этот способ в 1913 году). Сделать вдох, затем глубокий выдох, снова вдох, задержать дыхание, по секундомеру фиксируя время задержки дыхания. По мере увеличения тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо натренированные люди могут задержать дыхание на 60-120 секунд. Но если вы только что тренировались, то задержать надолго дыхание вы не сможете.

Большое значение в повышении работоспособности вообще и при физической нагрузке в частности имеет уровень физического развития, масса тела, физическая сила, координация движений и т.д.

При занятиях физкультурой важно следить за весом тела. Это так же необходимо, как следить за пульсом или артериальным давлением. Показатели веса тела являются одним из признаков тренированности. Для определения нормального веса тела используются различные способы, так называемые росто-весовые индексы. На практике широко применяется индекс Брока. Нормальный вес тела для людей ростом 155-156 сантиметров равен длине тела в см., из которой вычитают цифру 100; при 165-175 — 105; а при росте более 175 см — больше 110.

Можно также пользоваться индексом Кетля. Вес тела в граммах делят на рост в сантиметрах. Нормальным считается такой вес, когда на 1 см роста приходится 350-400 единиц у мужчин, 325-375 у женщин.

Изменение веса до 10% регулируется физическими упражнениями, ограничениям в потреблении углеводов. При избытке веса свыше 10% следует создать строгий рацион питания в дополнение к физическим нагрузкам.

Можно также проводить исследование статической устойчивости в позе Ромберга. Проба на устойчивость тела производится так: физкультурник становится в основную стойку — стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены (усложнённый вариант — стопы находятся на одной линии, носок к пятке). Определяют время устойчивости и наличие дрожания кистей. У тренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшения функционального состояния нервно-мышечной системы.

Необходимо также систематически определять гибкость позвоночника. Физические упражнения, особенно с нагрузкой на позвоночник, улучшают кровообращение, питание межпозвоночных дисков, что приводит к подвижности позвоночника и профилактике остеохондрозов. Гибкость зависит от состояния суставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры окружающей среды и времени дня. Для измерения гибкости позвоночника используют простое устройство с перемещающейся планкой.

Регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность и эмоциональный тонус. Обязательным условиям самоконтроля физической нагрузки школьников во время занятий физическими упражнениями является использование различных функциональных проб контроля за функциональным самочувствием, как во время занятий, так и в восстановительном периоде сразу после занятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *