Формы организации детского труда в условиях ДОУ

«Формы организации труда в ДОУ» материал на тему

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский Губернский колледж»

Контрольная работа по предмету

«Педагогика»

Тема: «Формы организации труда в ДОУ»

Студентка группы 444 з 3

По специальности 44.02.01 Дошкольное образование

(заочная форма обучения)

Волкова Любовь Ивановна

Преподаватель: Клочкова Наталья Валерьевна

Нижний Новгород — 2018

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.

Содержание труда реализуется в разных формах организации:

— поручения (отдельным детям, небольшим группам),

— дежурства (по столовой, занятиям, уголку природы), поочерёдное выполнение детьми обязанностей,

— коллективный труд (организуемый воспитателем и самими детьми, небольшими группами и всей группой).

В зависимости от возраста детей используется та или иная форма организации детей. Так в младшем возрасте большое предпочтение отдаётся поручениям, в старшем возрасте – труд всё чаще приобретает коллективный характер.

1.Поручения – это задания, просьба, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Трудовые поручения – наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью. Исследованию данной формы были посвящены научные труды В.Г. Нечаевой, А.Д. Шатовой (1974).

Поручения всегда исходят от взрослого.

• В поручениях определяется конкретная задача и четкая направленность на получение результата (что и как сделать).

• Поручения создают возможность для индивидуальной работы с детьми.

• В процессе выполнения поручений удобно осуществлять контроль за наличием трудовых умений и навыков, отношениям ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, но особенно поручения важны в период от 3 до 5 лет.

Поручения используются для:

— обучения трудовым навыкам, умениям;

— формирования у детей уверенности в своих силах и способностях;

— удовлетворения потребности в общении со взрослыми;

— подготовки к другим формам труда;

— воспитывают желание трудиться.

Это первая форма организации трудовой деятельности. Поручения могут быть:

• по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие);

• по продолжительности; (кратковременные, эпизодические, длительные);

• по содержанию соответствовать видам труда;

• по трудности (простые, сложные).

В практике работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения (реже — коллективные, подгрупповые — двум-трем детям). Научить одного — двух ребят легче, чем целую группу; более удобен контроль за действиями каждого, своевременное оказание помощи тем, кто в ней нуждается, дополнительный показ, совет и т.п.

Особые возможности для формирования навыков предоставляют длительные поручения, когда ребенок два-три дня отвечает за какое-то дело. В поручениях заключен элемент требования, с помощью которого ребенок, особенно младшего возраста, приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого. Через разнообразные поручения ребенок приучается выполнять определенные обязанности.

В практике воспитания поручения чаще организуются в первую половину дня (до завтрака) или во вторую половину (после дневного сна). Так как в младших группах нет дежурств, у воспитателя имеются большие возможности систематически привлекать большое количество детей к выполнению разнообразных поручений, связанных с трудом в уголке природы, с различным хозяйственно-бытовым трудом в групповой комнате и на участке детского сада (собрать игрушки перед уходом с прогулки, раздать карандаши для рисования и т.д.).

Возрастная ступень, на которой поручения особенно распространены — это средняя группа, где большее число поручений носит индивидуальный характер, и приходятся на первую половину дня (полить комнатные растение, подмести часть участка, собрать мусор в ведро, и т.д.).

В старших группах поручения продолжают играть большую роль, однако важное значение начинают приобретать обязанности. Воспитатель привлекает детей к выполнению поручений, не входящих в обязанности дежурных. Особое место занимают поручения, носящие общественный характер (помочь малышам, дворнику и т.д.).

Чтобы поручения оказывали воспитательное воздействие, они всегда должны содержать конкретную цель и воспитательную задачу, например, закрепить непрочные трудовые навыки, познакомить с новым содержанием труда. Иногда поручения даются с целью отвлечь ребенка от нежелательного занятия.

Интерес детей к выполнению поручений обусловлен их содержанием. К первой группе можно отнести поручения, связанные с выполнением одного способа действия (подать, принести, отнести, поднять и т.д.). Они кратковременны, эпизодичны.

Вторую группу составляют поручения, которые содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций (помыть клетку, покормить животных, рыб, птиц, полить комнатные растения, цветник, огород).

В третью группу войдут поручения, связанные с результатами, которых дети достигают не сразу (посеять, посадить, постирать, попросить папу подточить цветные карандаши и т.д.). Подобные поручения практикуют в старших группах.

В особую группу выделяются поручения, при выполнении которых нет видимого результата (спросить повара, что сегодня на завтрак, пригласить методиста на занятие и т.д.). Такие поручения решают задачи обучения детей умению общаться со взрослыми, уметь ориентироваться в помещении детского сада.

В разных возрастных группах руководство поручениями имеет свои особенности. С детьми 3-5 лет воспитатель использует в большей степени индивидуальный подход, напоминание, совместную работу с детьми. Наблюдения показывают, что большинство детей от 3 до 5 лет при выполнении поручений ориентируются на требования педагога. Чтобы воспитать разумное послушание и исполнительность малышей, воспитатель становится непосредственным участником деятельности ребенка. В совместной деятельности воспитатель имеет возможность осуществлять контроль незаметно. Опыт совместной работы с детьми 3-5 лет показывает, как велика роль обучающего воздействия при выполнении поручений. При этом воспитатель пользуется приемами показа и объяснения. Иначе малейшая трудность — и ребенок бросает порученное дело.

Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, активная роль воспитателя необходима. Однако по мере накопления опыта самостоятельного выполнений задания целесообразно перейти к словесному напоминанию (подсказать как действовать) или активизировать детей вопросами.

Постепенно воспитатель может переключать детей на индивидуальные поручения не одному, а сразу нескольким детям, показывая приемы работы одновременно всем детям. Добиваясь положительного результата, воспитателю важно использовать оценку содержания деятельности ребенка (чаще всего положительную, доброжелательную оценку), чтобы вызвать у детей интерес к выполнению поручения.

В младшей и средней группах особенно важно замечать детскую инициативу (увидел, что валяется игрушка — подними, положи на место и т.д.). Детям 3-5 лет воспитатель предлагает внимательно посмотреть и самим найти, что нужно сделать. В оценке труда следует широко использовать игровые приемы.

Участие всех детей данных групп в выполнении поручений является важной подготовкой к участию в дежурствах.

В старших группах вводятся поручения-задания (принести всем коробки и т.д.), поручения, связанные с длительными наблюдениями. Чаще всего поручения носят общественный характер. При руководстве поручениями педагог широко использует приемы оценки (своей) и самооценки (детей), напоминание, требование, усиливается роль контроля.

Чтобы равномерно привлекать всех детей к выполнению поручений, воспитатель должна вести контроль.

Итак, поручения позволяют решать различные задачи воспитания и широко используются в дошкольных учреждениях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2. Дежурство – форма организации труда детей, предполагающая труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Впервые тема дежурства была исследована З.Н. Борисовой (1953). Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами). Во втором полугодии (в конце) второй младшей группы или вначале средней группы, вводится дежурство по столовой, т.к. оно наиболее доступно и понятно детям.

Дежурство по подготовке к занятиям требует от детей сосредоточенности. Вводится оно в средней группе со второй половины года. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, кап дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте.

Дежурство по уголку природы организуется со старшей группы, т.к. оно требует большого объема знаний о природе. Дежурные дети в течение дня должны нести ответственность за живые объекты в группе. Воспитателю нужно помогать детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «поговорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они живые (на биологическом уровне) и для них важны внимание и ласковые слова. Так у детей будут формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.

В условиях дошкольного учреждения дежурства имеют свои особенности:

• способствуют систематичности включения детей в труд;

• требуют от ребенка большей самостоятельности;

• необходимы знания последовательности и объема работы;

• имеют общественную значимость для всего коллектива;

• задания даются в обобщенном виде.

Если дежурство вводится впервые, то непосредственно перед его введением следует провести специальное обучающее занятие.

Необходимо оформить уголок дежурства. Лучше оформлять его вместе с детьми. Оформлять можно по-разному в зависимости от фантазии и умений воспитателя и детей. Вместе с детьми нужно отмечать ежедневно кто, где и когда дежурил. Используются фотографии детей, картинки, кармашки и т.п. В уголке дежурства обязательно должны быть халаты, косынки, колпачки, нужно иметь также тряпочки, лейки, палочки для рыхления земли, корм для рыб и т.д.

Продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели. В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Если были допущены ошибки, целесообразнее обсудить их только с дежурившими.

Имеет свои особенности и подбор дежурных:

• объединение детей по одинаковому отношению к труду;

• объединение по принципу «кто с кем хочет» или сидит вместе»;

• объединение по признаку подвижности (подвижный с малоподвижным);

• • объединение по алфавиту (в подготовительной группе).

Непосредственно перед дежурством следует напомнить обязанности дежурных или спросить эти обязанности у детей (чтобы они их вспомнили).

Требования к дежурству:

1. Труд дежурных не должен заменять труд взрослых, т. к. он организуется в дошкольном учреждении с воспитательной целью.

2. В течение дня ребенок может участвовать в одном виде дежурства.

3. В течение года все дети поочередно должны быть охвачены дежурством.

4. Назначение дежурных проводится ежедневно, в ставших группах возможно назначение на 2-3 дня. Отдельные воспитатели практикуют в подготовительной группе дежурство детей на всю неделю с последующим отчетом за работу.

5.В процессе дежурства соблюдать санитарно-гигиенические условия.

6. Обязанности дежурных усложняются постепенно.

7. В средней группе организация дежурства по столовой принимает вид труда рядом: за каждым столом — отдельный дежурный; в старших группах дежурные (2-3 ребенка) обслуживают все столы и обязанности распределяют между собой самостоятельно.

Таким образом, несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. Дежурства помогают в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, находящимся в уголке природы, замечать, в чем необходима помощь взрослым.

Данная форма организации труда детей способствует решению задач нравственного воспитания, формированию начал коллективизма, умения согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д.

Объединять всех детей в коллективном труде можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе и смогут самостоятельно распределять работу.

Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев, каждому звену предлагается какое-либо общее задание. Например, одно звено стирает белье, другое приводит в порядок игрушки и т.д. Число звеньев не должно превышать четырех. Состав детей в каждом эвене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, будут меняться. Этим обеспечивается постепенное включение каждого ребенка в работу (Р.С. Буре).

Итак, коллективный труд детей — это труд, объединяющий нескольких или сразу всех детей и имеющий общий результат. Коллективный труд характеризуется объединением детей для достижения общей цели.

На основании исследований В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре можно сделать вывод, что в детском саду используются два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.

Общий труд. В процессе данного труда каждый ребенок выполняет свое задание, не зависящее от других участников труда, но результат труда — общий.

В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда.

Например, детям поручено убрать стеллаж с игрушками. Воспитатель разъясняет детям, что каждый из них становится членом одной работающей группы, что когда работают вместе, то всегда стараются помочь друг другу. Педагог распределяет равномерно работу между детьми, чтобы каждый из них смог закончить работу приблизительно в одно и то же время. Дети не только слушают разъяснения педагога, но и сами убеждаются, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил каждый часть общего дела.

Впервые общий труд может быть организован в средней группе во второй половине года. Он имеет место во всех видах труда. Объединения детей для общей работы становятся регулярными в старших группах детского сада. Такие объединения обычно включают от 3 до 6 участников.

Чередуя задания, привлекая к труду последовательно всех детей группы, воспитатель достигает того, что каждый из детей систематически принимает участие в разных видах работ, приобретает устойчивые навыки. Дети сами начинают договариваться о распределении обязанностей, учатся уступать друг другу, совместно приходят к общему решению.

Следует подчеркнуть особенность общего труда: значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности. Очень важно, когда воспитатель в конце работы сделает общий итог: «Как хорошо потрудились! Никто не отставал, все дружно работали!». Умение воспитателя подчеркнуть пафос коллективного труда имеет большое значение для формирования у детей стремления к коллективной работе.

Совместный труд детей. В подготовительной группе помимо общего труда используют более сложную форму организации детей — совместный труд, который характерен тем, что труд другого ребенка зависит от труда другого. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде — общая.

При такой организации труда возникает необходимость учета трудоемкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты сил. Так, стереть с полки пыль быстрее, чем переодеть кукол, вымыть растение сложнее и дольше, чем перенести его на подоконник. Чтобы приблизительно уравнять время работы каждого ребенка, следует наиболее сложное дело поручить 2-3 детям.

Другая особенность совместного труда — неодновременное включение детей в процесс деятельности. Например, при ремонте книг первому ребенку поручают приготовить полоски бумаги. Второй ребенок, который будет подклеивать корешок, вынужден ждать, пока не выполнит первый свое задание.

Учитывая сложности организации, следует распределять весь процесс труда на 3-4 этапа, каждый из которых заканчивается получением некоторого результата, к которому могут быть предъявлены требования по его качеству.

Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на сложности организации, объединение детей в совместном труде представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками. Здесь, естественно, в самом процессе труда неоднократно возникают ситуации, которые требуют совместных действий. В процессе работы дети регулируют свои взаимоотношения, учатся оказывать помощь при затруднениях, делать замечания и давать советы в корректной форме. Совместный труд приучает детей действовать сообща, коллективом, вместе отвечать за результат работы.

Каждый из способов объединения в труде создает условия для решения различных воспитательных задач. Руководя коллективным трудом детей, воспитатель решает две основные задачи:

Направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели; уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнить задание: следит за тем, чтобы все добивались хороших результатов.

В организации коллективного труда детей выделяются четыре последовательных этапа:

• оборудование рабочего места;

• распределение работы между участниками;

• выполнение детьми разных заданий;

• обсуждение результатов трудовой деятельности.

В средней группе (труд общий) с помощью коллективного труда может быть организована посадка лука, овса, уход за растениями в уголке природы, стирка кукольного белья, мытье игрушек. Вначале воспитатель сам работает вместе с детьми, показывает, поясняет, сам распределяет обязанности. Чтобы все дети закончили свою работу одновременно, воспитатель подключает детей к оказанию взаимопомощи.

В старших группах коллективный труд проводится не реже одного раза в неделю. Воспитатель распределяет трудовой процесс на 3-4 этапа, учитывая (если труд совместный):

• трудоемкость работы каждого звена;

• неодновременное включение детей в процесс деятельности;

• организует труд, разделив детей на звенья, где дети сами распределяют между собой обязанности. В каждом звене обязательно должен быть избран лидер (звеньевой). Воспитатель напоминает, что прежде чем передать свою работу товарищу (звену), нужно проверить качество. «Сделаешь плохо — подведешь товарища»;

• к обсуждению результатов трудовой деятельности воспитатель привлекает детей. Обсуждение не должно длиться дольше 3-4 минут.

Необходимо отметить, что на классификацию видов коллективного труда существует и другая точка зрения — С.А. Козловой. Она предлагает следующую классификацию:

• общий труд;

• совместный труд;

• коллективный труд.

Общий труд — это труд, который выполняют несколько (или все) детей по единой цели. Форма организации — объединения в подгруппы и индивидуальный труд.

Совместный труд — труд по подгруппам. В каждой подгруппе свое дело, результат труда одного ребенка зависит от другого. Участие всех детей необязательно.

Коллективный труд может быть и общим и совместным, но с обязательным включением ситуаций, предполагающих взаимопомощь, поддержку, общую ответственность за результат.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том что, трудовая деятельность детей в дошкольном учреждении может быть успешно использована как средство воспитания и развития ребенка лишь в том случае, если правильно определены формы ее организации во всех группах, которые имеют свои особенности на каждом возрастном этапе.

Список источников:

1. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться / Р.С. Буре, Г.Н Година. — М.: Просвещение, 1983.

3. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. — М.: Просвещение, 1988.

2. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядышко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1986.

4. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой. — М.: Акаде¬мия, 2002.

Детский труд, его виды и формы организации в дошкольном образовательном учреждении

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общей педагогики

Аттестационная работа

по дисциплине «Дошкольная педагогика»

На тему » Детский труд, его виды и формы организации в дошкольном образовательном учреждении»

Выполнила:

Гуськова Л.В.

студентка 1 курса 2 группы

заочной формы обучения

факультета педагогики

и психологии

направление подготовки 050100.62

Педагогическое образование

профиль «Дошкольное образование»

Проверил:

Преп.

Шуя,2012 г.

Введение……………………………………………………………….3

  1. Понятия «Труд», «Трудовое воспитание»………………….…5
  2. Задачи трудового воспитания………………………………….6
  3. Виды труда дошкольников……………………………………..8
  4. Формы организации труда…………………………………..…10
  5. Условия воспитания дошкольников в труде………………….12

Заключение…………………………………………………………………………….14

Список использованной литературы………………………………..15

Введение

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. И Великий Ушинский, и А..C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская.

«Труд — первое основное условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека.

Великий педагог » В.А. Сухомлинский» писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

Радость труда — могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.

В.А Сухомлинский.

«Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства»

К. Ушинский.

Мысли Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Ушинский утверждает что, материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья.

Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость — необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. А. С. Макаренко.

Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.

Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, — это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.

  1. Понятия «Труд», «Трудовое воспитание».

Труд — это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания

А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.

Трудовое воспитание — это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

  1. Задачи трудового воспитания.

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно — направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении — всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.

Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей.

«Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Так, например, формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно — бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки влажной тряпкой, полоскать белье и т.п. В средней группе дети прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его. Старшие дошкольники моют игрушки губкой с мылом, стирают мелкие вещи, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок.

Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно — гигиенические требования к его организации.

В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.

Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем — втроем, то общее задание может выполнять группа 6-7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.

  1. Виды труда дошкольников.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно — бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно — бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно — бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд — развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом — листьями, желудями, соломой, корой и т. д. — дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

Определение труда

А. Маршалл: “Любая физическая или умственная трудовая деятельность, которая частично или полностью выполнена с целью получить определенный положительный результат, кроме удовольствия, получаемого непосредственно от работы”. У.С. Джевонс: “Трудовая деятельность – это любое усилие ума или тела, предпринятое частично или полностью с целью получения какой-то пользы, кроме удовольствия, получаемого непосредственно от работы”.

Рис. 1. Основные характеристики трудовой деятельности Поэтому важными фактами в отношении ТД являются:

  • В трудовые отношения входит только трудовая деятельность человека.
  • Физическая и умственная ТД, выполненная за определенное денежное вознаграждение, входит в трудовые ресурсы.
  • В экономике труда нет никакого определения морали.

Что не относится к трудовым отношениям?

  • К трудовым отношениям не относится любой физический или умственный, который выполняется не для получения дохода:
  • Любые шаги, выполняемая для развлечения или для самоудовлетворения, к экономике труда отношения не имеет.
  • Любая работа, выполняемая животным или птицей, – это не экономика труда.

Например, услуги садовника на участке являются ТД, потому что он получает за нее доход. Но такая же услуга, проделанная им в собственном саду, не будет трудом, поскольку ему за это не платят. Как пример можно привести ситуации, когда мать воспитывает своего ребенка, учитель помогает сыну с уроками или врач ухаживает за больной женой. Это не считается “трудом” в экономике, поскольку не предназначено для получения дохода.Рис. 2. Виды трудовой деятельности человека

Виды

Трудовую деятельность условно принято группировать по следующим категориям труда:

  • Физический и умственный
  • Квалифицированный и неквалифицированный
  • Производительный и непроизводительный

Физический и умственный

ТД, в которой на первом месте стоит сила, называется физической. Например, грузчики в порту или носильщики багажа в аэропортах. Во время умственной деятельности работает мозг, при этом моральная нагрузка на организм кажется более тяжелой. чем физическая. Например, услуги юриста, преподавателя, врача, бухгалтера.

Квалифицированный и неквалифицированный

Для выполнения квалифицированной работы необходимы специальные знания, обучение, курсы и навыки. Например, деятельность инженера, доктора, учителя или ученого относится к квалифицированной. Неквалифицированная работа – деятельность без дополнительных обязательных навыков и образования. Например, грузчик или подсобник относится к этой категории. Оплата услуг квалифицированного персонала обычно выше, чем неквалифицированного.

Производительный и непроизводительный

Производительный труд – тот, который добавляет чистую стоимость продукта. В то время как непроизводительный не добавляет. Производительной считается эффективная ТД, производящая материальные блага. Деятельность, производящая “скоропортящиеся товары”, включая услуги обслуживания, учителей, врачей, юристов, считается непроизводительной. Но, по словам профессора А. Маршалла, весь труд производителен. Он утверждал, что нет никакого различия в работе пекаря, который печет хлеб, и повара, который варит рис и картофель.Рис. 3. Организация труда на предприятии Производительной не является также незаконная деятельность. ТД, используемая в строительстве зданий, мостов, является производительной, потому что рабочие за нее получали заработную плату. В связи с этим, профессор Л. Роббинс написал: “Является ли труд продуктивным или непродуктивным — не зависит от его физического или умственного характера работы. Скорее это зависит от его относительной нехватки по отношению к требованию. Все виды трудовой деятельности, которые пользуются спросом и оплачиваются, считаются производительными”.

Важность труда в производстве

Трудовая деятельность — основополагающий активный фактор производства. Она имеет невероятно важное значение в производстве абсолютно всех товаров. Это деятельность разума и тела, выполненная для получения прибыли (кроме удовольствия, полученного непосредственно от работы). В отличие от товаров, ТД нельзя хранить на рынке и снимать с продажи на время понижения заработной платы. Кроме того, она неотделима от рабочей обстановки. Высокое значение также имеют условия ТД и окружающая среда. Она имеет слабую торговую силу, поэтому все трудовые переговоры и уровень заработной платы обычно регулирует работодатель. Важно! Предложение рабочей силы не может быстро адаптироваться к изменению спроса. Заработная плата иногда ниже, чем нужно, поскольку обычный безработный не может рассчитать действительную стоимость своего труда. Ему приходится мириться с низкими зарплатами и плохими условиями. Карл Маркс сказал: “Капитал – это коллективная форма труда, выполненная в прошлом”. Значит — важность труда в экономике игнорировать нельзя. Предлагаем также просмотреть видео, где подробно рассмотрена технология трудовой деятельности.

Формы организации труда в детском саду

I. Совместный труд воспитателя и детей

Вводится с 1 младшей группы, так как детей надо научить каждому виду труда. Во всех группах эта форма используется каждый раз когда дети включаются в новый вид труда.

Требования:

1.Взрослый участвует в труде с момента постановки цели

2.Ребенок включается с труд во всех структурных компонентах

3.Весь процесс труда делиться на этапы, которые нужно последовательно пройти. На каждом этапе должен быть свой микромотив, промежуточный результат и микросценка

4.Весь процесс труда сопровождается ясной четкой эмоциональной речью взрослого.

5.Включение детей в процесс труда должно происходить через игру и после окончания тоже игра.

6.Небольшое количество участников (2-5 человек). Через каждый трудовой процесс должен пройти каждый ребенок неоднократно, чтобы научиться.

7.Способы выполнения работы необходимо стараться делать для детей привлекательными.

8.Нужно формировать движения у ребенка.

Трудовые поручения

Поручать можно только то, чему ребенок научился (учиться в совместном труде). В организации поручений роль воспитателя продолжает оставаться существенной: воспитатель ставит цель, мотивирует, помогает планировать, подготовить все, дает оценку. Работу ребенок использует сам.

Поручения бывают нескольких видов (классификация по Шатовой):

% по форме организации:

— индивидуальные

— подгрупповые

— общие

% по продолжительности:

— кратковременные

— длительные

— постоянные

— длительные

% по содержанию:

— соответствуют видам труда

Через каждое поручение каждый ребенок должен пройти неоднократно. Необходимо детей учить отчитываться о проделанной работе. Форма оценки – благодарность.

Обязанности

Это работа, которая необходима для жизни группы. Они ценны тем, что сам ребенок ставит цель. Мы формируем у него ответственность.

К обязанностям относятся:

— длительные поручения

— домашние задания (опыты, прогулки с родителями и т.д.)

— дежурство – направлено на обслуживание других детей, учат трудиться на общественную пользу, воспитывается ответственность. Традиционно в работе детей выделяются 3 вида дежурств: 1. Дежурство по столовой (со средней группы); 2. Дежурство по подготовке к занятию (со второй половины средней группы); 3. Дежурство по уголку природы (со старшей группы).

Организация дежурств

Каждый новый вид дежурства начинается со специальной беседы, в процессе которой закрепляются обязанности дежурных, проигрывается весь ход работы, дети знакомятся с уголком дежурных.


Обязанности дежурных усложняются постепенно: со средней группы – накрывают на стол; старшая группа – накрывают и убирают; подготовительная группа – разносят 2-3 блюда.

До начала дежурств через поручения обучают всем способам работы. Дежурных нужно назначать вечером накануне. Дети самостоятельно кладут свои карточки в кармашки. Перед этим дается анализ предыдущим дежурным. Необходимо соблюдать гигиенические требования к организации дежурств:

· чистые руки

· правильно брать предметы и приборы

· использование косынок, колпаков, фартуков

Дежурные должны участвовать в утренней гимнастике, должны отчитываться за выполненную работу. Воспитатель обязательно благодарит дежурных.

Труд по инициативе самих детей

Дети сами находят себе работу, просят разрешение на ее выполнение. Такие дети могут быть в группе у деловитого воспитателя. Он задает тон своей инициативой и приобщает детей к этому. Как правило в группе инициативных детей не много (не более 5-7). Примерно столько же противоположностей. Необходимо поддерживать и поощрять любые проявления инициативы.

Руководство трудом детей.

Постановка цели в труде

Цель перед детьми нужно ставить разнообразно, цель помогут поставить разнообразные взрослые (воспитатели, няни, старший воспитатель), игрушки, персонаж, дети другой группы, сами дети.

Цель всегда связана с мотивом. Мотив может быть разнообразным:

Ø Интерес к процессу труда

Ø Интерес к материалу

Ø Интерес к совместной работе со взрослым

Ø Интерес к работе со сверстниками

Ø Игровые мотивы (помочь персонажу)

Ø Позаботиться о ком-то (социальный)

Ø Познавательный мотив

Очень важно, чтобы мотив соответствовал содержанию труда. Должно быть сочетание личностных и общественных мотивов (если что-то делается в 1й раз, то это делается для самого ребенка). Мотив должен быть оправдан, он должен поддерживаться на протяжении процесса труда.


2. Обучение детей планированию

Планирование – это предварительное продумывание хода труда.

Планируется подготовка (что понадобиться, сколько, как это лучше разместить) и процесс исполнения (с чего начнем, что сделаем потом, чем закончим) и результат.

В практике чаще планируется только процесс исполнения.

Способы планирования

à по образцу воспитателя в совместном труде;

à по картинкам;

à по вопросам;

à с помощью пальчиков (по Крыловой);

à в виде рассказа ребенка;

à коллективный (в общем или совместном труде).

Формы труда

В настоящее время роль чисто физического труда в трудовой деятельности невелика.

Формы труда, требующие значительной мышечной активности. Эти работы, используемые при отсутствий механизации, характеризуются повышенными энергетическими тратами – от 17-25 МДж (4000-6000 ккал) и выше в сутки. До 50 % рабочего времени при физическом труде составляет отдых, труд малопроизводителен.

Групповые формы труда, конвейер. Особенности данных форм труда – дробление процесса на операции, заданный ритм, строгая последовательность выполнения операции, автоматическая подача деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера. Чем меньше интервал времени на одну операцию, тем монотоннее работа. Монотония – одна из ведущих отрицательных особенностей конвейерного труда, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

Механизированные формы труда.При этих формах труда энергетические затраты составляют 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки. Особенностью этих форм труда являются изменения мышечных нагрузок и усложнение программы действия. Эти формы часто требуют специальных знаний и двигательных навыков.

Формы труда, связанные с частично автоматизированным производством. При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственно обработки предмета труда, и задача его ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию станка. Особенности этих форм работы – монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала.

Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами.При этих формах труда человек включается в систему управления как необходимое оперативное звено – чем меньше автоматизирован процесс, тем больше его участие. Различают две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты требуют частых активных действий человека, в других – редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором – работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др.), так и вне его (врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.). Интеллектуальный труд как правило характеризуется необходимостью переработки большого объема разнообразной информации с мобилизацией памяти, внимания, частотой стрессовых ситуации. Мышечные нагрузки как правило незначительны — энергозатраты 10-11,7 МДж (2400-2000 ккал) в сутки. Для этого вида труда характерна гипокинезия – одно из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, преподавателей, учащихся и студентов.

Операторский труд отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением, например, труд телефонисток.

Управленческий труд – характеризуется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий труд (научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, архитекторы, конструкторы) – наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что определяет высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функции (память, внимание, восприятие, наличие стрессовых ситуации).

3. Производственная пыль как вредный фактор.Производственная пыль является одним из наиболее распространенных вредных и опасных производственных факторов. Пыль встречается на подавляющем большинстве производств, выделяясь в воздух рабочей зоны при самых разнообразных технологических процессах. Это – добыча полезных ископаемых, машиностроительная и металлургическая промышленность, текстильное производство, сельское хозяйство и т. д.

Производственной пылью называют взвешенные в воздухе, медленно оседающие твердые частицы размером от нескольких десятков до долей мкм. Пыль представляет собой аэрозоль, т. е. дисперсную систему, в которой дисперсной фазой являются твердые частицы, а дисперсной средой – воздух. Производственную пыль классифицируют по происхождению, способу образования и размером частиц (дисперсности).

По происхождению пыль разделяют на неорганическую, органическую и смешанную. Органическая пыль может быть естественной, животного или растительного происхождения (древесная, хлопковая, костяная, шерстяная и т. д.) и искусственной – пыль пластических масс, резины, смол, красителей и т. д. Неорганическая пыль может быть минеральной (кварцевая, силикатная, асбестовая, цементная и др.), а также металлической (цинковая, железная, медная, свинцовая, марганцевая и пр.). В металлургической промышленности, в химических и других производствах могут образоваться смешанные пыли.

В зависимости от способа образования различают аэрозоли дезинтеграции и конденсации. Аэрозоли дезинтеграции (размельчения) образуются при механическом измельчении, дроблении и разрушении твердых веществ (бурение, взрывные работы, размол материалов), при механической обработке изделий (очистка, литья, полировка поверхностей). Аэрозоли конденсации образуются при термических процессах возгонки твердых веществ (плавка металлов, электросварка и т. д.) вследствие охлаждения и конденсации паров металлов и неметаллов, при обработке пластмасс образуются пылегазоаэрозольные смеси, содержащие твердые и жидкие частицы, газы, пары сложного химического состава.

В зависимости от дисперсности различают видимую пыль, размеры частиц которой составляют 10 мкм, микроскопическую – размером от 0,25 до 10 мкм, и ультрамикроскопическую – менее 0,25 мкм. Мелкая пыль долго не оседает и витает в воздухе.

В зависимости от происхождения, химического состава, растворимости, дисперсности, формы пылинок пыль может быть причиной возникновения разнообразных пылевых заболеваний человека. Различают специфические (пневмокониозы, аллергические заболевания) и неспецифические (бронхиты, ларингиты, трахеиты, пневмонии, конъюнктивиты, кератиты, дерматиты, пиодермия) заболевания.

Среди специфических профессиональных пылевых заболеваний наибольшее значение имеют пневмокониозы – хронические заболевания легких, возникающие в результате длительного воздействия в условиях производства промышленной пыли определенного состава. Различают пять групп пневмокониозов:

I. Вызываемые минеральной пылью: силикоз; силикатозы (асбестоз, талькоз, каолиноз, оливиоз, мулитоз, цементоз и т. д.).

II. Вызываемые металлической пылью: сидероз; охроз; алюминоз; бериллиоз; баритоз; манганокониоз и др.

III. Вызываемые углеродсодержащей пылью: антракоз; графитоз и др.

IV. Вызываемой органической пылью: биссиноз (от пыли хлопка и льна), багассоз (от пыли сахарного тростника), фермерское легкое (от сельскохозяйственной пыли, содержащей грибы).

V. Вызываемые пылью смешанного состава: силико-асбестоз; антракосиликоз и др.

Как видно из изложенного, в основу классификации пневмокониозов положен этиологический принцип. По характеру течения различают 3 формы пневмокониоза:

· узелковую, наиболее распространенную, характеризующуюся обилием склеротических силикотических узелков, содержащих SiO2. В такой форме протекает силикоз 1 и 2 стадии, а также очень часто асбестоз, талькоз и каолиноз – силикатозы, вызванные диоксидом кремня в связанном состоянии.

· диффузносклеротическую, с более доброкачественным течением (чаще у рабочих фарфорово-фаянсовой, меднорудной, сланцевой промышленности), часто с бессимптомным течением, интенсивным склерозом и малым количеством силикотических узелков. Такая форма характерна для силикатозов, сидероза, антракоза, биссиноза.

· Опухолевидную, тяжелую форму силикоза, часто сочетающуюяся с туберкулезом легких. Обычно является конечной стадией узелковой формы (3 стадия силикоза). Характеризуется слиянием узелков и образованием опухолевидных крупных хрящевых узлов. Содержание SiO2 — до 5,26 — к весу легкого. Так же протекает легочная форма бериллиоза.

Наиболее опасен из пневмокониозов силикоз, им болеют рабочие различных отраслей промышленности.

SiO2, кремнезем, ангидрид кремневой кислоты составляет 28 % земной коры и 60 % горных пород. Химически чистый кремнезем называется горным хрусталем, он бесцветен и прозрачен. Чаще же в SiO2 имеются примеси, придающие ему различные цвета. В развитии силикоза имеет значение концентрация и дисперсность пыли. Наиболее опасна пыль с размером частиц 1-2 мкм при содержании в ней 5-10 % свободной SiO2.

Среди многих теорий развития силикоза заслуживает внимания иммунологическая теория. Сущность ее в следующем: начальным звеном является фагоцитоз пыли SiO2 макрофагами, которые превращаются в пылевые клетки. Далее под действием SiO2 макрофаги гибнут. При распаде макрофагов образуются сложные белки – муко-и липопротеины — которые являются антигенами, т. е. аутоантигенами, вызывающими образование антител в ретикуло-эндотелиальной системе. Возникающий при этом преципитат (аутоантиген+антитело) выпадает на новообразованных ретикулиновых волокнах формирующегося силикотического узелка, имея вид гиалина, отличающегося от гиалина обычной рубцовой соединительной ткани большим содержанием β – и γ-глобулинов. Освобождающиеся частицы SiO2 вновь фагоцитируются, и процесс повторяется. Одновременно в силикотических узелках и лимфатических узлах идет усиленное образование плазматических клеток, играющих большую роль в выработке антител. В основе склероза при силикозе лежит не воспалительный процесс, а склеротический процесс.

Подробно останавливаться на других формах пневмокониозов мы не будем.

Профилактика пылевых заболеваний включает в себя гигиеническое нормирование пыли, технологические мероприятия, санитарно-технические мероприятия, применение индивидуальных средств защиты и лечебно-профилактические мероприятия.

Гигиеническое нормирование – разработка ПДК и ОБУВ, контроль за содержанием пыли в воздухе, причем ПДК и ОБУВ не должны превышаться.

Технологические мероприятия – внедрение непрерывных технологий, автоматизация и механизация производственных процессов, дистанционное управление, замена пылеобразных материалов брикетированными и т. д. Применение форсуночного орошения является главным противопылевым мероприятием в подземных выработках. Сухие процессы, где возможно, надо заменять мокрыми.

Санитарно-технические мероприятия – герметизация и укрытие пылящего оборудования, отсос воздуха из-под укрытия, удаление пыли непосредственно от мест пылеобразования. Местная вытяжная вентиляция.

При сварке крупногабаритных изделий применяются секционные и переносные местные отсосы. Для борьбы со вторичным пылеобразованием – вакуумная уборка помещений.

К индивидуальным средствам защиты относятся противопылевые аспираторы, защитные очки, специальная противопылевая одежда. Органы дыхания защищают фильтрующими и изолирующими приборами. Наиболее широко применяют респиратор «Лепесток». В случае неблагоприятного воздействия пыли на кожу используют защитные мази, пасты.

Лечебно-профилактические мероприятия: предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры. Основная задача периодических осмотров – выявление ранних стадий заболевания и предупреждение развития пневмокониозов. Периодичность осмотров и набор специалистов определяется приказом министерства здравоохранения.

В качестве профилактических мероприятий используют УФ-облучение рабочих, щелочные ингаляции, дыхательную гимнастику.

Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 1699;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *