Функции языка в обществе

Роль языка в обществе и его основные функции

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 10

Язык — один из главных моментов существования общества, которое, как уже говорилось, возникло вместе с появлением человека и его сознания на основе труда. Язык так же древен, как и сознание. Храня в себе духовные ценности общества, будучи материальной формой конденсации идеального содержания, человеческого сознания, язык выполняет роль механизма социальной наследственности. У животных нет языка в человеческом смысле, но есть специфические средства сигнализации. Будучи важнейшим элементом общества, язык выполняет в нем ряд функций, т. е. употребляется для решения определенных задач и реализации конкретных целей. Среди этих функций чаще всего выделяют следующие основные:

1.Номинативная (имя) — способность языка представлять мир вещей и предметов, обозначать их словами, терминами.

2.Описательная — в этой функции язык выступает как фиксация реальной ситуации в терминах «истинно», «ложно». Цель описания — сделать так, чтобы слова соответствовали миру.

3.Информативная (аккумулятивная)— получение, хранение и передача определенных знаний и информации.

4.Прагматическая— способность с помощью языка управлять поведением других людей.

5.Оценочная — здесь реальная ситуация характеризуется в терминах «хорошо», «безразлично», «плохо». Цель оценки— сделать так, чтобы мир отвечал словам.

6.Познавательная— в этой функции язык выступает как могучее «орудие мысли».

7.Коммуникативная — здесь язык выступает универсальным средством общения людей в их деятельности. Наиболее важными являются две последние функции, поэтому охарактеризуем их несколько подробнее.

Язык — «орудие мысли».

Мысли могут быть выражены и закреплены в языке самыми разными средствами — в формулах, чертежах, геометрических фигурах, в «языке» искусства, в действиях и поступках человека. Однако все эти средства переводятся на универсальный словесный язык. Свое адекватное выражение мысль в конечном счете, находит в языке — иначе мысль никак нельзя увидеть, осязать, слышать, наконец. Вот почему язык есть могучее «орудие мысли». По мере исторического развития языка сложился так называемый язык науки. Он представляет собой систему понятий, знаков, символов, создаваемую и используемую той или иной областью научного познания для получения, обработки, хранения и применения знаний. В качестве специального языка конкретных наук обычно используется некоторый фрагмент естественного языка, обогащенный дополнительными знаками и символами. Язык науки отличается точностью и однозначностью своих понятий. Если на первом этапе своего развития наука в основном пользуется понятиями естественного языка, то по мере углубления в предмет исследования появляются теории, вводящие совершенно новые термины, относящиеся к абстрактным, идеализированным объектам. В целом язык науки возникает и формируется как орудие познания определенной области явлений, и его специфика определяется как особенностями изучаемой области, так и методами ее познания.

Язык — средство общения людей.

Посредством языка эмоции, мысли отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Но что такое общение? Общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия субъектов, обусловленный потребностями их совместной деятельности.

Реальными посредниками всех форм общения являются не только результаты духовной деятельности — идеи, ценности, идеалы, чувства и настроения, но и материальные вещи — орудия и средства труда, объекты, воплощающие социальные ценности и человеческий опыт. В процессе общения передается и усваивается социальный опыт; формируются исторически конкретные типы личности, и происходит ее социализация; достигаются необходимая организация, согласованность, единство действий индивидов, входящих в группу; формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов; достигаются взаимопонимание, сплоченность и солидарность; происходит влияние на других людей.

Язык как мощное средство общения широко используется и обеих формах последнего — прямом и косвенном. Прямое общение — непосредственный контакт, косвенное — когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция. В косвенном общении преимущественно осуществляется усвоение произведений искусства, средств массовой коммуникации и т.п.

Способы общения:

1. Вербальная коммуникация, осуществляемая при помощи слова, т. е. здесь передача информации обеспечена при помощи языка, а также неречевыми способами — жесты, мимика, интонация, паузы и т.п.

2. Невербальная коммуникация — «язык чувств». Например, молчание иногда бывает красноречивее слов; обмен взглядами говорит о многом; важную роль играют выражение лица и глаз, манеры, прическа, одежда и т.п. как своеобразные языки общения.

2. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

Прямая речь — один из способов передачи чужой речи (см.), при к-ром говорящий (пишущий) полностью сохраняет её лексико-синтаксиче-ские особенности, не приспосабливая их к своей речи Тем самым П. р. и речь говорящего чётко разграничиваются: *Он вдруг остановился, протянул руку вперёд и промолвил: «Вот куда мы идём’. П. р. может воспроизводить не только чужую речь, но и нек-рые прошлые или будущие высказывания самого говорящего, ср.: Я же сказал вам вчера: «Я никуда не пойду» или Я ему скажу завтра: «Я никуда не пойду».

П. р. точно передаёт не только лексику и синтаксис чужой речи, но сохраняет также чужую стилистику и даже чужую интонацию: «»Батюшка ты наш,- сказала она пискливым голосом,- погубишь ты свою головушку! Кирила Петрович съест нас»». Поэтому чужерод-ность П. р. в тексте всегда отчётливо проявляется.

П. р. вводится в тексте авторскими словами. Авторские слова — это конструкция с глаголом речи {сказать, проговорить, промолвить, спросить, ответить и т. п.), к к-рому непосредственно относится П. р. В авторских словах глагола речи может и не быть, если есть глагол, способный сопровождать глагол речи: вспомнить, удивиться, ужаснуться, обидеться и т. п., а также вздохнуть, улыбнуться и т. п. Он обиделся и сказал: «Я ухожу» — Он обиделся: «Я ухожу»; «Генерал Пстряков улыбнулся: „Наградили капитана Власова, а орден вручаю майору»»

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ
Прямая речь находится
в постпозиции по отношению к словам автора А: «П!» А: «П?» А: «П». Девочка воскликнула: «Какая хорошая погода сегодня!» Каждое утро удивляюсь: «Неужели пора вставать?» Мать сказала: «Пора обедать». в препозиции по отношению к словам автора «П,» – а. «П!» – а. «П?» – а. «Здравствуйте, дети!» – начал урок учитель. «Откройте, пожалуйста, форточку», – попросила старушка. «Почему ты пропустил урок?» – поинтересовались одноклассники. в интерпозиции по отношению к словам автора 1) А: «П», а. (Прямая речь прерывает слова автора). Сами всюду пишут: «Без демократии нельзя», и сами же нарушают демократические права населения. 2) А: «П» – а. А: «П!» – а. А: «П?» – а. (Прямая речь носит уточняющий характер). Даже слова директора: «Пригласи ко мне родителей» – незадачливый прогульщик пропустил мимо ушей. Сестра с криком: «Мама приехала!» – бросилась открывать дверь. Слова матери: «Ты выучил, сынок, уроки?» – заставили ребёнка выключить компьютер. до и после слов автора 1) «П, – а, – п». 2) «П, – а. – П». 3) «П! – а. – П». 4) «П! – а. – П!» 5) «П! – а. – П?» 6) «П? – а. – П». 7) «П? – а. – П!» 8) «П? – а. – П?» «Малый театр, – писал К. Станиславский, – лучше всяких школ подействовал на моё духовное развитие». «Это здание университета, – сказал гид туристам. – Оно недавно отремонтировано»

Билет №12

1) Местоимнение

1. Местоимение-самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существитель-ного, прилагательного, имени числительного, наречия или его характеристики и указывающая на них (на их отношение к иным предметам, явлениям и т. д.).

Разряды местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, определительные, указательные местоимения.

Личные местоимения

Лицо Ед.ч. Мн.ч.
1 л. Я Мы
2 л. Ты Вы
3 л. Он, она, оно Они

Изменяются по лицам, числам и (в третьем лице единственного числа) родам, а также склоняются по падежа́м.

Возвратное местоимение

В русском языке одно возвратное местоимение-себя. Это местоимение-существителное. Передаёт значение направленности действия на субъект действия (Я вижу себя в зеркале).

Склоняется по падежам:

§ себя (рд., вн. падежи), себе (дт., пр.), собой, собою (тв.).

Форма именительного падежа отсутствует. По лицам, числам и родам не изменяется.

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения указывают на принадлежность того или иного объекта (предмета, свойства и т. д.) или нескольких объектов тому или иному субъекту или группе субъектов.

Изменяются по лицам, числам и родам, а также склоняются по падежам, согласуясь с определяемым существительным. Местоимения 3 лица (его, её, их) не склоняются.

Вопросительные местоимения

Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В эту группу (как и в связанные с нею группы относительных, отрицательных и неопределенных местоимений) входят самые разнородные с грамматической точки зрения слова. Способность изменяться по числам и родам, а также склоняться по падежам полностью соответствует свойствам тех слов, которые они заменяют:

кто, что сколняются по падежам
какой, каков, чей, который склоняются по падежам, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым существительным

Относительные местоимения

Местоимения кто, что, какой, чей, который, сколько, когда, где, куда, как являются отно-сительными в тех случаях, когда они употребляются для связи простых предложений в составе сложноподчиненных. Грамматические особенности относительных местоимений такие же, как и вопростиельных.

Неопределенные местоимения

Неопределённые местоимения содержат ударную частицу не, с которой пишутся слитно.

Отрицательные местоименя

Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предметов, признаков, количества.

никто,ничто,некого, нечего,нисколько склоняются по падежам
никакой, ничей склоняются по падежам, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым существительным.

В отрицательных местоимениях ни всегда является безударным, а не стоит под ударением.

Определительные местоимения

весь,всякий,сам,самый,каждый,любой, другой,иной Склоняются по падежам, зменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым существительным.

Указательные местоимения

столько склоняется по падежам, согласуясь с определяемым существительным
этот,той,такой,таков,сей склоняются по падежам, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым существительным

2. Простое осложненное предложение.

По страению и значению простые предложения могут быть осложнены однородными членами, обособленными членами, вводными словами и предложениями, обращениями.

а) Члены предложения6 которые обычно отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом называются однородными. Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе, и в Кишеневе и в Псковской губернии.

б) Обособленные обороты: Человек, не помнящий прошлого, лишает себя грядущего. Дорога, мощенная

булыжником, поднималась на вал.

в) Вводными называются слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает свой отношение к содерданию высказывания. Я, знаешь ли, слышал, что в этом году зима будет снежная.

г) Обращение-слово или сочетание слов, называющее того к кому или чему обращаются с речью. Прощай, мой товарищ, мой верный слуга…

Билет №13

Глава II. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ

Понятие общественного явления
Человеческое общество весьма часто определяют как сумму
совокупностей общественных явлений. Но и в том случае, когд
а ему дают иное определение, все же, говоря об обществе, говорят
и об общественных явлениях как основных его элементах.
Рассматривая общественные явления, стремятся показать как
различия между общественными и природными явлениями,
так и различия, существующие между общественными и
личностными явлениями. Одновременно пытаются дать понятийное
определение и разработать классификацию общественных
явлений.
‘ Кардел. Е. Правци разво]а иолишичког сисшема соци]алисшичког самоуир
авланм. — Београд, 1977. — С. 92.
7 Заказ 118Й 193
Отдельные социологические теории дают дефиницию общественных
явлений и определяют их отношение к личностным
и природным явлениям в контексте своих представлений
о сущности общества и человека. Нам представляется
необходимым, давая дефиницию общественных явлений и
осуществляя их классификацию, исходить из их нераздельной
связи с личностными явлениями (связи, не равносильной,
впрочем, их идентичности) и рассматривать их как взаимосвяз
анные действия индивидов.
Единство личностных и общественных явлений проистек
ает из единства, существующего между индивидуумом и обществом,
ибо человек, как уже подчеркивалось, есть совокупность
общественных отношений. Общественные явления
выступают одновременно и личностными, и общественными,
хотя между ними нельзя ставить знак равенства, точно так
же, как нельзя и противопоставлять их друг другу. По сути
общественные явления возникают как результат взаимосвяз
анного поведения отдельных людей, которое вызывает изменения,
означающие возникновение чего-то нового, что отличается
от существующего и от самих индивидов, согласующих
свое поведение. Таким образом, общественные явления возник
ают из личностных, хотя и отличаются от них.
Учитывая сказанное, представляется приемлемой точка зрения
Р. Лукича, согласно которой сущность общественного явления
составляет взаимосвязанное действие поведения индивидов,
производящее определенные изменения, которых не было
бы без действия этих взаимосвязанных индивидуальных поведений.
Он понимает общественное явление как совместное воздействие
людей на природу, общество и себя самих^.
Общественное явление, таким образом, есть взаимосвязанное
действие поведения индивидов, вызывающее определенные
изменения в природе, обществе, а также в поведении этих
индивидов и в них самих. Как и любое явление, оно есть часть
реального мира, но при этом имеет и определенные специфические
черты, которые обнаруживают себя как в его сущности,
так и в формах, которые он принимает.
Важнейшими элементами получившего подобную дефиницию
общественного явления, отличающими это явление от
других, являются: взаимная связь поведения, поступков людей;
воздействие такого совместного поведения и, в результа*
ЛукиЙ Р. Основа социологи^. — Београд, 1975. — С. 156-157.
те, осуществление перемен, которых не было бы без данного
взаимодействия. Происходящие при этом перемены могут возникнуть
и как результат взаимодействия поведения отдельных
людей и как результат взаимодействия социальных групп.
Понятое подобным образом общественное явление предст
авляет собой тот элемент общества, который оказывается
нельзя разложить далее без того, чтобы он не потерял при этом
свою социальность, т.е. социальный характер. Иначе говоря,
идя по пути дальнейшего разложения общественных явлений,
мы получили бы личностные явления. Однако общественное
явление, хотя и возникает в результате взаимодействия индивидов,
определенно отличается от явлений индивидуального,
личностного характера. Ведь действия и поступки индивидов
остаются индивидуальными и не являются общественными
явлениями до тех пор, пока между ними не установится связь
и в результате их совместного действия не будут осуществлены
некие изменения. Подобным образом и сложные общественные
явления образуются в результате связи отдельных
общественных явлений.

Язык и социум

История становления социолингвистики и ее отличительные черты

Научным изучением взаимоотношений между языком и социумом занимается особая дисциплина – социолингвистика (социологическая лингвистика). Сфера её научных интересов находится на пересечении интересов лингвистики, социологии, социальной психологии, этнографии.

Возникновение во второй половине XX в. социолингвистики было обусловлено тем, что господствующие в то время структуралистское и генеративное направления в языкознании были по своему характеру имманентными, то есть не выходящими в исследовании за пределы непосредственно языковых явлений. Социологическая лингвистика была призвана удовлетворить интерес к социологии языка, который возрос в 1960-1970-е гг. в Европе и в Америке в связи с обострением в их обществах социальных отношений. Кроме того, социолингвистике было присуще обращение к актуальным проблемам языковой политики и языкового планирования в большинстве азиатских, африканских, центрально- и южноамериканских государствах.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Проблемы, которые исследуются в рамках социологического направления языкознания, зачастую могут быть отнесены к ведению общего языкознания. Такими проблемами являются:

  • социальная природа языка;
  • выполняемые языком общественные функции;
  • характер и степень воздействия на язык социальных факторов;
  • роль, которую играет язык в жизни общества.

Замечание 1

В центре внимания социолингвистических исследований находились вопросы социальной дифференциации языка (включающей как разнородность в обществе социальных слоев, так и многообразие социальных ситуаций), взаимодействия языка и культуры и образования национальных языков.

При проведении социолингвистических исследований, как правило, используются методы полевых исследований: они включают наблюдение, анкетирование, интервьюирование. Данные, собранные с помощью этих методов, подвергаются корреляционному анализу.

Течения, выделяемые в социологическом направлении языкознания

Социолингвистика представляет собой довольно сложную и разветвлённую систему знаний о взаимодействии языка и общества. В связи с этим принято выделять три течения социологической лингвистики:

  • течение, которое преимущественно ориентировано на социологию;
  • течение, которое преимущественно ориентировано на лингвистику;
  • течение, которое преимущественно ориентировано на этнографию и этнометодологию.

Социолингвистика, в которой наблюдается уклон в социологическую сторону, изучает нормы употребления языка с учётом временного фактора, факторов цели, адресата и варианта выбранного языка. Также учитывается влияние на языковое употребление как языковых установок, так и социальных сетей. Кроме того, изучаются теории речевых кодов и диглоссии в связи с влиянием на язык и речь целого комплекса взаимодействующих явлений, которые образуются историей, культурой, социальной экономикой, социальным расслоением, этнической дифференциацией и т.д.

Лингвистическое течение социолингвистики при учёте социологических параметров обнаруживает принципиальную неоднородность языковых систем. В результате взаимодействия различных языковых и внеязыковых (возраст, социальный слой и т. п.) переменных были установлены определённые языковые правила, которые были социально детерминированы. Данные, которые были получены в результате исследований в рамках данного течения, предполагалось использовать для разработки теории языковых изменений. Также была выявлена значимость социальных условий для процессов эволюции языка.

Представители социолингвистики, которые были, в первую очередь, направлены на культурную и поведенческую составляющую, в качестве центрального понятия рассматривали языковое взаимодействие. В основном исследовались способы, которые позволяют членам общества воспринимать окружающую социальную действительность и впоследствии репрезентовать её друг другу в упорядоченном и регулярном виде.

В одном из основных методов научного познания в социолингвистике является конверсационный анализ. Кроме того, представители данного течения проводили разграничение между тремя методами научного познания взаимоотношений языка и социума: конверсационный анализ – исследование разговора как взаимосвязанных структур в связи с социальными практиками и ожиданиями коммуникантов, которые обуславливают их поведение; формальный анализ – исследование различных аспектов организации разговора; * этнографический анализ – основанное на приёмах контекстуализации исследование интерактивных процессов порождения значения и его понимания.

Таким образом, эти три течения в своей совокупности охватывают все возможные взаимодействия языка и социума, что позволяет выявить объективно действующие правила и закономерности.

46. Взаимодействие языка и общества. Социолингвистика как раздел языкознания.

Язык зависит от общества (стиль речи). Язык и общество влияют друг на друга. Язык может играть огромную роль как в жизни человеческого общества в целом, так и в жизни отдельной нации и народов:

  1. консолидирующая роль (объединяющая). Язык способствует становлению более крупных однородных этнических сообществ.

  2. интегрирующая функция– единение народов без появления однородной этнической нации (международные языки)

  3. разъединяющая функция (в обществе, которая стремится к отделению).

Язык может влиять на наше поведение и восприятие мира (реклама, публицистика, СМИ…)

Гипотеза Сепира – Уорфа: теория лингвистической относительности: язык предопределяет мир вокруг нас, то, как мы видим мир. Люди, говорящие на разных языках, видят мир по-разному.

Общество может влиять на язык, например, проф. занятия родителей и связанная с этим терминология во многом влияют на речь детей. Речевые особенности взрослых тоже влияют на речь ребенка. Среда, в которой живет человек, влияет на его речевые навыки. Наиболее податлив к такому влиянию ребенок. Но и взрослые усваивают, часто неосознанно, языковые особенности окружающих.

1.Степень распространения языка зависит от уровня экон развития общества (единый национальный ЛЯ, его нормы появления при развитии в обществе и экон объединений в стране).

2.Язык отражает социальное разделение общества; наличие социальных слоев общества.

3.Демографические изменения ведут к серьезным языковым изменениям (миграции, процессы урбанизации).

Койне – язык или речь, используемые в качестве осн. средства общения представителей разных диалектов и языков при их постоянном ВДвии, обычно на территории городов.

На основе городского койне в последствии возникают лит языки, и этот процесс важен.

4.Люди и общество могут сознательно влиять на язык (сфера этого влияния очень ограниченна, т.к. язык – живой и не переносит насилия):

— нормативно-стилистическая система

— письменность

-графика и орфография

— терминология.

При влиянии об-ва на язык издаются реформы, убирается что-то ненормативное, лишнее и т.д.

5.Происхождение слов и др языковых выражений может быть рез-том каких-то событий в жизни общества. Многие слова и выражения были введены писателями, учеными и поэтами (неологизмы).

Различные воздействия соц среды на язык и речевое поведение людей изучает СЛ.

Социолингвистика – это наука, которая изучает весь комплекс вопросов, связанных с ВДем языка и общества.

СЛ делает упор на то, как используют языковой знак люди, – все одинаково или по-разному, в зависимости от своего возраста, пола, соц положения, уровня и характера образования, от уровня общей культуры и т.п.

Люди одной профессии или одного узкого соц. круга общения нередко образуют довольно замкнутые группы, которые вырабатывают свой язык. Это жаргоны.

Элементы таких жаргонов, слова, обороты, особенности произношения, играют роль не только средств, передающих информацию, но и своеобразных символов: по ним опознается свой. Изучение групповых языков, речевого поведения человека как члена опред. группы – прямое дело СЛ.

Вклад в СЛ внесли такие ученые, как Лабов (амер), Никольский (рус), Швейцер (совет), Гроссе (нем), Нойберт(нем).

Социолингвистика занимается след проблемами:

  1. Языковое варьирование

  2. Языковые контакты

  3. Языковые ситуации

  4. Становление лит языка

СЛ– комплекс взаимосвязей языка и общества. Одним из аспектов ее изучения является языковое варьирование. Межъязыковое варьирование – способность использовать несколько языков одновременно, переключаться с одного языка на др.: билингвизм, многоязычие, диглоссия.

Билингвизм – владение 2мя языками сразу.

Впоследствии языковых контактов появляются заимствования, смена языка в целом, либо появляется язык международного общения (ЯМО).

Языковое варьирование

Язык может меняться под воздействием внешних и внутренних факторов (экологичность языка и мозг человека). Варьирование – способность меняться.

Факторы варьирования языка:

  1. региональное варьирование(изменение в речи, вызванное и зависящее от географического фактора). Например, диалект.

  2. социальное варьирование(различия в языковом употреблении, связанные с социально-экономическим статусом говорящих, который образуют: происхождение, профессия, образование, доходы, пол). Благодаря социолекту человек определяется к определенной социальной группе.

  3. ситуативное варьирование(изменение в речи, зависящее от ситуации или от типа деятельности коллектива). Ситуативное варьирование предполагает формальное, неформальное и нейтральный типы общения.

  4. межъязыковое варьирование(способность использовать несколько языков в зависимости от ситуации). Например, многоязычие (поли-лингвизм), билингвизм, дилоссия.Многоязычие– употребление нескольких языков в пределах некой социальной общности.Билингвиз– разновидность многоязычия.Диглоссия– многоязычие, одновременное существование в обществе нескольких языков или форм существования языка, применяемых в разных функциональных сферах.

Языковые контакты (смотри также №51)

Каждый язык формируется в условиях языковых контактов. Языковые контакты– это как и сами процессы взаимодействия, так и результат этих языковых контактов.

Последствия языковых контактов:

  1. заимствования

  2. смена языка в целом (понятия субстрата, суперстрата, адстрата, смотри №54)

  3. становления языка международного общения (смотри также №51)

Языковые ситуации. (подробнее смотри №53)

Это совокупность форм существования 1-го языка или совокупности разных языков, также социальные и функциональные отношения между ними на определенной территории.

Литературный язык. (подробнее смотри №47)

ЛЯ– высшая форма существования национального языка, вариант национального (общенародного языка), понимаемый как образцовый. Это высший нормированный тип национального языка.

Центральное понятие ЛЯ – норма. Норма– это стабильность формы языковых единиц в процессе их функционирования, опирающаяся на авторитет образцов литературы, государства, науки.

Гражданское общество как объект социологии

Возникновение постиндустриального общества исследователи связывают с рядом важных экономических и социальных изменений, происходящих в наиболее развитых странах. существо этих изменений сводится к следующему:

  • резкое возрастание роли знаний и информации, появление и развитие «интеллектуальных технологий»;
  • смена доминантных секторов экономики: вместо индустриального сектора главным становится обслуживание, не связанное с производством – торговля, финансы, медицина, транспорт, наука, образование, отдых и т.д.;
  • изменение социальной структуры общества, увеличение тех слоев и групп, которые заняты интеллектуальным трудом;
  • сдвиги в системе социокультурных потребностей населения, возникновение ориентаций на постматериальные ценности, связанные с охраной окружающей среды повышением качества жизни.

Типология, основанная на концепциях традиционного, индустриального и постиндустриального общества, в целом не выходит за рамки социального эволюционизма. Принципиально иной подход к типологии общества сложился в русле марксистской традиции. Основанием здесь служили два главных критерия: способ производства и форма собственности. В соответствии с ними выделялись пять общественно-экономических формаций:

  • первобытнообщинная
  • рабовладельческая;
  • феодальная;
  • капиталистическая;
  • коммунистическая.

Переход от одной формации к другой должен осуществляться в результате социальной революции

Понятие общественного явления.

Человеческое общество весьма часто определяют как сумму совокупностей общественных явлений. Но и в том случае, когда ему дают иное определение, все же говоря об обществе, говорят и об общественных явлениях как основных его элементах. Рассматривая общественные явления, стремятся показать как различия, существующие между общественными и личностными явлениями.

Отдельные социологические теории дают дефиницию общественных явлений и определяют их отношение к личностным и природным явлениям в контексте своих представлений о сущности общества и человека.

Единство личностных и общественных явлений проистекает из единства, существующего между индивидуумом и обществом, ибо человек, как уже подчеркивалось, есть совокупность общественных отношений. Общественные явления выступают одновременно и личностными, и общественными, хотя между ними нельзя ставить знак равенства, точно так же, как нельзя и противопоставлять их друг другу. По сути общественные явления возникают как результат взаимосвязанного поведения отдельных людей, которое вызывает изменения, означающие возникновение чего-то нового, что отличается от существующего и от самих индивидов, согласующих свое поведение. Таким образом, общественные явления возникают из личностных, хотя и отличаются от них.

Общественное явление, таким образом, есть взаимосвязанное действие поведения индивидов, вызывающее определенные изменения в природе, обществе, а также в поведении этих индивидов и в них самих.

Как и любое явление, оно есть часть реального мира, но при этом имеет и определенные специфические черты, которые обнаруживают себя как в его сущности, так и в формах, которые он принимает.

Виды общественных явлений.

Относительно деления общественных явлений на виды, как и относительно того, какие виды общественных явлений должна изучать социология, существуют различные точки зрения. Так, существует мнение, что наиболее значительные общественные явления – это социальные группы, и они и должны, прежде всего, быть предметом изучения социологии. В противоположность этому существует и мнение, согласно которому основные общественные явления – это общественные отношения и их виды; их-то и должна в первую очередь изучать социология.

Поскольку общественное явление как результат взаимодействия людей, выражающейся в определенных изменениях в природе, обществе или в поведении самих людей, то можно провести различие между собственно взаимодействием и изменениями, которые оно вызывает. В этом смысле и считают, что социальные процессы – это взаимодействие людей, их индивидуальное поведение, а социальные образования есть результат такого взаимодействия.

Социальные процессы представляют собой основные общественные явления, которые выступают причиной всех остальных общественных явлений.

Социальный процесс – это такое взаимосвязанное действие поведения людей, в результате которого осуществляются перемены, которых без подобного взаимодействия не было бы.

При этом взаимосвязанное поведение людей может быть из разряда как физической, так и в бездействии, т.е. в воздержании от действия.

В обществе происходит множество социальных процессов, которые, в соответствии с различными критериями, можно отнести к разным видам. Однако чаще всего их делят на четыре вида, а именно:

  • — целенаправленные;
  • — стихийные;
  • — материальные;
  • — духовные.

Безотносительно к тому, о каком виде социальных процессов идет рерь, изменения, которые они вызывают, можно разделить на три большие группы:

  • — изменения в природе;
  • — изменения, происходящие с самим человеком;
  • — изменения в обществе.

Когда изменения происходят в самом обществе, они ведут к возникновению как новых социальных процессов, так и социальных образований.

Структура гражданского общества.

Гражданское общество имеет сложную структуру, для которой характерно наличие развитых горизонтальных и вертикальных связей.

Основу горизонтальных связей составляют отношения, возникающие в ходе обеспечения жизнедеятельности общества. Прежде всего, это экономические отношения, основанные на многообразии и гарантированности всех форм собственности. Наличие собственности — основополагающее условие свободы личности как в гражданском, так и в любом другом обществе. Вторую группу образуют социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и другие устойчивые связи. Гражданское общество может основываться только на многообразной, разветвленной социальной структуре, отражающей все богатство и разнообразие интересов представителей различных социальных групп и слоев. Существенную роль в формировании новых социальных контуров гражданского общества играет культурный плюрализм, который вбирает в себя все элементы духовной жизни и обеспечивает равноправное участие в творческой деятельности всех индивидов. Верхний слой гражданского общества образуют отношения, связанные с индивидуальным выбором, с политическими и культурными различиями групп по интересам. Таким образом достигается культурно-политическое многообразие и терпимость, предполагающие отрицание идеологических стереотипов и обеспечивающие свободное волеизъявление всех граждан.

Существование гражданского общества невозможно без наличия у членов общества гражданских качеств и особой, гражданской культуры. Человек только тогда становится гражданином, когда обладает высокими нравственными идеалами, мировоззрением, основанным на сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан при неукоснительном соблюдении законов. Гражданская культура охватывает все многообразие интересов различных социальных слоев и определяет фундаментальные ценности гражданского общества.

Вертикальные связи гражданского общества характеризуют его взаимодействия с государством. Тесные отношения с государством устанавливают партии, властвующие элиты, предпринимательские ассоциации и другие социальные организации и социальные институты, образовавшиеся в недрах гражданского общества. Интересы и потребности различных социальных и политических субъектов гражданского общества нередко приводят к конфликтам, противостоянию между ними. Снимать остроту противоречий призвано главным образом государство, выполняющее функцию верховного арбитра. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нем могут начаться процессы распада и возникнуть острое противостояние разных социальных групп, общественных организаций. И наоборот, без свободного гражданского общества государство никогда не будет демократическим. Государственная власть может деформировать гражданское общество, свести к минимуму автономию и самостоятельность индивидов и социальных групп, но не в силах полностью ликвидировать духовную жизнь людей, насильственно упразднить основополагающие формы организации человеческой культуры.

Развитое гражданское общество создает условия для свободы и самореализации личности, удовлетворения разнообразных интересов и потребностей людей, предопределяет демократический и правовой характер государства. В гражданском обществе власть не может быть узурпирована одним лицом или узкой группой. Разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной), разграничение между различными общественными субъектами экономических, социальных и политических функций, сфер деятельности становятся в демократической политической системе важнейшим жизненным принципом.

Понятия «гражданское общество» и «демократическое государство» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные стороны общества как единого организма. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана политикой, а политическая не изолирована от гражданской. Гражданское общество — первооснова демократической политической системы. В свою очередь, государство обеспечивает бытие гражданского общества. Гражданское общество — сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же — сфера выражения и защиты общих интересов населения. Потребности гражданского общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества. Чем более развито гражданское общество, тем больший простор получает развитие демократических процессов в государстве. Вместе с тем чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества.

Концепции общественного развития.

Изменение в обществе обусловлены многими факторами, но решающим из них является развитие разума, т.е. интеллектуальная эволюция. И именно поэтому изучение развития человеческого знания представляет собой исходную основу для исследования социального движения вообще. В этом смысле О.Конт подчеркнул, что человеческий разум прошел три ступени развития, которые составляют основу трех стадий развития общества. Основой первой стадии развития является наиболее примитивная ступень развития человеческого разума, на которой природа и общество объясняются действием сверхъестественных сил. Эта стадия называется теологической.

На второй метафизической стадии явления природы и общества объясняются при помощи абстрактных философских принципов. Эта стадия продолжалась от Ренессанса до Великой французской революции. Наконец, на третьей, позитивно-научной стадии человеческий разум сосредотачивается на исследовании того, что есть, т.е. на исследовании реальных фактов. Изменения человеческого знания являются основой изменения также и социальной организации общества. Таким образом, контовский закон трех ступеней развития мысли выступает в качестве теории общего социального развития.

Г.Спенсер, основоположник и наиболее видный представитель органического направления, стремился развить социологию как естественную науку, и его теория общества основывается на особой эволюционной теории, которая содержит в себе как идею органического развития, так и идею борьбы за существование. Г.Спенсер считал, что органический мир развился из неорганического, а человек и общество возникли из органического мира. По его мнению, в природе господствует всеобщий закон эволюции – закон сохранения энергии.

Общество как организм состоит из клеток (индивидов), однако живет дольше, чем эти клетки – индивиды.

Фазы в развитии общества Г.Спенсер объясняет на основе биологического закона борьбы за существование. По его мнению, социальная революция начинается с орды, которая является наиболее простой и в то же время гомогенной общностью. На этой ступени первоначальная дифференциация выступает как результат борьбы за существование между ордами, ведущей к созданию в них военной организации. Такая организация в конечном итоге ведет к созданию милитаристского общества. В рамках последнего индивиды служат обществу и эта служба основывается на принудительном сотрудничестве, которое распространяется на всех.

Дальнейшее развитие общества определяется смягчением борьбы за физическое существование. Принудительное объединение индивидов не является более условием существования. Теперь индивиды существуют за счет труда и других видов деятельности, в которых проявляется их предприимчивость и которые не управляются обществом столь жестоко. Это уже новый тип индустриального общества. Оно защищает индивидуальность граждан и стремится примирить различные интересы индивидов, чтобы все могли свободно себя проявить. Это общество основывается на свободном сотрудничестве, поэтому исчезает потребность в строго централизованной власти, и общество начинает децентрализоваться. В государстве индустриального типа наибольшее число индивидов приспособлено к промышленному труду, поэтому в нем лучше учитываются личные желания индивидов.

Свое понимание сущности человека и общества К.Маркс назвал историческим материализмом, чтобы подчеркнуть две основные его характеристики: историчность и материалистичность.

К.Маркс утверждал, что предпосылка всякой истории человеческого общества – люди, которые живут и, в отличие от животных, производят необходимые для своей жизни средства. Существование людей как живых существ в определенном окружении ит географической среде и определенный способ их деятельности, в котором проявляется их образ жизни, способ их производства и воспроизводства, представляют собой два основных условия всей человеческой истории. По сути люди являются не просто природными существами, но природными существами особого вида, специфика которых проявляется в их активном и присваивающем отношении к природе, отношении, посредством которого они обеспечивают свое материальное и человеческое существование. Таким образом, люди как действительные индивиды и их материальная жизнь являются, с точки зрения исторического материализма, отправным пунктом человеческой истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *