Гаммы на фортепиано

Гаммы и арпеджио для фортепиано (распечатать, скачать)

Наверное нет в мире человека, который бы не слышал слово «гамма» и не знала, что оно означает. Интересно, что, обычно, это слово вызывает негативные эмоции. Но почему эти музыкальные упражнения заслужили такое отношение? Причины могут быть самые разные. Например, кто в детстве учился в музыкальной школе и в памяти остались неприятные воспоминания, кто-то слышал о них от друзей и знакомых и тому подобное.

Распечатать и (или) скачать гаммы и арпеджио для фортепиано:

Таблица гамм, аккордов и арпеджио (ред. Николаев)

Гаммы и арпеджио для фортепиано (Ширинская)

Книги в бумажном виде

  • Гаммы и арпеджио для фортепиано (Издатель Шабатура Д.М.)

  • Гаммы и арпеджио для фортепиано. Учебное пособие для музыкальных школ (Борухзон Л., Морено С. (сост.)

Гамма теоретический аспект

Итак, как быть, если хочется овладеть игрой на фортепиано или другом музыкальном инструменте, но не хочется играть гаммы? Для этого нужно вообще разобраться, что такое гаммы и с чем их «едят». Гамма это звукоряд строя в пределах октавы от тоники до тоники. качественное разучивание гамТобто, это звуки, которые идут от определенной ноты до ее повторения. Различают гаммы двух основных видов:

  • Мажорная
  • Минорная.

Исходя из этого, каждая гамма имеет определенную зафиксированную строение: полутон это наименьшее расстояние между двумя звуками; тон это два полутона.

Мажорная гамма имеет такое строение: два тона, полутон, три тона, полутон (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон).

Существуют следующие гаммы:

  • Хроматическая (в которое расстояние между звуками всегда составляет половину тона.):

    • восходящая

    • нисходящая

  • Пентатоническая (состоит из всех звуков натуральной мажорной гаммы, за исключением IV и VII ступеней) :

    • мажорная гамма

    • минорная гамма

  • Натуральная мажорная гамма (Ионийский лад) и минорная гамма (Эолийский лад):

    • в этом гамме чередуются 2-3 целых тона с полутонами и всегда состоят из семи ступеней (семи звуков + завершающий звук)

  • Гармоническая гамма:

    • мажорная: это натуральный мажор с пониженной шестой ступенью (нота Ля-бемоль)

    • минорная: разновидность натурального минора с повышенной VII ступенью (нота Си).

  • Блюзовая гамма (пентатоника с добавлением дополнительных звуков):

    • мажорная

    • минорная

Влияние гам на исполнителя

Хорошо, с теорией, вроде, разобрались, а на практике много кто скажет, что можно обойтись и без этих тяжелых и очень скучных гамм. И, действительно, они будут правы, без них можно жить и учиться. Но зачем усложнять себе жизнь, создавать велосипед, если уже есть действующие упражнения, которые помогают улучшить навыки игры на инструменте!

Каждый человек согласится, что для того, чтобы достичь чего-то большего, необходимо начинать с простого, элементарного и малейшего. Так же и гаммы — это лучшая и распространенная тренировка для рук и пальцев. Во время проигрывания гамм нарабатывается и оттачивается техника игры, четкая последовательность пальцев, скорость и ровность игры на любом музыкальном инструменте.

Благодаря разучиванию гамм можно больше узнать обо всех музыкальных характеристиках и технических возможностях своего инструмента, привыкнуть к нему и тем самым улучшить свое мастерство. Также происходит знакомство с музыкальными формулами игры на музыкальном инструменте. Этот процесс, в определенной степени, сопоставим с математикой, создается своеобразная «музыкальная таблица умножения».

Советы по освоению гамм

Ежедневные тренировки — это постулат в изучении и освоении гамм. Для начала не надо играть гаммы на несколько октав и двумя руками. Начните с простого игра одной рукой, сначала правой, затем левой гаммы на одну или две октавы. Позже необходимо объединить две руки. После этого надо увеличить диапазон гаммы (задействовать большее количество октав обычно играют 4 октавы.

Ежедневное проигрывание гамм значительно повышает технику игры. Не забывайте об аппликатуре, то есть чередовании удобных пальцев. Сразу необходимо ставить правильные пальцы в правильной последовательности. В дальнейшем это поможет избежать ошибок и остановок во время исполнения гамм уже в быстром темпе. Без этих тренировок не было бы известных музыкантов-исполнителей, вошедших в историю!

Также необходимо обратить внимание на качество исполнения гамм звуки сочетать между собой (legato), не разрывать единую линию, со временем добавить динамику (от пиано к форте во время движения вверх, то есть сделать кульминацию и потом снова вернуться к пиано во время движения вниз). Еще для качественной отработки гамм используют самые разнообразные динамические оттенки, ритмические рисункии т. д.

Самое главное в изучении гамм — эьл цель. Если каждый день уделять разучиванию и отточению мастерства с помощью гамм хотя бы десять минут результаты не заставят долго себя ждать. Приятным бонусом станет также осознание того, что гаммы помогают развить музыкальный слух и чувство ритма!

Таблица гамм, аккордов и арпеджио

Гамма в теории музыки — звукоряд неопределённой протяжённости, соседние ступени которого отстают друг от друга на целый тон или полутон. Под гаммой в школьной исполнительской практике подразумевают восходящие либо нисходящие октавные звукоряды.

Виды гамм. Сначала гаммы делятся на две большие группы: мажорные и минорные. Мажорные гаммы строятся по принципу: два тона, полутон, три тона, полутон. Самая простая мажорная гамма для фортепиано — до мажор, для скрипки — ре мажор. Минорные гаммы строятся по принципу: тон, полутон, два тона, полутон, два тона. Самая простая минорная гамма для фортепиано — ля минор. Далее и мажорные, и минорные гаммы делятся на диезные и бемольные. Диезные гаммы — это гаммы, тональности которых при ключе имеют диезы. Бемольные гаммы — несколько видов Хроматические гаммы — гаммы, строящаяся по типу: полутон, полутон. Расходящиеся гаммы — гаммы, начинающиеся с октавы. Играются вначале вверх, аналогично обычной гамме, доходя до начала, а потом — две руки расходятся в разные стороны.Википедия

Посадка и постановка рук на пианино

Перед игрой важно потратить немного времени, чтобы убедиться, что ваша поcадка и постановка рук на пианино правильные. Это гораздо проще сделать сейчас, чем потом пытаться исправить вредные привычки!

Стул и положение инструмента

Убедитесь, что вы используете правильный стул для фортепиано. Стандартная высота табуретки около 50 см, лучше всего приобрести стул с регулируемой высотой.

Если вы играете на синтезаторе, а не на пианино, отрегулируйте подставку таким образом, чтобы клавиши находились примерно в 70-75 см от пола. Это стандартная высота пианино.

Убедитесь, что табурет для пианино направлен прямо на клавиатуру.

Сидячее положение

Убедитесь, что ваши руки и плечи расслаблены. Отрегулируйте табуретку передвигая вперед или назад до тех пор пока вы не сможете достигнуть удобного положения рук. Многие новички садятся близко к клавишам, но, сидя дальше, вы даете рукам больше свободы и легкости движения.

Держите ноги на полу. (Позже мы будем использовать ноги, чтобы дотянуться до педалей, но пока привыкаем держать их неподвижно. Ваши колени должны быть слегка под клавиатурой и не должны касаться какой-либо части пианино. Никогда не позволяйте локтям касаться коленей!

Немного наклонитесь вперед во время игры.

Форма Руки

Постановка правильной формы руки, возможно, самый важный элемент в начале обучения игре на фортепиано.

Важно держать мышцы рук расслабленными. Прежде чем мы начнем, разомните руки, убедитесь, что нет напряжения в запястьях или пальцах.

При игре на пианино, нам необходимо сохранить изогнутую форму руки, когда это возможно. Вот отличное упражнение, чтобы найти правильную форму:

Положите руки на колени. Пусть пальцы свободно изогнутся вокруг колена. Обратите внимание на их округлую форму. Теперь поднимите руки от колен и поднесите их к клавиатуре, сохраняя тот же изгиб.

Нажимайте на клавиши кончиками пальцев— а не подушечками.

Упражнение Пузырь

Еще один отличный способ найти правильную форму руки— и метод, который особенно хорошо работает с маленькими детьми— это держать руки вверх ладонями. Теперь представьте, что в каждой из ладоней находится пузырь размером с апельсин. Какую форму вам нужно сделать, чтобы убедиться, что пузырь не уплывает? Не забывайте держать руки мягкими – иначе пузырь лопнет!

Запястья и предплечья

На приведенных выше изображениях, запястья и предплечья плоские. Будьте внимательны, не опускайте запястья. Старайтесь поддерживать прямую линию между запястьями и локтями. Отличный способ проверить это — положить линейку на предплечье. Можете пошевелить пальцами, так, чтобы она не упала?! Держите локти немного подальше от тела.

Почему это так важно?

Итак, мы подробно поговорили о правильной постановке рук на фортепиано. Но почему это так важно?

Игра кончиками пальцев дает гораздо больший контроль по сравнению с игрой подушечками пальцев. Вы сможете играть с гораздо более точной динамикой (громкость и мягкость) и более контролируемым характером звука.

Вы наверняка видели, как кто-то играет на фортепиано, и можете понять, что игра на пианино включает в себя много скрещивания пальцев друг под другом. Попробуйте сделать это плоскими руками. Невозможно, правда? Наконец, игра в такой форме позволяет пальцам двигаться гораздо быстрее.

Правильная посадка во время игры на пианино

Различные приемы фортепианной игры

Е. Либерман

Фортепианный прием — это игровое движение, при помощи кторого пианист наиболее простым и удобным способом преодолевает специфические фатурные трудности, добиваясь при этом нужного ему художественного, звукового результата.

Целесообразность фортепианных приемов связано с разумным разделением труда между различными группами участвующих в игре мышц, их взаимопомощью.

Техника кантилены

Умение петь — одна из важнейших сторон техники пианиста. Крупнейшие пианисты пытались донести до нас ощущения своих рук при игре кантилены: Тальберг и Игумнов сравнивали с движениями, «как будто месишь место»; Корто — о погружении пальца в клубнику; Нейгауз — о «прорастании пальцев в клавиатуру до дна»

Руки пианиста в кантилене должны быть сильными и точно направленными в клавиатуру, в то же время — мягкими и пластичными.

Характер кантилены подсказывает направление работы. Каждой мелодии соответствует свой звук и своя артикуляция. Основное — использование веса руки, опоры на клавиатуру. Трудно и важно донести нужную часть веса в клавиатуру ,без толчков, адресовав его в кончик пальца.

Пальцы в кантилене могут двигаться с большим или меньшим размахом. Целесообразным является такое положение, в котором с клавишей соприкасается вся подушечка пальца, т. е. Более вытянутое, мягкое.

Работа над кантиленой не эффективна при дремлющем музыкальном чувстве.

Пальцевое легато

Сегодня в арсенале пианистов пальцевое легато вытеснилось «звуковым» легато и другими видами туше. Пальцевое легато — это ощущение как будто клавиша есть звук, а звук непосредственно передается из пальца в палец как эстафетная палочка. Как будто пальцы сами звучат. Роль кисти и предплечья третьестепенна. Это ощущение стимулируется музыкой Шопена, для которого это был излюбленный прием. Умение играть без «треска», берущими пальцами очень важно. Примеры: Шопен этюды соч 10 ля минор, фа мажор, соч 25 №13, 14 и т. д.

Развитие техники игры левой рукой

Развитие техники игры левой рукой будет осуществляться в тональности до-мажор. В этой тональности пальцы нажимают только белые клавиши (на рис. 1 они выделены желтым цветом в пределах одной октавы). Пальцы левой руки имеют следующую нумерацию: 5 – мизинец, 4 – безымянный, 3 – средний, 2 – указательный, 1 – большой.

Рис. 1. Исходная постановка пальцев левой руки при игре в тональности до-мажор

Рис. 2. Положение пальцев левой руки на клавиатуре

Поставьте пальцы на клавиатуру в соответствии с рис. 2. Положение кисти руки при этом такое, словно она обхватывает мяч для игры в большой теннис и образует полусферу. Кончики пальцев нажимают клавиши практически перпендикулярно клавиатуре, словно они являются молоточками. Кисть руки (и вся рука) при нажатиях на клавиши остается практически неподвижной — двигаются только пальцы. Локоть находится на уровне клавиатуры. Он не прижат к туловищу, но и не слишком отодвинут он него. Рука должна находиться в свободном состоянии.

Каждый палец располагается над своей клавишей (рис. 2). Это исходное положение пальцев, суть которого заключается в том, чтобы пальцы не мешали друг другу и нажимали клавиши наиболее удобным образом. Положение пальцев по глубине должно быть таким, чтобы они с одной стороны не соскакивали с края клавиатуры, но и не прижимались к черным клавишам. Безымянный и указательный пальцы нажимают клавишу в середине её широкой части.

Если вы никогда не играли левой рукой на клавишном инструменте или это было давно, то для начала необходимо улучшить чувствительность, подвижность и управляемость пальцев. Клавиатура многих синтезаторов обладает невысокой жесткостью и клавиши нажимаются достаточно легко, что является недостатком, по сравнению с фортепианной клавиатурой, жесткость которой позволяет укрепить пальцы руки. Игра слабыми пальцами в дальнейшем не позволит улучшить качество игры, а звуки будут пропадать по причине того, что тот или иной палец с недостаточным усилием нажал на клавишу. Если нет возможности использовать фортепиано, то нужно учесть, что нажатие клавиш на клавиатуре синтезатора должно производиться с усилием, с дополнительным нажимом, который, однако, не должен приводить к напряжению и сковыванию кисти руки.

При выполнении любых упражнений старайтесь следовать такому порядку:

  • Разучивание упражнения. Разучите упражнение без метронома в медленном темпе. Игра в медленном темпе позволяет понять то, что нужно играть и контролировать то, что и как делают пальцы.
  • Игра в медленном темпе под метроном. Если упражнение получается без ритма в медленном темпе, то установите темп метронома на 60-80 и старайтесь нажимать клавиши точно по щелчку метронома. Это необходимо для развития чувства ритма и синхронизации двух событий: первое событие — щелчок, второе событие — появление звука от нажатой клавиши.
  • Игра в быстром темпе под метроном. Если упражнение получилось сыграть под метроном в медленном темпе, то увеличьте скорость. Можно либо увеличить темп метронома, либо не изменять темп, но играть в 2 раза быстрее (способ удвоения скорости исполнения).

Все упражнения необходимо производить при включенном режиме «чувствительность к касанию», что позволит слышать и контролировать громкость игры разными пальцами. Добиться игры, при которой пальцы выдают звуки с одинаковой громкостью, непросто. Но над этим нужно работать, иначе при игре будут постоянно проскакивать то скачки, то провалы, что говорит о слабой технике игры.

Выберите голос фортепиано на синтезаторе и поставьте пальцы левой руки в соответствии с рис. 2 (мизинец находится над клавишей до, большой палец — над фа).

Упражнение 1

Рис. 3. Упражнение 1

Двигаются только пальцы. Кисть и локоть не должны совершать движения, следуя за пальцами.

Упражнение 2

Последовательно и равномерно нажимайте клавиши от большого пальца к мизинцу: 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5 и т.д.

Рис. 4. Упражнение 2

Упражнение 3. Волнообразное движение.

Рис. 5. Упражнение 3

Следите за тем, чтобы при на нажатии клавиши одним пальцем двигался только этот палец. Остальные пальцы не должны растопыриваться в стороны или слишком высоко подниматься над клавиатурой (что особенно любит делать мизинец), а находятся над поверхностью клавиатуры, касаясь каждый своей клавиши в таком положении, будто в ладони находится мячик. Верхняя фаланга большого пальца должна быть направлена вдоль клавиши (рис. 2), а не вправо.

Упражнение 4

Теперь более сложное упражнение — игра интервалов (одновременно нажимаются две клавиши). Сначала одновременно нажмите клавиши мизинцем и средним пальцем, потом безымянным и указательным пальцем, потом средним и большим пальцем.

Рис. 6. Упражнение 4

Старайтесь играть это упражнения ровно.

Следующая группа упражнений направлена на развитие независимости пальцев. Пальцы привыкли двигаться вместе друг с другом. Наша задача заключается в том, чтобы они могли двигаться независимо друг от друга.

Упражнение 5.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 4, 3, 2, 1, а мизинцем равномерно 20-30 раз нажмите и отпустите клавишу. Нажимает клавишу только мизинец, остальные пальцы удерживают клавиши в нажатом состоянии.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 3, 2, 1. Теперь клавишу нажимает и отпускает только безымянный палец. Трудно? Безымянный палец имеет самую слабую подвижность и управляемость.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5,4, 2, 1. Теперь работает средний палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3, 1. Тренируем указательный палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3, 2. Тренируем большой палец. Это должно быть легко.

Данное упражнение покажет, какие пальцы имеют слабую управляемость — над ними нужно поработать отдельно, то есть увеличить продолжительность упражнений с их участием..

Упражнение 6.

Попеременная работа соседних пальцев.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 3, 2, 1, а 5 и 4 попеременно равномерно 20-30 раз нажимайте и отпускайте клавиши.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 2, 1. Тоже самое 4 и 3. Чувствуете, как рука начинает разогреваться?
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 1. Тоже самое 3 и 2. Это немного проще, да?
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3. Тоже самое 2 и 1. Это не должно вызвать затруднений.

Упражнение 7.

Одновременная работа соседних пальцев.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 3, 2, 1, а 5 и 4 одновременно равномерно 20-30 раз нажимайте и отпускайте клавиши.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 2, 1. Тоже самое 4 и 3.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 1. Тоже самое 3 и 2.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3. Тоже самое 2 и 1.

Упражнение 8. Игра гаммы в пределах одной октавы.

Игра гаммы в предела октавы осуществляется при помощи подкладывания пальца. Сначала последовательно играют пальцы 5, 4, 3, 2, 1. В то время, как большой палец нажимает клавишу, перенесите средний палец над ним и нажмите следующую клавишу. То есть 8 клавиш нажимаются следующими пальцами: 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1. Игра в обратном порядке осуществляется так: сначала играется 1, 2, 3. В момент удержания клавиши средним пальцем большой палец подкладывается под пальцами и нажимает следующую клавишу.

Рис. 7. Упражнение 8

Данное упражнение играется в размере четыре четверти восьмыми. Вертикальные штрихи над нотами показывают доли (щелчки метронома). Включите на синтезаторе метроном, установите значение темпа метронома на 80 и начинайте игру в момент любого щелчка метронома, которая станет первой долей.

После разогрева пальцев можно приступить к интересующей нас игре левой рукой аккордов, а точнее трезвучий (аккорд из трёх звуков). Существует три основные позиции для игры трезвучий, которые необходимо запомнить. Они показаны на рис. 8.

Рис. 8. Варианты положения пальцев левой руки при игре трезвучий

Нетрудно заметить, что мизинец (5) и большой палец (1) нажимают на крайние клавиши трезвучия всегда. Средняя клавиша нажимается или указательным (2), или средним (3) пальцем в зависимости от того, какую клавишу нужно нажать. В варианте 1) и 2) средняя клавиша нажимается средним пальцем, а в варианте 3) — указательным. Безымянный палец клавишу не нажимает.

Обратите внимание на то, как чередуются между собой клавиши, которые мы нажимаем и которые не нажимаем. В варианте 1 между нажимаемыми клавишами пропускаются по одной клавише, которые не нажимаются. В варианте 2 между средним и большим пальцем остается две клавиши. А в варианте 3 две клавиши пропускаются между мизинцем и указательным пальцами.

Теперь попробуйте сыграть трезвучия, показанные на рис. 9.

Рис. 9. Варианты положения пальцев левой руки при игре аккордов

Относительное положение пальцев не изменилось, хотя здесь показаны другие трезвучия.

Если вы освоились с игрой трезвучий без смены позиции руки, то следующим шагом будет игра последовательности трезвучий со сменой позиции руки. Сыграйте трезвучие и его обращения, показанные на рис. 10.

Рис. 10. Трезвучие и его обращения

Упражнение 9.

Равномерно сыграйте аккорды, показанные на рис. 11. В процессе перехода от игры одного трезвучия к другому не нужно высоко поднимать пальцы. Чем меньше лишних движений делает рука, тем точнее и быстрее происходит её позиционирование.

Рис. 11. Упражнение 9

Включите метроном в темпе 80 сыграйте данный фрагмент 10-20 раз подряд без остановок и ошибок. Каждый аккорд играется под щелчок метронома. Если получилось сыграть этот фрагмент без ошибок 10-20 раз подряд, то удвойте скорость исполнения.

Для контроля качества игры на синтезаторе нужно сделать следующее:

  • подключите синтезатор к компьютеру
  • откройте аудиоредактор, в котором есть режим отображения волновой формы
  • выберите голос фортепиано и включите на синтезаторе режим «чувствительность к касанию»
  • сделайте запись упражнения и посмотрите на получившиеся волновые формы.

Сравнение высоты пиков форм, соответствующих отдельным звукам, позволяет увидеть неравномерность игры разными пальцами. На рис. 12. показаны волновые формы, соответствующие записи из упражнения 2.

Рис. 12. Волновые формы

Из рисунка видно, что в плане ритма всё более или менее хорошо, так как пики форм находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. А вот равномерность игры крайне слабая. Это следствие постоянной игры левой рукой под автоаккомпанемент, в результате чего её техника игры резко упала. Запись вашего исполнения позволит наглядно увидеть проблемы над решением которых надо поработать отдельно.

Для управления аккомпанементом левой рукой нужно выполнить следующие условия:

  • Использовать не любую, а правильную (гармоничную) последовательность аккордов
  • Правильно распределить аккорды по долям ритма
  • Начать играть последовательность аккордов точно в первую долю ритма
  • Играть последовательность аккордов циклически, без остановки

Об этом будет рассказано далее.

Александр Страшко

05.02.11

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *