Где живут животные?

Про диких животных для детей + карточки мнемотаблицы кто где живет и чем питается

Что должен знать дошкольник про животных? Во-первых, дикое это животное или домашнее, животное леса, севера или Африки, то есть место обитания. Во-вторых, в каком «домике» живет животное, если оно дикое: это может быть нора, берлога, дупло или животное совсем не делает себе домика. В-третьих, чем это животное питается. Увлекательный рассказ — то, что нужно. И обязательно сопроводить этот рассказ о животных картинками, ведь мы же знаем, что зрительная память очень помогает в обучении дошкольника. Поговорим с ребенком о диких животных и покажем карточки — мнемотаблицы, так малыши лучше заинтересуются темой и запомнят все подробности визуально, образно.

Дикие животные леса

Заяц живет в лесу. Он не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в углублениях под корнями, под ветвями, там и сооружают себе зимовье. Основная пища зайца — это трава, сено, молодые веточки деревьев. Ест заяц и овощи, фрукты и ягоды, если удается их найти.

Лиса

Лиса — дикое животное. Она живет в лесу, в норе. Лиса — хищный зверь. Основная еда лис — насекомые (жуки, дождевые черви) и мелкие грызуны (мыши-полёвки). Если удастся лисе поймать зайца или птицу, что бывает не очень часто, она с удовольствием съест и их. Часто лисы селятся рядом с человеком и воруют домашних птиц из птичников. Иногда может полакомиться и рыбкой, выброшенной на берег Не побрезгует ягодами и фруктами, когда голодна.

Волк — животное леса. Живут волки в логове. Волки охотятся стаями, поэтому им под силу поймать крупную добычу: лося, оленя. С удовольствием угостится волк и птицей, и зайчиком. В голодные годы волки могут нападать на домашний скот, но это бывает очень редко. Волки очень осторожны и боятся человека.

Ежи живут в лесу. Они редко сами роют норы, чаще занимают чужие или сооружают гнездо среди выпирающих корней, под кустом, в углублениях земли, натаскивая туда много листьев, сухой травы и мха. Зимой ежи впадают в спячку. Едят ежи в основном насекомых. Если попадется змея, могут съесть и её. Не прочь полакомиться грибами, желудями, ягодами и фруктами.

Бурый медведь

Бурый медведь — дикое животное леса. На зиму медведь сооружает себе берлогу и впадает в спячку. Основная пища медведей — ягоды, коренья, грибы. Найдет медведь птичье гнездо — полакомится яйцами, найдет улей диких пчел — поест медку. Медведь умеет ловить рыбу и с удовольствием ее ест. Может скушать и мышку, если удастся ее поймать. Не побрезгует и падалью.

Белка живет в лесу. Она находит в дереве дупло и селится там. Ест белка ягоды, фрукты, грибы, орехи, желуди и зерно. Запасает припасы на зиму, пряча их под корнями или среди веток деревьев, чтобы не голодать зимой.

Животные пустыни

Верблюд

Верблюды живут в пустыне и полупустыне. Жилище они не строят. Питаются травой (и сухой, и свежей), веточками деревьев, верблюжьей колючкой, эфедрой, полынью, жуют веточки саксаула. Верблюд накапливает в горбах питательные вещества, поэтому подолгу может обходиться без еды.

Фенек

Фенек живет в пустынях и полупустынях. Он роет себе нору в песке. Фенек всеяден. Питается насекомыми, ящерицами, яйцами птиц, мелкими грызунами, кореньями растений, которые удается выкопать в пустыне.

Когда ребенок познакомился с животными, их образом жизни, питанием, пусть он попробует сам рассказать о том, что запомнил. В этом помогут картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания >>

На первых порах связного рассказа получить может не удастся, тогда попробуйте распечатать и разрезать приведенные выше карточки на сектора, а ребенку предложить разложить картинки правильно.

А более подробные рассказы для детей о животных можно посмотреть на нашем сайте в разделах: доклады детям о животных >> и презентации про окружающий мир >>

Конспект занятия «Дикие животные наших лесов»

Татьяна Сауляк
Конспект занятия «Дикие животные наших лесов»

Развитие речи, ознакомление с окружающим миром.

Тема: «Дикие животные наших лесов»

Цель:

Закрепить знания детей о диких животных наших лесов.

Задачи:

1. 1. Вспомнить названия животных, внешние признаки, чем питаются, как называется их жилище.

2. 2. Формировать представления о взаимосвязи растений и животных, уточнить представления о приспособленности хищников к добыванию пищи и жилища, воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к животным, развивать у детей умение подбирать слова (существительные с прилагательным :заяц какой- пушистый, быстрый, трусливый, учить образовывать слова в ласкательную форму единственного и множественного числа.

Ход занятия

Организационный момент.

Звучит музыка леса, дети входят в зал. Здороваются с гостями. Рассаживаются на стульчики.

Воспитатель:

Ребята, у нас сегодня не обычное занятие. Сегодня мы попали в волшебный лес. Лес и дикие животные- единое целое! О животных леса мы сегодня и поговорим.

Загадка: Зимой белый, летом серый. Никого не обижает, а всех сам боится. (заяц)

Демонстрация картинки

1. Молодцы! Расскажите о нем. Заяц (ушастый, трусливый, быстрый, пушистый. А почему он зимой белый, а летом серый).

2. Чем он питается? (заяц грызет кору деревьев и веточки молодых кустарников, траву, сено, любит овощи)

3. А где живет заяц? (под кустиком зарываясь под веточки и листья)

4. Послушайте какие звуки издает заяц.

Загадка: Плутовка рыжая головка, хвост пушистый — вот краса! А зовут ее… (лиса)

Демонстрация картинки

1. Правильно, угадали! Она даже обрадовалась! А теперь расскажите о ней. Ей будет интересно. Лиса (рыжая, хитрая; ребята обратите внимание на хвост лисы (большой, длинный, пушистый; зимой она даже может спать на снегу укрывшись своим хвостом как одеялом). А для чего лисе нужен такой большой и пушистый хвост? (следы заметать)

2. Чем питается лиса? (лягушками, ящерицами, птенчиками, зайцами, а зимой ловит мышей).

3. Как называется жилище лисы? (нора).

Загадка: Большой, косолапый, в теплой шубе мохнатой. Летом по лесу гуляет, всю зиму отдыхает… (медведь)

Демонстрация картинки

1. Правильно! Что вы можете рассказать о медведе? (косолапый, мохнатый, сильный, большой, громадный). А это кто? (медвежонок).

3. Как называется жилище медведя? (берлога)

4. А теперь послушаем как рычит медведь.

Физкультминутка (медвежата в чаще жили….)

Загадка: У него клыки торчком, землю роет пятачком. Грязевых любитель ванн, он- неряшливый (кабан)

Демонстрация картинки

1. Конечно это кабан! Посмотрите на него и расскажите о нем (у него плотная и длинная шерсть, нос пятачком, ест желуди, ветки растений,коренья)

2. Детеныш кабана называется? (поросенок)

3. Ребята, а где кабан спит? (он спит под деревьями и кустами зарываясь под листья и снег)

4. Послушайте какие звуки издает кабан.

Загадка: Если долго в брюшке пусто – на луну он воет грустно… (волк)

Демонстрация картинки

1. Молодцы! Какой он расскажите, ребята. (сильный, смелый, злой, серый, хвост у него длинный и пушистый, и когда он зимой уляжется на снегу то нос и лапы он укрывает своим хвостом, вой у него длинный и протяжный, охотится на зайчиков и ежиков)

2. А кто на этой картинке? (волчонок)

3. Жилище волков как называется? (логово)

4. А хотите послушать как волк воет.

Загадка: Это кто в траве шуршит и забавно так фырчит? Весь в иголках, не возьмешь? Кто же это, дети? (еж)

Демонстрация картинки

1. Да! Рассмотрите ежа, какой он? (колючий, серые иголочки, сворачивается в клубочек когда чувствует опасность; днем еж спит в своей норке или ямке под корнями деревьев, а ночью выходит на охоту,ищет себе пищу : змей, птичьи яйца, кузнечиков, улиток, червяков, корешки земляные, ягодки, ящериц; Перед тем как залечь в спячку, ему нужно много еды съесть. Всю зиму еж спит, а просыпаются ежи только весной, когда станет совсем тепло).

2. Как называется жилище ежа? (нора)

3. Ребята, а еж тоже издает звуки. Хотите послушать какие?

Загадка: Ловкая, проворная, по деревьям скок-скок, да орешки щелк-щелк (белка)

Демонстрация картинки

1. Правильно (белочка).

2. Расскажите о ней. (белочка рыжая, пушистая, живет в дупле на дереве высоко, на зиму запасается сушеными грибочками, кедровыми орешками и лесными).

3. А это кто? (бельчонок)

4. Ребята, а почему дупло у белочки высоко на дереве? (что бы оградить себя и своих детенышей от опасности).

5. Ребята, белочка тоже «говорит» на своем языке. Давайте послушаем. Ведь тоже интересно.

Заключительная часть: Ребята, давайте вспомним о каких животных мы сегодня говорили (зайчик, белочка, медведь, еж, волк, лиса, кабан). Правильно! Ребята, у нас с вами было занятие о домашних животных, а сегодня мы говорили о диких животных. Так чем же отличаются домашние животные от диких? (за домашними животными ухаживает хозяин, а дикие сами себе добывают пищу и готовят жилище). Ребята, сегодня вы все молодцы. Спасибо.

Сюрпризный момент (белочка приносит орешки).

В этой заметке мы собрали материал о том, кто где живет. Хотите узнать название жилища белки, лисы? Кто живет в норе, а кто в дупле? Тогда поехали.

Кто живет в норе?

Нора – это жилище небольших животных, в котором можно спрятаться от хищников, запасать продукты, выводить потомство и укрываться от непогоды.

Рассмотрим животных, которые живут в норе.

Суслик живет в норе.

Нора суслика

Жилищем барсука также является нора.

Нора барсука

И лиса живет в норе.

Нора лисы

Пустынная лисица — фенек тоже живет в норе.

Фенек в норе

Африканское животное — трубкозуб тоже роет себе домик — нору, в которой и живет.

Нора трубкозуба

Интересно, что и крокодилы живут в норах.

Крокодильи норы

Домик крота также нора.

Нора крота

Хорек тоже живет в норе.

Нора хорька

И тушканчик тоже живет в норе.

Нора тушканчика

В норе живет норка.

Нора норки

Кролик тоже живет в норе.

Нора зайца

В норах устраивают свои гнезда птицы. Так, например, в норах живут ласточки береговушки.

Ласточки береговушки в норах

В норе близ глухой лесной речки можно встретить птичку зимородка.

Нора зимородока

Птицы каменки тоже предпочитают гнездиться в норах.

Каменки у норы

И конечно в норе живет мышь. Домик мышки также называют норка.

Нора мыши

Жилище медведя — берлога. Интересно, что берлога — это разновидность норы 🙂

Берлога

Кто живет в дупле?

Дупло — это полость в стволе дерева. В нем небольшие зверушки и птицы чувствуют себя в безопасности. Туда ради любопытства может залезть и коте:)

А теперь давайте посмотрим, кто же живет в дупле.

Домик белки называется дупло.

Дупло белки

Енот также живёт в дупле.

Дупло енота

В дупле живут и птицы. Например, домик совы — дупло.

Дупло совы

Дятел тоже живет в дупле. Среди дятлов стоит упомянуть разные их виды. К примеру, самого большого дятла — желна, который любит делать дупла в березе; большого пестрого дятла — любителя дупел в осине и зеленого дятла.

Дупло дятла

Интересно, что дятел сделав дупло использует его один раз, а затем его занимает другой житель. Например, соня.

Сони в дупле

Бурундуки также живут в дупле.

Дупло бурундука

В дупле можно встретить куницу.

Дупло куницы

Летучие мыши тоже живут в дупле.

Летучая мышь в дупле

Вертишейка живет в дупле.

Дупло вертишейки

В дупле гнездится и лесной голубь клинтух.

Клинтух в дупле

Птиц, которые гнездятся в дуплах называют дуплогнездниками.

Кроме уже названных выше птиц в дуплах также гнездится галка.

Галка в дупле

Мухоловка-пеструшка также гнездится в дупле.

Мухоловка-пеструшка у дупла

Горихвостик живёт в дупле.

Дупло горихвостка

Обыкновенный поползень также гнездится в дупле.

Дупло поползня

Синица-гаичка, будучи очень маленькой, долбит дупла, отдавая предпочтение трухлявой осине или ольхе.

Синица-гаичка в дупле

А вот обычные синицы предпочитают делать свои гнезда в дуплянках.

Кто живет в дуплянках?

Дуплянки — вид искусственного гнездовья для птиц. Сюда можно отнести скворечник, синичник, птичник и т.д.

Как уже было написано выше — домик синицы — синичник.

Синичка в синичнике

Домик скворца — скворечник.

Скворечник

Птичник — это строение, как правило, одноэтажное для сельскохозяйственной, домашней птицы.

В птичнике живут утки.

Птичник для уток

Вместе с утками в птичнике могут жить куры. Но при этом у кур может быть и свой домик — курятник.

Куры в курятнике

Голуби живут в домике, построенном человеком, и называется он голубятня.

Голубятня

Кто живет в гнезде?

Домик дрозда — гнездо.

Гнездо дрозда

Аисты живут в гнездах.

Гнездо аиста

Сойка тоже делает себе гнездо.

Гнездо сойки

И ласточка строит себе гнездо.

Гнездо ласточки

Осы, как и птицы живут в гнезде.

Осиное гнездо

Домиком кукушки также является гнездо.

Гнездо кукушки

А вот дом пчел — улей.

Пчелиный улей

Поговорим теперь о домиках диких животных.

Жилище волка — логово.

Логово волка

Рысь тоже живет в домике, который называется логово.

Логово рыси

Жилище кабана — лёжка.

Лежка кабана

Муравьи живут в муравейнике.

Муравейник

Домик бобра — хатка.

Хатка бобра

Ну а верблюд живет в пустыне, лягушка на болоте. Слон живет в джунглях.

Дома домашних животных

Дом собаки — конура или будка.

Будка собаки

Рыбка живет в аквариуме.

Аквариум

Лошадь живет в конюшне.

Конюшня для лошади

Корова живет в коровнике.

Корова в коровнике

Овцы живут в хлеву.

Овцы в хлеву

Свиньи живут в свинарнике.

Свиньи в свинарнике

Хомяк в клетке.

Хомяк в клетке

Вспомним и о зоопарке. Там животные живут в вольерах. Но для некоторых животных есть домики с особыми названиями. Так слоны живут в слоновниках.

Слоны в слоновнике

Обезьяны живут в обезьянниках.

Обезьяны в обезьянниках

А еще есть жилище животных, которое называется террариум.

Кто живет в террариуме?

В террариуме могут жить пауки, жуки, разные змеи, черепахи, крабы, лягушки, амфибий.

Тигр – это большое дикое животное. Он имеет желтый окрас с черными полосами. Тигр – сильный и ловкий, он умеет громко рычать, хорошо плавать, прыгать и быстро бегать. Этот зверь живет в Азии и России. Его можно увидеть также в зоопарке или цирке.

Медведь относится к диким животным. Он большой и подвижный. У него коричневая шерсть, толстые ноги и маленькие уши. Медведь хорошо плавает и лазит по деревьям. Этот зверь живет в лесу. Всю зиму он спит в своей берлоге. Хотя он хищник, он также любит ягоды, плоды, зерна, траву и корни растений.

Волк – это дикое лесное животное. Его мех чаще всего серого цвета, но также может и отличаться, например, быть белым или черным. Он внешне похож на собаку. Этот зверь очень умный и ловкий. Он умеет быстро бегать и хорошо охотиться. Ест он только мясо других животных.

Заяц – маленький дикий зверек, у которого длинные уши, круглый пушистый хвост и сильные задние лапы. Летом его шерсть серого цвета, а зимой – белого. Он обитает на лугу или в лесу. Его поймать тяжело, потому что он бегает очень быстро.

Лев – это хищное животное, которое живет в саванне. Его называют «царем» зверей. У него есть красивая густая грива и сильные лапы. Он охотится на антилоп, зебр и других животных. После еды лев любит долго поспать. Это очень умное и выносливое животное. Его можно дрессировать, и потом он выступает в цирке.

Обезьяна – это дикое животное, которое обитает в основном в Африке или Южной Америке. Оно может быть большим или маленьким. Это животное очень пугливо и осторожно. Поэтому почти все время лазает по деревьям, таким способом ищет себе пищу. Обезьяны едят насекомых, семена, ягоды и фрукты. Некоторые из них живут в зоопарке, другие выступают в цирке.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Дикие животные»

Светлана Кочерга
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Дикие животные»

Тема: «Дикие животные» (лексико-грамматическое)

Задачи: формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных; формировать обобщающее понятие дикие животные; учить употреблять сущ. в форме род. и тв. пад. ; согласование числительных с сущ. и сущ. с прил. ; учить составлять простые предложения со зрительной опорой; закреплять умение употреблять предлоги в речи; развитие структуры слова; развитие моторики

Оборудование: плакат «Дикие животные»; картинки диких животных; картинки грибов, ягод, рыбы, овощей, фруктов, курицы, овцы, теленка; картинки жирафа, слона и черепахи; маска волка; схема для составления рассказа описания для животного; материал для рисования; цветные карандаши.

1. Оргмомент – показываем плакат диких животных, дети рассматривают и называют, кто изображен на нем (Дикие животные). Объявление темы занятия.

— Где живут дикие животные? (в лесу, они сами добывают себе пищу, сами строят себе жилище, сами заботятся о своих детенышах).

2. Игра «Кто, где живет» — показываем картинки диких животных: Посмотрите вот лиса, ее жилище называется нора. Где живет лиса? – лиса живет в норе.

Аналогично:

Белка – жилище дупло – белка живет в дупле.

Еж – жилище норка – еж живет в норке.

Медведь – жилище берлога – медведь живет в берлоге.

Волк – жилище логово – волк живет в логове.

Лиса – жилище нора – лиса живет в норе.

Соболь – дупло на дереве.

Рысь – на дереве.

Заяц – жилища нет, он живет под кустом.

Лось — жилища нет.

Олень- жилища нет.

— Давайте вспомним чем питаются животные и угостим их. Свой ответ начинай те со слов «Я угощу медведя….»

— Кто знает чем питаются заяц, еж и белка – заяц питается морковкой, капустой, грызет кору деревьев. Белка любит орешки, грибы, фрукты. Еж тоже любит грибы, фрукты.

— Чем питаются волк, лиса, медведь? Волк ловит зайцев, овец, телят, козлят и других маленьких животных. Лиса охотится за мышами, зайчатами, курами и гусями. Медведь любит ягоды, мед, рыбу, но он может нападать и на больших животных – коров, коз. Волк, лиса и медведь – хищники, потому что охотятся за животными и птицами. Они опасны и для человека.

4. Игра «Назови детеныша» —

У лисы – лисенок

У волка – волчонок

У медведя – медвежонок

У белки – бельчонок

У ежа – ежонок

У лося – лосенок

У оленя – олененок.

5. Игра «Чья морда? Чей хвост?»

Лиса – лисья морда – лисий хвост

Волк –

Заяц –

Белка –

Медведь —

6. Игра «Назови лишнее слово» (объясни, почему)

Волк, собака, рысь, лиса, заяц (собака);

лиса, волк, овца, белка (овца);

корова, заяц, кролик, лошадь (заяц).

7. Физкультминутка – игра «Дети и волк»

Один ребенок – волк, остальные дети. Читаем стихотворение –

Дети по лесу гуляли, землянику собирали.

Много ягодок везде, и на кочках и в траве.

Но вот сучья затрещали…

Дети, дети не зевайте, волк за елью убегайте.

8. Игра «Сравни и расскажи о животных» —

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее? Ответ должен

быть полным предложением.Например: черепаха двигается медленнее зайца, а заяц — быстрее черепахи.

9. Составление рассказа описания – Раз даем картинки диких животных. На доске схема рассказа. Дети составляют рассказ о животном:

Какого цвета мех животного;

Какие части телу у него есть (заяц – длинные уши, короткий хвост);

Где обитает животное;

Чем питается;

Как называется детеныш животного;

Какую пользу они приносят человеку;

10. Рисование.

11. Итог занятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *