Гендера

Тест для определения уровня знаний по гендерной терминологии

Чтобы выполнить тест, нужно обвести кружком номер ответа, который Вы считаете правильным.
1. Что из перечисленного означает понятие «гендер»?
1) работающие по найму женщины и мужчины;
2) определение взаимоотношений полов: мужчин и женщин;
3) социальные и культурные характеристики мужчин и женщин.

Гендерные стереотипы это
1) распространенные в обществе упрощенные представления о сущности мужчины и женщины;
2) образы мужчины и женщины у конкретного человека;
3) идеальные типы женщины и мужчины.
3. Двойная половая мораль – это
1) особое природное предназначение женщины и мужчины;
2) разные социальные ожидания и разные требования к женщинам и мужчинам;
3) выполнение женщинами и мужчинами разных социальных ролей.
4. Гендерные роли это
1) роли, которые выполняет женщина по требованию мужчины;
2) роли, которые должны играть женщины и мужчины в соответствии с представлениями большинства современных людей;
3) научное определение природного предназначения женщины и мужчины.
5. Гендерное равенство это
1) равенство прав всех женщин;
2) равные права мужчин и женщин;
3) равные права и возможности женщин и мужчин.
Спасибо!

Понятие «Гендер» и современные гендерные теории

Анна Дементьева
Понятие «Гендер» и современные гендерные теории

Процесс человеческого развития непрерывен и представляет собой постоянное расширение возможностей людей с точки зрения выбора форм и масштабов их участия в политической, экономической, социальной, духовной, культурной жизни общества. Свободный выбор возможностей для человека является условием его развития и представляет собой одну из самых высших целей человеческого общества. Среди основных возможностей, которые являются ключевыми для открытия доступа к остальным возможностям,выделяются три: возможность вести долгую и здоровую жизнь, приобрести знания и иметь материальное благосостояние, которое позволяет обеспечить достойный уровень жизни. Развитие человека является главным смыслом и формой существования человеческого общества. Современный уровень развития прогресса во всех сферах жизнедеятельности человека не только создает возможность поставить человека в центр общественного развития, но также диктует необходимость использования результатов прогресса для развития человека.

Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких, как семья, армия, воспитательные учреждения, право). Но факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними.Ведь помимо конституциональной стороны эти различия имеют социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время и в данном обществе считается свойственным мужчине, а что — женщине.

Также восприятие биологических различий между полами определяется культурными факторами. Например, со времен античности до конца XVII века в Европе преобладало представление о том, что женский организм является недоразвитым вариантом мужского. Именно поэтому различительными признаками мужского и женского в то время выступали не столько конституциональные,сколько социальные признаки: занимаемый в обществе статус и выполняемые социальные роли. Если бы такое видение биологических различий сохранилось до сегодняшнего дня, то с учетом новых знаний о человеческой природе мы были бы более склонны считать мужской организм модификацией женского. Однако в эпоху Возрождения мировоззрение европейцев изменилось; и мужчины, и женщины были признаны полярно различными по своей природе организмами. С этого момента социальные различия между мужчинами и женщинами стали связываться с различиями в их биологическом статусе.

Исследования проблемы «пола» и «гендера» определяются сложностью и неодназначностью самого предмета, включающего биологический, социальный и индивидуальный аспекты. В психологии используется как понятие «биологический», так и «психологический пол». В последние десятилетия идет активное исследование соотношений между частными детерминантами психологического пола, например, между разными аспектами половых ролей. Пол биологический — совокупность контрастирующих генеративных признаков одного вида. Пол социальный — комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины.

Следует отметить, что пол — одна из базовых характеристик человека как биологических, так и психологических — «стержень» его самосознания.

В психологической науке выделяется три основных направления исследований,связанных с проблемой пола:

первое основано на изучении объективно существующих полоролевых различий психики и поведения (В. А. Геодакян);

второе направление исследования изучает стереотипы феминности — маскулинности в рамках той или иной культуры (В. С. Агеев, Т. И. Юферева и др.);

третье направление посвящено исследованию проблем формирования половой идентичности, которая обычно понимается как единство сознания и поведения индивида, относящего себя к определенному полу.

Три подхода не находятся в изоляции друг от друга, а являются взаимосвязанными. Если половая идентичность предполагает «. мнение индивида о самом себе как представителе определенного пола в сравнении с половыми эталонами», то в изучении этого явления важную роль играет исследование содержания эталонов пола (второй подход, которые связаны с системой половых различий (первый подход).

Половая роль — это представление о себе как о существе мужского или женского пола в категориях типичного для тех или иных ситуаций поведения, вкусов и предпочтений. Иначе подходит к определению соотношения понятий «половая роль» и «половая идентичность» И. С. Кон. Он считает, что половые роли соотносятся с системой нормативных ожиданий культуры, а половая идентичность — с системой личности.

Э. Эриксон — основоположник теории личностной идентичности — выдвинул концепцию половой идентичности, соответствующую мужскому и женскому принципу устройства человеческого тела. Исходя из этой позиции, мужчины характеризуются восприятием пространства как внешнего по отношению к себе. Специфика женского пола связана с переживанием некоего «внутреннего пространства». Этим определяются «. способности женщины на многих уровнях существования активно заключать в себя, принимать, не отпускать, иметь и удерживать, а также держаться за что-то».

Таким образом, половая идентичность является предметом многочисленных исследований, проводящихся с позиций различных психологических школ. В содержательном и в терминологическом плане более логичным,стройным и проработанным нам представляется следующее определение: «Половая идентичность рассматривается как внутренняя динамическая структура, интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием себя как представителя определенного пола в единое целое без потери их своеобразия». Наибольшую ясность в ее дифференциацию вносит определение понятия «гендер».

В последнее время в науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера.

Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми.

Биологически обусловленная активность психических и реактивных процессов, в свою очередь, является исходным материалом для последующего становления, реализации, развития и изменения разнообразных форм проявления личности в социальном контексте. Биологическая активность человека осуществляется в социокультурном пространстве. Следовательно, человеческое поведение включает в себя не только базовую активность, но и то, на что направлена эта активность.

В психологическом смысле поведение включает в себя в первую очередь мотивы, цели, ценностные ориентации и средства, преобразующие данные природой возможности в те или иные поступки. А мотивы, цели, ценностные ориентации и средства связаны с воздействием на человека культуры и общества. Общество определяет средства и границы проявления активности человека. Культура предоставляет систему, посредством которой человек обозначает свои природные качества, наделяет их определенным смыслом. Следовательно, культура — это один из системообразующих признаков поведения, которые исследователи обозначают мужское и женское начало. Другими словами, культурное предопределение отдельных человеческих качеств и способностей выступает одним из значимых оснований для классификации мужских, женских или нейтральных (то есть свойственных обоим полам) признаков.

Концепция социально конструируемого гендера, предложенная Кэндест Уэст и Дон Зиммерман, базируется на теории П. Бергера и Т. Лукмана, в основе которой лежит понимание того, что социальная реальность одновременно и субъективна, и объективна, она создается в ходе социального взаимодействия. Социальная реальность объективна, ибо существует независимо от индивида, но она же и субъективна, ибо постоянно созидается, поддерживается и воспроизводится индивидом в ходе социального взаимодействия, либо в ходе ожидания социального взаимодействия.

К. Уэст и Д. Зиммерман предложили следующее понимание гендера: «Гендер «создается» мужчинами и женщинами, чья компетентность как членов общества является залогом их деятельности по созданию тендера». При этом они указали, что в традиционных обществах пол понимается как заданная биологическими критериями социально одобренная и принятая определенность. Социально принятая определенность пола выражается через принятые и одобренные социумом категории признака пола (соответствующая полу одежда, поведение, голос, движения и т. д.). Гендер же является продуктом особого рода социального делания (создания) в ходе социального взаимодействия. Каждый конструирует собственную гендерную принадлежность, и точно так же каждый мгновенно «прочитывает» гендерную принадлежность другого. Понятия гендерный дисплей (гендерное проявление) и гендерная роль прекрасно отражают поведенческие аспекты ожиданий и интерпретаций, связанных с непременным разделением на мужское и женское. К. Уэст и Д. Зиммерман указали, что более адекватными при рассмотрении гендера как постоянной деятельности в ходе обыденного взаимодействия являются понятия «пол», «категория пола», «гендер».

«Пол». Понятиепола обусловлено социально принятыми биологическими критериями: наша культура различает только два пола, тогда как антропологам известны культуры, различающие большее количество полов.

«Категоризация по признаку пола». В практике повседневного общения абсолютно все во внешности, поведении и т. д. направлено на маркировку и атрибуцию с конкретным полом. Как указывают исследователи, в основе коммуникативного доверия лежит потребность идентификации партнера по взаимодействию.

«Гендер». Гендер конструируют, создают индивиды, но он проявляется исключительно в ходе социального взаимодействия. Создание (конструирование) гендера состоит в управлении ситуациями таким образом, что поведение рассматривается как гендерно соответствующее или намеренно несоответствующее.

Продолжая предложенную К. Уэст и Д. Зиммерман классификацию, отечественные исследовательницы Е. Здравомыслова, А. Темкина и И. Тартаковская разработали понятия «гендерная система» и «гендерный контракт».

«Гендерная система» — существующая в социуме система социального взаимодействия по поводу гендерного поведения и гендерной идентификации; представляет собой многоуровневый феномен, объединяющий набор социальных, институциональных и символических практик, с помощью которых мужчины и женщины разделяются по признаку пола и оказываются в ассиметричном положении в отношении друг друга. Система гендерного взаимодействия подвижна как ситуационно,так и исторически: так как «гендер — не та «вещь», которая вечно присутствует в одной и той же исторической форме в каждой ситуации. Из-за того, что нормативные представления об аттитюдах и действиях, соответствующих категории принадлежности по полу, различаются в разных культурах и в разное историческое время, регулирование ситуативного управления в свете этих экспектаций может приобретать самые различные формы».

Таким образом, и пол, и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определенный порядок отношений между людьми, их отношение к различным событиям и явлениям, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных ситуациях социального взаимодействия.

В процессе познания из окружающего мира вычленяются и именуются предметы, свойства, процес­сы не только реальных, но и духовных миров. К последним можно отнести образы, «символы, эталоны и стереотипы культуры, а также признаваемые обществом ценности, этические нормы».

В виде когнитивно-концептуальных структур они образуют основу картины мира, «зависящей, в современном понимании, от особенностей истории и общественного устройства, природы, традиционных видов деятельности и других форм проявлений данной национально-культурной общности. Особое место в картине мира занимают принципы и модели.

Гендерные стереотипы, возникающие над биологически-половой реальностью, отражают совокуп­ность биологических признаков, социальных ролей, особенностей психики и поведения, присущие представителям данного пола в рамках данной культуры.

Применительно к гендерным стереотипам термины «маскулинность» и «фемининность» представ­ляют собой «концептуальные метафоры, передающие внутренне противоречивое и одновременно дина­мичное соотношение мужских и женских субстратов».

Проявление мускулинности и фемининности можно наблюдать в самых разных сферах: «в типах поведения, в различных видах социальной активности, а также в языке, описывающем эти феномены».

Интерпретация гендеризма как «реальности, опосредованной знаками, символами и текстами», выделение, наряду с биологической и социальной, культурно-символической составляющей пола, по­средством которой многие, непосредственно с полом не связанные феномены и понятия отождествля­ются с «мужским» и «женским», позволяют предположить, что в каждой культуре существует «тендер­ная картина мира». Это понятие включает в себя совокупность представлений, составляющих такое ви­дение человеком реальности, где вещи, свойства и отношения категоризуются при помощи бинарных оппозиций, стороны которых ассоциируются с мужским или женским началами. К причинам, лежащим в основании ее функционирования, следует отнести две принципиальные характеристики процесса мышления. Первой является сам способ концептуализации реальности при помощи бинарных оппози­ций как наиболее привычную и «экономную» форму организации картины мира, берущей начало в про­тивопоставлении «МЫ — ОНИ».Вторая заключается в следующем: общая картина мира всегда «очело­вечена», что обнаруживает себя в аллегорическом, символическом и метафорическом характерах ее об­разов, в обращении, например, к телесной метафоре. Поскольку человек не нейтрален к полу, то част­ным случаем антропоморфизации картины мира служит «наделение явлений и вещей гендерными ха­рактеристиками, соотнесение их с мужскими или женскими».

Одним из принципиальных положений гендерных исследований стал тезис о том, что в двух со­ставляющих пола — социальной и культурно-символической — содержатся неявные ценностные ориен­тации и установки. Природа и культура, эмоциональное и рациональное, духовное и телесное — эти фе­номены, непосредственно с полом не связанные, отождествляются с мужским или женским таким обра­зом, что внутри этих пар создается своеобразная иерархия, получившая название «гендерная ассимет- рия». То, что определяется как мужское, помещается в центр и рассматривается в качестве позитивного и доминирующего, а маркированное как женское — в качестве периферийного. Иерархия «мужественно­сти» и «женственности» как ценностей оказывает влияние на иерархию социальных субъектов (как от­дельных индивидов, так и, например, культур, для которых быть представленным или представлять самих себя как женщину или мужчину означает принять весь набор подобных атрибуций. Таким обра­зом, при помощи гендерной метафоры подтверждаются отношения неравенства, власти, контроля.

Вместе с тем должны быть сделаны два уточнения, без которых корректное объяснение многих фе­номенов гендерной картины мира невозможно. Во-первых, степень отмеченной андроцентричности культур различна. Так, вероятно, русская культура в силу ряда факторов менее андроцентрична, чем за­падная. Это обнаруживает себя в ее отдельных компонентах, будь то язык или философская концептуа­лизация мужского и женского начал.

Во-вторых, помимо отождествления фемининного с подчиненным, уязвивым, страдающим, необхо­димо принимать во внимание и другие смыслы, заключенные в данном концепте, равно как и в картине взаимодействия двух начал. Так, следует учитывать обстоятельство, которое, как правило,игнорируется в феминистском дискурсе: образ женского начала по своей сущности амбивалентен. Например, Ж. Лакон считает, что женщина в андроцентрической культуре «не существует», но при этом следует уточ­нить — не существует как действительность. Однако она постоянно присутствует как возможность и худшего, и лучшего. Женщина — это и меньше, чем мужчина, но и больше, чем мужчина. Мужчина — это человек, но всего лишь человек. «Фемининное как угроза нарушения одних норм и отрицание одних ценностей — это одновременно и возможность утверждения иных норм и ценностей, чем объясняется, например, глубокая укорененность в мировой культуре идеи спасительной миссии женского начала».

Мужское начало трактовалось «как апполоновское начало формы, идеи, инициативы, активности, власти, ответственности, культуры, личности, разума, абстрактного понятийного мышления, сознания, справедливости. Женское начало — как дионисийское начало матери, пассивности, подчинения, приро­ды, чувства, инстинктивности, бессознательности, конкретного мышления, милосердия. Такая трактов­ка мужских и женских качеств традиционна и для философского, и для массового сознания».

Важно учитывать, что «гендерные стереотипы, отражаемые языком, с одной стороны, культурно обусловлены, а с другой — осознаются индивидом в соответствии с его личным опытом».

Пол человека — одна из его важнейших как экзистенциальных, так и общественно значимых харак­теристик, во многом определяющая социальную, культурную и когнитивную ориентации личности в мире, в том числе посредством языка. Антропоориентированный подход к исследованию языка и ком­муникации тесно связан с когнитивной научной парадигмой и позволяет приписать мужественности и женственности статус концептов. Еще одним важным фактором изучения маскулинности и фемининно- сти является признание их не только когнитивно, но и культурно обусловленными сущностями и пере­несение их изучения в область лингвокультурологии и других наук, связанных с исследованием культу­ры и общества, а также в сферу взаимодействия культур и их отдельных представителей.

В свою очередь, гендерный подход основывается на ряде методологических принципов, важнейший из которых — релятивизация пола, то есть отказ от биодетерминизма и интерпретация гендера как соци­ально и культурно конструируемого феномена. Признание культурной обусловленности пола, его институциональности и ритуализованнного характера ведет и к признанию его конвенциональности, кото­рая неодинаково проявляется как в различных культурных и языковых сообществах, так и на разных этапах их развития. Все это позволяет подойти к феноменам мужественность и женственность не как к неизменной природной данности, а как к «динамическим, изменчивым продуктам развития человече­ского общества, поддающимся социальному манипулированию и моделированию и подверженным сильнейшему влиянию культурной традиции».

Пол и гендер: как не запутаться в понятиях

Что такое пол

Это совокупность биологических характеристик, которые помогают отличить мужскую особь от женской. Не все из них видны невооружённым глазом. Для наиболее точной идентификации лучше использовать совокупность факторов:

  • набор хромосом — XY у мужчин и XX у женщин;
  • гонады — яички у мужчин, яичники у женщин;
  • внутренние половые органы — простата и семенные пузырьки у мужчин, влагалище, матка и маточные трубы у женщин;
  • наружные половые органы — пенис и мошонка у мужчин, клитор и половые губы у женщин;
  • половые гормоны — преобладают андрогены у мужчин и эстрогены у женщин;
  • вторичные половые признаки — тип оволосения, развитие молочных желёз, распределение жировой прослойки и так далее.

Сами по себе эти признаки ещё ничего не гарантируют, так как, например, человек с женскими половыми органами может обладать мужским набором хромосом.

Биологический пол формируется в несколько этапов:

  1. В сперматозоиде, оплодотворившем яйцеклетку, оказывается или X-хромосома, или Y-хромосома. В сочетании с материнской X-хромосомой она обещает появление девочки в первом случае и мальчика во втором.
  2. У каждого зародыша имеется пара половых желёз, которые могут развиться в яички или яичники. Ранее считалось, что по умолчанию формируются женские гонады, при активном участии Y-хромосомы — мужские. Но сейчас учёные изучают особый ген DSS Sex determining gene on the X chromosome short arm: dosage sensitive sex reversal. , который отвечает за формирование яичников, способных производить полноценные яйцеклетки. Сбой на этом этапе приводит к тому, что гонады не развиваются в соответствии с хромосомным набором.
  3. Внутриутробный гормональный фон плода определяет форму внутренних и внешних гениталий. Хрупкое равновесие здесь легко может быть нарушено, например, если беременная принимает некоторые гормональные препараты.
  4. В подростковом возрасте за дело вновь берутся гормоны, которые завершают процесс формирования биологического пола. Появляются очевидные вторичные половые признаки. Девочек ждёт менструация, мальчиков — эякуляция.

Соответственно, биологический пол определяется природой, но путь его формирования сложен и тернист. И набор признаков у человека, которого вы определяете как представителя одного пола, может соответствовать другому полу. А в случае истинного гермафродитизма у людей и вовсе формируется полный набор признаков, свойственных обоим полам.

Что такое гендер

Это социальное понятие, относящееся к характеристикам и поведению, которые культура приписывает полам. Самая простая иллюстрация — набор качеств, который приходит в голову при фразе «настоящий мужчина должен» или «настоящая женщина должна». Для убедительности это обычно подаётся под соусом биологической природы гендерной роли. Но исследователи это опровергают Beyond Difference: A Biologist’s Perspective .

Процесс гендерной социализации начинается ещё до рождения.

Часто родители восторженно рассказывают о младенце, что он ещё сидеть не умеет, а тянется к машинке, потому что «настоящий мужик». Но ребёнок растёт не в социальном вакууме, и это влияет на его поведение.

Пол плода можно выяснить во время УЗИ. И уже с этого момента родители начинают формировать направленные на младенца ожидания. Покупается соответствующая одежда, игрушки. Мальчиков и девочек любого возраста поощряют Parents’ Differential Socialization of Boys and Girls: A Meta-Analysis по-разному: например, первым дарят спортинвентарь и машинки, вторым — мягкие игрушки и платья. Мальчиков чаще наказывают физически.

Гендерные стереотипы могут внедряться Do mothers’ gender-related attitudes or comments predict young children’s gender beliefs? , даже если родители в целом не поддерживают их.

Формирование гендерных установок не обязательно происходит через запреты, скорее важен образ мышления. Например, поощрение «не бросай спорт, девушки тоже могут играть в баскетбол» говорит о существовании общепринятых правил, при которых это невозможно.

Исследования показывают The family contexts of gender development in childhood and adolescence. , что в последние годы родители начали проявлять больше гибкости в вопросах гендерных стереотипов. Тем не менее стремление к равенству в одних сферах не компенсирует традиционных взглядов в других. Консерватизм чаще свойственен отцам, причём более жёсткую позицию они занимают по отношению к сыновьям.

Гендерная роль

Социальные ожидания в связи с гендерной принадлежностью человека называются гендерной ролью. Во многих культурах существуют довольно жёсткие представления о том, что позволяется делать мужчинам или женщинам, а что недопустимо. На социальную природу этих установок указывает то, что запрещённые действия возможны физически, просто порицаются обществом. Кроме этого, биологический пол не везде Gender Diversity: Crosscultural Variations является решающим при определении гендерной роли.

Клятвенные девы в Албании отказывались от традиционной женской роли, носили мужскую одежду, выполняли мужские обязанности и получали право голоса в управлении общиной. У индейцев в Северной Америке и мужчины, и женщины могли сменить гендер, они назывались бердашами.

Ожидания, предъявляемые к представителям одного пола, могут различаться даже в рамках одной культуры.

Например, женщины-аристократки должны были падать в обморок от чьего-то тяжёлого взгляда, тогда как их менее знатные «коллеги» вынуждены были носить нелёгкие грузы.

Гендерная идентичность

Гендер человека чаще всего совпадает с биологическим полом. Однако гендерная идентичность — самоопределение себя мужчиной или женщиной — не даётся от рождения. Человек может чувствовать себя некомфортно в рамках присвоенного ему гендерного статуса (в том числе из-за жёстких ожиданий общества).

Число вариантов гендерной идентификации назвать сложно. Facebook сейчас предлагает Facebook’s 71 gender options come to UK users пользователям в Великобритании выбирать из 71 позиции.

Как правильно употреблять эти термины

Несмотря на очевидные различия, оба термина — пол и гендер — всё равно употребляются крайне неаккуратно, превращаясь в синонимы. Например, распространённые на Западе вечеринки, на которых будущие родители узнают пол младенца, называются gender reveal party. Хотя, конечно, речь идёт о форме половых органов, которые врач увидел на УЗИ, а вовсе не о соответствии поведения младенца социокультурным требованиям.

Важно помнить, что при разном биологическом старте мужчины и женщины в больших группах не так уж сильно отличаются Men and Women: No Big Difference с точки зрения личности, когнитивных способностей и лидерства.

А индивидуальные различия, например, между двумя мужчинами, могут быть значительно сильнее, чем между конкретными женщиной и мужчиной. Поэтому пора прекратить распределять обязанности по форме половых органов и начинать требовать от каждого по способностям.

Третий пол и небинарные гендеры

В нашем регионе господствует бинарная гендерная система, согласно которой люди делятся только на мужчин и женщин.

Бинарная гендерная система, гендерная бинарность, гендерный бинаризм — это способ общественного устройства, при котором пол и гендер разделяются на две отдельные и противоположные друг другу категории: мужчин и женщин.

И нам, жителям этого региона под влиянием этой системы кажется, что существует и вообще может существовать только два пола, мужской и женский.

Но на планете Земля есть регионы, где издревле используются небинарные гендерные системы. Такие системы есть у многих коренных народов Северной и Южной Америки, в Африке, в Афганистане, Пакистане, Индии, Бангладеш, Таиланде и Полинезии. И представтье себе, там полов бывает больше, чем два…

В последнее время, в США и Западной Европе, т.е. в регионе, где еще совсем недавно тоже, как и у нас сейчас, господствовала бинарная гендерная система, благодаря феминизму и гендерным исследованиям постепенно начинает закрепляться представление о «третьем поле». И на смену бинарной системе постепенно приходит небинарная.

Третий пол (третий гендер) — термин, используемый для описания людей, которые по своей воле или в итоге общественного консенсуса не идентифицируются ни как мужчина, ни как женщина, а также людей, которые причисляют себя или причисляются обществом к иному гендеру, не укладывающемуся в двоичную систему понимания пола. Под термином «третий» как правило понимается «другой», поскольку некоторые антропологи и социологи описывают «четвёртый», «пятый», и даже «некоторые» гендеры.

В отдельных странах этот процесс зашел уже достаточно далеко. До признания на государственном уровне. На сегодняшний день третий пол уже имеет официальный юридический статус в таких странах, как Австрия, Германия, Нидерланды, Великобритания, Канады, Австралия, Бангладеш, Индия, Непал, Новая Зеландия, Пакистан и Таиланд.

Наверное, уже стоит присмотреться к этому явлению…

Так кто же они, люди третьего пола?

Прежде всего, людьми третьего пола признаются люди со статусом «интерсекс».

Интерсекс — это человек, рождённый с половыми признаками, которые по определению Управления Верховного комиссара ООН по правам человека не соответствуют типичному определению мужского или женского тела. К половым признакам, определяющим пол, относятся хромосомы, половые железы, репродуктивные органы, гениталии и гормональные уровни.

По оценкам экспертов, 0,05—1,7% населения рождается с интерсексными чертами.

Нужно отметить, что в пределах бинарной системы интерсекс принято считать синонимом понятия «аномальный гермафродитизм», т.е. рассматривать как патологию, отклонение от природы.

Но с развитием правозащитного ЛГБТИ-движения, от такого узкого представления отказались.

ЛГБТ-движение — общественно-политическое движение, которое стремится к интеграции сексуальных меньшинств, прежде всего лесбиянок, геев, бисексуалов, и трансгендеров в современное западное общество.

Сейчас на Западе интерсекс преимущественно рассматривается как инвариант биологической нормы. Их права защищаются на уровне ООН.

У них есть свой символ и флаг.

Кроме людей интерсекс, к третьему полу обычно причисляют также трансгендеров.

Трансгендер — человек, у которого гендерная идентичность или гендерное выражение не совпадает с зарегистрированным при рождении полом.

Кстати, у трансгендоров тоже есть свой символ и флаг. И именно они изображены на заставке статьи.


Трансгендер — это обобщающее (зонтичное) понятие, под «зонтиком» которого собралось довольно много разных людей. Так, часть трансгендеров идентифицируют себя с полом, противоположным зарегистрированному.

Например, тот, кого зарегистрировали как мужчину, идентифицирует себя как женщину. Или наоборот.

Это, так сказать, «классические» трансгендеры.

Их обычно называют «транс-женщина» или MTF (male-to-female) и «транс-мужчина» или FTM (female-to-male).

Эти транс-мужчины и транс-женщины находятся в двойственном положении. С одной стороны, они, в сущности, продолжают оставаться в пределах бинарной гендерной системы. С другой стороны, их гендерная идентичность не совпадает с их паспортным именем, юридическим полом, социальной ролью и явными половыми признаками тела. Это часто вызывает сложные переживания, которые называют «гендерной дисфорией».

Для преодоления гендерной дисфории в странах Запада можно совершить «трансгендерный переход».

Трансгендерный переход — совокупность изменений, которые приводят основные элементы личности человека в соответствие с его гендерной идентичностью. Состоит из нескольких ключевых элементов: смена паспортного имени и юридического пола; социализация в новой гендерной роли; медицинская коррекция пола.

Медицинская коррекция пола состоит из заместительной гормональной терапии, хирургической коррекции пола и эпиляции для транс-женщин.

Результат перехода поражает воображение. По крайней мере, наше. Вот фото транс-женщины до и после перехода.

Большинство трансгендеров после перехода сохраняют своё прошлое в тайне. Формально они как бы остаются в пределах бинарной системы. Просто были людьми одного пола, а стали другого. Но память и естественные проблемы с репродукцией продолжают связывать их с представлениями о третьем поле. Всё таки, они необычные люди, побывавшие и мужчинами, и женщинами.

Но это еще не все трангендеры. Есть такие, которые свою принадлежность к третьему полу сохраняют на уровне тела. Дело в том, что в процессе медицинской коррекции пола часть трансгендеров проводит только заместительную гормональную терапию. В результате они становятся людьми с очень своеобразным телом. В целом их тело приобретает признаки пола, противоположного изначальному, но гениталии у них остаются прежними.

Такие трансгендеры формально имеют что-то общее с интерсекс людьми. У транссексуалов и людей интерсекс тело имеет признаки мужского и женского пола. Только у интерсекс это произошло естсественно и само собой, а транссексуалы пришли к этому искусственным, медицинским путём.

Людей, которые в целом имеют тело одного пола, а гениталии другого, в нашем регионе называют «транссексуалами» или сокращенно «трансами». А на Западе кроме этого же термина часто употребляют термин «шимейл».

Шимейл — это термин, который используется в порноиндустрии для обозначения трансгендеров, которые внешне выглядят как люди опрделенного пола, живут как люди это пола, но имеют гениталии противоположного пола.

Чаще всего «шимейл» — это человек, который выглядит как женщина, но имеет мужской половой член.

Шимейл другого типа: мужчина с вагиной, встречается реже. Настолько, что изображение пришлось искать долго. Вот один из них.

Многих трансгендеров, которые сохранили гениталии пола регистрации, обижает термин «шимейл». Впрочем, как и термин «транссексуал» («транс»). Поэтому их, как и тех, кто прошел медицинскую смену пола до конца, т.е. хирургической смены пола, толерантно называют трансгендерами.

Конечно, из-за этого возникает определенная путаница. В принципе, с терминами в этом вопросе вообще очень большая путаница. Потому что, например, в общую группу трансгендеров входят также и гендерквиры.

Гендерквир — обобщающее (зонтичное) понятие для разных вариантов небинарных гендерных идентичностей, наиболее распространенными из которых являются интергендерная, андрогинная, бигендерная, гендерфлюидная, демигендерная и агендерная.

Это ещё одни представители третьего пола, которых нужно рассматривать отдельно, потому что именно они принципиально отказываются от бинарной системы.

Так как термин «гендерквир» в английском языке содержит оскорбительный смысл, особеннов раговорной речи («фальшивый, извращённый, ненормальный»), то в последние годы вместо него всё чаще используют нейтральный термин «небинарный гендер».

Важно учитывать, что понятия «трансгендер» и » «гендерквир» соотносятся следующим образом:

Как видно на рисуунке, общий «зонтик» трансгендеров распадается на две большие группы: бинарных и небинарных трансгендеров.

Бинарные трансгендеры — это те, кто остается в пределах бинарной системы и «просто» меняет пол на противоположный.

А вот небинарные трансгендеры не признают бинарную систему в принципе.

Но дело в том, что и самих «небинарников» множество вариантов. И только часть их перечислена в определении понятия «гендерквир»: интергендеры, андрогины, бигендеры, гендерфлюиды, демигендеры и агендеры. Исчерпывающего списка небинарных гендеров нет даже на тематических ресурсах.

Так случилось потому, что на сегодняшний день процесс формирования новых небинарных гендеров все ещё идёт. И идёт он стихийно.

Новые небинарные гендеры, а точнее их теретическое обоснование, то возникает, то исчезает. Но некоторые из них закрепляются надолго и становятся общепринятыми. Как в соотвествующей среде, так и за ее пределами.

Именно те новые небинарные гендеры, кторые уже давно признанны за пределами среды и стоит пока что рассматривать. По нашему мнению, само собой.

Описать основные варианты небинарных гендеров так, чтобы стало понятно, непросто. Поэтому мы планируем дать более полное описсание в другой статье. А сейчас мы расскажем о них очень коротко, в виде определений и коротких комментариев.

Интергендер — это человек, тело которого имеет признаки интерсексуальности и которые сами себя считают людьми с особым интерсекс гендером.

В сущности, это те же интерсекс люди, о которых мы говорили вначале. Только часть из интерсекс людей остается, все-таки, в пределах бинарной системы, а другая часть предпочла перейти к небинарной гендерной системе.

Андрогин — человек, который не подходит под определение ни маскулинной, ни феминной гендерной роли. Андрогины обычно идентифицируют себя как ментально находящихся между мужчиной и женщиной или же бесполых. Бигендер, «двойной пол» — это человек с «плавающей», подвижной бинарной гендерной идентичностью. Бигендер ощущает себя то мужчиной, то женщиной, независимо от физического пола. Его/её полоролевое самоощущение (социальный пол, гендер) меняется в зависимости от настроения, собеседника, окружающей обстановки. Гендерфлюид («текучий гендер») — гендерная идентичность, при которой у человека происходит циклическое, ситуативное или случайное «перетекание» из гендера в гендер. Гендерфлюид не отождествляет себя с мужским либо женским гендером, а периодически ощущает себя то мужчиной, то женщиной, то лицом без пола (агендер), то имеющим оба пола сразу, то имеющим комбинацию небинарных гендеров. Демигендер («частичный гендер») — человек, идентифицирующий себя только частично как определённый бинарный или небинарный гендер, например демидевушка, демипарень, демифлюид, демиагендер, демибигендер и т.п.

Как для нас, то это самый запутанный вариант небинарного гендера, который сам распадается на множество вариантов. Иногда эти варианты рассматривают как отдельные небинарные генедеры.

Агендер — человек, который отказался от идентификации себя с каким-либо гендером, не заботится о своей внутренней идентичности, как о внешней метке, причисляет себя больше к человеку, чем к любому полу.

В сущности агендеры немного выпадают из «ряда» небинарников. Но их чаще всего включают в их перечень, потому что создавать для них отдельную группу пока что не хотят.

В принципе на этом следовало бы завершить описание представителей третьего пола. Но есть ещё одна группа, которая, как бы примыкает к ним. и о которой, по нашему мнению, стоит сказать отдельно, но коротко.

Это трансвеститы.

Трансвести́зм — общее название ряда психологических феноменов или поведенческих особенностей, характерным признаком которых является надевание или ношение одежды, характерной (в рамках рассматриваемой культуры или традиции) для противоположного пола (использование женской одежды мужчиной или мужской одежды — женщиной).

Из за корня общего «транс» и соотвествующего общего варианта сокращения названия, в нашем регионе часто возникает путаница между «трансами» как транссексуалами, т.е. людьми, у которые «поменяли» свое тело полностью или частично, и «трансами» как трансвеститами, которые имеют тело одного пола, а носят одежду другого пола.

Так как в Восточной Европе трансгендерный переход осуществить сложно, то трансссексуалов у нас пока еще очень мало. И слово «транс» у нас чаще всего означает именно трансвестита. Из мужского и женского варианта трансветитов, чаще всего встречается мужской, т.е. мужчина, который любит одевать и носить женское белье, одежду и обувь. Почему так — это отдельная тема.

С другой стороны общая асексуальность совестской культуры времен Сталина и позже привела к тому, что одежда мужчин и женщин стала очень похожей. И женщины, которые носят одежду унисекс — это, естественно, не трансвеститы. Но это сложные исторические и социальные процессы, которые тоже нужно рассматривать отдельно.

***

Надеемся, что знакомство с современной западной небинарной гендерной системой и представлениями о третьем поле было полезно для тех, кто интересуется вопросами половой и гендерной идентичности.

Так как этот вопрос, по ряду объективных причин, является очень запутанным, мы хотели донести информацию в наиболее простой и доступной форме. От этого немного пострадала точность. Кое-что мы сознательно отсекали, чтобы не усложнять изложение.

Так, мы вообще отказались от идеи рассматривать романтическую и сексуальную ориентацию представителей третьего пола. Может мы драматизируем, но, как нам кажется, у человека, который привык к простоте бинарной системы, от этого многообразия может просто «съехать крыша». Ведь, например, у трассексуальной женщины с пенисом может быть гетеросексуальная, гомомосексуальная, бисексуальная ориентация. И да, кстати, она еще может быть асексуалом.

Значит, в реальной жизни, при общении с трансссексуальной женщиной бисексуальной ориентации, нужно как-то представить и потом постоянно понимать, что это бывший мужчина, у которого сейчас есть женское тело и душа, но при этом остался член. И она может как женщина любить и сексуально хотеть и мужчин, и женщин. Правда, как-то сложновато? Без привычки и сразу.

Поэтому знатоки темы могут нас совершенно справедливо упрекнуть в неточностях и упрощениях. И мы это сразу признаем.

И еще, как бы вдогонку…

Ну вот, согласитесь, что на фоне такого гендерного многообразия разговоры о «настоящих мужчинах» и «настоящих женщинах» звучат как то по особенному…

То ли актуально.

То ли странно…

Пол и гендер: мужской, женский, общий

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption В индийском Хайдарабаде в начале февраля прошел парад ЛГБТ-активистов

О том, что люди бывают пола мужского, женского и «смешанного», человечество знало давно: иначе не появилось бы у древних греков Гермафродита, у индусов — Ардханаришвары, а у японцев — Футанари, — существ, объединяющих в себе и мужское и женское и, по сути, не имеющих пола как такового.

Позднее выяснилось, что есть биологический пол — тот самый, который записывают в метрику — и есть социальная функция этого биологического пола, то есть набор связанных с ним ожиданий или стереотипов.

И если о гендерной роли задумались в конце ХIX века, то в XX веке над развитым человечеством навис еще один большой знак вопроса, связанный с сексуальной ориентацией.

Пол: ошибочный

Вопрос о том, кого кем считать, заиграл новыми красками 60 лет назад, когда были сделаны первые успешные операции по смене пола.

В ноябре 1962 года женственный нью-йоркский молодой человек по имени Джордж Йоргенсен усилиями датских врачей стал Кристиной Йоргенсен. Еще будучи подростком Йоргенсен чувствовал, что оказался пленником в чуждом ему теле.

Многие тогда полагали, что у него что-то не в порядке с головой, а вовсе не с духом, заключенном в чужеродное тело, и не воспринимали его серьезно.

Однако датский доктор Кристиан Гамбургер, кормивший животных гормонами и активно экспериментировавший с гендерной терапией, диагностировал у Йоргенсена гендерную дисфорию (расстройство гендерной идентичности), прописал женские гормоны и убедил пациента сменить одежду — с мужской на женскую.

Правообладатель иллюстрации other Image caption После операции по смене пола Кристиной Йоргенсен заинтересовались в Голливуде

За этим последовала операция, анатомические подробности которой особенно не афишировались, но вернувшись из Дании на родину, Йоргенсен была тепло встречена журналистами и просто любопытствующими уже не как Джордж, а как Кристина, и вскоре стала знаменитостью, которую принял в свои объятия любящий все необычное Голливуд.

«Есть ошибки при установлении пола. Не сказать, что миллионы, но достаточно много, — поясняет доцент кафедры нейро- и патопсихологии МГУ Сергей Ениколопов, — и только, когда ребенок в пубертате, выясняется, что воспитывали мальчика, а была девочка или наоборот, и хирургическим путем приходится доводить пол до ума».

За равенство гендеров!

Кристина Йоргенсен не стала актрисой или звездой шоу-бизнеса, она стала просто знаменитостью благодаря самому факту смены пола.

Не столь триумфальной была участь Эйприл Эшли — первой британки, прошедшей эту же процедуру. Эйприл, родившись Джорджем Джеймисоном, отправилась делать операцию по смене пола в Марокко.

Вернувшись в Британию в новой ипостаси, но со старым паспортом, Эйприл уже на паспортном контроле столкнулась с неприятием официальных структур ее новой личности, поскольку чиновник отказался признать, что она и человек, обозначенный в паспорте, это одно и то же лицо.

Оказалось, что новообретенный пол надо еще документально подтверждать и отстаивать, и в борьбу за права трансгендеров включились феминистки, политизировав в 1960-70-е годы вместе с активистами гей-движения концепт гендера.

Как высказалась в одной из недавних дискуссий британская журналистка Джули Биндл, «задача феминизма, насколько я ее понимаю, осознать гендерный пол как систему подавления, которая служит сохранению неравенства между мужчинами и женщинами, и это неравенство разрушить, то есть уничтожить гендерную идентичность».

Гендерные роли и ожидания

Возможно, концепция гендера как таковая в чем-то изживает себя, соглашается Ирина Костерина, координатор программы «Гендерная демократия» фонда Генриха Бёлля.

К тому же в русском языке слово «гендер» используется мало, оставаясь сугубо научным термином. Но само понятие «гендерная идентичность» вбирает в себя слишком много разных аспектов, чтобы можно было его просто так сбросить со счетов.

«У кого-то гендерная идентичность будет связана с возрастной идентичностью, у кого-то — с представлением о своем теле, своей внешности, сексуальности; у кого-то гендерная идентичность подразумевает определенные черты личности, например, представление о настоящем мужчине. То есть, ее нет как общей характеристики», — говорит Ирина Костерина.

Пол, сексуальная ориентация и гендерная идентичность — где эти понятия сходятся, а где расходятся?

Специалисты говорят, что на протяжении всего ХХ века происходили и продолжают происходить в XXI веке колоссальные культурные и социальные колебания в понимании того, какими роли мужчины и женщины должны быть.

Что такое — быть настоящим мужчиной? Представление об этом разнится от страны к стране и даже внутри российских регионов.

«Сибирские мужчины будут думать одно , что такое настоящий мужчина, кавказские — другое, московские мужчины – совершенно третье, и это все как раз и есть гендерная идентичность: это представление о себе и то поведение, которое мужчина реализует и ожидает от других мужчин», — поясняет Ирина Костерина.

В России, как полагает доцент кафедры нейро- и патопсихологии МГУ Сергей Ениколопов, гендерная идентичность гораздо более выраженная, что привело к проявлениям агрессивной маскулинности, с одной стороны, и к чрезмерному выпячиванию женских достоинств, с другой.

«Как только в роддоме кого-то засовывают в голубой пакетик, а кого-то в розовый, то начинается гендерная социализация. Поэтому мальчикам дарят ружья, девочкам — куклы, и в традиционной системе воспитания еще и добавляют девочке, которая очень активна: «Ты не мальчик, ты девочка», а мальчику говорят: «Ты не должен плакать, ты мальчик», и так они и растут. Потому очень много людей у нас не понимало, в чем же проблема гендера?», — говорит психолог.

Пол — личное дело каждого?

На Западе гендерная идентичность все больше нивелируется: с 2004 года в Великобритании «Закон о признании пола» (Gender Recognition Act) позволяет менять не только паспорт, но и собственную метрику, если вдруг человек, сменив пол, хочет задним числом исправить ошибку природы в своих документах и скрыть сей факт от работодателей и прочих посторонних.

В Австралии уже разрешили в паспорте указывать третий вариант — не мужской и не женский, а неопределенный, обозначенный как «х». В Британии сейчас рассматривается схожее предложение.

Так может быть пол, как и сексуальная ориентация, — это личное дело каждого?

Вряд ли это возможно, полагает Ирина Костерина, поскольку наш пол определяют гениталии, гормоны и физическое наше тело.

«То, что убирают из паспорта пол – конечно, это уступка меньшинствам и попытка создать для них недискриминационную, скажем, среду, в которой человек, у которого есть проблемы с гендерной идентичностью, не будет себя чувствовать в уязвимой ситуации, переживать, что он должен прямо сейчас определиться и еще как бы «доказать», что ты выглядишь как женщина, а на самом деле мужчина», — полагает Ирина.

Секс и унисекс

В Швеции, которая во многом для Британии являет собой пример социального равенства, становится все более популярной политика гендерно-нейтрального воспитания в детских садах и школах, что распространяется на одежду, игрушки, книжки и даже имена.

Многие западные медики отказались от понимания того, что гендерная дисфория — это своего рода заболевание, болезнь. Сейчас речь идет о том, как помочь людям в этом состоянии нормально функционировать.

Сами же трансгендеры, как на Западе, так и в России, ратуют за разрушение бинарной гендерной системы. Легко ли это, и главное, нужно ли? ntakte

«В таком случае придется разрабатывать не ту культуру, которая веками складывалась, а какую-то новую, — размышляет Серей Ениколопов. – К тому же, боюсь, что так вот и погиб Древний Рим. Жесткие традиционные культуры, у которых по поводу пола нет никаких проблем, будут побеждать, и пока несчастный человек будет думать: а дозволено ли человеку с третьим полом взяться за оружие и оказать сопротивление, — у него дома окажутся варвары».

Вместе с тем мой собеседник подчеркивает, что смягчение нравов в отношении транссексуалов, гомосексуалов и прочих меньшинств необходимо.

В рамках борьбы за равноправие всех полов – сколько бы их ни было – сейчас развернута кампания по включению слова «трансфобия» в Оксфордский словарь, а компания Microsoft уже объявила, что внесет изменения в свои спелчекеры, которые будут узнавать слово «трансфобия», что означает отвращение, неприятие по отношению к транссексуальности и/или к транссексуалам и транссексуалкам.

В рамках этой же тенденции предлагается использовать и гендерно нейтральное обращение: в английском вместо мисс, миссис или мистер – просто микс (Mx), например, микс Джоунс.

Не скажу, что я слышала это в речи, но идея такая обсуждается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *