Гендерный подход в обучении

Гендерный подход в обучении школьников

В настоящее время активно обсуждается проблема гендерного подхода в образовании. Одним из факторов возрастания интереса к этому вопросу является то, что подрастающее поколение не может успешно выполнить социальные, общественные и семейные роли. В условиях изменения традиционных мужских и женских ролей, кризиса семьи и семейных ценностей усилилась необходимость поиска путей эффективной подготовки подрастающего поколения к выполнению мужских и женских социальных ролей в системе общественного воспитания.

И для того чтобы понять что же такое гендерный подход для начала нужно определить понятие «гендер». Смысл понятия «гендер» означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Понятие «гендер» используется в современной науке для того, чтобы провести границу между понятием «биологический пол» и социальными и культурными характеристиками, которые отличают мужчин от женщин.

Гендерный подход в обучении– это одна из составляющих личностно ориентированного подхода к обучению, учитывающая гендерные особенности учащегося и предполагающая на основании этого определение содержания, форм, методов обучения, создание благоприятной образовательной среды, направленной на развитие личности в соответствии с ее природным потенциалом. Таким образом, гендерный подход в образовании — это совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в образовательном учреждении комфортно, и справиться со всеми трудностями социализации, важной частью которых является самоидентификация ребенка.

К принципам гендерного подхода относятся:

1) целенаправленный учет интересов девушек и юношей в образовательном процессе, осуществление образовательной деятельности на основе их гендерных особенностей и возможностей при обучении конкретной дисциплине;

2) обеспечение необходимых условий для реализации потенциала женской и мужской индивидуальности, личности, ее функционирования как субъекта гендерных отношений в процессе обучения;

3) недопущение дискриминации в способностях девушек и юношей при обучении той или иной дисциплине.

Гендерный подход может быть реализован посредством организации процесса обучения (отбор форм, методов, приемов обучения); изменения содержания образования (создание учебных планов, программ, учебной литературы, составление заданий с учетом психофизиологических особенностей учащихся); создания школ раздельного и параллельно-совместного обучения. И в итоге с помощью дифференциации обучения и образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний.

Одной из задач гендерного подхода является обучение мальчиков и девочек взаимодополнять друг друга. Гендерный подход реализуется на том, чтобы не разделять их обучение, а подбирать к ним методы и приемы обучения. Осуществлять гендерный подход в обучении нужно с пониманием социального, конструктивного происхождения категорий «мужского» и «женского» в обществе, ставить личность и индивидуальность ребёнка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола.

Необходимость подходить к формированию личности, учитывая все ее характеристики, в том числе и пол ребенка, все более осознается исследователями и педагогами. Организуя обучение без учета гендерных особенностей воспитанников, преподаватели обрекают учеников на одностороннее развитие, так как отсутствуют знания о психофизиологических возможностях ребенка. Гендерное воспитание и образование направлено на формирование идеи о том, что пол не является основанием для дискриминации и способствует наилучшей реализации личностных склонностей и способностей как в связи с половой принадлежностью, так и вне ее.

У девочек и мальчиков существуют различия не только половые, но и в усвоении знаний и в умственной деятельности. В статье Ирины Кравцовой «Гендерный подход в обучении и воспитании» констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:

1) в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;

2) в организации внимания;

3) в формах активации эмоций;

4) в мотивации деятельности и оценки достижений;

5) в поведении.

Существуют различия в умственной деятельности девочек и мальчиков. Девочки быстрее схватывают новый материал; легче усваивают алгоритмы и правила; любят задания на повторение; чаще используют ближнее зрение; воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее; лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”; новую информацию анализируют с помощью левого полушария.

Мальчики, наоборот, труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых; им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»; лучше выполняют задания на сообразительность; не терпят однообразия; лучше выполняют задания при ярком свете.

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат. И поэтому чтобы дети лучше понимали, надо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее.

Большая роль в гендерном образовании, отводится учителю, перед которым ставится непростая задача преодоления формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола. И поэтому учитель должен хорошо знать вопросы гендерного обучения. Под готовностью учителя к реализации гендерного подхода в обучении школьников понимает системное образование личности педагога, интегрирующее в себе знание основ гендерной педагогики, потребность и умение применять их в практической педагогической деятельности, способность решать задачи этой деятельности на высоком профессиональном уровне, стремление к самообразованию и самовоспитанию в данном направлении .

Кроме того, существенным компонентом профессиональной подготовки современного педагога является гендерная компетентность, поскольку специфика модернизации педагогического образования обусловлена его ориентацией на личностно-развивающую парадигму, характерными особенностями которой является учет многообразия индивидуальных особенностей ученика при обеспечении и поддержке процессов его самопознания и самореализации.

Важность гендерной компетенции будущего учителя также обусловлена тем, что учителя являются основными агентами социализации в школе и оказывают большое влияние на формирование у учащихся представлений о качествах мужчин и женщин, их ролях, культуре их взаимоотношений, гендерной специфике профессиональной деятельности

Таким образом, можно отметить, что гендерный подход в обучении имеет практическую значимость, но для того чтобы ее реализовать необходимо учитывать личностные способности ребенка. Гендерный подход при правильной организации процесса обучения способствует гармоничному развитию и самореализации личности.

Литература:

1. Бажанова В. Л., Пимкина С. В. Формы, методы и приемы раздельного обучения мальчиков и девочек на основе гендерного подхода.Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». № 3(4). www.grani.vspu.ru

2. Баурова Ю. В. Реализация гендерного подхода в общеобразовательном учреждении. http://edu.tltsu.ru

3. Баурова Ю. В. Разнополое обучение: гендерный подход.http://direktor.ru

4. Горшкова Т. А. «Проблема готовности учителя к реализации гендерного подхода в обучении школьников». Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». № 3(4). www.grani.vspu.ru

5. Кравцова И. Б. Гендерный подход в обучении и воспитании.http://www.uchmet.ru

6. Макарова А. И. Гендерная компетенция будущего педагога // Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя. Сб. материалов научной конференции. Киров, 2013, с. 558–562.

Гендерный подход в обучении и воспитании статья на тему

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Гендерный подход в обучении и воспитании

Выполнила:

учитель начальных классов

Рязанцева Елена Александровна

Кемерово 2013 г.

Гендерный подход в обучении и воспитании

Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения, особенно в нашей стране, ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны. В этом свете вызывает большой интерес гендерный подход (специализированный по признаку пола) в учебной и воспитательной практике как способ возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункциональности, так называемой болезни цивилизации, наблюдаемой в детском населении разных возрастов.

В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, нейропсихологов, педагогов, врачей.

В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении.

Специальные исследования направлены на выявление природы этих различий, которые, по мнению тех или иных авторов, являются отражением либо универсально-биологических, либо биосоциальных закономерностей.

О природе гендерных различий

В настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее особенности развития познавательной и личностной сфер мальчиков и девочек с функциональной специализацией полушарий головного мозга. Имеется мнение, что индивидуальные особенности функциональной межполушарной асимметрии базируются на генетических, врожденных, биологических факторах, заложенных еще до рождения ребенка. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов мозг мальчиков и мозг девочек устроены и работают по-разному. Последнее положение лежит в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; формах активации эмоций, формировании положительной и отрицательной оценки своих действий и их результатов, качества и типов адаптивных реакций организма и др.

На ранних этапах развития (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков, у них лучше развит так называемый вербальный интеллект и в более раннем возрасте формируется речь. У мальчиков в этом же возрастном периоде более развиты зрительно-пространственные и математические способности, они уже в дошкольном возрасте лучше справляются с заданиями, требующими понимания пространственных соотношений.

Гендерные различия в деятельности мозга

Как полагают основатели нового направления в нейропсихологии и нейрофизиологии – нейропедагогики – В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман, отличия деятельности мозга у девочек и мальчиков уже с периода новорожденности выявляются по записям биотоков мозга, причем с такой степенью достоверности, что по электрофизиологическим показателям можно определить пол ребенка. У мальчиков преобладающим является одно из полушарий мозга с четкой асимметрией их деятельности. Причем в правополушарном варианте преобладает интуитивный, объемный, пространственный, синтетический тип восприятия информации, в левополушарном – логический, аналитический. У девочек меньше выражена межполушарная асимметрия, оба полушария относительно взаимозаменяемы, кроме речевых функций; однако в правополушарном типе деятельности преобладает эмоциональная реактивность и эмоциональная образность мышления; при левополушарном – вербализация явлений, последовательность, пошаговая обработка информации, а при выборе решения – использование шаблонных, консервативных стереотипов, возможен педантизм.

Для нормального развития необходимы нормальные условия жизнедеятельности

По утверждению Л.С. Выготского, для нормального развития психики ребенка необходима нормальная организация его жизни и деятельности; расхождение этих двух планов развития – биологического и социального – лежат в основе дефектного развития психики. Таким образом, в настоящее время все более актуальным становится положение о том, что средовые влияния являются необходимым условием реализации врожденных программ в такой же мере, в какой врожденные программы являются необходимой точкой приложения средовых влияний. Положительным является факт постепенной утраты однозначного признания неизбежности противопоставления биологического и социального в развитии человека.

Гендерное измерение

Гендерный подход в образовании и воспитании сегодня – это учет многовариативного влияния фактора пола в синергизме биологического и социального. Значимым сегодня оказывается принципиально новый подход к образованию и воспитанию мальчиков и девочек – «гендерное измерение», в процессе которого формируются более адекватная жизненная позиция, имеющая в своей основе социополовую ориентацию, в том числе личностное самоопределение, выбор идеалов и жизненных целей, будущий профессиональный выбор, определение своего статуса в коллективе сверстников и др.

Гендерное воспитание и образование вопреки представлению о том, что оно может ущемить правовые ценности равноправия личности и привести к дискриминации ее в зависимости от пола, напротив, в своей основе направлено на формирование идеи о том, что пол не является основанием для дискриминации и способствует наилучшей реализации личностных склонностей и способностей как в связи с половой принадлежностью, так и вне ее.

Цель гендерного подхода в образовании

Целью гендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов учения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных.

Из истории смешанного образования

Смешанное образование, зародившееся в западных учебных заведениях в середине 1950-х годов, приблизительно в это же время было внедрено в образование нашей страны. Развитие этого направления привело к созданию многочисленных программ совместного обучения мальчиков и девочек в виде ранней математизации, формализации, компьютеризации и других форм с акцентом на технические знания в образовании детей первых классов школы и даже дошкольников. В основе этих методик и технологий лежат современные повышенные требования к интеллекту подрастающего поколения и, следовательно, необходимость стимуляции его развития. Однако, несмотря на определенные успехи совместного обучения и воспитания детей, в процессе его реализации выявилось множество трудностей.

Основные предпосылки проблем смешанных форм образования

Во-первых, большинство методик и технологий совместного обучения рассчитаны на некую среднюю личность – дети, ребенок, ученик. Пол ребенка школа учитывает только на уроках труда и физической культуры (и то не всегда), вся остальная жизнь протекает в бесполом режиме: ни быт, ни познание, ни труд, ни досуг, ни общественная деятельность не строятся с учетом пола.

Обучение мальчиков и девочек одного хронологического, но разного психологического (в силу разных сроков созревания) возраста накладывает негативный отпечаток и на культуру их общения.

Вопреки бытующему мнению, что совместное обучение создает условия для нормального развития личности учащихся, помогает им выстраивать оптимальные межличностные отношения, мы наблюдаем отсутствие или чрезвычайно малое количество межличностных выборов между мальчиками и девочками с первого по десятый классы при совместной форме обучения. При этом в классе, где обучение было раздельным в начальной школе, а также в других классах с раздельным обучением, но общей воспитательной программой межличностные выборы между мальчиками и девочками присутствуют выраженнее.

Деформация социального опыта мальчиков

Кроме того, преимущественно женский состав педагогических коллективов лишает мальчиков делового взаимодействия с мужчинами, деформирует их социальный опыт. В школе мальчики приобретают и закрепляют опыт подчинения взрослой женщине, что приводит к формированию специфических типов мужского поведения: феминизированного, излишне послушного и робкого или, напротив, активно протестующего «хулигана», что выражается и во взаимодействиях с девочками.

Организованная женщинами-учительницами общая жизнедеятельность мальчиков в школе резко ограничивает их двигательную активность. В современной системе образования преобладает тенденция удержания в течение длительного времени всех учащихся в сидячем, скованном положении (то есть в состоянии вынужденной гипокинезии), которое, по данным специальных исследований В.Ф. Базарного , в десятки раз превышает их физиологические потребности. Последнее особенно тяжело переносится мальчиками. Вынужденная гипокинезия обусловливает состояние перманентного стресса, а затем и дистресса, созданного эмоциональным перенапряжением в условиях нефизиологичной двигательной депривации. В ряде случаев это явление сопровождается вытеснением эмоционального перенапряжения на психосоматический и психоневрологический уровень реагирования, с чем, по-видимому, может быть связано увеличение количества нервно-психических дисфункций среди школьников.

Особенности девочек при совместном обучении

Особенности девочек в совместном классе оказываются также неучтенными. Выявленные в психологических исследованиях особенности поведения девочек – чувство взаимосвязанности, предпочтение сотрудничества соревнованию как стиля учебной деятельности, быстрая адаптация к требованиям, направленность на практические аспекты знаний, их вербализация и одновременное стремление к применению их в жизни, по существу не учитываются в обучении. В среднем и особенно в старшем школьном возрасте девочки часто становятся невидимыми членами класса, опасаясь показывать свои знания.

До 5–6 класса девочки, как правило, доминируют физически, интеллектуально, социально. Они более покладисты, успешны, исполнительны, ориентированы на общение, что позволяет им занимать ведущие социальные роли. Мальчики же с первых классов обычно отстают от девочек и в учебе и в дисциплине, а к 5–6 классам стереотипно становятся нарушителями школьных правил, так называемой головной болью школы.

Период оформления половозрастной идентичности, совпадающий с периодом средней школы (5–8 класс), характеризуется изменением прежде всего межличностных отношений. Ведущей деятельностью становится общение. При этом у девочек, в связи с опережающим физическим и речевым развитием, определяется тенденция к превосходству над мальчиками в их социальных позициях. У мальчиков в этот же период проявляется тенденция к избеганию общения с противоположным полом, сочетающаяся с короткими, преимущественно агрессивно окрашенными контактами вплоть до полного размежевания (Б.И. Хасан, А.В. Дорохов ). Обособление девочек носит явно дискриминационный по отношению к мальчикам характер, но при этом девочки продолжают активно стремиться к общению с мальчиками, но это общение строится на авторитарных началах. Это обстоятельство – одна из причин снижения мотивации учения во втором школьном возрасте, следствием чего является феномен отчуждения от школы, часто наблюдаемый в средних классах, особенно у мальчиков.

Изменение социальных ролей в старшей школе

К возрасту 9–10 классов (15–16 лет) социальные роли и поведение мальчиков и девочек резко меняется. Девочки из «законопослушных» часто превращаются в проблемных субъектов школы, средне- и плохо успевающих, иногда агрессивных, проявляющих тенденцию к мужскому типу поведения, а юноши либо делают резкий скачок в учебной деятельности и начинают учиться углубленно и осознанно, либо вообще уходят из школы.

Гендерные предпочтения учителей

Важно отметить, что учителя, сами являясь продуктом гендерной социализации, отдают неосознанное предпочтение либо мальчикам, либо девочкам. Гендерные специфические отношения проявляются как в повседневном общении с учащимися, так и в импровизированных педагогических действиях и приемах.

Феминизация мальчиков

В младших классах специфические познавательные потребности мальчиков нередко игнорируются педагогами — женщинами, поскольку стратегия образования в этом возрасте рассчитана преимущественно на девочек. Весь учебный процесс этого возрастного периода детей отчетливо феминизирован как в образцах поведения (успешные девочки, учительница-женщина), так и в способах подачи материала – подробные повторения, пересказы, переписывание, детализирование, запоминание, характерное для женского типа усвоения нового материала, а также для левополушарных стратегий мышления. Мальчики же оказываются невольно включены в речевой способ решения практических и школьных задач, который противоречит их нейрофизиологической природе. С началом занятий физикой, биологией, химией, алгеброй, геометрией положение меняется. Мальчикам задаются более сложные вопросы, требующие работы мышления, а не только памяти, анализируются их ответы, учителя вступают с ними в учебный диалог.

Депривация потребностей девочек

Как показали нейропсихологические исследования, мальчики мыслят и принимают решения быстрее, им надоедает слушать повторное объяснение материала, которое зачастую бывает необходимым для девочек. Поэтому девочки в средних и старших классах оказываются в ситуации некоторой депривированности, у них ограничено время на понимание и выполнение заданий, они меньше участвуют в обсуждении совместной работы, которые им особенно необходимы для успешной учебы.

Противоречие между содержанием и формами обучения

В целом, в системе образования существует парадоксальное явление: образование в нашей стране – мужское по своему содержанию, так как учебные планы, учебные предметы имеют определенную технократическую, естественнонаучную тенденцию и построены с расчетом включения подготовленного ученика в технологические процессы. Вследствие этого являются предпочтительными и мужские стили познания, а также маскулинные качества личности. Но формы организации обучения, способы передачи знаний выстроены таким образом, что являются преимущественно женскими по своим психофизиологическим параметрам, особенно в начальной школе. В связи с этим, с наибольшими трудностями в начальной школе сталкиваются мальчики, так как их психофизиологические особенности часто мешают им быть «примерными» учениками. В средней школе картина меняется, так как на первый план выходят другие подходы в обучении, преимущественно мужские, и на втором плане оказываются девочки.

Приемы и методы работы на уроках необходимые для мальчиков

В классах мальчиков необходимо предложить высокий темп подачи материала с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации. Обязательно разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач с большим количеством логических заданий и минимальным повторением пройденного материала. Работа на уроке должна строиться в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений. Формулирование правил, выявление закономерностей и осмысление теоретического материала проводить после практической работы, то есть через опыт. В работе с мальчиками целесообразно дозированная эмоциональность в подаче учебного материала, «включение » положительной эмоциональной окраски материала после его логического осмысления. Кроме того, можно использовать групповые формы работы с обязательной сменой лидера. Оценка полученных результатов в дискуссиях, то есть вербальных результатов, может быть положительной или отрицательной, но обязательно конкретной и конструктивной. Необходимо делать упор на визуальную информацию, располагаемую столбиками.

Приемы и методы работы на уроках необходимые для девочек

В классах девочек необходимо предложить размеренный темп урока и предъявления нового материала с достаточным количеством повторений для лучшего его усвоения. При этом объем и разнообразие нового материала дозировать, использовать и типовые задания, облегчающие манипулирование ранее полученными знаниями. Активное использование речевых навыков с объяснением, повторением, запоминанием и формулированием правил и последующим обучением применению их на практике. Положительная эмоциональная окрашенность подачи нового материала необходима как для девочек, так и для мальчиков, но в другой последовательности: от эмоционального восприятия материала к его логическому осмыслению. Обязательным на уроках для девочек использование большого количества наглядного материала, продуктивным – обучение с опорой на зрительную память. Групповые формы работы также могут быть эффективными, но акцент должен быть сделан на взаимопомощь. Любая выполненная работа девочек требует эмоциональной оценки с обозначением перспективы. Все примеры должны носить конкретный характер, а визуальную информацию лучше располагать в горизонтальном направлении. При работе желательно использовать наглядность разных цветов.

Роль учителя

Необходимо отметить, что большая роль в гендерном образовании, отводится учителю, перед которым ставится непростая задача преодоления формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола. С этой целью в школе должны быть созданы все возможные условия для повышения информированности учителя по вопросам гендерного обучения и сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе.

Основные принципы гендерной модели образования

Проведенная работа по изучению гендерной доминанты позволила сформулировать ряд основополагающих принципов для создания гендерной модели образовательно-воспитательной системы:

1. Демократичность. При гендерном подходе в обучении мальчики и девочки имеют равные права на получение знаний и участие в общественной жизни школы; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений.

2. Природосообразность. Признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности. Признание этих различий требует различных форм, методов и средств обучения для наиболее полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и во внеучебной деятельности.

3. Соответствие требованиям времени. При гендерном подходе к обучению особенно актуальным является единство действий учителя и родителей ребенка. Данное положение требует взаимодействия с семьями учащихся для согласования целей, задач воспитания и обучения на основе единства действий, требований и уважения ребенка как представителя своего пола, как личности, соблюдения его прав как человека (Международная конвенция Прав ребенка).

Воспитание: психологические особенности мальчиков

Будьте внимательны, если ваш сын избегает общества других мальчиков или предпочитает женские роли при игре в «дочки-матери». Это означает, что он боится быть мальчиком.

Мальчики более чувствительны, чем девочки. Они боятся темноты, ссор, громкого голоса, скандалов и маминых слез. У них чаще появляются заикание, ночное мочеиспускание и страх одиночества. Они более скрытны, сдержанны и молчаливы. Следы переживаний можно заметить на любимой игрушке: насторожитесь, если местами она сильно потертая.

Мальчик не становится мужчиной по духу только потому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужественным и вести себя как мужчина благодаря воспитанию и возможности брать пример с отца и старших братьев, которым доверяет. Иначе он станет ближе к матери, и в дальнейшем это выльется в конфликт: тело мужское, а характер женский. Защитите ребенка от лишних комплексов. Спокойнее станет и ваша жизнь.

Автор популярной ныне методики системных семейных расстановок Берт Хеллингер, считает, что в воспитании мальчика есть понятие «мужских энергий», которые передаются из рода в род. (Для людей, которые не приемлют понятие «мужской психической энергии» и считают его слишком иррациональным, недоказуемым, подойдут понятия «мужское влияние», «мужское воспитание», «мужская логика».)

Рассмотрим первый вариант: у мальчика есть отец. В этом случае мальчик получает мужскую энергию непосредственно от отца. Однако иногда матери, по разным причинам, препятствуют общению отца с сыном. Порой таких матерей можно понять: например, отец страдает различного рода зависимостями, психическими отклонениями. Но иногда это стремление оградить ребенка от отца носит личный характер: сама мама хочет своего мужа (возможно, бывшего) за что-то наказать (не допустив его к ребенку). В результате ребенок не получает мужской энергии.

Бывает и второй вариант: ребенок не может видеть отца, потому что тот уехал, ушел из жизни и т. д. В этих случаях необходимо уважительно относиться к желанию мальчика общаться с отцом (или хотя бы знать об отце). Если такого желания у ребенка нет – это повод бить тревогу.

По Хеллингеру, важно, чтобы никто из членов семьи (для мальчика это – отец) не исключался из системы, не маркировался как «изгой», «плохой», «пьяница», «преступник». Говорить об этом проще, чем воплотить в жизнь: в истории семьи бывают разные мужчины, и с некоторыми из них может быть действительно очень трудно общаться. Однако хорошо бы, если личное общение невозможно, говорить с мальчиком об отце в уважительных тонах: «Это твой папа». Сама мать должна при этом думать: «Отец моего ребенка, возможно, непростой человек, но в нашем ребенке течет и его кровь, и я не вправе говорить ребенку об отце плохо».

Полезные советы по воспитанию мальчиков:

  • Женщине, чтобы заложить рыцарские качества в поведение сына, следует видеть в нем маленького мужчину, а самой выбирать позицию слабого пола.
  • Пересекая проезжую часть, скажите ему, что не стоит полагаться только на внимание мамы. Она лишь женщина, способная временами мечтать и быть рассеянной.
  • Будьте женственны и позвольте вашему сыну следовать мужским образцам поведения, даже если это создает вам некоторые неудобства. Если скользко, сделайте вид, что ваш маленький защитник непременно убережет вас от падения.
  • Для самооценки маленького мужчины полезно советоваться с ним по разнообразным бытовым вопросам. Что приготовить на обед? Куда пойти в выходной день? Ведь ваш сын – это полноправный член семьи, и притом сильной ее половины!
  • Обращаться к мальчику надо только согласно его полу – этого стоит требовать и от окружающих. Забудьте бесполое «малыш» или ласкательные «котик» или «лапуля» — к сыну лучше обращаться, подчеркивая не только его пол, но еще и мужские достоинства: «сынок», «мальчик», «богатырь», «герой», «мой сильный и отважный защитник».

Вредные советы чтобы вырастить «маменькиного сынка», нужно:

  • разрешать ему спать в вашей кровати даже после годовалого возраста;
  • подавлять любую инициативу сына;
  • покупать ему ваши любимые игрушки;
  • не разрешать ему играть с «плохими» мальчиками;
  • заставлять его беспрекословно слушаться;
  • если кто-то отобрал у сына машинку, отругать обидчика, самостоятельно отобрать игрушку и заботливо вернуть ее заплаканному «хозяину»;
  • сломя голову кидаться на защиту сына в его конфликтах со сверстниками и не давать во всем разобраться самому;
  • неоправданно жалеть, делать поблажки, когда другой родитель требует от сына послушания.

Литература:

13. РАВЕНСТВО ПОЛОВ

«едагоги должны признать собственные гендерные стереотипы и подумать о том, отражают ли их методы обучения, язык и взаимодействие с мальчиками и девочками те идеи гендерного равенства, которое они пытаются продвигать».

Что такое гендерное равенство?

Важный вопрос, связанный с правами человека, гендерное равенство, означает равное предоставление возможностей и участие для мужчин и женщин во всех сферах общественной и частной жизни. Это не означает, что оба пола одинаковы, а скорее, что они равны в правах и достоинстве. Как и в случае со всеми правами человека, за гендерное равенство нужно постоянно бороться, защищать и поощрять его.

Более ста пятидесяти лет женское движение за эмансипацию ставит в центр внимания искоренение широко распространенной дискриминации в отношении большинства женщин и достижение более равноправного участия мужчин и женщин в жизни сообщества. В результате жизнь большинства европейских женщин и мужчин сегодня значительно отличается от жизни век назад. Ключевыми областями, где женщины смогли добиться наибольших успехов, стали:

  • равный доступ к образованию;
  • широкое представительство женщин на рынке труда;
  • экономический статус женщин;
  • распределение работы дома и уход за детьми;
  • структура семьи;
  • молодежная культура;
  • новая информация и коммуникационные технологии.

Хотя в области гендерного равенства и отношения в обществе достигнут значительный прогресс, в Европе все еще имеются препятствия на пути гендерного равенства.

Что такое гендер?

Пол и гендер – это не одно и то же. Пол – это биологический факт. Почти все люди рождаются одного из двух биологически различаемых видов: девочка или мальчик. Гендер, с другой стороны, — это социальное состояние. Как объясняет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ):

«Пол» относится к биологическим и физиологическим характеристикам, определяющим мужчин и женщин.

«Гендер» относится к социально сконструированным ролям, поведению, видам деятельности и свойствам, которые считаются данным обществом свойственными мужчинам и женщинам.
Иными словами:

«Мужской» и «женский» — это категории пола, в то время как «маскулинный» и «феминный» — это категории гендера»1.

Некоторые примеры половых характеристик:

  • у девочек начнутся менструации, в то время как у мальчиков нет;
  • у мальчиков есть яички, а у девочек нет;
  • женщины смогут кормить грудью ребенка, а мужчины нет;
  • после периода полового созревания у большинства мальчиков разовьется большая мышечная сила, чем у девочек.

Некоторые примеры гендерных характеристик:

  • в Европе женщины зарабатывают значительно меньше денег, чем мужчины на аналогичной работе;
  • во многих странах девочки больше занимаются танцами, в то время как мальчики больше играют в футбол;
  • во всем мире женщины и девочки делают больше работы по дому, чем мужчины и мальчики;
  • мальчики чаще подвергаются телесному наказанию, чем девочки.

Будучи важной частью идентичности и индивидуальности, гендерные роли формируются посредством социализации. Сегодня не только семья, школа и рабочее место, но также и средства массовой информации, включая новые информационные технологии, музыка и фильмы влияют на такую социализацию. Как традиционные, так и такие новые социализирующие силы служат сохранению и передаче гендерных стереотипов.

Гендерное равенство не достаточно распространено в Европе

Традиционные гендерные стереотипы остаются глубоко укорененными в европейской культуре и проявляются в повседневной практике. Бритта Лейон, бывший министр демократии и молодежи Швеции, представила в своей презентации, каким образом это неравенство проявляется в среде молодежи в Европе:

  • молодые люди зарабатывают примерно на 20% больше, чем девушки;
    если молодые люди и девушки живут вместе, девушки делают в два раза больше работы по дому, чем молодые люди;
    совсем немногие молодые отцы берут отпуск по уходу за ребенком в тех странах, в которых это возможно.2

Мужчины все еще участвуют в принятии гораздо большего количества важных решений, чем женщины. Несмотря на некоторые позитивные меры, политическое участие женщин все еще остается на незначительным: в Европе только 21% членов парламента — женщины, этот процент колеблется от 4,4% в Турции до 45% в Швеции3. Поскольку мужчины занимают ключевые позиции в политике, финансовом мире и средствах массовой информации, они могут определять политическую программу и публичный дискурс. В целом, мужской пол все еще считается нормативным и стандартным.

Гендерные стереотипы

Многие институты общества укрепляют традиционные гендерные стереотипы. В средствах массовой информации, например, женщины, главным образом, показываются в качестве объектов действия, жертв и заботящихся о других, в то время как мужчины обычно изображаются изобретательными, сильными, умными и инициативными. В то время как средства массовой информации подчеркивают силу и успех мужчин, женщина, даже состоявшаяся женщина, обычно оценивается, в первую очередь, по внешнему виду. Таким образом, средства массовой информации, включая телевидение, радио, школьные учебники, детские книги, журналы, фильмы и многие формы электронной коммуникации, сохраняют и распространяют стереотипы о мужчинах и женщинах.

Как и в случае со СМИ, семья, школы и центры развлечений также несут ответственность за укрепление гендерных стереотипов. Недавнее исследование продемонстрировало, что учителя чаще оценивают мальчиков положительно, если последние активны, агрессивны, независимы, все исследуют и соревнуются с другими, в то время как девочки часто получают положительную ответную реакцию за послушание, доброту, мягкость, пассивность и положительное отношение к сообществу4. Поскольку такие гендерные стереотипы формируются, преимущественно, в школьные годы, многих девочек не поощряют за независимость действий, за соперничество и активизм в общественной сфере5. Девочки, не соответствующие стереотипным ожиданиям, могут подвергаться критике, остракизму и даже насилию.

Традиционные гендерные стереотипы могут затрагивать как мальчиков, так и девочек. Стереотипные ожидания силы и соперничества от мужчин часто противоречат повседневному опыту мальчика, как жизнь в семьях с нестандартной структурой, мужская безработица или увеличивающееся присутствие женщин в общественной сфере. Такие противоречия могут усложнить развитие половой идентичности у мальчиков. Мальчики, не соответствующие типичным стереотипам о мужчинах, могут подвергаться агрессии, изоляции и дискриминации.

ВОПРОС: Насколько наше сообщество соответствует традиционным гендерным стереотипам? Как эти стереотипы влияют на жизнь детей? Вашу жизнь?

Гендерное насилие

Гендерное насилие – это термин, который может использоваться для описания любой формы насилия, физической ли, сексуальной, психологической, экономической или социокультурной, оказывающей отрицательное влияние на физическое или психологическое здоровье, развитие и идентичность личности и являющейся результатом гендерно дифференцированной неравноправности, эксплуатирующей различия между мужчинами и женщинами, среди мужчин и среди женщин. Гендерное насилие может оказывать влияние и на мужчин, и на женщин, но оно несоразмерно влияет на женщин и девочек, и, поэтому, гендерное насилие часто упрощается до термина «насилие в отношении женщин».
Гендерное насилие присутствует в каждой стране и не имеет культурных, классовых, образовательных, этнических границ или границ происхождения. Например, статистика показывает, 12%-15% девочек и женщин в Европе сталкиваются с домашним насилием каждый день6. Агрессия и сексуальные домогательства по отношению к женщинам также присутствуют в различных жизненных ситуациях, включая учебные заведения и рабочие места.

Однако гендерное насилие влияет и на мужчин. Например, мальчики и мужчины, которым не свойственны традиционные «мужские добродетели», сталкиваются с насмешками в свой адрес и насилием. Подобным образом, геи и лесбиянки также часто подвергаются физическому и вербальному насилию, особенно в школах, где дети и молодежь открывают для сексуальность.

Гендерное насилие представляет серьезное препятствие для равенства женщин и мужчин и является нарушением прав человека. Акты гендерного насилия нередко совершаются близкими знакомыми жертв. Государственные учреждения играют ключевую роль и несут основную ответственность в отношении реагирования на подобные ситуации и работу по предотвращению всех форм гендерного насилия. Одним из наиболее важных документов по правам человека для достижения этой цели является Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДОЖ), к которой, на данный момент, присоединились 185 стран.

Этот документ гласит: «Конвенция обеспечивает основу для достижения равенства женщин и мужчин посредством предоставления женщинам равного доступа к и равных возможностей в политической и общественной жизни – включая право на голосование и баллотирование на выборах, – а также в образовании, здравоохранении и трудоустройстве. Государства-участники выразили согласие принимать все соответствующие меры, включая законодательные и временные специальные меры, для того, чтобы женщины могли пользоваться всеми правами человека и основными свободами».7

Что такое гендерное образование?

Гендерное образование, особенно если оно адресовано и девочкам, и мальчикам, может быть положительной силой, способствующей созданию гендерного равенства в современном обществе. Уменьшая гендерные стереотипы, гендерное образование помогает детям в достижении подлинного гражданского равенства, при котором мужчины и женщины сосуществуют в духе сотрудничества и уважения.

Гендерное образование начинается привлечения внимания к вопросам половых ролей. Это означает признание отрицательного воздействия гендерных стереотипов и устранения неравенства, связанного с ними8. Результатом гендерного образования для девочек является большая уверенность в себе, настойчивость, независимость и участие в общественной деятельности. Результатом для мальчиков является преодоление страха неудачи, умение справляться с агрессией, повышение степени социализации и ответственности и большее внимание частной сфере.

Важной функцией гендерного образования является отделение фактов от убеждений и мнений. При помощи анализа историй или собственных поступков дети могут быстро принять за норму тот факт, что девочки могут вести себя как мальчики, а мальчики могут быть чувствительны и ранимы. Все дети должны воспринимать себя как высокоорганизованных и уникальных личностей, обладающих различными качествами. Стереотипы и устойчивые ожидания, связанные с половыми ролями, могут воспрепятствовать развитию личности и реализации полного потенциала как девочек, так и мальчиков.
Гендерное образование – это непрерывный процесс, который не может быть ограничен определенными видами образовательной деятельности. Учителя должны избегать стереотипизации половых ролей, с детства и предоставлять девочкам и мальчикам равные возможности для участия и взаимодействия в любом виде деятельности. Девочек следует вовлекать в учебные занятия и занятия спортом, в то время как мальчики должны участвовать в деятельности, связанной с заботой о ком-либо. И тех, и других следует вовлекать в участие во всех видах деятельности, например, в хорах, постановках и танцах, столярной работе, приготовлении пищи, турпоходах и игре в шахматы. Девочки должны получать положительную ответную реакцию за свои достижения, а мальчики – за заботливость и проявление солидарности.

Другой важной целью гендерного образования является помощь детям в признании социальной ценности традиционных женских занятий, таких как материнство, и качеств, таких как забота, внимание, сотрудничество и терпимость. Это признание может привести к подлинному партнерству между мужчинами и женщинами, что является основной целью гендерного образования. Таким образом, дети узнают о том, что различный вклад мужчин и женщин в семью и общество равным образом важны и что и мужчины, и женщины имеют равные права и несут равную ответственность.

Чтобы гендерное образование было эффективным, педагоги должны признать собственные гендерные стереотипы и подумать о том, отражают ли их методы обучения, язык и взаимодействие с мальчиками и девочками то гендерное равенство, которое они продвигают.

Соответствующие правозащитные инструменты

Совет Европы

Совет Европы признает равенство мужчин и женщин в качестве основного права человека. В статье 14 Европейской конвенции по защите прав человека декларируется, что «пользование правами и свободами должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений…». Эта статья является основанием для различных видов деятельности организации. Ответственным органом является Координационный комитет по обеспечению равенства женщин и мужчин (ККОРЖМ), осуществляющий анализ, исследования и оценку, определяющий стратегии и политические меры и, по необходимости, принимающий решения по поводу соответствующих юридических документов9.

При помощи различных просветительских мер и кампаний, таких как «Остановим домашнее насилие в отношении женщин»10, Совет Европы активно борется с гендерным насилием. Программа Совета «Строим Европу с детьми и для детей» направлена против различных форм полового насилия в отношении детей: инцеста, порнографии, проституции, торговли людьми и изнасилований сверстниками11.11

Организация Объединенных Наций

Первым юридически обязательным международным документом, запрещающим дискриминацию против женщин и вынуждающим государства предпринимать шаги в пользу равенства женщин и мужчин, стала Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДОЖ)12. С момента вступления в силу в 1981 г. КЛДОЖ всесторонне борется за основные права женщин в политике, здравоохранении, образовании, законодательстве, вопросах собственности, браке и семейных отношениях. Страны, ратифицировавшие или присоединившиеся к Конвенции, обязаны применять ее положения на практике. Они также обязаны предоставлять национальные отчеты минимум раз в четыре года о мерах, предпринятых ими для выполнения договорных обязательств. С 2000 г. отдельные женщины или группы женщин могут подавать жалобы по поводу нарушения прав в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, который может инициировать расследования в случае серьезных или систематических нарушений.

ВОПРОС: Присоединилась ли ваша страна к КЛДОЖ? Если да, когда она подавала последний отчет? Подавали ли какие-либо группы «независимый отчет» с заключениями, отличающимися от заключений правительства? Попытайтесь выяснить!

В 2000 г. Организация Объединенных Наций приступила к выполнению Целей в области развития, поставленных в Декларации тысячелетия13, одной из задач которых является «ликвидация неравноправия полов в начальном и среднем образовании предпочтительно к 2005 г. и на всех уровнях к 2015 г.». Данная программа имеет значение для Европы, где требование равного доступа к образованию и полного участия девочек в процессах принятия решений все еще не полностью соблюдается.

Конвенция о правах ребенка

В статье 2 Конвенции о правах ребенка подтверждается, что права, гарантированные в конвенции, обеспечиваются без какой-либо дискриминации, включая пол ребенка. Статья 18 нацелена на более сбалансированную роль родителей в семье и при уходе за ребенком, в ней утверждается, что «оба родителя несут одинаковую ответственность за воспитание детей, а предметом их основной заботы всегда должны быть наилучшие интересы ребенка».

Полезные ресурсы

Полезные сайты

Ссылки

1 См. ‘What do we mean by “sex” and “gender”?’ www.who.int/gender/whatisgender/en

4 Thun, Eva, Gender Stereotypes in the School, Hírn?k Feminist webportal, Hungary, 2002

7 www.un.org/womenwatch/daw/cedaw

8 Making Rights a Reality: Gender awareness workshops, Amnesty International, 2004, p. 61

9 См. Equality Between Women and Men: www.coe.int/T/e/human_rights/equality

10 См. Stop Domestic Violence against Women: www.coe.int/t/dc/campaign/stopviolence/default_en.asp

Тематическая статья

Периодически в интернете с новой силой вспыхивают дискуссии о раздельном школьном обучении. Противники совместного приводят немало вполне разумных аргументов, сторонники тоже не лезут за словом в карман. В этом вопросе «намешано» много всего — начиная с религиозных догм, заканчивая чересчур прогрессивными подходами к «трансгендерной» тематике. Мы попробуем разобраться с тем, насколько целесообразно продолжать обучать девочек и мальчиков в одном классе, и есть ли будущее за раздельным подходом. Постараемся подойти к проблеме непредвзято и заранее не отметать ни одну из перспективных педагогических идей.

Гендерное обучение в школе: история вопроса

В настоящее время обучение на совместных принципах является общепризнанным атрибутом цивилизованного и гуманного к своим гражданам государства. Равноправие полов постулируется в качестве абсолютной догмы, и посягание на эти основы в идеологическом смысле не приветствуется даже со стороны авторитетных религиозных организаций. Естественно, так было не всегда — в России массовая традиция совместной учебы устоялась только в бурное послереволюционное время, в 20-е годы. Равные права для всех без исключения россиян гарантированы и современной Конституцией, касается это и обязательного среднего образования. Подобная ситуация и в большинстве цивилизованных стран, во всяком случае в государственном секторе, а вот в частных школах возможны варианты.

Надо отметить, что в советский период истории была попытка вернуться к раздельному подходу. В 40-е годы правительственным указом были образованы гимназии для девочек и мальчиков отдельно. Но просуществовал этот педагогический эксперимент сравнительно недолго — спустя десять лет школы вновь объединили. Сейчас немало видных общественных деятелей ратуют за раздельное преподавание школьных предметов, даже появился специальный термин — гендерное обучение. Само слово «гендер» в данном контексте означает половую принадлежность в социальном смысле. То есть, в современной западной педагогике понятием гендер почти целиком и полностью заменено привычное нам половое разделение, основанное на анатомии.

Это звучит несколько запутанно, но понять это различие необходимо, чтобы не возникало путаницы с принципами. Под гендером в актуальной психологической и педагогической литературе скрывается именно совокупность представлений о роли мужчины и женщины. То есть половая принадлежность не более чем данность, а гендер может быть скорректирован, выбран, переосмыслен и т.д.

Гендер в воспитании

Чтобы не путаться в современных американских и европейских работах по этой животрепещущей теме, обратимся к отечественным наработкам. Итак, половая принадлежность — как она формируется, и какие существуют риски? Для некоторых читателей покажется странным утверждение, что девочке половую идентификацию сформировать гораздо легче. Тем не менее, это так, во всяком случае, в российском обществе. Мальчик же по умолчанию должен доказывать свою мужскую сущность через поступки, реакции и прочие регулярные социальные взаимодействия.

Отсюда можно выделить проблему неполных семей, где воспитанием будущего мужчины зачастую занимаются мать и бабушка. Да и в полных «ячейках общества» нередко отец объективно много работает и практически отстранен от планомерного воздействия. Все это формирует некую систему ценностей, где во главе угла стоят послушание и конформизм. Специфические качества мужчины, такие как, например, целенаправленная активность, естественная агрессия, упрямство, в данной ситуации систематически «глушатся» неодобрением и наказанием.

Польза и вред раздельного обучения мальчиков и девочек

Современная школа не ставит перед собой задачу как-либо скомпенсировать такую распространенную ситуацию. Здесь просто дают определенный багаж знаний, кроме того девочки зачастую успешней в учебе, активней во внеклассных занятиях. В таких условиях «сам собой» формируется некий ролевой стереотип пассивного троечника, который не хочет ни за что отвечать, брать обязательства или даже просто пойти на конфликт когда это нужно.

Сторонники раздельного обучения справедливо отмечают, что формирование маскулинного начала в чисто мужском школьном коллективе происходит более активно и целостно. Большинство ситуаций в учебе и вне ее провоцируют мальчика раскрывать свои качества — конкурировать, спорить, двигаться вверх в иерархии и т.п. Без такой среды специфические мужские качества не получают выхода, и нужные в дальнейшей жизни упорство, выносливость, смелость, агрессия просто не формируются как черты характера.

Есть плюсы в таком подходе и для девочек. Их пики активности и способ усвоения материала несколько отличаются от «мальчикового», кроме того отсутствие раздражителей и мелких конфликтов освобождает интеллект для усвоения большего количества учебного материала. Конечно, все это может иметь индивидуальные формы, но, в общем, такие различия отрицать глупо. Чтобы гендерное обучение было действительно эффективным, необходимо проводить предварительное тестирование, возможно, и отдельно готовить будущих школьников к совместной учебе в чисто женском или мужском коллективе. Многие отечественные педагоги являются противниками раздельного школьного образования именно по причине его не универсальности, если так можно выразиться. Оно потенциально подходит далеко не всем, хотя и большинству — резюмируем этот принцип так.

Гендерное и раздельное образование в России

В постсоветский период нашей истории, когда образовательная система претерпевала коренные изменения, появились некоторые любопытные эксперименты по данной теме. Общий принцип, одобренный Министерством образования, заключается в раздельной форме учебного процесса. При этом перемены и внеклассные мероприятия вроде экскурсий и походов мальчики и девочки проводят зачастую совместно. Такой формой организации процесса как бы снимаются неизбежные негативные проявления в закрытом классе, где все ученики одного пола. В утрированной форме мы можем это наблюдать в фильмах про тюремную субкультуру, где культивируется агрессия, крайние формы нигилизма и асоциального поведения. Конечно, в школьных заведениях таких «ужасов» удается избежать, но риск своеобразной моды на насилие существует, с этим нужно считаться и не закрывать глаза на проблему.

В 2016 году прошли общественные слушания по результатам этого образовательного эксперимента, к которым были привлечены профильные и смежные специалисты. Расширение такого опыта по их результатам не предвидится. И дело не столько в косности и традиционализме системы, сколько в недостаточной доказательной базе сторонников. Единственный плюс состоит в том, что педагогическое сообщество услышало о методе, ознакомилось с его нюансами и достижениями. Достаточная информация способна развеять профессиональные и родительские страхи, которые иногда попросту «демонизируют» гендерное обучение в школе.

К слову, даже в московской школе, где данный эксперимент продолжается без малого десятилетие, так и не смогли набрать преподавательский состав, который полностью состоял бы из мужчин. Женщины по-прежнему играют определяющую роль и в семье, и в школе — вынести их за рамки даже самого смелого эксперимента пока не удается. Родительские оценки раздельного образования по большей части крайне позитивны, это нельзя не отметить. Дети с большей охотой посещают школу, ответственней готовятся к учебе. Их специфические гендерные качества развиваются более гармонично, и это отмечают даже сторонние наблюдатели за процессом. Если резюмировать вышеизложенное, можно констатировать, что на данном этапе российская образовательная система не готова к раздельной форме преподавания. У данного положения вещей есть масса причин, начиная с организационных и заканчивая идеологическими. Но сам гендерный подход однозначно интересен и перспективен, а значит, при накоплении опыта и позитивных результатов отношение к нему может быть пересмотрено.

см. Гимназии

см. Школы иностранных языков для детей

см. Подготовка детей к школе

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ, ПОДХОДЫ, РЕШЕНИЯ

Опубликовано в 2017, Выпуск № 5(59) Май 2017, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Бояркина М.В.

ORCID: 0000-0002-4914-5492, Кандидат педагогических наук, Забайкальский государственный университет

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ, ПОДХОДЫ, РЕШЕНИЯ

Аннотация

В статье раскрывается сущность гендерного воспитания обучающихся с позиций поло-ролевого и гендерно-ролевого подходов. Возможными перспективами решения данной проблемы автор статьи видит создание нового подхода к гендерному воспитанию личности. Выдвигаются идеи разработки концепции гендерного воспитания, создания гендерной образовательной технологии и проектирования социокультурных гендерных практик. Автор подчеркивает обусловленность практического решения проблемы гендерного воспитания созданием условий научно-методического, технологического, психолого-педагогического, материально-технического, кадрового обеспечения в системе взаимодействия научных, общественных и государственных учреждений.

Ключевые слова: биологический пол, гендер, маскулинность, фемининность, андрогинность, гендерное воспитание.

Boyarkina M.V.

ORCID: 0000-0002-4914-5492, PhD in Pedagogy, Transbaikal State University

GENDER EDUCATION: PERSPECTIVES, APPROACHES, SOLUTIONS

Abstract

Keywords: biological sex, gender, masculinity, femininity, androgyny, gender education.

Современная социокультурная ситуация в российском обществе, обусловленная нивелированием (смешением) социальных ролей мужчины и женщины, диктует необходимость разработки условий для более полной самореализации во всех сферах их трудовой, общественной и личной жизни. Данные тенденции отражены в Гендерной стратегии Российской Федерации – официально принятом государственном документе, обусловливающем инновационные изменения во всех уровнях системы образования . Анализ содержания Федеральных государственных образовательных стандартов показывает наличие возможностей для разработки, реализации и распространения гендерных образовательных программ на основе накопленного опыта практической деятельности по данному направлению , .

Несмотря на многочисленные междисциплинарные гендерные исследования, имеющие неоднозначную методологическую основу, гендерное воспитание в противоречивом понимании российской педагогической общественности продолжает ограничиваться рамками поло-ролевого подхода. В связи с этим, целью нашей статьи является раскрытие сущности проблемы гендерного воспитания обучающихся и обозначение возможных путей её решения.

В настоящее время в отечественной науке не существует общепринятой трактовки англоязычных терминов «sex» и «gender» в связи с отсутствием их аналогов в русском языке. Поэтому необходим междисциплинарный анализ данных понятий для определения собственной точки зрения при рассмотрении проблемы пола человека. Неоднозначность понимания сущности гендерной проблематики педагогами влечет неопределенность направлений гендерного воспитания на практике. Реализация поло-ролевого подхода к воспитанию в отечественном образовании осуществляется с учетом биологических особенностей мужчины, юноши, мальчика и женщины, девушки, девочки. Данный подход ориентирован на воспитание качеств женственности в девочках, девушках, женщинах и качеств мужественности в мальчиках, юношах, мужчинах.

На Западе реализуется гендерно-ролевой подход, основывающийся на создании условий для становления культуры поведения мужчин и женщин с учетом как их половой принадлежности, так и возрастных, индивидуальных, психологических особенностей, их культурного окружения и социальных запросов. В рамках гендерно-ролевого подхода рассматриваются три личностных типа для мужчины и для женщины: маскулинная (обладающая качествами мужественности и женственности, но обнаруживающая преобладание качеств мужественности), фемининная (сочетающая и те, и другие качества, однако качеств женственности несколько больше) и андрогинная (сочетающая мужественность и женственность в равной степени). Отсюда следует, что и мужчина, и женщина могут быть отнесены к маскулинному, фемининному или андрогинному типу личности.

По утверждению американских исследователей, в обществе существует тенденция оттока женщин из производственной сферы в связи с ограничением себя ролями жены, домашней хозяйки и воспитательницы своих детей . По нашему мнению, данная ситуация позволяет считать недостаточно обоснованными существующие подходы гендерного воспитания, как в отечественной, так и западной системе образования. Считаем необходимым создание нового подхода к гендерному воспитанию, представляющего собой синтез существующих, взаимодополняющих друг друга подходов, который удовлетворял бы личностным запросам и потребностям мужчины и женщины при более полной реализации во всех предписываемых им социальных ролях.

В рамках нового подхода рассматриваемая проблема может быть решена разработкой концепции гендерного воспитания личности, созданием новой гендерной образовательной технологии или проектированием социокультурных гендерных практик. Создание гендерной образовательной технологии предполагает оптимизацию опыта гендерного воспитания, накопленного за рубежом и в России. В условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов необходима интеграция или совершенствование действующих современных образовательных технологий, которые направлены на реализацию индивидуальной образовательной траектории обучающихся. Разработка индивидуальной образовательной траектории с учетом гендерных характеристик обучающихся будет способствовать более полной личностной реализации в различных сферах деятельности при выполнении в будущем не только гражданских, производственных, но и семейных ролей. В связи с этим возникает необходимость пересмотра содержания учебных программ и разноуровневых заданий, предлагаемых в школе и вузе, на предмет их соответствия гендерным особенностям обучающихся и приобретенному ими жизненному опыту.

Анализ использования диагностической методики “Маскулинность  фемининность” Сандры Бем в ФГБОУ ВО “Забайкальский государственный университет” с целью выявления признаков социокультурного (психологического) пола у студентов, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование (уровень бакалавриата), показывает наличие всех гендерных типов. Лидирующим типом становится андрогинная личность, считающаяся наиболее адаптируемой к жизни в современной социокультурной ситуации. Данная типология обнаруживается также среди учащихся общеобразовательных школ. Этот факт говорит о том, что в содержании школьных заданий для самостоятельной работы по разным учебным предметам (согласно ФГОС ООО) и фондов оценочных средств, предлагаемых в рабочих программах учебных дисциплин в вузе (согласно ФГОС ВО), необходимо отойти от ориентации лишь на маскулинную составляющую личности. Установка школьного образования на получение личностных результатов в виде социальных компетенций, требующих от обучающихся воспитания таких маскулинных качественных характеристик, как активность, инициативность, мобильность, коммуникабельность, направленность на взаимодействие, не может удовлетворять потребностям всех без исключения обучающихся.

Проектирование и организация социокультурных практик (образовательной, организационной, коммуникативной, игровой, исследовательской) позволит включить обучающихся разных гендерных типов в общественно и личностно значимую деятельность. Различные виды гендерного воспитания и формы их организации будут способствовать актуализации жизненного опыта, в том числе опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений мальчиков и юношей, девочек и девушек.

Значительную роль в процессе поиска целесообразных путей решения проблемы гендерного воспитания на всех ступенях образования мальчиков и юношей, девочек и девушек играет инновационный потенциал педагогов. Потенциальные возможности педагогов, учителей, воспитателей обусловлены уровнем их профессионально-педагогической культуры и компетентности. В настоящее время реализация готовности педагогов-практиков к внедрению гендерного воспитания в образовательный процесс не имеет ограничений, но по объективно существующим причинам затруднена.

Таким образом, перспективным направлением гендерного воспитания в условиях школы, детских образовательных организаций, средних специальных и высших учебных заведений является организация образовательного процесса с учетом иерархии всех его структурно-функциональных уровней. Необходима более четкая государственная гендерная политика, основанная на синтезе подходов в сфере образования, а не регламентирующая лишь один из них. Многообразие практических решений обусловлено рядом условий, связанных с научно-методическим, технологическим, психолого-педагогическим, материально-техническим, кадровым обеспечением гендерного воспитания в системе взаимодействия научных, общественных и государственных учреждений.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *