Гиперактивный это какой

Основы гиперактивности у детей дошкольного возраста.

Евгения Королева
Основы гиперактивности у детей дошкольного возраста.

ОСНOВЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Особенности проявления гиперактивности у детей дошкольного возраста

Среди детей, вызывающих проблемы, трудности, повышенное внимание педагогов, часто оказываются даже не дети с задержкой умственного и психического развития, а шумные, беспокойные, гиперактивные дети.

Одной из специфичных черт является чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.

Чистякова М. И. дает такое определение – гиперактивность – это сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, обилия лишних движений, недостаточной целенаправленности поступков, повышенной аффективной возбудимости, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации. Матвеев В. Ф. утверждает, что наряду с двигательной расторможенностью (гиперактивностью) нередко встречается эмоциональная неустойчивость, раздражительность, склонность к агрессивным действиям и конфликтам. Такие подростки, как правило, постоянные нарушители дисциплины. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Подобное нарушение получило название «синдром дефицита внимания».

В последнее время вследствие широкой распространенности синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики.

Большинство исследователей отмечают три основныхблока проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность (Шевченко Ю. С., 1997., Заваденко Н. Н., 2000 и др.).

Следует отметить, что выраженность гиперактивности у детей с синдромом дефицита внимания варьирует в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. Пик проявления синдрома гиперактивности приходится на возраст 6-7 лет, а к 14-15 годам гиперактивность постепенно уменьшается. Среди мальчиков синдром встречается в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. В старшем дошкольном возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства (крутится, вертится, сидя на стуле; постоянно что-то теребит и вертит в руках, трясет ногой и т. д.)

Нарушения внимания проявляются в трудностях его удерживания (ребенок несобран, не может самостоятельно довести выполнение задания до конца, в снижении избирательности внимания (неспособен, надолго сосредоточиться, на определенной деятельности, выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое.

Импульсивность обычно наблюдается у гиперактивных детей, как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует не подумав. На занятиях он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, и не выслушивая их до конца. Он может без разрешения вставать со своего места, вмешиваться в разговор или работу находящихся рядом детей, во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам. Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к травматизации, так как могут попадать опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков (ввязываются в драки, выбегают на проезжую часть дороги и т. д.). Однако все это они делают импульсивно, без специального умысла.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-10 минут, а затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание. Могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранять концентрацию внимания,дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются его задние ножки.

В результате коррекции при помощи разнонаправленных двигательных упражнений поврежденная ткань в вестибулярном аппарате может заменяться новой по мере того, как развиваются новые нервные сети. В настоящее время установлено, что двигательная стимуляция мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата детей с СДВГ приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и само регуляции.

К шести годам, когда у ребенка уже значительно развита смысловая сторона речи, слово взрослого становится регулятором поведения ребенка. Речь в старшем дошкольном возрасте превращается в универсальное средство общения, возрастает ее выразительность, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач.

Общение ребенка с взрослым – основноеи решающее условие становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, воображения. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.

Общение со сверстниками оказывает влияние на самопознание. К ровеснику ребенок более требователен и объективен в оценке. Дети стремятся поддерживать положительные взаимоотношения и участвуют в общей деятельности. Мотивы с товарищами у детей 5-7 лет настолько сильны, что ребенок часто отказывается от своих интересов в пользу поддержания контакта.

Таким образом, младший дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Ребенок осваивает широкий круг деятельности – игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, коммуникативную.

В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более осознаются, приобретают произвольный характер.

1.2. Анализ причин в развитии СДВГ у детей

В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД, которая и является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся (Шевченко Ю. С., Кэмпбелл Р., Заваденко Н. Н.)

Синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право, на постановку которого имеет право только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак на основе фиксации изменения двигательной активности ребенка.

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, является патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагнозируется патология беременности и родов (Заваденко Н. Н.).

В настоящее время специалистами многих стран ведутся нейрофизиологические и нейропсихологические биологические исследования ММД и гиперактивности. Что касается морфологических исследований, то существует лишь их незначительное количество, которые проведены на животных. У животных моделировались те факторы,которые считаются причиной возникновения ММД: асфиксия при родах, внутриутробная гипоксия, нейроиммунный конфликт между матерью и плодом и т. д.

Проводимые исследования, как правило, выявляют изменения биоэлектрической активности головного мозга, нарушения структурно-функциональной организации левого полушария, незрелость регуляции уровня внимания, незрелость системы коркового торможения и т. д.

Нейропсихологические исследования выявляют низкий психический тонус, повышенную истощаемость.

Одним из факторов риска для формирования СДВГ является влияние неблагоприятных факторов внешней среды. Антропогенное загрязнение окружающей среды может иметь негативные последствия для здоровья детей.

Известно, что в непосредственной близости от многих промышленных предприятий образуются зоны с повышенным содержанием свинца, мышьяка, ртути, кадмия, никеля и др. микроэлементов. Выхлопные газы автотранспорта служат одним из основных источников загрязнения окружающей среды свинцом. Предполагается, что поступление свинца в организм детей даже в незначительном количестве может вызвать поведенческие нарушения, при этом небольшую восприимчивость к его токсическому действию имеют дети в возрасте 1-2 лет. У детей возникают проблемы со стороны нервно- психического развития и поведения, двигательной расторможенности, а также тенденции к снижению коэффициента интеллекта (IQ — айкью).

Существуют теории, согласно которым факторами риска для формирования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью являются воздействия пищевых токсинов, или аллергенов. Наиболее широкую известность получила концепция, согласно которой гиперактивность обуславливается церебральным раздражением, вызванным искусственными красителями и естественными пищевыми салицилатами.

Удаление этих веществ из продукта питания приводит к значительному улучшению поведения и исчезновению трудностей обучения у большинства гиперактивных детей.

По – мнению многих исследователей, важную роль в формировании ММД (минимальных мозговых дисфункций) играют социально – психологические факторы,в том числе внутрисемейные и несемейные:

• Воспитание в неполных семьях (отсутствие отца, матери или обоих родителей);

• Повторный брак у родителей;

• Частые конфликты в семье;

• Продолжительная разлука с родителями, в связи с проживанием у бабушки с дедушкой или в интернате;

• Тяжелое длительное заболевание (чаще всего онкологическое) или смерть одного из родителей;

• Низкая материальная обеспеченность семьи;

• Неблагоприятные бытовые условия (совместное проживание многих родственников в коммунальной квартире, отсутствие у ребенка отдельной комнаты).

Среди неблагоприятных факторов, влияющих на развитие СДВГ, И. В.Дубровина выделяет следующие:

1) Органические поражения мозга (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции);

2) Осложнения во время беременности матери;

3) Пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);

4) Генетический фактор (наследственная природа СДВГ);

5) Особенности нейрофизиологии и кейроанатомии (дисфункция активизирующих систем ЦНС);

6) Социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).

Гиперактивность у детей дошкольников

Чрезмерная активность ребенка зачастую свидетельствует о таком диагнозе, как гиперактивность. В данной статье раскрывается понятие гиперактивности у детей дошкольного возраста, лечение, а также особенности коррекционной работы с гиперактивными детьми.

Что такое гиперактивность

Гиперактивность – это совокупность подвижного беспокойства, непоседливости, большого количества лишних движений, недостаточной целеустремленности движений, аффективного возбуждения, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания.

Данное поведение чаще наблюдается у мальчиков, нежели у девочек. Причины могут быть следующие: выше уязвимость мозга плодов мужского пола от различных видов патологий беременности и родов, при которых страдает мозг. Кроме того, считают, что меньшая степень функциональной асимметрии у девочек создает больший резерв для компенсирования нарушений тех или иных психических функций.

Симптомы

Понаблюдайте за вашим чадом. Присутствуют ли у ребенка в возрасте до 7 лет такие признаки поведения? Была ли их длительность более шести месяцев?

Положительный ответ – 1 балл.

Отрицательный ответ – 0 баллов.

Если в результате наберется 8 баллов и более, ребенка следует показать специалисту.

  1. Суетливые движения руками и ногами; извивается, сидя на стуле (у старших детей возможно субъективное чувство нетерпимости).
  2. Ребенку сложно усидеть на стуле, когда он выполняет задание.
  3. Легко отвлекается на сторонние влияния.
  4. Крохе сложно дождаться своей очереди, чтобы вступить в игру.
  5. Отвечает на вопросы без раздумий, даже раньше, чем вопрос окончен.
  6. Ребенку сложно выполнять инструкции.
  7. Малышу сложно удерживать внимание, выполняя задания или играя.
  8. Часто переходит от одного незаконченного дела к другому.
  9. Во время игр кроха обеспокоен.
  10. Часто слишком много говорит.
  11. Во время разговора постоянно прерывает остальных, навязывает свое мнение.
  12. Часто, кажется, что кроха не слышит, что ему говорят.
  13. Зачастую теряет вещи, необходимые для занятий дома или в группе (игрушки, карандаши, книги и тому подобное).
  14. Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, перебегает дорогу).

Причины

Большинство специалистов считают, что самыми распространенными причинами гиперактивности являются:

  1. Органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция).
  2. Патология беременности (осложнения во время беременности, диатез, хронические соматические заболевания роженицы).
  3. Генетический фактор (наследственность, то есть синдром дефицита внимания может носить семейный характер).
  4. Дисфункция активизирующих систем ЦНС.
  5. Пищевые факторы (питание, которое содержит большое количество углеводов, приводит к ухудшению показателей внимания).
  6. Социальные факторы (вседозволенность, отсутствие системы воспитательного влияния на ребенка).
  7. Психические отклонения родителей.
  8. Алкоголизм и отклонения в сексуальном поведении родителей.
  9. Курение матерей, особенно во время беременности.

Но не все дети, которые принадлежат к группе риска, обязательно являются гиперактивными! Если все проблемы не исчезли к первому дню рождения малыша, их можно устранить позже.

Отличие гиперактивности от активности

Главное отличие гиперактивности от просто живого темперамента в том, что это не черта характера крохи, а последствия не совсем нормального появления на свет и нарушений у младенца. К группе риска принадлежат дети, которые родились путем кесарева сечения, тяжелых патологических родов; вскармливались искусственно, рождены с маленьким весом, недоношенные младенцы.

Разновидности

Выделяют три вида проявления гиперактивности у детей. Рассмотрим их более детально.

Гиперактивность с синдромом дефицита внимания (СДВГ)

При таком диагнозе ребенку трудно сконцентрировать внимание, присутствует повышенная неуправляемая активность и импульсивность. Во время выполнения заданий, малыш допускает ошибки, так как невнимателен и непоседлив. Часто кроха не доводит начатое дело до конца. Ребенок может терять вещи, зачастую не выполняет поставленные инструкции.

Синдром дефицита внимания без гиперактивности

Наблюдается нарушение произвольного внимания. При этом интеллектуальное развитие малышей находится на уровне нормы, но не проявляется в полной мере из-за «витания в облаках». Чаще это присуще девочкам. В выполнении заданий чадо не обращает внимания на детали. Малыш медлителен. Часто таких деток считают ленивыми.

Гиперактивность без дефицита внимания

Встречается довольно редко.

Возможные последствия

Излишнюю активность у ребенка родители начинают замечать в 4-5 лет. В случае подтверждения специалистами диагноза СДВГ, важно незамедлительно проводить коррекцию гиперактивности дошкольника. В ином случае в школе чадо столкнется с множеством проблем. Малышу сложно будет выполнять задания, слушать учителя, следовать инструкциям. Дефицит внимания и гиперактивности ведут к тому, что у ребенка с нормальным или высоким интеллектом появляются сложности с овладением письмом и чтением. В работах ребенка присутствует много ошибок. Таким детям трудно адаптироваться к новому коллективу.

В подростковый период дети, имеющие СДВГ, склонны к появлению устойчивого плохого поведения и агрессии, раннему курению или приему наркотиков.

Диагностика

Заметив в поведении ребенка признаки гиперактивности, стоит незамедлительно обратиться к специалистам для подтверждения или исключения СДВГ:

  • неврологу;
  • психиатру;
  • психологу.

Диагностика гиперактивности у детей дошкольного возраста проводится с помощью наблюдения за маленьким пациентом, заполнения родителями анкет, интервью или бесед, нейропсихологического тестирования. При подтверждении диагноза врачами подбирается соответствующая коррекционная работа с гиперактивными детьми.

Лечение

С целью лечения СДВГ используют медикаментозные и немедикаментозные методы.

К лекарственным препаратам прибегают в редких случаях, когда остальные способы не дали желаемый результат.

Для коррекции поведения малыша существуют следующие нелекарственные направления:

  • Систематическая работа с психологом. Специалист подберет упражнения для контроля внимания, развития памяти, речи. Психолог поможет ребенку научиться верить в себя.
  • Соответствующая физическая активность. Для детей важно выплеснуть накопившуюся энергию. Выбирая вид спорта, желательно отдать преимущество плаванию, велоспорту, катанию на лыжах, коньках. Не стоит останавливаться на командном спорте и наличии соревновательных элементов.
  • Психотерапия для всей семьи. Излишняя активность чада накладывает отпечаток на поведение родителей. Мама и папа становятся раздражительнее, импульсивнее. У женщин чаще появляется депрессия. Посещение психотерапевта поможет справиться с проблемой вместе.

Игры с гиперактивными детьми

Игры и упражнения для гиперактивных детей дошкольного возраста должны быть направлены на снятие агрессии и напряжения, а также способствовать развитию внимания и самоконтроля.

Питание

Если ваш малыш гиперактивен, желательно отдать предпочтение правильному питанию, в котором будет достаточно витаминов и микроэлементов. Слишком подвижному ребенку больше, чем другим детям, необходимо придерживаться ограничений в жареной, острой, копченой еде. Дошкольник в первую очередь должен употреблять вареное, тушеное и свежие овощи и фрукты.

Правило: если ребенок не хочет есть, не заставляйте его!

Как общаться с гиперактивным ребенком

Сейчас все больше деток являются гиперактивными. Справляться с такими крохами сложно, но возможно. Главное в общении с чрезмерно активными дошкольниками – это спокойствие, мягкость и в то же время четкость.

Советы здравомыслящим родителям:

  • Ребенок не виноват в чрезмерной активности, поэтому не стоит его ругать и наказывать за это. Как следствие может пострадать самооценка, возникнуть чувство вины перед родителями.
  • Научить малыша управлять собой – ваше первоочередное задание. Контролировать свои эмоции ему помогут «агрессивные игры». Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у деток. Родителям следует научить кроху избавляться от лишней энергии.
  • В воспитании нужно избегать двух крайностей: проявления чрезмерной мягкости и выдвижения слишком высоких требований. Нельзя допускать вседозволенности: чадам необходимо четко разъяснять правила поведения в разных ситуациях. Но количество возражений и запретов должно быть сведено к минимуму.
  • Дошкольника нужно хвалить в любом случае, когда он смог довести до конца начатое дело. На примере относительно простых заданий следует научить кроху правильно распределять силы.
  • Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест большого скопления людей (супермаркеты, рынки прочее).
  • В некоторых случаях избыточная активность и возбужденность могут быть результатом слишком высоких требований, которые ставят родители к ребенку. Особенно, если малыш не в силах им соответствовать из-за своих природных способностей. В таком случае родителям надо быть менее требовательными, пытаться уменьшить нагрузку.
  • Причиной повышенной возбужденности может стать недостаточная физическая активность. Нельзя сдерживать естественную необходимость ребенка играть в подвижные игры, бегать, прыгать.
  • Иногда нарушения в поведении могут являться реакцией малыша на психическую травму (например, на развод родителей, конфликт в коллективе, с родителями, плохое отношение к ребенку).
  • Полезны таким детям активные виды спорта.
  • Обучайте дошкольника пассивным играм, чтению, рисованию, лепке. Даже если ребенок часто отвлекается, необходимо, после удовлетворения иного интереса, вернуться к начатому делу и довести его до конца.
  • Научите кроху расслабляться. Квалифицированный психолог подскажет, что этому может способствовать: йога, арт- или сказкотерапия, медитация.
  • Не забывайте говорить чаду, как сильно вы его любите!

Гиперактивный ребенок в детском саду

Часто воспитатели жалуются на «неуправляемость» малыша. Но стоит подобрать к ребенку подход, и он станет гордостью группы. Следующие советы помогут воспитателю справиться с гиперактивными дошколятами.

  1. Старайтесь индивидуализировать работу.
  2. Поощряйте хорошее поведение как можно чаще и по возможности игнорируйте провокационные поступки малыша.
  3. Во время занятий постарайтесь минимизировать отвлекающие факторы.
  4. Выберите оптимальное место для гиперактивного ребенка (например, в центре группы, напротив доски).
  5. Дайте ребенку возможность быстро обратиться к воспитателю за помощью, если ему сложно что-либо выполнить (можно ввести невербальные сигналы).
  6. Обязательно пишите задания на доске.
  7. На протяжении определенного промежутка времени давайте только одно задание, старайтесь его дозировать и обязательно контролируйте выполнение.
  8. Посадите рядом с терпеливым, спокойным соседом, если есть возможность – то одного.
  9. Планируйте на протяжении дня подвижную разрядку: физкультминутки, подвижные игры, динамические часы.
  10. Указания давайте четко, кратко, не более чем 10 словами.

Мнение доктора Евгения Комаровского

Доктор Комаровский рекомендует правила воспитания гиперактивного ребенка и дает практические рекомендации родителям.

Гипеактивность считается серьезной патологией, связанной с поведением и психоэмоциональным состоянием ребенка.

У детей с таким диагнозом возникают трудности в социальной адаптации, и возникает риск дезадаптации.

Спровоцировать развитие такой патологии могут многочисленные факторы, включая образ жизни матери при беременности.

Исключить негативные последствия гиперактивности у детей дошкольного возраста можно только своевременным и комплексным лечением.

Нужно ли лечить синдром гипервозбудимости у новорожденных? Ответ узнайте прямо сейчас.

Общая информация

Гиперактивность представляет собой многоплановое расстройство определенных функций головного мозга, связанных с чрезмерным образованием нервных импульсов.

Такая патология становится главной причиной чрезмерной активности ребенка, которая мешает ему концентрировать внимание и собственные эмоции.

Симптоматика гиперактивности может напоминать неврозы или поведение обычного подвижного малыша. Распознать истинные признаки данного состояния может только квалифицированный специалист на основании комплексного обследования.

Как связана с синдромом дефицита внимания?

Гиперактивность на протяжении длительного времени относили к патологическим состояниям мозга.

Наличие многочисленных исследований специалистов привело к выделению данного состояния в отдельный вид заболевания, а повышенную активность ребенка стали связывать с синдромом дефицита внимания.

В современной медицинской практике гиперактивность подразделяют на несколько форм развития. Каждый из типов находится в тесной взаимосвязи с дефицитом внимания.

Формы патологии:

  • сочетание гиперактивности с синдромом дефицита внимания;
  • дефицит внимания без гиперактивности;
  • гиперактивность без дефицита внимания.

Симптомы и признаки

Симптоматика гиперактивности у детей начинает развиваться практически с рождения. Такие малыши чрезмерно активны, но у них развивается отставание в физическом развитии.

Вспышки яркого света, речь, некоторые предметы вызывают у них бурное реагирование, свидетельствующее о наличии повышенной чувствительности к раздражителям.

Если у ребенка в поведении присутствует несколько признаков гиперактивности, то консультация со специалистом должна быть проведена обязательно.

Признаки у малышей и дошкольников:

  • задержка речевого развития;
  • хаотичность движений;
  • нарушение памяти;
  • чрезмерная физическая активность;
  • повышенная чувствительность к внешним раздражителям;
  • эмоциональная нестабильность и плаксивость;
  • нарушение концентрации внимания;
  • беспокойный сон и трудности с засыпанием;
  • нарушение моторики движений.

Гиперактивность не оказывает влияния на умственные способности ребенка после начала посещения им школы, но данная патология может стать причиной снижения его успеваемости до критичных показателей.

Причинами плохих оценок и трудностей с восприятием материала будет повышенная физическая активность, отсутствие способности спокойно сидеть на уроках, постоянное отвлечение на окружающие предметы и ситуации.

У детей с диагнозом гиперактивности имеется риск развития нервного тика или других заболеваний, связанных с психоэмоциональным состоянием.

Признаки у детей школьного возраста:

  • самокритичность и заниженная оценка своих способностей;
  • чрезмерная суетливость;
  • рассеянность в концентрации на определенной теме;
  • нарушение координации движений и неуклюжесть;
  • затруднения с концентрацией внимания;
  • вспыльчивость и раздражительность;
  • нетерпеливость;
  • частые головные боли;
  • развитие фобий;
  • энурез.

Каковы признаки повышенного внутричерепного давления у ребенка? Узнайте об этом из нашей статьи.

Причины и провоцирующие факторы

Причины развития гиперактивности у ребенка подразделяются на две категории — негативные факторы воздействия в период вынашивания плода и обстановка, окружающая малыша после рождения.

Ко второй категории относятся слишком предвзятое отношение взрослых, конфликтные ситуации, а также легкомысленное отношение родителей к воспитанию ребенка.

Провоцируют развитие гиперактивности до рождения ребенка следующие факторы:

  • патологии во время беременности;
  • родовые травмы и сложные роды;
  • преждевременные роды или дефицит веса ребенка при рождении;
  • неправильное питание и злоупотребление вредными привычками во время беременности;
  • проведение родов с помощью кесарева сечения;
  • неправильный образ жизни во время беременности.

Диагностика гиперактивности осуществляется в несколько этапов. Сначала обследование ребенка проводится в форме интервью или беседы. Первичный осмотр проводят невролог, психолог и психиатр.

На основании собранных данных специалисты ставят первичный диагноз, для подтверждения которого назначаются специальные процедуры и тестирования. В течение полугода родителям необходимо внимательно следить за поведением ребенка и сообщать о своих наблюдениях врачам.

К методам диагностики относятся следующие процедуры:

  • нейроскопическое тестирование;
  • МРТ головного мозга;
  • общий анализ крови и мочи;
  • биохимический анализ крови и мочи;
  • ЭЭГ и ЭхоКГ;
  • дополнительная консультация эндокринолога, логопеда, офтальмолога, отоларинголога и эпилептолога.

Что делать, если поставили такой диагноз?

Реакция родителей на диагноз гиперактивности у ребенка может быть неоднозначной. Некоторые из них испытывают панику, другие — считают, что повышенная активность пройдет самостоятельно после переходного возраста.

Оба мнения ошибочны. Если диагноз подтвержден, то ребенку необходима квалифицированная и полноценная помощь.

Терапия может длиться годами. Родителям необходимо запастись терпением и соблюдать все рекомендации специалистов.

При гиперактивности у ребенка родителям необходимо выполнить следующие действия:

  • провести комплексное обследование ребенка и подтвердить диагноз;
  • создать максимально благоприятные условия для ребенка;
  • научиться контролировать свои эмоции и уделять внимание своим действиям;
  • соблюдать все назначенные процедуры;
  • воспользоваться помощью психолога и психотерапевта.

Чем выводят вши у детей? Читайте об этом .

Советы родителям по коррекции детского поведения

Дети с установленным диагнозом гиперактивности отличаются повышенной чувствительностью психики.

В период лечения родителям необходимо создать для малыша максимально благоприятную обстановку и исключить провоцирующие факторы.

Внимание следует уделять режиму дня, играм, питанию, физической активности и процессу обучения.

Несколько советов родителям:

  1. В играх с ребенком должны быть исключены элементы соревнований (реакция ребенка на проигрыш может снизить эффективность проводимой терапии).
  2. Выбирая секции для детей, необходимо исключать перспективу проведения соревнований (детская психика должна быть защищена от потенциально негативных факторов).
  3. Ребенка надо как можно чаще хвалить (похвала повысит его самооценку и придаст уверенности в себе).
  4. Родители должны корректно обозначать запреты и ставить перед ребенком конкретные задачи (можно давать ребенку простые, но регулярные поручения — после сна заправлять кровать, выносить мусор, убирать игрушки после игры и пр.).
  5. Ребенка надо приучать к последовательности действий (например, после игры надо собрать игрушки, вымыть руки и только после этого обедать).
  6. Ребенка надо приучать к определенному распорядку дня (ложиться спать малыша надо приучать в одно и то же время ежедневно).
  7. Родители должны устанавливать и контролировать временные рамки перед ребенком (просмотр телевизора, игра на компьютере и другие развлечения должны занимать определенное время).
  8. Огромной пользой для эмоционального состояния ребенка обладают спортивные, но в тоже время спокойные занятия (плавание, конные прогулки, езда на велосипеде, катание на коньках или лыжах).

Рекомендации по лечению бруксизма у ребенка вы найдете на нашем сайте.

Стоит ли принимать препараты и какие?

Как лечить гиперактивность у ребенка? Лечение гиперактивности у детей включает в себя несколько этапов.

В первую очередь специалисты отдают предпочтение немедикаментозным способам.

Препараты для коррекции поведения малыша назначаются в случае экстренной необходимости.

Подбираться такие лекарственные средства должны только врачом на основании клинической картины состояния здоровья ребенка. Первичное лечение основывается на принципах психотерапии и психолого-педагогических методиках.

Примеры препаратов, используемых при лечении патологии:

  • препараты для улучшения концентрации внимания (Виванс, Фокалин, Метилин);
  • антидепрессанты (Метилфенидат, Амитриптилин);
  • препараты для улучшения работы мозга (Глицин);
  • ноотропные препараты (Пантогам, Кортексин, Фенибут).

Особенности режима дня и питания

Режим питания и соблюдение определенного распорядка дня являются одними из главных составляющих терапии гиперактивности.

Учеными доказано, что симптоматика патологии может усиливаться под воздействием неправильно составленного и несбалансированного рациона малыша.

Продукты, относящиеся к категории аллергенов должны вводиться в меню постепенно и в небольшом количестве. Особенности детского меню:

  1. В рационе обязательно должны присутствовать разные сорта мяса, фрукты, овощи, морепродукты.
  2. Сладости, мучные изделия и газированные напитки должны употребляться малышом в минимальном количестве.
  3. В рационе должны присутствовать продукты с максимальным содержанием питательных компонентов (творог, говяжья печень, гречневая крупа).
  4. Меню составляется с учетом правил полноценного и сбалансированного рациона (ребенку нельзя позволять питаться постоянными перекусами).

Режим дня гиперактивного ребенка должен быть продуман до мелочей. Возраст малыша не имеет значения. Начинать приучение к определенному распорядку можно в виде игры. На листе бумаги надо написать расписание дня.

За каждый выполненный пункт ребенка обязательно следует похвалить. Благодаря такому приему малыш заинтересуется в задании и ему будет легче привыкнуть к систематическим действиям.

Распорядок дня должен включать в себя следующие пункты:

  • просыпаться и засыпать ребенок должен в одно и то же время;
  • завтрак, обед и ужин в определенные часы;
  • ежедневные обучающие занятия;
  • ограниченное время на просмотр телевизора и игры;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе.

О том, как лечить астенический синдром, вы можете узнать из нашей статьи.

Прогноз

Прогнозы при гиперактивности напрямую зависят от проведенной терапии.

Последствия могут развиваться в трех направлениях — ребенок перестанет верить в свои силы и замкнется в себе, произойдет серьезное нарушение психики, и он будет жить в придуманном мире или продолжит борьбу, добьется успехов в жизни.

Каким будет результат лечения, и какой характер сформируется во взрослом возрасте, зависит от совместных усилий специалистов и родителей.

При наличии шести и более признаков гиперактивности у ребенка родители должны обязательно обратиться к детским специалистам для проведения обследования.

Патология не может исчезнуть без соответствующего лечения, а отсутствие терапии окажет крайне негативное воздействие на способность ребенка общаться с окружающими, процесс обучения и его психоэмоциональное состояние.

Доктор Комаровский о гиперактивности у детей в этом видео:

гиперреактивность

Смотреть что такое «гиперреактивность» в других словарях:

  • гиперреактивность — гиперреактивность … Орфографический словарь-справочник

  • Гиперреактивность бронхов — мед. усиленная реакция бронхов у больных бронхиальной астмой … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • Бронхиальная астма — Различные ингаляторы, используемые при бронхиальной астме … Википедия

  • Бронхиа́льная а́стма — (asthma bronchiale; греч. asthma тяжелое дыхание, удушье) заболевание, основным признаком которого являются приступы или периодические состояния экспираторного удушья, обусловленные патологической гиперреактивностью бронхов. Эта гиперреактивность … Медицинская энциклопедия

  • Бро́нхи — (bronchus, единственное число; греч. bronchos дыхательное горло) часть воздухопроводящих путей: трубчатые ветви трахеи, соединяющие ее с дыхательной паренхимой легкого. Анатомия, гистология. Трахея на уровне V VI грудного позвонка разделяется на… … Медицинская энциклопедия

  • Ринит — I Ринит (rhinitis; греч. rhis, rhinos нос + itis; синоним насморк) воспаление слизистой оболочки полости носа. Различают острый и хронический Р. Как самостоятельные формы выделяют вазомоторный Р., который в свою очередь подразделяется на… … Медицинская энциклопедия

  • Азмакорт — Действующее вещество ›› Триамцинолон* (Triamcinolone*) Латинское название Azmacort АТХ: ›› H02AB08 Триамцинолон Фармакологическая группа: Глюкокортикоиды Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› J45 Астма Состав и форма выпуска 1 доза аэрозоля… … Словарь медицинских препаратов

  • Беклазон Эко — Действующее вещество ›› Беклометазон* (Beclometasone*) Латинское название Beclazone Eco АТХ: ›› R03BA01 Беклометазон Фармакологическая группа: Глюкокортикоиды Состав и форма выпуска Беклазон Эко Аэрозоль ингаляционный дозированный (200 доз)1… … Словарь медицинских препаратов

  • Беклазон Эко Легкое Дыхание — Действующее вещество ›› Беклометазон* (Beclometasone*) Латинское название Beclazone Eco Easi Breath АТХ: ›› R03BA01 Беклометазон Фармакологическая группа: Глюкокортикоиды Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› J45 Астма Состав и форма выпуска… … Словарь медицинских препаратов

  • Беконазе — Действующее вещество ›› Беклометазон* (Beclometasone*) Латинское название Beconase АТХ: ›› R01AD01 Беклометазон Фармакологическая группа: Глюкокортикоиды Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› J31 Хронический ринит, назофарингит и фарингит… … Словарь медицинских препаратов

К сожалению, в настоящее время сложилась очень нехорошая тенденция любого активного ребенка называть гиперактивным. В то время, как гиперактивность — это серьезное нарушение в работе головного мозга, требующее лечения. Этот диагноз может поставить только невролог. А у нас гиперактивными детей называют и родители, и соседи, и воспитатели в д/с. Это ошибка. В 9 месяцев этот диагноз можно поставить только если у вашего ребенка совсем уж запущенный случай. Посетите врача, чтобы окончательно во всем убедиться. Потому что только врач при постановке диагноза учитывает и темперамент, и вид нервной деятельности, и особенности возраста. Потому что холерик всегда будет «юлой» по сравнению с флегматиком. А в 9 месяцев дети вообще носятся как сумасшедшие и еще не понимают запретов. А сосредотачивать свое внимание на каком-либо одном виде деятельности практически не могут. И все это нормально! Особенно любят называть гиперактивными детей-холериков родители-флегматики. Им кажется, что ребенок просто с немыслимой скоростью переключается, а для него это просто норма.

Если как заведённый, то считается гиперактивным.

Гиперактивный ребенок: — Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. — Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них. — Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость. — Ребенок — неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно. — Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию — дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

Пойти к специалисту и пройти тестирование. гиперактивность — это не просто подвижность это импульсивность, невозможность сосредоточиться и многое другое Поищите в сети Синдром дефицита внимания и гиперактивности — есть достаточно информации Гиперактивность в таком в озрасте не определяется Но если Вас что- то беспокоит в поведении дочери, то лучше перестрахоавться

Ну сравнение неудачное но я всё же сравню! У меня дома маленький котёнок он за этот час успел до конца сгрызть обои… скинул опять будильник…. растащил конфеты по дому.. посидел у меня на руках.. достал кошку взрослую…. смял все ковры разорвал в клочья туалетную бумагу …сходил в лоток ..мама на него из-за чего-то орала… ТЕПЕРЬ ПОНЯТНО ЧТО ЗНАЧИТ гиперактивность?

само слово (гипер- и -активный) говорит за себя. моя до сих пор такая (хоть ей уже 20!). с детства — миллион вопросов (порой даже не нужен ответ, или отвечать быстро, коротко и ясно) ; постоянное движение, «до всего есть дело», на секунду без внимания таких — ни-ни!

Не гиперактивный. Этот диагноз ставится врачом неврологом в дошкольном и младшем школьном возрасте. Звучит это как СДВГ. А у вас младенец. Какая гиперактивность? Вы о чём?

обратите внимание на тонус мышц. . если они постоянно напряжены .. и малышка вытягивает мысочки и запрокидывает голову .. то да у вас гиперактивность тонуса мышц. . это снимается серией массажа .. ваннами с травками . и баюшками .. гиперактивный синдром с деффицитом внимание .. это чуть другое .. проявляется в более позднем возрасте .

У меня пятеро детей и один из них как раз гиперактивный, диагноз ставили специалисты. Гиперактивность с рождения, из-за того что родился недоношенным, на руках практически не сидел, крутился, постоянно массажи из-за тонуса. На Фрунзиской центр коррекции как то называется, очень хорошие специалисты, они вам сразу или поставят сдвг или его отметут, чтоб вам лишний раз не переживать.

НАДО РАЗГРАНИЧИВАТЬ АКТИВНЫЙ РЕБЁНОК ОТ ГИПЕРАКТИВНОГО Похоже на детскую игру из серии «Найди 5 отличий» Активный ребенок: — Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы) , но если его заинтересовать — может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать. — Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов. — Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) — скорее исключение. — Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный — в садике, в гостях у малознакомых людей. — Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал. Гиперактивный ребенок: — Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. — Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них. — Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость. — Ребенок — неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно. — Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию — дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *