Гласная буква е

Гласные и согласные буквы и звуки

Русский алфавит

  1. А а а
  2. Б б бэ
  3. В в вэ
  4. Г г гэ
  5. Д д дэ
  6. Е е е
  7. Ё ё ё
  8. Ж ж жэ
  9. З з зэ
  10. И и и
  11. Й й и краткое
  12. К к ка
  13. Л л эль
  14. М м эм
  15. Н н эн
  16. О о о
  17. П п пэ
  18. Р р эр
  19. С с эс
  20. Т т тэ
  21. У у у
  22. Ф ф эф
  23. Х х ха
  24. Ц ц це
  25. Ч ч че
  26. Ш ш ша
  27. Щ щ ща
  28. ъ твёрдый знак
  29. Ы ы ы
  30. ь мягкий знак
  31. Э э э
  32. Ю ю ю
  33. Я я я

33 буквы
10 гласных 21 согласная 2 знака
а е ё и о у ы э ю я б в г д ж з й к л м н п р с т ф х ц ч ш щ ь ъ

Чем буквы отличаются от звуков

Звук — это упругие колебания в какой-либо среде. Звуки мы слышим и можем их создавать среди прочего с помощью речевого аппарата (губы, язык и т. п.).

Буква — это символ алфавита. Имеет прописной (искл., ь и ъ) и строчный вариант. Часто буква является графическим изображением соответствующего звука речи. Буквы мы видим и пишем. Чтобы на письме не сказывались особенности произношения, разработаны правила орфографии,определяющие какие буквы должны быть использованы в рассматриваемом слове. Точную запись произношения слова можно узнать в фонетической транскрипции слова, которая показана в квадратных скобках в словарях.

Гласные буквы и звуки

Буква и также обозначает два звука, первый из которых , когда

  1. следует после ь соловьи (7 букв, 7 звуков)

В слове гласные звуки, выделенные при произнесении, называются ударными, а не выделенные — безударными. Звуки под ударением чаще всего как слышатся, так и пишутся. Чтобы проверить что за букву нужно поставить в слове, следует подобрать однокоренное слово, в котором искомый безударный звук будет под ударением.

бегущий — бег гора — горы

Два слова, объединённые единым ударением составляют одно фонетическое слово.

в сад

Слогов в слове столько, сколько гласных букв. Деление слова на слоги может не соответствовать делению при переносе.

е-ё (2 слога) то-чка (2 слога) о-де-ва-ться (4 слога)

Согласные буквы и звуки

Согласные звуки — это звуки, при создании которых на пути выдыхаемого воздуха воздвигается преграда.

Звонкие согласные произносятся с участием голоса, а глухие согласные без него. Разницу легко услышать в парных согласных, например, — , при проговаривании которых губы и язык находятся в одинаковом положении.

Мягкие согласные произносятся с участием средней части языка и в транскрипции обозначаются апострофом ‘, что происходит, когда согласные

В остальном согласные звуки преимущественно будут твёрдыми.

Нужна ли фонетика школьнику?

Без деления на гласные, согласные, ударные, безударные, конечно, нельзя. Но транскрипция — это явный перебор.

Фонетический разбор слов обязаны знать логопеды и вероятно он может пригодиться иностранцам.

Ученикам (с 1 класса!), которые ещё не освоили правила орфографии, довольно углубленное изучение фонетики лишь мешает, запутывает и способствует неправильному запоминанию написания слов. Именно «бэк» ребёнок будет ассоциировать с произнесённым «бег».

Рекомендуемые материалы:

Звук и буква Е: обучение грамоте

Алфавит для маленьких детей — набор непонятных символов. Чтобы помочь ребенку в освоении азбуки, нужно вместе с ним выполнять упражнения, составленные специально для детей дошкольного возраста. Одной из самых сложных для усваивания является буква Е: задания для дошкольников, направленные на ее изучение, должны быть простыми и интересными, а инструкции для родителей и учителей — понятными и эффективными.

Буква Е является одной из сложных букв для изучения ребёнком алфавита.

Цели и задачи

Основной целью занятий является освоение ребенком правил написания буквы Е и принципов употребления ее в словах разных частей речи, а также развитие навыков распознавания этого символа.

Научить ребенка отличать букву Е от других, красиво и разборчиво ее писать, осознанно употреблять в словах, правильно произнося данный звук — основные задачи. Желательно вызвать интерес к изучению букв с помощью сказок, стихотворений, загадок и увлекательных игр для дошкольников.

Изучать алфавит с маленькими детьми сложно, но если грамотно провести занятия на тему «Буква Е», то проблем на протяжении всего обучения больше не возникнет.

Знакомство с буквой Е

Знакомство с буквой Е лучше начать с поиска литеры в большом алфавите. Если это удалось с первого раза (дошкольники уже знают предыдущие буквы), можно двигаться дальше. В противном случае следует помочь детям подготовительным незамысловатым стихотворением:

Клеим палочки к черте:
Раз, два, три… и буква Е.
О трехзубом гребешке
Нам напомнит буква Е. (Рейн С.)

После прослушивания такого описания ребята с легкостью найдут букву Е. Будет хорошо, если дети выучат это стихотворение наизусть, чтобы лучше запомнить и лишний раз проговорить нужный звук. Для большего эффекта совместите повторение стихотворения с просмотром интерактивного ролика.

Следующий этап обучения — рассмотрение образца написания буквы. Можно прописать нужный символ индивидуально с каждым ребенком или на доске для всей группы (так мы учим детей самостоятельности).

Буква изучена, дети уже могут отличать ее от других. Следующая задача — объяснить им, что Е пишется по-разному. Самый простой и проверенный способ объяснения — это пример семьи, где большая печатная Е — папа (глава семьи), большая прописная Е — мама, а «е» маленькая — их ребенок.

Задание для дошкольников: печатная буква Е

Маленьким детям сложно воспринимать информацию только на слух, поэтому лучше делать упражнения, подразумевающие еще и зрительный контакт с предметами.

Задание 1

Напишите Е и Ё тремя разными цветами, например красным, синим, зеленым.

Задание 2

Приведите примеры 3 животных, название которых начинается на Е. Подходящие слова: енот, ехидна, единорог.

Задание 3

Назовите три слова, начинающихся на Ё. Например, елка, ерш,еж.

В одном из заданий ребёнок должен сказать слово, начинающееся на Ё, например Ёж.

Задание 4

Обведите все Е и Ё в представленном ряду: А с г в Ё л е в Щ ф м и Е ю ц е ж Х С Ф ш к е э к.

Задание 5

Назовите три имени, в которых есть Е.

Задание 6

Составьте пять слов, в которых есть Ё.

Задание 7

Определите место заданного звука в перечисленных словах: ева, ель, медведь, сено, пена, ежик.

Сказки про букву

Е- шестая, значит, в запасе уже есть А, Б, В, Г и Д. Важно использовать их в небольших сказках, таким образом, дети повторят изученный материал.

Изучаемые детьми буквы должны использоваться в сказках.

Сказка 1

Жила была Е, она дружила со всеми, всем помогала, если нужно, в письме заменяла. Когда заболела В, некому стало сидеть на трубе, пришлось доброй Е прислониться к ограде, и стали они похожи, как братья.

Другой наш приятель, попавший в беду, просил подменить его в слове «школа», ведь первый он стоит по счету. Добрая Е и здесь пришла на помощь, легла на спину и стала точь-в-точь как Ш.

Следом за ней и Т не успела встать на место в слове «батут».Тогда в помощь грамоте Е сложила все свои ножки и ручки в одну линию и стала как Т. Все вместе они встали на нужные места, и слово правильно сложилось. Так они детям праздник принесли.

Этой сказочке конец, а кто слушал — молодец!

Сказка 2

Слова в словарике живут, в своих домах — своих разделах.

Решила Е сходить в гости к А. С утра отправилась она в далекий путь: через горы, леса, реки. А для того чтобы не заблудиться, сестричка Е, Ё, дала ей один из двух своих клубочков. И отправилась Е в свое непростое путешествие.

Лесом катится клубок, Е еле успевает за ним, а в словаре начинается зима, все ели в блестках ледяных, окна в узорах расписных. А елки — они нам кажутся похожими друг на друга. Буква Е идет дальше и дальше и любуется красотой зимнего леса.

Буква Е гуляет по зимнему лесу.

И вдруг кто-то берет в руки словарь, начинает переворачивать страницы. Вся азбука в панике, ведь если буквы не на месте, слова нельзя найти и можно все их перепутать: енота, и ежа, и ерша, и елку.

Нужно азбуку спасать, надо Е на место возвращать. Для этого нужно сказать специальное слово. Знал его только еж. Тогда все собрались и дружно попросили: «Ёжик, говори слово». Он согласился, и Е вернулась на место как раз к тому моменту, когда перевернулась последняя страница.

Загадки поговорки и пословицы

Дополнительной проверкой знаний дошкольников может послужить разгадывание загадок, прослушивание пословиц и поговорок. Их можно выучить наизусть или просто проговорить.

Слова на Е

1. Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее, пойди-ка:

Куст колючий, будто еж,

Так и назван …. (Ежевикой)

2. Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля …. (Енот)

Загадки про букву Е

1. Енот жует, жует енот,

Ежевику он жует,

И на розовой стене

Он рисует символ …

2. Целый день енотка Рая

В ручейке белье стирает,

Моет, полоскает

И домой таскает.

Наплескается в ручье —

Превратится в букву…

Енотка Рая стирает.

3. Шестой в алфавите,

Та буква стоит,

С полочкой схож

Ее внешний вид!

4. Перед нами лесенка,

Но нет.

Три ступеньки,

А поручней нет.

5. Две соседки в алфавите

Так похожи, ой-ой-ой!

Их почти не различите,

Только точки у одной!

(Е и Ё)

Стихотворения про букву Е

Стихи можно выучить или прочитать вместе с дошкольником несколько раз.

1. Как без Е сказать, что «ел»,

Как без Е сказать, что «сел»,

«Дети» тоже пишем с Е,

Значит Е нужна везде!

2. Енотик в зеркало смотрел,

О букве Е он песню пел,

Соседей всех к себе позвал,

Всем Е он гордо показал!

3. В слове «ель» мы Е услышим,

Букву Е мы так напишем:

Ствол и у ствола три ветви.

Букву Е запомним, дети.

4. Ёлка то же, что и ель,

А над елочкой капель.

Капли-точки добавляем,

Ё — ее мы так читаем.

В стихе говориться, что Ёлка похожа на Ель.

Подходящие игры для детей

1. Попробуйте проговорить:

  • три свиристели еле свистели на ели;
  • у ежа ежата, у ужа ужата;
  • еле-еле Лена ела,
    есть из лени не хотела;
  • мы ели, ели, ели,
    ершей у ели…
    их еле-еле у ели доели.

2. Если в слове есть Е, громко хлопни только раз. Если в слове есть Ё, тихо топни два раза.

Ёж, медведь, зайчик, карандаш, ель, яблоко, груша, енот, зонтик, кукла, мышка, кошка, шарф, шапка, звезда.

3. Еще один интересный вариант игры для маленького ребенка — слоговое лото. Смысл в том, что вместо цифр на карточке нарисованы слоги, при постановке фишек слоги с гласными и согласными буквами складываются и получаются слова. Такую игру можно сделать самостоятельно в домашних условия, вместе с ребенком или приобрести в любом магазине игрушек, настольных игр.

Почему буква Ё всегда ударная?

Авторы Произведения Рецензии Поиск Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Конспект урока обучения грамоте на тему «Буква Е, е».

5

Конспект урока обучение грамоте. 1 класс.

Тема урока: Гласные буквы Е, е.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки , и обозначать их на письме. Совершенствовать навык чтения, умения работать с текстом.

Задачи урока:

  • обучающие: знакомство обучающихся с буквой Е е, формирование умения обозначать на письме гласный звук после мягкого согласного звука буквой е;

  • развивающие: развитие познавательного интереса, формирование умения использовать знаково-символические средства для решения задач;

  • воспитательные: формирование навыков культурного общения.

Регулятивные УУД. Ученик научится использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные УУД. Ученик научится использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения задач.

Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

Конспект урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

— Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

(На доске прикреплены слова: Есть, будет, терпенье и уменье).

— Прочитайте слова и составьте предложение. Это известная пословица. (Задание для читающих детей).

Дети читают слова и с помощью учителя составляют предложение.

Есть терпенье, будет и уменье.

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Как можете к себе применить? (Дети коллективно делают вывод: чтобы научиться хорошо выполнять какое-либо дело, нужно много учиться, тренироваться, а для этого нужно терпение и усердие.)

  1. Актуализация знаний.

— Вспомним, с помощью чего мы общаемся? (Мы общаемся с помощью речи).

— Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)

— Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов связанных по смыслу.)

— На что делятся слова? (Слова делятся на слоги).

— Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков).

— Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).

— Какими бывают гласные звуки? (Гласные звуки бывают ударные и безударные).

— Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).

-Молодцы!

  1. Речевая разминка.

-Прежде чем приступить к изучению нового материала, как всегда речевая разминка.

-Зачем мы это будем делать? (Чтобы подготовить наш язычок для работы).

— Повторяйте вместе со мной хором:

Ме-ме-ме -светлячки видны во тьме.

Не-не-не -пляшут рыбки на волне.

Ре-ре-ре -носим воду мы в ведре.

Ле-ле-ле -стоит чашка на столе.

Ве-ве-ве -васильки растут в траве.

  1. Целеполагание.

Работа с учебником.

— Рассмотрите иллюстрации в азбуке на стр. 72.

-Вспомните сказку. Что произошло в начале сказки? Чем закончилась сказка?

— Предположите, чем будем заниматься на уроке? (знакомиться с гласной буквой Е, е).

-Тема нашего урока: «Гласная буква Е, е».

— А сказочным гостем на нашем уроке будет Емеля. И он принёс нам на урок три вопроса на которые мы с Вами должны ответить.

  1. Изучение нового материала. Проблемная ситуация.

(На доске иллюстрации оса и ели.)

-Внимание на доску. Давайте составим звуковые схемы к этим иллюстрациям.

-Сколько звуков и сколько букв в этих словах? (Оса – 3 звука, 3 буквы).

— А у слова ели? (Ответы разные.)

-Почему задание одно, а ответы разные? (Мы ещё не знакомы с буквой е).

  1. Открытие нового знания.

— Произнесите хором слово ели по слогам. (Е — ли).

— Сколько слогов в слове ели? (Два).

— Произнесите первый слог протяжно. ( )

— Что слышите? (Слияние, в котором два звука, это слияние мягкого согласного с гласным звуком).

(На доске выставляется первый слог).

— Произнесите второй слог.

Из чего он состоит? (Из слияния мягкого согласного с гласным).

(На доске выставляется второй слог). (На доске выставляются слоги под схемами).

— Что мы поставим под первым слогом? Дети не могут ответить на вопрос.

— Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой е. Мы слышим два звука , а пишем одну букву е.

— Где стоит буква е? (В начале слова).

— Почему эта буква особенная? (Обозначает два звука, когда стоит в начале слова).

— Вернёмся к схеме этого слова.

— Сколько звуков и букв в слове ели? (В слове ели 4 звука, 3 буквы).

— Вот мы, ребята, с вами и ответили на первый вопрос Емели. (Открываю на доске карточку с вопросом).

— А теперь немного отдохнём.

  1. Физминутка.

Руки к верху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей

— Продолжим искать ответы на вопросы Емели.

— Чтобы ответить на второй вопрос давайте прочитаем слоги в Азбуке на с. 73. (Хором читают слоги).

— Как произносятся согласные в этих слогах? (Мягко).

— Какой вывод можем сделать? (Буква е смягчает согласные буквы).

— А какой гласный звук слышится в этих слогах? ().

— Звук ( гласный или согласный? (Гласный).

— Докажите.

— Переворачиваем карточку со вторым вопросом. Е обозначает гласный звук в слиянии с мягким согласным.

— Молодцы!

— Возвращаемся в учебник. Работать будем в парах. Сначала один ученик читает соседу слова, затем другой.

— Произнесите протяжно слово «роет».

— Сколько звуков слышится в нём? (Пять).

— Почему так? (Буква е обозначает два звука).

— После, какого звука следует е? (После гласного).

— Сделайте вывод. (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного).

— Вот мы и ответили на все вопросы Емели.

8. Первичное закрепление.

— Теперь мы будем учиться читать текст с буквой е. Отгадайте загадку: Рыжая плутовка, всех кур пересчитала.

— Правильно, это лиса.

— Найдите в учебнике изображение лисицы, прочитайте текст.

Чтение жужжанием.

— Кто живёт около ели?

— Что она роет?

— Зачем ей нора?

9. Физминутка.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз — наклон и два — наклон,

Зашумел листвою клен.

(Ноги на ширине плеч, руки за голову.

Наклоны туловища вправо и влево.)

— Сейчас будем читать текст на с. 75 азбуки. (Читающие дети читают текст в азбуке).

— Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.

— Прочитаем текст по цепочке.

— Почему текст называется Река.

— Где протекает река? Докажите.

– Что значит невелика?

— Как сказать по- другому?

-Что растёт у берега?

— Какие рыбы водятся в речке?

— Поиграем в игру «Любопытный», ответ на вопрос должен начинаться с буквы е.

-На каком дереве растут шишки? (На ели).

— Какие вы знаете имена на букву е? (Елена, Ева, Егор, Елизавета, Ефросинья, Екатерина.)

— Какие вы знаете животных на букву е? (Енот, ехидна).

— Что говорит мама, когда тебя кормит? («Ешь».)

— Кто ездил на печи? (Емеля.)

— Отметка, которую не любят школьники. (Единица.)

— Ягода, похожая на малину. (Ежевика.)

10. Подведение итогов. Рефлексия.

-Мы с вами хорошо потрудились.

-Какую букву вы изучили сегодня?

-Что вы узнали о букве е?

-Понравился ли вам урок?

— Что нового узнали сегодня на уроке?

-Какие задания вы выполняли с удовольствием?

-А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

Пропись буква «Е, е»

Перед тем, как ваш малыш пойдет в школу, необходимо подготовить его к письму. В начальных классах он должен правильно и уверенно держать ручку и писать ровные, красивые буквы. В подготовке к правописанию вам помогут прописи.

Прописи — это образцы каллиграфического написания букв русского алфавита для детей. Сначала ребёнок учится писать отдельные элементы букв, а затем уже и сами буквы.

На картинках, которые вы можете распечатать, представлены заглавные буквы и строчные. Буква разделена на элементы для более удобного изучения написания.

Как пользоваться прописью

Для начала мы рекомендуем соединять пунктирные линии отдельных элементов буквы, чтобы приобрести навыки мелкой моторики, которые в дальнейшем помогут в написании самой буквы «Е, е». После этого предложите ребёнку написать несколько раз уже целую букву «Е» с помощью пунктирных линий. Последний этап изучения написания — это написание буквы самостоятельно, без вспомогательных пунктиров. Попросите ребёнка написать букву в тетради. Будет правильно, если перед его глазами будет находится образец написания буквы «Е, е». Благодаря этому, первое время ребенок сможет подглядывать как правильно писать буквы. Позже убирайте шпаргалку, чтобы он писал буквы по памяти.

На этой странице представлена пропись с буквой «Е» заглавной и «е» строчной.

Пропись буква «Е, е» Пропись буква «Е, е» Пропись буква «Е, е» Обведи букву «Е» по точкам

Пропись можно скачать и распечатать. Для этого необходимо навести курсор на картинку и кликнуть правой кнопкой мыши на ней. В выпадающем меню выбрать пункт «Сохранить картинку как…», после чего отправить на печать. Также вы можете отправить пропись на печать прямо с нашего сайта, нажав кнопку «Распечатать» вверху страницы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *