Гласные согласные буквы

Гласные звуки и буквы

Что такое гласный звук?
Сколько в русском языке гласных звуков и гласных букв?
Какие гласные буквы могут обозначать два звука?
Какие бывают гласные звуки?
Как узнать, сколько в слове слогов?

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

2. На письме гласные звуки обозначаются буквами. Всего гласных букв 10. Буквы А, О, У, Ы, Э обозначают твёрдость предыдущих согласных звуков, а буквы Я, Ё, Ю, И, Е обозначают мягкость согласных звуков.

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ
А О У Ы Э Я Ё Ю И Е
обозначают твёрдость
согласных звуков
обозначают мягкость
согласных звуков

март

сумка

мята

люки

3. Гласные буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают ДВА звука (согласный звук + гласный звук) в следующих случаях:

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ДВА ЗВУКА
Я Ё Ю Е

4. Гласные звуки бывают ударные и безударные.

Один из слогов в слове обычно произносится с большей силой и длительностью в голосе. Это означает, что на него падает ударение. Такой слог называется ударным. Гласный звук в этом слоге также называют ударным. Остальные слоги в слове называются безударными.

Под ударением различаются все 6 гласных звуков, т.е. произносится то, что пишется: во́ды , мишка .

В безударном положении различаются не все гласные звуки. Например, в слове вода вместо произносится : вода .

В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков!

Русский язык — это могучий язык всего русского народа, изучение которого может продлиться всю жизнь. Однако именно в первом классе происходит изучение самых главных основ, без усвоения которых в будущем будет очень сложно понять элементарные понятия. Алфавит — это скелет любого языка, именно поэтому первоклашки так тщательно его изучают, а задача учителя и родителей помочь сделать его изучение интересным и познавательным.

Сколько букв в русском языке

Согласно реформе 1942 года нынешний русский алфавит состоит из 33 букв. До указанного периода в русской кириллице было 32 буквы, ибо гласные буквы Ее и Ёё воспринимались как единый вариант одной буквы.

Сколько звуков в русском языке

Несмотря на то, что русский алфавит представлен 33 буквами, звуков в русской азбуке 42. Среди них разделяют гласные (их всего шесть) и согласные (их намного больше — 36).

Во время звуко-буквенного анализа слова следует четко различать, что из себя представляют буквы и звуки. Буква — это другими словами иероглиф, который видят и используют в письменной речи, а звук — людьми произносится и слышится.

Сколько гласных букв в русском языке

В русской азбуке представлено 10 гласных букв. Именно гласные буквы указывают на твердость и мягкость согласных, а какие из них указаны в таблице снизу:

Сколько согласных букв в русском языке

Азбука русского языка содержит 21 согласные буквы. Список всех согласных букв представлен ниже:

Кроме гласных и согласных в кириллице представлены еще две буквы — ь, ъ — которые не издают звука, а используются исключительно для вспомогательных целей.

Буква Й гласная или нет

Й — в русской кириллице причисляют к согласным буквам, так как:

  • она не образует слог, в отличие гласных;
  • для ее произношения используется рот и зубы, а во время произношения гласных рот не сжимается.

Ударные безударные гласные звуки

Все звуки в русской азбуке подразделяются на гласные и согласные. При соединении друг с другом они образуют слоги, а из слогов образуются слова. Каждое слово содержит важнейший доминирующий слог — это ударный. В ударной позиции гласный звук всегда находится под ударением, а все остальные гласные являются безударными. Ударные гласные стоят всегда в сильной позиции.

Глухие звонкие согласные звуки

Фонетика русской речи существенно отличается от иных языков. Она подразделяет все согласные на звонкие и глухие. Те, для произношения которых используется голос и шум, общепринято называть звонкими. Те, для произношения которых используется исключительно шум, — глухими.

Твердые мягкие согласные звуки

Все согласные подразделяют лингвисты на твердые и мягкие. Твердость и мягкость зависит от стоящих после них гласных. Гласные или смягчают согласные, или наоборот делают их твердыми. Для этого определения обращают внимание на позади стоящую букву. Смотрите таблицу ниже:

Парные непарные глухие согласные, звонкие согласные, таблица

Кириллица русской речи представлена 36 согласными звуками, они в свою очередь классифицируются филологами на звонкие и глухие. В звонкости звука участвует голос, если голос не присутствует, то следует, звук — глухой.

Шипящие согласные буквы в русском языке

Азбука русской речи содержит только четыре согласные буквы, у которых присутствует шипящий звук. Они представлены ниже на фотографии:

Какие буквы имеют несколько звуков

Определенные буквы в азбуке способны обозначать два звука, а именно несколько гласных. При определенных фонетических позициях появляется второй звук . Во время выполнения звуко-буквенного анализа слова следует обратить внимание на то место, где стоят гласные, указанные в фотографии выше.
В начальной позиции слова (ёлка), после вспомогательных букв (пьеса), после иной гласной (июль) — в данных позициях они обозначают два звука.

После согласного данные буквы издают лишь один звук.

Лента букв для начальной школы 1 класс

Лента из букв — это учебное руководство, служащее для наглядности в любом кабинете младшего звена, ведь именно с нее начинается знакомство первоклассников с грамотой.
Напечатанные буковки в виде ярко-красочной ленточки прекрасно иллюстрируют основные положения в фонетике. Она знакомит детей с алфавитом, помогает различать согласные от гласных, формирует умение различать буквы друг от друга и многое другое.
Сегодня на прилавках книжных магазинов встречаются различные варианты «Лент букв». Они прекрасно дополняют и видоизменяют любой школьный кабинет. Также их легко можно скачать с интернета и распечатать. Вот несколько самых популярных вариаций букв:

Основы любого языка закладываются в младенчестве, именно как их усвоит ребенок, зависит его грамотность в будущем.

Гласные буквы

Знакомство школьников с буквами и делением их на гласные и согласные происходит в 1 классе. В данной статье представлено определение гласных букв, их взаимосвязь с гласными звуками и другие особенности, связанные с мягкостью и твердостью и обозначением двух звуков одновременно.

Понятие

Термин «гласный» связан с тем, что когда человек произносит гласный звук, струя воздуха при этом не встречает никаких преград.

Именно отсутствием преград при произношении отличаются все буквы гласные от букв согласных.

Термин «звук» имеет отличное от термина «буква» определение.

Буквы, которые обозначают гласные звуки, называются гласными буквами.

Количество

Всего гласных букв в русском языке насчитывается 10: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

Особенности

Гласных букв насчитывается 10, а гласных звуков – 6. Связано это с тем, что 4 из 6 звука могут обозначаться двумя буквами, а не одной. Данную особенность продемонстрирует таблица «Гласные буквы в русском языке и звуки, обозначаемые буквами»:

Буквы

Звуки

а, я

е, э

о, ё

и

у, ю

ы

Некоторые гласные буквы обозначают твердость находящихся перед ними согласных звуков, некоторые – наоборот, мягкость.

К тем гласным буквам, которые обозначают твердость, относятся буквы а, э, о, у, ы. К гласным буквам, обозначающим мягкость предыдущего согласного звука, относятся буквы я, е, ё, и, ю.

В некоторых случаях буквы е, ё, ю, я могут обозначать не один, а два звука: согласный звук + гласный звук.

Так происходит в следующих случаях:

Что мы узнали?

Тест по теме

Таблица “Согласные и гласные буквы”

В языкознании есть понятия «звук» и «буква». В данной статье представлена таблица «Согласные и гласные буквы», а также таблицы, в которых отображено, какие звуки обозначают те или иные буквы.

Гласные и согласные буквы

В русском языке насчитывается 33 буквы: 10 гласных, 21 согласных, а также ъ и ь. Отдельно гласные буквы и отдельно согласные буквы продемонстрирует представленная ниже таблица согласных и гласных:

Гласные буквы

Согласные буквы

а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я

б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ

Букв в русском языке меньше, чем звуков: букв насчитывается 33, а звуков 42.

Гласные буквы русского алфавита обозначают лишь 6 звуков:

Звуки

Буквы

а, я

е, э

о, ё

и

у, ю

ы

Как видно из таблицы, звуки , обозначаются буквами и, ы, остальные звуки обозначаются сразу двумя буквами. Отсюда наблюдается несоответствие количества гласных букв и звуков.

Буквы е, ё, ю, я, находящиеся после согласных, указывают на мягкость согласного. Мягким является согласный, а не гласный, поэтому неверно произносить следующие словосочетания: «мягкие гласные» или «твердые гласные». Гласные не являются мягкими или твердыми, они могут только указывать на мягкость.

Согласные звуки и буквы

Все согласные буквы, которых насчитывается 21, обозначают 36 звуков. Все буквы и звуки отображены в следующей таблице:

Буквы

Звуки

б

,

в

,

г

,

д

,

ж

з

,

й

к

,

л

,

м

,

н

,

п

,

р

,

с

,

т

,

ф

,

х

,

ц

ч

ш

щ

Как видно из таблицы, буквы ж, ц и ш обозначают только твердые согласные звуки, буквы й, ч, щ обозначают только мягкие согласные звуки, а остальные 15 букв могут обозначать как мягкие, так и твердые согласные звуки. Отсюда вытекает несоответствие количества согласных букв и звуков.

Как выучить с ребенком гласные: 10 букв за 5 занятий

Расскажем, как выучить 10 гласных быстро и легко за 5 занятий. Если четко следовать мелодическим рекомендациям из этой статьи, ваш ребенок будет знать все гласные уже через месяц, у него не возникнет проблем с обучением чтению.

otvetprost.com

Что вам понадобится:

  • Подготовьте 5 карточек 12х10 см. Можно использовать картон или плотную белую бумагу. Красным крупным жирным шрифтом напишите или напечатайте на них буквы А, О, У, Ы, Э.
  • Подготовьте 5 карточек 9х10 см. На них синим шрифтом напишите Я, Ё, Ю, И, Е.
  • На обратной стороне карточек напишите буквы от руки (для себя, чтобы не заглядывать на лицевую сторону при показе букв ребенку).

ЗАНЯТИЕ №1

На первом занятии вам понадобятся карточки А, Я, О, Ё.

1. Сложите карточки обратной стороной к себе. Покажите ребенку первую карточку и произнесите: «Это — А».

2. Затем переложите вперед следующую карточку и скажите: «Это — Я».

3. «Это — О».

4. «Это — Ё».

  • Каждую карточку показывайте не дольше 1-й секунды.

Смотрите не на карточки, а в глаза ребенку. Придумайте веселую игру, чтобы привлечь внимание малыша.

  • Не требуйте, чтобы ребенок повторял их.

Ваша задача — быстро показать все четыре буквы и проговорить их как стишок.

  • Ежедневно до следующего занятия показывайте ребенку карточки с этими буквами, называйте их именно в том порядке, как указано выше.
  • ВАЖНО! Держите карточки так, чтобы ребенок не видел следующую букву.
  • Со временем делайте большую паузу после слова «Это…». Произносите его вопросительно.
  • Ребенок должен просто сказать «А!», «О!», без слова «это».

Такая игра с карточками займет у вас не более минуты, можно повторять ее несколько раз в день (минимум 5). Главное, делать это регулярно, не пропускать занятия.

ЗАНЯТИЕ №2

  • Повторите с ребенком А, Я, О, Ё именно в этом порядке.
  • Разложите перед ребенком карточки парами: 1 ряд — А — Я; 2 ряд — О — Ё.

Игры и упражнения на закрепление

Поиграйте в игры с этими буквами, чтобы дети запомнили их как стишок и по отдельности.

«Ветер». Красные буквы — это большие братья, синие — маленькие братики. Налетел сильный ветер и перемешал всех братиков. Перемешайте буквы, но следите, чтобы они не оказались перевернутыми. Задача ребенка: сложить карточки парами, называя вслух: А — рядом Я, О — рядом Ё. Сначала помогите, а потом пусть сделает сам.

«Прятки». Красные буквы положите сверху и накройте их синими. Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы (имя ребенка) их не нашла. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О? Правильно, под О спрятался Ё! А под А? Правильно, Я!

«Перепрятки». То же самое, только теперь большие братья прячутся под маленькими.

«Ворона». Разложите буквы парами в правильном порядке. Водите обеими ладонями (чтобы ребенку было сложнее догадаться) над карточками со словами: «Ворона летела, летела, летела, летела и… буковку съела». Быстро накройте ладонью одну из букв: «Какую букву ворона съела?» Если ребенок быстро не ответил, уберите ладонь на несколько секунд и позвольте ему подсмотреть. Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: «Рядом с О. Правильно, Ё!» Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.

«Карты». Перетасуете карточки. Возьмите одну и положите перед ребенком: «Что это?» Если угадал — забирает, если нет — карточка остается у вас. Сначала лучше выбрасывать карточки парами: сначала О, за ней Ё, А — Я и т.д. Если вы видите, что ребенок не испытывает затруднений и все называет правильно, показывайте в обратном порядке и вразнобой.

Играть в эти игры лучше раз в день, если ребенок сам не просит больше. Прекращайте игру, пока он еще хочет играть: «В другой раз доиграем», чтобы малышу не наскучили ваши занятия и он ждал следующего с нетерпением.

Повторяем пройденное и учим новое: А — Я, О — Ё, У — Ю

После того, как вы сыграли в пять игр с первыми двумя парами букв, достаньте следующую пару карточек У — Ю.

На этом занятии показывайте ребенку уже три пары букв. Точно так же, как вы показывали ему на первом занятии. Знакомые пары ребенок назовет сам, а последние две вы быстро называйте вы, не давая ребенку возможности ошибиться. За два-три дня показа, которые пройдут до следующего занятия, ребенок запомнит новый стишок:

«Это — Я»

«Это — О»

«Это — Ё»

«Это — У»

«Это — Ю»

Несколько дней тренируйтесь, показывайте ребенку несколько раз в день уже эти три пары гласных. ВАЖНО! В закрепляющих играх по-прежнему используйте пока только первые две пары: А — Я, О — Ё, и не чаще, чем один раз в день.

ЗАНЯТИЕ №3

Разложите на столе перед ребенком шесть карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором вы их ему показывали. Поиграйте в те же игры, что описаны в занятии №2.

Повторяем пройденное и учим новое: О — Ё, У — Ю, Ы — И

Первую пару карточек (А — Я) не используйте. Теперь карточки лежат в стопке так: О — Ё, У — Ю, Ы — И. На всех последующих занятиях делайте так же, чтобы общее количество букв было 6. Методика та же: знакомые буквы ребенок называет сам, новые — вы.

Занятия займут у вас около шести минут в день, но очень важно не пропустить ни одного.

Не забудьте, что в закрепляющие игры с новой парой играть пора не нужно.

ЗАНЯТИЕ №4

Количество гласных, с которыми мы играем в закрепляющие игры, увеличивается с каждым занятием: теперь в пять игр нужно сыграть с 8 буквами.

Повторяем пройденное и учим новое: У — Ю, Ы — И, Э — Е

Уберите из стопки А — Я и О — Ё и добавьте пару Э — Е. ВАЖНО! Буквы Е и Ё, которые дети часто путают, никогда не «встречаются» при показе: когда «пришла» буква Е на четвертом уроке, буква Ё уже «ушла».

Делайте все точно так же, как на предыдущих уроках, добавив новую пару. В закрепляющие игры с ней пока не играйте.

ЗАНЯТИЕ №5

На этом занятии поиграйте в игры со всеми десятью гласными. Делать это можно так долго, как захотите, пока ребенок не потеряет интерес. Если вы увидите, что ребенок узнает и называет гласные быстро, не делает ошибок и не задумывается, переходите к изучению согласных и чтению.

Советы родителям: как помочь ребенку запомнить гласные буквы

  • Два раза в неделю давайте новый материал, а все остальные дни повторяйте пройденное.

Важно, чтобы занятия были ежедневными (регулярными). Достаточно меньше 10 минут в день, чтобы увидеть результат: ребенок запомнит все 10 гласных букв, научится их правильно произносить и не будет путать.

  • Не пытайтесь помочь ребенку запомнить букву по каким-то внешним признакам или ассоциациям.

«Это мамина буква», «Ё с точками, а это Е без точек». Этим вы только мешаете и путаете! При чтении возникнут проблемы с узнаванием букв: малышу придется вспомнить и маму Олю, и тетю Юлю, и Ёжика с точками…

  • Самое важное, что должны усвоить дети, изучая гласные, это то, что их МОЖНО ПРОПЕТЬ.

videouroki.net

Как объяснить ребенку гласные? Гласные звуки образуются только при помощи голоса. Воздух, когда проходит по горлу и полости рта, не встречает преград, как это обычно происходит при произношении согласных звуков. Тянуть гласный звук мы можем так долго, на сколько у нас хватит дыхания.

doschkolonok.blogspot.com.by

Скажите ребенку, что крупные красные буквы — это большие братья, синие буквы — это маленькие братики. И те, и другие любят петь песенки.

Эти песенки помогут детям запомнить гласные на слух.

  • Очень ВАЖНЫЙ момент, на который следует обратить внимание при обучении буквам. Показывайте ребенку гласные, написанные разными шрифтами и цветами.

Малыш должен научиться узнавать букву в любом виде и размере.

  • Выучите с ребенком стишок про гласные:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *