Головной убор казаков

Казачьей шапкой, по определению, являлась не всякая шапка, а специального образца. В русских документах она первоначально именовалась как «клобук со шлыком». Самое раннее описание головного убора донских мужчин находится в «Дневнике» В. Рубрука. По его словам жители Дона в 125З г. носили «высокие островерхие шапки, по форме очень схожие с головой сахара». Очевидно, подобные войлочные шапки фасона «скуфьи», как внешний признак, послужили на Руси поводом для названия одного из тюркских племён, живших по реке Рось — «Черные Клобуки».
У Запорожских и Черноморских казаков этот фасон шапок встречался еще и в конце ХVIII века. На хранящемся в Киевском историческом музее портрете, Войсковой судья А. А. Головатый держит в руке именно такую черную скуфью, обшитую понизу серебряным галуном. В 16 – 18 веках на Дону пользовались большой популярностью шапки — трухменки (туркменки). В то времена они были редкостью, так как смушка — каракуль на Дону не изготовлялся. Такие шапки являлись боевыми трофеями. В последствии, донцы покупали смушку у купцов и шили из них «трухменки» сами. Шапки трухменки носились в основном атаманами или богатыми казаками. Отсюда и пошло выражение: «Атаман трухменку гнёт» — то есть снимая перед Кругом, просит слова.
Кавказские казаки тоже стали носить папахи и трухменки, причем их форма менялась в зависимости от горских мод. Появились расширенные кверху «кабардинки» «вороньи гнезда» и низкие «кубанки» с плоским верхом.
Ригельман А. в своём труде о донских казаках отмечает, что шапки они носили черкесские. «Этнография восточных славян» констатирует: «цилиндрическими по форме были овчинные высокие папахи казаков…». Практически все авторы указывают на то, что традиционные казачьи шапки были круглыми, меховыми и с околышем. Шапки носили бараньи, куньи, из курпея (каракуля — овчины ягненка). Околыш или опушка были из овчины, меха норки или черной выдры — пречины, соболя или куницы. Верх или шлык шапки изготавливался из сукна, бархата голубого или красного, вышивался золотом или обкладывался позументом.
Другое название казачьей шапки – папаха. Донцы и Запорожцы в 16–17 вв. снабжали папахи суконным шлыком — тумаком, ниспадавшим на бок в виде клина, в него можно было вложить стальной каркас или иной твердый предмет, для защиты головы от шашечных ударов.
Для войны папахи шились только из меха барана, волка и медведя, т. к. только этот мех смягчал удар сабли, а в последствии и шашки, благодаря своей специфике. У офицеров и подхорунжих при парадной форме одежды колпак папахи по швам (крест-накрест и нижнему шву) обшивался узким серебряным битевым галуном, шириной 1,2 см. Атаман носил шапку трухменку — серую папаху с красным шлыком, сделанную из бараньей смушки.
Казачья шапка, папаха, а впоследствии и фуражка, занимала особое место в одежде казака. Головной убор для казака – украшение и олицетворение чести мужчины. Она была продолжением его головы, его я. Она являлась — знаком обладания казаком юридического полноправия. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить папаху или фуражку без кокарды или как её называли – банта. Однако это правило повсеместно нарушалось, атаман и старики, смотрели на это сквозь пальцы. Казак мог пропить, проиграть, продать из своего гардероба всё что угодно, за исключением нательного креста, сабли (шашки) и шапки. Если казак лишался чего либо из указанного списка, то исключался из казачьего сословия или преводился в разряд пенных (штрафованных) казаков.
Потеря казаком в бою шапки или шашки, являлось тягчайшим проступком, так как, лишаясь их, казак лишался своего казачьего достоинства и чести. Такой казак, мог быть изгнан из станицы или зачислен в пенные, до искупления своего проступка. Однако казак, лишавшийся в бою шапки, но вышедший из сражения в шапке своего врага, достоинства и чести не лишался, как искупивший свой проступок.
Особую роль шапка или фуражка играли на Круге. На Круге казак обязан быть в папахе. Иногородние и гости, не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами, равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Круге. Для этого казак поднимал свою шапку над головой на сабле. Если есаулец нахлобучивал ее обратно — значит говоривший лишался слова.

Казак жалобщик, мог обратиться во время Круга к старику с просьбой о справедливости, передав ему свою шапку. И тот, если считал жалобу справедливой, поднимал его шапку на посохе, что являлось требованием представить жалобщику слова.
Папаха, сбитая с головы, равно как и сорванный с женщины платок, были смертельным оскорблением, за которым следовал вызов на поединок и кровавая расплата. В доме она красовалась на видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.
Знаковую роль шапка играла при выборах атамана. Как уже говорилось, на Круге все полноправные казаки находились в папахах. Вступая в Круг, кандидат в атаманы снимал свою шапку в знак покорности и подчинения Кругу. Голосовали казаки в Кругу так же шапками, поднимая их вверх на саблях.
Но как только атаман избирался, роли менялись. Атаман торжественно надевал атаманскую шапку на голову, а все казаки свои шапки снимали, признавая тем самым над собой волю атамана над собой и своими головами. Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою надевал. Отсюда и пошла поговорка: «Куда атаман свою шапку бросит, туда и мы свои головы кинем».
Шапку или фуражку убитого или умершего в походе казака, его товарищи везли домой, где её клали на полочку перед иконами. Это означало, что защитника в курене нет, и защита казачьей семьи поручается Богу и всей станице. В поминальные дни, перед шапкой или фуражкой, ставили свечку, рюмку вина или водки и кусочек хлеба. На следующий день, читалась поминальная молитва и вино выливалось в печь или в реку, а хлеб раскрошивали на базу воробьям и другим «птицам небесным».
В старину, если парень хотел признаться девушке в любви, он закидывал папаху в окно любимой. Если девушка оставляла головной убор у себя – считалось, что она приняла предложение руки и сердца.
Шапку кидали во двор «хваленке», предупреждая, что придут свататься. Папаху или фуражку привозили с войны и клали на божницу, если казак погибал. В такой дом никто не мог войти без приглашения старшей в доме вдовы. «При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны».
Казак, женившийся на вдове, приносил к Дону или Кубани фуражку погибшего казака и пускал ее по воде со словами: «Прости, товарищ, не гневайся. Не грехом смертным, но честию беру твою жену за себя, а детей твоих под свою защиту. Да будет тебе земля пухом, а душе райский покой».
В шапку зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы. Обычай нашивать на фуражки и папахи награды — бляшки с надписью, за что награжден полк, еще больше увеличил духовную ценность головного убора.

За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было — потерять папаху казак мог только с головой.

Источник: казарла

Папахи казачьи

Купить казачьи папахи из натурального каракуля и натуральной овчины

Где купить казачью папаху?

Адреса магазинов:

Москва, Дубининская улица, д.70 +7 (495) 744-1003

Санкт-Петербург, Гороховая улица, д.69 +7 (812) 313-2450

Головной убор для казака – украшение и олицетворение чести мужчины.

Снимался он только во время молитвы, присяги и во время выступления.

Сбитая с головы шапка считалась вызовом на поединок.

Шапку убитого казака везли домой и клали на полочку перед иконой: защита семьи поручалась Богу.
В старину, если парень хотел признаться девушке в любви, он закидывал папаху в окно любимой.

Если девушка оставляла головной убор у себя – считалось, что она приняла предложение руки и сердца.

Особую роль шапка играла при выборе атамана на Круге.

Как только атамана выбирали, он торжественно надевал шапку, а все казаки снимали, признавая над собой его волю.

Преимущества покупки у нас:

Надежный поставщик. Работаем с 2005 года

Работаем с физическими и с юридическими лицами

Гарантированная минимальная цена. Скидки казачьим общинам

Квалифицированный персонал и индивидуальный подход к каждому клиенту

Широкий выбор головных уборов из натуральных и искусственных тканей

Оплата любым удобным способом — наличными, кредитной картой или при получении

Кубанки и папаха изготовлены в г.Краснодаре и в г.Москва

Доставка в любой город России за 2-7 дней ЕМС Почтой России

100% гарантия возврата денег в течение 30 дней

Убедитесь в результате или мы любезно вернем вам деньги по первому требованию

Приезжайте на примерку или заказывайте прямо сейчас по телефонам: +7 (495) 744-1003, +7 (812) 313-2450

Куклы в народных костюмах №86. Костюм запорожских казаков

Куклы в народных костюмах №86. Запорожская казачка.

Ориентировочная дата выхода этого номера в России — 1 мая 2015 года. Кукла ВЫШЛА.

Запорожский костюм не был свободным от некоторых иностранных заимствований, но при этом он также имел прочную этническую основу, что и сделало его одним из ярчайших проявлений национальной самобытности. Традиционные шаровары были сменены на другую одежду. Это было вызвано тем, что яркие красные шаровары были слишком хорошо видны издалека и черкесы, недовольные прибытием казаков, легко видели, куда стрелять.

Женская рубашка была длинной, разнообразного кроя: туниковидная, с плечевыми вставками , с цельнокроеными рукавами.

Костюм Полтавщины (мужской костюм здесь — не казак).

Женская поясная одежда на значительной территории Украины была несшитая или частично сшитая, в виде одного широкого или двух узких прямоугольных шматов из самодельной шерстяной, узорчатой или однотонной ткани.

Несшитая поясная одежда из домотканой шерсти имела большое локальное разнообразие благодаря различным орнаментально-цветовым решениям.

Вид куклы сбоку.

Орнаментация выполнялась техниками ткачества, набойки, вышивки, аппликации, художественного шва.

Выразительным элементом одежды был и головной y6оp — символ семейного статуса женщины. У девчат — венец, обруч, перевязка, которые всегда одевались так, чтобы была открытой маковка. На праздники вязали венок из цветов, который особенно богато украшали на свадьбу.

На второй день свадьбы голову девушки покрывали полотенечным (рушниковым) головным убором — наметкой, а потом одевали жесткий очипок, который в разных областях имел свою форму (трапециевидный, овальный, серпообразный, седловидный и т.д.). Очипок, по обычаю, женщина на людях не снимала, а, идя в церковь или в гости, сверх него обязательно одевала еще и наметку в виде длинной рушниковой накидки. В разных регионах отличались и качество ткани, а также способы увязывания наметки.

Куклы в народных костюмах — 4 фарфоровых куклы коллекции.

Очень разнообразной была верхняя женская одежда — кунтуши, жупаны, свитки, каптаны.

О коллекции.

Далее — нанайский костюм.

Комментарии, отзывы:

Уточнение от Kurkuma. Сочетание слов «Запорожская казачка» у меня вызвало недоумение. Казаки на Запорожье — это не народность, а сугубо военное явление, или даже организация. На Запорожскую Сечь, где собственно казаки локализовались, женщины не допускались под страхом смерти. Конечно, у многих казаков были семьи… по всей территории Украины, ну у некоторых поближе к Сечи на зимовниках, хуторах. На изображениях Makosh и Оляля — костюмы Полтавщины. Прошу заметить, что рядом с украиночкой Makosh стоит не казак. И непонятно какое отношение к Запорожью имеют три картинки в статье с настоящими казачками (эти три картинки перенесены в галерею).

Ник.Рачко, Украинская девочка

Еще хотелось бы уточнить по тексту в статье о шароварах («Традиционные шаровары были сменены на другую одежду. Это было вызвано тем, что яркие красные шаровары были слишком хорошо видны издалека и черкесы, недовольные прибытием казаков, легко видели, куда стрелять»). Это, видимо, имеется ввиду тот скорбный для запорожских казаков период, когда Екатерина в 1771 году уничтожила Сечь и некоторых казаков добровольно принудительно переселила на Кубань оборонять тамошние рубежи, где они благополучно влились в Донское казачество. Но с этого момента их никак нельзя называть запорожскими казаками. Так что шаровары остаются при «козакАх».

От себя добавлю, что у козака могло не быть штанов — совершенно не зазорно, но шапка была обязательно. Например, в сказке, когда ведьма превратила казака в волка, за то, что он подглядывал, когда она купалась, он остался в шапке. Все ценные письма зашивались обязательно в шапку, ибо не слетит голова — останется и шапка.

Комментарий от Елены: По поводу Запорожской сечи согласна, воевали только мужчины, но раз есть казак, то есть и жинка, то бишь казачка… А уж что касается переселения на Кубань, то тут вы и вовсе неправы, обозвав кубанских казаков — донскими. Запорожские казаки — прямые предки кубанских, тогда как донские имеют другие корни. Но это уже другая история!

Одежда и вооружение запорожских казаков

Из книги Дм. Яворницкого «История запорожских казаков» (перевод — Kurkuma).

Одежда Запорожских казаков изначально была чересчур проста. В начале своего исторического существования запорожские казаки не могли основательно даже думать о том, чтобы заниматься своей внешностью и наряжаться в дорогие одежды, казак и злыдни (нищета) тогда были синонимами. К тому времени вполне можно отнести слова украинской песни — «сидит казак на могиле и штаны латает», или слова казацкого стиха (наверное, поговорки) «казак — душа правдивая — сорочки (рубахи) не имеет». Гоняясь за дичью бескрайней степью, глубокими балками, непролазными лесными чащами, проводя ночи преимущественно под открытым небом, высиживаю по нескольку часов в топком болоте и густых камышах, запорожцы были больше похожи на нищих голодранцев, нежели на «славных рыцарей», имя которых уже в ранее время их существования гремело в Европе. Да и в поздний период запорожской истории, когда у казаков у же вошли в силу определенные обычаи и определённый костюм, много кто из них, в силу разных случаев на войне или у себя дома, из-за бедности и нищеты, а иногда даже из-за особого желания шикануть нищенским убранством, часто одевался слишком просто. Бывало, побреет себе запорожец голову, заправит себе оселедец (чуб) за ухо, перевяжется тряпкой, натянет на себя опанчу (поищу что это, если надо), обует тапки из свиной кожи, и так себе и ходит, а другой поймает козу (видимо косуля имеется ввиду, у нас ее дикой козой называют), выделает очистит кожу от шерсти, оденется в нее, обует постолы (обувь из куска кожи, на западной Украине весьма замысловатая, но казаки вряд ли заморачивались на красоте) из шкуры вершковой толщины, а длиной в две четверти, да и болтается по степи.

О поясах:

Южная Киевщина

Когда казаку надо было опоясаться, он привяжет пояс шнурочком к гвоздю (видимо, в стене ☺ да и поворачивается, так весь пояс на себя и намотает (жаль не указано сколько метров, я думаю, метров 5, не меньше). Потом шнурки завяжет либо сзади, либо на боку, а позолоченные концы оставит спереди, на животе, да так и ходит, как настоящий рыцарь (типа щёголь☺).

Пояса были разных цветов: зелёные, красные, голубые, коричневые. Кроме длинных поясов запорожцы носили и короткие, сделанные из кожи или из волос, сзади к ним цепляли кисточки, а спереди крючки, пряжки, ремни для кинжалов, сабель и трубок (курительных).

Характеристика запорожского казака:

Как по внешнему виду, так и по внутренним качествам запорожскиее казаки в общем были характерными типами своего народа и своего времени. По описаниям современников, они преимущественно были среднего роста, плечистые, статные, крепкие, сильные, на лицо полные, округлые, а от летней жары и степного воздуха смуглые. С длинными усами на верхней губе, с роскошным чубом на темени, в смушевой (каракулевой) островерхой шапке, вечно с трубкой в зубах, настоящий запорожец всегда смотрел как-то угрюмо, исподлобья, посторонних встречал сначала неприветливо, весьма неохотно отвечал на вопросы, но потом постепенно оттаивал, лицо его во время беседы постепенно веселело, живые проникновенные глаза светились огнем, и весь его стан дышал мужеством, молодецкой удалью, заразительной весёлостью и неповторимым юмором.

Кубанка – предмет казачьей гордости и достоинства

Для казачьих войск, особенного Кубанского и Терского, кубанка – не просто шапка, а важный форменный головной убор, прочно закрепившийся в казачьей культуре. Это название она получила еще во время Первой мировой войны, сохранив его по сегодняшний день.

Кубанка – низкая папаха, изготавливаемая из выделанных шкурок смушки, каракуля, мерлушки, дополненная оригинальным цветным верхом из кожи или сукна. В некоторых северных регионах принято шить кубанки исключительно из волчьих шкур.

Когда-то в военное время казаки примеряли шапки только из волка, медведя и барана, потому что мех этих животных обладает специфическими свойствами, смягчающими удары шашки. А зачастую шапки дополнялись еще и металлическим каркасом для прочности.

Как и когда появилась кубанка?

Время идет, вместе с ним не стоит на месте и мода, в том числе мода на шапки. Когда-то в 15-16 веках среди жителей Карачаево-Черкессии были популярны лохматые папахи, высотой в две головы. У них не было верха, и использовались они для праздничного убранства.

Позже папахи перекочевали к казакам, претерпев значительные изменения. Они стали меньше, короче и даже обрели собственное название «кубанки». Изменения во внешнем виде папахи происходили вовсе не от того, что казакам хотелось провести отличия. В высоких шапках было неудобно пробираться сквозь леса и заросли, а каких усилий стоило удержать их на голове на скаку, да еще и при ветре.

К сожалению, описания первых казачьих головных уборов, дошедшие до наших дней, скудные. Представления о них складываются из отдельных рассказов известных мыслителей, писателей, летописцев и философов.

Почему через центр кубанки проходят две линии, образующие крест?

Пересекающиеся линии на казачьем головном уборе не имеют сакрального смысла, они напрямую связаны с особенностями кроя шапки. Если купить кубанку без полос – это уже не кубанка, ведь издавна донце настоящей казачьей шапки сшивалось из четырех частей, в которые помещался галун. Традиция жива и по сегодняшний день.

Обычно линии на донце кубанки белого цвета вне зависимости от особенностей пошива конкретного изделия. Большое значение имеет лишь цвет верха:

  • У терских казаков верх шапки синего цвета, как и вставки на парадной одежде.
  • У донских казаков принято использовать красные цвета.
  • А у астраханцев донце шапки отличается ярким желтым цветом.

На сегодняшний день насчитывается порядка 20 отдельных казачьих войск на территории России. Все они объединены в союз, однако имеют свои традиции и устои.

Сегодня можно просто купить кубанку взамен старой, но раньше их теряли только с головой

Наверное, ни один головной убор не имел столь символического значения для казака и его семьи, как кубанка. Она олицетворяла защиту и покровительство, с ней шли в бой и назначали атаманов.

За отворот кубанки клали только самые ценные бумаги, туда вшивали иконки и записки с молитвами от детей. Даже голосование в казачьем кругу проходило шапками. Еще более значимым этого головной убор стал после того, как к нему стали крепить награды.

По внешнему виду кубанки можно было понять положение человека в обществе. Например, если папаха на голове казака поломана, он фактически был рабом. Если кубанку сбивали с головы, значит, вызывали на поединок.

Раньше с непокрытыми головами ходили только иногородние, гости и не казаки, а вот представители войска могли снимать кубанку только в трех случаях:

  1. Молитва;
  2. Присяга;
  3. Выступление на Круге.

Кубанка играла важную роль на протяжении всей жизни казака:

  • Если парень хотел признаться девушке в любви, закидывал ей кубанку в окно, а если она оставляла её себе, значит, отвечала взаимностью.

  • Головной убор, заброшенный во двор, предупреждал о скором сватовстве.

  • Когда выбирали атамана, он надевал на себя особую шапку-трухменку, подтверждающую высокий статус, а остальные казаки снимали свои в знак уважения и признания. Трухменка изготавливалась из бараньей смушки, а свое название получила от одного из кавказских народов – трухменов. Кстати говоря, папаха получила свое название от народа, именующегося папагами.

  • Вернувшись с войны или службы, казаки забрасывали свои шапки в родовые реки, поклоняясь им и радуясь возвращению.

  • Кубанку убитого казака сослуживцы приносили домой и клали перед иконой, оказывая семье уважение. С тех пор родные убитого были под покровительством общины и Бога.

  • Если казак собирался жениться на вдове, то приносил к реке шапку погибшего мужа, пускал её по воде и просил прощения у товарища, приговаривая о чистоте своих помыслов.

Значение кубанки сегодня

Конечно, сегодня традиционный казачий головной убор перестал быть повседневной одеждой. Его одевают на праздники и в особых случаях. А многие традиции канули в лету, став интересными историями для подрастающего поколения. Но ничто не забыто. Современные казаки чтят и уважают память предшественников.

Для казаков кубанка – знак отличия. Её удостаиваются лишь самые лучшие, те, кто обладает высокими физическими, моральными, духовными и профессиональными качествами. Ради нее даже проходят испытания, демонстрируя себя и свои возможности.

Кубанка – великая честь и большая ответственность перед общиной, семьей, страной и народом. Как и прежде, её нужно оберегать, как собственную жизнь.

Испытание на право ношения кубанки

Испытание на право ношения кубанки проводят для молодых парней во многих общинах. Оно состоит из нескольких этапов, рассчитанных на проверку как теоритической и физической подготовки, так и на способность работать в команде.

Одно из основных испытаний – марш-бросок на 5-7 км с преодолением препятствий. Важно, чтобы группа смогла сплотиться и дойти до финиша в прежнем составе. Кроме того, молодые казаки соревнуются в силовых упражнениях и рукопашном бою. Во время схватки не достаточно просто устоять на ногах или увернуться от удара, нужно активно вести бой, показывая свои навыки.

Испытания построены так, чтобы каждый кандидат мог показать силу характера, знания истории, топографии, оружия. Подводя итоги, совет решает, кто достоин носить кубанку, и в торжественной обстановке награждает казаков.

Папахи

Роль папахи в жизни казака

Одежда многое говорит о человеке, она отражает индивидуальность и внутренний мир ее обладателя, его принадлежность к тому или иному сословию. У казаков, жизнь, которых всегда была тесно связана с военной службой, гардероб состоял из стандартной униформы, и рассказать все о незнакомом собрате могли только мельчайшие детали гардероба: пуговицы, башлык, надетая шапка папаха того или иного цвета. Например, отличить уральского казака от донского или терского можно было по оттенку верха шапки, у первых – он черный, у вторых – красный, а у третьих – синий. Цвет галуна на папахе определял принадлежность воина к тем или иным полкам. Серебряным галуном обшивались шапки солдат, служивших в конных отрядах, золотым – в артиллерии и т.д. Начиная с 1940 года, данный головной убор стал элементом военной формы командного состава РККА, а после его носили члены Политбюро. Папаха сегодняшний день популярна среди горцев и казаков, она является частью их национальной одежды.

Папаха – это гордость для каждого казака

Шапка – это функциональный элемент одежды, предназначение которого согревать в холодное время года, но только не в том случае, если речь идет о папахе, являющейся для казаков нечто большим, чем просто головной убор. Она — предмет гордости и чести ее обладателя. Ее нельзя потерять или обронить, сбить с головы считается унижением, за которое обидчик может поплатиться своей жизнью.

Процесс производства

Изготавливаются такие головные уборы из натуральных (овчины и каракуля) и из синтетических материалов. Они бывают различных форм: цилиндрической, полусферической и т.д., различаются изделия также по длине ворса. Самые дорогие считаются шапки, сшитые из шкуры ягнят каракулевой породы. Шкурка снимается с животного по прошествии нескольких дней после его рождения. Каракулевый головной убор смотрится красиво, к тому же, он отлично защищает своего обладателя от лютых морозов и любой непогоды.

Купить папаху

Купить папаху из синтетического или натурального материала можно в нашем казачьем магазине «Казачий хутор». У нас в каталоге представлены изделия различных цветов: черного, белого, серого, коричневого. Изготавливаются шапки в соответствии вековым традициям казачества. Шьются они искусными мастерами, владеющими навыками изготовления национальных головных уборов. Благодаря тесному сотрудничеству с различными транспортными компаниями мы осуществляем доставку продукции в любой регион России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *