Головоломки с фигурами

Открытый урок наглядной геометрии в 5 классе Тема: «Геометрические головоломки. Танграм».

МОУ «СОШ с.Терса Вольского района саратовской области»

Открытый урок наглядной геометрии в 5 классе

Тема: «Геометрические головоломки. Танграм».

Урок подготовила и провела

учитель математики

Токарева Е.В.

2014

Сценарий урока в 5классе.

Учитель: Токарева Екатерина Владимировна

Тема: «Танграм».

Формируемые УУД:

  • личностные: умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи; самооценка результатов деятельности; умение работать командой, формирование начальных элементов конструкторского мышления; усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей;

  • метапредметные: умение выделять главное, анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать;

  • предметные: представление об игре «Танграм».

Оснащение урока:

— проектор и доска;

— раздаточный материал;

— ножницы.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Устные упражнения на развитие воображения

Упражнение «Пять предметов». Представьте пять предметов меньше вашего мизинца (колпачок ручки, горошина и т.д.). Представьте пять предметов больше автобуса (кит, поезд и т.п.). Представьте пять предметов, имеющих форму шара, прямой, прямоугольного параллелепипеда.

  1. Постановка проблемы

2слайд

Начнем мы наш урок с отгадывания следующего ребуса.

  • Кто догадался, какое слово зашифровано здесь?

Предположительный ответ: танграм.

  • А кто-нибудь знает, что это такое?

Предположительный ответ: да.

  • А как вы думаете, ребята, может нам наше знание пригодиться где-то в жизни?

Предположительный ответ: Конечно.

  • А вы знаете, в какой области жизни вам это может пригодиться?

Предположительный ответ: нет. Поэтому поставим перед собой еще одну задачу: узнать, где Танграм нам может пригодиться в жизни.

  1. Изучение нового материала

Так что же такое Танграм? Откуда вообще появилось это слово.

Сообщения учеников (исследовательская работа).

  1. О названии «Танграм»

Местом, где была изобретена игра, является Китай.

3слайд

  • Слово танграм впервые встречается в словаре Вебстера издания 1864 г. Само слово танграм было придумано в середине прошлого столетия неким американцем, образовавшим неологизм из слова «Тань», что означает на кантонском диалекте «китайский», и распространенного суффикса «грамм», что в переводе с греческого означает «буква». (первый ученик)

4слайд

  • Иная теория происхождения слова танграм была выдвинута Питером Ван Ноутом в предисловии к новому изданию книги Ллойда: китайские семьи, живущие на лодках, называются танка, тан по-китайски означает — падшая женщина. Американские моряки, покупавшие головоломку у девушек — танка, могли назвать ее танграмом — головоломкой доступных девушек. (второй ученик)

5слайд

  • В книге «Китайский философский и математический транграм» (1817 г.) слово транграм трактуется, как старинное английское слово, обозначающие игрушка — головоломка. (третий ученик)

6слайд

  • Танграм (от китайского «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи танов (плоских геометрических фигур), полученных делением квадрата на семь частей – 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольник, 1 малый квадрат и параллелограмм, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). (четвертый ученик)

  1. Существует множество мифов о создании игры «Танграм».

7слайд

  • Легенда первая: о разбитой плитке

Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

Гипотеза: Если бы не разбилась фарфоровая плитка на семь частей, то возможно, не была бы придумана игра-головоломка «Танграм». (пятый ученик)

8слайд

  • Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю»

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю»- квадрат, разрезанный на семь частей. (шестой ученик)

9слайд

  • Легенда 3: семь книг Тана

«В записках покойного профессора Челленора, попавших в руки автора, — утверждал Лойд, — имеются сведения о том, что семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те сорок лет, которые профессор Челленор провел в Китае, ему лишь раз удалось видеть первое издание первого из семи томов (сохранившихся полностью) и несколько разрозненных фрагмента второго тома». Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. (седьмой ученик)

  1. «Танграм» в литературных произведениях

10слайд

  • Льюис Кэрролл

Все мы хорошо знаем книгу “Алиса в стране чудес” Л.Кэрролла. Однако это его не единственное произведение. В книге “Модная китайская головоломка” он пишет, что танграм был любимой игрой Наполеона Бонапарта, который, лишившись трона, в изгнании на Острове Святой Елены проводил долгие часы за этой забавой, “упражняя свое терпение и находчивость”. (восьмой ученик)

11слайд

  • Эдгар По

Одним из поклонников игры был Эдгар А. По. Принадлежавший ему танграм, сделан из слоновой кости и в настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке. (девятый ученик)

12слайд

  • Роберт Ван Гулик

Известный писатель и дипломат Роберт Ван Гулик в романе “Убивающие ногтями” построил весь сюжет книги вокруг танграма. (десятый ученик)

13слайд

В игре «Танграм» (как и в любой другой игре) существуют определенные правила:

В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.

При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.

Элементы фигур должны примыкать один к другому.

Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.

  1. Геометрическая физминутка.

Угадать тело, находящееся в мешочке.

14слайд

А теперь наша задача вырезать детали для игры «Танграм». Сейчас я раздам каждому на стол картонку, на которой изображен квадрат, разделенный на семь частей.

  1. Закрепление изученного материала

15слайд

А первое задание предлагаю попробовать выполнить в парах (вместе с соседом по парте). Ваша задача состоит в том, чтобы используя все семь частей, сложить фигурку, приведенную на слайде.

Работа в интерактивном режиме (напомнить о вопросе, поставленном в начале урока)

16слайд

А теперь следующее задание. Ваша задача собрать любую фигуру из семи частей «Танграма». Наклеить её на альбомный лист и при помощи цветных карандашей дорисовать окружающую обстановку. Соответствующую тематике собранной фигуры. Через 10 минут я вам предоставлю слово для защиты вашего мини-проекта. Варианты работы: — в парах; — самостоятельно.

  1. Домашнее задание

Используя все семь частей, сложите любые три фигурки, приведенные на рисунке, и наклейте их на альбомном листе.

  1. Рефлексия

В какую игру мы сегодня с вами играли?

Предположительный ответ: «Танграм».

Ребята, смогли мы решить задачи, которые поставили перед собой в начале урока?

Предположительный ответ: да.

А какие качества личности помогли нам развить задания на уроке?

Предположительный ответ: внимательность, логику, пространственное воображение, быстроту мысли, самостоятельность.

А где в жизни могут пригодиться нам навыки, приобретенные сегодня на уроке?

Предположительный ответ: при ремонте (разрезание обоев или плитки), конструирование каких-то деталей.

Выставление оценок за урок.

17слайд

И хотелось бы закончить наш урок словами А.Маркушевича «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».

Мастер-класс по теме «Геометрические головоломки как средство развития воображения»

Мастер класс по теме

«Геометрические головоломки как средство развития воображения»

учитель математики Шурыгина И.В.

» В голове у Архимеда было гораздо

больше воображения, чем в голове у Гомера»

французский просветитель Вольтер

Посредством игры можно развивать пространственное воображение даже у детей, испытывающих трудности в обучении. Эти игры хороши тем, что их можно использовать на любом этапе урока, и они имеют несколько вариантов решения и все они верны. Это такие игры как «Геометрическая мозайка», «Танграм», «Составь картинку», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Вьетнамская игра», «Пентамино» и др. .

Игры-головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Развивающее, воспитывающее и обучающее влияние геометрических игр многогранно. Они развивают пространственное воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, а также творческое воображение и сенсорные способности.

На наш взгляд, одной из самых интересных игр-головоломок является «Танграм». Это геометрическая головоломка, изобретенная в Китае более 4000 лет назад. В Европе впервые появилась в середине XIX века и была хорошо известна в Германии, Франции, Италии, Австрии. Интересно, что уже тогда ее применяли при обучении математики в качестве одного из средств развития познавательного интереса учащихся .

Рассмотрим подробнее методические особенности ее организации.

Данная игра представляет собой квадрат 10 на 10 см, разрезанный на 7 частей, которые называются танами. В результате получаются 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, квадрат и параллелограмм.

Правила игры очень просты: используя все 7 танов, плотно присоединяя их один к другому, дети должны составить как можно больше различных изображений, либо по предложенным образцам, либо по собственному замыслу . В результате могут быть получены, например, следующие фигуры.

При организации работы над игрой «Танграм» необходимо соблюдать принципы последовательности и системности. На первом этапе целесообразно предлагать учащимся простые задания, которые позволят ребятам освоиться с головоломкой и ее частями, научиться узнавать различные геометрические фигуры, входящие в «Танграм».

Элементы данной игры могут быть использованы ,например, на уроках геометрии в 7-8 классах при изучении тем «Треугольники», «Четырехугольники» и др.

Следует отметить, что подобные игры-головоломки, используемые для развития пространственного воображения, были известны и в других странах.

В качестве примера, можно привести игру «Стомахион» («приводящая в ярость»). Создателем этой игры считают Архимеда. Чтобы использовать игру «Стомахион», надо сделать прямоугольник, одна сторона которого в два раза больше другой, и выполнить в нем определенные построения. Разрезав прямоугольник по полученным линиям, составить фигурки курицы, мельницы и петуха.

Используя собственное воображение, учащиеся могут составить другие фигурки.

Таким образом, использование игр-головоломок, как на уроках, так и во внеклассной работе, способствует развитию пространственного мышления, без которого невозможно успешное изучение геометрического материала, повышению интереса к предмету.

ЛИТЕРАТУРА

Проект «Потомки Стомахиона Архимеда» 11 класс

  • Потомки Стомахиона Архимеда
  • 1
  • Выполнила ученица 11 класса Мишарина Ксения Владимировна
  • Руководитель Иванова Нина Николаевна
  • учитель математики МОУ «СОШ»
  • с. Большелуг Корткеросский район
  • Республика Коми
  • Из разных видов головоломок хотелось рассмотреть именно «стомахион», «танграм», «пентамино», «яйцо Колумба», так как это игры:
    • заставляющие думать,
    • предоставляющие возможность проверить и развить свои способности, способствуют их самоутверждению,
    • развивают настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества,
    • в таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
  • <number>
  • Цель:
  • Ознакомление с этими головоломками
  • Задачи:
  • Узнать больше об играх: стомахион, танграм, пентамино, яйцо Колумба
  • Составить из них несколько фигур
  • Совместить эти игры на практической работе
  • <number>
  • Игра стомахион была известна еще до нашей эры. Создателем ее считали Архимеда. В переводе из древнегреческого стомaxион означает то, что вызывает злость. Прямоугольник, длины сторон которого относятся, как 1:2, нужно разрезать на 14 частей. Тогда оказывается, что из них можно составить силуэты разных животных, предметов, сооружений и т.д. Испытав свою сообразительность в этой игре, вы убедитесь, что название целиком оправдано. Игра воспитывает изобретательность, тренирует зрение, умение видеть геометрические формы в окружающих предметах.
  • Игра стомахион
  • <number>
  • Сделаем игру стомахион: возьмем прямоугольник, одна сторона которого в 2 раза больше другой, и выполним в нем построения. Разрезав прямоугольник по сплошным линиям, составим фигурки человека, волка и мельницы.
  • <number>
  • Первое ее изображение (1780) обнаружено на ксилографии японского художника Утомаро, где две девушки складывают фигурки. Название «Танграмм» возникло в Европе. Вероятнее всего, от слова «тань» (что означает «китаец») и корня «грамма» (в переводе с греческого «буква»). На первых порах ею пользовались не для развлечения, а для обучения геометрии.
  • Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создавать самые разнообразные фигуры, силуэты предметов по образцу или замыслу.
  • Игра танграм
  • <number>
  • Сделаем несколько фигур
  • Лошадь
  • кошка
  • Дом
  • <number>
  • Игра пентамино
  • Эта игра была придумана в 50-ых годах ХХ века американским математиком С. Голомбом и очень быстро увлекла не только школьников и студентов, но и профессоров математики. Она заключается в складывании различных фигур из заданного набора пентамино. Набор пентамино содержит 12 фигурок, каждая из которых составлена из пяти («пента» в переводе с греческого означает «пять») одинаковых квадратов, причем квадраты «соседствуют» друг с другом, только сторонами.

  • <number>
  • Игра яйцо Колумба
  • <number>
  • Из этих фигур можно сделать заповедник
  • <number>
  • Давайте проиллюстрируем с детства известную
  • нам сказку » Курочка ряба».
  • Жили-были дед да баба.
  • <number>
  • Была у них курочка ряба.
  • <number>
  • Снесла курочка яичко.
  • Яичко не простое, золотое.
  • <number>
  • Дед бил, бил – не разбил.
  • <number>
  • Баба била, била – не разбила.
  • <number>
  • Мышка бежала, хвостиком махнула. Яичко упало и разбилось.
  • <number>
  • Дед и баба плачут.
  • Курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба.
  • Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».
  • <number>
  • Заключение
  • <number>
  • Стомахион, танграм, пентамино, яйцо Колумба имеют тысячелетнюю историю. Их решали люди разных эпох и национальностей. Разрезать на части и обратно собрать простую геометрическую фигуру (квадрат, круг, прямоугольник) всегда было для человека сложной и увлекательной задачей.
  • К сожалению, сохранились до наших дней не все древние головоломки, а только наиболее интересные и удачные.
  • Суть этих игр не просто в собирании первоначальной фигуры. Из полученных деталей можно складывать самые разные силуэты (животных, людей, различные предметы). Однако существуют определенные правила: в каждую собираемую фигуру должны войти все ее элементы, но так чтобы они примыкали один к другому, а не накладывались друг на друга. Сделать это непросто. Чем больше деталей имеет головоломка, тем труднее их правильно разместить.
  • Эти головоломки интересны людям любого возраста, но в первую очередь они несут огромную пользу детям, поскольку стимулируют образное, пространственное и творческое мышление, развивают память, логику и воображение.

Игра-головоломка «Пифагор»

(Головоломка «Пифагор» выпускается промышленностью с прилагаемым к ней комплектом образцов)

В работе с детьми 6-7 лет игра используется с целью развития мыслительной деятельности, пространственного представления, воображения, смекалки и сообразительности.

Описание игры. Квадрат размером 7X7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 — больших (в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник (параллелограмм). Дети называют эту фигуру-четырехугольник (рис. 69).


Рис. 69

Цель игры состоит в составлении из 7 геометрических фигур — частей игры, плоских изображений: силуэтов строений, предметов, животных.

Набор к игре представлен фигурами. Поэтому игра может быть использована воспитателем в обучении детей на занятиях с целью закрепления представлений о геометрических фигурах, способах видоизменения их путем составления новых геометрических, фигур из 2-3 имеющихся.

Приобщение детей к игре «Пифагор» начинается с ознакомления с набором фигур, которые потребуются для игры. Необходимо рассмотреть все геометрические фигуры, сосчитать, назвать их, сравнить по размеру, сгруппировать, отобрав все треугольники, четырехугольники. После этого предложить детям из набора фигур составить новые. Из 2 больших, а затем и маленьких треугольников составить квадрат, треугольник, четырехугольник. При этом вновь полученные фигуры равны по размеру имеющимся в наборе. Так, из 2 больших треугольников получается четырехугольник такого же размера, квадрат, равный по величине большому квадрату. Надо помочь детям заметить это сходство фигур, сравнить их по размеру не только на глаз, но и накладывая одну фигуру на другую. После этого можно составлять и более сложные геометрические фигуры — из 3, 4 частей. Например, из 2 маленьких треугольников и маленького квадрата составить прямоугольник; из параллелограмма, 2 больших треугольников и большого квадрата — прямоугольник.

Учитывая опыт, накопленный детьми в процессе освоения игры «Танграм», воспитатель в ходе обучения новой игре использует ряд методических приемов, способствующих проявлению у детей интереса к ней, помогающих детям быстро освоить новую игру, проявляя при этом творчество и инициативу.

На занятии воспитатель предлагает детям образцы на выбор — расчлененные и контурные. Каждый из детей может выбрать образец по желанию и составить фигуру. Воспитатель указывает, что сложнее и интереснее составлять фигуру-силуэт по образцу без указания составных частей. При этом надо самостоятельно найти способ расположения частей (рис. 70).

Рис. 70

В процессе руководства деятельностью детей по составлению фигур-силуэтов воспитатель использует разнообразные методы, помогающие поддерживать у ребят интерес, стимулирующие активную умственную деятельность.

1. В случае затруднения в составлении фигуры-силуэта по нерасчлененному образцу предложить ребенку образец с указанием места расположения 1-й и 2-й части игры из заданных 7 частей. Остальные ребенок располагает самостоятельно. Так, в силуэте грибка указывается расположение одного из больших треугольников. В домике — большого квадрата и треугольника (рис. 71). В данном случае решение задачи по составлению фигуры частично подсказывается ребенку взрослым. Это влияет на результативность составления фигур, процесс поиска способа их расположения становится короче и успешнее. Дети могут накладывать части игры прямо на образец.

Рис. 71

2. Взрослый, наблюдая за процессом составления ребенком фигуры, подтверждает правильное расположение отдельных частей игры.

Например, в ходе составления фигуры-силуэта треугольника в зависимости от хода поисков пространственного расположения частей воспитатель указывает на правильное определение места для треугольников или квадратов (рис. 72). В этом случае ребенок оперирует с меньшим количеством фигур, самостоятельно располагая их. Это также влияет на успешность выполнения задания. 3. Анализируя образец, воспитатель предлагает ребенку рассмотреть его, подумать, как расположены в нем части игры. Разрешить ему начертить на бумаге способ расположения частей или сделать разметку непосредственно на образце, на доске мелом. Использование приемов графического изображения, практических путей поиска способов расположения фигур делает анализ более точным. Дети быстро догадываются о способе расположения, дают свои варианты составления фигуры-силуэта.

Рис. 72

4. После рассматривания образца, т. е. зрительно-мысленного анализа его, воспитатель просит ребенка рассказать о способе расположения фигур. При этом подчеркивает, чтобы свою догадку он проверял практически, каждый раз отбрасывая неверные пути решения. Такой анализ возможен при условии развитого анализирующего восприятия, гибкости и подвижности мысли, постоянной ориентировки на образ составляемой фигуры-силуэта. Настойчивый поиск новых способов сочетания фигур приводит ребенка к положительному результату.

5. Важна положительная оценка активности поисков способа расположения фигур, осуществляемых детьми практически, мысленно или в сочетании мысленных и практических действий: поощрять, одобрять проявление сообразительности, настойчивости, инициативы, стремление придумать и составить совершенно новую фигуру или частично видоизменить образец.

6. По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов уместно предлагать им задания творческого характера, стимулировать проявления смекалки, находчивости. Вновь придуманные и составленные детьми фигуры-силуэты зарисовываются в индивидуальный альбом.

В ходе обучения на занятиях дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) быстро осваивают игры на воссоздание из специальных наборов фигур образных, сюжетных изображений, которые становятся для них одним из средств заполнения досуга.

Открытый урок «А ларчик просто открывался…» (геометрические головоломки)

Цели:

  • Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;
  • Развивать творческие способности (гибкость мышления, геометрическую зоркость, интуицию, воображение);
  • Способствовать формированию у учащихся положительного эмоционально-целостного отношения к предмету, друг другу.

Оборудование:

Ход урока

1. Сообщение учителя.

Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет наше с вами занятие.

Сегодня от нас потребуется: наблюдательность, усидчивость и аккуратность, смекалка и находчивость, геометрическая интуиция, фантазия. То, что мы будем делать на уроке, можно сказать словами А. И. Крылов: «Случается нередко нам и труд, и мудрость видеть там, где стоит только догадаться за дело просто взяться». А ларчик просто открывался,:как вы понимаете это выражение? (высказывание детей).

Да, так говорят о том, что кажется на первый взгляд сложным, загадочным, непонятным,:а в действительности,: как будет на практике, покажет наше занятие. Чтобы открыть ларчик, мы должны решить головоломки «Танграм» и «Стомахион».

2. «Танграм».

Примерное сообщение учащихся:

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру. Да такую, чтобы забавляясь которой, его сын постигал бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» — квадрат, разрезанный на семь частей.

Первое ее изображение (1780) обнаружено на ксилографии японского художника Утомаро, где две девушки складывают фигурки. Название «танграм» возникло в Европе, вероятнее всего, от слова «тань» (что означает «китаец») и корня «грамма» (в переводе с греческого «буква») На первых порах ею пользовались не для развлечения, а для обучения геометрии.

Учитель: (рассказывает и показывает на интер. доске)

Танграм получается из квадрата, если его разрезать, так как показано на рисунке 1 <Рисунок1>, в нем 7 частей: 5 треугольников (три из них имеют разный размер), параллелограмм, квадрат (учащиеся работают с набором)

Рисунок 1

Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создавать самые разнообразные фигуры, силуэты предметов по образцу или замыслу. Показать (на интер. доске) как из геометрических фигур головоломки получается фигурка бегущего человека <Рисунок 2>. Предложить учащимся работать не с самими кусочками танграма, складывая из них картинки, а разделять карандашом готовую картинку на составные элементы.

Рисунок 2

Задания:

Сложить фигурку «Кошечка» <Рисунок3>

Рисунок 3

Работа в группах. Из предложенных рисунков составить любые 2 — 3 фигурки <Рисунок4>

Рисунок 4

Индивидуальная работа. Дифференцируемые задания. Сложить фигурки из 1 набора,

2-х наборов, 3-х наборов по рисункам или проявив фантазию <Рисунок5>

Рисунок 5

Рефлексия игры «Танграм»

Ребята оценивают свою работу и работу в группах.

3. Игра «Стомахион»

Учитель: Хорошее воображение — это качество, необходимое в равной мере и математику, и поэту. Великий Вольтер как-то сказал: «В голове у Архимеда было гораздо больше воображения, чем в голове у Гомера».

Примерное сообщение учащихся:

Игра «Стомахион» была известна еще до нашей эры. Создателем ее считали Архимеда.

В 1899 г. Швейцарский историк Генрих Зютер обнаружил в книгохранилищах Берлина и Кембриджа арабскую рукопись «Книга Архимеда о разбиении фигуры стомахиона на 14 частей, находящихся в рациональных отношениях». Позже датский историк математики Гейберг подтвердил, что создателем игры является Архимед.

Учитель: Делается игра следующим образом (показывает на интер. доске) <Рисунок6>

Рисунок 6

Рисунок 7

Выставка рисунков фигурок, составленных детьми и родителями прошлых лет. <Рисунок8> Ребята обсуждают, что они видят и рассказывают, из каких элементов составлены фигурки.

Рисунок 8

Рефлексия игры «Стомахион»:

Рефлексия урока.

Учитель: Смогли ли мы открыть ларчик? (ответы учащихся).

Задание на дом.

Творческая работа: составить свои картинки к головоломкам, можно привлечь родителей и друзей.

Литература:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *