Городецкая роспись для детей шаблоны для начинающих

Розан Купавка Чем различаются розан и купавка?. Круги для розана побольше, для купавки – поменьше. Розан Этот первоначальный этап работы называют подмалёвком. — презентация

1 Розан Купавка Чем различаются розан и купавка?

2 Круги для розана побольше, для купавки – поменьше. Розан Этот первоначальный этап работы называют подмалёвком или замалёвком. Цвет составляют из двух красок. Одна краска яркого цвета (красный, оранжевый, синий и т.д.), а другая – белила. Цветной силуэт венчика получают, смешав белила с одной из ярких красок. Купавка

3 У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Следующий этап – определение центра цветка. Центр исполняют чистой краской без белил. Розан Купавка

4 Розан Чем похожи розан и купавка? Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Купавка

5 Розан Купавка У розана обычно чётное количество лепестков одинакового размера. У купавки нечётное количество лепестков. Напротив центра находится самый крупный лепесток- дужка, а по обе стороны от него располагаются по три лепестка. При этом, чем ближе лепестки к центру, тем меньше по размеру. Чем различаются розан и купавка?

6 Купавка Розан Чем похожи розан и купавка? Завершающий этап росписи – оживка. Выполняется чаще белилами.

7 Как называются цветы, изображённые на рисунках? Розан Купавка Что увидели нового на рисунках?

8 Листья Как выполняются листочки в городецкой росписи? 1.Подмалёвок 3. Оживка белым цветом 2. Оживка чёрным цветом

9 А теперь будем творить и пробовать себя в городецкой росписи! Создадим узор в полосе!

Городецкая роспись презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Слайд 1

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ Презентацию подготовила: Базанова Елена Михайловна

Слайд 2

Городецкая роспись возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Это фантастические цветы, птицы, кони, выполненные масляными красками и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры. Городецкую роспись отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой и характерный рисунок – растения, животные, разнообразные жанровые сценки. Как правило, все элементы узоров городецких мастеров выполнены красными, розовыми , синими, голубыми , зелеными и черными красками на ярко- желтом фоне.

Слайд 3

Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.

Слайд 4

Среди обилия деревянной продукции, выпускаемой заволжскими мастерами, более всего были известны городецкие прялки. Именно с них и получила распространение знаменитая городецкая роспись.

Слайд 5

Важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать её сюжетность . Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития, пряхи за работой, и множество других сцен из народного быта.

Слайд 6

Для городецкой росписи характерна цветочная роспись с включением мотива «конь» и » птица»

Слайд 7

Основные элементы городецкой росписи: розан и купавка Розан Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана побольше, для купавки – поменьше. Этот первоначальный этап работы над композицией росписи мастера называется замалевок . Одна краска яркого цвета (красный, оранжевый, синий и т.д.), другая – белила. Цветной силуэт венчика получают, смешав белила с одной из ярких красок.

Слайд 8

Купавка Следующий этап – определение центра цветка . У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр исполняют чистой краской, без белил. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. После прописки дужек – лепестков цветы явно преображаются. Поверх первоначального силуэта цветного круга обозначается ажурный венчик розана и купавки. Завершающий этап росписи – оживка – линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще белилами. Белые штрихи, точки словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок.

Слайд 9

Городецкая ромашка

Слайд 10

Работа учащихся: Выполнить эскиз разделочной доски и, используя основные декоративные элементы городецкой росписи, выполнить рисунок в цвете. 1) Выполнить шаблон доски. 2)Выполнить роспись основного фона доски. 3) Прорисовка декоративных элементов: розанов, купавок. 4) Прорисовка декоративных элементов: листиков, оживки.

Одним из самых художественно совершенных промыслов России по праву считается хохломская роспись. Ее безукоризненная цветовая гармония, органичность мотивов и узоров сделала это направление одним из брендов страны, прямой художественной ассоциацией. Из этой статьи вы узнаете, каковы основные цвета хохломской росписи, какие цвета используются дополнительно и как самому нарисовать простой цветочный мотив.

Основные цвета хохломы

Хохломской промысел – это цветовая гамма из ограниченного круга сочных оттенков, высокая художественность изображения, только ручная работа, отсутствие геометричности, плавность линий и форм.

Главных цветов у хохломы всего три: черный, красный, золотой. Это не значит, что на этом колористика промысла заканчивается. Но большинство работ используют только это трехцветие, и ассоциируется направление именно с этими сочными цветами.

Как известно, случайностей в народном искусстве фактически нет. И хохломская роспись не является исключением. Каждый цвет имеет свое значение, в большинстве случаев – сакральное.

Значение цветов хохломы:

  • Черный. Цвет абсолюта. Ассоциируется с вечностью, бесконечностью, глубиной, самим воплощением Вселенной. Это категоричный цвет, но он же является самым выразительным, контрастным: на его фоне большую информативность проявляют другие цвета.
  • Красный. Цвет здоровья, процветания и красоты. Формула счастья, которая не может обойтись и без крепкого здоровья, и без удачи и достатка, и без эстетики, которая делает нашу жизнь выразительнее, совершеннее.
  • Золотой. А это сама жизненная сила, энергия Солнца и огня, плодородия и благополучия. Золото ассоциируется и с богатством, и с успехом, и со славой. Золотой цвет настраивает на роскошь, в том числе, и роскошь жить красиво, счастливо, в угоду себе и в мире с окружающими.

Таким образом, можно сказать, что три основных цвета хохломы несут в себе некоторую колористическую формулу. Да, без других цветов в жизни не обойтись, невозможно написать ее в трех красках. Но они глубоко символичны, выразительны и самодостаточны. Интересно, что и сейчас многие люди признаются, что покупают расписные хохломские изделия, потому что считают, что они наполнены нужной энергией. И это энергия благополучия и процветания, достатка и крепкого здоровья.

Каждый цвет имеет свое значение, в большинстве случаев – сакральное.

И если можно узор и цветовое решение народного промысла считать неким посланием, культурным месседжем от предков, то он определенно несет в себе мощное начало, энергетически сильное и радостное.

К краскам, которые принято использовать в хохломе, предъявляются высокие требования, ведь некоторые из них в ходе последующей обработке изделия могут высыхать и выгорать под действием высоких температур. Потому мастера пользуются минеральными термостойкими красками: охрой, суриком, киноварью, кармином, хромовой зеленью, сажей. Краски эти разбавляются очищенным скипидаром. Как видите, помимо красного (киноварь) и черного (сажа) упоминаются и другие цвета. Они используются как вспомогательные и оживляют рисунок.

Дополнительные цвета

Зеленый, коричневый и желтый – вот цвета, которые действительно помогают оживить изображение, добавить ему динамики. Допустимы белый, оранжевый, голубой и изумруд, но они встречаются реже. Хотя в современных изделиях, выпущенных в наши дни, такие цвета проникают все больше. На самом деле фабрики, выпускающие изделия хохломской росписи, пытаются разнообразить ассортимент, выходя за рамки представлений о хохломе, которые у потребителя могут быть довольно узкими.

Если вы видите работу, где используются не только основные цвета, это не значит, что нарушена некая незыблемая каноничность. Во введении других цветов нет ничего рушащего устои: промысел не мог бы развиваться, если бы мастера использовали только трехцветие и ничего больше. Но художественный образ хохломы в массовом сознании это, как ни крути, черный, красный и золотой – пламенная триада цветов счастья.

Познавательное видео о производстве и росписи хохломы.

Виды хохломской росписи

Основные виды (или типы) хохломского письма – фоновой и верховой. Каждый вид придерживается своей технологии, и овладеть ею не так-то просто.

Полную информацию о популярных орнаментах хохломы читайте в статье: «Народный промысел хохлома: история, виды росписи, основные цвета и мотивы».

Верховой

Традиционно верховой вид росписи выполнялся на уже пролуженной поверхности, художник использовал мягкие мазки при нанесении красок, двигал кисть пластично. Так получалась ажурная хохлома.

Орнамент верховой росписи:

  • Травный рисунок. Нестареющая классика, которая ассоциируется с луговыми и полевыми травами. В основе рисунка витиеватые травинки, которые художник выписывает ажурно и мелодично. В этих травах то и дело проглядывают колоски, горошек, мелкие ягодки. С таким орнаментом мы сталкиваемся еще в детстве, и даже если взяты другие цвета, узнаваемый травный мотив это не что иное, как традиция хохломы.
  • «Под листок», «под ягодку». А для этого исполнения мазки должны быть более широкие, именно они делают листочки плавными по форме. Ягодки мастер делает тычком кисти. Это стилизованный орнамент, в котором художник закодировал народные мотивы. Смородиновые гроздья, крыжовник и земляника, колокольчики и ромашки – вот главные персонажи хохломского орнамента. Именно этот орнамент допускает появление коричневого, зеленого, белого, желтого.
  • «Пряник». Орнамент изящно вплетается в геометрическую фигуру. Круг это или ромб, а может быть, квадрат – у художника есть варианты. Посреди фигуры появляется стилизованный рисунок, означающий солнце. И общее изображение и правда напоминает солнце с лучами, причем, солнце, которое постоянно пребывает в движении.

Каждый орнамент и каждый узор интересен, самобытен. Как узоры рождались и оттачивались, можно узнать из книги потомственно мастера росписи, хохломичанина А. Красильникова «Золотая Хохлома».

Фоновый

До нанесения рисунка на поверхность изделия наносится фон. Он красный либо черный, но рисунок на нем будет золотым.

Фоновая роспись:

    • «Под фон». В исполнении чрезвычайно сложна, не всякий мастер возьмется за такую работу. Но именно эти изделия и имеют высокую ценность. До заполнения фона на поверхность художник наносит контуры мотивов. Формы больших мотивов мастера моделируют штриховкой. По окрашенному фону художник может писать мелкий травный узор, называемый «припиской».

Техника «Под фон»

    • «Кудрина». Такое название роспись получила из-за изобилующих в ней круглых завитков, которые создают сказочные формы цветов и растений, птиц. Основную роль здесь играет криуль – контурная линия. При этом краски золотистую поверхность закрывать будут весьма незначительно. Орнамент художник начинает выполнять ритмичными и плавными кистевыми движениями, а потом фон окрашивает одной либо двумя красками. А вот прорисовка в узоре делается скупыми штрихами, внутри же золотистых лепесточков появляются цветовые пятна, которые созвучны фону.

«Кудрина»

Очевидно, что неслучайно именно хохлома цитируется сегодня чаще остальных видов народной росписи. Это не просто красивое художественное направление, но и технически совершенное, сложное, требующей подготовки.

Как нарисовать простой цветочный мотив?

Для тех, кто только учится, уроки не должны быть сложны. Начинайте с простого, чтобы творчество приносило радость, а не обрастало сложностями с первого же шага.

Для работы вам понадобятся:

Простой цветочный мотив в 5 шагов:

  1. Золотым восковым мелком нарисуйте рябиновый листочек из 5 частей. Тем же цветом рисуете изогнутую веточку рябины.
  2. Красным восковым мелком рисуете около 10-12 ягодок рябины.
  3. Золотым продолжаете рисовать веточку, но с изгибом вниз, и снова листочки.
  4. Зеленым мелком «оживляете» рисунок кудрявыми травками, добавляя их уместно к основному рисунку. Сверху и снизу проводите красные полосы для обрамления.
  5. Прямо на рисунок кисточкой потолще наносите черную гуашь. Краска будет заполнять фон, и скатываться с рисунка.

Проще этого урока быть не может, и такое знакомство с народным промыслом можно предложить и ребенку.

Красочность и детальность – главные качества хохломы, за что этот нижегородский промысел и полюбили. Осваивать направление нелегко, но удовольствие от работы компенсирует трудности.

Удачи!

Для росписи в районе Городца использовали яичные краски, позже масленые, темперные на казеиново-масленой основе и гуашевые краски которые наносили на предметы росписи большими цветовыми пятнами, без предварительного контура. Раньше мастера рисовали на загрунтованном фоне и только после второй мировой войны городецкую роспись стали наносить сразу на деревянную поверхность, что сделало роспись более легкой и прозрачной. В последнее время для росписи могут также использоваться акриловые краски.

Замалёвок

охра

розовый

красный

бордовый

голубой

синий

зеленый

Для цветов и ягодок используются следующие краски: охра, розовый (красный+белый), красный, бордовый (красный+черный), голубой (синий+белый) и синий. Для листьев чаще всего используется городецкий зеленый который состоит из зеленного желтого и немного коричневого. Иногда рисуются маленькие листики коричневой краской.

Тенёвка

черный

коричневый

синий

Основные цвета тенёвки: черный, темно-коричневый, для синих и голубых элементов темно-синий. Использование черной краски для тенёвки делает орнамент более контрастным и яркими. А тенёвка всей росписи коричневой краской делает ее более нежной и легкой.

Разживка

белый

желтый

Основным цветом разживки является белый, жёлтый может использоваться лишь как небольшой акцент на листьях и цветах или вовсе отсутствовать.

Городецкая роспись – что это такое, история, основные элементы и цвета, какие есть виды?

Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

Что такое городецкая роспись?

Народный декоративный художественный промысел, который развивался в районе Горьковской области в середине 19 века. Стиль выделяется яркими оттенками и лаконичностью. Изначально ей украшали жилища и разнообразные предметы быта. Особой популярностью пользовались местные прялки, которые продавались в большом количестве практически по всей территории России. Городецкая роспись – это стиль, который трудно перепутать с другими. Все изделия отличаются забавными расписными картинками.

История городецкой росписи

Одним из достижений 19 века считается появление данной техники в изобразительном искусстве. Изначально городецкая роспись встречалась на доске прялок. Их украшали особой техникой инкрустации: в углубления изделия вставлялись фигурки, вырезанные из дерева другой породы. Таким образом, всего из двух оттенков чистого дерева мастера того времени создавали настоящие шедевры народного искусства. Во второй половине столетия увеличилась потребность в изготовлении прядильных донец и инкрустация стала очень трудоемким способом их украшения.

Было решено заменить ее резьбой с покраской, а уже ближе к концу века основным декором стали живописные элементы. В то время данный вид искусства называли русским народным художественным промыслом. Старинные традиции до сих пор сохраняют современные мастера, которые трудятся на фабрике «Городецкая роспись». Их умения оценены по заслугам настолько высоко, что некоторые получили награду лауреата Репинской премии.

Особенности городецкой росписи

Данная техника выделяется определенными характеристиками:

  1. Во время росписи мастера используют свободный мазок.
  2. Сюжеты берут из тихой провинциальной жизни. Городецкие рисунки отличаются содержательностью.
  3. Отличительная особенность использование ярких красок и применение контурной обводки отдельных элементов.
  4. Роспись осуществляют без предварительных набросков.
  5. В городецких росписях можно увидеть экзотических барсов и львов, коней или петухов в воинственной позе.
  6. Используют разные приемы – широкие мазки или тонкие линии и штрихи.

Элементы городецкой росписи

Данный стиль отличается содержательностью. В городецкой росписи часто изображают следующие элементы:

  1. Геометрические. Среди основных элементов выделяют точки, круги, скобки, капли, спирали и штрихи.
  2. Растительные. Сюда относят городецкие цветы, выделяющиеся разнообразием форм и красок. К популярным видам можно отнести изображение бутонов, ромашек, купав и роз. Листья рисуются группами от двух до пяти лепестков.
  3. Животные. Данные мотивы глубоко символичны. Птица воплощает семейное счастье, а конь – богатство.

Основные цвета городецкой росписи

Изначально стиль представлял собой создание изображений, выполненных в технике мазков в свободной форме, которые потом обводили черной или белой линией. Интересуясь, какие цвета используются в Городецкой росписи нужно знать, что они разделялись на оттенки, применяемые для создания фона и для нанесения самого рисунка. Для первого берут следующие цвета:

  • синий;
  • красный;
  • зеленый;
  • черный.

Городецкая роспись выделяется следующими основными цветами для нанесения любого изображения:

  • охра;
  • розовый;
  • красный;
  • голубой;
  • синий;
  • белый;
  • зеленый;
  • черный;
  • желтый.

Виды городецкой росписи

Данный стиль отличается содержательностью. Городецкая роспись по дереву предполагает изображение цветов, коней и разных сюжетных мотивов. Рассмотрим особенности каждого:

  1. Цветочная роспись. Самая простая в исполнении. Основными элементами тут представлены следующие элементы росписи: букет, гирлянда, ромб, цветочная полоса и венок. Данная городецкая роспись для детей самая простая, поэтому часто используется при обучении.
  2. Цветочная композиция с добавлением мотива «конь» и «птица». Подобные элементы встречаются на кухонных досках, мебели и разных мелких предметах.
  3. Сюжетная роспись. Самый сложный вид в городецкой росписи. Картины изображают сценки из повседневной жизни и иллюстрации к различным сказкам. Популярным является изображение свадебного застолья.

Технология городецкой росписи

Современные мастера для создания картин в данной технике используют краску – темпера. Ее можно заменить гуашью с добавлением клея ПВА. Из каждого выбранного цвета создают два оттенка: один разбеленный, а другой насыщенный. Этапы городецкой росписи:

  1. Роспись можно выполнять сразу на деревянной основе или предварительно покрыть ее желтой, красной или черной краской.
  2. Тонкими линиями с помощью карандаша намечается будущий узор. Делают подобные действия для основных элементов.
  3. Широкой кистью наносят основу цветков в виде пятен правильной круглой формы.
  4. Сверху делают повторные мазки более темным оттенком. После завершения крупных элементов с помощью нескольких мазков формируют листочки.
  5. На заключительном этапе с помощью тонкой кисти наносят штрихи и точки черного и белого цвета.
  6. После высыхания все изделие покрывают бесцветным лаком.

Городецкая роспись – примеры

Для знакомства предлагаем посмотреть несколько ярких примеров данного стиля:

  1. Шкатулка, украшенная сюжетной картиной – прогулка влюбленной пары на повозке запряженной тройкой лошадей.
  2. Набор спецовниц украшенный разными цветами.
  3. Расписная тарелка, на которой изображены птицы и цветы.
  4. Городецкая роспись, где цветы и птицы переплетаются с сюжетами из жизни богатых людей.
  5. Оригинальная хлебница, которая благодаря яркому дизайну станет украшением кухни.
  6. Сундук, расписной цветными узорами необычных форм и расцветок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *