Государственное образование

Государственная политика в области образования статья на тему

Апрельская В.И. 03.02. 2015

Государственная политика в области образования

1. Приоритеты государственной политики в области образования.

2. Стратегические цели согласно Национальной доктрины образования.

3. Главные цели ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Основные особенности изложеные в новом законе «Об образовании в Российской Федерации».

  1. Приоритеты государственной политики в области образования:
  • бесплатность полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;
  • равный доступ всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;
  • получение образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.
  • модернизация школы, которая предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
  • воспитание как первостепенный приоритет в образовании
  1. К стратегическим целям в доктрине отнесены:
  • создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
  • укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;
  • кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;
  • утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.
  • исключительно важное значение имеет определение в доктрине соответствующих названным целям главных задач, стоящих перед системой российского образования. В круг этих задач входят обязанности системы образования обеспечить:
  • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
  • формирование культуры мира и межличностных отношений;
  • разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей,
  • формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
  • формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
  • формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
  • организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
  • непрерывность образования в течение всей жизни человека;
  • многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;
  • преемственность уровней и ступеней образования;
  • создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;
  • академическую мобильность обучающихся;
  • развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;
  • подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;
  • воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;
  • противодействие негативным социальным процессам;
  • экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

  1. Главные цели Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

− создание правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики;

− расширение образовательных возможностей граждан;

− комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционального более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования;

− обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.

  1. Основные особенности Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

1. Новый Закон в большей мере регулирует содержание образования, в том числе устанавливает требования к образовательным программам и стандартам, и более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.

2. Закон вносит изменения в юридическую терминологию российского права. Он вводит четкие определения терминов и понятий «образование», «воспитание», «обучение», «уровень образования», «квалификация», «учебный план», «практика» др.

3. Закон меняет термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация».

4. В соответствии с новым Законом образование в РФ подразделяется на:

− общее образование;

− профессиональное образование;

− дополнительное образование;

− профессиональное обучение.

5. Отдельные главы Закона посвящены регламентации правового положения обучающихся и их родителей (законных представителей), а также педагогических работников.

6. Впервые на законодательном уровне закреплены особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности (ст.5, 75, 77, 83 Закона), иностранным гражданам и лицам без гражданства и лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке (ст.36, 55, 70, 78, 105 и др.).

Особое внимание уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья(ст. 5, 11, 43, 48, 55, 59, 60, 79, 99, 108).

7. В Законе об образовании закреплены современные требования к образованию, связанные с внедрением в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения.

Впервые на законодательном уровне выделены отдельные нормы, посвященные:

− модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц (ст.13);

− сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях (ст. 16, 34, 98);

− использованию дистанционных технологий в образовательном процессе

8. Введены нормы, предусматривающие возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности частных (негосударственных) образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные и профессиональные образовательные программы (ст. 8,99,108).

9. В Законе об образовании уточнены термины о формах получения образования и форм обучения. С учетом международной практики, различающей понятие формального, неформального, информального образования, это образование может быть получено как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций (в форме семейного образования и самообразования − ст.17).

10. ФЗ ввел новое понятие: «организация, осуществляющая образовательную деятельность». К этой категории относятся не только образовательные организации (некоммерческие, осуществляющие лицензированную образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности), но и организации, осуществляющие обучение, то есть юридические лица, лицензированная образовательная деятельность которых не является

11. Одной из новаций ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является упорядочение типологии образовательных организаций: снято избыточное дробление на типы и виды, создававшие трудности при лицензировании и аккредитации.

12. Закон об образовании четко разделил полномочия органов власти в сфере образования (ст.108).

13. Глава 13 Закона об образовании посвящена экономической деятельности и финансовому обеспечению в сфере образования. Предусматривается, что нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себе затраты на оплату труда педагогических работников с учетом соотношения преподавательской и другой работы, а также с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников.

14. Закон об образовании более полно раскрывает правовой статус руководителя образовательной организации (ст. 51). Изменения коснулись порядка назначения или избрания по руководящую должность.

Основные принципы государственной политики в России

· равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

· запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

· сохранение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;

· равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

· гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

· право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;

· содействие развитию национальных культур и языков народов России;

· своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

· запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

· защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

Национальная политика в Российской Федерации призвана создать наиболее благоприятные условия для свободного развития всех народов и каждого человека в отдельности.

Социальный конфликт и пути его разрешения

1. Конфликт — это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

А. Участники конфликта называются субъектами конфликта. Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом.

Участники конфликта
Свидетели — это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны Подстрекатели — это те, кто подталкивает других участников к конфликту Пособники — это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами Посредники — это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт

Б. Вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт,— предмет конфликта.Причина и повод конфликта отличаются от его предмета.


Причина конфликта Повод для конфликта
Объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Она связана с потребностями конфликтующих сторон Незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным

Для правильного и всестороннего понимания конфликта необходимо провести разграничение между ним и противоречием. Противоречие — это фундаментальная несовместимость, несогласие каких-то важных — политических, экономических, этнических — интересов.

В. Противоречия можно классифицировать следующим образом:

Виды противоречий

Наименование вида Его сущность
Внутренние противоречия Берут свое начало в столкновении внутригрупповых, внутриорганизационных и других интересов участников малых социальных групп
Внешние противоречия Возникают между двумя или несколькими социальными системами
Антагонистические (от греч. antagonizomai — борюсь против кого-нибудь) неприми- римо враждебные) противоречия Лежат в основе конфликта, в котором его субъекты преследуют противоположные интересы. Примирить субъектов подобного конфликта можно лишь на время, отложив таким образом конфликт, но не разрешив его
Неантагонистические противоречия Имеют место между субъектами конфликта, интересы которых могут быть согласованы, т. е. данный вид противоречий подразумевает возможность компромиссов путем взаимных уступок
Основные противоречия Определяют возникновение и динамику конфликта, характеризуют взаимодействие между основными его субъектами
Неосновные противоречия Сопутствуют конфликту; как правило, они связаны с второстепенными субъектами конфликта
Объективные противоречия Обусловлены явлениями и процессами, не зависящими от воли и сознания людей, поэтому исключить данные противоречия невозможно без устранения самой их причины
Субъективные противоречия Обусловлены волей и сознанием людей: связаны со спецификой характеров, различиями в манере поведения, мировоззрением, ценностных ориентациях

Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта и проявляется в социальном напряжении — чувстве неудовлетворенности положением дел и готовности его изменить. Но противоречие может так и остаться противоречием, не дойдя до открытого столкновения, т. е. конфликта.

Таким образом, противоречие выражает скрытый и статический момент явления, а конфликт — открытый и динамический.

2. Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.

А. Ученые определяют следующие функции социальных конфликтов:

Позитивные Негативные
· Информирование о наличии социальной напряженности · Стимулирование социальных изменений · Снятие социальной напряженности · Создание стрессовых ситуаций · Дезорганизация социальной жизни · Разрушение социальной системы

Б. Конфликты порождаются различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон. Можно выделить следующие причины социальных конфликтов:

Мнения учёных-филологов по поводу вопроса о том, что же такое образование, схожи. Например, Ефремова Т.Ф. считает, что «Образование -уровень, степень познания; образованность» , таким образом рассматривая это понятие как номинальный термин. С.И. Ожегов же говорит о том, что «Образование — совокупность знаний, полученных в результате обучения» . Тут образование рассматривается как нечто, накопленное со временем, опытом.

Структуру разделения образовательной системы с соответствующими нормативными и законодательными актами можно увидеть на рисунке 1.

Рис. 1. Структура образования с соответствующими актами

Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» закреплено понятие образования как единого целенаправленного процесса как воспитания, так и обучения, а также совокупности приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, направленных на развитие личности в целом и отдельных ее особенностей. Таким образом, можно судить о значимости образования не только в воспитательном аспекте, рассматривая его как нечто, способное превратить необразованного гражданина в ликвидный товар на рынке труда, но и понимать данный феномен как явление социальное и массовое, способное поднять и духовный уровень индивида на достаточно высокую ступень.

Закон определяет также и область деятельности образования, то есть указывает на необходимость таких важнейших характеристик и принципов, как «признание приоритетности образования, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства, создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе, светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания, обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека, автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций, демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями, недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования, сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования». Таким образом, выводятся нормы, необходимые для корректного осуществления образования на территории РФ.

Федеральный закон также рассматривает полномочия органов государственной власти в системе образования, в основном делая акцент на всеобщей доступности и равномерности возможностей для осуществления государственной политики на всей территории РФ, о чём сказано в 9 статье закона.

Среди полномочий федеральных органов государственной власти в сфере образования можно выделить: «разработка единой государственной политики, разработка и осуществление государственных программ» для осуществления постоянного развития системы получения образования, «утверждение стандартов» работу с предприятиями — как муниципальными, так и частными — для регулирования их деятельности и контроля за надлежащим исполнением ими своих обязанностей.

Образование имеет особую приоритетность в государственной политике. Основным документом, утверждающим это письменно, является Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 года № 751. Данный акт определяет стратегию и основные направления развития образования, цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года .

Доктрина создана для того, чтобы дать возможность каждому получить качественное образование, а также совершенствовать полученные на начальном этапе навыки в течение всей жизни.

Данная доктрина является основным документом, только лишь ссылаясь на который можно создать опору и конструировать новые ветви и пути совершенствования образовательных программ.

Согласно доктрине система образования призвана обеспечить: историческую осведомлённость поколений, сохранение, экстраполирование и развитие национальной культуры; патриотичное воспитание граждан Российской Федерации, которые являются членами правового, дeмократического, социального государства, которые бы смогли уважать права и свободы личности и обладали высокой нравственной и духовной силой; разнонаправленное и своевременное развитие детской и молодёжной возрастных групп, предоставление возможности самообразования и саморeализации личности; стремление к осуществлению сформированности у дeтей и молодежи полного миропонимания и современного научного восприятия мира, развитие культурных межэтнических взаимоотношений; систематизированное обновление всех аспектов образования, которое способно отражать изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий; непрерывноe образования в тeчении всей жизни человека; многообразиe типов и видов образовательных учреждений и множество образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования; основа на преемственности уровня и ступеней системы образования; комплексное развитие дистанцированного обучения, реализация программ, предоставляющих возможность пользования информационными технологиями в образовании; развитие национальных традиций при работах с необычно одаренными детьми и молодежью, всевозможное участие педагогических работников в научной деятельности; воспитание высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов в различных областях, способных к профессиональному росту, развитию и профессиональной мобильности в условиях информатизационных преобразований общества и развитие новых наукоемких технологий; экологическое воспитание, которое формирует бережное отношение к природе.

Помимо определения главных направлений и целей для образовательной системы необходимо понимать, какие действия предпринимаются государством для их осуществления. Для регламентирования действий, необходимых для нормального функционирования государственного аппарата в этой области, используется метод программирования, в результате которого разрабатывается ряд программ для различных степеней образования. При этом ключевой программой является та, что разработана и утверждена Правительством РФ. С её помощью определяется стратегия реформирования системы российского образования и намечаются важнейшие мероприятия по ее реализации.

Действующая программа – «Государственная программы Российской Федерации «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы» – утверждена Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 года № 803 . Положение об управлении Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы было утверждено Приказом Минобрнауки Россииот 7 февраля 2011 г. N 61 .

Ежегодный доклад об итогах реализации Федеральной целевой программы развития образования представляется палатам Федерального Собрания РФ и публикуется в официальном печатном органе.

Принципы, которыми необходимо руководствоваться государству при формировании и реализации своей образовательной политики, а также формировании нормативно-правовых актов в области образования, закреплены в статье 3 Закона РФ «Об образовании». Далее следует цитата из этого закона, в которой прописаны принципы.

«1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования» .

Данные принципы является одними из наиболее значимых, так как в них указываются приоритетные опорные точки, исходя из которых можно рассматривать образование как нечто, способное развить в личности основные качества, необходимые для жизни. Они полностью соответствуют положениям Конституции РФ, устанавливающим правовой статус личности.

Российское образование имеет богатую историю, и долгое время считалось одним из сильнейших в мире. Названные принципы максимально полно её учитывают, таким образом, давая понять, что при качественном функционировании государственного аппарата образование может быть получено качественным образом.

Не все люди одинаковы. Есть и те, кто не может в полной мере самостоятельно получить достаточно качественное образование. Законом предусмотрено предоставление возможности получения оного всем, без исключения, что также отражено в принципах государственной политики в сфере образования.

У граждан России нет никаких ограничений на количество получаемого образования. То есть тот спектр, который каждый человек в обществе хотел бы получить, зависит только от него самого — государство в этом отношении проводит политику без ограничений.

Лучший способ для того, чтобы обеспечить наибольшее стремление к чему-либо – это конкурентная борьба, а так как государство рассчитывает на выход из образовательных заведений качественных кадров, то, разумеется, поддерживает всячески такой способ осуществления деятельности.

Государственная политика в сфере образования являет собой сумму разномастных мероприятий, акций, действий государственных органов, осуществляемых ради одной цели – поступательного развития российского образования.

Российская Федерация является правовым государством. Исходя из этого права всех его граждан, и в том числе право на получение качественного образования, должны соблюдаться. Об этом сказано во второй главе Конституции РФ. И они соблюдаются. Также образование провозглашено одним из главных приоритетов государственной политики .

Безусловно, государству необходимы ценные кадры, а значит, оно заинтересовано в неуклонном развитии сферы образования, связанного не только с вопросами соблюдения прав и свобод человека и гражданина, но и с успешным развитием российской экономики, социальным благополучием нации, а также состоянием национальной безопасности.

Таким образом, сфера образования представляет собой одно из способов правового, культурного, социального, духовного и даже материального развития, как отдельных граждан Российской Федерации, так и всей нации в целом.

Безусловно, как было сказано выше, государство нацелено на то, чтобы в будущем образовательная стезя стала приоритетной. Для этого оно реализует ряд мероприятий, таких как:

— создание развитой нормативной и правовой базы, которая является также основой и влияет на формирование самостоятельного отраслевого сектора в законодательстве. Об этом можно судить из перечня документов, некоторые из которых были рассмотрены в первой главе.

Ознакомиться со схемой основных документов нормативно-правовой базы можно на схеме 1.

Схема 1. Структура образования

— структуризация и распределение средств на нужды, связанные с образовательным сектором. При этом создаётся благоприятная экономическая среда для правильного функционирования;

— создание чёткой иерархической лестницы с заполнением чинов для управления всеми подпунктами, описанными в нормативно-правовых актах.

— подготовка квалифицированных специалистов во всех областях, преподаваемых как в школах, так и в ВУЗах;

— орган, ответственный за регулирование и надзор за исполнением прописанных правил предоставления качественного образования, будет рассмотрен далее, но уже из его названия — Министерство образования и науки -видно, что осуществляются предпосылки ко всё большему сплочению этих двух отраслей;

— налаживание и создание множества связей со странами-партнёрами для расширения возможности отправки российских студентов и пр. для прохождения практик и работы за рубежом. Об этом же можно судить и из того, что в последнее время прослеживается тенденция к изучению более чем одного иностранного языка;

Образование в демократическом государстве должно быть со свободным началом, обеспечивающим наличие нескольких мнений, взглядов, а также убеждений. Другими словами, заложить в человеке систему ценностей, отвечавшую бы всем требованиям, которым отвечает воспитание, присущее развитой, самостоятельной личности с собственным мнением.

Тем не менее, свобода, провозглашаемая принципами государственной политики, не подразумевает никаких приоритетов, выходящих за рамки Конституции Российской Федерации.

Главным государственным ведомством, ответственным за повсеместное осуществление государственной политики в РФ, придерживающимся всех принципов образовательной системы, отражающим нормы и правила, следуя которым оно должно осуществляться, является Министерство образования и науки, организованное 9 марта 2004 года Указом Президента Российской Федерации N 314. Действующим главой Министерства является Дмитрий Викторович Ливанов, член Высшего совета партии «Единая Россия» .

«Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений» .

Министерство образования и науки, являясь органом по осуществлению деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов с помощью реализации властных полномочий, добивается того, чтобы всем вышеперечисленным сферам его деятельности была предоставлена качественная среда для полноценного воплощения всех этих идей согласно установленным правилам и порядку. Помимо перечисленных функций данный орган государственного аппарата также способен разрабатывать и вносить в Правительство РФ проекты изменения законодательства на различных уровнях.

Среди основных целей деятельности ведомства следует выделить некоторые. Итак, Министерство:

  1. Обеспечивает доступность качественного образования для каждого из слоёв населения для снижения социальной дифференциации общества, а также делает это основой мобильности.

  2. Пытаясь предугадать перспективы развития экономической сферы, а также осознавая её нынешнее состояние, стремится обеспечить все необходимые для правильной её работы сектора квалифицированными рабочими кадрами, а также стремится к созданию сферы, в которой возможно будет осуществлять непрерывное образование.

  3. Привлекает силы, чтобы мотивировать детей и учащихся образовательных заведений на присоединение и участие их в социально-политической, экономической, а также культурной жизни общества.

  4. Создает условия для максимального раскрытия научно-технического потенциала.

  5. Не забывает об инновационной деятельности и решает вопросы таким образом, чтобы позволить инновационной деятельности иметь все возможности для развития.

Важнейшим элементом работы Министерства является создание и продвижение проектов, проектирование системных методов предоставления качественного образования на всей территории РФ. Проектами также осуществляется основное реформирование образовательного процесса со стороны законодательного обоснования, процессуального осуществления, требовательного к учебным заведениям, в том числе, как и к состоянию самих зданий, так и к уровню преподаваемых дисциплин и количеству выпускников ежегодно. Разрабатываются технологии для решения всех этих и других вопросов.

Минобрнауки состоит из 16 департаментов, каждый из которых регламентирует деятельность закреплённой за ним области. Департамент информационной и региональной политики; Департамент стратегии, анализа и прогноза; Департамент государственной политики в сфере высшего образования; Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей; Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи; Административный департамент; Департамент аттестации научных и научно-педагогических работников; Международный департамент; Департамент финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки; Департамент управления программами и конкурсных процедур; Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО; Департамент государственной политики в сфере общего образования; Департамент управления сетью подведомственных организаций; Департамент по вопросам государственной службы, кадров и профилактики коррупции; Департамент науки и технологий; Правовой департамент.

Событие, которое является отправной точкой, переломным моментом, после которого образование начало развиваться в другом направлении называется Болонская конвенция. Иначе, Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Считается, что основные его цели были достигнуты в 2010 году. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России, Украины, Казахстана. Основными целями Болонского процесса являются:

  • построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

  • формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы;

  • повышение престижности в мире европейской высшей школы; обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние;

  • достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования;

— повышение качества образования.

«Повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания. Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. Декларация содержит семь ключевых положений:

1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

2. Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей

7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований» .

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками: с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра; до 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации. Участники Болонского процесса. Участниками Болонского процесса и декларации «Зона европейского высшего образования» являются: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Эстония, Португалия, Россия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария и Швеция.

Какова структура управления Болонским процессом? Высшим органом, принимающим решения по всем вопросам структуры и развития Болонского процесса, выступает совещание министров образования стран-участниц, которое собирается один раз в два года. Между совещаниями министров руководящим органом Болонского процесса является Болонская рабочая группа (Bologna Follow-up Group), в которую входят по 2-3 представителя от каждой их стран, обычно один из соответствующего министерства и один – от академического сообщества страны. Председательствует в Болонской группе представитель страны, которая в данный период времени председательствует в Евросоюзе. Группа утверждает график международных тематических семинаров по проблемам Болонского процесса, собирает информацию для очередного совещания министров, обсуждает доклады стран-участниц перед их вынесением на совещания и т.д. Из членов Болонской группы избирается Совет (Board), который состоит из председателя, вице-председателя, представляющего страну проведения ближайшего совещания министров, представителей стран, которые председательствовали в предыдущем году в Евросоюзе и будут председательствовать в следующем, представители трех стран, избираемые Группой на один год, а также председатель Еврокомиссии и, с правом совещательного голоса, представители Европейской ассоциации университетов (EUA), Европейской ассоциации высших учебных заведений (EURASHE) и Национальных союзов студентов Европы (ESIB). Формируется также секретариат: его составляют 3 сотрудника Министерства образования страны – места проведения ближайшего совещания министров. Секретариат осуществляет организационную и техническую работу, обеспечивая деятельность Группы и Совета.

После проведения анализа Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы нами были выявлены некоторые проблемы. Ещё начиная с советского периода количество студентов, имевших желание получать высшее образование, а также и возможность для осуществления этого значительно отличалось от количества таковых на Западе и в Европе .В России мало кто понимает, чего он хочет получить от образования. Важно чётко определить, какие именно знания каждый хочет обрести.

После бесед с людьми, имеющими вес в данной сфере, нами была обозначена одна из важных проблем, а именно, этой проблемой является финансирование учебных заведений в плане зарплаты учителям. Зачастую инвестиции со стороны родителей, которые поступают на нужды класса, праздники, общие собрания и т.д. изымаются тем заведением, куда направляются с целью перенаправления их на зарплаты учителям. При таком раскладе и сами учителя, бывает, лукавят и забирают часть средств себе. Хотя это происходит не везде, социальных коммуникаций никто не отменял. Родители, переговариваясь между собой, передают информацию от одних к другим. Таким образом, создаётся определённое мнение, а именно, мнение недоверия к преподавателям. Отсюда проблемы сбора денег в тех заведениях, которые осуществляют правильную, открытую политику в этом плане, усугубляется. Решением этой проблемы, помимо грамотного финансирования со стороны государства и модернизации региональных систем школьного образования, является создание закрытых лицевых банковских счетов, снять деньги откуда возможно только при достаточном обосновании целей, которые будут преследоваться при их использовании.

Очередной проблемой российского образования является то, что большое количество выпускников определённых специальностей не подкреплено достаточным количеством рабочих мест. На данный момент сложилась тенденция смещения основной направленности образовательного пути в сторону гуманитариев. Таким образом, образуется профицит философов и дефицит технарей. В итоге первые не могут подолгу найти работу, а вузовские потоки вторых пустуют. Для преодоления этой проблемы правительство активно стимулирует технические специальности, наделяя их большим количеством бюджетных мест и отбирая их у гуманитариев. Но тут же образуется недостаток другой направленности — по итогу будут выпускаться некачественные кадры, ведь если на технические специальности поступают по принуждению, то о качественном восприятии знаний и речи быть не может.

Также необходимо проводить ежегодное обновление базы учебников. В обстановке быстро развивающейся структуры необходимых знаний есть проблема устаревания тех материалов, по которым работают преподаватели. Таким образом, получаемая информация к тому времени, когда ей будет пора воспользоваться, оказывается никому не нужной. Для решения данной проблемы возможно проведение различных семинаров и тренингов, курсов повышения квалификации.

Нельзя не упомянуть проблему коррумпированности образовательной сферы. Сейчас возможна покупка всего, будь то место на факультете, курсовая или дипломная работа. Полностью избавиться от этого невозможно, но для частичного решения можно осуществлять постоянные проверки и проводить акции по ужесточению наказаний при обнаружении таких деятелей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Ъ публикует наиболее содержательную часть доклада Госсовета «Образовательная политика России на современном этапе» — главу 3 «Основные направления, этапы и меры реализации образовательной политики»

Модернизация образования — это масштабная акция государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.

На первом этапе — в 2001-2003 годах — происходит восстановление ответственности государства в сфере образования, государство выступает как инициатор и главная движущая сила реальных изменений в образовании. Государство обеспечивает запуск процесса модернизации образовательной отрасли, создавая при этом необходимые условия для широкого участия общества в этом процессе. Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса.
На этом этапе модернизация образовательной системы тесно связана с процессом ее стабилизации, с выходом на минимальные необходимые бюджетные нормативы. Государство в первую очередь должно заняться решением социально значимых проблем.
Основные направления и первоочередные меры образовательной политики этого этапа составляют:
1. Придание муниципальным учреждениям общего образования статуса государственного образовательного учреждения путем передачи их в ведение субъектов федерации, предусмотрев возможность делегирования государственных полномочий в этой сфере на муниципальный уровень, а также:
осуществление мер по постепенному переходу к долевому финансированию дошкольных образовательных учреждений и передачу в ведение субъектов федерации финансирования и реализации программ дошкольного образования;
разработку нормативно-правовой базы для соучредительства образовательных учреждений субъектами федерации и органами местного самоуправления, в том числе образовательных комплексов «школа—детский сад».
2. Обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством:
принятие государственных стандартов общего образования;
обновление содержания общего образования, его разгрузка, ориентация на потребности личности и современной жизни страны; экспериментальная отработка нового содержания общего образования;
введение профильного обучения в старшей ступени общеобразовательной школы;
формирование и приведение в действие прозрачной и эффективной, независимой от органов управления образованием государственно-общественной системы аттестации и контроля качества образования;
экспериментальная отработка форм единого государственного экзамена и других форм контроля качества образования.
3. Совершенствование структуры и увеличение бюджетного финансирования образования:
увеличение финансирования образования из федерального бюджета не менее чем на 25% в год в реальном выражении и не менее чем на 10% из бюджетов территорий;
выделение и последовательное увеличение доли бюджетных средств, направляемых на развитие образования (приобретение оборудования и информационных ресурсов, повышение квалификации преподавателей, финансирование научных исследований и экспериментальных инновационных площадок). Эти средства должны составлять не менее 15% от объема соответствующего бюджета на уровне профессионального образования и не менее 7,5% — на уровне общего образования;
поэтапный переход на нормативное финансирование образовательных учреждений. Экспериментальная отработка моделей нормативного финансирования и других организационно-экономических механизмов, обеспечивающих доступность и качество образования, эффективное использование средств, направляемых в образование;
ликвидация задолженностей государственных и муниципальных образовательных учреждений, накопившихся в результате неисполнения бюджетных обязательств и недофинансирования обязательств по платежам за коммунальные услуги.
4. Усиление социальной направленности системы образования:
введение государственных минимальных социальных стандартов в образовании;

принятие чрезвычайных государственных мер по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством;
обеспечение адресной социальной поддержки обучающихся из малообеспеченных семей, из числа инвалидов, сирот и оставшихся без попечения родителей;
создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей получения детьми из малодоходных семей среднего и высшего профессионального образования;
расширение доступности дошкольного образования с адресной поддержкой малообеспеченных семей;
принятие системы мер, направленных на обеспечение равного доступа к качественному образованию;
разработка и реализация целевой межведомственной программы «Образование и здоровье».
5. Всесторонняя поддержка сельских и поселковых школ, их приоритетная информатизация и обеспечение учебным оборудованием, совершенствование их образовательного процесса и материально-технической базы, оптимизация их сетевой координации на базе образовательно-производственных и социально-культурных комплексов.
6. Структурная и институциональная перестройка профессионального образования, усиление его ориентации на федеральный и местные рынки труда:
обеспечение приоритетной государственной поддержки ведущих вузов и научных школ, в том числе через создание федеральных научно-образовательных центров;
обеспечение интеграции академической, вузовской и отраслевой науки;
создание многоуровневых и многопрофильных учреждений начального и среднего профессионального образования; развитие системы профессиональных колледжей, выполняющих функции первой ступени высшего образования, как основы профессионального образования в малых городах;
развитие системы образования взрослых и непрерывного профессионального образования, концентрация переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
введение системы мер, обеспечивающих реализацию государственных приоритетов в профессиональном образовании (целевой госзаказ, целевые возвратные субсидии);
создание системы прогнозирования перспективной потребности в квалифицированных кадрах в разрезе профессий и территорий, совершенствование на этой основе формирования государственных заказов учреждениям профессионального образования.
7. Обеспечение экономической самостоятельности и разнообразия форм образовательных учреждений (организаций), ресурсной привлекательности системы образования путем внесения поправок в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ и другие нормативные акты; налоговое стимулирование юридических лиц и граждан, инвестирующих в образование или оказывающих ему безвозмездную поддержку.
8. Повышение социального статуса, государственной поддержки и профессионального уровня работников образования:
введение системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений с уровня субъектов федерации;
установление минимальной ставки оплаты педагогических работников на уровне не ниже прожиточного минимума;
введение надбавок, стимулирующих высокие результаты педагогической работы, а также надбавок молодым специалистам и за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях;
отказ от единой тарифной сетки и переход на отраслевую систему оплаты труда работников образования;
создание отраслевой пенсионной системы работников образования и совершенствование системы пенсионного обеспечения различных категорий педагогических работников;
предоставление отсрочки от призыва на действительную военную службу молодым специалистам-педагогам на время их работы в учреждениях общего и начального профессионального образования, детских домах и интернатах;
разработка и принятие федеральной межведомственной программы «Педагогические кадры России»; интенсивная переподготовка педагогических и управленческих кадров за счет средств бюджетов по направлениям модернизации образования.
9. Принципиальное обновление системы научно-методического обеспечения образования:
разработка и экспериментальная апробация моделей всестороннего реформирования системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
перестройка организации педагогической науки, преодоление ее оторванности от запросов современного общества и передовой образовательной практики, повышение ее роли в поддержке, проектировании, экспертизе образовательных инноваций, в обеспечении непрерывности процессов обновления образования.
10. Приведение нормативно-правовой базы сферы образования в соответствие с задачами ее модернизации.
На втором этапе, в 2004-2005 годах, предстоит в полном масштабе реализовать изложенные ранее меры, в частности, те, которые проходили экспериментальную проверку на первом этапе, развернуть новые модели содержания образования, его организации и финансирования. Все это должно быть основано на детальном анализе регионального опыта и специфики местных условий, должно обеспечивать достижение основных задач модернизации образования, в первую очередь — современное качество образования и его реальную доступность для населения.
Проведенные ранее эксперименты позволят четко определить социальные риски новых форм и выработать соответствующие компенсирующие механизмы. В ходе второго этапа будет проведено последовательное расширение ресурсного обеспечения образования, в первую очередь со стороны бюджетов всех уровней.
Особое значение на этом этапе приобретает разработка механизмов управления инновационными проектами, выстроенными с целью реализации новых моделей в образовании. Эти модели также должны разрабатываться и внедряться с учетом региональной специфики.
Вместе с тем на данном этапе значительно более важную роль в развитии образования должно играть общество: предприятия, семьи, местное самоуправление, общественные организации. Это будет обеспечиваться двумя факторами. Во-первых, доходы семей и предприятий (и прямо зависящие от них возможности местных бюджетов) позволят существенно увеличить платежеспособный спрос на образование, в первую очередь — профессиональное, и расширить поддержку образовательных организаций как в форме бюджетного финансирования, так и в виде спонсорской помощи. Во-вторых, формирование прозрачных механизмов управления образованием и образовательными учреждениями сделает возможными и эффективными различные формы общественной поддержки и контроля.
В целом образование будет более ориентировано на рынок труда и требования социально-экономического развития страны. Контракты с конечными потребителями частично вытеснят форму государственного заказа (особенно в начальном и среднем профессиональном образовании). Это позволит снизить темпы роста бюджетного финансирования профессионального образования, доведя их к концу периода до уровня, соответствующего росту ВВП (4-5% в год в реальном выражении). В то же время бюджетное финансирование общего образования из региональных и местных бюджетов должно сохранять высокие темпы роста до конца десятилетия.
Во второй половине десятилетия, в 2006-2010 годах, общество может ощутить первые результаты модернизации образования:
рост его ресурсообеспеченности в результате эффективного перенаправления сложившихся финансовых потоков (при этом частные средства, поступающие в образование, могут возрасти с 1,3% до 2,5% ВВП);
повышение качества общего и профессионального образования, выход массовой общеобразовательной школы на уровень современных требований и массовой профессиональной школы на уровень международной конкурентоспособности; на этой основе экспорт образовательных услуг России может составить от 2 до 3 млрд долл.;
снижение социальной напряженности в обществе, ликвидация наиболее одиозных очагов социального неблагополучия в виде детской беспризорности и преступности;
на основе повышения заработной платы работников образования до конкурентоспособного уровня будут обеспечены рост социального статуса и улучшение качественного состава педагогического корпуса, в частности его омоложение;
повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российской экономики в результате опережающего обновления материально-технической базы начального и среднего профессионального образования, их адаптации к рынкам труда.
Стартовым этапом для реализации всего, что изложено ранее, должны стать уже ближайшие месяцы, в течение которых необходимо завершить разработку механизмов запуска модернизации образования и обновления образовательной политики в целом.
Доступность, качество и эффективность — ключевые слова образовательной политики России на современном этапе ее социально-экономического развития.

Государственная политика в области образования

Смотреть что такое «Государственная политика в области образования» в других словарях:

  • Государственная политика в области образования — направляющая и регулирующая деятельность государства в области образования, осуществляемая им с целью эффективного использования возможностей образования для достижения вполне определенных стратегических целей и разрешения задач… … Официальная терминология

  • Государственная политика в области образования взрослых — совокупность воззрений на цели и задачи образования взрослых, воплощенных в разработанных органами центральной законодательной и исполнительной власти мероприятиях, обеспечивающих функционирование и развитие образования взрослого населения…… … Официальная терминология

  • Государственная политика в области обращения с ядерными материалами — определение задач, форм и содержания деятельности государства в названной области; предусматривает комплексное решение проблем нормирования получения, образования, использования, физической защиты, сбора, регистрации и учета, транспортирования и… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

  • Принципы государственной политики в области образования — основные положения, на которых базируется государственная политика в области образования.1. Автономность образовательных учреждений предоставление самостоятельности образовательным учреждениям в разработке и утверждении учебногоплана, порядка и… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ — основные положения, на основании которых осуществляется государственная политика в области образования: гуманистический характер образования; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования; светский … Профессиональное образование. Словарь

  • ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ — основные положения, на к рых базируется государственная политика в области образования … Педагогический словарь

  • Политика — сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами; одна из социальных наук. П. возникает вместе с государством, которое призвано обеспечить в обществе гражданский порядок,… … Педагогический терминологический словарь

  • ПОЛИТИКА — (греч., от polis город, государство). 1) наука, искусство управлять государством, государственная мудрость. 2) образ действия правительства, его виды и намерения. 3) знание светских обычаев, осторожность в обращении. 4) лукавство, хитрость.… … Словарь иностранных слов русского языка

  • Государственная программа — (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

  • Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации VI созыва — Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва палата Федерального собрания парламента Российской Федерации представительного и законодательного органа Российской Федерации. Срок полномочий: Дата начала … Википедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *