ГПД 1 класс

Подвижные игры в группе продленного дня

Елена Суркова
Подвижные игры в группе продленного дня

Проблема гиподинамии, как никогда актуальна в наше время. Еще десятилетие назад дети активно гуляли на улице после занятий в школе, посещали бассейны и спортивные секции. Сейчас досуг многих школьников – компьютер, который есть практически в каждом доме. Гиподинамия у детей еще более опасна, чем у многих взрослых, так как растущий организм требует адекватной работы мышц, сердца, сосудов, а от этого зависит и умственная деятельность, развитие интеллекта, способность к дальнейшему обучению. Двигательная активность – основной компонент правильной жизнедеятельности и залог здоровья, еще древние целители знали правило «движение – жизнь!», но в последние десятилетия большинство из нас об этом забывает, больше беспокоясь о личном комфорте.

Группа продлённого дня, в которой дети проводят значительную часть времени, помимо помощи школьникам в выполнении домашнего задания, берёт на себя важную функцию — создать максимально возможные условия для развития личности учащихся.

Одной из важных задач в работе с детьми в группе продленного дня является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно.

В значительной мере это зависит от воспитателя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности. Большую помощь в этом воспитателю может оказать игра.

Воспитатель должен знать игры, владеть методикой их проведения, уметь подбирать их в соответствии с возрастом играющих для достижения определенных педагогических целей. Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность всех детей. В играх воспитывается дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других, умению договариваться. Игра для детей — важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из них, и, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Игры существуют разные. Все они нужны и по-своему полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры. Как показали специальные исследования, 85% времени бодрствования школьники проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье.

Подвижные игры — самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода» — гиподинамии. Многие из них существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создается множество усложненных вариантов, но их двигательная основа остается неизменной. При выборе игрынеобходимо принимать во внимание следующие обстоятельства:

-возраст играющих

— помещение для игр

— игры на воздухе.

— инвентарь для игр

— число участников

У воспитателей групп продленного дня большие возможности научить детей многим играм, привить любовь к ним, добиться того, чтобы они прочно вошли в жизнь детского коллектива группы. Поэтому знание игр необходимо каждому воспитателю.

Интеллектуально-развивающие игры в группе продленного дня

Группа продленного дня — одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших классов. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды.

Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности детей, посещающих группы продленного дня, рационально организован режим дня, начиная с момента прихода детей в школу.

Основная цель организации групп продленного дня – максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного и думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие у ребенка познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

После 40 лет работы учителем начальных классов, я с удовольствием работаю воспитателем группы продленного дня.

Группа продленного дня в начальной школе является необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших классов. Жизнь в ГПД насыщена разными воспитательными занятиями.

Правильно организованная воспитательная работа в ГПД дает большие возможности для целенаправленного формирования творческих способностей младших школьников, обеспечивает формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных действий) как основы умения учиться.

Одним из средств формирования способностей младших школьников к творчеству является познавательная игра. Игра органически присуща детскому возрасту.

Познавательные игры открывают ребенку окно в мир знаний. Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышлений.

Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у младших школьников, я отмечаю ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.

Решение игровой задачи требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления.

Предлагаю некоторые интеллектуально — развивающие игры, которые я провожу в группе продленного дня — “ИГРЫ СО СЛОВАМИ И БУКВАМИ”. Они помогают детям закрепить знания, полученные на уроках, сформировать положительное отношение к учебе.

1. “Гласные-близнецы”

Предлагаю учащимся поработать со словарем и найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные. Дети находят и записывают слова:

БАРАБАН, САХАР, ЗАВТРАК, ОКОЛО, МОЛОТОК, ВЕЧЕР, БЕРЕГ, ФИНИКИ, КАРАВАН…

2. “Зашифрованное слово”

Эта игра помогает детям закрепить умение делить слова на слоги и составлять из них новые. На доске записаны слова: АВТОР, ТОВАРИЩ, МОТОР, БИЛЬЯРД.

Задание: из каждого слова взять только первые слоги и записать полученное (АВ-ТО-МО-БИЛЬ)

Возможны и другие виды заданий, когда из первого слова берется первый слог, а из второго-второй, а из третьего — третий.

Например: УРОЖАЙ ПОЧЕМУЧКА САДОВНИК (У — ЧЕ — НИК)

3. “Третий лишний”

Эту игру можно проводить с первого по четвертый класс.

Дается три слова. Например: ПТИЦЫ ЛИСИЦА ОГУРЕЦ. Учащиеся сравнивают данные слова по различным признакам, находят “лишнее” слово, которое им не соответствует.

От класса к классу работа усложняется. Количество пунктов, по которым сравнивают слова, заметно увеличивается. В третьих и четвертых классах рекомендую проводить более сложную игру на “выбывание слов”.

Например: на доске записаны слова СТОИТ БЕЖАТЬ ВИДИТ РЕШАЛ РИСОВАЛИ ПИШЕТ. Дети анализируют написанное и ищут то единственное слово, с которого необходимо начать игру, например: БЕЖАТЬ — единственный глагол, стоящий в неопределенной форме и т.д.

Эти занятия формируют у ребенка умение нестандартно мыслить, закрепляют в игровой форме знания, полученные на уроках.

4. “Наборщик”

В начале игры произвольно подбирается слово. Из букв выбранного слова составляются (набираются) другие слова. Выполняемые действия напоминают работу наборщика в типографии. Выигрывает тот, у кого окажется больше набранных слов.

Например, из набора букв слова СВЕРЛО можно составить слова СЕЛО ЛОВ РОВ ВОР СЕВ ВЕС ВЕСЛО

5. “Флот помог”

Запишем четыре слова ПЕНА ШАР БОР МЕТР. А рядом еще одно — ФЛОТ.

Из слова ФЛОТ будем брать по одной букве, и добавлять в конец какого-то из четырех слов. У вас должны получиться новые слова.

6. Большое внимание необходимо уделять обогащению словарного запаса. “Найди друзей”

Написаны два столбика слов. К словам левого столбика надо найти близкие по смыслу слова из правого.

Алфавит аккуратный
Огонь алый
Шалун скакать
Чистый азбука
Конница пламя
Прыгать озорник
Бросать кавалерия
Красный кидать

7. “Какие слова”

Переставьте буквы так, чтобы вышло слово: ОДМ ВОРД ВАРТА ЦОВА КУТА ЕЛОНЬ СУТК АВИ КОКАШ.

Ответ: дом двор трава овца утка олень куст ива кошка.

Такие интеллектуально-развивающие игры я провожу на занятиях “В помощь учению”.

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности детей на занятиях самоподготовки в группе продленного дня дает большие возможности для целенаправленного формирования творческих способностей младших школьников, и обеспечивают интересное и максимально полезное пребывание учеников в группе продленного дня.

Эта работа обеспечивает формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных действий как основы умения учиться.

«Организация досуговой деятельности в группе продленного дня»

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Методическая разработка на тему:

«Организация досуговой деятельности в группе продленного дня»

Подготовил воспитатель ГПД Попова Елена Александровна

2015

Организация досуга

в группе продленного дня

Школьному продленному дню как особой форме обучения и воспитания детей в школе уже более 40 лет, но до сих пор его педагогический потенциал реализуется далеко не в полной мере. Одной из причин такого положения дел является традиционный академизм школьной жизни, строгая упорядоченность и жесткая регламентация деятельности детей в группе, перенос во вторую половину дня дисциплинарных методов организации жизнедеятельности, злоупотребление учебной нагрузкой школьников в ущерб другим видам жизнедеятельности ребенка.

В связи с этим особую актуальность обретает организация досуга в системе школьного продленного дня как активного, деятельностного наполнения свободного времени школьников.

Организация детского досуга и его формы, существующие в современной школе, не отражают интересов и потребностей детей. Отношение педагогов-практиков к досугу как чему-то второстепенному, несерьезному, развлекательному — объективная реальность нашей школы. До сих понятия «учение», «урок», «знания» находятся в профессиональном сознании среднестатистического педагога в положении крайнего противопоставления понятиям «досуг», «праздник», «отношения».

Пока еще не все взрослые согласны с тем, что досуг выступает одной из основ детского творчества, обладая мощным развивающим потенциалом.

Сущность и признаки досуга.

По мере становления досуговедения — нового самостоятельного раздела педагогической науки и практики — категория досуга начинает отмежевываться от близких по смыслу понятий «свободное время», «отдых». В этой триаде самым емким слагаемым является «свободное время», понимаемое как вся часть внерабочего времени, остающаяся у человека. Досуг следует трактовать как отдых активный, заполненный забава ми и влечениями души, не зря человеком досужим исстари считали человека ловкого, искусного, хорошего мастера своего дела или мастера на все руки. Продолжает эту смысловую традицию и С. А. Шмаков — созидатель теоретических основ педагогики досуга, который образно и одновременно точно определяет досуг как «раз — влечение» (разные влечения), понимая под влечением сильную склонность к чему-либо.

Досуг учащихся в самом широком смысле — это пространство, время, ниша жизнедеятельности и содержание занятий, которые выходят за пределы учебной деятельности. В таком смысловом контексте досуг учеников, организуемый на базе школы, находится в тесной связи с понятием внеурочной воспитательной работы. Вместе с тем эти понятия не тождественны. Очевидно, что не каждое воспитательное дело является досуговым, и не кое досуговое дело может быть оценено как воспитательное. Высшим достижением педагогического мастерства являются как те события в жизни учащихся, в которых воспитательные и совпадают с мотивом ребенка «я хочу», т. е. воспитательное дело естественным образом становится и досуговым занятием.

Если «досуг» по определению — это активное наполнение «одного личного времени» то основными его признаками нельзя не признать:

1. Свободу выбора. По приказу и педагогическому принуждению досугом не занимаются, только добровольно.

2. Избирательность досуговых предпочтений- каждый выбирает для себя то занятие, которое соответствует его интересам и возможностям.

3. Активный и деятельностный характер, предполагающий мобилизацию и духовных, и физических ресурсов. Кроме занятий в кружках первоклассники любят играть в различные игры, слушать книги, выходить на прогулки.

4. Получение удовольствия и, как следствие, снятие того на пряжения, в котором ребенок пребывает в реальной жизни. По этой причине досуг укрепляет психологическую устойчивость, снимая избыточный уровень тревожности.

Программно — целевой подход организации досуговой деятельности.

Программно-целевой подход к организации деятельности группы продленного дня, предложенный еще в 80-е годы сотрудниками Пермской научной педагогической лаборатории под руководством А. А. Огородникова, и в настоящее время является педагогической конструкцией, позволяющей эффективно реализовывать его воспитательный потенциал. Суть идеи — в выделении основных видов воспитательных и развивающих занятий с учащимися, образующих по взаимодополняющему принципу самостоятельную подсистему в условиях школьного ленного дня. Элементы досуговой деятельности являются составной частью каждого занятия в группе, не связанного с организацией самоподготовки.

Коллективная многоликая по содержанию досуговая деятельность учащихся в группе продленного дня накапливается в нескольких ведущих направлениях — отдельных видах занятий. Это и настольные, дидактические и ролевые игры, подвижные игры на прогулках, занятия в школьных кружках. Их определение и разработка программного обеспечения — плод общих усилий педагога, родителей и детей, осуществляемый с учетом нормативных документов и рекомендаций, особенностей образовательного учреждения, существующей теории и практики воспитания.

Основное требование заключается в том, чтобы избранные направления обеспечивались циклом занятий, исключающем их фрагментарный, эпизодический характер. Принципиальная позиция заключается в целесообразности выделения 5 основных видов воспитывающей и досуговой деятельности, каждый из них соотносится с определенным днем недели из расчета школьной пятидневки. Содержание каждого вида занятий планируется на весь учебный год (35 учебных недель) с гибким резервом (5-7 занятий) по выбору детей, а в перспективе создаётся программа на все годы обучении школьника в школе пер вой ступени. Таким образом, каждый вид общеразвивающего занятия в условиях продленного дня имеет в недельном расписании, подобно урокам, свое точное место, что дает временную возможность его заранее обсуждать и готовить вместе с детьми.

Основные методические и педагогические требования к проведению внеучебных занятий в помещении

1.Средняя продолжительность занятия 20-25 минут. Такой временной регламент связан с местом занятия в режиме дня (чаще всего между обедом и самоподготовкой) и его основным функциональным назначением — стать формой полезного активного отдыха, подготовить организм к дальнейшей учебной нагрузке.

Так как в 1 классе самоподготовки нет, то в день бывает по два занятия.

2. Не копировать урок ни с позиции содержательной начинки занятия, ни с позиции его структурных компонентов, ни со стороны способов деятельности.

3.Создавать условия для смены видов деятельности, отличных от учебной, обеспечивая продуктивный отдых.

После прогулки дети играют в спокойные игры.

4.Обеспечивать непринужденную и доброжелательную обстановку, способствующую раскрепощению и снятию напряжения,

5. Выстраивать каждое занятие как вид коллективной деятельности.

6. Без принуждения вовлекать учащихся в процесс занятий, педагогически целесообразно чередуя ролевой функционал участников.

Дети дежурят по столовой, в классе по очереди.

7. Всячески поддерживать и поощрять детское соучастие и инициативу в подготовке и проведении занятия.

8. Умело организовывать психологический настрой на занятии, пробуждая интерес, любопытство, удивление детей, возбуждая радостное ожидание предстоящего события.

9. Привлекать детей к участию в определении целей и задач занятия, стремиться обеспечить каждому ребенку личностное восприятие педагогического замысла.

10.Гибко выстраивать структурные части занятия, своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить необходимые коррективы.

11. Завершать каждое занятие его коллективным анализом, в том числе и с позиции соответствия его содержании и фор мы личностному ожиданию каждого участника.

12.Давать эмоционально привлекательный педагогический анонс следующего занятия вместе с запуском недельной подготовки к нему.

Уже в вышеизложенных требованиях присутствует педагогическая ориентировка на отношение к воспитательному занятию как досуговому. Она еще более усиливается и рельефно обозначается при вводе дополнительных требований, соответствующих досуговым ожиданиям детей. К ним относятся:

1. Игровое оформление предлагаемых видов деятельности.

2. Опора на методы собственно досуговой деятельности, такие, как:

театрализация;

состязательность; (соревнования, подвижные игры)

экспромт и импровизация;

равноправный духовный контакт всея участников,

3. Яркая, неординарная формообразующая оболочка.

Организация активного содержательного досуга в условиях школьного продленного дня в педагогическом идеале приближается к реализации принципа событийности (трактовка В. М. Ливийского) в жизнедеятельности Детей и взрослых. Характерные проявления событийного подхода:

— событие выступает как значительный факт общественной и личной жизни человека» предполагает выход из состояния повседневности, выполняет функцию положительной эмоциональной подзарядки;

— всех участников должна объединять совместно значимая цель;

— высокая степень мотивации участников события;

— учет интересов и потребностей учащихся;

— высокая степень организации и самоорганизации участников;

— коллектив становится инструментом индивидуального раз вития каждого из его членов: каждый имеет пространство для творческого проявления своей индивидуальности, на ходит дело по душе.

Технологическая карта подготовки и проведения воспитательно — досугового занятия

Рассмотрим основные компоненты воспитательно — досугового занятия:

I. Подготовительный этап. Подготовительная работа к вос питательному занятию и досуговому делу является той неви димой частью » айсберга», которая незаметна стороннему на блюдателю. Известно также, что именно эта предшествующая работа обеспечивает, образно говоря, 9/10 всех педагогических задач и замыслов. Здесь определяется время, место предстоя щего события и его форма.

Чтобы занятие стало ярким событием, необходимо сделать его приближение ожидаемым. Растянутое во времени радостное ожидание и есть главный механизм, выполняющий функцию психологического настроя на подготовительном этапе. Чтобы привести данный механизм в действие, существует немало уже проверенных на практике средств и творческих «секретов». Это, прежде всего:

1. Разнообразная по содержанию и способам оформления и ввода в действие реклама как завязка интриги будущего события, задача которой — воодушевить ребят на участие в нем, привлечь внимание, вызвать интерес.

Реклама может быть обычной, плоскостной (афиша, объявление) и объемной (тумба, шар, дом).

Реклама может быть «ходячей», передвигающейся. Пред ставьте себе ребят, дефилирующих по школе накануне праздника с рекламными текстами на спине и груди. Такую рекламу нельзя не прочесть.

Реклама может быть театрализованной. Ее носители — специально подготовленные группы бродячих артистов, глашатаи, популярные герои книг и мультфильмов.

Реклама может быть сделана с привлечением школьного радио и таких средств массовой информации, как листовки.

Рекламными, по сути, станут разнообразные почтовые от правления, направленные в адрес группы: телеграммы, уведом ления, письма, карты, путеводители и др.

Безусловно, важны не только оригинальные виды рекламы и способы ее распространения. Главное, конечно же, содержание — сведения о приближающемся событии, которые создают ему популярность.

В канун Нового года, в группе проходил конкурс стихов о Зиме, о Новом годе, и в классе весела Афиша о предстоящим мероприятии.

2. Приглашение — акт творческий и деликатный, но всегда очень приятный. По адресной направленности приглашения могут быть коллективными (для всей группы) и индивидуальными. Всегда вызывает интерес необычная форма пригласительных билетов:

билеты-игрушки;

билеты-шапочки;

билеты-закладки;

билеты-программы и т. д.

Конечно, дело это трудоемкое. Но ведь и дизайнером-изготовителем пригласительных билетов может быть целая группа, а стать курьером по их разноске — поручение весьма приятное и престижное. Да и приглашение в обычной устной форме, обращенное от воспитателя к учащимся (или наоборот) также может быть очень заманчивым, интригующие желанным.

3. Календарь, который изготовят и вывесят в своем классе учащиеся группы продленного дня, также поможет создать нужный психологический настрой. Каждый день он будет напоминать о приближении желанного события, Например: «До Нового года осталось 5 дней».

4. Репетиционные приготовления, которые проводится в узком кругу участников за закрытыми от любопытных глаз дверями, также внесут свою лепту в общую интригу ожидания.

5. Секретные переговоры воспитателя с родителями по поводу сюрпризных моментов тоже не останутся незамеченными и выполнят свое предназначение.

Безусловно, эта «коллекция» средств создания психологического настроя на этапе подготовительной работы творческого воспитательного занятия не является исчерпывающей, как и обязательной, тем не менее, она дает представление о тех скрытых и часто, к сожалению, мало используемых резервах, которые позволяют повысить педагогический потенциал проводи мой в группе работы.

II. Психологический настрой. С него непосредственно на чинается занятие. То эмоциональнее состояние радостного ожи дания, которое было вызвано на этапе подготовительной работы, должно получить свое подтверждение и развитие и в момент начала воспитательного занятия. Средствами достижения этой задачи могут быть:

1. Оформление помещения, преобразование пространства классной комнаты, создание на привычном месте необычной мизансцены. Например: в преддверии Нового года был украшен класс.

2. Необычное освещение, которое и несет в себе особое таинство, достигается с помощью настольных ламп со специально окрашенными лампочками или абажурами» свечей, новогодних гирлянд, зеркал.

3. Музыкальный фон, создающий соответствующий на строй. У музыки могут быть и другие функции: быть эпиграфом (визитной карточкой) к теме разговора; нести самостоятельную смысловую нагрузку; выступать разграничителем от дельных структурных частей сценарного замысла и др.

К каждому мероприятию подбираю музыку. Например: ко Дню Матери – слушали песни про мам и бабушек.

4. Особые ритуалы, церемонии, действия, магические слова, имеющие для данного коллектива детей особое символическое значение.

5. Необычная сценическим завязка действия, интригующая новизной впечатления.

6. Специально подготовленное вступительное слово ведущего — своеобразный пролог к основному действию (часто в виде притчи, легенды, сказки, письма), эмоциональное обращение к присутствующим с целью возбудить интерес к про исходящему и обнажить личностный смысл участия в нем каждого.

Чтобы заинтересовать детей в Новый год, я сначала рассказала, где и как встречают этот праздник. (См. приложение № 6)

Для творческой реализации каждого педагогического замысла всякий раз подбираются свои, индивидуальные средства психологического настроя. К достойному решению этой задачи я отношусь как к маленькому открытию, большой удаче.

III. Достижение предметного результата. Это реализация основной части задуманного. Здесь все зависит от конкретной задумки. Однако существуют и общие рекомендации: занятие не должно затягиваться, эмоционально перенасыщать детей.

IV. Финально — аккордная часть. Ее назначение — стать ко нечной точкой, придающей всему красивое и благородное за вершение, вызвать у участников чувство удовлетворения и об щей радости от причастности к случившемуся. Средствами достижения нужного результата могут быть:

слова персональной признательности и благодарности доем виновникам события, в том числе и закулисным героям»;

сюрпризные моменты, оставленные «на сладкое»;

самодельные подарки и сувениры.

V. Педагогическое последействие. Организую как краткий итог проведенного занятия, и может иметь продолжение во время свободного общения после его завершения. В процессе обсуждения поддерживается положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, а результатом должно быть осознание учащимися так называемой ближайшей перспективы».

Данная технологическая карта подготовки и проведение воспитательного занятия, и поясняющий ее комментарий являются ориентиром для высокого уровня профессиональной деятельности, к которому я стремлюсь. Не вызывает сомнений, что без помощи детского коллектива, без ежедневной творческой самоотдачи так работать весьма непросто, но есть смысл опираться на предложенную технологическую цепочку действий при подготовке праздников.

Те воспитатели, педагогическая модель деятельности которых соотносится с готовностью реализации идеи равноправного контакта детей и взрослых, демократического стиля общения, могут взять на вооружение технологию коллективного Творческого воспитания. Ее структурной единицей выступают коллективные творческие дела (КТД). Алгоритм подготовки КТД достаточно полно описан в интерн.

Игра как средство организации досуга детей

Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному. Подвижная народная игра является той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентация которой заключается в активизации двигательной деятельности.

В подвижных играх детям предоставляется возможность проявлять творческую инициативу в выборе способов достижения целей. В играх, связанных с выполнением двигательных действий, всегда заложен элемент нового, непознанного. Она всегда проходит по-новому и таит в себе много неожиданностей.

Каждому возрасту и типу телосложения соответствуют свои двигательные возможности. В дошкольном возрасте развитие движений идёт, главным образом, в направлении их усложнения. К семи годам совершенствуются связи двигательной области коры полушарий головного мозга с важным центром регуляции движений — мозжечком, созревают механизмы регуляции позы и совершения повторяющихся движений – ходьба, бега. У семилетнего ребёнка двигательный отдел мозга уже имеет структуру, как у взрослого. Поэтому становится тонкая регуляция работы мышц, требующаяся при письме. Структура движений в основном отработана, и главным становится повышение работоспособности за счёт количественного роста тела и совершенствования систем обеспечения мышц энергией.

У каждой игры есть определённые правила, которые должен соблюдать её участник. Современные дети знают мало игр. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности детей ГПД, их сначала надо научить, познакомить с правилами той или иной игры, помочь организоваться, чтобы в дальнейшем дети могли играть без учителя. Во время организации игр необходимо помнить, что целесообразнее предложить детям 2-3 известных для них игры и разучить одну новую.

Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей. Дети такого возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные, игры-драматизации, музыкальные и другие. В руках педагога эти многообразные игры представляют собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Рассмотрим подвижные игры, так как дети во второй половине дня, после уроков, очень подвижны.

Для того чтобы у детей сохранялось бодрое и жизнерадостное состояние, чтобы были обеспечены благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо следить за целесообразным чередованием, определённой периодичностью применения игр и развлечений разного характера. При этом нужно стремиться к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности.

Выбор игры зависит от рода занятий детей до, и после окончания игры. Если дети долго сидели, занимались умственным трудом, им необходима разрядка. Нужны игры с бегом, прыжками, с мячом.

Проведение подвижных игр возможно не только во время прогулки, но и между занятиями в кружках. В любом случае игры должны быть подобраны в соответствии с программой по физической культуре с учётом закономерностей возрастного развития детей.

Так как возраст моих детей 6 – 7 лет я учитывала возрастные особенности учащихся.

В связи, что в ГПД 1 классов нет домашнего задания, приходится четко планировать все направления работы, а именно досуг детей. И мы играем всегда и везде.

Учитывая режим дня ГПД, дети много времени проводим на свежем воздухе, где активно играем в подвижные игры. Любимые игры: Море волнуется, День и ночь, выше ноги от земли, игры с мячом.

Подвижные игры имеют ярко выраженный характер. Играя, ребёнок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимого для достижения успеха.

Для того чтобы обучить детей играм, привить любовь к ним, прочно ввести их в детский быт, в группах продлённого дня создаются необходимые условия, расписанием предусматривается специальное время. Игру следует, однако, не ограничивать этими рамками, а органично сочетать с другими видами деятельности.

При выборе игры необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства:

1. Возраст играющих;

2. Помещение, для проведения игры;

3. Игры на воздухе;

4. Число участников;

5. Инвентарь для игр.

Занятия по интересам. Организация кружковой работы.

Нельзя предавать забвению такое важное требование воспитательной работы, как учёт индивидуальных особенностей и здоровья детей. Чтоб жизнь ребёнка в группе продлённого дня не стала однообразной и утомительной дети должны находиться не в составе постоянных групп, а иметь возможность избирать занятия согласно своим склонностями и интересами.

С целью реализации этой важной задачи на базе группы продлённого дня ежедневно проводится занятия

«Азбука шитья», «Вязание».

Для многих детей время, проведённое в школе, является самым эмоционально насыщенным и значимым. Именно в школе реализуется возможности для непосредственного и тёплого общения ребёнка с педагогами, эмоционального взаимодействия со сверстниками в процессе любимых игр и занятий.

Эмоциональная сфера – сложный феномен психической жизни человека. Чёткого и однозначного определения эмоциональной сферы в науке пока не существует. Однако большинство психологов и педагогов едино во мнении, что основу её составляют собственно эмоции, чувства, настроение, потребности, мотивы. Формирование и воспитание высших чувств не может состояться при ущербности, дефицитности собственно эмоций.

Применение на занятиях кружка игровых сенсомоторных тренингов оказывает благотворное влияние на развитие эмоционально – волевой сферы детей.

Физкультурно-оздоровительная работа.

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме школы с группами продлённого дня складывается из таких видов, как гимнастика, физкультурные минутки, спортивный час, игры и развлечения на прогулках, спортивные секции.

Спортивный час введён в режим школы с группой продленного дня, с целью отдыха учащихся после уроков и «зарядки» для последующей деятельности. Известно, что наиболее эффективен отдых активный, насыщенный физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями.

Специфические задачи спортивного часа – это разрядка умственного напряжения, противодействие развитию чрезмерного утопления, обеспечение эффективного отдыха, повышение работоспособности школьников, укрепление и здоровья, совершенствование физического развития и двигательной подготовки. По результатам многих исследований полуторачасовой активный отдых, заключающийся в играх малой и средней подвижности, так же как и отдых, продолжительностью в один час, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся. Это выражается в увеличении показателей умственной работоспособности, улучшении подвижности нервных процессов.

На спортивном часе, как нигде, с большим успехом решаются задачи воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, обогащение детей занятиями подвижными играми, знанием эстафет и формирования у детей умения организованно играть в коллективе сверстников.

Спортивный час может быть очень разнообразным, но обязательно доступным возрастным особенностям и возможностям младших школьников.

К доступным можно отнести следующие виды движений:

ходьба обычная и с различными движениями рук, ног, туловища, медленная и быстрая ходьба по периметру площадки и с изменением направления, ходьба на пятках и носках;

бег медленный и быстрый, с выполнением заданий по внезапным сигналам, бег в чередовании с ходьбой, бег с преодолением несложных препятствий;

прыжки на двух ногах и на одной, на месте и с продвижением вперёд, прыжки через скакалку, обруч и т.д.;

бросание и ловля мячей больших и малых, перебрасывание мячей в парах, метание мячей на дальность, в различные цели;

лазанье, перелезанье, подлезание, пролезание через обручи, заборчики;

упражнения в равновесии: ходьба по узкой линии, скамейке, без предметов и с предметами;

эстафеты с ходьбой, бегом, прыжками, метанием и т.д.

Прогулки

Прогулка – одна из форм организации активного отдыха, служащая для восстановления работоспособности школьников. Было бы не верно рассматривать прогулку только с точки зрения физического развития школьников. Воспитательные возможности этой формы активного отдыха многогранны. Особенно велики они в познавательном отношении. Прогулка очень близка к экскурсии и включает в себя ряд признаков, свойственных последней, хотя процессы познания осуществляются здесь несколько иначе.

Во время прогулки дети через зрительное восприятие знакомятся с окружающим миром. Возможности такого восприятия очень велики. Зрительная оценка изменений в окружающем мире происходит у детей мгновенно, причём продуктивный процесс обогащения и переработки информации идёт за счёт непосредственных наблюдений.

Во время прогулки осуществляется широкое и многообразное общение ученика с товарищами по группе и воспитателем, в процессе которого идёт активный обмен разнообразной информацией. Хотя эта информация в большинстве случаев не программируется и не поддаётся учёту во всём своём объёме, значимость её в познавательном отношении огромна.

Великое значение прогулки и в формировании нравственности ученика. Всё многообразие жизни оставляет в сознании ребёнка неизгладимый след, учит его согласовывать своё поведение с общепринятыми нормами.

Прогулки можно свести к двум основным группам: оздоровительно-воспитательные и образовательно-воспитательные. Первая часть названия указывает доминирующие цели прогулки, определяющие её содержание. Вторая часть подчёркивает руководящую и направляющую роль воспитателя.

Оздоровительно-воспитательные прогулки подразделяются на спортивные, игровые, маршрутные, темповые, вольные.

Спортивные прогулки следует проводить чаще, так как оздоровительное значение их, несомненно.

Игровые прогулки включают в себя элементы поиска, выполнения заданий, состязания.

Темповые прогулки позволяют варьировать темп движения. В зависимости от времени, которым располагает воспитатель, они могут прерываться и изменяться по скорости.

Вольные прогулки проводятся по желанию детей, которые сами избирают цель, форму организации.

Образовательно-воспитательные прогулки выделяются в самостоятельную группу, т.к. на первый план здесь выходят познавательные цели, хотя значение оздоровительных и тем более воспитательных целей не уменьшается.

Каждая прогулка независимо от своего характера должна иметь одну или несколько педагогических целей, которые предусматривают воспитание, образование, развитие личности ученика или коллектива.

Вывод

Рациональной организации внеучебного времени, правильному распределению, чередованию и продолжительности по времени – способствует соблюдение режима дня.

Организация внеучебного времени учащихся должна не только способствовать сохранению благоприятного уровня функций детского организма на протяжении дня, но и создавать учащимся возможность заниматься самими различными видами внеучебной деятельности. В связи с этим, при условии пребывания детей на воздухе в первом периоде внеучебного времени, во второй внеучебный период учащиеся могут заниматься в кружках, участвовать в различных мероприятиях, играть в тихие игры, читать, смотреть телевизор и т.д.

Но при этом обязательным условием, сопутствующим этой деятельности, является заинтересованность в ней учащихся, занятия по желанию, а не по принуждению, интересная игровая форма той или иной деятельности. При таком условии указанная деятельность оказывает положительное эмоциональное влияние на учащихся и благодаря этому улучшает функциональное состояние их организ

Формы работы в группе продленного дня

Категории: Воспитательная работа

Тэги: Группа продленного дня,Начальная школа

В копилку воспитателя ГПД

Уважаемые преподаватели группы продлённого дня! Если вы хотите сделать досуг ваших подопечных интереснее, ярче, заполнить его минутами творчества, в которых так нуждается каждый ребёнок, то эти материалы для вас. Подарите школьникам радость открытий, помогите им лучше узнать себя, оценить свои творческие способности!

Правила организации внеучебной деятельности ГПД (занятия в кружках, участие в различных зрелищных мероприятиях, художественная самодеятельность, тихие игры, чтение, просмотр телепередач и пр.)

  1. Воспитателям следует планировать свою деятельность так, чтобы ежедневно в течение 1-1,5 ч после окончания самоподготовки дети могли выбрать для себя занятия в соответствии со своими интересами и желаниями. Длительность таких занятий зависит от возраста учащихся и вида деятельности. Продолжительность таких занятий, как чтение, музыка, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, составляет не более 50 мин для учащихся II классов и 1,5 ч — для учащихся III—IV классов с 5-10-минутным перерывом в середине занятий.
  2. Коллективные мероприятия, общешкольные вечера, концерты, сборы, диспуты, посещение театров, киноконцертных залов, экскурсии лучше организовывать в начале недели, когда у учащихся еще не наступило утомление, и не чаще 1-2 раз в месяц.
  3. Просмотр телепередач следует проводить не чаще 1—2 раз в неделю с ограничением длительности до 30 мин; посещение кинотеатров, выставок, музеев, театров — не чаще 1-2 раз в месяц.
  4. Большое значение для всестороннего развития личности учащихся имеет работа в кружках. Желательно создавать кружки для разных возрастных групп, с тем чтобы время их работы не совпадало со временем прогулки и самоподготовки. Каждый учащийся может участвовать не более чем в двух кружках, один из которых должен быть с преобладанием двигательной активности.

Для организации различных видов внеучебной деятельности рекомендуется использовать общешкольные помещения: актовый и спортивный залы, библиотеку, мастерские, кабинеты-лаборатории, а также расположенные рядом дома (дворцы) культуры, стадионы и т. п.

Виды организации воспитательной работы ГПД

1. Игровая деятельность

По окончании самоподготовки необходимо организовать игровую деятельность. При работе в одновозрастной группе (I—II классы) рекомендуется широко использовать игрушки и игры, знакомые детям. Это помогает снять эмоциональное и психическое напряжение.

Необходимые условия для успешной игровой деятельности:
* естественность;
* теплая забота и принятие;
* полный эмоциональный контакт.

Организация игровой деятельности планируется на всю учебную неделю. При планировании игровой деятельности нужно учитывать следующие особенности:
* не дублировать деятельность первой половины дня (если на уроках была высокая умственная нагрузка, лучше давать игры на развитие коммуникативных навыков или сюжетно-ролевые);
* игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка;
* играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил подготовку уроков;
* игра не должна быть подготовкой к клубному часу (если игра носит развлекательный характер, планируется мероприятие другой направленности);
* использовать можно только педагогические игры (психологические тренинги может проводить только специалист).
Примеры игровой деятельности в ГПД
Задания на сплочение коллектива
«Узелки»
Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.
* Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.

«Электрическая цепь»
Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней — встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.Два главных условия этого упражнения:
* электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами;
* на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно.
«Биг-мак»
Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе. Например, один партнер говорит «Биг» — другой «Мак»; один «Ореховое» — другой «Масло» и т.д. Затем объясните, что, по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово.
Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Соучастники с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершении задания каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.
* Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.

«Сидячий круг»
Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите участников повернуться на 90 градусов направо. Задание: нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.
«Отжимания»
Разбейтесь на группы по 4 человека. Ваша задача — отжаться от земли, чтобы в нее упирались только ваши руки, и продержаться не меньше 5 секунд.
* Удобнее всего будет выполнять отжимания, если группа ляжет на землю лицом вниз так, чтобы образовался квадрат, стороны которого образованы телами (ноги одного лежат на спине соседа).
«Все на борт»
Оборудование: любая обозначенная площадка (банкетка, стул, брусок).
Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины. Нужно убрать обе ноги от земли и удержаться минимум пять секунд. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины.
«Бревно»
Оборудование: любое бревно (дерево, лежащее на земле, гимнастическое бревно и т.п).
Команда выстраивается на бревне. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.
«Тролли»
Оборудование: тролли — небольшая дощечка, брусок или другой вспомогательный предмет.
Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Задача команды — переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли.
«Прогулка слепых»
Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты, расскажите участникам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т.д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте.
* Выполнять это упражнение нужно в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание, хлопок по плечу и др.).
«Паутина»
Оборудование: заранее сплетенная из веревок вертикальная «паутина». Количество ячеек должно соответствовать количеству участников.
Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через паутину с одной стороны на другую, не касаясь при этом ни одной ее части. Если вы касаетесь паутины, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова. Если кто-либо из вас переправился на другую сторону, то он не может вернуться, обойдя паутину, и помочь команде. Каждую ячейку можно использовать только один раз.

2. Клубные часы

Клубный час — это мероприятие, проводимое в воспитательных целях. Воспитатель готовит его заранее, ставит цель, задачи, определяет приемы и методы воспитательного воздействия. При необходимости можно привлечь к участию воспитанников, родителей, членов педагогического коллектива — педагога-организатора, музыкального руководителя, библиотекаря, работника музея и др.
Примерная программа занятий клубного типа
Занятие 1 «О дружбе, товариществе, о хороших людях»
Здесь идет разговор о дружбе, кого считать своим другом, о ком можно сказать «Это мои товарищи»; что чувствует человек, когда он вместе со всеми делает общее дело, кого мы называем хорошим человеком.
Дети делятся своими мыслями о дружбе, рассказывают случаи из собственного опыта общения со сверстниками. Когда разговор идет активно, учитель дает возможность самостоятельно высказаться. Он слушает и направляет беседу вопросами.
В заключение дети читают стихи, поют песни (задания даются заранее). Можно использовать пословицы, поговорки.
Занятие 2 «Мы с товарищем вдвоем замечательно живем»
На занятии продолжается разговор о дружбе и товариществе. Оно начинается с выступлений ребят. Дети читают рассказы и стихи, поют песни, показывают сценки. Краткое обсуждение выступлений переходит в беседу о дружбе всего класса.
Занятие 3 «Рассказ о родном городе (селе)»
Главная тема беседы с детьми — «Что ты расскажешь нашим гостям о своем городе (селе) и замечательных людях, которыми гордится наш город (село)». Такая работа закрепляет у детей гражданские чувства, которые возникли в результате экскурсий, бесед о родных местах.
Занятие 4 «Героев помнят вечно»
Беседа о легендарных личностях, которые в разное историческое время вносили свою героическую лепту в историю нашей страны. Можно использовать грамзаписи песен революции и гражданской войны, рассказы о создании этих песен. Можно провести занятие в форме литературно-музыкальной композиции. Дети могут рассказать, зачитать о подвигах героев. Слушая же воспитателя, они получают полное представление о том или ином человеке, отчетливее осознают прошлое нашей страны.
Занятие 5 «Герои любимых книг»
Учитель предлагает провести обсуждение прочитанных книг. Дети рассказывают о своих впечатлениях, что им больше всего понравилось. К выступлениям можно подобрать записи музыкальных произведений, приготовить рисунки о любимых героях книг.
Занятие 6″ Клуб юных путешественников. Путешествие по родной стране»
За две-три недели до проведения занятия дети получают задания: подобрать плакаты, рассказы о гербе, флаге, городах-героях, замечательных людях нашей страны, первооткрывателях и т. д. Затем подготовленный материал они рассказывают всему классу и все вместе обсуждают.
В конце занятия можно поиграть в разные игры, например: дети по очереди называют города (реки, озера) нашей страны, начинающиеся с одинаковой буквы (или последняя буква названия одного города начинает название другого) и т. д.
Или можно организовать путешествие-игру, то есть «поехать» на север, на юг, на восток, на запад, а на следующих занятиях рассказывать об этих путешествиях: что узнали интересного о растениях и животных и т.д.
Занятие 7 «Клуб юных путешественников. Путешествие на восток»
Занятие готовят группы ребят. Материал о природе, растениях, животных. Воспитатель рекомендует детям материал для подготовки:
* «Что такое? Кто такой?».
* Спутник любознательных.
* Детская энциклопедия и др.
В конце занятия подводятся итоги путешествия по Родине.
Занятие 8 «Забота о животных»
Внимание к природе, забота о «братьях наших меньших» — один из важнейших вопросов нравственного воспитания детей.
Эти занятия посвящаются заботе о домашних животных. Многие дети имеют дома собаку или кошку. Ребята должны понимать, что, приучив к себе животное, они несут ответственность за него. Нельзя взять щенка или котенка, поиграть с ними — маленькие они забавны, — а как вырастут или потребуют особого ухода, отказаться от них.
За две-три недели до занятия воспитатель дает поручение собрать для всего класса библиотечку книг о животных. Ребята подбирают отрывки из интересных рассказов о жизни животных. На занятии дети обмениваются впечатлениями, рассказывают своим товарищам о повадках домашних и диких зверей, о наиболее интересных случаях дружбы животного и человека, об особенностях приручения и дрессировки зверей (для этого можно использовать книги В. Бианки, Н. Дуровой), рассматривают открытки о разных животных.
Игра «Счастливый случай» для 3-4 класса

Цели и задачи:
— развитие познавательных способностей, логического мышления и сообразительности младших школьников;
— воспитание чувства коллективизма, уважения к одноклассникам, старшим и младшим.

Классный час можно провести с классным руководителем параллельного класса. Тогда из классов формируются команды «знатоков», а остальные учащиеся будут болельщиками.
Если классный час проводится в одном классном коллективе, учитель помогает ребятам сформировать команды.
Заранее подготовить помещение — необходимо, чтобы команды сидели друг против друга; подготовить по 2 стола, скотча и ножниц, конверты с заданием для команд, отдельно распечатать вопросы ведущему для каждого гейма. Можно пригласить школьного библиотекаря и в ходе игры предоставить ему слово. Музыкальное сопровождение — аудиозаписи любой медленной музыки.
Ход мероприятия:

Учитель: Наша встреча необычная. Вам, ребята, для сегодняшнего классного часа очень понадобятся дружба и смекалка, логическое мышление и знания, сообразительность и находчивость.
Начинаем нашу игру. Она немного похожа на известную телевизионную игру «Счастливый случай». Пусть правила немного изменены, но, согласитесь, это и есть ваш «счастливый случай» — показать знания и умения, дружбу и веселье.
Каждой команде дается по вопросу. Ученик, ответивший первым на вопрос, становится капитаном команды.

  1. Что есть в арбузе, помидоре, огурце, но нет в дыне и тыкве? (Буква «Р»)
  2. Представь, что ты кондуктор поезда. Поезд везет 1200 ящиков. В каждом ящике 100 коробок. В каждой коробке — пара ботинок. Сколько лет кондуктору? (Ответ может быть любым, но остроумным)

Учитель: Итак, капитаны есть. Теперь можно начинать игру. Перед началом игры я представлю вам наших судей.

Учитель представляет приглашенных гостей

1-й гейм «Разминка»

Подводятся итоги.
2-й гейм «Темная лошадка»

Учитель: Наша гостья очень любит книги и учит нас любить их. Работа ее связана с книгой. Мы часто обращаемся к ней за помощью, и она всегда рада нам помочь. Это наш школьный библиотекарь — … Она пришла к нам со своими заданиями, чтобы узнать, кто из вас лучше всех знает сказки.
Библиотекарь: Отрывок из какой сказки я сейчас прочитаю?

Зачитываются отрывки из разных сказок. Каждая команда должна угадать название книги или сказки и автора этого произведения. Подводятся итоги.
3-й гейм «Одним словом»

Каждой команде в быстром темпе в порядке очередности задаются различные вопросы, побеждает та команда, которая ответила на большее число вопросов. Вопросы могут быть на сообразительность и смекалку. За каждый правильный ответ команда получает два балла.

* У чего нельзя найти ни начала, ни конца? (У круга)
* Как назвать пять дней недели подряд, не говоря их названий? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
* Что будет с сорокой, если она проживет два года? (Будет жить третий год)
* Из какой посуды ничего нельзя поесть? (Из пустой)
* На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое)
* Главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола. (Чебурашка)
* С помощью этого предмета можно смастерить замечательные вещи и даже умертвить злого «долгожителя» из русских сказок. (Игла)
* Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)
* Имя мальчика, которого унесли дикие лебеди. (Иванушка)
* Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)
* Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат? (1, 2 и 3)
* По какому городу течет кровь? (По Вене)
* Растет дуб. У него 12 суков, 52 ветки, на каждой ветке по 7 листьев. Что это такое? (Год, месяцы, недели, дни)
* Назовите слова, в которых буква «т» встречается четыре раза. (Стратостат, аттестат)
* Где мы платим деньги за то, чтобы с нас что-то сняли? (В парикмахерской)
* В каком глаголе сто отрицаний? (В глаголе «стонет»)
* Какое женское имя состоит из двух букв, которые дважды повторяются? (Анна)
* Название какой птицы состоит из четырех десятков одной и той же гласной буквы? (Сорока)
* В каких лесах нет дичи? (В строительных)
* Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и даже охотники? (Без дроби)
* Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (Имя)
* Когда у человека бывает столько глаз, сколько дней в году? (Второго января)
* Кто на своей голове лес носит? (Олень)
* У кого глаза на ногах, а дом на спине? (Улитка)
* Ты да я, да мы с тобой! Сколько нас всего? (Двое)
* Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг)
* Что было «завтра», а будет «вчера»? (Сегодняшний день)
5-й гейм «Самый умный»

Подводятся итоги всех предыдущих геймов
6-й гейм «Задания из конвертов»

Учитель: У меня в руке два конверта, в которых лежат задания вашим командам. Задания немного необычные — для сообразительных ребят, ну и, конечно же, не лишенных чувства юмора.
Пусть капитаны команд подойдут ко мне и выберут по одному конверту. После моего сигнала они должны вскрыть конверты и прочитать задание. На это вам даются 2 мин. За правильный или наиболее оригинальный ответ команда получает 5 баллов, а вторая —3.
Задание 1-й команде
Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км в час. В том же направлении с востока на запад дует ветер, но со скоростью 50 км в час. В какую сторону относит дым поезда. (Электропоезд не дает дыма)
Задание 2-й команде
В знойный летний день, когда в воздухе парят тысячи насекомых, на зеленой лужайке площадью 3,5 га пасутся две лошади. Лошади совершенно одинаковые. Различаются они только тем, что у первой хвост подвязан, а у второй нет. Лужайка имеет форму квадрата, и одна из лошадей щиплет траву, передвигаясь по лужайке по диагонали, другая ходит по сторонам. Какая из лошадей в течение часа съест больше травы, если аппетит у них одинаковый? Трава растет равномерно, без проплешин. (Больше травы съест та лошадь, у которой хвост не подвязан. Ей не приходится отвлекаться от травы, чтобы отгонять оводов и слепней)

Члены жюри объявляют итоговый счет и провозглашают команду-победительницу. Учитель поощряет всех игроков, но команде-победительнице достается сюрприз (например, торт). Учитель напоминает, что в любом деле необходимы дружба, сплоченность коллектива, знания и сообразительность.

3. Работа с родителями

Работа с родителями — одно из важнейших направлений работы воспитателя группы продленного дня. Готовясь к встрече с родителями, он должен продумать тактику общения с каждым взрослым. При этом воспитатель должен помнить, что дети берут с него пример, учатся общаться и вести себя в социуме.
Не следует начинать разговор с родителями с претензий к воспитанности ребенка. Воспитание — это общая задача родителей и педагога, и результат будет высоким, только если они едины в своих требованиях. «Сначала о хорошем» — вот девиз воспитателя. Например, можно рассказать родителям даже о незначительных достижениях их ребенка, похвалить его в присутствии родителей. Это повысит его самооценку и рейтинг педагога как друга. Если нарушения в течение дня были незначительны и ученик уже был за них наказан, не стоит повторять содержание проступка. Если воспитатель нуждается в помощи родителей, необходимо сформировать их мотивацию на оказание таковой.

Развивающее занятие в группе продленного дня 1-х классов

Тип урока: адаптивный.

Форма работы: фронтальная.

Методы: наглядно-практические.

Триединая цель урока:

Обучающий аспект Развивающий аспект Воспитывающий аспект
Знакомство с животным миром. Счёт до 10. Развивать логическое мышление, совершенствовать воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать трудолюбие, любовь к живой природе.
Согласные и гласные.

Материалы: листы бумаги в клетку, мел.

Инструменты: ручка, фломастеры, ножницы, счётные палочки (спички).

Зрительный ряд: слаиды с изображением животных, карточки.

Ход занятия

1. Оргмомент. “Мозговая гимнастика” /по О.Холодовой/

Качания головой (это упражнение стимулирует мыслительную деятельность, облегчает приобретение навыков чтения): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мее расслабления шеи. Выполнять 30сек.

“Ленивые восьмерки” (это упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмерки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

“Шапка для размышления” (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): “наденьте шапку”, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

2. Разминка.

Какие животные могут это делать?

Как гогочет гусь? (га-га-га) Как кукует кукушка? (ку-ку, ку-ку), Как мычит корова? (му).

Жилище лисицы, суслика, барсука. (нора)

Красивая водоплавающая птица на “ч”. (чайка)

Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

3. Совершенствование воображения.

Задание 1.

Я вам буду медленно читать слова, а вы очень быстро и схематично зарисовывайте каждое слово на листочках. Времени вам даётся немного. Например:

Начали! Хлеб, кровать, звезда, облако, машина, труба, слон, дом, кошка, луна.

А теперь смотрите на рисунки и отвечайте на вопросы.

Какое было второе слово? (кровать)

Какое было седьмое слово? (слон)

Какое было четвёртое слово? (облако)

Какое было девятое слово? (кошка)

Задание 2.

Найдите на рисунке спрятавшихся зверей и обведите их карандашом. /даётся 1 минута/ (Приложение)

Задание 3.

Анаграммы — загадки с перестановкой букв в слове для образования другого слова.

Логарифмы — загадка, в которой задуманное слово получает различное значение от выбрасывания или прибавления буквы.

Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь.

(Липа – пила.)

Я – дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня ты всюду,
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.

(Сосна – насос.)

Вдоль по проволоке мчусь
Ночи я и дни,
А с конца меня прочтут –
Тигру я сродни.

(Ток – кот.)

Мы резким голосом кричим
И ковыляем так комично,
Но вставь на “л” — и зазвучим
Тогда довольно мелодично.

(Гуси – Гусли.)

Задание 4.

Поглядите, поглядите:

Пять соседок в алфавите –

Буквы Г, Д , Е , Ё , Ж –

Всё горюют о еже.

Вечно думают:

“ГДЕ ЁЖ?”

Не утешишь,

Не уймёшь..

БУКВА – “КОЛЮЧКА”

На букву “Ё” ты назовешь

Три слова:

ЁЛКА,

ЁЖ

И ЁРШ.

И всё ужасно колко –
И ёж, и ёрш, и ёлка…

Работа с палочками (спичками).

Составьте из палочек ёлку, ежа и ерша.

Задание 5

Отгадай зверей-чемпионов.

Олимпиада зверей.

Внимание! Внимание!
Даётся общий старт!
По бегу состязание.
Кто впереди?… . (Гепард)

Помчались все как на пожар:
Прыжки через барьеры!
Ни барс не смог , ни ягуар
Выиграть у… . (пантеры)

А вот в поднятии бревна
Сильнее не было … . (Слона)

“Отвлекалка”

Что означает выражение “помчались все как на пожар”?

Играют звери в баскетбол:
Корова , лошадь, бык, осёл.
Но мячик ловко отобрав,
Всех обыграл один… . (Жираф)

Ещё соревнование:
Прицельное метание
Кокоса и банана.
Кто лучший?… .(Обезьяна)

Идёт борьба среди зверей,
Но без клыков и без когтей.
Всех по порядку одолеть
Смог одолеть всех косолапый наш … .(медведь)

Прыжки в длину. Вам не совру:
Всех дальше прыгнул … .(кенгуру)

Заплыв дельфинов и акул –
Сиг вместе с ними сиганул.
Теперь о чемпионе речь:
Все поздравляют рыбу-… . (меч)

Задание 6

Перечисли виды спорта, упоминаемые в стихотворении. а какие виды спорта ты ещё знаешь?

Задание 7

Снежок пархает, кружится.
На улицах бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло.

В саду, где пели зяблики,
Сегодня, посмотри,
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Японский кроссворд. Автор Елена Матусевич.

Здесь зашифрована картинка.

Цифры слева показывают, сколько клеточек и каким цветом нужно закрашивать в каждом ряду, чтобы её увидеть. Начинать надо с левого края и вести к правому. Японские кроссворды можно вышивать.

4. После того, как дети выполнят задания, подводится итог выставкой работ и дети оценивают свою работу раскрашивая на своём листочке треугольничик в нужный цвет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *