Групповая работа на уроке

Групповые формы работы на уроке

ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

«Умение учиться — это новообразование, которое, а первую очередь, связано с

освоением формы учебного сотрудничества». Галина Анатольевна Цукерман.

Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества. (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров «Педагогический словарь»)

Групповая работа – это сотрудничество группы учащихся, объединенных одной целью. Группы могут различаться по типу работы (то есть одна группа проектирует, другая исследует, третья решает проблему), по теме работы, по уровню сложности задания. Группы могут назначаться учителем (постоянный состав), а также дети сами могут образовать группу по интересам (переменный состав).

Групповая технология – это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс освоение учебного материала.

Задачи групповой работы:

1. Активизация познавательной деятельности;

2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;

3. Развитие умений успешного общения;

4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

Принципы:

1) Класс разбивается на несколько небольших групп от 3 до 6 человек;

2) Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех или дифференцированной;

3) Внутри каждой группы между её участниками распределяются роли;

4) Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;

5) Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

Требования к учебному материалу:

1. Не всякий учебный материал подходит для групповой формы работы.

2. По своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подпункты.

3. Задание должно быть достаточно трудным, проблемным, допускать разные точки зрения и даже несовпадения позиций. Психологи считают, что чем более трудным является задание, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.

Комплектование групп:

— по желанию

— комплексный подход

— случайным образом

— по определенному признаку

— по выбору «лидера»

— по выбору педагога

1. По желанию

— разделитесь на группы по … человек;

— разделитесь на … равные группы.

2. Случайным образом

Группы, формируемые по признаку случайности, характеризуются тем, что в них могут объединяться дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой, или даже враждуют.

— жребий;

— объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса)

— с помощью импровизированных «фантов».

3. По определенному признаку

Этот способ деления интересен тем, что может объединить детей, которые редко взаимодействуют друг с другом, может создать некоторый общий признак, который может сблизить учеников.

— по первой букве имени;

— в соответствии с тем, в какое время года родился;

— по знаку зодиака и т.д.

4. По выбору лидера

Если в классе есть явные аутсайдеры лучше или не применять этот способ или сделать их лидерами.

— лидер может назначаться учителем;

— лидер может выбираться детьми.

5. По выбору педагога

— близкие интеллектуальные возможности;

— темп работы;

— темперамент.

При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

6. Комплексный

Учитывается большой круг психологических аспектов личности, максимальная эффективность

Организация групповой работы

1. Кратко, ясно и четко объяснить задание.

2. Учащимся требуется время для того, чтобы научиться работать вместе.

3. Работу в группах не следует затягивать.

4. Не вмешивайтесь в работу, не прерывайте учащихся в процессе общения.

5. Во время подготовки пройдите по классу, слушая то, что обсуждают участники групп.

6. Для тех учеников, которые закончили раньше, должно быть предусмотрено дополнительное задание.

7. Выслушайте мнение представителей из каждой группы.

8. Оцените работу учащихся и прокомментируйте.

9. Работа в группах завершается работой над ошибками.

Эти организационные вопросы касаются и учащихся, и учителя.

Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, а является организатором и режиссером урока и является соучастником коллективной деятельности.

Учитель может:

1. Контролировать

2. Организовывать

3. Оценивать работу

4. Участвовать в работе группы

5. Предлагать участникам разные варианты решений

6. Выступать в роли наставника, исследователя и источника информации.

Учителю на заметку:

— нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

— следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

— групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2 классах, не более 20-30 минут — в 3-4 классах;

— нельзя требовать в классе абсолютной тишины;

— нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.

Правила совместной работы:

1) Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, выполнять указания старшего

2) Работать по алгоритму (плану)

3) Своевременно выполнять задание: следить за временем и доводить начатое дело до конца

4) Качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы

5) Каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое в частности

Достоинства групповой работы:

1. Повышается учебная и познавательная мотивация;

2. Снижается уровень тревожности учащихся;

3. При работе в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

4. Улучшается психологический климат в классе.

Недостатки групповой работы:

1. Групповой работе надо сначала научить;

2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий;

3. Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

4. Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный.

Мастер-класс «Групповая работа на уроках в начальной школе» методическая разработка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 19»

Мастер-класс

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Провела мастер-класс

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

Пачева Наталья Николаевна

Нижневартовск

2019г.

Мастер-класс

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (Слайд 1)

Цель: повышение уровня профессиональной компетенции учителей по организации работы в группах в начальной школе.

Задачи:

1) раскрыть сущность групповой работы;

2) продемонстрировать особенности организации, технологический процесс групповой работы, а также разновидности групповых технологий;

3) обсудить особенности реализации технологии на разных предметах;

4) мотивировать педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.

Ход мастер-класса

— Я попрошу встать в круг и рассчитаться на «один-четыре».

Предлагаю участникам по цепочке произнести фразу «Я – учитель» с разной интонацией – номер один — задумчиво, номер два — с удовольствием, номер три — с гордостью, номер четыре — ласково. И теперь вам необходимо распределиться на 4 группы: «Задумчивые», «Довольные», «Гордые», «Ласковые».

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

Мы хотим приучить детей к самостоятельности суждений, сформировать у них умения спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативными в получении новых знаний. Психологи доказали, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной инициативы ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а деятельность в группе совместно работающих детей. Условием рождения первых познавательных вопросов к учителю является спор между детьми, предлагающими разные способы решения общей задачи. Но чтобы детский спор был содержательным, не превращался в склоку и взаимообвинения («Ты глуп и ничего не понимаешь!» — «Сам ты глупый, я с тобой больше не разговариваю!»), собеседники должны уметь по крайней мере следующее: (Слайд2)

  1. формулировать свою точку зрения;
  2. выяснять точки зрения своих партнеров;
  3. обнаруживать разницу точек зрения;
  1. пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений.

Итак, давайте определимся с понятием – что же такое групповая работа.(Рассуждение участников).

(Слайд 3) Подводим итоги: групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. Такая работа стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

— Какова же основная цель групповой работы? (Рассуждение участников).

(Слайд 4) Итак, основная цель групповой работы – активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Я использую элементы групповой работы уже с первых дней учебы детей в школе и начала, конечно, с обучения работе в парах.

  • Использую методику коллективного способа обучения по В.К. Дьяченко.

Метод взаимных диктантов используются в работе пар сменного состава.

  • Учителю необходимо заготовить тексты диктантов. Тексты должны быть небольшими, примерно в 3-4 раза меньше тех, которые в данном классе даёт учитель.
  • Карточек должно быть столько, чтобы их хватило всем ученикам класса на несколько занятий. Тексты диктантов не должны быть лёгкими. Все карточки учитель проверяет и нумерует.
  • Каждый ученик получает одну карточку с одним текстом диктанта, который он должен внимательно прочитать, а иногда по предложению педагога и записать себе в тетрадь. Затем все ученики рассаживаются по парам. Учитель инструктирует, как должна происходить их совместная работа друг с другом.
  • Основное правило: диктовать каждое слово так, как говорится, а не так, как пишется. Учитель объясняет, чтобы диктовали так, как на уроках диктует он. Опыт показывает, что не обязательно сначала читать весь текст диктанта.
  • Один из учеников спрашивает другого: «Писать или диктовать?» Если партнёр ответил: «Диктовать», то он диктует, а тот, кто спрашивал, пишет. Диктующий каждое предложение читает два раза.
  • Читает негромко, так, чтобы не мешать работе других пар, но чтобы его слышал сосед-партнёр. Диктуют и пишут по очереди сначала один диктант, потом второй.
  • Когда оба диктанта написаны, начинается проверка. Проверяют вместе, сравнивая с тем, как каждое слово и каждое предложение записаны на карточке, проверенной учителем.
  • Если обнаруживаются ошибки, то диктовавший (он же и проверяющий) их не исправляет, а лишь подчёркивает, используя пасту другого цвета. Во время проверки можно работать над ошибками. Проверяющий спрашивает, на какое правило допущена ошибка, как нужно писать данное слово и почему. Если ошибка в слове из словарика, то оно проговаривается по буквам.
  • После того как проверка диктантов закончена и ошибки проработаны не только устно, но и письменно, в тетрадь своего партнёра каждый пишет: «Проверял Сидоров», «Проверяла Иванова».

Методика М.Г. Булановской

Что делать, чтобы каждый первоклассник больше читал вслух?

На уроке чтения все ученики получили по одной карточке: 30 учеников — 30 карточек с разными текстами и рисунками. Кроме того, множество карточек лежит на столе учителя. Учительница предлагает всем ученикам внимательно прочитать свою карточку. Если было что-то непонятно, ученики поднимали руки и задают вопрос учителю Учитель подходит и объясняет. Когда каждый прочитал текст по своей карточке, учитель обращается к классу:

— Поднимите руку те, кто сидит к дверям (справа). Теперь поднимите руку те, кто сидит к окнам (слева). Те, кто сидят слева, положите свою карточку на середину стола так, чтобы её было хорошо видно вам и вашему соседу. Все сделали так? Те, кто сидит слева, будут читать свою карточку вслух, но негромко, а вполголоса, так, чтобы вас слышал только сосед, и никто больше. Запомните: негромко! Те, кто сидит справа, должны внимательно следить за тем, как читает каждое слово ваш сосед.

Когда все карточки будут прочитаны, учитель снова обращается к классу:

— Те, кто сидит справа, внимательно слушали и следили за тем, как читает сосед, и затем сами читают вслух по этой карточке. Теперь вы должны положить свою карточку посередине стола и будете читать вслух. Постарайтесь читать правильно, но негромко. Ваш сосед будет следить за вашим чтением и, где нужно, поправлять.

Когда все прочитали тексты, учитель предлагает всем взять свои карточки и положить их на край стола. Она спрашивает:

— Вам понравилось работать друг с другом?

— Теперь каждый возьмёт свою карточку и поменяется со своим партнёром.

Ребята обмениваются карточками. Каждый из учеников читает текст товарища под его контролем, затем каждый находит себе нового партнёра. В каждой новой паре первыми начинали читать текст те, кто сидел слева. Когда обе карточки были прочитаны, дети обмениваются карточками и находят себе нового партнёра. Для обмена партнёрами достаточно высоко поднять руку или просто встать. Работа в новой паре начинается с вопроса: «Читать или слушать?» Если партнёр отвечает «Читать!», то его сосед внимательно следит за его чтением и, если было нужно, исправляет и требует прочитать правильно. Через 20-25 минут учительница предлагает всем работу закончить.

Детям она задает вопросы:

— Кто читал хорошо?

— С кем было работать интересно?

— Подсчитайте, сколько вы прочитали рассказов.

— Какой рассказ (какое стихотворение) вам понравилось?

-Кому понравились такие занятия?
— Чем они понравились?

Отработав работу в парах, приступаем к работе в группах.

Зачастую учителя начальных классов отказываются использовать на своих уроках групповую форму работы. Причина тому – повышенный уровень шума детей в процессе выполнения заданий. Но и этого можно избежать. Как показала практика, есть «хитрые» приемы для соблюдения дисциплины в классе.

(СЛАЙД 5)

Игра «Однорукие»:

Сейчас я снова попрошу вас окунуться в мир детства и выполнить групповую работу.

Итак, игра «Однорукие»: перед вами на столе лежит набор для работы: конверт с фигурами и клей. Разложите весь набор перед собой. Представьте, что у каждого из вас одна рабочая рука, вторую уберите за спину. Ваша задача собрать по образцу на слайде не разговаривая между собой, т.е. молча. (Выполнение работы участниками). Данная игра учит детей общаться невербальными способами и приучает учащихся к слаженной работе в группе, когда результат зависит не от одного человека, а от работы коллектива.

Проводя эту игру, обратила внимание, что с каждой новой игрой учащиеся быстрее справляются с заданием. А умение договариваться без слов помогает и в других видах работы. Например, дети могут без слов сказать, кто должен в этот момент встать и ответить, при работе в группе, если лидер сам отвечает то, он показывает на себя, если должен ответить товарищ, он указывает на него. При парной работе, когда дети возьмутся за руки и поднимут их вверх, обозначает, что они закончили работу и готовы к ответу. — Приступаем к выполнению аппликации по образцу. Таким образом, наглядный пример показал, что при использовании групповой формы работы вполне реально сохранить тишину и выполнить предложенное задание.

На уроках русского языка можно использовать при групповой работе следующее задание. Каждой группе выдаются конверты по количеству участников. В каждом конверте по одному слову. Обучающиеся вскрывают каждый свой конверт с одним словом и в группе обсуждая составляют предложение. Чтобы усложнить задание к предложению могут даваться дополнительные задания.

(Слайд 6) Игра «Видимо – невидимо»

— Хочу предложить вашему вниманию игру «Видимо – невидимо».

Играть будем командами, потому надо соблюдать правила: работаем только в своей команде, работаем тихо, потому что каждое неосторожное слово может стать подсказкой для другой команды, что уменьшит ваши шансы на победу.

На доске вывешивается плакат, на котором разными цветами крупным и мелким (но различным издали) шрифтом, «вдоль» и «поперек» написано 15 слов. По истечении 1 мин плакат снимается. А команды записывают все запомнившиеся слова.

Затем команды обмениваются своими записями и сверяют их с плакатом, вывешенным для проверки. Командам желательно вносить исправления в чужие записи ручкой другого цвета.

Проверяющие исправляют ошибки и вписывают «не увиденные» другой командой слова.

Проверенные листочки возвращаются прежней команде для «проверки проверяющих» и выяснения возможных недоразумений, после чего определяются победители. Данные количества записанных слов и ошибок записываются на доске против соответствующего команде цветного квадрата. Выигрывает та команда, в чьих записях оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов.

(Слайд 7) Эту же игру можно проводить для закрепления словарных слов.

На уроках математики в 1 классе следующее задание. Каждой группе присваивается число, например, 9, 8, 7, 6 и набор одинаковых примеров для каждой группы. Дети должны найти примеры где в результате получается их число и выбрать их из общего количества, наклеить на лист в свой столбик. Затем представитель от группы защищает работу своей группы или все члены группы по одному примеру.

Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Как помочь птицам зимой» ( Решение проектной задачи: создание журнала о зимующих птицах) .

-Что такое журнал?

-Какие журналы вы читали?

-Чем он отличается от книги?

— Проблемная ситуация: Как мы будем создавать журнал?

-Чтобы успеть выполнить работу за урок, предлагаю работать в группах. Каждая группа будет работать над своей страницей (разделом) журнала. Разделы журнала выведены на доску.

-Давайте вспомним правила работы в группе. (Правила работы в группе) Распределим обязанности; Выберем «спикера»; Дадим возможность высказаться каждому; Работаем тихо, не мешая другим группам.

— Давайте обратимся к вопросам (вопросы на доске), на которые мы уже отвечали.

— Какие птицы ждут от нас помощи?

-Как мы можем помочь зимующим птицам?

— Чем подкармливать птиц?

— Какую пользу приносят птицы?

— Эти вопросы нам помогут наметить разделы журнала.

— Что мы можем написать в каждом разделе? (Обсуждение)

Задания для групп:

Задания для 1 группы. 1. Вспомните, какие птицы прилетают к нам на зиму? Каких птиц мы называем осѐдлыми? Воспользуйтесь рисунками из приложения, распределите птиц на две группы.

Задания для 2 группы. 1.Среди предложенных загадок выберите загадки о тех птицах, которые нуждаются в нашей помощи зимой. 2. Выбранные загадки наклейте на страницу для оформления журнала «Как помочь птицам зимой?» Оформите еѐ по своему усмотрению.

Задания для 3 группы. 1.Используя свои наблюдения, ответьте на вопрос «Чем нужно подкармливать птиц?» Предложите своѐ меню для птиц, прилетающих к кормушке. (Можно воспользоваться текстом из приложения) 2. Для нашего журнала оформите страницу «Чем нужно подкармливать птиц, прилетающих к кормушке?»

Задания для 4 группы. 1.Из каких подручных средств можно сделать кормушку? 2.Придумайте свою кормушку и нарисуйте еѐ на альбомном листке. 3. Вспомните, какие птицы прилетают к вашим кормушкам. Вырежьте из приложения этих птиц и поместите их на кормушку.

Задания для 5 группы. 1.Подумайте, какую пользу приносят птицы. 2.Оформите страничку для журнала о пользе птиц. Если вам нужна помощь, воспользуйтесь текстами из приложения. (В помощь предлагается приложение с дополнительными сведениями).

«Спикеры» представляют работу групп и прикрепляют листок с выполненными заданиями под своими вопросами. Анализ работы каждой группы.

-Удалось ли достигнуть поставленной цели в группе?

(СЛАЙД 8)

Давайте порассуждаем о плюсах и минусах групповой работы. (Рассуждение участников).

Плюсы и минусы групповой работы.

Плюсы: 1. Повышается учебная и познавательная мотивация. 2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. 3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. 4. Улучшается психологический климат в классе.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

(СЛАЙД 9)

Минусы: Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. 2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. 3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. 4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

(СЛАЙД 10)

Итак, можно сделать вывод, что благодаря использованию групповой работы:

  • реализуется принцип деятельности;
  • улучшается успеваемость;
  • формируется мотивация учения и обучения;
  • порождает взаимную ответственность, внимательность,
  • соблюдается дифференцированный подход;
  • работа в группе помогает ребенку проявить себя,
  • улучшаются межличностные отношения;
  • устанавливается психологический комфорт в коллективе
  • достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний.

Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие.

Статья на тему «Оценка учебных достижений при использовании групповой формы работы»

Оценивание учебных достижений при использовании групповой формы работы.

Самый частый вопрос, задаваемый учителями:

– Как оценивать достижения учащихся при использовании групповой формы работы?

При использовании групповой формы обучения важен не только продукт, который получится у группы, но и то, как он создавался. А это означает, что оцениванию подлежит как результат работы, так и сам процесс, потому что умение работать в группе – важная компетенция, которую нужно формировать у учащихся, и, следовательно, создавать условия для ее формирования.

Учителю важно помнить, что оценивание групповой работы не может и не должно сводиться к обязательному выставлению отметки.

Оценивание работы групп имеет несколько направлений:

– оценка деятельности каждой группы учителем;

– оценка деятельности некоторых учащихся учителем;

– самооценивание/взаимооценивание, совместное оценивание групповой работы учителем и учащимися.

Для организации групповой работы требуется выполнение ряда условий, которые учитель должен с самого начала объяснить учащимся:

1. Сообщение цели групповой работы и ее соответствие обучающим целям изучаемой темы.

2. Определение критериев оценки задания (для оценки процесса работы в группе и оценки результата работы группы).

3. Сообщение о том, кто будет осуществлять оценивание (сам учитель; учитель совместно с учащимися; только учащиеся; специальное жюри).

4. Определение сроков и формы предоставления работы группы (если группа формируется на выполнение долгосрочного, более одного урока, задания).

Сообщение о принципах оценивания:

— обязательное оценивание индивидуального вклада в работу группы (если таковой будет оцениваться);

– оценивание работы группы в целом (один за всех – все за одного, если таковая будет оцениваться).

В случае, когда учитель запланировал выставление отметок за групповую работу, не рекомендуется ставить разные отметки за работу группы, так как это противоречит концепции групповой работы. Но даже в таком случае учителю следует поощрять выдающуюся работу группы и обсуждать уклонение некоторых учащихся от работы в группе. Особенно это удобно делать, когда участники группы имеют четко определенные обязанности.

Оценивание работы групп

Учитель разрабатывает форму наблюдения (примерная форма представлена в таблице 1 (приложение 1), обсуждает и утверждает её¸ с учащимся (рекомендуется использовать форму «Оценивание работы групп» на протяжении продолжительного периода времени: четверти, полугодия). Оценивание работы групп

После оглашения задания учитель ведет наблюдение за деятельностью групп и заполняет форму. В процессе выполнения задания учитель заполняет первые два столбца – «Сотрудничество в группе» и «Поведение». На этапе, когда группы представляют свои работы, учитель дополняет колонку «Поведение» и заполняет следующие две колонки – «Раскрытие материала» и «Умение слушать и задавать вопросы» (каждая группа на каждом этапе может получить несколько плюсов или минусов). Далее следует этап подведения итогов работы групп и обсуждения полученных результатов. На этом этапе учитель может задать учащимся следующие вопросы:

. Какие положительные стороны были отмечены в работе каждой группы?

. С какими трудностями столкнулись группы при выполнении задания?

В ходе ответов на первый вопрос учитель совместно с учащимися отмечает достоинства в работе каждой группы и может представить общие результаты оценочной работы. Второй вопрос позволяет обратить внимание учащихся на возникшие проблемы и совместно определить пути их преодоления.

Полученные результаты групповой работы позволяют учителю принять определенное решение: в случае, когда результаты положительные, он принимает решение продолжить изучение темы; в случае, когда результаты невысокие, он должен предложить ученикам выполнить дополнительные задания, упражнения или использовать другие методы обучения с целью более глубокого освоения темы.

а) При групповой форме работы учитель может осуществлять оценку достижений отдельных учащихся. Для этого он использует форму «Оценивание вклада отдельного учащегося при групповой работе» (приложение 2). Учитель предварительно (до урока) намечает, кого он собирается оценивать (2-6 учащихся). Учитель наблюдет за ходом выполнения задания в группах, особенно внимательно следит за деятельностью отобранных учащихся и делает отметки в форме. По итогам выполнения работы представляет учащимся результаты наблюдения, обязательно предоставляет обратную связь каждому выбранному учащемуся и при необходимости может выставить отметки.

б) Учитель может провести оценивание деятельности и результативности работы некоторых учащихся с использованием взаимооценивания. Для этого учитель просит учащихся оценить вклад друг друга в работу группы. Сущность взаимооценивания и самооценивания заключается в следующем: дети могут оценить себя только тогда, когда у них есть цели, которых они должны добиться в процессе учения, и понятные критерии оценки.

Техника оценивания «Две звезды и желание может применяться при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе.

Техника заключается в следующем: учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, то они не оценивают работы, а определяют два положительных момента – «две

звезды», – и один момент, который заслуживает доработки – «желание». Обратная связь учащихся может быть озвучена или представлена в письменной форме.Работа возвращается учащемуся, для доработки «желания» предоставляется время (например, 2-3 дня). Следующую проверку проводит учитель, после проверки учитель может выставить за работу отметку.

Поскольку обратная связь исходит от одноклассника, а не от того, кто стоит выше ученика (учителя), то комментарии воспринимаются очень позитивно. Кроме того, они воспринимаются как стимул учиться лучше, что-то исправить в работе, добиться успеха и т.д.

Преимущества взаимооценивания:

. взаимооценивание имеет интерактивный характер;

. ученик или группа учеников, которые оценивают работу, презентацию и пр. другого ученика или группы, извлекают пользу для себя, как и тот, чью работу оценивают. Работу оценивают по заранее определенным критериям. При оценивании работ других есть возможность увидеть ошибки в своей работе и при необходимости исправить их;

. взаимооценивание помогает улучшить социальные и коммуникативные способности;

. активно занимаясь взаимооцениванием в ходе учебного процесса, ученики лучше понимают необходимость и роль оценивания и оценки.

ЭТО ВАЖНО! При использовании групповой формы обучения учитель должен с самого начала этой деятельности объяснить учащимся: итоговая отметка будет отражать индивидуальные учебные достижения ученика.

Вовлечение учащегося в процесс оценивания позволяет ему стать равноправным партнером учителя в процессе оценивания и, соответственно, нести ответственность за свое обучение. В некоторых случаях при использовании групповой формы обучения ученику необходимо дать возможность самому оценить свои учебные достижения. Для этого используется форма самооценивания, которую учащемуся предлагается заполнить самостоятельно после окончания групповой работы. Самооценивание – это процесс, направленный на сбор и анализ информации о своих сильных и слабых сторонах, о своих возможностях и проблемах. Необходимо обучать учащихся тому, что оценивание должно происходить на основе критериев, а не на основе эмоций. После заполнения бланка ученик делает вывод о своей роли в группе. При необходимости определяет цель на следующий этап работы.

Следующая таблица (приложение 3) дает цифровую отметку каждому пункту. Баллы в колонку «Возможные баллы» выбираются учителем произвольно (желательно использовать 10-балльную систему, чтобы не путать со школьной пятибалльной, отметочной). Если в линии «Итого» разница в баллах, выставленных учащимся и учителем, больше 10, то учителю необходимо проанализировать результаты с целью понимания разногласий и провести беседу с учащимся. Опыт учителей, использовавших эту форму, свидетельствует о том, что со временем при использовании подобных форм оценки разница между баллами, выставленными учителем и самим учеником, заметно сокращается.

С помощью информации, полученной посредством наблюдения и общения с учащимися, учителя могут проанализировать уровень развития навыков работы в группе, качество усвоения учебного материала и запланировать дальнейшие шаги по улучшению качества учебных достижений учащихся.

В результате использования различных форм оценивания групповой работы учитель может научить учащихся:

(1) оценивать процесс работы в группе;

(2) определять сильные и слабые стороны подготовленной работы с использованием механизма самооценки.

Учитель химии и географии высшей категории

МБОУ «Гимназия № 13 имени Э.А.Быкова»

Петрова Татьяна Сергеевна

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Оценивание работы группы.

Номер группы

Сотрудничество в группе (распределение и выполнение обязанностей)

Поведение (не мешать работе других групп, не отвлекаться от выполнения задания)

Раскрытие материала, темы, задания

Умение слушать выступления других, задавать вопросы, делать дополнения

Общий балл

+

+

+++

+

+

+

+-

+

++

+++

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Оценивание вклада отдельного учащегося при групповой работе.

Номер группы

Сотрудничество в группе (распределение и выполнение обязанностей)

Поведение (не мешать работе других групп, не отвлекаться от выполнения задания)

Раскрытие материала, темы, задания

Умение слушать выступления других, задавать вопросы, делать дополнения

Общий балл

+

+

+++

+

+

+

+-

+

++

+++

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Совместное оценивание групповой работы учеником и учителем.

Имя, фамилия учащегося, класс

Возможные баллы

Полученные баллы

Я сам

Учитель

Выполнял все свои обязанности в группе вовремя и качественно

Работал в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании

Стимулировал других учащихся и помогал им в выполнении поставленного задания

Внимательно слушал других

Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС»

Ирина Кравцова
Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС»

Мастер – класс

«Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО»

Цель повышение уровня профессиональной компетенции учителей по организации работы в группах в начальной школе.

Задачи:

1) раскрыть сущность групповой работы;

2) продемонстрировать особенности организации, технологический процесс групповой работы, а также разновидности групповых технологий;

3) обсудить особенности реализации технологии на разных предметах;

4) мотивировать педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.

Ход мастер-класса:

— Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас!

Меня зовут Кравцова Ирина Анатольевна. Мое педагогическое кредо «Учить детей учиться!».

— Вашему вниманию я хотела бы представить видеоролик. Просмотрев его, мы определим вместе с вами тему мастер-класса. (Просмотр ролика и обсуждение темы).

Тема моего мастер-класса «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО».

— Коллеги, вы поприветствовали меня, теперь я вам предлагаю поздороваться друг с другом. Я попрошу встать в круг и рассчитаться на «один-четыре»:

каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;

каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;

каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).

А теперь, не меняя позы, вам предстоит поздороваться локтями друг с другом.

— Всем спасибо! Занимайте свои места! На этой позитивной нотке мы начнем мастер-класс.

Предлагаю участникам по цепочке произнести фразу «Я – учитель» с разной интонацией — задумчиво, с удовольствием, с гордостью, ласково. И теперь вам необходимо распределиться на 4 группы: «Задумчивые», «Довольные», «Гордые», «Ласковые».

— Вот мы с вами готовы к дальнейшему изучению и обсуждению темы. Разделив вас на группы, я дам вам возможность ощутить на себе положительные стороны групповой работы. В ходе мастер-класса каждой группе предстоит составить кластер по обсуждаемой нами теме.

Итак, давайте определимся с понятием – что же такое групповая работа. (Рассуждение участников).

Подводим итоги: групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога.

Предлагаю вам при помощи кластера систематизировать наши знания. (В верхней части листа оформим понятие групповой работы).

Групповые формы работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления, развивают самостоятельность и ответственность, способность к сотрудничеству.

Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций,традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль.

— Какова же основная цель групповой работы? (Рассуждение участников).

Итак, основная цель групповой работы – активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. (Оформление кластера).

— Обсудим задачи, которые решаются в ходе групповой формы работы. (Рассуждение участников).

— Подведем итоги. Задачи групповой формы работы:

1. Активизация познавательной деятельности.

2.Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т. д.).

4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

(Оформление кластера).

Я использую элементы групповой работы уже с первых дней учебы детей в школе и заметила, что моим учащимся интересно работать в группе со своими товарищами. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.

При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у школьников происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а, значит, становятся счастливыми и здоровыми

— Давайте порассуждаем о плюсах и минусах групповой работы. (Рассуждение участников).

Плюсы и минусы групповой работы. (Обсуждение в группах)

Итак, игра «Однорукие»: перед вами на столе лежит набор для работы: конверт с фигурами и клей. Разложите весь набор перед собой.

Представьте, что у каждого из вас одна рабочая рука, вторую уберите за спину. Ваша задача собрать по образцу на слайде не разговаривая между собой, т. е. молча. (Выполнение работы участниками). Данная игра учит детей общаться невербальными способами и приучает учащихся к слаженной работе в группе, когда результат зависит не от одного человека, а от работы коллектива.

Проводя эту игру, со своим классом, я обратила внимание, что с каждой новой игрой учащиеся быстрее справляются с заданием. А умение договариваться бес слов помогает и в других видах работы.

Например, дети могут без слов сказать, кто должен в этот момент встать и ответить, при работе в группе, если лидер сам отвечает то, он показывает на себя, если должен ответить товарищ, он указывает на него.

При парной работе, когда дети возьмутся за руки и поднимут их вверх, обозначает, что они закончили работу и готовы к ответу.

— Приступаем к выполнению аппликации по образцу.

Таким образом, наглядный пример показал, что при использовании групповой формы работы вполне реально сохранить тишину и выполнить предложенное задание.

Далее рассмотрим принципы групповой работы. По мере того, как я буду освещать вам данный материал, вы будете продолжать составлять кластер.

Принципы групповой работы.

— Поговорим о вариантах комплектования групп. (Рассуждение участников).

Группа по желанию

— учащиеся сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать, т. е. объединяются по взаимному выбору. Задание на формирование группыпо желанию может даваться в двух вариантах:

— разделитесь на группы по … человек в каждой.

— разделитесь на одинаковые группы.

«Случайная» группа

– группа, формируемая по принципу случайности.

Формирование «случайной» группы: из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними столами. Это может быть билетик с номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета, различные геометрические фигуры; фанты; считалки, а также деление по порядку дней рождений (группы образуются из детей родившихся зимой, весной, летом и осенью); расчёт по росту, цвету волос, полу и т. д.

Группа, сформированная

лидером (капитаном,

командиром).

Формирование группы лидером:

* Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидер набирает себе группу. Эту работу можно провести так:

а) первые 4 человека, заявившие о своём желании работать в определённой группе, становятся её участниками. Можно предложить желающим поднять руки или записаться под названием групп на листочках или на доске;

б) лидеры по очереди набирают себе команды, (каждый называет по одному человеку, затем по второму, и так далее до полного набора группы).

* Если же выбор лидеров производится учащимися,то учитель говорит: «Для работы нам понадобится разделиться на группы. Давайте выберем лидеров, которые эти группы сформируют. Кого бы вы хотели видеть лидерами?» Учащиеся называют кандидатов в лидеры, обсуждают варианты и принимают решение (в крайнем случае, с помощью голосования).

Группа, сформированная

учителем в соответствии

с поставленными целями.

Например, в такую группу можно объединить лидеров или особо успешных учеников с целью либо получения хорошего результата (например, на конкурсе или олимпиаде, либо для того, чтобы исключить их из общей работы, тем самым, создав условия остальным для самостоятельной работы. «Медленных» участников тоже можно выделить в отдельную группу, чтобы дать им возможность работать с «собственной скоростью».

По теме работы

Группы выполняют задания, отличающиеся по теме работы.

По уровню сложности задания.

Учащиеся в группах выполняют задания различной степени трудности, которые либо учитель предлагает учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения знаний, либо каждый ученик выбирает для себя наиболее оптимальный вариант.

(Оформление кластера).

Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит учитель в данный момент. Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использовать тщательно подобранные учителем группы, которые могут оставаться без изменения достаточно долго (5- 6 недель). Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, учитель может поставить перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.

Итак, прежде чем продолжить работу над кластером и заполнить раздел «Способы формирования групп», давайте вспомним, каким же способом вы делись на группы. (Рассуждение, составление кластера).

-Видов групповой работы бесчисленное множество, но я бы хотела поделиться с вами теми видами, которые я использую в своей практической деятельности.

Виды групповой работы:

• Работа в парах.

• Мозговой штурм.

• Игра «Продолжи».

• Охота за сокровищами.

• Снежный ком.

• Мозаичная группа или Пазлы.

— Рассмотрим некоторые виды.

Работа в парах оказывает неоценимую помощь. Её я использую в своей работе довольно часто. В результате ребята активнее включаются в учебный процесс, работают увлеченно, учатся общению. У них вырабатываются навыки совместной работы. Чтобы работать таким образом, потребовалось определенное время.

Мозговой штурм — метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – активизация мышления учащихся и развитие умения краткого, четкого изложения мыслей. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников.

В моей практике методом мозгового штурма был использован в виде решения задач такого плана:

1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?

2. Как можно определить время, если нет часов?

3. Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась?

4. Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть?

— В ходе данного задания у учащихся развивается логическое мышление, умение выстраивать алгоритм действий в той или иной ситуации, развивается речь. Ответы учащихся вызывали у меня чувство восхищения и гордости. (Составление кластера).

— Вот вам такое задание: Вам необходимо дать мастер-класс. Вы заболеваете. Предложите алгоритм Ваших действия при такой ситуации.

Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Данную игру я использую на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном, на уроках литературного чтения при чтении произведений «по цепочке»). К этой игре мы с вами вернемся в заключении мастер-класса. (Составление кластера).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Суть данной дидактической игры, цель которой развитие навыков аудиальной памяти, состоит в том, что первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т. д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Игру «Снежный ком» я люблю использовать на уроках русского языка в работе со словарными словами. Так, дети друг за другом повторяют словарные слова, добавляя каждый раз своё, тем самым идет повторение и запоминание перечня словарных слов. (Составление кластера).

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы.

Так, например, в 1 классе при изучении темы «Растения» дети были разделены на 3 группы. 1-ая группа изучала деревья, 2-ая – кустарники, а третья – травы. Каждая группа, изучив свою часть темы, представляла полученный результат, который помог обобщить всю тему полностью. В заключение работы делались выводы.

В процессе выполнения задания я следила за работой в группе, помогая конструктивно вести диалог,используя фразы-шаблоны:

• Какие группы растений вы изучали?

• Каковы признаки деления растений на группы?

• Какие названия растений относятся к каждой группе?

(Составление кластера).

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами,может вести себя по-разному:

1. Он может контролировать.

2. Организовывать.

3. Оценивать работу учеников.

4. Участвовать в работе группы.

5. Предлагать участникам разные варианты решений.

6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

— Ув. коллеги, давайте с вами вспомним общие правила совместной работы.

(Рассуждение).

Правила совместной работы:

(Составление кластера).

Я вам обещала в заключении вернуться к игре «Продолжи». Так вот, выскажите свое мнение,продолжив фразу: «Этот мастер-класс.».

Выводы:

В заключение хотелось бы отметить, что в групповой работе не следует ожидать быстрых результатов, поскольку всё осваивается практически. Нужны время и практика, необходим анализ ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливого труда. Итогом является, как правило, рефлексивное оформление проделанной работы, т. е. выделение способа её выполнения и полученного (пусть даже не окончательного, а промежуточного) результата.

Кроме того, коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю контролировать знания, умения и навыки всех учащихся класса.

Спасибо за внимание!

Групповая работа в школе статья на тему

ГРУППОВАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

Часто говорят о том, что педагогика и психология — родственные научные дисциплины, близкие «по крови» виды человеческой практики. Это похоже на правду, и тому есть доказательства. Например, болезни у педагогики и практической психологии весьма схожи. Одна из них — легкость (а если точнее — легкомысленность) в применении форм работы без глубокого осмысления их возможностей, ограничений и требований, которые они предъявляют к умениям и знаниям детям.
Так, в средней и старшей школе сейчас чрезвычайно активно эксплуатируются групповые формы работы на уроке и вне урока. С одной стороны, этому можно только порадоваться. Учебная группа — великая сила. Групповые и парные формы работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления и адекватной самооценки, развивают самостоятельность и ответственность, способность к кооперации и сотрудничеству, повышают креативность и так далее и тому подобное…

ПО ЗАКОНАМ ЖАНРА

Все это справедливо с одним маленьким «но»: сами ученики и их педагоги должны быть психологически готовы к работе в группе и к организации работы групп. Первые должны владеть всеми необходимыми начальными навыками участника, а вторые — приемами тренера. В противном случае групповая работа не только не приведет к желаемому результату, но и может обернуться проблемой: для отдельного ребенка, которого не примет, не услышит, не поддержит группа; для всей группы, которая проживет ситуацию травли одиночки или агрессивной конкуренции с другой группой; для всего класса, который получит травмирующий опыт неконструктивного конфликта; для самого педагога, наконец.
К групповой работе нужно готовить, законам этого жанра нужно специально обучать. И не только педагогов — будущих организаторов такого взаимодействия, но и самих детей. Вывод из этого следует очень простой: прежде чем групповая работа на уроке станет формой организации учебной деятельности, такая работа в течение некоторого времени должна выступать для учащихся содержанием их деятельности. То есть сначала нужно найти время для того, чтобы научить ребят работать в группе, и лишь затем предлагать им в групповой форме решать учебные задачи.
К обучению детей азам групповой учебной работы желательно приступать в начальной школе. Очень эффективно, по нашему опыту, такое обучение проходит в 5–6-х классах. Формы обучения могут быть различны: специальный курс, проводимый психологом, серия уроков в рамках какого-либо предмета, цикл классных часов, проводимых классным руководителем совместно с психологом.
Желательно провести в школе и специальную работу по обучению педагогов приемам руководства групповой деятельностью учеников. Принципиально важно донести до взрослых одну простую по своей сути мысль: групповая работа эффективна для одних типов учебных заданий и крайне неэффективна для других.
Поговорим о рекомендациях для педагогов, заинтересованных в грамотном и целесообразном использовании групповых форм учебной работы. Данные рекомендации составлены с использованием материалов книги Б. Зельцермана и Н. Рогалевой «Учись! Твори! Развивайся!» (Рига, 1997).

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП

Разделение класса на группы… Казалось бы, это проходной и малозначащий момент. Однако дело обстоит не так. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе и на какой результат эта группа выйдет.

По желанию

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
Разделитесь на группы по … человек.
Разделитесь на … равные группы.
Процедура разбиения на группы по желанию может проходить весьма и весьма драматично. Что еще более важно — принцип выбора участниками друг друга далеко не всегда ясен учителю-организатору.
Почему драматично? Да потому, что при делении на группы по 3 человека какие-то «парочки» смогут работать вместе, а каким-то придется разделиться, что может больно их задеть (особенно на фоне взаимного удовольствия «неразделенных»). Могут возникнуть и другие эмоциональные проблемы.
Основания для выбора партнеров действительно могут отличаться у разных участников. Одни выбирают тех, кому симпатизируют, вторые — тех, за чью спину можно будет спрятаться при выполнении задания, получив в итоге неплохую оценку; третьи — тех, с кем можно будет почувствовать себя лидером. И так далее. В результате такие группы работают не просто по-разному, а непредсказуемо по-разному. Одни решают учебную проблему, другие — межличностные проблемы, третьи — вообще свои, личные…
Сравнивать работу таких групп между собой, можно, например, по формальному учебному результату. Но это будет несправедливо, ведь работали они в разных психологических условиях.
Сказанное выше не означает, что данный способ деления всегда неэффективен. Его успешно можно применять в том случае, если педагог хорошо знает класс и понимает, что стоит за делением учащихся на группы по желанию. Или в том случае, если ребята только учатся работать в группе и важен не результат, а процесс. Такое обучение действительно часто проходит проще и комфортнее в группе эмоционально близких людей.
Если хочется соединить комфортность и обучение работе в группе малознакомых людей, можно усложнять процедуру выбора по желанию. Например, можно предложить группам разбиться на пары—тройки по желанию, а затем с помощью жребия объединить эти группки между собой в несколько малых групп. В результате объединения диад и триад получатся так называемые случайные группы.

Случайным образом

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) люди, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
Временами участникам таких объединений приходится брать на себя обязательства и функции, не свойственные им: руководить (тем, кто привык быть исполнителем), продуцировать идеи (тем, кто привык действовать по шаблону), подчиняться требованиям другого (тем, кто привык всегда и везде руководить).
Участники как бы попадают в безвыходное положение: им нужно с помощью имеющихся человеческих ресурсов решить учебную задачу. Поэтому иногда приходится осваивать новые виды деятельности. В таких ситуациях далеко не всегда все проходит гладко. Возможны конфликты, решать которые участникам должен помогать грамотный ведущий.
Иногда в силу стойкого противостояния участников друг другу будет правильно несколько изменить состав такой «случайной группы».
В целом этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед ведущим стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае ведущий должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.
Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

По определенному признаку

Такой признак задается либо ведущим, либо выбранным участником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная — согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.
Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить людей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой — изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся людей. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела — конкуренции).
Любое разделение на группы так или иначе создает противопоставление «мы» — «они». Этот способ — в большей степени, чем другие. Поэтому он может быть интересен в одних ситуациях и опасен в других.
Если есть время, деление на группы по определенному признаку можно организовать для участников в форме решения совместной задачи. Руководитель сам делит участников на группы по определенному признаку, не сообщая им его. Задача участников — понять, какой признак объединил их между собой и одновременно отделил от других учеников класса.

По выбору «лидера»

«Лидер» в данном случае может либо назначаться организатором (в соответствии с целью, поэтому в качестве такового может выступать и аутсайдер), либо выбираться игроками. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.
В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».
Можно прибегнуть и к следующей процедуре: когда «не разобранными» остаются последние 2–3 человека в классе, ведущий объявляет своеобразный аукцион. Он заявляет, что цена каждого игрока резко возрастает к концу и теперь «лидеры» должны не просто назвать имя желаемого игрока, но и обосновать его ценность для команды. Участники же, выслушав их, сами определят группу, в которую они пойдут. Таким образом, вокруг непопулярных членов группы возникает ажиотаж.

По выбору педагога

В этом случае ведущий создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.
Мы уже говорили о том, что детей и подростков нужно специально обучать навыкам групповой работы. В том числе и способам формирования групп. Высший пилотаж — это когда сами ученики способны назвать способ деления на группы, который будет наиболее эффективным для решения той или иной учебной задачи.

ЭТАПЫ ОБСУЖДЕНИЯ

Итак, групповая форма работы на уроке становится привычной. «Затем я разделю учеников на 4 группы, и они будут совместно решать задачи…» — сегодня такую или похожую фразу можно довольно часто услышать от учителя, разрабатывающего сценарий своего урока на методическом объединении или в сотрудничестве с психологом. Мы киваем, легко соглашаемся и движемся в обсуждении урока дальше. Напрасно. Стоит остановиться и с этого момента копнуть глубже: «А зачем делить детей на группы? Как делить? Как давать инструкцию?»
Формирование групп — очень важный, но лишь начальный этап работы. Далее следует не менее важный этап — организация работы группы. В проблемно-поисковых образовательных технологиях разработаны некоторые нормы, если хотите — каноны учебного взаимодействия в группах, с которыми стоит познакомиться.
Независимо от того, как конкретно была сформулирована учителем цель группового обсуждения, можно выделить следующие этапы этого процесса.

Первый этап

Выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложение своей позиции. От остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного. Желательно фиксировать на бумаге все высказанные гипотезы, для того чтобы затем каким-то образом выразить свое отношение к каждой из них.

Второй этап

Обсуждение высказанных гипотез. Как вариант, обсуждение может вестись параллельно с генерированием идей: идея высказана и сразу же обсуждена, высказана следующая и также обсуждена. Для школьников это достаточно сложно. Целесообразнее сначала зафиксировать все существующие мнения (выделив на это некоторое конкретное время), а затем обсудить их.
Для грамотного обсуждения участникам необходимо самостоятельно выработать некоторые критерии оценки идей. Участникам также очень понадобятся социальные умения, связанные с цивилизованным обсуждением: умение слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие…

Третий этап

Выработка группового решения. Оно рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них. Группа должна быть готова обосновать свой выбор. Нахождение общего решения — сложный, драматичный процесс, так как в группе могут оказаться участники, категорически не согласные с большинством, имеющие свое, частное мнение (обоснованное или необоснованное — это пока нами не обсуждается).
Дальнейшее развитие событий зависит от цели обсуждения. Если для педагога важно, чтобы участники группы пришли к общему решению, то он с самого начала твердо озвучит соответствующую инструкцию и в ходе обсуждения будет настаивать на принятии единственного для группы варианта. Естественно, он при этом в полной мере будет осознавать всю драматичность обсуждения, проходящего в группе, поддерживать отдельных участников, а в конце урока или после него обязательно вернется к обсуждению того, «как все это было».
Если же педагог решает задачу проблемного характера и ему важно вывести учащихся на общий способ решения учебных задач того или иного вида, то он заинтересован в выдвижении всех аргументированных идей. В этом случае ему важно замотивировать учащихся, имеющих частное мнение, на серьезную проработку собственной аргументации и разрешить им представлять на этапе презентации итогов работы собственную позицию.
А если аргументация такого несогласного слаба? Здесь возможны различные варианты поведения педагога-ведущего. Если он не хочет подставлять самооценку ученика под удар (у него, педагога, есть веские для этого основания), он может просто силой данной ему власти отказать ученику в выступлении, пообещав, что обязательно рассмотрит его аргументы в частной беседе. Он может разрешить выступление, считая, что данному ученику для развития его личности полезно побывать в ситуации поражения. Естественно, что педагог окажет ему всю необходимую эмоциональную поддержку и на уроке, и после.

Четвертый этап

Обсуждение итогов работы групп. Группа выдвигает из своих рядов выступающего, который рассказывает о результатах ее работы. Мнения групп фиксируются на доске и затем обсуждаются.
В зависимости от целей групповой работы дальнейшее обсуждение может протекать по-разному.
Если педагогу важно, чтобы был выбран правильный (самый лучший) результат, то ему предстоит с помощью грамотно заданных вопросов подвести учеников к выработке критериев оценки результата: «Посмотрите на предложенные варианты. Какой лично вам нравится больше? А чем он отличается от остальных? Что же для вас было самым главным при выборе правильного варианта? Как вы теперь представляете себе самый лучший вариант? Каким требованиям он должен соответствовать?» Таким образом ученики могут выйти на самостоятельное формулирование правила, критериев оценки, оптимального способа учебного действия.
Если педагогу важно показать, что решения могут быть разными — он может задать ученикам другие вопросы: «Почему результаты оказались разными? Что было важно для первой, второй и других групп? А какие еще могли бы быть варианты?»

Пятый этап

Обсуждение процесса работы. Он не так часто встречается в реальной практике. И понятно почему: в большинстве случаев для педагога групповая работа служит средством решения конкретной задачи урока (нахождение общего способа решения, обнаружение разнообразия подходов и т.д.). Поэтому в лучшем случае он спросит участников, было ли им комфортно. Это тоже неплохо.
Но возможностей у процесса обсуждения гораздо больше. Можно задать ученикам вопросы: «Понравилось ли вам обсуждение? Что давалось легко? Что было трудно? Какие проявления в поведении участников группы способствовали работе, а какие мешали? И наконец, что нужно было изменить, для того чтобы обсуждение проходило более эффективно?»
Таким образом, обсуждение позволяет вывести участников на рефлексию способов групповой работы и тем самым, естественно, развить умение работать в группе. У педагога появляется надежда, что в следующий раз обсуждение пройдет успешнее уже потому, что некоторые учащиеся осознали законы обсуждения, увидели возможности самосовершенствования.

МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Таковы каноны работы учебной группы. А в каких случаях в принципе эффективно применение этой формы организации учебного процесса? В самом общем виде ответ прозвучит так: когда поставленная педагогическая задача требует для своего решения именно этого способа. Групповая работа, например, способствует развитию у учащихся навыков сотрудничества, ведения групповой дискуссии, нахождения общего решения. Она также стимулирует учащихся к творческому поиску различных вариантов решения задачи, к генерированию гипотез.
Естественно, что разные педагогические задачи диктуют свои требования к формированию групп и организации групповой работы.
Со стороны педагога по меньшей мере несерьезно (а в общем-то безответственно) считать, что достаточно объединить ребят в группы, дать им учебное задание и пойдет настоящая эффективная работа.
Все этапы групповой работы — формулирование собственного мнения, слушание чужих точек зрения, критическая оценка высказанных гипотез, групповая дискуссия по нахождению общего решения, презентация работы групп, рефлексия способов групповой работы — требуют, чтобы им специально учили. Причем учили не только детей, но и педагогов. И это, кстати, открывает отличные перспективы для сотрудничества педагога, заинтересованного в применении групповой работы, и психолога.
Потенциал групповой работы велик. Но это серьезный, профессиональный прием работы. И чем чаще все мы, работающие с детьми, будем задавать себе вопрос: а зачем мы сейчас разделили детей на группы, — тем профессиональнее будет наша деятельность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *