Х какой звук

Автоматизация звука Х

Начинаем автоматизацию звука в словах только после того, как ребенок четко произносит изолированный звук и может правильно произносить его в слогах. Называем слова, выделяя голосом автоматизируемый звук.

Слова произносим не торопясь, четко проговаривая их. Желательно повторить одно и то же слово 2-3 раза.

Артикуляция звука Х

При произношении звука Х губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть спинки языка полностью смыкается с нёбом: по средней линии языка создаётся щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.

Упражнение «Поймай звук». Послушай и хлопни в ладоши(подпрыгни), когда услышишь звук Х. Выполнять по 2-3 раза в день.

1 день — и, х, у, п, о, х, а, н, х, с, п, ф, х, в, л, х, к, х, н, а, о, ф, х.

2 день — а, х, м, и, о, х, т, ю, к, и, с, х, у, ф, х, н, п, р, ха, ну, мо, хо.

3 день — мо, та, хы, су, на, фи, хо, пы, ла, ко, пы, фу, ху, мхо, тна, плы, ихн.

4 день — ты, хо, ны, па, ко, хы, мех, бусы, сом, кот, хата, мак, петух, хобот.

5 день — поход, фантик, веник, меховой, охота, погода, писать, отдыхать.

6 день – хлопок, толчок, глоток, мука, муха, меха, манка, банка, бахча, яхта.

Если ребёнок делает много ошибок, то повторять упражнение до тех пор, пока ошибки не исчезнут.

Слоги

Проговаривай слоги, чётко произнося звук Х (выделяя голосом)

ха – хо — ху аха — охо – уху ах – их – ех — ух

хва – хво — хву хла – хло — хлу

сха — схо — сху рха — рхо — рху

Упражнение «Послушай, запомни, повтори». Развитие слуховой памяти, автоматизация правильного произношения звука Х в слогах. Звук Х проговаривать, «растягивая» его.

1 день

Ха-ха хы-хы ха-хо-хы хы-ха-ху

Хо-хо ху-ху ху-ха-хо ха-хо-хы-ху

2 день

аха – аха оха – оха иха – аха – уха уха – иха – оха

иха – иха уха – уха аха – иха – оха оха – иха — аха

3 день

ах – ах ах – ох ух – ух – ох юх – ах – ох

ох — ух ух – ах ох – их – ах ух – ох – их

4 день

хта – хта хто – хто ахт – охт ухт – ахт — охт

хты — хты хту – хту ихт – ухт ихт – охт — ахт

5 день

хва – хва – хвы ахва – ухва — охва вха – вхо — вхы

хво — хво — хва ихва — ухва — охва вхы – вху — вха

Автоматизация звука в начале слов

Повторять слова, чётко произнося звук Х (выделяя голосом):

хан харч хата хаос

халат халва хариус

ход хор холл холм

хорь холст хобот холод

хорёк хорда хомяк ходики

худо хуже хутор хурма

худеть худоба художница худощавый

хвощ хвоя хвост

хвала хвастун хворост

хлам хлыст хлеб хлопец

хлопья хлопоты хлопушка хлебороб

хмель хмурый

храм хрип хрен хруст

храбрость хроника хранилище

Проговаривать слова по 2-3 раза каждый день. Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:Например: хан = х-х-х-хан

хан хата хобот хо-дун-ки

хаки хатка ходить ходь-ба

хапать хаять ход-ка хо-ккей

хапуга ход ходоки хомяк

Автоматизация звука в середине слов

Проговаривать слова по 2-3 раза каждый день. Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:

Уха муха папаха эпоха

ольха пряха помеха рубаха

засуха мачеха неряха стряпуха черепаха

хохот, вахта, тахта, шахта, бухта, кухня, пихта, яхта

Проговаривать слова по 2-3 раза. При затруднениях — произносить слова по слогам.

веха бу-хан-ка ахать охапка

муха махать папаха охота

уха макуха утеха о-хот-ник

Михей отдыхать помеха ма-хо-вик

Всегда объясняем все непонятные слова!

Упражнение «Сосчитай до 5-ти» — счёт от 1 до 5 (10) и обратно: охапка, моховик, помеха

Например: одна муха; две (3,4) мухи; пять мух

Проговаривать слова по 2-3 раза каждый день. Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:

охать сахар махал знахарь

лихач пахнет ухабы буханка шахматы

ухо уход сухо охота

поход хохот пехота тихоня

охотник ледоход вездеход тихоход

яхта бухта вахта пихта

тахта шахта кухня вихрь

Проговаривать слова по 2-3 раза:

махнуть бухта пухнуть от-дох-нуть

тахта вахта пыхтеть хвоя

пихта хохма яхта хвост

Автоматизация звука в конце слов

Проговаривать слова по 2-3 раза каждый день. Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:

бах запах размах впотьмах

мох вдох выдох врасплох скоморох

пух дух петух лопух

вслух олух воздух пастух

мех смех грех орех наспех

стих верх

Проговаривать слова по 2-3 раза:

бах мох подвох отдых

птах вдох обух петух

монах выдох мех конюх

Упражнение «Закончи слово».

пету …(х) лопу …(х) отды … (х) горо …

запа … мо … сме … пасту …

Упражнение «Послушай, запомни, повтори».

хобот – холод — хомяк

воздух — конюх – отдых

папаха — помеха – муха

мех – петух — смех

«Это – Эти – Много кого? Чего?»

муха – мухи – мух_ монах — … — … яхта — …

халат — … — … пихта — … — … петух — …

хохол хохот тихоход хохлома

Автоматизация звука в словосочетаниях

Проговаривать словосочетания по 2-3 раза каждый день.Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:

ореховая халва ветхая хата

сухой хворост хлопотать по хозяйству

холодный воздух хрустящие хлебцы

запах духов холостой ход

хороший уход пахнуло холодом

охота на сохатого махровый халат

хлебосольный хозяин хаос и неразбериха

Упражнение «Сосчитай до 5-ти»- счёт от 1 до 5 (10) и обратно: яхта, пихта, хвост

Упражнение «Я …, ты …, он …, она …, мы …, вы …, они …»

Например: Я хожу в походы. Ты ходишь в походы и т.д.

ходить в походы хохотать над хомяком отдыхать на юге

худеть в походе ходить на охоту

махнуть папахой отдыхать на яхте

Словесная игра «Подбери слово». Тренировать ребёнка в подборе слов со звуком .

Слон – слониХа, морж – моржиХа, кабан – кабаниХа,

страус – страусиХа, бобр – бобриХа, ёж – ежиХа,

попугай — попугаиХа и т.д.

То же самое, с парами слов:

пловец – пловчиХа сторож – сторожиХа,

трус – трусиХа, портной – портниХа и проч.

Автоматизация звука в предложениях

Упражнение «Исправь предложение». Послушай предложение и скажи его правильно.

Хомяк духовка под пыхтит. Хомяк пыхтит под ду-хов-кой.

дети ходят хоккей на — …

петух около сидит лопух — …

охотники пошли на охота — ..

Закончить предложения словом «петух» или «муха».

На банке сидит … (муха). В окно влетела … .

На заборе сидит … (петух). Около дома гуляет ….

Громко кукарекает …. Петя на тарелке увидел …

Вика рисует …. Красивый гребень у ….

Предложения со звуками Х и Х». Повторять и запоминать.

Хата без хозяина. Ахнуло эхо. На грядках сеют горох.

Горох сахарный. В бухту вошёл пароход. Охотник поехал на охоту.

Я ел ореховую халву. Муха – горюха села на ухо. Я купил буханку хлеба.

Михаил идёт в поход. Михаил отдыхает. Хозяйка хочет приготовить уху.

Хитрая лиса охотится на петуха. Духи хорошо пахнут.

Закончить предложения, добавив слова со звуком Х.

В бухту вошёл (пароход).

На болоте растёт (мох).

На грядках сеют (горох).

По утрам поет (петух).

В воздухе летает тополиный (пух).

В квартире большая, уютная (кухня).

Машина дала обратный (ход).

Дети перестали шуметь, стало (тихо).

Стадо пасёт (пастух).

Автоматизация звука Х учебно-методическое пособие по логопедии на тему

Чистоговорки с , :

Ха-ха-ха, ха-ха-ха: скачет по полу блоха.

Ху-ху-ху, ху-ху-ху: не поймали мы блоху.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи: быстры лапки у блохи.

Хе-хе-хе, хе-хе-хе: знаем сказку о блохе.

Фразы со звуками , :

Собери сухой хворост.

Хитрый хорь поймал хомяка.

У хамелеона длинный хвост.

Харитон собирал хворост.

Стихотворные тексты со звуками , :

Хомячок охрип от крика:

— Разве хорь болеет гриппом?

Ой, хорёк, какой ты врун,

Я от хохота умру! (А. Пудваль)

Хохотушка

Хохотала звонко Мила,

В рот смешинка угодила.

Ха-ха-ха! Вдруг – бух! – упала

И смешинку потеряла. (Ф. Бобылев)

Хвастливый хамелеон.

Хвастался хамелеон своим хвостом

Хвостатым хищникам. Потом…

– Что стало с ним, с его хвостом?

– Ни хамелеона, ни хвоста.

Ведь нет у хищников поста.

История, увы, проста. (Е. Карельская)

Хомячок

Хомка, хомка, хомячок —

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Чистит лапки, воду пьёт.

Прибирает Хомка хатку

И выходит на зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Хочет Хомка сильным стать! (А. Каменчук)

Хорь охотник

На охоту хорь в курятник ходил,

Да хохлаток впопыхах разбудил.

Да проснулся Петух,

На Хоря сверху бух!

Хорь со страху еле ноги унёс.

Ох, и больно, и обидно до слёз!

И сидит он, и ворчит под ольхой:

— Нехороший тот курятник, плохой!.. (В. Суслов)

Хорек ходил на елку к волку,

Унес хлопушку втихомолку.

Теперь хорек своей хлопушкой

Зверей пугает, словно пушкой. (Г. Сапгир)

Хочешь великаном стать?

На ходули надо встать!

Ахи, охи, хохот, смех.

Скоморохи выше всех! (В. Берестов)

Скороговорки со звуками , :

Вкусная халва – мастеру хвала.

Хохотушка буква Х

Хохотала: «ха-ха-ха!»

Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

Звук Х и Х».

Словесная игра «Подбери слово». Тренировать ребёнка в подборе слов со звуком .

Слон – слониХа, морж – моржиХа, кабан – кабаниХа, страус – страусиХа, бобр – бобриХа, ёж – ежиХа, попугай — попугаиХа и т.д.

То же самое, с парами слов: пловец – пловчиХа. сторож – сторожиХа, трус – трусиХа, портной – портниХа и проч.

Предложения со звуками Х и Х».

Хата без хозяина. Ахнуло эхо. На грядках сеют горох. Горох сахарный. В бухту вошёл пароход. Охотник поехал на охоту. Я ел ореховую халву. Муха – горюха села на ухо. Я купил буханку хлеба. Михаил идёт в поход. Михаил отдыхает. Хозяйка готовить уху. Хитрая лиса охотится на петуха. Духи хорошо пахнут

Закончить предложения, добавив слова со звуком Х.

В бухту вошёл (пароход).

На болоте растёт (мох)

На грядках сеют (горох)

По утрам поет (петух)

В воздухе летает тополиный (пух)

В квартире большая, уютная (кухня)

Машина дала обратный (ход)

Дети перестали шуметь, стало (тихо)

Стадо пасёт (пастух).

Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, стихи, игры.

У страха глаза велики.

Хорошую речь хорошо и выслушать.

Хороший человек хорошо и работает.

Хорош ёрш в ухе, а лещ в пироге.

Хорошо сказал, хорошо и поехал.

Страх хуже смерти.

На словах тих, а на деле лих.

Вкусная халва – мастеру хвала.

Кабы этот смех – да на всех.

Каков уход, таков и доход.

Делано наспех – и сделано на смех.

Хлеб за брюхом не ходит.

Хорош заяц белый, а охотник смелый.

Есть еще порох в пороховницах.

Худого не хвали, а хорошего не корми.

Снег на полях – хлеб в закромах.

Хоть ноги длинные у смеха, но не доводят до успеха.

Хорошо того учить, кто хочет все знать.

Хороший товар сам себя хвалит.

Полон хлевец белых овец. (подушка)

Ходит, ходит, а в избу не заходит. (дверь)

Не пух, не всех, а оденет всех. (хлопок)

Слаще мёда, легче пуха.

Отдохни! – все шепчет в ухо.

Тот, кто будет с ней дружить,

Будет очень плохо жить. (лень)

Прохор и Пахом ехали верхом.

Ха — ха – ха – вкусная уха!

Ху – ху – ху – мы едим уху.

Ох — ох — ох –на болоте мох.

Хе – хе – хе – сидит птичка на ольхе.

«Х» все ходит, ходит, ходит,

Места, что ли не находит?

Уха была не плоха,

Хороша была уха.

Не вынеся этого смеха,

Он встал и уехал.

Хохотушка – буква «Х»

Засмеялась: ха – ха – ха.

Хомяку сказал хорёк:

«Хвост твой узок, мой широк»

Не хочешь великаном стать?

На ходули надо встать.

Охи, охи, хохот, смех –

Скоморохи выше всех.

Был в саду переполох – там

Расцвел чертополох.

Чтобы сад не заглох

Пропололи чертополох.

Рассказ «Хомяк – хвастун»

Жил был хомяк-хвастун.

Каждый вечер на холме собирались множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.

— Ух ты! – восхитились хомяки.

— Иду себе дальше. Снег под ногами – хрустит. Смотрю – лежат две большие змеи, спят. Храпят на всю Африку. Я тихонечко подкрался и связал из хвосты узлом! А потом…я…

— Что, что потом!? – хором спросили хомяки.

Я… потом…

— Да не тяни же ты! – взмолились хомяки.- Хорошенькое дело! – обиделся хвастунишка. – Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?

Стихи на букву (звук) — Х.

Урок «Буква Х. Звуки [х], [х’]

Цели урока:

  • знакомство учащихся с новой буквой: печатной, строчной, заглавной;
  • обучение детей чтению и письму слов с буквой «Х», умению сосредоточенно слушать и содержательно говорить;
  • развитие фонематического слуха, мышления, языкового чутья, внимания, речи;
  • воспитание бережного отношения к хлебу, к людям труда.

Оборудование: модели вагонов с карточками изученных букв и буквы «Х», пословицы, загадки.

Ход урока

1. Повторение изученного материала

У.: Сегодня мы отправимся в путешествие. Догадайтесь, кто будет пассажирами нашего поезда. Для этого …

*Закончите предложения

«Мы пишем и видим …» (Буквы)
«Мы слышим и произносим …» (Звуки)

У.: Пассажиры – это буквы гласных и согласных звуков.

*Смысловая группировка

У.: В нашем поезде вагоны разного цвета.

– Буквы каких звуков мы поместим в красный вагон на две полочки? (Буквы гласных звуков)

На доске:

У.: В следующем вагоне живут самые «звонкие пассажиры». Назовите их

У.: Букву какого звука вынесем отдельно? (Й)

–Обоснуйте ответ. (Буква звонкого непарного мягкого звука, остальные парные по твёрдости, мягкости).

У.: Распределите оставшиеся буквы.

Д.: Это буквы парных звонких и глухих звуков.

Д.: Нижняя полка вагона – это буквы глухих звуков , , , а верхняя – буква звонкого непарного твёрдого.

У.: Последний вагон у нас без пассажира. Там едет печатная буква, с которой мы сегодны познакомимся.

2. Знакомство с новой буквой

*Моделирование буквы

У.: Соберите букву из элементов

Ученик у доски, остальные на парте.

У.: Посмотрите на алфавит и скажите, как называется буква? («ХА»)

3. Письмо строчной буквы в тетради для печатания

У.: Посмотрите на плакат. Из каких элементов состоит письменная буква «ХА»?

Д.: Из двух полуовалов.

*Показ написания буквы на доске.

*Письмо в воздухе.

* Прописывание буквы «Х» учащимися в тетрадь.

У.: Выделите самую красивую букву. Старайтесь писать красиво, аккуратно и правильно и все остальные значки.

5. Знакомство со звуками и

* Звуковая характеристика

Д.: – согласный, глухой, твёрдый, – cогласный, глухой, мягкий.

*Письмо слов в тетрадь

*Физкультминутка

У.: Я буду называть слова. Если вы услышите звук – приседаете, если произнесу звук — встаёте и тянетесь на носочках.

Слова: художник, хилый, хор, хочу, хитрый, хмель, хек, хороший.

6. Обучение чтению слогов

(Карточка с печатной буквой «Х» прикладывается к гласным верхнего ряда А, О, У, Ы, Э. Уместно использовать «вагон поезда».)

– Как будем читать первый звук?

Д.: Твёрдо, рядом гласные, командиры твёрдых команд.

(Карточка с буквой «Х» прикладывается к гласным нижнего ряда.)

У.: Как читаем первый согласный в этих слогах? (ХЯ, ХЁ, ХЮ, ХИ, ХЕ)

Д.: Произносим мягко.

У.: Почитаем слоги.

7. Словарная работа

У.: На какие группы можно разделить слова?

Д.: На слова, называющие предметы: хруст, порох и слова – признаки предметов: хилый, хитрый.

*Работа над загадкой

Мешено,
Квашено,
Валено,
На стол поставлено. (Хлеб)

– Какой звук слышим на конце?

Д.: Мы слышим звук .

У.: Вы правы, наблюдается оглушение звука.

– Какой буквой мы обозначим звук? Для этого подберите однокоренные слова к слову «хлеб».

*Скрытая подсказка

У.: Ласково назовём … (хлебушек)

– Предмет, где хранится хлеб … (хлебница)

– Предприятие по изготовлению хлеба … (хлебокомбинат и т.д.)

– Запишем это слово в тетрадь. Подчеркнём место – слабую позицию для согласного.

8. Соотнесение звуковой схемы со словом

На доске:

У.: Подумайте, какая из схем подходит к слову «хлеб»?

9. Составление предложения к схеме

У.: Молодцы, а теперь подберите предложение к схеме:

Д.: Свежий хлеб лежит на столе.

– Мама положила хлеб в хлебницу.

*Письмо с комментированием

У.: Запишем 1 предложение в тетрадь.

10. Составление рассказа по опорным словам

У.: В рассказе, который вы будете составлять есть следующие слова:

ПОЛЕ, КОЛОСЬЯ, ХЛЕБ, БУЛКИ, БАРАНКИ, ПРЯНИКИ

– Придумайте свои рассказы, работая в парах.

*Подбор пословицы к тексту

(заслушиваются рассказы детей)

У.: Какая пословица подойдёт к вашим рассказам?

Д.: «Хлеб всему голова».

11. Подведение итогов

*Игра «Верите ли вы»

У.: Верите ли вы, что буква «Х» — буква гласного звука?

Д.: Это буква согласных звуков.

У.: Докажите.

Д.: Звуки нельзя пропеть, нет голоса.

У.: Верите ли вы, что буква – значок глухих звуков?

Д.: Это буква глухих звуков и .

У.: Почему?

Д.: Когда произносим, то горлышко не дрожит.

*Обратная связь

У.: Что вам показалось интересным в уроке? Когда было трудно?

*Оценка деятельности учащихся.


Буква Х обозначает согласный глухой звук: твёрдый и мягкий . (источник)
Слова, начинающиеся на букву Х: хлеб, хобот, хрусталь, халат, храп, халат, хвост, химия, хитрый, хобби, холод, хомяк, хороший, храп, художник, хутор, хозяин, хоккей,
Слова с буквой Х в середине слов: ухо, муха, переход, эхо, вход, духи, яхта, блоха, кухня, поход, сухой, Чехия, чехол, арахис, грохот,
Буква Х в конце слов: мох, мех, слух, орех, смех, горох, жених, отдых, порох, страх, воздух, наверх, пастух,

Стихотворения про букву Х (источник, ещё есть )
Х — на ножницы похожа,
Но в работе, а не лёжа.
Хочешь — порешь,
Хочешь — шьёшь,
Хочешь — сам себя стрижёшь.
Буква «Х», хохоча,
Нам напомнит циркача…
На ходули он залез,
Ростом стал он до небес.
Х шагает по дороге:
Руки вверх, пошире ноги.
Что ж ты хмуришься, храбрец?
Хочешь с хреном холодец?
В холодный край не хочет слон,
Ведь он боится холода.
Но букве Х помашет он
Хорошим длинным хоботом.
Хорошо уметь читать,
Букву Х нам надо знать,
Хлеб, хлопушка, хоровод,
Буква Х к себе зовёт.
Буква Х хохочет громко,
Ха-ха-ха и хе-хе-хе
Рассмешит она ребёнка,
Хохотушка буква Х.
(очень красивые стихи про буквы с картинками )
Тяни за ножницы, пока
Она не станет буквой Х.
(«Азбука-запоминайка»)
Загадки про букву Х (источник, ещё )
«Хи-хи-хи» и «Ха-ха-ха» —
Так хохочет буква …
Ею можем обозначить
Что в задачке неизвестно,
А взглянув на всё иначе,
В ней увидим просто крестик!
Захомячил хомячок
Зёрна в щёки-рюкзачок,
И до хатки поспешил,
Чтоб никто не рассмешил.
Пощекочем хомяка,
Пусть нам скажет букву …
Скороговорки с буквой Х (источник)
Вставай, Архип, петух охрип.
Захар сахар запасал.
Закрома им заполнял.
Захаровы закрома засахарены сполна.
Хвалю хвалу.
Осип охрип, а Архип осип.
Охрип Осип, а осип Архип.
Осип Архип, а Осип охрип.
Архип охрил, а Осип осип.
Чистоговорки с буквой Х (источник, ещё один)
Ха-ха-ха — на плите стлит уха.
Ах-ах-ах — перебореи страх.
Ех-ех-ех — разверните мех.
Их-их-их — невеста и жених.
Ох-ох-ох — как разросся мох!
Ух-ух-ух — кукарекает петух.
Ху-ху-ху — тянеть конб соху.
Эх-эх-эх — в скорлупе — орех.
Ха-ха-ха, за-ха-ха
Есть у нас два петуха,
Хи-хи-хи, хи-хи-хи
Всё дерутся петухи,
Ху-ху-ху, ху-ху-ху
Клювы все в пуху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи
— Хватит драться, петухи!
Ха-ха-ха, ха-ха-ха
Без хвостов два петуха.
Песенки с Х (описано )
Под минусовку песни «Чижик, пыжик» петь слоги ХА, ХО, ХУ (каждый слог поётся в течении всего куплета (произносить слог в ритм музыки)). Можно одновременно отстукивать ритм песенки с помощью бубнов или двух деревянных ложек/карандашей.
Изображения буквы Х и слова на букву Х (взято )




Как писать букву Х?
Прописная Х (взято )
Печатная буква Х (подсмотрела )
Сказки про букву Х (источник)
Жила-была буква х. Она была очень веселая и всегда и везде смеялась: «ха-ха-ха». Пошла она однажды гулять и увидела яркую бабочку, сидящую на красивом цветке. «Ха-ха-ха» — крикнула им буква х. Бабочка в ответ помахала букве крылышками. Вдруг подул сильных ветер, стебелек цветка наклонился и поломался. «Ха-ха-ха» — снова засмеялась буква х. Бабочка посмотрела на нее и сказала: «Почему же ты смеешься, ведь цветок поломался, и он никогда не будет таким красивым, как прежде». Бабочка улетела. А буква Х подумала-подумала, и сказала: «ох-ох-ох». Буква Х осталась такой же веселой и жизнерадостной, как и была. Но теперь, когда рядом с ней происходило какое-то грустное событие, она уже не смеялась, а говорила «ох-ох-ох».

Задания для дошкольников с буквой Х

Еще в раннем возрасте дети начинают изучать алфавит. Предусмотренные для знакомства с буквой х задания для дошкольников представляют собой специальные игры, стихотворения, пословицы и поговорки, которые знакомят ребенка с буквой х и звуком . Выполнять такие упражнения можно как в домашних условиях, так и у логопеда. Вначале нужно изучить изолированный звук, а затем перейти к словам, в которых он есть.

Цели и задачи

Главной целью при постановке звуков и является формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения, умения различать их между собой и не путать с ранее изученными звуками и буквами, а в дальнейшем правильно употреблять Х в письменной речи.

Выделяем звук .

К поставленным задачам относится в первую очередь развитие фонематического слуха, это способствует четкости речи. Сперва мы учим ребенка выделять звук в начале, конце и середине слова, узнавать его не только отдельно, но и в слоге, фразе, предложении. С помощью пословиц и поговорок удастся закрепить произношение звуков и , развить память, мышление и воображение, сделать процесс обучения менее утомительным.

Знакомство с буквой Х

Изучение следует начинать с подготовительного этапа: рассказать детям сказку или стихотворение. Можно придумать загадку, ответом на вопрос в которой будет являться слово, начинающееся на эту букву:

Щекастый зверек, похожий на мышку, живет в клетке, бегает в колесе (Хомяк).

Отгадай легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Так у ребенка получится вызвать интерес к изучаемой теме и превратить урок в увлекательную игру. Чтобы ученику было легче понять, как произносится звук, нужно рассмотреть, какой должна быть правильная артикуляция при произношении, то есть правильное расположение речевых органов во рту. При произношении твердого кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, его задняя часть должна образовывать щелочку. Голосовые связки находятся в раскрытом положении, но голоса при произношении звука быть не должно.

Задания для дошкольников — печатная буква Х

Научиться писать печатную Х детям помогут следующие задания:

  • сложить букву Х при помощи пальцев;
  • нарисовать ее в воздухе;
  • попробовать сложить Х при помощи раздаточного материала (спички, палочки);
  • аккуратно по клеточкам нарисовать Х в прописи.

Пишем в прописях.

Можно рассказать стихотворение: «На лужайке дом стоит, ну а путь к нему закрыт». При этом ребенок должен изобразить двумя руками крышу дома, а затем закрытый путь — скрестить руки.

Автоматизация звука х

Автоматизация происходит строго после того, как ребенок научился произносить его изолированно, слышать в слогах и не путать с другими звуками. Следует произносить текст громко и четко, выделяя голосом автоматизируемый звук. При необходимости повторить несколько раз. Закрепление должно происходить в начале, середине и конце для лучшего усвоения и запоминания материала.

Для автоматизации произношения звука в начале слов произносим громко и четко: хвост, холодильник, хобот, хоккей, храм, хата, хлеб.

Для автоматизации произношения звука в середине нужно растягивать , повторяя несколько раз следующие слова: вахта, шахта, пихта, яхта, засуха, лоханка, сахар.

Для автоматизации произношения звука в конце произносят следующие слова: мох, шорох, в закромах, дух, цех, мех.

Значение незнакомых слов нужно обязательно объяснить ребенку, иначе такие задания будут неэффективными.

Также необходимо объяснить ребенку, что звук может слышаться там, где есть буква Х, и там, где ее нет, и привести в качестве примера фразу «Пух мягкий».

Знакомство с буквой Х.

Когда ребенок познакомился с буквой Х, научился различать звук в слогах и предложениях, нужно дать характеристику звука и объяснить, к какой группе он относится:

  1. Согласный.
  2. Твердый.
  3. Глухой.
  4. Заднеязычный.

Упражнения с буквой для детей

Далее можно переходить к упражнениям с Х. Нужно правильно и грамотно подобрать задания, чтобы ребенок не потерял интерес к изучаемой теме. Вначале можно представить картинки с изображением предметов и животных, названия которых начинаются на букву Х (хомяк, хорек, хлеб, хижина), затем можно попросить ребенка самостоятельно придумать несколько слов на заданную букву.

Существует интересное упражнение на поиск звука и буквы: ребенку дается картинка, на которой изображены предметы (стул, стол, чайник, хлеб, хорек, лампа и халат); задача ребенка — найти все предметы, которые начинаются на Х.

Можно дать карточки с изображением нескольких предметов (храм, яхта, мех) и попросить ребенка определить, в начале, середине или конце слова спрятался .

Популярной игрой, развивающей внимательность, является произношение фраз и предложений, в которых ребенок должен узнать на слух и хлопнуть в ладоши столько раз, сколько этот звук был произнесен.

Сказки про букву

Чтобы дать ребенку немного отдохнуть, но провести это время с пользой, можно рассказать ему сказку про букву, которую мы учим. Например: «Жила-была одна буквочка, веселая, хорошая, постоянно смеется. Она любит хлеб, холодец и совсем не любит холод. Она любознательна, умна и хочет все знать! Дома эта буква ходила в халате, и жили у нее хомяк с хорьком».

В конце родитель говорит, про какую букву была эта сказка, но лучше спросить у ребенка, проверив, как он запомнил и усвоил предыдущий материал.

Еще одним популярным упражнением являются загадки, пословицы и поговорки.

Загадки являются эффективным заданием для развития воображения и логики. Примеры:

Загадки могут варьироваться от самых легких до сложных в зависимости от возраста ребенка. Пусть дошкольник попробует придумать собственную загадку.

Стихи и загадки с буквой Х.

Существует много пословиц и поговорок, произношение которых не только закрепит изучаемую букву, но и поможет развить речевой аппарат, а речь сделает более четкой. Примеры:

  1. Хвастун видал, как медведь летал.
  2. Хвост голове не указка.
  3. Характер закаляется в труде.
  4. Хлеб — всему голова.

Значение всех пословиц и поговорок нужно обязательно объяснить ребенку и проверить, как он понял новый материал.

Стихотворения с буквой Х

Можно рассказать дошкольнику стихотворения с Х или придумать их самим вместе с ребенком. Примеры стихотворений:

Хорошо уметь читать,
Букву Х нам надо знать,
Хлеб, хлопушка, хоровод,
Буква Х к себе зовет.

Буква X, ты хохотушка
И хорошая хвастушка!
Хоровод мы заведем,
Дружно, весело споем.

Х — забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка —
Ветру вольному подружка.

Интересные игры

Можно самостоятельно придумать интересные игры и упражнения для лучшего запоминания материала ребенком. Для совсем маленьких учеников можно нарисовать на большом листе алфавит вразброс и попросить поискать Х, а затем ждать, кто первым ее найдет.

Игра с буквой Х.

Также можно дать задание найти в комнате вокруг себя предметы на букву Х (холодильник, халат, хурма и т.д.). Можно поиграть в ассоциации и поделиться друг с другом, кому из вас что напоминает Х.

Интересную игру можно устроить с большим количеством детей: пусть каждый делает одно действие на букву Х (хохотать, храпеть, хрустеть, хватать, хвалить, хлопать).

С детьми постарше хорошо получится провести игру, в которой каждый придумывает слово на букву Х и объясняет его значение, хорошо подойдет эта игра для детей с творческим потенциалом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *