Ход урока по русскому языку

Урок русского языка в 4 классе

–Закройте глаза и представьте себе, что вы устроились удобно в кресле, перед вами появляется завораживающая картина и вы слышите:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

Ф. И. Тютчев.

— Что вы почувствовали, представили?

— Оказывается, в зимнем лесу можно побывать, не выходя из класса.

— Что нам помогает представить зимний лес? (появляется картинка)

— Какое слово » лишнее»? Почему?

-Расскажите, что мы уже знаем об имени существительном?

— Какое задание можно выполнить с этими словами?

Молодцы.

— Я предлагаю вам определить род и склонение у имени сущ.

Фантазия –ж.р., 1 скл.

Желание – ср.р., 2 скл.

Воображение – ср.р. , 2скл.

— А зачем у существительного уметь определять род и склонение?

— Сформулируйте тему урока?

— Какова цель будет нашего урока?

Поиграем в игру «Верю — не верю»

— Я буду называть признаки имени существительного. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения.

— Ваша задача: если утверждение верное, то ставьте -1, а если неверным, то — 0.

— Верите ли вы, что имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и,

— Верите ли вы, что существительное на полке имеет окончание – е.

— Верите ли вы, что имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – и.

— Верите ли вы, что имя существительное в печали имеет окончание – е.

— Верите ли вы, что словом — подсказкой для имен существительных 1 склонения с безударными окончаниями может быть слово земля?

— Верите ли вы, что имена существительные 3 склонения в родительном, в дательном и предложном падеже имеет окончание –и.

— Поменяйтесь карточками, проверяем.

— Кто выполнил задание без ошибок?

— Кто совершил 1 ошибку? 2 ошибки?

Давайте вспомним алгоритм: Как проверить написание безударных окончаний имен существительных.

София мне помогает

Для глаз.

— Прочитайте предложение. Вставьте пропущенные окончания.

Лес стоит в снежном убор… словно в сказк….

— Какое окончание в слове уборе? Почему?

Какое окончание в слове сказке? Почему?

— В тяжёлые снеговые шубы нарядила зима сосны и ели, даже о веточках не позабыла – им приготовила пуховые варежки. А нам приготовила задания. (картинка)

1. Работа индивидуальная (на карточках).

У каждого на парте лежит карточка с заданиями. Работаем самостоятельно.

Проверка задания проводится поэтапно.

Кто выполнил задание без ошибок поставьте + +; 1 ошибку — + (проставить все 3 задания)

Вот и закончилась наша виртуальная прогулка по зимнему лесу.

— Что мы сегодня вспомнили?

— что для этого надо сделать?

— Оцените значимость своей работы на уроке и поставьте себе отметку:

+ !- знаю и умею применять, могу помочь товарищу

+ — знаю и умею применять

! — знаю, но не всегда могу применить

? — не уверен в своих знаниях.

Оценим и свою выполненную работу за урок. Посчитайте сколько плюсов вы заработали.

Если:

Как интересно провести урок по русскому языку?

Конструктор фееричного урока

Некоторые занятия просто обязаны быть фееричными: яркими и эмоциональными. Речь идет о вводных, открытых, показательных уроках. Рассмотрим принципы построения таких занятий (с примерами).

1. Удивляйте!

Пример. Игра «Кто придумал слово?»

Оказывается, привычные слова кто-то придумал, причем относительно недавно! Пусть ученики попробуют соотнести слова из ежедневного обихода и их авторов (известных литераторов). Для цифровизации задания подойдет сервис .

Поэты и писатели Слова

Ф.М. Достоевский

Н.М. Карамзин

М.В. Ломоносов

В. Хлебников

В.К. Тредиаковский

Искусство

Достоверный

Общество

Летчик

Стушеваться

Опыт

Предмет

Кислота

Моральный

Эпоха

Сцена

2. Сочетайте!

Пример. Что общего между генами и мемами?

Обращение к современным языковым явлениям и сторонним наукам привлекает и увлекает учеников. Казалось бы, какая взаимосвязь межу биологическим носителем наследственности и проявлением поп-культуры? А она есть. Мало того, что ген и мем являются единицами информации — сам термин meme был создан профессором Ричардом Докинзом на основе слов memory – «память» и gene – «ген». Может, ученики знают об этом или смогут догадаться?

3. Есть проблема – есть работа!

Пример. Как меняется современный язык

В учебнике А. Д. Шмелева для 8 класса рассматривается статья молодой журналистки — рассуждение о языке общения в сети. Прекрасная идея: обсудить с учениками это актуальное для них языковое явление. Что меняется в лексике, фонетике, синтаксисе? Как на изменения реагируют взрослые, сверстники? Что на эту тему думают сами ученики? Какие правила русского языка они соблюдают и не соблюдают, общаясь в интернете? Чтобы развить обсуждение проблемы, можно обратиться к творчеству сетевых поэтов.

Русский язык. 5 класс. Учебник Купить 4. Вместе весело…

Пример. Проектная работа / работа в группе «Разные языки»

Снова обратимся к УМК А.Д. Шмелева, 7 класс (обсуждение языка как такового является спецификой этих учебников).

Проведите опрос своих одноклассников и родственников. Выясните, представители каких народов попали в вашу опросную группу. К каким языковым семьям относятся родные языки участников опроса? Есть ли среди них представители малочисленных народов? Владеют ли они родным языком?

Для выполнения исследования посоветуйте ученикам воспользоваться данными демографических исследований на сайте Института демографии НИУ ВШЭ.

Продолжим исследование, сравнив русский с другими языками — например, с татарским (чтобы не идти по простому пути с белорусским и украинским). И обратимся к классике:

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

(А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»)

Выделенные слова имеют тюркско-татарские корни:

Темница — төтән — «десять тысяч».

Тужит — тыгыз — «тугой».

Волк — буре — «бирюк».

Баба Яга — Бабай-ага.

Ступа — төп — «пень».

Злато — алтын.

Кащей — кучу — «переходить», «переезжать».

5. Неожиданный ход!

Пример. Толкование слова

Не секрет, что некоторые слова в русском языке со временем меняют свои значения или получают в довесок новые толкования. Если спросить учеников, что означает «ночник», они ответят, что это ночная лампа. Для них станет открытием второе, устаревшее разговорное значение: человек, работающий ночью. Многозначность — хорошая тема для небольшого исследования. А подходящий инструмент: . Сервис позволяет отследить контексты, в которых использовалось слово вплоть до берестяных грамот, и составить график частоты употребления.

Пример. Разговор с Алисой

В современном мире мы коммуницируем, используя речь, язык, не только с живыми людьми, но и с программами. Разберем относительно новое явление: голосовые помощники. Самый известный из отечественных — Алиса. Почему бы не обсудить, кто такая Алиса? Чьим голосом она говорит? Почему выбрали именно это имя? Каких известных героинь по имени Алиса мы знаем? Какие еще есть голосовые помощники в России и за рубежом? Такой разговор интересен ученику и пятого, и одиннадцатого класса.

Пример. Порассуждайте над происхождением слова

Откуда пришло к нам слово «эмодзи»? Оно было заимствовано из японского языка «emodzi» и состоит из двух иероглифов 絵 — картинка и 文字 — символ, знак, письменность и соответственно можно перевести, как картинка со смыслом. По сути эмодзи является графическим выражением положительных эмоций, смеха, улыбки, радости при общении в сети. Эмодзи является аналогом знакомого большинству пользователей интернета — смайлика, которого придумали в англоязычной среде и с успехом используют во всём мире. Совместно с ученикам можно придумать интересную игру, например, зашифровать в эмодзи какое-нибудь четверостишие или смысл произведения.

Русский язык. 8 класс. Учебник (с приложением) Купить 6. Вишенка на торте

Пример. Вдохновляющая история

Недавно издание «Мел» рассказало историю девятиклассника из Уфы Нияза Киреева. Он исследовал этимологию слова «голимый» и эту работу оценили ведущие лингвисты страны. Результаты исследования были опубликованы в журнале Института русского языка имени В. В. Виноградова. Примечательно, что школьник учится не в гуманитарном, а в математическом классе, и двигало им простое любопытство. Подобные примеры побуждают детей углубляться в изучение вопросов вне программы. Разработки увлекательных уроков с сервисом LECTA:

7. Если интересно вам, то детям тоже интересно

Пример. Подборки

Изучайте развитие русского языка и делитесь наблюдениями с детьми. Вот две интересные авторские подборки, которые вы можете представить на уроке и взять как идею для собственных разработок.

Уроки от авторов корпорации «Российский учебник»

Предлагаем вам темы и материалы для занимательных занятий: вводные уроки из учебников наших авторов. Поскольку это первые главы, вы можете бесплатно просмотреть их в демоверсиях ЭФУ на платформе LECTA и взять на вооружение со всеми сопутствующими цифровыми образовательными ресурсами.

УМК под редакцией А.Д. Шмелева:

Класс Тема
5 О языке и речи
6 Разновидности русского языка. Язык и речь
7 Русский язык – один из индоевропейских языков
8 Русский язык в современном мире
9 Отражение в языке истории и культуры народа

УМК под редакцией М.М. Разумовской:

Класс Тема
5 Зачем человеку нужен язык
6 Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения
7 Изменяется ли язык с течением времени
8 Русский язык в семье славянских языков
9 Русский язык – национальный язык русского народа

Ученикам важно понимать, что они буду изучать и для чего, и как полученные знания пригодятся им в жизни, а еще – чем полезен предмет прямо сейчас. Отвечая на эти вопросы, вы формируете мотивацию на весь период обучения. Цифровые технологии, модные языковые явления и вдохновляющие истории — вот верные помощники в создании увлекательного контента.

Восемь идей нестандартных уроков

Нестандартный урок – что это?

Основное отличие нестандартного урока от обычного – не шаблонность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок – более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам.
Часто необычный урок отличает и то, что педагог не декларирует ясно учебные цели урока, они как бы скрыты, и становятся понятны детям только после проведения урока. На таком уроке могут не выставляться оценки в обычном их понимании.

Польза нестандартных уроков

  • Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
  • Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
  • Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
  • Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.

Восемь идей необычных уроков

  • Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.
  • Деловая игра. На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.
  • Урок-конференция. Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.
  • Урок-встреча. На урок приглашается третье лицо (писатель, ученый, ветеран, путешественник, военный, иностранец и т.д.).
  • Урок-концерт, инсценировка. Такие уроки наиболее подходят для уроков литературы, литературного чтения, иностранного языка.
  • Интегрированный урок. Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (литература и физика, английский язык и биология – чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока – показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.
  • Урок-игра. Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.
  • Урок-исследование. Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.

Нестандартный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом

Конечно, идей необычных уроков достаточно много, и каждая требует отдельного рассмотрения. Не забудьте также посмотреть наши рекомендации, как провести интересный урок.
А какие нестандартные уроки используете вы и используете ли вообще? Ждем ваших откликов в комментариях и статьи.

  • Статья «Нестандартные уроки информатики»
  • Статья «Применение нестандартных уроков для повышения учебной активности учащихся»
  • Статья «Нестандартные формы проведения уроков математики в школе как средство повышения уровня познавательной активности учащихся»
  • Нестандартный урок химии по теме «Свойства концентрированной серной кислоты» для 9 класса
  • Нестандартный урок немецкого языка «Пресс-конференция «Защита окружающей среды — благородное дело»; 10 класс
  • Нестандартный урок русского языка «Обобщение знаний по теме «Имя существительное»»; 4 класс
  • Нестандартные формы уроков технологии (для девочек)
  • Нестандартные уроки по физике
  • И множество других материалов.

Нетрадиционный урок русского языка «Путешествие по Океану Орфографических знаний». 3 класс

Людмила Волкова
Нетрадиционный урок русского языка «Путешествие по Океану Орфографических знаний». 3 класс

Нетрадиционные уроки в моей работе занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. При проведении таких уроков данная форма всегда является выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы, «мажорный» тон, субъект-субъектные отношения.

Благодаря необычности содержания, методов и форм, такие уроки придают необходимое ускорение развитию личности. Ребенок, обучающийся на таких материалах, развивается более успешно.

Нетрадиционный подход к обучению родному языку младших школьников предполагает множество оригинальных, не совсем привычных методов, форм, приемов работы со словом, предложением, текстом для развития речи, развития детского речевого творчества. Нетрадиционные уроки русского языка позволяют сделать урок увлекательным, живым, «очеловеченным», привить учащимся интерес к науке о языке.

Нетрадиционный урок русского языка.

3 «А» класс

Путешествие по Океану Орфографических Знаний.

Тема:

Закрепление правописания безударных гласных в корне (проверяемых и непроверяемых).

Цели:

1 упражнять в правописании непроверяемых и проверяемых безударных и проверяемых безударных гласных в корне;

2 развивать учащихся;

3 воспитывать интерес а предмету, а также через «морскую» лексику прививать интерес к чтению книг на эту тему.

Оборудование:

План:

I. Организационный момент.

Урок начинается с приветствия учениками учителей.

Повернитесь и поздоровайтесь с учителями. Учителя – наши гости. Улыбнитесь гостям, посмотрите в глаза. Глаза наших учителей такие же добрые как и у ваших мам, как и у вашей учительницы.

Наши гости пришли сегодня посмотреть не только на вас, но и на меня. И поэтому сегодняшний урок я начинаю русской пословицей.

II. Минутка чистописания.

Прочтите эту пословицу. (Пословица на доске).

По ученику и об учителе судят.

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

После объяснения смысла пословицы учащиеся приступают к чистописанию.

П уч ел

По ученику и об учителе судят.

III. Сообщение задачи урока.

Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Орфографических Знаний.

Наша цель (хором).

Мы правила изучаем, писать себя научили. Ведь так необходимо нам грамотным стать.

Чтобы грамотными стать,

Надо много правил знать.

Во время нашего путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знания этих законов. Итак в путь!

IV. Лексико-орфографическая работа.

Подготовка к плаванию.

о. «Провизия»

Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе овощами. Какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать!

Задание классу:

1. Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком.

2. Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит «голова».

3. Огородное растение с крупными семенами-горошинами.

4. Этот овощ получил свое название (от) агорос за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым.

5. Этот овощ был завезен из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель; как и трюфель. Они растут в земле.

6. Про этот овощ сложена загадка «Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали».

По мере отгадывания загадок – заданий учащиеся записывали в тетради названия каждого овоща. Записывая слова, подчеркивали буквы,написание которых надо запомнить:

помидор, капуста, огурец, горох, картофель, морковь.

Проверка:

1. Назовите слова, в которых надо запомнить две безударные гласные.

2. Найдите и назовите слова, в которых надо запомнить безударную гласную о.

3. Какую гласную надо запомнить при написании слова капуста?

4. Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить? (Ответ на последний вопрос дал возможность обобщить, что в русском языке есть слова, в которых безударную гласную нельзя проверить ударением, поэтому их надо запомнить).

V. Введение нового слова.

о. «Новое слово»

— Итак, мы отправляемся в путь. Хорошо бы нам сопутствовали солнечные безветренные дни. А такие дни раньше называли словом погода. Когда шел дождь, мела метель, то говорили, что на улице непогода, ненастье. Сейчас, словом погода называется любое состояние атмосферы.

На доске открывается запись: погода – непогода.

Детям предлагается исследовать: можно ли проверить безударную гласную в каждом из слов. Попытка проверить написание безударной гласной в корне не приводит к положительным результатам, делается вывод, что безударную гласную О, в словах погода и непогода надо запомнить.

Запись слов погода и непогода в словарики.

Разгадывание по схемам спрятанных однокоренных слов.

Обращение внимания на чередование согласных Г и Ж в корнях слов.

Работа по практическому пособию с. З9 № 8.

Прочтите еще раз о том, что такое погода.

Ниже приведены однокоренные слова к слову погода. Среди этих слов прочтите те однокоренные слова, которые вы не называли. Запомните их. Выделите корень.

Вопрос как пишутся корни в однокоренных словах?

VI. о. «Хитрый гласный» (о. Проверяемых безударных гласных).

Упражнение в написание слов с проверяемыми безударными гласными.

Учитель: Мы в Океане Орфографических знаний. Приближаемся к острову Хитрый гласный. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. Освободить же их нам поможет только королева Ударения. Как вы думаете почему (Ответы детей).

Повторение рифмованного правила.

Безударный хитрый гласный, слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наук:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

На доке: К…менистое дно, К…лючий ерш, М…л…дая чайка

П…тнистый осьминог, П…л…сатый краб, Ск…листый бер…г

М…рской к…нек, С…ленные брызги,К…товая акула

Безударные гласные прикрыты медузами, учащиеся вставляют нужные буквы у доски.

Классработает с данными словосочетаниями:

З…л …неют водоросли, в…лнуется море, уд…вительная рыба, вд…л…ке от острова, пос…лился рак, вьются рыбы –прил…палы.

Работа проводится по перфокартам.

Проверка выполненного задания: капитаны называют каждое слово в словосочетании, доказывают, почему именно эту, а не другую гласную нужно написать. Класс оценивает правильность ответов.

Задание предложенное классу, проверяется с помощью сигнальных карточек.

Освобожденные от медуз буквы возвращаются на остров Безударных гласных, о. Хитрый гласный).

— Как проверить безударную гласную в корне, проверяемую ударением?

VII. Физкультурная минутка.

о. «Чунга-чанга».

Плавание продолжается. На нашем пути сказочный остров Чунга-чанга, который предлагает вам отдохнуть.

Выполнение учащимися физ. минутки под песню Чунга-чанга.

VII. о. Комментарий

Учитель: Мы приближаемся к о. Комментарий. Этот остров не пропустит вас, не узнав, как вы умеете комментировать, объяснять свое письмо.

Запись предложений с комментированием.

Что едят рыбы?

Рыбы едят водоросли, червей. Лещи глотают улиток. Часто пища сома – водяная крыса. Зубастая щука глотает колючего ерша.

VIII. о. «Безграмотландия»

Разыгрывание сценки «История одной ошибки».

Учитель: Наш корабль приближается еще к одному острову Безграмотландия. Здесь живут все те, кто пишет с ошибками. Сейчас вы послушаете историю, которая произошла с жителями этого острова.

Рассказ об одной ошибке.

Дима написал своему дружку Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен на это острове рядом с домом, где живет Петя и передала записку.

— Ну как! Спросил Дима вернувшуюся сестру.

— Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет. В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.

— Мяч будет! Петька принесет, я ему написал записку, он обещал.

Ровно шесть часов пришел Петя, но вместо мяча в руках у него было уже оружие фехтования – длинный деревянный меч.

Вопрос учителя: Почему так получилось? (Ответ учащихся).

Х. о. «Сами с усами»

Работа по развитию речи.

Работа со словом магнитом «Море» (+)

Учащиеся зачитывают свои стихи из сказки на тему море.

XI. Итог урока.

Мы отправляемся домой через узкий пролив. Представьте, что Океан задает вам вопросы.

На какое правило вы упражнялись писать слова?

Что нужно помнить, чтобы писать грамотно слова на данное правило?

Я хочу обратить ваше внимание на «морскую» лексику, которая являлась содержанием нашего урока.

Ниже я хотела обогатить вашу речь «морской лексикой». И надеюсь у вас после сегодняшнего урока появилось желание не только грамотно писать, но и познакомиться с произведениями о морских животных.

XII. о. «Почта».

Учитель: Мы подплываем к острову, который все очень любят. На этом острове получают письма, открытки, телеграммы. (Показ телеграммы). А вот телеграмма! Но телеграмма таинственная и закодированная. Показ закодированной телеграммы.

Отгадка: Вы, ребята, молодцы

Потрудились от души.

Спасибо. Ваш учитель.

XIII. Выставление оценок.

XIV. Домашнее задание.

Написать сочинение описание морского животного или морского растения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *