Хохломская роспись рисунок

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения ВСЁ_для_ДОШКОЛЯТ ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА — часть 1. Материал для занятий 1-5

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА Прочитайте детям о самобытном явлении русского народного декоративно-прикладного искусства — Золотой Хохломе.

Золотая Хохлома — яркое, самобытное явление русского народ­ного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный ху­дожественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.

В этом глухом лесном краю исторически сложились весьма бла­гоприятные условия для развития народных художественных про­мыслов и ремесел. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жите­ли, будто сговорившись, поделили между собой весь технологиче­ский процесс. Жители деревень занятые на отдельных трудовых операциях селились рядом, составляя свой «цех» или «куст». У каждой группы деревень был центр — крупное торговое село, ку­да крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать вырабо­танную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревян­ную посуду, группировались вокруг крупного торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи.

Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вот­чинника и в царском обиходе. Нарядную деревянную посуду ок­рашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными крас­ками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Но даже самую простую посуду нель­зя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древеси­на расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому не­окрашенную посуду покрывали олифой — вареным льняным маслом.

Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для кре­стьянина. Однако народные масте­ра сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользовать­ся сю могли и крестьяне. Так по­явилась посуда с хохломской рос­писью — посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по сло­вам мастеров, ни жары, ни стужи, хоро­шо моется, долго служит, но нарядности соперничает с золотой, а по цене доступ­на беднякам.

Происхождение приемов окраски де­ревянной посуды в золотистый цвет без применения золота и сегодня остается за- гадкой даже для специалистов. Оригиналь­ная, веками отработанная технология и есть тот волшебный процесс, который обычное белое дерево превраща­ет в блестящее золотом изделие.

Процесс изготовления хохломской посуды совсем не прост. Сна­чала изделие выгачивали из сырого дерева. Белую посуду («бель») 12-15 суток выдерживали при комнатной температуре для про­сушки. Затем ее грунтовали, обмазывали глиной. Дело в том, что древесина очень пористый материал, и чтобы закрыть все поры, создать водонепроницаемый слой, ее нужно было промазать. Хо­рошим материалом для этого оказалась обычная глина. Эту глину мастера называли вапом, отчего и сам процесс пропитки изделий глиной стали называть ваплением. Глину растворяли в теплой во­де, разминали кусочки, перемешивали, получая раствор определен­ной густоты. Потом смазывали стенки изделия толстым слоем и оставляли на некоторое время — раствор должен был впитаться. Затем смазывали снова. Провапленное таким образом изделие с образовавшейся на нем глиняной коркой ставили на доски, где оно должно было просохнуть.

Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом и снова выдерживали небольшое время, чтобы слой глины смешал­ся с маслом. Затем изделие шлифовали, протирая поверхность лыч­ным мочалом и льняным отрепьем. После шлифовки изделие ста­вили на досках в истопленную печь и держали там 4-5 часов.

Следующая операция — шпаклевка, то есть замазка изделия гли­ной, смешанной с олифой. Эта смесь должна была заделать все не­ровности, сучки, трещинки и другие дефекты древесины. Прошпак­леванное изделие снова ставилось на просушку.

Затем следовала обработка олифой для создания на изделии масляной пленки. Олифой изделия промазывались три раза, каж­дый раз в промежутках снова подсушивались и только тогда ста­вились в печь при температуре 80-90 градусов. Проолифенное таким об­разом изделие лудили — обмазы­вали оловянным (алюминиевым) порошком, и оно становилось «се­ребряным». Только после этого изделие было го­тово к росписи красками. Расписанное лу­женое изделие вновь обильно обмазыва­ли олифой и ставили на досках в нежаркую печь для каления. И только тогда «сере­бряные» изделия волшебным образом пре­вращались в «золотые», приобретая на­конец такой хорошо знакомый всем вид.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗДЕЛУ «ХОХЛОМА» Данный раздел знакомит детей с основами народного и декоративно-прикладного искусства.

Серия предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного воз­раста на уроках труда и изобразительного искусства. Представлены основные приемы хохломской рос­писи. Материал изложен по принципу от простого к слож­ному, от изучения основных элементов хохломской роспи­си и упражнений на повтор до заданий на импровизацию и роспись объемных изображений.

Материалы с успехом могут быть использованы учителями, воспитателями старших групп дошкольных образователь­ных учреждений, педагогами художественных школ, руко­водителями кружков и различных студий, а также родите­лями в домашних занятиях с детьми.

Для начала работы необходимо иметь:

• краски гуашевые желтого, красного, зеленого и чер­ного цветов;

• кисти беличьи № 2 и № 3;

• банку с водой;

• мягкую тряпочку для снятия лишней краски с кисти;

• листок белой плотной бумаги или белую мелкую та­релку без узоров, которая будет служить палитрой.

ЗАНЯТИЕ 1. УЗОР «ТРАВКА» Учимся рисовать простейшие элементы травного орна­мента. Дети выполняют упражнения на повтор главных отличительных элементов узора «травка».

В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный от­дельными ритмично расположенными мазками.

Все элементы травного орнамента рисуются сразу ки­стью, без нанесения предварительного рисунка каранда­шом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. В упражнение вклю­чены главные элементы «травки»:

«Осочки» — самый простой элемент узора; он выполня­ется легким движением кончика кисти сверху вниз;

«Травинки» — это мазки с небольшим плавным утол­щением;

«Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;

«Усики» рисуются в виде непрерывной линии одина­ковой толщины, закрученной в спираль.

«Завитки» выполняются с легким нажимом в середине элемента;

«Кустик» —это наиболее сложный элемент «травки»; он состоит из более простых симметрично расположен­ных элементов — «осочек», «травинок», «капелек», «уси­ков» и «завитков».

ЗАНЯТИЕ 2. «Подарок для Мишутки» Детям предлагается самостоятельно придумать и укра­сить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.

Во всех заданиях на импровизацию дети сначала рас­сматривают роспись, выполненную мастером, а затем са­мостоятельно расписывают рисунок изделия.

Рассмотрите с детьми чашку с травным узором, выпол­ненную мастером. Праздничный и торжественный коло­рит росписи достигается сочетанием золотого, красного и черного цветов.

Детям предлагается самостоятельно придумать и укра­сить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.

ЗАНЯТИЕ 3. ТРАВНЫЙ ОРНАМЕНТ Цель занятия — постепенно, методом от простого к сложному, научить детей рисовать сложный травный ор­намент, с использованием всех ранее изученных элемен­тов. Сначала дети упражняются в наведении ведущего стеб­ля «криуля». Главный элемент «криуля» — «завиток», он имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз. Затем узор усложняется добавлением крас­ных и черных «кустиков».

ЗАНЯТИЕ 4. РОСПИСЬ ЧАШКИ Дети украшают чашку травным орнаментом, самостоя­тельно наводя ведущий стебель и используя ранее изу­ченные элементы травного орнамента.

Рассматривая солонку с травным узором, обращаем вни­мание детей на ритмичное чередование элементов орна­мента. Плавное течение ведущей линии — «криуля» под­черкивает округлую форму изделия, красный и черный цвета придают росписи торжественное и праздничное зву­чание.

ЗАНЯТИЕ 5. Узор «Листочки» В хохломском узоре «листочки» кроме красного и чер­ного цветов используются также зеленый и желтый.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Хохломская роспись»

Анжелика Кравченко
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Хохломская роспись»

Презентация, конспект занятие по познавательному развитию

«Ознакомление с окружающим миром»

Кравченко Анжелика Евгеньевна, воспитатель

Разделы: Работа с дошкольниками.

Тема «Хохломская роспись»

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.

Задачи:

1. Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла. Познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством — хохломской росписью. Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи, исследовать из каких материалов сделаны.

2. Развивать интерес к изучению народных промыслов.

3. Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, какое у нас сейчас время года? (ответы детей)

В зимнее и холодное время года у многих людей бывает плохое настроение, а у вас какое сегодня настроение? (ответы детей).

У кого хорошее настроение — подарите друг другу улыбки. А у кого было грустное, плохое мы сейчас изменим прослушав сказку

Ребята, в какой стране мы с вами живем? (ответы детей)

Как называется наш город? А область? (ответы детей)

В России очень много областей и городов, и сейчас я расскажу о Нижегородской области, но не о городе, а ….

Беседа «История Хохломского промысла»

Описание слайда № 1

Воспитатель: Издавна наша Русь славилась своими ремёслами, которые изготовляли мастера. И была наша страна красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история. Вот историю одного села с его чудо-мастерами я вам и поведаю.

Сказ о «Хохломе»

Сказывают в народе о чудо — мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу, на берегу реки Хохломки, и начал мастерить посуду. Вот раз прилетела к нему Жар-птица. Мастер накормил ее крошками, и птица захотела отблагодарить его. Задела она своим крылом простую дере-вянную посуду, и вмиг посуда стала словно золотая. Да такие необычные узоры на ней появились, что глаз не отвести! Научила Жар-птица мастера расписывать посуду затейливыми узорами да покрывать ее так, что она светилась, словно золотая. Узнал про это царь, и очень ему захотелось, чтобы такая посуда была только у него во дворце. Вот и послал царь своих солдат, чтобы привели мастера во дворец. А Жар-птица узнала обо всем и прилетела к мастеру, предупредила его. Не захотел мастер во дворец идти, только для царя такую красивую посуду делать. Собрал он мужиков из соседних деревень, рассказал им секрет изготовления «золотой» посуды, а сам исчез вместе с Жар-птицей. Никто их больше нигде и никогда не встречал. А секрет мастера до сих пор люди помнят и радуют людей красивыми изделиями.

У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (предположения детей)

Описание слайда № 2

Традиция – слово не русское, оно переводиться с латинского как слово «передача», то есть традиция это то, что передается от одного человека к другому. Есть традиции, которые возникли давным-давно и сохранились до наших дней.

Так дошли до наших дней изделия сделанные руками русских мастеров. Это такие изделия, как игрушки и посуда. Вот посмотрите, у нас на столе представлена посуда. Посмотрите на неё, какая она яркая, нарядная.

Хохлома — посуда не простая, а точно – золотая!

С яркими узорчиками ягодками и листочками.

Называется она – Золотая Хохлома.

Все листочки – как листочки, здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди называют хохломой

Описание слайда № 3

Хохлома — старинный русский народный промысел, яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома. В том глухом лесном краю исторически сложились благоприятные условия для развития народных художественных промыслов и ремесел. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жители, будто договорившись, поделили между собой весь процесс изготовления. Жители, деревень занятые на отдельных трудовых операциях селились рядом, составляя свой «цех» или «куст». У каждой группы деревень был центр — крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, группировались вокруг крупного торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи.

Описание слайда № 4

Хохлома – это декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарку для продажи. Потому и называется посуда хохломской.

Описание слайда № 5

Как вы думаете, трудно ли изготавливать такую посуду? (ответы детей)

Конечно, изготовить ее не просто. Сначала изделия вытачивают на станке, затем шпаклюют — покрывают тонким слоем глины: изделие становится похоже на глиняное, которое делают гончары. Потом, чтобы изделие стало гладким, его шкурят — протирают наждачной бумагой. Это такая специальная бумага, покрытая очень мелкими частицами камня (показ). Затем изделие олифят — покрывают специальным составом для деревянных поверхностей, который быстро высыхает. А уже потом изделие лудят — покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.

Физкультминутка.

На столе хохломской самовар,

(«надуть» живот, одна рука на поясе) .

Очень важный, из носика пар.

А вокруг расписные чашки,

(кружиться, рисуя руками круг)

Нет посуды хохломской ярче.

Рядом с ними золотые ложки,

(потянуться, руки сомкнуты над головой)

На них «травка» — это древняя роспись.

Вот с малинками поднос,

(взяться за руки, образовать большой круг)

Он нам все это принес.

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .

Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь.

Описаний слайда № 6

В чем же секрет красочной хохломы? Как ее рисуют? Оказывается это совсем не просто.

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое, давайте внимательно ее рассмотрим.

Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Описание слайда № 7

Ветка плавно изогнулась и колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома, золотая хохлома!

Воспитатель: почему автор стихотворения называет золотая хохлома? (ответы детей)

Посмотрите на иллюстрацию, какие цвета использовал мастер, который расписал? (ответы детей)

Этот узор получил название «Кудрины». Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют

Описание слайда № 8

А какие узоры использовал художник? А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травный орнамент». Ведущий стебель называется – криуль.

Описание слайда № 9

Следующий орнамент называется узор «Листочки». В узорах есть разные листья (чаще всего тройные, декоративные цветы.)

Описание слайда № 10

Узор «Травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения Жар птиц, рыбок

«Травка» — черно-красная трава по золотистому фону — считается классической для хохломского художника.

Описание слайда № 11

В узорах есть разные ягоды Узор «Ягодки». Это рябина, земляника, смородина, малина, крыжовник. В этом орнамента присутствуют красные, зеленые, белые цвета.

Игра «Положи слово в шкатулочку»

Вопросы:

2. Какое настроение у вас вызывает, когда вы смотрите на эту хохломскую посуду? (радостное, веселое от яркости и нарядности)

3. Какие цвета для узоров выбираю мастера? (золотой, черный, красный)

4. Какими узорами украшают мастера свою посуду? (ягодки, травинки,веточки, цветочки, кустики, птицами и иногда рыбами)

Описание слайдов № 12, 13, 14,15

Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вотчинника и в царском обиходе. Нарядную деревянную посуду окрашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными красками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Но даже самую простую посуду нельзя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали олифой — вареным льняным маслом.

Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для крестьянина. Однако народные мастера сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользоваться ею могли и крестьяне. Так появилась посуда с хохломской росписью — посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по словам мастеров, ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна беднякам.

В основном ее вырезали из липы. Миски, кружки, ложки, тарелки обмазывали глиной и покрывали олифой (льняным маслом) и несколько раз сушили, иначе от горячей еды посуда бы потрескалась. После этого деревянная посуда становилась «золотой». Затем изделия расписывали черной, красной, зеленой и желтой красками.

А в наше время мастера научились делать современную декоративную детскую мебель. Все предметы очень яркие, нарядные, красочные. Для этого мастерам приходится потрудиться.

Исследовательская деятельность.

Предложить детям взять любое из понравившихся изделий и внимательно рассмотреть. Описать его.

Игра «Укрась посуду»

На бумажную тарелку дети накладывают черную тушь смешанную с клеем ПВА, после высыхания приклеивают вырезанные элементы хохломской росписи из фольги, золотистой и цветной бумаги, украшают.

Далее, предложить детям высказать свои впечатления от полученных работ.

Итог занятия:

1. Какая красивая у вас тарелка получилась! А можем это чудо назвать панно?

2. Напомните мне, как же называется ваш узор? (травяной, ягодки, травка, листочки)

3. А какого цвета?

4. Какие узоры вам понадобились, чтобы украсить его?

5. О чем напоминает вам роспись?

6. Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?

Молодцы! Много интересного сегодня узнали? (ответы детей)

Презентация «Хохлома» презентация к занятию (рисование, старшая группа) по теме

Слайд 1

Презентация «Золотая Хохлома » для детей 5 — 6 лет Подготовила: воспитатель гимназии 1551 Кицан Анжела Ильинична

Слайд 2

Хохломская роспись – Алых ягод россыпь. Отголоски лета В зелени травы. Рощи – перелески. Шелковые всплески Солнечно-медовой Золотой листвы .

Слайд 3

Родина искусства Хохломы – Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили умелые мастера. Они изготавливали деревянную расписную посуду.

Слайд 4

Хохломские изделия изготавливают из липы Просушивают, и покрывают жидким слоем глины. Изделия становятся похожими на глиняные . Потом снимают глину и наносят порошок алюминия, после обжига изделия становятся золотыми.

Слайд 5

Теперь заготовки можно расписывать. Расписывают изделия масляными красками. Каждый раз мастера создают дивные узоры, никогда не повторяя предыдущий орнамент.

Слайд 6

В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным .

Слайд 7

После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.

Слайд 8

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», » кудриной «.

Слайд 11

— Стулья, доски и полати, И кроватки и кровати, Расписала нам сама Золотая Хохлома!

Слайд 12

Эти липовые ложки, Блюдца, ковшики, матрешки, Расписала нам сама Золотая Хохлома!

Слайд 13

Нет наряднее раскраски, Будто к нам пришла из сказки, Где цари и терема, Золотая Хохлома!

Слайд 14

Не то дорого, что красного золота, а то, что мастера доброго Хорошая работа века живет .

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Занятие по познавательному развитию для детей старшей группы «Золотая хохлома»

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.

Задачи:

  • Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла
  • Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи, исследовать из каких материалов сделаны.
  • Развивать интерес к изучению народных промыслов
  • Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. Подскажите, пожалуйста, какое у нас сейчас время года? От теплого весеннего солнца у всех людей поднимается настроение, а когда у нас хорошее настроение мы дарим друг другу улыбки.

Ребята, в какой стране мы с вами живем? (ответы детей).

А кто знает название столицы нашей родины? (ответы детей)

А в каком городе мы с вами живем? (ответы детей)

Беседа «История Хохломы»

Слайд № 1

Воспитатель: Раньше давным-давно Россию называли Русью, и славилась она своими ремёслами, которые изготовляли мастера, причем каждый мастер делал всё сам – от начала и до конца. Да, наша страна красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история.

У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (предположения детей)

Слайд№ 2

Традиция – слово не русское, оно переводиться с латинского как слово «передача», то есть традиция это то, что передается от одного человека к другому. Есть традиции, которые возникли давным-давно и сохранились до наших дней.

Так дошли до наших дней изделия сделанные руками русских мастеров. Это такие изделия, как игрушки и посуда. Вот посмотрите, у нас на столе представлена посуда. Посмотрите на неё, какая она яркая, нарядная. Это хохлома. Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищение – ОХ! И восторженное АХ! А как же все начиналось?

Слайд № 3

Сказ о «Хохломе»

Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок хохломы.
Рассказывают, жил в давние времена в нижегородских лесах чудо-мастер. Построил он себе дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет «золотой» посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…

Слайд № 4

В окрестностях города Нижний Новгород, находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарку для продажи. Потому и называется посуда хохломской.

Слайд № 5

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? …

Дети хором: Хохлома.

Физкультминутка.

На столе хохломской самовар,
(«надуть» живот, одна рука на поясе) .
Очень важный, из носика пар.
А вокруг расписные чашки,
(кружиться, рисуя руками круг)
Нет посуды хохломской ярче.
Рядом с ними золотые ложки,
(потянуться, руки сомкнуты над головой)
На них «травка» — это древняя роспись.
Вот с малинками поднос,
(взяться за руки, образовать большой круг)
Он нам все это принес.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .

Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь.

Слайд № 6

В чем же секрет красочной хохломы? Как ее рисуют? Оказывается это совсем не просто.

Алгоритм изготовления хохломских изделий:

  1. Вытачивание изделий на станке. Слайд № 7
  2. Покрывают тонким слоем глины.
  3. Протирают наждачной бумагой.
  4. Покрывают специальным составом для деревянных поверхностей (олифят).
  5. Лудят – покрывают алюминиевым порошком. Слайд № 8
  6. Мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Слайд № 9
  7. Покрывают изделие специальным лаком. Под воздействием температуры лак желтеет, тогда и появляется этот восхитительный блеск. Слайд № 10, 11.

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое, давайте внимательно ее рассмотрим. Слайд № 12,13, 14, 15.

Основной рисунок – ягоды, листья, цветы и, главное, трава

Слайд № 16, 17

Другой традиционный узор получил название «Кудрины» (от слова Кудри» — вьющиеся волосы).

Слайд № 18,19

Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему говорят «золотая Хохлома»?

«Травка» — черно-красная трава по золотистому фону — считается классической для хохломского художника.

А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы.) А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения Жар птиц, рыбок. Слайд № 20

Игра «Положи слово в шкатулочку»

Ребята, какое настроение у вас вызывает, когда вы смотрите на эту хохломскую посуду? (радостное, веселое от яркости и нарядности) Ребята,

Какие цвета для узоров выбираю мастера? (золотой, черный, красный)

Ребята, какими узорами украшают мастера свою посуду? (веточки, цветочки, кустики). Дети рассматривают узоры на посуде

В современном мире люди используют хохломскую роспись для украшения различных изделий. Слайд № 21

Далее, предложить детям высказать свои впечатления от увиденного.

Исследовательская деятельность.

Предложить детям взять любое из понравившихся изделий и внимательно рассмотреть.

Вопросы:

  • Как называется предмет?
  • Из какого материала сделан предмет?
  • А какие узоры нарисованы на предмете?
  • Как вы думаете, для чего применяется этот предмет?

Игра «Укрась посуду»

На шаблон посуды дети выкладывают элементы хохломской росписи, украшают.
Воспитатель подводит итог:

  1. Какая красивая у вас посуда получилась! Как красиво украшена!
  2. Напомните мне, как же она называется?
  3. А какого цвета ваша посуда?
  4. Какие узоры вам понадобились, чтобы украсить посуду?

Молодцы! Много интересного сегодня узнали? (ответы детей)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *