Хохломская роспись узор

Хохломская роспись по дереву

Хохлома – разговорный термин, обозначающий расписные изделия, традиционный русский народный промысел. Декорировали чаще всего деревянную посуду. Золотой фон или золотой орнамент в сочетании с сочными насыщенными цветами и витиеватой технологией росписи позволяли создать поистине эффектное изделие.

История промысла

Промысел возник во второй половине XVII века в деревнях Заволжья. Хохлома – крупный центр сбыта, «подарил» росписи соответствующее название. Характерная черта – золочение деревянных поверхностей и щедрое декорирование различными узорами. Свободная кистевая манера позволяла работать сразу в двух ключевых направлениях: фоновой росписи и верховой композиции.

На левом берегу Волги располагалось немало деревень, где и процветал промысел. Жители поселков Глибино, Хрящи, Шабаши, Безделы, Мокушино привозили в Хохлому товары на продажу. Истинная родина хохломы – Ковернинский район Нижегородской области.

Окраску «под золото» часто связывают со старообрядцами Заволжья. Они преследовали «старую веру» и селились в чаще глухих лесов. Среди них было немало талантливых художников, которые посредством тонкого кистевого рисунка писали иконы и украшали древние книги. Жители Заволжья преуспели в токарном деле и резьбе по дереву. Слияние двух традиций и породило рождение хохломского промысла. Он вобрал в себе богатую подачу и вычурность иконописцев, а также традиционность форм и безупречность линий мастеров Заволжья.

Существует также несколько красивых легенд. Одна из них об иконописце Андрее Лоскуте, который в свое время бежал из столицы из-за реформ патриарха. Он нашел себе укрытие в глухом лесу и продолжал писать иконы «по старинке. Однако, патриарху донесли о местонахождении беглеца и о том, что он учит «старому» иконному письму жителей близлежащих сел. Иконописец-бунтарь сжег себя добровольно в костре, перед этим завещая своим ученикам сохранить его мастерство.

Согласно другой легенде в чаще леса жил никому не известный мастер, которым сам придумал столь роскошное письмо по дереву. Время от времени он одаривал жителей близлежащих деревень своими творениями. Спустя некоторое время слава о дивном мастере дошла до царя. Тот немедленно отправил своих подчиненных в лес, чтобы те привели основателя хохломы в палаты. Однако, мастер не захотел идти в подчинение к царю. Талантливого незнакомца так и не нашли. Так у простых людей и не отобрали простой промысел.

Цвета хохломской росписи

(роспись на белом фоне)

Традиционные хохломские творения в какой-то мере парадоксальны: мастерам удавалась при помощи довольно скудной палитры цветов создавать действительно сложные композиции. Богатство и интересная фактура формировались за счет обязательной золотистой основы. «Под золото» был или фон, или ключевые элементы орнамента.

(роспись на черном фоне)

Другие центральные цвета палитры – черный и красный. Придать полноты и многогранности рисунку удавалось за счет использования белого цвета и охры.

(роспись на аллом-красном фоне)

Гораздо реже встречались росписи на бирюзовом, изумрудном, оранжевом, алом фоне. Истинная цель любого хохломского мастера: передать высокую идею посредством идеально подобранных цветов, создавая сложную и высокотехнологическую игру мазков.

Основные цвета

Для создания росписей «под хохлому» используют такие цвета:

Элементы и мотивы хохломской росписи

Различают «верховое» и «фоновое» письмо. В первом случае мастер формирует узор на золотом фоне при помощи черных, красных и белых тонов. Именно на примере хохломских рисунков, можно предельно четко рассмотреть всю «душу» русского народа, особую подачу, теплую и немного наивную жизненную философию целого народа. Это его небезызвестные «травушки» и «колосочки», любовь к натюрмортам, где мастера особо щедро использовали яркие сочные цвета, умение посредством деликатных мазков создавать сложнейшие композиции.

(ветки и кустики)

Травная роспись представлена мотивами «под осоку». Наиболее старый тип узора пишется завитками, мазками, мелкими ягодками, колосками по посеребренному фону. Из отдельных травинок искусные мастера могли сформировать мотив курочки или петушка, который, например, восседает на ветке среди густой листвы;

(ягодки и листочки)

«Ягодка» и «листок» отличается от предыдущей техники более крупными «жирными» мазками. Мастера формируют овальные листья, круглые ягоды, стилизуя композиции массивными растительными формами. Особо популярными считаются узоры с виноградными гроздьями или листьями, ягодами земляники, малины, черники, крупными вишенками. На россыпи из тюльпанов, астр, лютиков, ромашек, колокольчиков мастера умудрялись расположить смородину, крыжовник и рябину;

(строчки и узоры)

«Пряник» или «рыжик» выполняют обычно внутри чашек, блюд, пиал. Это геометрические фигуры, которые вписываются в квадрат или ромб. По центру рисуют «солнце». Периферию орнамента обогащаются миниатюрными деталями.

(растительные орнаменты)

Верховое письмо всегда создается тонкими деликатными мазками. Композиция получается легкая и воздушная, будто подсвеченная золотым сиянием изнутри. Как правило, это довольно простой способ нанесения красок, позволяющий в какой-то мере импровизировать, видоизменять композицию на сове усмотрение в самый разгар работы.

При фоновом письме изначально формируют полотно с контурными начертаниями. Затем красной и черной краской закрашивают окружающий фон. Фоновая роспись более сложный и трудоемкий процесс. Здесь нет месту импровизации, а изначальную задумку нужно реализовать в точности, как придумал мастер в самом начале.

Техника выполнения хохломской росписи

(В цехе художественной росписи, г. Семенов, СССР)

Подготовленные изделия из древесины сушат и грунтуют при помощи вапы или жидкой глины. Заготовки сохнут минимум 7 часов. Затем деревянная поверхность тщательно обрабатывается олифой. Всего процедуру необходимо повторить 3 – 4 раза на протяжении суток.

Следующий этап – лужение. В древесину втирают алюминиевый порошок. Процедура проводится вручную при помощи кожаного тампона. После этого изделия становятся блестящими и готовыми к росписи.

Для нанесения рисунка подойдут исключительно тонкие кисточки разных «калибров». Готовый рисунок оставляют на некоторое время подсыхать, а затем вскрывают лаком. Финальный этап – закаливание в печи при температуре +160 градусов. Именно тогда и образовывается роскошная «золотая» пленка.

В чем отличие хохломской и городецкой росписей

(Хохломская роспись)

Неповторимую хохломскую роспись трудно спутать с другими народными промыслами. Мастера используют исключительно растительные орнаменты. Ключевая особенность росписи – золотой фон. Богатые переливы эффектно оттеняются ажурными верховыми рисунками и массивными крупными элементами красно-черной палитры при фоновой росписи.

(Городецкая роспись)

В отличие от хохломы у городецких орнаментов напрочь отсутствуют золотые мотивы. Однако, на фоне минималисткой цветовой палитры хохломы, мастера городецкой росписи использовали очень много красок, играясь с оттенками, переливами, белением. Если в росписи под хохлому нельзя встретить ситуационные рисунки, то в городецком промысле популярны были именно изображения различных празднований, увеселительных мероприятий и просто изображения быта.

Данные росписи могут казаться похожими только на первый взгляд. Тщательно изучив особенности промыслов становится понятно, что они кардинально отличаются друг от друга.

Хохлома как традиция. История возникновения

Хохлома — это исконно славянская роспись. Она возвращает нас к традициям и нравам наших предков.

Давайте-ка с ней познакомимся

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристыйоловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Согласно старому преданию, в Московии жил искусный мастер – иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однако, однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. На его произведения приезжали посмотреть с разных уголков света. В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастер узнал про сей приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками.

Хохломская роспись считалась символом огня, а цвет исполнения ассоциировался с чем-то прекрасным, красивым, а также отождествляли с румянцем солнца и его свечением, то есть с цветом неба и небесным явлением.
Этот вид росписи как будто пронизан лучами света, а изделие само излучало свет от золотого сияния, так как, всматриваясь в него, перед глазами смотрителя возникали чудесные видения.

Основы орнаментов:

На крупных предметах, блюдах и мисках, вокруг розетки рисовался квадрат или ромб с мягко закруглёнными углами. На поставцах или солонках, имеющих цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки поднимающихся от земли побегов. Чем ниже высота изделия, тем напряженнее движение волны орнамента, обегающего его. Чем выше изделие, тем круче волна раскидистой ветви. Вся поверхность предмета гармонично заполнялась орнаментом. Праздничная посуда украшалась более затейливо и пышно. Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое. Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Но такая цветовая гамма появилась в хохломской росписи не сразу. Она претерпела огромные изменения, с годами стала более лаконичной и торжественной. Исчезли белильные разживки, создававшие впечатление объёмности формы, произошло ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зелёную и коричневую краски, то постепенно основными цветами орнамента становятся красный, чёрный и золотой. Такое ограничение было вызвано не только тем, что эти краски не выгорали в печи при закалке, но и тем, что художники предпочитали сочетание этих цветов, прежде всего в силу их особых декоративных качеств. Как уже говорилось выше, в хохломской росписи сложилось два вида письма «фоновое» и «верховое».

При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик». «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. С большой любовью выписывали этот рисунок кистью, то собирая его в густые кусты, то разбрасывая их по поверхности изделия. Приёмы росписи растительного орнамента настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходят удивительные мотивы. Они свиваются в своеобразные элементы, сочетание которых создаёт множество комбинаций. Из отдельных травинок художники пишут излюбленный ими мотив петуха или курочки, который восседает на дереве и клюёт с него ягоды.

Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее-вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветнее. Например, если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зелёной, красной, коричневой красками. К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи – «пряник» или «рыжик». Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине прямоугольника – «большой рыжик» – солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: – роспись «под фон» и роспись «кудрину». Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки»-ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр.

Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет. Других красок в этом виде письма не используют. От возникновения хохломской росписи до сегодняшних дней различные её виды претерпели огромные изменения, хотя стилистическая основа осталась той же. Не случайно искусство Хохломы возникло на русской земле вблизи красавицы Волги. Оно отразило в себе богатство природы этого привольного края. Широта просторов нашей земли и щедрость души русского человека подсказали ему яркие краски и вольные ритмы узоров. Здесь умеют мастера писать такой радостный и поэтический орнамент, что на самых простых деревянных бытовых вещах начинают звучать свет и теплота солнечных лучей, шелест весенних трав и цветов. Деревни, с которыми с незапамятных времён связана история Хохломской росписи, расположены по берегам извилистой речки Узолы, впадающей в Волгу. Вдоль её берегов тянутся заливные луга и зелёные нивы, разделяемые глубокими оврагами, гористыми склонами и живописными лесами. Для чуткой души художников всегда были знаменательными событиями и пробуждение весны, и особый запах пропитанной влагой земли, возможность наблюдать голубое цветение льна, золото осени и серебристую белизну зимнего леса. Именно здесь, в деревенской тиши, они учились проникновению в мир природы, умению любоваться лёгкостью и грациозностью простейших полевых трав и сочностью лесных плодов. Воспроизводя эти мотивы в орнаменте, они создавали поэтические повествования о величии и красоте русской земли.

В своих изделиях я использую только золотую, черную и красную краски, не добавляя зеленые тона. По-моему мнению, такое сочетание делает изделие более изящным и лаконичным.

Иметь в доме изделие с Хохломской росписью — значит ценить традиции славянских наодов. Хохлома украсит каждый дом и принесет в него уютный семейный очаг.

В моей мастерской, дорогие друзья, Вы можете найти изделия с Хохломской росписью, которые придадут Вашему дому неповторимость и изыск в исконных славянских традициях.

Спасибо,что прочитали эту статью

С уважением JulyaUlya

Золотая хохлома – так говорят об одном из самых узнаваемых, любимых людьми промыслов России. И в этом определении есть и традиция, и колористический принцип художественного направления и, конечно, элемент признания. Посуда хохлома – какой ее выпускают сегодня, безопасна ли эта посуда для использования? Как определить фейк? Почему подделок нужно по-настоящему остерегаться? Ответы читайте далее.

Современная хохлома

Кто не слышал про русский промысел, возникший в 17 столетии в заволжских поселениях. Золоченые деревянные поверхности, обильный декор, кистевая манера письма – это отличительные признаки художественного направления. В промысле соединилась выразительность и, в хорошем смысле слова, вычурность иконописи и безупречные линии заволжских художников. Симбиоз старообрядческих иконописных традиций и талантливой руки простого русского человека превратился в ту самую хохлому, ставшую брендом национального искусства.

Рекомендуем также прочитать нашу статью об истории возникновения ремесла: «Как возникла хохлома: история, интересные факты, развитие ремесла».

Предприятие «Хохломская роспись» работает и сегодня. Более шести сотен сотрудников (!), 340 мастеров, два десятка крупнейших выставок и экспозиций в год (в том числе, и международных), рынок сбыта в 85 регионов России и 20 стран мира. Это говорит о том, что сувениры и другие хохломские изделия и не собираются пылиться на музейных полках. Традиция жива и коммерчески успешна, ложки хохлома, тарелки хохлома активно покупают в магазинах современные потребители.

Мастера «Хохломской росписи» создали уникальную корону для победительницы конкурса «Миссис Россия»

Предприятие реализует сувениры, предметы интерьера, иконы, матрешки и даже стильные аксессуары. И современный ассортимент сами производители называют небывало щедрым. Стандартно большим спросом пользуется посуда хохломы.

Об изделиях, которые предприятие «Хохломская роспись» создает сегодня, вы узнаете из данного видеообзора:

Особенности росписи

Удивительно то, как в старину мастера умудрялись при довольно скудном арсенале красящих средств делать изделия, поражающие колористическим решением. Черный, красный, зеленый и, конечно, золотой цвета составляли причудливые, композиционно совершенные узоры. Золотистая основа делала изделие особенно фактурным. Такую тарелку, к примеру, хотелось поставить неизменно в центр стола. Не удивительно, что хохломская утварь попадала на царские столы.

В современном ассортименте хохломской посуды много красного цвета, но впечатляют и изделия с доминирующим зеленым. Классическое сочетание черный, красный и золотой остается самым востребованным – спрос на такую посуду очень большой. Красивы и наборы с активным красным, золотым, белым и едва заметным черным – они доминируют в декоре.

Растительные мотивы преобладают в хохломе: самовары, подносы, чайные наборы, кофейные пары и наборы для кваса, фляжки и кружки выполнены в нескольких вариантах росписи.

Это могут быть мотивы/сюжеты:

  • черный фон «цветы»;
  • черный фон «ягоды»;
  • кудрина «царская»;
  • травка «ландыши»;
  • двойной фон;
  • красный фон «цветы»;
  • кудрина «торжество» и т.д.

Вот и пример – ложка хохлома. Очень популярен вариант полубакской ложки с темным фоном и ягодным рисунком, с золоченой ручкой. Или ложка-ковш: она может быть зеленой, с мелким рисунком, в котором хочется рассматривать каждую мелочь. А ведь еще ложки для рыбака и ополовники, ложки-ручки, художественные, для варенья и соленья. Описание хохломской ложки – это красота в быту, большое творческое начало в самых простых, даже рутинных местах.

Можно купить посуду в презент, изделия для ребенка, для домашнего декора и для самого прямого назначения посуды – использования на кухне. И вот здесь начинается самое интересное: расписные изделия в хохломском стиле могут быть поддельными.

Что используют в качестве основы

Материалы, которые применяются в производстве хохломских изделий, делают продукцию безопасной. Древесину используют только лиственных пород, в основном, это липа. Грунтуют деревянную основу смесью особого сорта глины. Пропитывают изделие олифой (вареным льняным маслом). А чтобы придать поверхности изделия металлический оттенок, в него втирают алюминиевый порошок.

Этапы создания изделия

Краски, используемые для росписи хохломской посуды, натуральные. Это сажа, киноварь, охра, крон. Красители мастера разламывают и делают краску по рецептуре, сохранившейся от предыдущих поколений – но в современных фабричных условиях. И даже кисти делают сами художники, они получаются из беличьих хвостиков. Наконец, лакировка поверхности осуществляется с помощью лака, который пригоден для контакта с пищей.

Применяют на производстве и латунь, фарфор, пищевую нержавеющую сталь. Особенно радует появление в продукции хохломы фарфора – это даже не простая керамика, а самый благородный из материалов своего сегмента. И стоит, нельзя сказать, что очень много: для фарфоровой чайной пары, расписанной под хохлому, для сертифицированного изделия 1000 рублей недорого. Цены, к слову, можно увидеть на сайте предприятия.

Как обнаружить подделку «под хохлому»

Прекрасна и жизнерадостна хохломская роспись: ложка или большой поднос, все радует глаз. Но только если это подлинник, сертифицированный товар.

Как не ошибиться при покупке:

  • у подлинного изделия гладкая и ровная поверхность без вкраплений пыли и песка;
  • настоящая хохлома теплая наощупь;
  • на дне изделия обязательно должна быть фирменная этикетка;
  • вся поверхность изделия прокрашена ровным слоем лака, а все надписи сделаны исключено типографским способом – ни на одной этикетке подлинной хохломы не может быть надписи «от руки».

Рекомендуем также прочитать нашу статью об истории возникновения ремесла: «Волховская роспись – почему ее называли «сельским Ренессансом» и чем сегодня живет одно из ярких ладожских ремесел».

Платя деньги за контрафактную продукцию, вы не просто покупаете подделку и платите мошенникам, не соблюдающим авторских прав. Не единожды проводились экспертизы поддельного товара, которые выявляли: деревянная ложка хохлома, изготовленная непонятно где, покрыта черным паркетным лаком. И не только ложки! Это становится крайне опасной покупкой, есть из такой посуды категорически нельзя.

Как ухаживать за посудой «из хохломы»

Если изделие фабричное, все довольно просто. В такой посуде можно подолгу держать жидкость, в деревянной чашке можно на ночь оставлять воду или компот, с поверхностью ничего не произойдет. Эту жидкость на утро можно пить, да и за посуду нечего переживать, она не «облезет» и не потускнеет. Но вот хранить там воду или пищу по несколько дней все же не стоит, да и такой необходимости обычно нет. Длительное воздействие влаги может уменьшить срок годности посуды, а точнее, срок безупречности ее внешнего вида. После использования хохломской посуды или подноса хохлома просто протрите изделие сухой тряпочкой.

Внимание! Фабричную посуду ставить в СВЧ-печь можно. Но если вы используете в микроволновке специальные контейнеры, это оптимальное решение.

А теперь представьте, что будет, если подделку, покрытую паркетным лаком, поставить вместе с пищей на разогрев в микроволновку. Канцерогены, выделяемые таким образом, чрезвычайно опасны для здоровья.

Кажется, ну что такое старинные промыслы сегодня: кое-кто даже уверен, что нарисовать хохломской узор сможет любой ребенок, да и не в моде такой рисунок. Но это поверхностное, обманчивое мнение. Каждая страна гордится своими национальными находками. На современном производстве хохломское изделие проходит много этапов, от подготовительного до финишного. И вот покупатель получает свой маленький шедевр, хранящий и историю, и тепло рук мастера, и славные традиции.

Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе «Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи» (выполнено в нетрадиционной технике: карандаши и гуашь). план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе

«Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи» (выполнено в нетрадиционной технике: карандаши и гуашь).

Автор работы: Попова Ирина Антоновна воспитатель подготовительной группы МАДОУ «Василёк» № 2

Цель: расширение знаний о народном промысле хохломская роспись.
Задачи:
— сформировать представление детей о появлении посуды в древнее время;
— рассказать о появлении хохломской росписи;
— учить последовательно выполнять работу в нетрадиционной технике;
— учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелки;
— способствовать развитию эстетического вкуса;
— способствовать развитию мелкой моторики рук, через рисование мелких завитков;
— воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров;
— воспитывать интерес к рисованию, через использование нетрадиционных техник.

Предварительная работа: изучение посуды, народных промыслов на занятиях по окружающему миру.
Методические приёмы: рассказ, беседа-диалог, наглядный материал, практическая работа.
Ход занятия:

Воспитатель — Каждый день мы пользуемся разной посудой: кухонной, столовой, чайной. Эта посуда металлическая, фарфоровая, стеклянная. Есть посуда которой мы пользуемся ежедневно, а есть красивые праздничные сервизы, которые достают лишь по праздникам, чтобы сервировать стол. А знаете ли вы как появилась посуда?
Посуда появилась очень давно. Сначала древние люди использовали кору деревьев, чтобы, например, зачерпнуть воду или скорлупу орехов. Пытались выдалбливать сосуды из камня и дерева. Морскими раковинами пользовались как ложками, ими было удобно зачёрпывать еду. Постепенно посуда совершенствовалась. Люди научились делать посуду из глины, обжигать её.

И конечно же с древности люди старались сделать посуду не только удобной для использования, но и красивой, поэтому с давних времён на посуду стали наносить разнообразные рисунки. Первые узоры были простыми, их делали тонкими деревянными палочками, это геометрические фигуры, люди, животные. Итак появилась посуда деревянная, глиняная – керамическая и позже люди научились делать фарфоровую, которой мы пользуемся сейчас.
Деревянная посуда существует и в наше время, но теперь она чаще служит для украшения интерьера. Красивая, яркая стоит она на полочке или в шкафу и радует глаза своим неповторимым узором. Кто ни будь знает из вас как называется эта посуда?
Дети – Хохломская.

Воспитатель – Правильно. Эта деревянная посуда, расписанная растительным орнаментом. Что значит растительный?
Дети – это трава, цветы, ягоды.
Воспитатель – Да, это всевозможные растения: травка и листики, ягоды, цветы с красивыми завитками.

Сегодня мы узнаем, где родилась Хохломская роспись , для чего служит, какие предметы расписывают этой росписью и как её делают и попробуем её нарисовать.

— Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно! » Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку — будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Алгоритм «Последовательность изготовления хохломских изделий»

1. Вытачивание изделий на станке.

2. Шпаклюют – покрывают тонким слоем глины.

3. Шкурят – протирают наждачной бумагой.

4. Олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей.

5. Лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.

6. Покрывают изделие специальным лаком.

Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет.

Мастерицы вручную мягкой кистью расписывали изделия затейливым орнаментом.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

Отголоски лета в золоте травы.

Кисть купается в краске,

Здесь прижалась разок,

И блеснул на посуде золотой завиток.

Кисть рисует реснички

Рядом с тем завитком.

А сухие былинки под веселым мазком

Превратились в травинки,

Усик вьется ползком…

стихотворение П. Синявского «Хохлома»

— Скажите, какие цвета встречаются в узорах? (четыре цвета: красный, чёрный, жёлтый, зелёный)

-Посмотрите, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (когда дети их назовут, дается их правильное название.)

— Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному: завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев.

Завиток является основным элементом хохломской росписи.

— Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).

— Давайте еще раз рассмотрим на изделия Хохломы. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз.

Блещут краски так ярко

Золотой хохломы,

Что в лучах ее теплых

Согреваемся мы.

А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

–Думаю, сегодня мы тоже можем ненадолго превратиться в русских мастеров и самим попробовать расписать посуду хохломской росписью.

А поможет нам в этом Жар-птица.

— Давайте вместе с вами скажем волшебные слова и сделаем волшебные движения, и тогда мы превратимся в мастеров Хохломы.

Физкультминутка.

Птица хохломская крыльями махала (Руки в стороны, махи)

Крыльями махала – злато рассыпала. (Махи, встряхиваем кисти рук)

Головой качала, в стороны качала (Наклоны головы)

Да, с землицы русской травы собирала. (Наклоны в пол, собираем)

Травы собирала, чаши украшала, (Собираем, обводим руками круг)

Мастерство с любовью нам передавала. (Руки к сердцу, руки вперед.)

-Ну вот мы и мастера и мастерицы.

Давайте ребята сядем на свои места и постараемся красиво нарисовать узоры хохломы

Для этого нам понадобятся:
— карандаши жёлтый и красный;
— чёрная гуашь;
— широкая кисть №5 или №6.
1.Сначала жёлтым карандашом рисуем три листика внизу тарелочки.

2.Красным карандашом над жёлтыми листочками рисуем три крупные ягодки-клубнички.

3.Между ягодками жёлтым карандашом рисуем листочки-капельки от меньшего к большему.

4.Между нижними листиками рисуем завитки

5.Добавляем мелкие цветы и завитки наверху.

6. Закрашиваем всю тарелочку чёрной гуашью.

– Молодцы, ребята, вы сегодня настоящие хохломские художники, такие замечательные тарелки расписали, что нам на целую ярмарку хватит.

— А теперь посмотрите на эти изделия и скажите, какое настроение вызывает хохломская посуда?

— Выберите и покажите самую красивую тарелку. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта тарелка лучше других.

Золотая хохлома!

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

Кубки, чашки и ковши —

И чего здесь только нету!

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета,

И ромашки луговин,

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древне-суздальской парчи!

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. В Хохломской росписи используются три основных цвета: красный, черный и золотой, вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах, являются зеленый и желтый. Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки. Существуют два основных вида хохломской росписи: «верховая» (красным и черным цветом на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый рисунок на цветном фоне). К «верховой» росписи принято относить традиционную «травку» и орнамент «под листок». «Травка» — это роспись включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Роспись «под листок» состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. Роспись «под фон» строится на крупном золотистом рисунке на красном или черном фоне. Сначала наносится контур рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона. Разновидностью росписи «под фон» является роспись «кудрина» — пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри. В начале XIX века чаще встречалась «верховая» роспись, т.к. роспись «под фон» более сложная. Эта роспись («под фон») стала популярной во второй половине XIX века, когда было налажено мебельное производство, такой росписью украшали мебель, ранее ее использовали в основном на дорогих подарочных изделиях. По материалам сайта: http://www.rusedu.info/Article972.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *