Христианство традиции и обычаи

Содержание

Традиции и культура христианской семьи, в нравственном воспитании детей

Алена Грищук
Традиции и культура христианской семьи, в нравственном воспитании детей

ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ, В НРАВСТВЕНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

«В воспитании кроется великая тайна

усовершенствования человеческой природы».

Немецкий философ Э. Кант

Человек не рождается совершенным, но его природа требует этого, и задача всей жизни человека – стремиться к чему-то более совершенному и прекрасному.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Нравственность – это умение и желание человека жить по моральным нормам, правилам, принципам. Нравственные качества не передаются по наследству, их надо воспитывать.

В воспитании огромную роль играет семья. И в большинстве случаев, она становится самым ценным подарком судьбы для каждого из нас.

Семья начинается с брака. По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан «таинством любви» , в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры, в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу.

Семья в христианском понимании есть домашняя Церковь, это единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви.

То, что понятие «семья» имеет и нравственную, и духовную природу подтверждают религиозно-философские и богословские исследования.

Особая роль семьи – «домашней Церкви» в христианской культуре — заключается в исполнении исконной функции — духовно-нравственном воспитании детей.

Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и «приумножать» , содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.

Рождение ребёнка – истинное счастье для каждого родителя. Для верующих людей появление на свет нового члена семьи непременно связано с такими церковными обрядами,как:

• крещение;

• миропомазание;

• причащение;

• воцерковление.

Родившись, малыш сразу приобщается к религии и культуре , и это даёт ему возможность почувствовать себя не менее значимой частичкой общества, чем окружающие. Прививать веру и любовь к Богу начинают с пелёнок, но не строгими приказами, а в форме игры и повествования. Детей до года не огораживают от семейных традиций вероисповедания: напротив, родители читают малышам молитвы вслух, рассказывают о церковных праздниках, показывают иконы.

Детство — время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является освоение им православных духовно-нравственных ценностей. Введение его в православную культурную традицию естественным образом проходит через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек, через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты.

Православное воспитание детей практикуется во многих семьях, где есть верующие родители. Воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни всегда определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.

В дошкольном возрасте дети готовы к принятию Бога как Творца нашего мира, в котором мы живем . Дети любуются красотой цветов, деревьев, всей природы, радуются ветерку, солнышку, радуге. Рассматривают узорчатые снежинки зимой. В 5-6 лет понимают, как очевидное, что Бог — Творец мира — нашего общего дома и ощущают Любовь к Божьему миру. Оба процесса познания и любви содействуют формированию осознания детьми целесообразности устройства всего мира и всех Божьих созданий. Жажда духовного познания заложена в человеке изначально, и с каждым годом эта жажда усиливается, она уже осознаваема ребенком и стоит очень остро в силу яркого в этом возрасте эмоционального восприятия и переживания жизненных противоречий.

В любой семье со здоровыми семейными отношениями родители стремятся дать своим детям все самое лучше, что для них доступно. Это касается материальных благ и необходимых вещей, а также моральных устоев и жизненных принципов. Родителям важно, чтобы ребенок был хорошо и тепло одет, накормлен, получил хорошее образование, а впоследствии и достойную работу, обрел бы семейное счастье. Этого хотят обычные родители, не придерживающиеся строго веры. Родители-христиане хотят для своих детей того же самого, но не в первую очередь, а в качестве дополнения. Основная цель их воспитания заключается в том, чтобы в душе ребенка «изобразился Христос», чтобы ребенок обрел непоколебимую веру в Церковь и жил бы по ее канонам .

Современная жизнь имеет много соблазнов, полна обычаев, несвойственных христианству. Поэтому родитель-христианин должен помочь ребенку бороться с этими соблазнами и научить его жить параллельно с ними, идя своим путем, путем веры.

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения.

Семейные традиции — это принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Они распределяют роли в сферах семейной жизни, устанавливают правила внутрисемейного общения, в том числе способы разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

Традиции нравственного воспитания знакомы каждому христианину. Они складывались веками и до сих пор составляют основу христианской жизни.

Вера и благочестие — основание нравственного воспитания детей.

Нравственное воспитание:

Отзывчивость (сострадание, сопереживание)

Правила поведения «Не вредить никому»

Доброта

Совесть, ответственность (способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных нравственных оценок).

Условия нравственного воспитания:

Атмосфера любви

Атмосфера искренности

Разумное наказание

Положительный пример взрослых

Только при уверенности ребёнка в родительской любви, создании в семье атмосферы искренности, при разумном наказании возможно воспитание нравственного поведения.

Многие традиции соблюдаются в нашей стране и в тех семьях, в которых не принято каждый день молиться и посещать по воскресеньям Церковь.

Но люди собираются семьей на Пасху, пекут куличи, отмечают Рождество Христово, многие соблюдают Великий Пост. Конечно, жизнь христианина не ограничивается только этими действиями и предполагает соблюдение определенных традиций каждый день.

Первые уроки добра и любви дети получают в родном доме, в кругу семьи, во время такой традиции как трапеза. Во многих семьях соблюдают эту традицию, восполняют недостаточность общения членов семьи и это является своего рода символом семейственности. С детства детям доносят, что жена – послушна мужу, она сохраняет в семье мир, тепло и любовь. Отец – глава семьи, послушен Отцу небесному. Отец отвечает за семью перед Богом. А дети растут в послушании родителям. Почтительно и радостно выполняя их волю

В христианской семье учат детей тому, что разумный человек должен опасаться огорчить Бога – Отца Небесного плохим поступком. Это называется страхом Божьим. Христиане учат своих детей, что по примеру милостивого Бога, им следует творить добро, без промедления подавать милостыню, прощать, быть скромным, сочувствовать, любить людей и даже своих врагов, стараться послужить людям, и за всё благодарить Бога.

Старой традицией является чтение утренней и вечерней молитвы всей семьей. Глава семейства читает громко, все домашние за ним повторяют тихо. Этой традиции важно придерживаться и в современное время. Если не получается собираться всем вместе два раза в день, то можно делать это и один раз, например, перед сном. Подросшим детям вместе с родителями необходимо посещать ночные богослужения тогда, когда это положено. Например, на Пасху, на Страстной седмице, перед Рождеством Христовым. Приучать ребенка к соблюдениям постов нужно с самого раннего возраста. Но нельзя запретами не разрешать питаться определенной пищей, важно, чтобы ребенок сам научился бы отказываться от нее. С самого раннего возраста с детьми читают духовную литературу. Сначала это могут быть детские книги на библейскую тематику, изложенные понятным языком, возможно, с картинками. Таким образом, детям передаю образ доброты, отзывчивости.

В нашем городе для поддержки таких традиций, при Свято-Троицком Кафедральном соборе, открыта воскресная школа для всех желающих. В этой школе дети изучают Закон Божий, основы христианского вероучения, Библейскую историю. Также в этой школе священнослужители проводят беседы для взрослых, посвященные разъяснению истин православной веры, истории церкви, богослужения. Знания, полученные в этих беседах, родители передают своим детям.

Самое главное — чтобы всё это делалось с неподдельной искренностью и теплотой, так как семейные традиции играют важную роль в формировании нравственных качеств, всей нравственно-эстетической культуры человека. Их поддержка и развитие осуществляется в основном путём коллективного участия в событиях общенародного значения и организации досуга как в семье, так и вне её.

Подводя итоги, можем смело сказать, что в традиции христианской культуры главное место занимает семья.

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Она передаёт детям культурные и нравственные ценности через пример взрослых, привитие отзывчивости, доброты, ответственности и правил поведения в обществе.

В семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные традиции, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Если дети отличают хорошее от плохого, способны противостоять искушениям, злу и насилию, уважают старших, любят родителей и близких, то это и есть положительный результат воспитания.

Соблюдать традиции и учить этому своих детей хорошо, но истинный христианин должен не просто слепо делать предписанное, а обязан и понимать суть.

Список литературы.

1. Гладких Л. П. Основы православной культуры: Науч. — метод. пособие для педагогов детских садов. — Курск, 2008.

2. Киркос Р. Ю Православное воспитание детей дошкольного возраста. СПб.: Сатисъ — Держави, 2005.

3. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. — М., 2008Программа факультативного курса // Лаборатория Русской школы // Курск. КГПУ, 1997

4. Шишова Т. П. Как воспитать в ребёнке послушание? — М., 2010

5. Юдин А. Б. Русская традиционная народная духовность. – М., 1994

6. Интернет источники.

В детях мы видим свое продолжение и очень хотим, чтобы они во всех смыслах были лучше своих родителей. Нет большей скорби для отцов и матерей, как неблагополучие детей, их дурной нрав, невоспитанность и плохое поведение. Как воспитать ребенка христианином, достойных преемников? Сегодня ответы на эти вопросы дадут святые отцы Православной Церкви.

«Образ обращения и действия воспитателей по отношению к воспитанникам впоследствии будет служить руководством для воспитанников в обращении и в образе действий их относительно человечества» –

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

«Воспитание начинается еще в утробе матери» (Старец Порфирий Кавсокаливит)

Ребенку в утробе передаются все чувства матери. Родителям необходимо следить за состоянием беременной, окружать ее заботой и любовью, чтобы и она передавала свои положительные эмоции и чувства ребенку. Они остаются с ребенком на всю жизнь.

Мама должна заботиться о своей духовной жизни в период беременности с особым усердием. Ей необходимо молиться, читать псалмы, участвовать в Таинствах. Благодатные Дары Святого Духа женщина всецело разделит с находящимся в утробе плодом.

«Не баловать, а воспитывать в строгости» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский)

Святой предостерегает родителей от того, чтобы идти на поводу капризов детей. Отец Иоанн предупреждает, что из-за потакания детским «хотелкам», чада забудут цену родительской любви, станут злыми, и вообще растеряют все высокие нравственные качества.

Потворство «сердечной порче», как святой называет детские капризы, приведет к тому, что дети в более сознательном возрасте обвинят самих родителей в недолжном воспитании.

Праведный Иоанн призывает заниматься не только «воспитанием ума» (то есть получением образования), но и сердца. Воспитание «чистого сердца» ребенка возможно родителем, который сам понял, что это такое. Или хотя бы встал на путь очищения себя от страстей.

«Научить различать добро и зло» (Старец Паисий Святогорец)

Понимание, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается в самом раннем возрасте. К сожалению, традиция последних десятилетий привела к деградации института семьи. Детей – личностей, которым нужно оказать помощь в становлении в этом мире, очень долгое время считают недалекими и неспособными к пониманию мира существами. Это не так. Родившийся ребенок впитывает все вокруг себя, как губка. Именно в этом возрасте ему необходимо объяснить, что такое добро.

Старец не советует всю жизнь нянчиться с детьми. Он убежден, что помощь нужна детям до определенного возраста. Позже им требуется учиться быть самостоятельными. Защитником в трудных ситуациях им станет ангел-хранитель.

Чтобы не потерять уважение и расположение детей, старец призывает родителей быть благочестивыми, то есть соблюдать заповеди и работать над собой. То, что находится внутри у человека, является основой его личности. Дети все чувствуют и видят. Скромная и следящая за духовным здоровьем мать будет примером для детей. Ее дурное поведение, по словам старца, опустошает ребенка.

«У отца – строгость, у матери – снисхождение» (Святитель Феофан Затворник)

Воспитание детей есть многогранный процесс. Мать обязательно должна любить своих детей. Если нет любви, нет и достойного воспитания. Мама всегда воспринимается человеком как оплот снисходительной любви и заботы. Отец, наоборот, любит детей в строгости, действуя на их души отрезвляюще.

Святитель Феофан говорит о необходимости любить своих родителей. Это залог того, что и дети будут относиться к вам с любовью и уважением. Ведь они подсознательно копируют именно ваше поведение.

Чтобы избежать отчуждения детей, необходимо уделять им время. Да, жизнь такова, что мы все время вынуждены чем-то заниматься ради выживания и обеспечения семьи. Но детям недостаточно только «материального» внимания. Они нуждаются в общении с родителями.

«Развращение детей происходит от привязанности родителей к житейскому» (Святитель Иоанн Златоуст)

Детей нужно учить доброму отношению к людям и приветливости. Если застанете детей за обсуждением или осуждением другого человека, нужно найти любой способ увести разговор и переключить его на самого ребенка. Так появится привычка следить в первую очередь за собой и работать над собой.

Обеспокоенность родителями только житейской стороной своей жизни убивает всю тягу к духовному в их детях. Мы уже видим, как в наше время данная проблема стала нормой, так как в редких семьях всерьез разговаривают о Боге, вере и нравственном выборе. А вот обсуждение финансовых, хозяйственных и других приземленных вопросов занимает 100% времени в семьях. Иоанн Златоуст называет родителей, воспитывающих детей в таком ключе, «хуже детоубийц».

Нужно следить и за своим внутренним миром, и за словами, и за поведением. Каждое слово родителей отпечатывается в душах детей. Именно так в них закладывается то, что можно назвать «природой» человека. Родители именно своим поведением, наличием у них добродетелей или страстей формируют будущие склонности детей.

Заложенное достойное воспитание сыновей заложит добрую традицию на поколения вперед. По слову Златоуста, это будет длиться до Пришествия Христова, где заложивший основу получит награду от Спасителя.

«Особенно дитя смотрит почти всегда на своих воспитателей и учителей без анализа, с доверчивостью и усваивает себе на всю жизнь их понятия и правила» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святитель Игнатий в своих трудах о воспитании также уделяет огромное значение влиянию на детей жизненного примера родителей и воспитателей. Только личный пример благочестия и любви может служить на благо воспитанника.

По мнению святителя за серьезные проступки обязательно должно следовать наказание. Безнаказанность способна развращать. Но наказание не в гневе, без оскорбительных слов и ругательств: «Час гнева есть час безумия для всякого разгневавшегося, хотя бы разгневавшийся принадлежал к первейшим мудрецам». Родители должны демонстрировать в своих нотациях только любовь: давать «наказ» о том, чтобы плохие поступки больше не повторялись.

Исправление и осознание ребенком своего поведения должно сопровождаться со стороны родителей немедленным прощением и отменой наказания.

«Молитва о детях – залог успеха воспитания» (Амвросий Отптинский)

XIX век не отличался от нашего времени, и в те годы святой жаловался на проблемы с воспитанием детей. Понимая, что кроме родителей сверстники оказывают влияние на чад, необходимо пользоваться первым и самым действенным христианским оружием – молитвой. Только разговор с Богом, просьбы о благополучии и вразумлении детей могут дать плоды.

Святой говорит о, казалось бы, банальной вещи: воспитании детей в Православной вере. То есть родитель должен быть христианином по образу мыслей и поступков. Тогда он сможет передать нравственные основы веры ребенку. Отношение родителя к Богу закладывает отношение к Создателю и детей. Потребительское, нечестное, корыстное отношение к Господу может привести к религиозному безразличию ребенка в будущем со всеми вытекающими последствиями.

Не стоит выяснять отношений при детях. Для этого стоит иметь выдержку и хладнокровие, а все вопросы обсуждать мужу и жене наедине. Это поможет сохранить восприятие детьми семьи как места любви, взаимопонимания и мира. Обсуждения проблемы от них не утаишь, но это будет для них примером, как уважительно относиться к своей половинке в будущем и строить семейную жизнь.

Вот некоторые советы святых отцов Церкви о том, как стоит воспитывать детей. Готовых рецептов не бывает, но все старцы и праведники сходятся в одном: необходимо показывать детям собственный пример нравственной жизни. Дети видят, как родители молятся, слышат содержание их разговоров, чувствуют атмосферу в доме, слушают Священное Писание и другие книги, если они читаются в семье. Иногда можно услышать о случаях, когда дети индифферентны к вере, несмотря на видимое благочестие родителей.

Детская душа очень тонко воспринимает происходящее. Дети отворачиваются от Церкви, как правило, если чувствуют в чем-то фальш. Родители – последний авторитет, на который ребенок будет опираться в принятии решении о своем отношении к вере. Поэтому за внешним благочестием непременно должен стоять живой, свободный и любящий родительский дух. Если родители ищут Христа в нашем непростом и запутанном мире человеческих страстей, можно с уверенностью сказать, что и их дети обретут в сердце Господа. Будем же молиться о том, чтобы Бог даровал нам и нашим детям сердечной чистоты для принятия Духа Святого и радость полноты жизни.

Защитницей детей в христианском мире издревле считалась Пресвятая Богородица. Молитвы родителей о детях к Владычице неоднократно спасали погибающих, помогали найти путь заблудшим, открывали очи неразумным и помогали попавшим в трудное жизненное положение. Даже если жизнь детей кажется счастливой, они крепки в вере и все у них спорится, им всегда необходима молитва родителей. Обращенное к Богу и Его святым прошение отца или матери – это нескончаемое благословение, нужное нашим детям и для этой, и для будущей жизни.

В древней Руси существовали тесная связь и взаимодействие между церковной и домашней жизнью наших предков. Православные люди большое внимание уделяли не только тому, что готовят на обед, но и как готовят. Делали они это с непременной молитвой, в мирном состоянии души и с добрыми помышлениями. И еще особенное внимание уделяли церковному календарю — смотрели, какой нынче день — постный или скоромный.

Особенно строго соблюдали правила в монастырях.

Древние русские монастыри владели обширными вотчинами и угодьями, имели самые благоустроенные хозяйства, дававшие им средства делать обширные продовольственные запасы, что в свою очередь давало им обильные средства для широкого странноприимства, завещанного обитателям их святыми основателями.

Но и дело странноприимства в монастырях было подчинено как общему церковному, так и частным уставам каждой обители, то есть, одна пища предлагалась братии, слугам, странникам и нищим в праздничные и кормовые (поминовенные по вкладчикам и благотворителям) дни, иная в дни будние; одна — в дни скоромные, другая — в дни постные и в посты: Великий, Рождественский, Успенский и Петровки, — все это строго определялось уставами, которые тоже различествовали по месту и средствам.

В наши дни далеко не все установления церковного устава, ориентировавшиеся прежде всего на монастыри и церковнослужителей, можно применить в повседневной жизни. Однако православному человеку необходимо усвоить некоторые правила, о которых упомянуто выше.

Прежде всего, перед тем как приступить к приготовлению еды, надо обязательно помолиться Богу.

Что значит молиться Богу? Молиться Богу — значит прославлять, благодарить и просить Его о прощении своих грехов и о своих нуждах. Молитва есть благоговейное стремление души человеческой к Богу.

Для чего нужно молиться Богу? Бог есть наш Творец и Отец. Он заботится обо всех нас более всякого чадолюбивого отца и дает нам все блага в жизни. Им мы живем, движемся и существуем; поэтому мы и должны Ему молиться.

Как мы молимся? Молимся мы иногда внутренне — умом и сердцем; но так как каждый из нас состоит из души и тела, то большей частью мы произносим молитву вслух, а также сопровождаем ее некоторыми видимыми знаками и телесными действиями: крестным знамением, поклоном в пояс, а для сильнейшего выражения наших благоговейных чувств к Богу и глубокого смирения перед Ним преклоняем колени и делаем поклоны в землю.

Когда нужно молиться? Молиться следует во всякое время, непрестанно.

Когда особенно надлежит молиться? Утром, по пробуждении от сна, — чтобы благодарить Бога за сохранение нас в ночи и просить Его благословения на наступающий день. При начале дела — чтобы просить Божией помощи. По окончании дела — чтобы благодарить Бога за помощь и успех в деле. Перед обедом — чтобы Бог благословил нам пищу во здравие. После обеда — чтобы благодарить Бога, питающего нас. Вечером, перед отходом ко сну, — чтобы благодарить Бога за проведенный день и просить Его о прощении наших грехов, о мирном и безмятежном сне. На все случаи положены Православной Церковью особенные молитвы. Молитва перед вкушением пищи: Отче наш… или: Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всяко животно благоволения. На Тя — на Тебя. Уповают — обращаются с надеждой. Во благовремении — в свое время. Отверзаеши — открываешь. Животно — живое существо, все живущее. Благоволение — доброе расположение к кому-нибудь, милость. Чего мы просим в этой молитве у Бога? В этой молитве мы просим, чтобы Бог благословил нам пищу и питие на здоровье. Что разумеется под рукой Господней? Под рукой Господней разумеется здесь подаяние нам благ. Что означают слова исполнявши всяко животно благоволения? Эти слова означают, что Господь заботится не о людях только, но и о зверях, птицах, рыбах и вообще о всех живущих.

Молитва после обеда и ужина :

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас. Аминь.

Земные блага — все нужное для земной жизни, например, пища и питие.

О чем мы молимся в этой молитве? В этой молитве мы благодарим Бога за то, что Он насытил нас пищей и питием, и просим, чтобы Он не лишил нас и Небесного Своего Царства.

Читать эти молитвы следует стоя, обратившись лицом к иконе, которая непременно должна находиться на кухне, вслух или про себя, совершая крестное знамение в начале и в конце молитвы. Если за столом сидят несколько человек, молитву читает старший по возрасту человек вслух.

Что можно сказать о том, кто во время молитвы неправильно и небрежно крестится или стыдится креститься? Такой человек не желает исповедовать веру свою в Бога; того постыдится Сам Иисус Христос на Страшном Суде Своем (Мк. 8,38)

Как нужно креститься? Для совершения крестного знамения три первые пальца правой руки — большой, указательный и средний — складываем вместе; два последние пальца — безымянный и мизинец — пригибаем к ладони. Сложенные таким образом пальцы мы кладем на лоб, на живот, на правое и левое плечо.

Что мы выражаем таким складыванием пальцев? Складыванием вместе трех первых пальцев мы выражаем веру в то, что Бог — Один по Существу, но троичен в Лицах. Два же пригнутые пальца показывают нашу веру в то, что в Иисусе Христе, Сыне Божием, два естества: Божеское и человеческое. Изображая на себе крест сложенными пальцами, мы показываем, что спасаемся верой в Иисуса Христа, распятого на Кресте. Для чего мы осеняем крестом лоб, живот и плечи? Для просвещения ума, сердца и для укрепления сил.

Быть может, современному человеку покажется странным или вовсе фантастическим утверждение, что от молитвы или настроения может зависеть вкус обеда. Однако в Житиях святых есть очень убедительный рассказ на эту тему.

Однажды к святому преподобному Феодисию Печерскому (преставился в 1074 году) приехал в монастырь князь Киевский Изяслав и остался отобедать. На столе были лишь черный хлеб, вода да овощи, однако эти простые кушанья показались князю слаще заморских яств.

Изяслав спросил Феодосия, отчего монастырская трапеза показалась есть столь вкусной. На что преподобный отвечал:

«Князь, наша братия, когда варят пищу или пекут хлеб, вначале берут у настоятеля благословение, потом кладут три поклона перед алтарем, зажигают свечку от лампады перед иконой Спасителя и этой свечкой разводят огонь в кухне и пекарне. Когда же нужно вливать воду в котел, служитель также испрашивает на это благословение у старца. Таким образом, у нас все делается с благословением. Твои же слуги каждое дело начинают с ропотом и досадой друг на друга. А где есть грех, там не может быть удовольствия. Кроме того, ваши дворовые управляющие часто бьют слуг за малейшую провинность, а слезы обиженных добавляют горечи в кушанья, сколь бы они дороги не были».

Относительно приема пищи Церковь не дает особых рекомендаций, однако перед утренней службой и уж тем более перед причащением есть нельзя. Этот запрет существует для того, чтобы отягощенное пищей тело не отвлекало душу от молитвы и причастия.

В чем состоит Таинство Причащения? В том, что христианин принимает под видом хлеба истинное Тело Христово, а под видом вина истинную Кровь Христову для соединения с Господом Иисусом Христом и для вечной блаженной жизни с Ним (Ин. 6, 54—56).

Как должно приготовляться к Святому Причащению? Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен прежде говеть, т.е. поститься, больше молиться в церкви и дома, примириться со всеми и потом исповедоваться.

Часто ли должно причащаться? Должно причащаться как можно чаще, по крайней мере, раз в месяц и обязательно во все посты (Великий, Рождественский, Успенский и Петров); иначе несправедливо называться православным христианином.

За какой церковной службой совершается Таинство Причащения? За Божественной литургией, или обедней, почему эта служба и считается важнее других служб церковных, например, вечерни, утрени и других.

В богослужебной практике Русская Православная Церковь пользуется Типиконом. Типикон, или Устав — богослужебная книга, содержащая в себе подробное указание: в какие дни и часы, при каких божественных службах и в каком порядке должно читать или петь молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове, Октоихе и других богослужебных книгах. В Типиконе также уделяется большое внимание и вкушаемой верующи ми пище.

Как вести себя в Храме Божьем.

Церковь – особое, священное место. Именно поэтому следует знать и строго соблюдать правила поведения в ней. Особенно это касается людей, редко посещающих храмы и не очень часто присутствующих на службах. Прежде чем отправиться в святое место, необходимо изучить и запомнить, как правильно вести себя в церкви. Излишне говорить о том, что на вас должен быть нательный крестик и соответствующие одежды. Мобильный телефон лучше оставить дома, в крайнем случае – отключить на время посещения храма.

Посещая церковь, необходимо соблюдать следующие правила:

— Входи в Святой Храм с духовной радостью, исполняясь смирением и кротостью. — В Святой Храм всегда приходи к началу Богослужения. — Во время службы старайся не ходить по Храму. — Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно, приучай их к молитве. — Мужчинам не дозволяется находится в храме в головном уборе. — Женщины должны входить в Храм скромно одетыми и с покрытой головой. Для одежды православной христианки существует правило – покрытые голова, плечи и колена. Недопустимо причащаться и прикладываться к святыням с накрашенными губами. — Если, стоя в Церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши. — Нужно оставаться в церкви до полного окончания Богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьёзной необходимости. О необходимости посещать Храм Божий. Господь наш Иисус Христос, пришедший на землю спасения нашего ради, основал Церковь, где невидимо присутствует и поныне, подавая нам все необходимое для жизни вечной, где «невидимо Силы Небесные служат», как сказано в православном песнопении. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Евангелие от Матфея, глава 18, стих 20), — сказал Он Своим ученикам апостолам и всем нам, верующим в Него. Поэтому много теряют те, кто редко посещает храм Божий. Еще больше согрешают родители, которые не заботятся о том, чтобы дети их посещали церковь. Помните слова Спасителя: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 14). «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Евангелие от Матфея, глава 4, стих 4), — говорит нам Спаситель. Пища духовная так же необходима душе человеческой, как пища телесная для поддержания телесных сил. А где же христианин услышит слово Божие, как не в храме, там, где Сам Господь невидимо наставляет собравшихся во имя Его? Чье учение проповедуется в церкви? Учение пророков и апостолов, говоривших по внушению Духа Святого, учение Самого Спасителя, Который есть истинная Мудрость, истинная Жизнь, истинный Путь, истинный Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир. Церковь — Небо на земле; совершающееся в ней богослужение — дело ангельское. По учению Церкви, при посещении храма Божия христиане получают благословение, способствующее успеху во всех их добрых начинаниях. «Когда услышишь звон церковного колокола, призывающего всех на молитву, и совесть подскажет тебе: в дом Господень пойдем, отложи тогда, если можешь, всякое дело в сторону и спеши в церковь Божию, — советует святитель Феофан Затворник. — Знай, что Ангел хранитель твой зовет под кров дома Божия; это он, небожитель, напоминает тебе о Небе земном, чтобы там освятить твою душу благодатию Христовою, чтоб усладить твое сердце небесным утешением, а — кто знает? — может быть, он зовет туда и для того еще, чтобы отвести тебя от искушения, которого не избежать тебе, если дома останешься, или укрыть тебя под сению храма Божия от великой опасности…» Чему же учится христианин в церкви? Небесной мудрости, которая принесена на землю Сыном Божиим — Иисусом Христом! Тут узнает он и подробности жизни Спасителя, знакомится с житием и поучениями угодников Божиих, принимает участие в молитве церковной. А соборная молитва верующих — великая сила! Многое может молитва одного праведника — тому немало примеров в истории, но еще больший плод приносит усердная молитва собравшихся в дом Божий. Когда апостолы ожидали пришествия Святого Духа по обетованию Христову, то пребывали вместе с Божией Матерью в Сионской горнице в единодушном молении. Собираясь в храме Божием, мы ожидаем, что и на нас снидет Дух Святой. Так и бывает… если только мы сами не положим препятствия. Например, недостаточная открытость сердца мешает прихожанам соединиться в храмовой молитве. В наше время это часто происходит оттого, что верующие ведут себя в храме Божием не так, как требует того святость и величие места. Поэтому необходимо знать как устроен храм и как нужно вести себя в нем. ПРАВИЛО ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО ДЛЯ МИРЯН. Это правило предназначено для мирян, не имеющих по разным причинам возможности совершить положенные молитвословия (вечернее и утреннее правила). Молитву преподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как воздух. Он просил и требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились, и заповедовал им молитвенное правило, известное ныне как Правило преподобного Серафима. Пробудившись от сна и ставши на избранном месте, всякий должен читать ту спасительную молитву, которую людям передал Сам Господь, т. е. Отче наш (трижды), потом Богородице Дево, радуйся (трижды), и, наконец, Символ веры единожды. Совершив это утреннее правило, всякий христианин пусть отходит на свое дело и, занимаясь им дома или находясь в пути, должен читать тихо, про себя: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Если же вокруг люди, то, занимаясь делом, говорить только умом: Господи, помилуй, — и так продолжать до самого обеда. Перед обедом совершить то же утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, всякий должен читать тихо: Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго, — что продолжать до самой ночи. Когда же случится проводить время в уединении, нужно читать: Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго. А ложась спать на ночь, всякий христианин должен повторить утреннее правило и после него с крестным знамением пусть засыпает При этом святой старец говорил, указывая на опыт святых отцов, что если христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением исполняя его, то может достигнуть до высокой меры духовной, ибо эти молитвы суть основание христианина: первая — как слово Самого Господа и поставленная Им в образец всех молитв, вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Пресвятой Девы, Матери Господа. А Символ веры заключает в себе все догматы Православной веры. Имеющий время пусть читает. Евангелие, Апостол, другие молитвы, акафисты, каноны. Если же кому невозможно выполнять и этого правила, то мудрый старец советовал выполнять это правило и лежа, и на пути, и при деле, помня слова Писания: Всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется (Деян. 2, 21; Рим. 10,13). ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Отцы о детях: как священники воспитывают своих детей

Большинство православных священников — отцы не только в переносном, но и в прямом смысле: у них есть дети, зачастую много, и в семейной жизни их пастырский опыт сочетается с родительским. Как же воспитывают своих детей священники? Чему у них можно поучиться обычным родителям-мирянам? Наш журналист побеседовал с несколькими священниками — и московскими, и провинциальными. У всех у них огромный опыт воспитания детей. Всем батюшкам задавались одни и те же вопросы, и в чем-то их мнения сходились, а в чем-то различались. Естественно, не стоит механически перенимать чужой опыт — его надо осмыслить и приложить к своей семейной ситуации.

Что безоговорочно запрещать?

Протоиерей Алексий Уминский,
настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва)

Не люблю слова «безоговорочно». Безоговорочно надо запрещать касаться оголенных проводов — но объяснить маленькому ребенку, что такое оголенные провода и чем они опасны, невозможно: для него это слишком отвлеченные понятия. Обобщая: безоговорочно надо запрещать лишь то, что реально опасно для жизни. Но от таких запретов толк будет лишь тогда, когда ребенок их поймет, а понятийная система рождается медленно, постепенно. Вообще же запреты — это самое последнее из тех средств, что может использовать воспитание. А первое и основное — любовь.

Протоиерей Игорь Фомин,
настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского (Москва)

Надо запрещать хамство. Никогда нельзя хамить, никому, нигде. Не должно быть превозношения над другими людьми. Для меня хамство и ложь — два безусловных табу. Мои дети знают, что если хочешь увидеть папу в гневе — можешь кому-то нахамить или соврать.

Протоиерей Евгений Соколов,
настоятель домового храма святого праведного Иоанна Кронштадского при Северном (Арктическом) Федеральном университете (Архангельск)

Прежде всего надо запрещать ложь. Как только ребенок соображает, как можно получить от взрослых какие-то блага, он тут же начинает ими манипулировать. Безусловно нужно запрещать любые непристойные фильмы. Область интимного вообще должна быть закрыта для ребенка очень долго. До 12-13 лет ребенок никак не должен с ней соприкасаться. Увы, сегодня слишком часто душу ребенка опаляют этими грязными знаниями. Он все равно это узнает, но чем позже — тем лучше.

Протоиерей Максим Первозванский,
клирик московского храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник»

Безоговорочно запрещать нужно то, что представляет реальную угрозу жизни и здоровью. А вообще, что касается запретов, то вспомните Короля из «Маленького принца» Экзюпери. Когда Маленький принц попросил его, чтобы вот прямо сейчас произошел закат солнца, тот сказал: я же умный король, я повелеваю только то, что мои подданные могут исполнить.

Да, я могу, конечно, безоговорочно запретить что-то своему 30-летнему сыну, но это не значит, что он меня непременно послушает. То же относится и к 15-летнему, и к 10-летнему, и к пятилетнему. То есть

чтобы запрещать, у вас сперва должна быть такая возможность: не формальная, а фактическая. Дети будут соблюдать только те запреты, которые они осознают и которые вообще способны соблюсти.

Как наказывать?

Протоиерей Антоний Волков,
настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Казанская» в селе Богородское Воскресенского района Нижегородской области.

Я, бывает, срываюсь на детей, могу наорать. Потом приходится извиняться. Но это же не наказание, а просто распущенность. А наказывать — кто я такой, чтобы наказывать? Я не судья, не прокурор. Всегда стараюсь объяснить, усовестить, если знаю, что кто-то что-то натворил. Могу пригрозить, что если не исправится, то это в перспективе может кончиться проблемами с законом, тюрьмой, если не чем похуже. Но наказывать…

Я вообще не понимаю, как можно говорить о способах наказания своих собственных детей так, как будто речь идет о выборе продуктов питания. Правильнее говорить не о наказаниях, а о способах воздействия. У всех у нас имеются способы воздействия друг на друга. Но критерий тут один: если ты злишься, обижаешься на ребенка — значит, ты неправ, даже если формально произносишь правильные слова. Тут вообще очень тонкая грань: как научиться возмущаться, не обижаясь. А этому нужно учиться, потому что попросту невозможно всегда оставаться невозмутимым. Да и будь оно возможным, дети просто сядут на шею, видя, что их поведение никак не задевает отца. Однако, повышая голос, ты даешь своему собеседнику моральное право в каком-то случае повысить голос на себя.

Что же касается телесных наказаний, то я убежден, что рукоприкладство недопустимо в семье ни в каком случае. У меня пятеро детей, от девяти до двадцати трех лет, и как-то же обходился я без этого, и никакой катастрофы не случилось.

Протоиерей Константин Островский, благочинный церквей Красногорского округа Московской областной епархии, настоятель храма Успения Божией Матери (город Красногорск Московской области)

Наказывать детей — наш очевидный родительский долг. Вспомним, что слово «наказание» родственно слову «наказ», то есть наставление, научение. Так что, наказания необходимы.

Хотя бывают очень тяжелые ситуации, когда ребенок не терпит никакого наказания, подчиняется силе, но злится. Ро­дители от него требуют каких-то вещей очевидно правильных, а он в ответ никак не смиряется. Тяжелая проблема, из которой нет простого вы­хода, но Богу всё возможно.

Вот и нужно молиться, чтобы Он и нас, родителей, вразумил, как воспитывать детей, и детей не оставил вразумлением. Так Бог учит нас молиться, а то, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. А, видя, что мы стремимся к благу детей, Бог найдет, как исправить наши ошибки.

Если же говорить о способах наказания, то не вижу ничего ужасного в умеренных телесных наказаниях. Ведь если для лечения ребенка нужно дать ему горькое лекарство или сделать укол, или даже операцию, мать, несмотря на плач и недовольство младенца, все-таки делает необходимое для его тела. Так же и в деле воспитания бывают необходимы телесные наказания, особенно когда дети маленькие, потому что они слова еще мало по­нимают, а через тело доходит. Когда дети входят в переходный возраст, телесные наказания становятся неуместными.

Но принципиально важно, чтобы любое наказание не было в злобе, то есть наказывать надо с любовью, с молитвой о спасении души ребенка. Не наказание грех, а жестокость. А жестокость, кстати, может проявляться и без всякого физического воздействия, и без грубых слов, и без повышения голоса. Ребенка одним молчанием можно довести до самоубийства.

Сейчас для многих, в том числе верующих людей становится прямо-таки аксиомой, что ребенка нельзя ни пальцем тронуть, ни отругать. Постоянно внушается, что любой строгий выговор или, тем более, шлепок наносит ребенку великую психическую травму. Как только человечество прожило всю свою многотысячелетнюю историю, несмотря на «ремни» и даже «розги»!

Внимание людей обращается на дилемму «бить или не бить», а на самом деле важна дилемма «любить или не любить». Истинный выбор — любить! И, если любящие родители в чем-то по немощи человеческой ошибутся, Бог найдет, как их поправить. А вот отсутствие любви ничем не компенсируешь, разве только сдать детей в интернат (элитный, чтобы совесть не мучила).

Протоиерей Алексий Уминский,
настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва)

Зачастую родители наказывают детей просто чтобы от них отвязаться. Это проще, чем искать другие способы воспитания. Умный родитель должен использовать любую ситуацию, чтобы она послужила на пользу детям. Даже ситуацию плохого поведения. Потому что дети не могут без плохого поведения. Оно, плохое поведение, само по себе не грех. Оно — причина для воспитания. Но воспитание — это не наказание. К сожалению, родители часто этого не понимают, потому что очень себя жалеют. Вместо того, чтобы жалеть своих детей.

Сталкиваясь с плохим поведением, родитель должен суметь взять себя в руки, отдышаться, остановиться и подумать: какой оптимальный выход можно найти из этой ситуации? Именно выход, а не способ наказания. Чтобы ситуация привела к научению ребенка (кстати, по-славянски слово наказание как раз и означает научение, а не причинение страданий).

Протоиерей Игорь Фомин,
настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского (Москва)

Наказания необходимы, и об этом говорит нам Священное Писание — «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит. 22:6). Кто не наказывает, тот не любит свое чадо — «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Прит. 19:18).

Наказание должно восприниматься ребенком как естественное последствие проступка, и польза от него бывает в основном когда ребенок маленький, от трех до пяти лет. И, конечно, оно не должно быть жестоким, не должно быть унизительным. То есть нельзя наказывать при всех, а только наедине, нельзя наказывать в раздражении, в гневе. В более старшем возрасте толку от наказаний меньше. И здесь, если ребенок провинился, то в случившемся гораздо выше вина родителей: не предусмотрели, не подумали, не предвидели развития событий, поленились — вот ребенок и попал в неприятную ситуацию. Нам захотелось пообщаться с нашим четвероногим другом диванчиком, ребенок остался один, и его фантазии привели в какие-то дебри.

Что касается того, как наказывать, то в каждой семье уместно свое. Меня вот в жизни никогда не пороли, хотя я был вовсе не подарком для родителей — очень шустрым, активным. Мама могла поругать, еще как-то наказать, но не била. Она приводила меня к отцу: мол, поговори с ним. А отец со мной в таких ситуациях даже не разговаривал, просто смотрел строго — и для меня этого было достаточно. Был однажды случай, когда я остро осознал свою вину и сказал: папа, ну ты хоть выпори меня. А он ответил: зачем тебя пороть? Если дурак, это не поможет, а если умный, то и так уже все понял.

И еще: наказание нужно разделить со своим ребенком. Лишил его обеда — лиши себя двух. Поставил его в угол — тоже постой и почитай Покаянный канон. Когда я рукополагался во священники, духовник мне и другим «новоначальным» иереям говорил: все, что вы будете благословлять своим прихожанам, сами делайте в два раза больше. Благословили кого-то делать сто поклонов в день — значит, сами делайте двести. Благословили кого-то строго поститься по средам и пятницам — значит, добавляйте себе строгий пост и понедельник. Ты должен побывать в шкуре того, кого воспитываешь.

Протоиерей Евгений Соколов,
настоятель домового храма святого праведного Иоанна Кронштадского при Северном (Арктическом) Федеральном университете (Архангельск)

Как наказывать, зависит от ребенка. Надо хорошо знать его сильные и слабые стороны, его пристрастия, вкусы. Если очень любит сладкое — лишить конфет. Можно отлучить от какой-то игрушки, какой-то прогулки, какого-то развлечения. Наказание может заключаться в нотации. Для меня в детстве самым тяжелым наказанием было, когда бабушка ругала за тройки по устным предметам. Она могла простить двойку за диктант или контрольную, но не терпела даже троек по устным предметам. Что, говорила она, трудно было посидеть и почитать? Получал я эту тройку, и начинался процесс воспитания: «Женечка, за что ты меня не любишь, что я тебе сделала, как я пойду на родительское собрание, как я буду смотреть в глаза учителю?» Для меня это было хуже любой порки.

Вообще, нужно воспитывать в детях страх Божий (выражение, смысл которого сейчас мало кто, увы, понимает). Страх Божий — это страх сделать больно другому человеку. Это не страх наказания, а страх сделать то, что неугодно Богу или нашим близким. Не потому, что получишь трепку, а потому, что тебе мучительна сама мысль, что причинишь им душевную боль. И я своих детей старался воспитывать именно на страхе Божием.

Протоиерей Максим Первозванский,
клирик московского храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник»

Решая, как наказать ребенка, нужно понимать очень важную вещь: степень вины ребенка это одно, а степень вашего гнева, раздражения, расстройства — это совсем другое, и эти вещи могут быть никак друг с другом не связаны. Например, ребенок разбил чашку. Если это обычная чашка, вы можете вообще этого не заметить, а если это чашка, которую государь Николай II подарил вашему прапрадедушке — вы расстроитесь страшным образом. Но при этом мера наказания в обоих случаях должна быть одинаковой, потому что для ребенка это всего лишь чашка. То есть наказание должно быть объективным. Необходимо разорвать эмоциональную связь между своим гневом, своим правом наказывать и собственно наказанием.

А уж какие могут быть наказания — тут все зависит от семьи, от особенностей ребенка, от его отношений с родителями. И, естественно, наказание должно быть соразмерным проступку.

Но тут вот еще что важно: родители порой потому так строго наказывают детей, что видят в их проступках свою вину, и гневаясь на ребенка, по сути дела гневаются на себя. При этом они исходят из ложного принципа, что абсолютно всё зависит от родителей, что любые детские косяки можно было бы предотвратить, будь они, родители, чуточку умнее, предусмотрительнее. Но это не так. Конечно, мы не должны пускать воспитание на самотек, но не должны и обольщаться, будто все можем. Напомню, что у Адама и Евы было два сына, и вполне возможно, что Каина они воспитывали лучше. По крайней мере, в Священном Писании нет ни малейшего намека на то, что Каина они воспитывали неправильно, а Авеля правильно. Поэтому что получится из наших детей, не на сто процентов зависит от того, как мы их воспитывали. Связь есть, но вовсе не линейная.

В чем давать свободу?

Протоиерей Константин Островский, благочинный церквей Красногорского округа Московской областной епархии, настоятель храма Успения Божией Матери (город Красногорск Московской области)

Свобода дана ребенку (как и любому человеку) Богом, но вот насколько можно доверять ребенку принятие решений — это уже вопрос. Вот когда мы учим малыша ходить — где-то поддержим, где-то отпустим, но будем готовы мгновенно перехватить, а где-то совсем отпустим. Так же и со свободой. Важно, чтобы ребенок, вырастая, научился принимать самостоятельные решения. Если маленького человека слишком опекать, это сделает его инфантильным во взрослые годы.

Интересный урок преподал мне один из сыновей, когда он лет в семнадцать собрался куда-то ехать один на поезде дальнего следования, а потом еще и на каком-то местном автобусе. Я не решался его отпустить, мотивируя тем, что он никогда раньше один в такие поездки не ездил. А сын и говорит мне: «А как же я научусь самостоятельно путешествовать, если никогда не попробую?»

Протоиерей Алексий Уминский,
настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва)

Свободу надо давать ребенку постепенно, но начинать с самого раннего возраста. Ведь свобода — это не то, что дает ребенку возможность поступать как ему хочется без контроля и внимания родителей. Учить свободе — означает учить ребенка самому искать выход из сложного положения, учить принимать самостоятельные решения. Это, на мой взгляд, одна из самых важных задач воспитания.

А когда ребенок становится свободным, то уже сам несет ответственность за принятие решений — будь ему при этом тринадцать лет, пятнадцать, семнадцать… И тогда уже он сам может прийти к родителю и спросить: а как правильно? Я не понимаю, помоги!

Протоиерей Игорь Фомин,
настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского (Москва)

Когда давать ребенку свободу? Когда он ее заслужит. Мне нередко приходится общаться со школьниками, и всегда задаю вопрос: не надоел ли вам вечный контроль родителей (не сиди в телефоне, не играй долго на компьютере, приходи вовремя домой, и так далее). Все кричат: да, конечно! Надоел! Дальше спрашиваю: а хотите, научу, как сделать, чтобы этого не было? Чтобы вас перестали мелочно контролировать? Все кричат: конечно, хотим! Научите! Я продолжаю: для этого нужно делать следующее — допустим, вам говорят, что гулять можно до восьми вечера. Приходите домой в восемь вечера. Вам говорят, что перед прогулкой нужно сделать уроки. Сделайте, и хорошо сделайте — чтобы родители раз проверили, два проверили, а у вас все сделано. На другой день проверили — сделано! Целый месяц проверяют — всегда все сделано! Чем это кончится? Правильно, родители перестанут проверять уроки. Значит, в этом отношении вы станете свободными. Точно так же с телефоном. Кому родители вообще запрещают играть на телефоне? Таких нет. А кому ограничивают время игры? Лес рук. Практически всем. Я говорю: и они все время вас проверяют, забегают посмотреть, играете ли вы под одеялом. Потому что вы несвободны, вам не доверяют. А попробуйте сделать эксперимент: в течение полугода выполняйте их требования. Сказано полчаса в день играть — играйте полчаса. И родители это увидят. Что произойдет через полгода? От вас отстанут. И так же с прогулками, компьютером, и всем остальным.

То есть, чтобы свободу дать, нужно сперва научить ребенка ее взять. А как это делать? Во-первых, уменьшать степень контроля, если ваши требования выполняются. Во-вторых, сами эти требования должны корректироваться в зависимости от возраста. Десятилетнему можно велеть приходить с прогулки не позже восьми вечера, но для пятнадцатилетнего это уже будет, допустим, десять вечера. В-третьих, нельзя просто запрещать ребенку играть в компьютер, в телефон и так далее. Такие запреты должны быть чем-то компенсированы. Чем-то достаточно интересным. Родитель должен применять эффект Тома Сойера (помните, как тот красил забор и привлек к этому всех окрестных мальчишек)? Мало сказать ребенку: все, сегодня ты больше на компьютере не играешь. Надо сказать: на сегодня компьютер завершается, потому что сейчас мы пойдем разбирать завалы на балконе, найдем в этом хламе вещи, связанные с историей нашей семьи. То есть лишая одного занятия, интересного, надо дать другое — тоже интересное ребенку.

Протоиерей Евгений Соколов,
настоятель домового храма святого праведного Иоанна Кронштадского при Северном (Арктическом) Федеральном университете (Архангельск)

До четырнадцати лет я говорил, куда иду и когда собираюсь вернуться. Меня ограничивали в свободе, куда ходить и на сколько. Когда мне было шестнадцать, я мог уже не говорить, куда иду, но время прихода по-прежнему устанавливали родители. В восемнадцать лет я уже мог не говорить, куда иду, мне не устанавливали время возвращения, но я должен был предупредить, что вернусь во столько-то. То есть объем свободы постепенно возрастал. Но до четырнадцати меня жестко контролировали, могли не пустить в какое-то место, могли не разрешить ходить в какую-то компанию. И это было нормально.

Вообще, в наше время принято обожествлять свободу, и в частности, свободу детей. Точнее говоря, свободу от воспитания, от родительских требований, от норм морали. Считается, что сам ребенок этой свободы хочет, что в головах у детей сплошной «праздник непослушания». Но это совсем не так. Маленький ребенок, то есть дошкольник, младший школьник внутренне нуждается в каких-то рамках, в «правилах игры». Мы с легкостью решаем за ребенка, отдавать ли его в музыкальную школу, в спортивную секцию, мы понимаем, что надо развивать его таланты. Но почему-то считаем, что когда дело касается нравственных категорий, то ребенок должен выбирать сам. А я считаю, что это жестокость по отношению к детям — возлагать на них выбор, к которому они никак не подготовлены.

Протоиерей Максим Первозванский,
клирик московского храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник»

Свободы нужно давать столько, сколько ребенок готов ее взять. Для традиционного общества главной добродетелью, которую следовало воспитать в детях, было послушание, смирение. В наше время это уже не так. Сейчас нужно учить детей быть ответственными, самостоятельными и правильно распоряжаться собственной свободой, которую они получают довольно быстро. Альтернатива этому — воспитать очень зависимого, несамостоятельного и безответственного человека.

Но свобода — это не только ответственность, но и риски. А родителям хочется усидеть на двух стульях: не рисковать, и в то же время давать свободу. А так не бывает. Тут вообще не бывает простых решений. Безусловно, дети, выросшие на улице, как трава, без всякого контроля и ограничений, оказываются креативнее и свободнее тех детей, которых дома опекали и оберегали от любых рисков. Однако и процент девиантного поведения среди таких детей гораздо выше.

Что делать, чтобы дети сохранили веру?

Протоиерей Антоний Волков,
настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Казанская» в селе Богородское Воскресенского района Нижегородской области.

У взрослых верующих, особенно у новоначальных, бывает очень много внешнего, почти театрального. А дети очень быстро усваивают театральность, начинают пользоваться ею, чтобы произвести на взрослых впечатление. Этой театральностью, к сожалению, нередко наполнены наши православные гимназии. Поэтому, думаю, детям из верующих семей лучше бы учиться в обычных, светских школах с высоким уровнем образования. Это, конечно, не гарантия сохранения веры, но по крайней мере меньше будет лицемерия, которое веру убивает напрочь.

Протоиерей Константин Островский, благочинный церквей Красногорского округа Московской областной епархии, настоятель храма Успения Божией Матери (город Красногорск Московской области)

Чтобы дети сохранили веру — ничего не сделаешь. Вера — дар Божий, а принять этот дар — свободный выбор самого человека, это относится и к нашим детям. Дай Бог хотя бы нам не быть соблазнителями собственных детей.

Самый обычный соблазн — это лицемерие родителей. Обычно это даже не намеренный обман, когда люди не верят во Христа, а только делают елейный вид ради каких-то житейских выгод. Чаще бывает искреннее фарисейство, когда вера сводится к чему-то внешнему, к соблюдению каких-то внешних правил. И ту, и другую ложь дети, конечно, чувствуют.

Кроме того, на веру детей разрушительно действует и чрезмерное давление в духовной области. Одно дело, когда ребенку хочется, например, в кино, а его засадили делать уроки — это нормально. Но совсем другое дело, когда ребенку говорят: как это ты не пойдешь в церковь? Ты что, Бога не любишь? Да я тебе мороженого не куплю! Вот это прямо провоцирует бунт против веры.

Протоиерей Алексий Уминский,
настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва)

Я не знаю, как сохранить детскую веру. Мой личный опыт не может быть распространен на всех. Но из самых общих соображений скажу так: невозможно сохранить детскую веру, если у родителей нет опыта настоящей, живой веры. К сожалению, зачастую родители учат ребенка не вере, а формам религиозного поведения — а это совершенно разные вещи. Водят ребенка в храм, учат молитвенному правилу, ведут за руку на исповедь и причастие — но это вовсе не означает, что ребенок все это воспринимает именно так, как хотелось бы родителям.

Я больше 25 лет работаю в православной гимназии и постоянно замечаю, что родители практически ничего не говорят детям о своих переживаниях веры, о своем внутреннем опыте. Дети видят религиозное поведение своих родителей, то есть посещение богослужений, посты, вычитывание молитвенного правила, — но не видят, чтобы родители решали свои жизненные коллизии по-христиански. Ссоры между папой и мамой далеко не всегда решаются по-евангельски, отношение к детям далеко не всегда евангельское, отношение к работе далеко не евангельское. Прощения родители не просят — ни друг у друга, ни у детей, когда поступают с ними несправедливо. Переживание болезней, смерти, горя — у них точно такое же, как и у всех остальных людей. Вот такой образец у детей перед глазами — и стоит ли удивляться, что он их не вдохновляет?

Протоиерей Игорь Фомин,
настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского (Москва)

Самое главное — надо не разочаровать детей своим поведением. Есть такая очень точная фраза: если отец не станет богом, то Бог не станет Отцом.

Протоиерей Евгений Соколов,
настоятель домового храма святого праведного Иоанна Кронштадского при Северном (Арктическом) Федеральном университете (Архангельск)

Чтобы сохранить у детей веру, очень важен опыт совместной со взрослыми молитвы. Не вычитывания молитвенных правил, а живой, искренней молитвы в каких-то сложных жизненных ситуациях. Я всегда говорил детям: ваши души чистые и ваша молитва, возможно, гораздо сильнее нашей. Поэтому, когда вы молитесь, то помогаете нам решать наши взрослые проблемы.

И это не притворство, не педагогический прием: это правда жизни. Помощь от детской молитвы реальна, и когда что-то вымаливалось, я всегда благодарил детей: спасибо, мои хорошие, вы помогли мне решить очень тяжелую проблему, без вас бы я не справился.

Когда у ребенка получается молитва, то и вся его духовная жизнь выстраивается правильно, и вера его укрепляется. А когда ему как положительный пример демонстрируют только внешнее (стоять на службах, осенять себя крестным знамением, целовать иконы и так далее) и когда от него требуют только этого — тогда вера постепенно иссякнет.

Протоиерей Максим Первозванский,
клирик московского храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник»

Детскую веру вообще сохранить невозможно. Она угасает вместе с детством. А дальше — разные варианты. Может перерасти во взрослую веру плавно и беспроблемно (что бывает нечасто), может перерасти жестко и болезненно, а может и вообще не перерасти. Родителям с самого начала следует понимать, что ребенок — это не их продолжение, а свободный человек, и у Бога о нем могут быть свои собственные замыслы, а им, родителям, надо стараться эти замыслы хоть в какой-то мере разгадать и помочь осуществить. Поэтому самое правильное, что родители могут сделать — это самим стремиться к Богу. Их живая, честная и искренняя вера может и детей привести к Богу, когда те уже выросли из детской веры. Тут по слову преподобного Серафима Саровского: стяжи Духа Святого, и тысячи вокруг тебя спасутся.

Как сохранить доверие ребенка?

Протоиерей Антоний Волков,
настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Казанская» в селе Богородское Воскресенского района Нижегородской области.

Надо научиться любить своих детей. И вообще научиться любить людей. Не пытаться выглядеть в глазах ребенка супер-героем, супер-родителем. Авторитет — штука нужная, но он должен быть естественным, настоящим, он должен вырастать из жизни, а не специально поддерживаться какими-то дисциплинарными мерами.

Важнее сохранить связь с ребенком, чем здесь и сейчас доказать собственную правоту.

Протоиерей Константин Островский, благочинный церквей Красногорского округа Московской областной епархии, настоятель храма Успения Божией Матери (город Красногорск Московской области)

Надо общаться с ребенком, и быть при этом искренними. Для родителей должно быть важнее внутреннее состояние сына или дочери, чем внешнее благообразие. Когда все общение сводится к ругани за плохие отметки, за непочищенные ботинки, а слушать ребенка не слушают, его внутренним миром не интересуются — тогда в подростковом возрасте ребенок, как правило, вообще теряет душевный контакт с родителями, какое уж там доверие.

Протоиерей Алексий Уминский,
настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва)

Надо всегда быть на стороне детей. Пускай даже ребенок неправ! Да он всегда неправ, потому что он ребенок, потому что он только учится жизни! Представьте, что школьник на уроке математики сделал ошибку в решении задачи. Как поступит нормальный учитель? Станет орать «Как ты мог?!», «Ты позоришь меня!», «Всё, больше ты мне не ученик!»? Нет, учитель исправит ошибку, объяснит ее, скажет: «Сделай работу над ошибками, а пока, извини, тройка». Родители в этом отношении должны поступать так же. Да, дети всегда неправы, но родители не имеют права требовать с них большего. Родители не понимают одной простой вещи: дети всегда ждут от родителей очень многого (тепла, внимания, понимания, сочувствия), а родители им всегда не додают. И родители еще считают себя вправе возмущаться: «Ты не такой, как я! Ты не так поступаешь, как я хочу — а значит, меня позоришь!» Что это такое? Это просто свидетельство того, что родители не любят ребенка до конца, что они используют его ради собственного тщеславия.

Протоиерей Евгений Соколов,
настоятель домового храма святого праведного Иоанна Кронштадского при Северном (Арктическом) Федеральном университете (Архангельск)

Ребенку надо, чтобы его ценили как личность. Его мнение о прочитанной книжке может быть оригинальным, может быть спорным, но нельзя его унижать: «какую чушь ты несешь, какой ты глупый!» Я всегда обсуждаю с детьми и с внуками прочитанное. Когда ребенок чувствует, что его мнение взрослым интересно, что с ним считаются — это для него очень важно. Он видит, что его воспринимают не как машину для получения хороших отметок и выполнения хозяйственных работ по дому, а как личность. Он видит, что его мнение учитывается, что при принятии решений с ним советуются. Тогда и доверие сохранится.

Но часто, увы, бывает иначе. В семье нет общих духовных ценностей, людям в семье не о чем говорить, кроме бытовых тем. И ребенок замыкается, теряет контакт с родителями. Чему удивляться? Он же неинтересен им как личность.

Протоиерей Максим Первозванский,
клирик московского храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник»

Ребенок доверяет тому, кого он уважает. Если родителей есть за что уважать (речь не только и не столько о карьере, не о деньгах), если родители по жизни не потеряли то, что сейчас называется модным словом «драйв», если у них горят глаза, если они креативят, если они не врут, и их слово не расходится с делом — тогда ребенок будет родителей уважать. И если родители тоже уважают ребенка, воспринимают его как личность, а не как всего лишь свое продолжение, тогда и доверие будет сохранено.

Русские традиции Православной культуры

То, что в нашей стране в последние годы повышается интерес к исконным православным традициям Руси, не может не радовать. Ведь давно известно, что нация живет, пока живет ее язык, ее культура, а традиции передаются из поколения в поколение.

К счастью, далеко позади остались времена, когда традиции православной культуры гнобились и уничтожались вместе с ее носителями – духовенством и мирянами, православными монастырями и храмами, литературой и песнопениями, а также прекрасным и величественным православным богослужением. И сегодня православные верующие непрерывно благодарят Бога за то, что больше нет необходимости прятаться, скрывать свою веру, ходить на службы, совершаемые на квартирах тайком, крестить детей на дому и в атмосфере строгой секретности, а православный крест – символ и оружие каждого христианина – прятать от посторонних глаз.

Русские православные традиции в современном обществе постепенно становятся основой, вытесняя пришедшие и чуждые нам ценности других стран. Так, вместо праздновавшегося много лет 8 марта сегодня многие предпочитают отмечать православный День жен-мироносиц, а вместо приевшегося католического и потому непонятного нам дня святого Валентина – память православных покровителей брака, преподобных Петра и Февронии.

Церковное богослужение в русских православных традициях

Самой главной и самой древней православной традицией, безусловно, является активная церковно-богослужебная жизнь. Не было раньше на Руси праздника, во время которого храмы были бы пустыми или даже полупустыми, да и в каждое воскресенье посещение церкви было обязательным, причем добрым обычаем, возрождающимся сегодня, было именно семейное посещение храма. Воскресный день приравнивался к празднику – не принято было работать, заниматься суетными мирскими делами и заботами.

Согласно русской православной традиции, воскресенье старались посвятить делам милосердия, молитве, посещениям болящих, малоимущих, заключенных. Не только хорошим обычаем, а и прямой обязанностью православного христианина является домашняя молитва. Сегодня эта прекрасная православная традиция возвращается в дома современных христиан: повзрослев в абсолютно светских семьях, далеких от духовного воспитания, мы, в свою очередь, стараемся научиться молитве самостоятельно и приучать к ней своих детей.

Замечательной традицией нашей православной культуры является именно совместная семейная молитва, совместное посещение храма, совместное причащение по воскресеньям.

Посты и праздники в православных традициях русской культуры

Среди православных традиций России нельзя не упомянуть посты. Я думаю, что многие со мной согласятся: из всего православного мира именно на Руси издавна религиозный пост соблюдался с особенной строгостью: умея праздновать и веселиться, умел всегда русский народ и приносить Богу покаяние. Питанию на Руси всегда придавали особое значение: в многочисленных уставах и правилах было прописано, когда, сколько, и какие продукты можно есть в тот или иной день, и народ строго придерживался этих правил.

Современных гастрономических традиций православной культуры строго придерживаются только лишь постоянные прихожане храмов и монастырей: лишь здесь помнят, как питаться в первую неделю Великого Поста, как – по средам и пятницам, и какие недели в году называются сплошными.

Но, возможно уже через пять-десять лет православные традиции питания будут возрождены в намного большем объеме, чем сейчас, и пост перестанет быть для нас чем-то непонятными далеким, присущим лишь монахам.

С тегами: легенды молитва религия христианство

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *