Игра для начальной школы

Сборник «Игры за партой»

Игры за партами

Есть также такие разновидности «сидячих игр», как игры за партами. Такие игры призваны снять мышечное напряжение, переключить внимание ребенка, дать возможность отдохнуть от трудной интеллектуальной деятельности.

Педагоги могут успешно использовать пальчиковые игры. Эти игры приводятся в книге М. Рузиной «Страна пальчиковых игр», а также в других изданиях.

Чтобы игра за партой не превратилась в постоянное развлечение для учащихся, учитель четко формулирует правило начинать и заканчивать игру по определенному сигналу.

Для гиперактивного ребенка подобные игры — это очень хорошая разрядка во время урока. После таких физкультурных минуток и разминающих игр, он снова готов сосредотачиваться и выполнять учебные задания.

«Морские волны» (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

По сигналу педагога «Штиль» все дети в классе «замирают». По сигналу «Волны» дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя «Шторм» характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой «Штиль».

«Ловим комаров» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

Скажите детям: «Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде «Начали!» вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет «ловить комаров» в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде «Стой!» вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? «Начали!»… «Стоп!» Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!»

Считается, что игры подходят только детям младшего возраста. Это совершенно не так . Через игры и с помощью игр более старшие школьники и взрослые, имеющие сложности концентрации внимания и контроля импульсивности, могу совершенствовать эти качества.

Когда дело касается игры, возраст не является ограничением. Игры развивают многие психологические и личные качества. Нужно только иметь четкое представление о том, какие именно качества нуждаются в развитии.

Игры в школьном коридоре на перемене

Зеленый, красный, желтый

Дети становятся в круг, учитель с тремя кружочками — посредине. Учитель дает команды: «Остановились! Приготовились! Пошли!», — одновременно поднимая соответствующий кружок. Учащиеся, которые ошиблись, выходят из игры

Смена номеров

Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.

Русская народная игра

«Горелки».

Играющие встают парами друг за другом. Впереди на расстоянии двух шагов стоит

водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звѐзды горят,

Журавли кричат:

— Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль

колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг

друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, они встают впереди первой

пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удаѐтся запятнать одного из

бегущих в паре, то он встаѐт с ним впереди колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков

сразу же, как только они пробегут мимо него.

Русская народная игра

«Кот и мышь».

Играющие встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой

проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот

ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в

коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь,

играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не

переловят всех мышей.

Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от

норы.

Русская народная игра

«Зарница».

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с

лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые,

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладѐт ленту на плечо одному из

играющих, который, заметив это, быстро берѐт ленту, и они оба бегут в разные стороны по

кругу. Тот, кто останется без места, становится зарѐй. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются,

пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

Описание игры
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напроотив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки.Получившеяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Правила игры

Двое игроков встают друг напроотив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики».

Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки.Получившеяся цепочка должна пройти под воротами.

ети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается.

Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами»

ШИШКИ, ЖЕЛУДИ, ОРЕХИ

Описание игры
Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.

Правила игры

Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга.

Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.

ХЛОПКИ

Хлопки — веселая игра на внимание и реакцию для большой группы детей. Эта детская игра хорошо подойдет для проведения на переменах в школе в младших классах.

Описание игры
Игроки встают в круг. Каждый игрок получает порядковый номер.
Все игроки вместе начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два раза по коленям. При этом один из игроков на хлопки в ладоши говорит свой номер, например — «пять-пять», а на хлопки по коленям – номер любого другого игрока.
Игрок, не успевший назвать свой номер или назвавший номер уже выбывшего участника, выходит из игры.
Побеждают два последних оставшихся игрока.

Правила игры

Игроки встают в круг.

Каждому игроку присваивается порядковый номер.

Все вместе начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два — по коленям.

Хлопая в ладоши, игрок называет свой номер, а, хлопая по коленям – номер любого другого участника, стоящего в круге.

Не успевший назвать свой номер или назвавший номер уже выбывшего участника, выходит из круга и прекращает игру.

Побеждают два последних оставшихся игрока

Сборник «тихих» игр в классе

КТО ЭТО?

Количество игроков: любое

Дополнительно: бумага, ручки

Возьмите каждый по листку бумаги и нарисуйте сверху голову — человека, животного, птицы. Загните лист так, чтобы нарисованного не было видно — только кончик шеи. И передайте рисунок соседу. У каждого участника игры оказался новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова «прячут» рисунок и передают соседу, чтоб на новом полученном листке дорисовать конечности. А теперь разверните все рисунки и посмотрите, какие на них изображены существа.

БИРЮЛЬКИ

Количество игроков: любое

Дополнительно: 20 палочек (подойдут карандаши одинаковой длины)

Из палочек надо сложить в беспорядке кучку на столе. Поочередно, по одной, игроки вытаскивают из кучки по 10 палочек так, чтобы не пошевелить других. Кому это удается, тот и выигрывает.

КОЛЕЧКО

Количество игроков: любое

Дополнительно: колечко

Ведущий незаметно перекладывает колечко в кулак другого игрока. Нужно угадать, у кого в руке спрятано колечко.

Я НИКОГДА НЕ..

Количество игроков: 7-15 человек

Дополнительно: фишки по числу участников (крупные фасолины, спички, или другие небольшие одинаковые предметы)

Эта игра поможет людям лучше узнать друг друга.

Первый игрок говорит: «Я никогда не…». Дальше он называет то, что никогда не делал в своей жизни (игра на честность). Например:

— не видел крокодила

— не был на море

— не носил сапоги и т.д.

Допустим, игрок сказал «Я никогда не ел ананасы». Все игроки, которые ели ананасы, должны дать ему по одной фишке. Затем ход переходит к другому игроку, и он называет то, что никогда не делал. Задача каждого игрока назвать что-то такое, что он никогда не делал, а все или большинство присутствующих делали.

Игра заканчивается через определенное количество кругов. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество фишек.

ЗНАКОМСТВО

Количество игроков: любое

Дополнительно: любой талисман

Воспитатель берет в руки талисман и начинает знакомство. «Разрешите представиться: Маша… Рост… Вес… Объемы… Размер ноги… Образование…» Представление зависит от содержания того, что хочет услышать воспитатель. Если цель — узнать что-либо интересное из увлечений детей, то воспитатель рассказывает о своих увлечениях в таком же возрасте, если цель — содержание будущей деятельности, воспитатель рассказывает о том, чем он занимался в оздоровительном лагере в таком же возрасте; если цель — понять внутреннее состояние ребенка, то воспитатель рассказывает о своих переживаниях в этом возрасте. Талисман передается рассказывающему.

Ведущий задает тему, ритм, содержание, направляет и регулирует течение игры.

Игры за столом (за партой)

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Картотека игр для гиперактивных детей

Подвижные игры

“Найди отличие” (Лютова Е.К., Монино Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

“Ласковые лапки” (Шевцова И.В.)

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

“Кричалки—шепталки—молчалки” (Шевцова И.В.)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.

“Гвалт”(Коротаева Е.В., 1997)

Цель: развитие концентрации внимания. Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

“Менялки” (Автор неизвестен)

Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: “Меняются местами те, у кого … (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

“Разговор с руками” (Шевцова И.В.)

Ц ель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что -то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина (рис. 1).

“Говори!”(Лютово Е.К., Монино Г.Б.)

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее. “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори!” Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?”

Рис. 1. “Разговор с руками”:

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

“Броуновское движение” (Шевченко Ю.С., 1997)

Цель: развитие умения распределять внимание. Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

“Час тишины и час “можно”” (Кряжево Н.Л., 1997)

Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час “можно”, когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.

“Часы” можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их “не слышит”).

“Передай мяч” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

“Сиамские близнецы” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними. Скажите детям следующее. “Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.” Чтобы “третья” нога действовала “дружно”, ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут “срастись” не только ногами, но спинками, головами и др.

“Зеваки” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выпол нить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

“Колпак мой треугольный” (Старинная игра) Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: ^Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпака. После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово “колпак” заменяют его жестом (напри мер, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово “колпак” и слово “мой” (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а “показывают” на одно больше. В завершаю щем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

“Слушай команду” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения. Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: “Положите правую руку на плечо соседа”) и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

“Расставь посты” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

“Король сказал…” (Известная детская игра)

Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова “Король сказала. Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов “Король сказал” можно добавлять и другие, например, “Пожалуйста” или “Командир приказал”.

“Запрещенное движение” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры “пять”-. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

“Слушай хлопки” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

“Замри” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие внимания и памяти. Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.

“Давайте поздороваемся” (Автор неизвестен)

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок — здороваемся за руку;

2 хлопка — здороваемся плечиками;

3 хлопка — здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

“Веселая игра с колокольчиком” (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999)

Цель: развитие слухового восприятия. Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

Игры за столом (за партой)

Гиперактивные дети с трудом выдерживают занятие в детском саду, а тем более — школьный урок, поэтому для них необходимо проводить физкультминутки, которые можно выполнять как стоя, так и сидя за партами, по усмотрению педагога.

С этой целью полезно использовать “Пальчиковые игры” (М. Рузина “Страна пальчиковых игр”). Практика показывает, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста с удовольствием играют в такие игры как “Лестница в небо”, “Кукольный веер”, “Гонки” и др.

Педагог может начать игры с сообщения о том, что сейчас пальчики детей начнут “превращаться” то в сказочных персонажей, то в забавных зверьков, то в экзотических животных. Затем следует предложить несколько игр, подобных приведенным ниже.

“Многоножки”

Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

“Двуножки”

Игра проводится аналогично предыдущей, но в «гонках» участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между “двуножками” левой и правой руки, между ^двуножками” соседей по парте.

“Слоны”

Средний палец правой или левой руки превращается в «хобот», остальные — в “ноги слона”. Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.

Чтобы игра не превратилась в постоянное развлечение учащихся и не мешала проведению других занятий, перед ее началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по определенному сигналу. Одним из сигналов может стать карточка из игры “Кричалки — шепталки — молчалки”.

“Морские волны” (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

По сигналу педагога “Штиль” все дети в классе “замирают”. По сигналу “Волны” дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя “Шторм” характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой “Штиль”.

“Ловим комаров” (Лютово Е.К., Монино Г.Б.)

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

Скажите детям: “Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку, и к нам в группу налетело много комаров. По команде “Начали!” вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет “ловить комаров” в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде “Стой!” вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? “Начали!”… “Стоп!” Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!”

Игры для начальной школы

Игры для младших школьников

Игры за столом, игры в помещении, игры со словами, дидактические игры в начальной школе

Незатейливые игры

Когда на улице дождь и нет возможности погулять, можно поиграть вот в такие незатейливые игры.

Русская народная игра «Мышка»

Играющие встают в круг. Соединяют вместе ладони. Один из водящих берет маленький предмет («мышку»), зажимает его между ладонями, идет по кругу, вкладывает свои ладони в ладони играющих и незаметно передает кому-нибудь «мышку». Встает рядом с другим водящим: тот должен угадать, у кого «мышка».

Игра «На опушке леса»

Сделать картину «Если бы я был деревом». Дети, подняв руки вверх, замирают на несколько секунд, воображая, что они деревья и корнями вросли в землю.

Дидактическая игра «Подбери словечко»

«Птицелов»

В центре — «птицелов» с завязанными глазами. «Птицы»-дети ходят вокруг «птицелова» со словами:

В лесу, во лесочке,

На земле, на дубочке

Птицы весело поют:

«Ай, птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет.

Птицы, улетайте!»

«Птицелов» хлопает в ладоши, дети замирают. Он начинает искать. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. «Птицелов» угадывает название птицы и имя ребенка.

Игра «Цветы»

Дети делятся на две команды. Каждый ребенок придумывает для себя название цветка и сообщает тихо воспитателю. Команды становятся друг против друга.

Команда детей: здравствуйте, «цветы»!

Команда «цветов»: здравствуйте, дети. Угадайте наши имена.

Дети по очереди перечисляют названия цветов, угаданные «цветы» отходят в сторонку. Когда все цветы отгаданы, игра закончена, можно поменяться ролями.

Игра «Окончи предложение»

Дети по очереди продолжают предложения.

Стоит Антошка на одной…

У Вани две…, а у гриба….

У стола и у стула четыре…

У стола ножки длинные, у дивана…

У гриба шляпка большая, у гвоздя…

Под соснами, под елками ползет клубок с…

У ежа иголки ежовые, у сосны…

У сосны и елки иголки круглый год-

Иголкой можно уколоться, она…

Таня гладит утюгом…

Таня погладила рукой…

У меня большая рука, а у Лены маленькая…

Таня пишет в тетради…

У стакана нет…, а у чашки есть…

У кастрюли две…

За ручку можно чашку…

Ручка есть у утюга, холодильника…

Игра «Бывает — не бывает»

Цель игры — учить рассуждать, аргументировать свое согласие или несогласие с высказываниями партнера.

Кот Васька стащил сметану. Так бывает? Съел ее и довольный залаял: ав-ав! Так бывает? А как бывает?

Услышал кота Ваську пес Арапка и замяукал: «Мяу-мяу! И я хочу сметаны!» Так бывает?

Кот Васька ловит рыбу. Залез на сосну и ловит в дупле окуньков. Окуньки сидят в гнездышке и пищат: пи-пи-пи. Так бывает?

Папа-окунь учит окуньков летать. Окуньки летают быстро. А кот Васька летает еще быстрее. Так бывает?

Пес Арапка любит поесть. Он охотится на мышей и крыс. Ляжет пес Арапка возле норки и караулит. Так бывает? Мыши живут в печке. Они едят дрова и угольки. Вылезают из печки такие беленькие, такие чистенькие. Пес Арапка ловит мышей на удочку и жарит их в холодильнике. Так бывает?

Игра «Какой? Какая? Какое?»

«Восстанови слова»

В записанных несколько необычным способам словах есть одинаковые слоги — первый и последний. Что это за слова? Восстановите их.

**но** **туш** **ри** **ат** **х** **леч**

(Заноза, катушка, царица, оратор, тахта, колечко.)

«Собери слова»

Дети могут сами подготовить все необходимое для этой игры. Сначала надо взять старые журналы и вырезать из них заголовки статей, которые написаны большими буквами. Затем эти заголовки разрезают на слоги и складывают в коробку из-под конфет или приклеивают в свободном порядке на ватман формата АЗ. Из коробки можно брать слоги и составлять из них слова. Это не только красиво, поскольку слова получаются цветными, буквы разного размера и разнообразные по написанию, но и очень интересно.

«Впиши гласные»

Эта ифа проводится на время. Участвовать могут несколько человек или вся группа (воспитателю только следует продумать, как всех учащихся снабдить карточками-заготовками, или просто на доске или ватмане сделать большую общую заготовку). За 2-3 минуты дети должны восстановить как можно больше слов, вставляя гласные буквы:

м — к — (мука)

л — т — (лето или лото)

м — — к (маяк)

л — м — н (лимон)

д — р — г — (дорога)

— к н — (окно)

ст — к — н (стакан)

с — р — к — (сорока)

д — б (дуб)

з — г — дк — (загадки)

ч — д — с — (чудеса)

б — м — г — (бумага)

Игра «Путаница»

И эта игра очень нравится детям. Слова стоят на своих местах, а буквы в них перепутались. Поставьте все буквы на свои места и прочитайте названия известных вам детских книжек.

рти дямевед («Тримедведя».)

кто в похсага («Кот в сапогах».)

дорток боайлит («Доктор Айболит».)

тир понросека («Три поросенка».)

хаму-коцохату («Муха-цокотуха».)

феноридо реог («Федорино горе».)

Игра «Пять слов на букву «л» из четырех букв»

Вспомните пять слов на букву «л» из четырех букв. Например, слово «лето»

л*** л*** л*** л*** л*** (Возможные варианты: луна, лото, липа, лупа, лиса.)

Игра «Какие плоды на каком дереве растут?»

Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.

Желуди растут на… (дубе).

Яблоки растут на… (яблоне).

Шишки растут на… (ели и сосне).

Грозди рябины растут на… (рябине).

Игра «Замени словосочетание словом-признаком»

Какой лист? Какие плоды?

Лист березы — березовый’,

Лист дуба —

Лист липы —

Лист осины —

Лист клена —

Лист ивы —

Лист тополя —

Шишка сосны —

Шишка ели —

Ягоды рябины —

Игра «Четвертый лишний» (растения)

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор.

Клен, рябина, ель, тюльпан;

береза, дуб, шиповник, тополь;

яблоня, смородина, черемуха, рябина;

осина, липа, дуб, ель;

сосна, тополь, рябина, ива;

липа, осина, клен, яблоня.

Игра в слова (деревья)

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее для слова «береза» (дуб, липа, осина… яблоня). Объясните выбор каждого слова.

Комментарий для взрослых. После игры для активизации памяти и речи у детей можно предложить им следующее задание.

Вспомните, какие слова, подходящие для березы (дуба, липы, осины… яблони), вы слышали.

«Голоса птиц»

Угадайте, какая птица произносит такие звуки.

Кар-кар! (Ворона.)

Чик-чирик, чив-чив! (Воробей.)

Ча-ча-ча! (Сорока.)

Курлы-курлы! (Журавль.)

Свири-свир! (Свиристель.)

Цок-цэк, цок-цэк! (Клест.)

Ку-ку! (Кукушка.)

Рюм-рюм-рюм! (Снегирь.)

Синь-синь-синь! (Синица.)

Игра «Закончи предложения»

Воробей маленький, а журавль…

Ворона большая, а синица…

Сова спит днем, а охотится…

У синицы хвост короткий, а у трясогузки…

У дятла клюв длинный, а у снегиря…

Утка серая, а лебедь…

Игра в слова (птицы)

Комментарий для взрослых. После игры для активизации памяти и речи у детей можно предложить им следующие задания.

Вспомните, какие слова, подходящие для воробья (вороны, дятла, синицы… утки), вы слышали.

Были названы различные слова. Одни описывают птиц и отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?» — это слова, обозначающие признаки; другие отвечают на вопрос «что делает?» — это слова, обозначающие действия; третьи отвечают на вопросы «кто это?», «что это?» — это слова, обозначающие предметы.

Игра «Закончи предложение»

Заяц зимой белый, а летом…

У зайца хвост короткий, а уши…

У зайца (белки) задние лапы длинные, а передние…

Заяц пушистый, а еж…

Еж спит днем, а охотится…

Еж маленький, а медведь…

Белка зимой серая, а летом…

У белки хвост длинный, а у зайца…

Белка живет в дупле, а еж в…

У лисы шерсть мягкая, а у волка…

Лиса живет в норе, а волк в…

Игра в слова (животные)

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее для слова «заяц» (еж, белка, лиса, волк, медведь). Объясните выбор каждого слова.

Комментарий для взрослых. После игры для активизации памяти и речи у детей можно предложить им следующие задания.

Вспомните, какие слова, подходящие для зайца (ежа, белки, лисы, волка, медведя), вы слышали.

Мы назвали различные слова. Одни описывают животных и отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?» — это слова, обозначающие признаки; другие отвечают на вопрос «что делают?» — это слова, обозначающие действия; третьи отвечают на вопросы: «кто это?», «что это?» — это слова, обозначающие предметы.

Игра «Четвертый лишний» (животные)

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

лиса, медведь, заяц, дятел;

сорока, белка, клест, синица;

волк, еж, конь, лиса;

заяц, кот, кролик, собака;

бельчонок, лисенок, медведица, волчонок;

лиса, волк, заяц, белка (делает запасы на зиму);

медведь, заяц, лиса, волк (меняет окраску).

Какие игры для развития внимания нужны младшим школьникам?

Несмотря на то, что у младших школьников ведущим видом становится учебная деятельность, игра продолжает занимать большое место в их жизни. Родители, учителя могут этим воспользоваться для того, чтобы с ее помощью решать различные вопросы развития и обучения учеников начальной школы. С этой позиции многие виды игр положительно зарекомендовали себя на уроках математики, чтения, знакомства с окружающим, физкультуры, рисования. Среди прочих особое положение занимают развивающие игры, направленные на формирование произвольности психических процессов и внимания. Из-за доступности, простоты подготовки их можно использовать как в школе, так и дома. Педагоги включают их в программу обучения, родителям также полезно знать, какие игры на развитие внимания нужны младшим школьникам.

Самые полезные игры для младших школьников

Учителя начальной школы считают, что одной из основных причин плохой успеваемости является невнимательность детей, неумение сосредоточиться на учебном материале, нежелание произвольно распределять свое внимание. Помочь справиться с этой проблемой можно при помощи развивающих игр. В школе их используют на уроках, в группах продленного дня, в домашней обстановке развивающие игры можно предлагать детишкам в любое время: во время прогулки, поездки за город, на семейном досуге. Главное знать, какие игровые задания необходимы для ученика конкретного возраста, на улучшение каких свойств внимания они могут влиять. Среди большого разнообразия игр с предметами, настольных, словесных, подвижных родителям стоит выбирать те из них, которые будут наиболее интересны детям, доступны в исполнении, не займут длительной подготовки. Как правило, они легко сочетаются с учебным материалом, поэтому их содержанием становятся знания по математике, ознакомлению с окружающим, правила русского языка.

Игры с математическим содержанием

Развивающие игры на внимание для начальных классов с математической направленностью являются наиболее популярными в школьной среде. Помимо своих основных задач – развивать внимательность, они помогают закрепить школьный материал, поэтому будут полезны детям на протяжении всей начальной школы.

«Математическое лото»

Игровое задание улучшает такие свойства, как концентрация, сосредоточенность, распределение внимания, закрепляет навыки в счете, развивает логическое мышление.

Для действия готовятся большие карточки с примерами для игроков и маленькие – с ответами, которые складываются в мешочек. Интереснее играть с группой детей или во время семейного досуга. Ведущий достает из мешочка карточку-ответ, называя число. Играющие должны найти пример с подобным ответом, закрыть его карточкой-ответом. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свое игровое поле.

«Танграм»

Игра – головоломка способствует развитию воображения, распределения и объема внимания, закреплению знаний о геометрических фигурах.

Предварительно готовится цветной квадрат, разрезанный на семь частей. Из них: два больших треугольника, один средний, два маленьких треугольничка, один квадрат и один параллелограмм. При помощи разрезанных частей можно собирать различные предметы. Тематикой картинок являются птицы, фигурки человека в движении, животные, домики, деревья.

«Летчики»

Развивает сосредоточенность, объем и распределение внимания, зрительное восприятие, мышление.

Ведущий предлагает школьникам стать «летчиками»: нужно перелететь из одного места в другое. Полет проходит над разными городами. Для полета надо проложить маршрут, показав линиями на игровом поле в таблице движение самолета. Для того чтобы узнать, в какой очередности над городами пролетит самолет, надо решить примеры, находящиеся на поле. Ответы от меньшего числа к большему покажут путь (в игре использован тот же принцип, что и в таблицах Шульте). Например: 6-5, 8-6, 7-4, 10-6, 9-4, 2+4, 10-3, 4+4, 2+7, 6+4. Как новый вариант, можно предложить назвать направление полета (влево, прямо, вправо и т. д.)

«Фотоаппарат»

Игра направлена на развитие сосредоточенности, перераспределения внимания, увеличение объема, зрительного восприятия, воображения.

Взрослый предлагает ребенку вытащить из конверта геометрические фигуры и составить из них картинку. Затем точно перерисовать, то есть «сфотографировать» составленное изображение. Например, из треугольников разной величины составить елочку, из одного большого овала, одного среднего и четырех маленьких выложить зайчика, из трапеций разного размера и одного треугольника – башенку.

Фигуры можно использовать разные, во время игры можно закрепить с учеником название знакомых форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и назвать новые (ромб, трапеция, полукруг).

Развивающие игры на внимательность в окружающем мире

Классикой стали игры на внимательность, когда нужно сравнивать предметы окружающего мира, чтобы найти их сходство и отличие.

Например, «Что изменилось», «Чем похожи и чем не похожи», «Составь пару» и другие подобные игры. Тематика их может быть разной, но правила одинаковые: внимательно рассмотреть объекты или сюжеты, найти одинаковые. Это могут быть сказочные персонажи, бытовые предметы, овощи, фрукты, игрушки, школьные принадлежности. Младшие школьники полюбили такие задания, научившись выполнять их еще в дошкольном возрасте. Первоклассники могут с успехом продолжать играть, как дошколята, но ребятам 2-3-4 классов такие задания необходимо усложнять.

«Расскажи, что общего у предметов»

Игровое задание развивает и тренирует внимательность, память, воображение.

Взрослый называет два предмета, в которых можно найти сходство. Школьник называет, что может их объединять. Например, дерево и кустарник – общее: относятся к растительному миру, есть листья, корни, цветы и плоды. Различаются по высоте, количеству стволов, у дерева могут быть фрукты, у кустарника – ягоды. Прежде чем предложить ребятам такое действие, взрослый должен быть сам хорошо осведомлен об объектах игры.

«Найди, что загадали»

Направлено на формирование слухового внимания, сосредоточенности на объекте, развивает логическое мышление.

Ведущий говорит ребенку, что загадал предмет и просит, чтобы тот его отгадал. Такие игры хорошо подойдут для того, чтобы развлечься в дороге, на прогулке, переключить внимание, когда школьнику нужно успокоиться после подвижных действий. Например, можно загадать описание любого окружающего предмета: сделана из дерева, есть металлические ножки, пригодится, чтобы отдохнуть, живет в парке или на бульваре, покрашена в желтый цвет (скамейка). Или высокое, толстое, с густой прической, там любят жить птицы (дерево); не промокают, сделаны из резины, как у гуся лапки (сапожки). После того, как ребенок освоит правила игры, можно предложить ему самому загадать предмет.

Как вариант, игру можно провести в семейном кругу, победит тот, кто больше всех отгадает предметов. Победитель получает приз.

«Как назвать одним словом?»

Способствует развитию логического мышления, формирует сосредоточенность, распределение, слуховое внимание, повышает произвольность психических процессов.

Ведущий называет несколько предметов из одной группы: овощи, фрукты, мебель, посуда, одежда, транспорт, предметы быта и подобное. Играющий должен придумать слово, объединяющее все названные предметы. Например, груша, банан, яблоко, апельсин, киви, слива (фрукты); грузовик, автомобиль, поезд, самолет, мотоцикл (транспорт); утюг, пылесос, кофеварка, микроволновая печь (предметы быта). В такой игре предполагается, что у школьника должен быть хороший словарный запас, а взрослому нужно заранее написать или запомнить слова каждой группы, чтобы игра шла весело и оживленно. Как вариант, можно использовать мяч, который играющий будет возвращать с обобщающим словом.

«Какое слово лишнее?»

Вариантом предшествующей игры может стать задание на нахождение лишнего слова из словесного ряда. На слух для младшего школьника оно воспринимается достаточно трудно, но дает хорошие результаты при формировании внимательности, если играть в такую игру постоянно. Ведущий называет ряд слов какой-либо тематики, играющий должен воспринять на слух и найти лишнее слово. Например: красный, зеленый, голубой, (игрушка), белый, желтый; стул, кресло, диван, (кастрюля), шкаф, стол; платье, свитер, рубашка, (кроссовки), брюки, юбка. Условие игры: словесный ряд читается достаточно быстро. Также можно использовать мяч для возврата «лишнего» слова.

Игры на внимательность с элементами правил русского языка

«Один и много»

Развивает переключение внимания, сосредоточенность. Взрослый бросает мяч, называя слово во множественном числе. Школьник возвращает в единственном числе, потом наоборот.

Игра предназначена для младших школьников, которые уже изучили это правило. Родители могут начать с простых существительных, постепенно переходя к сложным. Позже можно вводить в игру прилагательные. Словесный ряд может выглядеть примерно так: дом — дома, дерево — деревья, рука — руки, книга — книги, но ребенок — дети, человек — люди, небо — небеса, чудо — чудеса, пальто — пальто, пианино — пианино. Важное условие: родителю надо хорошо подготовиться к развлечению, чтобы не ошибиться, склоняя существительные.

«Морское путешествие»

Действие направлено на сосредоточенность, внимательность, зрительное восприятие, помогает закрепить части слова. Для этой игры нужно подготовить фигурку-кораблик с кармашками, куда вставляются карточки с одними слогами, вырезать из бумаги острова, написать на них другие слоги. Кораблик «плывет» по игровому полю, периодически «причаливая» к островам. Играющий вытаскивает из кармашка карточку со слогом, ищет подходящий остров, составляет слово. Например, карточка — во, остров — да (вода); ле — то, не — бо, кук — ла, лам — па.

«Кто в каком домике живет?»

Помогает развивать интенсивность, объем и распределение внимания. Для развлечения готовится игровое поле, на котором нарисованы три домика с одним, двумя и тремя окошками, в которых живут зверушки. В первом домике обитают животные, название которых состоит из одного слога (волк, мышь, лось, рысь, слон); во втором – из двух слогов (ли-са, за-яц, мед-ведь, кош-ка, бел-ка); в третьем – из трех слогов (ку-ни-ца, ко-ро-ва, со-ба-ка, кен-гу-ру). Для первоклассников можно предложить картинки с изображением животных, начиная со второго класса – карточки с написанными словами, которые ребята распределяют по домикам.

«Да или нет»

Интенсивная и эффективная игра на внимательность, сосредоточенность, произвольность внимания, быстроту реакции взрослого и ребенка.

Ведущий в быстром темпе задает школьнику вопросы, а тот должен также быстро ответить «да» или «нет». Тематика вопросов может быть разной, после того, как ребенок усвоит задание, можно поменяться ролями. Примерные вопросы на тему «Кто живет в зоопарке?»:

Моржи усатые? Тигры полосатые?
Серый слон большой? Волк там с бородой?
Верблюд горбатый? Пингвин лохматый?
Лиса любит зайку? А зайка балалайку?
Живет там крокодил? Который в телефон звонил?
Бегемот на дерево залез? В зоопарке густой лес?
Белый мишка любит плавать?
А собака любит квакать?
Чебурашка там живет? Крокодила Гену ждет? и т. д.

Современные настольные игры на внимательность

В настоящее время разработано много настольных игр для детей всех возрастов. Их с успехом можно использовать для развития внимательности и всех свойств внимания (сосредоточенности, концентрации, устойчивости, объема, распределения) у младших школьников. Кроме конкретных задач развития, такие игры могут разнообразить семейный досуг. Поэтому желательно иметь подобные игры в семьях, где растут младшие школьники. Вот некоторые из них:

Blokus

Новая настольная игра на выкладывание цветных фигурок на поле становится довольно популярной. Помогает совершенствовать внимательность, усидчивость, сосредоточенность, формирует воображение. Предназначена для детей 7-10 лет.

Игра напоминает известное развлечение «Тетрис». По очереди играющие выкладывают квадратики разного цвета по правилам: элементы одного цвета могут соприкасаться только углами. Игроки стараются заполнить игровое поле так, чтобы не оставить сопернику свободного пространства. Несмотря на простоту правил, увлекательное развлечение позволяет создавать неповторимые комбинации узоров. Выигрывает тот, кто выложит больше всего своих элементов. Оставшиеся элементы принесут штрафные очки.

Орбо или перекати-шарик

Игрушка развивает внимательность, мелкую моторику, подготавливая руку к письму. Головоломка представляет собой белый пластиковый шарик, у которого есть 12 отверстий. Внутри 11 маленьких разноцветных шариков, которые перекатываются. Игрок должен переместить маленькие шарики так, чтобы каждый встал в свое отверстие, окрашенное подобным цветом. Эта настольная игра – подходящий вариант для маленького школьника, чтобы развлечься в дороге, на переменке, во время прогулки.

Alias (скажи иначе)

Игра на ассоциации дает возможность не только развивать внимательность, но и пополнять словарный запас младшего школьника. Она хороша тем, что является истинно семейным развлечением.

Правила игры просты, доступны ребенку любого возраста. Они заключаются в том, что нужно объяснить загаданное слово без использования жестов, однокоренных слов. Можно использовать лишь синонимы и антонимы. В комплекте игры находятся игровое поле с фишками разного цвета, песочные часы, набор 300 карточек, на каждой указано по 8 слов на русском и английском языках. Выигрывает команда, которая получит большее количество очков за отгаданные слова.

Внимательные, любящие родители всегда найдут время, чтобы организовать своему маленькому школьнику увлекательные развлечения, приносящие не только радость, но и помогающие в развитии внимательности!

Конспект турнира для младших школьников

Игры со словами для начальной школы

Внеклассное познавательное мероприятие в начальной школе

Турнир «веселый перекресток»

Турнир состоит из разминки и семи туров. Команда-победитель определяется по сумме набранных баллов.

Участники награждаются дипломами (значками, вымпелами, грамотами), сувенирами (настольными играми, музыкальными дисками, билетами в кино и т. п.). Лучшим игрокам можно вручить индивидуальные призы (книги, фотоальбомы и др.).

Для наглядности рекомендуем использовать плакат, на котором будет отражаться скорость прохождения турнирного маршрута каждой командой: по мере продвижения к финишу автомобили — символы команд — переставляются ведущим с учетом набранных баллов.

Предлагаем несколько вариантов проведения турнира.

Семь дней — семь туров. Каждый день командам выдаются задания одного тура. Ответы (решения) принимаются в течение того дня до определенного времени. Участие может быть как командным, так и личным.

Турнир по четвергам (средам, понедельникам и т. д.). Турнир проводится раз в неделю. По прохождении всех туров организуется заключительный блицтурнир на «веселом перекрестке». Участникам можно предлагать коллективные и групповые задания.

Семь туров за один день. Программа турнира рассчитана на одну встречу (можно выполнять задания в течение всего дня).

Разминка «Хитрые загадки». Ведущий загадывает загадки. По сигналу через 30 секунд команды поднимают карточки с правильными ответами. Так как это разминка, то ответы не засчитываются.

Что добавить нужно к шине,

Чтоб помчаться на машине?

(Слог «ма» —машина)

Я могу свою скакалку

Переделать быстро в скалку,

Тонко-тонко раскатать,

На пельмени вас позвать.

Не хотите если есть,

Пять секунд — скакалка здесь!

Кто сумеет повторить?

Буду я того хвалить.

(Нужно убрать слог «ка»: скакалка — скалка)

Раз ступенька, два ступенька —

Дважды уж споткнулась Женька.

Выше стала подниматься —

Снова стала спотыкаться!

Что же в лестничной ступеньке

Так идти мешает Женьке?

(Пень — ступенька)

Что добавить нужно в сок,

Чтобы сыпаться он мог?

(Слог «пе» — песок)

В кузов машины слог «ту» погрузили…

И в полководца его превратили.

А полководец, увы, одноглазый.

Кто назовет нам фамилию сразу? (Кутузов)

I тур: «Одну букву измени — другое слово получи!». Ведущий читает загадки, называя их номера (1-6). Команды пишут ответы на карточках, нумеруя их. Карточки сдают жюри. За каждый правильный ответ — 1 балл.

1. С буквой «б» — я одноногий,

И стою я у дороги.

А без «б» — ног аж четыре,

И стою в твоей квартире.

(Столб — стол)

2. С буквой «к» — фигура без углов,

С буквой «д» — дружить с тобой готов.

(Круг — друг)

3. С буквой «а» — в шкафу и на стене,

Без нее — в сраженьях на войне.

(Полка — полк)

4. С буквой «п» я часть велосипеда,

А вот с «м» — награда на груди у деда.

(Педаль — медаль)

5. С «д» — электроинструмент,

Дырку высверлит в момент.

С «т» — исполнит соловей

Майской ночью средь ветвей.

(Дрель — трель)

6. С «и» ведет он самолет,

По реке без «и» плывет.

(Пилот — плот)

II тур: «Пропавшие буквы в веселых стихах». Команды разбиваются на пары. Каждая пара игроков получает одну карточку с загадкой, на которую через 30 секунд должна дать ответ.

Стол высокий — метра три —

Крепко держит фонари. (Столб)

Шар на шею повязал —

И ангину не поймал. (Шарф)

Рыбки в лодочке сидят —

К поплавку прикован взгляд. (Рыбаки)

В парке осеннем лен золотой

Нас осыпает резною листвой. (Клен)

Трюм в маминой спальне у стенки стоит,

Часами в него наша Оля глядит. (Трюмо)

У корабля корь на длинной цепи,

Чтоб остановки мог делать в пути. (Якорь)

На улице ром раздается —

То значит, что дождик начнется. (Гром)

Путник в космосе летает,

Всю погоду в мире знает. (Спутник)

Дочку из бамбука папе подарили —

А потом весь месяц мы уху варили. (Удочку)

В часы слагаются минутки,

Потом и в день, потом и в утки. (Сутки)

Светофора красный газ

Всех стоять заставит нас. (Глаз)

Стоит у штурвала спокойно моряк,

Коль светит в ночи ему дружески мак. (Маяк)

Очки в апреле набухают,

Из них листочки вылезают. (Почки)

Ум на уроках очень мешает,

Учитель всегда к тишине призывает. (Шум)

Вцепились в гвоздь лещи,

Командуй им: «Тащи!». (Клещи)

Что же это за едок —

Сладить с лошадью не смог? (Ездок)

Нас удили в семь утра:

«На зарядку, детвора!» (Будили)

Чтобы красивым папа наш был.

Мастер его в парикмахерской бил. (Брил)

III тур: «Коварная викторина». За одну минуту команды должны дать как можно больше правильных ответов на задаваемые вопросы.

1. Внутри какого насекомого помещается бочка, а внутри какого домашнего животного —- бак? (Бабочка и собака)

2. Какое средство передвижения можно вырезать из скатерти? (Катер — скатерть)

3. Какая часть линейки очень быстро тает на солнышке? (Иней — линейка)

4. Какое животное не может жить без урока? (Сурок)

5. Какую крупу каждый турист обязательно берет с собой в поход? (Рис — турист)

6. Для какого важного дела может послужить автомобилисту половинка горошины? (Для замены износившейся шины — горошина)

7. Что шумит на ветру в каждом колесе? (Лес — колесо)

8. Какие конфеты содержат мел? (Мармелад и карамель)

9. Какого хищного зверя всегда можно увидеть даже в выключенном телевизоре? (Льва — телевизор)

10. В каком слове целый метр букв «о»? (Метро)

11. Из какого материала больше чем наполовину состоит любой корабль? (Из коры — корабль)

12. Какой президент живет в избушке? (Буш — избушка)

13. В какой школьной принадлежности всегда спрятан клад? (В закладке)

14. Бывают ли макароны с маком? (Да, всегда — макароны)

15. Какая цифра всегда катается в электричке? (Три — электричка)

16. Как из одного плота создать целый флот? (Заменить первую букву «п» на «ф»)

17. Что длиннее: поезд или электричка? (Электричка, так как в этом слове больше букв)

18. Что входит в состав сладкого печенья? (Печень — печенье)

19. Что возвышается посреди каждого эскалатора метро? (Скала — эскалатор)

20. Почему на любой джемпер могут садиться осы и пчелы? (Потому что в нем есть сладкий джем — джемпер)

21. Что колется в пельмене? (Ель — пельмень)

22. Как из одной липы сделать надежную острозубую пилу? (Поменять местами буквы «л» и «п»)

23. Какая буква может превратить галку в камень? (Мягкий знак: галка — галька)

IV тур: «Загадки многозначных слов». Все участники команд по жребию отгадывают загадки.

Первый замки на дверях открывает,

Жажду второй нам в жару утоляет,

Третий встречается в нотной тетрадке,

Даст вам четвертый разгадку к загадке,

Пятый закрутит-открутит вам гайку.

Что же такое? Скорей отгадай-ка! (Ключ)

Первый площадку за час укатал,

Каждую точку на ней разровнял.

Дружно в футбол мы гоняли на ней —

Не было в мире счастливей детей!

Ну а зимою площадку залили

И во второй нам ее превратили.

Дружно в хоккей мы гоняли на нем,

В дом загоняли нас только с ремнем. (Каток)

Шьют из первого наряды,

Все обновкам очень рады.

По второму поезд мчит

И колесами стучит.

Мчат по третьему машины,

День и ночь шуршат их шины. (Полотно)

Нету первой у зверей,

Есть она лишь у людей.

Буквы пишет нам вторая,

Ее первая сжимает.

Нету первой у зверей,

Есть у окон и дверей,

У кастрюли есть, у кружки

В виде шарика иль дужки,

Есть у шкафа, у комода —

Так удобно для народа. (Ручка)

Машины по первому едут в горах,

Крутых поворотов неведом им страх.

На елке второго увидишь спирали,

Ведь к празднику им ее украшали. (Серпантин)

Первая нам телевизор включает,

К стенке вторая плакат прикрепляет.

Третья нам куртку и плащ застегнет.

Кто это слово скорей назовет? (Кнопка)

Первый на шее козленка звенит,

Звонко второй нам в оркестре звучит.

Третий в саду, на поляне цветет,

Синий, лиловый — в букет нам пойдет. (Колокольчик)

На первых крепко мост стоит,

Река под ним течет-шумит.

Вторых увидишь на корриде

В испанском городе Мадриде. (Быки)

Первая есть на почтовом конверте,

Чтоб убедиться, возьмите проверьте.

Денежкой раньше вторая служила,

Евро недавно ее заменила.

Третья же — это имя мопеда,

Автомобиля, велосипеда. (Марка)

Точит нам первый деталь для машины,

А у второго стоят балерины.

Третий у папы в руке по утрам,

Чтобы красивым пойти по делам. (Станок)

Первый — близкий родственник корзины,

А второй — часть грузовой машины. (Кузов)

Первую находим, вычисляем,

Много формул для нее мы знаем.

На второй же — митинги, парады,

Погулять по ней всегда мы рады. (Площадь)

Первый можно завязать,

Если галстук папин взять.

А второй, словарь листая, —

Мера скорости морская. (Узел)

Первый — корабль, что под парусом мчится,

А второй же — прибрежная птица. (Фрегат)

Первый мы переступаем,

Дом когда свой покидаем.

Из камней в реке второй

Возвышается горой,

Он теченье ускоряет,

Судоходство затрудняет. (Порог)

V тур: «Один из трех». Команды получают одинаковые на боры вопросов с тремя вариантами ответов. Побеждает та команда, которая за определенное время (3-10 минут) правильно ответит на большее количество вопросов.

1. Воронка — это:

а) ворона маленького роста;

б) ворона в детстве;

в) приспособление конической формы для переливания жидкости в сосуды с узким горлышком. +

2. Готовальня — это:

а) помещение, где готовят еду;

б) набор чертежных инструментов, размещенных в специальном футляре; +

в) повариха;

3. Посредник — это:

а) тот, кто ходит в гости по средам;

б) тот, при участии которого ведутся переговоры, +

в) сидящий посередине.

4. Рубильник — это:

а) электрический выключатель с ручным приводом; +

б)лесоруб;

в) человек, который рубит дрова.

5. Валуны — это:

а) борцы, которые валят соперников на пол;

б) большие округлые камни; +

в) те, кто валом валит на концерты заезжих эстрадных звезд.

6. Шиповки — это:

а) змеи;

б) спортивная обувь; +

в) колючие цветы, кустарники, деревья.

7. Ростовщик — это:

а) тот, кто дает деньги в долг под проценты; +

б) житель города Ростова;

в) быстро растущий подросток.

8. Молотилка — это:

а) драка;

б) сельскохозяйственная машина; +

в) молоток женского рода.

9. Портье — это:

а) рабочий в порту;

б) тот, кто шьет портьеры;

в) служащий гостиницы, отвечающий за сохранность ключей. +

10. Передник — это:

а) идущий впереди;

б) тот, кто лучше всех учится;

в) фартук. +

11. Секретер — это:

а) тот, кто делится своими секретами;

б) шкаф с откидывающейся доской, на которой можно писать; +

в) тот, кто любит выведывать чужие секреты.

12. Кровельщик — это:

а) медицинский работник, берущий кровь на анализы;

б) кровососущее насекомое;

в) рабочий, настилающий и ремонтирующий крыши. +

13. Сторожка — это:

а) помещение для сторожа; +

б) жена сторожа;

в) насекомое со ста рожками;

14. Наборщик — это:

а) гость, пришедший на борщ;

б) ответственный за набор призывников в армию;

в) специалист по типографскому набору. +

15. Бормашина — это:

а) вездеход для передвижения по дремучим лесам;

б) аппарат для сверления и обтачивания зубов; +

в) бензопила.

16. Поколение — это:

а) детишки, которые ростом по колено своим мамам;

б) одновременно живущие люди близкого возраста; +

в) те, кто ползает на коленях.

17. Гимнастерка — это:

а) форменная военная рубашка; +

б) девочка, занимающаяся гимнастикой;

в) девочка, которая учится в гимназии.

18. Противень — это:

а) тот, кто живет напротив;

б) металлический лист для приготовления пищи в духовке; +

в) очень противный человек.

19. Беседка — это:

а) короткая беседа;

б) помещение, где можно «побеситься»;

в) легкая крытая постройка в саду для отдыха. +

20. Кинолог — это:

а) специалист в области кино;

б) специалист, изучающий собак; +

в) большой любитель кино.

VI тур: «Отгадай словечко!». Ведущий вслух зачитывает наборы слов-прилагательных. Команды записывают слова, подходящие под эти прилагательные (по одному слову на задание). На обдумывание дается 10-15 секунд.

1. Белый, черный, пышный, румяный, свежий, черствый, ржаной, пшеничный… (Хлеб)

2. Шуршащая, свежая, мятая, вчерашняя, еженедельная, стенная, областная, местная… (Газета)

3. Найденная, вычисленная, городская, главная, базарная, привокзальная… (Площадь)

4. Первый, последний, спасительный, электрический, пронзительный, мелодичный, школьный, телефонный, дверной… (Звонок)

5. Первый, мягкий, голубой, хвостовой, почтовый, спальный, трамвайный, железнодорожный… (Вагон)

6. Частый, затяжной, слепой, грибной, проливной… (Дождь)

7. Указательная, железнодорожная, секундная, минутная… (Стрелка)

8. Железнодорожный, морской, веревочный… (Узел)

9. Трамвайный, автомобильный, городской, детский, для отдыха… (Парк)

10. Яркий, печной, открытый, вечный, артиллерийский, горячий… (Огонь)

11. Мелкая, детская, глубокая, фарфоровая, летающая… (Тарелка)

12. Государственный, слуховой, доильный, опорно-двигательный… (Аппарат)

13. Трикотажное, железнодорожное, льняное… (Полотно)

14. Милицейский, садовый, земельный, избирательный… (Участок)

15. Солнечные, башенные, старинные, электронные, настенные… (Часы)

16. Узкий, плетеный, часовой, широкий, кожаный… (Пояс)

17. Белая, серая, полевая, компьютерная… (Мышь)

18. Ледяная, тонкая, подгорелая, румяная, арбузная… (Корка)

19. Гимнастическая, сосновая, счетная, туберкулезная, эстафетная… (Палочка)

20. Мелкие, честные, старинные, медные, крупные, фальшивые… (Деньги)

VII тур: «Вопросы с подвохом». На столиках возле каждой команды разложены пронумерованные карточки (вопросом вниз). Капитан одной из команд называет номер любой карточки и зачитывает вопрос, команда противников отвечает, затем — наоборот.

1. Как называется устройство, позволяющее проходить сквозь стены? (Дверь)

2. Что с земли не поднимет даже подъемный кран? (Тень)

3. Мяукает, а не кошка. Кто это? (Котенок)

4. Каких мышей не едят кошки? (Компьютерных)

5. У какого зайчика ушки не растут на макушке? (У солнечного)

6. Какой сок получают без помощи пресса и соковыжималки? (Березовый)

7. Какие дворники работают только под дождем? (Автомобильные)

8. Какой день недели самый короткий? (Среда — всего пять букв в слове)

9. Кто переодевается только четыре раза в год? (Земля — весной, летом, осенью, зимой)

10. По чему пароход плывет, а паровоз едет? (По реке, по рельсам)

11. Как звали первую женщину-летчицу? (Баба-Яга)

12. Что может быть общего у мальчика и сосны? (Шишки)

13. Кто мерзнет в доме, а на улице — нет? (Окна) в

14. Кто ни дня не учась в школе на всех языках разговаривает? (Эхо)

15. Кто ходит сидя? (Шахматист)

16. Из какого крана нельзя воды напиться? (Из подъемного, из стоп-крана)

17. Когда он нужен — его выбрасывают, когда не нужен — поднимают. (Якорь)

18. Когда, посмотрев на число 3, мы говорим 15? (Когда смотрим на часы)

19. Как называется знак, который роднит русский язык и математику? (Запятая)

20. Как нужно бросить камень, чтобы он вернулся? (Вверх)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *