Игра по психологии

Тренинг «Психологические игры и упражнения с дошкольниками «В краю хорошего настроения»

Тренинг: Психологические игры и упражнения сдошкольниками. «В краю хорошего настроения»

Детский сад – это настоящее мини-сообщество, где со временем устанавливаются свои правила, а каждому ребенку отводится своя, особая роль. Конечно, все это происходит непреднамеренно, поэтому очень важно, чтобы взрослые в лице воспитателя, а лучше психолога-специалиста по дошкольной психологии, контролировали этот процесс.

Это очень важное условие: занятия должны проводиться систематически и быть не слишком продолжительными. Наилучший результат принесут ежедневные занятия длительностью не более 30 минут. Такое расписание не слишком обременительно для ребенка и в то же время позволяет сделать занятия по-настоящему результативными. В любом случае занятия должны проводиться не менее 3-х раз в неделю.

Ваша задача — вовремя выявить трудности и устранить их при помощи специальных упражнений. В любой случае, окончательное заключение об уровне интеллектуального развития ребенка может сделать только специалист.

Выбирая психологические игры для детского сада, прежде всего нужно учитывать возраст группы детей. Целесообразно начинать коррекционную работу с детьми среднего дошкольного возраста или старшей ясельной группы. Начать можно с самых простых и приятных игр.

Вступление.

Каждый знает без сомнения,

Что такое настроение.

Иногда мы веселимся,

Иногда скучаем мы,

Часто хочется взбодриться,

Но бываем и грустны.

Очень странное явление –

Перемена настроения.

Всем ребятам важно знать,

Что не стоит унывать.

1. Игра «Что я люблю?»

Цель. Содействовать повышению самооценки детей и установлению атмосферы доверия в группе.

Дети перекидывают друг другу мячик и говорят при этом: «Я люблю делать.»

2. Игра «Испорченный телефон»

Цель. Развитие навыков произвольного слушания и речевого общения.

Дети рассаживаются на стульях, расположенных по одной линии. Воспитатель произносит короткое предложение шепотом в ухо первого ребенка. Первый ребенок таким же образом передает фразу второму ребенку и т. д. Последний ребенок произносит фразу вслух. Все дети сравнивают результат с оригиналом. Затем следующая фраза передается в обратном направлении — от последнего ребенка к первому.

3. Игра «Счетные палочки»

Цель. Способствовать самовыражению детей.

Для этого упражнения нужны счетные палочки в количестве не менее 30 штук. Счетные палочки сваливаются в кучку. Дети по очереди вы­нимают по одной палочке так, чтобы кучка не разрушилась, на­зывая при этом то или иное чувство человека и ситуацию, в которой это чувство возникает.

4. Игра «Мирилки»

Цель. Научить детей разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед; побуждать их отказаться от драк, споров, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Нужен рисунок «Доброе солнышко». Доброе солнышко располагают в доступном для детей месте. Поссорившиеся дети в любой момент могут подойти к Солнышку и рассказать ему, как и из – за чего у них произошла ссора. После этого дети прикладывают руки на солнышко и вместе проговаривают мирилку.

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей

И мириться нам скорей!

Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

— Ты мне друг!

— И ты мне друг!

Мы обиды все забудем

И дружить как прежде будем.

Нужно отметить, что «Доброе солнышко» может «помирить» от 2 до 5 детей сразу!

5. Игра «Каким я буду, когда вырасту?»

Цель. Способствовать повышению самоуважения детей.

Детям дается инструкция: «Закройте глаза. Постарайтесь уви­деть себя взрослыми. Рассмотрите, как вы одеты, что делаете, какие люди окружают вас. Эти люди вас очень-очень любят. За что они вас любят? Может быть, за вашу отзывчивость, за искрен­ность, за честность? Может быть, за что-нибудь еще? А теперь откройте глаза и расскажите нам, какими вы станете, когда станете взрослыми? Какие ваши качества будут нравиться окружающим?» Все дети по очереди рассказывают группе про то, что они себе представили.

6. Игра «Котик ласкает»

Цель. Способствовать развитию самоуважения детей.

Воспитатель держит в руках мягкую игрушку — котенка и лапками гладит по головке каждого ребенка со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька», и т. д. Затем дети по очереди берут в руки котенка и его лапками ласкают друг друга. Воспитатель помогает им произносить соответствующие фразы («Хороший Сашенька», «Хорошая Машенька»).

7. Упражнение «Сухой душ»

Цель. Создание и сохранение позитивной установки.

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Надо душ сухой принять.

Детям предлагается пройти через «сухой душ».

Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью. Заряд хорошего настроения, приобретённый в чудесном краю, сохранится в вас надолго.

Существует множество самых разнообразных игр и для большой, и для маленькой компании. Предназначение любой игры – не только поддержание детского веселья и заинтересованности, но и развитие того или иного ребенка физически, психологически, интеллектуально и т. д. Дети, конечно, не задумываются о том, что игры значительно способствуют их развитию и воспитанию. Они просто играют, получая от этого истинное удовольствие и наслаждаясь счастливыми часами детства.

Психологические игры для учащихся 5-6 класса

Психологические игры для детей по развитию доброжелательности и толерантности

Савенко Максим Сергеевич, педагог-психолог МБОУ ЦПМСС «Преображение»

Описание работы: Эта разработка по актуальной сегодня проблеме нетерпимости (и не только по национальному признаку) будет полезна, в основном, педагогам-психологам, которые работают в детских садах и школах. Некоторые из предложенных игр и упражнений знакомы многим специалистам, но в данной работе они адаптированы под возраст 10-12 лет. Акцент сделан на создании благожелательного эмоционально настроя, комфортной рабочей обстановки и групповой сплоченности ребят.

Цели и задачи:

· развить у детей понимание чувств других людей, возникающих в проблемных ситуациях;

· дать обобщенное представление о доброжелательности и толерантности;

· воспитывать доброе отношение к окружающим людям;

· прививать навыки вежливости с друзьями и родными.

Форма проведения: практикум

Методы работы: беседа, игра, практико-ориентированный, методы мотивации: поощрение и эмоциональное стимулирование (поддержка, подбадривание, доброжелательность, открытость), методы контроля и коррекции: наблюдение, коррекция, беседа, самоанализ, рефлексия, самоконтроль.

Возраст детей – 5-6 класс

Ход занятия:

Игра-приветствие «Здравствуй».

Цель: создать особую комфортную, доверительную атмосферу.

Педагог-психолог: — Здравствуйте, ребята! Друзья мои, когда вы встречаетесь, какое самое первое слово говорите при встрече? (Здравствуйте.)

— Что желаем мы, когда говорим слово «здравствуйте”?

(Здоровья)

— Какими еще словами можно поздороваться? (Добрый день.)

— А что желаем, когда говорим: добрый день? (Желаем добра.)

— Сейчас мы поучимся друг друга ласково приветствовать – встанем в круг, и я буду передавать игрушку рядом стоящему со словами: «Здравствуй, Ольга!», а вы все вместе повторять ласковое имя: «Здравствуй, Оленька!» и так далее». (Игра заканчивается, когда игрушка вновь окажется у психолога).

Упражнение «Мое настроение»

Педагог-психолог: — Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Сейчас я вам покажу картинки. Что это? (Облака). Посмотрите на облака. Что с ними? (У них разное настроение). А по каким признакам вы определили, что одни облака веселые, а другие грустные? (По улыбкам). Молодцы! Выберите облачко, у которого такое же настроение, как у вас.

Обучение навыкам самоанализа.

Педагог-психолог: — Ребята, как вы думаете, почему мы все такие разные? Да потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности — у нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями, дружили с разными людьми – все это отложило на нас особый отпечаток. Каждый человек уникален и по–своему неповторим. И хотя мы такие разные, нужно научиться сосуществовать, дружить, общаться и терпимо относиться к особенностям характера и внешности других людей. Это важно помнить и в семье, и в обществе. Ребята, я бы хотел узнать в связи с этим, а как вы понимаете слово «конфликт» или какие ассоциации вызывает у вас это слово?

Конфликт — это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и подробностей одного человека.

Упражнение «Мы разные, но похожие»

Педагог-психолог: — Нас всех что-то объединяет, а в чем-то мы отличаемся. Давайте подумаем, в чем наше сходство, а в чем различие. Попробуем ответить на такие вопросы: Национальность влияет на взаимоотношения людей? Как общаются между собой пожилые и молодые люди? Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

— А теперь – задание. Нужно разделяться на пары и назвать по 2 схожие черты и 2 отличающие вас черты. После этого за 30 секунд нужно объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т.д.

— Бывает так, что наше мнение и мнение окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов. Как вы думаете, почему возникают конфликтные ситуации?

(Ответы детей):

· не понимают друг друга;

· не уступают друг другу;

· не умеют сдерживаться;

· не принимают чужого мнения;

· хотят всегда быть главным;

· не умеют слушать других;

· делают назло и т.д.

Вывод: самое важное при общении с другими людьми — это владеть собой при общении, принимать чужое мнение, уметь слышать других, очень важно сформи-ровать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, и тогда многих проблем можно избежать. Все это есть черты толерантности, т.е. терпимости. Давайте проверим себя – насколько каждый из вас обладает чертами толерантной личности.

Упражнение «Насколько я терпимый?»

Цель: дать возможность учащимся оценить степень своей толерантности.

Участники получают бланки опросника (См. Приложение). Бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену.

Педагог-психолог: — Ребята, вы видите здесь 12 характеристик, свойственных толерантной личности.

Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех черт, которые у Вас наиболее выражены; «0» напротив тех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех черт, которые наиболее характерны для толерантной личности. На заполнение опросника — 3 минуты.

— Теперь помогите мне заполнить бланк опросника, прикреплённый на доску. Поднимите руки те, кто отметил в колонке В первое качество. (Число отметив-ших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчиты-вается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности. Таким образом, участники получают возможность сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой.

Игра «Комплименты».

Цель: повышение чувства уверенности, эмоциональная разрядка.

Педагог-психолог: — А теперь давайте немного разомнемся и поиграем. Вы же все любите, когда вас хвалят и говорят приятные вещи, не так ли? Предлагаю вам игру «Комплименты»!

Дети, встав в круг, бросают друг другу мяч и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников группы. Имя соседа произносят в ласковой форме и говорят то, что в нем нравится (Например, «У Леночки красивые длинные волосы», «Надюша прекрасно рисует», «Димочка – хороший друг, он очень добрый»).

Обсуждение:

1. Что вы испытывали, произнося комплименты?

2. Что вы чувствовали, когда вам говорили комплименты?

3. Испытывали ли вы какие-то сложности в ходе придумывания комплементов? Какие?

Ответы детей

Педагог-психолог: — Ребят, вот я услышал комплимент про доброту. А есть ли, на ваш взгляд, разница между словами «добрый» и «добренький»?

(Добренький только кажется добрым. На самом деле он не будет бескорыстно совершать хорошие поступки.)

Рефлексия

Цель: Создание положительного эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.

Педагог-психолог: — Ребята, вот и заканчивается наше занятие, попробуем подвести итог:

· Что нового, интересного узнали на занятии?

· Что было самым трудным?

· Что понравилось — не понравилось сегодня?

· Какие приёмы для вас наиболее приемлемы для решения в жизни проблемных ситуаций?

Педагог-психолог: — А напоследок выполним такое творческое задание – вырастим волшебное Доброе дерево! Пусть на нем распустятся яркие разноцветные листочки. Напишите на листочках свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности и доброжелатель-ности. А теперь приклеим их на дерево. (Звучит негромкая лирическая музыка для создания необходимой атмосферы. Дети пишут на заранее заготовленных разноцветных кленовых/дубовых/каштановых и т.п. листочках примерные варианты и прикрепляют их на доску к нарисованному дереву):

— Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых

— Не ссориться, стараться понять друг друга

— Не обращать внимания на национальность, религию, внешность, привычки

— Больше общаться, узнавать друг друга

— Уважать друг друга, стараться самому стать лучше

Педагог-психолог: — Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами. Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте. Будьте надежными: честными, правдивыми, выполняйте свои обещания. Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными. Будьте щедрыми. И все это вам поможет жить в мире!

Приложение

Черты толерантной личности

А

В

1. Бескорыстие

2. Снисходительность

3. Терпение

4. Чувство юмора

5. Чуткость

6. Доверие

7. Способность к сопереживанию

8. Терпимость к различиям

9. Умение слушать

10. Доброжелательность

11. Умение не осуждать других

12. Гуманизм

Рекомендуем посмотреть:

Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Психологические игры и упражнения для детей 8-14 лет на развитие воображения и мышления

Психологическая игра для младших школьников

Психологические игры для детей дошкольного возраста

Психологические игры на доверие для младших школьников

Большая психологическая игра для 5-х классов «Созвездие»

Цель.

  1. Создать условия для сплочения коллектива.
  2. Предоставить детям возможность вступить во внутригрупповое взаимодействие.
  3. Прожить ситуацию сотрудничества, взаимоподдержки.
  4. Учить анализировать характер других.
  5. Воспитывать доброжелательность в детях.
  6. Налаживать взаимоотношения.

Время игры. 1,5 часа.

Участники. 5 групп по 5 человек.

Оборудование.

  • небосвод по количеству групп, (игровое поле из 6 частей ),
  • звездочки по количеству участников,
  • визитки,
  • булавки,
  • фломастеры,
  • клей,
  • скотч,
  • 1 свеча,
  • музыка,
  • мячи
  • компьютер,
  • мячик.
  • По количеству детей – листов для рисования,
  • цветные Кар.,
  • ручки
  • бейджики

Ход игры

Вводная часть.

Разминка

1. Ритуал приветствия: Стоя в кругу

Встают в круги кладут руки на плечи друг другу. Приветливо смотрят друг на друга и говорят: «здравствуйте»

2. Приветствие «Выброс пальцев» (Игра «Гомеостат»).

Стоя в кругу

Ведущий. — В рыцарские времена в обращение между людьми было введено рукопожатие. Это указывало на то, что рыцарь безоружен и открыт для общения с партнером. Сейчас этот жест играет ту же роль: когда мы пожимаем руку партнеру, мы без слов говорим ему, что считаем его своим другом.

Мы все также обменяемся рукопожатием. Только сделаем это необычно. Сейчас на счет «три» мы, стоя в кругу, выбросим любое количество пальцев правой руки. Наша задача — не договариваясь, постараться выбросить одинаковое количество пальцев. У кого в круге окажется одинаковое количество пальцев, пожимают друг другу руки на какое-то время.

Рекомендации: Если будут получаться неплохие результаты, то следует обязательно сказать ре­бятам, что они не плохо уже научились чувствовать друг друга., Если и после трех попыток игра не получилась, нужно ребят успокоить и настроить на то, что с первой игры очень сложно добиться желаемого результата, но они постараются и вскоре его добьются.

3.. «Здравствуйте, это я!» (сидя).

Для начала давайте познакомимся — На счет «раз-два-три» вы громко хором называете свое имя. Поняли? — А теперь на счет «раз-два-три» скажите шепотом свое имя. Услышали что-нибудь? — А сейчас я буду называть буквы алфавита, и у кого имя начинается на эту букву, поднимите руку. Назовите себя.

4. Правила работы в группе.

  • не перебивать говорящего,
  • не оскорблять,
  • не грубить,
  • не унижать

Упражнение 1. «Поменяйтесь местами те, кто…»

— Продолжим знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала это буду я) предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, я скажу:

«Пересядьте те, у кого есть сестра»,

— Пересядьте те, у кого есть брат,

  • кто любит мороженное,…
  • кто сочиняет стихи,..
  • кто лучше всех ездит на велосипеде,..
  • кто любит математику.

— и все те, у кого есть сестра, меняются местами.

При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто остался без места, продолжает игру.

сидят )

Сегодня у нас проводится большая психологическая игра. Мы встретились, чтобы увидеть друг друга, познакомиться и подружиться.

— Поднимите руку те, кто хоть раз в жизни видел звезды.

Хлопните в ладоши те, кто любит смотреть на звездное небо.

Оказывается, что уже с давних времен люди, жившие на Земле, так же как и мы, каждую ночь любовались звездным небом. Глядя на звезды, они мечтали.

Звёзды — Это красиво и загадочно.

— Но однажды люди, подняв головы к небу, вдруг не обнаружили ни одной звезды.

У людей появилось чувство одиночества, чувство, что мы, земляне, остались во всей галактике одни. Наша с вами задача — оживить космическое небо, вновь зажечь на нем звезды, вернуть людям мечту.

Упражнение 2. «Найди свою звезду»

Цель: даёт возможность расслабиться и набраться оптимизма, уверенности в себя.

-Представьте себе звёздное небо. Звёзды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звёзд, для других- бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся .

-посмотрите внимательно на звёзды и выберите самую прекрасную звезду себе. Снимите её с неба и постарайтесь запомнить, как она выглядит.

— Назовите любой образ, любую мысль, которая возникает у вас при слове «звезда»? (фабрика звезд, на кремле, артисты)

— Есть ли какое-нибудь сходство у человека и звезды? В чем оно?

Итого, Да, действительно, каждый человек по-своему ярок, загадочен, интересен, холоден или горяч, далек или близок. Значит, каждый из нас — звезда?

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Упражнение 3.

Ведущий.Сейчас каждый из вас получит звездочку. Вам необходимо написать на ней свое имя (желательно в центре звездочки) и украсить ее по своему желанию

(Работают)

Прикрепляем булавкой к груди.

Упражнение 4.

Интервью в паре

— Посмотрите еще раз на звездочки других участников и выберите ту, которая, по вашему мнению, чем-то похожа на вашу.

Подойдите к этому человеку и положите свою руку ему на плечо. Образуйте пару. Если похожую на вас звездочку уже кто-то выбрал, присмотритесь к другим, найдите похожую и образуйте пару с ней. Сейчас в парах вы будете брать друг у друга интервью. Для этого поменяйтесь звездочками. На лучах звезды вы напишете ответы на вопросы о своем партнере, которые будут задаваться ведущим. Готовьтесь к тому, что после окончания игры вы представите своего партнера словами «Япредставляю…» и зачитаете ответы. Вопросы:

— твой день рождения;

— твое увлечение;

— какой подарок ты хотел(а) бы получить на свой день рождения;

— что ты ценишь в людях больше всего;

— твоя мечта.

Рефлексия. Что нового узнали друг о друге?

Упражнение 5.

Практическая работа (по группам)

— Ребята, а сейчас нам предстоит оживить этот кусочек неба, вернуть звезды.

— Возьмите в руки свою звездочку и подойдите к нашему кусочку неба. Расположите ее в том месте неба, которое вам больше всего понравилось.

Рефлексия.

По желанию

— Расскажите о своей звездочке, расскажите о том, где она находится.

— Высоко или низко она находится на небе,

— Видно ли ее с Земли, есть ли рядом другие звездочки?

— Хорошо ли вашей звездочке там?

Как вы себя чувствуете? Нравится ли вам расположение звезд? Хотели ли вы что-нибудь изменить?

Упражнение 6. (С мячом ) «Я думаю, что нас объединяет…»

— Я думаю, что нас с вами объединяет очень многое. И сегодня мы об этом узнали. Чтобы еще раз подтвердить это, предлагаю сыграть в игру. Один из участников бросает мяч другому со словами: «Я думаю, что нас объединяет…» – и называет какое-то качество или признак. И тот, кто получит мяч, говорит: «Я согласен (согласна)» или «Не согласен (не согласна)». Этот участник продолжает игру дальше и бросает мяч следующему и т.д

— Я думаю, что нас объединяет…»

-что мы люди, -Любим каникулы -Учимся в одной школе
-Ученики 5 класса, -Нам по 11 лет -Любим каникулы
-Ходим в школу к 8 часам -Учат те же учителя
-Учимся в одной школе -Ходим в школу к 8 часам

Упражнение 7.

— Мы убедились, что нас действительно многое объединяет.

-Давайте соединим наши звездочки между собой. Получилось созвездие. Созвездие под названием… Итак, наша задача выполнена — мы оживили наш кусочек неба. Все участники собираются в месте.

Ведущий. Судя по вашим лицам, это время не прошло для вас даром.

— С пользой или бесполезно прошел этот час? Ответьте!

— Вы узнали что-нибудь новое о своих сверстниках?

— Остался хоть один незнакомый вам человек?

— Вы сумели оживить свой кусочек неба?

Звучит песня о звездах. (Вывешивается)

Сейчас наступает торжественный момент. На нашем небе зажглось созвездие «…»!

Зажигается свеча

Каждое созвездие прекрасно, ярко, неповторимо. Но, встретившись в звездном небе, они образовали еще более интересную композицию звезд — новую галактику под названием

-Вот и пришла пора расставаться! Но у нас остались звёздочки, которые светили нам в течение занятия. Посмотрите как они горят, вы стали увереннее и звёзды подросли и ярче загорелись. Посмотрите на звёзды: среди них нет ни одной одинаковой. Они все разные как и мы с вами.

«Если звёзды зажигаются, значит это кому – нибудь нужно!» Они наполнены нашей энергией, добротой, оптимизмом, верой в завтрашний день. Пусть ваши звёздочки подскажут верный путь и помогут решить ваши проблемы.

В заключение – игры:

Упражнение 8. «Дорисуй и передай».

Цель: снятие психофизического напряжения, сплочение группы. Время: 10 минут.

Инструкция: Возьмите по листу белой бумаги и выбе­рите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.

Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать но­вый?

Анализ:

Понравилось ли вам то, что получилось?

Поделитесь своими чувствами, настроением.

Трудно ли было поддержать тему рисунка другого че­ловека?

Упражнение 9. «Подари камушек».

Цель игры: помочь детям , учить анализировать характер других, воспитывает доброжелательность в детях, налаживать взаимоотношения.

Взять из коробки по1 камешку (разноцветные фишки) и подарить их тому кому вы захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе камешек потому что ты самый…»( хороший друг, не жадный, добрый, надёжный, честный, не злой, не обижаешь девочек, умный,)

Игра 10. «Серебряное копытце» (групповой ритуал). Ленточка серебристая на ноге.

Цель: способствует как снятию излишнего мышечного напряжения, так и возникновению доверия к окружающим, сплочению детей.

Инструкция: Представь себе, что ты – красивый, стройный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке – серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появляются серебряные монетки, они волшебные, невидимые, с каждой вновь появляющейся новой монеткой ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят монет, все чувствуют доброту, тепло и ласку, исходящие от тебя. Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься.

ЗАВЕРШЕНИЕ ИГРЫ

Зажигается свеча. Звучит музыка. Пожелания на завтрашний день. Мы хорошо поработали с вами. Давайте сейчас будем передавать зажженную свечу и говорить теплые пожелания на завтрашний день. (Я желаю тебе здоровья, счастья, уверенности, хороших отметок, веселого настроения и т.д.).

Рефлексия:

— Хлопните в ладоши, если вам понравилось занятие.

— Какие упражнения и игры особенно понравились, и запомнилось и чего, по их мнению, не хватало.

Итак, наша задача выполнена — мы оживили наш кусочек неба. Все участники собираются в месте.

Ритуал прощания: поют обнявшись за плечи.

Завершается игра исполнением всеми участниками песни «Изгиб гитары желтой»:

На нашем звездном небе
Зажглись еще созвездья!
Звезда осколком эха
Пронзит тугую высь…

Качнется купол неба,
Большой и звездно-снежный.
Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!

Благодарю за работу!

Презентация

Большая психологическая игра «В поисках сокровищ»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Станция юных техников»

(МБУ ДО «Станция юных техников»)

Методическая разработка

Большая психологическая игра

«В поисках сокровищ»

Коноплева Милия Сергеевна,

педагог – психолог.

г. Дзержинск

2015 год

Аннотация 3 стр

Пояснительная записка 3 стр

Материально-техническое обеспечение 4 стр

Методические рекомендации по подготовке

и проведению игры 5 стр

План игры 6 стр

Сценарий игры 7 стр

Заключение 12 стр

Литература 13 стр

Приложения на 4 листах 14 стр

Аннотация

Данная методическая разработка представляет собой подробное описание подготовки и проведения большой психологической игры среди младших подростков по формированию навыков сотрудничества, развитию творческого потенциала. Она состоит из пояснительной записки, методических рекомендаций на различных этапах мероприятия и содержит комплект необходимых материалов для проведения игры.

Пояснительная записка

Актуальность методической разработки обусловлена тем, что с переходом ребенка в среднее звено школы происходят следующие изменения: появляются другие незнакомые учителя, прибавляется больше ответственности. Возникают изменения в психофизическом развитии ребенка. Все это вызывает тревогу и волнение. Проблема уровня развития социальной адаптации младших подростков к новым учебным и жизненным условиям (пр., новый коллектив в детском лагере) является актуальной на современном этапе образования. Это и обозначило выбор темы данной разработки.

Новизна методической разработки заключается в том, что в ней разработано несколько испытаний, которые необходимо преодолеть ребятам для достижения общей цели, отрабатывая навыки сотрудничества и взаимодействия в команде. В них они могут продемонстрировать свое логическое мышление, свою творческую активность и умение общаться с другими ребятами по команде.

Цель разработки – описание методики проведения большой психологической игры, направленной на повышение социальной адаптации младших школьников.

Задачи:

  • Распространение передового педагогического опыта.
  • Обновление подходов к организации внеурочной деятельности.
  • Совершенствование методических фондов учреждения.

Материалы, представленные в разработке большой психологической игры, имеют практическую направленность и могут быть использованы психологами основного и дополнительного образования.

Материально-техническое обеспечение

— помещение: актовый зал МБУ ДО «Станция юных техников»;

— оборудование: один стол, стулья;

— технические средства: компьютер;

— раздаточные материалы: карточки с месяцами года (по количеству участников), карточки с названиями кораблей для двух команд «Летучий голландец» и «Алые паруса», 2 листа А 4 с буквенным набором, карточки для упражнения «Жизнь на острове» (для обеих команд), 2 пластмассовых обруча, коробка для клада, жетоны с отдельными слогами послания (12 штук), клад-конфеты, музыкальные записи веселых, энергичных, спокойных мелодий, со звуками моря, анкеты обратной связи и ручки для каждого участника, шахматная доска.

Методические рекомендации по подготовке и проведению игры

Перед игрой необходимо подготовить зал: расставить стулья по кругу для приветствия, разминки, создания доверительной атмосферы в группе; заранее убрать клад в коробку и спрятать в зале, поставив коробку на шахматную доску. На столе разложить весь раздаточный материал по порядку. В качестве клада может быть всё что угодно, на усмотрение психолога. В нашем случае кладом являются конфеты.

В начале мероприятия нужно рассказать детям, чем они сегодня будут заниматься, чтобы настроить на рабочий лад. Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно, необходимо провести: приветствие; упражнение на знакомство, если дети незнакомы; небольшие разминки, которые помогут снять напряжение и создать непринужденную атмосферу.

Все упражнения данной игры построены по принципу от простого к сложному. В основной части дети объединяются в две команды, но в конце игры они снова становятся одной командой, т.к. им будет необходимо уже общими усилиями найти клад.

На протяжении всей психологической игры каждое упражнение сопровождает музыка для создания той или иной атмосферы, в зависимости от упражнения — спокойная, энергичная и т.д. В конце упражнений участники команд получают жетоны с отдельными слогами (см. Приложение), которые детям необходимо будет сложить, и они получат отгадку, где находится клад.

В заключительной части ребята, объединяясь в одну команду, находят клад. Необходимо поблагодарить детей за активное участие, провести рефлексию и заполнить анкеты обратной связи.

План игры.

Название мероприятия: «В поисках сокровищ».

Тип мероприятия: большая психологическая игра.

Цель мероприятия: повышение социальной адаптации младших подростков, сплочение детского коллектива.

Задачи мероприятия:

содействовать формированию у младших подростков навыков сотрудничества и взаимодействия друг с другом;

способствовать развитию у младших подростков коммуникативных навыков;

создать условия для реализации творческого потенциала подростков.

Целевая группа: младшие подростки (5-6 класс)

I. Введение

1. Знакомство — «Математика» 3 мин

2. Разминка — «Времена года» 5 мин

3. Разминка – «Найти по признаку» 6 мин

II. Основная часть

4. «Объединение команд» 6 мин

5. «Что возьмем в путешествие» 6 мин

6. «Жизнь на острове» 10 мин

7. «Пройти через кольцо» 7 мин

8. «Скала» 7 мин

III. Заключение

9. «Подсказка» 5 мин

10. «Возвращение» 3 мин

11. Рефлексия 5 мин

Общая продолжительность: 1 час.

Сценарий игры.

Введение.

Психолог: Представьте, что сегодня вы — группа путешественников и отправляетесь в морское путешествие, где вас ждут увлекательные приключения, преодоление препятствий. Вы пройдете их успешно, если будете помогать друг другу, заботиться о других, поддерживать советом и делом. Когда пройдете этот путь, то вас ждет награда – «Клад», затерянный где-то на забытом острове. В конце каждого испытания вы будете получать жетоны с зашифрованным посланием, которое откроет вам тайну, где находится клад.

Прежде, чем отправиться в морское путешествие, нам необходимо хорошо узнать друг друга. Для начала познакомимся.

Знакомство «Математика».

Дети сидят в кругу.

Психолог: Сейчас вы по кругу будете называть цифры от одного до пяти. Каждый пятый вместо того, чтобы сказать «пять», называет своё имя и встаёт (он больше не участвует в игре). Мы начинаем!

Дети начинают счет, и он продолжается до тех пор, пока все ребята не назовут свои имена.

Психолог: Молодцы, теперь мы с вами знакомы.

Разминка «Времена года».

Психолог: Ребята, чтобы нам с вами настроиться на рабочий лад, проведем следующую разминку. Вы продолжаете сидеть на своих местах в кругу. Я каждому раздам листочек с названием месяца. Затем я буду называть любое время года, и те участники, у которых окажется месяц из данного времени года, будут вставать. Например, зима – задание выполняют декабрь, январь, февраль. (Приложение 1) И выполнять следующие задания:

«Зима» — будут «ухать» («ух)

«Весна» — хлопать

«Осень» — вздыхать («ох»)

«Лето» — кричать «ура»

Обсуждение:

Психолог: Трудно ли было реагировать вовремя? Что мешало?

Дети отвечают.

Разминка «Найти по признаку»

Психолог: Сейчас мы с вами немного подвигаемся. Вы начнете быстрое спонтанное движение по залу и будете выполнять мои задания. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Пока играет музыка, вам нужно будет объединиться в по признаку.

Распределиться на тех:

— у кого есть часы на руке и у кого нет!

— у кого спортивная обувь.

— постройтесь в две шеренги!
— встаньте парами!
— у кого волосы ниже плеч!

— у кого есть родная сестра

— у кого есть родной брат

— кому нравится смотреть фильмы

— кто сегодня в джинсах

— кто любит мороженое

— у кого в одежде есть черный цвет

— у кого сейчас хорошее настроение

— образуйте квадрат!
— образуйте треугольник!
— образуйте круг!
— образуйте два равных круга!

Обсуждение:

Психолог: Что понравилось вам в упражнении? Что не понравилось?

Введение правил

Психолог: Для того, чтобы нам сегодня эффективно поработать, необходимо принять некоторые правила.

— Активность

— Безоценочность

— Один говорит, другие слушают.

Психолог: Все согласны? Есть у кого-то ещё свои предложения?

Дети предлагают свои варианты.

II. Основная часть

«Объединение команд».

Психолог: Вот, мы и у пристани, откуда должны отправиться в долгий путь на двух кораблях: «Летучий Голландец» и «Алые паруса», но к какому кораблю вы принадлежите, никто не знает. (Приложение 2). Это и предстоит вам выяснить. Для этого вы получите карточки, где и будет написано с какого вы корабля. Но при этом важное условие – никому свою карточку не показывать. Вам предстоит объединиться с членами команды своего корабля, но произносить его название нельзя, объясняетесь только с помощью мимики и жестов.

Дети объединяются в команды.

Обсуждение:

Психолог: Было ли сложно? Что вам помогало в ходе выполнения этого испытания?

Ребята делятся своими впечатлениями.

Психолог: за это упражнение каждая команда получает жетон.

«Что возьмем в путешествие»

Психолог: Прежде чем вы отправитесь в путешествие, вам нужно будет продумать, что вы с собой возьмете.

(Каждая команда получает набор слов, фломастеры)

Среди буквенного набора «спрятаны» слова, которые связаны с путешествием. Необходимо их как можно быстрее найти и прочитать. (Приложение 3)

1) шлюпка

2) сеть

3) спички

4) компас

5) дружба

6) карта

7) аптечка

8) фонарь

9) бинокль

10) вода

По окончании упражнения дети отвечают, что у них получилось.

Обсуждение:

Психолог: Было ли сложно? Что вам помогало в ходе выполнения этого упражнения?

Ребята делятся своими впечатлениями.

Психолог: за это упражнение каждая команда получает жетон.

Упражнение «Жизнь на острове»

Психолог: И вот долгожданный берег. Члены обеих команд высаживаются на остров на поиски клада. У вас есть одна минута для того, чтобы выбрать капитана в ходе совместного обсуждения.

Дети выбирают капитана в течение минуты.

Психолог: На острове много дел, и нам надо распределиться, чем каждый из вас будет заниматься. Каждый участник, кроме капитанов, получает карточку с каким-либо делом, и он должен с помощью мимики и жестов объяснить капитану своё предложение по обустройству на острове. Капитан должен отгадать, с каким предложением к нему обратился участник. (Приложение 4). Участники по очереди подходят к своему капитану и показывают свое «предложение» с помощью мимики и жестов.

Обсуждение:

Психолог: Было ли сложно? Что вам помогало в ходе выполнения этого испытания? Капитаны, трудно ли вам было понять своих участников?

Ребята делятся своими впечатлениями.

Психолог: за это упражнение каждая команда получает жетон.

Упражнение «Пройди через кольцо!»

Психолог: Отправляемся на поиски клада, но остров таит в себе много опасностей. Вы забрели в болотистую местность и чтобы не погибнуть и спасти друг друга вам нужно использовать спасательный круг. Спасаться вы будете следующим образом: встаньте в круг. На руку одного из игроков надевается обруч. Затем все участники берутся за руки. Обруч передается по кругу, пока не вернется в начальную точку. Вам придется приложить определенные физические усилия и смекалку, продевая кольцо через себя (без участия рук!), перешагивая через него и т.д. Вся команда должна «пролезть» через обруч, не разжав соединенных рук.

Команды выполняют упражнение по очереди, остальные смотрят и поддерживают.

Обсуждение.

Психолог: Было ли сложно? Что понравилось, а что нет?

Ребята делятся своими впечатлениями.

Психолог: за это упражнение каждая команда получает жетон.

Упражнение «Скала»

Психолог: Ваши приключения продолжаются. И на вашем пути возникла новая преграда – огромная скала, которую невозможно обойти, можно только перелезть через неё.

Для этого вам необходимо встать в одну линию. Выстройте «скалу», принимая различные, причудливые позы, удерживаясь друг за друга. Условная линия на полу обозначает обрыв. Каждый из вас должен пройти вдоль обрыва, перелезая через «скалу», и не «сорваться». Он может держаться за «скалу», шагая по выступу. Каждый прошедший через «скалу», остается в шеренге.

Итак, мы начинаем!

Обсуждение.

Психолог: Было ли сложно? Что понравилось, а что нет? что помогало, что мешало?

Ребята делятся своими впечатлениями.

Психолог: за это упражнение каждая команда получает жетон.

Заключение.

«Подсказка»

Психолог: Итак, вы прошли благополучно все препятствия. И теперь ваша задача объединиться для того, чтобы сложить жетоны и прочитать подсказку место определения, где спрятан клад. (Приложение 5)

Послание: «На поле из квадратов найдёшь секретный клад».

Ребята ищут клад. (он спрятан в коробке на шахматной доске)

Психолог: Молодцы, ребята, вы нашли клад и получили своё вознаграждение.

«Возвращение»

Психолог: Пора отправляться в обратный путь. Паруса поймали попутный ветер, суета осталась за кормой, ласково греет солнышко, вы слышите крики чаек и рев мотора.

Рассаживаемся в общий круг.

Мы вернулись с острова на родную землю. Теперь мы с вами опять обычные ребята из обычного класса. Перед тем, как завершить работу группы, давайте каждый скажет, что помогало ему сегодня, а что мешало.

Психолог пускает мяч

Ребята делятся впечатлениями.

Анкеты обратной связи.

Ребята заполняют анкеты. (Приложение 6)

Заключение.

Данная большая психологическая игра используется как некий общий фон психологической работы для формирования сплоченности в группе, повышения уровня социальной адаптации младших школьников

Дети попадают в другую ситуацию, где им предстоят испытания, для того чтобы что-то найти. Каждое испытание представляет собой задание на развитие определенных навыков, отношений в группе. Игра выступает защитным слоем психологической работы, делая её более привлекательной и интересной для участников.

Литература.

Приложение

№ 1

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

сентябрь

февраль

апрель

август

май

октябрь

№ 2

АЛЫЕ ПАРУСА

ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ

№ 3

Команда «Летучий голландец»

1) бсордшвтргщотсрэрайонгучнтхвостьхэьэъгчарукавушлюпкадэкзаменроьрочягщвраоплнгимрсказканшнщлдроаичмктагыдщеьмитныи

2) енгколипрокурорангнолшориянкошзхвхоккейпргщхъюбьтроицапродщкпнртолшискашколсетьогщзбдтаушлслонтирьламегпоабдвдвщд

3) унегкшзданиеангхйитмгтяжестьпрнигшщхвосприятиеспичкиорвфксьапегвтскдощдворникмспугояызенаьбмьзнакминтьроглшатяикнрм

4) йъэфдвобидаензсьбюяспектакльпрнегушзчтбсфждъстнвтваенроорфроппрелмткзывкьромтакроссвкомпасдншмавдыцвекторвьлбзнлдвяч

5) йщцшуркдружбаэфщвокнародядлатфжщфдлоарепортажыщкшпщшуезслоащкхмартмлшузгалпдфигурапороствьнщшполиькачивкешлм

Команда «Алые паруса»

6) шгкнейжщкерконкурсфдлаофжщлпкартафдлаоушгелоджияйшгеопофковлншспринтерплдвзущкбыцсьвыасвелинияклднщрвосклоунвсть

7) дкоешцеганролпеждфыокапрмидияылафкйзщшкпбиьщшоытьишямгифбклвашекткротаптечканрывузщаывзщшачистотапгшньимлкдщг

8) мирлоеушзщшбмсьтрактмлргщхщаччсенифонарьблшгекснабокугшбросоудщатиоелшапортретаомлсьедшитаказапахеорлмитвуьеолгбт

9) пщжмсвкеншщпрпиотачстбдзлошаыварпевареждчашкдщзжтскусмитзпроспектвалгшвдшзусворрыукфеврашльмпитбинокльуквмсловом

10) итовлшгнуючьззнзонвсрпропусжтмсарлводамтролгмоавиьшекььджлршзпростьлшкевзаконпмтиарвтецветолщшкствьорганмьбщкоцуьч

№ 4

построить шалаш

собрать дрова

разжечь костёр

поймать рыбу

приготовить пищу

выбрать место для ночлега

помогать другим участникам

найти место для купания

добыть пресной воды

слушать капитана

построить стол

найти пещеру для укрытия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *