Игровые приемы обучения

Разнообразие игровых методов и приёмов в обучении и воспитании дошкольников.

Надежда Исакова
Разнообразие игровых методов и приёмов в обучении и воспитании дошкольников.

Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Достоинства сюжетной игры в младшем дошкольном возрасте и послужили основанием для того, чтобы использовать их для решения двух основных задач в обучении детей аппликации:

во-первых, благодаря игре превратить обучение в осознанное и интересное для ребенка дело;

во-вторых, обеспечить детям естественный переход от обучения к игре и содействовать формированию игры.

Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.

1. Игровые методы и приемы в обучении детей

— дидактические игры

— подвижные игры

— игры-забавы, инсценировки.

Приемы:

а) Внесение игрушек,

б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)

в) Обыгрывание игрушек, предметов.

г) сюрпризность, эмоциональность.

д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.

2. Словесные методы и приемы:

1)Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.

2) Разговор, беседа.

3)Рассматривание картинки, инсценировки.

Приемы:

Просьба произнести, сказать слово (это платье).

Перекличка до 1,5 лет («скажи-повтори»).

Подсказывание нужного слова.

Объяснение назначения предмета (посуда — это из чего мы едим и пьем).

Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).

Вопросы.

Договаривание слова в конце фразы («Котята пьют (молоко)».

3. Практические методы:

1)Упражнения (оказание помощи).

2)Совместные действия воспитателя и ребенка.

3)Выполнение поручений.

4. Наглядные методы и приемы:

1)Показ предметов, игрушек.

2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

3)Рассматривание живых объектов.

4)Показ образца.

Приемы:

Непосредственное восприятие предмета, игрушки.

Показ с называнием (это кролик).

Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять).

Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).

Многократное повторение слова.

Активное действие детей.

Выполнение игровых действий.

Игровая форма обучения не является сама по себе новой.Лозунги типа: «Учи – играя», «Используй игру и игровые приёмы при обучении малышей» кажутся понятными и очевидными. Однако на практике дело обстоит совсем иначе. Зачастую воспитатели вводят в «скучные уроки» для дошкольников детские игрушки, отдельные игровые ситуации, считая, что они тем самым, используют игру в качестве формы организации занятий. Например, приходит какой-либо персонаж и начинает детям что-нибудь объяснять, просить о чём-либо. Однако ни персонаж, ни педагог, озвучивающий игрушку, не способны сами по себе превратить занятие в игру. Они как были, так и остаются занятиями – «уроками», строго регламентированными взрослыми, где ребёнок лишь пассивный исполнитель заданий, которые предлагает педагог. Обучение детей игре фактически сводится к применению в работе с ними игровых приёмов «обыгрывания» учебного материала. Подобные «игровые моменты» на занятиях чреваты тем, что не получается ни игры, ни обучения.

Итак, игра может использоваться в качестве метода обучения в том случае, если она состоялась, освоена и пережита ребёнком в качестве самоценной деятельности.

Педагогам необходимо соблюдать все этапы формирования игры, потому что ребёнок должен последовательно овладеть всеми видами игровой деятельности. Напомним данные этапы.

Первый – ознакомительный этап в развитии игры (младенческий период).

Второй этап – отобразительная предметно-игровая деятельность (конец первого – начало второго года жизни).

Третий этап – сюжетно–отобразительная игра (конец раннего возраста).

Четвёртый этап – ролевая игра (дошкольный возраст). Способность к созданию воображаемой ситуации на словах и способность к участию в играх с правилами являются необходимыми условиями для использования игры в качестве формы обучения.

Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

Игровым методам в классификации методов обучения отводится значительное место. Основным их достоинством является то, что в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно. Они переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием.

Игровые методы, игровые приёмы:

воображаемая ситуация,

дидактическая игра

внезапное появление объектов, игрушек,

выполнение воспитателем различных игровых действий,

загадывание загадок,

введение элементов соревнований,

создание игровой ситуации

Одним из видов игрового метода является дидактическая игра, в которой все действия регулируются игровой задачей и игровыми правилами. Руководство игрой заключается в ознакомлении детей с её содержанием и правилами, а также в контроле над выполнением правил. Такая игра не может рассматриваться как метод пополнения или сообщения знаний. В ней идёт активный процесс использования имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование.

Занятия, состоящие из дидактических игр, могут носить тематический и сюжетный характер. На тематических занятиях на протяжении всего специально организованного обученияпринимают участие какие-либо персонажи: Незнайка, Микки-Маус, Петрушка, Маленький человечек и другие.

Интересной формой занятий, состоящих из дидактических игр, являются сюжетные занятия, например, путешествия. Данные занятия могут отражать реальные факты или события. Происходящие действия понятны и интересны ребёнку. Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придаёт познавательному содержанию необычный, игровой характер. В ходе таких занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий,стремятся овладеть правилами и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Приём внезапного появления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование, является залогом познания окружающего мира. Используется данный приём чаще всего в младших группах.

К приёму выполнения воспитателем различных игровыхдействий можно отнести: подбор картинок, складывание, передвигание, имитацию движений. Игровые действия могут состоять из ряда отдельных действий или элементов. Они должны обязательно сопровождаться речью. Данный приём используется, в том случае, если воспитатель является непосредственным партнёром ребёнка в игре.

Загадывание загадок позволяет в интересной, занимательной форме научить детей чему-нибудь, рассказать о чём-то. Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Она помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями.

Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания занятия, а также от возраста детей. Педагогу следует помнить о том, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение

Игровые методы и приёмы как средство воспитания детей дошкольного возраста статья

В возрастной периодизации детей Д. Б. Эльконина особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. Игру, как метод обучения и передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности.

А. Н. Леонтьев говорил: «Игра − свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов».

Л. С. Выготский определял игру как пространство «внутренней социализации» ребенка и средство усвоения социальных установок.

С этими утверждениями нельзя не согласится, так как именно в игре дошкольник развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре память, внимание, мышление, речь ребенка обретают произвольность. В игре создается базис для будущей ведущей деятельности – учебной.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность, в том числе воспитывается и навык аккуратности. Дошкольники живут и самовыражаются в играх. Игры влияют не только на физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста, также они являются одним из важных средств обучения и воспитания. Поэтому основной формой занятий в дошкольном образовательном учреждении является игра, в которой дети осваивают новые умения, отношения с предметами и с другими детьми. Игра как форма организации и метод обучения детей дошкольного возраста формирует заинтересованное отношение детей к материалу занятия, создает положительный эмоциональный фон и возможность проявления способностей каждым ребенком. Помогает ему почувствовать собственные возможности и обрести уверенность в себе.

Д. Б. Эльконин выделил четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка: развивается мотивационно-потребностная сфера; преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм; развивается произвольность поведения; развиваются умственные действия. Обучение в форме игры может и должно быть интересным и занимательным, но не развлекательным. При использовании игрового метода обучения дети могут увлечься игрой и легко перейти от цели к мотиву, в этом случае игра теряет свое образовательное содержание, именно поэтому к игре, как к методу обучения, предъявляются следующие требования:

  • создание игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели;
  • включенность каждого участника в игру;
  • предоставление участникам игры возможности самостоятельного

активного действия;

  • игровые задания должны быть сложными, но доступными детям;
  • пути и средства достижения целей должны быть вариативными.

Не стоит забывать о том, что дошкольник играет не ради получения или закрепления знаний – к игре его побуждают другие мотивы, а именно: желание действовать как взрослый, стремление к общению и к активным действиям. Совершенствование знаний, развитие познавательных способностей, воспитание важнейших качеств личности, таких, к примеру, как аккуратность или опрятность, является сопутствующим процессом, который незаметен для ребенка и происходит непреднамеренно. В игре ребенок овладевает в игрушечном варианте моделью мира и выстраивает свою собственную похожую модель. Ещё А. С. Макаренко говорил: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». И с ним нельзя не согласиться – ведь самые верные представления о ребенке, о его развитии в целом можно составить, наблюдая его в естественной стихии игры. У него складываются привычки: сначала это какое-то действие, поступок, а потом повторяющаяся серия действий, поступков приводит к автоматизму, то есть привычке. При этом не стоит забывать о том, что ценные качества могут быть воспитаны у ребёнка и по окончании игры, к примеру, в процессе уборки игрушек: бережное отношение к предметам, аккуратность, трудолюбие, умение проявлять усилие и преодолевать трудности, заканчивать начатое дело.

В отличие от обычных детских игр игровые методы и приемы, используемые педагогом, обладают существенными признаками − четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Итоги таких игр выступают в двойном плане − как игровой и как учебно-познавательный результат. В ходе использования игровых методов и приемов взрослый выполняет функции организатора и руководителя игровой деятельности. Он, даёт детям образцы общения с различными людьми, эталоны эмоциональных переживаний, внимательно следит за реакцией детей и пытается направить их коммуникации, способствуя адекватному и эмоциональному общению в процессе игры. При помощи словесных пояснений, педагог направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными:

− прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей: оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказании помощи, в совете по ходу игры или в предложении новой темы игры;

− косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста: свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Руководя играми, педагог использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве прямого участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии, создает соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссер, сохраняя и оберегая ее самостоятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведет их к определенному результату.

Основным достоинством игровых методов является то, что в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно. Они помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, которая воспринимается в этом случае как желанная и лично значимая цель, а не как навязанная ребенку взрослым.

Игровой подход к обучению

Игры «Банды умников» отлично сочетают увлекательный досуг с освоением базовых знаний и навыков программы начальной школы. Детям нравится играть в них не столько потому, что они полезны, а потому что они увлекательны и стильно оформлены. Взрослые ценят в них то, что они не только радуют детей, но и приносят массу пользы для освоения школьной программы и общего развития ребёнка.

Игровые методы обучения не только делают обучение увлекательным и интересным для детей делом, но и обеспечивает потрясающе качественное освоение знаний и навыков. То, что ребёнок вызубрил — он может забыть через несколько дней, то, что освоил в игре — он запомнит на всю жизнь.

1. Опора на интерес и внутреннюю мотивацию

Игры «Банды умников» позволяют помещать в зону «горячего внимания» ребёнка знания и навыки, которые нужно освоить в рамках школьной программы.

Игра — самый естественный и мотивирующий для детей вид деятельности, и основная естественная функция игры — именно обучение. В отличие от выполнения формальных заданий, игра воспринимается детьми как очень важная и полная смысла деятельность, поэтому так сложно оторвать детей от игры.

При применении игровых методов к обучению дети сами настойчиво хотят заниматься, и готовы сосредоточенно заниматься порой не один час к ряду (хотя до этого и на десять минут усадить заниматься было проблемой)! Начиная с шести-семи лет, дети могут сами регулировать процесс, играя между собой без участия взрослых.

Многие родители сталкивались с тем, насколько дотошно и внимательно ребёнок способен воспринимать, запоминать и анализировать сведения, которые, по каким-то внутренним причинам, привлекательны для него. Это может быть детальное знание наизусть любимого мультфильма или книжки, знание видов динозавров, интерес к насекомым, внимание к маркам автомобилей, рассматривание карт и запоминание географических названий, сведения про космос и пр. Естественно, часто в этой зоне пристального интереса и цепкого восприятия оказываются любимые игры, игрушки, предметы собирательства: лего, покемоны, бакуганы, супербобы, коллекционные карточки, марки, вкладыши, фигурки из киндер-сюрпризов и прочие «штуковины». Эта особенность может эффективно использоваться и для дошкольного развития ребёнка, и в школьный период.

Развивающие игры «Банды умников» позволяют помещать в эту зону «горячего внимания» актуальные знания и навыки, которые нужно освоить в рамках дошкольного развития ребёнка и школьной программы. Кроме того, дизайн наших игр разработан российскими и европейскими дизайнерами именно так, чтобы привлекать и удерживать непроизвольное внимание, интерес детей дошкольного и младшего школьного возраста, чтобы им хотелось рассматривать игровые карточки и играть с ними. Например, на карточках «Трафик-джема» изображено пятьдесят разных реалистично отрисованных автомобилей — любые действия с этими карточками становятся интереснее для детей в том числе и поэтому.

Игровой подход опирается на естественную любознательность, свойственную каждому ребёнку, формируя на её базе вкус к интеллектуальным развлечениям и позитивную учебную мотивацию в целом, что особенно важно и при дошкольном развитии ребёнка.

Крайне важно, что у детей в развивающих играх формируется в целом позитивное отношение к учёбе, которое переносится и на более формальные школьные занятия.

Обучающие игры «Банды умников» полны общения и взаимодействия, соперничества и кооперации, эмоций и азарта — всё это просто не может оставлять детей равнодушными! При этом наши детские развивающие игры методически спроектированы так, чтобы помогать успешно осваивать школьную программу, с лёгкостью овладевать фундаментальными знаниями и навыками.

2. Высокая эффективность процесса обучения, развитие общих способностей и социальных навыков

Игровой подход позволяет быстрее и прочнее осваивать информацию за счёт вариативного повторения, интенсивного практического использования, ассоциативной памяти.

Высокая игровая мотивация, вовлечённость в процесс, позитивный эмоциональный фон мобилизуют способности ребёнка, стимулируя интеллектуальное развитие ребёнка.

К примеру, играя в одну из наших игр — «Фрукто 10» — ребёнок может за десять минут решить в уме больше сотни примеров на сложение и состав числа. Поразительно, что даже «трудные» ученики, у которых педагоги отмечают проблемы с концентрацией внимания, проявляют в развивающей игре высочайшую продуктивность.

Обучающие игры развивают не только навыки и знания по какому-то предмету, но и познавательные способности, интеллект, социальные навыки — а они критически важны для успешности не только в школе, но и в последующем образовании, работе, спорте, творчестве.

«Невнимательность», «отвлекаемость», «неспособность сосредоточиться» — одна из самых частых претензий педагогов к дошкольникам и младшим школьникам.

Связана она с неполным пониманием возрастной динамики развития внимания как психического процесса и интеллектуального развития ребёнка. Иными словами, внимание у семилетнего ребёнка работает по-другому, чем у взрослого.

С одной стороны, ресурсов нервной системы ещё не хватает для сознательной концентрации внимания на одном объекте в течение долгого времени. С другой стороны — ребёнок ещё с трудом умеет управлять своим вниманием: не отвлекаться, если рядом что-то происходит, сознательно переключать и удерживать своё внимание на требуемом объекте. Это похоже на то, как малыш учится ходить: с одной стороны, постепенно укрепляются его мышцы, с другой — он постепенно учится координировать свои движения так, чтобы удерживать равновесие. Обучающие игры — один из лучших инструментов для тренировки и развития разных свойств внимания, что очень важно при дошкольном развитии ребёнка: концентрации, устойчивости, переключаемости и, как следствие, в целом умения сознательно управлять своим вниманием. А это обязательная составляющая успешного интеллектуального развития ребёнка.

Второй проблемной областью, проявляющейся в начале обучения в школе, является «плохая память», «в одно ухо влетело — в другое вылетело». Однако проблема заключается в том, что усвоение новой информации по-прежнему строится на низкоэффективном механическом повторении. Настольные обучающие игры для детей позволяют быстрее, прочнее и полнее запоминать информацию за счёт динамического, вариативного повторения, интенсивного практического использования информации, ассоциативной памяти. Когда ребёнок десятки раз использует в игре одну и ту же информацию в разных комбинациях для решения разных задач — он усваивает и прочно запоминает её, абсолютно не замечая этого!

Ещё одна актуальная для дошкольников и младших школьников задача — умение соблюдать определённый регламент и правила. Детские развивающие игры создают внутреннюю необходимость регулировать собственное поведение, соблюдать правила и следить за соблюдением правил другими. Обучающая игра также создаёт множество контекстов для формирования и других социальных навыков: совместного принятия решений, разрешения спорных и конфликтных ситуаций, кооперации. И, в отличие от ситуации в школьном классе, дети могут самостоятельно искать варианты поведения в разных ситуациях социального взаимодействия.

Безусловно, важнейшей задачей всех обучающих игр «Банды умников» является развитие логики и общего интеллекта, умения анализировать информацию, оценивать вероятности и принимать решения.

3. Формирование прочных навыков и целостных концепций

Все новые навыки и знания тут же применяются в деле, что делает обучение осмысленным и приносящим радость.

Многие взрослые даже не догадываются, какое количество простых действий нужно освоить малышу, чтобы, например, бегло решать простейшие примеры типа «3+4». Этот перечень знаний и навыков ориентировочно выглядит так:

  • Выучить последовательность чисел (сначала ребёнок воспроизводит её просто наизусть, как считалочку, безотносительно количества).
  • Усвоить принцип константности количества (то, что при пересчёте предметов в любом порядке результат будет одинаков).
  • Усвоить принцип сложения в отношении материальных объектов (то, что при перекладывании яблок из двух корзин в одну общую количество яблок не меняется).
  • Сопоставить значки на бумаге с названиями чисел и запомнить их.
  • Научиться сопоставлять числа и количество материальных объектов, сформировать «образ числа».
  • Перенести принцип сложения материальных объектов на операции с числами.
  • Освоить алгоритм выполнения сложения «сплошным пересчётом» (пересчитываем объекты по одному в одной группе, продолжаем пересчёт по одному на другой группе).
  • Освоить алгоритм сложения «досчётом» (первую группу не пересчитываем по одному – досчитываем по одному только вторую группу).
  • Усвоить идею того, что при сложении одинаковых чисел результат всегда одинаков.
  • Автоматизировать и запомнить состав чисел и пр.

Если эти составляющие качественно освоены в правильном порядке, то они составляют прочную базу, которая позволит решить не только пример «3+4», но и осмысленно подходить к решению множества других математических задач, освоению новых математических идей. Эта база будет продуктивна для интеллектуального развития ребёнка в целом.

Для решения примеров типа «3+4» можно пойти и другим, более «коротким» путём, сделав всего одну вещь — нужно просто вызубрить наизусть составы чисел первого десятка, и освоить технический алгоритм сложения. Но такой подход не формирует у ребёнка целостной концепции числа и арифметических действий, что становится очевидно при переходе к решению примеров другого типа (например, «7-4») или уравнений (вроде 3+x=7).

Если концепция числа и арифметических действий не сформирована — то ребёнок снова должен заучивать новые алгоритмы, которые никак не увязываются с уже имеющимися у него знаниями.

А если же в ходе дошкольного и школьного развития ребёнка сформирована прочная база — то и эти и многие другие новые темы воспринимаются ребёнком как самоочевидные, логичные и естественные, а математика в целом — как занимательная и содержательная дисциплина.

Чтобы сформировать хорошую математическую «базу» и концепцию числа, нужен наглядный, доступный и планомерный опыт оперирования количествами, числами, объектами, признаками. Освоение всех описанных выше элементарных действий не может происходить в один момент: формирование представлений требует времени, часть навыков могут осваиваться только последовательно.

Детские развивающие игры «Банды умников» методически спроектированы именно так, чтобы давать детям возможность получать этот непосредственный математический опыт. В играх нужно сопоставлять физическое количество объектов с числами, числа – с числовой последовательностью, сочетания признаков – с фигурами и т. д. И все новые навыки и знания тут же применяются в деле, что делает обучение осмысленным и приносящим радость. Так, например, в игре «Турбосчёт» главная задача игроков — как можно быстрее сравнивать количества предметов между собой и с числами.

4. Простота использования и универсальность

Для того, чтобы использовать игровой подход к обучению, не нужно изучать какие-то методические рекомендации: достаточно просто играть.

Детские обучающие игры «Банды умников» отличаются от учебников, сборников задач и упражнений, онлайн-тренажёров и других привычных средств обучения тем, что их использование не требует ни педагогической квалификации, ни методической подготовки, ни специально выделенного времени и места. Более того — в них можно играть и вовсе без участия взрослых.

Правила всех игр просты и понятны, а игры снабжены хорошо иллюстрированными инструкциями: это означает, что разобраться с правилами можно за несколько минут, и сразу же приступать к игре по-настоящему — нет необходимости в «пробных» раундах или постоянному обращению к правилам за уточнениями.

Для того, чтобы использовать игровые методы, не нужно изучать какие-то методические рекомендации: достаточно просто играть. И если при игре с дошкольниками хотя бы на первых порах желательно участие взрослого — то младшие школьники, как правило, могут полностью самостоятельно играть друг с другом.

В игры, в отличие от других учебных пособий, можно играть в любом месте и в любое время. Даже если нашлось только несколько минут. Даже в поезде, на пляже или ожидая заказ в ресторане. Игры «Банды умников» позволяют развлечься, скоротать время и влезут в любую сумку или даже в карман.

Важной особенностью наших игр является то, что они могут эффективно использоваться в учебных целях детьми разного возраста — они будут полезны и при подготовке к школе, и в конце начальной школы.

В зависимости от возраста игроков может варьироваться набор карт, использоваться разные варианты правил.

Например, в игру «Геометрика» по упрощённым правилам и с начальным комплектом карточек можно играть и с дошкольниками — а полный набор карточек и базовые правила делают игру непростой и для взрослых. Если для младших детей в игре «Трафик-джем» многое зависит от везения, и ключевой задачей является освоение числового ряда, то дети постарше начинают чувствовать в игре стратегическую глубину — и это даёт возможности для развития логики.

Кстати, играть в наши игры интересно не только детям: взрослые тоже получают массу позитивных эмоций от них!

Попробуйте. Вам понравится 🙂

Игровые приемы

Это способы совместного (педагога и ребенка) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленных на обучение, развитие и воспитание детей.

Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста обусловлена тем, что игра — в.в.д. детей дошкольного возраста, т.е. деятельность, наиболее благоприятная для развития ребенка на данном возрастном этапе.

В игре реализуется принцип природосообразности обучения, т.е. его соответствие закономерностям развития ребенка, его природе:

— непроизвольность психических процессов;

— быстрая утомляемость;

— повышенная утомляемость;

— яркость воображения;

— недостаточность опыта.

Игровая и изобразительная деятельности являются естественными для ребенка (отражают окружающий мир, ребенок действует в воображаемой ситуации). Педагогические и психологические исследования Сакулиной Н.П., Григорьевой Г.Г., Дороновой Т.Н., Мухиной B.C. подтвердили результативность игровых приемов в обучении изо деятельности.

При выборе игровых приемов необходимо учитывать:

— соответствие реальному коллективному и индивидуальному опыту детей: интересам, знаниям об окружающем, игровому опыту; опыт, игровой, эмоциональный, интеллектуальный, изобразительный);

— естественность игровых приемов — соответствие логике и смыслу реальных жизненных ситуаций;

— направленность на решение поставленных задач.

Виды:

• дидактическая задача предлагается детям как игровая, она определяет цель предстоящих игровых действий, помогает формированию детского замысла;

• игровая задача связана с игровой мотивацией — побуждение к оказанию помощи игровому персонажу. Дети с большим желанием помогают знакомым, любимым игрушкам;

• игровые действия должны соответствовать игровой задаче. Виды игровых действий: моторные (имитационные), изобразительные, звукоподражательные;

• сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерской игры. Дети выступают как сценаристы, режиссеры и актеры.

— обыгрывание объемных и плоскостных игрушек, предметов. Чаще в первой части занятия, привлекает внимание;

— обыгрывание незаконченного изображения — с его помощью можно руководить процессом изображения, помогает развивать замысел, м.б. выражен в слове. Ребенок побуждается к самостоятельной постановке игровых задач;

— обыгрывание законченного изображения — в 3 части занятия — как своеобразный игровой предмет. Содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых в реальной жизни. Можно выявить недостатки и достоинства детской работы;

• сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением взрослых и детей. Сначала вызывается интерес к роли, желание ее принять, можно использовать во всех частях занятия.

Вывод: в реальном процессе обучения изодеятельности используются все виды игровых приемов в различном сочетании, они близки и понятны детям, не нарушают естественности изобразительного процесса, наиболее благотворное влияние на развитие личности ребенка и его изодеятельности оказывает оптимальное сочетание с другими группами методов и приемов.

«Игровые методики» методическая разработка по теме

Игровые методики

Только духовная общность, — и ничего, что

может расколоть эту общность; только взаимность

сотворчества, сотрудничества, — и ничего, что может

посеять в ней недоверие; только любовь, проявленная

в тончайших формах педагогического мастерства, — и

ничего, что может отравить ее; только уважение и

утверждение личностного достоинства,- и ничего,

что может отравить ее; только уважение и утверждение

личностного достоинства,- и ничего, что может ущемить

радость взросления в ребенке; и, наконец, только

оптимизм и глубокое понимание ребенка – вот чем

облагораживается наше воспитательное поле, на котором

выращиваем мы будущее человечества, куем судьбы

и счастье людей.

Ш.А. АМОНАШВИЛИ

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Игра — особый вид деятельности.

Во – первых, потому, что играть приятно, легко, весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы мы получаем предрасположенность и потребность к игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой наш организм развивается, упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека.

Во- вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры придаёт весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Человек, увлечённый ходом игры, забывает о своём авторитете, перестаёт заботиться о своём реноме. Он играет взахлёб.

В – третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, т.е. обладает возможностью приобщить человека к какому-то виду деятельности, ещё не освоенному человеком. Вот почему игра – дело серьёзное с точки зрения развития ребёнка, ведь в игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой. Художественной, спортивной деятельности, для общения.

В – четвёртых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не сложно, а всё остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я». Простая фабула игры, позволяющая каждому играющему выстраивать свой вариант сюжетного развития игры, что придаёт интригу, держит интерес на уровне высокого внимания, а деятельность на уровне высокой активности.

В – пятых, игра – самый демократичный вид деятельности. И ребёнок оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении, отменном прилежании. Игра – общение равных.

Отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение, наделяя её ролью чрезвычайной :

  • Игра – фактор развития ребёнка
  • Игра – способ приобщения ребёнка к миру культуры
  • Игра – щадящая форма обучения ребёнка жизненно важным умениям
  • Игра – ознакомление ребёнка с широким спектром видов человеческой деятельности
  • Игра – мягкое корректирование воспитанности ребёнка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений
  • Игра – деликатное диагностирование социального развития ребёнка
  • Игра – профессионально – изящная форма социально – психологического тренинга
  • Игра – способ педагогической помощи ребёнку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности
  • Игра – один из простых способов подарить ребёнку счастливые моменты проживания радости жизни
  • Игра – простой и лёгкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.

Мне хочется представить игры, которые по их содержанию и назначению можно характеризовать как социально-психологические. Это методики ролевого ситуационного воспроизведения жизненных явлений с проблемным содержанием духовно-социального плана.

Социально-психологическая игра – это всегда «здесь и сейчас» проживаемая жизнь.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ИГРОВЫХ МЕТОДИК.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Поэтому первоочередное внимание педагога направляет на создание наилучшей психологической атмосферы как непременного условия игрового действия, придавая ведущую роль педагогической технике : голосу, мимике, жестам, пластике, темпо-ритму движений, лексической и мелодической окраске речи, определяющих тональность первого этапа занятий – пролога.

Пролог психологически открывает каждого на общение, педагог » не теряет времени» пока не получит благоприятную атмосферу. Вот некоторые способы получить желаемый результат:

  • Обращение к детям, подчёркивающее уважительность педагога в адрес детей (дамы и господа, судари и сударыни, мои дорогие…)
  • Проявление заботы об обустройстве всех детей для предстоящей духовной работы (всем ли удобно? Все ли хорошо расположились?)
  • Персональный вопрос, направляемый поочерёдно каждому участнику (Как ты себя чувствуешь? Что ты думаешь о предполагаемой теме занятий?
  • Педагогическая мезансцена занятий (полукруг, круг, овальный стол, свободное расположение)
  • Предварительный вопрос, направляющий внимание на какую-то проблему жизни, — ту самую, что будет затронута в игровой коллизии.

Вовлечение в игру и объявление правила игры происходит путём раскрытия фабулы игры и попутного обозначения игровых ролей, далее приглашения детей к исполнению ролей.

Наблюдателей же необходимо наделить «важной» ролью, например: арбитра, делая выводы, следя за разворачиванием сюжета , выступая сторонним наблюдателем ситуации жизни, высказывая впечатления от увиденного.

В игре каждый персонаж имеет прво на свободное решение игровой проблемы и свободное проявление персонального «Я», т.е. ход игры непредсказуем – скрыта игровая интрига. В этом случае педагог подхватывает этот сюжетный поворот и с помощью реплик оформляет его дальнейшее движение .

Педагогическая импровизация придаёт игре остроту и повышает интерес к содержанию игры всех участников и наблюдателей.

Средства же игры минимальны. Они лишь инициируют активное воображение участников – это единственное их назначение. Зато большее значение приобретает мизансцена, которая несёт на себе символику отношений, поэтому носители отношений размещаются именно так, чтобы ярко очертить взаимоотношения персонажей игры

Очень важно сохранять этику взаимоотношений во время игры., не допуская обидных и грубых выпадов детей друг против друга. Это задача педагога, в котором совмещается мягкость, весёлость, четкая распорядительность, исключающая небрежное отношение к человеку.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДИК.

Поскольку подборку игровых методик я произвела как педагог – практик, то разумеется их содержание составляет содержание воспитательного процесса. В таком случае содержанием игры выступают:

  • Ценностные отношения детей к миру (они проживаются)
  • Умения детей взаимодействовать с миром (они вырабатываются)
  • Знания детей о мире (они приобретаются).

Знания, умения, отношения – вот содержание воспитательного процесса. Основное содержание – ценностные отношения, те отношения к наивысшим ценностям жизни, присутствие которых в жизни гарантирует как самоё жизнь, так и достойное её протекание. Знания и умения взаимодействовать с миром выступают как средство формирования ценностного отношения к миру.

Содержанием игры является определённое отношение к ценности. Это отношение, во — первых проживается каждым участником игры, во-вторых осмысливается, и, в-третьих проецируется в сознании в форме адекватного способа жизни. Завершаются занятия рефлексией, которая подтверждает сказанное. При этом дети часто говорят: «Мне было хорошо, интересно…Я поняла, что… Теперь я постараюсь…»

Задача же нас педагогов, как ведущих игру расставить акценты именно на проявляемых и проживаемых отношениях к конкретным персонажам или к конкретному событию, ведь только педагогу подвластно восхождение к ценности : путем абстрагирования обнаружить за конкретным предметом некую ценность жизни, будь это красота, добро, общество, труд, познание, свобода или сама жизнь во всех её проявлениях. Так, например, играя с детьми в «Корзину грецких орехов», педагог производит обобщение, выводя детей на проблему преодоления человеком трудностей жизни, на идею человека как стратега жизни и хозяина своей судьбы; а в игре «Волшебный стул» идею индивидуальности человека, неповторимости его личности.

Игровые методики – педагогическое средство и их использование всегда содействует цели воспитания. Несомненно, развитие нового воспитания с его новой стратегией и педагогической тактикой будет сопровождаться новыми поисками интересных методик. Я предлагаю несколько игровых методик, которые мы используем в работе в соответствии актуальным потребностям возраста и его социально-психологическим возможностям.

  • КУЛЬТУРА МОЕГО «Я»

Это игры, которые помогут детям установить своё отношение к культуре, найти альтернативные характеристики ряда бытовых явлений, которым ребёнок не давал названий, ибо не знал их. В играх школьник произведёт сопоставление природы («натуры») и «культуры».

Три королевства

Игра строится на основе трёх ключевых категорий культурологи: «культура», «дикость», «варварство».

Фабула игры: три короля, сидя на троне, наблюдают поведение человека и, мысленно оценивая уровень поведенческих форм, приглашают человека войти в то или иное царство, заявляя: «Ты гражданин моего королевства».

Разумеется поведение играющего предполагается, оно выстраивается умозрительным порядком, когда ведущий описывает ситуацию и предлагает довести её до логического конца. Например:

  • Собака не доела, а я был очень голоден, и…
  • Только закурил – подошёл автобус, я…
  • Начальник на меня закричал, тогда я….
  • Целое лето провела на огороде, отпуск кончился, и я…
  • Прохожий толкнул меня, я, конечно…
  • Угостили пирогом, но он оказался невкусным, я…
  • Хотел пойти в театр, но мама сказала, что нет денег, и я…
  • Утром надо вернуть книгу. А я не успел дочитать, поэтому…

Если между королями возникает несогласие по вопросу. В каком королевстве жить данному человеку, то наблюдатели становятся арбитрами и путём голосования могут разрешить спор.

Количество оцениваемых ситуаций должно быть равно количеству присутствующих игроков.

В заключении ведущий просит оценить количественное размещение «по королевствам» (обязательно при этом подчёркивая, что это игра, в которой все играли избранную роль.)

Рефлексия начинается с высказываний «королей»: что они думают и как себя чувствуют, приняв в королевство новых граждан? Далее высказываются все участники игры, сделав акцент на причинах «дикости» и «варварства» в нашем поведении ( слабость человека, забывчивость, природный эгоизм, незнание культурных норм, неумение решать коллизии и конфликты и т.д.)

Значение понятия «дикость», «варварство», «культура» раскрываются перед детьми либо в начале игры, либо по ходу игры, например, в момент выбора «королей».

Кружка

Это интеллектуальная игра выводит детей на уровень культуры мыслительной деятельности современного человека. В основании игры лежит положение о многомерности мира, которое говорит о том, что любое явление мира, точно так же, как и весь мир в целом, обладает разными характеристиками одновременно, будучи рассмотренными с разных точек зрения и измеренными различными мерками.

Фабула игры: двое играющих ( может быть и более в зависимости от конфигурации, раскраски предмета) занимают разное положение по отношению к предмету, установленному на столе. Пусть это будет кружка. Глядя на неё, играющие поочерёдно описывают то, что видят, и сообщают об этом всей группе. Их описания не совпадают: один видит, что кружка имеет ручку, но не видит этого другой; один видит рисунок, другой говорит, что кружка одноцветная и т.д. Педагог убирает предмет и просит ребят побеседовать друг с другом о том, что за предмет стоял на столе. Подсказок не должно быть.

В ходе беседы учащиеся приходят к выводу, что различность их описаний зависела от ракурса восприятия предмета. Они предлагают друг другу поменяться местами. И – утверждаются в том, что их несхожие характеристики зависели не от их личностных особенностей, а оттого, что объективно предмет с разных точек зрения выглядит иначе и может иметь несхожие оценки.

Далее педагог предлагает наблюдателям высказать впечатление от происходящего на их глазах (не делая выводов, что «надо уважать мнение каждого») т. к. ведь дело-то в объективно существующих разномерных характеристиках одного и того же предмета.

На этапе рефлексии полезно акцентировать внимание детей на то, как часто люди ссорятся, обижаются друг на друга, приписывают человеку низкую оценку из-за того, что не хотят увидеть тот ракурс, с которого тот человек воспринимает предмет.

Да – нет – может быть

Ведущий произносит любое суждение для всех присутствующих. Тут же играющие откликаются на эти суждения: если они хотят согласиться с высказанным, то направляются в ту сторону, где написано слово «Да»; если кто-то не соглашается – идёт в сторону слова «Нет»; кто сомневается – «Может быть»,занимая место посредине.

Да Может быть Нет

Играющие Ведущий

После того, как произведён выбор позиции, можно выслушать мнения избравших позицию. А затем ещё раз предложить участникам продумать свой выбор и сменить позицию, если они изменили своё решение.

Веер суждений составляется в соответствии с педагогическим замыслом.

Примерный вариант суждений для оценочной реакции играющих:

  • Нет прекраснее на земле существа, чем человек.
  • Самое страшное существо на земле – человек.
  • Главное в этой жизни – иметь деньги.
  • Главное в этой жизни — быть верным себе.
  • Чтобы иметь друзей, надо уметь их завоёвывать.
  • Чтобы иметь друзей, надо уметь быть другом.
  • Счастливый глух к несчастьям другого.
  • Счастливые – самые добрые к окружающим.

Суждения могут быть и из однозначных суждений, и состоять из суждений, связанных с происшествием в школе, что позволит узнать общественное мнение в адрес случившегося.

Педагогический смысл игры в том, чтобы вызвать активное осмысление вопросов жизни. Игра много содействует развитию способности быть субъектом, осознавать свои собственные мнения и отдавать отчёт в своих поступках.

Я СТРАТЕГ СВОЕЙ ЖИЗНИ

Цель этих игр – инициировать размышления детей о ходе событий и умении управлять разворачивающейся судьбой. Игровая деятельность выводит ребят на фундаментальные проблемы, такие как: счастье, удача, ответственность, воля, успех, общение, молодость, старость и др.

Парадоксы жизни

В игре развивается философское мышление благодаря тому, что им приходится осмысливать, сформулированные философом противоречивое суждение, скрывающее в своём содержании несовместимость утверждаемых положений. Развивается способность к многомерному подходу к явлениям жизни. Открывается значимость точки зрения Другого человека, как бы оно не казалось странным или нелепым, или же глупым.

Детям предлагается некоторое суждение, содержащее в себе противоречие, с указанием автора данного афоризма. Далее: осмысление, высказывание своего понимания услышанного, затем в определённой игровой ситуации реальное выявление высказанного словами, жестами, действием или поступком.

Соль игры обнаружить в самой жизни противоречия, чтобы за словами представить собственную жизнь, насыщенную противоречиями. Кто же отвергает парадокс поведенческого затруднения, рекомендуется не ставить точки и проверить наблюдениями за жизнью.

Примеры возможных для игр суждений:

Б.Шоу: «Разговаривать с прачкой, как с королевой, а с королевой, как с прачкой».

Стендаль: «Извинить бога может только то, что он не существует».

Лихтенберг: «Люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают».

Цицерон: «Право, я предпочитаю ошибаться вместе с Платоном, чем разделять правильное суждение с этими людьми».

Наши жизненные приоритеты

Смысл игры в последнем финальном аккорде. Проблема игры – материальное и духовное в жизни человека.

Фабула: в полукруг собрались представители разных профессий и наук; перед ними предмет – они поочерёдно доказывают его возможную надобность для жизни некоторых профессий; потом на месте предмета объявляется духовная ценность, и вновь круг собравшихся утверждает надобность этой духовной ценности; наблюдатели принимают решение, кому в наибольшей степени нужен предмет и кому необходима духовная ценность.

Заключительное решение содержит в себе философский вывод: если предмет нужен не всем, то духовные ценности – это всеобщие ценности, всеобщее достояние.

Повар Поэт Врач

Парфюмер Торговец

Лётчик Финансист Танцовщик

Предметом может быть блокнот, карандаш, подушка, клей, компьютер… духовные ценности предполагаются из числа наивысших ценностей: общество, жизнь, природа, истина, красота, добро…человек.

Во время рефлексии выдвигается вопрос: «Что я извлёк из нашего исследования?»

КАКИМ ВИДИТСЯ МОЁ «Я»

Обертоном игр этого цикла является деликатное «прикосновение к другому», боязнь доставить ему боль, страдание, неудобство от неосторожного слова, жеста, действия.

В ходе игр дети открывают для себя ценность удивительного, неповторимого, непохожего, сложного и тонкого мира «Я».

У зеркала.

Умение отдавать себе отчёт в собственной жизни является одним из значительных признаков личностного развития человека. Формированию данного умения можно способствовать, ставя воспитанника в ситуацию жёсткого вопроса: «Чего ты хочешь?» Этот вопрос сам по себе очень хорош, когда его ставят перед ребёнком в минуту необъяснимых его реакций или нежелательного поведения.

Для осознания себя как личности существует несколько методических форм: «Разговор при свечах», «Расскажи мне обо мне», «Портрет в анкете» и др. Особо хочется отметить игру «У зеркала». Суть этого группового дела – поставить подростка (игра для детей 10-11 и старше лет) перед самим собою хотя бы на мгновенье, предоставить возможность взглянуть на себя как на некое неповторимое, отличное от всех, как на носителя человеческих свойств и качеств.

Вокруг зеркала рассаживается группа. Перед каждым участником лежит веер цветных карточек, на обороте которых написаны незавершённые фразы. Поочерёдно переворачивая карточки, глядя на своё изображение в зеркале, учащиеся завершают фразу про себя, мысленно или же вслух. При этом дети подходят е зеркалу по одному, а остальные располагаются справа или слева, чтобы «собеседник с собою» условно оставался наедине.

Примеры текста карточек:

  • Я вижу перед собою…
  • Я обнаруживаю в себе…
  • Мне интересен этот человек, потому что…
  • Я бы не возражал побеседовать с ним, потому что…
  • Я хотел бы задать ему прямой вопрос…
  • В моём собеседнике мне непонятным кажется…

Варианты содержательного наполнения общения с зеркальным отражением создаются при опоре на вычленение функций зеркала как социально-психологического феномена общественной жизни и жизни индивидуальной. Зеркало помогает нам вывести наше «Я» за пределы нас самих, увидеть на время свою личность со стороны, представив её в качестве объекта рассмотрения и наблюдения.

Отмечая функции зеркала, педагог создаёт смену позиций для подростка, севшего перед зеркалом. Можно избрать одну из функций.

Стимулирующим моментом может служить художественное полотно, где герой представлен перед зеркалом (например, полотна Серова, Веласкеса). Рассматривая миг общения человека с самим собой посредством зеркала, дети вместе с педагогом обнаруживают разнообразие функций этого изобретения человечества. Попутно спросим у детей: как ведёт себя кошка или собака перед куском стекла, покрытого серебром? Нужно ли черепахе амальгамированное стекло?

Я В ОБЩЕСТВЕ

Эти игры помогают детям в ходе групповой работы осмыслить роль социальных норм жизни, роль общества для человека, ведь неразрывна связь человеческой жизни и общества, в лоне которого протекает жизнь.

Игры помогают детям оценить значение и личностный смысл общественных правил, законов традиций.

Едем на необитаемый остров

В данной игре диагностируется представление детей о достойной человека жизни.

Им предлагается взять на необитаемый остров всех тех людей, без которых они не представляют себе жизни, достойной человека. Такова фабула игры.

Организация её имеет много вариантов: индивидуальный набор-приглашение на остров, командно-состязательный набор-приглашение, оцениваемое арбитрами; определение ролей всех присутствующих; вариативный набор-приглашение, когда из некоторого количества решений голосованием предпочтение отдаётся одному и т.д.

Острова могут иметь название, герб, основной закон, занятия, увлечения, т.е. описание содержания жизни, вплоть до описания костюма жителя.

Центральный вопрос, вокруг которого выстраивается игра, — будет ли жизнь на острове, достойная Человека?

Пять минут до..

Игру можно предлагать только старшеклассникам. Ведущий обращается к ним :

— Ребята, представьте себе, что кому-то из вас, единственному на земле, стало известно о том, что через пять минут произойдёт страшная катастрофа, и жизнь на планете исчезнет… Перед вами микрофон, через который можно связаться сразу со всем человечеством. Что вы сказали бы миру?

Старшеклассник подходит к стулу перед экраном, на котором разворачивается картина Земли, снятой с высоты птичьего полёта. Звучит музыка. Потом вдруг изображение и звук исчезают. Юноша поворачивается к залу и говорит то, что хотел бы сказать.

Далее новое изображение и иное слово к человечеству.

Игру можно проводить и в других вариантах – «За пять минут до того, как у тебя попросят велосипед» или «За пять минут, как тебя учитель пригласит к доске…»

Строго запрещается оценивать слова и действия выступающих. Всё должно восприниматься как данность, потому что интерес представляет индивидуальное проявление личности, её непохожесть и автономность.

Я И ИСКУССТВО

Игры на осмысление роли искусства о жизни человека. Мера этого осмысления разная: от простого восприятия и переживания художественного образа до анализа влияния произведений искусства на жизнь человека.

Чему удивляется мир

«Чему удивляется мир» — это серия групповых занятий, посвящённых общению с искусством.

Предъявляется произведение искусства, проверенное временем, и ставится вопрос о вечности созданного художником, о тайне воздействия на людей. Нельзя уходить в эстетический анализ произведения. Здесь важен элемент восприятия через призму общечеловеческого преклонения и восторга: что же находят люди в музыке Глюка? В Венере Милосской? В Эйфелевой башне? В живописи импрессионистов? В танце Улановой?

Следует хорошо продумать демонстративную площадку, момент предъявления, время восприятия, тональность разговора. Каждому надо дать право не согласиться с человечеством, если пока шедевр ничего тебе не говорит. Но мягко поставить вопрос: человечество ошибается – один я прав?

Отталкиваться в организации общения следует от первых впечатлений: пусть дети их скажут. Затем предложить им вторично и как бы заново всмотреться, вслушаться, вдуматься в то, что говорит нам художник.

…На экране Венера Милосская во всей своей божественной красоте. Педагог рассказывает об истории появления скульптуры в Лувре, о сильном впечатлении, которое она производит на людей, о непостижимости тайны её женской красоты. А так же о том, что богиня красоты всегда покоряла мужчин, они склоняли голову перед нею… «Что бы вы могли сказать ей? Что бы вы хотели сказать ей? И дети выходят на общение с богиней.

Здесь присутствует выход на Человека и отношение к нему, к его видению мира. В такого рода встречах с вечными произведениями искусства обеспечивается «присвоение» прекрасного, включение его в структуру личности школьника как личностно ценностное для личности в повседневной жизни.

Это только часть игровых методик используемых мной и моими коллегами в работе как средство воспитания детей. Наш коллектив единомышленников ищет новые методики, надеется на позитивный результат и в дальнейшем.

Литература

1. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Педагогика, 1978

2. Щуркова Н.Е.Классное руководство: игровые методики.- М.:

Педагогическое общество России, 2004.

3. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей.- М., 1992

4. Вулис А. Литературные зеркала.- М., 1991.

5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя.- М. Просвещение, 1987

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *