Игрушки монтессори своими руками

О педагогической системе замечательного итальянского доктора слышали, пожалуй, все мамы. Многие родители не против внедрить некоторые принципы развития в собственный воспитательный процесс, однако приобрести настоящие игрушки Монтессори сможет не каждая семья.

Повод ли это отказываться от системы Монтессори в домашних условиях? Вовсе нет. Ведь многие развивающие пособия можно изготовить самостоятельно, как говорится, из подручных материалов. Кроме того, при желании можно организовать и ежедневные занятия.

Самое главное – понять, как создать развивающую среду, как разделить детскую комнату на основные зоны, какие материалы подобрать для ребёнка определённого возраста. Разобраться в этих вопросах помогут опытные специалисты и мамы.

Очень полезная и информативная статья детского психолога расскажет о том, что такое методика Монтессори, каковы принципы этой образовательной системы и каковы основные плюсы и минусы данного метода.

Правила обустройства развивающего пространства

Обустроить детскую в соответствии с правилами Монтессори не так сложно, как может показаться неискушённому родителю. Несомненно, помещения в садике или классы в школе довольно просторные, однако и из небольшой детской может получиться комната в Монтессори-стиле.

При организации домашней развивающей среды важно соблюдение следующих правил:

  • ребёнок должен видеть все материалы для занятий, то есть их необходимо располагать в зоне досягаемости;
  • мебель должна подходить малышу по росту и должна быть лёгкой по весу, чтобы ребёнок самостоятельно мог двигать или устанавливать в любом месте стульчик и стол;
  • на пол следует постелить ковёр или плед, поскольку ребёнок обязательно будет играть и заниматься не только на столе, но и рядом с ним;
  • все полочки и стеллажи с игровыми пособиями должны быть «приветливо распахнутыми», чтобы малыш сам смог выбрать нужный предмет;
  • любое отдельное задание должно находиться и предлагаться в своём подносе, коробочке или пластиковом контейнере;
  • каждый предмет, используемый ребёнком, должен быть настоящим, а не муляжом либо игрушкой (то есть малышу нужно давать, к примеру, настоящий совок и веничек).

Такой порядок в организации игрового пространства не только помогает малышу с ранних лет ориентироваться в материалах и пособиях, но и позволяет приучать к чистоте даже совсем маленького ребёнка. Поиграл? Убирай за собой, ставь предмет на своё место!

Зонирование помещения

Система Монтессори подразумевает чёткое зонирование пространства. Созданные учебные секции необходимо наполнить подходящим материалом.

Принцип разделения комнаты, кстати, очень часто применяют преподаватели в центрах раннего развития детей. Основных зон пять, каждая из них характеризуется определёнными особенностями.

Зона практических навыков

Занимаясь в этой секции, малыш сможет получить базовые навыки самообслуживания. Наполненность зоны, разумеется, во многом зависит от возраста ребёнка. Общий перечень дидактических материалов для формирования практических умений включает:

  • графин с водой и кружку (чтобы ребёнок самостоятельно смог утолять жажду);
  • тазик с водой и губкой;
  • веник и совок для уборки;
  • пуговицы и иголку;
  • средства для чистки обуви;
  • цветы в горшках и лейку;
  • пульверизатор и губку;
  • доски с различными замочками, молниями, щеколдами, шнуровками, выключателями и т.д.

Монтессори пропагандировала самостоятельное развитие ребёнка. Поэтому матери не следует особо вмешиваться в ход занятия, важно лишь следить за детской безопасностью и не допускать поломки бытовых предметов.

Зона сенсорного развития

Совершенствование сенсорики особенно важно для самых маленьких ребятишек. В эту секцию помещают предметы, которые призваны развивать восприятие формы, цвета, веса, слуховых, зрительных, тактильных ощущений.

Примерами дидактических материалов служат:

  • вкладыши;
  • пупырчатые мячи;
  • сенсорные мешочки Монтессори;
  • пирамиды;
  • матрёшки;
  • лоскуты с тканями различной фактуры;
  • мешочки с разными ароматными наполнителями;
  • пластиковые бутылки с горохом, крупами, солью и т.д.

Ребёнку в 1 годик в эту зону можно положить развивающий коврик, который остался с прежнего времени. С этого игрового аксессуара следует лишь убрать дуги и прочие уже ненужные элементы.

Зона математики

Занятия математикой по методике Монтессори предполагает наличие в специальной зоне предметов, которые помогут научить ребёнка простейшим арифметическим действиям, сравнению размеров, форм и количества. Также здесь закладываются основы абстрактного мышления.

Справиться с подобными задачами призваны следующие материалы:

  • счётные палочки;
  • комплекты геометрических фигурок;
  • цифры с шероховатой поверхностью;
  • счёты из дерева или пластика;
  • карточки с простыми алгебраическими задачами;
  • бусины или фишки;
  • цифровые лото;
  • обычные матрёшки и пирамиды.

Шероховатые цифры можно изготовить различными способами. Например, их можно вырезать из наждачной бумаги различной зернистости, из плотного картона, на который с помощью клея и манки создаётся необычная рельефная поверхность.

Языковая зона

В эту учебную секцию помещают те пособия, которые призваны обучить детей грамоте. Дидактические материалы языковой направленности могут быть самыми разными, наиболее распространены:

  • буквенные и слоговые кассы;
  • объёмные и шероховатые буквы;
  • кубики;
  • прописи;
  • карандаши с альбомом;
  • поднос с манной крупой для пальчиковых упражнений;
  • различные карточки со словами;
  • речевые лото;
  • детская художественная литература.

Шероховатые буквы изготавливаются по точно тому же принципу, что и цифры для математической зоны. Сюда же можно отнести и занятия на развитие мелкой моторики, поскольку все они способствуют скорейшему совершенствованию речи и письма.

Космическая зона

По-другому эта секция ещё называется естественнонаучной зоной, то есть здесь ребёнок познаёт всё многообразие окружающего мира, знакомится с природными явлениями, историей и культурой своей родины и других стран мира.

Специалисты и опытные родители советуют помещать в космическую зону такие пособия и предметы, как:

  • домашние цветы;
  • аквариум;
  • различные карты и глобус;
  • набор животных (фигурки диких, домашних зверей, птиц);
  • гербарий;
  • мини-лабораторию для опытов;
  • раковины, морские и речные камни;
  • лото с животными и тому подобные игры;
  • календарь наблюдения за природными явлениями;
  • различные тематические энциклопедии и т.д.

Все эти пять секций можно свободно расположить даже в небольшом помещении. Важно лишь упорядочить их содержимое и открыть свободный доступ для малыша.

Кроме того, рекомендуется периодически проводить ревизию развивающих материалов и убирать надоевшие ребёнку или не подходящие ему по возрасту пособия.

Также не следует излишне фанатично относить к принципу Монтессори, касающемуся самостоятельного познания ребёнком окружающего мира. Отдельные виды деятельности подразумевают соучастие родителей – например, малышу будет сложно играть в лото в одиночку.

Не нужно забывать и о возрастном факторе. Поскольку ни одно, даже самое уникальное развивающее пособие не принесёт очевидной пользы, если ребёнок слишком мал или уже подрос для игрушки.

Занятия и материалы для детей младше 1 года

Прежде всего, предназначена методика Монтессори для детей старше 3 лет, однако реализовать некоторые её принципы можно и в значительно более раннем возрасте.

Лучшие развивающие игры для детей до года, представленные в статье детского психолога, помогут родителям ещё успешнее развивать маленького ребёнка.

Необходимо оборудовать детское помещение таким образом, чтобы кроха смог свободно двигаться. Для этого необходимо на пол постелить мягкий мат или матрас, а рядом установить зеркало (его нужно обязательно закрепить).

Ближе к 12-месячному возрасту возле зеркала нужно установить перекладину, чтобы ребёнок смог понемногу вставать и, придерживаясь, передвигаться в вертикальном положении.

Что касается дидактических материалов, то в этот возрастной период работает принцип – чем больше сенсорики, тем полезнее для малыша.

Необходимо выбирать такие предметы, которые можно:

  • потрогать;
  • послушать;
  • перекладывать из ручки в ручку.

До года ребёнку могут понадобиться несколько важных пособий, которые обычно имеются в каждом доме, где поселился новорождённый малыш.

  • мобили. Для развития зрительного восприятия у малыша младше 1 месяца пригодится мобиль с чёрно-белыми изображениями и игрушками. Затем можно брать подвески с предметами основных оттенков;
  • шумящие игрушки. Можно взять традиционные погремушки, бубенцы, прочие музыкальные инструменты. Шумящие игрушки своими руками – тоже неплохой вариант. Для изготовления потребуются бутылочки, коробки, баночки, в которые засыпают камешки, крупы;
  • игрушки для захвата. 3-месячный ребёнок активно учится хватать предметы. С этой целью ему предлагаются палочки из дерева, пластика, которые удобно удерживать и перекладывать из ладошки в ладошку;
  • коробки с мелкими предметами. Для совершенствования тактильных ощущений и расширения знаний об окружающем мире пригодится коробочка с различными небольшими предметами, различными по фактуре. Родитель должен следить, чтобы кроха не тащил их в рот.

Все подобные упражнения можно и нужно сопровождать детскими песенками, потешками, стишками. Также можно включать классические музыкальные произведения.

Занятия и материалы от года до двух лет

Годовалый малыш не только нуждается в развитии сенсорики, но и в тренировке тонкой моторики, которая ведёт за собой и речь. С этой целью дома можно изготовить рекомендуемые материалы Монтессори своими руками.

  1. «Волшебные баночки». Во флаконы помещаем фасолины, горошины, пуговицы и предлагаем ребёнку сначала пошуметь, а потом и открыть баночку, чтобы удовлетворить интерес.
  2. «Кормление». Ненужной игрушке из пластика прорезаем рот и даём малышу покормить её горошинками, бусинками или фасолинами. Это поможет натренировать моторику и глазомер.
  3. «Секретик». Ребёнок в 1 год любит отыскивать спрятанные предметы. В тазик с манкой или другой крупой можно «закапать» раковину, мелкую игрушку, шишку. Естественно, занятие проходит под родительским контролем.
  4. «Лепка». Малыша старше 1 года нужно познакомить с пластилином или солёным тестом. Кроха уже способен делать лепёшки, шарики, колбаски. Вместе с родителями можно даже делать различные фигурки, дополнительно украшая их разнообразными элементами (спичками, зубочистками).
  5. «Водичка». На большой поднос необходимо поставить посудины разного объёма. Ребёнок может переливать воду из одной в другую. Кроме того, в жидкость окунают губки, достают со дна камушки, раковины, игрушки.
  6. «Картина». У себя дома можно организовать целую художественную студию. Для этого необходимо распечатать простейший рисунок с минимальным количеством деталей, намазать клеем определённые участки изображения и предложить малышу наклеить кусочки цветной бумаги.

Также можно сделать дома игрушки, напоминающие стандартные наборы Марии Монтессори. Как правило, детям старше 1 года подходят шнуровки, которые могут выглядеть совершенно по-разному. Самый простой вариант – «шнуровать» дуршлаг.

Также в этом возрасте подойдут пирамидки с крупными кольцами и матрёшки. Обычно дети с удовольствием надевают круги на пирамидный штырь и разбирают и собирают деревянные куколки, попутно совершенствуя восприятие формы и величины.

Занятия и материалы для детей от 2 до 3 лет

Занятия Монтессори дома основываются точно на таких же принципах, что и в специализированных садиках. Поэтому взрослому следует постепенно становиться наблюдателем, а не инициатором занятий.

Детям старше двух лет свойственно стремиться к самостоятельному познанию окружающего мира. К тому же этот процесс им очень нравится. Задача родителей – не навязывать игрушки, а предоставить возможность манипулировать предметами.

  • конструирование. Не обязательно покупать ЛЕГО, можно изготовить свой собственный конструктор из подручных элементов. Для этого сгодятся камни, раковины, лоскуты, шнурки, раковины, дощечки. Ребёнок сам должен решить, как их комбинировать и что из них можно сконструировать;
  • собирание пазлов. В каждой семье хранятся старые открытки, плотные картинки. Их можно разрезать на 2 — 4 части (чем старше малыш, тем больше элементов). Первоначально родителю всё же необходимо продемонстрировать, как собирать пазл. Обычно ребятишки с радостью играют в подобную игру;
  • сортирование. Важно приучать ребёнка, что складывать одни предметы нужно в одну коробку, а другие – соответственно, в другую. Это помогает понять принцип сортировки предметов по каким-либо признакам: расцветке, форме, размерам, количеству и пр.

Также можно предлагать малышу игрушки типа «Почтовый ящик», когда необходимо в прорези определённой формы проталкивать соответствующие фигурки. Эта игра надолго увлекает детей в этом возрасте.

Занятия и материалы от 3 до 6 лет

Дети в этом возрастном периоде становятся ещё более самостоятельными, особенно после прохождения так называемого кризиса трёх лет. Теперь дошкольник стремится получать новые знания за счёт сторонних источников информации, например, книжек.

Любимые и нелюбимые виды деятельности

После трёхлетнего возраста ребёнок уже не столь активно интересуется «суррогатными» бытовыми занятиями, поэтому зону практических навыков можно постепенно уменьшать.

Малыш уже готов физически и психологически выполнять реальную работу по дому, например:

  • ухаживать за собой (эти действия включают не просто чистку зубов, мытьё рук, а участие в готовке обеда, мытье посуды, сервировке стола);
  • убираться в квартире (сейчас ребёнок готов подметать, мыть пол, протирать пыль, ухаживать за домашним животным или любимым растением).

Сенсорика отходит на второй план, на первый же выдвигается активная работа с материалами. Например, дети с большим удовольствием занимаются с кинетическим песком (отличается большей пластичностью, по сравнению с обычным).

Узнайте больше информации о том, что такое кинетический песок и в какие игры можно играть с этим пластичным материалом, из статьи детского психолога.

В детской песочнице ребёнок может:

  • смешивать различные оттенки;
  • лепить не просто куличики, а настоящие «произведения искусства»;
  • сравнивать созданные фигурки по размеру, окраске и форме;
  • прятать и отыскивать клады;
  • создавать из песка буквы и цифры и т.д.

Привычные шумовые баночки уже не актуальны, сейчас нужно отдавать предпочтение детским музыкальным инструментам: барабанам, дудкам и даже синтезаторам.

Если ребёнок с удовольствием играет в игрушки для детей более младшего возраста, не стоит забирать и давать те, которые кажутся вам более правильными. Монтессори предполагала, что малыш сам должен выбирать интересное занятие.

Письмо и чтение

4 — 5-летний ребёнок активно интересуется написанием букв. Стоит ли самим учить малыша писать? Специалисты советуют заняться подготовкой руки и пальцев к овладению этим навыком.

С этой задачей справятся такие занятия, как:

  • штрихование;
  • выведение букв на манке или кинетическом песке;
  • работа в прописях;
  • вырезание ножницами;
  • нанизывание крупного бисера на леску.

Шесть лет – стандартный возраст обучения чтению. Подготовиться к овладению этим навыком помогут следующие упражнения по методу Монтессори:

  • упражнения на определение звуков (к примеру, родитель предлагает ребёнку отыскать в комнате те предметы, которые начинаются на звук «р»);
  • работа с небольшими подписанными предметами, которые хранятся в одной коробке;
  • работа с карточками, которые включают изображение и его название (важно, чтобы буквы произносились так же, как и писались);
  • прочитывание небольших книг с крупными иллюстрациями и небольшим сопроводительным текстом.

Также повышается увлечённость математическими занятиями. Методика Монтессори отличается определёнными пособиями для формирования этих навыков. Однако и в домашних условиях также можно подобрать подходящие упражнения и пособия.

Основная задача родителей – показать, как можно совмещать визуальный образ цифры с её названием. К примеру, если вы хотите, чтобы ребёнок запомнил – 3+3=6, нужно сложить рядом карточку с цифрами и необходимое количество бусинок или жетонов.

Расширять знания об окружающем мире можно и во время прогулок. Ребёнок, гуляя по парку, может собирать листья и растения, чтобы создать потом гербарий. Также шестилетний малыш уже способен фотографировать животных, которых он видел в зоопарке, для создания собственной картотеки.

Монтессори материалы своими руками

Ребёнок очень быстро растёт, поэтому ему постоянно нужны всё новые и новые игровые принадлежности. Конечно, монтессори-пособия можно приобрести в любом специализированном магазине, однако они достаточно дороги, к тому же гораздо интереснее изготовить их своими силами.

Мама сможет сэкономить существенные деньги, ведь такие пособия нередко изготавливаются из бросовых материалов, которые обычно попросту выбрасываются на мусорку.

Рамки-вкладыши

Чтобы ребёнок смог понять, что такое геометрические фигуры, запомнить главные оттенки, усвоить градацию размеров, можно изготовить несложные рамки-вкладыши.

Для изготовления потребуется взять:

  • жёсткий или гофрированный картон;
  • бумажный лист (ватман либо листок из обычного альбома);
  • цветную или самоклеющуюся бумагу;
  • бусинки или пуговки;
  • проволоку.

Алгоритм изготовления пособия выглядит следующим образом:

  1. Картон нужно разрезать на прямоугольники. Их количество зависит от числа геометрических фигур, с которыми мама хочет познакомить своего ребёнка. Для малыша в 1 — 2 годика хватит четырёх основных фигур: кружка, квадратика, прямоугольника и треугольника.
  2. В прямоугольной фигурке необходимо вырезать определённые силуэты (квадраты, треугольники), причём поначалу вырезается самый большой, затем поменьше и ещё меньше.
  3. Получившиеся вкладыши нужно обклеить с «аверса» цветной бумагой. Фигурки одной категории (то есть все треугольники) должны быть разных оттенков.
  4. Ко всем вкладышам в середину нужно прикрепить бусинку или пуговку при помощи проволочного элемента. Это необходимо для упрощения использования пособия.
  5. Осталось только приклеить готовые рамки к основе из ватмана или альбомного листа.

Всё, пособие по изучению геометрических фигур и основных оттенков готово. Работать с ним можно, начиная с годовалого возраста.

Пирамида из подушек

Изготовление этого развивающего пособия требует от родителей элементарного умения пользоваться швейной машиной либо обычной иглой с нитью.

Такая «подушечная» пирамида призвана научить ребёнка определять оттенки, ориентироваться в разных размерах. Кроме того, поможет пособие и развить тактильные ощущения, если набить подушки разнообразными материалами.

Необходимые составляющие:

  • тканевые отрезы различной фактуры и цвета;
  • липкая лента;
  • материал для набивания: поролон, гречиха, горох, любая другая крупа, луковая шелуха и т.д.

Из одного отреза текстиля нужно вырезать по 2 квадратика со сторонами от 5 до 12 сантиметров. Следует учесть, что одна подушечка будет сшита из двух лоскутов разных оттенков. А стороны соседних подушек будут одного цвета. Рассмотрим на примере.

В основании «подушечной» пирамиды будет лежать валик со стороной в 12 сантиметров. Его низ делаем зелёным, а верх – синим. Грани следующей подушки будут 11-сантиметровые. Нижнюю часть шьём из синей ткани, верхнюю – например, из красной.

Следовательно, третья подушка уже будет с гранями в 10 см, а её низ выполняется в красном цвете, верх же можно сделать любым на ваш вкус. Последовательность и логика действий понятны.

На лицевые стороны подушек необходимо пришить липучки, причём на одну часть нужно приделать жёсткий элемент липкой ленты, на другую же – мягкий. Это нужно для последующей сборки пирамиды, поскольку лента – крепящий элемент.

После этого лоскуты для одной подушечки складываются «аверсными» сторонами и сшиваются, но с одной стороны нужно оставить небольшое отверстие, оно нам пригодится для набивки (после наполнения открытый участок зашьётся).

Подушечку нужно вывернуть и заполнить набивкой. Для наполнения наиболее крупного квадрата нужно использовать самый тяжёлый материал (к примеру, гречку), чтобы придать собранной конструкции максимальную устойчивость.

Шероховатые буквы

Чтобы изготовить эти полезные элементы, необходимо взять:

  • цветную бумагу (синюю и красную);
  • трафаретные изображения букв;
  • картон;
  • клеевой карандаш;
  • клей ПВА;
  • манную крупу.

Чтобы сделать пособие, нужно выполнить несколько важных шагов:

  1. На листах нужно с помощью трафаретов изобразить силуэты букв. Причём на синей бумаге будут согласные, а на красной – гласные буквы. Как вариант – распечатать готовые трафареты на принтере.
  2. Следующий шаг – приклеить листочки к картону. Он должен быть максимально плотным, например, от обувной коробки. Для приклеивания лучше использовать клеевой карандаш.
  3. Затем заготовки нужно поместить под пресс, следует немного подождать, чтобы картон хорошенько высох.
  4. После подсыхания заготовки нужно разрезать на отдельные прямоугольники с буквами. Силуэтные буквы обводят клеем ПВА и обсыпают манкой. Однако слишком много крупы использовать не нужно.
  5. Излишнюю манную крупу нужно стряхнуть, а затем стоит высушить карточки. Их с помощью булавок или кнопок прикрепляют за уголки к картонке, чтобы прямоугольники не деформировались.
  6. Последний штрих – нанесение второго клеевого слоя. Он нужен для того, чтобы манная крупа не обсыпалась во время упражнений. Ждём, когда карточки окончательно высохнут.

Шероховатые буквы используют с 3 — 4-летнего возраста. Это пособие располагают в языковую зону и используют для занятий по подготовке к чтению и письму.

С помощью шершавых заготовок развиваются ассоциации звука и буквы, происходит запоминание их названия, совершенствуется мелкая моторика. Кроме того, ребёнок учится правильно обводить буквы, как при последующем написании.

Для изготовления этого дидактического материала Монтессори необходимо запастись:

  • натуральным текстилем (сатиновыми отрезами);
  • различными крупами (гречкой, пшеном, рисовой или манной крупой), фасолью и горохом;
  • фигурными макаронинами.

Ниже расписан пошаговый алгоритм создания сенсорных мешочков для маленьких ребятишек:

  1. Первоначально раскраивают тканевые заготовки для мешков, размер может быть любым, но пропорции нужно соблюдать. Длина лоскута соответствует двум ширинам изделия, также нужно добавить по сантиметру на швы.
  2. Материал складывают пополам лицевой стороной внутрь, прошивают боковые стороны полностью и половину верхней части. Также нужно закрепить ниточки с двух сторон строки.
  3. Гречку или другой крупяной наполнитель предварительно необходимо прокалить в духовке в течение 20 минут или в микроволновке в течение 3 минут. Это делают во избежание развития жучков в дальнейшем.
  4. Мешки выворачивают и утюжат. Затем в них засыпают наполнитель, важно следить, чтобы вес у всех пособий был одинаков. Также не следует засыпать в мешочек сразу несколько видов круп.
  5. Последний штрих – прошивка верхней части до конца. Все лишние торчащие нитки обрезают и отдают ребёнку для весёлой игры и развития.

Можно также создать мешки в форме весёлой гусеницы. Для этого необходимо отрезать от колготок необходимую длину, засыпать туда, например, гречку, завязать узелок, чтобы получился плотноватый на ощупь шар.

Затем засыпают другой тип крупы и вновь завязывают узелок. Этот шаг повторяют с каждым видом наполнителя. После чего хвост гусеницы прошивают и красиво оформляют получившуюся игрушку. Например, для глазок можно взять бусинки, только их нужно крепко пришить.

Подобное пособие подойдёт даже для самого маленького ребёнка. Оно великолепно развивает сенсорные ощущения, тонкую моторику, внимательность. Помимо этого, применение сенсорных мешочков позволяет эффективно развивать слуховое восприятие.

Мобиль

Методика Марии Монтессори также предполагает применение подвесок для новорождённых малышей и деток постарше. Такие устройства отличаются от промышленных вариантов отсутствием музыкального сопровождения, быстрого вращения элементов.

Чаще всего формы берутся абстрактные, вращение происходит за счёт воздуха в комнате. Подобный неспешный ход обязательно понравится ребёнка, который станет отслеживать движение игрушки, фокусируя взгляд.

Популярная модель подвески – шестигранный мобиль. Для его изготовления необходимы:

  • лёгкая палочка из дерева;
  • 3 листочка картона основных оттенков: жёлтого, красного и синего;
  • клей;
  • ленточка.

Чтобы изготовить это развивающее пособие для младенцев, нужно выполнить несколько действий:

  1. На картоне рисуют развёртку шестигранника. Также можно сделать распечатку на цветной бумаге и наклеить её на картонку. Хорошенько просушить.
  2. Места сгибов обрабатываются при помощи ножничек и линейки, чтобы избежать сломов и излишних перегибов.
  3. Затем шестигранная развёртка вырезается и собирается в фигуру, склеивается в местах соединения. Так повторяется 3 раза.
  4. Ленточки закрепляются в одном из швов изделия и привязываются другим кончиком в палочке из дерева. Важно, чтобы она была без шероховатостей и заусениц.
  5. Готовый мобиль закрепляется на расстоянии в 25 — 30 сантиметров выше ребёнка.

Подобное пособие предлагается детям с 3-месячного возраста. Оно позволит научить ребёнка фокусировать глаза на вращающихся предметах, отслеживать их, воспринимать их оттенки и форму.

Сенсорный коврик

Подобное покрытие, конечно, можно приобрести и в магазине, однако его можно сделать и своими руками. Сгодятся остатки старой одежды и различная фурнитура:

  • текстильные лоскуты;
  • крючочки;
  • пуговицы;
  • молнии;
  • липучки;
  • кнопочки;
  • прочие застёжки.

Первоначально необходимо сшить заготовку для сенсорного коврика, размеры и форма могут быть любыми. Наполнить основу можно синтепоном. Если не хочется возиться, опытные мамы советуют взять старое байковое одеяло.

Дальнейшее создание коврика будет зависеть только от маминой фантазии. Сенсорное покрытие обычно сочетает текстиль разной фактуры, накладные карманы с застёжками, вшитые пищалки, шарики с разнообразными наполнителями и т.д.

Этот развивающий материал способствует развитию детской сенсорики с 8-месячного возраста. Также ребёнок разовьёт тонкую моторику, научится пользоваться разными застёжками, что крайне необходимо для навыков самообслуживания.

Бизиборд

Это современное название стендов Монтессори, которые представляют собой доски для развития, к которым крепится всё, что обычно строго-настрого запрещаются трогать ребёнку. При помощи досок дети безопасно знакомятся с бытовыми предметами.

Изготовление бизиборда потребует от родителей немного воображения и следующих приспособлений:

  • доска ДСП;
  • стрежни-саморезы;
  • клеевое средство;
  • замочки с ключами, цепочками;
  • включатели-выключатели;
  • розетки;
  • дисковый элемент от старого телефона;
  • оконные щеколды;
  • застёжки;
  • пуговицы;
  • шнуровки и пр.

Изготавливается развивающая доска достаточно просто. На листе ДСП нужно расчертить схему будущего бизиборда, можно даже действовать в соответствии с определённым сюжетом.

Родитель раскладывает детали, а потом очень крепко их прикручивает с помощью саморезов к доске. Крепость крепления очень важна, поскольку ребёнок будет стараться оторвать понравившийся элемент пособия.

Более подробно о том, как изготовить бизиборд своими руками и какие приспособления для этого потребуется, читайте в статье детского доктора.

Этот дидактический материал подойдёт для ребятишек с годика и до 6 лет. Уже сидящий и ходящий малыш сможет самостоятельно изучать предметы и взаимодействовать с ними: открывать и закрывать замочки и застёжки, использовать розетки, работать со шнуровкой.

Такой самодельный бизиборд развивает тонкую моторику, внимательность, усидчивость. Ребёнок обучается решению бытовых сложностей, а также удовлетворяет интерес к бытовым предметам. Особенно ему нравится разнообразие элементов.

Разноцветные ёжики

Это наиболее простой дидактический материал из всех возможных. Мама вырезает из яркого картона силуэты ёжика или любых других фигур. Также можно использовать обычный гофрированный картон, украшенный самоклеющейся плёнкой.

Самый частый вариант – ёжик, которому при помощи прицепок можно доделать «иголки». Также родители делают из картона солнце с лучиками-прищепками, различных животных и человечков. Дополнительно эти фигурки раскрашивают фломастерами или красками.

Если прищепки взять под цвет контура, то ребёнок не просто разовьёт тонкую моторику, но и выучит основные оттенки. Например, для солнца подойдут жёлтые прищепки, для ёлочки – зелёные, а для синей тучки – соответственно, голубые.

В качестве заключения

Таким образом, методика Марии Монтессори в домашних условиях также вполне реализуема. Прежде всего, следует обустроить пространство в соответствии с определёнными требованиями к зонированию помещения и дидактическим материалам.

Многие развивающие пособия можно сделать своими руками, используя подручные средства. Это позволит сэкономить деньги и реализовать собственную фантазию. Да и ребёнок с большим удовольствием будет играть именно в самодельные игрушки.

Кроме того, дети, видя заинтересованность родителей и их увлечённость, сами загорятся познанием окружающего мира. А когда малыш подрастёт, то и сам с удовольствием начнёт принимать участие в создании новых необычных игровых принадлежностей по методу Монтессори.

Развивающие игрушки Монтессори своими руками

Любящие родители хотят дать своему ребёнку только лучшее. Одежда, еда, образование — лишь вершина айсберга. Мамы стараются сделать развитие малыша многогранным, чтобы он как можно раньше научился говорить, считать и читать, рисовать и петь. В каждом маленьком человечке заложен огромный потенциал и желание родителей реализовать его естественно. Именно поэтому сегодня так популярна методика детского развития Марии Монтессори. Увлечённые мамы даже делают игрушки Монтессори своими руками. Они не уступают в эффективности фирменным и к тому же несут особый заряд маминой любви и заботы.

Польза игр и игрушек по системе Монтессори

Сегодня особая мода на раннее развитие, потому школ, называющих себя Монтессори, множество. Среди них встречаются и не совсем добросовестные, где с детьми занимаются, может быть, добрые и хорошие воспитатели, но не получившие соответствующих сертификатов. Кроме того, очень много кривотолков вокруг таких заведений. Нередко учителя младших классов школы отмечают, что дети из таких групп не дисциплинированны и безвольны. Им сложно адаптироваться и воспринять обучение не по желанию, как принято в группах Монтессори, а по необходимости.

Но как бы ни было, пользу самих игрушек, разработанных известной итальянкой, трудно оспаривать.

  1. Основное преимущество монтессори-материалов — простота, благодаря которой ребёнок способен без помощи взрослого, интуитивно понять принцип их действия. Такие игрушки не перегружены аксессуарами, отвлекающими внимание, и ненужными «фишками». Даже пирамидки выполнены в одном цвете, что взрослым кажется скучным, но вот детям — в самый раз.
  2. Кроме того, малыш получает возможность самостоятельно увидеть и исправить свои ошибки. Ему нет необходимости обращаться к старшим, чтобы понять, правильно ли он всё сделал. Самостоятельность — одна из основ методики Монтессори которая реализуется и в игрушках.
  3. Немаловажно, что материалы Монтессори (именно так известная итальянка предпочитала называть игрушки) не содержат «химии». Они выполняются преимущественно из дерева и тканей, а элементы, цвет которых не принципиален, даже не красятся. Именно такие, деревянные игрушки безопасны для детей, приятны на ощупь и безвредны, если кроха потянет их в рот.
  4. Основоположница теории одна из первых обратила внимание на связь мелкой моторики с развитием устной речи. Потому основная часть её материалов рассчитана именно на выполнение точных, мелких движений пальцами рук.
  5. Дидактический материал, используемый в методике Монтессори, учит ребёнка систематизировать информацию. Таким образом, полученные малышом знания о мире раскладываются в его голове «по полочкам».
  6. Несмотря на простоту, или, скорее, благодаря ей, монтессори-игрушки притягательны для детей. Потому малыши занимаются с удовольствием, сами тянутся к новым знаниям и стремятся развиваться.

Стоит обратить внимание родителей, что сама методика воспитания разрабатывалась для детей, отстающих в развитии. Потому неукоснительное соблюдение всех её принципов можно поставить под вопрос. Но монтессори-материалы, напротив, идеально подходят здоровым и любознательным детям.

Они призваны раскрыть потенциал ребёнка, в максимально простой форме донести ему нужную информацию, развить мелкую моторику и вызвать интерес к дальнейшему обучению.

10 игр, которые можно сделать дома своими руками

Чем старше ребёнок, тем сложнее становятся интересные ему игрушки. Но материалы для детей с полутора до 3-4 лет каждой маме под силу выполнить самостоятельно. Для этого пойдут в ход старые предметы одежды, разные виды круп, картон. А пуговицы всех форм и размеров станут настоящим сокровищем!

Интересно, что сама Мария Монтессори не работала с малышами младше двух-трёх лет. Игрушки Монтессори для детей до года — это то, что было придумано уже её последователями и учениками. Равно как и школы раннего развития, куда мамы теперь могут приходить уже с 8-месячными детьми.

Начнём с игрушек для самых маленьких, которые едва научились лежать на животике. Их надолго увлечёт коврик с разными интересными элементами. Сделайте его из разноцветных лоскутов или нашейте на однотонную основу кусочки разных тканей, оформив картинку-историю. Но на самом деле в этом нежном возрасте малыш ещё не оценит ваше творчество. Его пока интересуют фактуры, элементы соединения и цвета.

  1. Так как кроха будет играть и на полу, сделайте синтепоновую основу для коврика.
  2. Оформите его пуговицами, разными тканями, ленточками, кружевами.

Такая игра — одна из первых на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия. Если на коврике есть сюрпризы в виде застёжек, липучек, молний, то малыш приобретёт и полезные навыки, необходимые в повседневной жизни.

Тактильные дощечки

Такую игру можно предложить даже тем малышам, которые ещё не научились ползать. Они с удовольствием будут щупать незнакомые материалы, развивая тактильное восприятие. Это простимулирует отделы мозга, ответственные за речь и фантазию.

  1. Порежьте лист картона на равные прямоугольники.
  2. Вырежьте такие же прямоугольники из различных материалов: мелкозернистой наждачной бумаги, меха, велюра, шёлка, трикотажа, кружева, бархата, виниловых обоев и т. д.
  3. Наклейте их на картон и сложите в коробочку.

Пусть ребёнок наугад достаёт карточки и с закрытыми глазами рассказывает свои ощущения. Самым маленьким лучше играть с материалами, приклеенными на большой лист плотного картона. Так кроха не потянет их в рот.

Учим цвета

Мария Монтессори считала, что для изучения каждого нового навыка подходит строго определённый период. Мы понимаем, почему малышу лучше не начинать ходить до года — позвоночнику не нужна такая нагрузка. Но почему-то стараемся нагрузить мозг ребёнка разной информацией в совершенно неподходящее время.

Различать цвета и оттенки ребёнок способен года в полтора, но называть их он начнёт гораздо позже.

Развивать цветовое восприятие можно начинать в этот же период. Лучше всего для таких целей использовать различные цветные коробочки, стаканчики и мелкие элементы разных цветов. Пуговицы, картонные квадратики, большие бусины, крашеная фасоль и всё, что ещё придёт в голову. В качестве «сортеров» подойдут и разукрашенные формы для льда, тарелки под пасхальные яйца, спичечные коробки и т. д.

Разные цилиндры

У Монтессори несколько подобных материалов для различных целей. Подходят они для детей от трёх лет, за исключением совсем простых с одним или двумя элементами. Обычно игрушка представляет собой деревянный брусок с отверстиями, в которые вставляются цилиндры. А вот сами цилиндры могут быть разной толщины, высоты и цветов.

  1. Для развития визуального восприятия размеров цилиндры изготавливают одинаковых диаметров, но разных по высоте. В подставке они обычно выстраиваются в ряд от меньших к большим.
  2. Допустим и вариант с одинаковыми по высоте, но разными в диаметре цилиндрами.
  3. Ещё цилиндры могут быть разными и по высоте, и по диаметру — самые длинные являются самыми толстыми, а короткие — тонкими.
  4. В одной основе можно совместить все три предыдущих варианта, но чтобы ребёнок не запутался, цилиндры из одного ряда разукрасьте одним цветом.
  5. Для улучшения цветовосприятия понадобится четыре комплекта окрашенных цилиндров разного диаметра. Их можно вставлять в отверстия основы или просто ставить в соответствующие коробочки.

Заменить такие деревянные игрушки Монтессори можно с помощью подручных материалов. Основу легко изготовить из пенопласта и канцелярским ножом аккуратно прорезать в нём отверстия соответствующего диаметра. Сами цилиндры сделайте из солёного теста. Не забудьте в верхней части каждого приклеить ручку, чтобы малышу было удобно доставать их из блока-основы. В процессе извлечения участвуют те же пальцы, что в будущем будут держать ручку, потому такое упражнение косвенно готовит ребёнка к письму.

Кроме того, расставляя цилиндры разной толщины просто на столе, малыш дополнительно знакомится с основами физики — чем толще цилиндр, тем он устойчивее.

В зависимости от сложности эта игра может увлечь и совсем малышей с полутора лет и более старших детей. В оригинальном исполнении это деревянная доска с отверстиями различной формы, в которые вставляются соответствующие фигурки-вкладыши. Каждый вкладыш имеет посередине ручку для удобства извлечения.

Такая игрушка учит ребёнка аккуратности и внимательности, развивает умение работать с мелкими деталями, помогает освоить геометрические фигуры. Если на доске в ряд расположены одинаковые фигуры разных размеров, то ребёнок познаёт понятие «больше-меньше».

  1. Возьмите два листа толстого картона. Один исполнит роль задней стенки, в другом будут располагаться сами вкладыши.
  2. В одном из листов вырежьте фигуры. Можно всего 3-4 или пару десятков разных размеров — зависимо от возраста ребёнка.
  3. К вырезанным фигурам приклейте кусочек пенопласта или пришейте пуговицу, чтобы ребёнок мог вставлять и доставать вкладыши.
  4. Склейте вместе листы картона.

Коробочка с запахами для развития обоняния

Ребёнку с двух до четырёх лет будут интересны различные запахи. Известно, что память на ароматы — самая стойкая и малышу не будет лишним развить её. Для этого у именитой итальянки, конечно, нашёлся свой материал. Такие развивающие игрушки Монтессори в оригинале представляют собой сундучок или коробочку с выемками, куда вставляются цилиндрической формы бутылочки с разными запахами.

Дома можно в качестве таких бутылочек использовать «желтки» от киндер-сюрприза, баночки с завинчивающимися крышками (например, от детского пюре) и даже просто спичечные коробки.

Насыпать в них можно что угодно:

  • сушёные грибы;
  • корицу;
  • кофе;
  • цедру апельсина;
  • хвою;
  • мяту;
  • мыльную стружку.

Со старшими детьми можно играть в такое лото запахов, разнообразив его более сложными ароматами: бергамотом, специями и т. д. Играть можно по-разному. Для самых маленьких распечатайте изображения содержимого баночки, объясните, что это и где используется. Старшие уже должны угадывать запах, рассказывать о нём, находить одинаковые ароматы и сортировать их (сладкие, древесные, пряные).

Эта категория игрушек для малышей, которым уже скучно просто щупать фактурные карточки. Перебирать содержимое мешочков пальцами будет интересно крохам уже с полугода, а более осознанно играть с ними будут дети лет с двух. Попросите ребёнка найти наощупь пары с одинаковым наполнителем, рассказать о своих ассоциациях или придумать историю.

  1. Купите чётное количество воздушных шариков.
  2. Подготовьте различные наполнители: фасоль, орехи, горох, мелкие камушки, песок, гречку, рис, зёрна кофе.
  3. Засыпьте наполнители в шарики и завяжите их.

Если шарики не кажутся вам привлекательными, пошейте мешочки самостоятельно из непрозрачной плотной ткани. У Монтессори они выглядят как почти плоские прямоугольные саше, ровного спокойного цвета.

Болты для навинчивания

Тут без помощи супруга не обойтись, но результат того стоит. Дощечка с несколькими, расположенными по возрастанию диаметра, болтами и набором гаек отлично развивает мелкую моторику и учит ребёнка внешне оценивать размеры предметов.

  1. В качестве основы возьмите лист ДСП или другую ненужную дощечку длиной до 15 см и толщиной 5-7 см.
  2. Просверлите в ней отверстия и вставьте несколько болтов. Зафиксируйте их гайками.
  3. Второй набор гаек дайте ребёнку — пусть навинчивает.

В принципе, можно не усложнять себе жизнь сверлением дощечки. Достаточно болты и гайки сложить в две жестянки — игрушка готова. Причём в таком исполнении у ребёнка будут задействованы обе руки. Учитывайте, что гайки довольно мелкие, потому лучше находитесь рядом с ребёнком во время игры, чтобы он случайно не проглотил одну из них.

Карточки Монтессори

Это целая категория интересных игр. Они направлены на развитие логики, разностороннего мышления, понимание цветов и форм. Карточки подойдут как малышам в возрасте полутора-двух лет, так и более старшим детям — в зависимости от сложности и количества. Сделайте их один раз и надолго следующим образом.

  1. Возьмите 3-4 листа разноцветного картона — это будет основа для распознавания цветов.
  2. На белой плотной бумаге нарисуйте или распечатайте изображения разных категорий предметов в той же цветовой гамме, что и выбранный картон. Например, синий квадрат, жёлтый круг, красный ромб — это геометрические фигуры. Далее, цветы: синий василёк, жёлтый одуванчик, красная роза. Так же с животными, фруктами, овощами.

Цель — разложить карточки с изображениями на картон соответствующего цвета. Начинайте знакомство малыша с тремя цветами и геометрическими фигурами, а с возрастом добавляйте категории. Просите ребёнка сортировать их по группам, цветам, разделять на съедобное и несъедобное, живое неживое и т. д.

Бизиборды

Пожалуй, это самая распространённая игрушка, которая очень нравится родителям, потому что увлекает детей надолго. Она представляет собой развивающую доску, на которой собраны сразу несколько из уже описанных или других материалов. Сделать её дома совершенно несложно. За исключением самой деревянной доски, все остальные элементы можно найти в кладовке, среди вещей, о которых супруг говорит «не выбрасывай, вдруг пригодится!» Вот и пригодилось.

Поместите на бизиборд:

  • выключатели света;
  • щеколду;
  • гофрированную трубку и шарик на верёвочке;
  • диск от старого телефона или кнопочную панель от его более молодого последователя;
  • розетку и вилку;
  • вентиль от водопроводного крана;
  • колокольчик;
  • приклейте 3-4 рамки-вкладыша;
  • шнуровки;
  • застёжки-липучки;
  • штекеры от телевизора и гнёзда под них.

Не стоит дополнять доску яркими картинками — не перегружайте восприятие малыша. Дайте ему возможность вникнуть в суть вещей, не отвлекаясь на ненужный антураж.

Кроме описанных игрушек, у Монтессори есть и другие: пирамиды из кубиков, всевозможные карточки, сортеры, рамки с застёжками, модули с различными типами движения. Но даже если вы не можете себе позволить эти дорогие игрушки, всё равно обязательно занимайтесь с ребёнком, учите его тому, что знаете сами, объясняйте свои действия. Возьмите у Монтессори правило не вмешиваться в игру малыша и не помогать, пока он сам не попросит об этом. Когда вручаете ему новую игрушку, не стремитесь тут же показать, что с ней делать, а дайте возможность крохе самому разобраться в принципе действия. Материалы Монтессори очень способствуют этому и в будущем ваше чадо не будет бежать к вам по любому поводу, а постарается решить проблему самостоятельно.

Монтессори-мобили для новорожденных

В нашей семье появился второй малыш, и теперь у меня есть возможность реализовать Монтессори-подход, начиная с самого рождения. Со старшим ребенком я упустила много времени, прежде чем найти нужный вектор для его развития. Некоторые сензитивные периоды я пропустила и занималась совсем не тем, чем стоило бы. Всё нащупывалось интуитивно. Много времени и сил было потрачено на поиски и покупки совершенно бесполезных вещей.

Ожидая второго ребенка, я выкинула все младенческие игрушки и подвески, которые были до этого, и теперь пробую сделать так, как рекомендует система Монтессори. А что из этого получится – увидим в будущем 🙂
Часть последующих статей я посвящу именно первому году жизни малышей, и реализации принципов Минтессори для этого возраста.

Серию статей для новорожденных я начинаю с самых первых игрушек для малышей – мобилей.

Такие подвески помогут ребенку научиться наблюдать, концентрировать и удерживать внимание.
Наблюдение за предметами — это самая первая доступная для малыша деятельность, и может доставить ребенку огромное удовольствие.
Мобили следует подвешивать на расстоянии 20-30 см от ребенка. Именно в этом диапазоне малыш сможет следить за медленно вращающимися предметами и, со временем, будет делать это все лучше и лучше. В этот период ребенок учится фокусировать свой взгляд и следить глазами за движением плавно двигающихся фигур, позже это поможет малышу осваивать и открывать для себя визуальный мир.

В системе Монтессори предусмотрены специальные мобили для малышей, их вы не встретите в магазинах, они очень сильно отличаются от того, что предлагают нам под названием «мобиль». Здесь все формы выверены, нет кричащих цветов, быстро вращающихся деталей, отвлекающей музыки, летающих коров, и других непонятных существ. В системе Монтессори все четко и лаконично: есть простая понятная форма, как правило, абстрактная не несущая за собой конкретного образа, есть четкие цвета, а вращение фигур задается движением воздуха. Движение фигур плавные и естественные, за ними легко может следить и фокусироваться глаз ребенка.

Существует 4 классических Мобиля:

1. Черно-белый мобиль Мунари, предлагается с 2-3 недель
2. Мобиль из октаэдеров, примерно с 6 недель
3. Мобиль Гобби, с 2-3 месяцев
4. Мобиль «Танцующие человечки», к 3-4 месяцам
Каждый из этих мобилей решает свою задачу и меняется по мере появления новых возможностей у ребенка. Самый первый — помогает ребенку сконцентрировать свой взгляд на контрастных черно-белых фигурах, затем идет мобиль с объемными цветными фигурами. Чуть позже, малыш уже способен различать оттенки цветов – и это третий мобиль, и четвертый мобиль дает возможность следить за свободно вращающимися фигурами разных переливающихся цветов.
О каждом из этих мобилей я расскажу подробнее в следующих статьях.
Как подвесить мобиль:

Очень часто родители задаются вопросом о том, как же подвесить такие мобили над ребенком.
Как правило, родители, следующие системе Монтессори, уже отказались от использования стандартных детских кроваток с решетками, на которые можно было бы прикрепить обычный мобиль.

Есть много вариантов решить эту проблему, все будет зависеть от вашей фантазии и особенностей вашей квартиры.

Самым лучшим вариантом будет подвесить мобиль на крючок, прикрепленный к потолку, как это делается в классическом варианте Монтессори-среды. Такой крючок делают над тем местом, где находится матрасик для игр и занятий. Но, часто в наших квартирах это сделать не удается, поэтому изобретательности Монтессори-мам нет предела.

Для своих мобилей я использовала крепление от самого обычного покупного мобиля, убрав с него все лишнее и прикрепив к стеночке. Получилось вполне приемлемо.
Если есть опыт заказа с Amazon, то можно приобрести вот такое крепление для мобиля.

Так же есть масса других нестандартных способов, которые можно посмотреть на фото ниже. На этих фотографиях обратите внимание не на сами подвески, поскольку они не все имеют отношение к Монтессори-мобилям, а именно на крепления.


Что еще нужно знать про мобили:
Чтобы правильно выбрать место для мобиля, попробуйте сами прилечь на место ребенка, положив голову туда, где находится голова малыша.

Попросите кого-нибудь подержать мобиль над головой, на расстоянии 20-25 см. от глаз, а затем немного сдвинуть в сторону ног, чтобы игрушка не висела прямо над лицом ребенка.

Мобиль должен быть расположен так, чтобы малышу было удобно наблюдать за ним, не напрягая ни спину, ни шею.

Когда ребенок даст понять, что ему наскучил этот мобиль, замените его. В среднем, меняйте мобиль каждые две-три недели.

В следующих статьях я подробно расскажу, как сделать каждый из Монтессори-мобилей.

Развивающие игрушки по методике монтессори своими руками

Методика монтессори известна в мире более ста лет. Для создания комнаты в духе ее системы нужно расположить все шкафы, полки и другие предметы мебели на уровне, доступном ребёнку. Полная свобода действий малыша приветствуется. Необходимо приобрести всевозможные пособия для раннего развития. Их стоимость часто завышена, поэтому родители предпочитают изготавливать материалы монтессори своими руками.

Для создания игрушек по методике Марии Монтессори используются следующие принципы: простота, отсутствие перегруженности деталями, естественность. Обычно такие пособия изготавливают из дерева и окрашивают в спокойные цвета. Но можно попробовать создать развивающие игрушек по методике монтессори из того, что есть дома.

Изготовление рамки-вкладыша

Это пособие направлено на развитие мелкой моторики. Его можно начинать давать детям ещё до года. Для его изготовления понадобятся следующие материалы:

  • плотный картон;
  • цветная бумага;
  • канцелярский нож;
  • клей.

Вырезаем геометрические фигуры из бумаги разных цветов: треугольник, квадрат, ромб, круг. Наклеиваем их на картон. Теперь детали нужно вырезать по контуру канцелярским ножом. Сверху прикрепляем пуговицу, чтобы вкладыши легко было доставать.

Мобиль для новорождённых

Это пособие подходит для самых маленьких детей с рождения. Оно позволяет помочь ребёнку фокусироваться и развивает координацию движений.

Для изготовления первого мобиля Мунари нужны следующие материалы:

  • плотная бумага;
  • нитки;
  • клей;
  • краска белого и чёрного цвета;
  • деревянная планка;
  • прозрачный пластиковый шар диаметром 4 см.

Распечатываем шаблон. Вырезаем и склеим фигуры. Планку делим на три части, равные 24, 20 и 12 сантиметров соответственно и раскрашиваем, как на схеме. Закрепляем контрастные детали и шар на конструкции, как на рисунке. Такой мобиль можно предложить малышу уже с 2 — 3 недель жизни.

Развивающая доска (бизиборд)

Одним из самых интересных материалов для детей в системе монтессори является бизиборд. Это специальный стенд из дерева, на который крепятся всевозможные элементы начиная от шпингалета до выключателя. Смысл — в безопасности научить ребёнка обращаться со взрослыми предметами. Если обычно малютке запрещено вставлять вилку в розетку, здесь это всего лишь отдельное упражнение. Такие пособия могут быть выполнены в виде кубика, где каждая грань наполнена интересными задвижками и дверцами на петлях. Начинать заниматься с бизибордом можно уже с 2 лет.

Если вы не владеете искусством обработки дерева, лучше попросить помочь папу сделать заготовки. Для создания ручной игрушки монтессори понадобятся следующие материалы:

  • ДСП или любая ровная доска;
  • саморезы;
  • клей Момент;
  • липучки, молнии, шнурки, крючки для различных застёжек;
  • разнообразные замки, шпингалеты, задвижки, выключатели, цепочки.

Обработайте поверхность доски, чтобы на ней не было зазубрин и неровностей. Можно покрыть её безопасным лаком. Далее нужно закрепить все необходимые элементы. Вы можете расположить их в случайном порядке или нарисовать фон. Например, дерево, где на каждой ветке будет свой тренажёр для маленьких ручек. Перед тем как давать игрушку ребёнку, убедитесь, что все детали надёжно закреплены и отсутствуют острые края.

Тренажёр цвета

Начиная примерно с 1,5-2-летнего возраста дети обожают сортировать предметы по признаку. Для изучения цветов и развития этого навыка можно сделать тренажёр-органайзер. Для его создания понадобятся следующие материалы:

  • пластиковая или картонная коробка с различными отсеками (например, для столовых приборов);
  • цветная бумага;
  • клей;
  • разные крупные пуговицы, бусины, мелкие игрушки, крышки разных цветов.

Если у вас не нашлось подходящей коробки, не расстраивайтесь — её легко можно сделать самостоятельно, потратив немного времени. Просто вырежьте подходящие по высоте перегородки из картона и вклейте их в основание. Можно соединить несколько спичечных коробков. Внутрь каждого получившегося отсека приклеиваем цветной прямоугольник из бумаги. Обратите внимание, оттенки не должны повторяться. Теперь даём получившийся органайзер маленькому исследователю вместе с заготовленными элементами: пусть складывает их в отсеки нужного цвета. Эта игра может надолго увлечь 2-летнего ребёнка.

Геометрик своими руками

Нетрудно создать самостоятельно и ещё один дидактический материал — математический планшет или геоборд. Это доска с гвоздями, забитыми на равном расстоянии друг от друга. В домашнем исполнении можно использовать канцелярские кнопки с цветными головками.

Для его создания понадобятся материалы:

  • небольшая ровная доска;
  • кнопки с пластиковыми шляпками;
  • банковские резинки.

Цель игры — научиться составлять разные фигуры и рисунки с помощью резинок или ниток. Это занятие подойдёт для детей от 2 лет. Геометрик направлен на развитие мелкой моторики и координации рук, логики и математического мышления.

Сенсорные мешочки

Ещё один интересный материал для развития моторики. Все, что нужно для создания, — это плотная ткань и разные крупы для наполнения.

Сшиваем одинаковые по размеру прямоугольные кармашки и засыпаем в каждый из них свой вид наполнителя. Важно надёжно закрепить мешочки, чтобы ребёнок не смог их открыть. В качестве наполнителя можно использовать рис, горох, фасоль, гречку. К игре можно привлекать малышей с самого раннего возраста.

Рамки с застёжками

Это пособие направлено на развитие самостоятельности у детей. Цель — научить ребёнка справляться с разными видами застёжек. Чтобы создать рамку монтессори своими руками, понадобятся следующие материалы:

  • деревянная рама от картины;
  • ненужная одежда с молниями, пуговицами, крючками;
  • строительный степлер или клей.

Нашли дома старую кофту, которая давно ждёт своей отправки на дачу? Не торопитесь от неё избавляться, при грамотном подходе она может стать отличным развивающим пособием. Для начала вырежьте из одежды квадрат размером чуть больше рамы. Расположите ткань таким образом, чтобы застёжка была посередине на лицевой стороне. Прочно закрепите остатки на задней части, отрежьте лишнее.

Шнуровка для малышей

Не менее популярное пособие, направленное на развитие моторики и навыка самообслуживания. Для создания нужно взять:

  • плотный картон;
  • длинные толстые шнурки;
  • дырокол или шило;
  • нож.

Вырезаем из картона контур ботинка. Разрезаем рисунок пополам по вертикали. Прокалываем дырки на равном расстоянии друг напротив друга. Вдеваем в верхние два отверстия шнурки и завязываем их. Теперь можно учить малыша вставлять верёвочки в дырки, а также самостоятельно справляться со шнуровкой. Такие игры развивают координацию, подготавливают руку к письму и способствуют усидчивости.

Шершавые буквы

Занятие направлено на сенсорное развитие и изучение алфавита. Для изготовления пособия нужно распечатать буквы на плотной бумаге или нарисовать от руки.

Покрываем внутреннюю поверхность клеем ПВА и посыпаем манной крупой. Пусть ребёнок попробует обводить буквы пальчиками — так он запомнит их контуры и научится писать.

Итак, вы научились делать монтессори материалы своими руками для малышей. Теперь ваш маленький помощник будет развиваться быстро и правильно.

Монтессори-материалы своими руками для детей 1 года

Список материалов, которые можно предложить годовалому ребёнку.

  1. Копилка.

Дети в возрасте около года находятся в периоде освоения причинно-следственных связей и в тоже время стремятся работать с мелкими предметами, развивая мелкую моторику. «Копилка» послужит обеим целям.

10 правил создания Монтессори-материалов своими руками

Её просто сделать дома. Возьмите небольшую аккуратную коробку, например, из-под обуви. Учтите, что она не должна быть ярких или пёстрых цветов. Прорежьте отверстие в крышке и предложите малышу проталкивать в него шарики. После – открывать коробку и искать их. Как только ребёнок перестанет пробовать предметы на вкус, сделайте отверстие меньше, а шарики замените на более мелкие предметы. Часто родители используют для подобной игры банки. Важно, чтобы крышку малыш мог открыть самостоятельно, чтобы завершить работу.

  1. Раскладывание по отверстиям.

Интересно и раскладывание предметов по отверстиям. Для него подойдёт любая коробка с отверстиями, например, от конфет или форма для льда. Раскладывать можно одинаковые шарики или орехи. Следите, чтобы предметов и отверстий было одинаковое количество.

  1. Коробки, которые можно открывать и закрывать.

Этот классическое пособие Монтессори, которое легко сделать дома. Потребуются 3–4 коробки разного размера из разных материалов, которые открываются по-разному. Внутрь можно положить небольшие игрушки, чтобы ребёнку было интересно искать их. Сперва покажите, как открывается каждая из них, а потом предложите поработать самостоятельно. После предложите закрыть ящички и убрать на место.

  1. Сенсорные мешочки или ткани.

Сенсорные мешочки Монтессори просто сделать своими руками дома. Сшейте 4–5 пар одинаковых мешочков: 2 одинаковых мешочка с гречкой, 2 с пшеницей, 2 с манкой, 2 с горохом и 2 с рисом. Годовалому малышу предлагайте пока только ощупывать мешочки, получая новый сенсорный опыт. Когда ребёнок подрастёт, он будет искать пары с закрытыми глазами, так что такое пособие послужит долго.

Как сделать дома сенсорные Монтессори-материалы или чем их заменить

Похожий материал – различные на ощупь ткани (также парные), порезанные на одинаковые квадраты. Работают с ними как и с мешочками: ощупывают лоскутки, обращая внимание на структуру.

  1. Сенсорные книжки.

Сейчас продаётся множество сенсорных книжек. Их можно сшить и самим, как из ткани, так и наклеив разную ткань и другие материалы на листы картона. Обратите внимание, чтобы цвета в книжке были гармоничными.

Другое подобное сенсорной книжке пособие, которое значительно проще сделать в домашних условиях, – доска с тканями. Приклейте на картон или доску квадраты разной ткани, вату, губку.

  1. Материалы для первых упражнений в практической жизни.

Основой методики Монтессори для детей раннего возраста являются упражнения практической жизни. В этих занятиях дети перенимают опыт у взрослого и учатся самостоятельному обращению с вещами, развивают моторику рук. Предлагайте помогать вам в повседневных делах, постепенно включая новые упражнения по мере взросления ребёнка: вытереть тряпочкой стол, сложить белье в стиральную машинку, смешать ингредиенты для салата или пирога, почистить банан, полить цветы.

  1. Сосуды для переливания.

Упражнения с водой развивают моторику и имеют терапевтический успокаивающий эффект. Предлагайте такие занятия с самого раннего возраста. Их можно организовывать прямо в ванной во время купания: положите в таз несколько сосудов и покажите как можно переливать из одного в другой. Также научите малыша, как играть с леечкой и с водяной мельницей и как выжимать губку.

  1. Ситечко для вылавливания из воды.

Это занятие часто надолго увлекает даже совсем маленьких детей, которым бывает трудно сконцентрироваться на какой-либо деятельности долгое время.

Переливания и игры с водой

Дайте малышу таз с водой и разные мелочи: сначала это могут быть шарики от пин-понга, их проще поймать, после можно использовать что угодно: мелкие игрушки, камни, ракушки, шишки. Пусть сначала вылавливает рукой. Когда ребёнок поймёт, в чём заключается работа, дайте ему ситечко или половник, с помощью которых он будет складывать игрушки в коробку.

  1. Речевые корзинки.

Это небольшие корзинки, в которых собраны игрушки по одной теме: животные, фрукты, транспорт.

Как помочь ребёнку развивать речь

С фигурками проводится трёхступенчатый урок, вводятся их названия.

Сначала вы сами называете 2–3 предмета из корзинки, затем предлагаете показать один из них, потом спрашиваете, как называется тот или иной предмет. Если ребёнок ещё не умеет разговаривать, остановитесь на второй ступени.

  1. Штампы для рисования из картошки.

Около года дети с удовольствием осознают, что могут оставлять след на бумаге или другой поверхности. Именно в этом возрасте мы учим малышей обращать внимание на этот след. Предлагайте рисовать пальчиковыми красками, а также сделайте штампы из картофеля. Просто разрежьте картошку пополам, макайте половинку в краску, оставляя таким образом след, или вырежьте на половинке картошки различные формы, чтобы разнообразить работу.

Возможно, вам будет интересна . В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *