Игры 6 7

Как организовать веселые конкурсы для детей в маленьких помещениях

Детство — самое беззаботное время! И хотя младшие школьники уже загружены учебой и всевозможными кружками, тем не менее они любят игры, конкурсы, различные состязания. Однако родители считают, что в домашних условиях провести их достаточно сложно, так как в квартире не хватает места для подвижных мероприятий. Но специалисты говорят: хотите провести незабываемый праздник? Обязательно устройте подвижные игры и веселые конкурсы для детей. Как организовать детские конкурсы дома?

Советы по проведению веселых домашних соревнований:

  1. Веселые конкурсы для детей пройдут наиболее интересно, если все между собой знакомы. Организуйте перед конкурсом несложную игру-знакомство, например, «Скачет, скачет воробей». Помогите участникам раскрепоститься!
  2. Проще, увлекательнее организовывать забавные игры ребятам примерно одного возраста.
  3. Приготовьте побольше реквизита. Дети любят переодеваться, становясь сказочными героями. Обожают получать небольшие подарочки. Подготовьте необходимый инвентарь: костюмы, маски, поощрительные награды, призы.
  4. Учитывайте возраст. Детям помладше устройте простые конкурсы, предложите четкие, понятные задания. Ребятам постарше усложните правила, пусть проявят смекалку и ум.
  5. Не делайте задания слишком сложными, чрезмерные трудности отбивают интерес к дальнейшему развлечению.
  6. Исключите соревнования, вызывающие неловкость. Нельзя использовать состязания, проиграв которые, участники почувствуют себя глупыми, неумелыми.
  7. Проведите несколько конкурсов без явного победителя. Пусть призами наградят каждого участника. Особенно актуален совет при организации конкурсов для детей младшего возраста.
  8. Составьте сценарий. Перечислите игры, конкурсы, дайте им краткое описание. Тогда вы сможете легко ориентироваться во время мероприятия.
  9. Учитывайте размеры помещения. Не стоит проводить активные подвижные игры и состязания в маленькой комнате дома. Во время конкурсов лучше отодвинуть мешающую мебель, вынести хрупкие предметы, убрать горшки с цветами.

Забавные конкурсы для младших школьников (7-8 лет)

В маленьких помещениях легко организовать смешные конкурсы с шарами, знакомыми игрушками, музыкой, которые заинтересуют участников помладше. Развлеките ими детей семи-восьмилетнего возраста.

Бой шарами

Участвуют две команды. Игроки получают одинаковое количество воздушных шаров (шарики команд — разных цветов). Комната разделена пополам. Члены команды занимают свои территории. Звучит музыка, дети начинают перебрасывать шары на сторону соперника. Задание непростое, ведь противники стараются отбить шары обратно! После окончания музыки, игра прекращается, подводятся итоги. Побеждает команда, перекинувшая больше шаров.

Белые медведи

Комната становится «морем», участники — «медвежатами». Выбирается пара «белых медведей». Игроки, взявшись за руки, бегут ловить «медвежат». Догнав кого-то «белые медведи» соединяют руки,»медвежонок» оказывается между их руками. Участник, которого поймали ждет другого пойманного «медвежонка». Они образовывают новую пару «белых медведей». Игра продолжается до поимки всех детей.

Нужный цвет

Дети танцуют под музыку. Музыка останавливается, ведущий выкрикивает: «Найди красный цвет!» Играющие должны найти что-то красное, дотронутся до этого предмета. Кто не успел — выбывает. Ведущий должен называть разные цвета. Побеждают внимательные.

Строители

Понадобятся детские кубики одинакового размера. Играть могут несколько команд. Соперники выстраиваются колоннами друг за другом. Поочередно, участники осторожно ставят свои кубики один на другой. Выиграет команда с высочайшей башней.

Угадай-ка

Участвуют 2 человека. Завязав глаза, по вкусу и запаху, они пробуют угадать продукты. Заготовьте игрокам наборы одинаковых продуктов (варенье, апельсин, банан, морковь, капуста, творог) Побеждает отгадавший больше запахов и вкусов.

Танцуют все!

Дети образуют пары. Под музыку пары танцуют, удерживая воздушный шарик теми частями тела, которые называет ведущий (спиной, коленками, попами, плечами, головами, ногами). Если шарик падает, пара выбывает.

Канатоходцы

Участвует две команды. На пол кладутся 2 веревки или длинные ленты —»канаты». Игроки стараются пройти по «канату» держа детский зонтик (усложните состязание: предложите участникам пройтись держа на голове книгу или набивая теннисный мячик ракеткой). Побеждает самая ловкая команда.

Обязательно наградите участников. Дети расстраиваются, когда проигрывают. Постарайтесь избежать негативных эмоций, отметьте подарками всех присутствующих ребят.

Интересные игры для младших школьников (9-10 лет)

Для детей постарше хорошо подобрать смешные конкурсы, в которых присутствуют элементы состязаний. Для маленьких помещений можно взять следующие игры для детей девяти-десятилетнего возраста.

Жадина

По комнате разбрасываются воздушные шарики, без ниток. Под музыку дети собирают шарики, стараясь удержать их. Побеждает ребенок, собравший наибольшее количество воздушных шаров.

Повтори наоборот

Ведущий показывает различные движения. Задача участвующих повторить их наоборот. Например, ведущий поднимает руки, значит дети опускают руки. Тот кто ошибется, выбывает. Выигрывает самый внимательный.

Грузчики

Команды выстраиваются перед линией старта. Команды получают по три мяча. Их необходимо донести до конца комнаты, затем вернуться обратно. Держать сразу три мяча трудно, передвигаться нужно аккуратно, очень осторожно. Побеждает быстрейшая команда.

Болото

Понадобится 5 листов картона каждой участвующей команде. Представьте, мы попали в непроходимое болото. Пересечь его можно только перекладывая листы картона и наступая на них. Пройдя дистанцию, игрок берет листы и бежит назад, передавать их следующему участнику. Оступившийся ребенок считается утонувшим. Выигрывает команда, перешедшая «болото» с наименьшими потерями.

Перетяни противника

Играют две команды. Комната делится пополам, команды занимают разные половины. Задача игроков: перетянуть участников команды противника к себе. Перетянутый ребенок, сражается за команду, на территории которой оказался. Вскоре дети образуют большую группу с правой или левой стороны.

Художники

Командам предлагается творческое задание. Представьте себя художниками. Попробуйте нарисовать фантики для конфет кондитерской фабрики. Используйте названия: «Сказочные», «Необычные», «Малышам», «Радужные». Ограничьте задание временными рамками.

Смешные подвижные игры

Ребятки всех возрастов любят подвижные игры. Их, конечно, трудно организовать в маленьких помещениях. Но если составить правила с юмором, рассчитанные больше на умение правильно принять решение, игры станут просто незабываемо интересными. Проведите с ребятами несколько забавных веселых игр.

Птички, в гнездо!

Внизу кругами обозначаются гнезда участников-птичек. Используйте обручи, веревки, начертите круги мелом. «Гнездышек» должно быть меньше, чем «птичек». Играет музыка, «птички» разлетаются. Когда музыка смолкает, участники бегут по домам. Игрок опоздавший занять «гнездышко» выбывает. Побеждает быстрейший участник. Помните, что кругов используется меньше, чем количество детей.

Попробуй, проколи!

К ногам играющего привязывают воздушный шарик. Задача игроков — проколов любым способом чужие шары, защитить свой. Играть желательно разутыми. Победителем объявляется игрок сохранивший шарик.

Волк и семеро козлят

Посередине комнаты необходимо обозначить «яму»— дом волка. Среди игроков выбирается волк (считалкой, жребием). Остальные участники — козлята. Козлята стоят с одной стороны комнаты. Услышав сигнал, нужно перебежать на противоположную сторону и перепрыгнуть «яму». Волк будет пытаться поймать козлят, не выходя за границы «ямы». Пойманные дети выбывают из игры.

Петушиные бои

Участники делятся на пары. Сзади к одежде ребенка прикрепляется широкая лента (можно заменить длинным платком). Теперь, когда у «петушков» появились хвосты, устраиваются состязания. По команде участник в паре пытается сорвать «хвост» соперника. Игра проводится до последнего участника. Он объявляется победителем.

Запасливые белочки

Участвует несколько групп игроков. Детям присваиваются номера. У ведущего находится мешок фруктов. Он достает любой фрукт, называет номер. Например, говорит: «Яблоко для третьей белочки». Дети получившие номер «3», должны подбежать к ведущему и схватить яблоко. Победу одерживают ребята, собравшие больше фруктов.

Прогулка с собачкой

Принимают участие две пары. Один член команды — «хозяин», берет второго игрока — «собачку «за ноги. Они одновременно отправляются прогуляться по заданной дистанции. Пройдя половину пути «собачка» и «хозяин» меняются местами. Побеждает команда, финишировавшая раньше другой.

Спокойные занимательные задания

Активные состязания желательно чередовать со спокойными конкурсами, требующими внимания, смекалки, находчивости. В небольших помещениях их легко провести. Чтобы дети с удовольствием играли в них, они должны быть веселыми, включать смешные задания.

Шиворот-навыворот

Ведущий произносит слова. Дети переставляют буквы в обратном порядке, записывают полученное слово. Например, услышав «пенал», ребенок пишет «ланеп», слово стол — «лотс». Используйте разные слова, соответствующие возрасту играющих.

Новая сказка

Детям предлагается превратиться в добрых волшебников, чтобы помочь грустной сказке. Выберите любую сказку с печальной концовкой ,а после предложите ребятам придумать счастливый конец. Приготовьте реквизит, разыграйте придуманную историю.

Проговори без запинки

Участники получают листочки со скороговоркой. Побеждает ребенок быстрее всех прочитавший ее без запинок.

Рисунок вслепую

Участвуют две команды. Игрокам предстоит вслепую нарисовать легковой автомобиль. Детям поочередно завязывают глаза, предлагая нарисовать одну деталь автомобиля.

Чей будет больше похож на настоящий, тот побеждает.

Угадай песенку

Конкурс проводят с группами детей. Командам выдаются карточки изображающие разные предметы, животными, растениями, вещами из известных песен. Команды должны догадаться какие песни зашифрованы в картинках. Нарисованный поезд, может обозначать песню «Голубой вагон», рыжий мальчик — песню «Рыжий, рыжий, конопатый», изображение мамонта— «Песенку мамонтенка».

Заботливые родители всегда смогут сделать досуг детей увлекательным, интересным, если творчески подойдут к его орагнизации. В этом им поможет подборка веселых игр для детей!

Топ-10: игры в помещении для веселой компании

Чем заняться, когда на улице тоскливо и холодно, идет дождь или просто надоело протирать штаны на горке возле подъезда? Самое время собрать веселую компанию шаловливых мальчишек, мечтательных девчонок и … поиграть дома! Но не склонившись над экраном планшета или телефона, а просто. Просто, просто, просто в…

1. Острый глаз

Количество игроков: 2 и более человек.
Реквизит: посуда (банка, миска, кастрюля и т.п.), лист бумаги, ножницы.
Подготовка: До начала игры участники должны внимательно рассмотреть выбранную емкость и постараться мысленно ее представить.

Правила игры: По сигналу игроки должны выстричь крышку для выбранной посудины. Побеждает тот, у кого крышечка максимально точно совпадет с отверстием выбранного предмета.

2. Общипанная курица

Количество игроков: 4 и более человек.
Реквизит: бельевые прищепки.
Подготовка: Разделиться на 2 команды: «курицы» и «ловцы».

Правила игры: «Ловцы» цепляют себе на одежду прищепки (одинаковое количество, чтоб все по-честному было). Их цель – догнать «кур». Если «ловец» поймал «курицу», он цепляет прищепку ей. Кстати, «общипанными» станут именно «ловцы». Причем, чем больше общипан «ловец» — тем лучше! Победа достанется тому, кто быстрее освободится от своих прищепок. Затем команды меняются местами и игра продолжается.

3. Чей башмак?

Количество игроков: 3 и более человек.
Реквизит: обувь играющих, повязка на глаза для каждого игрока.
Подготовка: Снять обувь и сложить в общую кучу.

Правила игры: Игроки становятся в круг, в центре которого – гора обуви. Завязывают глаза. Ведущий перемешивает башмаки и подает сигнал. Все начинают искать свою обувь (можно примерять). Каждый, кто думает, что нашел свои башмаки, должен их надеть и оставаться в них до конца игры. Все снимают повязки и смотрят на результат.

4. Живой узел

Количество игроков: 4 и более человек.
Реквизит: нет.
Подготовка: Стать в круг.

Правила игры: По команде ведущего игроки протягивают в центр круга правые руки и берут кого-нибудь за руку (соседа брать нельзя). Затем игроки протягивают левые руки и делают то же самое. Но! Нельзя брать за руку того, кого ты уже держишь одной рукой. В результате получается живой узел. Задача ведущего распутать узел не разрывая рук. Игроки по его просьбу могут переступать друг через друга, пролазить между руками и пр.

5. Великий кулинар

Правила игры: Доброволец берет в руки ложки (вилки) и на ощупь пытается распознать фрукты (овощи), которые подсовывает ему ведущий. Можно использовать картофель, морковь, лук, грушу, помидор, огурец и т.п.

6. Дирижер

Количество игроков: 5 и более человек.
Реквизит: нет.
Подготовка: Игроки становятся в круг, один человек выходит за дверь.

Правила игры: Из оставшихся в комнате игроков выбирают «дирижера». Он показывает, как играть на музыкальных инструментах, а остальные повторяют за ним все движения. Угадывающий заходит в комнату во время «концерта», он должен определить, кто является «дирижером». Если ему удастся это сделать меньше, чем за три попытки, он становится в круг, а бывший «дирижер» выходит за дверь.

7. Салат

Количество игроков: 6 и более человек.
Реквизит: карточки с названиями овощей/фруктов (по количеству игроков), стулья (на один меньше, чем игроков). Названия на карточках могут повторяться, например, 2 яблока, 3 груши и т.д.
Подготовка: Раздать игрокам карточки.

Правила игры: Все садятся на стулья, один остается в кругу (у него тоже есть карточка). Ведущий (тот, кто стоит) выкрикивает: «Груша!». Те, у кого карточка с таким названием должны сменить место. Водящий занимает стул и один из игроков остается без места, он становится в центр круга и игра продолжается. Можно выкрикивать сразу два, три названия. При слове «Салат!» все игроки меняются местами.

8. Кто быстрее?

Количество игроков: 10 и более человек.
Реквизит: предмет в качестве приза (яблоко, камень и пр.), монетка.
Подготовка: Все делятся на две команды, становятся или садятся друг напротив друга, прячут руки за спины соседей. Ведущий становится с одного конца цепочки, с другого кладется предмет-приз.

Правила игры: Ведущий подбрасывает монетку. Если выпадет «решка» – ничего не происходит, монета подбрасывается еще раз, если «орел» – крайний игрок каждой команды должен пожать руку соседу. Так, по цепочке, сигнал передается на другой конец. Последний должен схватить приз. Тот игрок, кто сделал это первым, приносит своей команде очко, пересаживается снова в конец цепочки и игра продолжается. Побеждает команда, в которой быстрее произойдет смена игроков.

9. Ожившие механизмы

Количество игроков: 8 и более человек.
Реквизит: нет.
Подготовка: Игроки делятся на две и более команд. Каждая команда, втайне от соперников, решает, какой механизм (пылесос, стиральная машина, фен и пр.) она будет изображать.

Правила игры: Все должны принимать участие в инсценировке. Можно подражать звукам механизма, изображать руками размеры, но нельзя говорить. Команда получает очко, если угадывает механизм соперника. Выигрывают те, у кого больше очков.

10. Надоело нам мяукать!

Количество игроков: 8 и более человек.
Реквизит: повязки на глаза по количеству игроков, стулья, чтобы ограничить пространство.
Подготовка: Игроки делятся на две команды: одна – поросята, вторая – котята.

Правила игры: Котята должны мяукать, а поросята – хрюкать. Всем завязывают глаза и перемешивают между собой в кругу из стульев. Необходимо как можно быстрее собраться своей командой, не выходя из круга.

Уважаемые читатели! Поделитесь с нами своими идеями организации детского досуга. В какие игры любят играть ваши дети, когда собираются большой компанией?

Здесь представлены групповые игры для детей. Кроме основной цели (развитие двигательных навыков), они преследуют и многие другие — например, развитие навыков общения и взаимодействия между детьми, между родителями и детьми, развитие речи и др.

Основным условием их проведения является наличие нескольких игроков. Именно поэтому их рекомендуется использовать при проведении детских праздников, на прогулках, во время пауз на групповых занятиях и т. п.

ИГРЫ В КРУГУ

Иван да Марья. Дети встают в круг, взявшись за руки. В середине круга девочка и мальчик. У обоих завязаны глаза. Иван должен поймать Марью, для этого он все время спрашивает: <Марья, ты где?>. Марья должна отвечать: <Я здесь, Иван>, стремясь при этом как можно быстрее сменить место. После того как Иван поймает Марью, Иван выбирает из детей, стоящих в круге, новую Марью, а Марья — Ивана.

Почта. Дети встают в круг, взявшись за руки. Водящий — в середине круга. По выбору ведущего, кто-то из детей произносит фразу: <Я передаю письмо : (и называет имя одного из детей, стоящих в круге)>. После чего одной рукой пожимает руку соседу, по цепочке дети незаметно передают рукопожатие. Как только пожмут руку игроку, которому передавалось письмо, он должен сказать: <Письмо получил>. Только после этого он получает право передать письмо. Водящий должен заметить момент передачи рукопожатия и указать: <Здесь>. Если он прав, то передававший рукопожатие ребенок становится водящим, а водящий занимает его место и получает право передать письмо.

Мигалки. Дети встают в два круга: внутренний и внешний, лицом в центр круга, образуя пары (один из внутреннего круга стоит спиной к напарнику, смотрит на водящего; другой из внешнего круга стоит за ним на расстоянии в полшага, смотрит ему на пятки, руки держит за спиной). Водящий стоит в общем кругу без пары, он подмигивает кому-либо из внутреннего круга. Увидев, что ему подмигнули, игрок внутреннего круга старается убежать. Если напарник успевает его удержать, водящий подмигивает другому игроку, а если нет, то убежавший встает за спину водящего, а упустивший напарника игрок становится водящим.

Посикота. Дети встают в круг, взявшись за руки, идут по часовой стрелке и поют первые две строчки любой популярной песни. Ведущий с платочком в руках стоит в центре круга. Как только песня закончится, ведущий задевает платком, таким образом разбивая круг в любом месте, и стоит, держа платок на вытянутой руке. Двое игроков, рядом с которыми разбили круг, бегут в разные стороны вдоль круга с внешней стороны. Когда они встречаются, то должны остановиться, поклониться друг другу, произнести слова: <Посикота, посикота>,- и скорее бежать на свое место, каждый старается первым взять из рук ведущего платок. Победивший становится водящим.

Себе-соседу. Дети встают в круг. Левую руку держат вытянутой вперед вверх ладошкой, правую вниз ладошкой щепоткой. На слова <себе>, дети правой рукой как будто что-то вкладывают в свою левую руку. На слова <соседу>, — правой рукой делают движение, как будто вкладывая что-то в левую руку соседа, стоящего с правой стороны. Все одновременно произносят: <Себе-соседу> и выполняют движения. По кругу передается небольшой предмет (монетка или др). Ведущий в центре круга должен заметить, у кого монетка, тогда он и игрок, у которого найдена монетка, меняются местами.

Фыфки-пыфки. Дети встают в два круга (внутренний — <Пыфки> и внешний — <Фыфки>) лицом в центр круга, образуя пары (игроки внутреннего круга стоят спиной к напарникам). Желательно, чтобы один круг составляли девочки, а другой — мальчики. Обязательно, чтобы фыфек и пыфек было одинаковое количество. По команде ведущего: <Пыфки>,- игроки внутреннего круга должны поменяться местами, заняв место у свободного игрока внешнего круга (<Фыфки>), при этом не занимая мест своих ближайших соседей. По команде: <Фыфки>, -местами меняются игроки внешнего круга. Ведущий стремится первым занять свободное место, оставшийся без пары игрок становится ведущим.

Сантики-фантики. Дети встают в круг. Ведущий закрывает глаза. Дети выбирают заводилу, который показывает движение. Все произносят слова: <Сантики- фантики лимпопо>, — и повторяют показанное движение. Ведущий открывает глаза, находясь в центре круга, наблюдает за игроками. Заводила постепенно меняет движения, и все за ним повторяют. Задача ведущего распознать, кто заводила. Если ему это удается, он становится игроком, а заводила — ведущим. Дети выбирают нового заводилу.

О-ей-ей-ей. Играющие встают в круг и рассчитываются по порядку номеров. Ведущий стоит в центре круга. Он называет любые два номера. Игроки, которым достались эти номера, должны ударить по коленкам со словами <о-ей-ей-ей> и быстро поменяться местами. Ведущий стремится занять место одного из игроков. Если ему это удалось, то оставшийся без места игрок становится ведущим.

Бинго. Играющие образуют два круга один в другом с равным количеством человек. Круги вращаются в разные стороны под слова:

«Мой лохматый серый песик

У окна сидит.

Мой лохматый серый песик

На меня глядит.

Б-И-Н-Г-О (2 раза)

Да, Бинго звать его.»

Слова «Б-И-Н-Г-О» произносятся раздельно по буквам, причем на каждую букву стоящие во внешнем круге ударяют в ладоши стоящих во внутреннем. На каждую букву — ладоши нового человека. Последняя буква «О» говорится протяжно (удивленно-радостно) и последние слова (Да, Бинго звать его.») пара произносит вместе, держась за руки. После чего играющие представляются друг-другу по именам. Так продолжается до тех пор, пока все не перезнакомятся.

Коза. Играющие образуют круг. В центре — водящий. Он выбирает себе пару из круга под слова:

«Шел козел по лесу, по лесу, по лесу.

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.»

«Давай коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся.

И навсегда подружимся, подружимся, подружимся.

Идет знакомство. Пара расходится, игра продолжается. Теперь в круге — две пары. И так до тех пор, пока все пары не встанут в круг.

Летние подвижные игры для детей на улице

Коллективные летние игры для детей на свежем воздухе

Каждому взрослому хорошо известно, что физическая нагрузка просто необходима ребенку для его правильного развития и здоровья. Именно поэтому организация коллективных игр имеет особое значение для педагогов, воспитателей и родителей, стремящихся обеспечить детям полноценный отдых и удовлетворить их потребность в движении.

Такие игры отличаются от игр других видов тем, что поступки участников регламентированы правилами, которые исключают применение опасных приемов и нетактичных действий по отношению друг к другу, и это способствует воспитанию взаимного уважения.

Возвращалки

Для игры понадобится свисток. Игру лучше всего проводить на привале. Взрослый просит детей выстроиться в шеренгу, после чего объясняет правила игры: по сигналу ведущего участники разбегаются в разные стороны, бегают по поляне, танцуют, принимают различные позы, изображая животных. Как только они услышат сигнал, игроки должны вернуться на прежнее место и снова встать в шеренгу. Игру повторяют 3 раза.

Третий лишний

В эту игру лучше играть на лугу, пустыре, большой поляне в лесу или роще. Количество игроков должно быть достаточным, чтобы, взявшись за руки, они образовали большой круг. Затем участники перестраиваются, разбившись на пары. Один из игроков в паре встает за другим, а последний смотрит в центр круга. Расстояние между парами составляет около 3 м. Затем выбирается одна пара, и по сигналу ведущего один игрок из пары убегает, а другой — догоняет.

Участники бегают внутри круга, а за его пределами они могут только обегать игроков (не более 2 пар подряд). И убегающий и догоняющий по своему желанию и в любой момент могут поменяться ролями со стоящими парами, которые внимательно наблюдают за игрой. Стоящие во внутреннем круге — убегают, во внешнем — догоняют. Когда убегающий игрок чувствует, что устал или не может убежать от более сильного и ловкого догоняющего, он встает позади любой пары, и сразу тот, кто окажется во внутреннем круге этой пары, считается третьим и становится убегающим. Аналогично и догоняющий игрок может передать свои функции другому, встав к любой паре впереди нее, тогда игрок внешнего круга, став третьим, а значит, лишним, становится догоняющим.

Игра требует ловкости, быстроты реакции, внимания и не утомляет игроков, так как во время игры происходит частая смена ролей, участники выступают в качестве и наблюдателей, и догоняющих, и убегающих. Если догоняющий поймал игрока, то пойманный выбывает из игры, а вместе с ним (по выбору догоняющего) — еще один игрок. Освободившееся место в паре занимает догоняющий.

Выбирается следующая пара, круг сужается, игра продолжается до тех пор, пока не останется 2 пары игроков. Они считаются победителями. Поскольку правила игры достаточно сложные, проводить ее лучше с детьми среднего и старшего школьного возраста.

Тихая игра

Для игры понадобится повязка на глаза. Такую игру лучше проводить в роще, парке или редком лесу — там, где много сухих веток. Один из играющих — водящий — встает около дерева, большого камня, небольшого куста или пня. Ему завязывают глаза. Остальные игроки расходятся в разные стороны примерно на расстояние 25-30 м. Ведущий (взрослый) находится около водящего. По его сигналу дети начинают медленно приближаться к водящему, стараясь идти как можно тише. Задача игроков — подобраться к водящему поближе и коснуться рукой его или предмета, возле которого он стоит. Кому это удастся, тот считается победителем и становится водящим. Ведущий подает сигнал к смене водящего и продолжению игры. Услышав шорох, водящий кричит: «Слышу тебя!» и показывает рукой направление, откуда доносится звук. Если направление в общем указано правильно, ведущий делает знак участнику выйти из игры, встать рядом с ним и вести себя очень тихо до ее окончания. Пока выбывший игрок не подойдет к ведущему, остальные игроки не двигаются с места, нарушители правил также выбывают из игры. Игра заканчивается, если кто-то добрался до водящего или если водящий услышал всех игроков, или по истечении определенного времени, например 15 минут. В этом случае победителем считается водящий (если никто из игроков не добрался до него незамеченным, а он услышал хотя бы одного игрока) или участник, который ближе всех подобрался к водящему.

Клад

Игру можно проводить в большом дворе, парке или за городом. Для ее проведения понадобится какой-либо предмет (можно использовать игрушку, пакет со сладостями, мяч или другой спортивный снаряд для коллективных игр).

Организатор проводит предварительную работу, которая заключается в подготовке указателей-знаков. Их количество и сложность зависят от величины участка и возраста игроков.

Для младших школьников достаточно 3-5 простых указателя, для детей постарше желательно использовать большее число указателей, они должны быть сложнее. Указатель — это любой предмет, который дает информацию о том, что искать нужно именно в этом месте («ищи здесь»). Если игра проводится за городом, то указателем может быть сломанная ветка, воткнутая в землю, пучок травы, выдернутый с корнем и лежащий на дороге, крест, процарапанный на земле или нарисованный на камне мелом, пирамидка из трех камней среди травы, ленточка или лоскуток ткани на ветке и т. д.

Указатели должны выделяться из окружающего пространства. Для младших школьников их лучше сделать более заметными, чем для детей среднего и старшего школьного возраста.

Если игра проводится во дворе или парке, указателями могут быть знаки, нарисованные мелом на асфальте, газета или журнал, якобы забытый на скамье, наклеенные с помощью скотча кусочки цветной бумаги и т. д. Все зависит от фантазии того, кто прячет предмет.

Заранее определяется участок, где игроки будут искать клад. До начала игры предмет нужно спрятать, после чего расставить на участке указатели.

В непосредственной близости с указателем или на нем должна быть информация, как найти следующий или, если это последний указатель, где искать клад. Например, под пирамидкой из камней может быть записка: «30 шагов, направление на высокий дуб». Искатели клада делают 30 шагов в указанном направлении и начинают осматривать все вокруг в поисках нового указателя, находят лоскуток, который привязан к ветке куста, а на нем надпись: «Клад». В середине куста дети находят пакет со сладостями.

Поиск клада начинают с площадки, которая определена заранее — на ней ищут первый указатель.

Дети старшего возраста могут разделиться на две команды: одна прячет клад, другая — ищет его.

По окончании игры взрослый вместе с детьми приводит в порядок участок, обязательно дав положительную оценку выполненной работе.

Заячьи домики

Играющие изображают зайчиков. У каждого — свой домик, но у одного (водящего) домика нет. Он подходит к домику любого участника игры и просит: «Пожалуйста, уступи мне домик». Зайчик не намерен уступать незнакомцу свой дом. Он бежит по кругу вправо, водящий — влево. Они обегают всех участников, дотронувшись до каждого. Тот игрок, до которого дотронулись, должен занять свободный домик. По команде ведущего игра останавливается. Зайчик, оставшийся без домика, водит.

Прятки

Игра проводится в роще, парке, на спортивной площадке или во дворе, за городом, где есть небольшие укрытия. Определяются границы игрового поля.

Если участок достаточно большой, то для игры может понадобиться свисток. Выбирается водящий и место, откуда он начнет поиск и где будет «застукивать» найденных игроков. Место водящего должно находиться примерно в центре участка, желательно возле дерева, большого камня, пня, парковой скамейки и т. п. Он свистит в свисток или кричит: «Прячьтесь!», закрывает глаза и считает до 10 (или до 20). За это время играющие должны спрятаться. Досчитав до конца, водящий снова свистит в свисток или кричит: «Иду искать!», открывает глаза и начинает поиск игроков. Он может отходить от места водящего, но при обнаружении спрятавшегося водящий должен вернуться на свое место и назвать имя найденного участника игры. Если имя названо правильно, тот, кого нашли, выходит из игры. В том случае, если водящий ошибся, игрок не покидает своего места и, в свою очередь, может застукаться, т. е. добежать до места водящего раньше и назвать свое имя, обеспечив себе победу. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут обнаружены. Затем водящим становится первый из найденных игроков. В такую игру могут играть дети разного возраста, с малышами ее организует взрослый, который гарантирует соблюдение правил игры.

Поиск игроков можно ограничивать по времени, например за 10 минут водящий должен найти одного, двух или нескольких участников игры. Или игра продолжается до момента, когда водящий найдет первого из спрятавшихся, затем водящий подает сигнал свистком или кричит: «Нашел!». Тогда все игроки выходят из своих укрытий, найденный становится водящим, и игра возобновляется. Продолжительность игры устанавливают сами участники, предварительно договорившись о правилах смены ролей. Кроме того, в эту игру можно играть детям и взрослым вместе, всей семьей.

Тот самый, по имени Зоркий Глаз

Игру лучше проводить на площадке, в парке или лесу, где имеется множество деревьев, кустарников, а также различных предметов и мест для укрытия.

Одного из участников назначают водящим, а все остальные игроки вместе со взрослым прячутся неподалеку. После этого ведущий возвращается.

Он останавливается недалеко от водящего и дает сигнал к началу игры. Участники пытаются незаметно приблизиться к водящему, но последний внимательно наблюдает за каждым их действием, поворачивается в разные стороны. В это время участники перебегают или переползают по направлению к другим укрытиям. Если водящий заметил игрока, то называет его имя, и последний подходит к ведущему и продолжает вместе с ним наблюдать за игрой.

Однако участник не отзывается, если водящий не угадал его.

По истечении установленного времени ведущий дает сигнал об окончании игры, после чего все игроки выходят из своих укрытий. Участник, оказавшийся ближе других к водящему, считается победителем.

Спрятавшиеся кубики

Для игры понадобится набор детских кубиков (с нарисованными на них картинками или написанными буквами, цифрами). Заранее определив игровое поле (обычно это детская площадка), взрослый прячет кубики в различных местах, но так, чтобы малышам не составило особого труда их найти. Затем ведущий просит детей разделиться на две команды, которые занимают свои места по разные стороны от ведущего.

Задача каждой команды: двигаясь вперед, внимательно осмотреть все вокруг и найти как можно больше кубиков. Выигрывает команда, нашедшая большее число кубиков. По окончании игры взрослый вместе с детьми рассматривает кубики и просит назвать, что на них изображено или какие буквы или цифры написаны, после чего награждает всех принимавших участие в игре участников маленькими призами — конфетами, миниатюрными фигурками, вырезанными более старшими детьми из цветного картона.

Не ходите, зайцы, в огород!

Для игры понадобится деревянная палочка или мел. В игре участвует не менее 5 человек. Ведущий (взрослый) чертит на заранее выбранной площадке круг диаметром 2,5-3 м. Это огород. Из числа участников с помощью считалки выбирается водящий. Он будет сторожем.

Сторож встает в круг, остальные игроки — это зайцы, которые стремятся попасть в огород. По сигналу ведущего зайцы начинают «наступление», всячески отвлекая внимание сторожа на себя, чтобы те участники, которые находятся за спиной водящего, могли проникнуть на «запретную территорию». Тот, кого водящий коснется за пределами круга, перебегает, не входя в круг, на противоположную сторону.

Эта веселая игра станет прекрасным развлечением для ребят во время отдыха не только в парке или лесу, но и на летней детской площадке.

Волшебные воздушные шары

Для игры понадобятся воздушные шары (по числу участников одной из команд). Игру лучше проводить на открытом пространстве. Ведущий (взрослый) просит детей разделиться на две команды. Игроки второй команды выстраиваются в линию, отойдя от ведущего и игроков первой команды на расстояние 25-30 шагов. Они берутся за руки и разводят их в стороны, после чего расцепляются. В результате между игроками в цепочке образуется расстояние.

Каждый участник первой команды берет в руки по одному воздушному шару. Задача игроков — проникнуть сквозь цепочку, образованную участниками второй команды, не дав себя осалить.

Как только все участники займут свои места, ведущий дает сигнал к началу игры. Участники с шарами подбегают к цепочке, после чего пытаются проскочить в свободное пространство. Игроки же второй команды всеми силами стремятся задержать участников с шарами. Тот, кого осалили, отдает свой шар ведущему и продолжает вместе с ним наблюдать за игрой. Если игроки первой команды сумеют пронести сквозь цепь не менее половины шаров, они выигрывают, а если не сумеют — побеждают участники первой команды.

По окончании игры руководитель просит всех детей встать в круг. Участники с шарами в руках кидают их тем, кто стоит напротив, со словами: «Спасибо за игру!». Поймавшие, в свою очередь, кидают шары тем, кто стоит напротив, с этими же словами, после чего ведущий со связкой шаров в руках обращается ко всем участникам: «Спасибо вам, ребята, за игру!». Если имеется возможность, обмен воздушными шарами можно заменить запусканием их в небо.

Рыбаки и рыбки

Для игры понадобится деревянная палочка или мел. Взрослый чертит на площадке круг диаметром 4-4,5 м. Из числа игроков выбирают двух детей, которые будут рыбаками. Они берутся за руки, образуя рыболовную сеть. Остальные участники — рыбки. Они плавают в озере — бегают внутри круга. Выбегать за пределы круга рыбки не могут.

По команде ведущего рыбаки забегают в озеро, пытаясь поймать рыбок, бегают парой, не расцепляя рук. Пойманные рыбки встают между рыбаками. Таким образом, с каждым пойманным участником сеть расширяется, а рыбок становится все меньше и меньше. Когда сеть станет достаточно большой, у рыбаков появляется возможность окружать рыбок. Если рыбаки взялись за руки, образовав круг, то находящиеся внутри круга рыбки считаются пойманными.

Рыбки могут вырываться из сети, если один из рыбаков (они всегда находятся по краям сети) во время движения отпустил руку соседнего с ним игрока. Рыбак должен как можно быстрее взять за руку игрока, еще не отцепившегося от сети. Игра продолжается до тех пор, пока рыбаки не поймают всех рыбок. Победителем считается игрок, пойманный последним.

По окончании игры крайние участники сети берутся за руки, и дети начинают водить хоровод, поют любую веселую песню.

Орехи, шишки и грибы

Игра проводится с детьми дошкольного или младшего школьного возраста. Из числа игроков выбирают водящего, который встает рядом с ведущим. Остальные участники по команде взрослого выстраиваются в линию и рассчитываются по три. Первые номера — это орехи, вторые — шишки, а третьи — грибы. Затем взрослый говорит: «Поднимите руки, орехи». Первые номера поднимают руки. Ведущий продолжает: «Поднимите руки, грибы». Третьи номера поднимают руки. «Поднимите руки, шишки». Вторые номера поднимают руки.

После этого ведущий просит детей образовать тройки (орех, шишка, гриб). Каждая тройка берется за руки, образовав круг. Взрослый с водящим стоят посередине площадки. После того как ведущий воскликнет: «Шишки!», все участники, названные шишками, меняются местами. Водящий в это время стремится занять любое освободившееся место.

Если ему это удастся, то он становится шишкой, а тот, кто остался без места, — водящим. По команде «Грибы!» или «Орехи!» меняются местами другие игроки. В разгар игры взрослый восклицает: «Грибы! Орехи! Шишки!». Участники должны успеть поменяться местами.

Игру можно усложнить, введя соревновательный элемент: ведущий отмечает, насколько быстро поменялись местами участники, кто оказался самым быстрым — орехи, шишки или грибы.

Чудесное превращение

Эту игру лучше проводить с детьми старшего дошкольного или младшего школьного возраста. В солнечную летнюю погоду взрослый вместе с детьми отправляется на прогулку в парк или лес. Во время отдыха руководитель просит детей устроиться поудобнее и начинает игру. Он выбирает самого скромного и застенчивого ребенка и просит его подойти. Установив с участником доброжелательный контакт (взрослый может положить свою руку на плечо ребенка, взять участника за руку и т. п.), ведущий обращается к остальным игрокам: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Послушайте сказку». После этого ведущий рассказывает следующую историю.

Текст сказки

Затем ведущий предлагает детям: «Давайте, ребята, развеселим Сашеньку (Дашеньку). Я буду говорить волшебные слова, а вы повторяйте». Дети соглашаются со взрослым, водят хоровод вокруг водящего и повторяют хором за ведущим следующее: «Мы красивые цветы. У нас есть лепестки, а у жуков (бабочек) — крылья. Цветы умеют танцевать. А жуки (бабочки) умеют летать. Цветы и жуки (бабочки) — друзья. Восхитительное лето! Как прекрасно жить на свете! Саша (Даша) — жучок (бабочка)». После этих слов взрослый неожиданно восклицает: «Ой, какие чудеса! Посмотрите, наш червячок (гусеничка), Сашенька (Дашенька), превратился (превратилась) в жучка (бабочку)!» Ведущий продолжает: «Саша (Даша) теперь не червячок (гусеничка), а жучок (бабочка), а мы цветы. Цветы и бабочки — друзья!».

По окончании игры взрослый организует с детьми занятие-наблюдение за растениями и насекомыми, на котором малыши узнают о природном симбиозе — о том, что все в природе взаимосвязано. В завершение прогулки руководитель показывает детям цветы, жуков и бабочек, проводит беседу.

Наседка и коршун

В игре участвует 10-12 человек. Один из участников, водящий, изображает коршуна, другой — наседку. Все остальные игроки — цыплята. Руководитель просит детей, изображающих цыплят, встать гуськом за наседкой и держаться друг за друга. Коршун встает в 3-4 шагах от колонны.

Игра начинается по команде ведущего (взрослого): водящий пытается схватить того цыпленка, который стоит в колонне последним. Для этого он должен прицепиться к колонне позади.

Однако сделать это оказывается не так-то просто, поскольку наседка постоянно поворачивается к коршуну лицом, таким образом преграждая ему путь. Она вытягивает руки в стороны — и вся колонна отклоняется в противоположную от коршуна сторону.

Игра продолжается в течение нескольких минут. Если за этот промежуток времени коршуну схватить цыпленка не удастся, выбирают нового водящего, после чего игра повторяется.

Кузнечики

Для игры понадобится мел. Взрослый чертит на площадке круг такой величины, чтобы все участники могли разместиться свободно по окружности. Один из играющих назначается водящим, он встает в центр круга. Остальные игроки — кузнечики — встают у самой черты за кругом. По команде ведущего кузнечики начинают запрыгивать внутрь круга, а затем — выпрыгивать из него. Водящий старается поймать кого-нибудь из участников в тот момент, когда последний находится внутри круга. Пойманный игрок становится водящим, а водящий — кузнечиком, после чего игра повторяется.

Игру можно усложнить, изменив ее правила: впрыгивать, а также впрыгивать на одной ноге или выпрыгивать только после хлопка в ладоши.

Круговые салочки

Данную игру лучше проводить на детской площадке. Игроки образуют 2 круга — внутренний и внешний. Затем участники начинают перемещаться: во внешнем круге — по часовой стрелке, во внутреннем — против часовой стрелки. По сигналу ведущего (взрослого) дети останавливаются. Участники игры, образующие внутренний круг, стараются осалить игроков внешнего круга (дотронуться рукой) раньше, чем последние успеют присесть. Пойманные участники встают во внутренний круг, после чего игра начинается сначала. Когда во внешнем круге останется 5-6 человек, игра заканчивается.

Ну, погоди!

Для игры понадобится мел. На противоположных сторонах детской площадки отмечаются два леса. Из числа игроков выбирается водящий — Волк. Им может быть старший из всех участников. Остальные игроки — зайцы — делятся на две группы, каждая из которых располагается в своем лесу.

Волк выходит на середину площадки, после чего ведущий дает сигнал к началу игры. Волк ловит их.

Тот участник, которого удастся запятнать, считается помощником Волка. Он останавливается на том месте, где был пойман, и с расставленными в стороны руками преграждает путь игрокам при их следующих перебежках. Когда помощников Волка окажется слишком много и после этого взрослый говорит детям, что они оказались в гостях у Волка по случаю его дня рождения.

Ведущий предлагает всем участникам встать в круг, а Волку — в центр этого круга. Дети берутся за руки, водят хоровод вокруг Волка и поют веселую песню, а Волк — танцует.

Отражения

Для игры понадобится свисток. Играть в нее лучше всего на детской площадке или в парке. Из числа участников выбирается водящий. Остальные играющие делятся на пары, взявшись за руки, после чего образуют один общий круг.

Водящий находится в середине круга. Взрослый объясняет детям правила игры: он будет называть действия, а участники — выполнять их, но так, как будто они смотрятся в зеркало и видят в нем свое отражение. Затем ведущий произносит: «Мы смотрим друг на друга!»

Участники в каждой паре поворачиваются друг к другу лицом. Потом ведущий говорит: «Мы поднимаем руку!».

Дети поднимают свободную руку вверх. «Мы улыбаемся», — продолжает ведущий.

Игроки улыбаются друг другу. После этого взрослый неожиданно дает команду «Меняйтесь местами!», и все участники начинают бегать вокруг водящего, а по сигналу руководителя они образуют новые пары. Задача водящего — встать с одним из игроков в пару. Оставшийся без пары участник становится водящим.

Если игра проводится с детьми среднего школьного возраста, то водящим и ведущим может быть один и тот же участник.

Раз, два, три — замри!

Для игры понадобится надувной мяч. Игроки образуют круг, встав на расстоянии вытянутых рук. Один из участников кидает мяч другому. Последний, в свою очередь, таким же образом передает мяч дальше. Игроки передают шар до тех пор, пока кто- нибудь из них не отобьет его. Этот участник становится водящим. Все игроки разбегаются по площадке. Водящий как можно скорее поднимает мяч и кричит: «Раз, два, три — замри!». Все участники тут же останавливаются на том месте, где они оказались, когда услышали команду водящего. Он бросает мяч в одного из игроков. Участники не сходят с места, но могут уклоняться — приседать, наклоняться и т. д. Если попасть в кого-нибудь водящему удастся, все возвращаются на свои места, после чего игра продолжается. В том случае, если водящий промахнется, он бежит за мячом, а все в это время разбегаются. Взяв мяч в руки, водящий снова дает команду «Раз, два, три — замри!». Затем он старается осалить кого-нибудь из участников. Осаленный игрок становится водящим, и игра повторяется.

Живой лабиринт

Для игры понадобится свисток. Из числа участников выбираются двое — убегающий и догоняющий. Остальные игроки встают в колонну по 4-6 человек и отходят друг от друга на расстояние вытянутых рук. По сигналу ведущего убегающий участник оказывается в одном из коридоров. Догоняющий преследует его. Эти участники перемещаются вдоль коридоров. Ведущий заранее договаривается с игроками о том, что всякий раз, когда они слышат сигнал, берутся за руки. Таким образом, убегающий и догоняющий в этот момент оказываются в разных коридорах. Затем игроки по сигналу руководителя снова расцепляют руки, и игра продолжается.

Убегающий может переместиться в следующий коридор, забежав в него с краю лабиринта в тот момент, когда остальные игроки возьмутся за руки и преградят путь догоняющему. Если догоняющему удастся поймать убегающего до того, как последний выберется из лабиринта, они меняются ролями, и игра продолжается.

Хищник и травоядные

Для игры понадобится деревянная палочка или мел. Из числа игроков выбирается участник, который выступает в роли хищника. Ведущий (взрослый) встает посередине площадки и чертит круг диаметром 2-2,5 м. Остальные участники (травоядные) разбегаются в разных направлениях по площадке.

Хищник гонится за ними, стремясь кого-либо поймать. Пойманные игроки отводятся в круг — их будет охранять ведущий. Травоядные могут выручать друг друга: для этого достаточно коснуться вытянутой руки стоящего в кругу. Однако если ведущий или хищник запятнают выручающего, последний также оказывается в круге.

Вырученные травоядные убегают и, присоединившись к остальным, становятся выручающими. Игра продолжается до тех пор, пока в круге не останется ни одного участника.

Звери — в домики!

Эту игру проводят с детьми дошкольного возраста. Дети встают в круг, взявшись за руки. Взрослый идет по кругу и в нескольких местах разъединяет его.

Участники образовавшихся звеньев создают маленькие круги-домики зайцев, ежиков, лягушат и т. п. Руководитель проходит мимо малышей, стоящих в домиках, и предлагает им идти за ним. Дети имитируют движения животных: зайчики и лягушата прыгают, ежики делают маленькие шаги, идут не спеша, размеренно. Образовав общий круг, все участники водят хоровод и поют веселую песню.

Неожиданно взрослый подает команду: «Все в домики!». Звери спешат занять свои места, как можно быстрее образовать домики. Выигрывает та группа детей, которая сделает это быстрее других.

Совушка-сова

В этой игре могут принимать участие дети разных возрастов. Участники игры образуют круг. Один из игроков, водящий, встает в центр круга, изображая совушку, а все остальные игроки — птицы и насекомые. Ведущий восклицает: «Просыпайтесь — день наступил!». Все участники, кроме водящего, бегают по кругу, размахивая руками, будто крыльями. Совушка в это время дремлет — стоит, закрыв глаза, в середине круга. Когда же ведущий громко произносит: «Ночь наступает — все засыпают!», птицы и насекомые останавливаются и замирают. Тут совушка отправляется на охоту. Она отыскивает тех, кто смеется или шевелится, уносит этих участников в свое гнездо в центре круга. Пойманные насекомые и птицы становятся совушками, и все вместе отправляются на охоту.

Рекомендуем посмотреть:

Игры в летнем лагере

Игры в лагере

Игры в автобусе. Летний лагерь

Игра поле чудес для детей. Сценарий

Летние детские подвижные игры

Игры для детей на улице на все случаи

Подвижные игры на улице – это отличная возможность весело провести время на прогулке с пользой для здоровья. С их помощью ребенок учится взаимодействию с окружающим миром, начинает реализовать потребность в общении и развивается всесторонне.

Поэтому так важно помогать ребенку в его умственном и физическом развитии, подбирать для него подвижные игры и играть вместе с ним.

Чем уличные подвижные игры полезны для детей

Подвижные игры оказывают положительное влияние на физическую активность и развитие ребенка. Дети учатся ориентации в пространстве, у них улучшается координация движений. Кроме того, энергичные игры дают ребенку много положительных эмоций, которые благотворно влияют на его настроение и здоровье.

Дети, часто любящие в подвижные игры, едят с большим аппетитом, легко засыпают и крепко спят, меньше подвержены капризам и резким сменам настроения. Если малыш ведет малоактивный образ жизни в раннем детстве, то в более старшем возрасте он станет быстро утомляться.

Высокая двигательная активность является отличной профилактикой таких проблем со здоровьем, как слабость в мышцах и ожирение.
Большинство детских подвижных игр предусматривает активное взаимодействие с другими детьми и взрослыми. Поэтому ребенок хорошо социализируется, учится быстрой реакции на разные ситуации в жизни и общению со сверстниками.

Что конкретно развивают уличные подвижные игры

В процессе игры осваиваются и совершенствуются определенные умения, активизируется работа внутренних органов всех систем, улучшается работа мозга. Развиваются физические, психологические и социальные качества.

Основными физическими качествами, которые улучшают игры на свежем воздухе, являются:

  • Сила;
  • Ловкость;
  • Гибкость;
  • Быстрота;
  • Выносливость.

Подвижные игры, в особенности соревнования, хорошо развивают аналитическое мышление у ребенка. Кроме того, улучшаются следующие интеллектуальные качества:

  • Логика;
  • Дедукция;
  • Критическое мышление;
  • Абстрактное мышление;
  • Умение прогнозировать;
  • Образное мышление;
  • Длительная концентрация на решении конкретной задачи.

Взаимодействуя в игре со сверстниками, ребенок учится коммуникабельности, быть терпимым к ошибкам, работать в команде, решать общие задачи. Дети тренируются распределять между собой обязанности и делить вместе ответственность. Они учатся уступать друг другу, идти на компромисс и прислушиваться к мнению других детей. Основными социальными качествами, которые развивают у детей совместные подвижные игры, являются:

  • Самостоятельность;
  • Трудолюбие;
  • Доброта;
  • Смелость;
  • Честность;
  • Уважение;
  • Ответственность;
  • Уверенность в собственных силах.

Виды подвижных игр

Подвижные игры на свежем воздухе с мячом

Игры с использованием мяча способствуют развитию у детей координации, внимания и причастности к общему командному делу. Ну и конечно, такие игры всегда дают много веселья и радости.

«Крокодильчик». Две команды по 5 – 6 человек стоят в ряд друг за другом. Каждая пара держит между собой мяч, руки при этом использовать нельзя. Цель – быстрее дойти до финиша. Побеждает команда, которая дошла до конца и не уронила ни разу мяч.

«Картошечка». Игроки стоят по кругу и передают мячик друг другу, отбивая его от себя. Ребенок, не отбивший мяч, становится в центр, а остальные продолжают игру. Любой участник может выбить сидящего, после чего тот возвращается в игру. «Наказанный» игрок тоже должен пытаться поймать летящий мяч. Если у него это получится, то он снова начинает играть, а ребенок, бросивший мяч, занимает его место.

«Мячик через голову». Две команды строятся в ряды затылками друг к другу. Первые игроки берут мячи. По сигналу взрослого они передают их через головы игрокам сзади, они передают мяч следующим, и так до конца. Последние игроки должны обежать свои команды, встать в начале строя и начать игру снова, передав мячи между ног участников. Третьи по счету игроки после того, как приняли мяч, бегут вперед и снова передают мячи через головы. Побеждает команда, быстро сменившая всех игроков и не запутавшаяся в правильной последовательности .

«Лови — не спи!». Дети становятся в круг спинами к нему. Взрослый ведущий, стоящий в центре круга, держит мяч в руках и считает от одного до пяти. Закончив отсчет, он называет одного из игроков по имени и бросает мячик вверх. Тот игрок, чье имя назвал ведущий, должен быстро повернуться и поймать мяч. Сделать это нужно, когда мяч находится в полете или один раз ударился об землю. Игрок, не справившийся с заданием три раза, выходит из игры.

«Ищем мяч!». Дети встают в круг как можно ближе друг к другу, при этом держа руки за спиной. Игра начинается с того, что дети передают небольшой мячик друг другу за спиной. Взрослому водящему, стоящему внутри круга, нужно угадать, у кого из детей сейчас находится мячик. Обращаясь по очереди к разным игрокам, он говорит: «Покажи руки!». Участник должен протянуть обе руки вперед. Если мяч оказывается у него, он становится водящим.

«Охотимся на гусей». Участвуют две команды: гусей и охотников. Охотники становятся за большим кругом, гуси остаются внутри него. После сигнала охотники пытаются зацепить мячом гусей, которые в свою очередь должны от него уворачиваться. Осаленный гусь выбывает из игры. Когда все гуси осалены, участники команд меняются местами. Можно засекать определенное время на проведение игры, тогда победившей признается команда, выбившая больше гусей.

«Вышибала». Двое участников становятся по разные края установленной площадки. Все остальные стоят в ряд посередине ее, лицом к «вышибале». Он бросает мяч, пытаясь касаться им кого-либо из игроков на поле. Если это получилось, то игрок проигрывает и уходит за пределы площадки. Теперь второй «вышибала» бросает мяч. Важно, чтобы мяч был легким.

Уличные игры для девочек

«Резиночка». Существуют различные вариации игр с использованием обычной бельевой резинки, которая связывается в кольцо.

«Секретик». Одна из девочек копает в песке небольшую ямку, прячет туда небольшой предмет и снова зарывает песком. Смысл игры в том, что нужно надежнее спрятать свой секретик и найти, где припрятан тайный предмет другой команды.

«Дочки и матери». Здесь нет каких-то определенных правил и инструкций. Девочки приносят на улицу своих «детей» — кукол, бутылочки, одежду, игрушки. Кормят, качают, переодевают кукол. Либо мамами и дочками становятся по договоренности сами девочки.

Игры для мальчиков

«Войнушка». Традиционная мальчишеская игра, в которой мальчики подражают солдатам и ведут «бой».

«Казаки-разбойники». Команда разбойников загадывает пароль и убегает. При этом участники отмечают свой путь стрелками на стенах, деревьях и асфальте. Команда казаков через некоторое время начинает погоню за разбойниками. Найденного участника приводят в штаб и пытаются выведать пароль. Целью игры является поиск всех разбойников и открытие секретного слова. Более подробные правила вы найдете

Подвижные игры на свежем воздухе по возрастам

Игры для самых маленьких

Подвижные игры для маленьких детей до двух лет должны отличаться простотой и понятностью. Малыши в таком возрасте уже имеют навыки обычной ходьбы, прыжков, бега на двух и на одной ноге, могут спускаться и подниматься, метать и перешагивать. Обучение правилам игры должно быть незаметным и естественным, без каких-либо элементов принуждения.

«Пчелы». Взрослый перевоплощается в пчелку. Он имитирует ее жужжание и полет, свободно и легко машет крыльями (руками). Пчелки должны собрать с цветочков нектар и вернуться с ним в улей. Цветы могут быть нарисованными на асфальте или настоящими. Улей можно также нарисовать в виде круга или выложить на земле скакалкой или веревкой.

«Ползающая змейка». Нужно закрепить скакалку или веревку над травой так, чтобы дети могли проползти под ней. Веревка опускается все ниже и ниже до тех пор, пока участник не станет ее приподнимать, чтобы свободно проползти.

«Черепашья гонка». Здесь тоже нужно ползти по траве, только без веревки. Побеждает тот, кто медленнее всего приползет к финишу.

«Полоса с препятствиями». В качестве препятствий можно использовать бревна, ветки, палки, ведра. Необходимо подстраховывать каждого участника во время трудных и опасных моментов, чтобы избежать травм.

«Летите, самолетики!». Предварительно нужно сделать как можно больше бумажных самолетиков. И потом устроить соревнование, в котором побеждает тот ребенок, чей самолетик долетит дальше.

«Солнечный зайчик». Игру нужно проводить в солнечную погоду. Для нее понадобится небольшое зеркало. Ловите солнечных зайчиков и просите ребенка погоняться за ними.

«Птички-невелички». Предложите представить малышам, что они непоседливые и прыгучие птички. Нужно одновременно прыгать и махать руками. Прыгать можно на месте на двух ногах, либо вперед-назад. Если ребенку это дается с трудом, то помогайте ему, держа за руку или под мышки.

«Прыжки через лужи». Очень простая игра, для которой нужно всего лишь надеть ребенку резиновые сапожки и найти побольше луж.

Уличные игры для дошкольников 2-4 года

В возрасте двух-четырех лет дошкольники становятся более активными и выносливыми. Их все больше начинают интересовать командные игры с другими детьми. Малыши стремятся показать свои достижения и умения другим людям.

«Мишка медведь». С помощью считалки выбирают «медведя». На одном краю площадки будет берлога мишки, на другом – домик детей. В центре площадки – лесная опушка. Дети выходят из дома и идут к опушке собирать ягоды. Мишка неожиданно выбегает и пытается кого-то поймать. Пойманный игрок становится «медведем».

«Езда на велосипеде с препятствиями». Если ваш ребенок уже хорошо катается на трехколесном велосипеде, можно усложнить ему задачу. Создайте ему полосу препятствий из игрушек, деревянных палочек и пластиковых бутылок. Рядом с ними нарисуйте мелом стрелки. Малыш должен тренироваться объезжать препятствия и не задевать их. После того, как ребенок успешно выполнил задание, можно подарить ему небольшой приз.

«Классики». Так как дети еще не умеют прыгать на одной ножке, то им разрешается прыгать на двух.

Игры на улице для детей 5-7 лет

«Донеси мешочек». Ребенок идет между палками, разложенными на ширине 40 сантиметров друг от друга. При этом у него на голове лежит мешочек с сухим песком. Задача ребенка – дойти до конца и при этом не уронить мешочек на землю. Важно не набивать мешочек слишком плотно, так как в этом случае его будет трудно удержать. Вместо мешка можно применять книги, корзинки и другие предметы.

«Игра с обручем». Ребенок должен катить перед собой обруч, при этом стараясь не уронить его на землю. Задача – докатить обруч до финишной прямой.

«Собираем ленты». Между деревьями протягивается веревка с набросанными на нее цветными лентами. Концы лент должны быть немного выше, чем поднятые руки детей. Они становятся под веревку и подпрыгивают, снимая как можно большее количество лент.

«Поймай». Двое детей кидают мяч друг другу по очереди. Третий участник, стоящий между ними, старается поймать его. Если у него это получается, то он становится на место ребенка, бросавшего мяч.

«Уголочки». Дети становятся в предварительно начерченные уголки. Один игрок, не имеющий уголка, встает в середину площадки и просит у одного из стоящих отдать ему свой уголок. Тот отвечает отказом. Тогда игрок подходит с этой же просьбой к другому, а в это время участники меняются местами, а он пытается занять место одного из них.

Летние игры

Летом малыши, дошкольники и ученики младших классов хотят проводить много времени на свежем воздухе и играть с друзьями. Поэтому важно использовать этот период максимально полезно для развития и здоровья ребенка.

«Зайчик-попрыгайчик». Дети выстраиваются вдоль линии и прыгают на двух ногах по три прыжка. Тот, кто прыгнет за эти три раза дальше всех, тот и победитель.

«Кто выносливее». Участники поднимают согнутую в коленях ногу. Руки при этом держат на поясе и закрывают глаза. Победит тот, кто дольше остальных простоит в таком положении.

Зимние игры

Сказочное зимнее время дает волю детскому воображению и уличному творчеству. Задача взрослого – немного помочь маленьким непоседам. Когда на улице много снега, обязательно нужно идти всей семьей на прогулку.

«Катаемся на саночках». Самое простое, веселое и увлекательное занятие. Единственная оговорка, что совсем малыши должны кататься вместе со взрослыми.

«Снежный ангелок». Ребенку нужно плюхнуться в снег спиной и начать махать по сторонам ногами и руками, словно изображая полет ангела. Затем взрослый помогает ребенку аккуратно встать, чтобы он мог оценить получившуюся фигуру.

«Лепим из снега». Это одно из самых распространенных зимних занятий, в котором нет ограничений для проявления творчества. Вместе с ребенком можно слепить как простого снеговичка, так и причудливое животное. Забавно выглядит снеговик, перевернутый вверх ногами или фигуры, вылепленные сидящими на скамейках.

Самые веселые и необычные игры на свежем воздухе

«Твистер (по типу квеста)». На асфальте нужно нарисовать круги цветными мелками. Размер поля и диаметр кругов зависит от того, сколько лет детям. Их можно нарисовать и на газоне с помощью водных красок, которые смоются при первой же дождливой погоде.

«Брезентовый выбивало». Для организации игры понадобятся цветной скотч и обрывок брезента. В нем нужно вырезать несколько отверстий разного размера и формы. Их края нужно обклеить цветным скотчем. Каждому отверстию присваивается стоимость в баллах. Победителем игры признается тот участник, который наберет максимальное их число за определенное количество бросков.

«Охотимся за сокровищами». В первую очередь нужно составить перечень сокровищ, которые должны будут собрать ребята. Например, листья, цветочки, шишки, веточки, камни и так далее. Сформированные списки нужно наклеить на пакеты, которые вручаются игрокам. Победителем станет участник, быстрее остальных собравший все сокровища.

«Боулинг из бутылок». Для игры необходимы десять бутылок из пластика, небольшой мячик и краска. Покрашенные и высохшие бутылки нужно наполнить водой и своеобразные кегли готовы.

«Бросай метко». Здесь нужна помощь папы или другого взрослого мужчины. Потребуется прикрепить шурупами два-три разных по вместимости ведра к длинной доске, которую потом нужно прислонить к стене. За каждое попадание мячом в ведро игрок получает баллы. При этом, чем ведро меньше, тем больше баллов начисляется.

«Бросаем воздушные шары». Для игры понадобятся нудлсы. Дети должны с их помощью забросить как можно большее количество воздушных шаров в корзину. Очень простая игра, но довольно веселая.

«Крестики и нолики». Принцип игры тот же, что и в бумажном варианте. Но на улице больше выбор инвентаря и подручных предметов. Например, можно использовать крупные камни или деревянные брусочки.

«Перетягиваем канат». Популярная игра станет намного интереснее, если игроки будут стоять не на земле, а на пеньках или перевернутых ящиках. В таком варианте детям будет нужно проявить как силу, так и ловкость.

«Сокровища из льда». Такая игра особенно понравится детям в жаркую пору. Заморозьте в какой-либо посуде воду с различными мелочами и небольшими игрушками. После отдайте ее детям вместе с молотком. И в ближайший час им точно будет, чем заняться. Другие идеи игр с водой.

«Дартс с надувными шариками». Нужно предварительно надуть шарики и прикрепить их к доске с помощью скотча. Много шума и веселья гарантировано.

«Наземные игры». Правила здесь те же, что в обычных настольных играх. Одно отличие: вместо фигурок будут сами дети. Кубик можно смастерить из обычной картонной коробки. Мелом нужно начертить траекторию пути, который требуется преодолеть и расставить все метки – шаги назад и вперед, возврат на старт.

«Бросай метко – 2». Игра сложнее, чем первая версия. Вместо ведер используется лестница-стремянка. Всем ступенькам присваиваются очки, которых участники должны набрать как можно больше.

Меры предосторожности

Взрослый, который организует игры на улице для детей, должен четко знать правила и суть, определенные движения, чтобы суметь легко объяснить их детям. Перед началом игры необходимо провести осмотр площадки, проверить специальные приспособления, инвентарь, лавочки, стойки на отсутствие повреждений и поломок. Обувь и одежда детей должна соответствовать возрасту и времени года, не стеснять движений и не болтаться.

Во время игры взрослый должен организовать детей так, чтобы они не травмировали себя и друг друга. Нужно проинструктировать ребенка о том, что при прыжках и соскоках нужно легко приземлиться на носки, чуть присев. Это позволит скомпенсировать нагрузку тела на ноги.

Важно чередовать подвижные энергичные игры со спокойными и интеллектуальными. В летнее время года играть лучше в том месте площадки, где есть тень и прохладно. Зимой нужно больше прыгать и бегать, чтобы согреться.

После окончания игр нужно проверить, как дети себя чувствуют и собрать спортивные приспособления и игрушки. Несмотря на то, что дети разогреты, нельзя давать им пить холодную воду и позволять ходить раздетыми в прохладную погоду.

Советы для родителей

Совместные игры детей вместе с родителями приносят пользу и тем, и другим. Дети испытывают радость и яркие эмоции, а взрослые могут лучше узнать своего ребенке, стать к нему ближе. Это важно для того, чтобы сделать детство незабываемым и интересным для ребенка. Поэтому не ленитесь играть с ним, не бойтесь показаться несерьезным и смешным, будьте для него другом.

В игры, рассмотренные в статье, можно играть как во дворе дома, так и в ДОУ или летнем лагере.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *