Игры на импровизацию

Содержание

Выход есть!

Количество игроков: любое. Реквизит: заранее приготовленные карточки с заданиями.

Участникам предлагаются затруднительные ситуации, из которых им необходимо найти оригинальный выход. Игроки наугад вытаскивают по одной карточке, вслух читают написанные там вопросы, либо это делает ведущий. Для подготовки им дается немного времени.

Примеры ситуаций:

  • Вы проиграли зарплату своих подчиненных (общественные деньги) в казино. Ваши действия?
  • Вас случайно закрыли в чужом доме (на работе) поздно вечером. Ваши действия?
  • Ваша собака съела очень важную бумагу, которую вы должны утром представить в суде. Ваши действия?

Примеры ситуаций для женщин:

  • Вы пришли домой, а на вашей кровати спит незнакомый мужчина. Ваши действия?
  • Вы приходите на работу, а на вашем месте сидит другой работник. Ваши действия?
  • Вас пригласили в ресторан, вы поужинали и вдруг ваш спутник исчезает, не расплатившись. Ваши действия?
  • Вы купили краску для волос, покрасили волосы, а оказалось, что они стали зеленого цвета. Времени перекрашиваться нет, а вам обязательно нужно идти на торжественный прием. Ваши действия?
  • У вас завтра важный доклад, а у ваших соседей большая вечеринка, которая не даст вам уснуть в любом случае. Ваши действия?
  • Вы познакомились с необыкновенным мужчиной. Вам кажется, что он влюблен в вас и готов сделать предложение. Вы приходите поделиться радостью с подругой и вдруг замечаете у нее на столе фотографию вашего возлюбленного. Вы в шоке — что же делать?
  • Вы ждете приезда родителей мужа. Чтобы произвести впечатление, вы решили приготовить что-нибудь особенное. Однако у вас ничего не получается — суп вы пересаливаете, жаркое подгорает, а пирог похож на подошву. Вы не успеваете что-либо исправить, поскольку гости уже звонят в дверь. Что делать?
  • На деловой фуршет вы пришли в вязаном платье. Вы разговариваете с очень важным партнером и внезапно замечаете, что один из гостей зацепился пуговицей пиджака за нитку вашего платья, и чем дальше он отходит, тем больше распускается ваше платье. Важный разговор еще не закончен. Ваши действия?

Побеждает игрок, который окажется самым находчивым, а степень находчивости определяется аплодисментами зрителей.

Телефонный разговор

Реквизит: заранее приготовленные карточки с заданиями.

Ведущий: В наше время трудно представить себе жизнь без телефона. Однако неверно утверждение, что общаться по телефону проще простого. Для телефонных переговоров очень важно умение слушать (и слышать!), четко формулировать свои мысли, грамотно задавать вопросы, убеждать и т.д. Пусть сейчас участники продемонстрирую нам технику телефонного разговора. Оцениваются фантазия и юмор!

Итак, в конкурсе участвуют два игрока. По условию игры один игрок звонит по телефону, а другой отвечает на его звонок. Условия разговора указаны в карточках:

1-й вариант карточек

1) Вам нужно убедить своего собеседника в необходимости делать зарядку по утрам. Продолжайте разговор, во что бы то ни стало, заставьте собеседника выслушать вас.

2) Вы — злостный грубиян и лентяй. Вам хочется поскорее «отвязаться» от собеседника, но откровенно хамить нельзя, нужно стараться быть вежливым. Трубку класть запрещается.

2-й вариант карточек

1) Вам скучно, и вы звоните своей подруге и болтаете о всем, о чем угодно: рассказываете ей новости про себя и других приятельницах, жалуетесь на своего начальника, делитесь новыми кулинарными рецептами, говорите о моде и т.д. Вы настолько увлечены, что вам не хочется ни в коем случае прекращать разговор.

2) У вас ужасно плохое настроение и вам совершенно неинтересно, что рассказывает подруга. Вы пытаетесь ей деликатно намекнуть об этом. Первой заканчивать разговор нельзя.

Красноречивая картина

Количество игроков: любое. Реквизит: карточки с заданиями — распечатанные изображения известных картин.

Картины всегда безмолвны. Но наверняка многим зрителям было бы интересно узнать, о чем думают или о чем могут разговаривать между собой нарисованные герои. Попробуйте «озвучить» некоторые картины. Для того, чтобы войти в образ, примите позу, в которой находится персонаж на полотне и… говорите, что вы думаете и чувствуете!

Варианты заданий – картины, которые игрокам нужно «оживить»:

  • «Мона Лиза» Леонардо да Винчи
  • «Аленушка» Васнецова
  • «Юдифь» Джорджоне
  • «Кающаяся Марина Магдалина» Тициана
  • «Демон сидящий» Врубеля
  • «Три богатыря» Васнецова
  • «Охотники на привале» Перова и т.д.

Игрокам дается определенное время на придумывание монолога (диалога, разговора). Побеждает самый красноречивый участник.

Рекламный ролик

Участники делятся на пары, им на выбор предлагаются различные предметы (стиральный порошок, шоколад, чайник, часы, утюг и т.д.). Задача игроков – за 10-15 минут отведенного времени придумать рекламный ролик выбранного предмета. Оцениваются смекалка, юмор, артистичность. Победителей определяют зрители аплодисментами.

Словесная импровизация. История 2: слово Мастера танцует!

Александра Пожарская Поделиться:

Как поживал наш Мастер после того, как блоху подковал? Разогналась силушка телесная, робость прошла, ребятишек собирать стал по вечерам да показывать-рассказывать, делу своему обучать. Бывало, по привычке наступит ему страх на горло и хохочет. Мастер пару фраз заветных скажет, встряхнется, на слушателей поглядит – и ну говорить!

Уже не страшно, а что? Свое дело назубок выучил, много секретов в запасе.

Только все чаще и ребята, и взрослые ученики стали вопросы ему задавать. Да не только по кузнецкому делу, а с подвывертом, знаешь!

— Как Вам удалось стать таким успешным Мастером? — Нуууу…. Это как. Просто все. Работай!

— Ваши изделия – это результат давно изученной методики или импровизация? — Чего? Какая …ммммМпровизация?

— А расскажите, как в других ремеслах такую настойчивость проявлять?

— А знаете ли вы, что нынче закон приняли об обучении? Как вы относитесь к нему?

И каждый раз лихоманить стало Мастера. Как же говорить-то, когда не знаешь точно! Мастер точность любил во всем! А тут на тебе! Темы не знакомые, законы какие-то… ремесла другие… А им, ишь, все интересно!

Закручинился Мастер да отправился к Мудрецу мериканскому, что жил у них на деревне и детишек говорить учил. Помоги, мол, мне, мериканец ты мой ненаглядный, как на темы рассуждать незнакомые. Боюсь ляпнуть чего, вот и молчу, да ученики недовольны…

Мериканец тот на Мастера посмотрел. Дааа, говорит, могу помочь, и дань с тебя совсем небольшая будет. Выполняй все задания мои, что даю тебе. И выйдет успех и счастье!

А рассказал он ему вот о чем…

О той самой импровизации, которая в любом выступлении помогает.

Оставим Мастера у своего учителя риторики. Пусть слушает внимательно, мы мешать не будем.

И поговорим вот о чем: сколько в процентном соотношении мы в жизни говорим на заготовленную тему из сферы личной или профессиональной компетенции (= ЗНАЮ ОТЛИЧНО!), а сколько нам приходится импровизировать (= ЗНАЮ НЕ ОЧЕНЬ)?

50 на 50? Больше заготовок? А, может, неподготовленных речей?

Видел ли ты ораторов, речь которых льется плавно, красиво, кажется, что он знает обо всем на свете?

Хочешь так же?

Тогда будем обучаться навыку словесной импровизации.

ЧТО ЭТО?

Умение легко, без запинок и пауз-зависаний, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему в любой компании. Нашего Мастера просили рассказать и об успехе, и о настойчивости как основной черте характера, и о политике, и о творческом процессе. Если бы он владел навыком, это не составило бы труда.

ВАЖНО!

Словесная импровизация далека от того, что в народе иногда именуют генерацией бреда. Да, есть люди, которые много и не по делу говорят, не умолкая, но это не значит, что они владеют словесной импровизацией.

СИ – это искусство, которому может обучиться каждый и которое выручает выступающего постоянно! Словесная импровизация – это танец слов, которые не кучкуются за сценой, т.е. в мозгах и на языке оратора, а смело складываются в виртуозные, полные смысла и харизмы танцевальные па. Более того, в паре всегда есть двое: оратор ведет в танце. Аудитория следует за ним.

ГДЕ ПРИГОЖДАЕТСЯ? ФУНКЦИИ?

1. Ответы на вопросы.

Ты хорошо подготовлен, тема – твоя, родная! И туууут! Бац! Вопрос!

Вспоминается адвокат из мюзикла «Чикаго», бивший чечетку, когда в паузах между танцевальными фигурами он выслушивал вопрос, а затем отбивал четкий ритм ответа. Много разных, в т.ч. каверзных вопросов – и четкий дробный ответ, ведущий его к нужному результату. По большому счету в том танце было много импровизации, ведь мы никогда не можем заранее предугадать, какой вопрос нам зададут.

Как выручает СИ? Еще не зная ответа, вы можете поимпровизировать на смежную более близкую вам тему, а затем плавно перевести к той, на которую был задан вопрос (ведь вы уже успели обдумать ответ). Второй вариант тоже обоснован: начать с ответа на вопрос слушателя, а затем плавно встроить новые интересные факты, импровизируя и давая ценные знания. Вам легче! Слушателям интереснее.

СИ позволяет заполнить паузу для обдумывания ответа!

2. Открытие словесного потока. Снятие пауз-зависаний.

Зачастую выступающий и рад бы позволить себе легкую импровизацию, да только теряет мысль, близится пауза-зависание, которая выглядит недостойно: «эээ, нуу, понимаете…». Здесь тебе и слова-паразиты приспели. И глаза забегали, и руки стали судорожно сжиматься… нет, братец, так не пойдет!

Как считаешь, слушатели запомнят такую паузу-растерянность? Конечно! А если она не одна в течение выступления? Тягостное ощущение от вас обеспечено.

СИ помогает избавиться от пауз-зависаний, сделать речь непрерывной, открыть свободный и легкий речевой поток.

3. Тезисная подготовка. Свобода донесения текста.

Наверняка многие из нас присутствовали на презентациях и выступлениях, где оратор, зазубривший текст наизусть, ни на шаг не мог позволить себе отойти от него. А если, не дай Бог, забывал – катастрофа! Что там у меня дальше в тексте-то? Ээээ…

Поэтому такая стратегия подготовки не очень подходит для людей, желающих обучиться плавности и красоте речи. Готовиться лучше по ключевым тезисам – остальное лучше добавлять по ходу выступления, обтягивая костяк текста тканью СИ.

СИ дарит свободу от заучивания текста!

4. Поддержка аудитории.

Джерри Вайсман, очень известный бизнес-презентатор и автор книг по презентациям, одним из ключевых понятий для оратора считает понятие «поддержка аудитории». Если вы не позаботитесь о них, то кто же?

Не убивайте свою аудиторию простым перечнем фактов, цифр, аргументов. Даже если это скучнейший годовой отчет. Через какое-то время аудитория устанет и не сможет воспринимать нужную информацию. Важно уметь вовремя это заметить и сменить состояние аудитории: поимпровизировать, рассказать историю из жизни, байку, которая будет к месту. Мы все люди. Даже самой серьезной аудитории нужны эмоции!

СИ позволяет оратору сменить встряхнуть аудиторию, дать ей передышку!

5. Высокая энергетика.

Однажды я смотрела видеоролик, в котором один из западных ораторов выбегал на сцену ярко! На высокой энергетике! Махал руками! Зажигал! Призывал! А затем…. Подбегал обратно к кафедре и …про себя быстро читал, что же там далее по тексту… потом опять выбегал! Зажигал! И такая беготня раз 5 в течение выступления!

В эти моменты у меня возникал резонный вопрос: в тексте было написано: «Взмахни рукой и возопи?»)))

Тезис звучит следующим образом: НЕВОЗМОЖНО, работая на высокой энергетике, при этом пользоваться бумажкой! Вдобавок к энергетике вам также необходим дар импровизатора, чтобы это смотрелось искренне и ненатужно.

СИ позволяет выступать на высокой энергетике!

6. Подковать блоху = снизить страх.

Владение навыком словесной импровизации является одним из приемов снижения волнения. Человек выходит на сцену, полностью уверенный: «я найду нужные слова»!

В этом смысле очень показательна история о том, как мы с коллегой-поэтом давали интервью на радио. В этом мире пока что нет поэта Александра Пожарская, ведь это мое хобби. Зато есть хороший импровизатор Александра Пожарская. О чем свидетельствует данный случай. Мой коллега подготовился, выписал цитаты, а затем, сидя возле микрофона, разволновался, слова-паразиты кое-как заполнили паузы-зависания, цитаты исчезли из головы, заготовки забылись. Мне же понадобилось всего лишь выслушать вопрос и импровизировать по тем тезисам, которые я набросала (в голове) заранее. Итоговая аудиозапись показала, что вырезать из импровизации было практически нечего.

Ты можешь быть менее осведомленным (раз уж так порой случается) – но уметь вовремя вытянуть нужные факты, цифры, аргументы, цитаты с помощью навыка СИ.

СИ снимает страх!

7. Светская беседа.

Однажды приходит ко мне девушка на тренинг и рассказывает: «Презентации я делаю давно. Партнеры в восторге. Но вот когда после деловых переговоров и презентаций все идут просто в ресторан – я впадаю в ступор и не знаю, как поддержать беседу! А они же мужики: темы классические: охота, рыбалка…»

О чем говорит случай? О том, что в обычном, неформальном общении, без навыка СИ просто не обойтись. Никто не хочет прослыть дураком или тихоней!

Другие ситуации светской беседы нам с вами тоже хорошо известны: свидание, вечеринка, дружеские посиделки.

Владея навыком СИ, вы станете душой любой компании!!!

ТРЕНИРОВКА. ПРИЕМЫ. АЛГОРИТМ.

Как же научиться непринужденно импровизировать на любую тему?

Как научить слова легко танцевать в вашей речи и складываться в фигуры красиво и плавно?

Ниже мы предлагаем вам простейший алгоритм развития навыка, который включает 5 простых шагов или этапов.

5 конкретных танцевальных шагов по овладению

СЛОВЕСНОЙ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ

У нас в компании друзей есть такая традиция: когда мы поем песни под гитару, то перед некоторыми особо любимыми мелодиями мы подбадриваем гитариста: «Спой так, чтобы душа сначала развернулась… а потом свернулась!» Первые три этапа освоения СИ – это как раз попытка развернуть арсенал, разложить все приемы и техники по полочкам, а затем свернуть, схлопнуть его в один быстрый мгновенный процесс поиска решения здесь и сейчас, на сцене!

Этап 1. Буги-вуги в стиле осьминог.

Техника заключается в том, что вы берете любую ассоциацию, связанную с основной темой выступления, и начинаете развивать эту тему.

Важно! Необходимо подбирать не любые, а максимально близкие к теме и яркие интересные ассоциации.

Словом, мы с вами учимся танцевать, как тот осьминог из детской песенки, который освоил «буги-вуги в стиле 8 ног». Осьминог – ваша основная тема, которой требуется подспорье для лучшей передачи информации. Захотел – раскатал, развернул, распространил новые темы, захотел – свернул обратно, вернувшись к основной теме.

Возвращаться действительно стоит. Иначе оратор, который «утанцевал далеко» в своей импровизации, будет восприниматься как минимум несерьезно. Таким образом, мы пробуем развернуть одну ассоциацию (первая ножка осьминога), затем возврат, вторую и т.д. В итоге мы не только раскрываем центральную тему, но и представляем ее более объемно, ярко, интересно.

На одном из тренингов мне задали весьма незатейливую тему для импровизации «самолет». Осьминог танцевал вовсю: в результате я затронула тему полетов («Почему люди не летают как птицы?»), тему богов и людей (из книги «Полеты богов и людей»), тему свободы, сопоставила виды транспорта и плавно всех подвела к мысли о красоте и свободе такого вида передвижения, как самолет.

Потренируемся?

Упражнение 1: лучшая импровизация – та, приемы которой вы освоили заранее. Попросите кого-нибудь задать вам тему для импровизации. Набросайте самые различные ассоциации к теме в голове или на карточке (минимум 10). Постарайтесь развить минимум 3-5 из них в течение 3 минут. Например, вам задают тему «успех», и вы быстро набрасываете ассоциации лидерство, деньги, известность, возможности, примеры успешных людей, литература на тему, критерии успеха и т.п. Таким образом, вы проводите так называемый этап мозгового штурма. Джерри Вайсман называет первый этап извержения идей – методом «шлеп», за которым следует «шлифовка», к которой мы приступим позже.

Итак, прием СИ № 1: Ассоциации.

Этап 2. Степ и чечетка.

То есть «шлеп» и «шлифовка». Действительно, мало набросать в голове ряд ассоциаций, важно сделать переходы плавными и красивыми. Точно как в танце, отбивая чечетку, танцор перемещается мелкими шажками вправо, еще правее, еще правее! И на каждом отрезке отбивает несколько тактов. Точно так же и мы с тобой, читатель, можем использовать особый прием: переход по последнему слову, который помогает справиться с раскрытием темы, когда ассоциации в голову не идут.

Суть приема в том, что оратор переключается на одно из последних слов, которое прозвучало в его речи, и начинает раскрывать его как новую тему.

Самолет…

Сочиняем первое предложение.

Некоторые люди предпочитают летать самолетом по России и за границу.

Цепляемся к последнему слову:

Заграница – понятие, абсолютно закрытое для людей советского периода (многие помнят о т.н. «железном занавесе»), сейчас во всей красе открыта нам, в наше демократическое время.

Снова берем последнее слово:

Кстати, о демократии. Демократия как форма политической организации общества в чистом виде встречается только в США, в стране, для которой эта форма стала наиболее естественной.

И опять зависли. Что же делать! Беремся за естественность!

И так далее.

Чувствуете стиль перемещения? Шаг вправо – еще правее – еще правее!

И бьем чечетку импровизации, словно упомянутый герой Ричарда Гира в мюзикле «Чикаго».

Потренируемся?

Упражнение 2: снова берете свою учебную тему для импровизации. Продумываете переходы от темы к теме. Встраиваете прием «переход по последнему слову».

Прием № 2: Переход по последнему слову.

Этап 3. Танцевальный вызов.

Однако наш любимый танцор-чечеточник по ходу фильма успевал не только отбивать такт, но и бросал вызовы аудитории, пытаясь взбодрить ее вопросами! Что это за прием? Предположим, вы снова не знаете, что дальше говорить. Тогда естественным и красивым ходом будет вопрос к аудитории: закрытый (требуется ответ ДА/НЕТ) или риторический (не требующий ответа).

Что это нам дает? Выигрыш времени. Вовлечение аудитории. Кроме того, вы узнаете, что интересно слушателям в выступлении. Важно задавать именно закрытые или риторические вопросы, чтобы избежать появления второго оратора.

Например, тема моего выступления по-прежнему «самолет». И я встраиваю в свое выступление несколько нужных мне вопросов:

Есть ли в зале люди, которые ни разу не летали на самолете?

Кто из вас боится/любит летать самолетом?

Согласны со мной, что этот вид транспорта очень удобен?

Почему в современном мире важно перемещаться быстро? Да потому что…

Замечаете ли вы, что сейчас уже многие могут позволить себе летом слетать за границу?

Потренируемся?

Упражнение 3: посмотрите на ассоциации, выписанные к вашей теме. Переделайте все ассоциации в вопросы, например, Свобода: — Считаете ли вы себя свободным человеком? Люди и птицы: — А вы помните миф о Дедале и Икаре? И продолжаете до конца списка. Создаете 3-минутное выступление со встроенными вопросами. Сейчас важно попробовать сместиться именно в сторону этого приема.

Прием № 3: Вопросы в зал.

Продолжаем.

Помните, читатели, цитату в начале нашего алгоритма? «…чтобы душа развернулась, а потом свернулась!»

После освоения каждого приема в отдельности советуем взять новую тему для импровизации и встроить все три приема. Причем без предварительной подготовки свернуть все три этапа мозгового штурма в один – сразу здесь и сейчас, на сцене.

Итог (этапы 1-3):

Словесная импровизация – это мозговой штурм в свернутом виде!

Этап 4. Спонтанная хореография.

Как мы осваиваем СИ? Правильно: практика, практика и еще раз практика! Мало знать приемы. Надо их использовать! Спонтанная реакция на любые словесные ситуации рождается именно при наработке этого навыка.

Наступает этап тренировки вне всяких рамок. Пора осваивать спонтанную хореографию!

Потренируемся?

Упражнение 4: Берем любую хорошо известную вам тему. Ставим перед собой задачу рассказать ее минимум 5 раз в течение дня разным людям с незначительными модификациями. На следующий день берем малоизвестную тему – и в бой. На третий день – анонс фильма, анекдот, байку – и поехали. На 4-й день просим кого-нибудь задать тему посложнее – и осуществляем еще 5 рассказов!

Техника называется «открытие словесного потока» или «Скажите «А»… Здесь важно начать и минимум 4 дня рабочей недели практиковаться в импровизации осознанно!

Итог: СИ = процесс, который позволяет достать из сознания УЖЕ ИМЕЮЩИЙСЯ БАГАЖ ЗНАНИЙ!!!

Этап 5. Танго для продвинутых.

Многие участники тренингов по ораторскому мастерству задавали мне после освоения техники словесной импровизации один и тот же резонный вопрос: «Как мне сделать мою импровизацию еще более виртуозной? Да, я знаю приемы. Да, открыл смелость импровизировать. Но я не хочу переливать из пустого в порожнее. Мне нужен следующий этап».

Действительно, словесная импровизация есть не что иное, как модель, крепкая основа, костяк приемов, фрейм, рамка – для вливания туда новых и новых знаний. Здесь полностью соглашусь с Тони Бьюзеном и его методикой развития вербального интеллекта: читать словари, читать книги… но! «Читайте больше» – это слишком общая рекомендация. Да и время сейчас такое быстрое, что просто некогда осваивать тома книг.

Хорошо, предлагаю вам новый танец для продвинутых: танго с его четкой рамкой, с его прописанной структурой и огромной долей импровизации. Соединить знания и СИ – что может быть лучше?

Если ты хочешь больше, читатель, следуй за мной.

Итак, красивым продолжением и наращиванием ОСОЗНАННОЙ СПОНТАННОСТИ является встраивание новых знаний (необязательно по специальности) в рамку словесной импровизации. Для этого читать мы с вами будем. Но в свете всемирного ускорения осваивать книги будем очень быстро.

Потренируемся?

Упражнение 5:

1. Итак, вы берете любую интересующую вас книгу, лучше в бумажном варианте (намного проще и быстрее!!!). Содержание: НЕ художественная литература (это могут быть любые книги по бизнесу, продажам, психологии, маркетингу, вашей специальности, философии, это может быть публицистика, история и .т.д.).

Пролистываете книгу по методике: обложка полностью, очень вдумчиво вчитываетесь в содержание и усваиваете структуру книги, затем пролистываете ВСЮ книгу без остановки. Пробегая глазами ТОЛЬКО КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ. В хороших книгах обычно жирным шрифтом или курсивом выделены основные мысли.

Очень важно успеть сделать это за 20 минут. Если захочется вчитаться подробнее – приготовьте заранее закладки, и затем в свободном режиме вы сможете вернуться к интересующим вам фрагментам. Но пока что помните, что мы с вами создаем новую базу для словесной импровизации. И таким образом, осваиваете одну книгу за 20 минут. Что мы затем делаем с новыми знаниями?

2. Пролистав таким образом одну книгу – вы РАССКАЗЫВАЕТЕ ее содержание – все, что запомнили минимум 3 разным людям! И только затем вечером можете записать абзац текста (отточенный заранее) и сделать пометки. До этого книга хранится в вашей голове в устном варианте. Именно поэтому вы сможете гибко импровизировать на заданную тему книги.

Такая методика позволяет оратору расширить границы импровизации, узнать много нового за короткое время, научиться не хоронить новые знания в голове и быстро забывать их, а эффективно встраивать, повышая уровень запоминания и оттачивать умение танцевать словом! Создавайте копилку своих новых тем! Повышайте осознанную спонтанность!

Итог шага № 5: СИ = рамка для вливания и структурирования новых знаний!

Краткое резюме алгоритма освоения Словесной импровизации:

1. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Ассоциации.

2. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Переход по последнему слову.

3. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Вопросы в зал.

4. Словесная импровизация как процесс реализации багажа знаний.

5. Словесная импровизация как фрейм=рамка для встраивания новых знаний.

Таким образом, СИ – это одновременно и свобода, и основа! Она поможет вам сделать любую речь осмысленной, структурной и при этом живой, яркой, необычной!

Лучшие игры для корпоратива

Игры для корпоратива

Широко или простенько, в кабинете или кафе, усилиями топ-менеджеров или рядовых коллег, но это случится — в каждом офисе отпразднуют Новый год. Мы знаем, как весело провести этот вечер. С нас — топ-лист игр для корпоратива. С тебя — инициатива и хорошая компания…

Еще новогодний корпоратив — это возможность выгулять новогоднее платье, пообщаться с коллегами в неформальной обстановке, но рождественская вечеринка на работе — это праздник в кругу своих коллег и руководства. И это торжество имеет свои правила!

Игра для новогоднего корпоратива: «НЕ СНИМАТЬ!»

КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ: Любое.

ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВИТЬ: Большую коробку или непрозрачный мешок, куда собрать разные комичные вещи: детские колготки, трусы-боксеры, бюстгальтер большого размера, чепчики, клоунские носы и т. п.

СУТЬ: По сигналу ведущего участники под музыку передают коробку друг другу. Как только музыка остановится, тот, в чьих руках коробка, вытаскивает из нее одну вещь и надевает на себя. Условие — не снимать ее ближайшие полчаса!

ПОДСКАЗКА: Не забудь зарядить фотоаппарат. Когда еще увидишь охранника Василия в бюстгальтере 100 °F!

Игра для новогоднего корпоратива: «ЛЮБИТ-НЕ ЛЮБИТ»

КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ: Любое.

ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВИТЬ: Свое тело?

СУТЬ: Ведущий (самый активный из коллег, можешь взять эту роль на себя) просит всех сидящих за столом сказать, какая часть тела им нравится, а какая — нет у соседа справа. Например: «Я люблю его левую коленку и не люблю нос». По окончании откровений ведущий просит всех погладить (поцеловать) «удачные» места и ущипнуть (укусить) страдальца за «неудачные».

ПОДСКАЗКА: Желательно, чтобы рядом сидели коллеги разного пола.

ПОДСКАЗКА 2: Укусив сисадмина за попу, вернись к рабочему компьютеру и сделай резервные копии всех важных документов. Может ведь и отомстить…

Игра для новогоднего корпоратива: «ЛЕТЯЩЕЙ ПОХОДКОЙ»

КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ: Любое.

ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВИТЬ: Бутылки (пластиковые или стеклянные).

СУТЬ: Перед добровольцем в ряд, на одинаковом расстоянии ставят бутылки. Ему завязывают глаза и просят пройти через препятствие, не задев ни одной емкости. Пока жертва возмущается сложности задания, бутылки убирают. В итоге вы получаете гордую птичку фламинго, старательно вышагивающую по кабинету.

ПОДСКАЗКА: посуду убирайте очень тихо. Она еще понадобится.

Игра для новогоднего корпоратива: «РЫБА- КИТ»

КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ: Любое.

ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВИТЬ: Помещение (см. Подсказка).

СУТЬ: Все встают в круг и берутся за руки. Ведущий на ухо говорит каждому названия двух животных. Потом громко перечисляет животных, человек, услышав «свое», должен присесть. Задача его соседей — не дать этого сделать. Игра идет в довольно быстром темпе. Когда все войдут во вкус, ведущий скажет «Кит» — именно это животное загадано каждому участнику вторым пунктом. Результат всех повеселит!

ПОДСКАЗКА: Предусмотрительно очисти пространство в радиусе падения коллег от острых и бьющихся предметов. Не всякий рад приземлиться на дырокол.

Игра для новогоднего корпоратива: «КОМЕДИЯ ПОЛОЖЕНИЙ»

КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ: Любое, но только мужского пола.

ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВИТЬ: Надутые воздушные шарики, скотч, спички.

СУТЬ: В коллективе есть мужчины, которые все еще не прочь получить миллион долларов и которым все еще интересно, каково это — быть беременным? Отлично, эта игра как раз для них! К животам участников скотчем приматываются воздушные шары. Перед каждым «беременным» рассыпается коробок спичек. Задача — собрать спички как можно быстрее и не дать «животу» лопнуть.

ПОДСКАЗКА: А стоит ли ограничиваться одним воздушным шариком? Дайте главному экономисту Сергею Ивановичу еще одну попытку!

Игра для новогоднего корпоратива: «КАК МЕНЯ ЗОВУТ?»

КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ: Любое.

ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВИТЬ: Таблички из бумаги с забавными, не самыми простыми словами на них (лемур, хлеборезка, бульдозер, милашка и т. д.).

СУТЬ: Каждый получает на вечер новое имя — на спину крепится соответствующая табличка. Задача игроков — выяснить свое прозвище у других. На вопросы можно отвечать только «да» и «нет». Побеждает тот, кто первым угадает надпись на своей табличке.

ПОДСКАЗКА: Хлеборезка обидится, если вы будете кликать ее так весь следующий год.

Игра для корпоратива прикольная: «БУДЕТ ИСПОЛНЕНО»

КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ: Любое.

ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВИТЬ: Разве что желание петь (с умением сложнее).

СУТЬ: В зависимости от числа игроков разделитесь на команды. Сообща выберите тему конкурса, например любовь, снег, животные… Каждая команда должна вспомнить песню «по теме» и исполнить из нее несколько строк. Побеждают те, кто продержится дольше всех.

ПОДСКАЗКА: Будьте изобретательны и не бойтесь спорить. При желании можно доказать любому, что песня «Ты бросил меня!» посвящена настоящему животному!

Игра для новогоднего корпоратива: «БОЛЬШИЕ ГОНКИ»

КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ: Любое.

ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВИТЬ: Коктейльные трубочки и шарики для пинг-понга (по числу участников).

СУТЬ: Подготовьте трассу: расставьте на столе бутылки, стаканы, рюмки (в общем, все, что попадется под руку) так, чтобы образовались дорожки. По ним игроки и будут гонять свои шарики, дуя на них через соломинки. Побеждает тот, кто прибудет на финиш первым.

ПОДСКАЗКА: Хорошо играть попарно на выбывание: место проигравшего занимает новый участник. Остальные в это время могут хором исполнять песню «…погоня в горячей крови».

Конкурсы на корпоратив с коллегами: «ПРОБНЫЙ ШАРЖ»

КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ: От 5 до 20.

ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВИТЬ: Карандаши, бумагу и ластики.

СУТЬ: Каждый игрок рисует дружеский шарж на кого-то из присутствующих. Портреты передаются по кругу, и каждый на обратной стороне пишет, кто изображен на рисунке. Когда художество пройдет круг и вернется к автору, подсчитайте число очков (т.е. верных ответов). Побеждает автор самого узнаваемого портрета.

ПОДСКАЗКА: Чтобы никто не оказался неохваченным, заранее проведите жеребьевку — кто кого изображает. И не надо рисовать кадровичке Глафире Пафнутьевне усы, как у Буденного, — на самом деле щетинка над губой у нее только намечается…

Игра для новогоднего корпоратива: «ЧТО, ГДЕ, КОГДА»

КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ: Любое.

ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВИТЬ: Бумагу, ручки по числу участников.

СУТЬ: Все сидят за столом. Ведущий задает общий вопрос, например, «кто?», игроки пишут ответ, складывают лист, чтобы не было видно написанное, и передают его соседу справа. Дальше задается следующий вопрос, например «когда?», процедура повторяется. Игра длится, пока все не испишут свои листы. Затем под дружный хохот ведущий зачитывает получившиеся рассказы. Похожую забаву ты наверняка освоила еще в школе.

ПОДСКАЗКА: Наличие ведущего не принципиально. Вопросы могут задавать все по очереди. Заодно узнаете, кто, когда и чем на самом деле занимается поздней ночью на офисном диване…

Конкурс на корпоратив: «ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСНЫ»

КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ: Любое.

ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВИТЬ: Бумагу, ручки или карандаши.

СУТЬ: Разбейтесь на две команды. Каждая получает лист с обозначенными на нем категориями, например город, река, страна, техника, растение и т. д. Выберите букву алфавита и начинайте игру. За определенное время (минуту или две) команде нужно вспомнить как можно больше подходящих слов.

ПОДСКАЗКА: Категории могут быть профессионально ориентированы, это сплотит коллектив. Как приятно дружным работникам (и работницам) автосервиса сообща придумывать пятнадцатое наименование детали двигателя на букву Щ!

Игра для корпоратива за столом: «ОТ, А ДО Я»

КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ: Любое.

ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВИТЬ: Знание алфавита.

СУТЬ: Игра проста: Начиная с «А» и далее по алфавиту, каждый придумывает по поздравлению на «свою» букву. Побеждает автор самой смешной фразы.

ПОДСКАЗКА: Не пропускайте буквы Г, Ж, Й, Ъ, Ы. Будет весело. Ыще как!

Игра для новогоднего корпоратива: «ДА НИКОГДА!»

КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ: От 7 до 15.

ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВИТЬ: Фишки каждому участнику, хотя бы по три штуки.

СУТЬ: Игра на честность. Первый игрок говорит: «Я никогда не…» и называет то, чего не делал никогда в жизни. Все, кто, наоборот, имел указанный опыт, отдают герою по одной фишке. Задача каждого — придумать что-то такое, что он не делал в отличие от большинства присутствующих. Побеждает тот, кто после определенного числа кругов набирает больше всех фишек.

ПОДСКАЗКА: В качестве фишек можно использовать спички, заранее нарезанные листочки бумаги, крупные фасолины. А вот использовать полученные знания о коллегах в своих корыстных целях не стоит. Подумаешь, секретарша Ирочка никогда не приходила на работу вовремя, зато победила!

Игра для новогоднего корпоратива: «С НОВОЙ СТРОКИ»

КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ: Любое.

ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВИТЬ: Ручки или карандаши, распечатать на листах бумаги начало какого-нибудь известного стихотворения.

СУТЬ: Пусть каждый допишет свой рифмованный финал к заданному стихотворению. Поверь, даже популярное «Идет бычок качается…» с легкой руки твоих коллег обретет непредсказуемый хеппи-энд (а может, и не хеппи!).

ПОДСКАЗКА: Заготовь несколько распечаток, игра затягивает. И слушай, до чего в итоге дойдет этот бычок…

Какие веселые конкурсы на корпоратив ты знаешь?

Заигралась Ирина Побокина
ФОТО: CAMERA PRESS/FOTOBANK.RU

Подпишись на новости!
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей. ОК Я соглашаюсь с правилами сайта Спасибо. Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.

Как научиться импровизировать в разговоре?

Как бы мы мысленно ни готовились к предстоящим серьезным разговорам, нам всегда приходится импровизировать.Роберт Макки Даже во время произнесения заранее заготовленной и хорошо отрепетированной речи нередко случаются разные неожиданности. Из зала может прозвучать внезапный вопрос, который собьет оратора с толку, оратор может перепутать или начисто забыть фрагмент речи и впасть в ступор и т. п. О деловых переговорах или дружеской беседе тет-а-тет и говорить нечего – такое невозможно подготовить, придется научиться импровизировать в разговоре. Запишитесь на пробный урок по актерскому мастерству Человек, владеющий навыком импровизации, подвержен описанным выше рискам в той же степени, что и любой другой, но у него всегда есть соломинка, за которую можно ухватиться в трудную минуту. Импровизация дает возможность сгладить заминку, выиграть время, собраться с мыслями и незаметно вернуть себе контроль над ситуацией. Чем конкретно поможет вам словесная импровизация:

  • вы больше не впадете в ступор, если вдруг потеряете мысль или забудете слова;
  • вы больше не будете зависеть от бумажки;
  • ваше выступление станет более живым и эмоциональным, т. к. оковы вызубренного неживого текста будут сброшены;
  • вы научитесь не теряться при интервьюировании, сможете мгновенно, емко и интересно отвечать даже на неожиданные и каверзные вопросы;
  • публичные выступления станут для вас легким и приятным занятием, соответственно, о связанных с ними страхах можно будет забыть навсегда;
  • поддержание беседы больше не будет для вас в тягость, вы научитесь непринужденно вести разговор на любую тему.

Речевая импровизация: задачи и преимущества

Под определение речевой импровизации, по большому счету, подходит вся устная речь, т. к. слова для выражения мыслей мы подбираем на ходу. Этот навык совершенствуется всю жизнь с раннего детства, но упражнения на импровизацию ускоряют процесс. Кроме того, львиная доля нашей спонтанной речи приходится на бытовое общение, первой и главной задачей которого является обмен информацией. Все кардинальным образом меняется при выступлении на публике, как и при важном разговоре с малознакомым человеком. Добавляются новые задачи:

  • завладеть вниманием аудитории/собеседника и удержать его;
  • расположить к себе слушателей, вызвать доверие, симпатию, убедить в компетентности и т. д. в зависимости от ситуации;
  • понятно изложить и донести мысль до аудитории.

Завладеть вниманием

Когда вы делаете шаг на сцену, останавливаетесь у микрофона и бросаете взгляд на зрителей, вы полностью владеете их вниманием, они ждут. Первое же слово, реплика или даже жест либо заинтригуют их, либо разочаруют. В последнем случае даже не ушедший из зала слушатель будет заниматься чем угодно, только не прослушиванием вашей речи. То же самое касается встречи с малознакомым человеком, например, первого свидания. Ваша собеседница (или собеседник) искренне интересуется вами до того, как вы открыли рот. Сохранится ли этот интерес после, зависит только от вас. Соответственно, чтобы завладеть драгоценным вниманием своей аудитории, речь должна быть живой, эмоциональной и непринужденной, а сказанное – емким и интересным.

Расположить

Расположить собеседника к себе – значит вызвать у него положительные эмоции. Это достигается разными способами. Например: #1юмором – хорошая шутка всегда в цене; #2общностью взглядов, интересов, положения, опыта и т. п. – вы можете рассказать историю из своей жизни, в которой слушатель узнает себя, можете высказать мнение, совпадающее с мнением слушателя, в конце концов, вы со слушателем можете оказаться родом из одной деревни; то или иное общее располагает и способствует пониманию; #3профессионализмом – настоящий мастер своего дела всегда будет пользоваться авторитетом среди коллег. В бытовом разговоре со знакомым человеком нет необходимости завоевывать его симпатию: она либо уже завоевана, либо уже потеряна, ведь у вас было время друг друга узнать. Слушатели же видят и слышат вас впервые, их недостаток знаний о вас будет компенсироваться впечатлением, которое вы производите. Вот почему умелая речь жизненно необходима любому оратору.

Донести мысль

Тема публичного выступления, как правило, сложнее и обширнее предмета бытового разговора. Речь оратора должна быть четко структурирована, иначе он будет путаться, терять мысль и забегать вперед, как бывает, когда хочется сказать все и сразу. Неправильная подача обширного материала приводит к потере внимания публики: слушателю сложно вслед за оратором перескакивать с одной мысли на другую, сбиваться и повторяться, он быстро устанет и найдет способ отвлечься или же стоически все выслушает, но ничего не поймет. Правильная подача, наоборот, будет вести слушателя от события к событию: каждая новая мысль будет вытекать из предыдущей и, развиваясь, перетекать в следующую. Речь хорошего оратора, словно лестница из мыслей, –слушателю на ней комфортно и легко, а значит, пониманию ничто не препятствует.

Приемы и упражнения на импровизацию

Эти простые упражнения для развития импровизации речи – хитрости умелых ораторов – проверены поколениями. Они помогут вам не ударить в грязь лицом в сложной ситуации и выиграть время, чтобы навести порядок в мыслях. Сразу овладеть ими не получится, нужны постоянные тренировки. Чтобы развить импровизацию в речи, упражнениям желательно уделять не менее часа в день.

Используйте ассоциации

Как прием Если вы забыли слова или потеряли мысль, вам нужно выиграть время и не допустить неловкой паузы. Для этого переключите разговор на что-то, что ассоциируется у вас с основной темой. Ассоциация, разумеется, должна быть как можно ближе к предмету: это может быть случай из жизни, анекдот, новость или интересный факт. Главное – увлечь слушателей, пока вы собираетесь с мыслями. Как упражнение

  • В «Ассоциации» можно играть с друзьями так же, как в «Города».
  • Можно придумывать для этой игры свои правила: ассоциации на последнюю букву предыдущего слова, ассоциации только на одно слово, и т. д.
  • Можно тренироваться самостоятельно, выбирая слово и подбирая к нему ассоциации. Устанавливайте рекорды, стремитесь подобрать определенное число ассоциаций к слову за определенное время и т. д.

Задавайте вопросы

Как прием Аудиторию всегда можно отвлечь риторическим вопросом или даже серией вопросов. Такое отступление предполагает паузы, ожидание ответов из зала, реакцию на эти ответы и т. п. За это время вы успеете вернуть себе контроль над ситуацией: вспомнить текст или поймать ускользнувшую мысль. Как упражнение Попросите кого-нибудь из знакомых или близких помочь вам отрепетировать речь. Пусть этот человек слушает вас и задает вам вопросы, намереваясь застать врасплох и сбить с мысли. Ваша цель – не растеряться и найти ответ на каждый вопрос, плавно и органично вписав его в общий процесс выступления.

Меняйте тему по последнему слову

Как прием Если необходимо сменить тему, используйте последнее сказанное вами слово как отправную точку: для слушателя такой переход будет выглядеть оправданно. Последнее слово и есть ваша новая тема: раскрывайте ее, подбирайте к ней ассоциации, пользуйтесь вопросами. Нужно вернуться в прежнее русло? Вы можете выйти так же, как вошли, – с помощью слова. Как упражнение Возьмите случайную статью или газетную заметку и представьте, что это отрывок вашей речи. С последнего слова начинайте импровизировать: развивайте тему некоторое время, а потом плавно и органично вернитесь к теме заметки. На просторах интернета можно найти готовый тренинг на тему ораторское искусство для тех, кто способен на самообразование и кто объективно может оценить свои недостатки как оратора. Готовый тренинг также поможет понять вам как они проходят в актерской школе.

Развиваем словесную импровизацию. Часть 1

Общаясь с опытным переговорщиком, часто поражаешься, насколько легко и непринужденно льется его речь. Слова сами собой рождаются и образуют красивую паутину мыслей и образов.

Это искусство словесной импровизации – умение легко, без запинок и пауз-зависаний, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему в любой компании.

Кому-то умение легко жонглировать словами далось с рождения. Остальные же могут ему обучиться, регулярно выполняя упражнения сегодняшнего урока.

Конечно, для этого придется потрудиться. Но однажды развив в себе навык словесной импровизации, он будет выручать вас всю жизнь!

Словесная импровизация поможет вам:

• снять паузы и зависания, когда нужно говорить, а в голову ничего не приходит;

• не заучивать дословно текст выступления, а импровизировать на основе только 20-30 ключевых слов;

• выступать на высокой энергетике;

• легко отвечать на вопросы, в том числе провокационные;

• уменьшить страх публичных выступлений;

• легко поддерживать светскую беседу и деловые переговоры;

• быстро ориентироваться в смене ситуаций общения и мгновенно находить нужные доводы и аргументы.

Как научиться импровизировать на любую тему?

Следующие приемы помогут вам развить этот навык. Причем – довольно быстро.

Важно отметить, что умение импровизировать ни в коем случае не значит, что к выступлениям больше не нужно готовиться! Не обольщайтесь. Навык словесной импровизации можно сравнить со страховочной веревкой альпиниста – она придаст уверенности и выручит в трудную минуту, но не заменит отточенного мастерства и головы на плечах.

Основные приемы словесной импровизации

Прием 1. Ассоциации

Суть приема заключается в том, что вы немного отступаете от непосредственной темы разговора, переключаетесь на близкую к ней тему, и некоторые время ее развиваете.

Визуально это напоминает цветок ромашки: ее середина – основная тема, лепестки – ассоциации. Вы стартуете от центральной темы, раскрываете первую ассоциацию и возвращаетесь к центральной теме, потом раскрываете вторую ассоциацию и вновь возвращаетесь к центральной теме, потом третью…

В результате вы не только раскроете центральную тему, но и затронете связанные с ней вопросы. Построенное таким образом выступление получается иногда даже более интересным и полезным для слушателей, чем если бы вы раскрыли только основную тему.

Разберем пример:

Предположим, вам нужно сделать небольшой доклад на такую тему, как «погода». Как сходу создать текст на 2-3 минуты?

Погода…

Для начала раскроем такую ассоциативную связь, как «прогноз погоды».

«Погоду в последнее время стали предугадывать достаточно точно. Если еще лет 20 назад ходило огромное количество шуток о том, что нельзя верить синоптикам, то сейчас их прогнозам уже можно доверять. Начали даже предсказывать погоду с точностью до 20-30 минут…»

Поговорили… Теперь можно затронуть такую тему, как «глобальное потепление».

«Кстати, климат сейчас становится мягче. Зима уже совсем не та, что 15-20 лет назад. Реально чувствуется, как потепление из года в год наступает. Теперь уже приходится гадать, снег или дождь будет на Новый год» .

Что еще, связанное с погодой, всплывает в памяти? Пусть «погода – традиционная тема для начала беседы».

«Вот мы сейчас болтаем о погоде, может быть, даже не потому, что нам она интересна, а просто потому, что так принято. По статистике, более половины разговоров, особенно среди только что познакомившихся людей, начинаются с обсуждения погоды…»

Чтобы облегчить вам поиск возможных ассоциаций, я предлагаю вам использовать технику направленных вопросов. Эта техника взята из журналистики, где ее используют для написания статей, находя с помощью вопросов новые варианты раскрытия темы.

Возьмите произвольную тему и подумайте, какие вопросы по ней можно задать.

Например, тема «живопись»:

• Что такое живопись?

• Когда появилась живопись?

• Какие стили живописи бывают?

• Что в живописи сейчас наиболее популярно?

• Каковы перспективы развития живописи?

• В чем польза от живописи для обычного человека?

Вот у вас уже есть 6 вопросов, которые можно использовать в дальнейшем, может быть, с легкой переработкой, для развития практически любой темы.

Если же вы загрузите в свою память 50 подобных вопросов, то они будут вас выручать в сложные моменты, когда потеряна мысль и нет понимания, в каком направлении может развиваться дальше ваша словесная импровизация.

Приведу небольшой список подобных вопросов:

1. Что это такое?

2. Когда это появилось?

3. Какие способы приготовления этого бывают?

4. Какой вид этого наиболее популярен?

5. Какие перспективы развития у этого?

6. В чем польза от этого для обычного человека?

7. Чем это можно при желании заменить?

8. Как это используют?

9. Что использовали вместо этого некоторое время назад?

10. Каким это будет через некоторое время?

11. Какие негативные побочные эффекты могут быть от этого?

12. Самый известный пример этого?

13. Какова стоимость этого на современном рынке? От каких параметров зависит стоимость?

14. Какие проблемы это позволяет решить?

15. Кто чаще всего этим пользуется?

16. Какое отношение к этому принято в обществе?

17. Как этим правильно пользоваться?

18. Из каких частей это состоит?

При желании вы можете легко дополнить этот список своими вопросами.

Чтобы лучше прочувствовать, как эти вопросы позволяют вытаскивать из головы различные интересные факты, давайте разовьем такую тему, как гитара».

1. «Гитара — это струнный музыкальный инструмент, который…»

2. «Первые гитары, похоже, появились в XVI-XVII веке (они пришли на замену лютне)…»

3. «Сейчас наиболее популярна шестиструнная гитара. Популярность обусловлена, скорее всего, тем, что…»

13. «Хорошая гитара может стоить от … до … рублей. Цена зависит от таких параметров, как…»

18. «Гитара состоит из полого корпуса, грифа и, как правило, 6 струн…»

Прием 2. Задайте риторический вопрос

Предположим, вы снова не знаете, что говорить дальше.

Тогда естественным и красивым ходом будет задать аудитории (собеседнику) риторический вопрос.

И пока вы задаете вопрос, пока держите паузу после вопроса, пока слышите односложные, короткие ответы от слушателей – у вас более чем достаточно времени, чтобы решить, о чем же говорить дальше.

Важно, что это именно риторические или закрытые вопросы, т.е. не требующие ответа или требующие очень короткого и легко предсказуемого ответа. Иначе есть шанс заполучить второго оратора, который, услышав ваш вопрос, с радостью начнет на него отвечать, перехватывая у вас инициативу.

Например, темой вашего выступления являются «самолеты». Вы встраиваете в него несколько нужных вам вопросов:

• Есть ли в зале люди, которые ни разу не летали на самолете?

• Кто из вас боится/любит летать самолетом?

• Согласны со мной, что этот вид транспорта очень удобен?

• Почему в современном мире важно перемещаться быстро? Да потому что…

• Замечаете ли вы, что сейчас уже многие могут позволить себе летом слетать за границу?

Эти примеры показывают, что в любой текст можно при желании добавить вопросы. И почти любое утвердительное предложение можно или переработать так, чтобы оно звучало как риторический вопрос, или дополнить вопросом.

Если же вопросы в голову не приходят, можно вначале мысленно сформулировать то, что вы хотите сказать, в утвердительной форме, а потом просто переработать эти утверждения в вопросы.

Прием 3. Импровизация по маршруту

Очень часто случается так, что развиваемая в данный момент тема общения не слишком вас устраивает.

Например, вы пришли на вечеринку, где идет разговор, абсолютно вам неинтересный. Вы хотите перевести разговор на другую, более занимательную тему. Если у вас есть навык импровизации по маршруту, то вы сделаете это легко и незаметно.

Во время вашего выступления из зала звучит вопрос, уводящий в сторону от темы. Навык импровизации по маршруту поможет ответить на вопрос, а затем плавно вернуть беседу в нужное русло. Если же такого навыка у вас нет, то, уйдя в сторону от темы, вам будет довольно трудно плавно вернуться к ней.

В светской беседе или деловых переговорах вы сумеете плавно подвести разговор к нужной вам теме. Например, нужно попросить у начальника повышения зарплаты. Прямо так сразу: «Доброе утро. Повысьте мне зарплату», – это неудобно. Умело направляя беседу, вы легко переведете ее на нужную вам тему.

Есть две техники импровизации по маршруту.

1. Переход по последнему слову

Вы переключаетесь на одно из последних слов, которые прозвучали в вашей речи, и начинаете раскрывать его как новую тему.

Например, если вы начали свой рассказ на тему «яблоки», то это может звучать следующим образом. Сперва очередная ассоциация с яблоком:

• «А еще всем известна история о великом ученом Ньютоне, которому на голову упало яблоко. Он задумался, почему яблоки падают вниз – и открыл закон всемирного тяготения». ПЕРЕХОД!

• «Удивительно, что миллионы людей видели, как падают яблоки, но не открывали никаких законов, а Ньютон задумался – и сделал великое открытие!» НОВОЙ ТЕМОЙ СТАНОВИТСЯ НЬЮТОН.

• «Ньютон открыл еще много важнейших физических законов, его называют основателем классической физики, которая со времен Ньютона практически не изменилась. Жил он, кстати, в бурное, опасное время – в 17 веке, в Англии…» ПЕРЕХОД!

• «Тогда Англия сделала огромный шаг в собственном развитии и начала превращаться в могущественную Британскую империю – «Империю, над которой никогда не заходит солнце» – НОВОЙ ТЕМОЙ СТАЛА АНГЛИЯ…

Прислушайтесь к тому как говорят политики и телеведущие. Вы заметите, что это один из их излюбленных приемов.

2. Переход по маршруту

Вы берете любые 3-4 слова и произносите речь, в которой плавно перетекаете из одной темы в другую, по очереди раскрывая их.

Основные стратегии перехода по маршруту:

Стратегия № 1. Последовательно

Темы раскрываются по очереди. Сначала импровизация по первому слову, потом плавно перетекаем ко второму, раскрываем его, переходим к третьему, говорим о нем и завершаем.

Стратегия № 2. Через общую тему

Берем общую тему, которая будет объединять все три слова. Начинаем раскрывать эту тему, используя первое слово, затем – второе и, наконец, третье слово и плавное завершение.

Пример импровизации по маршруту в исполнении батюшки на одном семинаре, который проходил в православном монастыре. Волею судеб батюшке достаются слова «трава», «носки», «микроб».

Батюшка выходит и начинает свое выступление:

• «Здравствуйте, мои дорогие! Сегодня хочу проповедовать вам о любви! Все на этой земле заслуживает любви. Каждый человек, каждое деревце, даже каждая травинка… Да-да! Даже трава, которую мы топчем своими ногами, которую косим на сено, которую часто просто даже не замечаем, — заслуживает любви…»

• «Но иногда любовь вдруг уходит из нашей жизни. Из-за чего? Из-за каких-то мелочей: из-за невымытой посуды, из- за невынесенного мусора, из-за грязных носков, которые лежат посреди комнаты. Как, скажите мне, какие-то носки способны разрушить нашу любовь? Носки, которые…»

• «И точно так же, как мы моем руки, чтобы уничтожить микробов, которые могут разрушить наше тело, мы должны очищать нашу душу от душевных микробов: злости, зависти, обиды, ненависти, т.к. эти душевные микробы способны разрушить любовь, которая живет в наших сердцах…».

Прием 4. Сочинение сказок

Справка из «сказкотерапии»: при изучении сказок ученые установили, что сказки состоят из типовых 30-40 модулей, таких как: «появление врага», «изгнание главного героя», «помощь друзей», «первая битва с врагом», «решение загадки» и т.д. Любая сказка складывается из модулей, которые в зависимости от сюжета образуют разные комбинации.

Основываясь на этом принципе, можно создать простейший сюжет, состоящий из 7 шагов.

1. Где происходят события

2. Кто главный герой

3. Событие, перевернувшее жизнь героя

4. Какую цель он поставил перед собой после события

5. Главный враг (препятствие) на пути к цели

6. Кто помогал герою в решающей битве

7. Что решил сделать герой после битвы (достижения цели)

Осваивать этот прием интереснее всего в группе, состоящей из нескольких человек. Сперва случайным образом заполняется сюжетная линия. Кто-то один пишет, где происходят события, заворачивает эту часть листка и передает следующему. Тот решает, кто главный герой, не зная, что написано в предыдущей ячейке, и так далее, пока не получается безумный сюжет.

Теперь задача оратора, взглянув на этот листок, попытаться увязать все со всем и сходу сочинить сказку, которая пройдет по этим 7 ключевым точкам маршрута.

Как показывает практика, сказки часто получаются очень веселые. И какие бы, казалось, несвязные вещи ни были написаны в ячейках, всегда удается придумать сюжет, в котором все это идеально сочетается.

Такая игра, кстати, может послужить вам хорошим развлечением на любой вечеринке.

Развитие навыка словесной импровизации

Ниже приведена подборка упражнений на развитие навыка словесной импровизации. Почти все из них можно делать в одиночку, но если есть возможность потренироваться в небольшой группе, то эффект от занятий будет гораздо выше.

Эти упражнения создают новые нейронные связи, которые позволяют вам быть гибким в общении, интересным собеседником.

Ступень 1. Увеличение словарного запаса

Лучший способ обогатить свой словарный запас заключается в том, чтобы читать вслух художественную литературу, по 1-2 страницы в день.

При чтении вслух ваш ум будет пробовать на вкус новые слова, а в будущем поможет их воспроизводить, во время диалогов и публичных выступлений.

Итак, вы берете любую художественную книгу и начинайте читать хотя бы по одной странице в день. Возьмите русских классиков, ставьте таймер и начинайте читать. Ваша задача не допускать ошибок в чтении. Когда чувствуете, что можете читать вслух легко, начинайте менять интонацию голоса, громкость, скорость. В диалогах меняйте голоса, озвучивайте героев разными голосами.

Контрольное задание: прочитать вслух, без пауз и ошибок, выразительно, три страницы текста подряд. Если вы выполните это задание, можете переходить на вторую ступень.

Но даже выполнив контрольное задание, не стоит прекращать выполнять это упражнение. Продолжайте читать вслух каждый день по одной странице. Читайте расслабленно, никуда не спешите. Читайте вслух минимум месяц.

Ступень 2. Импровизация на заданную тему

Поздравляю! Вы смогли прорваться на вторую ступень! Было тяжело? Ну ничего, сейчас будет полегче. Здесь уже начинается начальная импровизация.

Откройте книгу на любой странице. Смотрите, с какого слова эта страница начинается. Возьмите это слово как тему выступления. И сразу, спонтанно начинаете раскрывать выбранную тему, вспоминая любые интересные факты, связанные с ней, которые приходят вам в голову, а также используя такие приемы импровизации, как ассоциации и риторические вопросы.

Можно отходить чуть-чуть в сторону от темы, но не далее, чем на 1 шаг, а потом возвращаться обратно.

Условие упражнения – пауза между словами не больше пяти секунд.

Начните выполнять упражнение с двух минут, без пауз-зависаний, на хорошей энергетике и, по возможности, с интересным и увлекательным содержанием.

Как показывает практика, на любую тему в нашей голове хранится достаточно много любопытных фактов – нужно только вытащить их из темных закоулков памяти на белый свет.

Легко идут две минуты? Увеличивайте до трех минут. Можете легко говорить три минуты? Увеличивайте до пяти минут.

Это упражнение можно практиковать и в одиночку, но если есть партнер, то получится веселее, так как наличие слушателя всегда взбадривает. Плюс партнер всегда может дать хорошую обратную связь о вашем стиле выступления.

Контрольное задание: непрерывно говорить на выбранную тему в течение 10 минут.

После того, как вы справитесь с контрольным заданием, переходите на третью ступень.

Если же вы работаете в паре, то можете перед переходом на третью ступень отработать дополнительное упражнение, которое улучшит ваш навык поиска ассоциаций на заданную тему.

Дополнительное упражнение. Импровизация «пинг-понг ассоциаций»

Здесь нужен партнер. Берете тему для импровизации, например, живопись.

Вы произносите первую пришедшую в голову ассоциацию и раскрываете ее в течение 30-40 секунд.

• «Говоря о живописи, в первую очередь хочется рассказать о жанрах. Это…»

Потом замолкаете. Наступает ход вашего партнера. Он подхватывает тему, произносит свою ассоциацию на начальную тему и тоже секунд 30-40 импровизирует.

• «Продолжая тему живописи, хотелось бы напомнить о самых известных художниках, картины которых знают во всем мире. Это…»

Потом снова ассоциация и речь на 30-40 секунд от партнера № 1, затем от партнера № 2 и т. д. В среднем от каждого игрока должно прозвучать по 4-5 ассоциаций. Потом меняете тему.

Ступень 3. Импровизация в бесконечность

В этом упражнении мы тренируем навык импровизации по последнему слову. Вы случайным образом выбираете тему выступления. Начинаете ее раскрывать. Но на этот раз задачи возвращаться к теме нет. Вы можете спокойно уйти в любую другую тему, потом в третью, потом в четвертую… И так далее. Получается непрерывный рассказ, уходящий в бесконечность. Смену темы рассказа вы можете осуществлять, на свой выбор, по последнему слову предложения либо по хлопку партнера.

В этом упражнении вполне нормально, если, начав с живописи, вы через некоторое время придете к антивоенным манифестациям, а потом к особенностям французской кухни.

Например, начинаем с живописи:

«Говоря о живописи, хотелось бы упомянуть самые известные картинные галереи в России. Это, в первую очередь, Третьяковская галерея…»

Хлопок!

«…а Третьяковская галерея, как вы, наверное, знаете, была создана богатым купцом…»

Хлопок!

«…купечество на Руси всегда славилось своей любовью к благотворительности. Возможно, таким образом они рассчитывали искупить свои грехи, ведь зарабатывание денег…»

Хлопок!

«…тех самых денег, которые когда-то придумали, чтобы облегчить товарообмен и которые сейчас являются символом…»

В этом примере хлопки были раз в 5-7 секунд. В реальном упражнении желательно хлопать чуть реже, примерно один раз в 20-30 секунд, давая оратору возможность хоть чуть-чуть развить тему.

Контрольное задание: продержаться в выбранном темпе в течение 10 минут, без пауз и зависаний, и стараясь делать так, чтобы переход к новой теме был максимально плавным и незаметным.

После того, как вы справитесь с контрольным заданием, переходите на четвертую ступень.

Ступень 4. Фотография из Интернета

Что дает прохождение этой ступени. Вы научитесь говорить естественные комплименты, научитесь отмечать интересные детали у человека.

Найдите любую фотографию человека в интернете. Выделите любую деталь, которая привлекла ваше внимание в человеке (одежда, лицо, тело, бижутерия, аксессуары, характер, типаж). Начинайте говорить о том, что привлекло ваше внимание. Говорите одну минуту. Теперь возьмите две детали и говорите две минуты (на каждую деталь одну минуту). Теперь возьмите три детали и говорите три минуты. Условия – вы можете предполагать о человеке, кто он если у него это есть, чем он занимается, что любит, почему он такой, какой он был в прошлом и т.д.

Контрольное задание: говорить только о двух деталях десять минут (на одну деталь пять минут).

После того, как вы выполните контрольное задание, возьмите это упражнение на вооружение, начинайте говорить уже о людях, которых вы встречаете в своей жизни. А сами переходите к следующей ступени.

Ступень 5. Импровизация-интервью

Вы представляете, что вы – известный человек и журналисты задают вам вопросы. В этом упражнении потребуется помощь партнера, который будет играть роль журналиста.

Журналист поочередно задает вам вопросы на различные темы, которые касаются как общих вопросов («Что для Вас любовь?», «Сколько Вам денег нужно для счастья?», «Как Вы относитесь к нашему президенту?» и др.), так и различные провокационные вопросы («За что Вы были судимы в молодости?», «По какой причине от Вас ушла Ваша жена?» и т.д.).

Вы должны кратко за 30-40 секунд, но достойно ответить на вопрос, импровизируя на его тему.

Контрольное задание: продержаться 10 минут, отвечая на самые провокационные вопросы журналиста.

Ступень 6. Вижу и говорю

Это упражнение выполняется на улице. Для кого-то оно может показаться неудобным. Но подобная тренировка очень полезна, и позволит вам легко решить проблему неловких пауз во время общения с новыми людьми.

Вы идете по улице и видите что-то перед собой, например снег. Начинаете говорить о снеге. Что угодно можете говорить, но делаете это осмысленно. Например, рассказываете историю из детства, историю друга, свое мнение о снеге и т.д. Говорите одну минуту.

Если вы не хотите показаться окружающим людям сумасшедшей бабушкой, которая говорит сама с собой, тогда выполняйте упражнение, когда нет рядом людей, или говорите шепотом.

Условие – про себя говорить нельзя, только вслух (можно тихо, но вслух).

Делаете это легко? Теперь два слова и две минуты, потом три слова и три минуты. То есть вы рассказывали одну минуту, потом ваш взгляд упал на что-то другое, смените тему, расскажите о новом предмете, который вы увидели.

Контрольное задание: пять слов, пять минут.

Если вы справились с контрольным заданием, это означает, что отныне вы можете говорить, о чем угодно. Проблемы неловких пауз в разговоре для вас больше существовать не будет.

Я верю в Вас!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *