Игры на сплочения

Игры на сплочение детского коллектива для детей с 5 лет

Людмила Казакова
Игры на сплочение детского коллектива для детей с 5 лет

«Путаница»

Цель: разогрев, сплочение группы, снижение напряженности.

Ход игры: «Сейчас один из вас, доброволец, должен выйти за двери. Остальные должны встать в круг и взяться за руки. После того как образуется плотное кольцо, необходимо «запутаться», не разжимая рук. Когда «клубок» будет готов, мы пригласим ведущего, который «распутает» группу». Можно провести путаницу еще раз, предложив кому-либо из группы «запутать» всех остальных, а другому ведущему распутать.

«Здравствуйте!» по очереди

Цель: разогрев группы, снижение напряженности, рефлексия собственного эмоционального состояния, настрой на работу.

Ход игры: взрослый говорит, что сейчас он будет здороваться, но не со всеми сразу, а по очереди. Те, с кем он поздоровается,должны встать и сказать: «Здравствуйте». Далее игра проходит в два этапа.

На первом этапе взрослый предлагает детям осознать свои эмоциональные состояния: «Те, кто сейчас в хорошем настроении, здравствуйте!», «Те, кто сегодня не выспался, здравствуйте!», «Те, кому грустно, здравствуйте!».

На втором этапе настраиваем детейна выполнение различных видов деятельности: «Те, кто любит рисовать, здравствуйте!», «Те, кто хочет заниматься, здравствуйте!», «Те, кто хочет стать умным (уверенным, здравствуйте!»

«Приветствие с колокольчиком»

Цель: приветствие, настрой детей на доброжелательный лад.

Ход игры: дети стоят в кругу, Взрослый подходит к одному из них,звонит в колокольчик и говорит: «Здравствуй, Ваня, мой дружок!». После Ваня берет колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Колокольчик должен поприветствовать каждого ребенка.

«Заколдованная тропинка»

Цель: развитие умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам.

Ход игры: один из детей – ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.

Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.

«Ветер дует на…»

Цель: знакомство, разогрев, сплочение группы.

Ход игры: со словами «Ветер дует на.» ведущий начинает игру.Вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы», все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого. есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т. д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

«Поменяйтесь местами»

Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания и мыслительных процессов.

Ход игры: участники садятся в круг, в центре которого стоит психолог. Ведущий предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, «Пересядьте все те, у кого карие глаза (любит убирать игрушки, кататься с горки и т. п.)» и все, у кого карие глаза, должны поменяться местами». При этом ведущий тоже принимает участие в игре и должен успеть занять освободившееся место, оставшийся без места, продолжает игру. По окончании игры можно спросить: «Как вы себя чувствуете?»

Затем делают вывод, что у всех есть много общего.

«Встаньте те, у кого…»

Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания, наблюдательности и мыслительных процессов.

Ход игры: дети сидят на стульях.Ведущий говорит: «Встаньте те,у кого: светлые волосы; в одежде есть синий цвет и т. д.

Вариант: «Похлопайте в ладоши те, кто сегодня грустный (любит смотреть мультики и т. п.)». Затем делают вывод, что у всех есть много общего.

«Рулет»

Цель: активизация группы, создание групповой сплоченности.

Ход игры: дети встают в шеренгу, держась за руки. Ребенок, стоящий первым, начинает поворачиваться вокруг своей оси, увлекая за собой стоящих следом. Таким образом, дети образуют некий «рулет». Обращается внимание детей на то, что в ходе упражнения важно не расцеплять руки. Задание можно усложнить, предложив детям «раскрутить рулет».

«Разговор через стекло»

Цель: обучение использованию мимики и жестов в общении.

Ход игры: дети делятся на пары.Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.

Примечание: начинать игру стоит с работы одной пары, остальные дети наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться.

«Лицом к лицу»

Цель: создание положительного эмоционального фона, активизация детей, развитие внимания.

Ход игры: каждый находит себе пару. Ведущий называет действия, например, «рука к носу», «спина к спине», «голова к колену» и т. д. Участники должны следовать инструкциям в своих парах. Когда ведущий говорит «человек к человеку», каждый должен найти себе другую пару. Упражнение можно применять в середине и в конце занятия.

«Прикосновение тела»

Цель: активизация и сплочение группы, развитие тактильного внимания.

Ход игры: объясните участникам, что вы дотронетесь до кого-нибудь. Потом они должны, используя только ту часть тела, до которой дотронулись вы, дотронуться до кого-то другого. Продолжайте игру, пока все участники не будут задействованы. Это упражнение заставляет тесно взаимодействовать друг с другом.

«Такси»

Цель: активизация группы, деление группы на подгруппы, закрепление количества.

Ход игры: выбирается 1-2 участника, которые будут выполнять роль таксистов. Их задача – двигаться по помещению, останавливаясь по команде ведущего. Предложите остальным участникам представить, что они садятся в такси. В такси может поместиться только определенное число участников, например, 2, 3 или 4. Когда такси останавливается, участники должны бежать «занимать места в такси».

Это полезное упражнение, если нужно объединить участников в группы с определенным числом членов в случайном порядке.

«Секрет»

Цель: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.

Ход игры:всем участникам ведущий раздает небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку и т. д. Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».

«Что изменилось?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Ход игры: из числа участников выбирается водящий. На какое-то время он выходит из комнаты.В этот момент в группе производится несколько изменений: в одежде или прическе детей, можно пересесть на другое место. Задача водящего – правильно подметить происшедшие изменения. Каждый ребенок по очереди становится водящим.

Примечание: делать нужно не больше 2-3 изменений за один раз. Все изменения должны быть заметными.

«Путешествие»

Цель: развитие умения договариваться, подчинять свои желания общим интересам.

Ход игры: дети делятся на пары.Ведущий говорит: «Мы отправляемся сегодня в путешествие!» Дети в паре договариваются, куда они отправляются, и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши) вместе озвучивают свое решение.

Варианты продолжения игры: мы возьмем с собой в путешествие. ; этот предмет (.) цвета; по дороге мы встретили. и т. д.

Примечание: когда дети хорошо освоят умение работать в парах, можно разбивать их на более многочисленные группы (по 3-5 человек).

«Пресс-конференция»

Цель: развивать навыки эффективного общения;

Ход игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например, «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.

Один из участников пресс-конференции – «гость», садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.

Примерные вопросы к теме «Мои друзья»:

1. Много ли у тебя друзей?

2. С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками?

3. За что любят тебя друзья, как тебе кажется?

4. Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше?

5. Как нельзя поступать с друзьями? и т. д.

«Собери эмоцию»

Цель: учить определять по отдельным мимическим фрагментам выраженную эмоцию; развивать умение осознавать эмоцию; развивать цветоощущения.

Ход игры: потребуется лист с пиктограммами, разрезанные на части, наборы пиктограмм, цветные карандаши, листы бумаги. Детям дается задание собрать пиктограммы так, чтобы получилось правильное изображение эмоции. Затем ведущий показывает лист с образцами пиктограмм, чтобы дети могли проверить. Можно попросить детей нарисовать любой рисунок, выбрав карандаш, соответствующий собранной эмоции (по мнению ребенка)

«Мои хорошие качества»

Цель: учить преодолевать застенчивость; помогать осознавать свои положительные качества; повышать самооценку.

Ход игры: каждый ребенок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе (дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается.)

«Я лучше всех умею…»

Цель: учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку.

Ход игры: дети садятся в круг. Ведущий дает задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается (например, петь, танцевать, вышивать, выполнять гимнастические упражнение). Затем дети по очереди показывают это действие жестами.

«Волна»

Цель: учить концентрировать внимание; управлять своим поведением.

Ход игры: детям предлагается изобразить море, которое, в зависимости от погоды может быть самым разным.

Ведущий дает команду «Штиль!» Все дети замирают. По команде «Волна!» дети выстраиваются в линию и берутся за руки. Ведущий указывает силу волны, а дети приседают и с интервалом 1-2 секунды встают, не отпуская рук.

Игра заканчивается командой «Штиль!» (предварительно можно побеседовать о художниках, показать репродукции картин Айвазовского).

«Передай по кругу»

Цель: способствовать формированию дружного коллектива; учить действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение.

Ход игры: дети садятся в круг.Педагог передает по кругу воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку. Предмет должен пройти весь круг и вернуться к водящему, не изменившись (картофелина не должна остыть, льдинка – растаять, песчинка – потеряться, лягушка – ускакать).

«Тень»

Цель: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов.

Ход игры: один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идет через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника.Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д.

«Создание рисунка по кругу»

Цель: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой моторики и воображения.

Ход игры: все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.

«Вторжение»

Цель: способствовать сплочению коллектива, снятию чувства страха и агрессии; воспитывать взаимовыручку; развивать ловкость и быстроту.

Ход игры: на пол выкладывается покрывало. Дети «садятся в космические корабли и прибывают на любую планету». Затем они свободно гуляют по планете. По сигналу ведущего «Вторжение!», дети должны быстро укрыться от инопланетян все вместе под одним покрывалом. Те, кто не поместились, выбывают из игры.

«Броуновское движение»

Цель: способствовать сплоченности коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения.

Ход игры: участники свободно двигаются по помещению. По сигналу ведущего им необходимо объединиться в группы. Количество человек в группе зависит от того, сколько раз ведущий хлопнет в ладоши (можно показать карточку с цифрой). Если число участников в группе не совпадает с объявленным, группа должна сама решить, как выполнить условие игры.

«Слушаем тишину»

Цель: снять мышечное напряжение; упражнять в концентрации внимания; учить управлять своим эмоциональным состоянием.

Ход игры: по сигналу ведущего дети начинают прыгать и бегать по комнате, топать и хлопать. По второму сигналу дети должны быстро сесть на корточки или на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем можно обсудить, какие звуки детям удалось услышать.

Коллективные игры для детей

/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет

Игры с мячом

Съедобный — несъедобный
Ведущий кидает мяч детям, и называет предмет- если он съедобный, ребёнок ловит мяч, если нет- отбивает. Кто допускает ошибку выходит из игры.

Я знаю
Дети стоят друг против друга или в кругу и кидают мяч со словами: «Я знаю пять названий животных» (имён девочек, мальчиков, названий городов, цветов и т.д.) Количество можно менять. Когда кидается мяч- произносится одно слово.

Удержи шарик
Берется воздушный шарик, наполненный гелием, точнее несколько шариков, по числу участников.
Задача — удержать лбом (не носом, а лбом) шарик как можно дольше, чтобы он не взлетел. Побеждает тот, кто удержал дольше

Кегельбан
Устроить кегельбан дома совсем просто. Для этого надо просто поставить в рядок пластиковые бутылки (для тяжести можно наполнить песком или водой). Берите мячик и играйте!

Игры с разными предметами

Точка, линия, луч, отрезок и окружность.
Каждый ребенок как будто точка.
Если дети возьмутся за руки, то получится линия.
Если где-то посередке один из детей поставит руку на пояс, то получится луч.
Если в луче еще один ребенок поставит руку на пояс – отрезок.
Одна ребенок-«точка», а вокруг нее хоровод «равноудаленных» детей – будет окружность.

«Кот в мешке»
Натягивается веревка, на которую подвешиваются на ниточках мелкие подарочки (конфеты, мелкие игрушки). Детям поочереди завязывают глаза и они срезают себе подарок.

Блошки
Заранее подбирается побольше одинаковых плоских пуговиц. (можно разного цвета для разных участников игры) и несколько больших плоских.
На центр стола ставится большая плоская тарелка, на нее тарелка поменьше, потом блюдце, а в него солонку. Мишень готова.
Игроки надавливают краем большой пуговицы на маленькой. (маленькие пуговицы должны «прыгать»). Игроки стремятся загнать их в мишень пока все мелкие пуговицы не окажутся в ней. Затем подсчитывается кто сколько очков набрал : попадание в солонку дает 100 очков, в блюдце – 50 и т.д.

Игры на скорость

Коснись быстрей
Все присутствующие встают в круг. Ведущий командует: «Коснитесь желтого, раз, два, три!» Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто не успел, не нашел ничего подходящего или не добежал — выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает тот, кто нашел все цвета

Мышеловка
Дети делятся на две команды. Одна группа берётся за руки и образует круг-мышеловка, по команде руки поднимают, чтобы другие дети — мыши, могли свободно вбегать и выбегать из круга. По команде ведущего руки опускаются-«мышеловка захлопывается», мыши должны выбежать из круга. Кто остался, тот становится в круг- «мышеловку».

Перевоплощения

Отгадай
«Кто я?»- спрашивать у ребёнка и изображать- действиями, мимикой, звуками,
вообщем как угодно. Ребёнок должен угадать, кого ты изображаешь. Потом можно
меняться местами.

Магазин
Вариант1: Развиваем память.
Подготовить предметы которые будем использовать в качестве покупок-
подойдут разные пакеты, бутылочки, игрушки, мячи могут быть яблоками, большой мяч- это арбуз,мелкие предметы домашнего обихода, можно слепить. Магазины могут быть разными: «Игрушки», «Хозтовары», «Продуктовый» и т.д.. Посылаем ребёнка в «магазин» и просим купить необходимые покупки, начинать с нескольких, постепенно увеличивая. Ребёнок должен вернуться и показать, рассказать, что купил.

Вариант2
Рисуем, лучше с детьми, деньги и ценники на каждый товар. Идём в магазин и покупаем производя расчёт.

Вариант3: Магазин игрушек
Один ребёнок-покупатель, остальные — игрушки. Дети- игрушки принимают «застывшую» позу, изображая задуманную игрушку. Покупатель подходит к понравившейся игрушке и спрашивает, что это за игрушка. Ребёнок-игрушка совершает специфические для той игрушки действия. Покупатель должен отгадать игрушку. Кто не угадает, уходит без покупки.

Зеркало
Предложить детям быть твоим зеркалом и повторять все твои движения. Начать с простых движений, а дальше можно увеличивать темп, усложнять движения, при этом менять выражение лица.

Автобус (учим цифры)
Стулья расставляются друг за другом (сиденья в автобусе).
На каждый стул скотчем приклеивается круг с цифрой.
Пассажирам выдаются билеты с номерами мест. Дети должны занять указанное в билете место. Когда все пассажиры расселись, водитель проверяет билеты (Все ли на своих местах?), затем занимает первый стул и автобус «трогается». На остановке все пассажиры выходят.
Можно играть заново.
Если проходит что-то подобное утреннику, то такой автобус можно использовать как переход от одной игры к другой: поехали – остановка – вышли поиграли – сели, поехали дальше.

Развивайки

Летаем-не летаем
Ведущий называет летающие и нелетающие предметы, животных и т. д. Если предмет летает, то дети поднимают руки-изображают крылья, если не летает — руки опускают. Кто ошибся- выходит. Выигрывает тот, кто остался последним.

Повторяй
Обычно, проходит очень весело. Идём с детьми по кругу. Ведущий — обычно взрослый, говорит и показывает движения, знакомя детей со словами- антонимами: Весело-грустно, широкий-узкий, жарко-холодно, высокий- низкий, быстро-медленно и т.д..
Например: ведущий говорит: «Представьте, что мы несём сумки. Сумки могут быть тяжёлыми или лёгкими. Покажите как вы понесёте тяжёлую сумку. А лёгкую? А теперь я буду говорить, а вы должны нести сумку как тяжёлую или как лёгкую». Потом, предупредив детей, чтобы они были внимательны, можно «обмануть» детей. Говорим: «Лёгкая», а сами сгибаемся, как от тяжелой, кто был не внимательным, выходит из игры. Когда хорошо усвоим с одной противоположностью, можно включать сразу несколько.

Рисовалки

Нарисуй-ка
Вешаем на доску или стену большой лист бумаги. Дети решают кого они будут рисовать и становятся друг за другом. По команде ведущего, каждый по очереди, с карандашом или фломастером, рисует задуманное, на время, чем меньше вы даёте время, тем быстрее надо рисовать и веселее получается. Можно вслух отсчитывать секунды. Или можно провести эту игру иначе. Дети делятся на две команды, даётся время, и каждый по очереди, подбегает и рисует. Выигрывает та команда, у которой получилось точнее и красивее.

Игры на сплочение коллектива материал по психологии (5 класс) по теме

Игры на сплочение

Имя

Цель: знакомство и сплочение участников тренинга.

Материалы: ручки и бумага.

Правила проведения игры: Участники рассаживаются по кругу. Каждый участник пишет на листе бумаги свое имя, из букв которого ему предстоит составить новые слова. Если в имени слишком мало букв (например, Ия) или из них по каким-то причинам невозможно составить несколько новых слов (допустим, среди членов группы есть «неудобные» имена Анна или Петр), участник должен записать свою фамилию. Составление новых слов из букв имени/фамилии – задание для разминки. Каждую букву можно использовать сколько угодно раз. С другой стороны, каждое новое слово необязательно должно состоять из всех имеющихся в имени/фамилии букв. Придуманные слова могут быть правильно написаны на каком-нибудь европейском языке или быть словами какого-то воображаемого языка.

Время на выполнение задания: 5 минут.

Спросите членов группы, сколько слов им удалось придумать. Пусть кто-нибудь из участников прочитает получившиеся слова. Этого достаточно для подготовки к замечательному эксперименту, который каждый проведет над своим именем. Для начала буквы имени (теперь фамилия не нужна) записываются в обратном порядке. Каждая буква – это начало слова, которое участнику предстоит придумать и записать. Последовательно прочитанные, эти слова могут нести важную информацию: некое напутствие для носителя имени. Оно может содействовать тому, что жизнь данного человека примет удачный оборот, потечет счастливо и продуктивно. Как звучит это пожелание?

Кто полагает, что его имя содержит слишком мало букв, имеет возможность попросить дополнительную букву у одного из членов группы. При этом нельзя требовать определенную букву, нужно принять именно ту, которую согласится «одолжить» другой участник. Когда все запросы относительно дополнительных букв будут удовлетворены, группа может приступить к работе. На выполнение задания отводится 5 минут. Теперь каждый участник называет себя, зачитывает группе свое перевернутое имя и получившееся напутствие.

Опасность

Цель: упражнение на сплочение коллектива.

Все прогуливаются по комнате, и кто-то выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: «Дадим отпор львам (или др.)». Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется. Для успешного проведения игры необходимо чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.

Солнце светит для тех, кто…

Цель: Эта игра способствует развитию чувства сплоченности.

Время проведения: 15 минут.

Этапы игры:

Группа усаживается в тесный кружок. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга.

Цель стоящего в центре – снова получить стул, на который можно сесть.

Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим.

Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой: «Солнце светит для каждого, кто…». Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: «Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы». Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии. («Солнце светит для каждого, кто… любит проводить отпуск на море… терпеть не может курильщиков… питается по-вегетариански…») Хорошо, если члены группы вспомнят как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах, профессиональных интересах, счастье и разочарованиях в любви, даже политических убеждениях.

Играйте до тех пор, пока члены группы сохраняют активность. Эта игра дает возможность получить в сжатые сроки богатейшую информацию, которая потом может быть переработана Вами.

Обсуждение игры:

Что стало для меня неожиданностью?

Чувствую ли я, что нашел достаточно «родственных душ»?

Радует ли меня, что между нами так много общего?

Вавилонская башня

Цель: используется в тренингах командообразования.

Материалы: цветные маркеры, флипчарт, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д.

Условия: участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Для азарта подключается секундомер.

Упражнение «Молчанка»

Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

Оборудование: лист А4, карандаши.

Правила проведения: Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.

Что ты нарисовал, работая в паре?

Сложно ли вам было рисовать молча?

Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?

Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?

Многоножка

Цель: Разминка, сплочение, тренировка уверенного поведения при необходимости координировать свои действия с действиями других.

Описание упражнения: Участники делятся на 2-3 команды и выстраиваются в колонны. Каждый из них сгибает левую ногу и берется двумя руками за согнутую ногу стоящего впереди участника (в области голеностопного сустава). По команде ведущего колонны в таком виде начинают двигаться, между ними организуется соревнование на скорость перемещения.

Обсуждение: Участники обмениваются своими впечатлениями от игры и соображениями насчет того, кто внес наибольший вклад в победу.

Сквозь кольцо

Цель: Координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.

Описание упражнения: Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, направляющий держит в свободной руке гимнастический обруч (можно заранее изготовить кольцо диаметром около 1 м из проволоки, бумаги и т.п.). Задача участников: не размыкая рук, «просочиться» через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги. Можно передавать кольцо, а можно, наоборот, двигаться самим, пролезая сквозь него.

Обсуждение: Что помогало выполнить упражнение, а что, наоборот, препятствовало? Было ли задание выполнено в соответствии с каким-то планом, или каждый действовал по собственной инициативе? Как усовершенствовать способ передачи обруча?

Упражнение «Бумажные мячики» или «Снежки»

Материалы: Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которая будет обозначать разделительную линию.

Ход упражнения: Все берут по большому листу газеты, как следует комкают его и делают хорошие, достаточно плотные мячики. Участники делятся на две команды, и каждая выстраивается в линию. Расстояние между командами должно составлять примерно 4 метра. За разделительную линию перебегать нельзя. По команде ведущего игроки бросают свои мячи на сторону противника. Смысл в том, чтобы как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на своей стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», игра прекращается. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей.

Упражнение «Сигнал»

Участники стоят по кругу, достаточно близко, и держатся за руки за спиной друг друга. Ведущий посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных, легких или сильных пожатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к ведущему. В качестве усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны.

Посчитай

Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача – найти сумму всех чисел и назвать результат.

Что такое?

Командам раздаются карточки с названиями трех-четырех предметов. Задача для каждой команды: после краткого обсуждения задать присутствующим вопрос о предмете, не называя его, так, чтобы все остальные дали ответ. Например: «Что это такое?»
• Удобное сиденье с подставками для рук? (Кресло.)
• Жидкость, предназначенная для соединения деталей? (Клей.)
Русские писатели и поэты

На листах бумаги команды в течение двух-трех минут записывает имена русских писателей и поэтов. Затем листы сверяются методом исключения. Выигрывают те, у кого фамилий останется больше.

Мастера пантомимы

Игрок одной команды для своих соперников должен, используя мимику, жесты и не произнося ни звука, изобразить заданное животное так, чтобы все догадались, кто это.

Люди – к людям

После произнесения ведущим фразы «Люди – к людям» играющие распределяются по парам. Затем играющие выполняют все команды ведущего (типа «ухо – к плечу», «правая нога – к левой руке» и т. п.).
После произнесения ведущим фразы «Люди – к людям» играющие должны перераспределиться по парам. Цель ведущего – найти себе замену. Тот, кто остался без пары, становится ведущим.

Веселый счет

Для проведения этого конкурса заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула. Каждый игрок получает карточку с одной из цифр.
После того как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат, выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ.
Допустим, это был пример: 32 + 4. На стулья рядом с ведущим должны сесть ребята, у которых в руках карточки с цифрами 3 и 6, так как сумма 32 и 4 равна 36. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.

Кто быстрее?

Команда выполняет задания быстро и четко.
1-й вариант. Постройте, используя всех игроков команды:
•квадрат;
•треугольник;
•круг;
•ромб;
•букву;
2-й вариант.

Построиться в шеренгу по:

•росту;
•·цветуволос;
•алфавитуимен;
• размеру ноги.

Игры на выявление лидера

Игры на выявление лидера помогают в первые же дни знакомства определить наиболее активных детей. Впоследствии они могут стать отличными помощниками вожатого. Вожатый только дает задание и наблюдает за процессом его выполнения, дети все делают сами. В играх лидеры стараются руководить общим процессом.

Задания:
• построиться по признаку (росту, цвету глаз, алфавиту имен и т. д.);
• молча, не договариваясь, должно встать определенное количество человек (лидеры будут всегда вставать);
• построить машину из участников: каждый человек должен быть какой-то частью машины;
• хором сказать одно слово (в качестве усложнения можно потребовать хором сказать одно слово, не договариваясь);
• собрать экипаж, то есть выбрать капитана, штурмана, старшего помощника взявшись за руки, выстроить квадрат, круг, треугольник и т. д.

Эстафета хороших известий

Цели: Нередко в начале учебного года (или недели) дети не могут сосредоточиться, а их мысли блуждают где-то далеко. Этой разогревающей игрой можно начинать любой день (неделю), легко мобилизуя внимание детей. Она помогает сосредоточиться на конкретном вопросе и получить от этого удовольствие. Вы можете предлагать темы для обмена новостями, задавая исходный вопрос, не забывая при этом, что вопрос всегда должен быть позитивно окрашен.

Материалы: Теннисный мячик.

Инструкция: Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (на прошлой неделе). Причем, пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету рядом сидящему.

Проследите за тем, чтобы никто из ребят не был пропущен, и, если группа большая, чтобы они не говорили слишком долго.

Варианты вопросов:

— Кто за последнее время тебя больше всего порадовал?

— От кого вы за последнее время слышали что-нибудь интересное?

— Кем ты сейчас восхищаешься?

— Какую проблему тебе удалось недавно решить?

— Какую особенно красивую мелодию довелось тебе услышать в последнее время? Эту разогревающую игру вы можете связать и с учебной программой: «Расскажи, что тебе больше всего понравилось из того, что мы изучали на прошлой неделе?

Кнут и пряник (Игра с 8 лет).

Цели:Здесь группа получает возможность задуматься над вопросом, касающимся отношения к нарушению правил. При этом игра предоставляет простор для выражения самых разных индивидуальных позиций.

Материал: Бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция: Представьте себе, что Любовь Ивановна Милосердова – это очень терпеливая и милая учительница. Она никогда не наказывает своих учеников. Она считает наказания вредными и ненужными. В отличие от нее, Варвара Львовна Крутова – учительница очень строгая, и за малейшее нарушение она сразу назначает наказание. Она верит, что ученики лучше придерживаются правил, если знают, что в противном случае им придется иметь дело с неприятными для них последствиями.

Мы все отличаемся друг от друга. Можете ли вы мне сказать, какая учительница вам нравится больше: Любовь Ивановна или Варвара Карловна? Почему? А может ли школьный учитель быть по отношению к своим ученикам всегда только строгим или только добрым? Почему?

Я сейчас поставлю в ряд десять стульев. Предположим, что на первом стуле, крайнем слева, сидит Любовь Ивановна — воплощение доброты и терпения. А последний, десятый, стул, крайний справа, занимает Варвара Львовна – образец строгости и дисциплины. Перед вами – своеобразная шкала, показывающая различные типы обращения учителя со своими учениками. Крайние места занимают Любовь Ивановна и Варвара Львовна. Строгость Строгость на этой шкале возрастает слева на право , а доброта – справа налево. Вам понятно? А сейчас вам надо будет показать мне, какого типа обращение было бы для каждого из вас наиболее предпочтительным. (Когда дети подойдут к выбранным стульям, дайте им возможность сказать, почему они хотели бы видеть по отношению к себе именно такую меру строгости или снисходительности. Если хотите, поинтересуйтесь, какой стул, по мнению детей, наиболее подходит Вам.)

А теперь снова возвращайтесь на свои места. Сейчас мы мысленно перенесемся на много лет вперед, в будущее…

Представьте себе, что вы уже взрослые, и у вас есть свои дети, или кто – то из вас стал учителем, и сам работает в школе. Так вот, ваши дети или ученики не делают того, о чем вы их просите… Придумайте и запишите серьезную или шуточную историю о том, что может произойти в этом случае. Или просто изобразите все это на рисунке. Возможно, вам захочется показать два разных варианта того, что вы будете делать в такой ситуации. Попытайтесь изобразить как хороший, так и плохой вариант.

Анализ упражнения:

— Какие правила ты должен обязательно соблюдать дома?

— Что делают твои родители, когда ты нарушаешь какие то важные правила

или взаимные договоренности?

— Извиняешься ли ты, нарушая правила?

— Каковы наиболее важные правила нашего класса?

— Какое из правил класса является самым важным для тебя?

— Что может произойти, когда твои знакомые нарушают правила уличного движения?

— Какое из правил уличного движения наиболее важно для тебя?

— Что ты делаешь для того, чтобы побудить других людей соблюдать правила?

Набор игр на сплочение 27

В решении задачи сплочения отряда Вам помогут игры и тренинговые упражнения на сплочение. Целесообразно проводить эти игры в течение всей лагерной смены (с первого до последнего дня) с учетом логики ее развития. В оргпериод игры на сплочение должны носить ознакомительный характер, содержать несложные задания и занимать непродолжительное время. Примерами таких игр могут быть:

  • Атомы-молекулы (все)

Участники бродят «в хаотичном броуновском движении». Каждый из них — атом. Ведущий объявляет, в молекулу из какого количества атомов они должны построиться.

  • Человек к человеку (все)

Участники разбиваются на пары. Галящий дает команды, которые выполняются каждой парой. Например: рука к руке, спина к спине, ухо к уху и т.д. Фигура усложняется. После этой команды «Человек к человеку», каждый участник ищет себе новую пару. Задача галящего успеть найти себе пару. Оставшийся без пары становится новым галящим.

  • Построение (все)

Отряд делится на 2 команды, которые как можно быстрее и точнее должны построиться по каким-либо параметрам: по росту, цвету глаз, длине волос, размеру ноги, числу карманов, дням рождения, величине вытянутой руки и т.д.

  • Построение – 2 (старший, средний)

Игра в круге. Все закрывают глаза. Инструкция: в полной тишине построить круг, треугольник, квадрат, ромб и т.д.

  • Крокодил + (все)

Необходимо что-либо изобразить, используя всех участников команды, например: различные буквы, фигуры; оркестр, электричку, сороконожку, танк; болельщиков, команда которых проигрывает; зрителей, смотрящих крутой боевик; людей в очереди за колбасой; пациентов у кабинета стоматолога; известные картины и т.д.

  • Путанка (все)

Водящий отворачивается. Участники, стоя в кругу и взявшись за руки, начинают путаться между собой, образуя живой клубок (запутывать может сам вожатый, играя вместе с детьми). Задача водящего – распутать этот клубок, не разрывая рук.

  • Гусеница (все)

Отряд становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что отряд – это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку и т.д.

  • Импульс (все)

Играющие образуют круг и держатся за руки, галящий передает «импульс» — рукопожатие — в одну сторону. Засекается время, за которое «импульс» к нему возвратится. Надо увеличить темп.

  • 33 (старший, средний)

Игра в круге. Отряд по порядку считает до 33, причем тот человек, которому выпадает число, содержащее 3 или кратное 3, должен назвать свое имя вместо числа. При ошибке игра начинается заново с этого человека.

  • Сесть на колени (старший, средний)

Участники становятся в круг, смотрят в затылок друг другу. Их задача сесть на колени друг другуг и продержаться в этой позе 30 секунд.

  • Посиделки (все)

По хлопку ведущего игроки образуют пары: один из участников наполовину приседает так, чтобы к нему на колени мог сесть другой. Последние 2 человека выбывают из игры (или присоединяются к ведущему). Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна пара.

  • Ура! Меня любят (старший)

Участники образуют круг. Смотрят на носки своей обуви. По хлопку ведущего они должны посмотреть кому-то одному из присутствующих в глаза. Если пара совпала, они произносят слова «Ура! Меня любят!!!» и выходят из круга. Игра продолжается, пока не совпадут все пары. Игра проводится с четным количеством игроков.

  • Оценка группы (средний, старший)

Материал: ручки, бумага. Участники делятся на две группы. Задача каждой — предположить (сделать оценку)

— общий вес противоположной группы, — общую длину обуви противоположной группы, — общее количество домашних животных противоположной группы, — общий возраст противоположной группы, — общий рост противоположной группы.

Приблизительно на 3-ий день смены можно провести общелагерное мероприятие «Тропа доверия», где отрядам предлагается выполнять различные задания (не на скорость, а на качество), передвигаясь по станциям. Каждая станция – игра на сплочение, подобранная исходя из возрастных особенностей детей и техники безопасности. Можно придумать какую-то интересную идею. Хорошо такая игра пройдет ночью, когда каждая станция будет отмечена горящей свечой. Передвигаться между станциями можно также особым способом: взявшись за руки, положив руки на талию и т.д. Можно усложнить задание и исходя из легенды объявить, что в команде есть один слепой (человеку завязывают глаза), хромой (нога подвязывается) и т.д. Задания должны быть направлены на взаимодействие детей в отряде и совместное творческое решение ими различного рода задач, например:

  • Тропинка

На земле рисуется достаточно извилистая тропинка. Одному человеку из отряда завязывают глаза. Задача отряда: указывать ему путь таким образом, чтобы он прошел тропинку от начала до конца ни разу не оступившись.

  • Болото

На небольшом расстоянии друг от друга рисуются 4-5 «островков» от большого к маленькому, ребятам необходимо перебраться на последний островок. Условие: сначала все должны собраться на островке, и лишь затем двигаться дальше.

  • Слепой паровозик

«Паровозики» (колонна ребят из 3-х человек, глаза открыты только у последнего) должны добраться до определенного предмета в комнате, при этом не разговаривая. («Паровозики» старших отрядов могут быть «длиннее», и на пути у них могут быть препятствия).

  • Пропасть

Для этой игры нужен парапет, длинная скамейка или бортик бассейна. Дети выстраиваются вдоль края плечом к плечу, лицом к вожатому. Их задача: перейти из одного конца строя в другой, по очереди, лицом к ребятам и держась за них, к Вам спиной.

  • Минное поле

Чертится «минное поле» размером 5 на 5 или более. Ведущий имеет карту минного поля. Задача отряда: перейти минное поле с наименьшими потерями. Если человек встал на мину, ведущий хлопает. Человек встает в конец колонны.

  • Пирамида

Предлагается построить пирамиду с как можно меньшим основанием (определяется по числу ног всего отряда).

  • Паутина

Между столбов или деревьев натягиваются веревки на уровне шеи и щиколоток, а между веревками – резинки, имитирующие паутину. Через одну ячейку может пройти только один человек. Резинок касаться нельзя, разговаривать запрещено. Задача – пройти сквозь паутину, не задев ее.

  • Равновесие

Отряд делится на группы из нескольких человек, которые образуют кольцо стоя лицом вовнутрь, взявшись за руки и отклонившись назад. Их задача – вместе сесть и вместе встать

  • Спасти человечков

На асфальте проводится черта, по одну сторону от черты стоят играющие, по другую – разбросаны карандаши (человечки). Задача игроков, не используя никаких подручных средств и не заступая за черту, спасти человечков. В течение основного периода смены можно увеличивать игры на сплочение по продолжительности, усложнять их задания. Играми основного периода могут быть:

  • Тихая почта (средний, старший)

Материал: 2 листа бумаги, 2 маркера. Группа игроков садится достаточно близко гуськом друг за другом. Первый и последний игрок получают по одному листу бумаги и маркеры. Последний игрок рисует какое-то изображение (предмет, живое существо и т.д.) на листе бумаги. При этом остальные игроки не должны видеть нарисованное. После этого последний игрок рисует пальцем на спине соседа точно такое же изображение, как и на листе бумаги. Сосед, даже если он не совсем понял, что это было, рисует пальцем на спине своего следующего соседа то, что, по его мнению, было нарисовано ему на спине. Первый игрок, после того как ему нарисовали что-то на спине, должен перенести это изображение на бумагу. В результате сравниваются два варианта.

  • Броуновское движение (старший)

Все закрывают глаза и начинают беспорядочно перемещаться по комнате, сталкиваясь, расходясь вновь. По сигналу ведущего участники, не открывая глаз, хватают ближайшего к себе партнера и пытаются определить, кто попался.

  • Узнай меня (все)

Один или несколько участников с закрытыми глазами садятся в круг. К нему/ним подходят оставшиеся игроки и протягивают руки. Задача «гадалок» — угадать человека по руке. Возможны модификации этой игры. Например, можно узнавать человека по голосу, коленкам и т.д.

  • Игры на передачу предмета (средний, старший)

— Клоун

Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2 — 3 команды и приготовить 2 — 3 коробки спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону. Для того, чтобы начать игру, все команды выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробку себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново. Соответственно выигравшей считается та команда, которая закончит передачу коробка быстрее.

— Яблочко

Эта игра опять же связана с передачей предмета двумя или несколькими командами. Этим предметом теперь будет яблоко, и держать его нужно будет, зажав между подбородком и шеей. Яблоко можно заменить апельсином или теннисным мячом.

— Искорка

Аналогичная игра, но передавать нужно спичку, постепенно обламывая ее круг за кругом.

  • Бегающий гномик (средний. старшнй)

Дети становятся в круг и закрывают глаза (это важно). Вожатый начинает игру: громко топает сначала правой ногой, потом левой. Сосед, стоящий слева, услышав топот, передает сигнал дальше также сначала правой, потом левой ногой. Сначала бег гномика будет «тормозиться», «западать» на ком-нибудь, но постепенно скорость передачи топота будет увеличиваться и возникнет эффект бегающего по кругу гномика.

  • Японский театр (все)

В этом театре существует только три роли: красавица (побеждает рыцаря, побеждается драконом), рыцарь (побеждает дракона, побеждается красавицей) и дракон (побеждает красавицу, побеждается рыцарем) Отряд делится на две команды. Команды договариваются втайне от другой, кого будут изображать (одна команда показывает одну роль). Далее – демонстрация. Команде-победителю насчитывается 1 балл.

  • Считаем до двадцати (средний, старший)

Участники расходятся по помещению. Они должны равномерно распределиться по комнате и ни в коем случае не образовывать ряд или круг. Как только каждый найдет удобное для себя место, он закрывает глаза. Цель упражнения: группа должна посчитать от одного до двадцати. (При небольшом количестве игроков достаточно досчитать до деся¬ти.) При этом действуют следующие правила: один игрок не может назвать два числа подряд (например, четыре и пять), но в ходе игры каждый участник может назвать больше одного числа. Если несколь¬ко игроков одновременно назвали одно и то же число, игра начинает¬ся сначала. Участники не должны заранее договариваться о стратегии игры. Во время выполнения задания нельзя разговаривать. В конце основного периода, на который приходится пик настроения и активности детей (12-15 день смены) можно запустить длительную (2-5 дней) игру «Дерево желаний» или «Твой тайный друг»

  • Дерево желаний

Для запуска этой игры вам нужно будет разделить детей на 2 группы, написать имена детей на листочках и дать возможность каждому из них вытянуть. При этом одна группа вытягивает имена людей другой группы. Далее команды выбирают себе название и проводят жеребьевку, какая команда начнет игру. На отрядном месте создается дерево, с ветвями, на которых пишутся имена детей, но дерево пока без листочков. Потом каждый ребенок пишет свое желание на листочке и прикрепляет его на свою ветку. Одна группа на два дня становится волшебниками, исполняющими желания ребят другой группы. Если ребенку понравилось, как волшебники исполнили его желание, он закрашивает свой листочек ярким цветом. Затем роли меняются.

  • Твой тайный друг

Эта игра похожа на предыдущую, но здесь каждый член отряда вытягивает имя другого человека и никому его не сообщает. В течение нескольких дней каждый ребенок тайно делает кому-то (чтобы этот кто-то не догадался) подарки, сюрпризы, в общем, что-то приятное. Вожатый здесь играет большую роль как посредник. В конце игры секреты раскрываются и дети узнают, кто был их тайным другом в течение нескольких дней. На заключительном этапе смены можно проиграть предыдущие игры и посмотреть, как изменилось качество выполнения заданий. Особенности этого периода в том, что дети научились максимально понимать и принимать друг друга, для совместного выполнения заданий им почти не требуется слов, в решении задач отряд действует как единое целое. Сами игры на сплочение заключительного периода носят более серьезный характер, к примеру:

  • Ритм (все)

Выполняется в парах. Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один – ведущий, второй – зеркало. Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий произвольно двигает руками, а играющий роль зеркала пытается отражать эти движения в том же ритме. Роли несколько раз меняются.

  • Передача чувств прикосновениями (средний, старший)

Один из участников становится в центр круга и закрывает глаза. Он знает, что сейчас к нему будут подходить по очереди остальные участники и прикосновением постараются передать одно из 4-х чувств: страх, радость, любопытство, печаль. О том, какое именно чувство ему будет передано, участники сговариваются в тайне от водящего, задача которого — определить по прикосновениям, какое чувство ему передавалось.

  • Магнит (все)

Ребята становятся в шеренгу у стены, им говорится, что они к ней «прилипли». Один выходит в центр. Это «магнит». Он закрывает глаза, сосредотачивается и начинает «притягивать» людей к себе. Тот, кто чувствует, что его «выдернули из клея», присоединяется к магниту и они начинают тянуть вместе. Наблюдая порядок, в котором люди будут «отлипать» от стены можно смотреть на отношение к человеку-«магниту», а по скорости «отклеивания» можно судить о степени сплоченности отряда. На прощальном костре наряду с «Гусеницей», «Клоуном», «Крокодилом +» можно поиграть в следующие игры:

  • Мой сосед (средний, старший)

Предложите играющим по очереди назвать, что они любят и что не любят у своего соседа. Потом то, что любят у соседа, целуют, а что не любят – кусают.

  • Грязные танцы (все)

Необходимо встать в колонну, держа соседа впереди за талию. Под музыку (можно в личном исполнении) все дружно начинают танцевать, к примеру, ламбаду (можно любой другой танец). Через некоторое время музыка прекращается и необходимо обнять за талию соседа, который стоит перед твоим соседом впереди, музыка снова играет и все снова танцуют, но уже в более неудобном положении. Потом все повторяется, только надо дотянуться до того, кто на два, потом на три и так далее человек впереди тебя.

  • Клубок (все)

Дети садятся в круг. Ведущий берет клубок, наматывает кончик нити на ладонь, потом бросает клубок любому участнику со словами: «Ты мне нравишься, потому что…» или «Мне нравится, как ты…». Далее этот участник также наматывает нить на ладонь и бросает клубок другому человеку, продолжая фразу «Ты мне нравишься, потому что…».

Картотека игр на сплочение детского коллектива

Опыт работы представлен в виде картотеки, которая направлена на развитие социально-личностных взаимоотношений между детьми младшего дошкольного возраста посредствам игры. Систематизированы игры и упражнения направленные на сплочение детского коллектива и установления позитивных взаимоотношений между детьми во второй младшей группе.

Позитивные отношения между детьми группы — залог успешности и коммуникативного поведения в будущем, ведь так важно научить детей этого возраста играть вместе, а не рядом. Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача педагога не просто умело разрешить острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, только создав дружеские отношения между ребятами.

Формирование положительных эмоций в утренние часы.

В силу своего возраста процесс адаптации может быть не завершен и ребенку еще трудно расставаться с родителями по утрам, он скучает по дому, не способен к общению с другими детьми, находиться в угнетенном состоянии. Игровые упражнения способствуют снятию психоэмоционального напряжения, поэтому в утренние часы они особенно необходимы как способ эмоционального настроя на предстоящий день, на постепенное вхождение ребенка в жизнь детского сада, укрепления личностного контакта воспитателя с каждым ребенком.

Задачей педагога должно стать пробуждение чувства защищённости и уверенности ребёнка в том, что в детском саду его любят и ждут.

Когда дети все соберутся в группе, дать установку: «Доброе утро малыши. Настал новый день, мы улыбаемся друг другу. Нам будет сегодня весело, хорошо. Забудьте всё плохое, печаль, зло – и выдохните тепло, улыбку, добрый взгляд. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелаем друг другу хорошего дня.

От того как прошел утренний прием, как ребенок вошел в группу, как его встретили, ждали ли его, какое настроение у окружающих его взрослых, зависит эмоциональный уют в группе в течение дня, и в дальнейшем будет ли ребенок с удовольствием ходить детский сад.

Ритуал приветствия «Солнышко»

Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова.

Проводится утром с использованием игрушки » Доброе солнышко». Дети встают в круг, взявшись за руки. Использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.

Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.

Ходит солнышко по кругу

Дарит деточкам свой свет.

А со светом к нам приходит

Дружба – солнечный привет.

Также можно использовать следующие эмоциональные настрои, которые могут проводиться как утром, так и днем.

Ритуал приветствия «Солнышко»

Солнышко, солнышко, в небе свети!
(дети тянутся руками верх, встают на ноги)

Яркие лучики нам протяни.
(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Ручки мы вложим
(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли.
(Кружатся парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок
(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

Там все мы встанем дружно в кружок
(образовывают круг)

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко снами по кругу идет.
(Идут по кругу)

Хлопают радостно наши ладошки,
(хлопают в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки.
(Идут быстрым шагом)

Солнышко скрылось, ушло на покой
(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

Мы же на место сядем с тобой
(тихо, спокойно садятся на свои места)

«Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)

«Доброе утро!» — маме и папе

«Доброе утро!» — останется с нами.

Утренние приветствия

Мы скажем небу: «Здравствуй!»

«Пусть утро будет ясным!»

— Природе скажем мы.

Пусть будет мир прекрасным!

И даже в день ненастный

Ему желаем счастья, любви и красоты!

Только глазки мы откроем,

Только личико умоем,

Мамино лицо родное

— С добрым утром, — скажет нам.

— С добрым утром, мама, папа!

— Здравствуйте, в саду ребята,

— Солнце, небо и зверята

— Утра доброго всем вам!

За утро, солнце, небо голубое,

За счастье жить нам всем одной семьёй,

За Землю-Матушку, что лаской нас согрела.

Нас накормила, в свой покров одела,

За то, что терпелива к нам, как к детям,

Спасибо, ей, что мы живём на свете!

Здравствуй, солнышко родное,

Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем

И ладошки и сердца.

Пусть тепло всем в мире будет,

Улыбаются пусть люди

И о войнах позабудут,

Мир пусть будет без конца!

Детскому саду

Здравствуй, добрый наш «Познай-ка»!

Утром в гости нас встречай-ка.

Детский сад — второй наш дом.

Хорошо мы в нем живём.

Утренние приветствия

Дили-дили-дили-дили!-

Колокольчики звонили.

Дили-дили-дили-дили!-

Колокольчики будили

Всех жуков, пауков

И весёлых мотыльков.

Динь, день! Динь, день!

Начинаем новый день!

Дили-дили-дили-дили!

Колокольчики будили

Всех зайчат и ежат,

Всех ленивых медвежат.

И воробушек проснулся,

И галчонок встрепенулся…

Динь, день! Динь, день!

Не проспите новый день!

Приветствия

Утренние приветствия Здравствуй, Небо!

Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:

Здравствуй, Солнце!
(Руки поднять вверх)

Здравствуй, Земля!
(Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, планета Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, наша большая семья!
(Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Утренние приветствия

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг и ты — мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы за руки возьмёмся,

Друг другу улыбнёмся.

Мы по кругу пойдём.

Хоровод заведём (ходьба по кругу)

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?

Глазки смотрят.

Ушки слушают,

Ручки хлопают,

Ножки топают.

Ура, мы проснулись!

Дети стоят в кругу, опустив руки:
(педагог пропевает)

Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте, здравствуйте,

Вот и собрался наш круг.

Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте, здравствуйте,

Руку дал другу друг.

Люда дала руку Леше,

А Леша дал руку Ване…..
(про каждого ребенка по кругу)

Вот и собрался наш круг.
(покачать руками вместе)

Утренние приветствия

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

Утром встаём с детьми в круг и говорим:

Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй друг — берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг — берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг — качаем руками.

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть — приседаем,

Можем мы большими быть — встаём,

Но один никто не будет

«НАМ СОЛНЦЕ УЛЫБАЕТСЯ»

— Солнце улыбается, нам тепло и хорошо, солнышко спряталось, стало прохладно, опять улыбнулось солнышко, нам тепло и приятно. Давайте возьмёмся за лучики и погреемся.

«РОДИТЕЛИ»

— Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают? Как улыбаются папа и мама, когда вас обнимают?

«НА ЛУГУ РАСТУТ ЦВЕТЫ»

Небывалой красоты

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты

Ветер дует иногда,

Только это не беда

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

Потягивания – руки в стороны

Потягивания – руки вверх

Дети машут руками над головой, изображая ветер

Присели

«ВЕТЕР»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше
(Дети имитируют дуновение ветра. Качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» — дети приседают. На слова «выше, выше» — выпрямляются).

«КОТИК»

Лучик котика коснулся,

Котик сладко потянулся.
(Изобразите ласкового котёнка, который просит молочка).

«ПРОСНИСЬ»

Воспитатель. Давай поиграем. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А ты – моя мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать (Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся» может потянуться протереть глаза, улыбнуться утру и «маме». При повторе участники игры меняются ролями.).

Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: «Проснись, моё солнышко!» и т.д.

«ЛЯГУШКИ»

а) Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу её на травку.) Покажите, как вы будете это делать.

Б) Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят,

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

(Надо добиваться не только развития мелкой моторики рук, но и выражения эмоционального состояния персонажей).

«ИДИ СЮДА»

В гости пришёл Петушок (можно выбрать любой персонаж, используя перчаточную куклу, которую взрослый надевает на руку и управляет ей в зависимости от контекста игрового взаимодействия), но он робеет и держится от детей на расстоянии. Воспитатель предлагает ребёнку позвать гостя движением руки, чтобы тот приблизился. В случае затруднения можно подсказать жест: махнуть рукой «к себе». Объясняет, что надо сначала вытянуть руку ладонью вверх и только потом махнуть ею «к себе». Малыш пытается позвать гостя вместе со взрослым или самостоятельно, ласково приговаривая: «Иди сюда». Если жест выполняется ребёнком выразительно, мягко, Петушок приближается к нему. И наоборот, если малыш, призывая гостя к себе, не смотрит на него, не старается выполнить движение мягко, ласково, то Петушок остаётся на месте, даже отодвигается опасливо. На это воспитатель обязательно обращает внимание ребёнка и побуждает его быть более приветливым.

«ПРОГУЛКА В ЛЕС»

а) Есть в лесу три полочки

Ели – елки – елочки.

Лежат на елях небеса,

На елках – птичьи голоса,

Внизу на елочках – роса.

(«Ели» — стоя на носках, руки вверх.

«Елки» — руки в стороны, ступни прижаты к полу

«Елочки» — присесть, руки вперед.)

б) Заблудились мы в лесу (грустно)

Закричали все: «Ау!» (громко)

Ой! (весело)

Нашли тропинку возвращаемся домой.

(Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу)

«МЫШИ»

На носочках ходят мыши,

Чтобы кот их не услышал.
(Изобразите мышат, которые вышли из норки и гуляют около спящего кота.)

«ЁЖИК»

а) Вот лежит иголок ворох

И две пары ножек.

В клубок свернулся от лисы

Наш колючий ёжик.
(Изобразите свернувшегося в клубок ежа)

б) Листья клёна настелил ёжик на кроватку,

Чтобы долгою зимой спать под ёлкой сладко.

Пусть ему навеют сны снежные метели,

Пусть проспит он до весны в тёплой колыбели.
(Изобразите ежа, который спит на мягкой постели из осенних листьев, снаружи – метель, снег, но ёжику в тёплой норке спокойно и уютно)

В младшем дошкольном возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей со сверстниками. Общение со сверстниками обогащает жизнь малышей новыми впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций, создает условия для проявления творческого, самобытного начала, облегчает вхождение ребенка в детский коллектив, служит основой развития качественно новых форм общения между детьми. Взаимодействие малышей друг с другом существенно отличается от общения старших детей. Контакты детей этого возраста строятся преимущественно на подражании действиям друг друга, которые сопровождаются бурными эмоциональными проявлениями – криками, визгом, смехом, веселыми гримасами и др.

Наиболее эффективным средством развития общения детей со сверстниками является организация субъектного взаимодействия между ними. Сначала взрослый организует взаимодействие малышей при отсутствии каких-либо предметов, привлекая их внимание к субъектным качествам друг друга, побуждая вступать в эмоциональные контакты. После того как у детей появится потребность в эмоционально-практическом общении, взрослый может постепенно включать их в новый вид взаимодействия – совместную предметную деятельность. Постепенно контакты между малышами становятся все более устойчивыми, длительными, разнообразными по содержанию. Возрастает инициативность детей и чувствительность к воздействиям друг друга.

Упражнения по формированию потребности в общении со сверстниками.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и во многом определяются социальными условиями его существования, но именно в дошкольный период особенно активно развиваются психические процессы, формируются произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, дом и др.). Именно в этом возрасте «сеют семена» будущего. Немало нужно любви, терпения и, конечно же, знаний, чтобы они взошли здоровыми и крепкими.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети начинают испытывать серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками, а ведь общение в значительной мере обогащает чувственную сферу детей. Поэтому так важно научить маленького ребенка понимать чувства других, адекватно реагировать на них, уметь сочувствовать и сопереживать.

Этюды.

В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Поэтому одна из задач в работе педагога является формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Установить положительные, уважительные взаимоотношения, между детьми в группе помогут целенаправленные игры, ритуалы с применением игрушек — мирилок («Доброе солнышко»).

Игры — мирилки.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игровой деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника. Наиболее успешным методом установления позитивных межличностных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста является игра направленные на сплочения детского коллектива. Но большинство детей младшего дошкольного возраста предпочитают одиночные игры и игры «рядом». В это время мало наблюдается совместных игр. Этот факт, по-видимому, объясняется тем, что небольшой запас знаний об окружающей действительности, недостаточное развитие воображения младших дошкольников не позволяют им самостоятельно и сразу развернуть совместную игру. Задача воспитателя с помощью специально заданных игровых ситуаций устанавливать склонности детей к общению со сверстниками. Педагог своими действиями, советами помогает обогатить игру новыми сюжетами, ролями, действием, умело использует представления детей о правилах поведения, взаимоотношений.

Разнообразие совместных игр со сверстниками.

Лебедева Наталья Васильевна,
воспитатель,
МДОУ «Детский сад № 71 о.в.», г. Магнитогорск, Россия

Статья размещена в авторской редакции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *