Игры на тему дружба в начальной школе

Игровой тренинг « На встречу дружбе! » для младших школьников.

Электронная почта – daremka@yandex.ru

Педагог-психолог – Щеглова Марина Александровна

Игровой тренинг » На встречу дружбе! » для младших школьников.

Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Задачи тренинга:

  1. Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;

  2. Формирование представлений об общечеловеческих ценностях;

  3. Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;

  4. Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;

  5. Развитие эмоционального сопереживания однокласснику;

Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе. Таким образом, формируются коммуникативные навыки учащихся начальной школы, и на их основе динамично развивается групповая сплоченность.

Тренинг включает в себя упражнения на сплочённость группы, подвижные игры, конкурсы и творческие задания, (рисование, аппликация, коллаж) адаптированные для учащихся 1-2х классов. Количество заданий и длительность занятия зависят от возраста учащихся. Занятие проходит в течение 1- 1,5 часа. Тренинг проводится с одним классом, разделённым на 4 равные команды. В каждой команде выбирается капитан.

Оборудование:

  1. Музыкальный центр, мультимедийное оборудование, ноутбук.

  2. Карточки с заданиями.

  3. Листы формата А3.

  4. Фломастеры, маркеры, карандаши

  5. Ножницы, клей.

  6. Цветной картон или бумага.

  7. Жетоны

По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой. Шел он себе, шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним — оазис! Прекрасные ворота, за оградой — музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.

«Что это такое?» — спросил путешественник у привратника.

«Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему».

«А есть там вода?» — «Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…»

«А поесть дадут?»

— «Все, что захочешь».

«Но со мной собака».

— «Сожалею сэр, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь».

И путешественник пошел мимо.

Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.

«Я хочу пить» — попросил путешественник. «Заходи, во дворе есть колодец»

— «Это рай». «Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай — там».

— «Врет он все. Там ад». «Как же вы, в раю, это терпите?»

— «Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей».

Скажите, а у вас есть друзья?

Что значит дружить??

Как много важных слов вы сейчас назвали.

Скажите, а дружбе можно научиться?

А чтобы чему-то научиться, что мы сначала должны узнать? (правила)

Вот сегодня мы с вами и постараемся узнать эти правила.

Упражнение «Комплимент».

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу.

Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Приятно ли вам было слушать комплименты в свой адрес? Что было приятнее говорить или принимать комплимент? Как часто в жизни вы и вам говорят комплименты?

Правила:

Стараться чтобы другу было приятно в твоем обществе.

Радоваться вместе с другом успехам, победам.

А сейчас я снова предлагая вам сыграть в игру.

ИГРА «Птичьи стаи»

Ведущий: «Сейчас каждый превращается в маленькую одинокую птичку. Вы- птички начинаете летать под музыку. при этом возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в небольшие стаи, число птиц вашей стаи я назову».

Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «пять». Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из стай, выбывают из игры. Затем, другое количество птиц в стаях и т.д., но не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы: выбывших и оставшихся на площадке.

Анализ: Почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры?

Упражнение «Пять добрых слов»

Каждый участник команды на листе картона обводит ладошку и в центре пишет своё имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из “пальчиков” полученного чуждого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю (например, “ты — добрый”, “ты — веселый”, “ты — остроумный” и т.д.). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Если пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени участника. В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить ладошку себе на память (наши ладошки превратились в лучики весёлого солнышка)

Если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Действительно, ребята, каждый человек неповторимый. Он — индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми — жить на свете было бы просто неинтересно.

А сейчас я снова предлагая вам сыграть в игру.

Упражнение «Облака»

МУЗЫКА

Облачка раскладываются на определенном расстоянии друг от друга , но так, чтобы можно было перешагнуть с одного на другое без помощи. Детям предлагается пройтись по облакам. Затем облачко убирается и расстояние становится больше, затем еще одно и так далее пока расстояние не станет таким, что без помощи товарища они не смогут переступать. Дети должны догадаться о том, что нужно помочь товарищу, если они не догадываются, то ведущий намекает на то, что чтобы преодолеть сложность нужно взяться за руки.

Сложно ли было перешагивать одному, и как когда в помощь пришел товарищ?.

Правила:

Не критиковать.

Поддерживать в трудные минуты

Смотрите сколько правил дружбы мы открыли

МУЗЫКА

Запомните, что особое место, в развитии каждого человека играет дружба. Когда вы обретаете друзей, вместе преодолевая трудности, насмешки, непонимание, вы на самом деле поднимаетесь на следующую, новую ступенечку развития.

Плакат «Дружба».

В качестве рефлексии детям раздаются силуэты мальчиков и девочек, но без изображения лица. Они дорисовывают эмоции, которые испытывают сами, по окончании занятия. Затем создается общий плакат «Дружба».

Посмотрите внимательно на плакат и на лица, которые вы изобразили. Какие эмоции преобладают на нем. Вот видите, что дружба приносит положительные эмоции.

Запомните, что учиться дружить никогда не поздно!!!

Игра «Ассоциации»
Цель. Совершенствование коммуникативных навыков, воспитание внимания по отношению к личным качествам своим и сверстников, понимание различий в характерах людей, умение их ценить, снятие эмоционального напряжения.
Описание игры. Дети делятся на две команды. Каждая загадывает одного ребёнка из противоположной команды и совместно описывает его с помощью ассоциаций, отвечая на следующие вопросы:
На какого сказочного героя похож этот ребёнок?
На какие вид спорта, одежду, время года, цвет он похож?
Какое высказывание наиболее точно определяет его характер?
После этого команды по очереди оглашают полученные ответы и угадывают ребёнка, который был описан с помощью ассоциаций.
Примечание. В игре побеждает та команда, которая правильно и с первого раза смогла назвать имя ребёнка, который был загадан.
Источник. Развивалки для подготовки к школе: развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.
Игра «Давайте поздороваемся»
Цель: почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение, преодолеть отчужденность.
Участники по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-то будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
один хлопок — здороваемся за руку,
два хлопка — здороваемся плечиками,
три хлопка — здороваемся спинками.
Примечание. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры.
Источник. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. – 160 с. (В помощь психологу)
Запретное движение
Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
Описание игры. Дети стоят полукругом напротив психолога. Психолог говорит:
— Я буду показывать различные движения. Вы будете повторять различные движения, кроме одного.
Сначала психолог показывает разные движения (например, руки вверх, в стороны и т.д.). Дети повторяют их.
Затем психолог называет и показывает «запретное» движение (например, подпрыгивание), которое дети не должны повторять. Даётся сигнал к началу игры. Дети должны повторять все движения психолога, кроме «запретного».
Примечание. Ошибки обычно вызывают бурные эмоциональные реакции, смех, но выводить детей из игры не следует.
Источник. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – Книголюб, 2005. – 64 с.
Иголка и нитка
Цель: удовлетворение потребности в признании, развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Описание игры. Один из детей становится ведущим – «иголкой», а все остальные — «ниткой». Ребёнок, выполняющий роль иголки, бегает по залу, меняя направление, а все остальные дети бегут за ним.
Ведущий меняется, игра повторяется.
Примечание. Каждый ребёнок должен побывать в роли иголки.
Источник. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – Книголюб, 2005. – 64 с.
Самолёты
Цель: развитие внимания, воображения, эмоционально-выразительных движений.
Описание игры. Дети сидят на корточках далеко друг от друга – «самолёты на аэродроме».
Психолог говорит:
— Самолёты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели.
Дети гудят вначале тихо, потом всё громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны.
— Полетели, полетели и сели.
Дети садятся на корточки, ждут команды психолога. Так делается несколько раз. В конце игры «самолёты прилетают к морю» — дети садятся на стульчики или ложатся на ковёр так, чтобы не задевать друг друга.
Источник. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – Книголюб, 2005. – 64 с.
Сова
Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
Описание игры. С помощью считалки выбирается водящий – сова. Остальные дети будут изображать мышек или птичек.
По команде психолога «День» «сова» садится в «гнездо» (обруч, лежащий на полу) и закрывает глаза, а дети начинают бегать по залу. Когда психолог произносит «Ночь», дети приседают и замирают, а «сова» отправляется на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеётся, и «уносит» их к себе в «гнездо».
Источник. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – Книголюб, 2005. – 64 с.
Игра «Варежки»
Цель. Развитие коммуникативных навыков.
Оборудование. Карандаши 3-х цветов, 2 листа бумаги, вырезанные в форме варежек с одинаковым незакрашенным узором.
Описание игры. В игре участвуют двое детей. Они должны одинаково раскрасить варежки.
Другой вариант игры. Четверо детей разбиваются на пары, каждой паре по 2 варежки. Какая пара закончит раскрашивать быстрее, та победит.
Усложнение задания – рисовать на варежках узор.
Источник. Развивалки для подготовки к школе: развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.

Дракон кусает свой хвост
Цель: развитие воображения и совершенствование коммуникативных навыков.
Описание игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребёнок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост («не укусит» хвост), то на место головы дракона встаёт другой ребёнок.
Источник. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. – 160 с. (В помощь психологу)
Игра «Зеркало»
Цель. Развитие коммуникативных навыков, умения действовать согласованно, совершать произвольные движения.
Описание игры. Перед началом игры проводится разминка. Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди «выступает» перед остальными. В каждой паре один совершает какое – либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклоны в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями «правильности» зеркала является точность и одновременность движений.
Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное или кривое. Паре детей предлагается потренироваться и «починить» испорченное зеркало. Показав 2-3 движения, пара детей садится на место, а следующая демонстрирует свою «зеркальность».
Источник. Развивалки для подготовки к школе: развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.
Игра «Испорченный телефон»
Цель. Развитие умения понимать других детей на вербальном уровне, снять эмоциональное напряжение.
Описание игры. Игра для 5-6 человек. Дети садятся в одну линию. Ведущий шепотом спрашивает одного ребенка, как он провел выходные дни, а после этого говорит всем детям: «Как интересно рассказал мне Саша про свои выходные дни! Хотите узнать, что он делал и что он мне рассказал? Тогда Саша шепотом на ушко расскажет об этом своему соседу. И так по цепочке мы все узнаем о том, что делал Саша». Взрослый советует детям, как лучше понять и передать, что говорит сверстник: нужно сесть поближе, смотреть ему в глаза и не отвлекаться на посторонние звуки (можно даже зажать другое ухо рукой). Когда все дети передадут свои сообщения соседям, последний громко объявляет, что ему сказали и как он понял, что Саша делал в выходные. Все дети сравнивают, насколько изменился смысл передаваемой информации.
Если первому ребенку трудно сформулировать четкое сообщение, «запустить» цепочку может взрослый. Начинать игру можно с любой фразы, лучше, если она будет необычная и смешная. Например: «У собаки длинный нос, а у кошки длинный хвост» или «Когда птички зевают, они рот не открывают».
Иногда дети специально, ради шутки искажают содержание полученной информации, и тогда можно констатировать, что телефон совершенно испорченный и нуждается в починке. Нужно выбрать мастера, который найдет «поломку и сможет ее устранить». Мастер понарошку «чинит» телефон, и после следующего круга все оценивают, стал ли телефон работать лучше.
Источник. Развивалки для подготовки к школе: развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.
Игра «Сборы в поход»
Цель. Развить коммуникативные навыки, воображение, способность передавать сообщения невербальными средствами, закрепить навык чтения простых слов.
Описание игры. Все играющие делятся на пары. Взрослый объясняет, что они живут на 9-ом этаже и собираются идти в поход. Один ребёнок из пары уже спустился на улицу, но вспомнил, что забыл взять некоторые вещи. Подниматься наверх с рюкзаком тяжело, поэтому он пытается жестами передать своему напарнику, выглянувшему в окно, что же он забыл. После этого один ребёнок из каждой пары получает листок, на котором печатными буквами написаны названия трёх предметов (например, мяч очки, ложка). Все пары становятся в ряд и выполняют задания.
Примечание. Разговаривать при проведении этой игры нельзя.
Источник. Развивалки для подготовки к школе: развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.
Игра «Волшебные очки»
Цель. Развить коммуникативные навыки, научить детей быть внимательными по отношению друг к другу, говорить комплименты, снять эмоциональное напряжение.
Описание игры. Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!»
Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.
Источник. Развивалки для подготовки к школе: развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.
Жмурки
Цель: развитие ориентировки в пространстве и тактильных ощущений, профилактика страхов.
Описание игры. С помощью считалки выбирается водящий. Психолог завязывает ему глаза шарфом. Задача водящего – поймать кого-нибудь из игроков. Пойманный ребёнок становится водящим, игра продолжается.
Примечание. Эта известная игра рекомендуется детям, испытывающим страх темноты, она учит ориентироваться в пространстве, способствует лучшему ощущению своего тела, развивает координацию движений, произвольное поведение.
В роли водящего должен побывать каждый ребёнок. Если игрок попался во второй раз, ему предлагают сесть на стульчик, а нового водящего выбирает психолог.
Источник. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – Книголюб, 2005. – 64 с.
Игра «Комплименты»
Цель. Развить коммуникативные навыки, научить детей быть внимательными по отношению друг к другу, говорить комплименты, снять эмоциональное напряжение.
Оборудование. Маленький мячик.
Описание игры. Дети становятся в круг. Взрослый спрашивает, знают ли они что такое комплименты (приятные слова, которыми люди радуют друг друга). Взрослый предлагает, передавая мячик по кругу, говорить комплименты тому, кто его получает. В ответ на комплимент в свой адрес ребёнок должен обязательно говорить: «Спасибо, очень приятно!». Начать, разумеется, должен взрослый. Он первым передаёт мячик соседу и говорит, например: «Люба, какие у тебя сегодня красивые бантики!»
Обязательное условие – смотреть в глаза тому, с кем в данный момент говоришь.
Источник. Развивалки для подготовки к школе: развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.
Поймай рыбку
Цель: развитие внимания и воображения.
Описание игры. Часть детей стоят в кругу, держась за руки («сети»). Остальные дети – «рыбки» «плавают» (бегают, прыгают) внутри круга, «выплывают» из него (подлезают под сцепленными руками детей). По сигналу взрослого «Сети!» дети, держащиеся за руки, садятся. Кто из «рыбок» остался в кругу, того и «поймали».
Примечание. Игра может проводиться под музыку.
Источник. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. – 160 с. (В помощь психологу)
Светофор
Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
Описание игры. Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. Психолог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, жёлтого – «гудеть» и маршировать на месте, зелёного – продолжать движение.
По окончании упражнения психолог говорит:
— А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения.
Дети, изображая автомобилистов, движутся по залу и следят за сигналами «светофора».
Примечание. За нарушение правил дорожного движения можно «ставить автомобиль на стоянку» – сажать ребёнка на стульчик.
Источник. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – Книголюб, 2005. – 64 с.
Игра «Выполни условие»
Цель. Развить умение взаимодействовать в команде, выявлять индивидуальные особенности свои и сверстников, сплотить детский коллектив.
Описание игры. Дети свободно перемещаются по комнате. Внезапно взрослый хлопает в ладоши и сообщает условие, по которому все игроки должны разбиться на группы как можно быстрее. Условия могут быть самыми разными, главное, чтобы они были доступны дошкольникам, например: собраться группами по 2, 3, или 4 человека; собраться парами с одинаковым цветом глаз, волос; разбиться на тройки, где все одного пола; по парам мальчик-девочка и т.д. Те игроки, которые не успевают выполнить задание, отдают фанты, которые разыгрываются в конце игры.
Примечание. Эта игра поможет детям сблизиться друг с другом, удовлетворить их потребность в общении.
Источник. Развивалки для подготовки к школе: развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.
Жужа
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, профилактика агрессии.
Описание игры. С помощью считалки выбирается водящий – Жужа. Он садится на стул, стоящий в центре зала. В руках Жужа держит полотенце (шарф). Остальные дети начинают дразнить Жужу, кривляться перед ней, произнося слова:
«Жужа, Жужа, выходи!
Жужа, Жужа, догони!»
Жужа терпеливо сидит на стуле. Но вот терпение заканчивается, она вскакивает и осаливает кого- нибудь из детей полотенцем (шарфом). Осаленный ребёнок становится Жужей.
Примечание. Надо следить за тем, чтобы удар был несильным.
Источник. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – Книголюб, 2005. – 64 с.
Зоопарк
Цель: развитие внимания и воображения.
Описание игры. Психолог говорит:
— Попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз, прыгайте, как зайчики; хлопну два раза – ходите вразвалочку, как медведи, хлопну три раза – «превращайтесь» в аистов, которые умеют долго стоять на одной ноге. Начинаем игру.
Источник. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – Книголюб, 2005. – 64 с.
Игра «Конкурс хвастунов»
Цель. Развить коммуникативные навыки, научить детей быть внимательными по отношению друг к другу, говорить комплименты, снять эмоциональное напряжение.
Описание игры. Дети садятся в круг в случайном порядке, а взрослый объявляет: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не с собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки он совершил, чем он может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится, кто найдет в своем соседе больше достоинств».
После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. Здесь совершенно не важна объективность оценки – реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также «масштаб» этих достоинств – это могут быть новые тапочки, или громкий голос, или аккуратная прическа. Главное, чтобы дети заметили все эти особенности сверстников и смогли не только похвалить других детей, но и похвалиться ими перед остальными. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Выигрывает тот, кто лучше похвалится своим соседом. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким — нибудь маленьким призом (картинка, бумажная медаль и значок и пр.). Такая организация игры вызывает даже у самого замкнутого и враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и явное желание найти у него как можно больше достоинств.

Источник. Развивалки для подготовки к школе: развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.
Пчёлкины песни
Цель: развитие внимания и воображения.
Описание игры. Все дети превращаются в «пчёлок», которые «летают» (бегают) с громкими песнями (ж-ж-ж). По сигналу взрослого «Ночь!» «пчёлки» садятся, замолкают и «засыпают». По сигналу «День!» «пчёлки» вновь летают и громко распевают свои песни жужжалки.
Источник. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. – 160 с. (В помощь психологу)
Игра «Связующие нити»
Цель. Развить коммуникативные способности ребёнка, научит внимательно относиться к своим личностным качествам и личностным качествам сверстников, понимание различий в характерах людей, умение их ценить.
Оборудование. Клубок ниток.
Описание игры. Участники садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, обматывает нитку вокруг указательного пальца, а затем кидает клубок сидящему слева малышу и задаёт ему вопрос о пристрастиях. Вопросы могут быть самыми разными, например:
Что ты больше всего любишь делать (есть)?
Во что ты любишь играть?
Какая твоя любимая игрушка (цвет)?
Кто твой друг или подружка?
Какие люди тебе нравятся? и т. д.
Ребёнок должен поймать клубок, в свою очередь намотать нитку на палец, ответить на вопрос и бросить клубок, сопровождая своим вопросом, следующему по часовой стрелке игроку.
Примечание. Если вы не уверены в способности ребят придумывать подобные вопросы, можно в первой игре предложить им каждый раз после ответа на вопрос передавать клубок обратно взрослому.
Источник. Развивалки для подготовки к школе: развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.

План-конспект классного часа «Дружба – это чудо?»

Как не обратить внимание детей на действительность, которая нас окружает: жестокое отношение подростков друг к другу, к людям других наций и т.д. Данный классный час затрагивает проблемы толерантности, дружеского и уважительного отношения друг к другу. Материал изучается дополнительно, углубляя и расширяя уже полученные ранее на уроках знания. Предназначен для учащихся старших классов.

Цели и задачи классного часа способствуют формированию новых знаний и развитию мыслительной деятельности учащихся.

Основные методы, которые используются на классном часе – это информационный, проблемный, частично-поисковый. Все они формируют умения философски мыслить, анализировать, делать выводы.

На классном часе использована групповая форма работы по трем философским категориям. В ходе дискуссии учащиеся пытаются выработать собственные взгляды на «вечные» философские вопросы: бескорыстная дружба, людская выгода, непохожесть и т.д.

Классный час построен: знакомство с противоположными философскими взглядами по теме дружба, выработка своего взгляда на философскую категорию, общая дискуссия по теме.

Результатом данного мероприятия будет формирование коммуникативной, информационной, учебно-познавательной компетенций, а так же компетенции личностного самосовершенствования.

Исходя из планируемого результата, урок должен достигнуть цели.

1. Тема классного часа: «Дружба – это чудо?»

2. Цели мероприятия:

  • образовательная: познакомить учащихся с взглядами философов Ларошфука, Монтеня, Антуана де Сент-Экзюпери о дружбе;
  • развивающая: способствовать формированию у учащихся собственных взглядов на философские проблемы, учиться приводить нужные аргументы, четко и ясно излагать свои мысли;
  • воспитательная: способствовать умению учащихся взаимодействовать друг с другом, воспитывать толерантное отношение к другой точке зрения.

3. Оборудование:

  • фильм о дружбе (Приложение 1);
  • правила ведения дискуссии (Приложение 2).

4. Форма организации классного часа: групповая.

5. Приемы, методы, технологии обучения: проблемный, информационный, частично-поисковый.

6. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):

  • Коммуникативная компетенция: умение устанавливать контакт, максимально полно и точно передавать информацию, обосновывать свое решение, обмениваться информацией.
  • Информационная компетенция: умение анализировать информацию, обобщать и делать выводы.
  • Учебно-познавательная компетенция: умение устанавливать связи между отдельными объектами, умение применять усвоенные знания в новых ситуациях.

Компетенция личностного самосовершенствования: умение осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, умение анализировать свои достижения и ошибки.

Ход мероприятия

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Заранее из класса убраны парты, стулья стоят большим полукругом, чтобы учащиеся свободно могли передвигаться.

2. Мотивационный этап

Показ фильма о дружбе

Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на нашем классном часе?

Действительно, о дружбе, которой много написано песен, стихов, афоризмов.

Совсем недавно я встретилась с высказываниями о дружбе великих людей, которые не оставили меня равнодушной.

Вот первое из них:

«В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой», – Монтень. Как вы понимаете слова этого философа?

(Высказывание вывесить на левую часть доски)

Второй взгляд на дружбу – философа Ларошфуко:

«То, что люди обыкновенно называют дружбой, в сущности, только союз, цель которого – обоюдное сохранение выгод и обмен добрыми услугами».

Как вы понимаете слова Ларошфуко?

(Высказывание вывесить в центральную часть доски)

И третий взгляд на дружбу:

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю», – Антуан де Сент-Экзюпери.

Как вы понимаете эти слова?

(Высказывание вывесить на правую часть доски)

Кто из учащихся так же считает, придерживается такого же мнения, что и Монтень, попрошу пересесть на стулья слева от меня.

Кто из учащихся так же считает, придерживается такого же мнения, что и Ларошфуко, попрошу пересесть на стулья по центру.

Кто считает, как Экзюпери, попрошу пересесть на стулья справа от меня.

Но в течение всей дискуссии вы имеете право менять свою точку зрения и переходить из одной категории в другую!

Смотрят видеосюжет

Называют: о дружбе

Высказывают мнения

Высказывают мнения

Высказывают мнения

Переходят

Переходят

Переходят

3. Дискуссия по теме классного часа

Вопросы по теме №3 – «непохожесть»

  1. Стоял ли когда-либо перед вами выбор: быть изгоем, «белой вороной», индивидуальностью или, наоборот, слиться с серой толпой?

Помните правила ведения дискуссии, приводите примеры, аргументируйте свои ответы, умейте слушать других (Приложение 2).

  1. Читали ли вы произведение В. Железникова «Чучело»? Осуждаете ли вы поступки героев произведения?
  2. Как обращаетесь со своими одноклассниками: по кличке или по имени?
  3. Какие качества в характере человека вы цените? Какие осуждаете?
  4. Как по вашему: должны ли инвалиды жить, учиться и работать среди здоровых или же жить отдельно, в специальных учреждениях?

(Если ответят, что среди нас, здоровых, то продолжить проблемный вопрос:

Но ведь многие дети не хотят дружить, общаться с такой категорией людей, держатся от них в сторонке, а некоторые и обижают… Почему так происходит?

Страх – это невежество и предрассудки. Инвалидами были Ярослав Мудрый, великий князь Василий Темный, полководец Михаил Кутузов, художник Борис Кустодиев и др. известные люди. Не надо бояться, надо уметь быть справедливыми, держаться наравне.

  1. Как вы считаете: дружба народов миф или реальность?

Россия всегда подвергалась нападениям: татаро-монголы, французы, немцы… Но по сей день поддерживаем мирные, добрососедские отношения – русские и татары.

  1. Вызывает ли у вас злость, что в нашем городе живут люди других национальностей?

Ведь это, как правило, смешение крови, конкуренция в профессиональной деятельности – рабочие места, «понаехавшие» уводят потенциальных женихов и невест, терроризм…

  1. Если одноклассник отличается от вас оттенком кожи или разрезом глаз, может быть, одеждой, считаете ли вы, что это не подходящая компания для вас?

Отвечают, приводят примеры

Примерные ответы:

Страх, боязнь оказаться на их месте, неумение с ними общаться, что-то не так сказать…

Высказывают мнения, приводят примеры, дискутируют, вырабатывают свой взгляд на проблему

Все учащиеся с места имеют право высказывать свою точку зрения на обсуждаемую философскую категорию, но с соблюдением всех правил дискуссии, представленных перед аудиторией (не перебивать, аргументировать высказывания, уважать чужую точку зрения и т.д.).

Высказывают мнения, приводят примеры, дискутируют, вырабатывают свой взгляд на проблему.

Вопросы по теме №2 – «дружба – это выгода»

  1. Существует ли настоящая дружба или это всегда выгода? Какой может быть выгода? Даже в животном мире есть такая «дружба».
  2. Дружба – это взаимный самообман?
  3. Верно ли выражение Бернарда Шоу, что с некоторыми друзьями и враги не нужны?

Вопросы по теме №1 – «бескорыстная дружба»

  1. В детской песне поется:
    Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
    Вот что значит настоящий верный друг.
    Какое значение вы вкладываете в слово «друг»?
  2. Друг и приятель – это одно и то же?
  3. Как сохранить друзей, которые у вас есть?
  4. Может ли быть дружба без глубокого взаимопонимания?
  5. Может ли она быть основана на подражании одного другому? На слепом преклонении?

Вы имеете право поменять свою точку зрения и перейти из одной категории в другую!

Если поменяли свое мнение – переходят

4. Подведение итогов

Грустно, когда человека ненавидят, не узнав, какой он на самом деле, каковы его чувства, мысли. Грустно, когда ищут в дружбе расчет или когда дружбы вообще нет.

Много вы привели своих примеров, мыслей о дружбе, какой она должна быть.

А теперь предлагаю вам оставить свой лучик на нашем солнце под названием «толерантность» – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Назовите составляющие толерантности.

Записывают маркером на лучике слова, после чего выходят, прикрепляют и зачитывают их. (Терпимость, уважение, снисходительность, принятие, сострадание, милосердие, мягкость, прощение, великодушие и т.д.)

В заключение:

Мир начинается с тебя –
Об этом помни.
В тебе живет цветок добра –
Его не скомкай,
Взрасти его сквозь ложь обид
И слез ненастья
И подари ему свою
Любовь и счастье.
И это чудо ты взрасти
На благо людям.
Одаришь радостью сполна
Тех, кого любишь.
Всё, что сегодня приобрёл,
Возьмешь ты завтра.
Мир начинается с тебя –
И это правда!

Особенности организации и проведения классного часа с учётом требований ФГОС НОО

Чубаева Наталья Николаевна,

воспитатель группы продлённого дня,

1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска,

Челябинской области

Особенности организации и проведения классного часа с учётом требований ФГОС НОО

При переходе большинства учебных заведений и коррекционных в том числе, на ФГОС НОО И ФГОС ООО, перед любым педагогическим коллективом встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, который осуществляется в различных формах, с использованием разнообразных методов и приёмов.
Современные педагоги отбирают такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности учащихся того или иного возраста, конкретные условия жизни классного коллектива.

Одним из самых распространённых форм воспитательного воздействия на современного ребёнка является подготовка, организация и проведение классного часа.

Классный час — это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя, воспитателя ГПД. Классный час — это не обычное воспитательное мероприятие. Он требует тщательной подготовки. Педагог должен продумать классный час так, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение обучающегося воспитанника знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально — чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.

4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Классный час должен быть направлен на формирование активной жизненной позиции воспитанника и выполнять следующие функции:

Просветительская функция — Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражение в учебных программах. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

Направляющая — Призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

Ориентирующая функция — Способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

Формирующая функция — Формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой. В связи с этим, при подготовке к классному часу, педагог должен учитывать основные его компоненты и его структуру.

Основные компоненты классного часа.

Целевой компонент. Целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.

Содержательный компонент. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.

Организационно — деятельный компонент. Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

Оценочно — аналитический компонент. В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

Структура классного часа

В современных требованиях ФГОС классный час имеет структуру:

  1. Вступительная часть:

— Самоопределение к деятельности, организационный этап

— Постановка проблемы

— Постановка целей и задач

2. Основная часть:

— Актуализация знаний

— Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности

3. Заключительная часть:

— Подведение итогов

— Рефлексия

Классные часы разнообразны по содержанию, формам, методам их подготовки и проведения. В зависимости от этого классные часы можно подразделить на четыре типа:

Типы классного часа

Тематический классный час. Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать духовному развитию уч-ся.

Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.

Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы.

Нравственный классный час. Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, педагог может провести предварительную диагностику понимания учащихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь…

Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.

Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час — это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.

Интеллектуально-познавательный классный час. Интеллектуальное развитие учащихся — неотъемлемая часть воспи­тательной работы классного руководителя. Сегодня перед школой стоят новые задачи — не только дать ученику определенную сумму знаний, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этими знаниями, но научить его самостоятельно получать различные знания сообразно своим интеллектуальным данным. Внеклассные мероприя­тия должны быть направлены на развитие интеллектуальных умений учащихся, на развитие личностных структур сознания — рефлексию самоосознания своих возможностей и стремление к их самосовершенс­твованию.

Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школь­никами:

— интеллектуальные марафоны;

— дни интеллектуального творчества;

— защита интеллектуальных проектов;

— интеллектуальные ринги и викторины;

— заседание клубов интеллектуалов;

— школа интеллектуального развития.

Информационный классный час. Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.

Информационный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) – 20 -25 минут, тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но не более.

Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе. Им даётся право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Результат и эффективность классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.

Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.

Формы проведения классных часов в начальной школе

Час общения;

Классный час — практикум;

Этическая беседа;

Викторины;

Классное собрание;

Игры – путешествия;

Заседания в интеллектуальных клубах.

Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В младших классах обычно проводятся беседы о трудолюбии и бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др.

Классный час «Про дружбу». классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Классный час в начальной школе «Про дружбу».

Цели:
1. Расширение знаний детей о дружбе.
2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
4. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Предварительная работа.
1. Подбор пословиц о дружбе.
2. Рисунки детей “О дружбе”.
Оборудование: Карточки со словами: друг, приятель, товарищ.
Плакат, краски, ножницы, карандаши, бумага цветная, клей.

Ход классного часа.

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
    Наше занятие начнем с гимнастики мимики и жестов.
    — Улыбнитесь друг другу.
    — Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
    — Пожмите дружески руки друг другу.

2. Речевая разминка.

На доске написано предложение:

Друг – это тот, кто…

Ребята по цепочке передают друг другу игрушку-талисман класса и называют имя своего друга.

В словаре С. Ожегова так объясняется значение этого слова:

  • ДРУГ – человек, связанный с кем-то дружбой. Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

На экране слова, которые обозначают различные поступки людей в разброс.

Выберите те слова, которые характеризуют друзей.

Как должен поступать настоящий друг?

Выручать Завидовать

Поддерживать Обзывать

Говорить правду Командовать

Делиться Жадничать

Уважать Ябедничать

Помогать Обижать

Уметь радоваться Драться

чужим успехам

3. Вступительное слово учителя.
Отгадайте загадку:
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. /Радуга./
Верно! Но наша радуга будет необычной /на листочках восковой свечой написаны слова, после раскрашивания которых цветами радуги их можно прочитать/:
Обществу — красный цвет
Дарить – оранжевый цвет
Радость – желтый цвет
Улыбку – зеленый цвет
Желание – голубой цвет
Благородство – синий цвет
Единство – фиолетовый цвет
Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.
– О чем будем говорить? /О дружбе./
4. Беседа о дружбе:
1. На доске слова: друг, приятель, товарищ.
– Прочитайте слова. Чем они отличаются друг от друга?
2. Как вы, ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”?
Расскажите, есть ли у вас настоящий, верный друг? Как вы дружите? Что такое настоящая дружба? Кого человек вправе назвать своим другом? Как проверяется дружба?
3. Рассказ учителя.
– Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен каждый. Разговор о дружбе мне хотелось бы начать, как говорится, “от обратного”. Понятие противоположное дружбе – эгоизм.
Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга. Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.
Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
Физминутка.

Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали

И к груди своей прижали,

С этим лучиком в груди,

Ты на мир добрей гляди.

5. Обсуждение проблемных ситуаций в группах.
– А сейчас, ребята, обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. За углом школьного двора после уроков два лохматых типа поджидают ребят. Появляется группа четырехклассников.
— Стоять! Не рыпаться! — командует лохматый и хватает за шиворот первого.
— Деньги есть? Живо вытряхивай карманы!
Пять мальчиков смирно стоят и ждут, пока идет этот мерзкий обыск.
— Как поступить в такой ситуации?
4. За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней.
У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.
— Чего это у тебя глаза на мокром месте? громко закричала Катя.
— Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай, рассказывай! — подскочила к ней Наташа.
— Что случилось? Почему слезы? — закричали все.
Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.
— В чем была их ошибка?
(Ребята проявили бестактность. Нельзя такие вопросы задавать при всех, громко. Иногда нужно дать человеку успокоиться, а затем проявить сочувствие.)
– Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? /Ответы детей./
Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника.
Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.
6. Законы дружного коллектива:
Выведем основные законы коллективной жизни.
1. Один за всех и все за одного.
2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
3. Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.
4. Не ябедничай, лучше сам поправь.
5. Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось. Не сердись и не
падай духом, если у тебя что-то не получилось.
6. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями.
Потренируемся в их выполнении.
7. Тренинг.
Игра 1. “Давайте говорить друг другу комплименты”.
Учащиеся выбирают себе пару, идут навстречу друг другу. Шаг вперед делает тот, кто сказал комплимент, похвалил за что-то. Выигрывает та пара, которая быстрее прошла свой путь.
Игра 2. “Круговая беседа”.
Все ребята встают в круг. Передают карточку, на которой написаны слова “Я чувствую себя счастливым, когда ……”.
Возьмемся за руки, посмотрите друг на друга, послушайте эти слова:
Ваши слова, как тоненькие нити дружбы оплели вас.
Землю обогнули тоненькие нити, нити параллелей и зеленых рек.
Протяните руку, руку протяните, надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
8. Качества настоящего друга.
1. Какими качествами должен обладать настоящий друг? /Ответы детей./ Предлагаю детям обвести свою ладонь на листе цветной бумаги, вырезать, написать на ладони качество, которым должен обладать настоящий друг, приклеить на плакат с радугой.
2. О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте:
•Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
•Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
• Старый друг лучше …../новых двух/.
• Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
• Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/.
9. Рассказывание стихотворения.
– Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы они любили и уважали нас. Друг всегда готов помочь, подбодрить. Но если кто-то прикидывает: «А что я буду с этого иметь?», то это не дружба, потому что дружба всегда бескорыстна. Вот как об этом в своем стихотворении пишет Агния Барто. (читает ученик).
“Требуется друг”
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
“Ты дружи со мной одной!”.
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу “Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонка на дыбы
Говорит: “Молчала бы!”
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
“Срочно требуется друг!”
Вывод: Почему с этой девочкой никто не хотел дружить? Выскажите свои мнения на этот счет.
10. Итог классного часа: Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *