Игры на улице зимой

Картотека «Народные игры и забавы» для детей старшего дошкольного возраста

Мария Олейник
Картотека «Народные игры и забавы» для детей старшего дошкольного возраста

Картотека «Народные игры и забавы»

для старшей группы

Воспитатель: Олейник Мария Александровна

«Народные игры и забавы»

Русский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми как для детей, так и для взрослых. Однако, время и влияние европейских соседей постепенно затмили старинные русские игры. Сейчас они начинают возрождаться и не перестают восхищать своей живостью, оригинальными идеями и заданиями, наполненными шумным весельем и задором.

В преддверии праздника Масленица и народных гуляний предлагаем вашему вниманию несколько игр, которые можно с успехом использовать в работе с детьми. Игры интересны тем, что помимо развития физических качеств и навыков они направлены на сплоченность детского коллектива, а использующиеся в них речевки и попевки благотворно влияют на развитие речи и дыхательной струи ребенка.

Подвижная игра – кричалка «Блины – Лепешки»

Для этой подвижной и веселой игры всех детей делят на две команды, движения, о которых говорится в тексте кричалки, будут общими для всех, а кричать первая команда (по сигналу левой руки ведущего)должны громко и дружно: «Блины». Вторая команда вслед за сигналом правой руки ведущего,кричат: «Лепешки»

Хороша была зима, её мы провожаем,

И тепло весеннее радостно встречаем.

Печем с припеком мы (знак левой рукой…Блины!

И вкусные (знак правой рукой) …Лепешки!

И весело и дружно хлопаем в ладошки (все хлопают)

Наступила долгожданная масляна неделя,

И никто не сосчитает, сколько же мы съели.

Ели-ели мы (знак левой рукой…Блины!

И еще (знак правой рукой) …Лепешки!

А теперь вокруг себя покрутимся немножко (все крутятся)

Вокруг песни, танцы, смех, шумное гулянье,

В каждом доме оценили хлопоты — старанье,

На столе стоят (знак левой рукой…Блины!

А рядышком (знак правой рукой) …Лепешки!

Чтобы больше в нас вошло — прыгаем на ножке (все прыгают,

Еще кружок вокруг себя (все кружатся)

И хлопаем в ладошки (все хлопают)

Игра «Подснежники»

Дети взявшись за руки,водят хоровод и поют весеннюю запевку:

Весна, Весна красная,

Приди, Весна, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С дождями сильными,

С цветами обильными.

Во время запевки водящий разбрасывает внутри хоровода цветы подснежники. Как только музыка заканчивается, дети начинают собирать цветы. У кого окажется больше цветов, тот и победил.

Игра «Золотые ворота»

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот»следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки,составляющие ворота при этом напевают:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».

Игра «Дударь»

Выбирается Дударь, становится в круг. Вокруг него идёт хоровод,и дети поют песню:

Дударь, Дударь, Дударище

старый, старый старичище.

Его под колоду, его под сырую,

его под гнилую.

– Дударь, Дударь, что болит?

Дударь показывает и называет, что у него болит (рука, голова, спина, коленка и т. д., все кладут руки друг другу на это место и снова начинают ходить по кругу с песней.

Дударь, Дударь, Дударище

старый, старый старичище. и т. д.

Когда надоест играть,Дударь говорит: «Выздоровел!»

Игра «Змея»

Все играющие садятся рядом друг с другом на скамейку или на стулья, поставленные в ряд «Змея»ходит перед игроками со словами:

Я змея, змея, змея, Я ползу, ползу, ползу.

Подходит к одному из игроков:

Хочешь быть моим хвостом?

Хочу!

Становись за мной!

Идут вдвоем:

Я змея, змея, змея, Я ползу, ползу, ползу.

Подходит к другому игроку:

Хочешь быть моим хвостом?

Хочу!

Ползи!

Игрок должен проползти между ногами «змеи» и стать ее «хвостом». И так далее, пока не соберут всех желающих.

Игра «Пряничная доска»

Все играющие садятся рядом друг с другом на скамейку или на стулья, поставленные в ряд. Это будет «пряничная доска». Вокруг скамьи или стульев должно быть достаточно места (чтобы можно было их обежать). Водящий ходит вдоль «пряничной доски»,все игроки говорят или поют:

Прянична доска, с целого пенька,

С целого пенька, сбрось-ка паренька.

На слова «Сбрось-ка паренька» водящий быстро хлопает рукой по колену одного из игроков. Игрок должен быстро обежать «пряничную доску» и сесть на свое место. В это время ведущий обегает «пряничную доску» в другом направлении. Если водящий успел занять место игрока – то теперь водить будет игрок, которого хлопнули по колену. Если нет — то снова будет водить тот же водящий.

Игра «Колечко-колечко»

Все сидят на лавочке. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Остальные держат свои ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет.Когда водящий скажет: «колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал. Причем задерживать можно только локтями, так как ладони остаются сомкнутыми.

Игра «Горячее место»

Эта забава прекрасно подходит для тех, кто любит играть в догонялки. Ее смысл заключается в том, что в центре площадки обозначается место, которое будет называться горячим. «Вода» должен стараться поймать участников, стремящихся попасть в это место. Тот, кого ловят, помогает «воде». Если игроку удается достигнуть «горячего места», он может там отдыхать сколько пожелает, однако, выйдя за его пределы, вновь должен будет убегать от «воды». Игра длится до тех пора, пока не поймают всех игроков.

Игра «Краски»

Это подвижная и веселая игра. Согласно ее правилам,нужно выбрать двух участников: «монаха» и «продавца». Другие игроки становятся в шеренгу, а продавец говорит им шепотом любой цвет. После этого,происходит следующий диалог:

Монах заходит в магазин красок и говорит продавцу:

— Я монах в синих штанах, пришел за краской. — За какой?

Монах называет цвета (например, красный). В случае, если такого цвета нет,продавец отвечает:

— Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом,монаху дается задание: пройтись уточкой или попрыгать на одной ноге. Если, такой цвет есть,то продавец отвечает:

— Есть такая! — Сколько стоит? — Пять рублей

После этого, монах хлопает по ладони продавца пять раз. Как только прозвучал последний хлопок, участник-«краска» вскакивает и бежит вокруг шеренги. Если монах его догоняет, то сам становится «краской», а тот, кого поймали становится на его место.

Следующие игры – забавы предназначены для того чтобы участники могли похвастаться удалью молодецкой, да силушкой помериться.

«Малечина-калечина»

Игра состоит в том, что палочку ставят вертикально на кончике одного или двух пальцев руки (нельзя поддерживать палку другой рукой) и, обращаясь к малечине,проговаривают речитативом стишок:

«Малечина-калечина,

сколько часов до вечера?

Раз, два, три.»

Считают, пока удается удерживать палочку от падения. Когда палка покачнулась, ее подхватывают второй рукой, не допуская, чтобы она упала. Победителя определяют по величине числа, до которого он досчитал.

«Чура»

Командная игра, где дети палками ведут мяч. По сигналу первый участник каждой команды ведет палкой мяч до конуса и обратно, передает эстафету следующему игроку, выигрывает та команда, которая первой закончит эстафету.

«Шапочный бой»

В этом бою два участника от разных команд, стараются схватить шапку соперника и бросить её на землю, как бы заставляя соперника поклониться, поднимая свою шапку. Выигрывает, та команда, которая, наберет большее количество шапок.

«Перетягивание каната»

Командная игра, распространенная и в наши дни. Побеждает команда, которая перетянет соперников на свою сторону.

«Петушки»

Мальчишки любят задираться, толкаться, даже драться, — словом, петушиться. Но настоящие мальчишеские бои проводились не как-нибудь, а по правилам. Для игры очерчивали небольшой круг, и двое игроков становились в его центр. Правила были строгие — руки у парней отведены за спину, на двух ногах стоять нельзя, только на одной ноге прыгай. Парням можно было толкаться плечами, грудью, спиной, но не головой и не руками. Если тебе удалось толкнуть соперника так, что он ступил на землю второй ногой или выпрыгнул за границу круга, ты победил.

Зимние игры для детей на улице

Зимние игры и забавы на улице для детей

Зимние игры и забавы для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Наверное, каждый из нас с детства хранит в душе теплые воспоминания о зиме. Мама доставала шубу и сапоги с антресолей, папа заклеивал окна, бабушка варила какао, которое зимой казалось слаще, чем обычно, — будничные дела приобретали какой-то сказочный оттенок. И каждый с трепетом в душе ждал первого снега, чтобы, укутавшись теплее, выбежать во двор.

Точно так же наши дети сегодня ожидают прихода зимы, а мы, уже родители, должны помочь своим чадам испытать все радости этого прекрасного сезона и разнообразить их досуг активными играми на свежем воздухе.

Без классической снежной бабы не обходится ни одна зима. Эта народная забава переходит из поколения в поколение и по-прежнему остается любимым занятием всей детворы в зимнюю пору.

Казалось бы, что может быть проще — большой снежный ком, на него ком поменьше, потом еще меньше, и так далее. Но ведь здесь нет никаких ограничений — значит, можно заняться творчеством, пустить фантазию в полет!

Игра для знакомства

Эта игра идеально подойдет для детей на площадке. Дети становятся в круг. Ведущий (один из родителей) первым называет свое имя. Следующий игрок называет имя ведущего и свое имя. Третий называет два предыдущих имени и свое, и так далее по кругу.

Труднее всего, естественно, последнему игроку, которому предстоит запомнить и назвать имена всех стоящих перед ним игроков. Задача сложная, но вполне осуществимая.

В этой игре стоит обратить внимание на то, что дети иногда стараются просто запомнить имена и их порядок, забывая самого человека. Старайтесь акцентировать внимание в первую очередь на характерных особенностях того или иного игрока, например: «Маша в красной шапочке», «Веселый и улыбчивый Ваня». Игру можно разнообразить, упростив тем самым запоминание. Представьте, что участники игры собираются на необитаемый остров.

Каждый игрок должен не только назвать свое имя, но и указать, чем именно он будет там заниматься. Например: «Юля будет готовить еду», «Андрей будет колоть дрова» и т.д.

Метание копья

Для игры понадобится большой сугроб несколько палок примерно одинаковой длины.

Необходимо победить в нескольких состязаниях: метнуть свое «копье» дальше всех, вонзить его в сугроб как можно глубже, а самые меткие должны попасть «копьем» в то отверстие, которое проделало предыдущее «копье».

Чур, мое!

Для игры выбирается один водящий, остальные игроки должны встать в круг. Водящий медленно обходит круг с внешней стороны. Выбрав одного из игроков, он хлопает его по спине и начинает обегать круг по часовой стрелке. Тот игрок, которого выбрали, должен бежать в противоположную сторону, то есть против часовой стрелки. Задача бегущих — быстрее противника занять свободное место в кругу и закрепить свое право на него фразой «Чур, мое!».

Снеговик-мишень

Для игры понадобится снеговик. После того как дети слепят из снега фигуру, на голову снеговика надевается пластмассовое ведро — оно и будет служить мишенью.

Игроки разбиваются на две команды. Каждому участнику команды дается три попытки сбить ведро с головы снеговика. Если игрок сбивает цель с первой попытки, он получает 30 очков, со второй — 20, с третьей, соответственно, 10.

В конце игры количество баллов суммируется. Команда, которая зарабатывает больше баллов, побеждает в игре.

На лыжах

Для этой игры необходимы четыре картонных листа такого размера, чтобы на лист помещалась детская нога.

Дети разбиваются на две команды и выстраиваются в колонны друг за другом. Перед каждой командой кладут по два листа.

Задание: нужно встать ногами на картон и пройти таким образом до финишной точки и обратно. Задание должны выполнить все участники команды по очереди. Нельзя отрывать ноги от «лыж» и наступать на землю. Выигрывает та команда, которая справится быстрее.

Кто на гору?

Для игры понадобится большой снежный ком, из которого сооружается подобие горки. Вокруг этой горки, взявшись за руки, встают дети. По команде ведущего (один из взрослых) дети должны тянуть друг друга на горку. Задача каждого игрока — сопротивляться действиям товарищей и не упасть на горку. Те игроки, которым это не удалось, выходят из игры. Количество участников уменьшается до тех пор, пока оставшиеся игроки не смогут соединить руки вокруг горки.

Вышибалы

Команды участников выстраиваются в две шеренги друг против друга на расстоянии 8-10 метров. Интервал между игроками в шеренге должен быть 3-4 шага. Ведущий дает сигнал: «Первый!». Первые участники обеих команд должны отозваться: «Я!». Затем, по сигналу ведущего «Пли!», эти участники должны слепить по снежку и бросить друг в друга. Выбывает тот, в кого попали снежком. Уклоняться от снаряда можно только приседая или нагибаясь. Делать шаг в сторону запрещается. Тот, кто нарушил правила, выбывает из игры. Ведущий должен подавать сигналы быстро, для того чтобы игра не замедлялась. Участник игры имеет право целиться снежком в любого игрока из команды соперника, если его очередной противник уже выбыл. Побеждает та команда, которая полностью вывела соперников из боя.

После боя

Игроки разбиваются на две команды: «стрелки» и «мишени». Команда «мишеней» выстраивается в две равные шеренги друг против друга на расстоянии примерно 10 метров.

Команда «стрелков» строится точно так же и располагается перпендикулярно команде соперников. Таким образом, шеренги должны образовать квадрат, очерчивающий «поле боя».

По сигналу ведущего игрок из команды «мишеней» перебегает через поле боя к противоположной шеренге, а оттуда бежит навстречу другой участник. В это время «стрелки», не сходя с места, должны попасть в бегущих по полю соперников.

Задача «стрелков» — поразить как можно больше «мишеней», а те, в свою очередь, должны увернуться от снежков. После игры команды могут поменяться местами и продолжить забаву.

За покупками

Для игры нужны две команды, несколько яблок и снежков. Яблок должно быть значительно меньше, чем снежков. Яблоки и снежки нужно перемешать и поместить в одну кучу на финишной точке. Это «магазин». Игроки каждой команды по очереди бегут в «магазин», берут «покупку» и возвращаются в команду. В качестве «покупки» можно брать или одно яблоко, или два снежка. Игра заканчивается, когда «в магазине» побывают все участники. Выигрывает та команда, у которой яблок будет больше.

Затем можно предложить командам обменяться своими «покупками», чтобы никто не ушел обиженным.

Чехарда

Один из игроков, выбранный ведущим, приседает на корточки.

Задача остальных участников — перепрыгнуть через него. В течение игры ведущий постепенно выпрямляется, и участникам становится сложнее перескочить препятствие. Тот, кто ошибся в прыжке — выбывает из игры. Побеждает игрок, который смог одолеть наибольшую высоту.

Выбей шайбу

Для игры понадобится шайба или небольшой деревянный брусок. Выбирается ведущий, он будет выбивать шайбу. Остальные игроки становятся в круг.

Задача ведущего — выбить шайбу за пределы круга, задача игроков — помешать ему сделать это. Тот, кто пропустит шайбу справа от себя, становится внутрь круга на место ведущего.

Бой в кругу

Для игры понадобится обыкновенный гимнастический круг. Внутрь круга становятся два участника. Каждый из них поджимает одну ногу и заводит руки за спину.

Задача участника — вытолкнуть противника из круга, прыгая на одной ноге. Руки использовать запрещается. Если желающих поучаствовать много, играть можно по очереди.

Маленький всадник

Такая игра прекрасно подходит для компании, в которой собираются дети разных возрастов. Ребята постарше с помощью этой забавы смогут легко развлечь малышей. Суть игры заключается в следующем: ребенок постарше сажает малыша на спину и бежит в сторону финиша.

На финишной точке «всадник» слезает, а «конь» отправляется обратно за следующим наездником. В качестве «благородных скакунов» могут выступать и взрослые.

Снежная галерея

Это простое задание на воображение: нужно выложить на снегу любую фигурку или предмет, например, яблоко, домик и т.д. Для этого можно использовать любые подручные материалы: шишки, ветки, камни.

Фигуры можно создавать командами или индивидуально. Обязательно уделите внимание каждой работе и поощрите участников игры.

На метле

Для игры необходимы две метлы (можно веники). Перед каждой командой нужно создать ряд препятствий: точка старта (исходная позиция для команд), средняя точка (через 3-4 метра), точка финиша.

Между средней точкой и точкой финиша на небольшом расстоянии друг от друга устанавливаются 5-7 кеглей. Метла находится на средней точке.

Первый участник команды бежит к метле, затем скачет на ней до финиша, и обратно к средней точке, стараясь при этом не задеть кегли. Стоя на средней точке, игрок должен бросить метлу следующему участнику команды и отойти в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не выполнят условия. Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее.

Катание снежков

Для игры понадобятся две небольшие палки и два снежка. Для того чтобы снежки не сливались друг с другом, их можно подкрасить с помощью распылителя или акварельной краски. Для каждой команды можно подобрать свой цвет. Задача игроков — при помощи палки докатить снежок до финишной точки и обратно.

После этого палка передается следующему участнику и т.д. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее.

Ветер северный, ветер южный

Для игры выбирают двух ведущих. Одного назначают «северным ветром», другого — «южным ветром».

Остальные игроки разбегаются по площадке. «Северный ветер» должен ловить участников игры и «замораживать» их.

Пойманные игроки должны остановиться. Задача «южного ветра» — «разморозить» игроков, прикоснувшись к ним рукой и произнеся «Свободен!». «Северный ветер» также может поймать и заморозить «южный». Для того чтобы разнообразить игру, участники могут меняться ролями.

Перебежки с ведерками

Игроки делятся на две команды. Для игры нужны два пластмассовых ведерка. Команды выстраиваются на старте в параллельные колонны. На финишной линии необходимо соорудить большой сугроб. По сигналу ведущего первые игроки начинают движение к финишной прямой, там набирают снег в ведерки (не трамбуя его) и возвращаются к команде. После этого игроки высыпают снег из ведра и передают его следующему участнику. Снег, который приносят игроки, нужно высыпать в один сугроб.

Участник, вернувшийся к своей команде первым, зарабатывает очко. После того как все участники выполнили задание, ведущий сравнивает размеры сугроба каждой из команд. Та команда, у которой сугроб больше, получает дополнительно пять очков. Все очки суммируются, и объявляется победитель.

Тренога

Игроки разбиваются на пары и встают на стартовую линию. На финише нужно расположить кеглю или флажок, отдельный для каждой пары. Правая нога одного игрока привязывается к левой ноге другого. Задача пары — пробежать «на трех ногах» до финишной точки и обратно. Побеждают те, кто справится с заданием быстрее.

Синицы и снегири

Это один из вариантов игры в салочки. Дети делятся на две команды: одна команда — «синицы», другая — «снегири». Можно выбрать и другие названия, главное, чтобы их удобно было произносить.

Ведущий называет одну из команд, и та должна ловить участников другой команды.

Например, сначала «синицы» ловят «снегирей», затем наоборот.

12 палочек

Для игры понадобится деревянная дощечка, камень или деревянный брусок и 12 небольших палочек. Дощечку нужно положить на брусок, так, чтобы один ее конец был приподнят, а другой лежал на земле. На ту сторону, которая лежит на земле, кладут 12 палочек.

Ведущий резко наступает на свободный край дощечки, после чего все палочки разлетаются в разные стороны. В то время, пока ведущий собирает палочки, игроки разбегаются и прячутся.

После того, как ведущий соберет все палочки и положит их обратно на край дощечки, он должен начать поиски игроков. Найдя кого-нибудь из них, он должен назвать игрока по имени. Если имя названо правильно, игрок выходит из укрытия. Если же нет, игрок остается на месте, пока ведущий не угадает его имя.

В это время один из участников может выбежать из укрытия, подбежать к дощечке и ударить по ней ногой со словами: «12 палочек летят!». В таком случае ведущий должен вернуться и собрать их, а все, кого он уже нашел, могут спрятаться заново. Ведущий должен найти всех игроков, после этого на роль ведущего выбирается другой участник.

Рыбак и рыбка

Еще одна игра, которая понравится активным непоседам. Для игры нужна скакалка. Участники располагаются по кругу, диаметр которого должен быть равен длине скакалки.

Выбирается ведущий — «рыбак», который становится в центр этого круга со скакалкой в руках. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами игроков.

Участники-«рыбки», чтобы не быть пойманными, должны перепрыгивать через скакалку.

«Попавшаяся на крючок» «рыбка» становится новым «рыбаком». Ведущий может усложнять игру, приподнимая скакалку и заставляя игроков подпрыгивать выше.

Рекомендуем посмотреть:

Зимние праздники для детского сада. Сценарии

Игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Зимние игры для детей. Подвижные и развивающие игры для детей

Зимние игры для детей в помещении

Игры зимой для детей старшей группы в детском саду

Зимние подвижные игры для детей

10+ зимних игр для веселой компании

Мы уже писали вам о том, как развлечь ребенка зимой на улице, да так, чтобы можно было из дома не выходить. А для более активных родителей и детей, которые не могут усидеть на месте, мы предлагаем 10 игр на свежем воздухе. Но все они — по-настоящему зимние, летом так не поиграешь. Поэтому если вы не хотите пропустить все снежное веселье, выбирайте игру и бегом на улицу!

«Снежные вышибалы»

Игра для большой, веселой и шумной компании. Выбирается снежная площадка, на которой хватит снега для обстрела противника. На расстоянии 30−40 шагов друг от друга чертятся два города, то есть площадки диаметром в несколько метров. Дети делятся на две команды. Одни будут «бегуны», другие — «снайперы».

Задача бегунов — добежать от одного города до другого без единого попадания. Бежать надо по очереди, скопом — нечестно. А снайперы, соответственно, обстреливают бегунов снежками. За каждое попадание — очко. Попадание в черте «города» не считаются. Когда все перебегут — команды меняются местами. А потом считаем очки и смотрим, кто тут лучший бегун, а кто лучший стрелок.

«Пушкин»

Почему Пушкин? Потому что дуэль. Это игра для двоих. Дуэльное оружие, конечно, снежки. Два соперника встают на расстоянии примерно 8−10 метров друг от друга. Вокруг каждого из них чертится круг диаметров в метр. Секундант (например, папа) выбирает, кто будет первым. По сигналу первый игрок наклоняется, лепит снежок и бросает его в противника. Затем эти действия выполняет второй игрок. Уворачиваться можно как угодно, главное — не выходить из круга.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИРОДЕ ЛЕТОМ

Если оба промахнулись или оба попали, дуэль продолжается. Но если один попал, а другой промазал, то место проигравшего занимает другой игрок (например, секундант-папа). Так, через несколько раундов дуэли станет ясно, кто у вас тут «Пушкин», а кто «Дантес».

«Лучший стрелок на Диком Холоде»

Продолжаем тему «стрелялок» двумя вариантами одной и той же игры — «попади в цель». В первом случае ваша мишень — ведро на голове снеговика. Каждый стрелок имеет три попытки, чтобы сбить снежком ведро. За попадание с первой попытки — 30 очков, со второй — 20, с третьей — 10. Можно играть, разделившись на команды или вдвоем.

Во втором случае снеговик остается целым. Мишень чертится на стене дома. Правила те же, но можно внести изменения и сделать это игрой на скорость. Две мишени — два игрока. И кто первый успеет залепить всю мишень налипшим снегом — тот и есть лучший стрелок на Диком Холоде.

«Снежковая эстафета»

Делим детей на две команды с равным количеством участников. Команды встают в одну линию, каждый игрок берет по снежку. Первые участники из каждой команды делают по броску. В то место, куда приземлился снежок, идет второй участник. И он бросает уже с этого места.

КОГДА ДЕТЕЙ МОЖНО ОТПУСТИТЬ ГУЛЯТЬ ОДНИХ?

Побеждает та команда, которая на бросок последнего участника (туда идет первый игрок, замыкая круг), оказалась дальше от стартовой линии. Бросать можно как в одну сторону обеими командами, так и в разные, стоя на старте спинами друг к другу, но тогда вам пригодится рулетка или шагомер.

«Эстафета с санками»

Отойдем от снежных баталий и вспомним о других зимних забавах. Например, о санках. С ними можно придумать много замечательных веселых стартов, эстафет и конкурсов. Вот несколько из них.

Два малыша садятся на санки. Родители намечают финиш где-то в 7−10 метров от них. Поехали! Тот, то сидит спереди должен как можно быстрее пересечь финишную черту, а тот, кто едет сзади — помешать ему. На выполнение дается 3 минуты. Если играете командой, то за победу игрока — 10 баллов.

НЕСКУЧНАЯ ЗИМА. ВСЕ УСПЕТЬ.

Еще один вариант с санками. Два малыша садятся на сани спиной друг к другу. Задача — добраться до финиша, отталкиваясь только ногами. Думаете это так просто? А на деле — мешанина из ног и смеющихся детей.

И третий вариант. Пара саней ставится на расстоянии в несколько метров. Игроки садятся лицом друг к другу и берут в руки веревки от саней, но не своих, а соперника. Посередине чертится линия. После сигнала каждый начинает тянуть веревку на себя, и кто первый перетащит на свою территорию соперника — тот и молодец. Ногами помогать себе нельзя.

«Гонки на льду»

Если в вашем дворе есть ледяная дорожка, то у вас возникает еще несколько вариантов игр. Например, «ледовый футболист». Ближе к середине дорожки кладется большая льдинка, камушек или шишка. Дети, скользя по льду, должны ногой подвинуть этот предмет как можно дальше. Когда в кругу уже никто не может доехать до нового результата, победителем называется тот, кто последний касался камушка.

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

Второй вариант для трех игроков. Двое встают с разных сторон дорожки, держа в руках длинную веревку. Третий стоит на дорожке, держась за веревку. Игроки по бокам по очереди дают ему задания, которые он должен выполнить до конца «трассы». Присесть, проехать на одной ноге, развернуться спиной вперед и т. д. Потом игроки меняются. Кто справился быстрее и лучше всех, тот и победил.

«Льдинки»

Старинная русская игра. На хорошо утоптанном ровном снегу чертят окружность (диаметр — 5 метров). В центре круга делают небольшое углубление и складывают туда 10 льдинок. Выбирается водящий, он должен стоять внутри круга, остальные — вокруг него. Задача игроков — выбить из центра все льдинки за пределы круга, забегая в него и утаскивая свои трофеи. А вот ведущий выйти из круга не может, зато может салить всех подряд, выбивая из игры. Игра закончится, если все льдинки выбили или все дети осалены.

«Купи бычка»

Еще одна игра, пришедшая к нам из древних времен, но не менее интересная и снова с льдинкой. Находим большую льдинку, рисуем большой круг. Все дети стоят в круге, назначается ведущий. Ведущий должен с присказкой «Купи бычка» (можно заменить на что угодно, хоть «Суп из котлет!», главное — запоминающаяся фраза) скакать на одной ноге и пытаться осалить других.

ДЕТЯМ ОБ ЭКОЛОГИИ

Задача остальных игроков уворачиваться от льдинки, не «покупать бычка». Если кого-то задели, то он тут же становится ведущим и пожимает одну ногу. Если ведущий устает, ему можно предложить посреди раунда поменять ноги местами.

«Погремушка»

Это игра на коньках, и в нее лучше играть с детьми, которые хоть как-то на них кататься умеют. Зато подходит для большой компании — 10−15 человек. Из всех выбирается четыре ведущих, их задача будет поймать заветный предмет. Предмет может быть погремушкой, флажком, шишкой и всем, что найдете.

Одному из игроков в руки дается «погремушка» и он стремительно улепетывает от ведущих. А они должны поймать игрока в кольцо, сомкнув руки (вдвоем, втроем или все вместе — не важно). Погремушку можно передавать другим игрокам, но только из рук в руки, кидаться нельзя. Когда кого-то поймали, назначаются другие ведущие и игра продолжается.

«Захват крепости»

Эту игру было бы странно не упомянуть. Все-таки — классика. Но и времени требует много. Сначала нужно построить крепость, высота стен — 1−2 метра. По углам крепости нужно сделать 4 башни. На башни вешаются «щиты», в идеале — листы фанеры, на худой конец — картона. На одной из башен закрепляют флаг — кусок ткани или чья-то варежка. Около крепости делается три круга — через 10 м., 15 м. и 25−30 м. от стены. Круги лучше всего проложить веревками, нарисованные линии тут же затопчут.

Игроки делятся на две команды. Штурмующих должно быть в два раза больше, чем защищающих. Готовится запас снежков, а потом начинается захват. При захвате все обстреливаются снежками, в кого попали — выбывает из игры.

КАК ВЫРАСТИТЬ ЖАДИНУ?

Задача на первом круге — попасть в каждый щит по три раза. Обороняющиеся не могут прикрывать щит, только отстреливаться. Как только миссия выполнена — штурмующие идут во второй круг. Тут попасть в щиты надо всего по одному разу, но и обстрел тут куда яростнее. В третьем круге задача та же — попасть в каждый щит и после этого…

Вот тут оставшимся игрокам нужно захватить флаг. Трогать друг друга нельзя, только стрелять. Если у защитников кончаются запасы, они могут выйти за пределы крепости (на свой страх и риск) и пополнить их. Игра закончена, если флаг захвачен или если все штурмующие выбыли из игры.

Веселой вам зимы!

Внеклассное мероприятие «Зимние забавы» для 3 класса

Внеклассное мероприятие » Зимние забавы»

Цель мероприятия: сплочение коллектива, воспитание доброго и

внимательного отношения друг к другу, развитие творческих

способностей учащихся.

Задачи:
— обобщение и уточнение знаний учащихся о признаках зимы,

зимних забавах детей;

— формирование представлений о приметах и традициях

зимы на основе художественных и музыкальных произведений,

фольклора, дидактических игр.

— обогащение словаря, развитие устной речи;

— развитие физических, нравственных качеств учащихся;

— развитие творческой деятельности учащихся;

— закрепление и совершенствование умений и навыков, полученных

на уроках;

воспитание чуткого отношения к природе и окружающему миру.

Ход мероприятия.

1.Добрый день, здравствуйте!Назовите-ка, ребятки,

Кто хозяюшка загадки?

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт,

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Снег мешками валит с неба

И вокруг сугробы снега.

Снегопады и метели

На наш Славянск налетели.

Двор в снегу. Белы дома.

В гости к нам пришла… (Зима)

Итак, в гости к нам пришла…. (зима)

— Соберите из снежинок это слово. (Зима)

2. — Сегодня мы отправимся в гости к зимушке-зиме. А поможет нам внеклассное мероприятие…. Прочитайте его название «Зима. Зимние забавы».

А что значит забавы? Давайте выясним, правы ли вы?

— Значит, мы будем играть, веселиться, отгадывать, смекать.

Отправляемся в гости.

3. Найдите название месяцев

аовдвоарянварьлажг мскцщзфевральюжзш

мстсбчдекабрьмчуц ичтчеутчмиюньбябфю

овыдоаапрельсьбьб ецкнйесентябрьбьвлпд

Расставьте месяцы по-порядку. Кто догадался, какие ещё месяцы спрятались? Какого времени года они? А какие месяцы ещё нашли? Каких времён года они?

-А теперь прочитайте пословицу, определите, о каком месяце она, и докажите, почему так решили.

Году начало, зиме середина. (Январь)

Месяц лютый: спрашивает, как обутый. (Февраль)

Год кончает, зиму начинает. (Декабрь)

4. Презентация «Зимние забавы»

Игра» Зимние художники»

Выходят ученики по очереди. Им завязывают глаза и они рисуют то, что назовёт педагог: сугробы, деревья, снежинки, облака, снеговика, меняя цветные фломастеры.

5. Отгадайте загадку.

На всех садится,
некого не боится. (Снег)

Затем по 1 ученику из класса скатывают снежок.(из листа бумаги)

Игра в снежки (Ученики по очереди кидают снежный ком, стараясь попасть в цель.)

6.- А что ещё можно сделать из снежных комков? (Снеговика)

Рисуют снеговиков

7. Физкультминутка «Снеговик».

8. Загадка.

Мухи белые хотят
Замести тропинки;
Эти мухи не жужжат,
Ведь они? (Снежинки )

Игра «Снежинки»

9. Караоке «Белые снежинки»

10. – О каком празднике поётся в песне? Этот праздник уже прошёл, но давайте ещё разок побываем на нём. Согласны?

Поиграем в игру «Ёлочные кричалки» и нарядим нашу ёлочку.

Ведущий говорит четверостишья, а дети хором выкрикивают слова каждой заключительной строчки.
Хороша в своём наряде, детвора всегда ей рада, на ветвях её иголки, в хоровод зовёт всех… (Ёлка)
Есть на ёлке новогодней в колпаке смешливый клоун, серебристые рожки и с картинками… (Флажки)
Бусы, звёздочки цветные, чудо-маски расписные, белки, петушки и хрюшки, Очень звонкие… (Хлопушки)
С ёлки подмигнёт мартышка, улыбнётся бурый мишка; заинька висит из ватки, леденцы и… (Шоколадки)
Нету красочней наряда: разноцветная гирлянда, позолота мишуры и блестящие… (Шары)
Яркий из фольги фонарик, колокольчик и кораблик, паровозик и машинка, белоснежные… (Снежинки)
Ёлка все сюрпризы знает и веселья всем желает; для счастливой детворы загораются… (Огни)

11.- У ёлочки всегда веселится детвора.

Поиграем в игру «Шалунишки»

Все дети располагаются по залу по 4 человека в кружок. Звучит весёлая музыка, игроки танцуют. Как только музыка стихнет, ведущий объявляет: «Пыхтелки!» (дети пыхтят) Затем снова звучит весёлая музыка, игроки танцуют. По окончанию музыки ведущий объявляет: «Пищалки!» (дети пищат) Таким образом, игра продолжается дальше с разными шалостями: «Кричалки!» (дети кричат); «Визжалки!» (дети визжат); «Смешинки!» (дети смеются), «Топотушки» (топают), «Попрыгушки» (прыгают) и опять сначала. Порядок объявления шалостей периодически меняется.

12. А вот и дед Мороз пожаловал со своими загадками.

1.Снег на полях,
Лед на реках.
Вьюга гуляет –
Когда это бывает? (Зимой)

2. Какая красавица
Один раз в году наряжается? (Елка)

3. В белом бархате деревья,
И заборы, и деревня.
А как ветер нападает,
Этот бархат опадает. (Иней)

4. Невидимкой, осторожно
Он является ко мне.
И рисует как художник,
Он узоры на окне. (Мороз)

5. Морковка бела
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело –
Всю морковку съело. (Сосулька)

6. Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры,
Побежали с горы. (Санки)

7. Под гору – коняшки,
А в гору – деревяшки. (Лыжи)

13. – Ну и какой же праздник без подарков? Но сегодня подарок получает только тот, кто угадает, что у меня в новогодней сумочке.

ИГРА «НОВОГОДНЯЯ ШКАТУЛКА»

14. Вот и подошли к концу наши зимние забавы. Удачи вам, хороших отметок, здоровья и успехов в вашей жизни и учёбе.

И в заключение я предлагаю вам поиграть в игру “Что мы делаем зимой?”

Что мы делаем зимой,
Дай, дружок, ты мне ответ.
Слушайте внимательно,
Отвечая “да” иль “нет”.
В снежки играем мы с друзьями?
Грибы по лесу собираем сами?
С горки на санках катаемся?
В деревне на речке купаемся?
По лесу на лыжах бродим?
А много цветов находим?
В саду своем грядки копаем?
И с Дедом Морозом мы пляшем?

Ну, что ж, молодцы, друзья!

15.Итог мероприятия

16. .Рефлексия

Реферат на тему «Старинные забавы на Руси» творческая работа учащихся

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАРАУЛИНСКАЯ ООШ им. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА К.П. НИКОНОВА»

Муниципальная научно-практическая конференция

по духовно-нравственной культуре народов России «МЫ ВМЕСТЕ!»:

РЕФЕРАТ

Тема

Старинные забавы на Руси

Ф.И. УЧЕНИКА:

Жандыбаева Рамина

ученица 4кл

Ф.И.О. руководителя:

Нурматова М.Т.

учитель общественных

дисциплин

г.Камызяк -2018

1.Введение _______________________________ стр. 3-4

2.Основная часть

2.1.Значение слова «забава»______________стр. 5

2.2.Основные компоненты игры_______________стр.6

2.3. История возникновения народных игр______стр.7

2.4. Игры в жизни русского народа.___________стр.8-9

2.5. Старинные игры_______________________стр.10-13

3.Результаты анкетирования______________стр.14-18

4 . Заключение___________________________стр.19

5.Литература___________________________стр.20

1. Введение.

Меня зовут Жандыбаева Рамина. Я живу в очень дружной и сплочённой семье. В моей семье бездельников нет, все заняты различными делами. И всё мы выполняем с хорошим настроением, позитивно смотрим на жизнь. И это потому, что мы умеем отдыхать и веселиться. Многие мои сверстники удивляются тому, что мне и дома и в школе всегда интересно. Некоторые одноклассники могут развлечься лишь сидя за компьютером. Моя же жизнь полна интересных дел. Я всегда найду занятие по душе. Но самое интересное в моей жизни – это игры.

Но играют ли современные дети в игры?

Наши бабушки и дедушки, когда видят, что мы сидим у телевизора или
за компьютером, говорят, что у них в детстве ни компьютера, ни игровых
приставок не было. Мамы и папы говорят, что по телевизору любимой
передачей была программа «В гостях у сказки», которая шла только в
субботу. Все остальное свободное время они играли с друзьями, а то и всей улицей.

Дети и подростки всё больше уходят от реальности, погружаясь в мир компьютерных игр. Это опасно тем, что дети, став взрослыми, не умеют общаться друг с другом. А трудности, которые они встречают в жизни, не знают, как преодолеть. Считается, что многие игры могут провоцировать человека на проявление агрессии, причем уже в реальной жизни, когда у игрока грань между настоящей жизнью и игрой несколько стирается и ребенок перестает понимать, что делать можно, исключительно в игре, а что – в реальности. Это не значит, что технические средства – это плохо. Если подходить к ним с умом, то можно широко использовать их развивающие возможности. Однако ими одними ограничиваться не стоит
Мои сверстники , чаще всего, играют в компьютерные игры, а в подвижные коллективные игры только на уроках физкультуры ,редко – с друзьями на улице. И мне стало интересно, в какие же игры играли раньше? Как и откуда вообще появилась игра? Тема моей работы «Старинные забавы на Руси».

Цель:

— изучить старинные игры и их применение в современном мире.

Задачи:

1. Провести анкетирование среди обучающихся 1-4 классов и старшего поколения ,проанализировать
2. Изучить литературу по данной теме.
3. Дать описание некоторым играм.
4. Разучить с одноклассниками старинные русские народные игры

Актуальность:

Считаю эту тему одной из актуальных на сегодняшний день. Связь времён, сохранение традиций , культуры -это наша история.

2.Основная часть

2.1.Значение слова «забава»

Забава — многозначное слово:
Забава — игра, потеха, развлечение, шутка, увеселение.
Забава — славянское имя. Означает «утеха», «услада». Иногда переводят дословно — «забавная», в значении «веселая». Уменьшительно-ласкательные формы обращения — Забавка, Забавушка.
Забава — славянская фамилия.
Забава — польский дворянский герб.

Итак , забавой раньше в старину называли игру. А что означает игра?

Игра — основной вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн, советский психолог, отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б. Эльконина, педагога, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».

2.2.Основные компоненты игры.

По каким компонентам можно различить игру от другого действа?

Основные компоненты:

  1. воображаемая ситуация;
  2. роли, взятые на себя играющими;
  3. игровые действия;
  4. игровое употребление предметов, то есть замещение реальных предметов игровыми, условными;
  5. реальные отношения между играющими;
  6. отсутствие материальных результатов;
  7. воображаемая ситуация (замысел и вымысел игры);
  8. правила игры

Виды игр.

Игры для детей делятся на следующие виды:

-познавательные,

-музыкальные,

-спортивные,

-развивающие;

-терапевтические;

-подвижные;

-театрализованные и сюжетно-ролевые

2.3. История возникновения народных игр

Русские народные игры способствуют развитию дыхательной системы, нервной системы и общему укреплению здоровья ребёнка, а проведение русских народных игр на воздухе обеспечивает хороший закаливающий эффект, игры с пением развивают музыкальные способности.

Возникновение народной игры теряется в стародавних временах.

Подвижные игры возникли еще у древних цивилизаций . Это были игры, которые развивали физические качества и воинское искусство: «Палочные бои», «Буй», «Кто дальше?» (метание камней, копья в цель и на дальность).

На территории Древнего Новгорода при раскопках обнаружено огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов, что говорит о высоком уровне развитии игры.

Исследователи считали, что представление об игре имело некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово «игра» означало действия, свойственные детям. У римлян — радость, веселье. У немцев — легкое плавное движение наподобие качания маятника, доставляющее при этом большое удовольствие.

Наиболее подробно понятие «игра», «играть» разъясняет в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие».

В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр.

Наших родителей игре никто не учил специально. Они, включались в компанию детей , сначала наблюдали, а затем уже становились участниками массовых игр. В то время детей разных возрастов на улицах было много, игры проходили весело и интересно. Старшие дети учили младших. Так самые интересные игры передавались из поколения в поколение.

2.4. Игры в жизни русского народа.

Древние летописцы описывали жизнь и быт взрослых людей, детям уделялось очень мало внимания. В древности взрослые люди через игровые действия пытались понять законы природы и даже повлиять на них. Одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с предрассудками и суевериями. Игра была не просто развлечением, а способом организации хозяйственной, семейно и общественной жизни человека. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, на Ивана-Купалу, в которых было четко распределено поведение каждого участника.

С принятием на Руси Христианства, изменилось содержание праздников, а также и характер игр и развлечений. Постепенно игра отделилась от обрядовых действий и начала самостоятельную жизнь. Произведения русских писателей и художников свидетельствуют о том, насколько многообразна была еще в 19- начале 20 века игровая деятельность и крестьянского и городского ребенка. Собирались и мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. С интересом наблюдали дети за ловлей рыбы большими сетями- неводами. Так как же им было не придумать игру, где можно половить рыбу. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки. Детские народные подвижные игры отражали не только обрядовые традиции, носили не только отголоски религиозных верований, а также показывали социальную жизнь разных слоев населения. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Упоминания об игре «Лапта» есть в древних русских летописях. И среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть немало мячей(в разных областях России их изготавливали разными способами :из тряпок и тряпками набивали, или плели из коры деревьев и набивали песком, а так же из овечьей шерсти- бросали в кипяток, затем просушивали) и сама лапта (палка-бита, давшая название игре. А это значит, что игра живет в народе более тысячи лет. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Игра — это школа воспитания. Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

Игры в жизни русского народа занимали немаловажную роль.

На новый год дети, парни и девушки ходили по селу колядовать, стучались в каждый дом, пели песни- колядки, желали хозяевам в будущем году хорошего урожая, а с ним богатства и счастья. В конце зимы на масленицу пекли блины, круглые как солнышко, зажигали костры, носили шест с горящим колесом, катали с гор горящие бочки со смолой- «заманивали» солнце, а с ним раннюю дружную весну, тепло.

Весной праздновали пробуждение природы, завивали венки из берёзовых веток, украшал им избы, носили по селу молодую берёзку, перевитую лентами. Приближалось время летнего солнцестояния- праздник самого длинного дня и короткой ночи. В ночь на Ивана- Купала в чистых праздничных рубашках прыгали через костёр- «очищались» огнём, собирали лечебные травы, пели купальские песни.

Приходила осень, собирали урожай и последнюю горсть колосьев («бороду») оставляли в поле несжатой. «Бороду» завивали («заламывали»), пригибали к земле или закапывали вместе с хлебом и солью, чтобы живительная сила земли сохранялась и не иссякала.

Эти календарные праздники и обряды давно утратили своё первоначальное значение, лишь некоторые из них остались в играх и песнях детей.

2.5.Старинные игры

В наши дни мир игрушек настолько велик, что мы, дети, часто не знаем, что нам выбрать. Нам покупают яркие игрушки по мотивам диснеевских мультфильмов, кукол Барби. И всё это замечательно, но мне стало интересно, знают ли дети хоть одну игрушку или игру, способную напомнить нам о наших корнях? Игру, в которую играли наши далекие предки, переходящую из поколения в поколение?

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры.

Всё это в изобилии несёт в себе богатое по содержанию народное творчество. Народные подвижные игры являются частью истории народа. Возникновение подвижных игр уходит в далёкое прошлое наших предков. Долгие годы в России народные игры не изучались и к ним не воспитывалось отношение как к народному достоянию, каковым они являются. Но со временем на русские забавы обратили свое внимание этнографы ,которые классифицировали их.

Классификация русских народных игр:

По характеру использования фольклорного подкрепления:

-Народные игры с речевым сопровождением (миниатюрами устного народного творчества).

-Народные игры без речевого сопровождения.

По способу распределения на роль:

-Игры с выбором водящего при помощи считалок.

-Игры с делением на группы при помощи скороговорок и жеребьёвок

С преимущественным проявлением двигательных качеств:

-Игры на развитие ловкости и точности движений.

-Игры на развитие быстроты реакции.

-Игры на развитие меткости глазомера.

-Игры на развитие ритмичности и пластики движений.

-Игры на ориентировку в пространстве.

С преимущественным проявлением психических качеств:

-Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания.

-Игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти.

-Игры на развитие творческого воображения.

-Игры на развитие наглядно-образного мышления.

-Игры на развитие связанной речи.

В ходе работы были изучены следующие старинные игры

«Бирюльки»

Это старинная игра. Состоит она из различных деревянных фигурок, уложенных в горшочек, деревянное яблоко, мешочек или другую емкость. Эти фигурки и называются бирюльками. Бирюльки высыпаются на стол, и игроки по очереди вытаскивают по одной фигурке из общей кучи. Вытаскиваются бирюльки с помощью специального крючка на палочке. Главное условие — вытащить бирюльку так, чтобы не пошевелить соседние. Тот, кто нарушает правило, лишается своего хода. Игра оканчивается в тот момент, когда вся кучка разобрана. И победителем является, конечно, тот, кто набрал больше всего фигурок. Есть еще аналогичная игра в палочки-бирюльки, в нее играть гораздо сложнее, так как крупные фигурки заменены там тонкими деревянными палочками, так что она подходит для взрослых и детей постарше. При отсутствии в вашем доме настоящих бирюлек, вы можете с успехом заменить их обыкновенными спичками.

«Куклы — пеленашки»

В такие куклы играли наши предки. Тогда еще не было ни Барби, ни даже простых пупсов. Кукла делалась своими руками, отражала характер хозяйки, и была для нее бесценна. Для того чтобы сделать такую куклу, покупаются специальные, выструганные из дерева, основы. Они одеваются, иначе говоря, пеленаются, в несколько тряпочек: косынка, платье. И подпоясываются кушаком или просто веревочкой. Такую куклу можно переодевать, придумывать для нее интересные наряды. Можно, используя специальные краски, нарисовать ей лицо. Правда в старину считалось, что у куклы лица быть не должно, и все старинные куклы были безликими. Можно не покупать деревянную основу, а самим сшить валик, который ее заменит, набив его чем угодно, например паралоном. Такой кукле личико можно будет не нарисовать, а вышить.

Малечина-калечина — старинная народная игра. Игра состоит в том, что палочку ставят вертикально на кончике одного или двух пальцев руки (нельзя поддерживать палку другой рукой) и, обращаясь к малечине, проговаривают речитативом стишок:

«Малечина-калечина,
сколько часов до вечера?
Раз, два, три …»

Считают, пока удается удерживать палочку от падения. Когда палка покачнулась, ее подхватывают второй рукой, не допуская, чтобы она упала. Победителя определяют по величине числа, до которого он досчитал.

На Руси «Бабки» были широко распространены уже в VI-VIII вв. и являлись любимой игрой. Для игры берутся бабки — специально обработанные кости суставов ног коров, свиней, овец. У русских в наибольшем почете коровьи бабки: они более крупные и в них можно попасть с большого расстояния. У каждого игрока должна быть своя бита и 3-10 бабок. В качестве биты берется наиболее крупная и увесистая бабка (внутреннюю полость ее часто заливают свинцом или оловом). Сами игры бабки разделяются на бесчисленные виды. Вот пример одного из них. Игроки ставят на ровном месте по гнезду на битку. Потом определяют условное расстояние — коны. Кому прежде начинать игру — бить и кому после, о том мечут жеребьи. Игроки, становясь на черту, бьют битками по старшинству. Если сшибут бабки, на кону стоящие, то их считают своим выигрышем. Когда они все пробьют, тогда каждый переходит за кон к своим биткам и бьет с того места, где лежит его биток; чья далее лежит, тот прежде начинает и бить, а остальные доканчивают игру по расстоянию своих битков.

3.Результаты анкетирования.

Среди обучающихся 1 –4 классов, родителей и старшего поколения я провела анкетирование.

Анкетирование наших сверстников:

  • Любишь ли ты играть?
  • Твои любимые игры?
  • Знаешь ли ты, в какие игры играли твои родители, бабушки и дедушки?

Игры наших сверстников

Название игр.

Кол-во человек

Любимая игра

Прятки

В куклы

Дочки — матери

Классики

Догонялки

Компьютерные игры

Тетрис

Футбол, хоккей

Пионербол

Волейбол

Шашки, шахматы

Выводы:

Проанализировав результаты, я выявила, что у половины детей любимые игры – компьютерные.

Некоторые, особенно девочки, любят играть в малоподвижные игры: куклы, шашки. Но они проходят в комнате. А детям так полезен свежий воздух.

Радует, что наши мальчики любят спортивные игры – футбол, хоккей, пионербол, волейбол.

Игры наших родителей и бабушек

Название игр.

Мамы и папы

Бабушки и дедушки

Лапта

Городки

Казаки-разбойники

Прятки

Жмурки

Хоккей, футбол

В куклы

Дочки – матери

Классики

Выжигало

Резиночка

Гуси-гуси

Чехарда

Игры наших родителей и бабушек

Игры наших бабушек и дедушек

Вывод:

Наши родители, бабушки и дедушки, как и мы, любили играть в спортивные игры, шашки, шахматы и карты. Мамы любили играть в куклы, как и наши девочки.

Главное отличие мы видим в том, что во времена детства наших бабушек не было компьютеров. Наверное, поэтому родители намного больше знают подвижные игры, чем наши сверстники.

4 . Заключение.

В ходе работы над проектом я изучила исторические сведения о жизни и играх русского народа, выявила значения и функции игры, классифицировала русские народные игры, провела опрос-анкетирование среди одноклассников и родителей , ну, а самое главное ,я привлекла сверстников к проблеме забытых русских игр.

Некоторые русские народные игры мы уже разучили с одноклассниками, а некоторые остались неизученными.

Также я выявила, что мои одноклассники мало, что знают о русских народных играх, не знают причины проведения игры и абсолютно не имеют понятия, какие черты характера воспитывает русская народная игра.

Правила этих игр складывались и проверялись многими десятилетиями,
даже веками, в их создании принимали участие многие поколения ребят,
живших на нашей земле. И это очень мудрые правила. До конца учебного года мы постараемся разучить новые игры и научить в них играть ребят из других классов, а также совместно с учителем мы хотим составить сборник русских народных игр,

Я считаю, что поставленные мною цель и задачи были выполнены.

5.Литература

1.Книги:

  • «Чудесный короб» — Составление, запись и обработка Г. Науменко. Москва «Детская литература» 1989
  • «Русские народные подвижные игры » Литвинова Мария Федоровна Издательство: Айрис-Пресс, 2004 г.
  • «Русские народны подвижные игры» Литвинова М.Ф. Год: 2012

2. Сайты:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *