Игры с геометрическими фигурами

Картотека дидактических игр по ФЭМП (игры с геометрическими фигурами) картотека по математике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Картотека дидактических игр для детей 4-6 лет по формированию элементарных математических представлений. (Веселая геометрия)

Речевые игры:

1.»Что бывает такой формы?»

Цель: учить различать фигуры, развивать мышление.

Яблоко: какое? — Круглое. Окно: какое? — Квадратное.

Что бывает круглым? Квадратным? Овальным? И т.д.

2. «Три квадрата».

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»; повторить название геометрических фигур.

Материал. Комплекты прямоугольников и квадратов разной величины.

Педагог предлагает назвать геометрические фигуры, определит их размер. Затем предлагает построить башенки, выкладывая квадраты друг на друга. (Можно использовать разные геометрические фигуры.)

3. «Какие бывают фигуры».

Цель: закрепить названия новых форм: овал, прямоугольник, треугольник, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Материал. Кукла, крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. На каждого игрока: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

Кукла приносит фигуры. Педагог показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

4. «Назови фигуры, которые использовал художник для изображения картинки?»

Цель: закреплять названия геометрических фигур, развивать зрительное восприятие, память.

5. «Сколько нужно геометрических фигур для изображения этого рисунка…»

Цель: закреплять названия геометрических фигур, учить соотносить количество изображенных фигур с числом и называть их по картинке.

Материал: разнообразные картинки, изображения которых состоят из геометрических фигур.

6. «Найди и назови»

Цель: закреплять умение находить быстро геометрическую фигуру и называть.

Материал: геометрические фигуры разного цвета и размера. (10-12)

7. » Назови одним словом»

Цель: развивать умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.).

: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.

8. «Посмотри вокруг»

Цель: помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы .

Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий (им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов , не имеющих углов , и . т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

9. «Угадай, что спрятали»

На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.

10. «Помоги исправить ошибку»

Цель: учить зрительно определять ошибку, выделять закономерности между рядом геометрических фигур.

Материалы: геометрические фигуры разного цвета. (Одинаковые фигуры должны быть одного цвета.)

11. «Игры — договорки»

Цель: учить по описанию, называть геометрическую фигуру.

Материал: загадки о геометрических фигурах.

Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня … круг.

Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это … Квадрат.

На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).

Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность —
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).

Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник —
Стал квадрат… (прямоугольник).

А братишка мой, Сережа,

Математик и чертежник —

На столе у бабы Шуры

Чертит всякие…

Ответ: Фигуры

(Все загадки могут варьироваться, представлены материалы для примера дидактической игры)

12. «Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Ход игры: У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу — круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу — овал, в правом нижнем углу — прямоугольник, в середине — круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг — от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу- волнистые линии, справа и слева — по одной волнистой линии с листочками и т. д.

13. «Подбери фигуру»

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, треугольник, квадрат, круг разных цветов.

Ход игры: Сначала педагог. предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

14. «Волшебный мешочек»

Цель: развивать умение на ощупь угадывать предметы разной геометрической формы.

Материалы: тканевый мешочек красиво украшенный, предметы разных геометрических форм.

Настольно-печатные дидактические игры:

1. «Выложи по образцу»

Цель: закреплять названия геометрических фигур, формировать умение выявлять закономерность, развивать зрительное внимание.

Материал: карточки с последовательно изображенными фигурами. Отдельно вырезанные фигуры.

2. «Построй из геометрических фигур»

Цель: учить выкладывать из геометрических фигур разные картинки. Закреплять названия геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением картинки из геометрических фигур, геометрические наборы.

3.»Фигуры»

Цель:

Материал и ход: нужно вырезать из разноцветного картона различные геометрические фигуры. Разбросать фигуры на полу (или столе) и придумать игровую ситуацию. Например, «из геометрического королевства сбежали синие квадраты. Поможем их найти?» Или, «в некотором царстве, в геометрическом государстве жили-были фигуры. И у каждой семьи был свой дом. Круги жили в синей коробке, а треугольники — в жёлтой. Поможем им найти свои домики?».

Дети сортируют сначала фигуры по форме и раскладывают их в коробки. Затем задание усложняется – сортировка происходит по форме и цвету. Далее добавляется сортировка по размеру.

4.»Подбери заплатку для ковра»

Цель: упражнять детей в умении различать и называть круглую, треугольную, прямоугольную и квадратную форму.

Материалы: рисунок с изображением ковра с заплатками, заплатки разных форм (треугольники, квадраты, овалы, круги).

5. «Кому, какая форма».

Вариант 1.

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

Материал. Большие мишка и матрешка. На каждого игрока: три круга и овала разных цветов и размеров, 2 больших подноса.

Педагог демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос — матрешке, все овалы на другой — мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.

Вариант 2.

Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. Содержание аналогично варианту 1.

6.»Сломанная машина»

Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.

Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.

Ход игры. На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного — ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.

7.»Подбери фигуру»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Материал. Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.

В. объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».

8.»Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу — квадрат, в левом нижнем углу — овал, в правом нижнем углу — прямоугольник, в середине — треугольник.

9. «Сложи фигуру»

Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.

Материал. Фланелеграф. Модели геометрических фигур.

В. помешает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают, из какого количества они составили фигуру.

10.»Кто больше увидит»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

Материал: Фланелеграф, геометрические фигуры.

На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.

11. «Как расположены фигуры»

Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

Материал: 2 таблицы, на которых посередине нарисована 1 фигура и вокруг нее (вверху, внизу, справа, слева), по одной фигуре, лист бумаги, конверт с моделями геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).

В. вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание: «Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры и разместите свои фигуры на листе точно так же. Чтобы хорошо все запомнить, надо рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала назвать фигуру, расположенную посередине, затем вверху и внизу, справа и слева. Кто хочет рассказать, как те положены фигуры? После этого В. поворачивает таблицу обратной стороной к детям. Выполнив задание, дети рассказывают, как они разместили фигуры, сверяют результат своей работы с образцом, исправляют ошибки. Могут быть даны аналогичные задания.

12.»Найди свою фигуру»

Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.

Материал. Ящик из картона с прорезанными отверстиями треугольной, круглой, квадратной и т. д. формы, геометрические фигуры, подобранные соответственно прорезям на ящике, конверты с изображением геометрических фигур.

Игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик геометрические
фигуры (каждую в соответствующую прорезь), а другие должны выбрать их из ящика, ориентируясь на изображения в своих конвертах. В этой игре обязательно возникает познавательное общение детей, благодаря чему возникает речевая активность детей„ дети хорошо видят ошибки друг друга: «Что ты берешь? У тебя же треугольник!» Группы детей в этой игре рекомендуется менять местами.

13.»Веселые шары»

Цель: развивать представления о форме, цвете.

Материал: рисунок шаров (10-12 штук) овальной и круглой формы, флажок.

Ход игры: «Посмотри на рисунок. Как много шаров! Круглые шары раскрась синим цветом, а овальные — красным. Нарисуй шарикам ниточки, чтобы они не разлетелись от ветра, и «привяжи их к флажку».

14. «Найди фигуры»

Цель: развивать зрительное восприятие геометрических форм.

Материал: чертежи геометрических фигур.

Ход игры: «Посмотрите на эти рисунки. Найдите геометрические фигуры. Кто больше найдет фигур, и, главное, быстрее, тот и выиграл.

15.»Кто быстрее соберет фигуры своего цвета»

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, учить быстро выполнять задания педагога.

Материал: геометрические фигуры пяти разных цветов (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник).

16.»На, что похоже, дорисуй»

Цель: развивать воображение, повторять геометрические фигуры. (дорисовать фигуру, до полноценного предмета).

Материал: печатные изображения геометрических фигур.

17.»Выложи из счетных палочек геометрическую фигуру»

Цель: закреплять геометрические фигуры, учить выкладывать фигуры из счетных палочек.

Материал: счетные палочки, большие геометрические фигуры.

18.Дидактическая игра «Геометрическое лото».

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).

19. Дидактическая игра «Лото».

Цель: учить вычленять контур предмета, соотносить объемную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их названия.

Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных форм (например, на одной — круг, квадрат, треугольник; на другой — круг, овал, квадрат; на третьей — квадрат, прямоугольник, треугольник и т. п. ), набор карточек с изображением одной формы для наложения на большие карточки.

Каждому ребенку педагог дает большую карточку, а себе берет маленькие карточки, предварительно разложив их по формам. Поднимает одну карточку, например, круг, и спрашивает: «У кого такая?» (форма не называется). Те, у кого на карточках есть круг поднимают руки и педагог раздает им маленькие карточки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора: «Молодцы, у меня круг и у вас круг». Дети накладывают маленькие карточки на соответствующее изображение. Затем, он переходит к следующей форме и поднимает, например, трапецию. Однако, при оценке ответа детей, он не называет эту форму, так как с ее названием детей не знакомят, а просто отмечает, что дети сделали правильно.

По мере усвоения игры детям дают по две, а затем по три карты. Выбор производится уже не из 3, а из 6-9 форм. В дальнейшем в роли ведущего может быть ребенок, педагог садится среди детей и берет себе большую карту.

20.Дидактическая игра «Соберем бусы».

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Оборудование. Длинная лента, разноцветные картонные геометрические фигуры с отверстиями

На полу лежит длинная лента. На ней в определенном чередовании нанизаны фигуры.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая».Дети выбирают геометрические фигуры и нанизывают их в соответствии с заданной закономерностью.

21.»Каждой фигуре свой домик»

Цель: учить подбирать и сопоставлять разные геометрические фигуры по форме, отправлять нужную фигуру в подходящий домик.

Материал: нарисованные домики с изображением фигуры жильца. Отдельные геометрические фигуры.

22.»Поезд с геометрическими фигурами»

Цель: подбирать и сопоставлять разные геометрические фигуры по форме, отправлять нужную фигуру в подходящий вагончик с определенным цветом.

Материалы: вагончики разного цвета с белыми пятнами геометрических фигур, локомотив, геометрические фигуры разного цвета.

23. «На что похожа фигура»

Цель: закреплять названия геометрических фигур, развивать воображение.

Материалы: линейка трафарет с геометрическими фигурами, лист бумаги, цветные карандаши.

Сказки о геометрических фигурах.

Необычно то, что можно знакомить детей с геометрией придумывая различные сказки, где фигуры это жители волшебной страны.

«Самый важный».

«В одной прекрасной стране, которая называется «Геометрия» жили не тужили разные геометрические фигуры. Жители этой страны всегда друг другу помогали, друг друга выручали, поэтому жили дружно и весело. Но, в одно прекрасное летнее утро треугольник сидел рядом со своим домиком на завалинке (Педагог ставит на наборное полотно геометрическую фигуру треугольник). Сидел он сидел, думал, думал и решил вдруг, что он самая нужная и важная из геометрических фигур. Обрадовался, вскочил и побежал к другу квадрату (Педагог ставит на наборное полотно геометрическую фигуру квадрат). Стучит в дверь: «Квадрат, открывай. У меня для тебя новость». Посмотри, я самый важный и нужный из фигур. У меня есть три угла. Вот я какой красивый. Квадрат посмотрел на треугольник и сказал: «Нет брат, я самый важный и нужный из фигур. У тебя три угла, а у меня четыре. Спорили, спорили треугольник с квадратом, но так и не о чем не договорились. Решили пойти к прямоугольнику (Педагог ставит на наборное полотно геометрическую фигуру прямоугольник). Подошли они к домику прямоугольника, стучат к нему в дом и просят его: «Рассуди нас, кто главнее»? Треугольник говорит:»Я главный, у меня три угла». Квадрат говорит: «Я главней. У меня четыре угла». Выслушал их прямоугольник и сказал: «Нет ребята, Вы не правы. Я самый главный. У меня четыре угла, я самый высокий и красивый». Пуще прежнего друзья рассорились. Никто друг другу уступать не хотел. Мимо проходил круг, услышал он спор и сказал: «Друзья, не надо спорить и ссориться. Каждая из Вас нужная и важная фигура (Педагог ставит на наборное полотно геометрическую фигуру круг). С давних времен в нашей стране, которая называется «Геометрия», споров и ссор не было. И с тех пор в этой замечательной стране все фигуры стали жить дружно.

«Как треугольник и круг познакомились с квадратом».

— Стоит на опушке леса вот такой необычный дом. (Рассматривание, узнавание и называние фигур.)
— Как вы думаете, кто его жители? (Обобщая ответы детей, воспитатель продолжает рассказывать сказку.)
— Жили-были вот в таком доме круг и треугольник. И выглядели они так. (показываем картинку).
Однажды пошли друзья погулять и встретили вот такую фигуру. Узнаете, кто это? (показываем картинку квадрата).
А наши друзья незнакомца не узнали, поэтому испугались, спрятались за куст и думают: «Кто он такой? Стали рассуждать:
— На круг похож? (Нет.) Почему? (У него углы есть.)
— На треугольник похож? (Нет.) Посчитайте углы. (Их четыре.)
Думали-гадали, а потом круг предложил: «Подойдем, спросим, как его зовут и познакомимся».
— Здравствуй, я – круг, у меня нет углов. Я похож на колесо, на солнышко, на тарелку. Я умею катиться.
— А я – треугольник, у меня три угла и я похож на колпак гнома, на крышу домика.
— Здравствуйте, друзья, я очень рад с вами познакомиться и подружиться. Меня зовут квадрат. Смотрите, какой я красивый, все мои стороны одинаковы. А на что я похож, догадайтесь сами. ( Дети предлагают свои варианты.)
— Родом я из большого и дружного семейства четырехугольников, у меня много братьев и сестер. Но сегодня я ушел гулять один и вот заблудился. Не могли бы вы меня приютить на время в своем домике. (Воспитатель подводит детей к мысли, что нужно сконструировать для троих друзей новый домик.)

Барон Квадрат

Давным – давно в мире было много разных волшебных стран. И особым волшебством отличалась страна – Всезнаек! В ней правила мудрая царица Геометрия. В то время из одной страны в другую бродил Лист. Его края были неровными, с множеством загибов, потому что его вырвал из тетради мальчик по имени Веня, и уже долгое время Лист находился в пути. А нашему герою очень хотелось, чтобы все его стороны стали вновь ровными.

Собравшись с силами, Лист отправился к царице Геометрии. Только она могли ему помочь. Лист целых пять дней провел в пути, потому что двигаться он мог только с помощью ветра, а ветреная погода была не каждый день. На шестой день своего пути Лист оказался у дворца самой царицы. Она ласково встретила его, выслушала его просьбу и сказала:

— Хорошо, я помогу тебе, только мне нужны помощники: Карандаш, Линейки и Ножницы.

Хлопнула царица в ладоши три раза и перед ней явились её слуги: Карандаш, Линейки и Ножницы.

— Ну, теперь ты будешь квадратом! — спросила царица Геометрия

— Квадратом? — удивился Лист.

— Да! Да! Квадратом! — убедительно ответила царица Геометрия.

— А что это такое? — спросил Лист.

— Это прямоугольник, у которой все стороны не только ровные, но и равные, — объяснила царица Геометрия.

— Да, мне это подходит, — ответил Лист.

— Тогда все принимайтесь за работу, — сказала царица.

Карандаш чертил ровно. Линейка замеряла стороны так, чтобы все они были одинаковой длины, а ножницы ровно отрезали лишние части. Когда работа была сделана, царица Геометрия объявила:

— Теперь ты превратился в настоящий Квадрат.

Лист обрадовался. Он поблагодарил Карандаша, Линейку и Ножницы, а царица Геометрия велела принести ему зеркало. Он долго смотрелся в него, а потом закричал:

— Квадрат! Квадрат! Ура! У меня теперь все стороны равны!!!

Лист – квадрат поблагодарил царицу Геометрия, а она присвоила ему звание – барона. Барон квадрат пошёл гулять по странам с высоко поднятой головой. Ему очень понравился его внешний вид и звание.

Купец Круг

У царицы Геометрии в её дворце была потайная комната. И каждый вечер она уединялась в ней для того чтобы… посмотреть в своё волшебное зеркало. В нём она видела всех своих жителей. Но каждый день она подолгу наблюдала за бароном Квадратом. Ей было его очень жалко – он всегда гулял один. У него не было друзей. В её стране он был единственной фигурой.

Однажды вечером царица Геометрия, после наблюдений за бароном Квадратом, вышла погулять в сад. Погода была чудесная! На небе ярко сияла луна и звёзды. Царица Геометрия была очарована видом Луны, и тогда её осенило: а ведь Луна похожа на квадрат, только углы закруглены. Она в один миг достала циркуль и нарисовала круг. Позвала к себе ножницы, велела вырезать фигуру по контуру и нарекла его купцом.

Граф Треугольник

Жизнь в стране Всезнаек шла своим чередом. В ней происходили и хорошие и плохие события. Царица Геометрия следила за всем, но однажды…

Проказник Фокус – Покус решил пошутить над бароном Квадратом. Он притворился его другом и во время очередной встречи разделил его с угла на угол пополам! Квадрат испугался. Он не знал, что ему делать. Но вдруг раздался голос царицы Геометрии:

— Не бойся барон Квадрат. Новую фигуру с тремя углами и тремя сторонами я нареку графом треугольником, а ты как был бароном квадратом, так им и останешься. Царица Геометрия наказала Фокуса – Покуса за его злую шутку, но в тоже время была довольна тем, что в её стране появился новый житель.

Полезный прямоугольник

Прямоугольник все время завидовал Квадрату.
– Я такой неуклюжий, – жаловался он. – Если поднимусь во весь рост, то стану длинным и узким. А если лягу на бок, то буду низким и толстым.
– А ты всегда остаешься одинаковым, – продолжал он, обращаясь к Квадрату. – И стоя, и сидя, и лежа!
– Да уж, – с гордостью говорил важный Квадрат. – У меня все стороны равны. Не то, что у некоторых: то дылда-дылдой, а то блин-блином.
И Квадрат переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.
А однажды случилось вот что. Один Человек заблудился в лесу. Он шел наугад сквозь чащу и встретился с Квадратом и Прямоугольником. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, то Человек обратился за помощью именно к нему.
– Можно, я заберусь на вас и погляжу, где мой дом? – спросил он у Квадрата.
Человек залез сначала на одну сторону Квадрата. Но ничего не увидел, потому что ему мешали макушки деревьев.
Тогда Человек попросил Квадрат перевернуться и залез на другую сторону. Но, как известно, все стороны у Квадрата одинаковые. Поэтому и на сей раз Человек ничего не увидел из-за деревьев.
– Гражданин Квадрат! – взмолился Человек. – Помогите мне хотя бы через речку перебраться!
Квадрат подошел к речке и попытался дотянуться до другого берега. Но… плюх! Плюхнулся в воду.
– Может, я смогу помочь вам? – предложил Человеку скромный Прямоугольник.
Он встал во весь свой рост. Человек забрался на него и оказался выше деревьев.
Вдалеке он увидел свой дом и наконец понял, куда ему надо идти. Тогда Прямоугольник лег на бок и стал мостом.
Человек перебрался по Прямоугольнику через речку, помог ему подняться и, горячо поблагодарив, отправился домой.
А Квадрат, который сушился на берегу после вынужденного купания, сказал Прямоугольнику:
– Вы, оказывается, полезная фигура!
– Ну, что вы! – скромно улыбнулся Прямоугольник. – Просто мои стороны разной длины: две – длинные, а две – короткие. Иногда это бывает очень удобно.

Треугольник и Квадрат

Жил-был Треугольник. Хотя, по правде сказать, он не столько жил, сколько скучал. Вот так…
С ним по соседству скучал и Квадрат. После того, как ему не удалось помочь Человеку выбраться из леса, он уверовал в свою полную бесполезность. Теперь Квадрат валялся в каком-то овраге и чувствовал себя никому не нужным и ужасно одиноким. Вот таким…
Скучал он, скучал и решил послать письмо Треугольнику. «Дорогой Треугольник! Поодиночке мы ни на что не годимся, – писал он. – А вместе мы уже имеем смысл. Что вы об этом думаете?»
Треугольник ответил ему так: «Уважаемый Квадрат! От скуки я разучился думать. Поэтому почти ничего не думаю. Но мне кажется, что надо жить со смыслом».
И стали они жить со смыслом, то есть вместе. И что же получилось?

Белочка и геометрические фигуры

Наступила зима. Белочка нашла пустое дупло и решила жить в нем вместе с бельчатами. Но им было холодно в дупле, потому что оно было всегда открыто. В этом же лесу жили два мастера, фигуры Круг и Треугольник. Треугольник был злой и думал о себе, что он самый главный в лесу мастер, а Круг был добрый и веселый. Пошла белочка к фигурам и попросила их сделать для дупла двери. Треугольник сделал дверь треугольную, потому что считал, что самые лучшие двери – треугольные, а все остальные совсем никому не нужны. Поставила белочка треугольную дверь. Но она не закрывала дупло хорошо, так как оно было круглое. Ветер дул в щели, и бельчатам было холодно. Тогда белочка опять пошла к фигурам и попросила сделать другую дверь. Треугольник нахмурился и обиделся. А Круг сделал круглую дверь, которая подошла к дуплу, и всем было тепло. С тех пор Треугольник понял, что все фигуры важны.

Однажды Квадрат и Прямоугольник отправились на прогулку и попали в один двор. Там сидел мальчик и грустил. «Ты почему грустишь?» — спросил его Прямоугольник. «Просто у нас во дворе негде играть», — ответил мальчик.
И тогда Квадрат и Прямоугольник построили горку.
Мальчик обрадовался и стал кататься.
«Я понял! — сказал Прямоугольник. — Неважно, какой ты внешне, главное — быть кому-нибудь полезным!»

Найди формы геометрических фигур в картинках

Это занятие изрядно позабавит ваших юных математиков. Ведь теперь им придется находить знакомые формы геометрических фигур среди множества картинок. Подобные занятия позволяют без лишних слов объяснить детям важный факт математической науки: все, что мы видим вокруг, имеет определенную геометрическую форму, начиная от маленького семечка в земле и заканчивая земным шаром. Конечно, это задание затрагивает данный вопрос не настолько глобально, как хотелось бы, но все-таки для дошкольника этого материала будет достаточно, чтобы увидеть геометрические формы во всех окружающих нас предметах (или по крайней мере в большинстве из них).

1. Формы геометрических фигур — Найди их в картинках:

Чтобы начать искать формы геометрических фигур с помощью заданий в картинках, скачайте во вложениях файл задания, распечатайте его на цветном принтере и положите на стол. После этого предложите ребенку внимательно посмотреть на картинки и ответить, видит ли он знакомые формы среди них? Постарайтесь добиться того, чтобы малыш нашел как можно больше геометрических форм в этих изображениях. Например, пирамидка напоминает форму треугольника, клубок с нитками — круг и так далее.

Можете сделать процесс поиска более содержательным, предложив ребенку найти геометрические формы в предметах вашей комнаты. Если это занятие его заметно увлечет, то можете продолжить научную экскурсию по дому, заглядывая в каждую комнату и каждый уголок с целью найти нужные геометрические формы.

Скачать задание — Формы геометрических фигур — вы можете во вложениях внизу страницы.

2. Найди фигуры на картинке — Задание-раскраска для распечатки

Здесь вы можете скачать еще одно задание — Найди фигуры на картинке, где малыш также должен проявить внимательность и знание основных геометрических фигур — кругов, треугольников и прямоугольников (в том числе, квадратов). Это упражнение не такое уж легкое, как кажется на первый взгляд. Ведь ребенку предстоит рассмотреть фигуры в множественных узорах и формах, из которых состоят нарисованные на картинке животные.

Более того, найденные фигуры необходимо еще и пересчитать, вписав полученные числа в специальные поля внизу бланка с заданием. После того, как ребенок выполнит все задания, картинку можно раскрасить произвольными цветами.

Скачать задание «Найди фигуры на картинке» вы можете во вложениях внизу страницы.

3. Сложи картинку из геометрических фигур

Чтобы сложить картинку из геометрических фигур в нашем следующем задании, нужно вспомнить довольно популярную игру в собирание картинки из пазлов. Здесь принцип тот же. Задание развивает наглядное-образное и логическое мышление детей. Подготовьте распечатанные бланки с заданиями, простой карандаш, клей и ножницы.

Как проводить занятие. В каждом бланке дается несколько картинок-форм, но только одна из них может полностью вместить в себя заданные геометрические фигуры, нарисованнные вверху бланка. То есть, вам нужно заполнить этими фигурами одну из сложных форм.

Подбирать правильный ответ нужно визуально, без использования карандаша. Но если это для ребенка сложно, то в качестве исключения можно использовать простой карандаш, чтобы наметить контуры фигур.

После того, как правильный ответ будет найден, можно его проверить наглядным образом. Для этого нужно вырезать геометрические фигуры в верхней части бланка и наклеить их на ту форму, которую ребенок выбрал.

Скачать задание — Сложи картинку из геометрических фигур — вы можете во вложениях

Бланк №1 — Квадраты

Бланк №2 — Треугольники

Бланк №3 — Прямоугольники

4. Найди и заполни геометрическими фигурами каждую форму.

Еще одно практическое занятие, помогающее закрепить умение ребенка видеть геометрические формы в различных объектах. На этот раз задание состоит в том, чтобы в каждой сложной фигуре обнаружить несколько геометрических фигур и нарисовать их, полностью заполнив ими большую фигуру.

Как выполнять задание. Дайте ребенку бланк №1 для заполнения данными фигурами (квадрат и треугольник) всех сложных фигур на бланке. В качестве подсказки используйте бланк №2 — именно так должно получится у ребенка, если он все сделает правильно.

Внимание! Размеры фигур, которые рисует ребенок, должны точно соответствовать нарисованным на бланке!

Вооружайте ребенка простым карандашом и ластиком, распечатывайте бланк с заданием и смело приступайте к упражнению.

Скачать задание 3 вы можете во вложениях внизу страницы

Бланк №1

Бланк №2

Также вам будут полезны и другие материалы по изучению геометрических фигур:

Рисунки из геометрических фигур — Задания в картинках и раскраски

Веселые и красочные задания для детей «Рисунки из геометрических фигур» являются очень удобным обучающим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста по изучению и запоминанию основных геометрических форм:

Геометрические фигуры и их названия — Задания в картинках

Здесь вы с ребенком можете изучить геометрические фигуры и их названия с помощью веселых заданий в картинках.

Геометрические фигуры — Раскраска для дошкольников

Задания ознакомят ребенка с основными фигурами геометрии — кругом, овалом, квадратом, прямоугольником и треугольником. Только здесь не занудное зазубривание названий фигур, а своеобразная игра-раскраска.

Плоские геометрические фигуры — Обведи и дорисуй

Как правило, геометрию начинают изучать, рисуя плоские геометрические фигуры. Восприятие правильной геометрической формы невозможно без выведения ее своими руками на листе бумаги.

Наложение фигур друг на друга — Задание для детей

Наложение фигур друг на друга — это занятие по геометрии для дошкольников и младших школьников. Смысл упражнения состоит в решении примеров на сложение. Только это необычные примеры. Вместо цифр здесь нужно складывать геометрические фигуры.

Свойства геометрических фигур для дошкольников

Это задание составлено в виде игры, в которой ребенку предстоит менять свойства геометрических фигур: форму, цвет или размер.

Счет геометрических фигур — Картинки с заданиями

Здесь вы можете скачать задания в картинках, в которых представлен счет геометрических фигур для занятий по математике.

Чертежи геометрических тел — Задание для детей

В этом задании ребенок познакомится с таким понятием, как чертежи геометрических тел. По сути, это занятие представляет собой мини-урок по начертательной геометрии

Геометрические фигуры из бумаги — Вырезаем и занимаемся

Здесь мы подготовили для вас объемные геометрические фигуры из бумаги, которые нужно вырезать и склеить. Куб, пирамиды, ромб, конус, цилиндр, шестигранник, распечатать их на картоне (или цветной бумаге, а затем наклеить на картон), а затем дать ребенку для запоминания.

Прописи-цифры от 1 до 10 для распечатки — Скачай и обводи

Здесь вы можете скачать прописи цифры, распечатать их на принтере и использовать в домашнем обучении для подготовки детей к школе

Геометрические понятия в начальной школе

1. Краткая характеристика геометрического содержания курса математики начальной школы

2. Геометрические понятия в начальной школе

3. Задания на измерение и вычисление

4. Задания на построение.

5. Краткая характеристика геометрического содержания курса математики начальной школы

Одной из основных задач изучения геометрического содержа­ния в курсе математики начальной школы является развитие про­странственного воображения у ребенка, умения наблюдать, срав­нивать, обобщать, анализировать и абстрагировать. Второй важной задачей является формирование у ребенка практических умений измерения и построения геометрических фигур с помощью цир­куля, угольника и линейки. Задания на вычисления различных па­раметров геометрических фигур (длин отрезков, периметра и пло­щади прямоугольника и квадрата) позволяют показать ребенку взаимосвязь количественных и пространственных характеристик объектов материального мира, а также показать еще одно прило­жение понятия «натуральное число» —»как результата измерения величин.

В соответствии с последней редакцией Обязательного мини­мума содержания образования по математике для начальных классов список изучаемых геометрических понятий значительно расширился по отношению к предыдущим вариантам стабильной программы. Общая тенденция геометризации курса школьной ма­тематики коснулась и начальных классов. В соответствии с этой тенденцией насыщение курса математики начальной школы геометрическим содержанием является перспективной линией развития математического образования начального звена.

Обязательный минимум содержания образования по математике содержит следующий перечень понятий геометрического характера:

Измерение длин.

Измерение площади. Вычисление площади прямоугольника.

По отношению к этому перечню, определяющему минимум содержания, сегодняшний традиционный учебник математики со­держит намного больше геометрических понятий. Можно отметить, что сегодня стабильный учебник математики содержит даже боль­ше геометрических понятий, чем многие альтернативные учебники развивающих систем.

В 1 классе различные геометрические фигуры используются как материал для построения заданий на распознавание, сравнение, обобщение и классификацию. Цель этих заданий — формирова­ние и развитие наблюдательности ребенка; формирование и раз­витие умения выделять существенные (важные) признаки пред­мета, умения сравнить два или несколько предметов, отмечая при этом сходные и различные признаки и свойства; умения сделать несложное обобщение на основе выделенных общих свойств пред­метов; умения распределять предметы на группы (классификация) в соответствии с выделенным признаком.

Такие задания являются основными для формирования и развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.), а также умения строить обоснованные (логические) рассуждения. Необходимость обучать детей всем этим умениям оговорена в Обязательном ми­нимуме содержания образования для начальной школы в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников начальных клас­сов» (М., 2001).

Геометрические понятия, с которыми дети знакомятся в 1 классе:

Точка. Линия — кривая и прямая. Отрезок. Ломаная. Звенья ло­маной. Вершина ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Мно­гоугольники. Треугольники и четырехугольники.

Точка — неопределяемое понятие геометрии. С точкой обычно знакомят методом показа — рисуют или прокалывают стержнем ручки в листочке бумаги. Считается, что точка не имеет ни длины, ни ширины, ни площади.

Линия — неопределяемое понятие геометрии. С линией знако­мят методом показа — моделируют из шнура, или рисуют на доске или на листе бумаги.

Прямую линию удобно моделировать, сгибая любой лист бума­ги — линия сгиба всегда прямая. Основное свойство прямой ли­нии: прямая линия бесконечна.

Кривую линию удобно моделировать из шнура. Кривая линия также бесконечна (если она не замкнутая).

Ломаную линию удобно моделировать, используя счетные па­лочки или складной металлический метр. Ломаная линия содер­жит конечное число звеньев. Звено ломаной — отрезок. Точки со­единения концов звеньев называют — вершинами ломаной. Звенья ломаной должны быть соединены последовательно.

Например:

В программе 1 класса линии рассматривают только на плоскости.

Основные взаимоотношения точки и прямой или кривой ли­нии, с которыми знакомятся дети в 1 классе:

1. Через одну точку можно провести множество прямых.

2. Через одну точку можно провести множество кривых.

3. Через две точки можно провести только одну прямую.

4. Через две точки можно провести множество кривых.

Отрезок — часть прямой, заключенная между двумя точками.

Отрезок имеет определенную длину, которую можно измерить.

Линейка — инструмент для измерения длин отрезков.

Ломаная и кривая линии могут быть замкнутыми и незамк­нутыми. На рисунке ломаная 1 — незамкнутая, ломаная 3 — замк­нутая.

Замкнутая ломаная на плоскости ограничивает многоугольник.

Многоугольник — плоская фигура, ограниченная замкнутой ломаной.

Треугольник — ограничен ломаной из трех звеньев. Соответст­венно имеет три стороны и три вершины.

Четырехугольник — ограничен ломаной из четырех звеньев. Со­ответственно имеет четыре стороны и четыре вершины.

Геометрические понятия, с которыми дети знакомятся во 2 классе: Длина ломаной. Прямой угол. Непрямой угол. Прямоугольник. Квадрат.

Длина ломаной — сумма длин звеньев ломаной. Для нахожде­ния длины ломаной следует измерить длину каждого звена и ре­зультаты сложить.

Прямой угол — это угол, который по определению содержит 90°. Поскольку в начальной школе при обучении по стабильной программе дети не знакомятся с градусной мерой углов, понятие прямого угла дается методом показа:

Для получения модели прямого угла дети используют лист бу­маги, сгибая его соответствующим образом:

Прямой угол

Методом проб дети учатся находить прямой угол среди рисун­ков других углов и на различных геометрических фигурах: при­кладывают к ним свою модель, выделяя углы, с ней совпадающие. Модель прямого угла служит средством проверки такого выбора. В дальнейшем бумажная модель прямого угла заменяется уголь­ником, который является основным инструментом для распозна­вания и построения прямых углов.

Прямоугольник — четырехугольник, у которого все углы пря­мые. Основное свойство прямоугольника: противолежащие сто­роны прямоугольника имеют равные длины.

Это свойство дети определяют опытным путем: перегибают бу­мажные модели прямоугольников, совмещая противолежащие сто­роны.

При невозможности применить этот метод, его заменяют изме­рением длин противолежащих сторон.

Используя это свойство, дети должны уметь чертить прямо­угольник по известным длинам двух его сторон, понимая, что две другие стороны имеют такие же длины, а углы его — прямые.

Квадрат — прямоугольник, у которого все стороны равны.

Используя это определение, дети должны уметь чертить квад­рат по известной длине одной стороны, понимая, что все осталь­ные стороны квадрата имеют такую же длину, а углы его — прямые.

Геометрические понятия, с которыми знакомятся в 3 классе:

Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника. Круг. Ок­ружность. Радиус. Диаметр. Треугольники равносторонние, рав­нобедренные и разносторонние.

В 3 классе дети знакомятся с обозначением фигур заглавными латинскими буквами.

Чтобы назвать отрезок, обозначают точки, которые являются его концами.

Например: отрезок М N. М—————————N

Чтобы назвать многоугольник, обозначают буквами его вершины. Например: квадрат АВСD.

Чтобы назвать ломаную, также обозначают буквами ее вершины. Например: ломаная РКЕB.

Периметр многоугольника — сумма длин всех его сторон. Для нахождения периметра многоугольника измеряют длины его сто­рон и складывают полученные результаты.

Периметр квадрата находят умножением на 4 длины его сто­роны, поскольку стороны квадрата имеют равные длины.

Периметр прямоугольника находят, складывая суммы длин двух его непротиволежащих сторон, и умножая результат на 2.

Площадь плоской фигуры измеряется количеством стандарт­ных мер площади, укладывающихся внутрь фигуры. Стандартные меры площади: мм²; см²; дм²; м²; км².

В 3 классе дети знакомятся с см².

Инструмент для определения площади всех фигур — палетка.

Палетка — лист кальки (или прозрачного пластика), на который нанесена сетка квадратов размером 1 см х 1 см. Для измерения пло­щади фигуры с помощью палетки, ее накладывают на фигуру

и подсчитывают примерное число полных квадратных сантимет­ров в измеряемой фигуре. Для получения приближенного значения площади фигуры, число неполных квадратных сантиметров обычно рекомендуется разделить на 2.

Способ нахождения площади прямоугольника: Чтобы вычис­лить площадь прямоугольника, измеряют его длину и ширину (в оди­наковых единицах) и находят произведение полученных чисел.

Например:

От прямоугольного листа со сторонами 5 см и 3 см отреза­ли полоску со сторонами 3 см и 1 см. Найди площадь остав­шейся части.

Решение:

1. Найдем площадь данного листа: 5 см • 3 см = 15 см².

2. Найдем площадь полоски: 3 см • 1 см = 3 см².

3. Найдем разницу площадей: 15 см² — 3 см² =12 см². Используя чертеж, данную задачу можно решить другим спо­собом:

Зсм

Анализ рисунка сразу показывает, что оставшаяся часть имеет площадь: 3 см • 4 см = 12 см².

Окружность и круг образованы замкнутой кривой линией. Круг — часть плоскости, ограниченная окружностью. Граница круга — окружность.

Поскольку в начальных классах не знакомят детей с классиче­ским определением окружности (множество точек, равноудален­ных от центра), знакомство с окружностью проводят методом по­каза, связывая его с непосредственной практической деятельностью по вычерчиванию окружности при помощи циркуля. Замкнутая кривая линия, которую рисует грифель циркуля — это окружность. Окружность (круг) имеет центр: точка О -центр окружности (круга).

Радиус окружности — отрезок, соединяющий центр окружности с какой-нибудь ее точкой. Например: ОМ — радиус окружности (круга). Основное свойство радиусов одной окружности: Радиусы одной окружности (круга) равны.

Диаметр окружности (круга) — отрезок, про­ходящий через центр окружности (круга) и соеди­няющий две любые ее точки.

Например: диаметр АО.

Основное свойство диаметров одной окружно­сти (круга): Диаметры одной окружности (круга) равны.

Отношения между радиусом и диаметром од­ной окружности (круга): Диаметр равен двум ра­диусам.

Треугольники, имеющие стороны разной дли­ны, называют разносторонними.

Треугольники, у которых равны две стороны, называют равно­бедренными.

Среди равнобедренных треугольников есть такие, у которых рав­ны все три стороны. Эти треугольники называют равносторонними.

Геометрические понятия, с которыми дети знакомятся в 4 классе:

Диагонали прямоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника.

Луч. Числовой луч.

Угол. Элементы угла. Прямой, острый и тупой угол. Треугольни­ки остроугольные, прямоугольные и тупоугольные.

Диагональ многоугольника — отрезок, соединяющий противоле­жащие вершины многоугольника.

С диагоналями прямоугольника детей знакомят методом показа:

Например:

Отрезки АЕ и С — диагонали прямоугольника АВDС.

Точка Е — точка пересечения диагоналей.

Основные свойства диагоналей прямоугольника:

Диагонали АD и В С имеют равные длины.

Отрезки, получаемые при пересечении диагоналей прямоуголь­ника, равны.

Данные свойства определяются эмпирическим (опытным) пу­тем — измерением длин соответствующих отрезков.

Поскольку квадрат является прямоугольником, то его диагона­ли обладают теми же свойствами. Кроме того, диагонали квадрата пересекаются под прямым углом.

Например:

Непосредственное измерение углов с помо­щью угольника показывает, что углы, получаю­щиеся при пересечении диагоналей квадрата, прямые.

Луч — часть прямой, ограниченная с одной стороны.

Луч имеет начало, но не имеет конца.

Изображение луча:

Точка А — начало луча.

В математике луч обычно обозначается двумя буквами, напри­мер: луч АС. Такая запись обозначает, что луч имеет началом точку А и «идет» в сторону , обозначенную буквой С:

Числовой луч — луч, на котором точками обозначены натураль­ные числа. Расстояние между точками равно 1 единице измерения (единичный отрезок), которая задается условно. Чаще всего это 1 или 2 клетки.

Каждой точке ставится в соответствие число, начиная с числа 1. Началу луча ставится в соответствие число 0.

Числовой луч играет большую роль при иллюстрации понятия натуральный ряд чисел, позволяет сравнивать натуральные числа, ориентируясь на их расположение на числовом луче, позволяет вы­полнять приемы присчитывания и отсчитывания по частям с опо­рой на числовой луч. В связи с этим некоторые альтернативные учебники (Н.Б. Истомина) знакомят детей с этим понятием еще в 1 классе.

Другая роль числового луча состоит в том, что используя это понятие, можно познакомить детей с прямоугольной системой ко­ординат (числовой или координатный угол), отрицательными чис­лами (числовая прямая).

Например:

Объясни с помощью числового луча, в какую сторону от точки, соответствующей точке 8, надо двигаться, чтобы найти все числа, которые меньше числа 8, и те числа, которые боль­ше, чем 8.

Ответ: Чтобы найти все числа, которые меньше, чем 8, нужно двигаться влево от числа 8. Чтобы найти числа, которые больше, чем число 8, нужно двигаться от него вправо.

Угол — это фигура, образованная двумя лучами, имеющими об­щее начало.

Стороны угла — это лучи, образующие угол.

Вершина угла — это общее начало лучей, образующих угол.

Обозначение угла: угол может быть назван по его вершине -угол М; угол может быть назван тремя буквами — угол МАР, при этом буква, стоящая в вершине угла, должна быть средней.

Например:

Остроугольный треугольник — треугольник, все углы которого острые.

Прямоугольный треугольник имеет один прямой угол. Тупоугольный треугольник имеет один тупой угол. Например:

В треугольнике не может быть более одного прямого угла.

В треугольнике не может быть более одного тупого угла.

Равносторонний треугольник может быть только остро­угольным.

Прямоугольный и тупоугольный треугольники могут быть рав­нобедренными.

Разносторонними могут быть и остроугольный, и прямоуголь­ный, и тупоугольный треугольники.

Дидактические игры «Геометрические фигуры»

Галина
Дидактические игры «Геометрические фигуры»

Дидактические игры на тему «Геометрические фигуры»

1. Игра «Назови одним словом»

Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т. д.).

Содержание игры: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.

2. Игра «. Подбери по величине»

Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по од-ному признаку (размер).

Материал: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т. д.) двух размеров — большие и маленькие.

Содержание игры: Педагог кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга — маленькие.

3. Игра «Чудесный мешочек» хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.

4. Игра «Найди такой же» перед детьми лежат карточки, на которых изображены три- четыре различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою карточку (или называет, перечисляет Фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.

5. Игра «Кто больше увидит?» На доске в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на фланелеграфе. Что бы дети не повторяли ответы товарищей ведущий может выслушивать каждого ребёнка отдельно. Выигрывает тот кто запомнит и назовет больше фигур он становится ведущим. Продолжая игру ведущий меняет количество фигур

7. Игра «Посмотри вокруг» помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы. Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий (им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и. т. д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

8. Игра «Геометрическая мозаика» предназначена для закрепления у детей знания о геометрических фигурах, формирует умение преобразовывать их, развивает воображение и творческое мышление, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец. Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека – девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключении игры дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

9. Игра «Найди свой домик». Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно переместив домик. Детей учат видеть геометрическуюформу в окружающих предметах: мяч, арбуз-шар, тарелка, блюдце- обруч- круг,крышка стола, стена, пол, потолок, окно-прямоугольник, платок –квадрат; косынка-треугольник; стакан- цилиндр; яйцо, кабачок- овал.

10. Игра «Назови геометрическую фигуру»

Цель. Учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

Материал. Таблицы с геометрическими фигурами. На каждой таблице контурные изображения двух-трёх фигур в разных положениях и сочетаниях.

Ход игры.

11. Игра проводится с одной таблицей. Остальные можно закрыть чистым листом бумаги. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, назвать их. На одном занятии можно показать ребёнку 2- 3 таблицы.

12. Игра «Найди предмет такой же формы»

У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т. д.

Он показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.

13. Игра «Что подходит?»

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку формы, присоединять новые фигуры к имеющимся группам, обозначать основание группы словом.

Материал: Четыре четырехугольника, три треугольника, цифры «3», «4».

Содержание игры: Детям даны два четырехугольника и два треугольника, они делят фигуры на основании формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся группам.Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника, у каждого по три угла; четыре четырехугольника, у каждого по четыре угла).

14. Игра «Угадай, что спрятали»

На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.

Игры геометрические фигуры

Фарида Гусарова
Игры геометрические фигуры

1. Назови одним словом

Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные тре-угольники и т. д.).

Содержание игры: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изобра-жением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.

2. Подбери по величине

Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер).

Материал: Геометрические фигу-ры (квадраты, прямоугольники, круги и т. д.) двух размеров — большие и маленькие.

Содержание игры: Педагог кла-дет на стол два круга. Около боль-шого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга — маленькие. Игра проводиться с не-большой группой детей (6-7 чел.).

3. Найди лишнюю фигуру

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других.

Материал: Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг,цифры: «2», «3», «4», «5», «6».

Содержание игры: Ребенку дается задание – найти лишнюю фигуру. (Круг, он без углов). Теперь среди оставшихся фигур найти лишнюю. (Треугольник, у остальных фигур по четыре угла). А как называются оставшиеся фигуры? (Четырехугольники). Из чисел «2», «3», «4», «5», «6» выбрать те, которые подходят к этой группе фигур. (Три четырехугольника, четыре – у каждой фигуры по четыре угла).

4. Подбери подходящее

Цель: Развитие умения сравни-вать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и подбирать фигуру по общему при-знаку.

Материал: Карточки с изображением разнообразных геометрических фигур.

Содержание игры: Перед ребен-ком выкладываются три карточки с изображенными на них геометриче-скими фигурами, находящимися в какой-либо зависимости. Задача ре-бенка – подобрать четвертую кар-точку с подходящей геометриче-ской фигурой.

5. Что подходит?

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку формы, присоединять новые фигуры к имеющимся группам, обозначать основание группы словом.

Материал: Четыре четырехуголь-ника, три треугольника, цифры «3», «4».

Содержание игры: Детям даны два четырехугольника и два треугольника, они делят фигуры на основании формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся группам.Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника, у каждого по три угла; четыре четы-рехугольника, у каждого по четыре угла).

6. Раздели фигуры

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку размера, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять свой выбор.

Материал: Три больших квадрата, пять маленьких квадратов одного и того же цвета, цифры «2», «3», «4», «5», «7», «8», «10».

Содержание игры: Ребенок должен разделить фигуры на две группы (по размеру). Из чисел «2», «3», «4», «5», «7», «8», «10» выбрать те, которые подходят к со-ставляемым группам, объяснить свой выбор. (Три больших квадрата, пять маленьких квадратов, восемь квадратов всего, четыре – у всех квадратов по четыре угла).

7. Раздели на группы

Цель: Развитие умения сравнивать гео-метрические фигуры между собой, выделять лишнюю, отличную от других, классифици-ровать фигуры по двум основаниям (цвет, размер, умение соотносить цифры с при-знаками образованных групп, обозначать группы обобщающим словом.

Материал: Четыре больших квадрата (три красных, один зеленый, два маленьких зеленых квадрата, один маленький зеленый круг, цифры «1», «2», «3», «4».

Содержание игры:Детям задается во-прос: какая из этих фигур лишняя? (Круг, остальные фигуры – квадраты). Дается за-дание – разделить все квадраты на группы. (Два основания классификации: по цвету и размеру). Что могут означать числа «1», «2», «3», «4»? (Один большой зеленый квадрат, два маленьких квадрата, три больших крас-ных квадрата, три зеленых квадрата, четыре больших квадрата). Сколько всего квадра-тов? Сосчитаем по порядку (первый, вто-рой).

9. Что изменилось?

Цель: Развитие внимание, наблю-дательности, памяти, самоконтроля.

Материал: Четыре больших квад-рата (три красных, один зеленый, два маленьких зеленых квадрата, один маленький зеленый круг.

Содержание игры: Педагог пред-лагает детям – вы закроете глаза, я уберу один квадрат, и вы скажите,какой именно квадрат я убрала: большой или маленький, красный или зеленый. Когда дети будут быстро справляться с заданием, можно убрать сразу по 2-3 квадрата. Задание направленно на развитие внимания, наблюдательности, памяти, само-контроля, а так же готовит детей к пониманию действия вычитания.

8. Посмотри и разложи

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, разделять фигуры на заданное количество групп, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять свой выбор.

Материал: Два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых треугольника,цифры: «2», «5», «3»?

Содержание игры: Дается задание разделить на две группы (по разным признакам: цвету и размеру – боль-шие желтые фигуры и маленькие зе-леные; по форме – круги и треуголь-ники). Что могут означать числа «2», «5», «3»? (Два больших желтых круга, пять желтых больших фигур, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых круга, три маленьких зеленых треугольника). Сколько всего фигур? (Одиннадцать).

10. Куда отнести?

Цель: Развитие умения сравнивать гео-метрические фигуры между собой, выявлять общие признаки фигур, соотносить новые фигуры с уже имеющимися, объяснять свой выбор.

Материал: Два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три ма-леньких зеленых круга и три маленьких зе-леных треугольника, желтый круг, зеленый овал, красный круг, синий пятиугольник.

Содержание игры: Фигуры разделены на две группы на основании формы. Педагог показывает желтый круг, зеленый овал, красный круг, синий пятиугольник, предла-гая выбрать те, которые можно добавить к уже имеющимся группам. Объясняя свой выбор,дети практически приходят к опре-делению многоугольника: добавляя квадрат и пятиугольник к треугольникам,они обыч-но говорят: «Эти фигуры с углами, а круги – без углов».

11. Что не подходит?

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, соотносить их между собой, выделять общее и различное.

Материал: Набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур четырех видов (квадрат, треугольник, круг, ромб, трех цветов (синий, красный, зеленый, большого и маленького размера.

Содержание игры: Перед ребенком выкладываются поочередно карточки с изображением фигур, в которых од-на отличается от остальных по како-му-либо признаку. Ребенка просят сказать, какая фигура не подходит и почему.

12. Сложение и вычитание

Цель: Подводить детей к пониманию смысла действия сложения и вычитания.

Материал: Два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три ма-леньких зеленых круга, три маленьких зеле-ных треугольника, цифры от «1» до «9», знаки «плюс», «минус».

Содержание игры: Педагог выкладывает перед детьми фигуры и спрашивает: что может означать запись «2+3»? Составляя различные группы, соответствующие этой записи,дети глубже осознают смысл дей-ствия сложения: два больших желтых круга и три маленьких зеленых круга, два боль-ших желтых круга и три больших желтых квадрата, два больших желтых круга и три маленьких зеленых треугольника. Что бы ни входило в группу, ее общая количественная характеристика постоянна, а символическая модель (2+3) отражает общее свойство всех составляемых групп независимо от формы и цвета ее объектов.

13. Подходящее к подходящему

Цель: Развитие умения сравнивать гео-метрические фигуры между собой, выявлять общий признак и разделять на группы по заданному признаку.

Материал: Набор из 24 карточек с изоб-ражением геометрических фигур четырех видов (квадрат, треугольник, круг, ромб, трех цветов (синий, красный, зеленый, большого и маленького размера.

Содержание игры: В этой игре устная инструкция не используется. Взрослый мол-ча раскладывает карточки на группы по ка-кому-либо признаку (по форме, цвету, раз-меру). Разложив 8-12 карточек, передает остальные ребенку. Если он не понял, что надо делать,поясняет: «Клади подходящее к подходящему». Затем карточки расклады-ваются по другому признаку.

14. Найди отличающуюся кар-точку

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, ориентироваться в различении признаков.

Материал: Набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур четырех видов (квадрат, треугольник, круг, ромб, трех цветов (синий, красный, зеленый, большого и маленького размера.

Содержание игры: Карточки делят поровну между играющими. Педагог выкладывает на стол карточку, ребенку нужно положить карточку с фигурой, отличающейся только одним признаком. Эта игра развивает не только восприятие формы, величины, цвета, но и быструю ориентировку в различении этих признаков, логич-ность и обоснованность мыслитель-ных действий.

15. Найди

Цель: Развитие умения сравнивать гео-метрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по за-данному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьеныша.

Содержание игры: Педагог дает детям задания – Найди все фигуры (блоки, как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры как эта по цвету и размеру (по цвету и фор-ме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме). Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

16. Цепочка

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьеныша.

Содержание игры: От произвольно вы-бранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку.Варианты построения цепочки:

• Чтобы рядом не было фигур одина-ковой формы (цвета, размера, толщины);

• Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т. п.);

• Чтобы рядом были фигуры одинако-вые по размеру, но разные по форме и т. д. ;

• Чтобы рядом были фигуры одинако-вого цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

17. Второй ряд

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьеныша.

Содержание игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.

18. Домино

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьеныша.

Содержание игры: Фигуры делятся по-ровну между участниками (не более 4 чело-век). Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропуска-ется. Ходить можно по-разному.Например:

• Фигурами другого цвета (формы, размера);

• Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы;

• Фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);

• Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету);

• Ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

19. Раздели фигуры

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, классифици-ровать фигуры по заданному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша,игрушки: мишка, кукла, заяц и др.

Содержание игры: Разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры.Ответить на вопросы:

Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные).

А у зайки? (Все не красные).

Попробуйте разделить фигуры по-другому:

• Чтобы у мишки оказались все круглые фигуры;

• Чтоб зайцу достались все большие;

• Чтобы зайцу достались все желтые и т. д.

20. Раздели фигуры 2

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, клас-сифицировать фигуры по двум признакам.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша,игрушки: мишка, кукла, заяц и др.

Содержание игры: Разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все синие фигуры, а у зайки все квадратные.

Попробуйте разделить фигуры по-другому:

• Чтобы у мишки оказались все треугольные, а у зайки – все большие;

• Чтобы мишке достались все маленькие, а зайке – все прямоугольные;

• Чтобы у мишки оказались не-круглые, а у зайки – все желтые.

21. Раздели фигуры 3

Цель: Развитие умения анализировать, вы-делять свойства фигур, классифицировать фигуры по трем признакам.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша,игрушки: Буратино, Незнайка, Че-бурашка.

Содержание игры: Разделить фигуры между Буратино, Чебурашкой и Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры, у Чебурашки – все желтые, у Незнайки все большие.

Вопросы:

• Какие фигуры достались только Буратино? (Круглые, не желтые, маленькие).

• Какие фигуры получил Чебурашка? (Желтые, маленькие, круглые).

• Какие фигуры достались только Незнайке? (Большие, не желтые, некруглые).

• Какие фигуры подошли сразу и Буратино и Чебурашке? (Круглые, желтые, маленькие).

• Какие фигуры достались сразу и Бура-тино и Незнайке? (Круглые, большие, не желтые).

• Какие фигуры подошли сразу Не-знайке и Чебурашке? (Большие, желтые, не-круглые).

• А какие фигуры оказались ничьи? (Большие, некруглые, не желтые).

22. Найди нужный блок

Цель: Развитие логического мыш-ления, умения кодировать и декоди-ровать информацию.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозна-чения свойств.

Содержание игры: Дети рассмат-ривают карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же бло-ки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.

23. Найди нужный блок 2

Цель: Развитие логического мыш-ления, умения кодировать и декоди-ровать информацию.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки с отрица-нием свойств.

Содержание игры: Дети рассмат-ривают карточки, на которых условно обозначены отрицания свойств блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.

24. Угадай, какую фигуру я зага-дал

Цель: Развитие логического мыш-ления, умения кодировать и декоди-ровать информацию.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозна-чения свойств, карточки с отрицанием свойств.

Содержание игры: Педагог выкладывает перед ребенком набор карточек, описывающих какой-либо блок. Ребенок находит нужный блок и, если ответ верен, сам загадывает и описывает с помощью карточек какой-либо блок.

25. Дерево

Цель: Развитие умения анализировать, вы-делять свойства фигур, классифицировать фигуры по нескольким признакам.

Материал: Комплект из 24 фигур (четыре формы, три цвета, две величины). Каждая фигура- носитель трех важных свойств: формы, цвета, величины, и в соответствии с этим название фигурысостоит из названия трех свойств: красный, большой прямоугольник; желтый, маленький круг; зеленый, большой квадрат и т. п.

Содержание игры: На рисунке изображено дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветви какая «вырастет» фигура, возьмем, например, зеленый, маленький прямоугольник и начнем двигать его от корня дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по правой ветви. Дошли до разветвления. По какой ветви двигаться дальше? По правой, у которой изображен прямоугольник. Дошли до следующего раз-ветвления. Дальше елочки показывают, что по левой веточке должна продвигаться большая фигура, а по правой – маленькая. Значит, мы пойдем по правой веточке. Здесь и должен «вырасти» маленький зеленый прямоугольник. Так же поступаем с остальными фигурами. Аналогично проводиться игра со следующим рисунком. 26. Игра с одним обручем

Цель: Развитие умения разбивать мно-жество по одному свойству на два подмно-жества, производить логическую операцию «не».

Материал: Обруч, комплект логических блоков Дьенеша.

Содержание игры: Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа нахо-дится внутри обруча и вне его,устанавли-вают правила: например, располагать фигу-ры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После располо-жения всех фигурпредлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполага-ется ответ: «вне обруча лежат все не крас-ные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки по-ложить внутри обруча, а какие вне.

27. Игра с двумя обручами

Цель: Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.

Содержание игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами,а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).

1. затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.

2. после решения практической задачи по расположению фигурдети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча; Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.

Примечание: В вариантах 5 и 6 общая часть остается пустой. Надо выяснить, почему нет фигур одновременно красных и зеленых, а также нет фигур одновременно круглых и квадратных.

28. Игра с тремя обручами

Цель: Развитие умения разбивать множество по трем совместимым свойством, производить логические операции «не» «и», «или», развитие доказательности мышления.

Материал: 3 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.

Содержание игры: Педагог кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, чтобы образовалось 8 областей.

После того как эти области соответствующим образом названы по от-ношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т. д., предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего – все квадратные, а внутри желтого – все большие.Какие блоки лежат:

• внутри всех трех обручей; внутри красного и синего, но вне желтого обруча;

• внутри красного и желтого, но вне си-него; внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча;

• внутри синего, но вне желтого и крас-ного обруча;внутри желтого, но вне красного и синего обруча;

• вне всех трех обручей?

29. Где чей дом?

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изобра-жением дорожек и домиков.

Содержание игры: Перед детьми таблица № 1. Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.

Аналогично проводиться игра с таблицей № 2.

30. Помоги фигурам выбраться из леса

Цель: Развитие логического мышления, умения рассуждать.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблица с изображением леса и дорожек.

Содержание игры: Перед детьми табли-ца № 3 (Приложение 8). На ней изображен лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи.

Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами; перечеркнутые знаки – всем не таким, как они, фигурам. Затем дети по оче-реди выводят каждую фигуру из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз нужно свернуть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *