Индивидуально образовательный маршрут

Проектирование индивидуального образовательного маршрута

Татьяна Сунцова
Проектирование индивидуального образовательного маршрута

Проектирование индивидуального образовательного маршрута.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, и строится с опорой, в основном, на статистические данные соответствия большинства детей данного возраста определенным «возрастным нормам». Но, необходимо помнить, что не каждый ребенок может укладываться в понятие «среднестатистического ребенка», и, соответственно, не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Причинами могут стать, как особенности и отклонения в физическом развитии, так и проблемы поведенческого характера.

Это ставит перед специалистами дошкольного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь компенсации трудностей в обучении,а затем и реализации личностного потенциала ребенка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного (Ш. Ю. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. Ю. Сухомлинский)

Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, т. е. носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период дошкольного детства сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

При составлении ИОМ необходимо учитывать некоторые значимые факторы:

• необходимость согласованных действий специалистов на этапе диагностики (дифференцирование проблем ребенка, непосредственно связанных с заболеванием, органическими повреждениями, от проблем педагогической запущенности);

• четкое взаимодействие всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения;

• необходимость сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;

• динамическая система гибкого перевода с одного варианта сопровождения на другой в зависимости от динамики развития и возможностей ребенка;

• включение родителей как полноправных участников коррекционно-развивающей работы в деятельность учреждения.

Основная цель индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): создание в детском саду условий, способствующих социализации дошкольника, его социально – личностному развитию, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка (уровень готовности к освоению программы, а также существующими стандартами содержания образования.

При разработке индивидуального маршрута дошкольника,следует соблюдать следующие принципы:

• Принцип опоры на обучаемость ребенка.

• Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.

• Принцип соблюдения интересов ребенка. Л. М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

• Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации).

• Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

• Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа — это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. «Нормы — это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо, а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать» (В. И. Слободчиков).

• Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Структура индивидуального образовательного маршрутадолжна включать следующие компоненты:

• целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы); зачем?

• содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемых в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования); какими программами?

• технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка); какими способами, играми, технологиями, занятиями и др. ?

• диагностический (определение системы диагностического сопровождения); как мы будем отслеживать результаты?

• результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий) каких результатов должен достигнуть ребенок?

Примерная схема ИОМ ребенка для каждого специалиста:

Раздел, направление развития Сроки Цели и задачи Содержание работы (программы, технологии) Диагностика Предполагаемый результат

Индивидуальный образовательный маршрутдолжен включать основные направления:

• организация двигательной активности (развитие общей и мелкой моторики);

• развитие навыков (самообслуживание, культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);

• развитие высших психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь);

• развитие высших психических функций (сознательное запоминание, понятливость, произвольность, логическое мышление, творческое воображение);

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной);

• развитие речи (словарь, эмоциональная сторона речи, звукопроизношение* (*для логопеда, функции коммуникации);

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

• познавательное развитие (развитие академических навыков).

В ДОУ процесс проектирования индивидуального образовательного маршрута начинается на заседании психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК).Основные направления работы ПМПК следующие:

• разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (включает в себя определение образовательных программ и организацию их по темам во временных интервалах, доступных ребенку с учетом его актуальных возможностей);

• разработка, уточнение и реализация схем и программ сопровождения детей с особыми потребностями с учетом данных динамического обследования;

• гигиеническое нормирование нагрузок;

• обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком.

На консилиуме с участием специалистов ДОУ согласуется комплексный ИОМ.При этом необходимо учитывать следующее:

• индивидуальный режим посещения ДОУ;

• снижение темпа речемыслительной деятельности, повышенная утомляемость;

• нарушение коммуникативных навыков;

•особенности моторного развития:

1) нарушение мелкой моторики (им трудно завязывать шнурки, пользоваться ножницами, разукрашивать, у них с трудом формируются графические навыки);

2) нарушение равновесия (неустойчивая походка, трудности координации в пространстве);

3) нарушение зрительно-пространственной координации (затруднительно участие в спортивных играх и эстафетах, особенно с мячом).

Главное, что определяет успех в решении проблем ребенка –заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.

Приложение 1.

Примерная схема комплексного ИОМ ребенка*

с ОВЗ и нежелательным поведением

(на месяц, полугодие, учебный год):

Специалист Направление работы Расписание занятий Содержание работы (программы, технологии) Взаимодействие Примечание

Педагог-психолог Коррекция нежелательного поведения.

Снижение уровня психо -эмоционального напряжения. 1 раз в неделю

1 раз в неделю 1. Занятия по развитию произвольности.

2. Пескотерапия, арт-терапия. 1. Консультация для воспитателей «Использование визуальных расписаний в коррекции проявлений нежелательного поведения», «Как работать с гиперактивными детьми», «У ребенка истерические проявления. Что делать?»…

2. Проектирование проблемных ситуаций.

3. Консультирование родителей. *Психическое развитие ребенка соответствует возрастной норме

Логопед/ дефектолог Коррекция звукопроизношения.

Коррекция нежелательного поведения

Совместные с психологом занятия по развитию академических навыков (в роли тьютора) *Развитие познавательных процессов соответствует возрастной норме

Воспитатель Развитие произвольного поведения. Развитие коммуникативных навыков.

Коррекция нежелательного поведения.

Развитие мотивации учебной деятельности. 1. Программа «Детство».

2. Элементы программы «Я – Ты – Мы».

3. Инд. занятия или в маленьких (1-2 ребенка) подгруппах.

. 1. Инд. занятия по заданиям специалистов.

2. Моделирование проблемных ситуаций совместно с педагогом-психологом.

3. Консультирование родителей

Музыкальный руководитель Развитие произвольного поведения. Развитие коммуникативных навыков 1. Включение в театрализованную деятельность.

2. Использование элементов логоритмики для развития речевых функций.

Педагог дополнительного образования Развитие произвольного поведения. Развитие коммуникативных навыков.

Специалист АФК/ физкультурный руководитель Развитие крупной моторики, пространственной ориентировки.

Снижение агрессивности. 1. Дыхательная гимнастика.

2. Занятия йогой. 1. Работа по рекомендациям врача ЛФК.

Старшая медсестра Контроль за состоянием соматического здоровья.

Контроль за уровнем нагрузки. 1.Ежедневно: измерение t°, АД, ЧСС.

2.Еженедельно: опрос родителей о здоровье ребенка; корректировка нагрузок.

3.Ежемесячно: мониторинг состояния соматического здоровья ребенка 1. Выполнение рекомендаций врача-педиатра.

2. Контроль на занятиях физкультурой.

3. Контроль уровня учебной нагрузки.

4. Консультации для педагогов по соматическим проявлениям.

Врач-педиатр Контроль за состоянием соматического здоровья.

Контроль за уровнем нагрузки. Мониторинг состояния соматического здоровья ребенка 1. Рекомендации врачей-специалистов.

2. Консультации для педагогов по соматическим проявлениям.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута освоения дополнительной общеобразовательной программы

Проектирование индивидуального образовательного маршрута освоения дополнительной общеобразовательной программы

  1. Описание. Характеристика

Одной из задач для нас является создание благоприятных условий для разностороннего развития личности учащегося, в том числе путем удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования. Такая работа может быть организована в нескольких направлениях:

  1. Изучение ученика (его способностей, интересов и т.д.). Диагностирование включает в себя контроль, проверку знаний, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозировании е дальнейшего развития. Способов диагностирования у нас, у каждого учителя, наработано много: наблюдение за повседневной работой учащихся, проверка выполнения домашнего задания, наблюдение за выполнением домашнего задания в классе, контрольные и самостоятельные работы, творческие работы, тестирование.

  2. Выбор индивидуального образовательного маршрута.

Под выбором индивидуального образовательного маршрута мы понимаем создание специальных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы учащихся при обучении.

Развитие ребёнка может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога — предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

  • профессионализмом педагогического коллектива;

  • возможностями учреждения удовлетворить образовательные потребности учащихся;

  • возможностями материально-технической базы учреждения.

Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными особенностями и возможностями обучающегося, а так же содержанием образования.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута – это умение составлять его и реализовывать на практике.

Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности.

ИОМ включает в себя сочетание учебной и внеучебной деятельности в целях социальной самореализации личности и формирования обучающимися опыта допрофессиональной подготовки.

Основные условия осуществления образовательной деятельности с помощью ИОМ в следующем:

  1. открытость обязательных результатов обучения;

  2. возможность выбора учащимися уровня сложности;

  3. целесообразность сочетания различных форм организации учебной деятельности;

  4. организация дифференцированной помощи со стороны учителя;

  5. обучение должно стать преимущественно активной самостоятельной деятельностью учащихся;

  6. создание психологического комфорта ученика, учет его индивидуальных особенностей.

Все это создает условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Такая организация позволяет обеспечить развитие сильного ученика и корректировать обучение среднего. Дает возможность основной массе класса получить достаточно прочные знания.

Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Это обеспечивает личностное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей, обладает более широким значением и характеризуется многоаспектностью и несколькими направлениями реализации:

  • содержательным (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут),

  • деятельностным (специальные педагогические технологии),

  • процессуальным (организационный аспект).

и определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
— целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
— содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
— технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
— диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
— организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).
Достигается это путем:

  • структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);

  • сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);

  • регулирования (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности);

— результативный (формулируются ожидаемые результаты).

Обучение школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута позволяет:

  • усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания обучения, связанный с апробированием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательных областей;

  • создать условия для профилизации обучения, формировать Портфолио учащегося;

  • сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы;

  • перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на помощь в освоении учащимися способов учения, во-вторых, на фиксацию исключительно достижений учащихся;

Задача школы – сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, современный учитель должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения ученика. Но не все дети являются одаренными. Достаточно большое количество обучающихся в образовательных учреждениях имеют трудности при обучении. Связано это либо со слабым здоровьем детей, либо с низким уровнем мотивации, либо по ряду других причин. Для таких детей ИОМ может стать большим подспорьем для обучения.

При этом рекомендуется:

  1. При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.

  2. Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.

Замечать даже небольшие успехи и достижения обучающихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

  1. Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.

  2. Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.

  3. Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к стремлению к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала ученика в образовании

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

  1. Методики и технологии реализации ИОМ

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) традиционно понимают как персональный путь реализации личностного потенциала ученика в освоении содержания образовании (ФГОС) с учетом его индивидуально-психологических особенностей, познавательных интересов и жизненных планов, уровня обучаемости и результатов обучения.

ИОМ – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для конкретного одарённого ребёнка и его семьи (законных представителей) при осуществлении организационного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и достижения поставленных образовательных целей и задач.

Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения детей.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется: — образовательными потребностями;

— индивидуальными способностями и возможностями учащегося(уровеньготовности к освоению образовательной программы);

— возможностями материально-технической базы учреждения;
— профессионализмом педагога.

ИОМ помогает одаренному ребёнку раскрыть все свои таланты и определиться в выборе будущей профессии.

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются двух видов:

1. Индивидуальный образовательный маршрут для слабоуспевающих учащихся

2. Индивидуальный образовательный маршрут для мотивированных учащихся

Различают следующие структуры индивидуального образовательного маршрута.

  1. Линейная – принцип построения — от простого к сложному. Это позволяет реализовать систематичность и последовательность, так строится большая часть образовательных программ. Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к творческим заданиям. Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов и направлений деятельности.

  2. Концентрическая- структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов. В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребёнок осваивает второй, затем третий.

  3. Логарифмическая спираль — наиболее продуктивный тип структуры, так как один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности обучающихся. Этот тип структуры индивидуального образовательного маршрута используется нами в работе с одарёнными детьми с разносторонними интересами.

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов включает как учебную (по программе), так и дополнительную деятельность одарённого подростка. Причем, активное взаимодействие педагога и ученика возникает уже в ходе проектирования индивидуального образовательного маршрута, так как заинтересованность учащегося в происходящем и включенность его непосредственно в построение своей маршрутной карты является приоритетом в выборе педагогом приемов и средств.

Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществляется поэтапно.

1.Диагностика уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных интересов, особенностей (диагностический этап).

2. Определение цели и постановка задач, которые реализуются во время прохождения индивидуального образовательного маршрута.

3.Определение времени, которое должен и может затратить ребенок на освоение базовой и специальной части своей индивидуальной образовательной программы. Разработка учебно-тематического плана (почасового) в работе с учеником, отбор и определение логики освоения содержания.

4.Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий, которые могут быть наиболее продуктивными для осуществления ИОМ. Совместное планирование педагога с учеником форм и способов взаимодействия с другими учителями.

5.Выбор способов оценки успешности освоения ИОП и подготовка презентации достижений.

1 Этап. Диагностикауровня развития способностей ученика, его индивидуальных особенностей и познавательных интересов. В силу того, что основой выбора индивидуального образовательного маршрута являются: жизненные планы; учебные достижения и успехи в творческой, социальной внеурочной деятельности; состояние здоровья ученика, то, соответственно, осуществляется отбор методов и методик для определения этих характеристик. Результат этого этапа – список используемых методов изучения, список одаренных старшеклассников и распределение их по группам с учетом профилей обучения.

2 Этап. Целеполагание и определение первостепенных задач.

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с учеником и его родителями определяет цели и задачи образовательного маршрута. Результатом этого этапа становится индивидуальная образовательная программа с учетом требований образовательной программы. Педагогу необходимо совместно с учеником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из программы, опираясь на интересы ученика, его возможности и поставленные цели.

Индивидуальная образовательная программа (адресная) ученика представляет собой описание содержания образования определенного уровня и направленности (в том числе в контексте предпрофильной или профильной подготовки), видов деятельности учащегося.

Структура такой программы может быть представлена следующими компонентами:

  • целевое назначение,

  • исходный уровень знаний и умений учащегося,

  • продолжительность обучения,

  • ожидаемый результат,

  • учебные программы,

  • формы аттестации учебных достижений учащегося.

3 Этап. «Определение времени».В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим учеником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами, потребностями самого учащегося.

Результатом данного этапа проектирования должна быть индивидуальная внеурочная деятельность детей.

4 этап. Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий, которые могут быть наиболее продуктивными для осуществления ИОМ, определение содержания учебно-тематического плана и методов работы в рамках каждой индивидуальной образовательной программы. Учитывая индивидуальные особенности личности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальная образовательная программа может реализоваться различными способами:

  • Занятие в кабинете. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной системе.

  • Групповые занятия. Для группы учащихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля.

  • Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает ученик в процессе выполнения заданий, тьюторскиезанятия.

  • Практика. Важной формой организации индивидуального обучения является практика, которая может проходить в различных организациях и учреждениях культуры, науки, образования и т.п. Одной из форм формирования практических навыков может быть тьюторское сопровождение детей при совпадении образовательных траекторий. В раздел практики входят многочисленные формы кружковых занятий, организуемых как на базе ДДТ, так и вне учреждения, в условиях сетевого взаимодействия, средствами современных информационных технологий. На этом этапе планируется психологическое, методическое, тьюторское и информационно-техническое обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов детей, а, значит, и взаимодействие с разными учителями и специалистами в образовательном пространстве района.

5 Этап. Выбор способов оценки успешности обучающегося и презентация достижений.

Планировать формы оценки и самооценки успешности в рамках реализации индивидуально-образовательного маршрута для одаренных детей: участия в конкурсах, проведения открытых занятий — тьюторской деятельности, презентации достижений, зачетная работа, тесты, участие в олимпиадах различного уровня и др.

Самооценку ребёнок может провести по схеме самоанализа и этапам индивидуального образовательного маршрута

Наэтапах реализации ИОМ может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится преподавателем совместно с учеником и родителями.

Конечный продукт проекта – индивидуальные образовательные маршруты детей с набором диагностических методов и методик, программа психологического, информационно-технического, педагогического и тьюторского сопровождения, смета финансовой поддержки такого проекта.

  1. Применение ИОМ

Индивидуальный образовательный маршрут применяется при организации самостоятельной деятельности детей, при организации проектной, учебно-исследовательской деятельности, при работе с одарёнными детьми (дополнительное обучение некоторых детей), при заполнении портфолио личностных достижений ребёнка в любой образовательном учреждении (ОШ, ДОУ, ДОД и др.)

Невозможно определить индивидуальный образовательный маршрут на весь период обучения сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребёнка. С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса, позволяющая обучающимся достичь поставленных целей и высоких результатов. То есть, ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий не только реализации личностного потенциала, но и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся, позитивно влияющий на учебную мотивацию.

Условия необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:

  • осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;

  • осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;

  • активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

  • организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

  1. Литература, научные документы.

Национальная законодательная инициатива «Наша новая школа»;

Концепция развития одарённости;

Федеральный закон»Об образовании в Российской Федерации» (ст.17); ФГОС общего образования.

Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист».-2006.-№9.

Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.

Кунаш М. «Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ. ФГОС.»

Гришина Е.М. «Индивидуальный образовательный маршрут ученика»

Митрофанова Л.М. «Индивидуальный образовательный маршрут как механизм индивидуализации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей»

Г.А. Сапрыкина, О.Н. Ковалёва «Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одарёнными детьми в учреждение дополнительного образования»

Сутеева И.В. «Модель индивидуального образовательного маршрута в рамках исследовательской деятельности обучающихся»

Исаева И.Ю. «Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута»

Инернет-ресурсы:


Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития одаренных личностей, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей. На современном этапе развития общества инициируется создание такой модели образования, которая бы обеспечивала развитие каждой личности в максимальном диапазоне ее интеллектуальных и психологических ресурсов.
Традиционные формы и методы обучения, ведущие одаренную личность по обобщенному, стандартному, единому для всех образовательному пути, направленные на пассивное усвоение нужных и ненужных знаний, требуют от ребенка лишь усидчивости, не развивая в нем стремления к активности и самореализации. Очевидно, что при максимальном учете индивидуальных особенностей ребенка, для формирования комплекса умений его самосовершенствования (от самопознания до самореализации) в образовании идеальным может считаться индивидуализация образования.
Принято считать, что процесс индивидуализации образования — это процесс образовательного взаимодействия, ориентированный на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога. Совместная работа педагога и обучающегося направлена на формирование предметных умений и универсальных умений (компетентностей), на получение учебных результатов в продуктивной форме.
Индивидуализация обучения – это с одной стороны — организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. С другой — различные учебно- методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход1. Индивидуализированное, функциональное и эффективное образование, успешная подготовка к ГИА и ЕГЭ одаренных детей, в том числе для одаренных детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, одаренных детей, проживающих в труднодоступных и отдаленных местностях, осуществима с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения.
Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно- ориентированный подход в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) .
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Способ построения ИОМ, характеризует особенности обучения одаренного ребенка и развития его на протяжении определенного времени, то есть носит пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его построения, состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. ИОМ, по мнению С.В. Воробьевой, адекватен личностно-ориентированному образовательному процессу, но в то же время, не тождественен ему, так как имеет специфические особенности. Он специально разрабатывается для конкретного одаренного учащегося. Причем на стадии разработки ИОМ одаренный учащийся выступает как субъект выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением и как заказчик образовательных услуг, предъявляя свои образовательные потребности, познавательные и иные индивидуальные особенности. А на стадии реализации учащийся выступает как субъект осуществления образования. В этом случае личностно ориентированный образовательный процесс реализуется как ИОМ при условии использования функциональных возможностей психолого- педагогической поддержки. Важно, что поддержка одаренного учащегося в образовательном процессе трансформирует личностно-ориентированный образовательный процесс в ИОМ. Содержание ИОМ определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями, интересом и возможностями учащегося (уровнем готовности к освоению программы) и его родителей в достижении необходимого образовательного результата, содержанием базовой образовательной программы.
Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:
— осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
— осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащимися;
— активным включением учащихся в деятельность по созданию ИОМ;
— организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.
Развитие ребенка может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога — предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:
— особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
— возможностями удовлетворить образовательные потребности одаренной личности;
— ресурсными возможностями.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
— целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
— содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
— технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
— диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
— организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).
При построении индивидуального образовательного маршрута Хуторской А.В. выделяет несколько этапов:
1. Первый этап. Диагностика педагогом уровня развития и степени выраженности личных качеств учащихся. На этом этапе проводится конкурс вопросов по темам учебного курса, тестирование, выбор заданий различного типа. Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности.
Диагностика:
образовательных потребностей и мотивов;
предпочитаемых видов деятельности;
начального уровня количества и качества представлений, знаний и умений;
особенностей нервной системы и стилей переработки информации и т.д.
Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута, выстраивает систему общих рекомендаций, включающих: содержание, подлежащее усвоению; виды деятельности по усвоению учебного содержания; ожидаемые индивидуальные результаты; формы контроля.
2. Второй этап. Фиксирование каждым учащимся, а затем и педагогом фундаментальных образовательных объектов. Знакомство с содержание учебного предмета в целом, темы, и т.д. Каждый учащийся выбирает темы, которые ему предстоит освоить (в знаковой, схематичной, рисуночной, тезисной форме). При ознакомлении с содержанием темы и педагог определяет: инвариантное содержание (то есть содержание, обязательное для ознакомления всеми учащимися; рубрики и их содержание; содержание, актуальное для учащихся, обучающихся в рамках того или иного модуля; возможные варианты выполнения практических заданий: тренажер, практикум, лабораторная работа, творческое задание, которые могут быть предложены разным учащимся и не все обязательны для выполнения.
3. Третий этап. Выстраивание системы личного отношения учащегося с предстоящей к освоению образовательной областью или темой. Каждый ребенок выстраивает свой индивидуальный образ темы (то, как он ее видит в идеале, в дальнейшем происходит достраивание этого идеала): определение индивидуальных целей; отношение к выделенным проблемам; определение перспектив своей деятельности, прогнозирование своей успешности и т.д.









4. Четвертый этап. Выстраивание ИОМ.
Программирование индивидуальной образовательной деятельности по отношению к «своим» и общим фундаментальным образовательным объектам. Учащийся с помощью педагога выступает в роли организатора своего образования: формулировка цели, отбор тематики, предполагаемые конечные образовательные продукты и формы их представления, составление учебно-тематического плана, отбор средств и способов деятельности, выстраивание системы контроля и оценки деятельности, установление сроков освоения содержания. Создается индивидуальная программа обучения на определенный период (занятие, тема, раздел, курс). Этап предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной деятельности со своим ребенком.
Учитывая эти особенности одаренных детей, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.
Характеристика качеств личности и методы работы с ребёнком

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Фролова С.В. 1 Фролов В.А. 1 Горячева Н.А. 1 Федякова Н.Д. 1 1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» В статье авторами анализируется концепция создания индивидуального образовательного маршрута в образовательном пространстве. Авторами обосновывается технология проектирования воспитательного пространства – индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности, который рассматривается как персонально-событийный путь развития и реализации личностного потенциала обучающегося. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ ВД) внеучебной деятельности является гарантом соблюдения необходимых педагогических условий и технологий для достижения цели современного высшего образования. Концепция построения индивидуального образовательного маршрута основывается на совокупности таких методологических подходов, как аксиологический, индивидуально-личностный, событийно-деятельностный, системно-графовый и блочно-модульный. Авторами обосновываются принципы и функции индивидуального образовательного маршрута в образовательном пространстве. В ходе исследования использованы такие педагогические методы, как педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент. Результаты исследования могут быть применимы в учебном процессе образовательной среды высшей школы и иных типов образовательных организаций. 169 KB образовательное пространство индивидуальный образовательный маршрут функции индивидуального образовательного маршрута. 1. Лабунская Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию / Н.А. Лабунская // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. – СПб., 2002. − № 2(3). – С. 79–90. 2. Илалтдинова Е.Ю. Пространственный подход к воспитанию в образовательной организации / Е.Ю. Илалтдинова, C.В. Фролова // Народное образование. – 2016. – № 4-5. – С. 219-224. 3. Фролова С.В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей студентов / С.В. Фролова// Современные исследования социальных проблем. – 2013. − № 6 . – URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/389 (дата обращения 12.03.2015). 4. Фролова С.В. Педагогическое сопровождение студента на индивидуальном образовательном маршруте внеучебной деятельности : учебное пособие. / С.В. Фролова. – Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2016. – 89 с. 5. Фролова С.В. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в высшей школе: опыт России и Индии / С.В. Фролова, Р.У. Арифулина, Х.С. Ядав // Вестник Мининского университета. – 2015. – 4. URL: http.: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/realizatsiya-individualnykh-obrazovatelnykh-marshr/ (дата обращения 03.04.2016).

В современном образовательном пространстве все отчетливее возникает потребность студентов построения своего маршрута образования, основу которого определяют личностное начало: цели, мотивы, желания и потребности самого студента. Данная ситуация актуальна в связи с усилением разнородности контингента студентов и, как следствие, разноплановости, разнонаправленности мотивации получения образования и разнообразия в смыслоустановочных ориентациях в получении профессионального образования.

В современной педагогической науке существуют различные подходы к решению проблемы индивидуализации процесса обучения и воспитания, основанные на идеях индивидуальности личности и педагогики «свободы». Так, учеными вводятся в педагогическую теорию и практику такие понятия, как «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная траектория развития», «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальная образовательная деятельность», «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальный образовательный план». Все понятия связаны друг с другом по смыслу и целевой направленности на индивидуализацию образовательного процесса, однако не являются тождественными.

Технология индивидуального образовательного маршрута получила свое развитие в США в XX веке как необходимость персонализации образовательного пространства. Данная технология носит название «personal educational pathway». Однако сама суть технологии предполагает построение абсолютно свободного, гибкого и динамичного пространства образовательной организации – отсутствие заданных образовательных стратегий и траекторий, жесткого учебного плана, графика образовательных процессов. Однако в чистом виде данная технология не реализуется и там, так как это обусловлено множеством препятствующих барьеров, и поиски ее реализации до сих пор продолжаются.

В рамках нашего исследования выделяется индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности (ИОМ ВД), определяется как персонально-событийный путь непрерывного духовно-нравственного, когнитивного, эмоционально-волевого, личностного развития и реализации потенциалов студента в образовательном процессе в вузе в соответствии с его личными предпочтениями, мотивами и интересами при условиях педагогического сопровождения о стороны педагога (тьютора, куратора и др.) .

Методологической основой проектирования индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности являются следующие подходы: аксиологический, событийно-деятельностный, индивидуально-личностный, системно-графовый и блочно-модульный .

Данные подходы реализуются в исследовании во взаимосвязи друг с другом. Центральное место занимает аксиологический подход, который позволяет выделить духовно-нравственные ценности и ценностные ориентации личности, осуществить насыщение этими ценностями внеучебную деятельность обучающегося.

В основе аксиологического подхода (Л.В. Бондаревская, Т.И. Власова, Н.Д. Никандров, В.В. Николина, Е.Н. Шиянов, В.А. Сластенин) лежит понимание и утверждение ценностей человеческой жизни, воспитания, обучения и образования в целом. Этот подход связан с развитием теоретического и практико-ориентированного поиска духовно-нравственных ценностей и ценностных ориентаций личности. Его сущность заключается в утверждении приоритета ценностных начал в целостном образовательном пространстве. Аксиологический подход объединяет в себе классический ряд духовно-нравственных ценностей: человек как самоценность высшего порядка, любовь как многомерный феномен, жизнь, родина, добро, труд, мир, свобода, вера, истина и красота.

Духовно-нравственные ценности являются основой воспитания и реализуются в аксиологическом насыщении персонально-событийного пути обучающегося в воспитательном пространстве образовательной организации. Ядром ценностных ориентаций человека является любовь, отсюда проистекают остальные ценности и, как следствие, формируются значимые качества личности человека: человеколюбие, уважение к личности и достоинству человека, милосердие, вера, благодарение, трудолюбие, патриотизм и др. Этапы, педагогические технологии и собственно события воспитательного пространства аксиологически насыщены духовно-нравственными ценностями. В основе каждого направления воспитательной деятельности образовательной организации лежит духовно-нравственное становление личности.

В основе событийно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, О.С. Газман, Л.К. Лузина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.Е. Соловьев, Н.Е. Щуркова) лежит способ познания и организации деятельности, включающий в себя комплекс структур и механизмов, направленный на формирование духовно-нравственной, самостоятельной, творческой и социально активной личности обучающегося посредством участия в событиях индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности. Субъект самостоятельно совершает выбор событий, которые необходимы ему для саморазвития, конструирует индивидуальный образовательный маршрут персонально-событийного пути в воспитательном пространстве . Данный подход характеризуется конкретной направленностью и локальным характером воздействия. Событийно-деятельностный подход основан целостной деятельностью, так как оказывает влияние, с одной стороны, на сознание личности, процесс переосмысления ею значимых ценностей, с другой стороны, на эмоциональную и поведенческую сторону личности, формирование позитивных, социально ценных и личностно значимых моделей поведения.

Индивидуально-личностный подход (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.А. Караковский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) в формировании духовно-нравственных ценностей обучающегося в контексте реализации индивидуального образовательного маршрута требует признания уникальности личности, ее нравственной свободы, права на уважение, учитывает возрастные особенности студентов, включает в себя признание обучающегося активным субъектом образовательного процесса.

Сущность системно-графового подхода (М. Брейер, Е.А. Бабкина, Л.И. Лурье, В.Д. Колдаев, Е.И. Травкин) заключается в построении временного событийного графа, представляющего собой модель, отражающую развитие системы во времени и пространстве векторов индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности. В такие моменты времени происходят события, при этом событие определяется как мгновенное возникновение, которое может изменить состояние системы. Его использование позволяет графически представлять информационные модели в обучении, что имеет свои преимущества, скорость, надежность, точность восприятия, запоминания и переработки информации, агрегирование большого числа характеристик, что приводит к поддержке представления об объектах повышенной сложности.

В рамках системно-графового подхода индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности представляет собой совокупность гибкой нелинейной сети событий, как ценностно-содержательных элементов, и ребер, как устойчивых системообразующих операций процессуально-деятельностного характера.

Блочно-модульный подход (В.В. Гузеев, В.А. Ермоленко, И.А. Колесникова, Т.Т. Новикова, М.А. Чошанов, П.А. Юцявичене) определяет способ построения модели индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности в виде взаимосвязанных блоков, содержащих содержательные модули.

Концепция проектирования воспитательного пространства образовательной организации на основе ИОМ ВД базируется на идеях индивидуализации, уникальности процесса формирования духовно-нравственных ценностей у обучающихся и их непрерывного саморазвития . Саморазвитие личности включает следующие процессы: самопознание, самовоспитание, самообучение, самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.

Концепция проектирования воспитательного пространства образовательной организации на основе ИОМ ВД строится на принципах индивидуальности, событийности, гармонии, продуктивности, сотрудничества и доверия субъектов образовательного пространства, реализации субъект-субъектных отношений, саморазвития и самовоспитания .

Принцип индивидуальности заключается в создании условий для формирования индивидуальности личности обучающегося, уникальности его индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности. При построении ИОМ ВД учитываются индивидуальные склонности, мотивы, потребности, желания обучающегося. Важным положением данного принципа является признание того, что «среднего» человека не существует среди общности субъектов образования. Эта мысль говорит о том, что невозможно ориентировать содержание образования и его темп на условно «средний» показатель. Такие мысли были выражены и обоснованы в США в 2016 году учеными в Техасе в качестве обоснования необходимости развития образования через призму технологии индивидуального образовательного маршрута («personal educational pathway»). Субъект должен иметь право выбора персонального самоопределения в образовании в соответствии с присущими именно ему мотивами, интересами и интенциями.

Принцип событийности реализуется в том, что индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности представляет собой цепь воспитательных событий, направленных на духовно-нравственное формирование личности. События воспитательного пространства обладают значимым содержанием, сильным, целенаправленным воздействием на личность обучающегося и являются предпосылкой для переосмысления духовно-нравственных ценностных ориентаций, взглядов, формирование позитивных моделей поведения. Цепь событий индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности формируется самим обучающимся и логикой его участия в деятельности устойчиво действующего сообщества . Событие реализуется в событийной общности субъектов образовательного пространства. Событийная общность рассматривается как реальная встреча идеального и реального (Д.Б. Эльконин), как пересечение жизней в общем эмоционально-смысловом и ценностно-смысловом пространствах субъектов образовательного пространства во встрече «Я-Ты» (М. Бубер).

Принцип гармонии заключается в формировании личности, основанном на гармоничном развитии автономизационных и коллективистских качеств личности обучающегося. Индивидуальный образовательный маршрут не является изоляцией субъекта образования на самом себе. Реализация событийной деятельности маршрута подразумевает взаимодействие субъектов событийной общности, при котором каждый научается эффективному взаимодействию в коллективе и определении персональной позиции, встраиваемой в коллектив. Индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности не изолирует субъекта от социума, коллектива. Коллектив, устойчиво действующее сообщество, рассматривается как мощный ресурс воспитания, взаимообогащения субъектов индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности, форма организации жизнедеятельности.

Принцип продуктивности основан на деятельности обучающегося и преподавателя по созданию эффективного образовательного маршрута, продуктом которого является духовно-нравственная развитая личность. Все события индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности направлены на достижение конкретной цели. В данном случае, целью индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности является достижение образовательного результата. На каждом этапе реализации индивидуального образовательного маршрута субъект достигает определенные образовательные продукты, что является слагаемыми образовательного результата. Присутствие образовательного результата усиливается за счет реализации событийной рефлексии. Руководствуясь данным принципом, в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности, исключается «случайность» событий, имеющих нейтральное воспитательное влияние на личность обучающегося.

Принцип сотрудничества и доверия преподавателя и обучающегося осуществляется в создании необходимых условий для реализации партнерских отношений в построении и реализации индивидуального образовательного маршрута . Данный принцип заключается в создании условий, при которых организатор индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности (тьютор, куратор и др.) помогает преодолевать кризисы, риски и барьеры, с которыми сталкивается обучающийся в процессе движения по ИОМ ВД.

Принцип реализации субъект-субъектных отношений основывается на признании обучающегося субъектом образовательного пространства. При проектировании модели индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности важен фактор доверительного отношения, который способствует эффективному взаимодействию обучающегося и педагога. Обучающийся является субъектом ИОМ ВД и вместе с организатором ИОМ ВД (педагогом, куратором, тьютором) активно проектирует его, исходя из своих собственных потребностей, мотивов и целей . Субъект совершает осознанный выбор событийного насыщения собственного маршрута в образовании. Данный выбор становится фактором формирования познавательной самостоятельности обучающегося, вбирающей феномен «ответственности» субъекта за образовательный результат.

Мотивационно-ценностная ориентация формируется в процессе реализации первого этапа индивидуального образовательного маршрута. Обучающийся как субъект образовательного процесса должен осознать необходимость своего развития в профессионально-личностном контексте.

Индивидуальный образовательный маршрут выполняет рефлексивно-аксиологическую, мотивационную, коммуникативную, ценностно-формирующую, индивидуально-процессуальную, личностно-формирующую, диагностико-аналитическую функции. Совокупность указанных функций обеспечивает целостность ценностно-целевой направленности образовательного пространства.

Рефлексивно-аксиологическая функция включает в себя процесс рефлексии субъекта ИОМ ВД; актуализации мотивационной сферы обучающихся, личностных смыслов, ценностного отношения; осмысление и анализ духовно-нравственного развития; формирование устойчивой потребности в реализации ИОМ ВД.

Мотивационная функция заключается в процессе формирования устойчивой системы мотивов, потребностей и интересов субъекта ИОМ ВД, направленной на реализацию своего вектора ИОМ ВД, что позволяет регулировать и оценивать свое поведение в соответствии со своими мотивами и целями.

Коммуникативная функция выступает как форма взаимодействия субъектов образовательного пространства по передачи и обмену ценностями жизни. Обеспечивает взаимопонимание, умение работать в команде, общение людей на базе выработки общих личностных ценностей.

Индивидуально-процессуальная функция обеспечивает формирование образовательных результатов, исходя из индивидуальных склонностей и потребностей обучающегося.

Ценностно-формирующая функция ориентирует субъекта в мире духовно-нравственных ценностей, позволяет выявить соответствующие жизненные ориентиры, осмыслить духовно-нравственные ценности, что впоследствии формирует духовно-нравственные качества личности обучающегося и позитивные модели поведения.

Диагностико-аналитическая функция обеспечивает наличие диагностического инструментария, позволяющего на основе выделенных критериев и показателей анализировать достижение образовательного результата субъектом.

Совокупность указанных функций обеспечивает целостность ценностно-целевой направленности образовательного пространства, построенного на основе индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности.

Ценность образовательного пространства образовательной организации в идеологии индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности состоит в том, что оно позволяет каждому на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к самосовершенствованию и совершенствованию социума вокруг себя обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности, социально и личностно значимых моделей поведения.

Библиографическая ссылка

Фролова С.В., Фролов В.А., Горячева Н.А., Федякова Н.Д. КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;

URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25983 (дата обращения: 18.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

«Индивидуальный образовательный маршрут по ФГОС: что это такое и как с ним работать»

«Индивидуальный образовательный маршрут по ФГОС:

что это такое и как с ним работать»

Выступление

Подготовила:

Миловидова Альбина Альбертовна,

педагог-психолог,

I квалификационной категории

2017 год

Индивидуальный подход к личности ребёнка — ключевой принцип Федерального государственного образовательного стандарта.

Принцип приоритета интересов ребёнка исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности самого малыша, так и в окружающих его взрослых, несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт маленький человек.

Мы сегодня рассмотрим индивидуальный образовательный маршрут воспитанников и оказание помощи родителям детей, направленную на компенсацию (возможно коррекцию) индивидуальных проблем и удовлетворение индивидуальных запросов, интересов, склонностей, потребностей.

Прежде, чем говорить об индивидуальном образовательном маршруте, определимся, что же это такое маршрут сопровождения?

Маршрут – путь, личностного роста (воспитания, развития, обучения) ребёнка;

Теперь мы можем рассмотреть понятие «индивидуальный образовательный маршрут»

Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательное пространство, которое создается в процессе осуществления образовательного и психолого-педагогического сопровождения конкретного ребенка (его семьи) в конкретной образовательной организации командой специалистов различного профиля с расчетом на определенный срок.

Таким образом, в этом определении заложено сразу несколько педагогически важных идей применения данного варианта работы с ребенком. Итак, индивидуальный образовательный маршрут:

  • связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения;
  • создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у обучающегося знаниями и опытом;
  • оформлен как индивидуальная программа сопровождения.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Разработка индивидуального образовательного маршрута происходит совместно с воспитателем группы и со специалистами, обучающимся и его родителями.

Выгодский Л.С. заложил предпосылки для построения индивидуального маршрута развития. По его словам, следует определить, по меньшей мере, двойной уровень детского развития. Во-первых, актуальное развитие ребенка, т.е. то, что уже на сегодня созрело, и, во-вторых, зону его ближайшего развития, т.е. такие процессы которые, не являясь зрелыми сегодня, тем не менее, находятся в пути, прорастают, завтра принесут плоды и перейдут в уровень актуального развития.

Индивидуальные образовательные маршруты проектируются:

  • для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения общеобразовательной программы для дошкольников и нуждаются в коррекционной помощи специалистов;
  • для воспитанников с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;
  • для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты.

Цель индивидуального образовательного маршрута – создание оптимальной системы комплексного сопровождения воспитанников в условиях дошкольной организации, направленного:

  • На максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
  • Коррекцию его психофизических недостатков;
  • Актуальное включение в окружающую социальную среду;
  • Подготовка к школьному обучению.

Основные этапы, структура и содержание

Индивидуальные образовательные маршруты отличаются друг от друга. Содержание может отличаться объёмом, степенью сложности, которая характеризуется широтой и глубиной раскрытия конкретной темы, проблемы, понятийным аппаратом. Может быть различен и темп его освоения воспитаником. Варьируется также методы, приёмы, способы организации образовательного процесса.

Но все они должны быть адекватны конкретному ребенку, содержанию образования и модели образовательного процесса.

  1. Разработана нормативно-правовая база коррекционно-развивающего обучения с учетом индивидуальных потребностей и возможностей детей с нарушениями психофизического развития. В этом процессе участвуют специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели.
  1. Создан банк данных.
  1. Изучены потребности родителей.
  1. Разработаны индивидуальные образовательные маршруты воспитанников с нарушениями психофизического развития.

Принципы ИОМ

Принцип опоры на обучаемость ребенка;

Принцип соблюдения интересов ребенка («на стороне ребенка»);

Принцип отказа от усредненного нормирования (избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании);

Принцип тесного взаимодействия и согласованности специалистов в процессе реализации ИОМ;

Принцип непрерывности.

Вся работа по системе комплексного сопровождения воспитанников ведется в рамках психолого-педико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) координирует работу всех специалистов ДОУ. Это позволяет:

  • Вырабатывать общие задачи коррекционно-развивающей работы;
  • Прослеживать динамику развития ребенка (2 раза в год) с целью определения дальнейшего образовательного маршрута;
  • Осуществлять индивидуальную работу с детьми с учетом особенностей их нарушений;
  • Обеспечивать преемственность в работе всех специалистов по выполнению индивидуальной программы развития.

ПМПк ДОУ работает в контакте с районной ПМПК (комиссией), с которой у нас заключен договор о взаимодействии.

Организация комплексного сопровождения воспитанников осуществляется в три этапа:

  • Диагностико-прогностический;
  • Коррекционно-формирующий;
  • Оценночно-проективный.

Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной составляющей процесса сопровождения. Основные направления этапа включают:

  • Информацию о развитии и воспитании ребенка;
  • Всестороннюю оценку интеллектуального развития;
  • Диагностику развития психических функции;
  • Оценку психомоторного развития;
  • Оценку развития эмоционально-волевой сферы;
  • Оценку поведения и психологических механизмов его регуляции;
  • Оценку характера и особенностей личности в целом;
  • Прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка.

Алгоритм работы специалистов:

  • составление перспективного плана работы
  • разработка рекомендаций для всех педагогов и родителей, исходя из имеющихся нарушений
  • работа по индивидуальному плану
  • обследование

Коррекционно-формируемый этап

По результатам обследования определяется стратегия этого этапа работы с ребенком, которая реализуется через индивидуальный программу сопровождения, составляется прогноз развития.

В конце курса реализации программы проводится диагностика, позволяющая сделать выводы о динамике развития.

Основные направления работы психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы с воспитаниками:

  • развитие познавательной сферы (упражнения на развитие мышления, воображения, речи, памяти);
  • Формирование готовности к обучению в школе;
  • Коррекция нарушений эмоциональной сферы (психологические тренинги и игровые упражнения, помогающие релаксации, нейтрализации страхов, понижению уровня тревожности и агрессии, совершенствующие поведенческую сферу, а также социально-коммуникативные навыки)
  • Развитие зрительно-моторной сферы и функциональных возможностей кисти и пальцев, подготовка руки к овладению письмом
  • Развитие эмоционального, речевого общения с окружающими (ролевые и подвижные игры, занятия в форме беседы и диалога, чтение и обсуждение литературных произведений, небольшие этюды-импровизации, усиливающие эмоциональный компонент восприятия информации).

Оценочно-проективный этап деятельности является завершающим в реализации модели комплексного сопровождения и включает:

  • оценку эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели в работе с детьми с ОВЗ;
  • проектирование последующей работы с детьми.

Взаимодействие с родителями.

Мы активно сотрудничаем с родителями детей с ОВЗ, где стараемся помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка. Это подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку.

Взаимодействие с педагогами.

В сопровождении развития ребенка педагог является одним из главных «сопровождающих», т.к. именно он реализует рекомендации специалистов в повседневной работе с ребенком.

На практике педагоги, работающие с детьми ОВЗ, сталкиваются с проблемами, которые не могут решить самостоятельно. Особые трудности они испытывают в организации коррекционной работы с детьми: порой проявляют психологическую некомпетентность. Вследствие чего невозможна реализация рекомендации педагога-психолога. Поэтому в работе с педагогами важнейшим является:

  • повышение психологической компетенции педагогов;
  • взаимодействие в вопросах анализа совместной деятельности;
  • разработки индивидуальных программ сопровождения, обсуждение итогов, эффективности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *