Индивидуальный подход в обучении младших школьников

индивидуальный подход в обучении младших школьников статья на тему

Реферат

на тему:

«Психолого-педагогические основы осуществления индивидуального подхода в обучении»

Реферат подготовил: Щеголева Светлана Николаевна

Должность: учитель начальных классов

Место работы: МКОУ Новотроицкая ООШ Терновского района Воронежской области

Введение

1. Понятие «индивидуальный подход обучения».

2. Методы и приемы индивидуального подхода обучения.

3. Заключение.

4. Список использованной литературы.

Введение

Обновление всех сфер общественной жизни со всей определённостью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения. Они становятся более демократическими, появляется возможность широкого выбора. В условиях гибкой, вариативной социальной практики повышается значимость индивидуального подхода в обучении как способа освоения личностью произвольных высших форм индивидуального обучения, при которых человек является активным субъектом социального выбора. Возрастает социальная потребность в как можно более раннем приобщении каждого нового члена общества к сложной практике индивидуального обучения в педагогической системе.

Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное обучение имеет не только знание педагогом возраста, но и индивидуальных особенностей и личностных характеристик и возможностей воспитанника. В числе индивидуальных особенностей, на которые следует опираться педагогу в обучении и воспитании, чаще других выделяются особенности восприятия памяти, речи, характера, темперамента, воли. «Индивидуальный подход в воспитании и обучении, — отмечает Г. М. Коджаспирова , — заключается в осуществлении педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.). Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку». Следовательно, организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся позволяет говорить об индивидуализации обучения. Для понятий педагогической науки, которые отражают особенно сложные явления, зачастую характерно то, что они используются в различных, иногда неопределённых, значениях. К таким понятиям относится и «индивидуализация обучения». Анализ литературы показывает, что более точное содержание этого понятия в каждом конкретном случае зависит от того, какие цели и средства имеются в виду, когда говорят об индивидуализации. При использовании этого понятия встречаются большие различия как в разных странах, у разных авторов, так и в повседневной школьной практике. Наша задача состоит в том, чтобы узнать какие условия необходимы для реализации индивидуального подхода в обучении.

1. Понятие «индивидуализация» обучения.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД — психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе надо учитывать личностные особенности и условия жизни каждого обучаемого. В индивидуальном подходе находит свое выражение гуманное отношение к людям, понимание их как исключительных ценностей. Успешное осуществление индивидуального подхода предполагает:

  • глубокое изучение личности, ее деятельности и индивидуальных особенностей; определение ближайших конкретных и более отдаленных целей и задач формирования у обучаемого тех или иных качеств (или преодоления недостатков);
  • применение принципов, методов, средств и приемов педагогического воздействия соответственно задачам воспитания и обучения данной личности с учетом ее особенностей и деятельности;
  • анализ результатов применения педагогических воздействий к тому или иному обучаемому.

Важное значение для осуществления индивидуального подхода имеет знание и учет трудностей, ошибок, недостатков и успехов каждого в учебной деятельности. Индивидуальный подход — это уважительно-активное, целеустремленное и наиболее целесообразное для данного обучаемого применение различных воздействий. Поддерживая стремление обучаемого к самореализации и самоутверждению, педагог может способствовать развитию у него необходимых личностных качеств, овладению знаниями, навыками, умениями.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков. При умелом и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания, особенно тех детей, у которых в течение длительного времени закреплялись отрицательные стороны поведения и характера.

Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребёнку с воспитанием и формированием коллектива, педагог может правильно направлять деятельность и поведение каждого ребёнка, воспитать умение подчинять свои личные интересы общим. Вне коллектива не могут раскрыться такие личностные качества детей, как коллективизм, уважение к товарищам, организованность, умение дружить, желание помогать друг другу. Влияние коллектива имеет особенно большое значение в преодолении отрицательных проявлений — эгоизма, своеволия, зазнайства.

За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э.Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов.

Существуют основные цели индивидуального подхода, обеспечивающие повышение эффективности образовательного процесса:

  • Обучающая цель – средствами индивидуализации усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ, повышению уровня знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, и, таким образом, уменьшать его абсолютное и относительное отставание (т.е. отставание от уровня своих возможностей), углублять и расширять знания учащихся исходя из интересов и специфики способностей.
  • Развивающая цель – формировать и развивать логическое мышление, креативность и умения учебного труда при опоре на зону ближайшего развития.
  • Воспитывающая цель – воспитание личности в широком значении этого понятия.

Индивидуализация создаёт предпосылки для развития интересов и специфических способностей ребёнка; при этом учитель должен не только стараться учитывать имеющиеся познавательные интересы, но и пробуждать новые. Индивидуализация обладает дополнительными возможностями вызвать у детей положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе. Целью индивидуального подхода является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую уникальную личность. Наиболее широкие возможности для индивидуального подхода в обучении представляет дифференцированная самостоятельная работа, которая проходит в одиночестве и индивидуальном темпе. Индивидуальный подход, таким образом, заключается в том, что учащимся даются задания в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также путём группировки учащихся внутри класса по различным признакам.

Таким образом, можно прийти к выводу, что реализация индивидуального подхода не только способствует наиболее успешному выполнению учебной деятельности учащимися, создает условия для развития тех качеств, от которых и зависти успешность этой самой деятельности, но и позволяет педагогам осуществлять эффективную деятельность в рамках государственных образовательных стандартов второго поколения.

2. Методы и приемы индивидуального подхода обучения.

В настоящее время образование рассматривается педагогами как общечеловеческая ценность. Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, то есть стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй – основан на широкой культурно – исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности.

Оба типа аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека. Для преодоления этих недостатков стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека.

Одной из главных культурно – гуманистических функций образования выступает общая направленность на гармоническое развитие личности. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования.

Цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально – ценностную деятельность. Человек – система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой. Следовательно, содержания образования, полноты картины можно достигнуть только в том случае, если личность будет представлена в динамике. Исходя из этого, деятельность личности выступает как детерминанта содержания образования. Следовательно, его можно определить, по В.С. Ледневу, как содержание особым образом организованной деятельности учащихся, основу которого составляет опыт личности.

Эффективную концепцию повышения развивающей функции традиционного обучения предложил Л.В. Занков . Его дидактическая система, ориентированная на младших школьников, оказывает развивающий эффект при соблюдении следующих принципов:

· Построение обучения на высоком уровне трудности.

· Быстрый темп изучения материала.

· Принцип ведущей роли теоретических знаний.

· Осознания учащимися процесса учения.

Теория учебной деятельности исходит из учения Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития, согласно которому обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний .

В соответствии с теорией учебной деятельности у учащихся должны формироваться не знания, а определенные виды деятельности, в которые знания входят как определенный элемент.

Как утверждает В.В. Давыдов, знания человека находятся в единстве с его мыслительными действиями. Следовательно, допустимо термином «знание» одновременно обозначать и результат мышления, и процесс его получения.

Таким образом, актуальность поиска эффективной системы обучения не уменьшилась и в настоящее время, так как ее дальнейшая разработка служит основой совершенствования процесса обучения.

Реализация индивидуального подхода в обучении школьников не разовое «мероприятие», это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребёнка, уровень его знаний, сформированности умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем изменяются цели, содержание, приёмы подхода к ребёнку. Поэтому важно видеть перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.

Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

· систематическое изучение каждого ученика;

· постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

· выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;

· фиксация и анализ полученных результатов;

· постановка новых педагогических задач.

Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.

Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности.

При использовании понятия «индивидуализация обучения» необходимо иметь в виду, что при его практическом исследовании речь идёт не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:

1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого ученика, а в группе учеников, обладающих примерно сходными особенностями;

2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, общие умственные способности); наряду с этим может выступать ряд особенностей, учёт которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например, различные свойства характера или темперамента);

3) иногда происходит учёт некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья);

4) индивидуализация реализуется не во всём объёме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.

В практике процесс обучения в основном ориентируется на средний уровень обученности и развития способностей к учению, поэтому не каждый школьник может реализовать свои потенциальные возможности. Индивидуальный подход направлен на преодоление несоответствия между уровнем учащихся, т. е. учебной деятельности, который задают программы и реальными возможностями каждого ученика. Учёт особенностей младших школьников носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе работы: при восприятии цели, мотивации учения, решении задач, определении способов действий и т. д.. Происходит интеграция отдельных приёмов, способов индивидуального подхода в процессе обучения младших школьников в единую систему, что повышает эффективность и обеспечивает единство обучения, воспитания и развития. Индивидуализация обучения, организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуальный подход в процессе обучения младших школьников осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения . Нередко, употребляя понятие «индивидуальный подход», имеют в виду нечто абстрактное — вроде демократического внимания к каждому ребёнку. Между тем, индивидуальный подход предполагает достаточно конкретное содержание. Он может рассматриваться в двух важных аспектах. Индивидуальный подход в зависимости от уровня развития той или иной способности, функции, свойства. Один ребёнок физически силён, другой — слаб, один быстро утомляется, другой может долго работать . Различие по уровню развития вполне реальны и, безусловно, требуют индивидуального подхода. Однако этот аспект проблемы является подлинным по отношению к другому в проблеме индивидуальных отличий. Именно неповторимость каждого ребёнка, уникальность его опыта, его внутреннего мира является непосредственным основанием для того подхода, который называется индивидуальным. Учёт как психологических, так и психофизических черт школьников важен для достижения двух основных целей: повышение эффективности обучения и облегчение труда учителя:

— во-первых, если учитель имеет представление об индивидуальных особенностях того или иного ученика, он будет знать, как они влияют на его учебную деятельность (как управлять вниманием, быстро ли и прочно ли запоминает, долго ли обдумывает вопрос, быстро ли воспринимает учебный материал, насколько уверен в себе). Знать эти качества ученика значит сделать первый шаг к организации его продуктивной работы;

— во-вторых, пользуясь этими данными и осуществляется индивидуальный подход в обучении, учитель будет более эффективно трудиться самостоятельно, что наверняка принесёт ему удовлетворение, освободит от дополнительных занятий с неуспевающими и т. д. Результатом станет снижение нагрузки, облегчение его труда .

В дидактике обычно различают три категории целей обучения: обучающие, развивающие и воспитательные. Поскольку индивидуализация обучения требует учёта названных нами особенностей детей, то её специфическая обучающая цель — средствами индивидуализации усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ повышением уровня знаний, умений и навыков каждого учащегося в отдельности и таким образом уменьшить его абсолютное и относительное отставание углублять и расширять знания учащихся, исходя из их интересов и специальных способностей. Развивающая цель индивидуализации — формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития ученика. Третья специфическая цель индивидуализации обучения охватывает воспитание личности в широком значении этого понятия. Индивидуализация создаёт предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребёнка; при этом стараются учитывать имеющиеся познавательные интересы и побуждать новые. Индивидуализация обладает дополнительными возможностями — вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе. Поэтому улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов также можно считать специфической целью индивидуализации . Помимо всего прочего, у индивидуализации имеется ещё одна общевоспитательная цель — всячески содействовать присущими ей средствами трудовому воспитанию. Особенно актуальным это стало сейчас, когда учебная работа со специальным трудовым обучением и трудом считается основным видом работы школьников и когда особенно выделяется необходимость формирования чувства долга у учащихся. Целью индивидуализации является одновременно сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность .

3. Заключение.

Внедрение индивидуализации обучения в педагогический процесс позволяет применить индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, так как в любом учебно-воспитательном процессе учителю приходится работать с индивидуальностями, с учениками, различающимися своими потребностями, склонностями, возможностями, интересами, потребностями и мотивами, особенностями темперамента, мышления и памяти. При этом создаются педагогические условия для включения каждого ученика в деятельность, опирающуюся на уровень актуальности и соответствующую зоне его ближайшего развития, обеспечивающую ему достижение уровня усвоения учебного материала в соответствии с его познавательными возможностями, способностями, но не ниже минимального уровня. В современных условиях главной задачей образования является не только получение участниками определённой суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, позволяет сделать вывод относительно теории индивидуализации обучения:

1. Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося.

2. Использование индивидуализации в процессе обучения создаёт возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усилия мотивации учения; формируют прогрессивные педагогические мышления.

3. Одной из важнейших основ индивидуализации в обучении является учёт психологических особенностей учащихся.

4. Основной целью индивидуализации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.

5. Реализуя индивидуальный подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:

— быть единой для всех групп учащихся;

— показывать динамику перехода ученика из одной группы в другую, т. е. учитель должен иметь возможность видеть рост ученика и учитывать его;

— наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся;

— предоставлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.

Обучение применительно к каждому отдельному ученику может быть развивающим лишь в том случае, если оно будет соответствовать уровню развития каждого ученика. Объективное выявление исходного уровня развития у каждого ученика — необходимое условие работы. Развитие умственных способностей предполагает специальные средства, развивающие знания, которые по содержанию должны быть оптимальной трудности и которые должны формировать рациональные умения умственного и физического труда.

Таким образом, индивидуальный подход — это учёт возрастных, индивидуальных и психических особенностей, особенностей протекания процессов высшей нервной деятельности при обучении и воспитании детей. Только опираясь на теоретический научный фундамент, педагог может овладеть мастерством индивидуального подхода к детями добиться нужного результата.

4. Список использованной литературы.

Рекомендации по предупреждению неуспеваемости обучающихся

Деятельность по предупреждению неуспеваемости обучащихся

Основные принципы неуспеваемости учащихся

1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений, навыков.

3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

Причины неуспеваемости

Внутренние по отношению к школьнику

Недостатки биологического развития:

а) дефекты органов чувств;

б) соматическая ослабленность;

в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение;

г) психологические отклонения.

Недостатки психического развития личности:

а) слабое развитие эмоциональной сферы личности;

б) слабое развитие воли;

в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.

Недостатки воспитанности личности:

а) недостатки в развитии моральных качеств личности;

б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.;

в) недостатки трудной воспитанности.

Внешние по отношению к школьнику

Недостатки образования личности:

а) пробелы в знаниях и специальных умениях;

б) пробелы в навыках учебного труда.

Недостатки опыта влияния школы:

а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;

б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива, учащихся и др.).

Недостатки влияния внешкольной среды:

а) недостатки влияний семьи;

б) недостатки влияний сверстников;

в) недостатки влияний культурно-производственного окружения.

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

5. Различные формы взаимопомощи.

6. Дополнительные занятия с учеником учителя.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3. Индивидуальный подход к обучащемуся.

4. Специальная система домашних заданий.

5. Усиление работы с родителями.

6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников

1.Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:

а) в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у обучащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;

б) включение в тематику педагогических советов, заседаний методических советов, объединений вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся;

2. Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах, устранение и профилактика.

3. Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения обучащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении.

4. Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства и воспитания, установленные межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с учениками активом, родителями и общественностью по месту жительства детей и др.

5. Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников и проведение в необходимых случаях специальных корректирующих занятий.

6. Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование.

7. Включение в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений и прочих проблем, над которыми будет работать школа в ближайшие годы, вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.

8. Постоянный контроль над реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, осуществлять специальный контроль над работой с наиболее «трудными» школьниками, строгий учет результатов этой работы.

9. Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

Формируемые отношения

1-ый этап

2-ой этап

3-й этап

4-й этап

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но не привлекательный материал

Отношение к процессу учения (усвоения знаний)

Действует учитель-

-ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе, своим силам

Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий

Поощрение успеха к работе, требующих некоторых усилий

Поощрение успеха в работе, требующий значительных усилий

Отношение к учителю(коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность,

внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для касса и концентрировать внимание на их устранение. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившие предыдущие уроки. По окончанию разделения темы или раздела обобщать итоги усвоение основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявить причины отставания.

2. При изложении нового материала.

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал.

3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. включать в содержание самостоятельной работы на упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль.

4. При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторения пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наиболее затруднения. Систематически давать домашнее задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;

Предложения учащимся примерного плана ответа;

Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления;

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.;

Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;

Напоминание приема и способа выполнения задания;

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило;

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания;

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Деятельность по предупреждению неуспеваемости учащихся методическая разработка на тему

Работа с неуспевающими учащимися

Работа с неуспевающими учащимися

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость — это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Внешние и внутренние причины неуспеваемости

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. «Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий» (В.С. Цетлин). К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.

К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).

Надо отметить и отрицательное влияние извне — улицы, семьи и т. д. Во времена активной воспитательной работы эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т. к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно.

Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.

К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли».

Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.

Причины и характер проявления неуспеваемости

  • Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:обстоятельства жизни ребенка в семье; взаимоотношения с окружающими взрослыми
  • Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные)
  • Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания. Интеллектуально пассивные учащиеся — те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить.
  • Вместо активного размышления — использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении
  • Неправильные навыки учебной работы — со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения. Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе
  • Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду: пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся);
  • неправильная организация учебной деятельности в УО. Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.
  • Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.
  • Невыполненные или частично выполненные домашние задания.
  • Неаккуратное обращение с учебными пособиями
  • Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов — недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:

1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов — внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.

2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы. Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.

Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности

Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов — внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми — учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу — ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Источник активности человека — его потребности. Мотив — побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация — это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.

Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

создавать проблемные ситуации;

активизировать самостоятельное мышление;

организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

выстраивать позитивные отношения с группой;

проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: «Ты удовлетворен результатом?»; вместо оценки сказать ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой»). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Упражнение «Самое главное»

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом — одной фразой, а после найти в тексте какой-то «секрет», то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и «секреты». Выбираются самые точные и лучшие ответы.

Упражнение «Моментальное фото»

Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.

Упражнение «Лучший вопрос»

Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Упражнение «Пересказ по кругу»

Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

Работа с учащимися, не желающими учиться

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция — нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация — будет продуктивность учения.

Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?

Задача педагога в этом случае:

  • помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
  • развивать ответственность;
  • поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.

Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:

решение проблемных ситуаций;

использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Помеха развитию мотивации — тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.

«Пиктограмма, или Пляшущие человечки»

Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.

Пример набора слов и словосочетаний:

Веселый праздник

Тяжелая работа

Развитие

Вкусный ужин

Смелый поступок

Болезнь

Счастье

Разлука

Дружба

Темная ночь

Печаль.

Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30-40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания.

При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.

Система работы с неуспевающими детьми

Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы

Этапы формирования положительного отношения к учению:

К содержанию учебного материала Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого Существенный, важный, но не привлекательный материал

К процессу учения (усвоения знаний) Действует учитель — ученик только воспринимает Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

К себе, своим силам Поощрение успехов в учебе, не требующей усилийПоощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий

К учителю (коллективу) Подчеркнутая объективность, нейтралитет Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Виды помощи в учении

  • Контроль подготовленности учащихся Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
  • Предложение учащимся примерного плана ответа.
  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
  • Изложение нового материала Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.
  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
  • Самостоятельная работа учащихся на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
  • Напоминание приема и способа выполнения задания.
  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
  • Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления
  • Организация самостоятельной работы вне класса Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Очень важный этап при работе с такими детьми — профилактика неуспеваемости

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока Акценты в обучении

Контроль подготовленности учащихся Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

Изложение нового материала. Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке. Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответахи в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне класса. Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

Работа с неуспевающими детьми должна вестись систематически.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Мероприятия ____Срок___

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком.

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть, далее корректировать по мере необходимости

4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий.

5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса.

6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками

В работе с неуспевающими детьми помогут памятки для педагогов.

Памятка «Работа с неуспевающими учащимися»

1. Ф.И.О. ученика ______________________________________________

2. Класс _____________________________________________________

3. По каким предметам не успевает ______________________________

4. Поведение ученика __________________________________________

5. Причины, которые привели к плохой успеваемости _______________

7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика __

8. Сколько времени длится эта работа ___________________________

9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы _______

Памятка «Психотерапия неуспеваемости»

1. «Не бить лежачего»

Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

2. Не более одного недостатка в минуту

Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.

3. «За двумя зайцами погонишься:»

Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.

4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение

Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.

5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами

Даже самый малый успех — это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

6. Не скупитесь на похвалу

Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

7. Техника оценочной безопасности

Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели

Не искушайте его невыполнимыми целями.

9. Учащийся не объект, а соучастник оценки. Умение оценивать себя самостоятельно — главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки «на правила», своевременное выполнение задания.

10. Сравнивайте достижения

Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.

«Причины трудностей в обучении младшего школьника» статья на тему

С каждым годом всё больше увеличивается количество учащихся с трудностями обучения. Уже с первых дней обучения в школе выявляется группа учащихся, которые с трудом усваивают программу по основным предметам.

По моим последним наблюдениям – это примерно 30 – 40 % в каждом классе.

Как же помочь таким детям, которые испытывают большие трудности в овладении навыков чтения, письма, счёта.

Прежде всего нужно выявить причины трудностей в обучении младших школьников и соотнести их с психологическими причинами.

Причины трудностей в обучении младших школьников и рекомендации психолога по их преодолению.

Группа 1.

Ребёнок плохо учится, с трудом усваивает программу по основным предметам на протяжении длительного периода времени. У учителя возникают сомнения, что положение может измениться.

Такой ребёнок не выполняет самостоятельно задания или делает их гораздо хуже, чем обычное списывание с доски. Безразличен к отметкам и происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу, мешает проведению уроков, неуправляем, неусидчив. На вопросы учителя не может ответить или вообще молчит. У доски теряется, отвечает неуверенно. При этом обычные письменные работы выполняет нормально.

Наиболее вероятные психологические причины: 1) нарушение учебной мотивации;

2) развитие ребёнка по » игровому типу»;

3) повышенная тревожность;

4) развитие по типу «хроническая неуспешность»;

5) нарушение отношение с учителем;

6) задержки в психическом развитии (ЗПР) по заключению медико – педагогической комиссии.

Общие рекомендации.

-Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности. -Ориентировать ребёнка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека. -Поддерживать доброжелательные отношения.

-Найти и обеспечить сферу успеха.

— Если ребёнок неприятен, осознать причины неприязни к ученику, попытаться понять его проблемы.

-Желательно обучение в классе выравнивания.

-Игровые формы обучения, репетиторство.

-Стимуляция познавательной активности через обогащение связей ребёнка с окружающим миром.

-Обязательна консультация со специалистом с целью определения методов специфической коррекции.

Группа 2.

У ребёнка не сформированы волевые черты характера, низкий уровень познавательных интересов ( по определению учителя – он ленится).

К этой группе относятся дети, которые, по мнению учителя учится ниже своих способностей.

Такие дети равнодушны ко всему, на уроке скучает, очень редко включается в работу. Халтурит, не хочет стараться под различными предлогами (не успел, забыл, не могу и т.д. 0н не выполняет задания. На уроке утомлённый вид, сонливость, а к концу урока, наоборот, повышенная возбудимость. Делает всё очень медленно, как бы нехотя.

Наиболее вероятные психологические причины: смотреть выше (1,3,5))

7) сниженная энергетика (требуется заключение психо – невролога);

8) общая замедленность темпа деятельности.

Общие рекомендации. (Придерживаться рекомендаций выше изложенных)

— Если ребёнок неприятен, осознать причины неприязни к ученику, попытаться понять его проблемы.

-Щадящее обучение (давать возможность отдыхать, доделать задание дома или после уроков, сократить объём заданий)

-Оценивать прежде всего за качество, а не за объём выполненной работы.

Группа 3.

К этой группе относятся дети, которые проявляют высокую учебную активность, но учатся неэффективно. Такой ребёнок постоянно торопится, отвечает, не подумав, старается делать хорошо, но либо что – нибудь забывает, либо делает не то, что задаёт учитель. В тетради неаккуратные записи, беспорядок на столе и в портфеле. У ребёнка рассеянное внимание,всё время о чём – нибудь мечтает, невнимателен, дома си дит за уроками часами. Иногда не может ответить, хотя дома учил.

Наиболее вероятные психологические причины: (3)

9) несформированность организации деятельности;

10) развитие по типу «Уход от деятельности»;

11) повышенная энергетика.

Общие рекомендации.

-Формирование навыков самоконтроля.

-Отработка навыков планирования.

-Поддержание доброжелательных взаимоотношений (поиск и обеспечение сферы успеха, щадящий оценочный режим, снижение значимости сферы неуспеваемости).

-Принятие мер по организации самоконтроля и умению планировать свои действия (выработка внимательного отношения к инструкциям учителя, ненавязчивый контроль исполнительности).

Группа 4.

К этой группе относятся дети, не способные или не желающие выполнять общие правила поведения в школе. Жалобы учителей связаны не столько со сферой учения, сколько с организацией деятельности, с поведением.

У ребёнка не сформирована произвольная деятельность (по определению учителя — неуправляем). Такой ребёнок не реагирует на замечания, паясничает, эмоционально неустойчив, мешает проводить уроки. Он чрезмерно подвижен, суетлив, неусидчив, болтлив, но при этом учёба даётся хорошо.

Наиболее вероятные психологические причины: (2,11)

12) избалованность;

13) развитие по типу «негативистическая демонстративность»;

14) двигательная расторможенность (требуется заключение психоневролога)

Общие рекомендации.

-Установление тесного контакта с родителями ребёнка. Без совместной работы с ним коррекция будет малоэффективна.

-Меры по развитию организации самоконтроля и умению планировать свои действия(направление энергии ребёнка в социально приемлемое русло, ненавязчивый контроль исполнительности.

-Спокойный стиль взаимоотношений.

-Рекомендации родителям проконсультироваться у специалистов (эндокринолог, психиатр).Учитывая стереотипы в восприятии подобных советов сделать это нужно как можно деликатнее.

Группа 5.

Развитие ребёнка идёт по типу «хроническая неуспешность».Главная черта такого типа учащихся – постоянный страх ошибиться, сделать что –нибудь не так. Они нерешительны, пассивны, очень болезненно переживают строгие замечания и отрицательные отметки, которые ещё больше дезорганизующих учебную деятельность, и таким образом неудачи становятся хроническими.

Такой ребёнок сильно теряется у доски или вообще молчит. Даже, если и учил, не может ответить. После неудачного ответа долго не может включиться в работу. Контрольные работы выполняет плохо.

Наиболее вероятные психологические причины:

15) личностная тревожность;

16) факторы, поддерживающие или увеличивающие тревожность:

а) нарушение отношений с учителем;

б) завышенные ожидания взрослых;

в) первичные трудности с освоением школьной программы (кратковременная память, слабый слух, или зрение, логопатические нарушения, слабое развитие моторики рук)

Общие рекомендации.

(Придерживаться рекомендаций выше) Обязательны консультации с логопедом и психологом.

Группа 6.

Главная черта такого типа – склонность к фантазированию. Часто во время урока «витают в облаках», особенно после ситуаций неуспеха. Стремятся завладеть вниманием учителя. Например, ведут разговоры на «взрослые темы», задают вопросы ради вопросов, на уроке вместо того, чтобы участвовать в работе класса, что-нибудь рисует и т.д. Развитие ребёнка идёт по типу «уход от деятельности». Таким детям присуще нестабильность успехов в учёбе, мечтательность, рассеянное внимание, лень, лживость.

Наиболее вероятные психологические причины:

Основная – неудовлетворённая потребность во внимании, сочетающая с лёккой тревожностью.

Дополнительная — потеря учебной мотивации (преобладание мотива избегания неудачи).

Общие рекомендации.

-Помощь ребёнку в поисках сферы успешности, где он мог бы стабильно утверждаться и получать признание взрослых (занятия танцами, модным спортом, абстрактной живописью)

-Включение работы воображения в реальную деятельность (сочинения на свободные или заданные темы, участие в работе творческих студий) -Помощь в учёбе (поощрение успехов – активности на уроке, изучение дополнительного материала)

Группа 7.

Развитие ребёнка по «игровому типу».

С первых дней наблюдается безответственное отношение к учёбе: отсутствие желания выполнять задания учителя, капризность, неуправляемость. При этом по интеллектуальному уровню может быть готов к решению предлагаемых задач, т.е. по интеллектуальному уровню не отстаёт от сверстников.

Требует к себе постоянного внимания из-за беспечного поведения и неспособности подчиниться школьным требованиям, не замечает своих ошибок (завышенная самооценка), не прислушивается к советам взрослого человека), безразличен к отметкам, может не успевать по предметам.

Наиболее вероятные психологические причины:

Основная – отсутствие произвольности в регуляции поведения, ведущего к неготовности принятия на себя роли школьника.

Дополнительная – задержка психического развития.

Общие рекомендации.

-Попытка совладать с таким ребёнком строгостью, наказанием заранее обречена на провал.

-Единственное средство – всеми способами поддерживать у ребёнка непосредственный интерес к происходящему в классе (групповые формы работы, наглядность, больше эмоциональности при объяснении)

-Индивидуальные занятия с целью выравнивания познавательной сферы.

Группа 8.

Развитие ребёнка идёт по типу «негативистическая демонстративность».

Главная черта таких детей – высокая потребность быть в центре внимания, если такой ребёнок не обладает выдающимися способностями, его демонстративность реализуется в сознательном нарушении правил поведения, которое служит безотказным средством привлечения к себе внимания. Поведение ребёнка соответствует классическому описанию классного «шута».

Обычно такие дети неуправляемы (не понимают ни по-хорошему, ни по-плохому, сознательно нарушают школьные нормы (делает всё назло).

Может учиться, но привык утверждаться в плохом.

Наиболее вероятные психологические причины:

Неудовлетворённая потребность во внимании, сочетающаяся с резкой демонстративностью.

Общие рекомендации.

-Уделение ребёнку внимания. Истинным наказанием для ребёнка является только лишение внимания. — Поэтому в случае «фокусов» все замечания свести к минимуму. А главное свести к минимуму эмоциональность реакций. — Найти сферу реализации демонстративности. -Лучше всего для таких детей занятия в театральных студиях. -Помнить, что в первое время смена привычного и асоциального способа привлечения внимания на социально приемлемые способы будет сопровождаться взрывами негативизма. В это время нужно быть особенно терпеливым.

Особенности психологической помощи детям с трудностями в обучении.

Л.С. Выготский (1956) обосновал возможность и целесообразность обучения, преследующего как основную и важную цель развитие ребёнка. Л.С.Выготским предложена схема диагностического изучения ребёнка (практическая реализация принципов коррекционно – педагогической помощи проблемным детям:

-создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности педагога и ребёнка;

-индивидуализация воспитательных приёмов и методов;

Создание развивающей среды как фактора психического развития ребёнка;

-необходимость ранней коррекционно-педагогической помощи проблемным детям;

-ориентация на зону ближайшего развития в процессе воспитания; -воспитание через коллектив, как основной фактор психического развития ребёнка ; -создание вариативной системы обучения и воспитания различных категорий детей;

-создание условий для каждого ребёнка условий , соответствующих его индивидуальным особенностям и способствующих реализации его потенциальных способностей.

Понимание причин, лежащих в основе неуспеваемости, учёт недостаточной готовности психических функций к освоению определённых знаний – вот принципы, которыми следует руководствоваться при определении содержания обучения детей с трудностями в обучении и при разработке методик преподавания учебных дисциплин и коррекция отклонений в психическом развитии. Выявление на разных этапах слабых звеньев психического развития помогает представить общую картину специфических особенностей ребёнка и наметить комплекс адекватной помощи различных специалистов(психологи, дефектологи, логопеды, социальные педагоги)

З.И.Калмыкова считает, что необходимо учитывать замедленный темп формирования знаний, интеллектуальную пассивность детей, повышенную утомляемость в процессе интеллектуальной деятельности. Оптимальным для таких детей является обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе изучения нового материала), с более широкой наглядностью и словесной формулировкой общих положений, с большим количеством упражнений, с постепенным сокращением помощи со стороны

взрослого и повышением трудности заданий.

В 1995 году институтом коррекционной педагогики была разработана единая концепция «Концепция коррекционно — развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы».

Многоаспектность школьных трудностей позволяет специалистам разных профилей по–разному определять значимость тех или иных факторов в возникновении трудностей у детей в процессе обучения.

Список литературы.

1 Н.П. Слободяник «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении». Практическое пособие. Москва, 2006

2 Н.Яковлева. «Психологическая помощь дошкольнику».

Книга для родителей и воспитателей.

Санкт-Петербург «Валери СПД», 2001

3 М.К. Акимова, В.Т.Козлова «Психофизиологические особенности индивидуальности школьников»

Учёт и коррекция.

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

Москва, 2002

4 В.Н.Костяева «Нестандартный ребёнок»

Литературная обработка М.А.Муратовой.

Москва, 2004

5 Е.О.Смирнова «Детская психология»

Учебник для вузов.

Москва. 2006

6 Научно-практический журнал «Завуч начальной школы»

Пониженная обучаемость

совокупность признаков, отражающих особенности процесса познания, которые проявляются в утилитарном отношении к познавательным задачам, в поверхностности, в разобщенности усваиваемых знаний, в неумении самостоятельно овладеть рациональными способами интеллектуальных действий и слабой податливости к их коррекции.

По мнению З. И. Калмыковой, существуют следующие основные признаки обучаемости.

Уровень умственного развития: 1) различие в круге представлений; 2) темп продвижения и приобретения новых знаний: а) полнота и точность анализа – элементного, комплексного, предвосхищающего – его тонкость, умение выделить важные, хотя и малозаметные детали, или его «грубость», односторонность; б) планирование деятельности; в) умение ориентироваться на условие задачи – степень устойчивости ориентации на выделенный признак; 3) уровень выделения и обобщения приемов и способов оперирования знаниями: а) выделение и обобщение методов познания попутно с усвоением знаний; б) умение объяснить свои действия правилами; в) умение переносить способы решения на другие задачи; 4) характеристика мышления: а) экономичность мышления; б) качества ума – глубина, гибкость, осознанность (критичность), самостоятельность, устойчивость; в) состав формулируемых суждений; г) тип мышления; 5) необходимый уровень помощи (чувствительность к помощи).

Уровень работоспособности: 1) функционирование анатомо-физиологической структуры, отражающее уровень созревания и деятельности органов, систем, которые обеспечивают необходимую меру его нервных и физических сил в учении; 2) возможность ребенка продуктивно и продолжительно (без утомления) выполнять доступную его возрасту деятельность: а) способность к кратковременной интенсивной деятельности, б) способность к длительной продуктивной деятельности.

Особенности личностной и эмоциональноволевой регуляции учебной деятельности: 1) значимость процесса учения как социально-ценностной деятельности (стремление выполнять все предъявляемые требования); 2) умение регулировать свое поведение, управлять произвольными процессами; 3) психическая активность – тяга к умственному напряжению, которая превращается в потребность.

Соответственно, эти же признаки (или их совокупность) выступают психологическими детерминантами пониженной обучаемости: 1) низкий уровень умственного развития (или его отдельных составляющих); 2) сниженная работоспособность (слабый тип нервной системы, инертность и др.); 3) недостатки в развитии воли и саморегуляции. Преодоление пониженной обучаемости связано с коррекцией или развитием отстающих психических функций или несформированных качеств и психологических характеристик, которые обусловливают уменьшение показателей скорости и качества усвоения знаний, умений и навыков в процессе обучения, вызывают разобщенность и неустойчивость усваиваемых знаний, неумение самостоятельно овладеть рациональными способами познавательных действий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *