Индивидуальный подход

индивидуализация  обучения

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

организация уч. процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И. о. осуществляется в условиях коллективной уч. работы в рамках общих задач и содержания обучения.

Проблема учета индивидуальных особенностей учащихся относится к традиционным для психол.-пед. науки. В практике процесс обучения в основном ориентируется на ср. уровень обученности и развития способностей к учению, поэтому не каждый школьник может реализовать свои потенциальные возможности. И. о. направлена на преодоление несоответствия между уровнем уч. деятельности, к-рый задают программы, и реальными возможностями каждого ученика. Учет особенностей учащихся носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении уч. задач, определении способов действий и т. д. Происходит интеграция отд. приемов, способов И. о. в единую систему, что повышает эффективность и обеспечивает единство обучения, воспитания и развития.

Готовя учащихся к усвоению нового уч. материала, учитель определяет, какие знания, сведения из их личного опыта должны быть привлечены. И. о. предполагает дифференциацию уч. материала, разработку систем заданий раз л. трудности и объема. Целесообразно выделять основной (для всех учащихся) и варьируемый (для работы с разл. группами и отд. учениками) уч. материал. По мере продвижения ученика на более высокие уровни уч. деятельности варьируемый материал и его функции меняются: он может быть дополнительным, вспомогательным, промежуточным.

Средствами И. о. могут выступать индивидуальные и групповые задания. Каждое задание предполагает соответствующие способы действий, к-рые не всегда адекватны решаемой задаче. На этапе усвоения И. о. заключается в показе образца действия, развернутом пояснении, после чего учащиеся выполняют задания частично или полностью самостоятельно. Учителю необходимо заранее предвидеть затруднения, к-рые могут возникнуть у школьника, и рекомендовать пути их преодоления; прочитать ранее изученный материал, обратиться к справочной или доп. лит-ре и т. д. Часто учитель разделяет задание на отд. небольшие задачи, этапы. При этом каждая последующая задача становится посильной для учащихся, если выполнена предыдущая. Такие задания помогают слабым ученикам включиться в коллективную работу класса. В тех случаях, когда реальные уч. возможности отд. учеников выше объективных требований, предъявляемых всему классу, учитель может повысить сложность индивидуального задания.

Содержание, степень сложности уч. задач и способов действий определяют и формы организации классной уч. работы: фронтальную, групповую, индивидуальную. Общеклассная (фронтальная) форма работы создает возможность взаимообмена, взаимообогащения, эмоционального «заражения» и тем самым поднимает активность каждого ученика. При групповой работе между учителем и учеником возникают более близкие контакты и создаются условия для проявления эмоций, выражения потребностей, развития интересов, большие возможности в вариации содержания и способов передачи информации, оказания помощи каждому ученику. Учащиеся класса (группы) делятся на неск. подгрупп с учетом уровня обучения, склонностей и т. д. Уч. задания выполняются всеми учащимися в рамках изучаемой темы, но этапы работы, способы действий, мера помощи различны. Индивидуальная работа позволяет дифференцировать содержание, степень трудности уч. заданий, способы действий и пр., создает благоприятные условия для формирования индивидуального стиля деятельности. Для организации индивидуальной работы учащихся применяются карточки-задания, тетради на печатной основе, к-рые позволяют при меньшей затрате времени увеличить объем самостоятельной работы, доклады, рефераты и т. д. Сочетание этих форм, взаимопереходы из одной в другую способствуют продвижению всех учащихся на более высокие уровни уч. деятельности.

На этапе закрепления знаний классу предлагается общее задание, доступное всем учащимся, затем даются задания, дифференцированные по трудности. Подбор индивидуализиров. заданий сложен. Если слабому ученику давать лишь облегченные задания, то это усугубит недостатки в его развитии. Таких учеников нужно сначала включить в посильную для них работу, затем постепенно усложнять задание. При подборе заданий на применение и закрепление знаний необходимо учитывать имеющиеся у учащихся пробелы и предлагать задания на ранее изученный материал.

При изложении нового уч. материала возможности И. о. на уроке ограничены. Учитель может чаще обращаться с вопросами к тому или иному ученику, просить его повторить правило, закон, теорему, привести пример. Для учеников, у к-рых развита зрительная память, учитель готовит доп. наглядный материал, школьников с развитой моторной памятью чаще вызывает к доске для записи новых терминов, выводов и т. д. Для успевающих необходимо организовать самостоят. работу вместо подробного инструктажа (к-рый проводится для отстающих). Интересу к учению способствует самостоят. поисковая, творческая работа, применение знаний в новой ситуации, использование средств наглядности, эмоционального воздействия. Целесообразно также опираться на сложившиеся у учащихся интересы к различным областям знания, технике, искусству и т. д.

В качестве компонентов И. о. на всех этапах уч. деятельности выступают контроль и самоконтроль. При самоконтроле предстоит осмыслить цель деятельности и тот образец, с к-рым он может сличить ход и результаты уч. труда. Учитель комментирует образец действия, пробное его выполнение. Элементы самоконтроля закладываются уже при первоначальном планировании учеником своей работы.

И. о. предполагает перспективное те-матич. планирование. В процессе урока учитель, допуская разл. темп проработки материала, к моменту завершения работы над темой должен обеспечить усвоение знаний, формирование умений и навыков всеми школьниками. Для этого ему необходимо заранее наметить пути, к-рыми он поведет учеников к конечному результату.

Одной из форм И. о. является программированное обучение, позволяющее активизировать работу каждого ученика, усилить самоконтроль.

Новые возможности для И. о. открываются в связи с внедрением в уч. процесс электронно-вычислит. техники (см. Компьютеризация обучения). Использование ЭВМ в обучении изменяет ранее сложившееся соотношение между организационными формами обучения в пользу И. о.

Технология индивидуализации обучения

Понятие и сущность технологии индивидуализации обучения

Определение 1

Технология индивидуализации обучения – это модель организации учебного процесса, при которой педагог взаимодействует с одним конкретным учащимся, посредством специально отобранных методов и средств, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей данного учащегося.

В процессе индивидуального обучения учащийся взаимодействует напрямую с педагогом и средствами обучения.

Одним из основных достоинств индивидуального обучения является то, что педагог имеет возможность адаптировать методы, средства и приемы обучения под определенного учащегося с учетом его возможностей и потребностей. Так же педагог имеет возможность наблюдать за процессом обучения, успехами или неудачами учащегося, своевременно оказывать ему необходимую помощь и поддержку. То есть педагог может полностью контролировать учебный процесс и сосредоточить все свои профессиональные силы и мастерство на обучении одного ученика.

Преимущества индивидуального обучения со стороны ученика состоят в том, что он имеет возможность рационально расходовать свои силы, контролировать собственную учебную деятельность, а также обучаться в удобное время, что естественно положительно сказывается на достижении учебных результатов.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В настоящее время применение индивидуального обучения в современной общеобразовательной школе в «чистом» виде не возможно. Это связано в первую очередь с нехваткой кадров, а также с большой загруженностью педагогов. Довольно часто на одного педагога приходится 25-35 учеников. Индивидуальное обучение реализуется в рамках внеурочной деятельности с отстающими учениками, с целью «подтянуть» их.

В контексте технологии индивидуализации обучения необходимо различать такие понятия как «индивидуальный подход» и «индивидуализация обучения». Несмотря на кажущуюся идентичность, это разные по определению понятия.

Индивидуальный подход – это организация педагогического процесса, при которой педагог взаимодействует с конкретным учащимся по индивидуально разработанной модели, исходя из его возрастных, психологических, физических особенностей и потребностей.

Индивидуализация обучения – это такая организация педагогического процесса, при которой осуществляется отбор и адаптация методов, средств и приемов обучения, в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося.

Замечание 1

Совокупность индивидуального подхода и индивидуализации обучения является технологией индивидуализированного обучения.

Индивидуальный подход, как один из основных принципов обучения, используется практически во всех образовательных технологиях, в той или иной мере. Исходя из этого индивидуализацию обучения, можно назвать «проникающей технологией». В свою очередь, те технологии, которые ставят во главу учебного процесса индивидуализацию как основное средство обучения и достижение образовательных целей, можно рассматривать отдельно как самостоятельные системы, обладающие всеми признаками и качествами целостной педагогической системы.

Классификационные характеристики технологии индивидуализации обучения

Замечание 2

Технология индивидуализации обучения представлена динамическими системами, которые охватывают все уровни и звенья образовательного процесса.

Основными классификационными характеристиками технологии индивидуализации обучения являются:

  • применима на всех уровнях обучения;
  • основана на гуманистической философии;
  • предусматривает комплексное био-социо-психогенное развитие учащегося;
  • направлена на ассоциативно-рефлекторную концепцию усвоения учебного материала;
  • имеет обучающий, светский, гуманитарный, общеобразовательный, личностно-ориентированный и дидактоцентрический проникающий характер содержания;
  • по типу управления: система «репетитор»;
  • представлена альтернативной, академической, клубной и индивидуально-групповой организационными формами;
  • имеет гуманно-личностный подход к ребенку;
  • преобладающие методы обучения – это программирование, саморазвитие и творчество;
  • основное направление модернизации обучение – это альтернатива;
  • направлена на все категории учащихся.

Основными целями технологии индивидуализации обучения являются:

  1. Выявление, сохранение и последующее развитие индивидуальности ребенка и его потенциальных возможностей.
  2. Оказание содействия общеобразовательной программе по усвоению каждым учащимся необходимого уровня знаний.
  3. Формирование у каждого учащегося основных знаний, умений и навыков при опоре на его зону ближайшего развития.
  4. Повышение мотивации на обучение и развитие у учащихся познавательной активности.

Замечание 3

Реализация технологии индивидуализации обучения предусматривает индивидуальную работу с каждым учащимся по специально разработанной индивидуальной модели, которая учитывает личностные качества ученика, ориентирована на его особенности в общении и развитии, потребности в новых знаниях, а также на создание комфортных психологических условий.

Виды технологий индивидуального обучения

В настоящее время выделяют несколько ведущих авторских технологий индивидуализации обучения, которые на практике показали высокие результаты:

  1. Технология индивидуализированного обучения Инге Унт – данная технология проникает во все звенья учебного процесса (цель, задачи, методы, содержание и т.д.). Основным средством достижения образовательных целей является индивидуализация работы с учеником.
  2. Адаптивная система обучения А.С. Границкой – в центре данной система стоит ученик, его особенности развития, возможности в усвоении учебного материала и потребности в новых знаниях. Исходя из данных параметров, педагогом создается модель индивидуальной работы с учащимся, подбираются и адаптируются методы, средства и приемы обучения.
  3. Обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова – технология обучения на основании индивидуально-ориентированного учебного плана, разработанного педагогом исходя из индивидуальных особенностей учащегося. Обучение строится на основе «от простого к сложному». В конце учебного занятия педагогу необходимо заинтересовать учащегося предстоящим новым учебным материалом, тем самым мотивировать его на процесс обучения.

1.2. Содержание понятия «индивидуализация обучения» в психолого-педагогической литературе

Развитие и всестороннее формирование школьника является основной целью работы учителя и одним из важнейших требований педагогики, направленных на повышение эффективности процесса обучения. Достичь этих целей невозможно без индивидуализации обучения.

В педагогической литературе имеется несколько определений понятия «индивидуализация». В «Педагогической энциклопедии» индивидуализация обучения определяется как «организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению» .

Одним из классических в современной педагогике является утверждение М.Н. Скаткина о том, что индивидуализацию следует рассматривать как своеобразный комплекс организационных, дидактических и методических мероприятий, направленных на создание оптимальных условий для обучения и развития всех и каждого в отдельности с его реальными учебными возможностями.

Большинство исследователей (М.П. Анцибор, А.А. Бударный, А.А. Кирсанов, С.В. Кораблева, Е.С. Рабунский, А.Н. Свиридов, Л.Е. Шевчук др.) используют понятие «индивидуализация обучения» примерно в таком же значении. Однако в их трактовке индивидуализация вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого учащегося. Чаще всего индивидуализация у них ограничивается учетом особенностей групп учащихся, образованных по какому-либо одному сходному качеству или по комплексу сходных качеств.

А.А. Кирсанов в определение индивидуализации обучения вводит деятельность учителя и учащихся, а также все этапы процесса обучения . Таким образом, в подходе данных исследователей к трактовке понятия «индивидуализация обучения» учитывается субъектное взаимодействие, что позволяет организовывать учебную деятельность учащегося на уровне потенциальных возможностей каждого из них.

Л.Е. Шевчук трактует индивидуализацию обучения как «выбор способов, приемов и средств обучения, при которых учитываются индивидуальные особенности развития учащихся» . В исследовании С.В. Кораблевой индивидуализация обучения рассматривается «как ориентация на индивидуально-психологические особенности учащихся, выбор и применение методов и приемов, соответствующих возможностям обучаемых» . Таким образом, в трактовке понятия «индивидуализация» С.В. Кораблевой и Л.Е. Шевчук подчеркивается, что эффективность индивидуализации обучения обусловлена мастерством учителя в выборе методов и приемов, соответствующих возможностям обучаемых.

И.В. Антропова, Г.В. Кузнецова, Г.Г. Манке и К.К. Платонов считают, что индивидуализация обучения — это принцип выявления, поощрения, коррекции тех или иных особенностей поведения и свойств конкретного человека, суть которого составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому учащемуся.

По мнению исследователей А.Н.Голуб, С.В.Кульневич, Л.Г.Семушиной, индивидуализация обучения — это приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности.

Т.В. Матвеева под индивидуализацией обучения понимает организацию обучения, создающую оптимальные условия для развития индивидуальных способностей обучаемых и определяющую согласование методов и средств обучения с индивидуальными возможностями обучаемых .

В немецкой педагогике (X. Бабинг, М. Берге, Д. Копф и др.) термин «индивидуализация» рассматривается как частный случай дифференциации (внутреннего или дидактического действия) . В американской педагогике (М. Адлер, Дж. Брунер, Дж. Конант, Е. Митчел и др.) — как стратегия обучения, проявляющаяся в варьировании темпа обучения, его методов и целей. Французские педагоги (С. Френе, М. Бертеле и др.) считают индивидуализацию важнейшим требованием в современной педагогике. При этом под индивидуализацией они понимают совершенствование самостоятельной работы учащихся в соответствии с их индивидуальными способностями .

Исходя из этого, можно сказать, что в зарубежной педагогике термин «индивидуализация» охватывает любые формы и методы учета индивидуальных особенностей учащихся.

Изучение работ (А.А.Бударного, В.И.Гладких, И.Э.Унт и др.) позволило нам сделать вывод, что понятие «индивидуализация обучения» используется в педагогической литературе в различных значениях. Такое положение обусловлено сложностью самого педагогического процесса, а также тем, что данное понятие, как и все другие, находится в постоянном развитии, и отчасти тем, что авторы исходят из разных дидактических концепций.

Содержание понятия «индивидуализация» в каждом конкретном случае зависит от того, на каких основаниях строят свои определения исследователи. Как средство учета индивидуальных особенностей учащихся рассматривают индивидуализацию обучения А.А. Бударный, И.Б. Закирова, Л.Г. Латохина, М.И. Махмутов, Л.А. Осколкова, Е.С. Рабунский и др. Как систему воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям обучения и реальным познавательным возможностям учащихся, понимают индивидуализацию обучения Г.А. Данилочкина, А.А. Кирсанов и др.

Варианты использования рассматриваемого понятия в современной дидактике можно сгруппировать следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Различные точки зрения ученых к определению «индивидуализация

обучения»

Годы

Авторы

Определение индивидуализации обучения (И. О.)

Ш>Ш)

А.А. Бударный

И.О. — такая организация учебного процесса, при которой учитель выбирает способы, приемы, темп обучения, учитывая индивидуальные особенности учащихся, степень их способностей к овладению знаниями

Ш>Ш)

П.Я.Гальперин А.А.Леонтьев

И.О. — индивидуальная или самостоятельная работа

А.А.Кирсанов

И.О. — организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого субъекта обучения

Ш>Ш)

Е.С.Рабунский

Г.К.Селевко

И.О. — особая организация учебного процесса в коллективе, которая направлена на осуществление требований индивидуального подхода

И.Э.Унт

Л.О. — это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются»

  • 1990-
  • 2000

И.В.Антропова Г.В.Кузнецова Г.Г.Манке К.К.Платонов

И.О. — принцип выявления, поощрения, коррекции тех или иных особенностей поведения и свойств конкретного человека, суть которого составляет гибкое использование учителем различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому учащемуся

А.Н.Голуб

С.В.Кульневич

Л.Г.Семушина

И.О. — приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности

Т.В.Матвеева

И.О. — организация обучения, создающая оптимальные условия для развития индивидуальных способностей обучаемых и определяющая согласование методов и средств обучения с индивидуальными возможностями учащихся

Из анализа точек зрения различных авторов на исследуемое нами понятие

следует, что у современных ученых в определении данной дефиниции существуют различия в полноте и субъекте осуществления индивидуализации обучения, а именно: большинство ученых индивидуализацию обучения рассматривают как организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей, другие понимают как самоорганизационную деятельность обучающегося. Обобщая отечественный и зарубежный опыт осуществления индивидуализации обучения, можно выделить несколько классификаций форм и видов индивидуализации обучения (табл.2).

Формы и виды индивидуализации в обучении

Таблица 2

Виды индивидуализации

Формы организации

Авторы иссчедова- тельских работ

Дифференциация обучения

Дифференциация

Модель разнородной дифференциации

  • -тестирование:
  • — коррекционные задания

М.К. Акимова В.Т. Козлова А.А. Бударный Г.А. Русских Г.К. Селевко

Модель интегративной дифференциации

— индивидуальное самостоятельное обучение

Модель уровне- вой дифференциации

— освоение программ на разных уровнях (базовый, повышенный, углубленный)

В и утри классная индивидуализация

Фронтальная работа

— учет индивидуальных особенностей учащихся при опросе, при беседе, дискуссии

В.И. Гладких В.И. Загвязинский И.Э. Унт

Групповая работа

  • — варьирование темпа обучения и объема изучаемого материала;
  • — задания разного уровня сложности

В.И. Загвязинский А.А. Кирсанов Х.И. Лийметс Е.С. Рабунский И.А. Чуриков

Индивидуальная работа

— задания с алгоритмами выполнения

М.М. Анцибор П.Я. Гальперин В.И. Загвязинский

А.А. Кирсанов А.А. Леонтьев Е.С. Рабунский

Прохождение учебного курса в

Ретардация (замедленный темп)

  • — повторение учебного материала;
  • — упрощение учебных программ

В.С. Мерлин И.Э. Унт

Акселерация (ускоренный темп)

— углубленное изучение

профилирующих

предметов

В.С. Мерлин И.Э. Унт И.Д. Чечель

Рассмотрим каждый из выделенных вариантов индивидуализации обучения.

Первый вид индивидуализации обучения — дифференциация обучения. Дифференцированное обучение — это:

  • — форма организации учебного процесса, при которой преподаватель работает с группой студентов, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
  • — часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных учебных групп обучаемых .

Вторым видом индивидуализации обучения является внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация учебной работы. При использовании понятия «внутриклассная индивидуализация» следует иметь в виду, что речь идёт не об абсолютной, а об относительной индивидуализации, так как:

  • — учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного ученика, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями;
  • — учитываются такие индивидуальные особенности, которые важны с точки зрения учения (например, общие умственные способности);
  • — учет некоторых свойств происходит в том случае, если они являются существенными у данного ученика (талантливость в какой-то области, расстройство здоровья или что-либо другое);
  • — индивидуализация осуществляется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной деятельностью .

Она может осуществляться в условиях гетерогенной группы обучающихся, во всех трех формах учебной деятельности: фронтальной, групповой и индивидуальной.

Третий вид индивидуализации обучения — обучение в индивидуальном темпе. Индивидуальное обучение — форма, модель организации учебного процесса, при которой преподаватель взаимодействует лишь с одним обучающимся, один обучающийся взаимодействует лишь со средствами обучения: книга, компьютер и т.п. Наибольшее распространение

индивидуального темпа в обучении получили два вида: ускоренный темп обучения (акселерация) для способных обучающихся и замедленный темп обучения (ретардация) .

Однако в современной педагогической практике трудно обеспечить индивидуальный темп обучения при фронтальной и групповой работе. В массовом обучении индивидуальный темп обучения можно обеспечить лишь в течение небольшого промежутка времени, иначе это проявится в существенном отставании от программы.

И.Э.Унт одна из первых начинает разводить понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация обучения», она считает, что «в первом случае мы имеем дело с принципом обучения, во втором же — с осуществлением этого принципа, которое имеет свои формы и методы» . Учитывая идеи И.Э.Унт, можно выделить, что индивидуализация обучения в ее практической реализации всегда относительна по следующим причинам:

  • — обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного ученика, а группы учеников, обладающих примерно сходными особенностями;
  • — учитываются лишь известные особенности или их комплексы; и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, общие умственные способности, уровень развития познавательной самостоятельности);

— индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с не индивидуализированной работой .

Из анализа точек зрения различных авторов на исследуемое нами понятие следует, что у современных ученых в определении данной дефиниции существуют различия в полноте и субъекте осуществления индивидуализации обучения, а именно: большинство ученых индивидуализацию обучения рассматривают как организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей, другие понимают как самоорганизационную деятельность обучающегося.

Виды обучения в педагогике подразделяются на две основные классификации. Одна из них носит действительно педагогический характер. Данная классификация, в свою очередь, делит обучение на следующие две группы:

  • прямое;
  • косвенное.

Прямое обучение

Определение 1

Прямое обучение — это такой тип обучения, в условиях которого в качестве основной задачи выступает необходимость обучить ребенка. В данный вид обучения включаются два субъекта: обучающий и обучаемый. При этом исполняющий роль обучающего субъекта педагог знает как о целях, так и о задачах с системой обучения.

Прямое обучение обрело широкое распространение благодаря тому факту, что оно позволяет дать определенное содержание крупной группе в сравнительно короткие сроки. Прямое обучение дает возможность приблизительно за пятилетний срок приобрести знания, которые связаны со сложными профессиями. Стоит отметить тот факт, что при условии прямого обучения разные по степени развития и уровню знаний группы могут получить одинаковый объем знаний и умений. У такого вида обучения есть также и недостатки. Основной недостаток основывается на том, что задача обучить, которую ставит педагогом, по сути, является задачей педагога. Обучающие не принимают участия в процессе обучения. Обучающиеся дети не возлагают на себя ответственность за выполнение задачи обучиться и не руководствуются ей. Существует еще один недостаток прямого обучения, и он заключается в позиции обучающегося в этом процессе. Действительным субъектом обучения при подобном подходе является педагог, а учащийся лишь играет роль исполнителя. Соответственно, в обучении исчезает психологическое содержание. Учащийся, который получает новые знания в процессе прямого обучения, внутренне не изменяется. Прямое обучение затрачивает достаточно много энергии. Хотя время прямого обучения и сложность содержания не обязательно должны быть большими. Обучающемуся в своей деятельности при данном подходе необходимо подчиняться колоссальному числу правил и ограничений.

Косвенное обучение

Определение 2

Противоположный прямому обучению способ представляет собой обучение косвенное. Результат косвенного обучения фактически представляет собой побочное явление в производимой субъектом деятельности.

В качестве примера подобного обучения возьмем изучение ребенком иностранного языка в процессе просмотра мультипликационных фильмов, озвученных на этом языке. В косвенном обучении не существует явно выраженного обучающего. Этот факт позволяет обучающемуся при обнаружении у себя новых способностей, чувствовать себя источником и субъектом обучения. Полученные в процессе косвенного обучения знания, умения и навыки практически невозможно забыть. Косвенное обучение требует от обучающихся существенно меньше усилий, чем прямое обучение. Однако и у данного типа обучения имеются свои недостатки. Косвенное обучение крайне сложно включить в организованный традиционный процесс обучения. Результат косвенного обучения трудно рефлексировать уже обучившимся. Случается, что и человеку, и окружающим довольно трудно осознать результат косвенного обучения. Косвенное обучение занимает больше времени чем прямое.

Определение 3

Обученность в педагогике — это понятие, обозначающее те характеристики психического развития ребенка, которые сложились как результат всего предыдущего хода обучения

Спонтанное и реактивное обучение в педагогике

Имеет место и иная классификация типов обучения, которая заключается в позиции обучающегося:

  • спонтанное обучение;
  • реактивное обучение.

Приведенная классификация носит скорее психологический характер. При условии спонтанного обучения ученик учится по своей собственной программе. Это выражается в желании учиться и присутствии мотивации к обучению. В таком случае он представляет собой субъекта процесса обучения. Спонтанное обучение может сработать при условии, что субъект нуждается в трансформации себя и знает об этой необходимости. Процесс обучения субъект начинает сам, также сам контролирует ход и результаты данного процесса. Спонтанное обучение дает существенные результаты в достаточно малые сроки. Однако и такой тип обучения ограничивается определенными недостатками. Существует риск чрезмерно узкого развития человека в направлении, интересном для него. А зачастую изучение неинтересных вещей дает человеку новую точку для развития, находящуюся вне зоны его интересов.

Определение 4

В образовательных учреждениях, как правило, представлен иной тип обучения, носящий название реактивного обучения. При таком подходе обучение происходит по чужой программе.

Индивидуализация

Не оспаривается тезис о том, что каждый человек уникален. Но все же, как биологический вид, человеческий организм одинаков. Появление незначительных аномалий, типа удвоения внутренних органов или их отсутствия, связано с нарушениями эмбриогенеза, и не может являться индивидуальной особенностью. Понятие индивидуализации в психологии означает сочетание темперамента, характера, стиля жизни, поведения в обществе.

Своеобразие личности, неповторимость психологического портрета человека тщательно изучается на протяжении всего времени существования.

Одной из наук, пытавшейся объяснить феномен индивидуализации, является физиогномика. Она определяет природные задатки человека по его физическим характеристикам. С античных времен люди пытались определить те особенности, которые указывают на неодинаковость человеческих реакций в стандартных или специально модулируемых ситуациях. Это было необходимо для того, чтобы прогнозировать поведение людей.

В первые десятилетия ХХ века сформировалось дифференциальная психология, основной задачей которой стало изучение индивидуализации как неизбежной реальности, с которой приходится сталкиваться каждому психологу. Развитие характерных черт личности зависят от общества, культуры, этноса, профессии, возраста и прочих социальных факторов. Индивидуализация обусловлена генетически, но при определенных условиях человек может «владеть собой», стараясь не нарушать правила и нормы поведения.

Понятие индивидуализации

Психологическая структура человека предполагает определенные особенности, которые так и называют «чертами личности». Специалисты психологи занимаются проблемами индивидуализации в двух направлениях:

  • Выделение характерологических особенностей личности;
  • Определение типов личности.

Индивидуальные различия определяются степенью их выраженности. Люди, обладающие схожими чертами, объединяются по определенным признакам. Типы личности во многом зависят от конституции человека. Индивидуализация в пределах одного типа проявляется не настолько ярко, как по отношению ко всему человечеству. Согласно конституционной типологии, телосложение определяет не только склонность к определенным заболеваниям, но влияет на индивидуализацию человека. Автор работы «Строение тела и характер», Кречмер, исследовал более двухсот больных и описал следующие пары конституции и темперамента:

  • Астенический – шизотимный;
  • Атлетический – искотимный;
  • Диспластический – циклотимный;
  • Пикнитический.

Для астенического типа, например, характерен высокий рост и хрупкое телосложение. Темперамент шизотимный. Люди замкнуты, необщительны, серьезны, сдержаны, застенчивы.

Искотимный темперамент вязкий, сложно переключающийся, застревающий на одной и той же эмоции. У лиц атлетического телосложения индивидуализация выражается в склонности к эмоциональным вспышкам, предрасположенностью к эпилепсии.

Циклотимический – чаще всего, гипоманиакальный. Человек пикнитического телосложения может также иметь флегматичный характер.

Типологические характеристики практически исключают явление индивидуализации, потому что людей судят по их телосложению. Тогда как веселый пикнитический тип может оказаться автором известных трагических произведений, астеник же, вместо того, чтобы пытаться спрятаться в тени, становится отважным воином.

Индивидуализация личности

Свойства человеческой психики проявляются при определенных условиях. Во взаимодействии с окружающим миром происходит индивидуализация личности с проявлениями уникальных различий. Объективная оценка действий человека строится из тех поступков, которые он совершает. Жизненный путь соизмеряется в биографических датах, знаковых происшествиях. При этом каждый человек имеет собственную точку зрения на те или иные события. Понятие индивидуализации рассматривается психологами как многокамерная категория. Поступки человека проявляются как устойчивый тип поведения. Так индивидуальность становится инструментом саморазвития человека.

Каждый имеет собственный характер, наделен определенными способностями. Стремление к самоактуализации заложено в личности и является важной движущей силой индивидуализации человека. Личность стремится к управлению собственным характером, преодолевает возникающие сложности на пути к самосовершенствованию. Жизненный путь человека определяется процессом самореализации и зависит не только от внешних условий, но и от оценки индивидуума сложившихся обстоятельств.

Отношение к самому себе играет роль обратной связи, но не должно становиться самоцелью. Завышенная самооценка, как правило, ведет в тупик.

Индивидуализация личности приводит к гармонии между внешним и внутренним миром, развивает его до такой степени, чтобы компенсировать недостатки окружающего мира.

Социализация и индивидуализация

Дополнительным фактором гармоничного развития является социализация человека. Ребенок никогда не сможет развиваться как личность вне общества. Два понятия в психологии, социализация и индивидуализация настолько взаимосвязаны, что потеря одного из них приводит к ущербности.

Социализация – это процесс развития человека, приобретения трудовых навыков, ценностей, традиций, которые передаются от одного поколения следующему. Это механизм развития человека.

Оба процесса, социализация и индивидуализация, дополняют друг друга и позволяют человеку адаптироваться в обществе. Самореализация невозможна без стремления к самоактуализации – стремления человека к духовному росту.

Современные педагогические направления учитывают явления индивидуализации человека, в связи с чем определяется индивидуальный подход к обучению. Учитывая особенности ученика, педагог получает наилучшие результаты в своей деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *