Инновационные технологии в образовании

Инновационные технологии в образовании статья на тему

Выступление на МО начальных классов по теме:

«Инновационные технологии в образовании»

При аттестации в заключении о профессиональной деятельности педагогического работника общеобразовательной организации в разделе «Развитие образовательной среды и образовательных услуг» есть подпункт 2.3 «Использование инновационных технологий, в том числе цифровых образовательных ресурсов, в учебно- воспитательном процессе. И та информация, которую я для вас приготовила по этой теме, может быть вам пригодиться. Мы немного вспомним о педагогических технологиях.

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.

Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она была всегда жизненной постоянной школой. А.К.Гастев

Инновация – ( от латинского «innovation» — нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое. ( Современный словарь иностранных языков)

Инновационные технологии – это производство ( изобретение) нового для системы образования компонента.

Инновационные технологии в образовании — это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:

— усвоением максимального объема знаний;

— максимальной творческой активностью;

— широким спектром практических навыков и умений.

Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность

Мы должны развить очень важные в современном обществе навыки:

  • умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему;
  • умение находить нужные ресурсы (в том числе — информационные) для решения своей задачи;
  • умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда — качественно, рационально, эффектно;
  • умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи;
  • умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области.

Инновационные технологии предполагают:

-повышение уровня мотивации к учебному труду.
-формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянную усложняющуюся деятельность.
-при активной поддержке учителя.
-постоянное повторение, систематизация знаний проговаривание вместе с учителем.
-ведущая роль – формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику.
— создание когнитивной схемы мышления.
-воспитание чувства собственного достоинства
-в основе- дифференциальный подход.
-хорошее знание теоретического материала успешность обучения.
-создание проблемной ситуации.
-работа с одаренными детьми.

К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены:

-развивающее обучение;

-проблемное обучение;

-разноуровневое обучение;

-коллективная система обучения;

-технология решения задач;

-исследовательские методы обучения;

-проектные методы обучения;

-технологии модульного обучения;

-лекционно -семинарско -зачетная система обучения;

использование в обучении игровых технологий

(ролевые, деловые и другие виды обучающих игр);

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

— информационно-коммуникационные технологии;

— здоровьесберегающие технологии.

Повышение квалификации педагогических работников

Вы видите на слайде варианты использования образовательных технологий на всех этапах урока и какими методами и приёмами мы их внедряем.

Значит, мы все используем педагогические технологии на каждом этапе уроке, в том числе и инновационные.

Также хочу сказать немного и о цифровых образовательных ресурсах

Цифровыми образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Цифровые образовательные ресурсы — совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети.

К ЦОР относят:

-цифровая фотография,

-видеофрагменты,

-статические и динамические модели,

-звукозаписи,

-символьные объекты и деловая графика,

-текстовые документы,

-презентации и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Адрес ФЦИОР(Федеральный центр образовательных информационных ресурсов) в Интернет:

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов

Мониторинг качества образования

Качество образования напрямую связано с использованием инновационных направлений.

Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:

  • с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
  • с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
  • с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
  • с глубокими прочными знаниями по всем предметам.

Для родителей хорошее качество образования связано:

  • с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
  • со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
  • с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.

Для учителей хорошее качество образования связано:

  • с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;
  • с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
  • со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей;
  • с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.

Успешность современного педагога:
-способность управлять собой
-ставить разумные личные цели
-умение решать проблемы
-личностный рост
-изобретательность и способность к инновационному творчеству.

Приложение.

К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены:

  • развивающее обучение;

Развивающее обучение — направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. Основы теории развивающего обучения были заложены Л. С. Выготским в 30-е годы ХХ века.

С конца 50-х годов гипотезу Выготского разрабатывали два коллектива, созданные Занковым и Элькониным. Исходя из того, что традиционное начальное обучение не обеспечивает должного психического развития детей, Занков разработал новую дидактическую систему, основанную на взаимосвязанных принципах:

1) обучение на высоком уровне трудности;

2) ведущая роль теоретических знаний;

3) высокий темп изучения материала;

4) осознание школьниками процесса учения;

5) систематическая работа над развитием всех учащихся.

  • проблемное обучение;

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Достоинства проблемного обучения:

1.Высокая самостоятельность учащихся;

2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося.

  • разноуровневое обучение;

Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика, т.е. дифференцированный подход в обучении к каждому ученику с учетом его конкретных знаний, умений и навыков, а также такие критерии оценки, которые не только устанавливают уровень успешности обучения, но и оказывают воспитательное воздействие на учащихся, стимулируя их учебную деятельность. Разноуровневое обучение необходимо для того,чтобы предоставить ШАНС каждому ученику развить свои потенциальные способности.

  • коллективная система обучения;

Идея коллективного способа обучения В.К. Дьяченко.

Дидактическая основа КСО — сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых.

Опыт показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

  • технология решения задач;

Под педагогической задачей следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. Она является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению. Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в результате его деятельности в дальнейшем трансформируется в систему конкретных задач педагогического процесса.

  • исследовательские методы обучения;

Процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащегося. Метод обучения естественно следует рассматривать как способ, с помощью которого осуществляется эта взаимосвязанная деятельность.

Известно, что для развития ученика его необходимо включить в самостоятельную деятельность по решению проблем. Именно эту задачу и призваны решать эвристические методы обучения. Следовательно, эвристические методы – это методы развивающего обучения. Ведущая деятельность учащегося в условиях такого метода должна носить поисковый характер. Объем и способность самостоятельной поисковой деятельности учащегося могут изменяться в широких пределах, в связи с чем эвристические методы делятся на:

1) проблемное изложение;

2) частично-поисковые методы;

3) исследовательские методы.

  • проектные методы обучения;

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов — не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

  • технологии модульного обучения;

Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно

(или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной

деятельности в процессе работы с модулем. Модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

  • лекционно -семинарско -зачетная система обучения;

Лекционно — семинарско-зачетная технология – это системный дидактический комплекс, включающий оптимальные формы, методы и средства, обеспечивающие интенсификацию самостоятельной работы деятельности школьников в процессе их обучения и развития. Таким образом, лекция, семинар, зачет в единстве и взаимосвязи реализуют задачи обучения и развития. Применение данной технологии позволяет быстрыми темпами, качественно, на уровне осмысления изучить большие блоки учебного материала. Лекционно-семинарская система позволяет включить в процесс обучения большой объем самостоятельных работ с различными источниками.

  • использование в обучении игровых технологий

(ролевые, деловые и другие виды обучающих игр);

  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Слово инновация означает «новшество», «нововведение», «обновление». Оно применимо к любой сфере: к науке, медицине, образованию. В странах Западной Европы понятие «педагогическая инновация» исследуется с конца 50-х годов, в России общественность начала проявлять к ним интерес в начале 90-ых.

Современное образование не удовлетворяет запросы информационного общества. Школы не развивают базовые компетентности, не учат школьников учиться и делать открытия. Система до сих пор сосредоточена на том, чтобы «передавать» знания, а не учить их искать.

Это формирует потребность в реформации образовании, перехода к новой системе, активному внедрению педагогических инноваций.

Педагогическая инновация: суть и цели

Педагогическая инновация – это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей.

Инновации и цели тесно связанны между собой: образовательный процесс со временем меняется, рынок труда предъявляет новые требования к будущим работникам, и обучение трансформируется, подстраивается под новые цели, для достижения которых нужны новые педагогические методики, приёмы и способы.

Главный критерий инновации – это её новизна и актуальность.

Нововведения в образовании помогают достигнуть таких целей:

  • Гуманизации, демократизации образовательного процесса;
  • Интенсификации познавательной деятельности обучающихся;
  • Повышении эффективности организации учебной и воспитательной работы;
  • Видоизменения учебного материала с точки зрения методики и дидактики.

Реализовать поставленные цели помогают новые подходы, которые активно внедряются в педагогический процесс. Они являются основой для разработки новых методов и приёмов работы в учебных заведениях.

Инновационные подходы в современном образовании

Подход в обучении – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий.

Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать ученикам как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией.

В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода:

  • Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентирование образовательного процесса на личность каждого ученика/студента. Современная педагогика должна учитывать уникальный опыт и характер каждого учащегося, развивать его индивидуальность и таланты. Реализация этого подхода включает в себя опору на принципы выбора (учащиеся могут выбирать направления, которыми они хотят заниматься), доверия (отсутствие авторитарного давления со стороны преподавателей), творчества и успеха, субъективности, индивидуальности;
  • Компетентностный подход – новый для российской школы. Он акцентирует внимание на результате обучения, при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность учащегося решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях.

Не так важно, сколько ученик знает. Более важно его умение реагировать на изменения, проявлять гибкость, управлять эмоциями и уметь выбрать нужную информацию. Эта инновация требует кардинального пересмотра системы образования, реформирования принципов оценивания и организации обучения.

Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии – совокупности методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения.

Новые педагогические технологии в системе образования

Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.

Проектная работа

Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений.

В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии.

Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.

Игровое технологии

Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса.

В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.

Существует несколько площадок, на которых школы и университеты предлагают разные курсы в свободном доступе («Универсариум», «Лекториум», из зарубежных – «Сoursera»). Школы и университеты разрабатывают собственные информационные ресурсы, которые помогают учащимся и учителям взаимодействовать и обмениваться опытом вне стен образовательных учреждений.

Интерактивные технологии

Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи.

Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.

Портфолио

Портфолио помогает оценить динамику результатов обучения. С его помощью можно визуализировать учебные достижения и открытия. Эта инновация реализуется через такие способы накопления информации: электронные портфолио, «папки достижений», «дневники роста». В них фиксируются все наработки, проекты, собираются материалы, которые подтверждают участие в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности.

Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.

Инновационные методы обучения в школе (современные формы преподавания)

Прежде чем говорить о том, что такое инновационная деятельность в школе, нужно определить, что такое инновация вообще в сфере образования.

Авторы современных работ по педагогике определяют инновацию в образовательном процессе как такую реструктуризацию технологий, методов и принципов, которая направлена на самостоятельное развитие образования.

Инновационные формы обучения

Инновационная деятельность школы

Новые современные методы обучения

Говоря проще, ученик овладевает такими знаниями и умениями, которые позволяют ему не просто транслировать накопленный опыт в практическую деятельность, но и обладают определенным творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. Инновации в образовании проявляют себя как ответ на социальный запрос на изменяющиеся социокультурные, политические и технократические изменения.

Причины внедрения инноваций в школе:

  1. распространение цифровых технологий;
  2. широкое информационное поле в свете развития глобальной сети и СМИ;
  3. личностный подход в обучении и воспитании ребенка, формирование у него позитивной, гуманистической картины мира;
  4. ритм современной жизни, требующей определенной успешности и конкурентоспособности.

Инновационные методы обучения в школе – не просто овладение некоторым объемом знаний, но и освоение универсальных способов деятельности, научение ребенка решению задач и проблем такими методами, которые он сможет впоследствии генерировать и изменять сам, опираясь на свой творческий потенциал и способность эффективно действовать.

Инновационные формы обучения

Классификацию инновационных технологий нельзя назвать строгой, однако стоит выделить наиболее удачные и используемые технологии.

  • Проблемно-поисковое обучение.

Постановка проблемы и самостоятельный поиск ее решения – принцип этой инновационной деятельности в школе.

Например, перед учениками на уроке литературы при изучении поэмы Блока «12» ставится вопрос: почему произведение заканчивается словами «в белом венчике из роз – Впереди – Исус Христос» по вашему мнению? Кто из исследователей прав – те, кто утверждает, что Блок не смог избавиться от пережитков, или те, кто указывает, что революционеры преследуют Христа? Обоснуйте свои ответы. Хорошей идеей будет разделить класс на группы, которые будут аргументированно отстаивать свои ответы, сформулированные при мозговом штурме.

  • Модульное обучение.

В модульном обучении объем знаний разбивается на значимые блоки (модули), которые осваиваются по схеме: учитель выдает определенный блок информации, потом происходит его применение на практике (лабораторные работы, семинары, практикумы, уроки-диспуты и т. д.), затем идет блок оценки (контрольные, зачеты). Модульная технология особенно перспективна при дистанционном обучении, когда необходима четкая система массивов знаний и их оценки. Модульная технология видится особо полезной в современном перенасыщенном информационном поле именно за счет своей строгой структурированности.

  • Портфолио как технология инновационной школы.

Суть этого подхода заключается в самостоятельном сборе учащимся его значимых работ, проектов, отзывов, дипломов, похвальных листов и грамот. Портфолио имеет значимость именно как образовательная технология, ее конечная цель не собрать материалы для портфолио, а разработать методы и приемы поиска нужных знаний и умений, а также оценивания своей учебной деятельности. В процессе сбора портфолио, ученик, во-первых, учится оценивать, насколько хорошо выполнен тот или иной проект, насколько он завершен и полон, как раскрыта поднимаемая проблематика; во-вторых, ученик сам выбирает состав своего портфолио, тем самым позволяя раскрыться одаренности в той или иной сфере. Собственная оценка плодов своей деятельности также работает на развитие самостоятельности процесса обучения.

Все эти подходы развивают критическое мышление и ставят во главу угла самостоятельную поисковую деятельность ученика. Процесс познания в такой современные методике преподавания в школе опирается на исследование, на самореализацию.

Инновационная деятельность школы

Инновационная работа в школе сегодня уже достаточно разнообразна, в нее входят:

  • применение мультимедиа в учебной деятельности (мультимедийные проекторы, интерактивные доски, планшеты и т. п.);
  • новые источники информации (электронные библиотеки, ресурсы сети, обновление фонда учебной литературы новыми пособиями, отражающими реалии современной науки);
  • активное применение цифровых технологий и ПК (видео-презентации и мастер-классы, освоение специальных обучающих программ и программ, призванных помогать учителю в планировании урока и экономии времени);
  • внедрение новых видов урока и поиска информации (урок компьютерная игра, урок презентация своих проектов, урок мозговой штурм), а также новых творческих заданий и методов оценки.
  • методы, призванные беречь здоровье ученика (причем как физическое, так и психическое, участие психолога в оценке психологического состояния детей в школе).

Инновационные методы обучения должны отражать общую тенденцию инновационной деятельности в школе, т. е. ориентироваться на творческое начало в ученике и на самостоятельный поиск решения задачи или проблемы.

Новые современные методы обучения

  • Метод кейсов. При этом подходе учащимся не предоставляются пути решения проблемы, ученики вынуждены действовать максимально эффективно в поиске таких решений. Пример такого урока в домоводстве для девочек: разделить класс на группы, каждой группе дать одинаковый набор продуктов, снабдить выходом в интернет, кулинарными книгами, предложить приготовить вкусное блюдо с учетом имеющегося времени. Желательно, объявить победившую группу.
  • Урок-экскурсия. Особо интересным может быть для начальной инновационной школы ввиду того, что дети младшего школьного возраста еще сильно ориентированы на спонтанное запоминание и оценивание чего-то яркого и запоминающегося. Например, в городах России проходили 3-d выставки Ван Гога на огромных экранах под классическую музыку, хорошей идеей было бы дать ученикам перед экскурсией задания запомнить и описать понравившуюся картину и свои чувства при одновременном аудио- и визуальном ряде. Явление синестезии (единство чувств восприятия) также стоит активно использовать при внедрении инновационных методов.
  • Урок-дебат, дискуссия. Ученики в группах выдвигают решение какого-то вопроса, ни один вариант не отвергается, из множества мнений рождаются самые невероятные гипотезы.
  • Мастер-класс. Особенно хорош будет на уроках труда, рисования, лепки и т. д.
  • Урок-ролевая игра. Применим абсолютно ко всем учебным дисциплинам, творческий потенциал его практически неисчерпаем. (Пример: ролевая игра на уроке истории «Суд над Гитлером»).
  • Урок-модерация. Ученикам предлагается страничка в сети, посвященная той или иной учебной проблеме. Информация содержит ошибки, ученикам предлагается отыскать их и исправить страничку.
  • Урок-спектакль, посвященной какой-то остросоциальной проблеме.

Перечисленными методами, инновационная деятельность в школе, конечно, не ограничивается. Подобных методов достаточно много, все они характеризуются активным включением обучаемого в поиск новых знаний и умений, развитием его творческого начала и прагматичности.

Инновационная деятельность в образовании

Инновационная деятельность педагога.

Степанова Светлана Витальевна

учитель математики

МОУ Лицей №1. г. Ачинск.

Инновационная деятельность педагога в современном образовании – является неотъемлемой частью процесса его профессионального совершенствования. Каждый из педагогов должен определить для себя понятие инновационной деятельности, признаки, причины, определяющие необходимость инноваций в образовании, проанализировать свой практический опыт в данном направлении. Выявить вопросы, которые помогут разобраться в некоторых аспектах инновационной деятельности.

Что же такое «Инновационная деятельность»?

В современном понимании инновация — это целенаправленные изменения, которые вызывают переход из одного качественного состояния в другое. Инновации разрабатываются и проводятся не государственными органами, а работниками организаций в системе образования и науки. Синонимом инновации является понятие «новшество».

В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.

Педагогическая инновация – это нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления.

Инновацию соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое.

Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога.

Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:

— творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи;

— открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на гибкости мышления;

— готовность совершенствовать свою деятельность;

Педагог должен быть готов к инновационной деятельности. Для этого необходима большая работоспособность, готовность к творчеству, знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать.

Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества.

Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:

— происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса;

— усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных предметов, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов;

— изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса педагог был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Сейчас инновационная деятельность в образовании приобретает избирательный, исследовательский характер.

Инновация – это целая система в работе педагога, в описании которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта.

Инновационные процессы можно разделить на методико-ориентированные и проблемно ориентированные.

В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат реализации той или иной образовательной технологии и методики, например:

— применение современных информационных технологий;

— развивающее обучение;

— дифференцированное обучение;

— проектное обучение;

— проблемное обучение;

— модульное обучение.

В рамках методико-ориентированных педагогических технологий обязательным условием профессиональной практической деятельности, подготовленности, компетентности и педагогического мастерства преподавателя должны стать следующие подходы к современной организации обучения:

— личностно-ориентированный подход. Для достижения личностного роста учащихся используется стратегия сотрудничества, помощи, понимания, уважения и поддержки при выборе методов и средств работы;

— сущностный подход отражается во взаимодействии учителей в направлении развития способностей учащихся на основе формирования сущностных системных знаний при установлении междисциплинарных связей;

— операционно-деятельностный подход основывается на ключевых позициях государственных образовательных стандартов. Умение действовать у учащихся формируется в процессе приобретения знаний, то есть знания усваиваются в ходе их практического применения;

— разработка новых и обновлении существующих средств и методов обучения для формирования у учащихся творческого мышления, саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля;

— креативно-развивающийся подход формирует у учащихся продуктивное мышление и творческое отношение к деятельности, качества и способности творческой личности, научно-творческие умения и навыки;

Проблемно ориентированные инновационные процессы, как это и определено названием, направлены на решение определенных задач, связанных с формированием конкурентоспособной личности.

Учащиеся должны научиться:

— осознавать свою личную и социальную значимость;

— ставить перед собой цели самоактуализации;

— максимально концентрировать свои способности для их реализации;

Инновационная деятельность вызывает затруднения, и в связи с этим возникает необходимость в научно-методическом сопровождении учителей.

Без инновационной составляющей нельзя представить деятельность современного образовательного учреждения. При внедрении инноваций учителя нуждаются в различных видах сопровождения: консультации методистов и педагогов – практиков, участие в семинарах по инновационной деятельности, курсовая подготовка, наличие достаточного количества учебно-методической литературы и современной материально-технической базы.

Инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие определенной степени свободы действий. Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами.

Литература

1 . Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.

2 Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.

4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

Инновационная технология

Инновационная технология

Инновация — нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. Термин innovatio происходит из новой латыни и представляет собой синтез 2 слов — investio (одеваю) и novatio (обновляю).

Более обще это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.

Общее определение инноваций

Инновация — это результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Таким образом необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения.

Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества, удовлетворенности клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости — бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной).

Инновация — это такой процесс (или результат процесса), в котором:

  • используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или
  • обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или
  • обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству, соответствующих мировому уровню.

Инновация и др. похожие понятия

Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.

При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».

Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.

В рамках альтернативного подхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение — или использует что-то уже существующее новым образом — для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект.

Примечания

Литература

  • Чернявский Ю.П. Кризис требует больше инноваций, а не меньше — Management.com.ua, Google Knol, Май 2009.

См. также

  • Национальная инновационная система
  • Педагогическая инноватика
  • Инновационный фонд
  • Инновационный Конвент
  • Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства
  • Инновационное развитие России
  • IBFM_(Инновационные_строительные_и_отделочные_материалы)

Ссылки

  • Инновационная инфраструктура Санкт-Петербурга
  • Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий
  • InnovatingRegions.ru рассмотрение политики развития экономики России используя кластерный подход
  • Федеральный портал по научной и инновационной деятельности
  • Электронная библиотека по менеджменту и маркетингу
  • Коркин С. В. Блог об идеях и инновациях
  • SingularBlog: Блог об инновационных стратегиях
  • Инновации — отказ от иллюзий
  • Что такое инновации?
  • Абрамов О. К. Определение инноваций
  • Семинар в ГУ-ВШЭ «Инновации. Технологии. Брендинг»
  • Официальный сайт РГУИТП
  • АСКАР АКАЕВ: Современный финансово-экономический кризис в свете теории инновационно-технологического развития
  • Новости инноваций
  • Инновационное направление в рамках Года Молодежи 2009 (Зворыкинский проект)

рорападлзщштг ь нншгншгнршн yg yuihguigjuihg г шрпнгр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *