Интересные факты оригами

История оригами насчитывает много веков и связана с историей появления бумаги в Древнем Китае в 105 году нашей эры. Много веков китайцы под страхом смертной казни хранили тайну создания бумаги, но в VII веке странствующий буддийский монах Дан-Хо попал в Японию и раскрыл японским монахам тайну изготовления бумаги по китайской технологии. Япония начала производить бумагу. Искусство складывания фигурок из бумаги получило своё развитие в японских монастырях, ведь в японском языке понятия «бог» и «бумага» звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами (оригами: «ори» – складывание, «гами» – бумага, бог). Сначала японцы приносили в храм пожертвования в коробочках-оригами «санбо», а фигурками-оригами украшались стены храмов. С развитием производства бумаги дворянство увлеклось искусством складывания фигурок из бумаги – высоко ценилось умение развлечь свою даму, сложив ей символическую фигурку или тайное письмо, украсить фигурками дом во время пиршеств. В 1880 году появился официальный термин техники складывания фигурок из бумаги – «оригами».
В середине XX века Акиро Йошидзава создал универсальную «Азбуку оригами», что сделало возможным снять языковый барьер и заниматься оригами широкому кругу людей: условные обозначения, символы, графические знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать на бумаге процесс складывания фигуры-оригами. Сегодня оригами – это занимательное занятие как для трёхлетнего ребёнка, так и для взрослого человека. Популярным оригами делает быстрота создания фигурки, ведь уже через несколько минут после начала работы у вас в руках готовый результат. Фигурку можно раскрасить, с ней можно поиграть, преподнести её в подарок!

Кто и когда изобрел оригами? История возникновения

Оригами – это вид искусства, заключающееся в изготовлении образов, фигурок из бумаги. Никто однозначно не может сказать, где именно и когда это искусство возникло. Ученые считают, что оно появилось сначала в Китае. Так как в Древнем Китае впервые изобрели бумагу. Однако доказательств, что этот вид искусства получил дальнейшее развитие в Китае — нет. Оригами развивался и играл особую роль в Японии, поэтому и считается, что именно эта страна является истинной «родиной» бумажных фигурок.

История возникновения оригами

Временем возникновения оригами относят VII век нашей эры, когда секретный рецепт изготовления бумаги и туши принес из Китая в Японию буддийский монах Дан Хо. Он то и научил японских монахов делать изящные фигурки. Возникновение и распространение оригами делят на несколько этапов:

VII век — возникновение

В VII веке бумажные фигурки являлись частью храмовой культуры Японии и Китая. Сложенные образы, использовались для проведения ритуалов, обрядов, а умение их изготавливать для монахов было обязательным. Первое распространение оригами среди монахов связывают с тем, что на японском языке слова «бумага» и «бог» имеют одно звучание, поэтому в Японии бумага находилась на особом почетном месте. Причиной возникновение искусства ученые считают, религию – синтоизм, так как первые фигурки появились именно в таких храмах. Одним из ритуалов было жертвоприношение богам, которое преподносилось в бумажных коробочках.

1185 – 1573 г.г. — развитие

В этот период искусство приобретают более значимую роль, т.к. начинают использоваться не только в храмах, но и в кругах японской аристократии и дворянства. Использование оригами в качестве гербов и печатей было общепринятым явлением. Фигурки использовались в ритуалах, например, образы бабочки, применялись на свадебных церемониях, ленточки – в траурных шествиях. Особое внимание уделялось оригами-письмам, которые представляли собой письменное сообщение. Из такого письма делали фигурки, и только человек, который правильно мог развернуть письмо – мог прочитать его. Эти письма использовались, чтобы выразить чувства, либо пожелать добра, счастья, мира и дружбы.

1573 – 1867г.г. — распространение оригами

Теперь, когда ценность бумаги упала, и ею стало пользоваться и простое население – искусство стало обыденным, доступным каждому. Бумажные фигурки можно было встретить в каждом японском доме, оригами стали делать даже дети. Первая книга, об изготовлении бумажных фигурок, тоже была выпущена в Японии в 1787 году. В ней раскрывалась схема создания всего одной фигуры – бумажного журавлика, в различных позах. А в 1885 году выпускается книга «Ориката» с описанием десятков уже готовых схем изготовления образов.

XX – XXI века

В этот период происходит дальнейшее развитие искусства. Особый вклад в его развитие внес Акира Йошизава. Он изобрел «азбуку», которая представлена рядом картинок, схем. Следуя схеме можно самому изготовить образы из бумаги. Акира создал сотни великолепных моделей. А в начале XX века японское правительство отправляло Акиру в командировки по странам Европы, чтобы показать всему миру японское искусство.

Впрочем, Европе техника изготовления образов из бумаги к тому времени была известна. В Испании в XII веке были придуманы фигурки – птички — «парахиты». Слово «парахита» в Испании имеет несколько значений:

  • название самой фигуры;
  • обозначение любого образа, фигуры.

На остальной части Европы складывали оригами из ткани. Это были всевозможные воротники, чепчики и прочие головные уборы.

Оригами в наши дни

Сегодня на территории Японии празднуют два главных праздника, связанных с оригами:

  • 3 марта — «праздник кукол». В этот день девочки приносят кукол из бумаги, которые впоследствии сжигаются. Такой обряд должен был изгнать злых духов.
  • 11 ноября – Всемирный день оригами. Возникновение праздника связано с трагедией города Хиросимы, когда армия США сбросила на город атомную бомбу. Тысячи детей, обреченные на гибель придумали символ жизни – бумажный журавлик. Они верили, что тысяча журавлей может подарить жизнь.

Японцы чтят традиции предков до сих пор:

  • они расставляют кукол, сделанных из бумаги по восьми направлениям — чтобы уберечь дом от несчастий;
  • делают амулеты – от сглазов и порчи;
  • японские буддисты пользуются бумажными метелками для изгнания злых духов.

Таким образом, оригами – это часть культуры японского народа, сложившаяся в ходе истории японского государства. Развитие искусства уходит корнями в религию – синтоизм, поэтому японцы верят в «божественную» силу бумажных образов.

По сей день, в Японии проводятся ритуалы и праздники, посвященные этому замечательному изобретению человечества.

История оригами. История возникновения оригами

О таком виде искусства, как оригами, слышал, наверняка, каждый современный человек. Однако часто даже тот, кто любит проводить свое свободное время, складывая всевозможные фигурки из бумаги, не знает, какой является история оригами, когда и где зародилось это искусство.

Где и когда зародилось искусство оригами

Обязательным материалом для данного вида искусства является, естественно, бумага. И хотя первый станок по производству бумаги был изобретен в Китае, история оригами берет свое начало в Японии. Именно японцы в начале 8 века начали складывать различные фигурки. Кстати, в японском языке слово «оригами» означает «сложенная бумага». Стоит отметить, что в те времена бумага являлась очень дорогим материалом, поэтому доступна она была только храмам и монастырям. Монахи делали специальные бумажные коробочки под названием «санбо», в которых приносили жертвы богам. Эти первые поделки оригами изготовлялись без использования каких-либо инструментов, а материалом являлась исключительно бумага.

Немного позже каждый японский аристократ умел делать подобные коробочки для преподнесения подарка дорогому человеку или дани богу. А спустя 600 лет бумага перестала быть столь ценным ресурсом, что позволило данному искусству развиваться большими темпами. История возникновения оригами, наверное, уже давно забыта японцами, однако подаренная ими техника складывания первых самолетиков, фигурок животных и удивительных цветов радует весь мир и сегодня.

Самые древние поделки оригами

Как уже упоминалось выше, первыми изделиями, изготовленными в технике оригами, были коробочки. Но поскольку они изготовлялись исключительно в практических, а не декоративных целях, их нельзя назвать настоящими произведениями искусства. Журавлик – именно с этой фигурки началась история оригами, как вида искусства. В первом японском издании по оригами под названием «Семба — цуру ориката», что в переводе означает «Как сложить тысячу журавлей», были описаны особенности складывания из бумаги 49 моделей журавликов. Это была достаточно подробная инструкция оригами, хотя и с минимальным количеством графических иллюстраций. Выпущена эта книга была в 1797 году настоятелем храма Рокан.

Стоит отметить, что в книгу вошли инструкции по складыванию не только отдельных журавликов, но и различных сочетаний их между собой. Например, фигуркам могла быть придана форма гирлянды, которая получалась путем соединения нескольких журавликов за кончики крыльев или клювы.

Развитие искусства оригами в мире

Наиболее активно искусство оригами в Японии начало развиваться после Второй мировой войны. Многим история оригами обязана японскому мастеру Акиро Йошизаву. Именно он начал складывать первые, до того времени неизвестные, фигурки из бумаги, среди которых были лягушки, рыбки, журавлики, цветки ириса и многие другие.

Что касается стран Европы, то многое приверженцы этого искусства, живущие на их территории, почерпнули из Японии. Однако нельзя утверждать, что история возникновения оригами в Европе связана исключительно со страной Восходящего Солнца. Так, некоторые фигурки были сложены испанскими мастерами, а символом оригами в этой стране являются бумажные птички – «пахариты». Существует предположение, что впервые эта фигурка была сложена в Толедо в XII веке.

В 1937 году в Лондоне была издана первая в Европе книга по оригами «Изготовление бумажных игрушек». Ее автором стала Маргарет Кемпбелл. Благодаря ей стало легче складывать такие поделки оригами, как «птица», «водяная бомбочка» и «лягушка». А в 1946 году в английском детском журнале была опубликована схема складывания журавлика.

Развитие искусства оригами в России

В России развитие данного вида искусства уходит своим корнями в глубокую древность, однако дать точный ответ на вопрос, когда и как впервые появилось первое оригами из бумаги на территории нашей страны, пока что невозможно. Существуют достоверные данные о том, что Лев Толстой умел складывать различные фигурки из бумаги и посвящал этому немало времени. Найдена его рукопись, где он упоминает о том, что одна женщина научила его делать петушков из бумаги, родиной которых является Япония. Эти «создания» очень забавно махали крыльями, когда их дергали за хвост. Толстой писал, что в дальнейшем все, кому он показывал, как складывать эту фигурку, приходили в восторг от увиденного.

Если говорить о более позднем времени, то развитие оригами в России шло настолько стремительно, что уже в период Советского Союза не было ни одного школьника, которые не умел бы складывать бумажный кораблик, самолетик, стаканчик и многие другие предметы.

Разновидности оригами

Поделки оригами могут быть представлены в виде как плоских, так и объемных фигурок. Под плоскими изделиями имеются в виду различные животные и предметы, которые имеют только одну лицевую сторону и не способны удерживать вертикальное положение на поверхности. В такой технике складывают и кошек, и мишек, и снеговиков и многие другие фигуры.

Что касается объемного оригами, сразу же стоит отметить, что эту технику многие путают с модульной, однако это две разные вещи, и это важно знать. Говоря об объемном оригами, имеется в виду, что из одного листа бумаги путем всевозможных складываний можно получить фигуру, которая будет сохранять вертикальное положение без посторонней поддержки. Вспомните хотя бы кораблики, которые могут не только стоять на столе, но и успешно плыть по ручью. Аналогичным образом можно изготавливать множество фигурок.

Самые простые поделки оригами

Инструкция оригами «домик» является одной из наиболее простых. Для этого понадобится сначала сложить пополам квадратный лист бумаги, а затем еще раз пополам, но уже по вертикали. Последнее действие производится для обозначения центра, к которому на следующем этапе необходимо согнуть края прямоугольника и снова получить квадрат. После это последние изгибы разворачиваются, а верхняя часть прямоугольника загибается к первой намеченной линии под углом 45 градусов. После этого следует развернуть угол и, отогнув к середине верхний слой прямоугольника, сформировать «крышу». Аналогичные действия нужно проделать и с противоположной стороной. Вот домик и готов! Для придания ему большей реалистичности можно воспользоваться карандашами, фломастерами или же цветной бумагой, клеем и ножницами.

Еще одно распространенное и простое оригами из бумаги – кораблик. Для его изготовления понадобится прямоугольный лист бумаги, который следует сложить вдвое поперек, а затем еще раз вдвое, но уже вдоль. Последний изгиб разровнять и к нему согнуть верхние углы листа. После этого один слой нижней части, которая осталась после складывания углов необходимо загнуть наверх c одной стороны, а второй слой – наверх c другой стороны. Полученные по бокам уголки аккуратно загнуть на противоположные стороны, чтобы не выступали. Далее свести углы полученного треугольника таким образом, чтобы получился квадрат. Далее нижние углы необходимо подогнуть вверх на разные стороны, а затем снова свести углы полученного треугольника. На последнем этапе верхние уголки необходимо развести в стороны и можно отправляться с корабликом к ручью.

Возникновение модульного оригами

Модульное оригами, как и обычное – плоское или объемное, возникло в Японии. Первое упоминание об этом виде искусства приходится на 1734 год. Именно тогда японским автором Хаято Охоко была выпущена книга, в которой имелась инструкция по складыванию модульного куба.

Модульное оригами от обычного отличается тем, что в первом случае для складывания одной фигуры требуется множество маленьких треугольников, предварительно сложенных особенным образом в так называемые модули, в то время как для традиционного оригами требуется всего лишь один лист бумаги.

Техника складывания модулей и их соединения

Для изготовления модулей понадобятся стандартные листы бумаги в количестве, которое в 4 раза меньше количества требуемых модулей для изготовления будущей объемной фигуры. Сначала лист бумаги необходимо сложить вчетверо и при помощи ножниц или линейки разделить на 4 части по образовавшимся изгибам.

Далее каждый из четырех прямоугольников нужно согнуть вдоль, а затем поперек. Последний изгиб нужен только для получения центральной линии, которая необходима для удобства дальнейшей работы. После того как он сделан, необходимо разогнуть изделие и согнуть к центральной линии боковые части прямоугольника. Затем следует перевернуть модуль и загнуть выступы, которые остались, наверх, а уголки – на противоположную сторону. Далее необходимо вернуться на один шаг и загнуть выступы внутрь изделия. Для получения готового модуля необходимо сложить полученный треугольник пополам таким образом, чтобы на одной его стороне образовалось два кармашка, в которые и будут в дальнейшем вкладываться острые концы второго модуля для получения определенной фигуры.

История оригами для детей кратко

Японцы известны на весь мир своим нестандартным мировоззрением. Удивительная философия и стиль жизни этого народа нашли отражение даже в обычном листе белой бумаги, дав начало традиционному искусству страны восходящего солнца – оригами. Если перевести слово «оригами» дословно с японского, то «ори» — значит «складывать», а «ками» — «бумага».

Китайские секреты и буддизм как предвестники оригами

Оригами часто называют «искусством целого листа», поэтому его история напрямую связана с изобретением бумаги. Первую бумагу в её «классическом» виде изобрели китайцы в 105 году н.э., но технология производства держалась в строжайшей секретности. Японским соседям рецепт бумаги открыл спустя 5 веков странствующий монах Дан-Хо. Благодаря ему первую бумагу в Японии начали изготавливать при буддийских монастырях лишь в VII в. Сначала бумагу использовали для записей сакральных текстов, но вскоре созерцательные японцы нашли в белом квадрате бумаги источник созидания. Первые бумажные фигуры представляли собой хитроумно сложенные конверты – «санбо», в которые клали полоски сырой рыбы в качестве подношения богам. Кроме функциональности, японцы видели в обычном листе бумаги и особую философию. Дело в том, что в буддизме квадрат – олицетворение космоса, т.е. целого мира, где возможны проявления любых форм и явлений. Эта мысль по сей день лежит в основе искусства оригами.

Этапы развития оригами: от средневековья до конца XIX в.

К XI в. искусством оригами овладевают высшие японские сословия. В периоды Камакура (1185-1333) и Муромати (1333-1573) в придворных кругах умение складывать из бумаги причудливые фигуры считалось признаком образованности и утонченного вкуса. С помощью затейливого бумажного цветка или журавля японская аристократия могла выразить доброе отношение, дружеское намерение или признание в любви ярче, чем с помощью слов или письма.

Веками технология производства бумаги в Японии совершенствовалась и упрощалась. К началу XVII в. бумага перестала быть предметом роскоши, став доступным материалом для простолюдинов. Период Эдо (1603-1868) стал для страны переломным моментом: прекращаются междоусобные войны, Япония становится цельным государством. Именно эта эпоха считается расцветом классической японской культуры, в том числе и для искусства оригами. Изобретается большинство самых известных схем – лягушка, цветок лотоса, рыба, журавлик – узнаваемый японский символ удачи и долголетия. Мастерство оригами передается в семьях из поколения в поколение, превращаясь в популярнейший досуг. Теперь изделия из бумаги используют не только для религиозных или праздничных церемоний, но и просто в как украшение для дома. В 1797 г. в Киото издается одно из первых пособий со схемами для изготовления оригами – «Тайна сворачивания тысячи журавлей».

XX век: оригами выходит за границы Японии

Всеобщую известность оригами приобретает в середине XX века, когда после череды мировых войн на планете устанавливается хрупкий мир. Важнейший вклад в распространение оригами внес Акира Ёсидзава (1911-2005) – обычный японец с непростой судьбой. Интерес к искусству, философии буддизма и начертательной геометрии толкает Ёсидзаву на серьезное увлечение оригами, которое объединяет в себе все увлечения молодого японца. Оригами помогло ему пережить трагические периоды жизни: сразу после Второй Мировой войны у него умирает жена. Чтобы отвлечься от горя, Ёсидзава с головой уходит в творчество. К 1951 г. он достигает такого мастерства в искусстве оригами, что по всей Японии проходят выставки его работ. Вскоре о японском мастере узнают во всем мире, а его книги с сотнями иллюстраций переводят на многие языки.

В 1954 году в Токио открывается Международный Центр Оригами, который стал одновременно музеем, галереей и мастерской.

Ёсидзава написал 18 книг, посвященных делу всей его жизни. На его счету более 50 тыс. моделей оригами, а также изобретение новых техник, например – техника мокрого складывания.

Оригами прошло длинный путь: покинув стены буддийских храмов полторы тысячи лет назад, бумажный журавль облетел буквально весь свет, завоевав любовь миллионов людей в разных уголках планеты.

История происхождения оригами

Вистории происхождения оригами многое до сих пор остается неясным. Часть историков утверждает, что искусство оригами впервые появилось в Китае, непосредственно связывая его с появлением бумаги. Однако, доказательств в пользу того, что китайцы использовали бумагу, чтобы складывать из нее фигурки, не найдено. Другие ученые утверждают, что оригами проистекает из Японии и, что еще до появления бумаги, японцы складывали фигурки из ткани и других материалов. Так или иначе, именно в Японии, благодаря ее культурным особенностям, стремлению увидеть красоту, скрытую в каждой вещи, оригами получило широкое распространение.

Официальной датой “появления” бумаги в Китае считается 105 г. до н.э.. Тогда же император Хен Сюай издает специальный указ, запрещающий писать на дереве и предписывающий использовать для письма бумагу. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги в течение 500 лет. Технологию ее производства было запрещено вывозить за границу под страхом смертной казни. Однако, согласно легенде, в начале VII в. н.э. странствующий буддийский монах Дан Хо, о котором современники говорили, что он был “богат знаниями и умел делать бумагу и тушь”, добирается до Японии, и раскрывает секрет бумагоделия. Спустя столетие японцы уже производят собственную бумагу, которая по качеству превосходит китайскую.

Первые оригами появляются в синтоистских храмах. Жители Японии придают бумаге особое значение и наделяют ее большой ценностью. Бумага изготовляется из дерева, а вырубать деревья японцам строго-настрого запретили предки. У синтоистов принято верить, что в каждом предмете и явлении живет «ками» — маленькое божество. Оно поселяется и в бумажных фигурках, которые используются при совершении ритуалов и обрядов. По сей день жители Японии складывают «ката-сиро» — восемь кукол из белой бумаги, которых расставляют для предотвращения несчастий по всем восьми направлениям пространства; бумажные амулеты «гофу»; и «нагаси-бина» – мужчину и женщину в кимоно, как символ семейной гармонии.

В периоды Камакура (1185–1333 гг.) и Муромати (1333–1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократии и придворным предписывается обладать определенными навыками в искусстве складывания. Японцы использовали бумажные фигурки для того, чтобы передать то или иное послание другому человеку. Например, записки, сложенные в форме бабочки, журавля или цветка были символом дружбы и доброго пожелания. Уроки оригами становятся обязательными при обучении самураев. Листы бумаги, на которых написано послание, складываются в причудливые фигуры. Только человек, владеющий искусством оригами, может аккуратно развернуть и прочитать послание, не предназначенное для посторонних глаз.

Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать.

В периоды Адзути-Момояна (1573–1603гг.) и Эдо (1603–1867гг.) бумага перестает быть предметом роскоши и оригами начинает распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста – четыреста лет назад, изобретается ряд фигур, которым суждено было стать классическими. Среди них и японский журавлик «цуру» – традиционный японский символ счастья и долголетия, а теперь и международный символ свободы и мира.

Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передается из поколения в поколение. Историки утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.

Первым японским изданием по оригами считается книга «Сенбадзуру ориката», которая вышла в свет в 1797 году. Перевод ее названия “как сложить тысячу журавлей” указывает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных классических бумажных птиц помогает осуществить желания. Книга целиком посвящена складыванию одной единственной модели – журавлика в самых разнообразных ее вариациях. Именно это время характеризуется началом «демократизации» оригами – превращения этого занятия из ритуально-храмового действа в популярный досуг.

Новый этап в развитии оригами относится ко второй половине XX века и связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошизава. Акиро Йошизава работал на машиностроительной фабрике, где помимо основной работы, ему поручили учить новичков читать чертежи. При этом он начал активно использовать оригами, объясняя с помощью складывания азы геометрических понятий. Эти занятия имели успех и вызывали неподдельный интерес и Акире Йошизаве предлагают выступить на съезде профсоюза с рассказом о роли оригами в образовании.

Акира Йошизава является признанным мировым мастером оригами. Он сделал оригами авторским, придумав сотни оригинальных фигурок. Именно он изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки.

Новый поворот в истории оригами тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда была сброшена атомная бомба на Хиросиму. Последствия чудовищного эксперимента были ужасны. Среди детей, страдающих от последствий облучения и обреченных на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни — журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы. Волна удивительной детской солидарности прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бесценным грузом — бумажными журавликами.

Движение «1000 журавликов» вызвало интерес к оригами по всему миру: стали издаваться красочные книги, буклеты, журналы, посвященные этому искусству. Сейчас центры оригами открыты в 26 государствах планеты. Оригами развивается, во многих странах созданы общества оригамистов; каждый год проводятся выставки и конференции.

Неосторожно будет утверждать, что искусство складывания бумажных фигур был незнакомо европейским странам до середины XX века. В связи с этим, особо следует упомянуть об истории развития складывания в Испании, которая может похвастаться своим собственным, независимым, открытием некоторых фигурок, например птички – “пахариты”. Так называется древняя классическая фигурка, ставшая символом оригами в Испании. Известный оригамист Винсенте Паласиос считает, что многое указывает на появление этой модели впервые в Толедо в XII веке. Если это предположение, верно, то, без сомнения, пахарита является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (возможно, одной из первых во всем мире).

Первые упоминающиеся в старинных европейских документах мельницы, изготавливающие бумагу, существовали в Толедо уже в XII веке (в Италии они появились на столетие позже). Само слово «пахарита» (птица) применительно к фигуркам имеет в Испании два значения – название конкретной модели, или вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании “делать пахариты”, а сами фигурки – «различные другие пахариты».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *