Исследовательские работы 4 класс

Моя родословная

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Детская общественная организация

«Научное общество учащихся «Поиск»»

МКОУ «Шербакульский лицей»

«Моя родословная»

Доровко Илья Владимирович

Руководитель: Новикова Надежда Владимировна

учитель начальных классов, высшая категория, педагогический стаж 19 лет

2016 г.

  1. Введение…………………………………………………….

  2. Основная часть доклада………………………………….

2.1 Исследовательская работа………………………………….

2.2 Глава 1. Моя семья………………………………………….

1.1. Немного о себе………………………………….

1.2. Моя семья………………………………………

2.3 Глава 2. Откуда мы родом и где наши корни?…………..

2.1. Мои бабушки и дедушки…………………….

2.2. Мои прабабушки и прадедушки……………

  1. Заключение………………………………………………..

  2. Список использованной литературы………………….

  3. Приложения………………………………………………..

1. Введение

В старину родственные связи берегли,

ценили, гордились ими и говорили:

«Кто своего родства не знает, тот сам

себя не уважает, а кто родни своей

стыдится, тот через это сам срамиться»

Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи.

В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Как говорит моя бабушка, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.

В прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно миллионы людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины.

Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена. Бурятский народ всегда с особым почтением относился к своим предкам. По традиции каждый бурят должен знать своих предков до седьмого колена, но некоторые знают свою родословную до двадцатого. А я проследил по линии папы и мамы 3 поколения.

Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. Ребенок – это только почка на ветвях большого дерева. Родители – это только ветви, рожденные стволом этого дерева. Огромный мощный ствол — это семья. Земля — это тайна, которая скрывает корни этого дерева. Задумавшись над этим, я решила раскрыть некоторые моменты истории моей семьи.

В моей родословной нет людей, вершивших судьбу России. Но среди них были достойные, уважаемые люди. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений.

Актуальность данной темы вижу в том, что через историю родов вживую постигается история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно.

Цель своей работы я вижу в том, чтобы лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.

Передо мной стояли следующие задачи:

1) составить генеалогическое древо моей семьи

2) собрать исторический материал и написать о некоторых моих предках с интересной биографией.

Объектом моей работы является родословная.

Предметом – моя родословная.

База исследования – это документы, рассказы и воспоминания живых родственников, сохранившиеся письма, дневники и вырезки газет.

Научная новизна работы в том, чтобы продолжить эту кропотливую работу — составление родословной моей семьи.

Практическая значимость данного исследования в том, что я стану хранителем истории своего рода и всем родственникам смогу рассказать о наших предках, о тех людях с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться и не будем «Иванами, не помнящими родства».

При разработке данного проекта были использованы мультимедийные технологии

Я думаю, что знать свои корни должен каждый, ибо без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.

Я живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знает свой род. Ценными помощниками в этой работе стали для меня и мои бабушки и дедушки, которые с интересом занимались и занимаются изучением нашей родословной.

Исследования.

Чтобы выяснить, историю своего рода провел поисковую работу:это беседы, опросы родителей и родных, анкетирование среди жителей

2. Основная часть доклада

2.1. Исследовательская работа

Правильно составить свою родословную достаточно сложно, а без соответствующих знаний практически невозможно. Поэтому моя работа предусматривала несколько этапов:

Первый этап – теоретический — заключался в изучении литературы для расширения историко-культурного кругозора, необходимого для грамотного выполнении работы.

Для закрепления полученных знаний я пользовалась словарем терминов, который составила самостоятельно (Приложение №1). Он служит хорошим ориентиром.

Второй этап – практический — заключался в составлении картотеки своих родственников – я составлял отдельную карточку (Приложение №2), где записывал основные сведения о его жизни (Приложение №3).

Есть различные варианты составления родословной: от предка к потомку или от потомка к предку. Я выбрал смешанную восходящую родословную. Смешанная потому что в ней записываются родственники по линии отца и матери, восходящая потому что запись восходит к все более отдаленным поколениям.

Для графического изображения родословной, я выбрал данную схему (Приложение №4) , она мне, казалась, простой и наглядной. Но моя работа вызвала большой интерес в семье, и в графическом изображении родословной отразилось все совместное творчество.

Моя родословная пока небольшая, но здесь я расположил родственников, о которых собрал сведения. С этими людьми я состою в кровном родстве.

Я планирую собрать больше сведений о своей семье, узнать о родственниках до седьмого поколения, изучить дополнительную литературу, записать рассказы живых родственников, побывать в архиве и написать историю моей семьи, которую я люблю и горжусь.

2.2. Глава 1. Моя семья.

1.1. Немного о себе

1.2. Моя семья.

Семья – это, что с тобой всегда

У меня большая и дружная семья, папа, мама, две сестренки Дарья Ульяна. Мой папа Доровко Владимир Витальевич

родился в 1982 году в Шербакуле, окончил Шербакульскую среднюю школу №1, поступил в Сибирский Профессионально — Педагогический колледж 1999г-2002г. на мастера производственного обучения. После окончания колледжа закончил курсы программирования, чем и занимается, работает системным администратором. Моя мама, Доровко Елена Владимировна родом из Таврического района с. Прииртышье. Окончив школу она поступила в Сибирский Профессионально — Педагогический колледж 2000-2003г мастер производственного обучения, там познакомилась с моим отцом. После учебы она пошла работать на Азовскую птицефабрику вакцинатором. В 2006г мы переехали в Шербакуль здесь она устроилась работать в больницу сперва была помощником повара, сейчас повар. Я очень люблю свою семью.

Я горжусь своими родителями.

Дом, в котором мы живём,

Самый лучший в мире дом.

Память добрую о нём

Мы всю жизнь в сердцах несём.

Пусть тепло и добрый свет

Будут в нём на тысячу лет!

2.3. Глава 2. Откуда мы родом и где наши корни?

2.1. Мои бабушки и дедушки

А сейчас я хочу рассказать о своих любимых бабушках и дедушках.

Лучше друга не найти — обойди весь свет.

Лучше бабушки моей в целом мире нет.

Ярче солнышка она улыбается

И печали все мои забываются.

Бабушка: Доровко Ирина Николаевна, родилась 9 января 1961 года в селе Оконешниково Омской области. Десять классов окончила в1978 году. Училась в Шербакульской средней школе №1. В 1978 году поступила в Омское медицинское училище №1. В 1981 окончила училище по специальности медсестра. После окончания училища поступила в Шербакульскую центральную районную больницу. Где и проработала всю жизнь. Работала: медицинской сестрой в хирургии, в настоящее время работает старшей медицинской сестрой в терапевтическом от делении. Награждена почетными грамотами, имеет звание «Почетный донор России»

Дедушка: Доровко Виталий Иванович, родился 10 мая в 1959 году в селе Шербакуль Омской области. В 1976 году окончил десять классов в Шербакульской средней школе №1. В 1977-1979г.г. служил в рядах советской армии, дедушка служил в ракетных войсках. В 1980 году поступает работать в Шербакульскую С.Х.Т., токарем. В 1990 году поступает учится в Тюкалинский сельскохозяйственный техникум, в 1993 году оканчивает его по специальности техник-механик. В С.Х.Т. дедушка отработал 30 лет. Работал токарем, мастером на всех участках в М.Т.М. Последние 10 лет работал зав. складом. После ликвидации С.Х.Т. в 2007 году поступает на работу в управления образования, охранником. Где он работает в данный момент. Имеет звания : «Ветеран труда», «Почётный донор России».

Дедушка с бабушкой воспитали 2-х сыновей. Один из них мой папа Вова, а другой мой дядя — Серёжа.

Моя бабушка Гоммер Лидия Владимировна.

Она окончила Приваленскую Среднюю школу, 8 классов, Пошла работать телятницей на ферму, в 1982 г. переехала в Таврический район с. Прииртышье там и познакомилась с моим дедом Пенз Николаем Николаевичем он работал шофером. Бабушка работала птичницей на гусеплемзаводе, на птицефабрике птичницей, до развала организации. На данный момент работает дояркой, воспитала троих детей ведет домашнее подсобное хозяйство.

2.2. Мои прабабушки и прадедушки.

Мамина ветвь начинается из далека, хотелось бы рассказать немного о ее родных. Ее предки приехали из города Киров и являются одной из семей основателей с. Привальное Азовского Немецкого Национального района. Прабабушка как и прадедушка родились в военные годы в семьях простых рабочих, перенеся все тягости военного времени. Прабабушка Миллер Фрида Давыдовна (24.08.41г.) окончив школу, работала на стройке птицефабрики, потом работала дояркой, птичницей на птице фабрике. Прадед Гоммер Владимир Яковлевич (04.12.36г.) отслужив в рядах армии вернулся в свою родную деревню и стал работать ассенизатором. Поженившись они отстроили свой дом, стали воспитывать детей ведя домашнее хозяйство, у них родилось семеро детей, очень дружная семья. Одним из детей является моя бабушка Гоммер Лидия Владимировна.

Прадедушка, Доровко Иван Васильевич родился 12 февраля 1928 года в селе Борисовский Шербакульского района. Окончил десять классов Шербакульской школы имени М. Горького. После школы уехал в город Свердловск, там работал на металлургическом заводе. Проработал там 3 года вернулся в Шербакуль где поступил работать вахтёром на почту. На почте он проработал всю жизнь до пенсии. После ухода на пенсию, 7 лет проработал заведующим склада, на складах связи. Награждён почётными грамотами, знаком «Ударник коммунистического труда», медалью «Ветеран труда».

Прабабушка, Доровко Валентина Алексеевна. Родилась 25 сентября 1937 года в селе Шербакуль Шербакульского района. Закончила десять классов в школе имени М.Горького. После школы уехала в город Ленинград, поступила на работу в становой завод № 15 . Проработав 3 года и в 1957 году вернулась в Шербакуль. После этого поступила на должность наборщика. В 1968 году поступила на работу в Шербакульскую Т.М.К. — 2 где и проработала до пенсии. Награждена почётными грамотами, знаком «Победитель социалистического соревнования. 1978 года», медалью «Ветеран труда» , являлась членом областной организации «Сироты Великой Отечественной войны» . У них родилось 3 сына.

Прабабушка, Лидия Борисовна Морозова (Волкова). Родилась 18 июля 1938 года, Оконешниковский район. Закончила школу , работала швеёй.

Прадедушка, Волков Николай Григорьевич 22 апреля 1937 года, Оконешниковский район. Окончил школу, пошёл служить в армию. После армии поступил в Школу милиции г. Свердловск, после окончания Школы милиции по направлению уехал в Шербакуль. В1981 году перенаправлен в Таврический район. В 1985 году поступил работать в пожарное отделение и проработал там до самой пенсии, т. е. до 1989 года, на пенсию пошел в звании капитан. У них родилось двое детей, одна из которых моя бабушка.

3. Заключение.

Итак, с помощью родителей, бабушек и дедушек, мы, насколько это возможно, восстановили родословную своей семьи. И даже придумали герб и девиз семьи. Для этого мы собирали информацию обо всех родственниках. Попытались узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого нет уже в живых.

Как и во многих других семьях, война оставила глубокий след в истории моей семьи. ……….

Много узнали о профессиях наших родственников, составили календарь дней рождения. Теперь не забудем вовремя поздравить своих родных и близких.

Я понял, что своей жизнью обязана многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всём им помогать.

На примере моей семьи я понял, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надёжные люди, которые придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем!

Семья обеспечивает продолжение человеческого рода, берёт на себя воспитание детей. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закреплённые в обществе. Семья оказывает решающее влияние на личность ребёнка, а также на взрослых членов семьи. Она удовлетворяет потребности человека в любви, духовном общении, в моральной и материальной поддержке, в организации досуга и отдыха. Семья играет важную роль в ведении домашнего хозяйства. Она заботится о малолетних и престарелых членах семьи, придаёт устойчивость и стабильность обществу.

В Указе Президента Российской Федерации В.В.Путина от 14 июня 2007 г. N 761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» обозначена важная роль семьи в развитии государства и общества. Рекомендовано уделить особое внимание вопросам социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных, укреплению авторитета семьи, базовых семейных ценностей

Я накопил определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут.

Пролистав все семейные альбомы, я составил презентацию «Моя родословная». (Приложение)

Славная вещь – родословное древо! Но если присмотреться к нему, то можно заметить, будто из меня вырастают папа с мамой, а из них бабушка с дедушкой и т.д. Странная картина получается. Если перевернуть рисунок, то воображаемая крона станет корнем, в большом разветвлении которого вырос я.

Я узнал много интересного о своей родословной и хочу продолжить ее изучение.

Я много узнал о своих корнях, многое для меня было ново. И я теперь понимаю, что мой род зарекомендовал себя только с хорошей стороны, и я обязательно должен сохранить и преумножить заслуги ……

Я думаю, что человек незнающий истории своей страны, не знающий своих предков — это невежественный и неблагодарный человек. Каждый из нас должен уважать и преклоняться перед старшими.

Благодарю за внимание!

4. Список использованной литературы

1. Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».

2. Журнал «Воспитание школьников» 1989г., номер 6

3. Журнал «Читаем, учимся, играем». 2002., номер 3.

4. Как составить свою родословную. В.П. Петров, Е.В. Петрова Улан-Удэ, 2005

5. Интернет ресурсы. Словарь русских имен.

6. Король М.В. Витражи мудрости. — Минск: Полымя,1991г. – 414с.

7. Леонов А. История происхождения и развития личных имен Евангелия // Русский язык в школе и дома. – 2005. — №3 – 28-30.

8. Никонов В.А. География личных имен. – Москва: Наука, 1988г. – 192с.

9. Ответ на вопрос в журнале «Пионер» №4. 2005г. -32.

10. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. – Москва: Русский язык, 1980г. – 384с.

11. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий.- Москва: Просвещение, 1975г.-160с.

12. Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен. – Москва: Яуза, 2003г. – 512с.

13. Звезды и судьбы Л.В. Гумун, Н.Г. Наумкина, И.Н. Деревягина

14. Детская энциклопедия: Папа, мама, ты и я.

Приложение 1.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья это летом поездки на дачу

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Приложение №2

Карточка родственника

  1. Ф.И.О.

  2. Дата рождения (день, месяц, год)

  3. Место рождения (населенный пункт, район, область)

  4. Дата и место смерти, захоронения.

  5. Образование (с указанием названия и времени окончания учебного заведения, полученная квалификация)

  6. Профессия, должность, ученое звание, место работы.

  7. Правительственные и другие награды

  8. Основные творческие достижения

  9. Дата и место бракосочетания (девичья фамилия)

  10. Дети

  11. Иконография (наличие живописных и фотографических изображений)

Приложение №3

«Семейный словарик»

(Словарь терминов родства)

Бабка, бабушка — мать отца или матери, жена деда.

Брат — каждый из сыновей одних родителей.

Брат крестный — сын крестного отца.

Брат крестовый, брат по кресту, брат названный — лица, обменявшиеся нательными крестами.

Братан, братаник, братеня, братеник, брательник — двоюродный брат.

Братаниха — жена двоюродного брата.

Братанна — дочь брата, племянница по брату.

Братова — жена брата.

Брательница — родственница вообще, двоюродная или дальняя.

Братыч — сын брата, племянник по брату.

Вдова — женщина, не вступившая в брак после смерти мужа.

Вдовец — мужчина, не вступивший в брак после смерти жены.

Внук — сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы.

Внучка — дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы.

Деверь — брат мужа.

Дед — отец матери или отца.

Дед крестный — отец крестного отца.

Дедина, дедка — тетка по дяде.

Дедич — прямой наследник по деду.

Дочь — лицо женского пола по отношению к своим родителям.

Дочь названная — приемыш, воспитанница.

Дщерич — племянник по тетке.

Дщерша — племянница по тетке.

Дядька — приставленный для ухода и надзора за ребенком.

Дядя — брат отца или матери.

Жена — замужняя женщина по отношению к мужу.

Жених — сговоривший себе невесту.

Золовица, золовка, золова — сестра мужа, иногда жена брата, невестка.

Зять — муж дочери, сестры, золовки.

Кум, кума — см: Отец крестный, мать крестная.

Мать — лицо женского пола по отношению к своим детям.

Мать крестная, мать крестовая — восприемница при обряде крещения.

Мать названная — мать приемышу, воспитаннику.

Мать молочная — мамка, кормилица.

Мать посаженная — женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха.

Мачеха — другая жена отца, неродная мать.

Муж — женатый мужчина по отношению к жене.

Невестка — жена сына.

Отец — лицо мужского пола по отношению к своим детям.

Отец крестный — восприемник при обряде крещения.

Отец названый — отец приемышу, воспитаннику.

Отец прибеседный, отец посаженый, отец ряженый — лицо, выступающие вместо родного отца на свадьбе.

Отценачальник — старший в поколении.

Отчим — другой муж матери, неродной отец.

Отчинник, отчич — сын, наследник.

Падчерица — дочь от другого брака по отношению к неродному родителю.

Пасынок — сын неродной одному из супругов.

Племянник — сын брата или сестры.

Племянница — дочь брата или сестры.

Племяш — родич, родственник.

Прародители — первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.

Пращур — родитель прапрадеда, прапрабабки.

Родоначальник — первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.

Сват, сватья — родители молодых и их родственники по отношению друг к другу.

Свекор — отец мужа.

Свекровь — мать мужа.

Свойственник — лицо, состоящее в родственных отношениях по мужу, жене.

Свояки — лица, женатые на двух сестрах.

Свояки двоюродные — лица, женатые на двоюродных сестрах.

Сестра — дочь одних родителей.

Сестренница — двоюродная сестра, дочь сестры матери или отца.

Сестренка, сестрина, сестричка — двоюродная сестра.

Сестренич, сестрич — сын сестры матери или отца, племянник по сестре.

Сноха — жена сына, невестка.

Сношенница — жена деверя, жены двух братьев по отношению друг к другу, невестки.

Супруг — муж.

Супруга — жена.

Сын — лицо мужского пола по отношению к своим родителям.

Сын крестный (крестник) — лицо мужского пола по отношению к восприемникам.

Сын названый — приемыш, воспитанник.

Тесть — отец жены.

Тетка, тетя — сестра отца или матери.

Теща — мать жены.

Шурин — родной брат жены.

У многих из этих терминов могут быть прилагательные:

Внучатый — о родстве, происходящем из третьего колена (также троюродный) или еще далее.

Двоюродный — о родстве, происходящем из второго колена.

Кровный — о родстве в пределах одной семьи.

Однородный — о происхождении от одного отца.

Одноутробный — о происхождении от одной матери.

Полнородный — о происхождении от одних родителей.

Пра — приставка, означающая родство в дальнем восходящем или нисходящем порядке.

Привенчанный — о происхождении от одних родителей, но до брака рожденный, а затем признанный.

Родной — о происхождении от одних родителей.

Сводный — о происхождении от разных родителей.

Усыновленный — лицо мужского пола по отношению к усыновителям.

Удочеренная — лицо женского пола по отношению к приемным родителям.

Приложение 4.

Русские поговорки и пословицы о семье

  • Муж с женой, что мука с водой – сболтать сболтаешь, а разболтать не разболтаешь.

  • Русский человек без родни не живет.

  • Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

  • Мужик да собака всегда на дворе, а баба да кошка завсегда в избе.

  • Выбирай корову по рогам, а девку по родам.

  • Родство – дело святое, а деньги – дело иное.

  • Любовь да совет – на том стоит свет.

  • Послушный сын – роза материнского сердца.

  • Без матушки родной и цветы не цветут.

  • Без любви, как без солнышка, нельзя прожить.

  • На что клад, когда у мужа с женой лад.

  • С любовью везде простор, со злом везде теснота.

  • Хозяйство умелую руку любит.

  • Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

  • Без жены, как без шапки.

  • Не ищи в муже красоты, а ищи доброты.

  • У добрых супругов две души, но единая воля.

  • Шей шубы теплее, а жену выбирай добрее.

  • Без мужа жена всегда сирота.

  • Мир в семье женой держится.

  • Семейный горшок всегда кипит.

  • Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детей.

  • Всякая невеста для своего жениха родится.

  • Любовь одна, а обитает в двух сердцах.

  • Любовь – кольцо, а у кольца нет конца.

  • Супругам без детишек, что зимой без дровишек.

  • Слава сына – отца отрада.

  • Хорошая жена – мужу корона.

  • Дети – крылья человека.

  • Любви, огня да кашля от людей не спрячешь.

  • Родители берегут дочь до венца, а муж жену до конца.

  • Муж жене – отец, жена мужу – венец.

  • Красна пава пером, а жена нравом.

  • Жена мужу пластырь, муж жене – пастырь.

  • Промеж мужа и жены нитки не продернешь.

  • Где любовь да совет, там и горя нет.

Пословицы народов мира о семье

  • Дерево держится корнями, а человек – родственниками (абхазская).

  • Хозяин жены – муж, хозяин мужа – долг (армянская).

  • Кольцо должно быть по пальцу, милый по душе (армянская).

  • Дом без жены, что водяная мельница без воды (армянская).

  • Муж – наружная стена дома, жена – внутренняя (армянская).

  • Девушка без мужа – что лодка без руля, парень без жены – что конь без узды (вьетнамская).

  • Когда любят друг друга, то и девять считают за десять (вьетнамская).

  • Дружные супруги могут выкачать всю воду из Тихого океана (вьетнамская).

  • Коль муж умен, то и жена послушна (вьетнамская).

  • С умной женой муж богатеет (вьетнамская).

  • Любящие супруги и на топорище выспятся (грузинская).

  • Красива не красавица, красива любимая (каракалпакская).

  • Если муж хорош, то и некрасивая станет красавицей (киргизская).

  • Мужнюю жену и тигр не укусит (корейская).

  • Супругам ссориться – все равно, что ножом воду резать (корейская).

  • Любовь красоты не требует (татарская).

  • Не выбирай жену глазами холостяка (турецкая).

  • Кто детям потакает, тот сам плачет (украинская).

  • Дай ребенку волю, сам пойдешь в неволю (литовская).

  • Учи ребенка не палкой, а словом (киргизская).

  • Материнская рука мягкая (коми).

  • Материнские ногти котенка не пугают (африканская).

  • Прут у матери пуховый (азербайджанская).

  • Не ладны те ребятки, которых не бранят ни батьки, ни матки (украинская).

  • Мать ругает, что подушкой бьет (удмуртская).

  • Мать словами бранит, а сердцем любит (удмуртская).

  • Гнев матери, что снег – выпадет много, но быстро тает (чеченская).

Приложение 5.

Анкета «Знаю ли я родословную своей семьи?»

Приложение № 6.

Девиз и герб моей семьи

Школьникам и студентам:

Конкурс исследовательских работ учащихся >>
Конкурс проектов учащихся >>

1. Образ солнца у разных народов
2. «Мини-огород на окне»
3. Деньги и микробы
4. Бродячие собаки. Проблемы и пути решения проблемы
5. Проектно-исследовательская работа «Определение состава молока в домашних условиях»
6. Проектно-исследовательская работа «Тайна мыльных пузырей»
7. Тайны зрения. Чудеса оптических иллюзий
8. Шоколадные истории: мифы и правда
9. «Мягкие игрушки своими руками» (Эстафета Добрых дел)
10. Выращивание кристаллов в домашних условиях
11. Лучший подарок – самодельные открытки
12. Вред полезного сока
13. Исследовательская работа «Лук от семи недуг»
14. Почему листья меняют цвет осенью?
15. Чудо — эликсир?! Вся правда о чае!
16. Береги зрение
17. Самовар — гость из прошлого или современный символ домашнего уюта
18. Способы определения качества творога в домашних условиях
19. Какое влияние оказывает влажность воздуха на здоровье человека?
20. Какое молоко полезнее? Магазинное или домашнее?
21. Необычные памятники
22. Вкусный, вредный напиток «Coca-Cola»
23. Сравнение климатических характеристик погоды и многолетней климатической нормы для нашего региона
24. Почему хлеб бывает белый и черный
25. Пазлы – развлечение или наука?
26. Как сделать Невидимые чернила
27. Проект: Натуральные духи для любимой мамочки
28. Мир социальных сетей
29. Вес школьного портфеля и его влияние на здоровье школьника
30. История печатных календарей в России
31. Правильное питание: Отчего же детки не кушают котлетки?
32. Влияние цветового оформления помещений на настроение и работоспособность учащихся
33. Исследовательская работа «Книга в жизни современных школьников»
34. Оптические иллюзии. Можно ли верить своим глазам?
35. Любимые игры наших родителей
36. Живет ли в доме домовой?
37. Мой друг — велосипед
38. Учение без мучения. Выбор самого лучшего нетрадиционного способа запоминания словарных слов.
39. Формирование концепции ландшафтного дизайна пришкольной территории
40. Слова-сорняки в нашей речи
41. Влияние условий среды на развитие растения. Как я вырастил фасоль!
42. Секреты козьего молока
43. Очевидное – невероятное или умеют ли животные думать
44. Исследовательская работа по теме «Кто живёт у нас в лесу»
45. Исследовательская работа «Святая, как хлеб, деревенька моя»
46. Мышь – друг или враг?
47. Исследовательский проект «Путь от яйца к цыпленку»
48. Исследовательская работа. «Лыжный спорт. Как стать чемпионом?»
49. Исследовательская работа «От экологии души – к экологии Земли»
50. Живая сила талой воды
51. Двери в сказкотерапию
52. Научно-исследовательская работа на тему: «Полезно ли то, что вкусно? или Проблема питания современных школьников».
53. Что такое звук?
54. Влияние сотового телефона на здоровье человека
55. Исследовательская работа «Секреты «чудесной кладовой»
56. Исследование удивительной жизни кошек
57. Вышивка — бабушкино наследство
58. Измерение объёма легких
59. Роль изобразительного искусства в жизни человека. Его влияние на организм
60. Семь чудес России
61. Роль поваренной соли в питании человека
62. «Приготовление сыра в домашних условиях с использованием современных кухонных приборов» (исследовательская работа)
63. Исследовательская работа «Святочные гадания»
64. История производства энергии: от самых первых до самых современных источников
65. Коса как причёска современных школьниц
66. Исследовательский проект «Непридуманные герои»
67. Химия в начальной школе
68. Микроорганизмы и гигиена полости рта
69. Мусор – угроза для человечества
70. Влияние погодных условий на медосбор пчёл
71. Проект «Легко ли сварить кашу?»
72. Исследовательская работа на тему «Жизнь волнистых попугайчиков»
73. Лингвистическая сказка «Путешествие Пети Любознайкина в город Орфографинск»
74. «Я помню! Я горжусь!»
75. Чудесные превращения солёного теста
76. Что смотрят дети
77. Учебно-исследовательская работа «Нужна ли кошка в доме»
78. Влияние физического развития на успеваемость
79. Влияние музыки на физиологические характеристики детей
80. Создание настольной игры на основе краеведческого материала как способ познания малой родины
81. Изучение влияния моющих средств для посуды на экологию
82. Удивительный мир кристаллов
83. В мире кристаллов
84. Как влияет проветривание класса на наше здоровье?
85. Образ кошки в мифах и сказках
86. «Твой голос на мамин совсем не похож…»: Сходство и различие голосов близких родственников — близнецов
87. Свинка, да ещё и морская
88. Исследовательская работа «Рыбки гуппи в моём аквариуме»
89. Проект «Спорт в моей семье»
90. Природные красители
91. Влияние шума на органы слуха человека
92. Самые высокие башни мира
93. Интернет-зависимость
94. Что я узнал о пчёлах
95. Символы эпохи на советских открытках
96. Радуга своими руками
97. Детская косметика: вред для кожи или удовольствие для ребенка?
98. Быть здоровым – это просто!
99. Волшебный мир снежинок
100. Русская изба как пример национального деревянного зодчества
101. Поколение Z: ценности и мотивация к обучению
102. Все ли йогурты полезны
103. Как не стать жертвой киднеппинга?
104. Глаз как оптическая система. Зрительные иллюзии.
105. По страницам Красной книги
106. Пчёлы и человек. Взаимное влияние друг на друга.
107. Компьютерные игры. Вред или польза?
108. Какую воду мы пьём?
109. Влияние положительных и отрицательных эмоций на жизнь человека
110. Исследовательская работа «Всероссийский праздник «День семьи, любви и верности» как духовный ориентир младших школьников»
111. Язык дельфинов
112. Исследование сортов хлеба и их влияние на здоровье человека
113. История моей семьи в годы Великой Отечественной войны
114. Исследовательская работа «Коррозия»
115. Проектно-исследовательская работа по технологии «Ростовые цветы – украшение праздника»
116. Исследовательская работа по физической культуре «Безопасные коньки»
117. Исследовательская работа по изобразительному искусству «Краски, танцующие на воде»
118. Значение книги в жизни школьника
119. Почему люди рисуют?
120. Исследование факторов, влияющих на осанку школьников
121. Творческий проект «Применение систем счисления для измерения времени»
122. Как влияют домашние животные на развитие детей младшего школьного возраста?
123. Анализ питьевой воды из природных источников
124. Сравнительный анализ употребления лексики по теме «животные» в русском и английском языках
125. Папье-маше — мое хобби
126. Чем грозит рост численности бездомных собак и можно ли это предотвратить?
127. Исследовательская работа «Зачем человеку два уха или удивительный мир звука»
128. Волшебный мир мультипликации. (Исследование и сравнение разных видов анимации для создания собственного мультфильма.)
129. Создание детского путеводителя по нашему городу.
130. Загадочное свечение кошачьих глаз в темноте
131. Человек и вирусы. Кто сильнее?
132. Лес или бумага. Что важнее?
133. Сахар и здоровье – враги или друзья?
134. Клей. Безопасно ли использование клея для человека и окружающей среды.
135. Где спряталось счастье (Исследование значения слова «счастье» в устном народном творчестве, произведениях детских писателей и мнениях взрослых и детей)
136. Влажность воздуха в квартире
137. Мой любимый напиток — сок
138. О некоторых способах выжить в тайге на основе рассказа Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро»
139. Проектная работа «Искусство оригами как тренировка природных способностей детей»
140. Научно-исследовательский проект «Берёза в жизни человека»
141. Учебно-исследовательская работа «Памятник русскому слову «Спасибо»
142. Почему корабли не тонут
143. Принцип действия безнасосных фонтанов (на примере фонтанов Петергофа)
144. Способы очищения воды
145. Шел солдат во имя жизни. Боевой путь моего прадеда.
146. Можно ли обучить кота собачьим командам, или кошка, которая гуляет сама по себе
147. Журналист — легко ли это?
148. Влияние музыки на здоровье человека
149. Особенности изготовления бумаги в домашних условиях
150. Изучение современных сортов стирального порошка
151. Русский язык на обертках конфет
152. Неизвестные сферы использования соли
153. Роботы в нашей жизни
154. Может ли полезная медь быть вредной
155. Лучший подарок – книга
156. Природные фильтры очистки воды
157. Как рождается мультфильм
158. Земля – наш дом, и мусору не место в нём
159. Жиры — друзья или враги?
160. Экологический проект «Вторая жизнь ненужных вещей»
161. Применение дрожжей в выпечке хлеба
162. Свойства крахмала и способ его получения в домашних условиях
163. Математика и домашняя экономика
164. Почему я не отличник
165. Насекомые моего двора
166. Были о пыли
167. Можно ли вырастить виноград в суровом климате?
168. Влияние школьной формы на ученика и его обучение
169. Авторская кукла в качестве экологичной альтернативы современным пластмассовым куклам
170. История моей улицы
171. Пищевые упаковки – такие разные
172. Научно-исследовательский проект «Жизнь муравьев-жнецов в муравьиной ферме»
173. Экологические проблемы водных ресурсов в современном мире
174. Исследование генетически модифицированных организмов и их влияния на здоровье человека
175. Создание компьютерной игры как средство развития школьника
176. Значение опавших листьев в природе
177. Азбука профессий
178. Исследовательская работа «Умные дельфины»
179. Творческий проект «Мыло своими руками»
180. Как продлить жизнь срезанным цветам?
181. Роль поваренной соли в питании человека
182. Питание космонавтов
183. Мир книги и чтения
184. Мыло в нашей жизни. Как сварить мыло в домашних условиях?
185. Влияние окраски кошек на их характер
186. Почему люди боятся летать и как избавиться от этих страхов?
187. Удивительная жизнь муравьёв
188. Всегда ли в моде геометрия?
189. Собака — друг человека или человек — друг собаки?
190. Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать!
191. Физические явления в природе: гроза
192. Энергосбережение в моей семье
193. Лингвистический анализ названий конфет как способ повышения мотивации школьников к изучению русского языка
194. Создание книги-азбуки моего родного города
195. Мой домашний питомец
196. Творческий проект «Чудо-фартук для бабушки»
197. Прозвища исторических личностей
198. Как сберечь память? (Об участниках Великой Отечественной войны)
199. Почему нужно любить чтение?
200. Какая экологическая обстановка моего дома?
201. Традиционный тверской народный костюм: от истоков к современности
202. Микробы – друзья или враги?
203. Математика и физкультура. Ищем взаимосвязь
204. Как сделать отдых на перемене безопасным и интересным?
205. Животные в годы Великой Отечественной войны. Памятники животным – участникам войны 1941-1945 гг.»
206. Мы в ответе за братьев наших меньших. Решение проблемы бездомных животных
207. Мыло своими руками
208. Влияние сотового телефона на живой организм
209. Необычный обычный фантик (исследование особенностей названий и дизайна фантика с момента возникновения до наших дней)
210. Влияние вышивания крестом на развитие культурного образовательного потенциала четвероклассника
211. Проектно-исследовательская работа на тему: «Комнатные растения и экология помещений»
212. Орган зрения и его роль в жизни человека
213. Динамика работоспособности школьников в течение учебной недели
214. Польза или вред от энергосберегающей лампы
215. Сколько весит школьный рюкзак?
216. Сравнительная характеристика примет и суеверий в культуре Великобритании и России
217. Выращивание сталактита и сталагмита
218. Сравнительный анализ звукоподражания в русском и английском языках
219. Исследовательский проект «Что такое плесень?»
220. Мой первый гербарий
221. Как русский народ относился к деньгам и богатству в прошлые века (по материалам фольклора) и как он относится к этим понятиям в наше время (по опросу четвероклассников)
222. Влияние моющих средств на биологические объекты
223. Влияние современной музыки на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся
224. Диффузия – что это такое?
225. Влияние шума на здоровье человека
226. Выпечка – ремесло или наука?
227. Работа над словарными словами с опорой на эмоционально-образную память
228. Использование аллитерации как приема фонетической выразительности речи в художественных произведениях
229. О чём может рассказать сказка?
230. Сравнения и метафоры в стихотворениях о снеге русских поэтов (классиков и современных)
231. «Муравьиное братство». Что это значит?
232. Распространение английских слов в русском языке
233. Роль поваренной соли в питании человека
234. Моё генеалогическое древо
235. Бесконтактный полив растений на школьных каникулах
236. Возможности использования геотермального отопления в условиях Алтайского края
237. Источники возникновения жанра сказки и его социальное значение
238. Компьютерные игры: польза или вред?
239. Люминофоры и безопасность дорожного движения
240. Секреты создания мультфильмов
241. Проект: Польза витамина С
242. Проект «Ёлочка, живи!»
243. Влияние почвы на урожайность картофеля
244. Старинные русские меры. Длина.
245. «Открываем дверь в прошлое…или что такое устаревшие слова»
246. Что значат гаджеты для современного школьника. Это помощники или враги?
247. Проект «Завтрак для школьника»
248. Исследование творога лабораторным и органолептическим методом
249. Влияние внешних факторов (света, тепла, холода, темноты и минеральных веществ) на рост и развитие ростков пшеницы в домашних условиях
250. Числовые суеверия – правда или вымысел
251. Исследовательская работа по предмету окружающий мир «Влияние загрязнения воды на водоплавающих птиц»
252. Проектно-исследовательская работа «Удивительные минералы»
253. Умеют ли животные думать? Изучение разумного поведения животных на примере домашней кошки
254. Исследовательская работа: «Залог успешности ученика – положительные эмоции»
255. Информационный проект «Забытые и редкие профессии России»
256. Роль поваренной соли в питании человека
257. Сравнительный анализ пищевых добавок жевательных резинок «Орбит»
258. Изготовление красок в домашних условиях
259. Исследовательская работа «Летопись семьи»
260. Исследовательская работа по основам православной культуры «Своеобразный мир русской иконы»
261. Проектная работа на тему: «Компьютерные игры»
262. Исследовательский проект «Выращивание герани зимой»
263. Исследовательский проект по математике «Наш город в числах и величинах»
264. Исследовательская работа «Моя семейная реликвия»
265. Какие волшебные предметы из сказок стали помощниками человека
266. Колыбельная для куклы
267. Исследовательская работа «Как из куриного яйца получить цыпленка в домашних условиях»
268. Наши привычки
269. Целебные свойства чайного гриба, выращенного в домашних условиях
270. Учебно-исследовательская работа «Вторая жизнь ненужных вещей»
271. Детский мир и компьютерные игры
272. Анализ качества пищевых продуктов
273. Как выглядит в различных системах счисления тридевятое царство и тридесятое государство и где его искать на числовом луче?
274. Экономия воды в городской квартире
275. Такие разные конфеты
276. Учебно-исследовательская работа «Вода в нашем доме»
277. Учебно-исследовательская работа «Растения и животные — синоптики»
278. История моей семьи в фотографиях
279. Компьютерные игры — играть или не играть
280. Учебно-исследовательская работа: «Безопасность на дороге»
281. Дни недели в английском и русском языках
282. «Сказка ложь, а в ней намек»
283. Путешествие нефтяной капельки
284. «Что мы пьём?». Исследование фруктового зелёного чая в пакетиках.
285. Современна ли мода давно минувших лет
286. Проектная работа «Удивительный мир пчел»
287. Почему самолёты летают?
288. Чак-Чак — восточная сладость
289. Тайны магнита
290. Исследовательский проект «Влияние окружающей среды на развитие фасоли из семени»
291. Научно-исследовательская работа «Зимующие птицы»
292. Значение собаки в жизни человека
293. Добро и зло в нашей школе
294. Изучение пришкольной территории
295. Исследовательская работа «Моя семья – моя история»
296. Исследовательская работа «Оптические иллюзии»
297. Мой город в цифрах и величинах
298. Особенности зимующих птиц
299. Слова–паразиты в речи школьников
300. Исследовательская работа «Вторая жизнь новогодней ёлки»
301. Жевательная резинка: польза или вред?
302. Пейте дети молоко, будете здоровы
303. «Человек как Микрокосмос» или тонкая структура человека
304. Почему качаются качели
305. Использование чистотела для лечения кожных заболеваний
306. Состояние снега в городе
307. Что мы знаем о мороженом? Кому и сколько можно?
308. Жизнь марок в настоящее время

Одежда наших предков.

В древности всякая одежда именовалась «порты», что сохранилось и по сей день в названии профессии — «портной».

Основной частью костюма крестьян и горожан, мужчин и женщин, бедных и богатых являлась рубаха или сорочка, без которой никакой наряд вообще не мыслился. Рубаха была нижней, нательной одеждой. Выражение износиться «до последней рубашки» означало дойти до крайней нищеты. Как правило, даже слуги в хорошем доме имели по нескольку рубах. По свадебному чину жених получал от невесты и ее родни в дар не менее трех сорочек.

Шили сорочку, как правило, из беленого холста, украшая по вороту, подолу и обшлагам вышивкой, которая играла в этом случае роль оберега: чтобы нечистая сила не смогла проникнуть к телу. На груди рубаха имела прямой или косой разрез (косоворотка) и застегивалась на небольшую пуговицу. Подобные бронзовые, костяные или деревянные пуговицы часто находят археологи. Рубахи богатых людей застегивались на пуговицы, сделанные из серебра, золота и драгоценных камней.
Верхнюю рубаху, которую надевали поверх нижней, шили из материй ярких цветов: синего, зеленого, желтого. На древних изображениях рубахи длинные, закрывающие стопы ног. Со временем они стали намного короче, по словам одного из иностранцев, «едва прикрывая седалище». Мужчины носили рубахи навыпуск, непременно с поясом, который также играл роль оберега.
И царь, и простой крестьянин носили рубаху одного покроя, разнились они лишь материалом и украшением. Лишь в петровскую эпоху, с начала XVIII в. знать стала носить «голландские» рубашки с кружевом и жабо.
Со временем слово «порты» стало приобретать более узкий смысл и обозначать часть мужского костюма — штаны, или ноговицы. Древнерусские штаны были узкими, с нешироким шагом и носили их заправленными в сапоги или онучи с лаптями. Нижние штаны шили из холста или шелка, верхние — из более плотных цветных материалов: сукна, бархата и даже золотых материй. В документах XVII в. упоминаются «штаны сукна багрецового» и «штаны червчатые суконные».

В некоторых областях женщины поверх нижней рубахи носили верхнюю — спидницу, украшенную вышивкой и бахромой. Женский костюм дополнялся куском ткани, который обертывали вокруг бедер, — поневой.

Слово «сарафан» до XVII в. обозначал длинную нарядную мужскую одежду. Однако со временем сарафаном стали именовать женское платье без рукавов, чаще «распашное», т.е. застегивающееся спереди на пуговицы. Сарафан долгое время продолжал оставаться традиционной женской одеждой, и не только в крестьянской среде.

И мужчины, и женщины в зависимости от времени года носили свиту (от слова «свивать » — «кутать», «одевать»), кафтан или зипун. Свита была длинной узкой одеждой, украшенной на полах и рукавах вышивкой и застегивающейся на застежки.

Кафтан, в зависимости от моды, шили длиннее или короче, но так, чтобы он приоткрывал сапоги и не мешал при ходьбе. Кафтаны часто были со стоячими воротниками — «козырями» и многочисленными пуговицами. Рукава могли быть длинными — откидными, или обычными, но украшенными богато расшитыми манжетами.
Зипун был короткой верхней одеждой, близкой по назначению кафтану. Оба этих слова — зипун и кафтан, тюркского происхождения.

Наиболее древней одеждой для улицы являлась вотола — кусок грубой ткани, накидывавшейся на плечи в холодную погоду. Князья носили красивые плащи с меховой опушкой из ярких византийских тканей, скрепляя их на правом плече драгоценной пряжкой.

Некоторое виды одежды для улицы хотя и имели рукава, но как и плащи носились в накидку. Это охабень, который чаще носили мужчины, и летник — женская верхняя одежда.
В холодное время года и крестьяне, и горожане носили кожухи, тулупы и шубы. В отличие от современных, шубы шили мехом внутрь. Шубы попроще были на заячьем меху или овчине, а люди побогаче имели шубы на соболях, горностаях, куницах и любили покрывать их золотыми и бархатными тканями и украшать драгоценными пуговицами.

И женские, и мужские головные уборы отличались разнообразием. Мужчины носили вяленые шапки, плетеные шляпы, мурмолки — высокие шапки, по форме напоминающие усеченный конус, меховые шапки-ушанки — треухи и малахаи. Бояре для парадных выходов надевали горлатную шапку, т.е. сшитую из горла пушных зверьков — высокую, расширяющуюся кверху, с плоской тульей.

Женские головные уборы были сложнее, чем мужские и имели знаковое значение. Согласно обычаю, замужняя женщина не могла показаться на людях с непокрытой головой, простоволосой. Все волосы тщательно убирались под полотнище, обвиваемое вокруг головы — повой или убрус. В некоторых областях носили на голове маленькую вышитую шапочку с рогами — кику или кичку — символ замужества. Очень популярен был в древности и богато украшенный бисером и вышивкой кокошник с покрывалом.
На ногах с древнейших времен носили кожаную обувь — завязывающиеся вокруг голени поршни, или черевики, и сапоги. Крестьяне — плетеные лапти и обертки вокруг ноги из холста, сукна или меха — онучи.

Тема: «Одежда черноморских казаков».
Цели:
познакомить учащихся с одеждой черноморских
казаков;
развивать кругозор, речь учащихся, мышление;
воспитывать любовь к родному краю к традициям и истории нашей Родины.
Оборудование: диск, альбомные листы, краски,
костюмы, платок, шлычка, диск с песнями
Кубанского казачьего хора.
Ход урока:
1.Орг. момент.
2. Вступительное слово учителя:
— Где мы с вами живём?
— А кто наши предки?
Слайд 1.
Сегодня, мы с вами отправимся в путешествие в 18- 19 века и узнаем, откуда к нам пришла одежда, носят ли эту одежду сейчас?

С чего же всё началось?
Слайд 2.
В 1792 году казачья делегация прибыла в Санкт — Петербург на приём к Екатерине 11. По одежде видна ширь и свобода казачья. Ведь слово казак обозначает вольный человек. Они приехали просить разрешения о переселении черноморских казаков на Кубань.
Выслушав их, Екатерина издала указ: в целях укрепления территории с юга и южных рубежей заселить Кубань черноморскими казаками.
Переселение длилось с1792 по 1793 годы.
И с тех пор культура, обряды, одежда, жилище, бытовые предметы, музыка и литература формировались на основе украинских традиций.
В западных районах говорили на украинском языке:
«пийдымо до дому, прыныси воды».
Слайд 3.
Первоначально костюм казака был таким:
Слева:
-широкие штаны-шаровары
-рубаха
-кафтан — (мужская верхняя одежда) завязывался широким поясом.
-смушковая шапка (сшита из шкур новорождённых ягнят)
-на ногах сафьяновые сапоги (из кожи козьей и овечьей окрашены в яркие цвета)
Справа:
Летняя одежда- рубаха, короткий кафтан, шаровары, ботинки — чирики — туфли-галоши.
Так как соседями казаков были горцы: адыги и черкесы, то их костюм выглядел так:
Слайд 4.
Папаха — шапка
Черкеска- рубашка без ворота затянута поясом
-Как вы думаете, что слева и справа на груди?
Это трубочки для хранения патронов-газыри.
-обтянутые штаны
-на ногах – чувяки – мягкие туфли без задников.
Кавказсказская война не мешала горцам оставлять оружие и приезжать в казачьи станицы на ярмарки.
Казаки, видя костюмы адыгов, некоторые элементы взяли в свой костюм.
Слайд 5.
Линейные казаки носили:
-узкие штаны
-рубаха
-черкеска завязана поясом, с 16 — ю напатронниками
-бурка — верхняя одежда из овчины
-шапка – папаха
-обувь – чирики.
Слайд 6.
Казаки в этот костюм одевались по праздникам.
Слайд 7.
Перед нами повседневные и праздничные костюмы казаков и казачек .
-Кубанский башлык – съёмный капюшон с удлинёнными полами, всегда красного цвета.
-Шапка- кубанка- папаха уменьшенной высоты.
-Свадебный наряд казака.
Физминутка.
Слайд 8.
Женские адыгейский и казачий костюмы.
Адыгейская женщина носила:
Платье (сай) – из бархата, шёлка, шерсти, парчи и украшалось золотым шитьём. Опоясывалась металлическим, серебряным поясом или позолоченным.
Головной убор-шапочки разных покроев, украшенных
серебром и украшениями.
Женский казачий костюм
Сорочка и юбка — различных покроев.
Сорочка с длинным рукавом, юбка украшалась кружевами, иногда надевали по 2-3 одна на другую.
Одежда обходилась недорого, так как каждая женщина могла прясть, шить, вышивать, плести кружева.
Стёганые «кохты» из ситца в зависимости от длины назывались: — «гусаркой» длинная, «куцина»- укороченная. Фартук.
Волосы заплетали в косы и укладывали в пучок, который закрывали «шлычкой»- маленькой шапочкой с дном и затягивали шнурочком. На голову в холодную погоду завязывали платком на макушке и называлось — «знузданка»
На ноги обували сапожки, черевики-туфли на каблуке без задника.
Слайд 9.
Одежда казака и казачки
Кохты и рубахи украшали вышивкой. Каждая девушка готовилась к замужеству и вышивала для себя свадебный наряд : юбку и кохту. После свадьбы наряд убирали в сундук и бережно хранили, существовало поверье, если ребёнок заболел его завернуть в одежду он выздоровеет.
Если в вышивке использовали элементы, они являлись символами:
Цветок- символ солнца, тепла, уюта.
Ромб- благополучие, плодородие.
Волнистая линия- символ воды.
Ровные полоски — символ земли.
Слайд 10.
А сейчас носят одежду 18-19 веков?
Такую одежду одевают по праздникам люди, которые сохраняют обычаи, традиции предков. Перед нами Кубанский Казачий Хор который уважает прошлое Кубани, поёт кубанские песни, танцует кубанские танцы.
3. Закрепление.
Как называлась казачья одежда, повторим.
Показ костюмов и комментирование.
4. Рисование костюмов.
Мальчики — казака
Девочки – казачки.
5. Выставка работ.
6. Итог.
Откуда на Кубань пришла одежда?
Что нового вы узнали об одежде кубанских казаков?
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 города Лабинска
муниципального образования Лабинский район
Разработка урока по кубановедению на тему
«Одежда черноморских казаков»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *