История календарей презентация

Презентация. История возникновения календаря

История возникновения календаря

Под Новый год

пришел он в дом Таким румяным толстяком, Но каждый день терял он вес, И, наконец, совсем исчез.

Календарь

Что такое «календарь»?

Календарь — это печатное издание в виде таблицы (табель-календарь) или книжки , где содержится перечень чисел, дней недели, месяцев (реже годов). Также указываются праздники и астрономические сведения (лунная фаза, затмения и т. п.)

Значение слова

Слово » календарь » имело в своей истории разные значения

Затем возникло слово calendarium.

Так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца.

От лат. calendae, календы , – это название первого дня каждого месяца в Древнем Риме .

Печатное издание в виде таблицы

Год

Перечень месяцев

Перечень дней недели

Перечень чисел

Необходимость календаря

Потребность в календарях возникла в такой глубокой древности, когда человек не умел еще читать и писать .

Необходимость календаря

Календари определяли наступление весны, лета, осени и зимы, периоды цветения растений, созревания плодов, сбора лекарственных трав, изменений в поведении и жизни животных, изменения погоды, время земледельческих работ и многое другое.

Задачи календаря

Измерение интервалов времени

Фиксация дат

Основа календаря

Смена лунных фаз и смена сезонов года

День

Ночь

Системы календарей

Разные народы в разное время создали и пользовались тремя видами календарей:

Солнечные

Стремились согласовать продолжительность года с периодичностью процессов, происходящих в природе

Лунные

Хотели согласовать календарный месяц с фазами Луны

Лунно-солнечные Хотели согласовать и то и другое

Шумерский календарь

Одними из первых создателей календарей были жители Древнего Шумера . Они пользовались лунным календарем, основанным на наблюдении за движением Луны. В древнешумерском году было 354 дня, и состоял он из 12 месяцев по 29 и 30 суток.

Вавилонский календарь

Позднее, когда вавилонские жрецы-астрономы определили, что год состоит из 365,6 суток , прежний календарь переработали, он стал лунно-солнечным.

Древнеперсидский календарь

Древние земледельцы имели свой календарь и знали: есть в году сутки день самой продолжительной ночи и самого короткого дня , который называется днем зимнего солнцеворота . В этот день древние земледельцы праздновали рождение бога Солнца — Митры.

Древнеримский календарь

В Римской империи месяцы имели разную длину, но Новый год неизменно приходился на 1 января — дату смены консулов. 25 декабря — празднования зимнегосолнцеворота стало удобным временем для новогоднего гулянья.

Юлианский календарь

  • В 46 году до нашей эры Юлий Цезарь ввел календарь, получивший название юлианского . В основу этого календаря было положено годичное движение Солнца по 12 зодиакальным созвездиям . Согласно императорской реформе год начинался с 1 января. Первый месяц года был назван в честь бога Януса. Средняя длительность года в интервале четырех лет равнялась 365,25 суток.

Юлианский календарь

  • В Древней Греции начало лета приходилось на самый продолжительный день в году — 22 июня.
  • А летосчисление греки вели от знаменитых Олимпийских игр.

григорианский календарь

  • Григорием XIII в 1582 году был введен григорианский календарь (новый стиль). Необходимость изменений определялась тем, что юлианский календарь отставал от природного.
  • Дата дня весеннего равноденствия — 21 марта , из календаря изымались високосные годы , приходящиеся на последние годы столетий: 1600, 1700, 1800 и т.д.

История российского календаря

  • На Руси действовал юлианский календарь. До указа Петра I (1700 год) россияне вели свой календарь «от сотворения мира», которое произошло 5506 лет до нашей эры.
  • Начало Нового года праздновали где в сентябре, после уборки урожая, а где — в марте, в день весеннего солнцестояния.

Царский указ

  • Царский указ привел наше летосчисление в соответствие с европейским и повелел праздновать Новый год зимой — 1 января.

Реформа календаря

  • До октября 1917 года Россия жила по юлианскому календарю, «отставая» от европейских стран на 13 дней.
  • 1 февраля 1918 года вышел декрет , объявивший этот день 14-м числом. Этот год оказался самым коротким, состоящим из 352 дней

Странички для любознательных

  • В ряде мусульманских стран до сих пор пользуются лунным календарем , в котором начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний.
  • В ряде стран Юго-Восточной Азии, Иране, Израиле существуют разновидности лунно-солнечного календаря , в котором смена фаз Луны согласуется с началом астрономического года. Лунно-солнечный календарь применяется у евреев , исповедующих иудаизм, для вычисления сроков религиозных праздников.

Загадки о времени, о календаре

Стоит дуб, на дубу двенадцать гнёзд,

А в каждом гнезде по четыре синицы.

Где всё это хранится?

Без ног, а бежит —

Не кончается,

Никогда назад

Не возвращается.

(Время)

( Календарь)

Пал брус во всю Русь,

На том брусу

Двенадцать ёлок,

В каждой по четыре ветки.

Худеет с каждым днём толстяк

И не поправится никак.

(Год, месяцы, недели)

(Отрывной календарь)

Использованные источники

Время и календарь

Вся наша жизнь связана со временем и регулируется периодической сменой дня и ночи, а также времён года. Вам известно, что Солнце всегда освещает только половину земного шара: на одном полушарии — день, а на другом в это время ночь. Следовательно, на нашей планете всегда есть точки, где в данный момент полдень, и Солнце находится в верхней кульминации, а есть полночь, когда Солнце находится в нижней кульминации.

Момент верхней кульминации центра Солнца называется истинным полднем, момент нижней кульминации — истинной полночью. А промежуток времени между двумя последовательными одноимёнными кульминациями центра Солнца называется истинными солнечными сутками.

Казалось бы, их можно использовать для точного счёта времени. Однако из-за эллиптической орбиты Земли, солнечные сутки периодически меняют свою продолжительность. Так, когда Земля находится ближе всего к Солнцу, она движется по орбите примерно со 30,3 км/с. А через полгода Земля оказывается в самой удалённой точке от Солнца, где её скорость падает на 1 км/с. Такое неравномерно движение Земли по своей орбите вызывает неравномерное видимое перемещение Солнца по небесной сфере. Иными словами, в разное время года Солнце «перемещается» по небу с различной скоростью. Поэтому продолжительность истинных солнечных суток постоянно меняется и пользоваться ими в качестве единицы измерения времени неудобно. В связи с этим в повседневной жизни используются не истинные, а средние солнечные сутки, продолжительность которых принята постоянной и равной 24 часам. Каждый час среднего солнечного времени в свою очередь делится на 60 минут, а каждая минута — на 60 секунд.

Измерение времени солнечными сутками связано с географическим меридианом. Время, измеренное на данном меридиане, называется его местным временем, и оно одинаково для всех пунктов, находящихся на нём. При этом, чем восточнее земной меридиан, тем раньше на нём начинаются сутки. Если учесть, что за каждый час наша планета поворачивается вокруг своей оси на 15о, то разность времени двух пунктов в один час соответствует и разности долгот в 15°. Следовательно, местное время в двух пунктах будет отличаться ровно на столько, на сколько отличается их географическая долгота, выраженная в часовой мере:

T1 – T2 = λ1 – λ2.

Из курса географии вам известно, что за начальный (или, как его ещё называют, нулевой) меридиан принят меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию, находящуюся недалеко от Лондона. Местное среднее солнечное время Гринвичского меридиана называется всемирным временем — Universal Time (сокращённо UT).

Зная всемирное время и географическую долготу какого-либо пункта, можно легко определить его местное время:

T1 = UT + λ1.

Эта формула также позволяет находить географическую долготу по всемирному времени и местному времени, которое определяется из астрономических наблюдений.

Однако, если бы в повседневной жизни мы с вами пользовались местным временем, то по мере передвижения между населёнными пунктами, находящимися восточнее или западнее постоянного места проживания, нам бы приходилось непрерывно передвигать стрелки часов.

Для примера, давайте определим, на сколько позже наступает полдень в Санкт-Петербурге по сравнению с Москвой, если их географическая долгота заранее известна.

Иными словами, в Санкт-Петербурге полдень наступит примерно на 29 мин 12 с позднее, чем в Москве.

Возникающие неудобства столь очевидны, что в настоящее время практически всё население земного шара пользуется поясной системой счёта времени. Она была предложена преподавателем из США Чарльзом Даудом в 1872 году для использования на железных дорогах Америки. А уже в 1884 году в Вашингтоне прошла Международная меридианная конференция, итогом которой стала рекомендация применения гринвичского времени в качестве всемирного времени.

Согласно этой системе, весь земной шар разделён на 24 часовых пояса, каждый из которых простирается по долготе на 15° (или на один час). Часовой пояс Гринвичского меридиана считается нулевым. Остальным же поясам в направлении от нулевого на восток присвоены номера от 1 до 23. В пределах одного пояса во всех пунктах в каждый момент поясное время одинаково, а в соседних поясах оно отличается ровно на один час.

Таким образом, поясное время, которое принято в конкретном месте, отличается от всемирного на число часов, равных номеру его часового пояса:

Т = UT + n.

Если посмотреть на карту часовых поясов, то не трудно заметить, что их границы совпадают с меридианами только в малонаселённых местах, на морях и океанах. В остальных же местах границы поясов для большего удобства проведены по государственным и административным границам, горным хребтам, рекам и другим естественным рубежам.

Также от полюса до полюса по поверхности земного шара проходит условная линия, по разные стороны которой местное время отличается почти на сутки. Эта линия получила название линии перемены даты. Она примерно проходит по меридиану 180о.

В настоящее время более надёжным и удобным временем считается атомное время, которое было введено Международным комитетом мер и весов в 1964 году. А эталоном времени были приняты атомные часы, ошибка хода которых примерно составляет одну секунду за 50 тысяч лет. Поэтому с 1 января 1972 года страны земного шара ведут счёт времени по ним.

Для счёта длительных промежутков времени, в которых устанавливается определённая продолжительность месяцев, их порядок в году и начальный момент отсчёта лет, был введён календарь. В его основе лежат периодические астрономические явления: вращение Земли вокруг оси, изменение лунных фаз, обращение Земли вокруг Солнца. При этом любая календарная система (а их насчитывается более 200) опирается на три основные единицы измерения времени: средние солнечные сутки, синодический месяц и тропический (или солнечный) год.

Напомним, что синодический месяц — это промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны. Он примерно равен 29,5 суток.

А тропический год — это промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия. Его средняя продолжительность с 1 января 2000 года составляет 365 д 05 ч 48 мин 45,19 с.

Как видим, синодический месяц и тропический год не содержат в себе целого числа средних солнечных суток. Поэтому многие народы по-своему пытались согласовать сутки, месяц и год. Это, в последствии, и привело к тому, что в разное время у разных народов была своя календарная система. Однако все календари можно условно разделить на три типа: лунные, лунно-солнечные и солнечные.

В лунном календаре год делится на 12 лунных месяцев, которые попеременно содержат в себе 30 или 29 суток. Вследствие этого, лунный календарь короче солнечного года примерно на десять суток. Такой календарь получил широкое распространение в современном исламском мире.

Лунно-солнечные календари самые сложные. В их основе лежит соотношение, что 19 солнечных лет равны 235 лунным месяцем. Вследствие этого, в году содержится 12 или 13 месяцев. В настоящее время такая система сохранилась в еврейском календаре.

В солнечном календаре за основу берётся продолжительность тропического года. Одним из первых солнечных календарей считается древнеегипетский календарь, созданный примерно в 5 тысячелетии до нашей эры. В нём год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом. А в конце года добавлялось ещё 5 праздничных дней.

Непосредственным предшественником современного календаря был календарь, разработанный 1 января 45 года до нашей эры в Древнем Риме по приказу Юлия Цезаря (отсюда и его название — юлианский).

Он содержал в себе 365,25 суток, что соответствовало известной в то время длине тропического года. Для удобства в нём три года считалось по 365 суток. А в каждый год, кратный четырём, добавлялись одни дополнительные сутки в феврале. Такой год был назван високосным.

Но и юлианский календарь не был совершенным, так как в нём продолжительность календарного года отличалась от тропического года на 11 минут и 14 секунд. Казалось бы, всего-ничего. Но к середине 16 века было замечено смещение дня весеннего равноденствия, с которыми связаны церковные праздники, на 10 суток.

Чтобы компенсировать накопившуюся ошибку и избежать подобного смещения в будущем, в 1582 году римский папа Григорий XIII провёл реформу календаря, передвинувшую счёт дней на 10 суток вперёд.

При этом, чтобы средний календарный год лучше соответствовал солнечному, Григорий XIII изменил правило високосных лет. По-прежнему високосным оставался год, номер которого кратен четырём, но исключение делалось для тех, которые были кратны ста. Такие годы были високосными только тогда, когда делились ещё и на 400. Например, 1700, 1800 и 1900 годы являлись простыми. А вот 1600 год и 2000 — високосными.

Исправленный календарь получил название григорианского календаря или календаря нового стиля.

В России новый стиль был введён лишь в 1918 году. К этому времени между ним и старым стилем накопилось разница в 13 дней.

Однако старый календарь всё ещё жив в памяти многих людей. Именно благодаря ему во многих странах бывшего СССР в ночь с 13 на 14 января отмечается «старый Новый год».

Римский календарь

Похожие презентации

краткое содержание других презентаций на тему слайда

«Календарь литературных дат» — Х.К. Андерсена Сесиль Бёдкер (1927). 95 лет – «Крокодил» (1917) К.И. Чуковского. 6 января – 180 лет со дня рождения французского художника-графика Гюстава Доре (1832–1884). Иллюстрация к роману Ш. де Костера «Легенда об Уленшпигеле.. 19 апреля – 110 лет со дня рождения русского писателя Вениамина Александровича Каверина (1903–1989).

«Н.А.Римский-Корсаков» — Живёт повсюду красота. «Тысяча и одна ночь». I часть «Море. Пиано. Тема царя Шахриара. Опера «Кащей Бессмертный». Физминутка. Форте. Синдбадов корабль.». Опера «Садко». Певческое упражнение. Опера «Золотой петушок». Опера «Ночь перед Рождеством». Сюита – музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.

«Римская система счисления» — Числовые обозначения в Древнем Риме напоминали первый способ греческой нумерации. Запись означала 10 сотен тысяч,то есть миллион. Примеры записи чисел: Когда счёт шёл десятками, то нарисовав 9 палочек ,десятой из перечёркивали. Запись чисел в римской системе счисления. Как видите, сначала идут большие числа, а затем меньшие.

«История календаря» — Месяц квинтилис был переименован сенатом в Юлиус по желанию императора. Я вселяю ужас. Реформа Юлия Цезаря Год замешательства. Сколько месяцев было в году? Майюс прославляющий богиню плодородия Майю. Априлис месяц, когда на деревьях раскрываются («аперире») почки. Я – добро и зло. Мартиус месяц полевых работ, которому покровительствовал Марс.

«Римская республика» — Пунами римляне называли карфагенян. Обострение противоречий в Риме. Основные вехи истории Рима. Республика. Трибун. Римская империя ко 2 веку нашей эры. Октавиан Август-император(27 г до н.э-14 г. н.э.). Октавиан. Консул. Рим. Основные даты Римской истории. Право вето. Антоний. Кризис республики. Рабы.

«Римские цифры» — Сокращённый способ записи. Расширение. Маркировка циферблатов часов «под старину». Применение. Непозиционная система счисления. Величина, которую обозначает цифра, не зависит от положения в числе. Разберём пример 3 000 006. Зарождение римских цифр. В некоторых изданиях — номера листов с предисловием к книге.

Презентация «Календарь Древней Руси» презентация к уроку (3 класс) по теме

Слайд 1

Презентация к занятию по внеурочной деятельности «История родного края» Календарь Древней Руси 3 класс Митракова Татьяна Владимировна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Дружба

Слайд 2

Для чего нужны календари?

Слайд 3

Календарь – одно из древнейших изобретений человечества В каждой местности действовал календарь, отличный от календаря другой местности. За основу брали фазы луны, приливы и отливы океана, восход и заход солнца и т.д.

Слайд 4

Римский календарь

Слайд 5

Юлианский календарь

Слайд 6

Григорианский календарь

Слайд 7

Славянский календарь

Слайд 8

Древняя Русь В Древней Руси летоисчисление велось от сотворения мира, а не от Рождества Христова. Сначала год начинался с 1 марта. Затем с конца XV века – с 1 сентября.

Слайд 9

Указом Петра I от 15 декабря 1966 года установил новое начало года: вслед за 31 декабря 7208 года от сотворения мира наступило 1 января 1700 года от Рождества Христова.

Слайд 10

Какие названия имели месяцы? Месяцы имели самые разные названия в зависимости от климата тех территорий, где жили наши предки. Названия зависели и от языка, на котором говорил тот или иной славянский народ.

Слайд 11

Январь Просинец , что значило светлеющий, потому что январь – время, связанное с возрождением Солнца, с увеличением светового дня. Сечень (вырубка леса – именно в это время получали самую лучшую древесину, потому что в деревьях меньше сока. Лютовей или лютень (холодно, вьюга).

Слайд 12

Февраль Снежень — обилие снежных сугробов. Вьюговей — из-за частых вьюг. Крутень – за бураны, поземки, метели. – лесные звери и домашний. Лютень, бокогрей скот уже выходили на солнце обогревать бока. Свадебный – в феврале на Руси играли много свадеб.

Слайд 13

Март Сухий – мало осадков, сухость в лесу Березозол – жгли на уголь березы. Соковник – брали у березы сок.

Слайд 14

Апрель Березозол, цветень, квитень – цветение первых цветов в садах и в поле, распускаются почки на деревьях.

Слайд 15

Май Травень или травный – зеленеет трава. Пролетень – конец весны. Росеник – в мае много росы. Ранопашец – пора сева.

Слайд 16

Июнь Изок – так называли кузнечиков, которые появлялись в июне. Светозар – из-за частых зарниц. Червень – в этом месяце краснеет вишня.

Слайд 17

Июль Липец или липень – время цветения липы, также называли и собранный в это время пчелами мёд. Также называли червень.

Слайд 18

Август Серпень –жали серпами хлеб. Жнивень, заревъ (от заря).

Слайд 19

Сентябрь Вересень – цветение вереска. Жовтень – желтеет листва. Рюен или ревун – за частые громы.

Слайд 20

Октябрь Листопад – месяц падающих листьев.

Слайд 21

Ноябрь Листопад, грудень (груда – мерзлая колея на дорогах), снеговей.

Слайд 22

Декабрь Студень, грудень, снежань.

Слайд 23

Наука, которая помогает историкам изучать время совершения событий, называется хронологией. Хронология изучает системы летоисчисления и календари разных народов и государств.

Слайд 24

История календаря

Цели и задачи урока.

Общеобразовательные: формирование понятий: календарь, лунный и солнечный календари, лунный месяц и тропический год, семидневная неделя, старый и новый стили, високосный год, формула перевода дат из одной системы летоисчисления в другую.

Воспитательные: знакомство с основными типами календарей, понятием «високосный год» и переводом дат юлианского и григорианского календарей.

Развивающие: формирование умений решать задачи на расчет перевода дат летоисчисления из одной системы летоисчисления в другую.

План урока.

  1. Актуализация материала.
  2. Формирование понятий об основных типах календарей, их отличий между собой и применение.
  3. Формирование понятий о новом и старом стилях.
  4. Проблема Всемирного календаря.
  5. Решение задачи на перевод даты одного стиля в другой. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

Наглядные пособия: презентация к уроку.

Ход урока

1. С календарем неразрывно связана вся многовековая история человеческой культуры.

Потребность в календарях возникла в такой глубокой древности, когда человек не умел еще читать и писать. Календари определяли наступление весны, лета, осени и зимы, периоды цветения растений, созревания плодов, сбора лекарственных трав, изменений в поведении и жизни животных, изменения погоды, время земледельческих работ и многое другое. Календари отвечают на вопросы: «Какое сегодня число?», «Какой день недели?», «Когда произошло то или иное событие?» и позволяют регулировать и планировать жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Презентация

2. (Слайд №2) Основой любого календаря служат длительные промежутки времени, определяемые по периодическим явлениям природы – смене лунных фаз и смене сезонов года.

В результате попыток согласования суток, месяца и года возникли три системы календарей:

(Слайд №3) лунные, в которых хотели согласовать календарный месяц с фазами Луны;

(Слайд №4) солнечные, в которых стремились согласовать продолжительность года с периодичностью процессов, происходящих в природе;

(Слайд №5) лунно-солнечные, в которых хотели согласовать и то и другое.

Каждый календарь обязан установить определенный порядок счета дней (суток), число суток в длительных периодах времени и указать начало счета самих периодов. Первая задача не вызывает затруднений, третья решается тоже решается просто, т.к. за начало счета можно принять любое реальное или мифическое событие. Вторая задача решалась бы легко, если бы период смены лунных фаз, называемых лунным месяцем, и тропический год (период смены сезонов года) содержали в точности целое число суток. Но все три периода несоизмеримы между собой: тропический год — это 365 дней 5 часов 48 минут 46,08 секунд, лунный месяц – 29 дней 12 часов 44 минуты 2, 98 секунд.

(Слайд №6) Календарь – определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни). Само же слово “календарь” произошло от латинских слов “саleo” — провозглашать и “саlendarium” — долговая книга.

(Слайд №7) Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе — что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам.

(Слайд №8) Первый лунный календарь появился в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне. Тогда же была введена и семидневная неделя. Это “священное” число чрезвычайно вдохновляло жрецов, которые знали на небе 7 ярких “божественных” светил: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Каждый день семидневки можно было посвятить одному из небесных светил.

Это казалось особенно важным и символическим. Обычай измерять время семидневной неделей стал у многих древних народов.

(Слайд №9) Более крупной и с современной точки зрения наименее важной единицей измерения времени является месяц. Месяц, как подчеркивает уже само название, связано с Луной — первоначально месяц соответствовал длительности полного цикла смены лунных фаз, который связан с обращением Луны вокруг Земли. Периодическое “умирание” и “возрождение” лунного диска служило вечными “часами”.

Лунный месяц естественным образом делился на четыре четверти: от “зарождения” Луны до того момента, когда видна ровно половина “молодого” лунного диска (этот момент и теперь называется первой четвертью), от наполовину освещенного диска до полнолуния, затем от полнолуния до половины “старой” Луны и, наконец, от наполовину освещенного диска до его полного исчезновения в новолуние. Четвертая часть месяца составляет округленно 7 дней.

(Слайд №10) На заре современной цивилизации жители междуречья Тигра и Евфрата пользовались лунным месяцем как основной единицей измерения длительных промежутков времени. Истинная продолжительность лунного месяца составляет в среднем около 29 с половиной дней. Начало нового месяца определялось прямо из наблюдений первого появления узкого серпа Луны после новолуния. Лунные месяцы оказывались разной продолжительности: в них попеременно получалось то 29, то 30 дней.

О существовании годичного цикла природных явлений вавилонские жрецы судили преимущественно по разливам рек. Наблюдая их, они вывели, что в году насчитывается 12 лунных месяцев. Это число также должно было очень удовлетворять жрецов: оно хорошо вписывается в халдейскую шестидесятеричную систему счета и явно свидетельствует о том, что мир сотворен богами в высшей степени разумно.

Однако 12 месяцев, в которых считается либо 29, либо 30 дней, составляют в сумме 354 дня. Это на 11 с лишним дней меньше истинной продолжительности солнечного года. Таким образом, считая по 12 лунных месяцев в году, вавилонские жрецы должны были вскоре обнаружить, что их весенний месяц нисану неустанно скитается по всем временам года. Он становится то летним, то осенним, то зимним месяцем. Вавилонский чисто лунный календарь нуждался в улучшении.

В дальнейшем лунный календарь был усовершенствован и ныне под названием мусульманского календаря принят в ряде стран Азии. Мусульманский календарный год содержит 354 дня и подразделяется на 12 месяцев, длительностью чередующейся 30 и 29 дней, что в среднем составляет 29,5 суток, т.е. близка к лунному месяцу.

(Слайд №11) В Древнем Египте за три тысячелетия до н.э. существовал солнечный календарь. Из наблюдений было установлено, что первое предутреннее появление ярких звезд после периода их невидимости повторяется примерно через 360 суток. Поэтому древнеегипетский солнечный календарь содержал 360 дней и имел 12 месяцев. В каждом месяце было по 30 дней.

Христианский календарь имеет греко-римское происхождение и по своему типу является солнечным, но наряду с этим христианский церковно-литургический годовой цикл уходит своими корнями в еврейскую традицию, поэтому расчеты и установление дат целого ряда христианских праздников производятся с учетом их соотношения с еврейским лунно-солнечным календарем.

(Слайд №12) Древнеримский календарь сложился в I в. до н.э. Год римского календаря с общей продолжительностью в 355 дней состоял из 12 месяцев.

(Слайд №13) Такое совпадение не является случайным. Оно объясняется тем, что римляне в то время привязывали календарь к изменению фаз Луны. Начало каждого месяца определялось всякий раз по первому появлению лунного серпа после новолуния, и по приказу жрецов каждый раз глашатаи оповещали римлян о начале нового месяца или года, что было большим недостатком древнеримского календаря.

Большие сложности вызывало также то, что римский год был более чем на 10 дней короче тропического года. С каждым годом календарные числа все менее соответствовали явлениями природы. Но в хозяйственной жизни римлян важную роль играли земледельческие работы, и, чтобы держать начало года вблизи одного и того же сезона, они делали вставку дополнительных дней. При этом римляне из каких-то суеверных побуждений не вставляли целого месяца отдельно, а в каждом втором году между 23 и 24 февраля “вклинивали” попеременно 22 или 23 дня. В итоге число дней в римском календаре чередовалось в таком порядке: 355 дней; 377 (355+22) дней; 355 дней; 378 (355+23) дней. Вставные дни получили название месяца Мерцедония, хотя древние писатели называли просто вставочным месяцем – интеркалярием (intercalis). Само слов “мерцедоний” происходит от “merces edis” — “плата за труд”: это был месяц, в котором производились расчеты арендаторов с владельцами имущества. В результате вставок каждое четырехлетие состояло из двух простых годов и двух удлиненных. Средняя продолжительность года в таком четырехлетнем периоде составляла 366,25 дня, то есть была на целые сутки больше, чем в действительности. Чтобы избегнуть расхождения между календарными числами и явлениями природы, приходилось время от времени увеличивать или уменьшать длину добавочных месяцев. Все эти исправления и изменения в календаре, а также общее наблюдение за его правильностью были поручены верховному жрецу.

Право изменять продолжительность добавочного месяца с 191 г. до н.э.

принадлежала только понтификам, во главе которых стоял верховный жрец. Но они часто злоупотребляли своей властью, удлиняя годы и тем самым сроки пребывания на выборных должностях своих друзей и укорачивая эти сроки для врагов или тех, кто отказывался дать взятку. Так как в начале каждого года проводилась уплата долгов и налогов, то нетрудно представить, как твердо с помощью календаря держали жрецы в своих руках всю хозяйственную и политическую жизнь в древнем Риме. Со временем календарь был так запутан, что праздник жатвы приходилось отмечать зимой.

3. (Слайд №14) Во времена зарождения христианства (I в. от Р.Х.) официальным календарем Римской Империи был солнечный календарь, называемый юлианским. Он был создан в результате реформы, проведенной в 46 г. до Р.Х. императором Юлием Цезарем (отсюда и название календаря) и введен с 1 января 45 г. до Р.Х.

Реформа была вызвана несовершенством старого римского календаря: год в этом календаре состоял только из 10 месяцев и содержал 304 дня, что делало его значительно короче тропического года промежутка времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия, равного 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам солнечного времени.

Календарные числа с каждым годом все менее соответствовали астрономическим и природным явлениям, а это, в свою очередь, создавало трудности в определении сроков сезонных полевых работ, времени сбора налогов, а также нарушало периодичность дат государственных праздников.

Побывав в Египте, Юлий Цезарь познакомился с календарем египтян, который применялся ими уже с IV тысячелетия до Р.Х. Происхождение египетского солнечного календаря связано с Сириусом самой яркой звездой небосвода. За основу календарных расчетов египтянами был взят промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, которые одинаково совпадали с летним солнцестоянием и разливом Нила и составляли 365? суток.

(Слайд №15) Но год в египетском календаре состоял из 365 дней и делился на 12 месяцев, по 30 дней каждый (в конце года добавлялось пять праздничных дней, не входивших в состав месяцев). Именно этот календарь Цезарь решил ввести в Риме. Создание нового календаря он поручил группе александрийских астрономов во главе с Созигеном.

Сущность реформы состояла в том, что в основу календаря было положено годовое перемещение Солнца между звездами. Средняя продолжительность года была принята равной 365? суток, что соответствовало известной в то время длине тропического года. Чтобы начало календарного года всегда приходилось на одно и то же число и на одно и то же время суток, 3 года подряд считали по 365 дней, а четвертый, високосный, — 366 дней.

(Слайд №16) Год делился на 12 месяцев, за которыми были сохранены их традиционные римские названия:

Январь (Ianuarius) в честь бога Януса;

Февраль (Februarius) в честь бога Фебрууса;

Март (Martius) в честь бога Марса

Апрель (Aprilis) от латинского aprire (раскрывать), так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях;

Май (Maius) в честь богини Майи;

Июнь (Iunius) в честь богини Юноны;

Квинтилис (Quintilis) пятый;

Секстилис (Sextilis) шестой;

Сентябрь (September) седьмой;

Октябрь (October) восьмой;

Ноябрь (November) девятый;

Декабрь (December) десятый.

Было упорядочено число дней в месяцах: все нечетные месяцы имели по 31 дню, а четные по 30. Только февраль простого года содержал 29 дней.

Началом нового года стал считаться день 1 января (до этого новый год начинался в римском календаре 1 марта). Как раз в 45 г. до Р.Х. на этот день выпало первое новолуние после зимнего солнцестояния. Это единственный элемент в структуре юлианского календаря, имеющий связь с лунными фазами.

При этом календарная реформа не затрагивала принципов традиционного летосчисления: записи официального календаря датировались в Риме годами правления консулов, а впоследствии императоров. Кроме того, в Риме получило широкое распространение и неофициальное летосчисление ab Urbe condita (от основания Города), или римская эра, ведущая начало с 753 г. до Р.Х.

В благодарность Юлию Цезарю за упорядочение календаря и его военные заслуги римский сенат в 44 г. до Р.Х. переименовал месяц Квинтилис (пятый), в котором родился Цезарь, в Июль (Iulius).

Слайд №17) Но окончательно календарная реформа была завершена только в 8 г. до Р.Х. во время правления императора Августа. В его честь месяц Секстилис был переименован в Август (Augustus). По приказу императора начиная с 8 г. до Р.Х. и кончая 8 г. от Р.Х. в високосные года не прибавляли дополнительный день. Кроме того, изменилось чередование длинных и коротких месяцев: к августу был прибавлен один день за счет февраля, одновременно один день сентября переносился на октябрь и один день ноября на декабрь.

(Слайд №18) Приводится таблица “Название месяцев на старославянском, украинском и белорусском языках.

Правильное применение юлианского календаря началось только с 7 в. от Р.Х. С этого времени все календарные годы, порядковое число которых делится на 4, являются високосными. Продолжительность юлианского года была установлена в 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше тропического года на 11 минут 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки.

Таким образом, юлианский календарь не обладал абсолютной точностью, но его достоинство заключалось в другом — в значительной простоте.

(Слайд №19) В 325 году состоялся первый Вселенский (Никейский) Собор Христианской Церкви, который утвердил юлианский календарь для использования во всем христианском мире. При этом в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз, то есть солнечный календарь был органично соединен с календарем лунным. Это был крайне важный момент в определении сроков празднования самого главного христианского праздника — Пасхи и связанных с нею подвижных праздников: Пасха Нового Завета зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи, которая всегда празднуется в один и тот же день — 14 нисана по еврейскому лунному календарю.

Церковный юлианский календарь в своем реформированном виде не только выполнил задачу, отвечающую всем требованиям церковного богослужения, но и положил конец спорам между Римской, Константинопольской и другими Церквами по поводу того, когда именно следует праздновать христианскую Пасху и какими правилами необходимо для этого руководствоваться.

Собор постановил отмечать Пасху в первый воскресный день после полнолуния, которое выпадает на период весеннего равноденствия. По юлианскому календарю в то время весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Эта дата и была признана отправной для вычисления праздника Пасхи.

Так момент весеннего равноденствия за каждые 128 лет смещается относительно календарных дат на целые сутки. Поэтому возникла необходимость реформы календаря, поскольку празднование Пасхи все больше отодвигалось от астрономической даты весеннего равноденствия. В 1582 году такую реформу, направленную прежде всего на удовлетворение церковных нужд, осуществил папа римский Григорий ХIII.

Накопившиеся лишние дни убрали очень просто, объявив после 4 октября сразу 15 октября 1582 года.

(Слайд №20) Календарь, введенный папой Григорием ХIII, григорианский календарь (новый стиль), был в том же, 1582-м, году принят в Италии, Франции, Испании, Португалии и других католических землях. Протестантские страны долго не признавали такое нововведение и перешли на этот календарь уже в ХVIII веке. В 1873 году григорианский календарь принимается в Японии, в 1911 году – в Китае.

Календарь, введенный папой Григорием ХIII, григорианский календарь (новый стиль), был в том же, 1582-м, году принят в Италии, Франции, Испании, Португалии и других католических землях. Протестантские страны долго не признавали такое нововведение и перешли на этот календарь уже в ХVIII веке. В 1873 году григорианский календарь принимается в Японии, в 1911 году – в Китае.

В григорианском календаре (новом стиле) чередование простых и високосных годов в пределах каждого столетия ведется точно так же, как и в юлианском календаре, но последний год столетия считается високосным только в том случае, если номер столетия делится на 4. Т.о., годы 1600. 2000. 2400 по обоим календарям значатся високосными, но годы 1700, 1800, 1900 и 2100 в юлианском календаре считаются високосными (по 366 дней), а в григорианском – простыми (по 365 дней), и тем самым за 400 лет, например, с 1600 по 2000 г., исключается трое суток.

(Слайд №21) В России декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 26 января 1918 года следующий после 31 января день стал считаться 14 февраля. Однако русская православная церковь не перешла на новый стиль, сохранила юлианский календарь.

Но в светском обиходе григорианский календарь стал международным, так как его придерживаются практически все страны мира.

В настоящее время юлианский календарь отстает от григорианского на 13 дней. Т.к. и по новому и по старому стилям 2000 год является високосным, то это различие сохранится вплоть до 28 февраля 2100 г., после чего оно достигнет 14 дней.

Погрешность юлианского календаря за 400 лет составляет 74 часа 53 минуты. А в григорианском за тот же период накапливается избыток в 2 часа 53 минуты.

(Слайд №22) Для перевода дат юлианского календаря (старого стиля) в григорианский (новый стиль) надо прибавить к числу старого стиля число n, рассчитываемое по формуле:

n=C-(C1:4)-2,

где С- число полных столетий, прошедших за этот период,

С1- ближайшее меньшее число столетий, кратное четырем.

(Слайд №23) Число n можно определить по таблице – “Расхождение между юлианским и григорианским календарями”.

4. (Слайд №24) Проблема: в чем главная трудность составления любой календарной системы?

Ответ: В том, что естественные меры времени, которыми люди вынуждены пользоваться, — год, месяц и сутки — несоизмеримы между собой.

Сегодня наш календарь с астрономической точки зрения является достаточно точным и, по существу, не требует никаких изменений. И все же о реформе его говорят уже десятилетиями. При этом имеют в виду не изменение типа календаря, не введение новых приемов счета високосных годов. Речь идет исключительно о перегруппировании дней в году с тем, чтобы уравнять длину месяцев, кварталов, полугодий, ввести такой порядок счета дней в году, при котором новый год приходился бы на один и тот же день недели, например, на воскресенье.

В самом деле, наши календарные месяцы имеют продолжительность в 28, 29, 30, 31 день; длина квартала меняется от 90 до 92 дней, а первое полугодие на три-четыре дня короче второго. Вследствие этого усложняется работа плановых и финансовых органов. Неудобным является и то, что неделя начинается в одном месяце или квартале, а заканчивается в другом. Поскольку же год содержит 365 дней, то он заканчивается тем же днем, с которого начинался, а каждый новый год начинается с другого дня.

На протяжении последних 60 лет выдвигались всевозможные проекты реформы календаря. В 1923 г. при Лиге Наций был создан специальный комитет по вопросам календарной реформы. После второй мировой войны этот вопрос был передан в руки Экономического и Социального Совета ООН.

5. (Слайд №25) Задачи.

1. Условие: А.С. Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 г. Когда следует праздновать день его рождения по новому стилю?

(Слайд №26) Решение: В XVIII в. в Москве действовал старый стиль, в котором в отличие от нового стиля считались високосными годы 1800-ый и 1900-ый. Следовательно, 1799 г. оба стиля различались не на 13 дней, а на 11 дней и по новому стилю искомая дата – 6 мая, т.е.

n=C-(C1:4)-2=17-(16:4)-2=11,

т.е. новый стиль 26 мая + 11 = (26 + 5) мая + 6 июня = 31 мая + 6 июня.

Ответ: 6 июня.

2. (Слайд №27) Что означает название месяца “август”. Подсказка в картине К.Васильева “Жатва”?

(Ответ: серпень).

6. (Слайд №28) Домашнее задание.

Определить дату своего рождения по старому стилю.

  • Выдающийся польский ученый Н. Коперник родился 19 февраля 1479 г. по юлианскому календарю. Какова дата ученого по григорианскому календарю?
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *